БРДМ-1 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение
БРДМ-1 — советская бронированная разведывательно-дозорная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
БРДМ-1 — видео
В армии СССР колесная бронетехника нередко использовалась при обеспечении связи, ведении разведывательной деятельности, а также для транспортировки командного состава и решения задач охранения в походе. Но в середине 1950-х гг. появилась необходимость в создании специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ).
Предполагалось новую машину сделать плавучей для преодоления водных преград без предварительной подготовки. Также новому образцу бронетехники требовалась большая скорость движения, повышенная проходимость, значительный объем салона для размещения вооружения, необходимого оборудования, группы разведчиков.
Конструкция
Началась разработка бронированной разведывательно-дозорной машины в конце 1954 г. Занимался разработкой БРДМ коллектив КБ Горьковского автозавода. Первоначально предполагалось доработать хорошо освоенный промышленностью БТР-40 в качестве плавающего варианта. Но в процессе работы решили изготовить новую машину, не имеющую аналогов в мире. В итоге, согласуясь с требованиям армии по преодолению траншей и рвов, разработчики смогли создать колесную боевую машину с уникальным шасси. Шасси эти состояли из четырех ведущих колес, между основными располагалось четыре дополнительных колеса.
Дополнительные колеса крепились между основными в центральной части корпуса, с каждого борта по два. Когда машина была вынуждена преодолевать препятствия, дополнительные колеса опускались гидравлическим механизмом и с помощью цепной передачи вращались. Также повышению проходимости машины способствовало использование шин большого размера с четко выраженным рисунком протектора.
Для БРДМ-1 был сконструирован герметичный корпус из бронелистов толщиной 4—11 мм. Броня обеспечивала защиту от пуль. Форма корпуса была тщательно продумана с позиций гидродинамики, благодаря чему обеспечивала незначительное сопротивление при движении на плаву. За счет применения реактивного водометного движителя осуществлялось форсирование водных преград. Передний и задний мосты ходовой части были подвешены на рессорах. Параллельно с рессорами в конструкцию добавили гидравлические амортизаторы, позволявшие уменьшать колебания машины. Ведущие колеса были оснащены системой автоматического регулирования давления в шинах. Отделение десанта и управления первоначально размещалось в бронированной рубке, открытой сверху. Впоследствии рубка была прикрыта бронированной крышей с двумя люками. Силовое отделение разместилось в передней части корпуса. В кормовой части рубки также имелся люк. В лобовом листе рубки были вмонтированы смотровые люки со встроенными пуленепробиваемыми приборами, которые использовались для наблюдения.
На вооружение Советской Армии БРДМ была принята в 1958 г. Годом ранее Горьковский автозавод выпустил опытную серию разработанных машин. БРДМ-1 находилась в серийном производстве до 1966 г. Основной вариант вооружения машины — один 7,62-мм пулемет СГМБ (или ПКТ), который монтировался на лобовом бронелисте рубки. Также машина оборудовалась приборами ночного видения, радиостанцией. Помимо стандартного вооружения, члены экипажа могли вести стрельбу из личного оружия через устроенные в бортах и корме бойницы.
На БРДМ-1 использовался форсированный карбюраторный шестицилиндровый двигатель, мощность которого была усилена, а также во избежание перегрева во время работы была смонтирована система жидкостного охлаждения.
При максимальной скорости движения БРДМ по проходимости может быть сопоставлена с гусеничными машинами, она может преодолевать подъемы до 31°, вертикальные стены высотой 0,4 м и рвы шириной более 1 м. Благодаря водометному движителю машина обладает достаточно высокой (до 9 км/ч) скоростью на плаву и высокой маневренностью. На базе БРДМ был разработан ряд бронированных машин.
Модификации
БРДМ (1957) — модель с открытым верхом
БРДМ-1А (1958) — с закрытой рубкой. Серия в 1958-65 гг.
БРДМ-1У — машина управления
Боевая машина 9П110 с ракетным комплексом 9К14 «Малютка»
Машины на базе БРДМ-1
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
2П27 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К16 «Шмель»;
2П32 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга»;
2П32М — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 2К8 «Фаланга-М»;
9П110 — боевая машина в составе противотанкового ракетного комплекса 9К14 «Малютка»;
БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1
Тактико-технические характеристики БРДМ-1
Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 3
Производитель: ГАЗ
Годы производства: 1957—1966
Количество выпущенных, шт.: около 10 000, включая машины на базе
Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой
Вес БРДМ-1
— 5,6 тонн
Размеры БРДМ-1
— Длина корпуса, мм: 5700
— Ширина корпуса, мм: 2250
— Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту
— База, мм: 2800
— Колея, мм: 1650
— Клиренс, мм: 315
Броня БРДМ-1
— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 7—11
— Борт корпуса, мм/град.: 7
— Корма корпуса, мм/град.: 7
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 5
— Лоб рубки, мм/град.: 11
— Борт рубки, мм/град.: 7
— Корма рубки, мм/град.: 7
— Крыша рубки, мм/град.: 5
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.
Двигатель БРДМ-1
— Тип двигателя: ГАЗ-40П
— Мощность двигателя, л. с.: 85—90
Скорость БРДМ-1
— Скорость по шоссе, км/ч: 80
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30 по грунтовой дороге, 9 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 500
— Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву
— Удельная мощность, л. с./т: 15,2—16,1
— Колёсная формула: 4 × 4 (дополнительные колёса подняты), 8 × 8 (все колёса)
— Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: регулируемое, 0,5—3,0
— Преодолеваемый подъём, град.: 42
— Преодолеваемая стенка, м: 0,4
— Преодолеваемый ров, м: 1,22
— Преодолеваемый брод, м: плавает
Фото БРДМ-1
Схема БРДМ-1
БРДМ-1 морской пехоты
БРДМ-1 экранированная решетками
Добавить комментарий
oruzhie.info
БРДМ-1 ч.2
- Статья опубликована 19.02.2015 07:49
- Последняя правка произведена 19.02.2015 08:17
БРДМ-1 оснащён герметичным несущим корпусом изготовленным из катанных бронелистов, имевших толщину 6, 8 и 12 мм, при этом лобовой верхний лист имел угол наклона в 85 градусов. Автомобиль имеет приваренную к корпусу бронированную рубку с двумя смотровыми люками, в которые установлены пуленепробиваемые стёкла. В задней же стенке рубки размещается имеющий две створки люк.
Конструкция машины использовала принципиальную схему компоновки, а так же узлы и агрегаты бронетранспортёра БТР-40. При этом её двигатель был установлен в удлинённой передней части кузова, что предусматривало выход членов экипажа из кБРДМ при помощи двух кормовых дверей. Такое техническое решение было не слишком удачным, так как подобная компоновка значительно ухудшала обзор с водительского места.
Командир машины и водитель располагались в средней части корпуса в отделении управления. Оно отделялось герметичной перегородкой от отделения силовой установки. Боевое отделение помещалось в кормовой и средней части корпуса. В передней части машины на вертлюге был смонтирован станковый пулемёт СГМВ, имеющий боезапас 1250 патронов. В походном положении он находился в рубке. В бортах и корме были проделаны отверстия для ведения членами экипажа бронемашины огня из личного оружия. Кроме того, вести такой огонь могли и десантники, принятые на борт. В стандартное оснащение БРДМ-1 входят танковые рации.
В качестве силовой установки на БРДМ-1 был использован бензиновый форсированный двигатель ГАЗ-40П карбюраторного типа, оснащённый системой жидкостного охлаждения. При передвижении машины вплавь крышки воздухозаборника задраивались, а охлаждение осуществлялось при помощи забортной воды с помощью теплообменника. Кроме того она имела радиатор большого размера с системой обратного тока воздуха, а так же мощный вентилятор, который приводился в движение при помощи карданного вала.
Механическая трансмиссия машины имеет однодисковое сцепление, двухступенчатую раздаточную коробку, а так же четырёхступенчатую КПП. Её подвеска имеет четыре продольных полуэллиптические рессоры, а так же восемь гидравлических амортизаторов. Для самовытаскивания БРДМ-1 в её конструкции предусмотрен смонтированный в передней части автомобиля трос длинной 50 метров.
Конструкторы броневика оснастили его герметичными тормозами, имевшими возможность саморегулирования. Он были оснащены системой пылевлагозащиты. Кроме того БРДМ имела на вооружение шины большого диаметра с централизированной системой подкачки.
Машина может легко преодолевать снежную целину глубиной до 0,65 метра, песок, а так же подъёмы до 31-го градуса.
БРДМ-1Для того что бы БРДМ-1 могла пере6двигаться по воде она была оснащена гребным винтом. Позже для этой же цели использовался водомёт от плавающего танка ПТ-76, установленный в корме машины. Этот движитель занимал меньше места и имел больший срок эксплуатации. Кроме того транспортное средство оснащённое водомётом значительно сократило радиус своего разворота, доведя этот показатель до 1,5 метра.
Гребной винт имел четыре лопасти, и он засасывал воду при помощи специального патрубка, который был расположен на днище, при этом вода выбрасывалась с помощью отверстия в кормовом листе корпуса. Данное отверстие при движении по суше закрывается бронированной заслонкой, при этом задний ход машина могла дать только с помощью изменения направления вращения гребного винта.
На воде БРДМ управлялась водяными рулями, установленными в трубе водомета, а так же при помощи передних колёс. В том случае, если водомёт выходил из строя броневик мог передвигаться за счёт работы колёс на второй или третьей передаче. Имелся на бронемашине и волноотражательный щит назначением которого было предотвращение заливания силового отделения сквозь вентиляционные отверстия. При нахождении на суше этот щит монтировался в нижнее положение для повышения защиты низа корпуса, а так же для улучшения обзора.
Что же касается эксплуатации БРДМ в войсках, то она была принята на вооружение в Советской Армии, а так же некоторая часть этих машин поставлялась союзникам СССР по Варшавскому договору. Принимал броневик и участие в военном конфликте в Южном Вьетнаме. С производства машина была снята в 1966 году при этом какое-то время она выпускалась вместе с созданной на её основе БРДМ-2.
БРДМ-1Технические характеристики БРДМ-1:
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
История | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина корпуса, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Корма рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Вооружение | |
Пулемёты | 1 — 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Подвижность | |
Тип двигателя | ГАЗ-40П |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге, 9 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4-4 (дополнительные колёса подняты), 8-8 (все колёса) |
Тип подвески | независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см^2 | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
autohis.ru
БРДМ-1 / ГАЗ-40П. Обзор, фото видео.
Обзор бронемашины БРДМ-РХ / Радиационно-Химическая
Фото БРДМ-1. Подборка-1
Фото БРДМ-1. Подборка-2
БРДМ расшифровывается, как Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина. Проектированием бронемашины занимался с 1954 по 1956 коллектив конструкторского бюро ГАЗа (Горьковский Автомобильный Завод) под руководством В. А. Дедкова (по некоторым данным В.К. Рубцов). БРДМ был принят на вооружение Советской Армии приказом Министра обороны СССР 10 января 1958 года. Серийно бронемашины производились с 1957 по 1966 год на заводе ГАЗ. Часто БРДМ дают индекс «БРДМ-1», для избегания путаниц в его модификациях. По зарубежной классификации БРДМ часто проходит, как бронеавтомобиль.
История создания
В середине 1950-ых руководство Министерства обороны СССР дало задание по созданию новой бронемашины способной плавать при волнах высотой до 0,5 метров и преодолевать рвы, окопы и траншеи шириной до 1,2 метров, препятствия высотой 0,4 метра. Новая бронемашина должна была заменить БТР-40, который не мог плавать. При создании бронемашины решено было использовать конструкцию БТР-40, так как новая бронемашина должна была уметь плавать в ее индексе ГАЗ-40П появилась буква «П» обозначающий «плавающий». Индекс ГАЗ-40П использовался во время проектирования и доработки, с началом массового производства бронемашина получила индекс БРДМ. Во время проектирования БРДМ машина стала получать совершенно новые технические новшества не только среди советских бронетехники, но и зарубежных образцов бронетехники. БРДМ имел колесную формулу 4х4, проходимость которой увеличивали уникальные выдвигающиеся шасси с двумя парами колес меньшего размера. Малые колеса, так же имели формулу 4х4. Дополнительные колеса значительно повышали проходимость бронемашины, а также помогали преодолевать траншеи и не позволяли машине «сесть на брюхо» на крутых склонах. Об БТР-40 БРДМ досталась централизованная подкачка шин с помощи, которой можно было регулировать давление в шинах в зависимости от плотности грунта, а в случае прокола, прострела подкачивать шина пока автомобиль не достигнет ремзоны. Корпус машины не рассчитан на защиту экипажа от оружия массового поражения. Все бронемашины стали оборудовать радиостанциями Р-113.
В 1956 году на свет появились несколько первых опытных образцов БРДМ, которые подвергли очень строгим полигонным испытаниям. Так одному образцу пришлось вплавь переплывать Керченский пролив (порядка 5-7 км). Опытные образцы не имели крыши-было решено оснастить их крышей и двумя люками. Первые БРДМ имели на вооружение бронетанковый вариант пулемета Горюнова-СГМБ (боезапас составлял 1250 патронов 7,62х54 мм), с 1961 года СГМБ заменили на ПКТ, иногда бронемашины вооружали 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
Бронемашина получилась весьма удачной. В ней сочеталась отличная проходимость, плавучесть, защита экипажа от пуль и осколков. После полевых испытаний и доработок в 1958 году началось серийное производство БТРД, которое продолжалось до 1966 года. Одновременно с 1963 по 1966 год БТРД-1 выпускалось с улучшенной своей моделью БРДМ-2.
Бронекорпус изготавливался из листов прокатной стали толщиной 6, 8, 12 мм, корпус по сути является рамой для моторов, трансмиссии и другого оборудования. Бронелисты располагаются под острыми углами для увеличения толщины брони и увеличения шансов рикошета о броню. Так же остроконечная «морда» придавала бронемашине дополнительную обтекаемость на воде. Корпус имеет задние распашные люки-двери и два люка сверху. Обзор дороги водителем и командиром происходит через лобовое стекло, которое во время боя закрывается бронещитом с небольшим пуленепробиваемым стеклом. Боковой обзор не предусмотрен, хотя есть небольшие щели, но они больше подходят лишь для общения с людьми снаружи. Корпус и задние люки оборудованы бойницами для ведения огня экипажем из стрелкового оружия.
Двигатель и трансмиссия
Бронемашина оборудование форсированным шестицилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ-40П (те же двигатели ставился на БТР-60). Двигатель ГАЗ-40П является модернизированным двигателем ГАЗ-51 посредством увеличения объемов цилиндров и установки двухрядного коллектора. Двигатель выдает 85-90 л.с., что позволяет разогнать БТРД-1 до 80 км/час по трассе, 25-30 км по грунтовой дороге и 9 км/час на воде. Двигатель потребляет бензин АИ-80: 13 литров/час на плаву и 30 литров на 100 км по шоссе. Расположения двигателя в передней части авто придавало дополнительную защиту экипажу при обстреле бронемашины крупнокалиберным пулеметом. Охлаждения радиатора обеспечивал цепной привод с карданного вала на вентилятор, циркуляция воздуха происходила через верхние воздухозаборники «жабры», которые на плаву задраивались с помощи заслонок для избегания затопления двигателя. Трансмиссия состояла из однодискового сцепления с 4-х ступенчатой КПП и 2-ух ступенчатой раздаточной коробки. Привод к колесам обеспечивался с помощи конических дифференциалов. Дополнительные пневматические колеса 750х250 мм имели цепной привод от карданного вала были позаимствованный из авиации, в свободном положении находились в полу-подвешенном положении и могут свободно вращаться, что помогает не сесть на пузо при преодолении крутых подъемов. Карданный вал, так же обеспечивает вращения винта водомета. При эксплуатации на дорогах общего пользовании крутящий момент передается на задний мост, что позволяет экономить топливо. При езде по бездорожью водитель подключал передний мост, подключить мост можно было прямо на ходу. Если полный привод не обеспечивал необходимую проходимость, то водитель мог включить пониженную передачу, включить блокировку мелкоосных дифференциалов, опустить дополнительную пару полноприводных колес. Тормоза не имеют вакуумный усилитель, как и нет ГУРа. Для запуска двигателя в холодное время года предусмотрен прогрев двигателя с помощи паяльной лампы.
Плавание
Плавание БРДМ-1 обеспечивает герметичный корпус с заострённый мордой. Перед началом форсирования водной преграды поднимается волнорез на «носу» для защиты от заливания водой во время заезда в воду и вовремя плавания. Водитель бронемашины так же предварительно задраивает воздухосборники «жабры» моторного отсека, открывает в заднюю крышку водомета и передает вращения с карданного вала на винт диаметром 425 мм. Водомет позаимствован у плавающего танка ПТ-76. Водомет имеет пластины для направления струи воды в лево-право, рычаг-руль управления водометом находится слева от водителя. Подруливать на воде можно обычным рулем. Стоить обратить внимание, что в бронемашине продуман «задний ход», когда машина наплаву, для этого закрывается створка водомета и вода подается по двум трубам меньшего диаметра в обратную сторону и машина начинает медленно плыть задом. При выходе из строя водомета БРДМ-1 может плыть за счет вращения колес на 2-3 передаче, при таком способе скорость по воде значительно меньше, чем с помощи водомета. Поворот бронекатера наплаву составляет всего 1,5 метра. Забортную воду, которая попадает в машинное отделение и кабину удаляют два электронасоса располагающиеся в разных часть бронемашины. Первые выпуски БРДМ-1 для откачки воды имели ручные насосы. Откачку воды, так же обеспечивает водомет создающий пониженное давление в насосных трубках.
Если машина увязал в болоте по самые «уши», то на помощь придет кабестан (лебедка) с 50-ию метровым тросом установленный в передней части бронемашины. Вращения кабестана происходит от карданного вала.
Модификации БРДМ-1:
- БТР-40П вып.1956 г. — прототип БРДМ-1
- БРДМ-1 (ГАЗ-40ПМ) обр.1957 г. — серийный БРДМ
- БРДМ-1А обр.1958 г. — серийный БРДМ с закрытой рубкой
- БРДМ-1У (БРДМ-5) — машина управления
- БРДМ-1РХ обр.1966 г. — машина химической разведки
- 2П27 обр.1960 г.- пусковая установка ПТРК 2К16 «Шмель», обозначение в НАТО-«Snapper». Детальные фото.
- 9П32 обр.1960 г. — пусковая установка ПТРК 9К8 «Фаланга». Детальные фото.
- 9П110 обр.1963 г. — пусковая установка ПТРК 9К14 «Малютка», обозначение в НАТО-«Sagger»
- 9П124 обр.1968 г. — пусковая установка ПТРК 9К8М «Фаланга-М», обозначение в НАТО-«Swatter»
- «Глаз» вып.1962 г. — опытная ПУ ПТУР
Первый БРДМ-1 в своем классе получился достаточно успешным для своего времени и своих целей, об этом говорит выпуск более 10 000 бронеавтомобилей за 8 лет. Успешность бронемашины послужило созданием на его базе других модификаций бронемашин химразведки и противотанковых комплексов с управляемыми ракетами. Автомобиль поставлялся странам ОВД и дружественным странам СССР, 1500 машин было поставлено более чем в 20 стран Мира. БРДМ-1 получил положительные отзывы от вьетнамцев, египетских «командос», который форсировали на нем Суэцкий канала при удерживании плацдарма в 1973 году. Полученный опыт создания БРДМ-1 дал толчок развитию советской легкой бронетехники. На смену БРДМ-1 в советскую армию стал поступать его модернизированный вариант БРДМ-2. Машина адаптирована для использования приборов ночгого видения с инфракрасной посдветкой, что обеспечивает даность видения до 200 метров в темное время суток, для этого на корме имеется две фары инфракрансой подсветки.
Колесная формула | 4х4+4х4 |
Тип подвески | рессорная |
Двигатель | ГАЗ-40П, карбюраторный |
Объем двигателя | 3,48 литра |
Мощность | 90 л.с. 30-34 л.с./т. |
Топливо | АИ-80 |
Объем бака | 2х150 |
КПП | четырехступенчатая |
Габариты | 5600х2170х2800 мм |
Колея | нет данных |
Клиренс | 130 мм «при десантировании», 450 мм»рабочая», 530 мм «максимальная» |
Базовая масса | 5100 кг |
Снаряженная масса | 5600 кг |
Грузоподъемность | 500 кг |
Масса буксируемого прицепа | нет данных |
Экипаж |
2 человека+3 десантника |
Скорость | максимальная 85 км/час, крейсерская 30-40 км/час, 9 на плаву |
Запас хода | 500 км по пересеченной местности и 500 км по шоссе |
Расход топлива | на плаву 13 литров/час, 30 литров на 100 км по шоссе |
Преодолеваемое препятствие |
подъем-42 гр., стенка 0,4 метра, ров 1,2 метра, плавает |
Броня | противопульная |
Вооружение | СГМТ или ПКТ, 1250 патронов 7,62х54 |
warbook.info
Бронированная Разведывательно-дозорная Машина БРДМ-1
Советская боевая разведывательная машина БРДМ-1 является бронеавтомобилем амфибийного типа, выполненного по традиционной схеме. Машина предназначалась для ведения разведывательных и проведения диверсионных операций в полосе фронта. Имея противопульное бронирование, высокую проходимость и мощное стрелковое вооружение БРДМ-1 был серьезным противником на поле боя. Основные цели и задачи: фронтовая разведка, обеспечение связи и командно-штабного управления.
Разработка, особенности конструкции и серийный выпуск
Бронеавтомобиль БРДМ-1 создавался в середине 50-х годов коллективом Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова. Новая машина должна была заменить находившийся на вооружении легкий бронеавтомобиль БТР-40.
В качестве новшества в конструкции были использованы шасси с опускаемыми дополнительными колесами меньшего диаметра. Бронированный корпус машины имел обтекаемую форму лодки. В качестве движителя для преодоления водных преград на БРДМ был использован водометный двигатель. После представления прототипа высокому армейскому руководству было принято решение рекомендовать принять новый бронеавтомобиль БРДМ-1 на вооружение. Серийное производство началось в 1957 году и продолжалось до 1966 года. Основной производственной базой для новой техники стал Горьковский автозавод.
Помимо основной модификации БРДМ-1, в войска поступали машины, оборудованные противотанковыми ракетными комплексами. Всего советской промышленностью было изготовлено около 10 тыс. машин различных типов.
Советская боевая разведывательная десантная машина БРДМ-1 на военном полигоне в полном боевом оснащении. Июнь 1958 года, Белорусский военный округ
Тактико-технические характеристики БРДМ-1
- Экипаж — 2 человека, десант — 3 человека.
- Боевая масса — 5,6 т.
- Длина — 5,7 м, ширина — 2,25 м, высота — 2,29 м, клиренс — 375 мм.
- Вооружение: 7,62-мм пулемет (боекомплект — 1250 патронов).
- Толщина брони: 7-11 мм.
- Двигатель карбюраторный, мощность — 90 л.с.
- Максимальная скорость движения по шоссе — 80 км/ч, на плаву — 9 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 500 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,4 м, ров — 1,22 м.
Советская боевая разведывательная машина БРДМ-1 состояла на вооружение сухопутных армейских частей, использовалась в воздушно-десантных войсках и в подразделениях морской пехоты вооруженных сил Советского Союза. Большое количество машин было поставлено за рубеж. В странах Ближнего Востока и в Африке БРДМ-1 активно применялся в ходе локальных вооруженных конфликтов.
Фото БРДМ-1
Видео о машине
militaryarms.ru
ОСНОВНЫЕ |
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
РАЗРАБОТКА |
|
ОТЛИЧИЯ |
Экипаж |
5 |
БРДМ-1 разработана в середине 50-х гг. и поступила на воо- |
Лобовые бронелисты |
Колесная формула |
4×4 |
ружение армии России в 1957 г., но сейчас заменена на но- |
установлены под боль- |
Вооружение |
7,62-мм пулемет |
вую БРДМ-2. БРДМ-1 — машина плавающая, на плаву при- |
шими углами наклона. |
Боекомплект |
1250×7,62 мм |
водится в движение кормовым водометом. Перед форсиро- |
Вход и выход через люк |
Длина |
5,7 м |
ванием водной преграды поднимается дополнительный |
в крыше. Борта верти- |
Ширина |
2,25 м |
щиток и включаются насосы. Дополнительные ведущие ко- |
кальные. |
Высота по корпусу |
1,9 м |
леса между основными используются для езды по пересе- |
Машина имеет допол- |
Клиренс |
0,315 м |
ченной местности. В стандартное оборудование входит сис- |
нительные колеса для |
Колесная база |
2,8 м |
тема регулирования давления в шинах. |
езды по пересеченной |
Боевая масса |
5600 кг |
Вооружение пулеметы 7,62-мм СГМБ — впереди, 12,7-мм |
местности. Волноотра- |
Удельная мощность |
16,7 л.с./т |
ДШКМ — сзади. |
жательный щит нахо- |
Двигатель |
6-цилиндровый |
|
дится на нижнем лобо- |
|
рядный бензиновый. |
МОДИФИКАЦИИ |
вом листе корпуса. |
|
с Ж0, мощностью |
БРДМ-1 — модель 1957 г. с открытой крышей, построено |
|
|
90 л.с. при 3400 об./мин |
только несколько штук. |
|
Макс, скорость: |
|
БРДМ-1 — модель 1958 г., наиболее распространенная, зак- |
|
по шоссе |
80 км/ч |
рытая, с люками. |
|
по воде |
9 км/ч |
БРДМ-У — КШМ с 3 дополнительными радиоантеннами. |
|
Запас хода |
500 км |
БРДМ-1 с 3 ПТУР Snapper, поднимаемыми изнутри. 8 настоя- |
|
Запас топлива |
150 л |
щее время редка. |
|
Преодолеваемые препятствия: |
|
БРДМ-1 с 3 ПТУР Swatter, поднимаемыми изнутри. В настоя- |
|
— брод |
плавает |
щее время редка. |
|
— стенка |
0,4 м |
БРДМ-1 с 3 ПТУР Sagger, поднимаемыми изнутри, с дополни- |
|
— ров |
1,2 м |
тельной бронезащитой вверху. В настоящее время редка. |
|
— подъем |
60% |
|
|
— боковой уклон |
30% |
СОСТОЯНИЕ |
|
Толщина брони |
до 10 мм |
Производство завершено. Состоит на вооружении Афганис- |
|
Тип брони |
стальная |
тана, Албании, Болгарии, Конго, Кубы, Гвинеи, Казахстана, |
|
Система РХБЗ |
нет |
Мозамбика, Судана, Вьетнама, Замбии. В большинстве этих |
|
ПНВ |
И К, v водителя |
стран находится в частях резерва. |
|
|
|
КОМПАНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ |
|
|
|
Завод ГАЗ, Нижний Новгород, Россия. |
xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai
1 — это… Что такое БРДМ-1?
У этого термина существуют и другие значения, см. БРДМ.Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) | |
---|---|
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
История | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000, включая машины на базе |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина корпуса, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Корма рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Вооружение | |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Подвижность | |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге 9 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4×4 (дополнительные колёса подняты) 8×8 (все колёса) |
Тип подвески | независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
Бронированная разведывательно-дозорная машина[1](БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[2]. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа[3].
История создания и серийного производства
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
Конструкция
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.
Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.
В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
Машины на базе БРДМ
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
- 2П27 — боевая машина ПТРК 2К16 «Шмель»;
- 2П32 — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга»;
- 2П32М — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга-М»;
- 9П110 — боевая машина ПТРК 9К14М «Малютка-М»;
- БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Машина химической разведки БРДМ-РХ
Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.
Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.
Операторы
Современные
Бывшие
Примечания
- ↑ Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960—381 с.
- ↑ J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — P. 210. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8
- ↑ The Military Balance 2010 / The International Institute for Strategic Studies. — London: Routledge, 2010. — 488 p. — ISBN 978-1857435575
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 356.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 433.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 311.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 331.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 301.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 78.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 317.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 327.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 306.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
Литература
- М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
- J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8
- Руководство по материальной части и эксплуатации бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ). — М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1960. — 381 с.
См. также
- PSZH D944 — венгерский вариант БРДМ, совмещавший особенности БРДМ-1 и БРДМ-2
Ссылки
dic.academic.ru
БРДМ-1 (Бронированная разведывательно-дозорная машина)
Бронированная разведывательно-дозорная машина(БРДМ)
Советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа.
Состоит на вооружении
-Афганистан — некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Вьетнам — 100 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея — 25 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Замбия — 70 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Республика Конго — 25 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Куба — некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мозамбик — 30 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Судан — 60 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эритрея — 40 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
Характеристики
-Классификация: боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
-Боевая масса, т: 5,6
-Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой
-Экипаж, чел.: 2
-Десант, чел.: 3
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 5700
-Ширина корпуса, мм: 2250
-Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту
-База, мм: 2800
-Колея, мм: 1650
-Клиренс, мм: 315
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 7—11
-Борт корпуса, мм/град.: 7
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Днище, мм: 4
-Крыша корпуса, мм: 5
-Лоб рубки, мм/град.: 11
-Борт рубки, мм/град.: 7
-Корма рубки, мм/град.: 7
-Крыша рубки, мм/град.: 5
-Вооружение:
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.
-Подвижность:
-Производитель: Горьковский автомобильный завод Марка: ГАЗ-40П Тип: карбюраторный бензиновый Объём: 3 48 куб.см. Максимальная мощность: 90 л.с., при 3400 об/мин Максимальный крутящий момент: 220 6 Н·м Конфигурация: рядный, 6-цилиндр. Цилиндров: 6 Диаметр цилиндра: 82 мм Ход поршня: 110 мм Степень сжатия: 6,7 Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4 Рекомендованное топливо: Б-70
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30 по грунтовой дороге 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву
-Удельная мощность, л. с./т: 15,2—16,1
-Колёсная формула: 4х4 (дополнительные колёса подняты) 8х8 (все колёса)
-Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: регулируемое, 0,5—3,0
-Преодолеваемый подъём, град.: 42
-Преодолеваемая стенка, м: 0,4
-Преодолеваемый ров, м: 1,22
-Преодолеваемый брод, м: плавает
wartools.ru