Легкий бронеавтомобиль БА-20 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
«Краткая справка: Советский легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси автомобиля ГАЗ-М1 — История создания, описание конструкции и боевое применение.»
БА-20 с поручневой антенной и конической башней
История создания бронеавтомобиля БА-20
В 1936 году ,учтя замечания накопившиеся в войсках на основе эксплуатации бронеавтомобиля ФАИ, Ижорский завод разработал новую боевую машину — легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси легкового ГАЗ М-1, «эмки». Конструктивно БА-20 очень походил на предшественника — ФАИ, однако имел увеличенный бронекорпус и более рациональное размещение как бронелистов, так и элементов внутренней компоновки. Выпуск машины наладили на Выксинском заводе ДРО.
Конструкция бронеавтомобиля БА-20
Корпус бронеавтомобиля БА-20 сварной, из катаных броневых листов. На крыше башни люк сферической формы, сама башня поворачивается усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели и смотровые лючки с опускаемыми в бою крышками. Ещё один люк был в днище автомобиля — для выхода экипажа из поврежденной машины.
Шины БА-20 были пулестойкими, полуоси заднего моста, а также рессоры — усиленные. В части броневиков имелась радиостанция 71-ТК-1 устанавливавшаяся за сиденьем водителя, с поручневой антенной вокруг корпуса.
Чертеж бронеавтомобиля БА-20М
Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20
БА-20, 1936 г. — базовая модель.
БА-20ЖД, 1936 г. — машина имела 2 комплекта колес — автомобильные и железнодорожные. Последние представляли собой простые стальные диски с ребордами, способные катиться по рельсам. Замена колес занимала 30 мин, масса БА-20ЖД составляла 2780 кг, запас хода возрос до 580 км.
БА-20М, 1938 г. — модернизированный бронеавтомобиль. Цилиндрическая башня заменена на коническую, толщина лобовой брони возросла до 9 мм, поручневая антенна (если была) заменялась на штыревую. Была усилена передняя ось и колеса машины, а также установлен дополнительный топливный бак, благодаря чему запас хода увеличился до 450 км. В целом машина действительно стала лучше, абсоютно ни в чем не проигрывая оригинальной конструкции. Начиная с 1940 г. БА-20М оснащался новой радиостанцией — 71-ТК-З.
БА-21, 1938 г. — броневик БА-20М был технологическим пределом, легковое шасси ГАЗ-М1 дальнейшего повышения массы выдержать уже не могло. Тогда на его основе было создано новое шасси — ГАЗ-21, имеющее грузоподъемность 950 кг, и три оси, причем оба задних моста были ведущими. На БА-21 была применена и четырехступенчатая коробка передач, в 1,5-2 раза повысившая возможности буксировки для броневика. Броню корпуса удалось довести до 11 мм, а в переднюю часть корпуса установить дополнительный пулемет из которого должен был вести огонь радист. Масса БА-21 составила 3240 кг.
Модель бронеавтомобиля БА-21
Уже в феврале 1938 г. БА-21 пошел на испытания и показал хорошую проходимость по сравнению с БА-20, однако сильно проигрывая последнему в скорости — вместо 90 км/ч машина шла не более 52 км/ч. Комиссия посчитала, что БА-21 не имеет перед БА-20М решительных преимуществ и броневик в серию не пошел.
ЛБ-23, 1939 г., — ещё один вариант трехосного исполнения БА-20 носил имя «Лаврентий Берия». В качестве основы послужило шасси ГАЗ-22, оснащенное импортным двигателем «Додж» мощностью 72 л.с. При прочих характеристиках сопоставимых с БА-21, ЛБ-23 мог развивать скорость до 71 км/ч. Однако недостаточная, по мнению комиссии, маневренность броневика, а также импортный двигатель, не обеспечили ему, как и БА-21, решительных преимуществ перед оригинальной машиной.
Бронеавтомобиль ЛБ-23
Служба и дальнейшая судьба бронеавтомобиля БА-20
БА-20 находился в производстве с 1936 по 1942 г.г., всего было изготовлено около 2100 машин. Начиная с Халкин-Гола и заканчивая Великой Отечественной войной, БА-20 применялись советскими войсками, и зарекомендовали себя с лучшей стороны в качестве разведывательных, штабных и машин связи.
Характеристики легкого бронеавтомобиля БА-20 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Легкий бронеавтомобиль (4×2) |
Дата выпуска: | 1936 г. |
Длинна: | 4,31 м |
Ширина: | 1,75 м |
Высота: | 2,13 м |
Броня, лоб: | 9 |
Броня, борт: | 6 |
Броня, башня: | 9 |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | 50 л.с. |
Дальность хода: | 450 км |
Максимальная скорость: | 90 км/ч |
Масса: | 2520 кг |
Вооружение: | 1× 7,62-мм пулемет ДТ |
Характеристики приведены для БА-20М
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»
armedman.ru
Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20
Бронированные автомобили – бронеавтомобили – это тип специальной военной техники, обладающей бронированным кузовом и пулеметным или пушечным вооружением. В период двух мировых войн бронеавтомобили в отличие от колесных бронетранспортеров не были предназначены для перевозки десанта. По комплексу выполняемых задач они во многом были сходны с легкими танками тех лет. Особенно это можно отнести к СССР, где перед войной были созданы бронеавтомобили семейства БА различных типов: легкие (массой до 4 тонн) – БА-20, средние (от 4 до 8 тонн) – БА-3, 6, 10, а также тяжелые (масса более 8 тонн) – БА-11. Уже в военные годы был создан еще один легкий бронеавтомобиль БА-64. Начнем наш рассказ с легкого бронеавтомобиля БА-20. В 1930-е годы во многих армиях мира достаточно широко применялись обыкновенные легковые автомобили, пусть даже имеющие недостаточную проходимость. Чаще всего они использовались в штабах, для связи и командирской разведки. Оснащение воинских подразделений автомобилями в случае войны увеличивало мобилизационные возможности промышленности. При этом для использования в армейских целях обычные гражданские модели требовалось прикрыть хотя бы легкой противопульной броней. Именно таким образом в СССР поступили, переделав ГАЗ-А, в легкий бронеавтомобиль ФАИ, который выпускался с 1931 по 1936 годы.Бронеавтомобиль БА-20 имел компоновочную схему с передним расположением моторного отделения. Совмещенное боевое отделение и отделение управления располагались в средней и кормовой частях бронеавтомобиля. В кормовой части над боевым отделением располагалась небольшая вращающаяся пулеметная башенка. Посадка и высадка экипажа, который состоял из 2-х человек, осуществлялась через бронированные двери, которые располагались по бортам корпуса БА-20, а также через люк, находящийся в крыше пулеметной башенки. Для кругового обзора из бронеавтомобиля был предназначены специальные смотровые щели в корпусе и башне, прикрываемые изнутри специальными бронезаслонками, а также смотровые лючки в лобовом листе, корме и дверях. Помимо этого в машине имелся еще один люк – десантный, находящийся в днище БА-20. Он предназначался для выхода экипажа из машины в случае ее подбития на поле боя. Бронеавтомобиль БА-20 обладал противопульным бронированием, его сварной корпус производился из катаных броневых листов, имеющих толщину в 4 и 6 мм. Бронелисты располагались под большими углами наклона. По сравнению со своим предшественником, бронеавтомобилем ФАИ, он обладал увеличенным объемом боевого отделения (для размещения внутри радиостанции), а также сравнительно небольшой массой и размерами. Масса БА-20 составляла 2,52 тонны.
Живучесть в условиях боя бронеавтомобилю обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надежность – усиленные рессоры и полуоси заднего моста. С улучшением ряда эксплуатационных качеств машины возросла и ее боевая масса, правда это практически никак не отразилось на его проходимости и надежности. Хорошие тяговые качества двигателя позволяли бронеавтомобилю БА-20 преодолевать подъему крутизной до 15 градусов, а также труднопроходимые участки местности.
На бронеавтомобиле устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный двигатель М-1, развивавший мощность в 50 л.с. Двигатель снабжался экономайзером и карбюратором «Зенит». Его пуск осуществлялся при помощи электростартера МАФ-4006 мощность в 0,8 л.с. В батарейной контактной системе зажигания машины применялись распределитель с центробежным регулятором, индукционная катушка (бобина) и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 литров, запас хода по шоссе равнялся 350 км. В состав трансмиссии БА-20 входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, а также трехступенчатая коробка передач (три скорости вперед и одна – назад), главная передача, карданная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа. Бронеавтомобиль вооружался одним пулеметом ДТ калибра 7,62-мм, который был установлен в шаровой опоре вращающейся башенки. Его боекомплект состоял из 1386 патронов, которые были снаряжены в 22 диска по 63 патрона. Углы его вертикального наведения составляли от -13 до +23 градусов. Для ведения огня применялся простой механический прицел. Вращение башенки производилось при помощи специального спинного упора усилиями стрелка, который сидел на вращающемся сидении, прикрепленном к днищу бронеавтомобиля. Данный стрелок одновременно являлся и командиром экипажа бронеавтомобиля БА-20.
Электрооборудование БА-20 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение в сети машины составляло 6 вольт. В качестве источников электроэнергии применялась аккумуляторная батарея ЗСТ-100, имеющая емкость в 100 Ампер-часов, а также генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт. Для осуществления внешней связи часть машин оснащалась коротковолновой приемо-передающей радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну. Радиостанция монтировалась в боевом отделении за местом водителя, для питания радиостанция применялся дополнительный аккумулятор ЗСТ-100. В случае установки на машину радиостанции в состав ее экипажа вводился радист. Для внутренней связи экипаж БА-20 пользовался танкофоном.
БА-20 обладал хорошей проходимостью и был достаточно надежен. Хорошие тяговые качества его двигателя позволяли без особых проблем преодолевать подъемы до 15 градусов, косогоры до 12 градусов, броды глубиной до полуметра и канавы шириной в 0,35 метров. Как и легковой автомобиль ГАЗ-М1, БА-20 имел привод лишь на заднюю ось. По шоссе автомобиль мог развивать скорость в 90 км/ч, по пересеченной местности средняя скорость составляла 36 км/ч.
В 1938 году подобно другим бронеавтомобилям Красной Армии он прошел процедуру модернизации. Обновленная машина получила обозначение БА-20М. Новая машина отличалась от предыдущей версии новой пулестойкой башенкой конической формы. В состав ее экипажа добавился третий человек – радист. Радист обслуживал усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3, которая оснащалась штыревой антенной и располагалась с левого борта броневика. В состав вооружения БА-20 был введен запасной пулемет ДТ, который размещался в боевом отделении. При этом боекомплект машины остался неизменным. Броневая защита автомобиля был усилена за счет использования лобовых листов башни и корпуса толщиной в 9 мм. Помимо этого удалось увеличить запас хода машины, который составлял теперь 450 км. Увеличение запаса хода произошло за счет установки дополнительного топливного бака на 30 литров. Данная модернизация привела к незначительному увеличению массы бронеавтомобиля. БА-20М стал весить на 100 кг. больше, его масса составила 2,62 тонны.
В 1936 году был разработан также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-20ЖД, у которого помимо обычных колес имелись также и замещающие их в случае необходимости стальные диски с ребордами, которые способны были без проблем катиться по рельсам. Смена колес на бронеавтомобиле выполнялась силами экипажа за 30 минут, при этом снятые шины закреплялись по бортам корпуса. Скорость БА-20 по железной дороге составляла до 80 км/ч, а запас хода равнялся 430-540 км. Масса данной модификации бронеавтомобиля достигла 2,78 тонн. Данные машины чаще всего входили в состав бронепоездов или использовались в качестве легких разведывательных бронедрезин.
Боевое крещение БА-20 прошел во время вооруженного конфликта с Японией на реке Халхин-Гол, где было установлено, что броня БА-20 с легкостью пробивается бронебойными пулями крупнокалиберного 13,2-мм пулемета. Броня бронеавтомобиля держала лишь винтовочные и пулеметные простые и бронебойные пули калибра 7,62-мм. В дальнейшем бронеавтомобиль принял участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, а также неплохо зарекомендовал себя в боях начального периода Великой Отечественной. Бронеавтомобиль серийно выпускался с 1936 по 1941 года, незначительное количество машин было собрано в 1942 году из остававшихся деталей. До начала Великой Отечественной войны было произведено 1557 БА-20.
Среди трофеев, которые были захвачены финской армией в ходе советско-финской войны 1939 года, среди прочего было и 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М. На вооружении финской армии данные бронеавтомобили находились вплоть до 1957 года. Помимо этого в ходе летних боев 1941 года немцы смогли захватить около 100 бронеавтомобилей обеих модификаций. Большинство из них было направленно в войска СС и полицейские части. В немецкой армии данная машина получила обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), версия БА-20М – Panzerspaehwagen BA 202 (r). Машины Panzerspaehwagen BA 202 (r) состояли на вооружении различных частей, к примеру 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».
Колонна бронетехники РККА пред отправкой на фронт. На фото запечатлены легкие бронеавтомобили БА-20, причем первый ряд составляют машины, оборудованные радиостанциями 71-ТК-1 с поручневой антенной. Справа, у верхнего среза фото, видна часть танковой колонны, состоящей из танков Т-28 и Т-35
Использованы источники:
www.bronetehnika.narod.ru/ba20/ba20.html
www.opoccuu.com/ba-20.htm
www.pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/83-ba-20
topwar.ru
БА-20М Википедия
БА-20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БА-20 в экспозиции музея Великой Отечественной войны в Киеве. Шины, а вероятно, и колесные диски, не „родные“ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БА-20 (БА-20М) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | лёгкий бронеавтомобиль[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 2,27 (2,32)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 2-3[3][4] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1936—1942 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | 1936—1957 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 2108[3] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | СССР СССР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 4310[4] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 1750[4] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2130[4] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 2845[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 1440 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 240[4] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная [3] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 6 (9)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 6 (6)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса, мм/град. | 5-6 (6) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | [2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса, мм/град. | 5 (5) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | [2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 3 (3)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 5 (5)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 6 (9) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб рубки, мм/град. | [2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 6 (6)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 6 (9)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма рубки, мм/град. | [2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 5 (5)[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | −13…+23° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 7,62-мм ДТ[3] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другое вооружение | радиостанция 71-ТК-1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 90[4] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 350 (БА-20 и БА-20М) 450 (БА-20М)[4][2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 19,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 4 × 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | на листовых рессорах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | до 15[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 0,35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 0,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БА-20 на Викискладе |
БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве лёгкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА[4], серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах[3].
История
Проектирование бронеавтомобиля на шасси ГАЗ М-1 по заданию АБТУ РККА коллектив специалистов КБ Ижорского завода (А. А. Липгарт, А. М. Кригер и др.)[1] начал в октябре 1933 года, первые опытные бронемашины были изготовлены в январе 1936 года, в феврале 1936 года был изготовлен стандартизованный вариант БА-20. Изготовленные бронемашины были переданы на испытания в НИБТ, которые прошли успешно[5].
Производство
В июле 1936 года техническую документацию передали на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который начал их серийное производство. Производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин размера 7,00-16 для бронеавтомобилей БА-20 передали на ленинградский завод «Красный Треугольник»[3]. Всего с июля до конца декабря 1936 года завод выпустил [5].
В марте — апреле 1937 года инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали для БА-20 новую коническую башню повышенной пулестойкости, но тем не менее, первые из выпущенных в 1937 году БА-20 ещё имели цилиндрическую башню старого образца. В третьем квартале 1937 года к производству пулестойких шин для БА-20 был подключён Ярославский резино-асбестовый комбинат. 20 ноября 1937 года завод получил приказ наркомата тяжёлого машиностроения СССР продолжать выпуск бронемашин БА-20 только в варианте с новой конической башней, усиленной передней осью и усиленными колёсами[5].
При постройке некоторых выпущенных в 1938 году БА-20 использовали детали бронекорпусов, ранее выпущенных заводом для бронеавтомобилей ФАИ-М[1].
С осени 1938 года в конструкцию бронемашин внесли дополнительные изменения: были усилены рессоры, задний мост, а толщина брони лобового листа и башни увеличена до 9 мм. Модифицированный вариант назван БА-20М. Всего в 1938 годуо выпущено [5] и 35 в варианте жд.
В 1939 году выпущено , еще 30 были собраны в счет поставки в 1938 году 30 машин в Монголию. Итого 365, из них 42 в варианте жд. В 1940 году — (РККА – 334 и 18 жд, НКВД – 18, НКВМФ – 7 жд).[5]
В конце 1930-х годов на основе опыта производства и эксплуатации лёгких бронеавтомобилей принято решение о создании нового бронеавтомобиля для замены ФАИ и БА-20. В результате, разработаны и построены опытный бронеавтомобиль БА-21 (на трехосном шасси ГАЗ-21), опытный бронеавтомобиль ЛБ-23 (на трехосном шасси ГАЗ-22)[1] и опытный бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, которые не производились серийно. В дальнейшем, перед началом Великой Отечественной войны принято решение о создании нового лёгкого бронеавтомобиля для замены БА-20 на полноприводном двухосном шасси[6].
В январе — мае 1941 года выпущено 239 БА-20 (для РККА – 237, включая 4 БА-20жд, для НКВД — 2)
В июне 1941 года выпущено 40 БА-20 и 16 БА-20жд, за июль — декабрь 1941 г. — ещё 317, включая 15 БА-20жд. Из них 3 машины, включая 1 БА-20жд отгрузили НКВМФ[5].
9 февраля 1942 года ГКО СССР принял постановление № 1415сс о прекращении производства бронемашин БА-20, в соответствии с которым 11 марта 1942 года наркомат танковой промышленности составил приказ № 268 о прекращении производства БА-20, который был направлен на завод. Производство БА-20 завершено в июле 1942 года. Всего с начала января до прекращения производства в июле 1942 года выпущено [5].
Боевое применение
Бои на Халхин-Голе
Летом 1939 года советские БА-20 участвовали в боях на Халхин-Голе[1], где положительно зарекомендовали себя в качестве разведывательных и связных машин, но оказались слабы в качестве боевых машин (их броня держала обстрел обычными и бронебойными пулями из винтовок и пулемётов нормального калибра, но бронебойные пули крупнокалиберных 13,2-мм пулемётов «гочкисс» японской армии её пробивали; кроме того, машины сгорали при забрасывании их бутылками с горючей смесью).
В ходе боевых действий 16 БА-20 безвозвратно потеряно и [7].
Польский поход Красной армии и Советско-финская война (1939—1940)
В сентябре 1939 года БА-20 участвовали в Освободительном походе в Польшу, зимой 1939 — 1940 года — в советско-финской войне (безвозвратные потери 33 машины)[1].
Перед Великой Отечественной войной
На 1 июня 1941 года в РККА числились 1424 БА-20 и 99 БА-20 жд, еще 2 машины находились на НИАБТ Полигоне. (ДОКЛАД начальника ГАБТУ Главному военному совету КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии. июнь 1941 года)
Всего на 22.06.1941 в РККА, НКВМФ и НКВД около 1550 БА-20. Еще около 40 машин находились либо в пути, либо на заводе[1].
Великая Отечественная война
На 22 июня 1941 года на вооружении РККА 1354 бронеавтомобилей БА-20 всех модификаций[3] (51% из них оснащены радиостанциями)[8]. В дальнейшем, они использовались во время Великой Отечественной войны.
Наиболее интенсивно БА-20 использовались в начале Великой Отечественной войны[1], в дальнейшем их количество сокращается[3]. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись долгое время (в качестве примера, на 19 апреля 1944 года два БА-20 имелось в 48-м отдельном автобронетанковом батальоне 54-й армии Ленинградского фронта)[9].
Некоторое количество БА-20 оставалось в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они участвовали в войне против Японии (в частности, в боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 БА-20 в 111-й танковой дивизии РККА)[10].
Варианты и модификации
- БА-20 — базовая модель с запасом хода 350 км[4], выпускалась с 1936 по 1938 год в двух вариантах исполнения: стандартном и радиофицированном (в последнем случае машина оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной на кронштейнах вокруг башни, а экипаж был увеличен до трёх человек за счёт радиста). Сваренный из стальных катаных листов корпус разработан на основе компоновки бронеавтомобиля ФАИ, первые броневики имели башню от бронеавтомобиля ФАИ, следующие — коническую башню нового образца. Всего выпущено 749 шт.[3]
- БА-20жд — железнодорожный вариант БА-20 с возможностью переоборудования в лёгкую бронедрезину[4]. Оснащён комплектом из четырёх съёмных стальных железнодорожных колёс с ребордами для движения по рельсам, домкратом для замены колёс в полевых условиях силами экипажа и реверс-редуктором—демультипликатором. Масса бронемашины увеличилась до 2780 кг, максимальная скорость движения по шоссе снизилась до 50 км/ч. Всего в 1938—1939 годах выпущено 61 шт.[3][5].
- БА-20М — модифицированный вариант, первый опытный образец построен в 1938 году[4], серийное производство началось в январе 1939 года и продолжалось до июня 1942 года. Бронемашина построена на специальном шасси ГАЗ-МС, имевшем усиленную балку переднего моста, усиленные рессоры и дополнительный топливный бак объёмом 30 литров. Боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. — было усилено бронирование, установлена новая пулестойкая башня конической формы, радиостанция получила штыревую антенну. С 1940 года вместо радиостанции 71-ТК-1 на БА-20М начали устанавливать усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3. Запас хода был увеличен до 450 км по шоссе. Всего выпущено 1230 шт.[3]
- БА-20Мжд — железнодорожный вариант БА-20М с возможностью переоборудования силами экипажа в лёгкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430—540 км. В 1939—1941 годах построено 74[3][5].
Страны-эксплуатанты
Сохранившиеся экземпляры
Также в последние годы собран ряд реплик высокой степени достоврености — в частных коллекциях, в Музее «Боевой славы Урала» в г. Верхняя Пышма и др. Некоторые реплики в ходовом состоянии.
Фотогалерея
Смотрите также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 инженер Е. Прочко. Штабной, связной, разведывательный // журнал «Техника молодёжи», № 5, 1983. стр.24-25
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.377
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.191-204, 377-378
- ↑ Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.60
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.281-285
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.296
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.315
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.316
- ↑ 1 2 М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 79. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2 / 2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
- ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.322
- ↑ Surviving Russian and Soviet Armoured Cars. the.shadock.free.fr (15 May 2018). Проверено 2 июня 2018.
Литература
- Билык С. Т. Бронированные колесные машины Советской Армии. Краткий очерк — альбом из истории бронированных колесных машин. М., 1970.
- Иванов П. Н. Бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1995. стр.14-16
- Коломиец М. Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг.. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 384 с. — 6000 экз. — ISBN 978–5–699–21870–7.
- М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2/2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
- Кузнецов П. О взаимозаменяемости деталей при ремонте моторов ГАЗ и М-1 // «Автобронетанковый журнал», № 3, март 1938. стр.74-77
- Медведков В. И. д. техн. н. Советские бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 3, 1985. стр.28-30
Ссылки
wikiredia.ru
БА-20 | |
---|---|
БА-20 в экспозиции музея Великой Отечественной войны в Киеве. Шины, а вероятно, и колесные диски, не „родные“ | |
БА-20 (БА-20М) | |
Классификация | лёгкий бронеавтомобиль[1] |
Боевая масса, т | 2,27 (2,32)[2] |
Экипаж, чел. | 2-3[3][4] |
История | |
Годы производства | 1936—1942 |
Годы эксплуатации | 1936—1957 |
Количество выпущенных, шт. | 2108[3] |
Основные операторы | СССР СССР |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4310[4] |
Ширина, мм | 1750[4] |
Высота, мм | 2130[4] |
База, мм | 2845[1] |
Колея, мм | 1440 |
Клиренс, мм | 240[4] |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная [3] |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 6 (9)[2] |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 6 (6)[2] |
Борт корпуса, мм/град. | 5-6 (6) |
Борт корпуса (верх), мм/град. | [2] |
Корма корпуса, мм/град. | 5 (5) |
Корма корпуса (верх), мм/град. | [2] |
Днище, мм | 3 (3)[2] |
Крыша корпуса, мм | 5 (5)[2] |
Лоб башни, мм/град. | 6 (9) |
Лоб рубки, мм/град. | [2] |
Борт башни, мм/град. | 6 (6)[2] |
Корма башни, мм/град. | 6 (9)[2] |
Корма рубки, мм/град. | [2] |
Крыша башни, мм | 5 (5)[2] |
Вооружение | |
Углы ВН, град. | −13…+23° |
Пулемёты | 1 7,62-мм ДТ[ |
ru-wiki.ru
БА-20 – лёгкий пулемётный бронеавтомобиль — DRIVE2
В начале 30-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ-А был создан бронеавтомобиль ФАИ. Этот бронеавтомобиль был широко унифицирован со своим легковым прототипом, и поэтому, когда выпуск ГАЗ-А был прекращен в связи с освоением в производстве автомобиля ГАЗ-М1, потребовалось создать замену и бронеавтомобилю ФАИ. Создать эту замену, естественно решили на базе «эмки». Так на свет появился лёгкий пулемётный бронеавтомобиль БА-20.
Бронеавтомобиль ФАИ
Аналогичным образом было решено поступить и с более мощным неполноприводным автомобилем ГАЗ-М-1 (конструкторы А. А. Липгарт, А. М. Кригер и другие). Бронеавтомобиль БА-20 был разработан и изготовлен на Выксинском заводе (г. Выкса, Горьковская обл.) дробильно-размольного оборудования в 1936 г. Машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве на том же заводе с 1936 по 1941 гг. По ряду причин создать более надежную бронезащиту и совершенное вооружение, чем на ФАИ, у очередной бронемашины сразу не удалось.
Бронеавтомобиль БА-20
Машина имела компоновочную схему с передним расположением силовой установки. Совмещенные отделение управления и боевое размещались в средней и кормовой частях корпуса. В кормовой части корпуса над боевым отделением устанавливалась вращающаяся пулеметная башня. Посадка и выход экипажа, состоявшего из двух человек, производились через бронированные двери расположенные в бортах корпуса машины и люк в крыше башни. Для кругового обзора предназначались смотровые щели в башне и корпусе, закрываемые изнутри бронезаслонками, и смотровые лючки в лобовом листе, дверях и корме.Еще один люк — десантный — имелся в днище машины и предназначался для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.
Бронеавтомобиль был вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ, установленным в шаровой опоре вращающейся башни. Боекомплект к пулемету составлял 1386 патронов. Углы вертикального наведения пулемета находились в пределе от — 13° до +23°. При стрельбе использовался простой механический прицел. Вращение башни осуществлялось с помощью спинного упора усилием стрелка, который к тому же выполнял обязанности командира экипажа, сидящего на вращающемся регулируемом по высоте сидении, которое было закреплено на днище машины.
Броневая защита — противопульная. Сварной корпус бронеавтомобиля был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 4 и 6 мм, расположенных под большими углами наклона. Он имел увеличенный по сравнению с бронеавтомобилем ФАИ объем боевого отделения (для размещения радиостанции) и сравнительно небольшие размеры и массу. В днище машины имелся десантный люк. На бронеавтомобиле устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый двигатель М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором «Зенит» с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт) В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина), распределитель с центробежным регулятором и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 350 км. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, трехступенчатая коробка передач (три передачи переднего и одна — заднего хода), карданная передача, главная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа. По привлекательной цене межкомнатные двери софья для ваших нужд.
Колесная формула машины — 4×2. Зависимая подвеска машины, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор, усиленных дополнительными листами (11 вместо 9). Наличие гидравлических поршневых амортизаторов, обеспечивало возможность движения по грунтовым дорогам с достаточно высокой средней скоростью — до 35 км/ч. Задний мост машины был усилен. Живучесть БА-20 обеспечивали пулестойкие шины ГК.
Электрооборудование бронеавтомобиля было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт.
Для внешней связи на части машин использовалась приемо-передающая коротковолновая радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной.
Радиостанция устанавливалась в боевом отделении слева за водителем. Для ее питания использовался дополнительная аккумуляторная батарея ЗСТ-100. При установке радиостанции в состав экипажа вводился радист. Для внутренней связи использовался танкофон.
Бронеавтомобиль был надежен и обладал достаточной проходимостью — хорошие тяговые свойства двигателя М-1 мощностью 50 л.с. позволяли БА-20 преодолевать подъемы до 15°, косогоры — до 12°, канавы шириной до 0,35 м и броды глубиной до 0,5 м. Как и «эмка», броневик имел привод только на заднюю ось.
В 1936 году построили и железнодорожный вариант БА-20, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способными катиться по рельсам. Смена колёс происходила в течении 30 минут. Снятые шины крепились по бортам корпуса. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. Время смены шин на диски силами экипажа занимало около получаса. Масса этой машины составляла уже 2,78 т. Они использовались в составе бронепоездов в качестве легких разведывательных бронедрезин.
БА-20 в качестве бронедрезины
БА-20 в качестве бронедрезины
БА-20 в качестве бронедрезины
В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм. Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.
Бронеавтомобиль БА-20 выпускался с 1936 года до 1941 года (небольшое количество машин БА-20 ещё было выпущено в начале 1942 года из оставшихся деталей). Всего с 1936 по 1942 год было выпущено 2013 БА-20, причем 1557 из них — до начала Великой Отечественной войны.
www.drive2.ru
Лёгкий бронеавтомобиль БА-20
В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту. В состав вооружения был введен запасной 7,62-мм пулемет ДТ, который укладывался в боевом отделении. Боекомплект к оружию остался без изменений. Броневая защита машины была усилена за счет применения лобовых листов корпуса и башни толщиной 9 мм. Кроме того был увеличен запас хода до 450 км, за счет установки дополнительного топливного бака емкостью 30 л (общая емкость двух топливных баков составляла 90 л). Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость.Panzerspaehwagen BA 202 (r) в качестве бронедрезины |
Тактико-технические характеристики | ||
---|---|---|
Модель | БА-20 | БА-20М |
Год выпуска | 1936 | 1938 |
Экипаж | 2 | 3 |
Масса, кг | 2200 | 2620 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 | 2,7 | 2,9 |
Габаритные размеры: длина, м ширина, м высота, м | 4,21 1,75 2,13 | 4,21 1,75 2,13 |
Клиренс, м | 0,235 | 0,235 |
Переговорное устройство | 71-ТК-1 | 71-ТК-3 |
Бронирование, мм | Лоб корпуса 6 мм Башня 6 мм Борт 6 мм Корма 6 мм Крыша 4 мм Днище 4 мм | Лоб корпуса 9 мм Башня 9 мм Борт 6 мм Корма 6 мм Крыша 4 мм Днище 4 мм |
Вооружение | 1 x 7.62 мм ДТ | 1 x 7.62 мм ДТ |
Боезапас | 1386 патронов | 1386 патронов |
Двигатель | «ГАЗ-М1», 50 л.с. 4-цилиндровый | «ГАЗ-М1», 50 л.с. 4-цилиндровый |
Запас хода, км | 350 | 450 |
Макс. скорость, км/ч | 90 | 85 |
Преодолеваемые препятствия, град | 15 | 15 |
Выпущено, шт | 2013 |
Фотографии БА-20 и БА-20М |
Чертеж бронеавтомобиля БА-20:
— боковые проекции БА-20М
— боковые проекции бронедрезины
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г. Е.Прочко «Штабной, связной, разведывательный» (Техника-молодёжи №3, 1983 г.) В.Н.Газенко, В.Е.Ильин «Бронетранспортёры и бронемашины России». Москва, АСТ, 2001 г. М.Коломиец. «Битва за Москву» 30.09-5.12.1941 гг. (Фронтовая иллюстрация №1, 2002 г.) М.Коломиец «Бои у реки Халхин-Гол» (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.) |
bronetehnika.narod.ru
БА-20 | |
---|---|
БА-20 в экспозиции музея Великой Отечественной войны в Киеве. Шины, а вероятно, и колесные диски, не „родные“ | |
БА-20 (БА-20М) | |
Классификация | лёгкий бронеавтомобиль[1] |
Боевая масса, т | 2,27 (2,32)[2] |
Экипаж, чел. | 2-3[3][4] |
История | |
Годы производства | 1936—1942 |
Годы эксплуатации | 1936—1957 |
Количество выпущенных, шт. | 2108[3] |
Основные операторы | СССР СССР |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4310[4] |
Ширина, мм | 1750[4] |
Высота, мм | 2130[4] |
База, мм | 2845[1] |
Колея, мм | 1440 |
Клиренс, мм | 240[4] |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная [3] |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 6 (9)[2] |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 6 (6)[2] |
Борт корпуса, мм/град. | 5-6 (6) |
Борт корпуса (верх), мм/град. | [2] |
Корма корпуса, мм/град. | 5 (5) |
Корма корпуса (верх), мм/град. | [2] |
Днище, мм | 3 (3)[2] |
Крыша корпуса, мм | 5 (5)[2] |
Лоб башни, мм/град. | 6 (9) |
Лоб рубки, мм/град. | [2] |
Борт башни, мм/град. | 6 (6)[2] |
Корма башни, мм/град. | 6 (9)[2] |
Корма рубки, мм/град. | [2] |
Крыша башни, мм | 5 (5)[2] |
Вооружение | |
Углы ВН, град. | −13…+23° |
Пулемёты | 1 7,62-мм ДТ[3] |
Другое воор |
ru-wiki.ru