Цвет формы – Сундучок полезностей (изучаем цвета и формы) — изучаем цвета — запись пользователя Ksu (игрушки) (murlyk) в сообществе Развивающие занятия с детьми в категории Игры для малышей от 0 до 3 лет

Форма и цвет — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Искусство цвета

Иоханнес Иттен

Оглавление:

В дальнейшем, в разделе, специально посвященном теории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.

Как для трех основных цветов — красного, желтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И понятно, почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченных форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные.

Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.

Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как, например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник — символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету.

Круг — это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что квадрат — это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг — вечное движение духа.

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зеленого — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс (рис. 57).

Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придает главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы.

Кубисты уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в равной степени проявляли интерес и к форме, и к цвету. Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет.

То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между субъективными формами почерка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъективные факторы.

В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых оригинальность и гармония были уравновешены.

То же ценилось и в рисунках тушью. Лян Кай и другие большие мастера сделали следующий шаг. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступил место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе общедействующих средств выразительности. Характер письма у Лян Кай настолько различен, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Субъективный характер формы преодолевался им во имя высшей объективной правды.

В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в построении пространства, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колоритом и текстурой.

В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд. В то время как Конрад Витц и Эль Греко были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитавший формальную и цветовую субъективность.

colorscheme.ru

Форма и цвет

Фото видео студия «Бекар» — все виды профессиональной фото и видео съёмки!

Читать с начала

 В предыдущей статье мы сказали о том, что каждый цвет обладает своей художественной выразительностью и оказывает на подсознание определённые воздействия. Если учесть, что композиция кадра – это многообразное сочетание не только цвета, но и форм различных объектов, следует сказать несколько слов и о художественной выразительности трёх основных форм – квадрата, треугольника и круга – тем более, что согласованные в своей выразительности цвет и форма способны удвоить воздействие на зрителя.

 Итак, основной характер квадрата определяется пересекающимися двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями одинаковой длины. Уквадраченные формы, построенные на вертикалях и горизонталях (прямоугольник, меандр, крест и их производные) являются статичными и символизируют материю, тяжесть и строгое ограничение.

  Квадрату соответствует красный цвет материи, тяжесть и непрозрачность которого гармонично согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата.

 Треугольник образуется тремя пересекающимися диагоналями. При этом его форма, благодаря острым углам, кажется боевой и агрессивной.

 Все формы диагонального характера (ромб, трапеция и их производные) символизируют мысль и их невесомый характер соответствует светло-жёлтому цвету.

 В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству неподвижности, которое вызывает квадрат, круг, как геометрическая форма, создаёт ощущение естественного, постоянного движения, располагая к отдыху и ослаблению внутреннего напряжения.

 Все формы кругообразного характера (эллипс, овал, парабола и их производные) символизируют постоянно подвижную духовность, непрерывному движению которой соответствует синий цвет.

Вывод:

 Квадрат, монументальный и неподвижный, как символ материи, «любит» красный цвет;

  Треугольник, излучающий себя во все стороны, как символ мысли, «любит» светло-жёлтый цвет;

  Круг, постоянно находящийся в движении, как символ духа, «любит» синий цвет.

  Изображение, воздействие которого определяется главным образом цветом, должно строиться на подчинении формы цвету, и наоборот.

 Степенью глубины обладает любой цвет. Если на чёрном фоне без интервалов расположить шесть цветов (жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зелёный), то явным становится тот факт, что жёлтый кажется выступающим вперёд, а фиолетовый погружается в глубину фона. Остальные

цвета по степени глубины выглядят промежуточными ступенями между жёлтым и фиолетовым.

 При использовании белого фона картина меняется – фиолетовый выталкивается белым фоном вперёд, в то время как жёлтый становится по отношению к белому близким и родственным.

 Пространственное воздействие цвета обусловлено несколькими факторами: во-первых, в самом цвете есть силы, способные проявлять его глубину, во-вторых, за счёт контраста светлого и тёмного, изменения насыщенности цвета и площади его распространения можно добиться его пространственного воздействия. Ко вторичным факторам изменения пространственных ощущений изображения можно отнести наличие в изображении всевозможных диагоналей и различных пересечений. Но в любом случае, исходя из примера, описанного выше, для оценки впечатления глубины цвета, цвет фона также важен, как и сам основной цвет.

 Контраст светлого и тёмного позволяет подчеркнуть глубину цвета благодаря следующему незамысловатому правилу:  все светлые тона на тёмном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлоты, равно как и тёмные тона на светлом фоне.

 Холодные и тёплые цвета одинаковой светлоты проявляют свою глубину следующим образом: тёплые цвета выступают вперёд, холодные стремятся в глубину. При использовании холодных и тёплых цветов различной светлоты ощущение глубины или будет усиливаться благодаря цвету, или будет нейтрализоваться, или будет действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зелёный и красно-оранжевый выглядят на чёрном фоне так: красно-оранжевый выступает вперёд, а сине-зелёный погружается вглубь. Теперь если красно-оранжевый немного осветлить, то он выступит вперёд ещё сильнее, а слегка осветлённый сине-зелёный по глубине займёт место первоначального красно-оранжевого. При этом если сине-зелёный осветлить ещё сильнее, то он выступит вперёд ещё сильнее, тем самым углубив красно-оранжевый.

 Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперёд по сравнению с близкими по светлоте, но блеклыми цветами. Но как только к этому контрасту добавляются контраст светлого и тёмного или контраст тёплого и холодного, степень глубины цвета будет меняться. Контраст размеров цветовых пятен играет очень важную роль в формировании глубины изображения. Если на красном фоне расположить небольшое жёлтое пятно, то это пятно будет выступать вперёд. Если же постепенно увеличивать площадь жёлтого пятна, то обязательно наступит такой момент, когда жёлтый станет фоном и вытеснит красный вперёд.

 В очередной раз, обращая внимание на субъективность восприятия цвета, хочется сказать следующее: в правильном создании пространственного равновесия изображения нельзя опираться только на впечатления глубины цвета. Необходимо рассчитывать на личный художественный вкус и поставленные цели, не забывая при этом о том, что ощущения глубины изображения (перспективы) можно добиться: взаимодействием цвета, взаимодействием вертикальных и горизонтальных направлений и пересечений, взаимодействием пространственных планов композиции между собой. Перспектива изображения может быть сформирована из двух, трёх и большего количества планов, но, как правило, наиболее распространённым способом изобразительной передачи пространства считается двуплановое построение композиции.

© Студия Бекар. Все права защищены.

 Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.

bekarstudio.ru

Теория живописи: Форма и цвет. Инверсия

Форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. Совершенно необходимо специально посвящать время для изучения теории цветовой выразительности. Я попытаюсь описать выразительные возможности цвета.

В любом живописном произведении выразительные качества формы и цвета должны взаимодействовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных форм – квадрата, треугольника и круга, так и для трёх основных цветов – красного, жёлтого и синего, должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

Форма и цвет. Инверсия

  • Квадрат. Его основной характер  определяется двумя параллельными вертикальными  и двумя, так же параллельными, горизонтальными пересекающимися линиями одинаковой длины. Квадрат символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение.

В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». Когда мы попытаемся заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение, мы ощутим вполне понятное сильное напряжение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм. В эту группу так же попадают прямоугольник, крест,  меандр и их производные.

Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата.

  • Треугольник. Форма треугольника рождается из трёх пересекающихся прямых линий. Его острые углы кажутся агрессивными и, даже, воинственными. Треугольник – символ мысли.

К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные.

Треугольник – символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым.

  • Круг.  Геометрическая форма круга возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной на какой-либо поверхности. В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и послабления напряжения.

Круг – символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов основывалась на форме круга. При том, что дворец императора возводился на основе квадратных форм. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные.

Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что:
— квадрат – это символ неподвижной материи
— треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли

— а круг – вечное движение духа.

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого – это будет трапеция, для зелёного – сферический треугольник и для фиолетового – эллипс (рис. 57).

Подчинённость определённого цвета соответствующей форме предполагает некий параллелизм. Там, где форма и цвет согласованы, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом формой, в своём цветовом решении должна идти от формы. А картина, в которой художник придаёт главное значение цвету, должна подстраивать в композиционном решении форму под цвет, то есть подчинять форму цвету.
Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет. Кубисты, в свою очередь, уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов.

Экспрессионисты и футуристы в равной степени проявляли интерес и к форме, и к цвету. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи так внимательно рассматривают связи между формами почерка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъективные факторы.
В древнем Китае восхищались такими манерами написания иероглифов, которые имели субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты (почерки), в которых оригинальность была уравновешена гармонией. Лианг К’аи и другие большие мастера в искусстве шрифта (написания иероглифа) пошли ещё дальше. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступили место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе общедействующих средств выразительности. Начертание иероглифов у Лианг К’аи настолько различно в разных случаях, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Он преодолевал субъективный характер формы во имя их высшей объективной правдивости.

В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в свободном выборе форм, и в том, как выстроено пространство, и в распределении акцентов, и в выборе поверхностей с их колоритом и текстурой.
В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд  (рис. 1).

Рисунок 1. Маттиас Грюневальд. «Мадонна с Младенцем»

 

В то время как Конрад Витц (рис. 2) и Эль Греко (рис. 3) были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм.

Рисунок 2. Конрад Витц. Алтарь Богородицы, лицевая сторона алтарной створки. Благовещение

 

Рисунок 3. Эль Греко. «Святое семейство». 

Жорж де ла Тур (рис. 4) субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог (рис. 5), предпочитавший формальную и цветовую субъективность.

Рисунок 4. Жорж де ла Тур.  «Шулер», или «Шулер с бубновым тузом».

 

Рисунок 5. Винсент-Виллем-ван Гог. Спальня художника в Арле.

Автор:
Иоханес ИТТЕН


 

Похожие статьи

risoval-ko.ru

11. Форма и цвет. «Искусство цвета»

 

В дальнейшем, в разделе, специально посвящённом теории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако, форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики. Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И понятно почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные.

Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата. Форма треугольника возникает из трёх пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник — символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым. Круг — это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг сточкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что квадрат — это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг — вечное движение духа.

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зелёного — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс (рис. 57). Подчинённость определённого цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в её композиции цвету,

А картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.

Кубисты уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в равной степени проявляли интерес и к форме, и к цвету. Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет. То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между субъективными формами почерка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъективные факторы.

В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых оригинальность и гармония были уравновешены.Работы тушью особо почитались. Лианг К’аи и другие большие мастера в искусстве шрифта пошли ещё дальше. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступили место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе общедействующих средств выразительности. Рисунок шрифта у Лианг К’аи настолько различен, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Субъективный характер формы преодолевался им во имя их высшей объективной правдивости. В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в построении пространства, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колоритом и текстурой.

В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд. В то время как Конрад Витц и Эль Греко были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитавший формальную и цветовую субъективность.

litresp.ru

ЦВЕТ, ФОРМА И КОМПОЗИЦИЯ — Мегаобучалка

Понятие формы

В парикмахерском искусстве основным критерием в оценке образа является восприятие его человеком (как субъективное, так и объективное). Путем восприятия мы получаем непосредственное знание об окружающем мире. Но, в зависимости от различных субъективных причин, мы воспринимаем один и тот же объект по-разному, хотя существуют и общие законы, знание которых может помочь мастерам парикмахерского искусства создавать наиболее благоприятные и гармоничные образы.

В связи с этим будет уместным привести законы восприятия формы в трактовке гештальтпсихологии:

1. Простота – более простые формы воспринимаются легче;

2. Близость – близко расположенные друг к другу элементы воспринимаются как единое целое;

3. Сходство – сходные элементы воспринимаются как единое целое;

4. Замкнутость – геометрически незавершенные фигуры могут восприниматься как завершенные;

5. Фигура-фон – элементы наиболее простой формы воспринимаются как фигуры, отчетливо отделяющиеся от формы;

6. Назначение – легче воспринимаются элементы, формы которых более знакомы;

7. Контраст – контрастные линии способствуют лучшему восприятию элементов1.

Но, при создании образа, нельзя основываться только на данных законах, а следует искать основные характеристики формы. Для этого рассмотрим определение формы.

 

__________________

1Араухо И. Архитектурная композиция / И. Араухо. – М. : Высшая школа, 1982. – С. 45-50

Форма (от лат. forma = форма, вид, образ) — очертания, внешний вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.

Форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В прическе эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.

Как для трех основных цветов – красного, желтого и синего, так и для трех основных форм – квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение (см. рис.8). Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм, включая сюда крест, прямоугольник и их производные. Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуются со статикой и тяжелой формой квадрата.



 

 

Рис. 8 Прически, основанные на квадратной форме

Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными (см. рис. 9). К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник – символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-желтым.

 

 

Рис. 9 Прически, основанные на треугольной форме

 

Круг – это геометрическая фигура, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения (см. рис. 10). Круг – символ постоянно подвижной духовности. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные.

Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет. В целом можно сказать, что квадрат – это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг – вечное движение духа.

 

 

Рис. 10. Прически, основанные на круглой форме

 

Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Так, например, в композиции прически, которая определяется главным образом цветом, форма должна подчиняться цвету (рис. 11).

 

Рис. 11 Пример доминирования цвета в прическах

 

Прическа, в которой мастер придает главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы (рис. 12).

 

 

Рис. 12 Пример доминирования формы в прическах

 

Большинство западных экспертов сходятся во мнении, что именно окрашивание придает прическе завершенную форму. Нормой стала практика, когда стрижка выполняется, исходя из элементов окрашивания. Поэтому на сегодняшний день окрашивание становится доминантой прически.

Наглядным примером того, как цвет подчеркивает форму, стали геометрические стрижки Vidal Sassoon. Так, например, основа прически «Светлячок» (1973г.) – длинные пряди верхней зоны и коротко подстриженные волосы нижней. Контраст подчеркнут окрашиванием: сверху волосы осветлены, а снизу окрашены в темный оттенок. Примером зависимости формы стрижки от окрашивания являются сложные деструктурированные стрижки, которые демонстрируют сложное окрашивание прядей (глубину цвета, блики, осветленные кончики и т.п.).

Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. В искусстве создания причесок имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в построении прически, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колоритом и текстурой.

Любые волосы имеют врожденные персональные характеристики: цвет, объем, структуру. Еще одной, самой непостоянной характеристикой является их длина. Мастера парикмахерского искусства научились модифицировать эти характеристики с помощью различных приемов и способов. Кроме того, есть одно свойство волос, которое в наименьшей степени поддается радикальному изменению и может быть лишь слегка подкорректировано – их природная форма (например, две макушки, низкая линия роста волос на шее, вихры и т.п.). Эти особенности можно замаскировать с помощью правильно подобранной стрижки, или каким-нибудь образом обыграть при помощи окрашивания.

Существует мнение, что все формы причесок можно разделить по двум диаметрально противоположным критериям: открытость и закрытость. Применительно к волосам эти критерии структурируются следующим образом: открытость – пышность или не туго заколотые волосы, открывающие взгляду шею и уши; закрытость – отсутствие объема или гладкие, стянутые прически (рис. 13).

А) б)

Рис. 13 Пример причесок закрытого (а) и открытого (б) типа

Говоря о процессе создания причесок, уместно обратиться к понятию композиции, которое предполагает составление, объедение всех элементов формы в органически единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание. Взаимообусловленность конструкции и формы, выраженное в конкретном материале, — это наиболее существенное, что предопределяет композицию, начиная от композиционного приема и кончая использованием средств композиции в полоть до выявления характера формы.

Форма каждой прически рассматривается с точки зрения определенного взаимодействия всех элементов между собой и в пространстве как объемно-пространственная структура – простая, сложная.

К свойствам форм можно отнести совокупность всех ее зрительно воспринимаемых признаков: геометрический вид (конфигурация), величина, состояние в пространстве, масса, фактура, цвет.

Принято выделять три вида формы: 1) объемный, характеризуемый относительным равенством всех трех измерений; 2) плоскостной, определяющийся резким (или полным) уменьшением размеров по одной из координат измерения; 3) линейный, характеризующийся преобладанием какого либо измерения над двумя другими при их относительно малой величине. Величина формы оценивается по отношению к размерам фигуры человека или как соотношение величин элементов прически. Величина формы в целом зрительно кажется больше или меньше при сопоставлении большого или малого: мелкие детали в большой форме увеличивают ее, крупные – уменьшают.

При решении многих композиционных задач большую роль играет учет зрительного восприятия массы, так как всегда следует помнить взаимосвязь в системе человек – образ.

Зрительное восприятие массы – свойство формы, определяющее визуальную оценку количества элементов, заполняющих пространство видимой формы прически. Большей по величине форме зрительно сопутствует и большая масса, если примерно одинаковы все другие свойства и условия восприятия. Восприятие массы изменяется также в зависимости от геометрической формы. Наибольшей зрительной массой обладают формы, приближающиеся к кубу и шару, и все те, измерения которых по трем координатам равны между собой или близки к равным. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейным (рис.14).

 

А) б)

Рис. 14 Различие массы объемной (а) и линейной (б) формы причесок

Восприятие массы различно также в зависимости от плотности заполнения и фактуры формы. Например, если плотность заполнения формы прически такова, что структура поверхности зрительно не выделяется (это мы наблюдаем в гладких прическах), то массивность формы можно не различить (рис. 15).

Рис. 15 Изменение массы прически

Изменение восприятия массы происходит в зависимости от степени заполнения поверхности формы деталями, а также от цвета, фактуры и величины элементов, присутствующих в ней. Например, зрительно масса прически, кажется больше, если форма заполняется элементами или деталями меньших размеров. Если ту же форму прически заполнить деталями большего размера, то ее масса зрительно уменьшится. Данное изменение массы основано на оптических иллюзиях и часто используется при проектировании будущей прически.

Таким образом, мы выявили, что на построение прически влияют и цвет, и форма, и масса элементов. Причем, все эти характеристики активно взаимодействуют между собой, что позволяет создавать более гармоничные и правильно выстроенные образы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «форма». Перечислите основные типы форм и охарактеризуйте их.

2. Определите основные свойства формы.

3. Перечислите виды форм.

4. Объясните, каким образом форма связана с цветом и массой.

Практикум:

Подберите в публицистической литературе прически, соответствующие основным типам и видам формы. Проанализируйте их с точки зрения цвета, массы, формы. Найдите взаимосвязь между этими характеристиками. Сделайте по два наброска причесок, соответствующих основным типам форм, учитывая фактуру и цвет.

 

Зная общие принципы формообразования, на основе геометрических форм прически выполните упражнение, для закрепления полученных знаний.

УПРАЖНЕНИЕ 1. НАБРОСКИ КОМПОЗИЦИИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ

Основных геометрических форм три: квадрат (прямоугольник), треугольник и круг (эллипс). Используя комбинации и сечения этих линейных форм, получите более сложные геометрические фигуры. В данном упражнении не пытайтесь придавать объем, хотя плоские формы связаны с объемными.

На трех рабочих листах нарисуйте несколько рамок (в пределах 25см) в форме круга, овала, прямоугольника или квадрата. Затем возьмите карандаш и начните рисовать внутри рамок формы, соразмеряя напряженность и отношения между ними, выстраивая целостную композицию. Не бойтесь применять резинку для внесения поправок. Разобравшись с композицией, переходите к перу и туши, работая ими поверх карандашного рисунка. Обводя контуры форм, соразмеряйте вес линий. Кроме того, можете использовать тон ( сплошную заливку, или штриховку)

Применяя знания о законах композиции и формообразовании выполните упражнение на Ф А4 используя цвет.

Упражнение 2. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКА С ДОБАВЛЕНИЕМ ТОНА

Нарисуйте на листе четыре прямоугольных формата. Разделите каждый на эффектные зоны. Можно использовать круги и дуги, но помните, что эти линейные формы должны восприниматься как часть прямоугольного целого. Закончив разделение, подумайте о тональных переходах от светлого к темному как о возможности придать отдельным участкам дополнительный вес. Кроме того, вы можете варьировать тон в пределах отдельных зон, обозначая внутри них переходы от светлого к темному

megaobuchalka.ru

18 ФОРМА И ЦВЕТ — Энциклопедия

В дальнейшем, в разделе, специально посвященном теории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.

Как для трех основных цветов — красного, желтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И понятно, почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченных форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные.

Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.

Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как, например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник — символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету.

Круг — это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что квадрат — это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг — вечное движение духа.

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зеленого — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс (рис. 57).

Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придает главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы.

Кубисты уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в равной степени проявляли интерес и к форме, и к цвету. Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет.

То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между субъективными формами почерка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъективные факторы.

В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых оригинальность и гармония были уравновешены.

То же ценилось и в рисунках тушью. Лян Кай и другие большие мастера сделали следующий шаг. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступил место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе общедействующих средств выразительности. Характер письма у Лян Кай настолько различен, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Субъективный характер формы преодолевался им во имя высшей объективной правды.

В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в построении пространства, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колоритом и текстурой.

В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд. В то время как Конрад Витц и Эль Греко были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитавший формальную и цветовую субъективность.

olymp.in

Цвет как свойство формы

Цвет является следующим весьма важным свойством формы. Как неотъемлемая характеристика ткани при изготовлении изделия цвет как бы становится принадлежностью, свойством формы изделия, а иногда ее образной характеристикой. Мы воспринимаем «красный сарафан», «малиновый берет» не просто как словесные образования, где каждый предмет имеет свое определение. Эти образования, овеянные поэзией народного творчества, пушкинского стиха, превратились в устойчивые образы.

Цвет в восприятии человека — самая емкая, выразительная характеристика объекта. Один и тот же цвет в разных условиях может проявлять индивидуальность человека и быть символичным у народа на протяжении целой эпохи (черный цвет — цвет гражданского траура. Сегодня юные стройные девушки любят подчеркнуть свои внешние данные черным цветом).

Существует и традиционное отношение к цвету как к характеристике, определяющей назначение одежды по половозрастному признаку, функциональному назначению, профессиональной принадлежности.

Так, нежная прозрачность пастельных тонов характеризует одежду детей младенческого возраста, звучная активность сочных тонов — одежду дошкольников, Подростки начинают следить за модными предложениями в цветовой организации костюма, но часто отдают предпочтение дерзким контрастам, что соответствует максимализму в их формирующемся мировоззрении, кипучей энергии и увлечению спортом. «Зрелая молодость» широко пользуется рекомендациями моды. Люди среднего возраста проявляют осторожность к модным предложениям и чаще предпочитают глубокие сдержанные тона сложных цветов.

Функциональный подход к одежде определяет ее цветовой строй. Существующее разделение одежды на повседневную и нарядную, белье и верхнюю одежду (для улицы и интерьера) даже при сильном в наши дни влиянии моды в сопоставлении все-таки имеет принципиальное отличие в цветовом решении.

Цвет как свойство костюма — явление сложное, зависящее от многих факторов и прежде всего от назначения костюма.

В связи с формой костюма он несет большой объем информации и в определенном смысле выполняет функции знака.

sevia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *