Чем отличается бтр от бмп – Чем отличается БМП от БТР? (тот кто тупо скачает информацию о том и другом из инета будет отдан в Дом 2.) )

Могут ли БМП и БТР слиться в одно целое? » Военное обозрение


В бронемашине Рита широко используются достижения в сфере оптоэлектроники и распределения цифровых данных; кроме того, уровень живучести повышен за счет размещения экипажа в корпусе

Растет понимание того, что защита солдат при одновременном обеспечении тактической мобильности под огнем противника является важной составляющей успеха не только в традиционных конфликтах, но также в борьбе с боевиками, миротворческих операциях, операциях по обеспечению безопасности и по принуждению к миру.

Это заставляет военных заново расставлять приоритеты в сфере боевых бронированных машин (ББМ). Как результат, подавляющее большинство армий стремится улучшать свои парки ББМ, которые в основном состоят из гусеничных и колесных бронетранспортеров и боевых машин пехоты. Распространение угрозы самодельных взрывных устройств (СВУ), о чем свидетельствуют операции в Ираке и Афганистане, и повышение огневой мощи не только вооружения пехоты, но также минометных и артиллерийских комплексов, содействовали совершенствованию систем защиты и живучести ББМ. Прогресс в сфере сенсорных комплексов, обработки данных, обмена информацией и объединения в сеть разных платформ и подразделений предвещает появление более быстрых и точных систем ситуационной осведомленности в новых боевых платформах. Процесс обновления происходит по двум направлениям: посредством модернизации существующих развернутых боевых машин или разработки и закупки новых систем. С целью повышения живучести, летальности и ситуационной осведомленности в обоих подходах могут использоваться достижения из одних и тех же технологических областей.

Улучшения в сфере защиты стали возможны благодаря новым броневым материалам, предлагающим более высокие уровни защиты при одновременном снижении массы в сравнении с устаревшими конструкциями. Кроме того, внедряются такие новые решения, как например, системы активной защиты (САЗ), задачей которых является предотвращение и срыв атак вражеских средств нападения. Между тем совершенствуется процесс поиска и определения целей за счет новейшей оптоэлектроники с большим разрешением, способной работать круглосуточно и при любой погоде. Это дополняется новейшими электронными системами, системами оцифровывания и компьютерной обработки данных от бортовых и внешних источников, которые интегрируют и распределяют информацию, повышая, таким образом, ее значение и полезность для боевых подразделений. Мобильность повышается за счет активной гидропневматической подвески и более компактных силовых блоков с высокой удельной мощностью.

Итак, как эти технологические достижения реализуются в уже эксплуатирующихся ББМ? Каковы их возможности? Ответы на эти вопросы проще всего получить, изучив существующие и новые бронетранспортеры и боевые машины пехоты.


Среди кандидатов, предлагаемых для австралийской программы Land-400, мы видим бронемашину Lynx, которая может вместить до восьми пехотинцев

БМП против БТР

В БМП сочетаются возможности по ведению моторизованного боя, включая борьбу с ББМ противника, со способностью перевозить и развертывать спешенную пехоту. С доктринальной точки зрения БМП, как правило, должны действовать совместно с основными боевыми танками (ОБТ), но как показывает опыт афганского и иракского театров военных действии, все чаще они действуют независимо. На БТР/БМП устанавливаются различные системы вооружения, но чаще всего крупнокалиберный пулемет или автоматический гранатомет для самообороны и обеспечения огневой поддержки, при этом разработчики всегда стремились максимально увеличить численность перевозимого десанта. Они же стараются обеспечить машинам обеих категории равную (по меньшей мере) с ОБТ подвижность, но при этом защита и огневое могущество относятся к тем качествам, которые отличают БМП от БТР и других боевых машин. Максимально возможное повышение уровней защиты и огневого могущества зачастую трансформируется в большую боевую массу БМП. Типичной системой вооружения БМП сегодня является 30-мм, 35-мм или 40-мм автоматическая пушка. Эти пушки интегрируются с системами управления огнем эквивалентными подобным системам на ОБТ. Например, устанавливается оптоэлектроника с высоким разрешением, лазерный дальномер, панорамный оптический комплекс командира; кроме того, поисково-ударные возможности всё чаще рассматриваются в качестве обязательного элемента. Многие БМП оборудуются также установками ПТУР, что позволяет успешно бороться с бронетехникой противника. БМП способна вести огонь и уничтожать схожие по возможностям БМП высокоточным огнем на дистанциях порядка двух километров даже в движении и до 4 км при стрельбе противотанковыми ракетами. БТР также зачастую оборудуются вооружением, стабилизированным для ведения огня в движении, обеспечивая огонь на подавление в радиусе до 2 км.

Одним из преимуществ вооружения более крупного калибра является применение по широкому набору целей новых программируемых боеприпасов с повышенной летальностью. Взрыватели этих снарядов при движении в стволе автоматически программируются таким образом, чтобы наилучшим образом поразить выбранный объект. Они более эффективны в борьбе с ПТУРами и расчетами ПТРК (противотанковый ракетный комплекс), в борьбе с окапавшейся живой силой и за укрытиями, а также в городском бою. Программируемый снаряд либо выбрасывает облако поражающих элементов над расчетом ПТРК, либо детонирует за препятствием. При установке в соответствующий режим такой снаряд может пробить стену и взорваться внутри помещения. Штурмовые вертолеты и даже беспилотники также уязвимы для таких новых боеприпасов. По сути, программируемые боеприпасы представляются собой острые клыки, дополняющие всевидящее око современной оптоэлектроники.

Основная задача БМП и БТР — безопасно доставить пехотное отделение туда, где оно могло бы развернуться. Плюс танку необходима непосредственная поддержка для «выковыривания» окопавшейся пехоты и уничтожения спрятавшихся в складках местности или искусственных постройках расчетов ПТРК. По мере роста угроз основной заботой производителей боевой техники становится повышение уровня живучести БМП и БТР. Для машин обоих типов пассивная защита остается важнейшим элементом, который дополняет продвинутая композитная броня и многоуровневая защита. Впрочем, на рынке предлагаются новые системы динамической защиты (по крайней мере для БМП), а активные и пассивные средства противодействия для БМП и БТР в форме КАЗ и КОЭП все чаще рассматриваются в качестве необходимых опций.

Идея добавления брони в настоящее время развилась в концепцию «модульного бронирования». Согласно этой концепции машина и ее комплект бронирования с самого начала проектируются с учетом возможной интеграции различных уровней защиты. В зависимости от способа развертывания и типа боевой задачи могут устанавливаться различные модули. Эта концепция позволяет получить боевую машину достаточно легкую для переброски по воздуху в районы с дорогами и мостами, имеющими ограничения по массе, или с преобладанием угроз среднего уровня. При этом, за счет установки дополнительной брони, ее уровни защиты могут быть повышены почти до уровней защиты танка.

Технологией, вносящей наибольший вклад в повышение возможностей боевой машины (как и во многих других сферах), является электроника. Оптоэлектроника для круглосуточного наблюдения при ограниченной видимости; панорамные мультиспектральные (видимый и инфракрасный диапазон) системы обнаружения и захвата целей на сопровождение; системы определения выстрела и предупреждения о лазерном излучении — всё это повышает качество и увеличивает объем информации об окружающем боевую машину пространстве. Распределение этой информации, как в самой машине, так и между платформами, позволяет достичь беспрецедентного уровня ситуационной осведомленности и значительно повысить возможности боевого подразделения.


Программы обновления и модернизации бронемашины CV-90 позволили сохранить ее возможности в борьбе с новыми угрозами

Программы

Ряд стран с развитым военно-промышленным комплексом активно внедряет новейшие технологии в программах разработки новых БМП. Например, в Германии компании Krauss-Mafei Wegmann (KMW) и Rheinmetall разработали БМП Puma, первые поставки которой в немецкую армию состоялись в 2015 году. Экипаж машины — командир, водитель и оператор-наводчик — вместе с шестью десантниками размещаются в корпусе, а в дистанционно управляемой башне — 30-мм автоматическая пушка Rheinmetall MK30-2/ABM (Air Burst Munition — снаряды воздушного подрыва) со спаренным пулеметом. В башне размещаются панорамный комплекс командира, цифровые мультиспектральные прицелы и системы управления огнем; по периметру машины установлены видеокамеры. Все данные по внутренней сети распределяются на все рабочие места, включая десантное отделение. В платформе Puma использована концепция модульного бронирования с двумя классами защиты. Машина в базовой конфигурации с классом защиты А имеет лобовую броню толщиной 30 мм, а в остальных проекциях броню толщиной 14,5 мм, что определяет массу машины в 31,5 тонны. Защита класса С подразумевает толщину брони во всех проекциях 30 мм, что, как следствие, повышает массу машины до 40,7 тонн. Большое внимание было уделено защите крыши машины от артиллерийских снарядов и поражающих элементов кассетных боеприпасов, тогда как днище выдерживает подрыв на мине или СВУ массой до 10 кг. Подобная модульная конструкция позволяет также легко добавлять в будущем новые комплекты бронирования. Для борьбы с ПТУР компании-разработчики БМП Puma также разработали комплекс оптико-электронного подавления MUSS (Muttifunktionales Selbstschutz System/многофункциональная система самозащиты), которым оборудуются машины Puma немецкой армии. Эти машины в будущем также получат противотанковые ракеты Spike разработки израильской компании Rafael Advanced Defence Systems как только они будут разработаны и квалифицированы. Немецкая армия заказала 350 БМП Puma, последняя из которых будет поставлена в 2020 году.

Предполагается, что в паре с БМП Puma будет работать бронетранспортер Boxer 8×8 разработки компании ARTEC (совместное предприятие KMW и Rheinmetall) Платформа Boxer изначально развертывалась в качестве боевой машины пехоты и машины боевой поддержки. Модульная броня «плиточного типа» позволяет повысить уровень защиты, обеспечиваемый базовой броней толщиной 14,5 мм. Ее грузоподъемность позволяет устанавливать боевые модули с 30-мм вооружением, например, как в случае с машинами для Литвы и разведывательным вариантом, являющимся кандидатом на австралийскую программу Land-400. В рамках этой программы ее конкурентом выступает бронемашина AMV-35 — совместная заявка компании BAE Systems и Рatria.

В рамках программы Land-400, которая интересна своими кандидатами, австралийская армия подыскивает себе новую БМП. Для этой программы в качестве кандидатов предложены четыре БМП, среди них и бронемашина Puma, но с некоторыми интересными отличиями. Австралийское министерство обороны выпустило запрос на предоставление информации касательно планируемого конкурса, который должен был пройти в конце 2017 года. Для этого конкурса платформа Puma предлагается либо с 30-мм, либо с 35-мм автоматической пушкой. Это, скорее всего, ответ конкуренту в лице бронемашины CV-9035 от BAE Systems, представляющей собой обновленный вариант существующей платформы CV-90. Бронемашина CV-9035 оборудована обитаемой башней, вооруженной 35-мм пушкой Bushmaster-lll от Orbital ATK, способной вести огонь программируемыми боеприпасами AHEAD (Advanced Hit Efciency and Destruction — улучшенная эффективность попадания и уничтожение). Хотя 35-мм боеприпасы обладают большей мощностью по сравнению с боеприпасами меньшего калибра, но при этом они занимают больше места, что неизбежно ведет к сокращению боекомплекта. Еще одного кандидата на программу Land-400 представила компания General Dynamics. Ее предложение базируется на гусеничной БМП ASCOD-2, базовый вариант которой, ASCOD, уже стоит на вооружении Испании и Австрии. Пока не ясно, какое вооружение и башню она будет иметь. Компания Rheinmetall самостоятельно представила для этой программы гусеничную БМП Lynx, шасси которой, по всей видимости, схоже с шасси БМП Marder, но модернизировано и оборудовано обитаемой башней Lance с 30-мм пушкой.


Boxer, изначально разработанная в качестве бронетранспортера и машины боевой поддержки, в настоящее время оборудуется боевыми модулями с 30-мм и 35-мм пушками, что позволит ей выполнять задачи БМП

Хотя австралийская армия считает защиту своим приоритетом, но при этом хочет получить БМП, способную вместить 8 человек десанта. Это отражает ее желание, зачастую высказываемое и другими армиями, сохранить способность пехотного отделения действовать из машины двумя группами. Такая численность позволяет иметь сбалансированные структуру и комбинацию индивидуального вооружения, а также обеспечить оптимальное огневое могущество и маневр. Три из четырех кандидатов, ASCOD, CV-9035 и Lynx, соответствуют предъявляемым требованиям по размещению отделения из восьми солдат.

БМП CV-90 пользуется определенным успехом, поскольку ее приняли на вооружение такие страны как, например, Эстония, Финляндия, Нидерланды, Норвегия и Швеция. «Успех CV-90 определяется тщательным подходом к проектированию, — напомнил Дэн Линдел, ведущий инженер по платформе CV-90 в компании BAE Systems Hagglunds. — Это искусство — достичь наилучшего баланса стоимости, живучести, мобильности и огневого могущества. Живучесть является наиболее важным фактором, хотя ее уровень не должен повышаться за счет подвижности». Например, норвежские машины в конфигурации CV-90 Mk.III получили программируемые боеприпасы для своих 30-мм и 35-мм автоматических пушек, усовершенствованную гидропневматическую подвеску, современную оптоэлектронику, систему ситуационной осведомленности и возможность работы в общей боевой сети. Норвегия также установила на свои машины дистанционно управляемые модули вооружения (ДУМВ) Kongsberg Protector.

Министерство обороны Сингапура подтвердило, что компания ST Kinetics разрабатывает БМП следующего поколения. В этой гусеничной машине особое внимание будет уделено защите, улучшенной ситуативной осведомленности, а также координации действий членов экипажа между собой и с другими подразделениями. Последнее является следствием оцифровывания и объединения в сеть всех систем машины. Компоновкой платформы предусматривается размещение экипажа в корпусе: водитель размещается впереди по центру, за ним командир и оператор-наводчик и в кормовой части пехотное отделение 8 человек. В необитаемой башне установлен панорамный прицел для 30-мм (предположительно) пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета. Первые серийные машины Next Generation должны быть поставлены сингапурской армии в 2019 году.


Компания ST Kinetics разрабатывает БМП Next Generation для сингапурской армии. Экипаж машины размещается в корпусе, она оборудована ДУМВ с полным комплектом оптоэлектронных оптических систем, обеспечивающих превосходный уровень ситуационной осведомленности

Россия подняла переполох в западных странах, когда показала три новых БМП на Параде Победы в мае 2015 года. Первая из них — гусеничная БМП Курганец-25 разработки Курганмашзавода. Экипаж три человека плюс семь десантников размещаются в корпусе, на машине установлен ДУМВ «Эпоха», вооруженный 30-мм автоматической пушкой, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом и пусковой установкой ПТУР 9М113 «Корнет-М». Корпус машины, изготовленный из алюминиевой брони, обеспечивает хороший уровень защиты, а при необходимости дополнительные модули позволяют его повысить. На машине также установлен комплекс активной защиты «Дрозд-2» и, вероятно, система борьбы с ПТУРами. Машина оборудована также системой гидропневматической подвески, благодаря которой можно изменять клиренс и соответственно высоту самой машины. Машина на воде приводится в действие двумя водометами, которые позволяют развить скорость до 5,4 узла (10 км/ч). На сегодняшний день изготовлены только предсерийные образцы, которые, по всей видимости, проходят испытания; серийное же производство планируется начать через несколько лет. Впрочем, Курганец-25 — не единственная российская БМП. На Параде Победы была также представлена колесная БМП Бумеранг. На машине установлен такой же ДУМВ «Эпоха», как и на БМП Курганец-25. Экипаж составляет три человека плюс семь десантников. На машине, скорее всего, установлен такой же силовой блок, а также еще несколько подсистем, как и на ее гусеничном собрате; на воде в движение машину приводят два водомета.


Финская компания Patria разработала бронемашину AMV, которая может принять дополнительные системы бронирования и боевые модули с крупнокалиберным вооружением, что позволяет ей выступать в роли колесной БМП

Не совсем понятно, когда новая БМП Т-15 разработки Уралвагонзавода, также представленная на том Параде, поступит на вооружение российской армии. Русские относят Т-15 к классу «тяжелых» БМП ведь она базируется на танковом шасси Т-14 Армата. Экипаж три человека обеих машин размещается в корпусе. У БМП Т-15 силовой блок и приводы перенесены в переднюю часть в противоположность кормовому размещению на танке Т-14. При этом был выделен объем для размещения шести десантников. Поскольку конструкция БМП Т-15 схожа с конструкцией ОБТ Т-14, скорее всего, системы защиты и бронирования у них одинаковые, в том числе система динамической защиты «Малахит». Скорее всего, БМП Т-15 также находится на предсерийном этапе, при этом дата серийного производства до сих пор не объявлена.

Платформа Бумеранг является наглядным примером следования тенденции, наблюдаемой при разработке колесных БМП. Она подкрепляется, в том числе, последовательным развитием технологии систем подвески для колесных машин, включая гидропневматические подвески со сжатым азотом. Они могут работать с большими массами и при этом обеспечивают лучшую внедорожную проходимость и возможность прохождения длительных высокоскоростных маршей по дорогам с твердым покрытием. На бронемашинах Freccia от Iveco, VBCI от Nexter, Boxer, AMV от Patria и Piranha V от General Dynamics установлены системы подвески подобного типа. Успех бронемашины Boxer подтверждает ее развертывание в немецкой и голландской армиях, а также выбор Литвы в 2016 году, которая пожелала иметь машину, оборудованную ДУМВ Rafael Samson 30. Тем временем бронемашина AMV компании Patria, имеющая защиту по лобовой проекции от 30-мм бронебойных снарядов и превосходную защиту от мин и СВУ, в январе 2016 года была выбрана Объединенными Арабскими Эмиратами. Представитель компании отметил, что «первые машины были поставлены уже в начале 2017 года».

Еще одной действующей программой по ББМ является так называемая инициатива Amphibious Combat Vehicle 1.1 американского Корпуса морской пехоты. По словам представителя компании BAE Systems, этой программой предусматривается «плавающий транспортер морской пехоты с современной системой баллистической и противоминной защиты и ситуационной осведомленности». Претендентами на эту программу являются компании ВАЕ Systems и Iveco с платформой SuperAV и компании ST Kinetics и SAIC с восьмиколесной платформой Теггех-2. В этой машине смогут разместиться 12 или 13 пехотинцев, при этом представитель компании SAIC подтвердил, что «платформа будет вооружена 30-мм автоматической пушкой, точно так же, как сделала американской армия со своими бронемашинами Stryker». Оценочные испытания платформ-претендентов, как ожидается, будут идти и в 2018 году, в середине которого будет выбрана платформа-победитель. В общей сложности будет изготовлено порядка 225 машин.

Что дальше?

Развитие ББМ идет по пути размывания принципиальных отличий между боевыми машинами разных категорий. Использование общих шасси, ДУМВ, модульной защиты и универсальных электронных систем, цифровых систем ситуационной осведомленности, а также объединение в единую сеть позволяет получить на одной базовой платформе машины разных категорий — БМП, БТР и другие, — способные выполнять самые разные задачи. Как результат, инвестиции в боевые бронированные машины всех категорий позволят повысить их боевую эффективность и тактическую приспособляемость.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.gdls.com
www.baesystems.com
www.patria.fi
www.stengg.com
www.kmweg.com
www.rheinmetall.com
www.defenceindustries.qld.gov.au
www.defence.gov.au
www.wikipedia.org
defenceportal.com.au
ru.wikipedia.org

topwar.ru

Назначение БМП, БТР

Боевые и технические характеристики. Общая компоновка базовых машин. Назначение основных узлов и систем.

Назначение БМП, БТР

БМП — бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Повышает маневренность, огневую мощь и защищенность личного состава. Появилась в 60-х гг. Современная БМП – гусеничная (реже колесная) машина высокой проходимости и подвижности, как правило, плавающая, авиатранспортабельная и десантируемая парашютным способом, оснащена фильтровентиляционной установкой, приборами ночного видения и др. оборудованием.

БТР — боевая бронированная колесная или гусеничная машина высокой проходимости, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых войск (мотопехоты) и их огневой поддержки в бою.

Данная боевая техника берет свое начало со средних веков, когда наступающее войско укрывалось от стрел противника под передвижными, примитивными укрытиями (в виде настила из бревен на колесах). Некоторое подобие боевых машин появилось в годы Первой мировой войны. Это знаменитый ленинский броневик.

В годы Второй мировой войны всеми воюющими армиями широко использовались автомобили на гусеничном ходу, оборудованные листами металла, а также бронетранспортеры. Такими БМП и БТР, какими мы их знаем, стали уже в послевоенное время:

-БМП-1 – год выпуска 1966 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13 т.

-БМП-2 – год выпуска 1977 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13,6 т.

-БМП-3 – год выпуска 1987 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 18,7 т.

Боевая машина пехоты (БМП), бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Она повышает маневренность, огневую мощь войск и защищенность личного состава.

Российская боевая машина пехоты БМП была одним из наиболее заметных нововведений в тактике пехоты во второй половине XX века. Она была первой боевой машиной пехоты, представлявшей очередной этап развития пехотной тактики и технологии. БМП вызвала важное изменение в тактике мотопехоты, обеспечив пехотное отделение беспрецедентной огневой мощью, мобильностью и защитой. Позже другие армии получили машины вроде немецкой «Мардер», американской М2 «Бредли» и английской «Уорриор». Начиная с 1966 г. было изготовлено более 55 тысяч подобных машин, что в количественном отношении делает их одной из наиболее важных боевых машин из всех когда-либо построенных.

Появление БМП в 1967 г. было тем более удивительным, учитывая относительную отсталость Советской Армии в бронированных машинах пехоты. Во второй мировой войне Красная Армия была единственной крупной армией, не имевшей сколько-нибудь заметного количества бронетранспортеров. Такие машины, как немецкий SdKfz 251, английский «Юниверсал Кэрриер» и американский полугусеничный М3 были первой серьезной попыткой дать пехоте возможность держаться на поле боя вместе с танками и оказывать взаимную помощь. Как таковые, они были жизненно важным компонентом в деле развития современной общевойсковой тактики. Советская Армия не получила во второй мировой войне никаких бронированных машин пехоты потому, что им уделялось мало внимания – матушка-Россия сконцентрировала свои промышленные ресурсы на производстве танков и самоходных орудий. Немецкие офицеры давно пришли к выводу, что отсутствие моторизованной пехоты было одним из главнейших недостатков в тактике Советской Армии.

С глубокой древности быстрейшая доставка войск к месту сражения являлась одним из основных условий победы над противником. Однако в течение многих веков войнам приходилось рассчитывать только на свои собственные ноги, либо в лучшем случае, на гужевые повозки. В начале XX в. на «тропу войны» выходит автомобиль. Но уже в 1930-е годы военных перестала удовлетворять простая перевозка войск, им нужно было, что бы пехота доставлялась непосредственно на поле боя. Армиям потребовалось транспортное средство высокой проходимости, имевшее бы хорошую маневренность на поле боя и способное, несмотря на огонь противника, с минимальными потерями доставлять вооруженную пехоту прямо к переднему краю. И такие машины появились – к концу 1930-х годов в мире начал складываться новый тип боевой техники – бронетранспортер (БТР). В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия, с учетом новых тактических взглядов в соответствии с которыми бронетранспортеры должны поддерживать атакующие подразделения своим огнем, на БТР – 60ПБ было существенно усилено вооружение. Главным отличием БТР-60 ПБ от предыдущих модификаций стала башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5-мм (боекомплект 500 патронов) и ПКТ-7,62-мм (2000 патронов). Оба пулемета имеют ленточное питание. Пулеметы смонтированы в жесткой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели пулеметных лент, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Механизмы горизонтального наведения башни и вертикального наведения вооружения – ручные. Скорости наведения за один оборот маховика по горизонтали -21°, по вертикали — 4°. Вертикальный угол обстрела составил +35°/-5°.

В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитии БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.

Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы противника, расчетов тяжелого пехотного оружия (прежде всего – противотанковых средств) на больших, чем у БМП-1, дальностях, а также отражения атак воздушного противника и современных танков.

Противотанковые возможности вооружения БМП-1 к тому времени уже не соответствовали уровню защищенности основных боевых танков нового поколения, а эффективная дальность стрельбы была слишком мала. Командир машины должен был получить равные с наводчиком-оператором возможности наблюдения и управления оружием.

Был создан ряд опытных машин. Так, в 1972 г. КБ Курганского завода, используя элементы шасси БМП-1, создало «объект 680» массой 13 т. с двухместной башней с вынесенной установкой 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ.

КБ ЧТЗ последовательно разработало «объект 768» (1972 г.) с 73-мм полуавтоматическим орудием «Зарница» с удлиненным стволом и «объект 769» (1974 г.) массой 13,8 т, вместимостью 10 человек, усиленным до 320 л.с. двигателем и комплектом вооружения, включающим 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет и ПТРК «Конкурс», а также один пулемет в поворотной установке в корме корпуса – видно влияние германской «Мардер», объем корпуса для сохранения плавучести увеличили надгусеничными нишами.

Схожий комплекс вооружения в двухместной башне имел 13,6-тонный «объект 675» курганского КБ. Уже в 1977 г. Курганские конструкторы представили «объект 681» — вариант «объекта 680» с 73-мм орудием «Зарница», 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами, ПТРК «Фагот».

В качестве основы новой БМП был выбран «объект 675». После доработки он был принят на вооружение в 1980 г. под обозначением БМП-2. Впервые БМП-2 была показана широкой общественности на военном параде в Москве в ноябре 1982 г.

На базе БМП-2 разработан ряд других машин, в том числе:

БМП-2Д – машина с дополнительным бронированием бортов корпуса и башни;

БМП-2К – машина управления с дополнительными средствами связи для обеспечения командования и взаимодействия между подразделениями и отдельными боевыми машинами;

БМП-2МПС – стандартный вариант БМП-2 приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10;

БРМ-2 – боевая разведывательная машина, сохранившая все лучшие качества БРМ-1. Изменению подверглась лишь башня, в которой установлена 30-мм автоматическая пушка 2А42.

 

1.1.2. Боевые и технические характеристики

Боевыми и техническими характеристиками боевых машин называется совокупность данных, характеризующих их боевые свойства.

Боевые и технические характеристики подразделяются на пять разделов: общие данные; вооружение; броневая защита; подвижность; средства связи и специальное оборудование.

К общим данным БТХ относятся: боевая масса, экипаж (экипаж и десант для БМП и БТР) и основные размеры.

Боевая масса. Боевой массой называется масса полностью укомплектованной машины с экипажем, боекомплектом и заправленными эксплуатационными материалами. Боевая масса выражается в тоннах. Боевая масса современных БМП и БТР находится в пределах 10–15 т.

Экипаж. Экипаж и десант современных БМП и БТР состоит из 9–11 человек.

Основные размеры. К основным размерам относятся длина машины (с вооружением и без вооружения), ширина и высота.

Длинасовременных машин по корпусу составляет 5–8 м, а длина с пушкой вперед достигает 10 м.

Ширина машин тесно связана с возможностью перевозки их по железной дороге. Ширина современных боевых машин не превышает величины, допустимой условиями железнодорожных перевозок, и составляет не более 3,4 м.

Высота боевых машин в определенной степени определяет их уязвимость от средств поражения противника, а также их устойчивость при движении по косогорам. Чем больше высота машины, тем она больше уязвима и менее устойчива. Естественное стремление при создании боевых машин – уменьшение их высоты.

Вооружениесовременных боевых машин состоит в основном из пушки и пулеметов. На некоторых машинах, например, БМП,применяются дополнительно противотанковые управляемые ракеты.

Броневая защитабоевой машины характеризуется толщиной броневых листов и их углами наклона к вертикали. В зависимости от этих параметров броневая защита подразделяется на противопульную и противоснарядную.

Противопульной броней называется такая броня, которая обеспечивает надежную защиту от ружейно-пулеметного огня. Толщина противопульной брони достигает 30 мм. Противопульная броня применяется на БМП, БТР и других легких машинах.

Противоснарядная броня обеспечивает защиту от снарядов калибра 20 мм и выше. Противоснарядное бронирование применяется на танках.

Существенное влияние на защищающую способность брони оказывает угол ее наклона к вертикали. Чем больше угол наклона, тем выше снарядостойкость брони. Так, например, при угле наклона в 60° увеличивается снарядостойкость броневого листа в два раза (без учета рикошетирования).

Подвижностьбоевой машины характеризуется скоростями движения, запасом хода и параметрами проходимости: средним давлением на грунт, углами подъема и крена, шириной преодолеваемого рва, высотой стенки, глубиной брода и клиренсом.

Скорость движения. Необходимо отличать максимальную и среднюю скорости движения.

1. Максимальной скоростью называется скорость, соответствующая движению одиночной машины на горизонтальном участке асфальтированного шоссе на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя.

2. Средняя скорость движения зависит от большого числа различных факторов: от максимальной скорости, дорожных условий, типа коробки передач и механизма поворота, легкости управления и др. Ориентировочно можно считать среднюю скорость движения равной 0,5 от максимальной скорости.

Запас хода. Запасом хода называется число километров, которое может пройти машина, используя полностью запас топлива. Для плавающих машин на плаву запас хода определяется в часах работы двигателя.

Для увеличения запаса хода иногда на машинах могут применяться дополнительные емкости с топливом, устанавливаемые снаружи корпуса. С учетом дополнительных емкостей запас хода увеличивается в среднем в 1,5 раза.

Среднее давление. Средним давлением называется отношение веса машины к площади опорной поверхности. Среднее давление характеризует проходимость машины по мягким грунтам (по пашне, мокрому лугу, болоту). Чем оно меньше, тем выше проходимость машины.

Углы подъема и крена. Максимальная величина преодолеваемого машиной подъема зависит от мощности двигателя и сцепных свойств опорной поверхности с грунтом. Обычно угол подъема современных гусеничных и колесных боевых машин составляет 30°.

Примерно такого же порядка (около 25°) будет и угол крена, при котором машина может двигаться без потери управляемости.

Ширина рва. Предельная ширина преодолеваемого рва зависит от длины машины и расположения центра тяжести. Если центр тяжести расположен посредине машины, то теоретически ширина преодолеваемого рва равна половине длины машины. Практически, с учетом смещения центра тяжести и осыпания краев рва, эта ширина составляет примерно 0,4 от длины машины.

Высота стенки. Предельная высота преодолеваемой стенки для большинства машин равна высоте расположения оси переднего колеса и находится в пределах 0,7–1,0 м.

Глубина брода. Глубина преодолеваемого брода зависит от высоты расположения воздухопритоков корпуса БТВ. Для танков она составляет 1,2–1,3 м.

Клиренс. Клиренсом называется расстояние от опорной поверхности ходовой части до днища машины. Величина клиренса характеризует проходимость машины по мягким грунтам, снегу, вырубленному лесу и др. Чем больше клиренс, тем меньше вероятность посадки машины днищем на препятствие. Клиренс современных гусеничных и колесных боевых машин находится в пределах 0,4–0,5 м.

Перечисленные параметры по проходимости, кроме удельного давления, в общих характеристиках могут и не приводиться. Это объясняется тем, что они для различных современных машин незначительно отличаются от указанных средних значений.

Подвижность машины обеспечивается силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью. В боевой и технической характеристике в этом же разделе могут приводиться основные данные по двигателю, трансмиссии и ходовой части машины.

Все современные боевые машины оснащаются средствами связи и различным специальным оборудованием, значительно повышающим их боевые свойства.

К специальному оборудованию относятся: средства защиты от ядерного, химического и биологического оружия; автоматические системы противопожарного оборудования; оборудование подводного вождения; средства маскировки и др.

В характеристиках указывается наличие на машине того или другого специального оборудования.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

БМП или БТР? Противоречивые тенденции развития гусеничных боевых машин пехоты


БМП Warrior британской армии проходит смену вооружения, от 30-мм пушки RARDEN к 40-мм CTWS. Эта пушка не внедряется в корпус, что позволяет иметь большее огневое могущество без уменьшения объема, выделенного для десанта

Гусеничные бронированные машины изначально предназначались для того, чтобы пехота следовала за танками и поддерживала их после спешивания, но меняющиеся оперативные тенденции определяют дальнейшее развитие гусеничных бронированных машин.

Одним из самых широко распространенных типичных представителей транспортеров пехоты стал БТР M113 американского производства, который мог вместить до 11 пехотинцев и двух членов экипажа, но эти машины были защищены только от осколков артиллерийских снарядов, а вооружение было представлено одной внешней установкой 12,7-мм пулемета.

Совершенно другую машину представляла собой немецкая HS 30. Она была создана примерно в тоже время, что и M113, но предназначалась для более агрессивного применения совместно с танками, борьбы с машинами пехоты противника, а также для поддержки огнем пехоты, которую она перевозит. Для этого машина была вооружена 20-мм пушкой, установленной в одноместную башню, и была снабжена броней большей толщины, но из-за этого ее вместимость составляла всего пять человек десанта и три члена экипажа.

Позднее были спроектированы машины пехоты, которые превзошли по характеристикам HS 30, но, тем не менее, они с конструктивной точки зрения имели схожую с ней компоновку. В частности, более поздние боевые машины пехоты (БМП), например Marder от Rheinmetall Landsysteme, AMX 1 OP от Giat Industries и Pbv 302 от Hagglunds, традиционно вооружались 20-мм башенной пушкой.

Впрочем, впоследствии пушка калибра 20 мм потеряла свою привлекательность, ее огневое могущество уже не было достаточным для того, чтобы поражать хорошо бронированные машины противника и многие из них были заменены 25-мм пушкой KBA от Oerlikon или 25-мм пушкой M242 Bushmaster Chain Gun от ATK 25, стреляющими боеприпасами 25×137 мм стандарта НАТО.

25-мм пушка KBA устанавливалась на БМП AIFV (Armoured Infantry Fighting Vehicle) от компании FMC, которая первоначально изготавливалась в больших количествах для Нидерландов под обозначением YPR 765, а также для Бельгии. Позднее эти две страны продали машины в Чили, Египет и Иорданию, в то время как большое число подобных машин было произведено компанией FNSS для турецкой армии под обозначением ACV-300. Пушка 25-мм KBA также установлена на БМП Dardo от консорциума Iveco Fiat-Oto Melara, тогда как 25-мм Bushmaster установлена на БМП M2 Bradley (в настоящее время за нее отвечает BAE Systems) и сингапурскую Bionix от ST Engineering.

Таким образом, всё это содействовало тому, что 25-мм пушки получили самое широкое применение за исключением России и Китая.

Впрочем, развитие шло вперед и в настоящее 25-мм пушка все в большей степени заменяется 30-мм пушкой стреляющей боеприпасом 30×173 мм, который имеет примерно в два раза большую начальную энергию по сравнению с 25-мм снарядами и, следовательно, лучшую бронепробиваемость. В боеприпасы более крупного калибра также могут устанавливаться программируемые взрыватели с целью повышения эффективности осколочно-фугасных снарядов. Некоторые армии, не останавливаясь на 25-мм калибре, сразу перешли к 30-мм пушке. Кроме британской RARDEN, установленной на БМП Warrior от BAE Systems, и российской 30-мм пушки 2A42, установленной на БМП-2, все 30-мм пушки в настоящее время поделены между действующей отводом газов пушкой Mauser MK 30 и пушкой с внешним приводом (электрическим) ATK Bushmaster II.



Художественное представление российско-французской БМП Atom 8×8 с установленной дистанционно управляемой башней со скорострельной 57-мм пушкой (вверху). Atom 8×8 на выставке RAE 2013 в Нижнем Тагиле

MK 30 устанавливается в двухместные башни машин Pizarro и Ulan от General Dynamics European Land Systems, а также в необитаемые башни БМП Puma от Projekt Systems and Management (в настоящее время изготавливается для немецкой армии) и прототип машины Tulpar, изготовленный турецкой компанией Otokar. Bushmaster II устанавливается на машины шведской разработки CV9030, стоящие на вооружении норвежской, финской и швейцарской армий. Новый российский танк Armata (объект 148) также, по сообщениям, будет вооружен 30-мм пушкой 2A42.

Устанавливаемая внешним образом пушка, как например Bushmaster II, имеет потенциальное преимущество, заключающееся в том, что ствол калибра 30 мм может быть заменен стволом калибра 40 мм для стрельбы более крупными снарядами Supershot поскольку потребность в огневом могуществе неизбежно увеличивается. Исходя из этого, вариант пушки с двойным калибром 30/40 мм Mk 44 Bushmaster II был предложен для бронетранспортера XM1206 Infantry Carrier Vehicle (ICV) из злополучной программы Боевые Системы Будущего FCS и для такого же неудачного американского проекта по наземной боевой машине Ground Combat Vehicle (GCV).

Голландская и датская армии решили, что 30-мм пушка не будет достаточной могущественной для борьбы с вражескими машинами пехоты и выбрали новейший вариант БМП CV90 от BAE Systems Hagglunds, вооруженный 35-мм пушкой Bushmaster III от ATK, которая стреляет снарядом Oerlikon 35×228 мм, чья начальная энергия в два раза больше, чем у 30-мм боеприпаса.

Подобные выводы двумя десятилетиями ранее сделали японские силы самообороны, которые приняли для своей БМП Type 89 автоматическую 35-мм пушку Oerlikon KDE, использующую силу отдачи. И примерно в то же время для своих первых БМП CV90 шведская армия приняла еще более мощную пушку в виде широко распространенной, но глубоко модернизированной зенитной пушки 40 мм Bofors L70. С тех пор 40-мм пушка Bofors также была принята для корейской БМП K21 от Doosan и для прототипов машины пехоты Abhay, разрабатываемой в Индии.

40 мм CTWS

Хотя 40-мм пушка Bofors достаточно эффективна, но ее недостаток заключается в том, что она создавалась не для установки на бронированные машины, так что подобное вооружение занимает значительный внутренний объем в башне, а снаряды калибра 40×365 мм имеют достаточно большую длину 535 мм. Система телескопических 40-мм боеприпасов Cased Telescoped Weapon System (CTWS), разработанная британо-французским предприятием CTA International (совместно предприятие BAE Systems и Nexter), была разработана как раз с целью преодоления этих проблем.

Устанавливаемая внешним образом пушка CTWS стреляет снарядами, имеющими примерно равную начальную энергию со снарядами пушки Bofors, но они погружены внутрь метательного заряда и поэтому длина выстрела составляет всего 225 мм. 40-мм пушка CT также имеет нетрадиционную, вращающуюся камору и мало внедряется в башню, что вместе с небольшим размером выстрелов позволяет укладывать большее количество боеприпасов в машине.

CTWS может показаться новой идеей, но она никоим образом не является первой в своем роде, поскольку американская армия уже пыталась создать несколько различных пушек с телескопическими боеприпасами, включая 45-мм XM295 COMVAT и 75-мм XM274 Ares. Однако, после 41 года работ в докладе министерства обороны США в 1996 году был сделан вывод о том, что подобную пушку не стоит далее разрабатывать, ни одна из них не была принята на вооружение американской армии, поэтому эта концепция и остается до сих пор достаточно новой.

Тем не менее, 40-мм пушка CT была установлена на два прототипа машины несостоявшейся британо-американской программы по тактической разведывательной машине TRACER (Tactical Reconnaissance Armoured Combat Equipment Requirement) и с тех пор была принята британской армией для своей программы улучшения боевых качеств БМП Warrior WFLIP (Warrior Fightability Lethality Improvement Programme). Она также была принята для некоторых французских машин, но остается только гадать, обоснованы ли все усилия и ресурсы, потраченные на разработку 40-мм пушки CT и ее боеприпасов.

Кроме пушек 40 мм L70 Bofors и 40 мм ATK Bushmaster TV, которые стреляют этим же боеприпасом, 40-мм CTWS будет также соперничать с 35/50 мм Bushmaster III.

В своей 35-мм варианте Bushmaster III имеет меньшую начальную энергию, чем 40-мм пушка CT, но при замене ствола на 50 мм и при стрельбе снарядом 50×330 мм Supershot ее начальная энергия увеличивается приблизительно в два раза. Такие возможности по смене ствола были продемонстрированы пушкой Rheinmetall 35/50 мм Rh 503, которая должна была быть установлена на опять же закрытый проект БМП Marder 2, но подобное увеличение калибра невозможно в случае с 40-мм пушкой CT, как и увеличение длины снарядов по сравнению с нынешним боеприпасом.

Пушка еще более крупного калибра 60 мм L70 Oto Melara только лишь в экспериментальных целях устанавливалась на итальянские БМП Dardo и польские BWP 2000. Более значимым проектом является разработка России, которая установила автоматическую 57-мм пушку в необитаемую башню недавно представленной бронированной машины Atom 8×8 совместной российско-французской разработки.

Это поступательное увеличение калибра пушек улучшило возможности машин пехоты по уничтожению других машины подобного типа. Это позволило также повысить возможности поддержки пехоты, но в то же время уменьшило доступное внутреннее пространство для десанта. Таким образом, хотя FV432 – британский аналог американской M113 – может по-прежнему перевозить 10 десантников в своей нынешнем варианте Mk III Bulldog, американская M2 Bradley и немецкая Puma могут вместить всего шесть человек.


25-мм пушка ATK, установленная на БМП Bradley американской армии, представляет собой самую популярную модернизацию, которая повышает летальность по сравнению с 20-мм пушками

В конечном счете, потребность в огневой поддержке привела к использованию 105-мм или 120-мм пушек, которые могут устанавливаться на машины пехоты, но при этом не оставляют пространства для десанта. К примерам можно отнести шведскую CV90120, где 120-мм пушка установлена на шасси CV90 и российскую артиллерийскую установку 2С25 Спрут, где 125-мм танковая пушка установлена на шасси БМП-3.

Российская БМП-3 представляет собой необычную попытку совместить несколько разных требований в одной машине. Это привело к возрождению концепции 30-х годов, которая предусматривает установку в башню танка пушки с высокой скорострельностью вместе с пушкой более крупного калибра, имеющей низкую скорострельность. Ее духовным предком была немецкая Neubaufahrzeug, предшественник танка Panzer IV времен Второй мировой войны.

В случае БМП-3 установлены две пушки. Одна – автоматическая 30-мм пушка 2A72 и вторая – 100-мм нарезное орудие 2A70, которая кроме осколочно-фугасных снарядов может стрелять противотанковыми ракетами 9M117 с лазерным наведением. В БМП-3 размещается три члена экипажа и семь десантников, но выделенное им пространство ограничено, а десантирование из машины несколько затруднено.

Китайская армия скопировала российский комплекс Бахча с двумя пушками для своей БМП Type 97 (или ZBD 97), у которой шасси имеет более практичную компоновку с двигателем, расположенным впереди, и десантным отделением на семь человек в кормовой части.

Другие попытки повысить летальность без значительно уменьшения внутреннего объема привели, конечно, к разработке машин, вооруженных ПТУРами. Начало было положено в 60-х годах российской БМП-1, у которой ракета 9M14 устанавливалась в трубной пусковой установке на стволе 73-мм пушки.


Машины подобные CV90 Armadillo возможно демонстрируют возвращение к традиционным основам перевозки личного состава, когда корпус имеет максимальное бронирование и минимальное штатное огневое могущество, а развитие атаки полагается только на пехоту

Другим направлением является установка пусковых установок ПТУР по бокам башни. Сюда можно отнести американские БМП M2 Bradley, некоторые итальянские БМП Dardo, кувейтские Desert Warrior и немецкие Type 89. Установка на эти машины установок ПУТР расширило их возможности по борьбе с танками, но с другой стороны определило их место на переднем огневом рубеже, что является весьма спорным, поскольку десант, который в них размещается, подвергается опасности воздействия вражеского огня, в то время как не имеет возможности вести ответный огонь.

Какое то время считалось, что пехотинцы могут вести огонь из своего стрелкового оружия на ходу из машин. Несколько машин были снабжены отверстиями для ведения огня, но стрельба из стрелкового оружия на ходу очевидно неэффективна и в итоге эти бойницы были убраны ради лучшего бронирования бортов машины, как это было сделано в варианте M2A2 БМП Bradley и на Marder 1A3.

Таким образом, выдвигается все больше аргументов в пользу того, чтобы не перевозить пехоту в машинах, вооруженных крупнокалиберным вооружением и управляемыми ракетами, а размещать ее отдельно в машинах, которые хорошо бронированы, но имеют только легкое вооружение для целей самообороны.

Защита

С другой стороны, броневая защита также соразмерно улучшилась. Некоторые системы защиты способны противостоять 30-мм бронебойным снарядам, по крайней мере, по лобовой дуге. В последние годы машины получили улучшенную защиту от фугасных и направленных мин, самодельных и нет, а также от такого кумулятивного вооружения, как например РПГ-7.

Неизбежным следствием улучшения броневой защиты и частично установки более тяжелого вооружения стало значительное увеличение массы машин пехоты.

В итоге, если оригинальный вариант M113 (защита от стрелкового оружия и осколков) весил всего 10,4 тонны, M2 Bradley, последовавшая за ним, имела массу 22,7 тонны в первоначальной версии и уже 39,5 тонны в последнем варианте M2A3. Точно так же, масса CV90 постепенно увеличивалась с 21 тонны и с течением времени в варианте CV9035 достигла 35 тонн.

Производимые в настоящее время машины, например немецкая БМП Puma, весят аж 43 тонны, хотя ее масса может быть снижена до 31 тонны за счет снятия части брони.

Британская, американская и немецкая армии рассматривали в разное время возможность разработки машин пехоты с более тяжелой броней как у танков. Израильская же армия стала первой армией, начавшей производство машины подобного типа Achzarit массой 44 тонны, которая базируется на глубоко модернизированном шасси захваченных советских танков Т-55 и вооружена только пулеметами.

Но израильтяне на этом не остановились, для ее артиллерийско-технической службы была разработана 62-тонная БМП Namer, базирующаяся на шасси танка Merkava; 170 таких машин изготавливаются компанией General Dynamics Land Systems. Кроме экипажа из трех человек в Namer может разместиться восемь десантников, но пространства внутри достаточно для размещения при необходимости еще четырех человек.

Namer имеет очень хорошую защиту в виде пассивной и активной брони и, кроме того, на машине установлен комплекс активной защиты Iron Fist от компании IMI.

Впрочем, ее большая масса является серьезным недостатком, поскольку ограничивает стратегическую мобильность и может даже негативно повлиять на тактическую мобильность, особенно в городских условиях.

Недостатки очень тяжелой, хотя и хорошо защищенной машин пехоты, особенно проявились во время разработки наземной боевой машины GCV для американской армии, которая по некоторым оценкам имела бы массу более 70 тонн, но по понятным причинам проект был закрыт в начале 2014 года.

Как следствие, менее экстремальный подход при разработке машин пехоты с хорошей защитой был продемонстрирован на шведской машине CV90 Armadillo, которая при массе 35 тонн обеспечивает превосходную защиту для размещенных внутри восьми десантников и трех членов экипажа.

Как и Namer, БМП Armadillo не имеет башни и вооружена только дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом, но кроме своей брони на нее установлен комплекс активной защиты Saab LEDS 150 с двумя многоствольными пусковыми установками.

Использованы материалы:
www.janes.com
www.otomelara.it
www.rheinmetall.com
www.baesystems.com
www.gdls.com
www.cta-international.com
www.renault-trucks-defense.com
www.defense-update.com

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *