Бомбардировщик США B-1B Lancer, Описание и Технические Характеристики с Фото и Видео
Rockwell B-1 Lancer («Улан») – американский стратегический сверхзвуковой бомбардировщик, созданный в период Холодной войны и до сих пор находящийся на вооружении ВВС США. Самолет имеет крыло с изменяемой стреловидностью.
При разработке этой машины реализовывалась концепция прорыва вражеской ПВО при полете на малых с огибанием рельефа местности. В конструкции этого самолета активно используются технологии снижения радиолокационной заметности («стелс»).
Бомбардировщик В-1 создавался в первую очередь, как носитель ядерного оружия, по замыслу разработчиков эта машина должна была заменить устаревший дозвуковой Boeing B-52 Stratofortress. После окончания Холодной войны эти боевые машины начали переоборудовать для применения обычных видов вооружения. В середине 90-х годов B-1В Lancer окончательно были выведены из состава стратегических сил США.
Модификация бомбардировщика В-1В принимала участие практически во всех конфликтах последних десятилетий, в которых были задействованы американские ВВС. За все время эксплуатации из-за технических неисправностей было потеряно десять самолетов, однако ни один из бомбардировщиков не был сбит противником. В-1В является обладателем нескольких рекордов по дальности, скорости и набору высоты. В настоящее время В-1В – это единственный самолет в американских ВВС с изменяемой геометрией крыла.
Всего было построено более сотни самолетов разных модификаций. В настоящее время ведутся работы над модернизацией B-1В Lancer.
История создания
Работы над созданием нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика начались в США еще в конце 50-х годов. Компания North American Aviation предложила заменить самолеты В-52 реактивным бомбардировщиком XB-70 Valkyrie. Этот самолет имел шесть реактивных двигателей, мог развивать скорость 3 Маха на высоте более 20 км. Подобные характеристики делали его практически неуязвимым для самолетов-перехватчиков и зенитных ракет СССР – основного потенциального противника Соединенных Штатов.
Однако уже к концу 50-х годов новейшие советские зенитные ракеты уже могли сбивать высокоскоростные цели, летящие на больших высотах, подтверждением чему стало сбитие самолета Гэри Пауэрса в 1960 году.
Американцам нужно было срочно менять тактику применения стратегических бомбардировщиков. Новым способом преодоления советской ПВО стал прорыв самолетов на малых и сверхмалых высотах. Такая тактика давала атакующим самолетам целый ряд преимуществ:
- уменьшалось расстояние обнаружения бомбардировщика радарами;
- зенитные ракеты на малых высотах обладали низкой эффективностью;
- низколетящие цели очень тяжело определялись РЛС перехватчиков.
Однако XB-70 Valkyrie слабо подходил для полетов на малых высотах. Ему приходилось снижать скорость до дозвуковой, что значительно уменьшало радиус использования бомбардировщика. К тому же очень быстро совершенствовались межконтинентальные баллистические ракеты, поэтому значение стратегической авиации постепенно снижалось. В 1961 году президент Кеннеди распорядился закрыть программу «Валькирия».
Работы над созданием нового стратегического бомбардировщика начались в США примерно в середине 60-х годов (программа AMSA, позже ее переименовали в В-1). В 1969 году Министерство обороны США подготовило задание по новому самолету и отправило его в разные самолетостроительные компании. Победителем конкурса стала North American Rockwell.
Для проведения испытаний планировали построить четыре самолета. Первый полет нового бомбардировщика состоялся в декабре 1974 года, в 1978 году В-1 достиг скорости 2,2 Маха, а в 1979 году был готов предсерийный образец В-1. Однако еще за два года до этого американский президент Картер заявил о прекращении финансирования программы В-1. Несмотря на официальное закрытие, летные испытания самолета прекращены не были.
Программу В-1 спустя пять лет возобновил следующий президент США – Рональд Рейган. Уже в 1981 году было официально объявлено о планах закупки ста бомбардировщиков B-1В Lancer для ВВС США. Эта модификация несколько отличалась от первых четырех самолетов, созданных на первом этапе программы.
Новый самолет имел усиленную конструкцию шасси и планера, что позволило увеличить его максимальную взлетную нагрузку, нерегулируемые воздухозаборники, при изготовлении В-1В активно использовались технологии малозаметности «стелс». Были внесены изменения в отсек вооружения. Можно сказать, что на В-1В была в максимальной степени реализована концепция прорыва вражеской ПВО на малых высотах.
Первый серийный бомбардировщик В-1В поднялся в воздух в 1984 году, а на следующий год эти машины уже начали поступать в войска.
Изначально основным вооружением самолета были аэробаллистические ракеты AGM-69 SRAM или ядерные бомбы разной мощности. Немного позже на бомбардировщике были установлены узлы подвески для стратегических крылатых ракет.
В 1992 году началась программа переоснащения В-1В более совершенными аэробаллистическими ракетами AGM-131A SRAM-2, однако она так и не была доведена до завершения.
В середине 90-х самолет был выведен из состава стратегических сил США, началось его переоборудование для использования обычных боеприпасов.
Из-за технических вопросов, связанных с невозможностью использовать обычные виды вооружения, бомбардировщики В-1В не участвовали в операции «Буря в пустыне» в 1990 году. Однако в следующей операции против Ирака («Лис пустыни», 1998 год) эти самолеты уже применялись, они нанесли несколько бомбовых ударов с больших высот.
ВВС США использовало B-1B Lancer для бомбардировки территории Югославии в 1999 году. Активно применялся «Улан» во время второй войны в Персидском заливе (2003 год). В-1В наносили ракетно-бомбовые удары по территории Ливии в 2011 году, в настоящее время эти самолеты применяются американцами для бомбардировок группировок Исламского государства в Сирии и Ираке.
Американцы планируют провести модернизацию бомбардировщиков В-1В, для того чтобы оставить эти машины в строю как минимум до 2038 года.
Описание конструкции
В-1В выполнен по нормальной аэродинамической схеме, самолет имеет низкорасположенное крыло с изменяемой стреловидностью и высокорасположенное горизонтальное оперение. Компоновка В-1В – интегральная.
Фюзеляж самолета — полумонокок, с большим количеством шпангоутов и лонжеронов, его обшивка выполнена из алюминиевых сплавов. Фюзеляж разделен на пять основных секций.
Крыло самолета кессонное с двумя лонжеронами.
Шасси В-1В – трехстоечное, главные стойки имеют по четыре колеса, передняя – два.
Самолет оснащается четырьмя двигателями F101-GE-102, установленными в мотогондолах под неподвижной частью крыла.
Экипаж бомбардировщика B-1B Lancer состоит из четырех человек: двух пилотов и двух операторов. Вход в кабину находится за передней стойкой шасси.
Основным оружием В-1В являются управляемые ракеты (восемь AGM-86B ALCM или двадцать четыре AGM-69А, AGM-131А класса «воздух-земля») или ядерные бомбы разной мощности. Вооружение размещается в трех бомбоотсеках на барабанных пусковых установках.
При создании самолета активно использовались технологии снижения его радиолокационной заметности. Уменьшение ЭПР бомбардировщика достигается за счет специальных радиопоглощающих покрытий, изменения конструкции мотогондол, металлизации остекления кабины, изменения наклона антенны РЛС и других конструкторских решений.
Характеристики
Экипаж | 4 чел. |
Длина самолета | 44,81 м |
Высота самолета | 10,36 м |
Максимальная скорость | 1328 км/ч |
Практическая дальность | 12000 км |
Нагрузка на крыло | 1194,1 кг/м2 |
Боевая нагрузка | 56700кг |
Двигатель | 4 × ТРДДФ F101-GE-100 |
militaryarms.ru
В-1 B Lancer — бомбардировщик США
В-1 B Lancer — бомбардировщик США.
B-1 B Lancer — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик производства США. Создавался в качестве носителя ядерного оружия, однако вследствие изменения геополитической обстановки после распада СССР был переоборудован для возможности оснащения обычными вооружениями, что позволяет использовать его и в качестве самолета тактической авиации. Основная задача В-1 B Lancer — низковысотный прорыв ПВО посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности с ядерным (или тактическим) вооружением на борту.
Особенности
B-1 Lancer ознаменовал собой поворотную веху в истории развития стратегических бомбардировщиков США, где в послевоенный период предполагалось обеспечить безопасность и эффективность своей стратегической авиации благодаря наращиванию показателей скорости и высотности. Результатом этой работы стал высотный бомбардировщик North American XB-70 Valkyrie, способный на полет со скоростью 3 Маха на высоте 21 км. Впрочем, события 1960-х гг. наглядно показали несостоятельность этой теории. Причиной тому стало создание советских подвижных зенитных ракетных комплексов С-75 «Двина», эффективно поражавших даже такие, казалось бы, неуязвимые высотные самолеты-разведчики, как Lockheed U-2. В такой ситуации командование ВВС США посчитало необходимым срочно изменить вектор развития своей стратегической авиации в пользу самолетов, обеспечивающих прорыв на низкой высоте. В качестве основного аргумента для реализации этой концепции был приведен факт уменьшения дальности обнаружения самолетов, летящих на малых высотах на фоне подстилающей поверхности, а ПВО того времени отличалось весьма низкой эффективностью по поражению низколетящих целей.
Конструкция
Бомбардировщик B-1 B Lancer выполнен по нормальной аэродинамической компоновочной схеме с интегральной компоновкой, низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности и высокорасположенным горизонтальным оперением. В конструкции самолета, в основном, применяются алюминиевые сплавы и композиционные материалы, а также титан.
Силовая установка бомбардировщика представлена четырьмя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажной камерой F101-GE-102, имеющими максимальную тягу на форсированном режиме 16000 кгс. Двигатели расположены попарно под неподвижной частью крыла.
Основу БРЭО бомбардировщика составляет многофункциональная моноимпульсная радиолокационная станция Westinghouse AN/APQ-164 с антенной фазированной решеткой, которая обеспечивает всепогодное обнаружение и распознавание стационарных и движущихся наземных объектов, а также полет бомбардировщика в режиме огибания рельефа местности на высоте до 60 м. Основа оборонительного комплекса представлена системой РЭБ AN/ALQ-161, в которую входят станция предупреждения об облучении самолета AN/ ALR-56M, система предупреждения об атаке с задней полусферы AN/ALQ-184, средство радиоэлектронной борьбы AN/ ALQ-214 IDECM, автоматы сброса отражателей и ИК ловушек, а также буксируемые постановщики помех AN/ALE-50.
Экипаж состоит из четырех человек: двух пилотов и двух операторов бортовых систем. Система жизнеобеспечения экипажа B-1 B Lancer включает в себя кухню и туалет. В настоящее время ведутся работы над модификацией B-1 R. По замыслу разработчиков новый «региональный» бомбардировщик должен стать более быстрым, пусть и в ущерб показателям практической дальности.
Вооружение
Основным вооружением бомбардировщика В-1 В Lancer первоначально являлись 24 аэробаллистические управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» малого радиуса действия AGM-69 SRAM или ядерные бомбы В28, В61, размещаемые в трех бомбоотсеках по восемь единиц вооружения в каждом. В 1990-х гг. вследствие изменения геополитической обстановки в мире появилась необходимость переоснащения В-1 В Lancer тактическим вооружением, однако в связи с рядом технических, а также политических причин произвести такое переоснащение долгое время не удавалось. Только в начале XX! в. В-1 В Lancer получил возможность транспортировать и современные образцы тактического вооружения.
Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:
rus-guns.com
B-1B Lancer
Назначение
B-1B — многоцелевой, дальний бомбардировщик, способный к межконтинентальным полетам без дозаправки топливом
Особенности
В самолетах B-1B электронное блокировочное оборудование, инфракрасные датчики, радарное установки и система предупреждения дополняет его свойства слабой видимости для радаров и формирует комплексную систему защиты для самолета.
Спроектированный низкий уровень колебаний крыльев и турбовентиляторные двигатели не только обеспечивают больший диапазон и высокую скорость на низких высотах, но и они также расширяют возможности как бомбардировщика. Особая конструкция крыла — вперед закрылками позволяет выполнять короткий крен для взлета.
B-1B использует радарное и инерционное навигационное оборудование, позволяющее экипажам самолета глобально управлять, корректировать маршруты полета и целевые координаты, полетные данные, и прицельное бомбометание без потребности в наземных корректирующих навигационных средствач. Встроенная в B-1B модульная авионика позволяет персоналу обслуживания точно идентифицировать технические проблемы и заменять компоненты быстрым, эффективным способом на земле.
Самолетная AN/ALQ 161A защитная авионика — комплексный электронный агрегат, который обнаруживает и противостоит вражеским радарным угрозам. Она также имеет способность обнаруживать и противостоять ракетам, нападающим со стороны хвоста. Это защищает самолет, применяя соответствующие контрмеры, типа электронных помех или металлизованные ленты для дезориентации потребляемая противника или тепловые ракеты. Подобно наступательной авионике, защитный комплекс имеет перепрограммируемые свойства, который позволяет на лету подстраиватся для борьбы с новыми атаками противника.
B-1B предназначен как основная замена стратегической авиции в ВВС США.
Существенные его преимущества включают:
Низкое радарное поперечное сечение, чтобы сделать обнаружение значительно более трудным.
Способность лететь ниже и быстрее при переносе большего полезного груза.
Продвинутые меры борьбы с радиоразведкой и противодействием, чтобы расширить живучесть.
История
Первый B-1B был поставлен ВВС в Даесе на основную базу ВВС, штат Техас, в июне 1985, с начальной эксплуатационной способностью на 1 октября, 1986. Последний B-1B был поставлен 2 мая, 1988.
B-1B выполнил несколько мировых рекордов по скорости, полезный грузу и расстоянию. Национальная Воздухоплавательная Ассоциация признала рекордным свершение 10 незабываемых результатов B-1B в течении одного 1994 года.
Места базирования
- Dyess AFB, Texas
- Ellsworth AFB, South Dakota
- McConnell AFB, Kansas
- Robins AFB, Georgia
- Mountain Home AFB, Idaho.
Общие Характеристики
Основная функция: дальний, многоцелевой, тяжелый бомбардировщик
Раработчик: Rockwell International, North American Aircraft (Входит в состав Boeing)
Первый полет: 18 октября 1984 года
Двигательная установка: Четыре турбины General Electric F-101-GE-102 с форсажной камерой
Тяга: 15,000-тонн с форсажной камерой каждый двигатель
Длина: 44.5 метра
Размах крыла: 41.8 метры расширенны вперед, 24.1 метра в хвостовой части
Высота: 10.4 метра
Вес: Пустой, приблизительно 86,183 тонн
Максимальная взлетная масса: 214,650 тонн
Скорость: 1.2 Мах на уровне моря)
Потолок: Более чем 9,000 метров
Экипаж: Четыре (командующий самолета, пилот, офицеры систем защиты и наступления )
Вооружение: до 82 обычных 250-кг бомб и 30 CBU-87/89/97. Также может быть реконфигурирован, чтобы нести широкий диапазон ядерного оружия
Вступил в строй в июнь 1985
Стоимость: $200 миллионов USD
Изготовлено: 100 единиц
Потеряно в катастрофах и авариях: ?
Фотографии и схемы
Ссылки и источники
Комментарии
- 28.12.2000 20:10 Brazd
- Однако моя точно говорит, монтаж. Наша была на сайте автора. Однако все картинки его известны. F-14 аднака, Апаче аднака. Ауди, Квадро….ай прастите
B-1B, B-52. Моя сейчас правда больше вспомнить не может и ссылка потерялась, беда какой.
- 28.12.2000 16:07 Penio
- Крон ето не фото, ето картина, но сейчась не могу спомнить кто ето рисувал! )
www.airbase.ru
Rockwell B-1 Lancer. Фото и видео. История и характеристики.
Rockwell B-1 Lancer — тяжелый бомбардировщик ВВС США стоит на вооружении с 1986 г. Это один из самых крупных самолетов своего класса в истории авиации. На 2002 г. в строю находилось 93 бомбардировщика. Конструктивной особенностью В-1 является крыло с изменяемой в плане геометрией. Стреловидность по передней кромке составляет 1559,5°.
Конструкция самолета выполнена по технологии «Стелс», вероятность его обнаружения радиолокационными станциями противника минимальна.
На замену В-52 фирма Rockwell International начала разработку бомбардировщика стратегического класса. Изначально самолет имел название В-1, но спустя некоторое время с новыми модернизациями он приобрёл название В-1ВLancer. Официально это произошло 1 мая 1990 года.
В 50-х годах был разработан ряд действий по замене самолетов, состоящих на вооружении США. Ярким представителем подобного плана был В-52. Начиная с 60-х годов, разработали программу под названием AMSA. Позже, в 1969 году, ее переименовали в программу В-1. Официальные предложения по запросу (имеются в виду предложения, высланные в разные самолетостроительные фирмы) В-1 ВВС США выдало в ноябре этого же года. 7 июня 70 года выбрали компанию-победителя по итогам конкурса. Им стала компания North American Rockwell. Также выбрали двигатели – ТРДД General Electric F101-100.
По первоначальной программе планировалось сконструировать 2 экземпляра для статических испытаний и 5 − для летных. Однако практически сразу же в 1972 году внесли некие коррективы в программу, в частности на статические испытания дали только 1 экземпляр, а на летные – 3. В 1976 году решили построить четвертый самолет в качестве эталона для начала серийного производства. По программе рассчитывали получить 240 серийных В-1. В 1979 году САК ВВС посчитали нужным поставить самолет на боевое дежурство.
Rockwell B-1 Lancer видео
НИОКР шли интенсивно, с малым отставанием от графика. На 76 год запланировали первый полет прототипа. В этом же году 23 декабря он с небольшим опозданием произошел. В воздух его поднял американский летчик-испытатель Ч. Бока-младший. Данный прототип использовали для фиксации летных и практических характеристик. Сразу же столкнулись с проблемой электроники в самолете, потому что это был первый бомбардировщик, поднятый в воздух, с самым передовым оборудованием. Основная проблема затронула комплекс БРЭО, а вернее его определенную часть – бортовой комплекс обороны. Хоть самолет и был практически готов, с этим комплексом компания Boeing, отвечающая за электронику, провозилась еще около 10 лет, прежде чем довести ее до полного рабочего состояния.
В апреле 76 года прототип достиг ранее заданной программой скорости М=2, а в сентябре успешно завершились летные испытания. В декабре этого же года Пентагон совместно с ВВС США объявил о намерении начать серийное производство самолета. Однако сразу же появилась и проблема. Бортовое оборудование дорабатывали и на этот счет особо не переживали, но проблема возникла с финансовым вопросом. Если в 1970 году самолет стоил 40 миллионов долларов, то со всей программой доработки и доводки бомбардировщик спустя 5 лет стоил 70 миллионов долларов. Президент США Картер был в недоумении и в 1977 году, в июне, на пресс-конференции объявил о прекращении финансирования проекта В-1.
Но летные испытания В-1 так и не прекратились. Программу сильно поддерживало руководство ВВС, оно же дало возможность провести продувку самолета в аэродинамической трубе. Хоть официально в июне программу закрыли, в июле с 3-го прототипа выполнили запуск ракеты SRAM. По официальным данным программу испытаний назвали ВРЕ, в ней испытывались третий и четвертый (финальный) прототипы.
Спустя 5 лет программу возобновил Р. Рейган. 2 октября 81 года президент США провозгласил программу стратегической модернизации по программам АТВ и LRCA. К LRCA ВВС в июне назначили В-1В, а прототип В-1 переименовали в В-1А.
По внешним признакам прототипы В-1А и В-1В довольно-таки схожи, однако в то же время абсолютно разные. В-1В проектировали с расчетом на прорыв ПВО противника на малых высотах с дозвуковой скоростью. Максимальная скорость не превышала показателя М=1,25. В сравнении с В-1А его собрат имел упрощенную конструкцию воздухозаборников (убрали подвижные клинья), сниженный ЭПР во фронтальной плоскости, а радиопоглощающие материалы увеличились на 85%.
Первый полет уже полностью модернизированной версии В-1В состоялся в марте 1983 года. Именно четвертый опытный прототип, который планировали сделать эталоном для серийного производства программы В-1, немного перестроили и переименовали в В-1В. Разница между серийными самолетами и прототипом была лишь в конструкции воздухозаборников, системе стыка крыла с фюзеляжем и убранными окнами в кабине штурмана.
Полностью доработанная версия В-1В поднялась в небо в середине октября 1984 года. Ракету SRAM с него впервые выпустили в январе 1987 года, в декабре осуществили опытное сбрасывание 56 свободнопадающих практических бомб. Практичность использования крылатых ракет осуществлялось на 9-м и 28-м серийных самолетах. Также первые 3 серийные В-1В сертифицировались на возможность использования ядерных свободнонесущих бомб В61 и В63. 59-й серийный испытывал фугасные бомбы Mk.82.
По официальным данным, всякого рода испытания самолета В-1В закончились 31 октября 1985 года.
Конструкция B-1
Опираясь на эргономику, были изменены некоторые части конструкции. Были установлены 2 небольших окна в кабине штурмана-оператора для ликвидации клаустрофобии. Также была изменена носовая часть фюзеляжа путем установки многорежимной РЛС AN/APQ-164A. Кардинально исправили систему аварийного покидания кабины. Закабинный отсек увеличили. Появилась возможность подвешивания авиационных средств, предназначенных поражать разные типы целей. Это стало возможным благодаря тому, что шпангоуты переднего отсека сделали подвижными.
Сам самолет выполнили по нормальной аэродинамической схеме. В конструкции реализовали интегральную компоновку, которая отличается плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Интегральная компоновка дала возможность увеличить объёмы планера изнутри, снизить площадь поверхности отмывания и эффективную поверхность рассеивания.
Установленные на крыльях интерцепторы и дифференциально отклоняемые консоли стабилизатора осуществляют управление по крену.
Состав материалов для планера: титановый сплав – 17,6%, алюминиевый сплав – 42,5%. Поперечная коробчатая балка центроплана является основным элементом конструкции, которая воспринимает нагрузки. Практически на 80% изготовлена из титанового сплава с применением диффузной сварки.
Фюзеляж представлен полумонококом. Он состоит из пяти главных секций и имеет большую плотность размещения лонжеронов и шпангоутов. Конструктивные внутренние элементы и обшивка самолета выполнены в основном из алюминия. Титан применили в области гондол двигателей и в противопожарных перегородках. За устойчивость конструкции в турбулентной атмосфере отвечает установленная система LARC. К ней относятся специальные датчики, которые разместили по разным точкам фюзеляжа. С их помощью измеряется нагрузка аэродинамических отклонений. Благодаря этой системе уменьшилась масса конструкции носовой части и повысилась усталостная прочность всего планера.
Благодаря тому, что крыло способно менять свою стреловидность, увеличились его несущие характеристики одинаково хорошо как в области малых скоростей, так и во время полета с большими числами Маха. Когда увеличивается стреловидность крыльев, частично подвижная часть убирается в центроплан. В этом месте обшивка сделана из стеклопластика. На В-1В использовали более простую систему скользящих створок и уплотнителей надувного характера. В основе конструкции подвижных консолей лежат алюминиевые двухлонжеронные кессоны с нервюрами и фрезерованными лонжеронами. Также здесь установлены монолитные цельнофрезерованные панели обшивки, выполненные из алюминиевых сплавов.
В состав механизации каждой консоли крыла входят семь секций предкрылков с углом отклонения 20° и однощелевыми шестисекционными закрылками.
Экипаж самолета – 4 человека: первый и второй пилоты, два оператора наступательных и оборонительных систем. Они размещены в двух герметичных кабинах. Летчики размещены бок о бок: командир слева, второй пилот справа. Сразу за ними идет вторая кабина с рабочими местами штурманов-операторов.
Rockwell B-1 Lancer фото
Силовая установка: четыре турбореактивных двигателя «General Electric» тягой по 13 400 кг.
Rockwell B-1 Lancer фото
Тактико-технические характеристики бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer:
Размах крыла,м 23,84-41,67
Длина, м 44,81
Высота, м 10,36
Площадь крыла, м2 181,2
Полезная масса, кг 56 000
Стартовая масса, кг 217 000
Скорость полета: на высоте 1,25М
Скорость полета: у земли 0,85М
Дальность в полете перегоночная, км 11 300
Потолок, м 15 000
Экипаж, чел 4
Rockwell B-1 Lancer фото кабины
Вооружение:
боевая нагрузка, кг 57000
крылатые ракеты 22 х AGM-86B
(дальность 2600 км, мощность ядерного заряд по 200 кт)
или управляемые ракеты …. 38 х СРЭМ (дальность 300 кг, мощность ядерного заряда по 200 кт)
возможны другие варианты боевой нагрузки.
Военная авиация
Avia.pro
avia.pro
Стратегический бомбардировщик B-1B Lancer (США)
Стратегический бомбардировщик B-1B Lancer предназначен для решения задач прорыва ПВО противника с ядерным оружием на борту, доставки крылатых ракет и демонстрации военной силы в глобальном масштабе. В 1969 г. ВВС США объявили конкурс на разработку проекта сверхзвукового стратегического бомбардировщика, который смог бы заменить B-52. С 5 июня 1970 г. начались научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по созданию опытных самолетов B-1. Первый полет опытного образца состоялся 23 декабря 1974 г. Сверхзвуковая скорость 2,2 М была достигнута 5 октября 1978 г., а предсерийный образец B-1A поднялся в воздух 14 февраля 1979 г.
Еще в 1977 г. президент США Дж. Картер отказался от программы производства самолетов B-1 в пользу программы создания КР, но с приходом к власти администрации Р. Рейгена программа испытаний B-1 как основного многоцелевого сверхзвукового стратегического бомбардировщика возобновилась, и в 1981 г. было объявлено о намерении закупить для ВВС США 100 бомбардировщиков B-1B Lancer. Первый серийный B-1B Lancer поднялся в воздух 18 октября 1984 г., а с 27 июля 1985 г. началась поставка для ВВС США серийных стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer.
В отличие от предсерийного образца, B-1B Lancer имеет усиленную конструкцию планера и шасси, что позволяет осуществлять взлет-посадку с большим максимальным весом. Этот вариант сохранил крыло изменяемой геометрии, однако регулируемые воздухозаборники были замены на нерегулируемые и изменена конструкция гондол двигателей. Переконструированный отсек вооружения позволил размещать разнообразное вооружение или дополнительные топливные баки.
Самолет B-1B Lancer имеет интегральную аэродинамическую схему, низкорасположенное крыло, высокорасположенное горизонтальное оперение и 4 двигателя, крепящиеся попарно под неподвижной частью крыла. В конструкции в основном применяются алюминиевые сплавы, титан и композиционные материалы. Установлено кессонное крыло двухлонжеронной конструкции.
Фюзеляж типа полумонокок, состоит из пяти основных секций. Конструкция безопасно повреждаемая, отличается большой плотностью размещения шпангоутов и лонжеронов. Наружная обшивка фюзеляжа и внутренние элементы конструкции выполнены в основном из алюминиевых сплавов.
Основные стойки шасси имеют по четыре колеса и убираются в фюзеляж, носовая стойка с двумя колесами — вперед. Автоматическая система управления полетом необратимая, бустерная, с четырехкратным резервированием, с гидравлическими приводами и системой повышения устойчивости и управляемости.
Самолет B-1B Lancer оснащен четырьмя двигателями F101-GE-102 со статической максимальной тягой по 13950 кгс.
Экипаж самолета B-1B Lancer состоит из четырех человек: двух летчиков и двух операторов бортовых систем. Для каждого члена экипажа устанавливается катапультное сиденье. Вход в кабину через откидывающуюся вниз дверь за передней стойкой шасси со встроенным трапом. Самолет имеет два очевидных преимуще ства перед B-52 — кухню и туалет.
Система радиоэлектронного оборудования выполняет функции обороны и наступления, что позволяет прорывать систему ПВО на малой высоте с высокой дозвуковой скоростью и наносить удар по объектам.
Основными компонентами комплекса наступательного оборудования самолета B-1B Lancer являются: многофункциональная РЛС АРЦ-164; ИНС SKN-2440; доплеровский измеритель скорости AN/APN-218: блоки управления электронным оборудованием фирмы IBM; модифицированная астроинерциальная навигационная система высокой точности NAS-26: аппаратура отображения данных наступательной системы; электронные блоки отображения данных на ЭЛТ; блок передачи данных для сбора и хранения данных о боевой задаче и полетных данных.
Основу комплекса оборонительного оборудования составляет система AN/ALQ-161, обеспечивающая автоматическое обнаружение, опознавание и противодействие РЛС ПВО противника.
Бомбардировщик B-1B Lancer оснащен ИК-ловушками типа MJU-23/B для защиты самолета от УР класса «воздух-воздух» и зенитных ракет с ИК-системами наведения. Ловушки отстреливаются вверх от самолета. поскольку считается, что при прорыве системы ПВО бомбардировщик будет совершать полет на малых высотах, и в этом случае отстрел ловушек вниз неэффективен.
Основным оружием B-1B Lancer являются восемь УР AGM-86B ALCM или до двадцати четырех УР AGM-69А, AGM-131А СРЭМ-2 класса «воздух-земля», двенадцать ядерных бомб В-28, В-43 или двадцать четыре В-61, В-83, размещаемых в трех бомбоотсеках по восемь единиц на роторных пусковых установках. Типовым вариантом считается подвеска 16 единиц оружия (в двух передних бомбоотсеках).
По ряду характеристик B-1B Lancer уступает российскому аналогу Ту-160 — это максимальная грузоподьемность, дальность полета, максимальная скорость, но пилотажные качества этих машин примерно одинаковы.
За время эксплуатации в результате катастроф из-за поломки двигателя было потеряно несколько самолетов. Из-за технических проблем, связанных с неподготовленностью самолетов для применения неядерного оружия, B-1B Lancer не принимали участия в конфликте в Персидском заливе 1991 г., но в декабре 1998 г. в операции «Лис пустыни» против Ирака 6 стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer были использованы для нанесения ударов с больших высот обычными бомбами. Аналогичным образом B-1B Lancer были применены в операции «Решительная сила» для нанесения ударов по территории Югославии в марте 1999 г.
Тем не менее это первый бомбардировщик ВВС США с низким уровнем демаскирующих признаков, что в четыре раза снижает размер отметки на экране РЛС по сравнению с B-52. Поскольку бомбардировщики B-2 оказались слишком дорогими и их число относительно невысоко, то B-1B Lancer является основным пилотируемым средством ядерного устрашения в арсенале США.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 4
Скорость, км/ч.
максимальная на высоте около 10 км 1330
максимальная на высоте до 3 км 1160
прорыва ПВО на высоте 60 м 966
Практический потолок, м 15240
Дальность перегоночная, км 12000
Масса, кг:
максимальная взлетная 216370
пустого самолета 87090
Габариты самолета, м:
размах крыла 41,67/23,84
длина 44,81
высота 10,62
Двигатель: ТРДДФ General Electric F101-GE-102, кгс 4 по 13960
www.dogswar.ru
Какой самолет лучше: Ту-160 vs B-1
Стратегический бомбардировщик Рокуэлл Интернешнл B-1 «Лансер» и российский Ту-160 «Блэкджек» визуально похожи, у них даже имеется некоторый схожий комплекс боевых задач, однако, эти два самолета — совершенно разные. B-1A был первоначально разработан как высотный сверхзвуковой самолет для прорыва ПВО, прежде чем администрация Картера отменила программу в 1977 году, после того, как стало очевидно, что новый бомбардировщик не сможет пройти новую советскую противовоздушную и противоракетную оборону.
В качестве альтернативы администрация Картера акцентировала внимание на баллистических ракетах и санкционировала разработку самолета, который в конечном счете станет малозаметным бомбардировщиком Нортроп Б-2А «Спирит». Однако, создание бомбардировщика-невидимки не разглашалось и он останется секретным на долгие годы.
Президент Рональд Рейган воскресил сверхзвуковой бомбардировщик в качестве B-1B. Вместо того, чтобы входить в зону ПВО на большой высоте, новый B-1B обеспечивал достижение наивысшей эффективности в преодолении зоны ПВО на малой высоте, используя сочетание скорости, экранирование излучения за счет рельефа местности и пониженной радиолокационной ЭПР. Однако недостатком было то, что B-1B пожертвовал большой высотой, и в результате — характеристиками при больших скоростях. В то время как у B-1A максимальная скорость свыше числа Маха 2,0, а у B-1B в результате многих структурных изменений и нерегулируемых воздухозаборников — едва только 1,25.
Самолет B-1 Lancer
Американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. На фото: B-1B Lancer в небе Афганистана.
Фото: Wikimedia Commons, Staff Sgt. Aaron Allmon, U.S. Air Force.
После окончания холодной войны, из арсенала B-1B изъяли ядерное оружие в 1995 году, и самолет был переориентирован под задачи, удовлетворяющие техническим условиям. Вместо ядерного потенциала, бомбардировщик получил новую традиционную роль, начиная с задач нанесения удара обычными средствами. В рамках программы работ, бомбардировщик был оснащен усовершенствованной РЛС с синтезированной апертурой и возможностью нести высокоточные боеприпасы. В последующие годы после 11 сентября 2001-го, бомбардировщик был модернизирован с установкой аппаратуры, такой, как подвесные прицельные контейнеры Sniper-XR и каналы связи, что позволило самолету выполнять задачи в противопартизанской войне в Ираке и Афганистане.
B-1B больше не в состоянии вести борьбу в сильнозащищенном воздушном пространстве, но самолет по-прежнему может выполнять задачи высокого технического уровня, как носитель крылатых ракет, применяемых с безопасного расстояния, с использованием такого вооружения, как ракеты JASSM-ER и LRASM (прим. pro-samolet.ru: малозаметные тактические крылатые ракет большой дальности AGM-158B (JASSM-ER), малозаметные противокорабельные ракеты большой дальности LRASM, разработанные на базе JASSM-ER). Как ни странно, это означает, что во время боевых действий на высоком техническом уровне у него будут похожие задачи, как у российского Ту-160.
Ту-160
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец.
Фото: Wikimedia Commons, Alex Beltyukov.
Ту-160 — в то время как он похож на B-1B — это совсем другой самолет. Советский Союз разработал «Блэкджека», в первую очередь, как средство нанесения ядерного удара во время Третьей Мировой войны. СССР проектировал самолет, главным образом, как средство доставки крылатых ракет с ядерными боеголовками, хотя самолет сохранил способность преодоления зоны ПВО на малой высоте. Таким образом, Ту-160 значительно больше и гораздо быстрее, чем B-1B — с максимальной взлетной массой более 606000 фунтов и максимальной скоростью, превышающей 2,05 Маха. В противоположность этому, B-1B весит 477000 фунтов.
Основным вооружением бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 всегда были стратегические крылатые ракеты, типа Х-55СМ, которых он может нести с десяток. Однако в крайние месяцы россияне использовали обычные версии крылатых ракет Х-555 по целям в Сирии, наряду с гораздо более продвинутыми и малозаметными крылатыми ракетами Х-101. Самолет также способен нести ракету Х-102 с ядерной боеголовкой.
Боевые вылеты
Массированные авиационные удары крылатыми ракетами и авиабомбами по объектам ИГИЛ нанесли самолеты Дальней авиации ВКС России
В ближайшем будущем россияне надеются перезапустить производство значительно улучшенной версии «Блэкджека» — Ту-160М2. Новые самолеты заменят существующие бомбардировщики Ту-22М Backfires и Ту-95 Bear, дополняя парк имеющихся Ту-160. Усовершенствованный самолет является временной мерой, пока Россия не закончит разработку нового малозаметного бомбардировщика ПАК ДА.
Так что, на самом деле, это — не вопрос: B-1B лучше или Ту-160 — это разные самолеты и у них отличающиеся роли, цели и задачи.
Источник:
Читайте также:
< Назад | Вперед > |
---|
pro-samolet.ru
Российский бомбардировщик Ту-160 против американского В-1. Кто победит? | Военное дело | ИноСМИ
Стратегический бомбардировщик B-1B Lancer компании Rockwell International и российский Ту-160 удивительно похожи, и в наборе задач у них есть немало общего. Тем не менее, это очень разные самолеты.
B-1A разрабатывался как высотный стратегический самолет глубокого вторжения, однако администрация Картера в 1977 году отменила эту программу, когда стало ясно, что новый бомбардировщик не преодолеет новые советские средства ПВО. Тогда администрация сделал упор на баллистические ракеты и дала разрешение на разработку бомбардировщика-невидимки Northrop Grumman B-2A Spirit. Но конструкторские работы проводились в тайне, и информация о машине была засекречена на годы.
Президент Рональд Рейган возродил сверхзвуковой бомбардировщик под названием B-1B. Теперь в его задачу уже не входило глубокое проникновение на большой высоте. Новый B-1B был оптимизирован для прорыва ПВО на малой высоте. В нем сочеталась высокая скорость, экранирование излучения с использованием рельефа местности и уменьшенная эффективная поверхность рассеяния. Если у B-1A максимальная скорость превышает число Маха 2,0, то у В-1В она едва достигает число Маха 1,25, что является результатом многочисленных конструкционных изменений и фиксированной геометрии воздухозаборников.
© РИА Новости, Скрынников | Перейти в фотобанкСоветский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 в воздухе
После окончания холодной войны с B-1B в 1995 году было снято ядерное вооружение, и он был перепрофилирован под выполнение других задач. Теперь он предназначался для новых, неядерных миссий, для чего была проведена его модернизация. В рамках программы бомбардировщик был оснащен РЛС с синтезированной апертурой и получил возможность нести на борту высокоточное оружие. После 11 сентября 2001 года он был в очередной раз усовершенствован, получив новые средства обнаружения, такие как прицельная система контейнерного типа Sniper XR, и линии передачи данных, что позволило ему лучше выполнять задачи в ходе противопартизанских войн в Ираке и Афганистане.
B-1B сегодня не в состоянии воевать в хорошо защищенном воздушном пространстве, но этот самолет по-прежнему может выполнять сложные задачи в качестве средства доставки крылатых ракет с безопасного расстояния, используя такие ракеты как JASSM-ER и LRASM. Это значит, что в современном высокотехнологичном бою B-1B будет выполнять схожие задачи с российским Ту-160.
Ту-160 совершенно другой самолет, хотя он внешне похож на B-1B. Советский Союз создавал эту машину главным образом как средство нанесения ядерного удара в ходе третьей мировой войны. Но это было средство доставки крылатых ракет в ядерном снаряжении, хотя самолет обладал возможностями для преодоления зоны ПВО противника на малой высоте. Ту-160 значительно больше и быстрее В-1В, имея максимальную взлетную массу 275 тысяч килограммов и обладая максимальной скоростью более 2,05 числа Маха. В отличие от него, В-1В весит 216 тысяч килограммов.
Основным вооружением Ту-160 всегда были крылатые ракеты большой дальности типа Х-55СМ, которых у него более десятка. Но в последние месяцы русские применяли обычную версию крылатых ракет Х-555 по целям в Сирии, а также более современную и малозаметную крылатую ракету Х-101. Самолет также может нести ракету Х-102 в ядерном снаряжении.
В ближайшем будущем русские надеются возобновить производство усовершенствованной версии своего бомбардировщика Ту-160М2. Новые машины придут на смену действующим Ту-22М и Ту-95, а также находящимся в боевом составе Ту-160. Этот модернизированный самолет будет временной заменой, пока русские не завершат разработку бомбардировщика-невидимки ПАК-ДА.
Таким образом, нельзя говорить о том, какой самолет лучше — В-1В или Ту-160. У разных самолетов разное предназначение и разные задачи.
Дейв Маджумдар — редактор National Interest, пишущий на военные темы.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru