ЧАСТНАЯ АРМИЯ РОССИИ
Это ускорило вывод контингента США из страны. Подобных ситуаций можно избежать, если речь идет не о регулярной армии, а о частных военных компаниях, уверен Гриняев. Трудности легализации Последняя по времени попытка легализовать ЧВК в России была предпринята в марте 2016 года, когда депутаты от «Справедливой России» Геннадий Носовко и Олег Михеев внесли в Госдуму проект закона о частных военно-охранных организациях. Целями подобной деятельности документ называл «участие в обеспечении национальной безопасности путем выполнения и оказания военно-охранных работ и услуг», защиту интересов России за пределами страны, продвижение российских ЧВК на мировые рынки и т.д. При этом согласно законопроекту таким компаниям предполагалось запретить «непосредственно участвовать в вооруженных конфликтах <…> на территории любого государства». Лицензированием ЧВК должно было заниматься Минобороны, следить за выполнением закона — ФСБ и Генпрокуратура. Правительство выступило против принятия закона, отметив в отзыве, что законопроект противоречит ч.5 ст.13 Конституции: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на <…> подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований». Не поддержали депутатов и коллеги по профильному комитету, указавшие, что обязанности таких компаний не разграничены с функциями частных охранных предприятий (ЧОПов), ведомственной охраны и войск национальной гвардии. От идеи легализации ЧВК власти отказываться не намерены, утверждает офицер ФСБ, знакомый с ситуацией, и подтверждает собеседник в Минобороны: вопрос прорабатывается, говорят они. Несмотря на отсутствие закона, в России есть частные военные компании. Они выполняют ту же работу, что и зарубежные коллеги, — от сопровождения судов, следующих через Аденский залив рядом с берегом Сомали, где орудуют пираты, до охраны объектов в Африке и странах Юго-Восточной Азии. Российский рынок ЧВК крайне невелик по своему объему, объясняет Борис Чикин, совладелец частной военной компании Moran Security Group (MSG). Настоящих военных компаний в России не существует, настаивает Олег Криницын, владелец еще одной крупной ЧВК — «РСБ-Групп». Основную деятельность отечественные фирмы ведут за рубежом. Например, сотрудники еще одной крупной ЧВК — «Центр Антитеррор» в 2000-х годах выполняли заказы в Ираке, Нигерии, Сьерра-Леоне и других странах. Чтобы облегчить работу за рубежом, российские ЧВК регистрируют в офшорах дочерние структуры. В частности, основным учредителем MSG с долей 50% является Neova Holdings Ltd (Британские Виргинские острова). Финансовую сторону своего бизнеса владельцы российских ЧВК не раскрывают, отчетности фирм в базе «СПАРК-Интерфакс» и иностранных реестрах нет. «Специальные задачи» Российские войска не участвовали в полномасштабной сухопутной операции в Сирии, но в марте 2016 года командующий российской группировкой в стране генерал Александр Дворников заявил, что отдельные задачи выполняются бойцами и на земле. «Не буду скрывать, что на территории Сирии действуют и подразделения наших сил специальных операций (высокомобильные войска Минобороны. — РБК)», — говорил он в интервью «Российской газете». По его словам, военные выполняли дополнительную разведку объектов для ударов авиации, занимались наведением самолетов на цели в удаленных районах и решали «другие специальные задачи». «Специальные задачи» в Сирии выполнял Сергей Чупов, погибший там в феврале 2016 года, рассказал РБК его знакомый. По его словам, Чупов служил во внутренних войсках МВД, но ушел в отставку в начале 2000-х. Эту информацию подтвердил РБК еще один знакомый Чупова. Представитель Минобороны не стал комментировать информацию о погибшем. Военная прокуратура Южного округа в ответ на запрос РБК сообщила, что Чупов не значился в списках российской группировки в Сирии. Собеседник РБК, близко знавший военнослужащего, утверждает, что ветеран внутренних войск, прошедший обе чеченские кампании, находился в Сирии в качестве сотрудника частной военной компании, известной как «группа Вагнера». Вагнер — позывной руководителя отряда, на самом же деле его зовут Дмитрий Уткин и раньше он служил в псковской бригаде ГРУ, говорят четыре собеседника РБК, лично знакомых с Вагнером. В 2013 году Уткин, покинувший к тому моменту ряды Вооруженных сил, уехал на Ближний Восток в составе группы бойцов, набранных компанией «Славянский корпус». Это дочерняя структура зарегистрированного в Гонконге Slavonic Corps Limited, писал «Коммерсантъ». Фирма внесена в реестр юридических лиц в 2012 году, ее директором указан гражданин России Антон Андреев. Руководители «Славянского корпуса» Евгений Сидоров и Вадим Гусев, бывшие менеджеры Moran Security Group, при найме на работу обещали сотрудникам, что те будут охранять нефтепровод и склад в Дейр-эз-Зоре — городе на востоке Сирии, отмечал «Коммерсантъ» и рассказывал источник РБК в MSG.
Частные армии в России | Научно-популярный портал «Нечто»
В начале месяца в Госдуму поступил законопроект, который фактически разрешает «Газпрому» и «Траснефти» создать свои частные армии с широкими полномочиями. Это звучит абсурдно только на первый взгляд — вероятность принятия законопроекта весьма высока. Например, несмотря на то, что поправки к закону «Об оружии» еще не рассмотрены, начальник Департамента по защите госимущества МВД Вадим Савичев заявил, что в его департамент эти две структуры уже обратились и вопрос о льготном режиме для их охранников прорабатывается. Как рассказал «Новой» один из авторов проекта Виктор Илюхин, поправки разрешают охранникам ношение служебного оружия.
Желание «Газпрома» и «Транснефти» обзавестись своими частными армиями вполне объяснимо. Это не российская, а мировая тенденция — корпорации забирают у государства все больше функций, включая право на войну. Так удобнее и государству, и корпорациям.
Увлечение частными армиями за последние десять лет только выросло, несмотря на международные скандалы, в которые постоянно попадают «псы войны». Самым громким стало дело Sandline — частной военной компании (Private Military Company — PMC), созданной в середине 90-х отставным британским подполковником Тимом Спайсером. Sandline, набрав в штат бывших офицеров армий США и Великобритании, быстро завоевала авторитет на рынке наемников: ее самая известная операция — подавление восстания в Папуа — Новой Гвинее. А потом компания попалась на поставках оружия в раздираемую гражданской войной Сьерра-Леоне в обход эмбарго ООН, по поводу чего в британском парламенте даже прошли специальные слушания.
Тим Спайсер, имея опыт работы с прессой еще со времен службы в качестве офицера по связям со СМИ миро-творческого контингента ООН в Боснии, вышел из скандала почти без потерь. Ему пришлось лишь переименовать свою фирму. После чего Спайсер перешел в наступление и начал проталкивать идею о повсеместной замене миро-творцев ООН наемниками из частных компаний.
Во-первых, это дешевле: наемники подписывают контракт, по которому за определенную сумму обещают решить проблему. (Например, фирма Спайсера подавила восстание в Папуа — Новой Гвинее за 36 миллионов долларов; ООН же, конечно, денег ни с кого не берет и сама тратит много, но при этом ничего не обещает.) И, во-вторых, похоже, эффективнее. Ведь с 90-х годов западные страны почти перестали отправлять своих солдат в состав войск ООН. Если 10 лет назад больше всего «голубых касок» поставляла Франция, а за ней — Великобритания, Канада, Италия и США, то сейчас главные миротворцы — из Пакистана, Бангладеш, Нигерии, Индии, Ганы, Кении и Уругвая. Очевидно, что уровень их профессиональной подготовки несравним с экспертами и бойцами из частных военных компаний.
Британскому правительству эта идея Спайсера понравилась, и в 2002 году ее официально поддержали, несмотря на то что в обществе она получила неоднозначную оценку. Но «очень кстати» началась война в Ираке, где сразу после вторжения началась постепенная замена армейских контингентов сотрудниками PMC. И сегодня в Ираке действуют около двадцати только британских частных военных компаний, включая знаменитые Kroll Security International, Armor Group и, конечно, компанию Тима Спайсера. Очень удобно для властей: гибель армейских солдат и офицеров может стать поводом для антивоенной кампании, отставки правительства и прочих катаклизмов, а если пострадал наемник — это внутрикорпоративные проблемы. Сам Спайсер назвал подобное отношение общества фактором CNN: подразумевается, что американцы и британцы не готовы видеть по телевидению, как гибнут молодые ребята.
Цена услуг частных армий последнее время повышается: если в 2003 году PMC заключила в Ираке контрактов на 320 млн фунтов, то в 2004 году — уже на 1,8 млрд. Общее же количество сотрудников PMC в Ираке сейчас оценивается почти в 50 тыс. человек.
Впрочем, дело тут не только в эффективности. Слишком заманчиво представить ведение военных действий не как политическую проблему, а как вопрос соблюдения контракта между двумя компаниями. Сама схема используется очень давно и первоначально была придумана, судя по всему, именно в Великобритании. Англичане прекрасно знают, сколько сил нужно потратить, чтобы пробить через британский парламент отправку армейского контингента в другую страну. Вот и найден был выход: в составе министерства обороны существует специальный департамент — Loan Service Department, который сдает в аренду офицеров и сержантов британской короны в качестве инструкторов армиям Омана, Южной Африки и т.п. Бизнес есть бизнес, и если при дворе какого-нибудь принца в Заливе вдруг окажется отряд спецназовцев SAS — так это просто выполнение выгодного контракта. Частные военные компании, похоже, развивают именно этот принцип.
Между тем излюбленные клиенты PMC, кроме правительств, — нефтяные, газовые и алмазодобывающие корпорации. Именно они заинтересованы в обеспечении безопасности своих месторождений максимально эффективными и жесткими методами. Когда частная военная компания Executive Outcomes, созданная бывшими офицерами армии ЮАР, вела в начале 90-х бои в лесах Анголы с подразделениями повстанцев УНИТА, то формально считалось, что это не буры-ветераны, подавшись в наемники после падения режима апартеида, воевали с партизанами, а просто советники по безопасности выполняли контракт с двумя нефтяными компаниями — «Галф/Шеврон» и «Сонангол» — по охране их объектов в этой неспокойной стране. Следите за юридической терминологией. Стоит ли говорить, что там, где действует корпоративное право, не следует искать публичности, требовать прозрачности, Красного Креста и соблюдения прав человека. А в ответ на любые политические упреки можно только разводить руками: государство не вмешивается в частные дела частных компаний.
Если говорить о России, то вполне закономерно, что именно «Газпрому» и «Транснефти» понадобились частные армии. Только эти — обладающие наибольшими ресурсами — российские компании могут содержать вооруженные подразделения, способные гасить конфликты на достаточно больших территориях. При этом как бы это ни выглядело — третья чеченская война или подавление вооруженных выступлений в городе — все будет считаться лишь обеспечением охраны объектов компаний. Правда, возникает вопрос контроля. Администрация президента, судя по сообщениям, поддержала инициативу «Газпрома» и «Транснефти». Там уверены, что газпромовские силовые структуры управляемы благодаря устоявшейся практике засылки в их руководство офицеров АПС (аппарата прикомандированных сотрудников). Например, месяц назад ушел со своей должности начальник службы безопасности «Газпрома» Сергей Ушаков. До прихода в СБ в 2003 году он работал заместителем директора ФСО, а после «Газпрома» снова вернулся на госслужбу и был назначен первым замдиректора ФСО, получив звание генерал-полковника.
Но мы уже имели подобный опыт — внедрения в банды «своих людей» и даже создания преступных лжегруппировок. Эффект отвязавшейся пушки в наших реалиях, однако, оказался сильнее присяги.
Десять лет назад, в 1996 году, ведущий американский военный аналитик Элиот Коэн, бывший сотрудник отдела планирования Пентагона, утверждал, что сегодня, как и в Средние века, суверенитетом обладают не только государства, но и политические, гражданские и религиозные образования — внутри- и надгосударственные, которые могут самостоятельно вести боевые действия. Пока неизвестно, смогут ли «Газпром» и «Транснефть», объекты которых разбросаны на территории нескольких государств, стать таковыми, получив собственные вооруженные силы. Но, судя по всему, компании очень к этому стремятся.
Численность службы безопасности газового гиганта является секретом, утвержденным внутрикорпоративными правилами. На замечание, что численность ГУВД Москвы, например, тайны не составляет, последовал ответ: они существуют на деньги налогоплательщиков, а «Газпром» — не госорганизация и отчитываться не обязана. О том, что «Газпром» — все-таки государственная корпорация и «национальное достояние», в компании, очевидно, вспоминают только публично.
http://www.novayagazeta.ru/
Статьи на тему:
- «Газпрому» разрешили иметь собственную «армию»
«Газпром» решил подготовиться, на случай повторения египетско-ливанского сценариев? Правительство «отреформировало» армию так, что на нее уже надежды нет? Премьер-минис… - За войну в Конго ответственны производители мобильников?
Ровно 50 лет назад, в последнюю неделю июня 1960 года, сразу 4 африканских государства были «освобождены» (Мадагаскар, Мали, Сомали и Конго). Африку освобождали оптом. Затем колони… - Частные военные компании в наши дни
Крупнейшая американская частная военная компания Blackwater USA объявила о планах по закупке легких штурмовиков Super Tucano производства бразильской компании Embraer. Если правительство США санкцио… - Новейшее средневековье
Является ли строительство высотных зданий в Питербурге путём вперёд, вопрос спорный. Сторонники газоскрёба твердят о «новаторских идеях», «амбициях» и возможности…
на Ваш сайт.
nechtoportal.ru
Частные военные компании в России — Концептуал.рф
Концептуал СМИ Опыт и перспективы использования
Начиная со времени крушения Советского Союза, Вооружённые силы Российской Федерации претерпевают серьёзные изменения. При этом в последние годы активно используется и перерабатывается опыт передовых в военном отношении государств. Прежде всего, речь идёт о концепции сетецентричности, об изучении доктрин ведущих в военном отношении зарубежных стран и о других, более частных вопросах. Не остаётся без внимания и такое явление, как использование частных военных компаний (далее – ЧВК) и приватизация военной сферы, то есть, по существу, передача в частные руки некоторых функций государства этой особой области государственной деятельности.
В последнее время этот вопрос стал тем актуальнее, что на него обратил внимание нынешний президент Российской Федерации Владимир Путин. В апреле 2012 года, ещё будучи премьер-министром, он заявил о том, что развитие деятельности таких фирм соответствует национальным интересам России. В июне прошлого года депутатом Митрофановым был внесён законопроект о госрегулировании создания и деятельности ЧВК, но был отклонён.
Между тем, стремительно происходящие в мире изменения заставляют государства искать самые разные способы ответа на новые вызовы. Один из способов – привлечение частных структур в ранее закрытую военную сферу. В связи с вышеизложенным нам представлялось важным и актуальным рассмотреть вопрос о возможностях и перспективах использовании ЧВК российским государством, уделив внимание проблемам, которые возникают у западных стран в связи с привлечением подобных структур.
Таким образом, цель представленной работы – определение потребности России в ЧВК, перспектив их использования и круга задач, которые они могут решать.
Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач:
-определить, что такое ЧВК, их правовой статус и особенности деятельности;
-выявить основные факторы, способствовавшие развитию и распространению ЧВК;
-дать классификацию ЧВК и разграничить их деятельность;
-определить текущую ситуацию на рынке частных военных услуг в России;
-на основе анализа причин, сильных и слабых сторон использования ЧВК передовыми в военном отношении государствами оценить потребность российского государства в таких структурах и перспективы их использования нашей страной.
Объект исследования – частные военные компании. Предметом исследования является использование Россией частных военных компаний.
Круг источников по изучаемой теме можно охарактеризовать как ограниченный. Это связано со спецификой рассматриваемого вопроса. ЧВК, являясь коммерческими организациями, имеют право публично не раскрывать многие данные. Вместе с тем, поскольку вопрос использования государствами ЧВК не является бизнесом в чистом виде, это позволяет получить больше информации. Кроме того, документы международно-правового характера, официальные документы, новостные сводки, информация с официальных сайтов самих ЧВК помогают глубоко погрузиться в контекст рассматриваемого вопроса.
Публикации по теме появления, деятельности и использования частных военных компаний в большом количестве появляются в России во второй половине 2000-х годов. Значительная часть российских авторов, пишущих на эту тему, в первую очередь интересуется правовыми аспектами. Однако проблемы использования ЧВК в военных операциях также интересуют российских авторов. В последние годы в России появляется всё больше публикаций на эту тему. Эти работы и труды отечественных военных теоретиков, таких как, например, В. Слипченко или Е. Месснер, помогают более глубоко изучить рассматриваемый нами вопрос. В представленной работе используются и публикации зарубежных авторов, которые по понятным причинам стали обращаться к проблемам, связанным с ЧВК и с так называемой «приватизацией военной сферы» раньше, чем в России.
Для целей настоящей работы использовано собственное рабочее определение ЧВК, основанное на формулировках российских авторов. Под ЧВК подразумеваются негосударственные коммерческие структуры, оказывающие заказчику (в нашем случае – государству) военные, охранные, консалтинговые, логистические или иные услуги, в условиях военных конфликтов и/или боевых действий.
В ходе работы нами продемонстрирован опыт и основные проблемы использования ЧВК иностранными государствами и Россией. На базе изложенных фактов делается ряд выводов.
На сегодняшний день ЧВК получили широкое распространение в мире, выполняют большой спектр услуг для различных заказчиков (в том числе – государств). При этом действуют они в самых разных регионах мира. В основном ЧВК пользуются спросом в зонах конфликтов: Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и др.
Правовой статус деятельности ЧВК и их сотрудников является предметом серьёзных дискуссий. Более того, не всегда можно разграничить сотрудников ЧВК и наёмников с точки зрения права, что вызывает опасения некоторых политиков и общественных деятелей. Учитывая несовершенство международного законодательства в этой сфере, России стоит активно участвовать в обсуждении и разработке регулирующих деятельность ЧВК законов на международных площадках, отстаивая собственные интересы в этой области.
Статус российских ЧВК по-прежнему находится в «серой зоне». Их деятельность не регламенитрована законом, но фактически на территории Российской Федерации официально зарегистрированы и действуют ЧВК. Для этого они регистрируются не как частные охранные предприятия, а, например, как консалтинговые компании. Крупнейшими считаются «Моран Секьюрити Групп», «РСБ-Групп» и «Антитеррор-Орёл».
Основными заказчиками ЧВК в России являются частные компании, судовладельцы и крупные предприятия, такие как «Татнефть», «Газпром», «Лукойл» или «Интер РАО ЕЭС». Информацию об использовании данных ЧВК российскими государственными структурами найти не удалось. Между тем, со стопроцентной уверенностью заявлять о российском происхождении всех перечисленных ЧВК не представляется возможным, так как истинные бенефициары доподлинно неизвестны. Исключение составляет фирма «Антитеррор-Орёл», однако и это утверждение строится на только основе доступных нам открытых источников.
Собственного опыта использования ЧВК российское государство на данный момент не имеет, если судить по открытым источникам информации. Однако такая заинтересованность у политического руководства страны существует. Пример крупных западных стран, а с некоторых пор и Китая, демонстрирует нам, что ЧВК играют всё большую роль в политике и военном строительстве стран мира. Однако для того, чтобы этот инструмент не только был эффективным, но и не навредил интересам России, стоит осмысливать, изучать и творчески перерабатывать опыт, который уже есть.
Совершенно очевидно, что в такой большой стране, как Россия, ЧВК не смогут заменить традиционную армию, поэтому политикам при дальнейшем рассмотрении вопроса о привлечении ЧВК необходимо чётко определить цели и задачи, которые могут решать эти структуры, чтобы не попасть от них в зависимость. В этом отношении, по нашему мнению, следует внимательно изучить опыт Китая, который активно использует ЧВК для проведения своей политики в первую очередь на африканском континенте. К сожалению, на сегодняшний день китайский опыт применения ЧВК мало изучен в России, хотя именно на него следовало бы обратить внимание при разработке соответствующего закона. ЧВК могут стать тонким инструментом, который помог бы проводить Российской Федерации собственную политику.
Причин того, что государства всё активнее прибегают к использованию ЧВК, довольно много. Дело не только и не столько в том, что меняется сам образ войны, а с ним стратегия, тактика и концепции её ведения. В современных условиях как никогда важным является отношение общества к потерям, которые несёт армия государства в войне – не важно, какие у этой войны цели и причины. Актуально это и для нашей страны, общество которой болезненно реагирует на участие собственной армии в военных конфликтах, что связано с трагическим опытом Афганистана и Чечни.
В то же время уровень и количество угроз в последние десятилетия растут и становятся более непредсказуемыми. Для противодействия им не обойтись без применения военной силы. В том числе для решения этой комплексной проблемы государствами был найден такой нестандартный способ: использование ЧВК. Его незаурядность заключается в том, что это и не традиционный метод привлечения наёмников, и не попытка создания структуры по принципу Иностранного легиона. По большому счёту это чисто коммерческий путь, основанный на положениях либерализма: ЧВК могут существовать и без контрактов со стороны государства, выполняя заказы частных лиц, компаний и корпораций или международных организаций; государства же прибегают к их услугам только когда возникает такая потребность. И в этом заключается ещё один важный для России урок: прибегать к услугам ЧВК следует только в случае действительной необходимости и, как в случае с аутсорсингом, для освобождения служащих от несвойственных им функций.
Когда у государства есть постоянно доступная возможность прибегнуть к услугам ЧВК «по запросу», правительству проще добиться одобрения общества для отправки войск за рубеж. Объясняется это тем, что можно согласовать использование какого-то числа солдат собственной армии, но по факту в такой операции будет задействовано значительно больше людей. При этом расходы можно отразить в самых разных бюджетных статьях, а не учитывать их только как расходы Министерства обороны или других «силовых» ведомств, в компетенции которых находится проведение военных операций.
Спорным является вопрос об экономической эффективности использования ЧВК. По крайней мере, он не изучен до конца. Однако можно сделать достаточно логичный вывод: использование ЧВК можно считать экономически эффективным при проведении краткосрочных операций, так как выгода привлечения частных структур заключается именно в применении их «по запросу». Экономия достигается за счёт того, что государство не тратит финансовые средства на содержание армии, обучение новых солдат в мирное время. В случае же возникновения такой необходимости, государство в относительно короткие сроки может получить в своё распоряжение профессиональных бойцов, которых предоставят им ЧВК. В случае проведения длительной операции преимущество в виде экономии материальных ресурсов нивелируется высокой стоимостью контрактов с ЧВК по сравнению с регулярной армией – независимо от принципа комплектования. Кроме того, вопрос об экономической целесообразности использования ЧВК стоит рассматривать комплексно: рынок военных услуг может приносить значительную материальную выгоду российскому бюджету, если будут созданы условия для их официальной регистрации в России, а не в оффшорных зонах, как это происходит на сегодняшний день.
Изменение характера войны требует, чтобы профессионалы в военной сфере были квалифицированными специалистами, способными управлять и обслуживать сложные высокотехнологичные системы, использующиеся в условиях бесконтактных войн. Всё чаще приходится прибегать к услугам гражданского персонала, который может привлекаться посредством ЧВК. В войнах нового поколения часто приходится воевать против негосударственных акторов. Использование ЧВК, которые по своей природе схожи с противником, также может сулить выгоду, однако этот вопрос требует более подробного изучения.
Нельзя не признавать факты положительного влияния ЧВК на решение ряда проблем. Однако их использование зачастую не способно решить ряд вопросов, которые существуют при использовании традиционных армий, а иногда порождает новые.
На сегодняшний день не существует налаженной системы взаимодействия между армией, сотрудниками ЧВК и самими фирмами. Не существует и формального набора правил этого взаимодействия. При этом основная ответственность, так или иначе, лежит на военных. Этот вопрос требует дополнительной проработки законодателей и военных, если планируется использование ЧВК на поле боя совместно с войсками.
Если в России будет развиваться рынок ЧВК для использования их в целях государства, следует разработать процедуры, исключающие вероятность коррупционной составляющей при заключении контрактов между ведомствами и ЧВК. В противном случае может возникнуть ситуация, когда частные структуры будут диктовать государству свои условия, может возникнуть «привязка к поставщику». В связи с этим необходимо изучать опыт Китая, который развивает ЧВК скорее не как коммерческие субъекты, но в первую очередь, как инструмент и проводник собственной политики.
Общественный и гражданский контроль над деятельностью ЧВК в значительной степени затруднён. Это не способствует повышению прозрачности, которая необходима, чтобы не только избежать коррупции, но и снизить вероятность возникновения проблемы бесконтрольности при использовании частных фирм государством. Об этом следует помнить в России, где практика гражданского контроля пока широко не распространена.
России необходимо досконально разработать процедуры для регулирования деятельности ЧВК. Большое количество ЧОП, которые существуют на сегодняшний день в стране, будут стремиться зарегистрироваться как ЧВК. Нельзя забывать, что главная цель ЧВК, как коммерческой структуры – извлечение прибыли. Это значит, что зачастую, стараясь сэкономить, они могут предоставлять своим сотрудникам некачественное оборудование или обмундирование – и это меньшая из бед, которые сулит использование ЧВК. Во избежание этого, необходимо жёсткое регулирование со стороны государства, создание единых правил и политик.
Ситуация, когда государство попадает в зависимость от конкретного поставщика услуг, – не редкость как в случае с ЧВК, так и при аутсорсинге. Избежать этой проблемы можно, если использовать дифференцированные подходы к решению вопроса. Это значит, что применение ЧВК (или аутсорсинга) не должно полностью заменять сложившихся процедур, должно быть гибким.
Таким образом, возросший уровень использования ЧВК государствами при проведении зарубежных операций, в общем и целом можно назвать ответом на коренные изменения, происходящие с армиями и военными бюджетам стран, пользующихся услугами таких структур. Их использование способно решить ряд характерных для сегодняшнего дня проблем: как экономического, политико-социального характера, так и сугубо военных.
Основные аргументы в пользу необходимости принятия закона о государственном регулировании ЧВК заключаются в возможности извлечения экономической выгоды (в том числе, защита интересов отечественных компаний за рубежом), получения нового инструмента для решения широкого спектра задач. Кроме того, ЧВК в России могут выполнять определённые социальные функции, такие как трудоустройство бывших военнослужащих. Отечественные ЧВК сегодня практически не допущены на мировой рынок военных услуг, и без государственной поддержки выйти на него будет непросто. Вместе с тем, следует просчитывать риски, с которыми сопряжено использование ЧВК. Однако при грамотном подходе и строгом государственном контроле над деятельностью ЧВК их можно если и не устранить полностью, то значительно снизить. Игнорировать важные тенденции нельзя, но и слепое копирование опыта не способствует успеху. Всё это необходимо учитывать Российской Федерации, при принятии закона о государственном контроле над ЧВК. Тогда использование ЧВК будет действительно служить во благо национальным интересам России.
xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai
Частные военные компании России: shurigin
Частные военные компании РоссииКак и обещал читателям публикую полностью материал, без сокращений и правок, посвященный частным военным компаниям (ЧВК) и пытаюсь обосновать необходимость их появления в России только по одной причине, это инструмент непрямой политики государства в любой точке мира. России, как глобальному и региональному субъекту мирового сообщества это несомненно необходимо.
На рынке ЧВК достаточно успешно (по российским меркам) работали отечественные компании «Феракс», «РСБ-Групп», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Редут-Антитеррор», «Антитеррор-Орел». Они работали в Ираке, Афганистане, Курдистане, Шри-Ланке и в иных непростых мировых регионах.
Рабочей группой ООН подготовлен проект конвенции о регулировании деятельности частных военных компаний. Ожидается, что в сентябре 2012 года он будет рассмотрен Советом по правам человека. В случае ратификации этой конвенции Россией отечественные ЧВК получат возможность работать по международным правилам.
ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ – ПОМОЩЬ ИЛИ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ?
11 апреля этого года в Государственной Думе избранному Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину был задан вопрос по поводу развития новой для России отрасли, частных военных компаний (ЧВК). Возможно ли появление их в нашей стране?
Депутат Государственной Думы Алексей Митрофанов тогда сказал: «В последние годы в мире развивается такой бизнес, как частные военные услуги. Американцы почти на 350 млрд. долларов оказывают этих услуг. Частные военные компании, которые охраняют иностранное имущество и тренируют иностранный персонал, охраняют объекты инфраструктуры, оказывают огромное количество услуг в Ираке, и в других странах. Не кажется ли Вам, что мы тоже должны быть представлены в этом бизнесе? Готовы ли Вы создать, скажем, рабочую группу, которая проработала бы этот вопрос? Понятно, что это вопрос только в ведении Президента, поскольку речь идет о компаниях, обладающих оружием, в том числе выше стрелкового, среднего вооружения. Поэтому вещь серьезная».
Владимир Владимирович Путин, отвечая на вопрос депутата, заявил, что он не против создания в России частных военных компаний, пообещал рассмотреть этот вопрос и дать свой ответ на данное предложение: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. Считаю, что над этим можно подумать и посмотреть».
Основные направления развития деятельности ЧВК в мире
Что же собой представляют частные военные компании (ЧВК). ЧВК это зарегистрированная частная высокодоходная коммерческая структура, укомплектованная высококлассными техническими специалистами, контролируемая государством и работающая в интересах государства, и в этом ее коренное отличие от классических отрядов наемников и террористов. ЧВК, по большому счету, частными являются лишь относительно, потому, что работают практически в государственных интересах и преследуют те же цели, и следуют тем же планам, что и регулярные армии, хотя им предоставлена свобода в выборе средств достижения данной цели.
В современных международных миротворческих операциях ЧВК — частные военные компании (PMC-private military companies) являются равноправным правовым субъектом наряду с родами и видами вооруженных сил. Согласно заключениям американских экспертов, а видимо и финансовым интересам некоторых транснациональных компаний, корпораций подобного типа со временем будут приобретать все большую роль в войнах и вооруженных конфликтах.
Согласно современным оценкам, если в начале 1990-х годов на 50 кадровых военных приходился лишь один «частник», то теперь это соотношение сократилось до 10:1 и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Сейчас только в Афганистане и Ираке работают несколько сот частных военных и охранных компаний, в которых числятся более 265 тысяч частных контрактников.
Частные военные компании в мире – это, прежде всего, весьма прибыльный сегмент мирового бизнеса и эффективный инструмент решения различных проблем. Если говорить о доходности этого бизнеса, то до заключения контрактов на государственном уровне, то есть до войны в Ираке, ведущая частная военная компания США «Blackwfter»(ныне Xe Services LLC) в год зарабатывала около одного миллиона долларов, а после заключения государственных контрактов, ее годовой оборот составил около миллиарда долларов.
Сегодня в мире зарегистрировано и работает более 450 частных военных компаний по всем направлениям деятельности, и относящихся к определенным типам частных компаний.
Первыми, на заре своей деятельности были компании военных услуг (military provider companies), осуществляющие непосредственную тактическую поддержку в ходе боевых действий, включая непосредственное участие в боевых операциях. Со временем такая деятельность была свернута и возобновилась с приходом «оранжевых революций» в Ливию, Сирию и другие страны, возможные объекты такой деятельности. Так ЦРУ, только в последнее время, завербовало более 6 тысяч арабских, афганских и турецких наемников для совершения терактов в Сирии. По материалам прессы вербовку по заказу ЦРУ ведет все та же американская частная компания «Blackwfter». Вооруженным формированиям оппозиции в Сирии США дополнительно выделили 15 млн. долларов и поставили переносные зенитно-ракетные комплексы.
Наиболее распространенные частные военные компании, это компании военного консалтинга (military consulting companies), осуществляющие стратегическое планирование, реформирование вооруженных сил, тренировки армейских подразделений, переподготовку офицерского и технического состава. И компании военной логистики (military support companies), занимающиеся тыловым обеспечением войск и строительством военных объектов на территории других стран, обслуживают армейские компьютерные системы или сложные системы вооружений.
Присутствуют на рынке и частные охранные компании или компании по безопасности (private security companies), занимающиеся в сфере кризисного менеджмента, оценки рисков, консалтинга по безопасности, охране объектов, предоставлении телохранителей, разминированию, обучению подразделений армии и полиции.
В связи с развитием пиратства в Аденском заливе, для ЧВК появилось новое направление деятельности, морское – борьба с пиратством, сопровождение кораблей, ведение переговоров по передаче выкупов и захваченных судов и экипажей. «Поразительная» беспомощность флотов США и Евросоюза у берегов Сомали толкнула частные военные компании к созданию собственных вооруженных флотилий.
Новые направления деятельности ЧВК в мире
На этом, направления приложения усилий по зарабатыванию средств и расширению видов деятельности, для ЧВК, в последнее время, не ограничиваются, а приобретают устойчивую тенденцию к развитию.
Одно из таких направлений, это создание наемных военных формирований, уже опробуется правительством Объединенных Арабских Эмиратов, которые на фоне бушующих «арабских революций» не могут положиться на свои вооруженные силы и за 529 млн. долларов заключили контракт с одной из ЧВК для формирования классического батальона иностранных наемников. Офицерами нового подразделения стали армейские ветераны США, Южной Африки и Европы, ветераны немецких и британских спецподразделений и французского Иностранного легиона, имеющие опыт боевых действий, а солдатами – латиноамериканцы, в большинстве своем граждане Колумбии. В подразделение категорически не набирают мусульман, очевидно, что вероятным противником для него Израиль являться не будет. На базе этого батальона планируется развернуть бригаду. Такие действия напоминают действия Российского Генерального штаба по объявленному формированию трех казачьих бригад, только боеспособность таких формирований будет отличаться в десятки раз.
Другое направление деятельности, миротворческое применения ЧВК, высказано основателем знаменитой «Blackwater» Эриком Принцс, предложившему ООН, за свой счет разворачивание в любой точке мира полностью укомплектованной тяжелой техникой и штурмовой авиацией миротворческой бригады.
Не исключено, что новым направлением деятельности, и это, прежде всего, возможно в США, может быть привлечение частных военных компаний к локализации вооруженных конфликтов внутри страны.
В преддверии глобального экономического кризиса, США могут, в соответствии с новой «Оперативной концепцией Армии США на 2016-2028 года», привлекать ЧВК для локализации беспорядков внутри страны, подавления вооруженных выступлений, борьбы с терроризмом, охраны вновь построенных «гетто» и сопровождения туда интернированных боевиков и террористов.
Большинство частных военных компаний в современных условиях не вовлечены непосредственно в боевые действия, а занимаются консультированием и частной охранной деятельностью – но в зоне военных конфликтов, а другие, охраной секретных или стратегически важных объектов, в том числе и на территории США. Эти компании, финансируемые напрямую госдепом, ЦРУ и Центральным командованием США, зарабатывают гораздо больше остальных, но предпочитают не светиться в СМИ.
Таким образом, сегодня термин «частные военные компании» не совсем точен, поскольку самым крупным заказчиком выступают государственные структуры, то ЧВК, зарегистрированные на территории данного государства, по своей сути, являются не «частными», а своего рода государственными структурами, и выступают инструментом внешней политики этого государства.
Основными преимуществами ЧВК являются их оперативность, ответственность, эффективность, профессионализм и неоспоримое финансовое преимущество. ЧВК — это альтернатива государству и криминалу; гарантия и страховка в зонах нестабильности; быстрое решение проблем; эффективное управление рисками. Чаще выгоднее подписать контракт с частной компанией под конкретную задачу, чем отправлять туда аффилированную с нефтяным или газовым гигантом охранную фирму, или вводить войска, содержать гарнизоны. С другой стороны, если государство не хочет афишировать свое участие в каком-либо конфликте или проекте, или же оно перекладывает на других грязную работу, которой хватает на войне, то частные военные компании будут являться для этих целей отличными исполнителями.
Исторический аспект развития и его перспективы для ЧВК в России
История развития частных военных компаний в мире и на Руси имеет свою давнюю положительную историю, а общественно-историческая польза, как раз это и показывает. Призывные легионы Рима до «реформы Мария» были неоднократно биты более дисциплинированной и тактически обученной армией Ганнибала. А потом возникли военные инструкторы из числа гладиаторов. Рим сменил вооружение, а главное — тактику. И стал побеждать. Великое персидское царство вступило в бой со скифами. Скифы вели себя странно, отступали и отступали, как позднее Россия от Наполеона и Гитлера. У скифов вообще была какая-то Царица, и персы смеялись над кочевниками, управляемые женщиной, не сиживавшей в седле. Пока не оторвались от снабжения и комфорта. И вдруг разрозненные отряды скифов оказались монолитной стрелковой высокоскоростной массой, выбивающей изнурённое войско персидской сверхдержавы, даже не вступая в рукопашные схватки. При господстве Орды над половиной обитаемого мира — столица Орды была разорена и разграблена новогородскими ушкуйниками, частным воинством, причём безнаказанно. Ополчение Минина и Пожарского было, по сути, частной армией в державных целях.
Царь Иван Грозный нанял каперскую флотилию под руководством датчанина Карстена Роде для действий на Балтике, а купцы Строгановы дружину Ермака для решения своих экономических задач – покорения Сибири. Казаки, по сути, были частными армиями, но на государственной службе. Имперской русской армии часто способствовали частные орды, к примеру, ногайцы.
Надо сказать, что большая часть современного Французского иностранного легиона состоит из славян — все они поддерживают Россию и русские ЧВК. Помогают в Африке русским, а не французам. Многие готовы и хотят работать именно в русских ЧВК. Кстати, в Легионе служил министр обороны СССР маршал Малиновский: в 1916 году в составе экспедиционного корпуса Русской армии во Франции воевал на Западном фронте; в сентябре 1917 года принял участие в восстании русских солдат в лагере Ла-Куртин, во время которого был ранен; после лечения 2 месяца (октябрь-декабрь 1917 года) работал на каменоломнях, а затем заключил контракт на службу в Иностранном легионе, где провоевал до августа 1919 года в составе 1-й Марокканской дивизии.
В общем, исторических примеров пользы от частной военной компании и частной инициативы — множество. Не говоря уже о примерах современной окупаемости частных армий.
Но частные военные компании, и связанный с ними бизнес, никак не может прижиться в России, и прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы. В России, эта трудная, профессиональная, а порой и опасная работа, по существующей законодательной базе, приравнивается к наемничеству (УК РФ, глава 34, статья 359. Наемничество). Сдерживающим фактором развития в России ЧВК является и статья 208 УК РФ, в которой создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование являются преступлением.
Для развития частного военного бизнеса в России необходимо срочное принятие специального закона о частной военной деятельности, или доработка до нужного уровня уже существующего ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», с внесением соответствующих поправок в УК РФ. Первый вариант мне думается предпочтительнее.
Особенность законотворческой деятельности в России предусматривает, в отличие от США, создание ЧВК, для оказания на договорной основе и имеющих специальное разрешение (лицензию), военных услуг иностранным юридическим лицам в иностранных государствах, что искусственно ограничивает функционирование ЧВК и оказание договорных услуг государству на его территории.
Будем надеяться, что Президент РФ Владимир Владимирович Путин, примет правильное решение, а Государственная Дума своевременно внесет изменения в существующие законы, хотя бы из тех соображений, что Россия может потерять заказы и выручку с них, пока будет размышлять. Поэтому размышлять стоит массовее и динамичнее.
shurigin.livejournal.com
Частные армии России действуют в правовом вакууме | Политика | ИноСМИ
Войны на Украине и в Сирии способствовали активному росту частных военных компаний в России. Кремль позволяет им функционировать в мутной воде нелегальных действий и использует их как новый инструмент своей внешней политики.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в начале недели на своей ежегодной пресс-конференции указал на один острый момент: деятельность частных компаний по оказанию услуг безопасности, которые за границей выполняют квазивоенные задачи, не имеет никакого законодательного регулирования. России необходимо зафиксировать законодательную базу для того, чтобы сотрудники таких компаний находились в правовом поле и были бы защищены, заявил Лавров.
В опасной ситуации без государственной защиты
Неожиданное заявление министра было сделано на фоне двух событий. Первое — до сих пор вызывающий повышенное внимание случай с двумя россиянами, которые прошлой осенью в Сирии попали в руки террористов Исламского государства (организация, запрещенная в России — прим. перев.) и с тех пор о них ничего не известно. Из видео, опубликованного похитителями в октябре, следует, что оба россиянина попали в плен во время боев к западу от города Дейр эз-Зор. Из-за этого случая Москва попала в неудобное положение. Министерство обороны оспорило утверждение, что речь идет о военнослужащих Российских вооруженных сил. Сначала власти не хотели признавать, что речь шла о российских гражданах.
Однако родственники и друзья, наоборот, подтвердили журналистам идентичность обоих пленных и заявили, что они были сотрудниками окруженной завесой секретности частной военной компании «Группа Вагнер» и отправились воевать в Сирию. Брат одного из пленных в интервью с Radio Liberty заявил с горечью, что государство отправляет частную армию на войну, а затем в трудный момент уходит от ответственности. В то же время стало известно, что оба россиянина уже принимали участие в донбасском конфликте на востоке Украины на стороне пророссийских сепаратистов.
Второе событие в связи с высказыванием Лаврова отражает ожидание того, что действия частных компаний по предоставлению услуг безопасности за границей будут иметь все более важное значение. Здесь речь идет о прибыльном рынке, на котором в течение длительного времени господствовали американские и британские фирмы, но на котором теперь уже в течение нескольких лет русские игроки играют все более важную роль. В начале января корпорация ВВС со ссылкой на инсайдерскую информацию в этой отрасли сообщила, что «Группа Вагнер» недавно начала работать и в Судане.
Силовая политика под прикрытием
Следует обратить внимание на то, что было упомянуто именно это государство, потому что Россия с некоторого времени уделяет геополитическому значению Северной Африки все большее внимание. В Ливии она оказывает политическую поддержку полевому командиру Халифе Хафтару (Khalifa Haftar). Этого генерала регулярно принимают в Москве. Недавно Кремль подписал с Египтом соглашение об использовании египетских военных баз российскими ВКС. А для Омара аль-Башира (Omar al-Bashir), в течение долгих лет являющегося правителем Судана, против которого выдвинул обвинения Международный уголовный суд, в конце ноября в Москве впервые расстелили красную ковровую дорожку. Башир не только проявил интерес к российским видам оружия, но и пригласил Кремль построить военную базу в его стране. Он надеется таким образом создать противовес США. Какие военные услуги «Группа Вагнер» оказывает в Судане, неизвестно. Тем не менее такие действия противоречат российскому законодательству, запрещающему военные действия частных компаний за границей.
Высказанное министром Лавровым желание иметь законы, регулирующие деятельность таких компаний, как «Группа Вагнер», не означает, что оно скоро станет действительностью. Потому что в вопросе об оказании услуг безопасности есть значительные оговорки. Дебаты об этом начались в 2012 году, когда Владимир Путин, тогдашний премьер-министр, высказался в Думе в пользу создания системы частных военных компаний. Такие компании могли бы служить инструментом продвижения национальных интересов таким образом, чтобы государство не принимало бы в этом непосредственного участия, заявлял он. Однако попытки принятия регулирующих законов в 2014 году провалились из-за сопротивления военных и секретных служб. По данным журнала «Военное обозрение», представление о частных вооруженных группах, которые могли бы даже составить конкуренцию государственным органам безопасности, производило отпугивающее действие.
Усиление военных действий в Донбассе
Более важной могла бы быть другая причина. Оказалось, что в то же самое время в украинской войне государство может использовать в своих интересах части, действующие в серой зоне.
Москва постоянно пытается замалчивать прямое участие в донбасском конфликте. Даже несмотря на существование многочисленных доказательств участия российских военных советников и спецназа формально частные бойцы «Группы Вагнер» являются удобным средством сокрытия российской интервенции. Украинская служба безопасности СБУ, согласно своим данным — однако не перепроверенным независимой стороной —, установила имена более 2 000 человек, которые сражались под прикрытием «Вагнера». Наемники этой группы в 2014 году сбили украинский транспортный самолет и принимали участие в штурме аэропорта Луганска. До сих пор остается неясным, кто же отдавал приказ на ввод в действие этой части. Единственно понятным является лишь то, что это должно было происходить с согласия Кремля.
Случай «Вагнера» показывает, насколько широко обычное понятие «частная военная компания» может толковаться в России. Частная не обязательно означает, что такая фирма действует независимо от российского государства. Речь также не идет о классической компании наемников, которые просто предоставляют свои услуги тем, кто больше платит. В то же время есть военные компании, которые за границей выступают с набором своих услуг, очень похожих на услуги западных компаний, предоставляющих услуги безопасности. Например, предприятие RSB Group предлагает защиту лиц и объектов в странах с высокой степенью террористической опасности, в частности, вооруженное сопровождение на суше и воде, разминирование и консультации разведывательного характера. Однако, согласно данным на его сайте, оно категорически не приемлет наемничество — участие в вооруженных конфликтах.
«Группа Вагнер», напротив, подпадает под другую категорию. Заметным признаком является ее близость к российским военным. Ее тренировочный полигон, согласно расследованию российских СМИ «РБК» и «Фонтанка», находится на юге России, это район, принадлежащий ГРУ, разведке министерства обороны. Действия этой группы хорошо вписываются в российскую интервенцию на Украине и в Сирии. Ее предполагаемый основатель, бывший офицер ГРУ, был награжден орденом и сфотографирован в Кремле с президентом Путиным.
Согласно военным источникам в Сирии, цитируемыми РБК, группа насчитывает до 2 500 человек и скорее производит впечатление полувоенной организации, чем компании по предоставлению услуг безопасности. Она явно служит, как Путин сформулировал это в 2012 году, продвижению национальных интересов без непосредственного участия государства. Ее деятельность облегчает Кремлю возможность скрывать операции и утаивать количество жертв таких военных операций. Это в Москве могло бы быть важным аргументом для сохранения такой серой зоны и затягивания законодательного регулирования частных и полугосударственных военных организаций.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Будут ли в России частные военные компании? » Военное обозрение
В апреле 2012 года на заседании Госдумы при заслушивании доклада премьер-министра о результатах работы Правительства был обсужден вопрос о создании в России системы частных военных компаний (ЧВК).
В. Путин считает, что ЧВК России смогут взять на себя не только функции по охране объектов и тренировке зарубежных военных подразделений, но и реализовывать планы российского государства по защите его национальных интересов на территории иностранных государств.
В настоящее время в мире существует более ста ЧВК, большинство которых зарегистрированы на территории США, Франции и Великобритании. Область их действия от консалтинговых услуг в сфере обеспечения безопасности, охраны объектов, материального и военного снабжения, тренировке силовых подразделений до разработок в области новейшего вооружения. Работают они по контрактам, заключенным с крупнейшими корпорациями, правительствами стран и силовыми министерствами. ЧВК успешно реализуют специальные задания, позволяя правительствам своих стран оставаться в стороне от результатов операций.
Сейчас проект нормативно-правового акта, регулирующий порядок формировании и функционирования российских ЧВК, вынесен на рассмотрение.
Конечно, этому проекту законодательного акта предстоит пройти согласование комитетов Госдумы и силовых министерств. Нет сомнения, что многие статьи документа вызовут конфликт интересов между ЧВК и уже существующими структурами. Например, предлагается, что ЧВК будут иметь права и статус военно-политического сотрудничества. Это положение может вызвать протест со стороны Рособоронэкспорта, который на сегодняшний день является монополистом в поставке российского вооружения на экспорт. Также одновременно с принятием этого закона необходимо внести изменения в УК РФ: статьей 208 предусмотрено, что создание вооруженного подразделения является уголовно наказуемым деянием. Также при создании в России рынка услуг частных военных компаний потребуется внести изменения и в другие законодательные акты, например, в закон об охранной деятельности.
Надо заметить, что независимо от того, что в России имеется огромное количество компаний, которые желают заниматься этим бизнесом, бюрократическая машина значительно тормозит процесс выхода отечественных ЧВК на международный уровень. Чиновники опасаются, что создание российских ЧВК приведет к появлению в стране тренированных и хорошо вооруженных людей, независимых от государственной машины.
В настоящее время функционирование ЧВК является не только прибыльным бизнесом, но и эффективным инструментом внешней политики государства. Присутствие ЧВК в «горячих точках» планеты расширит сферы влияния России. Обеспечит страну новыми союзниками, позволит получать интересующую разведывательную и дипломатическую информацию, что, в конечном итоге, создаст России вес в мировом сообществе.
На сегодня Россия является одной из стран, не пользующейся услугами ЧВК за рубежом. Российский бизнес, работающий в нестабильных мировых регионах, прибегает к услугам ЧВК достаточно редко. Хотя, имея отечественные ЧВК, Россия получает возможность защиты своих интересов и бизнеса на территории иностранных государств, особенно тех, которые имеют сложную военно-экономико-политическую ситуацию. ЧВК могут взять на себя охрану объектов и защиты жизни российских специалистов на территории третьих стран, а также заниматься обучением местных сил правопорядка, проводить разминирование и утилизацию боеприпасов, отражать нападение бандитских формирований.
Необходимо отметить, что российские компании-аналоги ЧВК существуют, но они очень малочисленны. Ведь на мировом рынке услуг ЧВК основными заказчиками являются государственные органы (например, в США это Госдеп и командование), транснациональные корпорации и международные организации. Понятно, что российским ЧВК также не приходится рассчитывать на контракты и с американскими заказчиками. К сожалению, даже российские компании, например, Лукойл, предпочитают заключать контракты с зарубежными ЧВК.
Российские специалисты, владеющие необходимыми профессиональными знаниями и уровнем, работают в американо-английских ЧВК (как правило, оплата за работу у них в несколько раз ниже, чем у граждан этих стран).
На рынке ЧВК достаточно успешно (по российским меркам) работали отечественные компании «Феракс», «РСБ-Групп», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Редут-Антитеррор», «Антитеррор-Орел». Они работали в Ираке, Афганистане, Курдистане, Шри-Ланке и в иных непростых мировых регионах.
В Аденском заливе эффективно работает российская компания, которая выполняет заказы судовладельцев по охране кораблей.
На территории России функционируют достаточно мощные (по ресурсам, опыту, количеству профессиональных сотрудников) зарубежные ЧВК. Численность бойцов у некоторых, достигает 450 человек. Их деятельность на территории России чрезвычайно опасна, поскольку они, по контрактам, выполняют задания НАТО и их союзников. Например, американо-британская ЧВК ArmorGroup сумела войти в состав союза машиностроителей России, а, следовательно, получила доступ к стратегической отрасли страны. Компания Group 4 Falck сформировала на постсоветском пространстве целую сеть своих подразделений. Размещенная в Средней Азии ЧВК Group 4 Securitas Uzbekistan имеет возможность осуществлять операции против России, используя закавказский и среднеазиатский плацдармы. В центре Москвы расположился офис крупнейшего зарубежного ЧВК (Рейтеон), заказчиком услуг которого является Пентагон.
Но, несмотря на то что мировой рынок услуг ЧВК уже сформировался, у российских фирм остается ниша, которую они смогут занять.
Возможно, крупнейшие российские компании, работающие на внешнем рынке, создадут внутри собственных структур свои ЧВК.
Еще один вариант: правительства Ирака и Афганистана, недовольные работой американских частных компаний, могут заключить контракты с российскими компаниями. Тем более, что опыт у российских групп по сопровождению грузов на территории Ирана имеется с 2005 года. Даже такая, на первый взгляд, несложная задача, как грузоперевозки, сопряжена с опасностью: территорию контролируют различные бандитские группировки, возможны проблемы с коалиционными силами, дислоцированными в Ираке, также жизненно необходимо знать и соблюдать местные обычаи и законы.
Известно, что многие ветераны из городов Урала (Екатеринбург, Пермь, Курган, Оренбург, Челябинск) имеют договоренности с партнерами из других стран об участии российских специалистов в операциях, проводимых в «горячих точках». Поэтому сегодня необходимо закрепить это право на законодательном уровне.
Рабочей группой ООН подготовлен проект конвенции о регулировании деятельности частных военных компаний. Ожидается, что в сентябре 2012 года он будет рассмотрен Советом по правам человека. В случае ратификации этой конвенции Россией отечественные ЧВК получат возможность работать по международным правилам.
Использованы материалы:
http://www.rosbalt.ru/business/2012/05/31/986974.html
http://nnm.ru/blogs/broken_1/chastnye-voennye-kompanii-v-rossii-3/
http://maramus.livejournal.com/17646.html
http://topwar.ru/12400-naemniki-vsegda-v-cene.html
topwar.ru
Частные военные компании России — Jason Bourne
Частные военные компании РоссииКак и обещал читателям публикую полностью материал, без сокращений и правок, посвященный частным военным компаниям (ЧВК) и пытаюсь обосновать необходимость их появления в России только по одной причине, это инструмент непрямой политики государства в любой точке мира. России, как глобальному и региональному субъекту мирового сообщества это несомненно необходимо.
На рынке ЧВК достаточно успешно (по российским меркам) работали отечественные компании «Феракс», «РСБ-Групп», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Редут-Антитеррор», «Антитеррор-Орел». Они работали в Ираке, Афганистане, Курдистане, Шри-Ланке и в иных непростых мировых регионах.
Рабочей группой ООН подготовлен проект конвенции о регулировании деятельности частных военных компаний. Ожидается, что в сентябре 2012 года он будет рассмотрен Советом по правам человека. В случае ратификации этой конвенции Россией отечественные ЧВК получат возможность работать по международным правилам.
ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ – ПОМОЩЬ ИЛИ ОБУЗА ДЛЯ РОССИИ?
11 апреля этого года в Государственной Думе избранному Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину был задан вопрос по поводу развития новой для России отрасли, частных военных компаний (ЧВК). Возможно ли появление их в нашей стране?
Депутат Государственной Думы Алексей Митрофанов тогда сказал: «В последние годы в мире развивается такой бизнес, как частные военные услуги. Американцы почти на 350 млрд. долларов оказывают этих услуг. Частные военные компании, которые охраняют иностранное имущество и тренируют иностранный персонал, охраняют объекты инфраструктуры, оказывают огромное количество услуг в Ираке, и в других странах. Не кажется ли Вам, что мы тоже должны быть представлены в этом бизнесе? Готовы ли Вы создать, скажем, рабочую группу, которая проработала бы этот вопрос? Понятно, что это вопрос только в ведении Президента, поскольку речь идет о компаниях, обладающих оружием, в том числе выше стрелкового, среднего вооружения. Поэтому вещь серьезная».
Владимир Владимирович Путин, отвечая на вопрос депутата, заявил, что он не против создания в России частных военных компаний, пообещал рассмотреть этот вопрос и дать свой ответ на данное предложение: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. Считаю, что над этим можно подумать и посмотреть».
Основные направления развития деятельности ЧВК в мире
Что же собой представляют частные военные компании (ЧВК). ЧВК это зарегистрированная частная высокодоходная коммерческая структура, укомплектованная высококлассными техническими специалистами, контролируемая государством и работающая в интересах государства, и в этом ее коренное отличие от классических отрядов наемников и террористов. ЧВК, по большому счету, частными являются лишь относительно, потому, что работают практически в государственных интересах и преследуют те же цели, и следуют тем же планам, что и регулярные армии, хотя им предоставлена свобода в выборе средств достижения данной цели.
В современных международных миротворческих операциях ЧВК — частные военные компании (PMC-private military companies) являются равноправным правовым субъектом наряду с родами и видами вооруженных сил. Согласно заключениям американских экспертов, а видимо и финансовым интересам некоторых транснациональных компаний, корпораций подобного типа со временем будут приобретать все большую роль в войнах и вооруженных конфликтах.
Согласно современным оценкам, если в начале 1990-х годов на 50 кадровых военных приходился лишь один «частник», то теперь это соотношение сократилось до 10:1 и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Сейчас только в Афганистане и Ираке работают несколько сот частных военных и охранных компаний, в которых числятся более 265 тысяч частных контрактников.
Частные военные компании в мире – это, прежде всего, весьма прибыльный сегмент мирового бизнеса и эффективный инструмент решения различных проблем. Если говорить о доходности этого бизнеса, то до заключения контрактов на государственном уровне, то есть до войны в Ираке, ведущая частная военная компания США «Blackwfter»(ныне Xe Services LLC) в год зарабатывала около одного миллиона долларов, а после заключения государственных контрактов, ее годовой оборот составил около миллиарда долларов.
Сегодня в мире зарегистрировано и работает более 450 частных военных компаний по всем направлениям деятельности, и относящихся к определенным типам частных компаний.
Первыми, на заре своей деятельности были компании военных услуг (military provider companies), осуществляющие непосредственную тактическую поддержку в ходе боевых действий, включая непосредственное участие в боевых операциях. Со временем такая деятельность была свернута и возобновилась с приходом «оранжевых революций» в Ливию, Сирию и другие страны, возможные объекты такой деятельности. Так ЦРУ, только в последнее время, завербовало более 6 тысяч арабских, афганских и турецких наемников для совершения терактов в Сирии. По материалам прессы вербовку по заказу ЦРУ ведет все та же американская частная компания «Blackwfter». Вооруженным формированиям оппозиции в Сирии США дополнительно выделили 15 млн. долларов и поставили переносные зенитно-ракетные комплексы.
Наиболее распространенные частные военные компании, это компании военного консалтинга (military consulting companies), осуществляющие стратегическое планирование, реформирование вооруженных сил, тренировки армейских подразделений, переподготовку офицерского и технического состава. И компании военной логистики (military support companies), занимающиеся тыловым обеспечением войск и строительством военных объектов на территории других стран, обслуживают армейские компьютерные системы или сложные системы вооружений.
Присутствуют на рынке и частные охранные компании или компании по безопасности (private security companies), занимающиеся в сфере кризисного менеджмента, оценки рисков, консалтинга по безопасности, охране объектов, предоставлении телохранителей, разминированию, обучению подразделений армии и полиции.
В связи с развитием пиратства в Аденском заливе, для ЧВК появилось новое направление деятельности, морское – борьба с пиратством, сопровождение кораблей, ведение переговоров по передаче выкупов и захваченных судов и экипажей. «Поразительная» беспомощность флотов США и Евросоюза у берегов Сомали толкнула частные военные компании к созданию собственных вооруженных флотилий.
Новые направления деятельности ЧВК в мире
На этом, направления приложения усилий по зарабатыванию средств и расширению видов деятельности, для ЧВК, в последнее время, не ограничиваются, а приобретают устойчивую тенденцию к развитию.
Одно из таких направлений, это создание наемных военных формирований, уже опробуется правительством Объединенных Арабских Эмиратов, которые на фоне бушующих «арабских революций» не могут положиться на свои вооруженные силы и за 529 млн. долларов заключили контракт с одной из ЧВК для формирования классического батальона иностранных наемников. Офицерами нового подразделения стали армейские ветераны США, Южной Африки и Европы, ветераны немецких и британских спецподразделений и французского Иностранного легиона, имеющие опыт боевых действий, а солдатами – латиноамериканцы, в большинстве своем граждане Колумбии. В подразделение категорически не набирают мусульман, очевидно, что вероятным противником для него Израиль являться не будет. На базе этого батальона планируется развернуть бригаду. Такие действия напоминают действия Российского Генерального штаба по объявленному формированию трех казачьих бригад, только боеспособность таких формирований будет отличаться в десятки раз.
Другое направление деятельности, миротворческое применения ЧВК, высказано основателем знаменитой «Blackwater» Эриком Принцс, предложившему ООН, за свой счет разворачивание в любой точке мира полностью укомплектованной тяжелой техникой и штурмовой авиацией миротворческой бригады.
Не исключено, что новым направлением деятельности, и это, прежде всего, возможно в США, может быть привлечение частных военных компаний к локализации вооруженных конфликтов внутри страны.
В преддверии глобального экономического кризиса, США могут, в соответствии с новой «Оперативной концепцией Армии США на 2016-2028 года», привлекать ЧВК для локализации беспорядков внутри страны, подавления вооруженных выступлений, борьбы с терроризмом, охраны вновь построенных «гетто» и сопровождения туда интернированных боевиков и террористов.
Большинство частных военных компаний в современных условиях не вовлечены непосредственно в боевые действия, а занимаются консультированием и частной охранной деятельностью – но в зоне военных конфликтов, а другие, охраной секретных или стратегически важных объектов, в том числе и на территории США. Эти компании, финансируемые напрямую госдепом, ЦРУ и Центральным командованием США, зарабатывают гораздо больше остальных, но предпочитают не светиться в СМИ.
Таким образом, сегодня термин «частные военные компании» не совсем точен, поскольку самым крупным заказчиком выступают государственные структуры, то ЧВК, зарегистрированные на территории данного государства, по своей сути, являются не «частными», а своего рода государственными структурами, и выступают инструментом внешней политики этого государства.
Основными преимуществами ЧВК являются их оперативность, ответственность, эффективность, профессионализм и неоспоримое финансовое преимущество. ЧВК — это альтернатива государству и криминалу; гарантия и страховка в зонах нестабильности; быстрое решение проблем; эффективное управление рисками. Чаще выгоднее подписать контракт с частной компанией под конкретную задачу, чем отправлять туда аффилированную с нефтяным или газовым гигантом охранную фирму, или вводить войска, содержать гарнизоны. С другой стороны, если государство не хочет афишировать свое участие в каком-либо конфликте или проекте, или же оно перекладывает на других грязную работу, которой хватает на войне, то частные военные компании будут являться для этих целей отличными исполнителями.
Исторический аспект развития и его перспективы для ЧВК в России
История развития частных военных компаний в мире и на Руси имеет свою давнюю положительную историю, а общественно-историческая польза, как раз это и показывает. Призывные легионы Рима до «реформы Мария» были неоднократно биты более дисциплинированной и тактически обученной армией Ганнибала. А потом возникли военные инструкторы из числа гладиаторов. Рим сменил вооружение, а главное — тактику. И стал побеждать. Великое персидское царство вступило в бой со скифами. Скифы вели себя странно, отступали и отступали, как позднее Россия от Наполеона и Гитлера. У скифов вообще была какая-то Царица, и персы смеялись над кочевниками, управляемые женщиной, не сиживавшей в седле. Пока не оторвались от снабжения и комфорта. И вдруг разрозненные отряды скифов оказались монолитной стрелковой высокоскоростной массой, выбивающей изнурённое войско персидской сверхдержавы, даже не вступая в рукопашные схватки. При господстве Орды над половиной обитаемого мира — столица Орды была разорена и разграблена новогородскими ушкуйниками, частным воинством, причём безнаказанно. Ополчение Минина и Пожарского было, по сути, частной армией в державных целях.
Царь Иван Грозный нанял каперскую флотилию под руководством датчанина Карстена Роде для действий на Балтике, а купцы Строгановы дружину Ермака для решения своих экономических задач – покорения Сибири. Казаки, по сути, были частными армиями, но на государственной службе. Имперской русской армии часто способствовали частные орды, к примеру, ногайцы.
Надо сказать, что большая часть современного Французского иностранного легиона состоит из славян — все они поддерживают Россию и русские ЧВК. Помогают в Африке русским, а не французам. Многие готовы и хотят работать именно в русских ЧВК. Кстати, в Легионе служил министр обороны СССР маршал Малиновский: в 1916 году в составе экспедиционного корпуса Русской армии во Франции воевал на Западном фронте; в сентябре 1917 года принял участие в восстании русских солдат в лагере Ла-Куртин, во время которого был ранен; после лечения 2 месяца (октябрь-декабрь 1917 года) работал на каменоломнях, а затем заключил контракт на службу в Иностранном легионе, где провоевал до августа 1919 года в составе 1-й Марокканской дивизии.
В общем, исторических примеров пользы от частной военной компании и частной инициативы — множество. Не говоря уже о примерах современной окупаемости частных армий.
Но частные военные компании, и связанный с ними бизнес, никак не может прижиться в России, и прежде всего, из-за отсутствия законодательной базы. В России, эта трудная, профессиональная, а порой и опасная работа, по существующей законодательной базе, приравнивается к наемничеству (УК РФ, глава 34, статья 359. Наемничество). Сдерживающим фактором развития в России ЧВК является и статья 208 УК РФ, в которой создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование являются преступлением.
Для развития частного военного бизнеса в России необходимо срочное принятие специального закона о частной военной деятельности, или доработка до нужного уровня уже существующего ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», с внесением соответствующих поправок в УК РФ. Первый вариант мне думается предпочтительнее.
Особенность законотворческой деятельности в России предусматривает, в отличие от США, создание ЧВК, для оказания на договорной основе и имеющих специальное разрешение (лицензию), военных услуг иностранным юридическим лицам в иностранных государствах, что искусственно ограничивает функционирование ЧВК и оказание договорных услуг государству на его территории.
Будем надеяться, что Президент РФ Владимир Владимирович Путин, примет правильное решение, а Государственная Дума своевременно внесет изменения в существующие законы, хотя бы из тех соображений, что Россия может потерять заказы и выручку с них, пока будет размышлять. Поэтому размышлять стоит массовее и динамичнее.
ПРОДОЛЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА О ЧВК ЗДЕСЬ
alien-xs.livejournal.com