Печать, знамя и крест ордена тамплиеров
Знамя тамплиеров состояло из двух цветов (белого и черного), на
этом фоне размещался крест и девиз («Не нам, не нам, а имени Твоему»).
Знамя
было разделено по горизонтали на две части — верхнюю черную и нижнюю
белую. Иногда с красным крестом, расположенном на белом поле.
Значение
цветов знамени до сих пор неясно.
Означало ли оно победу сил добра
над злом?
А может, обозначало два класса внутри Ордена — рыцарей
в белых мантиях и сержантов в черных плащах?
Есть также версия, что
черная часть знамени обозначала мирскую, греховную жизнь, которую
тамплиеры оставляли при вступлении в Орден, а белая часть символизировала
чистоту их нынешней жизни, посвященной сражениям за веру.
Слово
Жак де Витри, который был одним из друзей Дома и собирал сведения непосредственно
у тамплиеров, рассказывает, что они носят «бело-черное знамя, которое называют «le
Beaucent», показывая, что открыты и доброжелательны по отношению к своим
друзьям, черны и грозны для врагов.
«Львы на войне, агнцы во время мира.» »
Изображения знамени у различных хронистов различаются в вопросе, какая
именно часть была белой, а какая — черной.
Матвей Парижский, хронист
аббатства Сент-Олбанс, изображает знамя с верхней частью черной и
с нижней частью белой. Причем их соотношения у него менялись.
> В Historia Anglorum он изображает знамя Ордена поделенным на две части: верхняя треть — черная, две нижних трети — белые.
В то же время он в другом своем труде, Chronica majora, приводит изображения знамени как с равными полями, так и с неравными (как в Historia Anglorum).
Церковь Сан-Бевиньяте в Перудже (Умбрия) была построена между 1256 и 1262 гг. под руководством папского казначея, брата Ордена Бонвичино.
Сан-Бевиньяте было одним из центров Ордена в Перудже (с 80-хх годов XIII века — единственным).
Внутри, на западной стене сохранились остатки большой фрески, на которой изображена битва между крестоносцами и мусульманами. На ней можно различить знамена и щиты братьев Ордена, поделенные на равные половины — верхнюю белую (с нанесенным лапчатым крестом) и нижнюю черную.
Согласно тому же Уставу право носить знамя, как в военное, так и в мирное время, имели: сенешаль (статья №99), командор Иерусалима (статья №121), командоры областей Антиохии и Триполи (статья №125), командор рыцарей при туркопольере (статья №170), командор рыцарей при маршале (статья №165) и т.д.
Очевидно, что знамя Ордена не было уникально (как, например, Орифламма французских королей).
В любом случае, орденский штандарт играл очень важную роль на поле боя (помимо «классической» роли, естественно): он показывал центр орденского центра, а также место, к которому должны были стремиться братья для перегруппировки и новой атаки.
Его функция была настолько важна, что существовал дубликат знамени, которое несли свернутым, на тот случай, если первое падет.
А маршал перед атакой назначал 10 рыцарей, единственной задачей которых была охрана знамени.
В случае, если же брат бросил знамя и бежал с поля боя, это считалось очень серьезным проступком, за который этого брата могли изгнать из Ордена (статья №232 Устава Ордена).
Если же брат в битве наклонит знамя, капитул мог лишить его плаща (статья №241).
27 апреля 1147 года папа римский Евгений III, присутствовал на Генеральном Капитуле ордена Храма в их новом доме в Париже. В присутствии короля Франции Людовика VII Капета, архиепископа Реймса, ста тридцати рыцарей ордена Храма и Великого магистра Эврара де Бар, папа даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста «с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным».
В то время, когда даже неграмотные люди нуждались в том, чтобы проводить деловые сделки, печати давали возможность заверять документы и символически объясняли личность владельца печати.
Как известно, на традиционной печати тамплиеров изображены два рыцаря едущие на одном коне — это печать магистра Бертрана де Бланшфорта, принятая в 1168 году.
Описывая печать ордена обычно используют символизм, наиболее сильно в символизме печати проявил себя выдающийся физиолог и оккультист Карл Джунг:
«Изображение этих двух рыцарей едущих на одной лошади, как считают, представляло их клятву бедности. Члены первоначального ордена, были настолько бедными, что не каждый рыцарь мог позволять себе собственную лошадь.
Хотя, для первоначального ордена, состоявшего из девяти человек — это возможно было и так, но для ордена в последующем, и во времена правления де Бланшфора, в частности, правдой это быть не могло, поскольку орден был очень богат.
И это богатство было столь
большим, что тамплиеры предоставляли ссуды монархам и впоследствии
изобрели банковскую систему для работы с большими финансами.
Уже
на Совете в Труа, когда орден получил Латинский устав, в уставе было
сказано, что рыцарь должен иметь три лошади».
Некоторые теории связывали изображение двух рыцарей на одном коне с
практикой гомосексуализма, которая в дальнейшем фигурировала в обвинениях
против ордена в 1307 году. (Для получения более полной информации читайте
книгу Легмана и Ли «История тамплиеров» Rendom de Brie).
По другим теориям, изображенные на печати два тамплиера на одном коне
— это не сивол клятвы бедности, а скорее обозначение двойственности
или конфликта, который существовал в ордене:
- Они были бедны клятвой, но богаты верой.
- Они занимались самопознанием, но были хорошо сведущие в мирских вопросах.
- Они были монахи с одной стороны, но воины с другой.
По одной из теорий берется Евангелие как источник символического значения
печати, и утверждается, что один рыцарь был тамплиером в то время как
другой есть изображенние Христа.
Как сказано в Евангелии, где Иисус
Христос говорит:
«Везде, где во имя Меня собираются двое или большее, есть я,
посреди них».
На самом деле — это изображение Скального купола, потому что Храм, как он изображен на печати, даже близко не похож на Храм Соломона как он описан в Книге Ветхого Завета.
Известно порядка двадцати образцов печатей ордена Храма.
Известны также печати с крестом и Агнцем, использовавшиеся магистрами в Англии; эти типы печати повторяются, различаясь в деталях.
Остальные сохранившиеся экземпляры, судя по всему, принадлежат исключительно командорам ордена.
history-paradox.ru
Орден тамплиеров
Орден храмовников, он же — орден тамплиеров, храмовых господ, храмовых братьев, воинов (рыцарей) Храма, бедных воинов во Христе и поборников Иерусалимского храма — первым из духовно-рыцарских орденов, созданных в Палестине в период крестовых
походов, с самого своего основания направлял свою деятельность на решение чисто военных, хотя и оборонительных, задач — в отличие, например, от созданного гораздо раньше ордена иоаннитов – странноприимцев.
В 1118г. девять рыцарей, отправившихся на поиски приключений в Святую землю, пришли к выводу о необходимости сопровождения больших торговых караванов.
Французские рыцари Гуго де Пайсн. Годфруа де Сент-Омер, Роллан,Годфруа Бизо, Пайен де Мондидье и Арчимбаут де Сент-Аман создали военное братство, чтобы во славу Пресвятой Матери Божией стать монахами, оставаясь в то же время рыцарями.(скр. Забр.) Свое название — тамплиеры или храмовники (рыцари Храма) — эти воины-монахи получили потому, что их главной штаб-квартирой поначалу служило помещение, находившееся с южной стороны дворца иерусалимского короля Балдуина I и примыкавшее к церкви гроба Господня. На том же месте, по преданию, находился храм царя Соломона. По-французски храм — Тemlt отсюда и название ордена. Часовня Томарского замка, сохранившаяся до наших дней, является образцом тамплиерского типа архитектуры. По форме это восьмиугольная ротонда, скопированная с храма Омара в Иерусалиме, который служил эталоном для всех строений такого рода. В этой ротонде был один-единственный вход, с запада. Ее центр был занят внутренней колоннадой; не было ни алтаря, ни даже места, где бы его можно было расположить. Каждая из семи остальных граней восьмиугольника была посвящена одной из семи планет. Дверь находилась напротив Меркурия, или Гермеса, олицетворяющего мужское начало.
Орден Храма существенно отличался от прочих монашеских орденов определенной земной миссией — защитой Святой Земли: оборонять от нехристей Святую землю и оказывать вооруженную защиту паломникам по пути через опасные области Сирии и Палестины, охраняя их от магометанских и от христианских придорожных разбойников.
Тамплиерский крест был восьмиугольный — концы этого креста расширялись в форме «иерихонских труб», в ознаменование того, что стены Аскалона пали перед тамплиерами, как некогда стены библейского Иерихона пали при звуках труб воинства пророка Моисея.
Официальной печатью нового ордена стало изображение двух рыцарей, скачущих на одной лошади, что должно было означать не только братство, но и отсутствие материальных средств. Однако, хотя обет бедности постоянно подчеркивался как главная добродетель тамплиеров, трудно назвать время, когда «бедные рыцари Христовы» действительно перебивались с хлеба на воду.
Недоброжелатели не замедлили истолковать это изображение как намек на склонность храмовников к однополой любви, что сыграло позднее свою роль в процессе над тамплиерами. Орденское знамя было черно-белым, хотя точно неизвестно, каким именно — то ли состоящим из двух горизонтальных полос (белой сверху и черной снизу), то ли из нескольких чередующихся черно-белых полос, то ли в черно-белую клетку, как шахматная доска.
Девизом ордена служили слова псалма 113: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу». У тамплиеров было несколько различных боевых кличей: «Босеан!», «Христос и Храм!» и, пожалуй, самый знаменитый и загадочный: «Бог Святая Любовь. «Босеан»— это был военный клич последователей Митры (от древнегреческого слова — значит «убей быка».)
Орден храмовников был официально утвержден папой Гонорием II в 1128 г., он же сочинил первый проект орденского устава храмовников.
Орден состоял из троякого рода членов:
1) рыцарей — полноправных членов ордена, которыми могли быть только
лица знатного происхождения;
2) клириков, отправлявших богослужение в орденских церквах;
3) служителей, заведовавших хозяйственными делами ордена.
Община рыцарей Храма имела строго иерархическую систему управления. Главными должностными лицами поначалу были: магистр- государь могущественный, но подчиненный в большинстве случаев решению капитула, где сам он имел только один голос; сенешаль, ведавший снабжением и бытом Дома; маршал, ответственный за военную подготовку и дисциплину в монастыре и нередко во время войны его возглавлявший; и смотритель одежд, занимавшийся экипировкой братьев. Командоры трех провинций Востока — Иерусалима, Триполи и Антиохии—были подчинены только магистру и генеральному капитулу; каждый из них имел под своим началом собственного маршала и смотрителя одежд. За командорами Провинций шли шателены (управляющие замками) и командоры Домов; были еще командоры рыцарей, которые повиновались маршалу своего монастыря. Смотрители Домов, часто бывшие только сержантами, управляли сельскими владениями ордена. Легковооруженные отряды наемников из местных жителей (туркополоб) подчинялись туркополье. Оруженосцы, также наемные, получали приказы от знаменосца.
Обычный капитул, как суд чести, собирался раз в неделю для обсуждения управления имуществом командорства. Генеральный капитул, состоял из всей братии монастыря, великих бальи (высших судебных чинов) и командорств всех рангов. На этом капитуле обсуждали назначение должностных лиц и одобряли решения, принятые советом магистра.
Одеянием тамплиеров было манто, или плащ из белой шерсти с греческим ярко-красным восьмиугольным крестом на левом плече (символ душевной и сердечной чистоты), (ист. Орд тамп). Никаких украшений на платье и оружии не допускалось, равно как и пользования, родовыми гербами.
Как истые монахи, члены ордена в мирное время были обязаны оставаться в своих кельях. Делить со своими собратьями скромную общую трапезу и довольствоваться жестким ложем (на двоих полагалось одно одеяло), не брить бороду и редко мыться, демонстрируя этим презрение к плоти, (скр забр) Они должны были являться на мессу три раза в неделю, исповедоваться три раза в год, покидать родину без мысли о возвращении, бороться без передышки с неверными, никогда не уклоняться от боя, каким бы ни было число противников, и никогда не требовать постоя и не предоставлять его.
В 1 139 г. папа Иннокентий II предоставил тамплиерам большие привилегии: изъятие из-под юрисдикции местных светских и церковных феодалов, освобождение от уплаты церковных налогов, подсудность лишь папской курии и др. Эти привилегии впоследствии неоднократно подтверждались и дополнялись другими папами.
Вскоре после основания орден освободился от духовной опеки и контроля со стороны латинского патриарха Иерусалимского и перешел в прямое подчинение папе, при дворе которого постоянно пребывал орденский посол, прокуратор.
В XIII в. численность тамплиеров составляла около 18 тыс. рыцарей, священнослужителей, оруженосцев, слуг. Орден тамплиеров благодаря пожалованиям и пожертвованиям превратился в крупнейшего феодального владетеля на Ближнем Востоке и в Европе. Его «провинции» (местные подразделения) существовали в Англии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Чехии, Венгрии и др. государствах. В руках тамплиеров оказались огромные земли, денежные и иные богатства. Обогащению тамплиеров содействовали торговля и главным образом ростовщичество. В XIII в. тамплиеры — крупнейшие банкиры в Западной Европе.
Тамплиеры под солидные проценты ссужали деньги и обедневшим монархам, превращаясь в банкиров практически всех европейских королевских домов и даже некоторых мусульманских властелинов. Филиалы ордена по всей Европе и на Ближнем Востоке осуществляли выдачу денег в кредит купцам, которые постепенно попадали в зависимость к храмовникам. Таким образом, «бедные рыцари Христовы» стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи, а парижский орденский дом превратился в центр европейских финансов. Тамплиеры вели сложную систему финансового делопроизводства: бухгалтерские книги, документы приходно-расходной отчетности и т. д. Храмовники ввели в обращение банковские чеки, какими до сих пор пользуются во всем мире.
По могуществу и богатству орден мог смело соперничать со всеми государями христианского мира. Но, сделавшись повсюду государством в государстве, со своим собственным — и самое главное! — постоянным войском, собственным судом, собственными церквами, собственной полицией и собственными финансами.
В ущерб многим епископам и общей массе монашества они осыпали храмовников неслыханными привилегиями и всевозможными отличиями, создавая и в религиозном отношении исключительное положение, но вместе с тем вызывая к ним ожесточенную вражду всех обиженных и обойденных папским вниманием, в том числе и других духовно-военных орденов. Дело усугублялось еще и тем, что знатное происхождение большинства братьев-рыцарей ордена Храма, их казавшиеся безграничными могущество, богатство и привилегии постепенно возбудили в храмовниках горделивое сознание своего избранничества, чувство своего неприступного величия и ненавистную алчность. Иными словами, тамплиеры впали в страшный грех гордыни.
К началу XIV в. у французского короля Филиппа IV, прозванного Красивым, созрел план очистить Францию от тамплиеров, которые и по отношению к монарху, на чьей земле они расселились и обстроились, вели себя независимо и высокомерно. Филипп король задолжал храмовникам деньги, и не смог бы расплатиться до конца дней своих.
Филипп отдавал себе отчет в том, что рыцари-тамплиеры не только имели вооруженные силы, состоявшие из профессиональных воинов, но и были в отличие от королевской армии прекрасно организованы и дисциплинированы. Наряду с этим во Франции храмовники занимали важные посты и полностью выходили из-под власти Филиппа.
Не видя другого выхода из создавшегося положения, кроме как ошельмование рыцарей ордена Храма, Филипп IV составляет список обвинений, которые частично подсказали ему шпионы и провокаторы. Обвиняли тамплиеров в идолопоклонстве, т.е. в почитании «идола Бафомета» (до сих пор неизвестно что это такое), отречении от Христа и других кощунственных деяниях, а также в содомском грехе — мужеложстве (пригодилось изображение двух рыцарей на одном коне).
Они нередко заключали тайный союз с мусульманами, проявляли враждебность к римско-германскому императору Фридриху IIГогейштауфену во время его крестового похода (1228—1229 гг.), вели нескончаемые кровавые распри с иоаннитами и были постоянным объектом ненависти епископов, утративших над ними контроль, вследствие папских послаблений. К тому же и светские государи постепенно стали все больше завидовать богатству и могуществу ордена. 23 сентября 1307 г. вместо архиепископа Нарбоннского, который отказался судить тамплиеров, канцлером назначен Гийом де Нотаре, страстный ненавистник рыцарей Храма. 24 сентября де Ногаре собрал в Мобюиссоне главных советников короля, инквизиторов и епископов. Этот форум принял нужное Филиппу решение: все тамплиеры — иерархи, рыцари, капелланы, сержанты и братья-служители — должны быть арестованы и преданы инквизиции.
13 октября 1307 г., в пятницу, все члены ордена подвергнуты аресту, орденские дома и замки поставлены под надзор королевских властей, а вся их недвижимость конфискована.
Когда в Тампль ворвался вооруженный отряд королевских стражников во главе с канцлером Гийомом де Ногаре, то находившийся там великий магистр Жак де Моле и еще полторы сотни храмовников не оказали никакого сопротивления и позволили увести себя в тюрьму.
Добытые королевскими инквизиторами при помощи пыток «признания» арестованных рыцарей послужили поводом к обвинению всех членов ордена в тех же «грехах». Собравшиеся в городе Туре Генеральные штаты (тогдашний французский парламент) и находившийся у короля Филиппа в «авиньонском пленении» папа-француз Климент V объявили выдвинутые против храмовников обвинения обоснованными. 12 августа 1308 г. папа официально повелел инквизиции начать судебное преследование всех тамплиеров.
Вьеннский собор Католической церкви, заседавший с 16 октября 1311 года по 6 мая 1312 г., и отказался вынести приговор ордену в целом, папа Климент V своей буллой объявил о роспуске ордена.По разным источникам рассматривается две даты и место казни магистра и членов ордена тамплиеров.
11 марта 1314 г. великий магистр Жак де Моле и целый ряд рыцарей были по приказанию короля сожжены в Париже, на острове Сите, рядом с Нотр-Дам. А по сведениям другого источника, 18 марта 1314 г. Жака де Моле и приора Нормандии в бумажных колпаках еретиков сожгли на Еврейском острове напротив королевского дворца, из окна которого Филипп Красивый и дал сигнал палачу.
Несмотря на все усилия французского короля распространить гонения на храмовников по всей Европе, он в этом мало преуспел. Даже его собственный зять Эдуард II Английский занял позицию в пользу ордена.
И в других странах Филипп Красивый натолкнулся на сопротивление. Шотландия даже предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно, из Франции.
Герцог Лотарингии также не последовал совету Филиппа IV. И хотя некоторые лотарингские храмовники все же предстали перед судом, они были оправданы. Большинство рыцарей Храма из Лотарингии последовали совету своего приора, отказавшись от традиционного тамплиерского плаща, смешались с населением. На остальной территории «Священной Римской империи» тамплиеры в случае их юридического преследования угрожали взяться оружие.
После роспуска ордена многие германские рыцари Храма влились в состав Тевтонского ордена или перешли к иоаннитам. То же сделали и испанские тамплиеры. В Португалии храмовники были оправданы судом ив 1318 г. изменили свое название, став рыцарями Христа. Под таким названием орден сохранился до XVI в. В Шотландии тамплиеры сохранились под названием «рыцари ордена Вереска» (Святого Андрея)
В дальнейшем, жизнь ордена обретает неофициальный характер. Скрытность существования ордена создала ему ореол легендарности. До сих пор существует «Международный орден рыцарей Храма», а в Германии, Бельгии и Австрии — Немецкий орден тамплиеров и орден Креста и Храма, издающий журнал «Новое рыцарство».
biofile.ru
Краткая история ордена тамплиеров: germanych
В одном из предыдущих постов (https://germanych.livejournal.com/314759.html) я рассказал о т.н. «Проклятии Жака де Моле», произнесённого 18 марта 1314 года. Жак де Моле был последним великим магистром тамплиеров. А откуда вообще взялся этот таинственный орден?
Первое упоминание о тамплиерах принадлежит архиепископу и историку Вильгельму Тирскому. Вильгельм Тирский (1130–1186), был архидиаконом тирского митрополита и воспитателем наследного принца Балдуина, затем послом в Константинополе и Риме. Он заключил в 1168 году союз с императором Мануилом I Комнином. В 1174 году Вильгельм был назначен архиепископом Тирским и руководил политикой Иерусалимского королевства. Свободно владел латинским, французским, греческим, арабским, сирийским и немецким языками. В общем, даже по нынешним меркам человеком он был весьма образованным. Не говоря уже про мерки средневековые.
В своей книге «Historia belli sacri a principibus christianis in Palaestina et in Oriente gesti», написанной между 1175 и 1185 г.г., Вильгельм Тирский изложил историю королевства франков в Палестине с самого основания. Стоит отметить, что к моменту, когда он начал этот обширный труд, орден тамплиеров существовал уже полвека и, следовательно, многие события он описывал со слов других людей, в том числе и со слов самих тамплиеров.
Это наверное первая тайна – а таких тайн будет множество – в истории Ордена. Удивительно, что первые полвека организацию, которая так повлияла на историю Европы, первые десятилетия существования словно никто не замечал. Поэтому, кстати, всё, что мы знаем явного об истории создания Ордена тамплиеров, мы знаем исключительно из книги Вильгельма Тирского.
Основатель и первый великий магистр Ордена Гуго де Пайен. Скульптурное изображение
Согласно Вильгельму Тирскому, орден «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» – именно так официально именовался орден тамплиеров – был основа в 1118 году. Некий рыцарь Гуго де Пайен, вассал графа Шампанского, а также восемь его товарищей, решили защищать паломников, отправляющихся в Святую землю. Цель без сомнения благородная, учитывая все опасности, которым подвергались благочестивые путники, однако явно рассчитанная не на силы девяти человек.
Как бы то ни было, но товарищи предстали перед королём Иерусалима Балдуином I (братом Готфрида Бульонского, который овладел Святым Городом за девятнадцать лет до описываемых событий). Эти девять человек предложили свои услуги по защите паломников, по надзору за дорогами, ведущими к святым местам, а также общей охране Гроба Господня. Учитывая, что Иерусалимское королевство занимало примерно ту территорию, которую занимает современное государство Израиль, т.е. площадь более 20 тыс.кв.км, можно представить, какой объём работы собирались взвалить на свои могучие плечи девять бесстрашных рыцарей. Балдуина I сложно назвать очень уж образцовым христианином (к примеру, из корыстных целей он повторно женился на богатой невесте, не разведясь с женой), но богоугодную деятельность новой братии он санкционировал.
По логике, такая сфера деятельности – охрана паломников и всех дорог королевства, предполагала необходимость максимального увеличения численности ордена. Однако первые девять лет существования ордена в него не было принято ни одного нового члена. То есть, строго говоря, девять человек предположительно надзирали за всеми дорогами королевства, да ещё охраняли паломников. Даже если бы они поодиночке разбрелись по девяти разным направлениям, и то вряд ли потянули такую работу. Но и этого они сделать не могли, поскольку, как рассказывает Вильгельм Тирский, были столь бедны, что имели по одной лошади на двоих. Даже на официальной печати ордена изображены два всадника, сидящих на одной лошади. Правда, поскольку их было девять человек, а девять нацело на два не делится, то видимо либо кто-то один из них (возможно Гуго де Пайен) имел в своём полном распоряжении целую лошадь, либо какая-то лошадь вынуждена была нести сразу троих рыцарей. Бедное животное! В любом случае, это была не самая многочисленная кавалерия.
Печать тамплиеров.
Правда – и это, видимо, многое объясняет – сама печать датируется уже следующим веком и, скорее всего, первые тамплиеры были не настолько стеснены в средствах, чтобы не иметь возможности обзавестись девятью скакунами. Скорее два рыцаря на одном коне – это поэтический образ, подчёркивающий как девиз тамплиеров – «Бедность и милосердие», так и, возможно, необыкновенно тесные дружеские узы между членами ордена – говорят, слишком дружеские, которые им в 1307 году будут вменены в вину.
Сколько бы не было коней у первых членов ордена, стояли эти животные в по истине царских конюшнях. В 1118 году Балдуин I умер, а новый король – Балдуин II, выделил братии целое крыло своего дворца, расположенного на фундаменте древнего Храма Соломона, как раз на месте его конюшен (в юго-восточном крыле), в которых, как говорят, могло помещаться до двух тысяч скакунов. Собственно именно этому обстоятельству обязан Орден названием, которое вошло в историю – Орден Храма. Храм по-французски – temple, отсюда – тамплиеры. Всё очень просто. Однако сам Орден был далеко не так прост.
Хотя их, если продолжать верить Вильгельму Тирскому, было всего девять человек, за девять лет тамплиеры покрыли себя такой славой, что она докатилась до континентальной Европы и сам Бернар Клервосский (жил в XII веке, французский средневековый богослов, мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво; был активным пропагандистом переориентации вектора крестовых походов на Восток, в земли славян) обратил внимание на восходящее светило рыцарского небосклона. Бернар даже написал целый трактат, в котором горячо превозносил добродетели нового рыцарства и объявил тамплиеров олицетворением христианских ценностей. А речь шла, напомню, об организации всего из девяти человек.
Фрагмент макета Иерусалимского Храма Ирода Великого (Храма Соломона). Реконструкция.
В 1127 году Гуго де Пайен и некоторые его товарищи отправились в Европу, где их ждал триумфальный приём (дороги Иерусалимского королевства, стало быть, на это период остались без прикрытия). На следующий год Папа Римский собрал совет в Труа под духовным руководством Бернара Клервосского. То была вторая важная точка в истории Ордена. На этом совете тамплиеры были официально признаны членами одновременного военного и религиозного объединения. Гуго Пайнеский получил титул «великого магистра» сообщества монахов-солдат, мистических воинов, образовавших «воинство Христово». Стоит отметить, кстати, что этот термин – «воинство Христово» – относился только к тамплиерам, а вовсе не ко всем крестоносцам, как стали подразумевать много позднее.
Наконец, Бернар Клервосский утвердил устав и правила нового ордена, своим авторитетом усилив и без того, судя по всему, не по дням, а по часам усиливающиеся позиции храмовников. По правилам, тамплиеры должны были жить в бедности, целомудрии и послушании; им следовало стричь волосы, но не брить бороды. Все «рыцари Христа» должны были носить единообразную одежду – рясу или накидку белого цвета, которая со временем превратилась в знаменитый белый плащ тамплиеров, символизирующий чистоту помыслов членов Ордена.
Устав описывал строгую административную иерархию, а также множество других деталей – от поведения рыцарей на поле боя, до использования ценностей, отдаваемых в распоряжение тамплиеров.
Бернард Клервоский, автор Устава тамплиеров.
В 1139 году Папа Иннокентий II своей буллой даровал тамплиерам значительные привилегии: орден с этого момента находился под исключительной опекой его святейшества и мог быть распущен только Папой. Таким образом Орден тамплиеров был выведен из под юрисдикции любой светской власти монархов Европы и Святой земли, превратившись в личный орден папства, став первой, так сказать, интернациональной организацией Европы, если угодно – прообразом единой Европы. Это очень важный момент, который во многом повлиял на трагический финал ордена.
В орден буквально хлынули рыцари со всех концов Европы. Увеличилось и богатство – устав требовал, чтобы претендующий на членство рыцарь отдал ордену всё, чем владел. А поскольку основным богатством рыцарей той поры были вовсе не сундуки, набитые золотом, а земли, Орден тамплиеров очень быстро и очень естественно стал владельцем внушительных территорий во Франции, Англии, Фландрии, Испании, Италии, Германии, Венгрии и, разумеется, в Святой земле. При этом ни один из рыцарей лично не был богат, поскольку исполнял обет бедности, но орден в целом стал одной из богатейших организаций Христианского мира. О том, чтобы разъезжать по пыльным дорогам вдвоём на одной лошади уже речь не шла. В 1130 году Гуго де Пайен возвратился в Палестину в сопровождении трёх сотен новых братьев, при том что часть новообращённых тамплиеров осталась в Европе – охранять разбросанные всюду земли Ордена.
В 1146 году, во время правления Папы Евгения III, на белом плаще тамплиеров появился знаменитый красный крест с характерными «лапчатыми» концами. С новым крестом тамплиеры приняли участие во Втором крестовом походе. Второй крестовый поход состоялся в 1147–1149 годах. Был начат в ответ на взятие Эдессы в 1144 году войсками мусульман. Вопреки ожиданиям, результаты похода для крестоносцев были незначительными. Мусульмане не только не были разгромлены, но одержали ряд побед.. Второй крестовый поход возглавлял французский король Людовик VII. После этого похода расположенный у каждого тамплиера над сердцем крест из алой материи Папа утвердил в качестве герба.
Битва при Ашкелоне (1153 г.). В этой битве сорок тамплиеров во главе со своим магистром Бернаром де Трембле ворвались в город, уничтожив множество сарацин, но в итоге погибли сами и были повешены мусульманами на стенах города. (Гравюра Гюстава Доре).
В ходе похода тамплиеры показали себя до безрассудности отважными воинами, которые никогда не отступают и при этом удивительно дисциплинированны. В довольно безалаберных армиях крестоносцев не было рыцарей, равных тамплиерам по морально-волевым и боевым качествам. Французский король даже приватно признался, что если так плохо организованный поход и не обернулся полным крахом, то только благодаря тамплиерам. Точно также они себя показывали и во всех остальных крестовых походах в Палестину, которые с каждым разом становились всё более и более бесславными для европейского рыцарства.
Спустя век после основания, орден Храма превратился в могущественную организацию международного масштаба. Храмовники были пружиной огромного числа дипломатических акций, контактировали со всеми монархами Европы, при этом не забывая про Святую землю. Как пример могущества ордена можно упомянуть, что например в Англии великий магистр регулярно избирался в парламент (разумеется речь идёт о парламенте в том зачаточном виде, в каком он существовал в ту пору). В Лондоне орден имел крупную резиденцию, которую регулярно посещали английские короли и даже, как говорят, великий магистр стоял рядом с Иоанном Безземельным, когда тот подписывал Великую хартию (Великая хартия вольностей, напомню – это политико-правовой документ, составленный в июне 1215 года на основе требований английской знати к королю Иоанну Безземельному(1167–1216) и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии).
Однако Европой дело не ограничивалось. Поддерживали отношение тамплиеры с сарацинскими вождями, и поговаривали даже, что имели сношения с орденом исмаилитов, известный в беллетристике под именем ассасинов.
Большое могущество рождает конкурентов и врагов. В 1252 году Генрих III Английский (1207–1272 г.г.) бросил вызов тамплиерам, пригрозив конфискацией собственности: «Вы, тамплиеры, имеете столько свобод и хартий, что ваши безграничные возможности наполняют вас гордыней и наглостью». Великий магистр отреагировал молниеносно: «Что говоришь, ты, о король!… Если ты нарушишь справедливость, ты перестанешь быть королём!» Это конечно же был перебор – даже Папа Римский не обладал властью низлагать королей. Но английский король, что называется, «проглотил обиду».
Однако пока тамплиеры становились всё более могущественными в Европе, в эпицентре их появления – на Святой земле – стали сгущаться тучи. В 1250 году власть в Египте захватили мамлюки – военная каста, которая состояла преимущественно из тюрок – бывших воинов-рабов. Мамлюки сразу начали экспансию и к 1291 году от Иерусалимского королевства осталась только одна крепость Акр, но и она в итоге пала. При защите её тамплиеры проявили огромный героизм, продолжая сдерживать атаки мамлюков, чтобы дать возможность спастись женщинам и детям.
Потеряв свою базу в Святой земле, тамплиеры нашли новую штаб-квартиру на острове Кипр. При этом, разумеется, их коммандорства продолжали быть раскиданы по всей территории Европы, особенно густо располагаясь во Франции. Последний великий магистр тамплиеров, Жак де Моле, предпринял вояж по странам Европы с целью найти поддержку в организации нового крестового похода, чтобы освободить Святую землю. Но в Европе ситуация была уже несколько иной. Европа более не хотела тратить силы на пустынную Палестину, сосредоточившись на внутренних делах. Честолюбивый и амбициозный французский король Филипп IV Красивый, вынашивал планы того, что завершил далёкий его потомок Людовик XIV под именем «абсолютизма». Амбиции короля дошли до того, что он решил «прикарманить» Римских пап, переселив их из Рима, поближе к себе – в Авиньон. Поставив своего Папу – Климента V, он осуществил эту затею. Правда перед этим он выполнил другое, куда более опасное мероприятие.
Такой король, как Филипп IV, не мог мириться с тем, что в его королевстве существует крупная, мощная, богатая, а главное – совершенно ему неподвластная организация. Многие из тех, кто пишут о печальном конце тамплиеров, главным мотивом Филиппа IV выдвигают меркантильные соображения, мол король позарился на богатство тамплиеров. Безусловно, богатство тамплиеров было весьма существенным моментом. Однако в то время, когда любая война заканчивалась ограблением побеждённого, в этом не было чего-то особо примечательного. Буржуазная эпоха, которая во всём и всегда видит только экономические интересы, естественно и в намерениях Филиппа IV видела исключительно алчный расчёт. Однако представляется, что политические соображения были более весомыми. Дело в том, что тамплиеры угрожали власти самого короля. Почти с самого основания тамплиеры считали себя личным орденом Папы и Жаку де Моле, последнему великому магистру, было очень неприятно видеть, как обходится с Климентом V французский король. Более того, Жак де Моле потребовал, чтобы Климент V организовал гласное расследований тех инсинуаций, которые стали распускать против тамплиеров агенты Филиппа Красивого.
Как бы там ни было и какие бы действительные причины не толкнули французского короля на этот шаг, но рано утром в пятницу 13 октября 1307 года по всей Франции начались аресты тамплиеров. Почти все рыцари, включая великого магистра Жака де Моле, были арестованы. Орден был распущен и запрещён. Каких-то небывалых богатств в парижской резиденции тамплиеров обнаружено не было. Что лишний раз показывает, что не казна тамплиеров была главной заботой короля – ведь организовав такую тщательную операцию по аресту тамплиеров по всей стране в один день, наверное он мог бы подстраховаться и в плане казны, не допустив, чтобы она была вывезена из Парижа. А казна тамплиеров покинула Париж (если она вообще была в нём) и, как считается, на галерах была вывезена в неизвестном направлении. После чего её следы теряются и начинаются домыслы, породившие одну из самых таинственных легенд – легенду о сокровищах тамплиеров.
Замок Gisors в Нормандии; здесь с марта 1310 г. по март 1314 г. был заключён Жак де Моле и ещё ряд высокопоставленных тамплиеров. Современное фото.
Процесс над Жаком де Моле и другими высшими руководителями Ордена длился с перерывами семь лет. Только в 1314 году Жак де Моле был приговорён к казне через сожжение. Он был сожжён 18 марта 1314 года. Считается, что перед смертью Жак де Моле проклял французского короля Филиппа IV Красивого и Папу Климента V. Так это или нет, но оба пережили великого магистра всего на несколько месяцев и умерли при подозрительных обстоятельствах. Это породило и вторую легенду – легенду о проклятии Жака де Моле, которое он якобы адресовал всей династии французских Каролингов.
Конечно же далеко не все тамплиеры погибли даже во Франции. Многие отделались показными отречениями. А те, кто не хотел отрекаться и имел возможность бежать – скрылись кто в Шотландии, кто в Германии и Италии. В Германии тамплиеры даже пригрозили взяться за оружие, если их не признают невиновными и тут же получили прощение. Часть тамплиеров перешла в орден госпитальеров и тевтонский орден (который ранее был создан во многом благодаря Ордену Храма). В Испании и Португалии тамплиеры поменяли имя и стали называться рыцарями Христа и вплоть до XVI века под этим именем участвовали в морских экспедициях. Вспомним, кстати, что каравеллы Христофора Колумба пошли искать дорогу в Индию, а на их белых парусах был нарисован огромный красный «лапчатый» крест тамплиеров.
Карабли Колумба. Современный рисунок.
В 1522 году прусские потомки тамплиеров, тевтонские рыцари, которые к этому времени уже были скорее светской организацией, поддержали инициатора Реформации Мартина Лютера, который явил Германии свой революционный перевод Библии. В 1525 году великий магистр Тевтонского ордена перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия и объявил о секуляризации прусских земель – территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену, тем самым окончательно разрывая всякие связи с Римом, который когда-то предал тамплиеров.
В XVIII веке многие тайные братства в той или иной степени чтили память тамплиеров, как своих предшественников. Например, ряд масонских обрядов, как считается, пришли от ордена Христа. А сам образ тамплиеров и их последнего великого магистра потонул в обилии разных романов и фантазий. В наше время игры в тамплиеров приобрели и вовсе уже комедийные формы. Наверное, глядя на толстопузых богатых стариканов-реконструкторов, в уикенд после крупных сделок кутающихся в плащи с красным крестом на какой-нибудь VIP-вилле, Жак де Моле был бы немало удивлён причудливости поворотов истории. Тамплиеры зародились как орден бедных бесстрашных воинов-аскетов, а сегодня под этим именем себя тешат богатые изнеженные скучающие старички.
Современные «тамплиеры».
И невольно на ум приходит вопрос: а был ли в самом деле отомщён Жак де Моле 21 января 1793 года, как это возвестил на всю площадь незнакомец, окунувший свои руки в кровь только что казнённого французского короля? И не найдутся ли ещё те, кто захочет отомстить за его смерть?
Как знать. Однако одно очевидно – орден «Бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова» был вызван к жизни эпохой крестовых походов. Его главной целью и всем смыслом существования была идея борьбы с неверными за Гроб Господень. Но вместе с окончанием эпохи крестовых походов сошли на нет и сами тамплиеры. И хотя они породили немало родственных течений, самих тамплиеров со во второй половине XIV века Европа уже не видела.
germanych.livejournal.com
Загадочный замок Тамплиеров.Париж. — 10 June 2013 — Blog
Как известно, символикой духовно-рыцарского ордена тамплиеров (1118
Девизом всех рыцарей было следующее: Бог, женщина и король; они были
Орден преклоняется перед мужеством тамплиеров, рыцарей-храмовников
Девиз Тамплиеров: Non nobis Domine, non nobis, sed nomini Tuo da
Орден рыцарей — приникающих к сиськам.
Рыцари Тамплиеры считали себя воинами Бога, честью церкви и
Загадочный замок Тамплиеров.Париж.
Девизом всех рыцарей было следующее: Бог, женщина и король; они были
Рис. 1859, добавлен 9.7.2012. Похожие темы: прикольные девизы для
none
Похожие темы: прикольные девизы рыцарей и прикольные жизненные девизы.
Девиз Тамплиеров!
none
Прикольные девизы к дню туризма — смешные люди.
Рис. 1859, добавлен 9.7.2012. Похожие темы: прикольные девизы для
Но имени Твоему ниспошли славу!Молись и трудись! Девиз Тамплиеров(
Уже во времена своего деятельного существования Орден тамплиеров в
Эмблема и девиз на спортивные соревнования.
Похожие темы: прикольные девизы, речевки на школьные, спортивные
Похожие темы: химия прикольные эмблемы и девизы на тему кислота и
Вариант тамплиерского знамени Цветами знамени тамплиеров были чёрный и
Девиз рыцаря — 8 марта каждый день!
Девизом всех рыцарей было следующее: Бог, женщина и король; они были
Орден состоял всего из девяти рыцарей, поэтому не привлекал к…
Фотографию для урока истории, щёлкните на Девизом всех рыцарей б…
none
Тамплиеров. Кто бы мог подумать, что вскоре созданный ими орден
Любимый цвет: синий Ники: УБИВАТЕЛЬ, КОЗА_З_НОСА Девиз: Если у тебя
Рис. 5727, добавлен 14.8.2012. Похожие темы: прикольные девизы
Рыцарь (нем. Ritter, первоначально ł всадник) ł средневековый
swnet.ucoz.hu