Беспилотник сша – Беспилотные Летательные Аппараты (БПЛА), Военные Дроны Беспилотники на Вооружении России и Америки (США), Перспективы Разработок ВС РФ

Содержание

Беспилотники США

Telegram канал  https://telegram.me/proUAV

 

Численные оценки 

2016

Основные доходы на рынке потребительских БЛА в США обеспечивают БЛА стоимостью выше $300: за 12 месяцев с апреля 2016 года по март 2017 года они обеспечили 84% суммарной стоимости или 40% в штучном выражении. Наивысший спрос в премиальном сегменте отмечен на аппараты с ценой от $1000, на втором месте — БЛА с ценой от $300 до $500. Спрос на БЛА с автопилотом в 5 раз выше, чем на классические коптеры. Особенно активно покупали БЛА с функцией «следуй за мной» — в 19 раз чаще, чем аппараты без этой функции.  2017.04.17 В США продажи потребительских дронов в 2016 году удвоились.

США обладает крупнейшим в мире флотом военных БЛА и наибольшим опытом их использования на различных театрах военных действий. В нем более, чем 11 тысяч единиц, способных выполнять самые разные боевые задачи. В ближайшие годы эта ситуация вряд ли изменится.  

2016.06.21 Военные беспилотники США. Внушительная сила — неполная информация о составе беспилотного флота США. 

 

 Каталог БЛА, производимых в США

3D Robotics Iris, 3D Robotics, США

квадрокоптер, ~$750, до 15 минут полета ; Офсайт Iris  

 

3D Robotics Iris+, 3D Robotics, США

квадрокоптер, ~$600, 15-20 минут полета

 

3D Robotics Solo, 3D Robotics, США

квадрокоптер, ~$1000, ~20 минут полета

 

B2 (Big Bat), США

2016.03 Беспилотный орнитоптер, разработанный в США, в Иллинойсском университете. Авторы: A. Ramezani. X. Shi, S.-J. Chung, S. Hutchinson. 

 

Easy Drone XL PRO, Easy Aerial, США

хобби-квадрокоптер, до 45 минут в полете с нагрузкой 1.3-1.8 кг

2015.12.07 Easy Drone XL Pro — 45 минут в воздухе от одной зарядки 

 

Eclipse, Robota, США

2016.06.25 Eclipse — полностью автономный беспилотник — фиксированное крыло 

 

EQ-4, Northrop Grumman, США

Версия RQ-4 Global Hawk, оборудованная системой BACN (Battlefield Airborn Communications Node). В 2017 году у ВВС США три таких дрона, приданные 38-й Air Expeditionary Wing, базирующейся на авиабазе Al Dhafra в ОАЭ. 

 

Fury, Lockheed Martin, США

Военный беспилотник для разведки, наблюдения, рекогносцировки и РЭБ. Может оставаться в полете свыше 15 часов. Предназначен для оказания стратегической поддержки наземным тактическим группам. Не нуждается в ВВП, стартует с катапульты, приземление — в сеть. В 2017 году получил новый двигатель. 

 

LightingStrike, Aurora Flight Sciences

Ударный беспилотник с вертикальным взлетом, разрабатываемый в рамках программы DARPA VTOL X-plane. Планируется газотурбинный двигатель мощностью 3 МВт (4 тыс. л.с.), 24 канальных вентилятора — по 9 в каждом поворотном крыле и по 3 в поворотных носовых кэнардах. 4.5 тонны. Планируемые скорости — 740 км/ч, полезная нагрузка — около 1.8 тонн. Ожидаемое время постройки — 2018 год.  

2016.04.22 Прототип дрона будущего Darpa становится на крыло. 1:5

 

LOCUST, США

Название проекта LOCUST ВМС США расшифровывается, как LOw-Cost Unmanned aerial vehickle Swarming Technology, т.е. технология роя недорогих беспилотников.

Пусковая установка проекта LOCUST, разработанного в офисе военно-морских исследований США, способна за несколько секунд запустить в воздух целую группу беспилотников самолетного типа. Дроны предназначены для решения задач целеуказания, а также они могут затруднять работу систем ПВО врага. Основное преимущество такого подхода — противнику сложнее работать с большим числом небольших целей, выполняющих задачу, например, корректирования огня. Часть беспилотников группы по-замыслу может быть переоборудована для  использования в качестве барражирующего боеприпаса. Видимо, американцам понравился опыт израильтян с их HARPY, которую хотели бы закупить немало стран. Новости о Locust — по ссылке. 

 

MQ-1B Predator, General Atomics, США

MALE UAS, средневысотный телеуправляемый БЛА, самолетного типа, первоначально разведывательный (RQ-1), позднее был модифицирован до многоцелевого (MQ-1). 

 

MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Стоимость — порядка $21 млн за единицу. Может нести на себе ракеты воздух-земля.

 

MQ-4C Triton, Northrop Grumman, США

Многоцелевой BAMS UAS, самолетного типа. Для разведывательных целей. Способен оставаться в воздухе более 24 часов. Создан по заказу ВМФ США, как дальнейшее развитие BAMS UAS RQ-4 Global Hawk. Первый полет — 22 мая 2013 года. Планируется выпуск 68 штук. Стоимость порядка $182 млн (считая расходы на разработку). 

 

MQ-5B Hunter, IAI Malat Division, США/Израиль

многоцелевой телеуправляемый БЛА, средневысотный, самолетного типа, с длительным временем полета. 

От разведывательного RQ-5B отличается наличием авиабомб GBU-44/B Viper Strike. 

Разработан в 1989 году Israeli Aircraft Industries совместно с американской компанией TRW (Northorp Grumman Corp.) на базе израильского БЛА Impact. 

Первый полет — 1991

Первый контракт на производство для армии США — 1993 год. Также закупался Францией, Бельгией, Индией.

Официальная страница на сайте производителя. 

2014.03 Согласно публикациям российской прессы был посажен на территории Крыма после перехвата управления с использованием российского комплекса РЭБ Автобаза.  /tvzvezda.ru. Информация скорее всего не достоверна, в частности Ростех опровергает факт использования комплекса Автобаза в Крыму. /Rostec.ru Отрицают это и другие источники, в частности, со ссылкой на пресс-секретаря Пентагона /bbc.com   

 

MQ-8B, США

2015.06.20 UAV вертолетного типа. На вооружении Армии США.  7.32 м длиной, грузоподьемность — 272 кг. Не менее 30 единиц.

 

MQ-8C Fire Scout, США 

2015.07.20 Военно-морской беспилотный телеуправляемый вертолет. Может работать на удалении до 115 миль. Первый полет 31.10.2013. Оборудован радаром, сенсорами для перехвата связи и системой APKWS (высокоточного огня), что означает ракеты с лазерным наведением. Видео.  2015.07.20 Drone of the Day: Fire Scout 

2015.06.20 UAV вертолетного типа. Планируется использование MQ-8C в ВМС США, начиная с 2018 года. После двух лет тестирования модели MQ-8B начались испытания новой модификации MQ-8C. 9.45 метра длиной. Отличается большим временем в полете, большим радиусом действия и более высокой грузоподьемностью — более 317 кг. Новый радар с фазированной антенной решеткой на борту с дальностью действия более 148 км. Планируется использовать в качестве разведывательного дрона. ВМФ США уже заказало 17 MQ-8C и планирует приобрести до 40 таких дронов. 

2015.06.20 The Navy is testing out a bigger, badder Fire Scout UAV 

 

MQ-9 Reaper, General Atomics, США

самолетного типа, многоцелевой, повышенной дальности действия

 

MQ-25 Stingray,  производитель не выбран, США

самолетного типа, многоцелевой. В 2017 году появилась информация о том, что он будет беспилотным дозаправщиком для других аппаратов. 

 

Outrider, Lockheed Martin, США

складной БЛА, запускаемый из транспортно-пускового контейнера нажатием кнопки. Аппарат представлен в 2017 году и предназначен для военного и гражданского применения. 
2017.09.19 Lockheed Martin представили складной БЛА Outrider. 

 

PARC, CyPhy, США

гексакоптерная платформа, получающая электропитание с земли — для видеонаблюдения и ретрансляции радиосигналов, высота подъема — 150 метров. 

2015.11.10 Привязной дрон PARC может оставаться в воздухе час за часом, день за днем. 

 

Perdix,  MIT / Strategic Capabilities Office, США

военный микродрон самолетного типа роевого применения, распечатанный на 3D-принтере. Разрабатывается с 2011 года для проверки концепта роевых БЛА, запускаемых из диспенсеров обитаемого самолета, прежде всего, для создания помех в работе систем самонаведения ракет и систем ПВО противника. Испытания прошли в 2016 году.

 

Quantix, AeroVironment, США

Тейлситтер гражданского назначения, 2.26 кг, 1 м — размах крыльев, скорость до 72,4 км/ч, 45 минут полета, две камеры 18 мпикс. 

2016.11.25 AeroVironment выходит на рынок коммерческих беспилотников! 

 

RQ-4 Global Hawk, Northrop Grumman, США

BAMS UAS, беспилотный самолет-разведчик.  Разработан в Ryan Aeronautical, которая позднее вошла в Northrop Grumman. Оснащен радаром с синтезируемой диаграммой направленности, а также дальнодействующими электрооптическими и ИК сенсорами. Может производить наблюдение за территорией до 100 тыс. кв.км за день. Первый полет в 1998 году. 

В 2015 году используется в ВВС США, ВМФ США и NASA, как HALE БЛА. Стоимость колеблется от $61 млн в 2001 году до $223 млн в 2013 году. Построено порядка 43 таких дронов. 

По состоянию на 2015.03, использование БЛА Global Hawk по совокупности расходов обходится дороже, нежели разведывательного самолета U-2S с пилотом на борту. 

Более не производится, т.к. его сменил MQ-4C Triton.

 

RQ-7 Shadow, AAI Corp., США

Разведывательный БЛА. Стоит на вооружении Армии США, а также ряда других стран, включая Австралию и Швецию. Построено боле 500 экземпляров. Порядка $0.75 млн за аппарат, порядка $15.5 млн за систему. На вооружении с 2002 года. Есть модификации 200, 400, 600. Вики. 

 

RQ-11 Raven, Aerovironment, США

Телеуправляемый тактический мини-беспилотник. 

2016.12.22 Американские тактические дроны Raven RQ-11B в Украине показали себя не лучшим образом. 

 

RQ-21A Blackjack, Insitu, США

Малая тактическая беспилотная система. Вики. Используется, в частности, морпехами США. 

 

RQ-170 Sentinel, Lockheed Martin, США

многоцелевой телеуправляемый необитаемый летательный аппарат типа «летающее крыло» по «стелс» технологии. Используется ВВС США и ЦРУ с 2007 года. Размах крыльев — 20 метров, длина — 4.5 м. 

Использование его армией США рассекречено с 2009 года.

Использовался при ликвидации Усамы бен Ладена. Один экземпляр захвачен Ираном. Характеристики секретны. Стоит $6 млн. 

Используются например, 30-й разведывательной эскадрильей ВВС США в количестве 20 шт на 2016 года. 

 

Sandoval Silver State Seeder, Drone America, США

Самолетного типа, 3.6 метра — размах крыльев, вес — до 25 кг, может функционировать при неблагоприятных погодных условиях

2016.05.10 Дроны займутся засевом облаков. БЛА для распыления йодистого серебра в облаках для стимулирования выпадения осадков.  

 

SkyGuardian, General Atomics, США

Ударный  беспилотник, отличающийся от предшественников тем, что может быть сертифицированы для использования в едином воздушном пространстве. Как ожидается, первый такой БЛА будет передан заказчику в 2018 году. Ранее носил название Certifiable Predator B. Создается на базе MQ-9 Reaper. Первый полет — в ноябре 2016 года. 

 

Spy’Ranger, Thales Group, США

Переносной разведывательный БЛА Spy’Ranger для вооруженных сил других стран, прежде всего, стран Азиатско-тихоокеанского региона.

2017.04.13 В Thales Group разработали переносной разведывательный БЛА. 

 

SR-72, Lockheed Martin, США

Многоцелевой телеуправляемый гиперзвуковой летающий беспилотник самолетного типа. В разработке на 2017 год. Как ожидается, сможет разгоняться до скоростей выше 7 тыс. км/ч (6 Махов) и подниматься на высоты до 24 км. Для испытаний отдельных решений, предназначенных для SR-72, разрабатывается опционально-пилотируемый образец (FRV) с одним двигателем. Размер аппарата сопоставим с габаритами F-22.

 

Switchblade, AeroVironment, США

Барражирующий боеприпас. Предназначен для поражения личного состава и легкобронированной техники противника. 

 

VA001, Vanilla Aircraft, США

Экспериментальный беспилотный летающий аппарат с двигателем внутреннего сгорания, предназначенный для длительных полетов. Цели — разведка, наблюдение, ретрансляция сигналов.  Аппарат должен сократить ценовой разрыв между дорогостоящими высотными БЛА и бюджетными коммерческими дронами.  
Расчетное время полета — до 10 дней с полезной нагрузкой до 13,6 кг на высоте порядка 4.6 км. 

 

VTOL и PARC, CyPhy, США

2015.11.10 «Привязной» дрон PARC может оставаться в воздухе час за часом, день за днем. 

 

X-Plane (X24A), Aurora Flight Sciences, США

2017.04.09 В DARPA  строят полномасштабную версию X-Plane.

2016.04.22 Прототип дрона будущего становится на крыло.  

robotrends.ru

Военные беспилотники США. Внушительная сила

Считается, что США обладает самым мощным в мире воздушным беспилотным флотом. В нем более, чем 11 тысяч единиц, способных выполнять самые разные боевые задачи. Давайте взглянем на американские беспилотники более пристально. Благо в CI Geography подготовили на эту тему подробную инфографику. 

Прежде всего, отметим, что все основные виды Вооруженных сил США используют летающие беспилотники — не только Военно-воздушные силы США, но также Военно-морские силы США и Армия США. 

Самым активным пользователем военных БЛА являются ВВС США.

БЛА в ВВС США

Разведка и наблюдение

12-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена БЛА RQ-4B Global Hawk в количестве 8 штук. 

Это беспилотный самолет-разведчик, разработанный Northrop Grumman. Радар с синтезируемой диаграммой направленности, различные дальнодействующеи электрооптически и ИК сенсоры. За день может произвести наблюдения на территории до 100 тыс кв. км. Летают с 1998 года. Всего построено порядка 43 таких БЛА. Цена от $61 до $223 млн — в зависимости от года постройки и модификации. Говорят, что дешевле использовать самолет U-2S с пилотом на борту, чем Global Hawk. Эти аппараты уже не производятся, их сменил MQ-4C Triton. Но пока несут службу. 

13-я Разведывательная эскадрилья (AFRC) оснащена БЛА RQ-4B Global Hawk в количестве 10 штук. 

348-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена БЛА RQ-4B Global Hawk в количестве 7 штук.

1-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 5-ю TU-2S Dragon Lady ; 5-ю БЛА RQ-4B Global Hawk и 11-ю T-38A Combat Talon. 

С Global Hawk все понятно. А вот два других летательных аппарата вызывают у меня вопросы. 

TU-2S — это одна из многочисленных модификаций легендарного разведывательного высотного самолета U-2A, который в далеком 1960 году был сбит ракетой над территорией СССР. С тех утекло немало воды. TU-2S оснащен мощным турбовентиляторным двигателем GE F118. В литературе TU-2S описывается, как тренировочный вариант U-2S с двумя местами (для пилота и тренера). Непонятно, почему эти машины попали на картинку, посвященную беспилотникам.

То же касается и T-38A Combat Talon — это массовый учебный двухместный сверхзвуковой самолет (выпущено более тысячи экземпляров). Он переделан в БЛА или есть какие-то другие причины упоминать его в составе 1-й эскадрильи?  

18-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена дюжиной БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США.

Это средневысотный телеуправляемый БЛА, самолетного типа, первоначально разведывательный (RQ-1), позднее был модифицирован до многоцелевого (MQ-1). 1B — одна из множества модификаций MQ-1. Выпускается в составе комплекса — 4 БЛА + наземная станция управления. Популярная в мире модель, которую закупают у США. Выпускаются уже более 11 лет, выпущено более 150 MQ-1B. Может оснащаться различными ракетами воздух-земля или воздух-воздух. Беспилотник не оснащен технологией Stealth, а потому не предназначен для ведения боевых действий против стран, где ПВО и ВВС отсутствуют или устарели. Дальнейшим развитием MQ-1B стал БЛА MQ-9 Reaper, существенно более совершенный. Так что Predator-ы, скорее, довоевывают свой срок. 

6-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 14-ю БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США.

11-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 10-ю БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США. 

15-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 15-ю БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США. 

17-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 12-ю БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США.

78-я Разведывательная эскадрилья (AFRC) оснащена 12-ю БЛА MQ-1B Predator и 12-ю БЛА MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

MQ-9A Reaper — это многоцелевой БЛА повышенной дальности действия. Этот БЛА используется с 2007 года и на сегодня является одним из массовых военных дронов США. Может оставаться в воздухе на больших высотах до 14 часов непрерывно. Управление — из наземного контейнерного пункта управления. Может быть вооружен 4-мя ракетами Hellfire или иными. На август 2015 года в эксплуатации насчитывали 104 таких БЛА. Забавно, но вооруженные силы США с 2015 года начали нанимать для управления разведывательными/наблюдательными БЛА гражданских пилотов. 

111-я Разведывательная эскадрилья (ANG) оснащена 4-мя  БЛА MQ-1B Predator и 3-мя RC-26B Metroliner 

В «девичестве» гражданский транспортный двухвинтовой самолет Fairchild Air. Используется Воздушной национальной гвардией США. О переделке его в БЛА не слышал. 

178-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 12-ю БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США.

196-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 9-ю БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США.

214-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 12-ю БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США.

343-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 12-ю БЛА MQ-1B Predator производства General Atomics, США.

30-я Разведывательная эскадрилья (ACC) оснащена 20-ю БЛА RQ-170A Sentinel производства Lockheed Martin, США. 

Очень интересная машина — многоцелевой телеуправляемый необитаемый летательный аппарат типа «летающее крыло» по «стелс» технологии. Используется ВВС США и ЦРУ с 2007 года. Размах крыльев — 20 метров, длина — 4.5 м. 

 

Эскадрильи радиоэлектронной войны

430-я эскадрилья радиоэлектронной войны (USAFCENT) оснащена 3-мя  БЛА RQ-4B Global Hawk и 4-мя E-11A BACN. 

E-11A Global Express — это модификация Bombardier Global Express Aircraft, оснащенная BACN системой связи, которая позволяет устанавливать различные виды связи и обеспечивать интернет для наземных подразделений Армии США или других военных подразделений, часть тактической системы передачи данных. Выполняет роль репитера для обеспечения связи в труднодоступных районах.  Нет данных, что это БЛА. 

 

Эскадрильи специальных операций

2-я эскадрилья специальных операций (AFRC) оснащена 12-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

3-я эскадрилья специальных операций (AFSOC) оснащена 12-ю MQ-1B Predator и 12-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

33-я эскадрилья специальных операций (AFSOC) оснащена 12-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

 

Ударные эскадрильи

9-я ударная эскадрилья (ACC) оснащена 24-мя MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

19-я ударная эскадрилья (ACC) оснащена 12-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США.  

29-я ударная эскадрилья (ACC) оснащена 24-мя MQ-9A Reaper производства General Atomics, США.  

42-я ударная эскадрилья (ACC) оснащена 18-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США.  

91-я ударная эскадрилья (AFRC) оснащена 12-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

138-я ударная эскадрилья (ANG) оснащена 12-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

429-я ударная эскадрилья (ANG) оснащена 12-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

432-я ударная эскадрилья (ANG) оснащена 12-ю MQ-9A Reaper производства General Atomics, США. 

78-я ударная эскадрилья (AFRC) оснащена 12-ю MQ-1B Predator производства General Atomics, США. 

 

Авиаподразделения Армии США и БЛА

 

440 БЛА RQ-7 Shadow в составе взводов.

RQ-7 Shadow, AAI Corp., США. Разведывательный БЛА. Стоит на вооружении Армии США, а также ряда других стран, включая Австралию и Швецию. Построено более 500 экземпляров. Порядка $0.75 млн за аппарат, порядка $15.5 млн за систему. На вооружении с 2002 года. Есть модификации 200, 400, 600. Вики. 

Подразделения батальонной разведки: 24 вертолета AH-64D и 12 БЛА RQ-7B Shadow. 

На вертолетах AH-64D Apache Block III начали устанавливать пункт управления БЛА.

 

Батальоны военной разведки

1-я Компания военной разведки «Informare Laboramus» оснащена 5-ю RC-12K/X Guardrail и 2-мя RQ-tB Shadow

Двухмоторный C-12 Huron (на гражданке King Air 200) — оснащен системой сбора разведданных и получил название RC-12R/X Guardrail. 

15-я Компания военной разведки «Ночные ястребы» оснащена 5 БЛА RC-5A/B Guardrail и 4 RC-12N Guardrail

224-й Батальон военной разведки оснащен 6 MC-12S/W Liberty и 6 MC-12N/X Guardrail, а также 1-м U-27A Caravan и 3-мя M/RQ-5A/B Hunter. 

312-я Компания военной разведки Semper Veritas оснащена 3-мя RQ-7B Shadow.

 

Подразделения на базе MQ-1C Gray Eagle

160-й SOAR(A) — E/160 — Fort Campbell, KY — 12 MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

Многоцелевой телеуправляемый БЛА самолетного типа. Стоимость — порядка $21 млн за единицу. Может нести на себе ракеты воздух-земля.

1-й Кавалерийский дивизион — F/227-101 — Fort Hood, TX — 9 MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

1916-й батальон поддержки — B/2-229 — Fort Irwin, CA — 9 MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

101-й CAB — B/101 — Fort Campbell, KY — 9 MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

1-й Кавалерийский дивизион — F/227-1 — Fort Hood, TX — 9 MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

1-й Пехотный дивизион — F/1-1 — Fort Riley, KS — 9 MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

10-й Горный дивизион — D/10-10 — Fort Drum, NY — 9 MQ-1C Grey Eagle, General Atomics, США 

 

USA ACE RPA Batallion

1-я авиабригада — 2-13 Быстрые и смертоносные USAACE — 2 MQ-1C Grey Eagle, 2 MQ-1B Predator ; 5 RQ-7B Shadow ; 5 RQ-5A/B  Hunter ; 5 I-GNAT ER

 

Военно-морские силы США и БЛА

Взвод легких противоподлодочных вертолетов (HSL-60 Ягуары) — 4 SH-60B Seahawk и 3 MQ-8B Firescout.  

MQ-8B Firescout — это военно-морской беспилотный телеуправляемый вертолет. Может работать на удалении до 115 миль. Первый полет 31.10.2013. Оборудован радаром, сенсорами для перехвата связи и системой APKWS (высокоточного огня), что означает ракеты с лазерным наведением.

Ударные взводы морских вертолетов (HSM-35 Фокусники) — 8 SH-60B Seahawk и 2 MQ-8B Firescout.

 

Морпехи США и БЛА

Взводы морских БЛА

VMU-1 Сторожевые псы, 12 RQ-7B Shadow

VMU-2 Ночные совы, 12 RQ-7B Shadow и 10 RQ-21A Blackjack 

RQ-21A Blackjack  — малая тактическая беспилотная система (самолетная схема). Вики. Используется, в частности, морпехами США. 

VMU-3 Фантомы, 12 RQ-7B Shadow

VMU-4 Глаза дьявола, 12 RQ-7B Shadow

 

За кадром остались вроде бы поступавшие в морскую пехоту США PD-100 Black Hornet, Prox Dynamics. Не сказано о RQ-11 Raven от Aerovironment. 

Зато можно посчитать общее число по моделям, например:

RQ-4B Global Hawk — 33 штуки 

MQ-1B Predator — 150 штук

MQ-1C Grey Eagle — 68 штук

MQ-9A Reaper — 174 штуки

RQ-170A Sentinel — 20 штук 

RQ-7 Shadow — 508 штук

RQ-5A/B Hunter — 8 штук 

MQ-8B Firescout — 5 штук

RQ-21A Blackjack — 10 штук

Получается порядка 976 БЛА. Не слишком много, если учитывать, что их общее число в вооруженных силах США на порядок больше — около 11 тысяч или более. В основном это, вероятно, тактические беспилотники. Тем не менее, даже эти подробные сведения оставляют немало вопросов о том, какие еще военные БЛА есть у США. Ведь в списке практически нет новых разработок, которые несомненно активно идут в интересах военных. 

Россия пока что не может похвастаться сравнимыми по технологическому уровню разработками, а, тем более, их количеством, если сравнивать «одноклассников». Решений, подобных Reaper или Sentinel у нас попросту нет. Устарели разработки советского времени типа Ту-141, Ту-143 и т.п. Техника, выпущенная по лицензии Израиля, уже далеко не новая, ее количество в войсках РФ не слишком велико (Застава, Дозоры, Форпост). Из удачных отечественных моделей можно вспомнить, например, Орлан-10, но он совсем не одноклассник аппаратам Reaper или Gray Eagle. Собственные ударные БЛА нам обещают не ранее 2020 года, как например Охотник-У. 

robotrends.ru

Рейтинг самых смертоносных беспилотников » Военное обозрение

Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
— А. Азимов, Три закона роботехники


Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”

Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета — он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.

Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».

Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять оружие.

Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.

5 место — General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)

Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.
Скорость: до 400 км/ч.
Потолок: 13 000 метров.
Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.
Полный запас топлива: 1300 кг.

Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.


Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.

Стоимость: 16,9 млн. долл.

К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.

4 место — Interstate TDR-1

Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.
Двигатели: 2 х 220 л.с.
Крейсерская скорость: 225 км/ч,
Дальность полета: 680 км,
Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).
Построено: 162 ед.

«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками — мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба — настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».


— Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.

“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы — «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.

Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля

Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.

Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.

“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:

3 место — RQ-4 “Глобал Хок”

Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.
Макс. скорость: 620 км/ч.
Потолок: 18 200 метров.
Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,
Дальность полета: 22 000 км.
Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).
Построено: 42 единицы.

Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.

Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.

Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком «Глобал Хок»

Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.

“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.

2 место — X-47B “Пегас”

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.

Крейсерская скорость: 0,9 Маха.
Потолок:12 000 метров.
Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.
Дальность полета: 3900 км.
Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.
Построено: 2 концепт-демонстратора.
Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.

Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.

Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе — появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.

1 место — “Таранис”

Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:
Дозвуковая скорость.
Технология “стелс”.
Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.
Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.
Два внутренних отсека вооружений.

Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?

Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.

До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.

Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.

“Таранис” — всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).

Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Эпилог

У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.

Беспилотная техника — это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

topwar.ru

Американские беспилотники стирают грани | Армейский вестник

История появления беспилотных летательных аппаратов насчитывает несколько десятков лет. Их использовали американские войска еще во времена вьетнамской войны. За то время, что прошло с тех пор, беспилотники были в значительной степени усовершенствованы, и новые их возможности были продемонстрированы во время войны в Ливане в 1982 году. Тогда Израиль сумел с помощью беспилотников вывести из строя порядка двух десятков батарей зенитно-ракетных комплексов. Именно тогда стала очевидной возможность использования беспилотных летательных аппаратов не только для разведки, но и в качестве боевой единицы.

Первыми к пониманию этого пришли американцы, которые принялись активно развивать и совершенствовать БПЛА. Результатом их работы стало проведение испытаний и введение в строй в начале 2000-х годов аппаратов «Предатор» и «Глобал Хоук». Оба эти беспилотника могут на протяжении длительного периода времени находиться в воздухе, при этом дозаправка им не требуется. Кроме того, они могут нести разведывательную аппаратуру и неплохое вооружение. Процесс их производства обходится не очень дорого, поскольку собираются из узлов и агрегатов, которые используются в самолетах. Наиболее современные модели вооружены ракетами.

Помимо Соединенных Штатов Америки в плане разработок и использования беспилотников больших успехов добился Израиль.

Многие эксперты среди преимуществ аппаратов подобного типа называют то, что в их управлении полностью исключено участие человека, поэтому они могут выдерживать большие перегрузки и не зависеть от психологического или физического состояния пилота.

В Соединенных Штатах беспилотники активно развиваются. Более того, необходимо отметить, что президент страны Б.Обама не только продолжил осуществление программы, но и в значительной степени ускорил ее темпы и расширил список целевого применения. И для простого американского жителя привычным уж стало видеть репортажи об использовании беспилотников в Йемене, Пакистане и Сомали.

В то же время, главный враг американцев – «Аль-Каида» находится на этапе мутации и радикализации. Ее боевые подразделения становятся основным источником террористической угрозы. И для того, чтобы побороть их, может возникнуть необходимость использования беспилотных аппаратов над большими африканскими пространствами. Но при этом не стоит забывать и о том, что беспилотники не такие неуязвимые, как выглядят на первый взгляд. И если есть в наличии определенные технические средства и навыки, их можно довольно легко перехватить или считать необходимую информацию.

Так, в частности, несколько лет назад появилась информация о том, что боевики получили доступ к видеозаписям с беспилотников, потому как секретные кадры передаются открыто, без использования каких-либо шифров. Необходимо сказать, что американское военное руководство хорошо знало об этом недостатке БПЛА, но упорно не обращало на него внимания. Ситуация немного изменилась, когда в 2007 году на компьютерах иракских шиитских боевиков были обнаружены записи с беспилотников.

Боле того, стало известно, что боевикам удалось перехватить информацию, используя недорогие программы. Пентагон поспешил заверить общественность, что в ближайшем будущем эти недостатки будут устранены путем оснащения роботизированных аппаратов новыми приемопередатчиками с кодированием данных и протоколами связи, которые исключат возможность перехвата информации. В итоге только порядка 30-50% американских БПЛА используют полностью засекреченную передачу информации.

По словам экспертов, чтобы установить подобную аппаратуру на всех беспилотниках, необходимо время, поэтому на данный момент аппаратура эта используется только на тех машинах, которые работают за рубежом.

Но незащищенность информации – это далеко не единственный недостаток БПЛА. Весной 2011 года беспилотник, который находился на американской военной базе на территории Африки, запустил двигатель без участия человека в результате какого-то неизвестного сбоя в программном обеспечении. В Лас-Вегасе в бортовых компьютерах беспилоников был обнаружен вирус, на устранение которого потребовалась не она неделя.

Кроме того, любой беспилотный роботизированный аппарат, который управляется с помощью GPS-навигации, можно перехватить. Сделать это, по мнению экспертов, достаточно просто – нужно просто дезориентировать его в пространстве путем создания помех и подавления сигналов GPS.

Помимо этого, несмотря на всю свою сверхсовременную начинку, беспилотный летательный аппарат – это не робот, который запрограммирован на самостоятельную работу. Все эти аппараты управляются людьми, которым свойственно совершать ошибки. Так, к примеру, весной 2010 года один из американских беспилотников разбился, после того, как пилоты, которые управляли аппаратом на протяжении 8 часов с Америки, передали управление другой команде, которая должна была совершить посадку беспилотника. Эта вторая команда не сверила показания датчиков, а ведь они показывали разницу порядка 100-120 метров. При этом нужно отметить, что в группу входили опытные пилоты, которые имеют не одну тысячу часов управления БПЛА.

Однако Америка – это далеко не единственная страна, которая занимается разработками и производством беспилотников. Мягко говоря, неприятным сюрпризом для американцев стал новый БПЛА, изготовленный в Китае. Он носит название «Птеродактиль». Разработки китайского аппарата начались 7 лет назад, а осенью 2007 года беспилотник совершил первый полет. Поскольку это экспортная модель, то вполне очевидно, что в скором времени ее обладателем станет ближайший союзник Китая – Северная Корея.

Японцы не очень лестно отозвались о китайской разработке, заявив, что у нее очень слабый двигатель. Однако китайцы подобную информацию опровергли, продемонстрировав рекламный ролик, в котором их беспилотник довольно легко уничтожает большой корабль.

Помимо США и Китая, разработками БПЛА занимаются Англия, Япония, Южная Корея. Россия также неоднократно заявляла о своем намерении начать собственные разработки беспилотника. Прототип его был продемонстрирован на авиасалонах, однако российское руководство по каким-то своим соображениям приняло решение о закупке беспилотников в Израиле.

С каждым новым поколением БПЛА их задачи становятся все более объемными. И в настоящее время речь идет уже не об использовании беспилотников для проведения тактической разведки. Сейчас реально рассматривается возможность их использования в качестве орудия убийства неугодных Америке людей по всему миру. В печатных изданиях США то и дело появляются репортажи об успехах использования беспилотников в Афганистане, Пакистане и прочих странах. Под словом «успех» американцы, как правило, понимают уничтожение определенного человека, который был внесен в «черный список».

Необходимо отметить, что изначально информация о проведении подобных операций была засекречена. О беспилотниках упоминалось лишь в нескольких словах. Так, к примеру, в середине первого десятилетия 2000-х годов в прессе появилась информация о том, что БПЛА были использованы для борьбы с террористами после террористических актов 11 сентября 2001 года. Затем объемы информации немного увеличились. Издание «Лос-Анджелес Таймс» назвала 19 случаев использования беспилотников за пределами государства. А в 2012 году журналисты уже не скупились на похвалу, когда американские беспилотники в Йемене носили удары по складам террористической организации «Аль-Каида».

Спустя несколько месяцев, там же, при помощи беспилотника был убит один из руководителей организации, которого подозревали в причастности к подрыву в 2000 году эсминца «Коул». Но американцы на этом не успокоились: летом в Пакистане, с помощью все тех же БПЛА, был убит второй человек в «Аль-Каиде» Абу Яхья аль-Либи. При этом победителей мало интересует, сколько мирных жителей пострадало от подобных их действий. Согласно некоторым данным, за период с 2004 года американские беспилотники убили около восьми сотен людей, атакуя свадьбы и прочие вполне мирные мероприятия, по ошибке принимая их за собрание боевиков.

Таким образом, американцы сумели доказать всему миру, что они не остановятся ни перед чем, лишь бы уничтожить тех, кого считают своими врагами. И при этом для них совершенно не важно, в какой точке мира эти враги находятся. Сами американские политики уверены в том, что они справедливо карают преступников, но по большому счету это больше напоминает заказные убийства, выполненные с использованием самой современной техники.

Более того, некоторые эксперты даже утверждают, что именно аппараты данного типа послужили орудием убийства ливанского премьера Рафика Харири в 2005 году, хотя сами американцы открещиваются от этого и обвиняют во всем Дамаск.

Кроме того, существует даже версия о том, что среди тех самолетов, которые атаковали нью-йоркские башни-близнецы, был по крайней мере один беспилотник. Об этом свидетельствуют некоторые очевидцы трагедии, которые уверяют в том, что видели, как перед столкновением со зданиями один из аппаратов замедлил движение и исправил траекторию полета…

Вместе с тем, несмотря на успехи американских беспилотников в разведке, в скором времени может оказаться, что на самом деле их широкое распространение было большой неудачей. Конечно, беспилотники незаменимы в борьбе с терроризмом, но их использование привело к тому, что межгосударственные смертоносные атаки в качестве одного из основных инструментов национальной безопасности стали нормой. Использование БПЛА растет ускоренными темпами вместе с желанием Америки вмешиваться при помощи военной силы в политику других стран при помощи военной силы и с минимальным для себя риском. Остальные же государства стремятся во что бы то ни стало от американцев не отстать.

Впрочем, говорить о том, какое дело остальному миру до того, что американские беспилотники по-хозяйски ведут себя в воздушном пространстве Афганистана и Пакистана, не стоит. Однако, с другой стороны, наличие парка беспилотников может послужить еще одним весомым аргументом в «ядерных переговорах» с Россией. И если раньше Москве грозили крылатыми ракетами, то сейчас к этому добавились беспилотники. И ведь, случись скандал с проникновением такого летательного аппарата на чужую территорию, доказать, что он принадлежит какому-то определенному государству, практически невозможно: нет пилота – нет и проблем.

На сегодняшний день в Вашингтоне разрабатывается определенная программа, некий свод правил о том, какие атаки беспилотников со смертельным исходом можно считать оправданными. Но, похоже, Соединенные Штаты еще до конца не поняли всей опасности использования БПЛА. Ведь война с терроризмом сегодня ведется не только американцами, но и другими странами. И вполне возможно, что в скором времени мир станет свидетелем новой гонки вооружений в сфере обладания беспилотниками между Америкой, Китаем, Россией и Индией.

/Валерий Бовал, topwar.ru/

army-news.ru

Пойманный дрон: конец эпохи беспилотников США

Об успешных применениях этой техники американские СМИ сообщали довольно часто, а вот о провалах говорить уже стеснялись. Основной проблемой для операторов БПЛА являлась нехватка разведданых. Зачастую, специально обученный управлению БПЛА человек, находился за много тысяч километров от места выполнения боевой задачи. В виду того, что информация о наземной цели добывалась разведкой непосредственно в районе операции, у оператора часто возникало множество противоречивых сообщений и команд, вследствие которых из 10 случаев применения ракетного вооружения беспилотниками, 5 попаданий приходилось на мирных жителей.

Две секунды пустоты

Еще одной серьезной проблемой, которую американцы так и не решили, является передача сигнала от беспилотника к оператору. Все дело в том, что большое расстояние между самим дроном и оператором, находящимся где-нибудь на авиабазе Хоршам в Пенсильвании, накладывает чисто физические ограничения на скорость отправки сигнала. Даже самый современный спутник США в силу самой технологии передачи сигнала не может передавать его мгновенно. За те пару секунд, которые сигнал «летит» через океан, ситуация в районе проведения операции может измениться настолько, что ракетой будет поражен не террорист, а очередной местный житель. Учитывая большую мощность ракеты Hellfire, которую обычно подвешивают на пилон ударного БПЛА, а также не забывая о том, что применяются они в основном против незащищенных целей в густонаселенных районах, можно сделать вывод, что попадание ракеты спустя несколько секунд после получения информации о цели — фатальная ошибка как для оператора, так и для всей операции в целом.

Персонал заканчивается?

В данный момент, ВВС США и другие вспомогательные службы имеют в своем распоряжении чуть больше двух тысяч человек, способных управлять ударными беспилотниками. Посчитав количество дронов, собранных для «наведения демократии» в ВВС США ужаснулись — нехватка кадров оказалась чудовищной. Для нормального управления большей частью летательных аппаратов беспилотного класса требуется нанять и обучить еще как минимум 15 тысяч человек — колоссальное число и чудовищный объем работы, учитывая специфику подготовки к тому же, управлять боевыми беспилотниками в США становится все труднее. Несмотря на то, что операторы БПЛА официально приравниваются к боевым летчикам, продвижения по службе они практически не получают. Кроме того, в ряде случаев отмечается крайне маленькая психическая стойкость таких операторов, ведь несмотря на то, что человек смотрит на монитор и выполняет приказы, постепенно он осознает, что убивает людей, зачастую невиновных, и жить с таким грузом большинство операторов в США дальше не может. Только за 2013-й год было отмечено 25 случаев, когда операторы БПЛА в разных концах страны сводили счеты с жизнью без явных на то причин. Скандалы вокруг неправомерных действий, ошибочных ударов по мирному населению, самоубийствами операторов — все это явно не играет на руку ВВС США и облику применения беспилотной авиации США в целом. Все сложнее становится убедить как военное руководство, так и американскую общественность в целесообразности применения такого оружия.

Слабые места давно известны

Несмотря на то, что американские беспилотники в Афганистане до сих пор чувствуют себя вольготно, уязвимость у них не чуть ни меньше, чем у обычного персонального компьютера.

Страшный сон для беспилотника — это подавление канала GPS специальными устройствами РЭБ. Такие «глушилки» имеют радиус эффективного подавления около 150 км при том, что весят всего около 10 кг. Смонтировать такое устройство можно на любой защищаемый объект или мобильное шасси практически любого автомобиля. С помощью таких устройств можно дезориентировать практически любую американскую системы на основе GPS — беспилотник, авиабомбу, крылатую ракету. В случае с беспилотником же достаточно выяснить траекторию или просчитать курс, по которому он летит — и организовать на заданном участке «засаду» из десяти-пятнадцати таких «глушилок». Однако есть в арсенале специалистов по РЭБ и еще один интересный прием — так называемые спуфинг-атаки на навигационную систему БПЛА. В ходе такой атаки, специалист отправляет заранее запрограммированные «поддельные» сигналы на GPS-приемники БПЛА, выдавая ему тем самым ложны координаты для полёта, которые системами БПЛА воспринимаются как правильные. В течение минуты, максимум двух, после такой атаки — беспилотник перестает лететь прежним курсом и сразу принимает «новые» координаты. Такую «атаку» может провести любая система ПВО (российская, в частности, способна и на более масштабные вещи). А в случае, если полет над районом проводят сразу несколько БПЛА — то успех будет и вовсе фантастическим.

Угрозы больше нет

Не исключено, что именно с помощью такого приема, о котором речь шла выше, Иран в 2011 посадил на своей территории американский секретный беспилотник RQ-170 Sentinel — по заявлениям самих американцев, не поддающийся перехвату. Специалисты в области радиотехники в один голос заявляют, что перехватить американский дрон самостоятельно силы РЭБ Ирана не смогли, и что скорее всего, в этом им помог комплекс 1Л222 «Автобаза». С помощью этого комплекса иранским военным удалось заглушить канал управления беспилотником и почти без повреждений посадить его на своей территории. С помощью этого же комплекса в 2014 году над Крымом уже российские военные на высоте 4000 метров перехватили американский беспилотник MQ-5B Hunter из состава 66-й американской бригады военной разведки, официально дислоцированной в Баварии. Все известные случаи перехвата американских беспилотников говорят о том, что эффективные средства борьбы с ними уже разработаны и давно применяются. Угрожать беспилотные машины американского производства теперь могут разве что гражданам самих США. Многомиллиардная технология оказалась хрупка и уязвима для средств радиоэлектронной борьбы, а это значит, что противостоять американские дроны смогут разве что фермерам, у которых из вооружения нет ничего, кроме помпового ружья.

interpolit.ru

О базах американских беспилотников » Военное обозрение

В настоящее время в США реализуется программа UCLASS, целью которой является создание беспилотного летательного аппарата для эксплуатации на авианосцах. Прототип такой машины Northrop Grumman X-47B уже успешно взлетает и садится на авианосцы, но завершение проекта и начало эксплуатации боеспособных палубных БПЛА пока являются делом достаточно далекого будущего. Создание палубного беспилотника с возможностями на уровне современных пилотируемых самолетов значительно повысит возможности морской авиации США. ВМС получат технику, способную выполнять широкий круг задач без ограничений, свойственных нынешним самолетам. Кроме того, использование авианосцев в качестве баз для нее позволит обеспечить высокую стратегическую мобильность.
Тем не менее, БПЛА X-47B пока проходит испытания и до окончания проекта еще далеко. В этой связи американским военным пока приходится делать упор на беспилотники сухопутного базирования. Такая техника уже несколько лет активно используется для выполнения разведки и нанесения ударов по позициям и технике противника в горячих точках. Палубные БПЛА при необходимости могут быть доставлены авианосцем в нужный район. «Сухопутные» беспилотники, в свою очередь, оказываются привязанными к аэродромам, что заставляет использовать иные методики обеспечения требуемой мобильности и гибкости применения.

Соединенные Штаты располагают разветвленной сетью военных баз на территориях зарубежных стран, часть которых принадлежит военно-воздушным силам. ВВС США могут использовать почти полсотни аэродромов в двух десятках стран. Кроме того, на территории страны имеются еще более 70 авиабаз. Таким образом, военно-воздушные силы США при необходимости могут перебрасывать различную авиационную технику и личный состав в нужный район планеты. Естественно, такая сеть аэродромов пригодна и для использования в качестве баз беспилотных летательных аппаратов.

По разным оценкам, разведывательные и ударные беспилотники MQ-1 Predator, MQ-9 Reaper, RQ-4 Global Hawk и другая подобная техника размещена примерно на 60 американских авиабазах по всему миру. Интересной особенностью эксплуатации этих БПЛА является подход к управлению. С целью в некоторой мере упростить эксплуатацию техники и ускорить передачу данных между различными структурами пункты управления нередко находятся на большом расстоянии от аэродрома, на котором базируются сами беспилотники. К примеру, БПЛА RQ-4, базирующиеся на аэродроме «Аль-Дафра» (ОАЭ) управляются с базы «Патаксент Ривер» (США).

По понятным причинам, американские БПЛА не привязаны к конкретным базам и при необходимости могут быть переведены на другие аэродромы. В таком случае они могут выполнять задачи в разных районах земного шара, действуя с наиболее близкой базы. В распоряжении ВВС США аэродромы в Афганистане, Бахрейне, Болгарии, Германии, Гренландии, Италии, Японии, Кувейте и других государствах Европы, Азии и Южной Америки. Таким образом, в зоне действия БПЛА ВВС США оказывается почти вся планета, за исключением нескольких сравнительно некрупных районов.

Следует отметить, список американских зарубежных баз постоянно изменяется. К примеру, несколько лет назад официальный Вашингтон был вынужден договариваться с Пакистаном. Дело в том, что после ликвидации Усамы бен Ладена пакистанское правительство выразило протест и потребовали от США вывести свои войска с базы «Шамси» на территории Пакистана. Тем не менее, в силу некоторых юридических особенностей США отказались прекращать использовать эту базу. В результате американские военные продолжают работать на пакистанских базах, хотя оба государства утверждают, что эти аэродромы более не используются для размещения ударных беспилотников.

Азия, являясь крупнейшим континентом, привлекает особое внимание ВВС США. В добавление к уже существующим базам, на которых имеются боевые самолеты и БПЛА, американские военные планируют строить новые. В планах Пентагона создание еще одной базы на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива. Кроме того, беспилотные летательные аппараты планируется разместить на одном из аэродромов азиатского побережья Тихого океана. Оба этих проекта пока находятся на стадии поиска подходящего места для размещения баз. Не так давно сообщалось о переговорах между Вашингтоном и Анкарой, темой которых стал перевод некоторого количества американских БПЛА на турецкую базу «Инджирлик». Эту технику предлагается использовать для выполнения боевых задач в Ираке.

По ряду причин Африка пока не удостаивалась пристального внимания американских ВВС. До недавнего времени БПЛА Соединенных Штатов имелись только в Джибути, на базе «Кемп-Лемоньера». Эта техника использовалась для слежения за обстановкой в Сомали и, при необходимости, для ликвидации боевиков и их объектов.

Согласно разным источникам, в 2009 или 2011 году американские беспилотники начали службу на Сейшельских островах. Базой для них стал Сейшельский международный аэропорт, расположенный на острове Маэ вблизи г. Виктория. По официальным данным, задачей этой техники было отслеживание деятельности пиратов в восточных районах Индийского океана и близлежащих морях. Однако позже в свободный доступ попали документы, согласно которым «сейшельские» беспилотники несколько раз использовались для выполнения ударов на территории Сомали.

Все внимание ВВС США в Африке было сосредоточено на т.н. Африканском Роге, где политическая и экономическая ситуация оставляет желать лучшего. Проблемы в других районах континента заставляют американских военных строить иные планы. В начале прошлого года Пентагон объявил о планах по строительству новых базы ВВС на территории государства Нигер. Эти базы должны контролировать обстановку в Центральной Африке. Предполагалось, что США совместно с Францией будут совместно следить за Мали и, при необходимости, принимать меры. Из последних сообщений следует, что американские военные уже начали использовать аэродромы Нигера для выполнения разведывательных и ударных операций.

На протяжении последних десятилетий США активно использовали базы на территории европейских государств. Сейчас Пентагон намерен открыть новые базы ВВС, хотя сталкивается с определенными проблемами. По сообщениям греческих СМИ, Вашингтон желает построить очередную европейскую базу военно-воздушных сил на острове Крит. Однако руководство Греции пока не дает согласие. Греческие чиновники обсуждают возможность появления такого соглашения, но пока не пришли к окончательному решению.

Все говорит о том, что США продолжают реализацию планов, начатую еще в начале прошлого десятилетия. Продолжается создание новых зарубежных баз, часть которых принимает разведывательные и ударные беспилотные летательные аппараты. Таким методом Пентагон строит универсальную структуру, способную обеспечивать присутствие вооруженных сил практически во всех районах мира. Основной задачей БПЛА при этом станет разведка и обнаружение необходимых объектов противника, а средство их уничтожения будет подбираться с учетом наибольшей целесообразности в имеющихся условиях.


Нынешнее расположение зарубежных авиабаз США, в том числе использующих БПЛА, позволяет сделать прогноз о строительстве новых подобных объектов. Следует ожидать появления новых баз в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Африке. При этом строительство африканских баз, вероятно, будет иметь меньший приоритет, поскольку Тихий океан представляет для Вашингтона гораздо больший интерес. Появление палубных БПЛА с характеристиками на уровне «сухопутной» техники приведет к очередному повышению потенциала парка беспилотников. Однако проект UCLASS пока далек от успешного завершения, а новые базы для БПЛА должны появиться как можно скорее.

По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
http://vpk-news.ru/
http://russiancouncil.ru/
http://ng.ru/
http://conjuncture.ru/

topwar.ru

Беспилотники глаза и кулаки армии США

По оценкам зарубежных экспертов, одним из приоритетных направлений повышения эффективности применения войск (сил) считается оснащение ВС беспилотными летательными аппаратами (БЛА) различного назначения. В частности, американские специалисты дают высокую оценку боевым возможностям БЛА, которые были продемонстрированы в ходе подготовки и проведения операций в Югославии, Афганистане и Ираке.

В настоящее время в ВС США насчитывается более 4 200 БЛА свыше 20 типов. Интенсивность их использования в последнее время значительно выросла, в результате чего суммарный налет стратегических и тактических аппаратов в 2009 году (без учета разведывательных мини-БЛА) превысил 180 тыс. ч., а общий в 2010 году — 900 тыс. ч.

Согласно проведенному зарубежными экспертами анализу применения сил и средств в последних военных конфликтах по окончании активной фазы операции наибольшую угрозу войскам, как правило, представляют действия негосударственных воинских формирований и террористических групп. В этой связи для выявления фактов передвижения живой силы, перемещения вооружений, организации засад и закладки взрывных устройств на маршрутах движения транспортных колонн либо другой активности противника, одним из наиболее действенных методов считается организация непрерывного воздушного наблюдения в заданном районе. Способность длительно и скрытно вести воздушную разведку позволяет беспилотным системам решать подобные задачи на качественно более высоком по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами уровне при значительно меньшем расходе сил и средств.

Полученная с помощью разведоборудования БЛА информация об объектах атаки используется в ходе предполетной подготовки экипажей боевых самолетов или вертолетов, а также непосредственно в ходе выполнения ими задач, что позволяет повысить эффективность выхода на цель, ее идентификации и поражения в сложной обстановке, в частности, при действиях в условиях населенных пунктов.

В последнее десятилетие руководство ВВС интенсивно применяет стратегические разведывательные аппараты. Например, в ходе активной фазы военных действий в Ираке в течение марта 2003 года один аппарат RQ-4A «Глобал Хок» совершил 16 боевых вылетов с общим налетом около 360 ч. Это составило всего 3 проц. общего количества разведывательных полетов авиационной группировки. При этом аппарат передал более 55 проц. всей информации о критичных по времени целях противника. Отмечается также, что к концу 2007 года только тремя аппаратами, задействованными в Афганистане и Ираке, было выполнено около 400 вылетов с суммарным налетом около 8 тыс. ч. Напряженность боевого применения машин составила 8-12 вылетов в месяц продолжительностью более 24 ч каждый.

Полет аппарата осуществляется по заранее подготовленной и введенной в бортовую систему управления программе. Основу его бортового оборудования составляют радиолокационная станция бокового обзора с синтезированием апертуры антенны, оптоэлектронная станция и аппаратура радиотехнической разведки, построенные по модульному принципу и комплектуемые в зависимости от выполняемой задачи. Разведывательная информация транслируется на наземный пункт управления с помощью бортовой аппаратуры спутниковой связи и по каналам передачи данных на дальность прямой видимости. Постом радиоэлектронной разведки пункта управления осуществляются просмотр, обработка и хранение разведданных, а также их кодирование и передача со скоростью до 50 Мбит/с.

2011 год — год ввода в состав 9-го разведывательного авиакрыла ВВС США на авиабазе Бил (штат Калифорния) все запланированные 54 серийные машины «Глобал Хок». На этой АвБ будут базироваться 18 машин, а остальные — на АвБ Эглин (Флорида) и Андерсен (о. Гуам, Тихий океан).

В качестве одного из важных элементов повышения эффективности применения сил и средств общего назначения на ТВД командование вооруженных сил США рассматривает многоцелевые БЛА, поскольку считает, что их задействование для решения задач, обычно выполняемых тактической и армейской авиацией, будет более результативным.

Оснащение БЛА комплексами бортового вооружения позволяет широко применять их не только в интересах организации непрерывного патрулирования заданных районов, но и для поражения, в том числе избирательного, критичных по времени или вновь выявленных целей, а также оказания непосредственной авиационной поддержки подразделениям и частям наземных сил. Такой способ применения авиации наиболее распространен при боевых действиях низкой интенсивности в условиях достигнутого господства в воздухе и отсутствии реального противодействия со стороны противника, что характерно, например, для текущей фазы вооруженных конфликтов в Афганистане и Ираке.

Применение разработанных американской фирмой «Дженерал атомикс» БЛА «Предатор» в интересах вооруженных сил и спецслужб США началось в 1995 году — еще на стадии демонстрации перспективной технологической концепции. Эти машины с максимальной продолжительностью полета до 48 ч, имеющие в составе бортового оборудования РЛС с синтезированием апертуры антенны, телевизионную и инфракрасную камеры, а также лазерный дально-мер-целеуказатель, продемонстрировали высокую эффективность решения задач воздушной разведки на различных ТВД. Кроме того, благодаря оснащению управляемым авиационным вооружением аппараты активно использовались для уничтожения наземных целей. Например, в ноябре 2002 года в Йемене с помощью БЛА «Предатор» был обнаружен и по команде с земли уничтожен автомобиль с членами террористической организации «Аль-Каида». Впоследствии аналогичные операции были успешно проведены на территории Афганистана, Ирака и Пакистана.

Вместе с тем наличие вооружения на внешних подвесках БЛА «Предатор» приводит к ухудшению его летно-технических характеристик, в частности, к сокращению максимальной продолжительности полета. По этой причине из состава бортового оборудования многоцелевого варианта машины обычно исключается РЛС.

Считается, что таких недостатков лишен поступающий с марта 2007 года на вооружение ВВС США и специально разработанный для выполнения ударных задач новый многоцелевой БЛА MQ-9 «Рипер». Машина, оснащенная турбовинтовым двигателем 331-10Т фирмы «Ханиуэл» мощностью 560 кВт, отличается от аппарата «Предатор» увеличенными практическим потолком, скоростью и массой полезной нагрузки. В состав вооружения БЛА. подвешиваемого на шести подкрыльевых узлах, могут входить управляемые авиационные бомбы калибра до 250 кг, ракеты класса «воздух — земля» и «воздух — воздух», а также самонаводящиеся авиационные боеприпасы.

Основу бортового оборудования составляет радиолокационная станция APY-8 «Линкс» с синтезированием апертуры антенны (максимальное разрешение около 0,1 м на дальности до 40 км и 2 м на дальности 75 км), а также оптоэлектронная станция MTS-B фирмы «Рейтеон», в состав которой входят телевизионная и тепловизионная камеры, лазерный дальномер-целеуказатель. Программное обеспечение наземной станции управления позволяет в автоматическом режиме выявлять объекты искусственного происхождения, что облегчает задачу оператора разведоборудования БЛА по поиску наземных целей.

Максимальная масса полезной нагрузки позволяет дополнительно оснащать данный аппарат комплексом радиотехнической разведки, который предназначен для обнаружения радиолокационных станций, а также средствами перехвата каналов радиосвязи и систем управления противника.

В сентябре 2007 года первый аппарат MQ-9 «Рипер» поставлен на авиабазу Баграм в Афганистане. Среднее напряжение применения аппаратов (интенсивность расходования летного ресурса) в настоящее время составляет один боевой вылет в день. Значительная высота ведения разведки и дальность обнаружения целей, а также сниженные демаскирующие признаки БЛА в акустическом и оптическом диапазонах позволяют ему скрытно вести разведку в заданном районе для выявления активности противника. Наблюдение за потенциальным объектом атаки с задействованием одного аппарата может, при необходимости, продолжаться более 12 ч. Для выполнения аналогичной (по боевой производительности) задачи по вскрытию обстановки в районе такой же площади силами тактической авиации требуется не менее шести самолето-вылетов.

Учитывая особенности аппаратов «Предатор» и «Рипер», специфику решаемых ими задач, а также особенности обучения, боевой подготовки и поддержания требуемого уровня натренированности операторов, в составе боевого авиационного командования ВВС США было сформировано 432-е авиационное крыло беспилотных аппаратов (АвБ Крич, штат Невада). В его состав входят четыре разведывательные авиационные эскадрильи стратегических многоцелевых аппаратов «Предатор», одна ударная (БЛА «Рипер»), а также эскадрильи обеспечения и технического обслуживания.

Это формирование применяется в интересах боевого обеспечения подразделений вооруженных сил США и их союзников. На базе авиакрыла также осуществляется подготовка специалистов по эксплуатации и обслуживанию беспилотных систем в интересах всех видов вооруженных сил, разведсообще-ства и других ведомств США, а также иностранного персонала. Личный состав части задействуется в процессе отработки концепций боевого применения перспективных машин.

В настоящее время в боевом составе эскадрилий авиакрыла имеется 118 аппаратов «Предатор» и 27 машин «Рипер». Около половины парка этой техники постоянно задействовано в Ираке и Афганистане, а суммарный налет аппаратов составляет около 4 тыс. ч в месяц. При этом непосредственно в составе экспедиционных авиационных формирований на ТВД развернуты только летательные аппараты с группой обеспечения взлета, посадки и управления воздушным движением в зоне аэродрома базирования, решающей свои задачи с помощью наземной станции управления (НСУ). Контроль выполнения остальных этапов полетного задания, в том числе санкционирование применения оружия, осуществляется по волоконно-оптическим и спутниковым каналам связи глобальной информационной сети министерства обороны с территории США.

В связи с этим на базе 432-го авиакрыла развернут центр планирования и применения БЛА с наземными станциями управления, средствами приема, обработки и визуализации получаемой от них разведывательной информации. Для более качественной идентификации цели и принятия решения на ее уничтожение могут привлекаться дополнительные группы специалистов, включая лиц из военного и политического руководства страны.

Схема организации управления многоцелевыми БЛА MQ-1 «Предатор» и MQ-9 «Рипер» ВВС США на ТВД

Всего до 2011 года в ВВС США сформировано 15 авиаэскадрилий стратегических многоцелевых беспилотных аппаратов общей численностью 170 машин «Предатор» и до 70 «Рипер».

Сухопутные войска США располагают наиболее многочисленным парком БЛА, преимущественно тактического назначения. В зависимости от масштаба решаемых задач введено условное разделение машин на три уровня: первый (батальон и ниже), второй (полк) и третий (дивизия и бригада).

К основным задачам, возлагаемым на беспилотные системы, относятся: разведка, наблюдение, выдача целеуказания и корректировка огня систем оружия; охрана районов рассредоточения войск; обеспечение действий боевых вертолетов армейской авиации в ходе огневой поддержки наземных частей; ретрансляция сигналов связи. Кроме того, одним из перспективных направлений использования БЛА является задействование их в составе смешанных групп поиска и спасения военнослужащих, в частности, попавших в окружение, терпящих бедствие и др. Тактический разведывательный беспилотный аппарат RQ-5A «Хантер», разработанный израильской корпорацией IAI («Израэль эркрафт индастриз», в настоящее время «Израэль аэроспейс индастриз») и американской фирмой TRW, состоит на вооружении американских СВ с 1995 года. Всего развернуто семь систем в составе 62 БЛА. В настоящее время завершены испытания его многоцелевой модификации MQ-5B, которая может оснащаться различными типами управляемого оружия, в частности, противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр», самонаводящимися боевыми элементами «Бэт» и «Вайпер страйк».

С 2003 года на вооружение СВ США поступает тактическая беспилотная разведывательная система на базе БЛА RQ-7A «Шадоу-200».

По оценкам американских военных специалистов использование этих БЛА для патрулирования маршрутов движения транспортных колонн значительно сократило потери личного состава и техники благодаря своевременному выявлению и предотвращению фактов минирования и организации засад. Например, одно подразделение БЛА, оснащенное тремя системами «Ша-доу-200»(по четыре летательных аппарата в каждой), способно осуществлять круглосуточное разведывательное обеспечение с суммарной продолжительностью вылетов до 60 ч в сутки.

При общей высокой оценке эффективности развернутых в войсках беспилотных систем, американскими военными экспертами отмечается недостаточный радиус действия машин, а также ограниченные возможности бортового разведывательного оборудования. В этой связи на базе аппарата «Предатор» был разработан многоцелевой БЛА «Скай Уорриор».

В феврале 2010 года было принято решение на завершение стадии разработки и начало предсерийного производства БЛА MQ-1C «Скай Уорриор».

Комплекс бортового опто-электронного оборудования БЛА включает телевизионную камеру, инфракрасную станцию переднего обзора и лазерный дальномер-целе-указатель, размещенные на гиростабилизированной подвеске в носовой части фюзеляжа. Кроме того, для эффективного выполнения разведывательных задач в условиях ограниченной видимости (пыль, туман, осадки, задымление) используется бортовая радиолокационная станция миллиметрового диапазона «Линкс-2» с синтезированием апертуры антенны и селекцией движущихся целей (максимальная наклонная дальность ведения видовой разведки более 70 км).

Все компоненты и обслуживающий персонат беспилотной системы «Уорриор» в основном, в отличие от машин ВВС. первоначально планировалось разворачивать непосредственно на ТВД. Ее наземный комплекс строится на базе унифицированной станции управления тактическими БЛА сухопутных войск с антенными терминалами приема и передачи информации.

Однако в 2010 году руководство СВ приступило к разработке концепции удаленной работы операторов БЛА MQ-1C «Скай Уорриор», считая, что это позволит оперативно перебрасывать аппараты в пределах ТВД туда, где они наиболее необходимы. Также в этом случае отпадает необходимость организовывать транспортировку и развертывание наземных центров управления.

В настоящее время продолжаются войсковые испытания комплекса бортового вооружения машины, в состав которого планируется включить управляемые противотанковые ракеты AGM-114 «Хеллфайр», а также самонаводящиеся боеприпасы «Вайпер Страйк» и «Бэт». Этими системами планируется оснащать отдельные батальоны БЛА в составе дивизий сухопутных войск США. Поставка серийных образцов началась в конце 2010 года. Всего планируется закупить 11 беспилотных систем «Уорриор», каждая из которых включает 12 летательных аппаратов, пять наземных станций управления, терминал спутниковой связи и вспомогательное оборудование.

В зарубежных СМИ отмечается, что подразделениями сил специальных операций сухопутных войск и морской пехоты успешно применяются принятые на вооружение в 2003-2006 годах мини-БЛА RQ-11 «Равен» и RQ-14 «Драгон Ай».

Данные БЛА, оборудованные телевизионной и/или тепловизионной камерой, могут включаться в состав штатного вооружения тактических подразделений (от роты и ниже). Ввиду того, что в настоящее время для организации воздушной разведки с применением этих БЛА не требуется подавать заявки в вышестоящие штабы или получать какие-либо разрешения, при необходимости командир низового звена сможет в кратчайшие сроки получить информацию о противнике и обстановке, что наиболее критично при ведении боя в сложных условиях, например в условиях населенных пунктов. Это позволит эффективно управлять действиями подразделения и уменьшить потери. Всего в составе американских сухопутных воск в Ираке и Афганистане задействовано более 400 летательных аппаратов «Равен».

Текущими планами предусматривается в 2011 году полностью завершить поставки более 3 300 систем «Равен» (по три аппарата в каждой), 227 систем «Драгон Ай» (по 3-4 аппарата в каждой).

Фирма «Ханиуэлл» в рамках финансируемой СВ программы «Перспективная боевая техника» разработала беспилотную систему на базе мини-БЛА вертикального взлета и посадки RQ-16 «Мав». Она рассматривается в качестве средства разведывательного обеспечения действий подразделений в звене взвод/рота. Аппарат, выполненный по схеме «винт в кольце», а также компактная наземная станция управления размешаются в специальных контейнерах и могут переноситься одним военнослужащим.

В состав бортового оборудования БЛА, размещаемого в двух цилиндрических обтекателях, входит система управления аппаратом, приемник КРНС NAVSTAR, телевизионная и инфракрасная камеры, а также аппаратура передачи развединфор-мации на дальность до 10 км.

Система прошла успешные войсковые испытания на территории США, в ходе которых, в частности, отрабатывалась возможность передачи видеоизображения с БЛА на борт ударного вертолета АН-64 «Апач». Благодаря высокому уровню автоматизации машина проста в управлении, а время обучения оператора ее эксплуатации составляет около 16 ч.

В зарубежных СМИ сообщалось, что в 2007 году около 20 аппаратов «Мав» поступило на вооружение объединенной группы по разминированию местности в Ираке. Они используются для дистанционного обследования обнаруженных мин, неразорвавшихся бомб, снарядов и самодельных взрывных устройств в условиях городской застройки, в том числе в разрушенных зданиях.

Важным направлением применения БЛА считаются совместные (групповые) действия боевых вертолетов и беспилотных систем различных типов. По оценкам американских специалистов, обеспечение возможности получения экипажами вертолетов информации о целях или потенциальных угрозах от бортовых разведывательных систем БЛА считается одним из перспективных путей снижения потерь армейской авиации.

Кроме того, реализация такого взаимодействия позволит увеличить глубину ведения разведки и обеспечит своевременное принятие решения на атаку цели или выполнение маневров обхода зон поражения огневых средств ПВО противника. Операторы вооружения вертолетов, оснащенных унифицированной аппаратурой управления армейскими беспилотными аппаратами, смогут задавать маршрут полета БЛА, режим работы разведывательных систем, а в перспективе — выдавать целеуказание и команды на применение их бортового вооружения.

В целях обеспечения возможности доведения разведданных от беспилотных машин непосредственно ударным средствам и командирам наземных подразделений разрабатываются удаленные терминалы приема видеоинформации «Ровер». Они позволяют получать в реальном масштабе времени видеоизображение цели от оптоэлектронных средств разведки БЛА и вести двусторонний обмен данными с отображением на дисплеях назначенных для поражения объектов.

В целом анализ опыта применения вооруженными силами США беспилотных систем различных классов подтверждает высокую эффективность этого вида вооружения в условиях современных военных действий любой интенсивности. Дальнейшее совершенствование этих систем осуществляется путем улучшения тактико-технических характеристик их наземных и воздушных компонентов, а также благодаря совершенствованию способов применения БЛА как самостоятельно, так и во взаимодействии с пилотируемыми летательными аппаратами. По мнению военных экспертов, несмотря на достаточно серьезные проблемы, связанные с применением БЛА (например, ограничения систем связи по передаче сигналов управления и развединформации, сложность интеграции в единую систему управления воздушным движением и др.), количество БЛА в войсках, а также круг решаемых ими задач будут неуклонно возрастать.

***

Источник: Рentagonus

navoine.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.