Цвета военные – Виды и расцветки Российского камуфляжа

Модный у военных цвет 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Коричневато-зеленый, защитный

Ответ: Хаки

Вопрос: Плотная ткань такого цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зеленоватый цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зеленый, защитный цвет ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань такого цвета для шитья военной формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Углубления на глинистых грунтах в пустынях Средней Азии и Казахстана, заполняющиеся талыми и ливневыми водами

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет гимнастерчатой ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет, обычно применяемый в армии

Ответ: Хаки

Вопрос: Шкурный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Название пыльно-землистых оттенков от грязно-жёлтого до зеленовато-коричневого, «защитного» цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Военный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная одежда

Ответ: Хаки

Вопрос: Модный у военных цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань для воинской одежды

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет, что к лицу солдату

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зелёный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань для спецназа и секьюрити

Ответ: Хаки

Вопрос: Расцветка, призванная на службу

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитная ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань защитного цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет спецназа

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Раскраска в зелёных пятнах

Ответ: Хаки

Вопрос: Одежда цветы пыли

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань цвета природы

Ответ: Хаки

Вопрос: Армейская ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет одежды в военторге

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричневозелёный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет милитаризма

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет масхалата

Ответ: Хаки

Вопрос: Армейская зелень

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитная материя

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная форма

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет армейской формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Материя защитного цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: «Обманный» цвет формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная ткань

Ответ:

Хаки

Вопрос: Цвет формы снайпера

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы разведчика

Ответ: Хаки

Вопрос: Солдатский цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Окраска войны

Ответ: Хаки

Вопрос: Лучший цвет для танка

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет военной формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет маскхалата

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет шара в песене Бутусова

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировка

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет танка

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет одежды

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет военных

Ответ: Хаки

Вопрос: Военно-полевой колер

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет погранкостюма

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Камуфляжный окрас

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы военных

Ответ: Хаки

Вопрос:

wordparts.ru

Самый военный цвет 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Коричневато-зеленый, защитный

Ответ: Хаки

Вопрос: Плотная ткань такого цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зеленоватый цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зеленый, защитный цвет ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань такого цвета для шитья военной формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Углубления на глинистых грунтах в пустынях Средней Азии и Казахстана, заполняющиеся талыми и ливневыми водами

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет гимнастерчатой ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет, обычно применяемый в армии

Ответ: Хаки

Вопрос: Шкурный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Название пыльно-землистых оттенков от грязно-жёлтого до зеленовато-коричневого, «защитного» цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Военный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная одежда

Ответ: Хаки

Вопрос: Модный у военных цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань для воинской одежды

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет, что к лицу солдату

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зелёный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань для спецназа и секьюрити

Ответ: Хаки

Вопрос: Расцветка, призванная на службу

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитная ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань защитного цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет спецназа

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Раскраска в зелёных пятнах

Ответ: Хаки

Вопрос: Одежда цветы пыли

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань цвета природы

Ответ: Хаки

Вопрос: Армейская ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет одежды в военторге

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричневозелёный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет милитаризма

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет масхалата

Ответ: Хаки

Вопрос: Армейская зелень

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитная материя

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная форма

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет армейской формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Материя защитного цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: «Обманный» цвет формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы снайпера

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы разведчика

Ответ: Хаки

Вопрос: Солдатский цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Окраска войны

Ответ: Хаки

Вопрос: Лучший цвет для танка

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет военной формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет маскхалата

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет шара в песене Бутусова

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировка

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет танка

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет одежды

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет военных

Ответ: Хаки

Вопрос: Военно-полевой колер

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет погранкостюма

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Камуфляжный окрас

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы военных

Ответ: Хаки

Вопрос:

wordparts.ru

Цвета военного неба: советская «англичанка» американских кровей

В рядах советской авиации истребитель Белл P-39 «Аэрокобра», поставленный из США в количестве около 5000 экземпляров, был самым массовым самолётом ленд-лиза и наиболее популярным из всех иностранных истребителей. Однако ещё до того, как в СССР пошёл поток самолётов из США, около 200 машин прибыло из Великобритании. Самолёты эти довольно сильно отличались от более поздних «Аэрокобр», и прежде всего – внешним видом.

На первый взгляд, «Кобра» мало отличалась от других истребителей своего времени, но при этом заключала в себе целый ряд необычных технических решений, в том числе и опередивших своё время. Самолёт отличали мощное вооружение, каплевидный фонарь кабины с отличным обзором и дверцами «автомобильного» типа, а также шасси с носовым колесом. Но главным отличием было размещение двигателя позади пилотской кабины в районе центра масс аппарата.

«Аэрокобра» из ранних партий британского заказа в США возле сборочного цеха фирмы «Белл». Самолёт в зелёно-коричневом камуфляже, видна проходящая высоко по ломаной линии граница цветов по всей длине фюзеляжа

Самолёт был спроектирован по армейскому заказу 1937 года на одноместный истребитель-перехватчик. Продемонстрированный комиссии макет произвёл хорошее впечатление, и в октябре 1937 было заказана постройка прототипа, получившего индекс XP-39. В начале апреля 1939 года он впервые поднялся в воздух, и в конце того же месяца фирма получила контракт на выпуск предсерийной партии YP-39, а в августе был подписан предварительный контракт на массовое производство, формально утверждённый в октябре.

При этом в документах строящиеся самолёты проходили как P-45, но прежде чем первый из них вышел за заводские ворота, название сменили обратно на P-39. Первый «YP» поднялся в воздух в сентябре 1940 года, в январе следующего был облетан первый аппарат основной серии, а в марте самолёты пошли в строевые части.

«Кобра» в зелёно-коричневой окраске в НИИ ВВС. Самолёт, как и на предыдущем фото, в зелёно-коричневом камуфляже с высокой границей цветов, но перед оперением уже нанесена светлая фюзеляжная полоса, характерная для британских истребителей

Не остались в стороне и иностранные заказчики: 30 марта 1940 года французская делегация подписала контракт на поставку 170 истребителей «Белл Модель 14», но после падения Франции этот заказ задним числом (с 30 апреля) был переоформлен на англичан, впоследствии увеличившим заказ до 675 экземпляров. Британцы присвоили самолёту название Caribou, но к моменту начала поставок от него отказались в пользу заводского именования Airacobra с добавлением английского «Mark I».

В июле 1941 года первые «Аэрокобры» были доставлены в Англию, в августе их начала получать 601-я эскадрилья RAF, ставшая единственной частью Королевских ВВС, прошедшей перевооружение на этот тип. В октябре эскадрилья совершила пару пробных боевых вылетов к французскому побережью, но на этом всё и закончилось: самолёт по мнению «пользователей» оказался совершенно не пригоден к ведению воздушных боёв на западном фронте — «аукнулся» отказ американских военных от повышающего высотные характеристики турбокомпрессора, стоявшего на исходном варианте XP-39.

Выкрашенные в серо-зелёные цвета самолёты 601-й эскадрильи Королевских ВВС. Большинство из них попадут в СССР

В декабре 1941 года британцы начали отправлять ненужные им самолёты северными конвоями в СССР. Поставки продолжались до января 1943 года (для сравнения, американские P-39 начали поступать с ноября 1942 года). Всего было отправлено 212 «Аэрокобр» Mk.I, порядка 20–25 из которых погибли вместе с потопленными судами конвоев. Советские специалисты, знавшие о вердикте англичан «непригоден для боя», первоначально с большим подозрением отнеслись к самолёту, но быстро изменили своё мнение: в реалиях советско-германского фронта высотность «кобры» оказалась вполне достаточной для фронтового истребителя. Более того, по совокупности характеристик её можно было рассматривать как один из лучших истребителей 1942 и первой половины 1943 годов.

Первой строевой частью, получившей «Аэрокобры», стал 28-й истребительный авиаполк ПВО Москвы, прошедший перевооружение прямо на своей боевой базе в марте-апреле 1942 года. Но весной-летом эта часть активных боевых действий не вела, и первыми вступили в бой «Кобры» 19-го Гвардейского ИАП. Этот полк действовал в районе Мурманска и в апреле-мае 1942 года прошёл перевооружение с «Харрикейнов» на «Аэрокобры» (две эскадрильи) и «Киттихауки» (одна эскадрилья) также без отвода в запасной полк. 15 мая его «Кобры» участвовали в первом боевом вылете и одержали первую воздушную победу на этом самолёте в составе советских ВВС.

Один из самолётов И. В. Бочкова, 19-й Гв.ИАП, вероятно, окрашенный по зелёно-коричневой схеме

14 июня на Брянский фронт убыл переформированный в 22-м запасном авиаполку в Иваново 153-й истребительный полк, вслед за которым 30 июня последовал 185-й ИАП, но уже в августе он был расформирован, а его уцелевшими самолётами и частью пилотов пополнили 153-й ИАП. В последних числах сентября этот полк снова был отправлен на переформирование в Иваново, через месяц вернувшись на фронт с полным комплектом пилотов и самолётов. 22 ноября он был преобразован в 28-й Гвардейский и продолжал летать на Mk.I вплоть до перевооружения на P-39N в августе 1943 года.

Ещё одним полком, получившим на вооружение английские «Аэрокобры» в значимых количествах, стал 2-й Гвардейский авиаполк Северного Флота: одновременно с преобразованием из смешанного в истребительный он в добавление к уже имеющимся «Харрикейнам» и «Киттихаукам» получил и «Кобры». Все три типа самолётов использовались вплоть до вывода части в резерв 1 июня 1943 года. При этом все английские и американские «Кобры» были переданы в состав 255-го ИАП Северного Флота, но сколько к тому времени осталось исправных «англичанок», точно не известно.

Кроме указанных полков, «Аэрокобры» Mk.I получали 17-й ИАП, 494-й ИАП, 845-й ИАП и некоторые другие части, либо для ознакомительных целей, либо в числе более современных машин, полученных из США.

Самолёты «Аэрокобра» Mk.I, известные в американской авиации как P-400, выпускались специально для Англии, а потому окрашивались по английским стандартам: верхние и боковые поверхности несли камуфляж из зелёной краски Dark Green и коричневой Dark Earth, а нижние окрашивались светло-серой с зеленовато-голубым отливом краской Sky. Однако использовались не «настоящие» английские краски, а их аналоги производства фирмы «Дюпон», имевшие не самое идеальное совпадение с эталоном.

Британские стандарты также предусматривали нанесение элементов быстрого опознавания в виде кока цвета Sky и такой же полосы на фюзеляже. Но на фирме «Белл» этим указаниям последовали лишь частично, ограничившись только окраской кока, а полосу на самолёты наносили уже после прибытия в Англию, а так как в Королевских ВВС эти истребители быстро оказались не у дел, то подавляющее большинство машин такого дополнения так и не получили.

Airacobra Mk.I (серийный номер AH692), 22 мая 1942 года разбитый в аварии заместителем командира эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиаполка капитаном И. В. Бочковым, ВВС 14-й Армии, Карельский фронт, аэродром Шонгуй. Участник советско-финляндской войны старший лейтенант (позже майор) Иван Васильевич Бочков воевал в составе 145-го ИАП (позже 19-го Гв.ИАП) с июня 1941 года. Всего он выполнил более 300 боевых вылетов, провел около 50 воздушных боёв, одержал 7 личных побед и не менее 15 групповых, в том числе 6 лично и не менее 10 в группе на «Аэрокобрах». 4 апреля 1943 года лётчик погиб в воздушном бою с истребителями противника, а 1 мая вышел указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

Известны три разновидности заводских схем окраски «Аэрокорбы» Mk.I, различающиеся очертаниями линии раздела цветов боковых и нижних поверхностей. В наиболее распространённом варианте линия раздела цветов следует очертаниям нижней части фюзеляжа. Вторым по массовости был распространённый в основном на машинах более позднего выпуска вариант, в котором в хвостовой части граница резко поднималась вверх к передней кромке стабилизатора.

Третий вариант, встречавшийся на некоторых самолётах раннего выпуска, был самым редким и одновременно самым необычным: в нём линия раздела цветов ломаной линией начиналась на оси самолёта на носу, затем опускалась к передней кромке крыла, от задней кромки поднимаясь снова вверх, и уходила к хвосту на середине высоты фюзеляжа.

Airacobra Mk.I (серийный номер неизвестен) из состава 28-го истребительного авиаполка 6-го авиакорпуса ПВО, на котором весной 1942 года летал старший лейтенант И. В. Поляков, Московский фронт ПВО, аэродром Внуково. Старший лейтенант Иван Васильевич Поляков встретил войну 22 июня 1941 года в составе 163-го ИАП, затем до октября 1943 года воевал в составе 28-го ИАП – сначала на Юго-Западном фронте, а потом в Московской зоне ПВО, одержав две личные победы на И-16, одну личную на «Аэрокобре» и три групповых на «МиГах». В июне 1944 года он вернулся на фронт в составе 63-го Гвардейского ИАП, воевавшего на Ла-5 и Ла-7 и закончил войну в звании майора с 7 личными и 3 групповыми победами на счету.

Через месяц после доставки первых «Кобр» в Англию, для английской истребительной авиации был введён новый камуфляж, в котором коричневый цвет был заменён на серый с синим отливом Ocean Grey, а «небесный» цвет нижних поверхностей – на светло-серый Medium Sea Grey. В отсутствии «океанского серого» допускалось использование так называемого Mixed Grey, который был смесью семи частей «среднего морского серого» и одной части чёрного. На первых перекрашенных «Аэрокобрах» использовался именно «смешанный серый». Характерной особенностью внешнего вида этих машин была закрашенная нижняя часть полосы Sky на фюзеляже.

На вооружении 601-й эскадрильи RAF «Кобры» числились до марта 1942 года, а потому вполне можно допустить наличие «океанского серого» на отдельных машинах, но таких явно не могло быть сколь-нибудь значительное число, так как большинство самолётов после прибытия на острова шли прямиком на склад минуя стадию перекраски в соответствии с изменившимися стандартами. Это привело к небольшому парадоксу: самолёты раннего выпуска несли более современную окраску, чем самолёты поздних серий.

Airacobra Mk.I (серийный номер AH669) из состава 1-й эскадрильи 22-го запасного авиаполка, Иваново, январь-июль 1942 года. 20 июля 1942 года самолёт был разбит на посадке лётчиком-инспектором 6-й запасной авиабригады майором К. А. Груздевым. Бывший лётчик НИИ ВВС, Константин Афанасьевич Груздев с июля по ноябрь 1941 года командовал 402-м ИАП – одним из двух укомплектованных испытателями истребительных авиаполков Особого назначения, одержав 9 личных и 4 групповых победы. С ноября 1941 по май 1942 гг. он был старшим лётчиком-инспектором Управления ВВС Северо-Западного фронта, доведя число выполненных боевых вылетов до 261 и добавив к боевому счету ещё две групповые победы. С мая по июль 1942 года пилот служил в штабе 6-й ЗАБр, а затем вернулся в НИИ ВВС. Подполковник Груздев погиб в авиакатастрофе 2 февраля 1943 года, выполняя испытательный полёт по программе изучения штопорных характеристик «Аэрокобры».

В первые две военные зимы в советских ВВС была принята белая маскировочная окраска фронтовых самолётов. Истребители P-39, чьё использование пришлось на период 1943–1945 гг., этого не застали, но некоторые из бывших английских «Mark I» зимой 1942–1943 гг. такую окраску всё же получили, однако она была не такой, как на других типах.

Есть несколько фотографий самолётов 28-го Гвардейского полка, на которых верхние и боковые поверхности «Аэрокобр» выглядят пусть и светлыми, но всё же темнее нижних поверхностей. Что это было за покрытие, точно не известно, но как возможный вариант можно предполагать, что для сохранения скоростных характеристик этих истребителей на них вместо традиционной известки использовалась серебрянка (алюминиевая краска) или же смешанные с ней обычные белила.

Airacobra Mk.I (серийный номер неизвестен) из состава 28-го Гвардейского истребительного авиаполка 239-й истребительной авиадивизии, Северо-Западный фронт, зима 1942–1943 гг.

warspot.ru

Цвет военных 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Коричневато-зеленый, защитный

Ответ: Хаки

Вопрос: Плотная ткань такого цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зеленоватый цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зеленый, защитный цвет ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань такого цвета для шитья военной формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Углубления на глинистых грунтах в пустынях Средней Азии и Казахстана, заполняющиеся талыми и ливневыми водами

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет гимнастерчатой ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет, обычно применяемый в армии

Ответ: Хаки

Вопрос: Шкурный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Название пыльно-землистых оттенков от грязно-жёлтого до зеленовато-коричневого, «защитного» цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Военный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная одежда

Ответ: Хаки

Вопрос: Модный у военных цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань для воинской одежды

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет, что к лицу солдату

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зелёный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань для спецназа и секьюрити

Ответ: Хаки

Вопрос: Расцветка, призванная на службу

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитная ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань защитного цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет спецназа

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Раскраска в зелёных пятнах

Ответ: Хаки

Вопрос: Одежда цветы пыли

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань цвета природы

Ответ: Хаки

Вопрос: Армейская ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет одежды в военторге

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричневозелёный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет милитаризма

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет масхалата

Ответ: Хаки

Вопрос: Армейская зелень

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитная материя

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная форма

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет армейской формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Материя защитного цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: «Обманный» цвет формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы снайпера

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы разведчика

Ответ: Хаки

Вопрос: Солдатский цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Окраска войны

Ответ: Хаки

Вопрос: Лучший цвет для танка

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет военной формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет маскхалата

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет шара в песене Бутусова

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировка

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет танка

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет одежды

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет военных

Ответ: Хаки

Вопрос: Военно-полевой колер

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет погранкостюма

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Камуфляжный окрас

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы военных

Ответ: Хаки

Вопрос:

wordparts.ru

Военный цвет 4 буквы

Похожие ответы в сканвордах

Вопрос: Коричневато-зеленый, защитный

Ответ: Хаки

Вопрос: Плотная ткань такого цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зеленоватый цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зеленый, защитный цвет ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань такого цвета для шитья военной формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Углубления на глинистых грунтах в пустынях Средней Азии и Казахстана, заполняющиеся талыми и ливневыми водами

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет гимнастерчатой ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет, обычно применяемый в армии

Ответ: Хаки

Вопрос: Шкурный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Название пыльно-землистых оттенков от грязно-жёлтого до зеленовато-коричневого, «защитного» цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Военный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная одежда

Ответ: Хаки

Вопрос: Модный у военных цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань для воинской одежды

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет, что к лицу солдату

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричнево-зелёный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань для спецназа и секьюрити

Ответ: Хаки

Вопрос: Расцветка, призванная на службу

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитная ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань защитного цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет спецназа

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Раскраска в зелёных пятнах

Ответ: Хаки

Вопрос: Одежда цветы пыли

Ответ: Хаки

Вопрос: Ткань цвета природы

Ответ: Хаки

Вопрос: Армейская ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет одежды в военторге

Ответ: Хаки

Вопрос: Коричневозелёный цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет милитаризма

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет масхалата

Ответ: Хаки

Вопрос: Армейская зелень

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитная материя

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная форма

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет армейской формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Материя защитного цвета

Ответ: Хаки

Вопрос: «Обманный» цвет формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировочная ткань

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы снайпера

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы разведчика

Ответ: Хаки

Вопрос: Солдатский цвет

Ответ: Хаки

Вопрос: Окраска войны

Ответ: Хаки

Вопрос: Лучший цвет для танка

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет военной формы

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет маскхалата

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет шара в песене Бутусова

Ответ: Хаки

Вопрос: Маскировка

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет танка

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет одежды

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет военных

Ответ: Хаки

Вопрос: Военно-полевой колер

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет погранкостюма

Ответ: Хаки

Вопрос: Защитный цвет ткани

Ответ: Хаки

Вопрос: Камуфляжный окрас

Ответ: Хаки

Вопрос: Цвет формы военных

Ответ: Хаки

Вопрос:

wordparts.ru

Цвета военного неба: американские «ястребы» для сталинских соколов

Американский Curtiss P-40 наряду с «Аэрокобрами» и «Харрикейнами» стал одним из наиболее распространённых истребителей ленд-лиза, принимавших участие в боях Великой Отечественной войны. Самолёты этого типа, известные как «Томагаук» и «Киттихаук», за четыре военных года принимали участие в обороне Москвы и Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах, боях в Карелии, Заполярье и над Чёрным морем, а также обеспечивали ПВО территории страны. Как они выглядели?

«Томагавки»

Истребитель P-40 Warhawk, основная машина, с которой американские ВВС вступили во Вторую мировую войну, стала своеобразным плодом «селекции» инженеров фирмы «Кертисс». На уже выпускавшийся истребитель P-36 со «звездой» воздушного охлаждения они в соответствии с мировой модой установили двигатель жидкостного охлаждения «Аллисон», на тот момент более мощный и перспективный. Самолёт впервые поднялся в воздух в октябре 1938 года, в апреле следующего был выдан заказ на серийное производство. В июне 1940 года начались поставки в USAAC – воздушный корпус армии США, предшественник американских ВВС.

Параллельно с американским заказом фирма выполняла и экспортный французский контракт, и как раз готовилась отгрузить первую партию истребителей, когда Франция капитулировала. Заказ в итоге переоформили на англичан, традиционно присвоивших самолёту собственное имя Tomahawk («Томахоук», в отечественных документах его чаще всего именовали «Томагауком», реже «Томагавком»). Позже британская закупочная комиссия заключила ещё два контракта на производство этого истребителя.

Именно британские «Томагавки» Mk.II стали первыми самолётами этого семейства, попавшими в СССР – они были доставлены морем в Архангельск в конце августа 1941 года одновременно с первыми партиями «Харрикейнов».

Самолёты британских поставок несли нанесённый ещё на заводе стандартный зелёно-коричневый камуфляж RAF, в котором использовались краски фирмы «Дюпон», соответствующие английским тёмно-зелёной Dark Green, тёмно-коричневой Dark Earth и светлой зеленовато-серой Sky. Соответствие было достаточно близким, но всё же не идеальным. Заметнее всего были различия в интерпретациях «небесного» цвета нижних поверхностей: американский имел менее ярко выраженный зелёный оттенок.

По прибытии в Великобританию самолёты подкрашивали. В первую очередь это относилось к не совпадающим очертаниям камуфляжных пятен на деталях самолёта, которые красились независимо друг от друга, но вполне возможно, что хотя бы на части машин были перекрашены и нижние поверхности.

Опознавательные знаки и серийные номера также наносили ещё в США, но требования к наличию британских элементов быстрой идентификации, кока и полосы перед хвостовым оперением цвета Sky, а также чёрной окраски нижней поверхности левой консоли крыла производители проигнорировали. Тем не менее, в СССР попали отдельные перекрашенные уже на Британских островах самолёты с полосами на фюзеляжах (коки оставались тёмными). Ещё меньшее число самолётов прибыло с чёрными консолями, при этом граница чёрного поля на разных самолётах могла «гулять» в широких пределах.

Tomahawk Mk.IIA серийный № AH975, проходивший испытания в НИИ ВВС в октябре 1941 года. Самолёт окрашен в соответствии с британскими стандартами и несёт неполный комплект элементов быстрой идентификации RAF – полосу цвета Sky в задней части фюзеляжа и чёрную снизу левую консоль. Машин этой модификации поступило в СССР чуть более 20 (фото: Red Stars in the Sky)

Непосредственно перед отправкой или сразу по прибытии в СССР на самолётах перекрашивали опознавательные знаки, но сохраняли серийные номера. Число советских красных звёзд могло варьироваться от четырёх до восьми. В обязательном порядке их наносили на нижние поверхности крыла и либо на борт фюзеляжа (чаще всего), либо на вертикальное оперение, а вот дублирующие звёзды на фюзеляже и на верхних поверхностях плоскостей было опциональным. Также варьировалось и исполнение опознавательных знаков: звёзды могли иметь тонкую чёрную окантовку. Во второй половине войны, с сентября 1943 года, стандартом в советских ВВС стали звёзды с бело-красно-белой окантовкой – они были характерны для самых поздних модификаций истребителя P-40.

Первыми получателями «Томагавков» на советско-германском фронте стали 126-й, 154-й и 159-й истребительные авиаполки, вступившие в бой на британско-американской технике соответственно в октябре, ноябре и декабре 1941 года. Самолёты этих полков, несмотря на зимнее время, сохраняли исходный британский камуфляж с советскими опознавательными знаками, и даже не получили бортовых номеров. Вместо них использовали серийные номера RAF – видимо, было сочтено, что они написаны достаточно крупным для этого шрифтом.

Tomahawk Mk.IIA серийный № AH976 из состава 126-го ИАП, на котором в числе других пилотов полка в октябре 1941 года летал в системе ПВО Москвы лейтенант Н. Ф. Мануйленко. 28 октября он потерпел аварию на этом самолёте при вынужденной посадке из-за отказа мотора в 1,5 км юго-западнее аэродрома Чкаловская, после чего истребитель списали.

После прибытия на фронт под Ленинград 154-й ИАП и 159-й ИАП получили белую окраску коков воздушных винтов – стандартное обозначение советских самолётов в этом регионе ещё с лета 1941 года.

Tomahawk Mk.IIB из состава 154-го ИАП, Ленинградский фронт, декабрь 1941 года. Машина окрашена в британский камуфляж без каких-либо элементов быстрой идентификации. Опознавательные знаки RAF на борту, киле и крыльях закрашены одним цветом, причём если для боковых и верхних поверхностей он получился слишком светлым, то для нижних – наоборот, чересчур тёмным (фото: Red Stars in the Sky)

В конце декабря «Томагавки» получили временную зимнюю окраску из легкосмываемого белого покрытия на верхних и боковых поверхностях. Серийные номера при этом были аккуратно выписаны поверх белил. Звезды на борту и оперении также сохранялись, а на верхних поверхностях крыла (если они там были) закрашивались. Поначалу «зимние» самолёты выглядели чисто и опрятно, но очень быстро белила начинали истираться, и к весне машины были уже облезлыми и пёстрыми.

Четвёртым по порядку полком, освоившим американские истребители, стал 147-й ИАП. Карельского фронта, получивший их в декабре-январе. В отличие от «московских» и «ленинградских» самолётов, на «полярных» присутствовали традиционные для нашей авиации бортовые номера. При нанесении зимнего камуфляжа область вокруг номеров, звёзд и некоторых других обозначений (например, победных звёздочек) обычно не закрашивали.

Tomahawk Mk.IIB серийный № AN471 из состава 126-го ИАП, 28 декабря 1941 года разбитый в аварии лейтенантом Г. Д. Шороховым. Несмотря на свежесть «зимнего» покрытия, оно уже начало осыпаться, хотя в первую очередь в этом виновата именно авария (фото из коллекции Василия Вахламова)

Весной 1942 года обзавелись бортовыми номерами и самолёты других полков. Но именно в этот период началось активное вытеснение «Томагавков» из фронтовых авиачастей более поздними модификациями P-40, и вскоре они остались только в Заполярье и в системе ПВО, где прослужили ещё довольно долго – единичные экземпляры уцелели до конца 1944 года. Во время второй военной зимы самолёты снова получили белый зимний камуфляж.

Tomahawk Mk.IIB серийный № AK180, бортовой № 64 из состава 20-го Гв.ИАП (бывший 147-й ИАП) Карельского фронта, на котором летал старший лейтенант Ф. П. Кулешов. На этом самолёте 16 апреля 1943 года он потерпел аварию на аэродроме Мончегорск Мурманской области. Внешний вид истребителя оставляет впечатление о зелёно-белом камуфляже (пятна белой краски нанесены в местах коричневых полей британской схемы), но точно не известно, было ли это сделано намеренно, или же получилось случайно из-за лучшей адгезии белил к коричневой краске.

Основным источником истребителей P-40 ранних модификаций для Советского Союза стали запасы техники английских Королевских ВВС, однако около четверти самолётов поступило напрямую из США. Часть из них, в особенности P-40C из несостоявшейся югославской поставки, совершенно точно несли британский камуфляж, а вот P-40G (P-40 первой модификации, ещё без буквенных индексов, прошедшие капитальный ремонт и доработанные до стандартов P-40B/C) из первой партии, отправленной в СССР в октябре 1941 года, вероятно, были окрашены по американскому стандарту. Верхние и боковые поверхности были оливкового цвета Olive Drab 41, нижние – серого Neutral Grey 43.

«Киттихауки»

В 1940 году конструкторы провели «редизайн» проекта P-40. Внешне это выразилось в изменении контуров носовой части фюзеляжа, которая, кроме того, стала более короткой. Изменились очертания и закабинного гаргрота фюзеляжа. Армия США сохранила за обновленным истребителем прежнее обозначение типа, а вот в британской авиации он получил название Kittyhawk («Киттихок). В отечественных документах самолёт, как правило, проходил как «Киттихаук».

В июле 1941 года начались поставки «второго поколения» P-40 в USAAF, месяцем позже они пошли в Великобританию, а с самого конца года – и в Советский Союз. Ситуация с источником поставок «Киттихауков» была обратной «Томагавкам»: из Англии прибыл лишь небольшой процент самолётов, что, однако, не означало изменения стандартного внешнего вида советских P-40.

Kittyhawk Mk.I из состава 154-го ИАП, Ленинградский фронт, лето 1942 года. Камуфляж на этом фото выглядит намного более контрастным, чем обычно, но это, очевидно, эффект освещения или погрешность обработки фотоматериалов (фото: Red Stars in the Sky)

«Киттихауки» первого британского заказа (модификация Mk.I), некоторое количество которых попало в СССР из Англии, окрашивались точно так же, как «Томагавки», и даже их серийные номера продолжали начатый ранее блок с литерами AK.

Машины второго британского заказа выпускались уже на условиях ленд-лиза и потому несли дублирующие обозначения модификации (Mk.IA и P-40E-1) и параллельные системы английских и американских серийных номеров. С конвейера они начали сходить в конце осени 1941 года, но прежде чем их начали отправлять заказчику, произошла целая череда событий. Сначала в число получателей военной помощи добавили Советский Союз, затем произошло японское нападение на Пёрл-Харбор, после которого самолёты понадобились самим США, а также Голландской Ост-Индии и Австралии, а уже построенные машины успели окрасить и маркировать по стандартам RAF.

Поэтому первые партии P-40E-1, прибывшие с полярными конвоями, по окраске и обозначениям ничуть не отличались от «Киттихауков» Mk.I. На самолётах выпуска начала 1942 года английские серийные номера уже перестали наносить, а с конца года на более поздних модификациях на хвостах самолётов стали писать американский серийный номер (в СССР его часто закрашивали). Камуфляжная схема при этом осталась без изменений, так как британский стандарт был принят основным для экспортных партий P-40 вообще.

P-40K-1 серийный № 42–46279, сфотографированный в ноябре 1942 года во время перелёта по трассе АлСиб (фото: Red Stars in the Sky)

Теоретически, все самолёты должны были окрашиваться дюпоновскими красками, но вскоре их стало не хватать, и фирме пришлось периодически бороться с дефицитом «импортозамещением», используя подходящие по оттенку краски американской палитры: тёмно-зелёную Dark Green 30, тёмную красновато-коричневую Rust Brown 34 и светло-голубую Light Blue 27. Последняя совершенно не походила на английскую Sky, но зато более-менее соответствовала её «пустынной» разновидности Sky Blue.

Когда и эти краски заканчивались, переходили к менее идеальным заменам: оливковому Olive Drab 41 вместо Dark Green и серому Neutral Grey 43 вместо Sky. Кроме того, некоторые партии самолётов выпуска зимы-лета 1942 года получили неавторизованный камуфляж средне-зелёного Medium Green 42 и «абрикосового» Sand 26 на верхних и боковых поверхностях при голубом Light Blue 27 на нижних.

P-40K-1 или K-5 бортовой № 79 из состава 158-го ИАП 7-го ИАК ПВО Ленинграда, на котором весной 1943 года летал младший лейтенант Л. С. Кулаков

В середине 1941 года основным театром боевых действий для английских P-40 стала Северная Африка, поэтому начиная с конца 1942 года часть экспортных P-40 ещё на заводе стали красить по стандартам английского пустынного камуфляжа. В нём зелёный цвет заменили на жёлто-песочный Middle Stone, а цвет нижних поверхностей – на более тёмный голубой Azure Blue. При этом сначала использовались дюпоновские краски, а в конце 1943 года эти цвета включили в объединённую армейско-флотско-экспортную авиационную палитру.

Не исключено, что в СССР поступали самолёты и в такой окраске (например, перенацеленные с Ближнего Востока на «южный маршрут» в СССР через Иран), но достоверных данных и подтверждающих фотоснимков на этот счёт на сегодняшний день не имеется. Зато есть фотографии, на которых верхние поверхности ранних «Киттихауков» выглядят однотонно тёмными, без следов камуфляжа. В большинстве случаев это можно списать на искажённую цветопередачу или просто плохое качество снимка, но имеются и явные исключения – как на фото ниже.

«Киттихаук» раннего выпуска (Mk.I, Mk.IA, P-40E или P-40E-1), который 29 октября 1942 года был разбит в аварии лётчиком 46-го ИАП старшим лейтенантом А. В. Жариковым при переучивании на американскую технику в 22-м ЗИАП в г. Иваново (фото из коллекции Василия Вахламова)

Исходная фотография достаточно хорошего качества, чтобы можно было точно сказать, что звезда на фюзеляже имеет тонкую чёрную окантовку, а на самолёте отсутствует серийный номер. Также нет никаких следов камуфляжных пятен, и тому есть хорошее объяснение: в документах 22-го запасного полка этот самолёт, полученный в марте 1942 года, проходит как «№ 323». Из всех отправленных в СССР ранних «Киттихауков» этот номер соответствует только самолёту из американского заказа на P-40E с серийным номером 41–5323. Это была машина со складов USAAF, и вполне логично, что она несёт американский, а не британский камуфляж.

Как и в случае с «Томагавками», «Киттихауки» во время первых двух военных зим получали временную белую окраску верхних и боковых поверхностей, но осенью 1943 года от этой меры отказались.

P-40K-1 или K-5 бортовой № 26 с надписью «За Родину» из состава 196-го ИАП Ленинградского фронта, зима 1942–1943 гг. (фото: Red Stars in the Sky)

На «длиннохвостых» модификациях истребителя (P-40K-10 и более поздних вариантах) фирма «Кертисс» перешла от британского стандарта в окраске всех экспортных истребителей к американскому. С конца 1942 года все самолёты, за исключением заведомо отправляющихся к англичанам, стали выходить с завода в оливковой и серой красках. На многих из них вдоль кромок крыла и оперения поверх оливкового цвета наносили пятна средне-зелёного цвета. Предполагалось, что благодаря этим пятнам контур самолёта станет более размытым, что затруднит его обнаружение и идентификацию противником в воздухе. На практике данное мероприятие имело обратный эффект: оливковая краска очень быстро выгорала на ярком солнце, и буквально через несколько месяцев пятна более стойкой зелёной краски превращались в тёмную окантовку, демаскирующую истребитель.

P-40M бортовой № 93 из состава 191-го ИАП Ленинградского фронта, зима 1943–1944 гг. На фотографиях этого самолёта видны только последние цифры серийного номера, поэтому точно идентифицировать машину нет возможности. Это может быть P-40M-5 серийный № 43–5528, P-40M-10 № 43–5828 или P-40M-10 № 43–5928.

На поздних «Киттихауках» обычным делом стали опознавательные знаки с белой окантовкой и их размещение не только на нижних, но и на верхних поверхностях крыла.

P-40N-10 серийный № 42–106003 из состава 67-го ИАП 317-й ИАД ПВО Москвы, разбитый 15 мая 1944 года в аварии лётчиком младшим лейтенантом И. А. Власовым (фото из коллекции Василия Вахламова)

К концу 1943 года самолёты P-40 практически исчезли из фронтовой авиации, заменённые «Аэрокобрами» и новыми истребителями советского производства, но в ВВС Северного и Черноморского флотов, а также в системе ПВО территории страны они прослужили до самого конца войны.

Рисунки Михаила Быкова

См. также:
Цвета военного неба: «Рабские полосы» над Сирией и Ливаном
Цвета военного неба: «пенсионеры» над Филиппинами
Цвета военного неба: «Харрикейны» в Арктике
Цвета военного неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Цвета военного неба: боевые «буйволы» Ост-Индии
Цвета военного неба: на «мессершмиттах» против Гитлера

warspot.ru

Цвета военного неба: прибалтийское наследство

Страны Прибалтики обрели собственную государственность в результате Октябрьской революции и поражения России в Первой мировой войне. В ходе Гражданской войны большевики вернули большую часть национальных окраин, но с Прибалтикой этого не случилось. В межвоенный период каждое из трёх государств сумело, в меру возможностей, построить собственные вооружённые силы и обзавестись боевой авиацией, которая потом вновь досталась восточному соседу. Что это было за наследство?

В августе 1939 года пакт Молотова-Риббентропа отнёс Латвию и Эстонию к советской «сфере интересов». Литва осталась в германской, но месяц спустя немцы «обменяли» её на Варшаву и Люблин, изначально относившиеся к «советской зоне». В сентябре-октябре под сильным дипломатическим давлением все три страны согласились заключить с СССР договоры о взаимопомощи, предусматривающие ввод военного контингента, сопоставимого с численностью их собственных армий, а также получение доступа к базам флота.

Латвийский «Гладиатор», демонстрирующий опознавательные знаки национальных ВВС

В начале июня 1940 года войска трёх советских северо-западных округов были подняты по тревоге и под видом учений начали выдвижение к границам прибалтийских стран. В середине месяца советская сторона выдвинула всем трём державам ультиматумы, обвиняя в грубых нарушениях прежнего договора и требуя смены правительства и допуска дополнительных контингентов советских войск. Новые правительства в июле провели парламентские выборы, на которых с подавляющим большинством голосов победили прокоммунистические блоки. Всего через неделю были провозглашены Эстонская, Латвийская и Литовская ССР, в начале августа принятые в состав Советского Союза.

Общим фактором для всех трёх стран были нехватка денег на иностранные закупки и слабость собственной военной промышленности, что серьёзно тормозило развитие вооружённых сил вообще и авиации в частности. Все прибалтийские ВВС всегда были малочисленными и укомплектованными, по большей части, устаревшими самолётами. В 1939 году ситуация должна была улучшиться благодаря закупкам современной техники, но начало мировой войны поставило крест на этих планах: из всех контрактов был выполнен лишь один, да и то не в полном объёме.

Истребитель «Гладиатор» Mk.I (серийный №704) из 5-й эскадрильи 2-й группы литовских ВВС

Тем не менее, наиболее современные из уже состоявших на вооружении самолётов, литовские и латышские «Гладиаторы» и «Девуатины», были вполне сопоставимы с советскими истребителями Поликарпова. В случае войны с СССР они могли некоторое время оказывать достойное сопротивление, пока не сказалась бы их малочисленность. В случае войны с Германией ситуация была бы несколько хуже, особенно после вывода Bf 109 ранних модификаций в резерв. На деле же всё решилось без войны, и личный состав с техникой литовских, латышских и эстонских ВВС влились в состав ВВС Красной Армии.

«Военная авиация» Литвы

В описываемый период Литовские ВВС были организованы по традиционной для многих стран системе и состояли из эскадрилий (eskadrilė) со сквозной нумерацией, которые сводились в группы (grupė), обозначавшиеся римскими цифрами. Боевая часть ВВС состояла из трёх групп, в которые эскадрильи сводились по назначению.

Первая группа объединяла 2-ю, 6-ю и 8-ю разведывательные эскадрильи, имевшие на вооружении 21 боевой самолёт (здесь и далее тренировочные и транспортно-связные самолёты не учитываются). Если не считать пары немецких бронированных «Альбатросов» J.II выпуска 1918 года, чья боевая ценность была сомнительна, все разведчики были литовского производства: 10 ANBO-41 1937 года выпуска, шесть ANBO-IVL 1933–1934 гг. и три ANBO-IVM 1935 года.

Литовский бомбардировщик ANBO-41 (серийный №890) из 4-й эскадрильи 3-й группы, 1939–1940 гг.

Вторая группа объединяла три истребительные эскадрильи: 1-я располагала 13 французскими монопланами «Девуатин» D.501L, поставленными зимой 1936–1937 гг., 5-я – 14 британскими «Гладиаторами» Mk.I, полученными в октябре-ноябре 1937 года, а 7-я – семью устаревших итальянскими «Фиатами» CR.20 из поставок 1930 года. В сумме Литва имела 34 истребителя, 27 из которых были относительно современными.

Третья группа была бомбардировочно-штурмовой и состояла из 3-й и 4-й эскадрилий, на вооружении которых состояли два DH.89M «Дрэгон Рапид» в варианте бомбардировщика, купленные в 1936 году, 10 отечественных ANBO-41 выпуска апреля-мая 1939 года, 12 старых «Ансальдо» A.120 из поставок 1929 года и два совсем уж древних немецких LVG C.VI образца 1918 года – всего 26 машин.

Авиабаз тоже было три: в Каунасе базировались 1-я, 2-я и 7-я эскадрильи, в Паневежисе – 6-я и 8-я, а в Шяуляе – 3-я, 4-я и 5-я.

Fiat CR.20 (серийный №38) из 7-й эскадрильи 2-й группы литовских ВВС, Каунас, июнь 1940 года. На этом же аэродроме базировалась лётная школа, и один из её курсантов, унтер-офицер Гедиминас Янулявичюс (Gediminas Janulevičius) 13 июня разбил самолёт в аварии

В середине 30-х годов в Литве сменился стандарт окраски боевых самолётов: они стали зелёными на верхних и боковых поверхностях и серебристыми на нижних. Металлические части обшивки при этом обычно оставались неокрашенными, и, следуя этому правилу, цельнометаллические «Девуатины» зелёной краски так и не получили. Особняком стояли «Гладиаторы», которые первоначально сохраняли серебристую заводскую окраску, а затем на них в зелёный цвет были перекрашены верхние поверхности крыльев и руль поворота. Ещё одним отличием этих истребителей стало добавление буквы «G» к серийному номеру на фюзеляже.

Опознавательным знаком литовских ВВС был белый «крест Ягайло», иначе «крест Витиса», с черно-белой окантовкой, наносившийся в шести позициях – на руле поворота и плоскостях крыла. В 1939 году проявилась тенденция на серебристых нижних поверхностях рисовать крест поверх широкой зелёной полосы, повышая тем самым заметность опознавательных знаков. Тогда же отдельные аппараты получили камуфляж с добавлением второго зелёного цвета на верхних и боковых поверхностях.

«Авиационный полк» латвийской армии

Латвийские ВВС были организованы как полк в составе сухопутных войск страны и делились на номерные эскадрильи (eskadriļa): первые четыре относились к истребительной авиации, три следующие – к разведывательной, а восьмая была морской. На начало Второй мировой войны в частях первой линии было 30 истребителей (в том числе 24 относительно современных), от 18 до 24 сухопутных и пять морских разведчиков.

«Бульдоги» Mk.II 1-й эскадрильи в середине 30-х годов. Борт №74 оставался в строю до 1940 года

1-я и 2-я эскадрильи летали на «Гладиаторах» Mk.I (девять и 12 машин соответственно), а 3-я – на трёх «Гладиаторах» и шести «Бульдогах» Mk.II. «Гладиаторы» были получены двумя партиями в сентябре-октябре 1937 и марте-апреле 1938 годов, а «Бульдоги» – в 1929–1930 гг. 4-я эскадрилья так и не была до конца сформирована из-за отсутствия нужного числа самолётов.

В трёх разведывательных эскадрильях было в общей сложности 10 бельгийских «Стамп-эт-Вертонген» SV-5, поставленных в сентябре 1936 года, от шести до 12 чешских «Летов» Š.16L, купленных в 1927 и 1929 гг., и два британских биплана «Хоукер Хинд» поставки 1937 года.

В единственной морской эскадрилье служила четвёрка английских гидросамолётов «Фейри Сил», поставленных в марте 1935 года, и последний оставшийся шведско-немецкий HE S.IIa (он же «Хейнкель» He 4), полученный ещё в 1927 году.

Базой 6-й эскадрильи был Гулбене, 7-й – Крустпилс, 8-й – Лиепая, а вся остальная авиация была собрана в столице. После введения советских войск гидроэскадрилья также перебралась в Ригу.

Hawker Hind (серийный №178) из 5-й эскадрильи латвийских ВВС, Рига, конец 30-х годов

Единого стандарта окраски в Латвии так и не было разработано. Самолёты местного производства, так и не попавшие в строевые части ВВС, обычно окрашивались полностью в зелёный цвет, реже были двухцветными с зелёными верхними и боковыми поверхностями и светло-серыми нижними, и совсем редко одноцветными светло-серыми. «Хинды» и «Гладиаторы» ещё в Англии по согласованию с заказчиком были окрашены в хаки сверху и «серебро» снизу с разделением цветом по середине фюзеляжа. SV-5 были окрашены по бельгийскому стандарту в хаки на верхних поверхностях и «серебро» на боковых и нижних, капоты моторов были черные. Похожая окраска, только без черных капотов и, возможно, с зелёным цветом вместо хаки была на «Бульдогах». Чешские «Шмолики» первоначально были окрашены по чешским же стандартам: в хаки (исходно зелёный, но быстро выгоравший до коричневого) на верхних и боковых поверхностях и серый на нижних, а позже были перекрашены латвийскими красками с сохранением общей схемы.

Поплавковые «Силы» несли заводскую окраску фирмы «Фейри», т.е. были серебристыми с чёрной «спиной» фюзеляжа, а «Хейнкели» на момент вступления в строй были неокрашенными, а позже получили однотонную серую или серебристую окраску.

«Стамп-эт-Вертонген» SV-5 бельгийского производства, состоявший на вооружении сначала 6-й латвийской эскадрильи, а потом 24-й советской

Опознавательным знаком латвийских ВВС был «огненный крест» – красная наклонная свастика в белом круге, наносившаяся в шести позициях на борт фюзеляжа и плоскости крыла. На верхнем крыле бипланов знаки часто располагались несимметрично: левый на самой законцовке, а правый на центроплане. Кроме того, на «Гладиаторах» и «Хиндах» на верхнем крыле свастики не имели белой подложки. Дополнительным обозначением морских самолётов, сохранившимся со времён раздельных армейского и морского авиадивизионов, был чёрный якорь, который рисовали на руле поворота.

Серийные номера обычно были хорошо заметными черными цифрами на фюзеляже (поздний стандарт), или руле поворота (ранний вариант), но на некоторых машинах они были совсем мелкими и относились уже к техническим, а не тактическим обозначениям.

«Воздушные силы» Эстонии

Из трёх прибалтийских держав наиболее слабой в военном отношении была Эстония. Её и без того малочисленная военная авиация ещё больше сократилась в 1937 году, когда часть боевых самолётов продали в Испанию, так что командованию для сохранения боеспособности даже пришлось ликвидировать гидроавиацию, переставив все поплавковые машины на колёсное шасси. Зато после начала мировой войны только эстонцам удалось получить из-за границы партию боевых самолётов.

«Хоукер Харт» (серийный №151) из морского звена эстонских ВВС. В 1937 году это подразделение было ликвидировано, а его самолёты переквалифицировали в сухопутные разведчики-бомбардировщики

Боевая часть эстонских ВВС состояла из трёх авиационных дивизионов (Lennuväedivisjon), которые на момент вхождения в СССР располагали всего 19 (по другим данным 21) самолётами.

1-й дивизион базировался в Раквере и летал на семи «Хартах» поставки 1932 года (три из них ранее были поплавковыми). 2-й дивизион базировался в Тарту и был вооружён двумя (по другим данным четырьмя) чешскими «Летов» Š.228E поставки 1932 года и пятёркой немецких Hs 126B, полученной весной 1940 года. 3-й дивизион базировался в Таллине и летал на четырёх истребителях «Бульдог» Mk.II поставки 1930 года и одном классифицированном как бомбардировщик «Авро Энсоне» Mk.I, купленном в 1936 году.

Hs 126B-1 (серийный №163) из 2-го авиадивизиона эстонских ВВС, Тарту, май-август 1940 года. На врезке показан перекрашенный руль поворота во время использования самолёта в советской 22-й ОКАЭ

В 30-х годах все эстонские военные самолёты, как импортные, так и местного производства, окрашивались целиком в серебристый цвет, а прибывшие уже во время войны «Хеншели» несли немецкий «ломаный» камуфляж из пятен коричневого RLM 61 Braun, зелёного RLM 62 Grün и светло-серого RLM 63 Grau на верхних и боковых поверхностях при голубых RLM 65 Hellblau нижних. На тот момент такая расцветка для люфтваффе была уже анахронизмом, но на экспортных самолётах часто использовали именно её, а не зелено-зелёный камуфляж 1938 года.

Опознавательными знаками эстонских ВВС были бело-черно-синие (считая от центра) треугольные знаки на плоскостях крыла и раскрашенный в цвета национального флага руль поворота. Серийные номера писали крупным шрифтом на фюзеляже. На более ранних самолётах они были черными с синим «оттенением», а на самолётах, поставляемых с середины 30-х, они лишились синего цвета и получили упрощённое начертание.

ВВС Красной Армии

После вхождения прибалтийских республик в состав СССР их прежние национальные армии превратились в 29-й Литовский, 24-й Латвийский и 22-й Эстонский стрелковые корпуса Красной Армии. ВВС каждой страны были сокращены до одной эскадрильи, приданной каждому из корпусов. Все не используемые этими эскадрильями самолёты были поставлены на хранение на нескольких аэродромах. Часть из них затем использовались в качестве мишеней на полигонах, прочие просто простояли без движения вплоть до прихода немцев.

Gloster Gladiator Mk.I (серийный №116), ранее состоявший на вооружении 1-й эскадрильи латвийских ВВС, а с августа 1940 года до немецкого вторжения просто простоявший на аэродроме Крустпилс. Эмблема на киле была традиционным обозначением для латвийских «Гладиаторов» – именно такой щит использовался в кампании по сбору пожертвований на нужды военной авиации, во многом благодаря которой и были закуплены эти истребители

Общим во внешнем виде всех этих самолётов, как принятых на вооружение ВВС КА, так и «поставленных на прикол», было сохранение всех оригинальных прибалтийских камуфляжей, серийных номеров и прочих тактических обозначений, но с обязательной заменой прежних опознавательных знаков красными звёздами.

В целом советское командование не слишком доверяло доставшимся ему от буржуазных правительств национальным кадрам, те же, в свою очередь, после «добровольного» вхождения их стран в СССР и уже начавшихся чисток (в каждой из эскадрилий были аресты лётного состава) совсем не горели желанием защищать новую власть. Поэтому участие прибалтов в войне вышло совсем не впечатляющим.

29-я отдельная корпусная авиационная эскадрилья, в литовских документах проходившая как Tautinė eskadrilė («Национальная эскадрилья»), получила один «Гладиатор» из 5-й эскадрильи 2-й группы и девять ANBO-41, в основном из состава 4-й эскадрильи 3-й группы, но были и машины из 1-й группы.

Сваленные в кучу поврежденные экс-латвийские «Гладиаторы» на аэродроме Крустпилс, лето 1941 года

Официально литовская эскадрилья была расформирована только 20 августа 1941 года, но фактически прекратила своё существование уже на второй день Великой Отечественной: единственный истребитель был потерян в авиакатастрофе, а из разведчиков два были сильно повреждены во время штурмовки аэродрома немецкими истребителями, два по ошибке сбиты советскими зенитчиками во время перелёта на восток, а экипаж ещё одного то ли заблудился, то ли решил дезертировать, и приземлился на немецкой территории. Остальные самолёты были брошены на разных аэродромах, а персонал разошёлся по домам или попал в плен.

Эстонская 22-я ОКАЭ при формировании получила все семь «Хартов» 1-го дивизиона и пять «Хеншелей» 2-го дивизиона. На 22 июня 1941 года если не все, то большая часть самолётов была в боеспособном состоянии, но нет никаких данных об их участии в боевых вылетах. 27 июня эскадрилья получила приказ отправиться в тыловые районы на переформирование, но 80% личного состава вместо этого дезертировали и присоединились к уже появившимся к тому времени «лесным братьям».

Разбитые бывшие эстонские «Хеншели» Hs 126 в немецком камуфляже и с красными звездами на аэродроме Ягола

24-я ОКАЭ, в латышских документах проходившая по месту базирования как Gulbenē aviācijas eskadriļā («Гулбенская авиационная эскадрилья»), получила 10 SV-5 бывшей 6-й эскадрильи и приняла большую часть её личного состава. Один из самолётов был потерян в аварии в начале июня 1941 года, но остальные на начало Великой Отечественной оставались в строю. В первую неделю войны латышские экипажи выполнили некоторое количество боевых вылетов на разведку, потеряв в них один самолёт.

27 июня пришёл приказ об эвакуации на восток с началом перелёта на следующий день, и группа лётчиков и механиков выбрала этот момент для дезертирства. Взяв с собой оружие и боеприпасы, они ушли в лес дожидаться прихода немцев. Верных присяге латышей было все же больше, и они выполнили приказ. Один самолёт был разбит на взлёте, и его пришлось бросить, ещё два пропали без вести (по крайней мере, один из них перелетел к немцам), а пять завершили дальний перелёт в Ржеве, куда 2 июля железной дорогой прибыл наземный эшелон части.

На этом история латышской эскадрильи первого формирования завершилась: её самолёты списали на месте, а персонал переправили дальше в Москву, и там наиболее опытные пилоты и механики были переведены на работу в авиапром, а всех остальных отправили в пехоту. Бывшие авиаторы воевали в составе 201-й (позже 43-й Гвардейской) латышской стрелковой дивизии, а затем стали костяком воссозданной 20 января 1943 года 24-й отдельной латышской авиационной эскадрильи.

Морской «Фейри Сил» (серийный №100), ранее принадлежавший 8-й эскадрилье латвийских ВВС, в июне 1941 года попавший под удар немецкой авиации на озере Кишэзерс под Ригой

3 июля эскадрилью развернули в 1-й латышский авиационный полк (позже 1-й латышский ночной легкобомбардировочный авиационный полк), который убыл на фронт 3 сентября, имея на вооружении самолёты По-2. Полк воевал на Северо-Западном, 2-м и 1-м Прибалтийских фронтах. С 9 октября 1943 по 7 мая 1945 гг. его лётчики выполнили более 6000 боевых вылетов на разведку, дневное и ночное бомбометание и снабжение партизан. Всего полку было засчитано уничтожение более 40 самолётов противника, 58 артиллерийских батарей, 834 автомашин и 31 железнодорожного вагона.

Люфтваффе

Летом 1941 года под немецкой оккупацией оказалось достаточно большое число авиационных специалистов, подготовленных ещё при буржуазных правительствах. Значительное число из них были готовы воевать против большевиков, пусть даже Германия и не собиралась возвращать независимость прибалтийским державам.

Немецкое командование вовсе не было заинтересовано в такой авиационной помощи, но через несколько месяцев поддалось настойчивым инициативам снизу. В феврале 1942 года была сформирована эстонская «специальная эскадрилья Бушмана» (Sonderstaffel Buschmann), позже развёрнутая в группу. Первоначально она получила пять самолётов, оставшихся от Таллинского аэроклуба, к которым позже добавили ещё несколько литовских и латвийских машин, а с лета началось поступление немецкой техники.

В апреле 1943 года группа Бушмана была передана из ведения СС в люфтваффе и преобразована в 127-ю морскую разведывательную группу (Aufkl.Gr.127 (See), позже SAGr.127) трёхэскадрильного состава. В октябре того же года в морских разведчиках оставили только одну эскадрилью, а две другие пошли на формирование 11-й эстонской ночной штурмовой группы (NSGr.11 (estonisch)) сначала двух-, а позже трёхэскадрильного состава.

PTO-4 (эстонский учебно-тренировочный аппарат 30-х годов) из «зондерштаффеля Бушмана». Самолёт сохранил оригинальную серебристую окраску, получив немецкие опознавательные знаки, «заводские» бортовые коды и жёлтые элементы быстрого опознавания восточного фронта

В марте 1944 года была сформирована 12-я латвийская ночная штурмовая группа (NSGr.12 (lettisch)) двухэскадрильного состава, став третьей и последней прибалтийской частью люфтваффе. Так получилось, что латышские лётчики по обе стороны фронта воевали в одном и том же районе.

В сентябре того же года советские войска освободили материковую часть Эстонии, и в октябре немецкое командование, не уверенное в надёжности прибалтов, расформировало все эстонские и латвийские авиационные части. Лётчики же, в начале лета отобранные для формирования двух прибалтийских истребительных эскадрилий и уже закончившие боевую подготовку, были оставлены в немецких частях и воевали до самого конца войны.

Рисунки Михаила Быкова

warspot.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *