Дизель электрическая подводная лодка варшавянка – «Палтус», «Варшавянка» и «Лада». Дизель-электрические подлодки российского флота

«Палтус», «Варшавянка» и «Лада». Дизель-электрические подлодки российского флота

В составе российского военно-морского флота в настоящее время служит 60 подводных лодок. Примерно треть отечественных подводных сил составляют подлодки с дизель-электрической энергетической установкой. Согласно актуальным планам командования, корабли из имеющейся группировки ДЭПЛ должны регулярно проходить необходимые ремонты и модернизации. Кроме того, продолжается строительство новых лодок, соответствующих современным требованиям. Рассмотрим текущее положение дел в сфере дизель-электрических подлодок ВМФ России.

В течение последних десятилетий для советского и российского ВМФ было создано несколько типов ДЭПЛ с разными характеристиками и возможностями. При этом к настоящему времени состав подводной группировки заметным образом упростился. В настоящее время российский флот эксплуатирует дизель-электрические лодки нескольких типов, относящиеся всего к двум проектам – 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка». «Палтусы» пока остаются самыми многочисленными в своем классе, но за «Варшавянками» будущее.


История «Палтусов»

Строительство ДЭПЛ проекта 877 стартовало в самом начале восьмидесятых годов. С 1980 по 1991 годы силами нескольких советских предприятий была построена и передана флоту 21 подлодка проекта «Палтус». В середине восьмидесятых ВМФ СССР получил единственную подлодку проекта 877ЭКМ – Б-806 «Дмитров». В конце того же десятилетия для отечественного заказчика построили по одной лодке проектов 877ЛПМБ и 877В – ныне они носят имена Б-800 «Калуга» и Б-871 «Алроса».


ДЭПЛ Б-227 «Выборг» — старейший из «Палтусов», продолжающий службу. Фото Vitalykuzmin.net

В середине восьмидесятых стартовало строительство «Палтусов» для иностранных заказчиков. С 1985 по 2000 годы для зарубежных государств построили 19 новых кораблей проектов 877Э и 877ЭКМ. Наибольший интерес к советским / российским ДЭПЛ проявила Индия, купившая восемь субмарин. Также подлодки поставлялись в Алжир, Иран, Китай и другие страны.

Ресурс техники не бесконечен, и поэтому с определенного времени началось постепенное списание и утилизация имеющихся ДЭПЛ типа «Палтус». В первой половине прошлого десятилетия ВМФ России был вынужден отказаться от значительной части своих дизель-электрических подлодок. До 2007 года из состава флота были исключены семь кораблей. Вскоре им предстояло отправиться на разделку. В настоящее время ведется утилизация еще двух кораблей. Прочие подлодки продолжают службу в составе нескольких основных флотов.

Таким образом, за два десятилетия было построено и передано заказчикам в общей сложности 43 ДЭПЛ «Палтус» нескольких проектов. 10 кораблей были утилизированы либо выведены из строя в результате аварий. 33 лодки продолжают службу, из них 15 принадлежат России. Большая часть этих подлодок сейчас несет службу, а несколько находятся на ремонте.

«Варшавянка» для замены

Уже в середине девяностых годов российские кораблестроители начали строительство дизель-электрических подводных лодок нового проекта 636 «Варшавянка». Изначально этот проект рассматривался в качестве экспортной версии «Палтуса», но впоследствии его было решено развивать всю сферу ДЭПЛ именно с его помощью. В итоге «Варшавянки» разных версий шли не только на экспорт, но и передавались своему флоту.

В течение длительного времени лодки проекта 636 строились только для зарубежных стран. В 1997 и 1998 годах ВМС Китая получили два первых корабля такого типа. С 2004 года китайский флот стал осваивать подлодки проекта 636М. Всего за несколько лет ему передали восемь таких лодок. Также по проекту с литерой «М» построили пару субмарин для Алжира. В 2010-17 годах осуществлялось строительство шести «Варшавянок» версии 636.1 для Вьетнама. Итого, на экспорт пошло 18 ДЭПЛ семейства 636.

В августе 2010 года состоялась закладка первой подлодки семейства «Варшавянка» для военно-морского флота России. В соответствии с имеющимся контрактом, требовалось строительство шести кораблей улучшенного проекта 636.3 в количестве шести единиц. Все новые подлодки предназначались для Черноморского флота. Заказ был выполнен к концу 2016 года. В 2017-м стартовало строительство новой серии из шести лодок – на этот раз для Тихоокеанского флота.


Лодка Б-871 «Алроса» — до недавнего времени единственная ДЭПЛ Черноморского флота. Фото Wikimedia Commons


В общей сложности уже было построено 24 подлодки семейства «Варшавянка». Еще два корабля находятся на стадии строительства. ДЭПЛ проектов 636 не отличаются большим возрастом и несут службу без особых проблем. По этой причине все построенные корабли все еще остаются в строю.

Неоднозначная «Лада»

В недавнем прошлом дальнейшее развитие неатомного подводного флота связывали с проектом 677 «Лада». Предполагалось, что «Лады» будут проще и дешевле существующих «Палтусов» при схожих характеристиках. Указывалась возможность строительства серии из двух десятков кораблей. Строительство головной лодки проекта Б-585 «Санкт-Петербург» началось в 1997 году, и в 2004-м она вышла в море для испытаний.

В ходе испытаний были выявлены серьезные недостатки энергетической установки, не позволявшие полноценно эксплуатировать новую лодку. Несколько следующих лет ушли на доводку конструкции, и потому дальнейшая судьба всего проекта оказалась под вопросом. В частности, из-за проблем с головной лодкой на несколько лет приостановили строительство первой серийной.

Впрочем, все основные недостатки «Лады» были исправлены, что позволило составить новые планы. В 2016-17 годах сообщалось, что первые две серийные лодки проекта 677 будут достроены с учетом доработок головного корабля. Кроме того, уже имеется контракт на две следующие подлодки. В 2025 году в составе военно-морского флота будет не менее пяти таких кораблей. Пока же официально флоту передана только головная подлодка, находящаяся в опытной эксплуатации.

В составе флотов

Одна из наиболее крупных группировок дизель-электрических подлодок имеется у Тихоокеанского флота. В настоящее время он располагает семью кораблями проекта «Палтус». Шесть кораблей числятся в строю, еще один находится в резерве. Следует отметить, что все тихоокеанские ДЭПЛ были построены по исходному проекту 877 и отличаются достаточно большим возрастом. Все они вступили в строй с 1988 по 1994 годы. При этом неоднократно осуществлялись ремонты и модернизации.

В резерв выведена лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец». В строю остаются Б-187 «Комсомольск-на-Амуре», Б-190 «Краснокаменск», Ю-345 «Могоча», Б-394 «Нурлат», Б-464 «Усть-Камчатск» и Б-494 «Усть-Большерецк». Эти корабли базируются во Владивостоке, но не исключается возможность их перевода в новые порты. Ввиду большого возраста и выработки ресурса некоторые ДЭПЛ Тихоокеанского флота могут быть списаны в течение нескольких следующих лет. Им на смену придут новые корабли проекта 636.3, строительство которых уже началось. Имеется заказ на шесть таких подлодок.


Подлодка Б-261 «Новороссийск» проекта 636.3 «Варшавянка». Фото Минобороны РФ / mil.ru

Подводные силы Северного флота в основном состоят из кораблей с атомной энергоустановкой, но в них имеются и дизель-электрические лодки. В общей сложности на Северном флоте числится шесть кораблей такого класса. При этом подлодка Б-808 «Ярославль» проекта находится на ремонте, а единственная «Лада» (Б-585 «Санкт-Петербург») продолжает опытную эксплуатацию. В строю остаются Б-177 «Липецк», «Б-459 «Владикавказ», Б-471 «Магнитогорск» и Б-800 «Калуга». Последняя относится к проекту 877ЛПМБ, тогда как прочие были построены по базовой версии «Палтуса».

По известным данным, ДЭПЛ Северного флота будут продолжать службу, время от времени проходя необходимый ремонт и модернизацию. Замена этих кораблей пока не планируется. Обновление подводных сил Северного флота в ближайшие годы будет связано со строительством новых атомных лодок.

До 2014 года в составе Черноморского флота была только одна подводная лодка – Б-871 «Алроса» проекта 877. В том же году ее поставили на ремонт, продолжающийся до сих пор. По некоторым данным, после завершения ремонтных работ лодку переведут в состав Балтийского флота. Вследствие этого Черноморский флот останется без своего единственного «Палтуса». Впрочем, такие события не окажут негативного влияния на боеспособность флота. В 2014-16 годах моряки-черноморцы получили шесть новых «Варшавянок» версии 636.3. В кратчайшие сроки были построены и введены в строй ДЭПЛ Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино».

Передача «Алросы» заметным образом повысит боевой потенциал подводной группировки Балтийского флота, однако и после этого количество подлодок в составе последнего будет невелико. На данный момент Балтийский флот имеет всего две субмарины: Б-227 «Выборг» (проект 877) и Б-806 «Дмитров» (проект 877ЭКМ). Они служат с 1983 и 1986 года соответственно, что приводит к определенным ограничениям. При этом «Выборг» в настоящее время находится на ремонте. По некоторым данным, эту подлодку предполагается списать в течение нескольких следующих лет. После завершения службы она может стать новым экспонатом выставки в парке «Патриот».

Перспективы развития

Военно-морской флот России располагает достаточно большим числом дизель-электрических подводных лодок. Однако, по известным причинам, значительная часть таких подводных сил отличается большим возрастом и потому может нуждаться в ремонте или модернизации. Различные лодки регулярно прибывают на судостроительные заводы для восстановления технической готовности. Параллельно продолжается строительство новых кораблей.

Последние ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» были переданы российскому флоту в середине девяностых годов. Самая старая лодка этого типа несет службу с 1983 года – уже 35 лет. Прочие корабли тоже не отличаются малым возрастом, а кроме того морально устаревают и требуют замены. При этом имеет место специфическое распределение не самых новых подлодок между флотами. Крупный парк такой техники имеется у Северного и Тихоокеанского флота. Балтийский и Черноморский в сумме имеют меньше «Палтусов», чем любой из других флотов.


ДЭПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» — головной корабль проекта 677 «Лада». Фото Wikimedia Commons

Необходимость постепенной замены кораблей старых типов уже привела к известным событиям. В недавнем прошлом подводные силы Черноморского флота были усилены при помощи целой серии «Варшавянок». Поставка шести кораблей повысила боеспособность флота, а кроме того, теперь позволяет перевести более старую «Алросу» на Балтийское море. Таким образом, можно ожидать некоторый рост потенциала Балтийского флота.

В прошлом году состоялась закладка двух первых подлодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота. Не позднее первой половины двадцатых годов на Тихий океан отправится последняя из шести заказанных «Варшавянок». Можно представить, как изменится боеспособность Тихоокеанского флота, в распоряжении которого окажется существенное число устаревших и современных кораблей. Что произойдет с имеющимися «Палтусами» – неизвестно. Нельзя исключать, что более старые лодки вновь передадут другому флоту, нуждающемуся в увеличении численности подводных сил.

Новости последних лет позволяют предполагать, что подлодки проекта 877 из состава Северного флота уступят свое место ДЭПЛ типа «Лада». Головная лодка этого проекта уже давно находится в опытной эксплуатации, а еще две достраиваются. По известным данным, они предназначены именно для Северного флота. Позже состоится закладка новых субмарин проекта 677, которые, вероятно, тоже отправятся служить в Заполярье. Общее количество планируемых к постройке подлодок проекта 677, впрочем, остается неизвестным.

Нетрудно заметить, что современные темпы строительства новых подлодок не позволят за ограниченное время заменить все имеющиеся ДЭПЛ проекта 877 в пропорции «один к одному». Тем не менее, подобные проблемы вряд ли будут иметь серьезные последствия. Дело в том, что новые «Варшавянки» имеют ряд серьезных преимуществ перед более старыми «Палтусами». Характерные особенности таких лодок должны будут обеспечить сохранение общей боеспособности флота не за счет количества, но при помощи качества.

Проект 636.3 отличается меньшей шумностью и более высокими ходовыми характеристиками, что в известной мере сказывается на эффективности выполнения боевых задач. Более старые «Палтусы» вооружены только торпедами и могут атаковать только определенный круг целей. Новый проект «Варшавянка» использует многоцелевой ракетный комплекс «Калибр», резко увеличивающий боевые качества подлодки. Кроме того, корабли двух типов отличаются составом разнообразного бортового оборудования, от средств обнаружения до систем управления вооружением. Таким образом, отставание по количеству может в определенной мере компенсироваться ростом тактико-технических характеристик.

Важнейшей составляющей российских подводных сил являются лодки с неатомными энергетическими установками. На них приходится примерно треть всей численности подводного флота, и они должны решать ряд особых задач. Для сохранения необходимого потенциала ВМФ осуществляется разработка и строительство современных подлодок, в том числе с принципиально новым оснащением и вооружением. Таким образом, подводные силы сохранят требуемый потенциал и возможность выполнения поставленных задач.

По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://vz.ru/
https://flot.com/
http://flotprom.ru/
http://deepstorm.ru/
http://arms-expo.ru/
https://globalsecurity.org/

topwar.ru

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» — WiKi

Название Верфь Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние Прим.
Проект 636
366 Yuan Zhend 66 Hao Адмиралтейские верфи 01616 16.07.1996 26.04.1997 26.08.1997 ВМС Китая Активна
367 Yuan Zhend 67 Hao Адмиралтейские верфи 01327 28.08.1997 18.06.1998 25.10.1998 ВМС Китая Активна
Проект 636М
368 Yuan Zhend 68 Hao Адмиралтейские верфи 01329 18.10.2002 27.05.2004 20.10.2004 ВМС Китая Активна
369 Yuan Zhend 69 Hao Адмиралтейские верфи 01330 18.10.2002 19.08.2004 05.2005 ВМС Китая Активна
370 Yuan Zhend 70 Hao Адмиралтейские верфи 01331 2004 04-05.2005 05.2005 ВМС Китая Активна
371 Yuan Zhend 71 Hao Адмиралтейские верфи 01332 2004 26.05.2005 2005 ВМС Китая Активна
372 Yuan Zhend 72 Hao Адмиралтейские верфи 01333 2004 26.08.2005 30.05.2006 ВМС Китая Активна
373 Yuan Zhend 73 Hao Красное Сормово 01611 07.1992 08.05.2004 05.08.2005 ВМС Китая Активна
374 Yuan Zhend 74 Hao Севмаш 01701 29.05.2003 21.05.2005 (04.06.2005) 17.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая Активна
375 Yuan Zhend 75 Hao Севмаш 01702 29.05.2003 14.07.2005 (17.07.2005) 24.11.2005 (30.12.2005) ВМС Китая Активна
021 Messali el Hadj Адмиралтейские верфи 01336 2006 20.11.2008 28.08.2009 ВМС Алжира Активна
022 Akram Pacha Адмиралтейские верфи 01337 2007 09.04.2009 29.10.2010 ВМС Алжира Активна
Проект 636.1
HQ-182 Hà Nội («Ханой») Адмиралтейские верфи 01339 24.08.2010 28.08.2012 07.11.2013
03.04.2014
ВМС Вьетнама Активна
HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») Адмиралтейские верфи 01340 28.09.2011 28.12.2012 16.01.2014
03.04.2014
ВМС Вьетнама Активна
HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») Адмиралтейские верфи 01341 23.10.2012 28.08.2013 04.12.2014
01.08.2015
ВМС Вьетнама Активна
HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») Адмиралтейские верфи 01342 23.10.2012 28.03.2014 13.05.2015
01.08.2015
ВМС Вьетнама Активна
HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») Адмиралтейские верфи 01343 01.07.2013 28.12.2014[25] 02.02.2016
28.02.2017
ВМС Вьетнама Активна
HQ-187 Bà Rịa–Vũng Tàu («Вунгтау») Адмиралтейские верфи 01344 28.05.2014 28.09.2015[26] 20.01.2017
28.02.2017
ВМС Вьетнама Активна[27]
н/д Адмиралтейские верфи 01346 2015[28] 14.03.2017 02.10.2018 ВМС Алжира Активна
н/д Адмиралтейские верфи 01347 2016[29] 29.06.2017[30] 2018 ВМС Алжира Строится
н/д Адмиралтейские верфи 01348 2018 2018 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства[31]
н/д Адмиралтейские верфи 01349 2018 2018 ВМС Индии Рассматривается возможность строительства[31]
Проект 636.3
Б-261 «Новороссийск» Адмиралтейские верфи 01670 20.08.2010 28.11.2013 17.09.2014 ЧФ В строю 21.09.2015 прибыла в Новороссийск
Б-237 «Ростов-на-Дону» Адмиралтейские верфи 01671 21.11.2011 26.06.2014 30.12.2014 ЧФ В строю 16.12.2015 прибыла в Новороссийск
Б-262 «Старый Оскол» Адмиралтейские верфи 01672 17.08.2012 28.08.2014 03.07.2015 ЧФ В строю 01.07.2016 прибыла в Новороссийск
Б-265 «Краснодар» Адмиралтейские верфи 01673 20.02.2014 25.04.2015 05.11.2015 ЧФ В строю 09.08.2017 прибыла в Севастополь
Б-268 «Великий Новгород» Адмиралтейские верфи 01674 30.10.2014 18.03.2016 26.10.2016 ЧФ В строю 26.10.2016 поднят Андреевский флаг
Б-271 «Колпино» Адмиралтейские верфи 01675 30.10.2014 31.05.2016 24.11.2016 ЧФ В строю 24.11.2016 поднят Андреевский флаг
Б-274 «Петропавловск-Камчатский» Адмиралтейские верфи 01614 28.07.2017 2019 11.2020 ТОФ В постройке[32]
Б-603 «Волхов» Адмиралтейские верфи 01615 28.07.2017 03-05.2020 11.2020 ТОФ В постройке[32]
Б-? «Магадан» Адмиралтейские верфи 2019 2020 2021 ТОФ Подписан контракт[19]
Б-? «Уфа» Адмиралтейские верфи 2019 2021 2021 ТОФ Подписан контракт[19]
Б-? «Можайск» Адмиралтейские верфи 2021 2022 ТОФ Подписан контракт[19]
Б-? «» Адмиралтейские верфи 2022 2022 ТОФ Подписан контракт[19]

ru-wiki.org

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Дизель-электрическая» подводная лодка проекта 877, или «Варшавянка, более известная на Западе как лодка типа «Кило», была разработана в начале 1970-х гг. для обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны советских военно-морских баз, береговых объектов и защиты морских коммуникаций, а также для несения дозорной службы и ведения разведки. Эти лодки средней дальности плавания сначала строились в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке, а за тем в Нижнем Новгороде и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (ныне г. Санкт-Петербург). Первая лодка была заложена в 1979 г. и сдана флоту в 1982 г.

Подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» — видео

Для ВМФ СССР было построено 24 лодки проекта 877 «Варшавянка» и к началу XXI столетия 15 из них были списаны, оставшиеся девять входят в состав Северного, Тихоокеанского (три и четыре соответственно), Балтийского и Черноморского (по одной) флотов. Лодка Черноморского флота прошла модернизацию и была оснащена водометным движителем. По конструкции лодки проекта 877 — развитие лодок «Сом» с усовершенствованной формой корпуса. Поэтому лодку можно рассматривать только как базовый проект в сравнении с западными лодками того же периода. В Советском Союзе производились четыре модификации лодки — базовый проект 877 проект 877К с усовершенствованной системой управления огнем, проект 877М с возможностями управления по проводам торпедами, применяемыми из двух аппаратов, и немного удлиненным проект 4В с усовершенствованными дизелями, мало оборотными электродвигателями для снижения шумности а также автоматической системой выработки данных для управления стрельбой одновременно по двум целям.

Лодки экспортировались в Алжир (две), Китай (четыре), Индию (десять), Иран (три) Польшу (одна) и Румынию (одна). Некоторые из этих лодок относились к типу 636 — подводным лодкам с усовершенствованными главными механизмами и системами управления огнем.
С 1986 по 2000г. Индия получила 10 лодок проекта 877 «Варшавянка». Известные как лодки типа «Синдхугуш», по названию первой переданной лодки, они входят а состав 11-й эскадры подводных лодок (четыре с базированием а Вишакапатнам) и 10-й эскадры подводных лодок (шесть с базированием а Мумбая). Пять лодок вооружены КРМБ ЗМ54 «Альфа» (SS-N-27) с активным радиолокационным самонаведением, сверхзвуковой скоростью на конечном участке траектории полета и радиусом действия 180 км (112 миль).
В июне 1986 г. Польша получила одну лодку проекта 877Е. Последняя буква а названии проекта означает «экспортный вариант». Лодка, названная «Орзел», базировалась в Гдыне.

Тактико-технические характеристики лодки проекта 636 «Варшавянка»

Водоизмещение:
надводное / подводное, т
2325 / 3076
Длина, м 73,8
Ширина, м 9,9
Осадка, м 6,6
Силовая установка два дизеля мощностью 2720 киловатт (3650 л.с.)
и электродвигатель мощностью 4400 киловатт
(5900 л.с.), один вал
Скорость и дальность плавания надводного хода 10 уз, подводного хода 17 уз;
11125 км (6915 миль) со скоростью хода В уз.
под РДП и 740 км (460 миль) в подводном
положении со скоростью хода 3 уз.
Глубина погружения рабочая 240 м
Торпедные аппараты шесть носовых 533-мм (21-дюймовых) для
18 торпед или 24 мин, предусмотрена
возможность применения ЗРК ближнего
радиуса действия
Экипаж 52 человека

Фото подводных лодок проекта 636 «Варшавянка»


Добавить комментарий

oruzhie.info

Подлодки проекта 636 «Варшавянка» | Военное оружие и армии Мира

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» предназначена для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в «ближней» морской зоне.

ВЦКБ морской техники «Рубин» 1970-е годы был разработан проект подводной лодки для экспорта в страны Варшавского договора. Проект получил номер 877ЭКМ «Палтус». С 1982-го по 2000 год по данному проекту было построено 18 ДЭПЛ. Эти лодки также часто называют «Варшавянка», т. к. предполагалось, что их будут экспортировать в страны Варшавского договора.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА 636

На основе проекта 877 в середине 1990-х годов для ВМС КНР в ЦКБ «Рубин» был разработан проект 636. Подводные лодки этого типа строили начиная с 1996 года для Китая (10 единиц), Алжира (две) и Вьетнама (четыре, еще две находятся в постройке).

Для российского флота первоначально планировали заменить ДЭПЛ пр. 877 постройки 1980-х годов на новые субмарины пр. 677 «Лада». Но в результате многочисленных проблем с проектированием, строительством и испытаниями было принято решение строить для ВМФ РФ серию подводных лодок на базе проверенного проекта 636, производство которого уже было отработано на российский верфях.

Проект оказался настолько удачным, что строительство серии с рядом усовершенствований продолжается до сих пор и планируется до 2019 года.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Лодка имеет двойной корпус длиной 73,8 м, разделенный на шесть водонепроницаемых отсеков. Несмотря на внешнее сходство с проектом 877, подводные лодки пр. 636 имеют очень существенные отличия в конструкции. Субмарины пр. 636 имеют более высокий уровень акустической скрытности, новую уникальную гидроакустику. Существенно модифицирована ГЭУ — установлены аккумуляторные батареи с увеличенным сроком службы и единый всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. На лодках пр. 877 стояли два разных электродвигателя — главного и экономического хода. Установлены новые дизель-генераторы переменного тока с выпрямителями. Все выдвижные устройства, кроме командирского перископа, выполнены не проникающими в прочный корпус. Это позволило сделать центральный пост более просторным и удобным для управления кораблем и боевыми системами. Установлена единая автоматизированная интегрированная система управления кораблем и оружием.

МОДИФИКАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВО

Лодки проектов 636, 636М и 636.1 — с ракетным комплексом Club-S, экспортным вариантом комплекса «Калибр-ПЛ», — строили на экспорт.

Для ВМФ России был создан проект 636.3 (06363) — улучшенный вариант проекта 636М. Модернизированный проект разработан в ЦКБ «Рубин» (Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Игоря Молчанова. Строительство ДЭПЛ ведется на петербургском ОАО «Адмиралтейские верфи».

Головная подводная лодка проекта 636.3 была заложена в августе 2010 года. Она получила название «Новороссийск». Ее строительство стало началом программы по восстановлению боевой готовности Черноморского флота и программы совершенствования дизель-электрических подводных лодок для ВМФ России. С 2010 по 2016 год были построены и сданы шесть субмарин проекта. В настоящее время реализуется аналогичная программа для Тихоокеанского флота.

Субмарины проекта 636.3 превосходят предыдущие лодки пр. 636 по мощности дизель-генераторов, скорости полного подводного хода, дальности плавания в режиме работы дизелей под водой (РДП). Это самые малошумные из отечественных кораблей. Сливаясь с естественным шумом моря, эти ДЭПЛ могут обнаружить цель на дистанции в три-четыре раза превышающую ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. ДЭПЛ оснащена автоматизированной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) и современным инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает лучшие характеристики подводной лодки среди аналогичных.

ВООРУЖЕНИЕ

ДЭПЛ проекта 636.3 вооружены ракетным комплексом «Калибр-ПЛ», которая устанавливается также на лодках версии 636М, 636.1 в экспортном варианте — Club-S. В составе системы применяют противокорабельные ракеты 3М-54, 3М-54-1, ракеты для поражения наземных целей 3М-14 и противолодочные ракеты 91Р1. Пусковая установка «Калибр-ПЛ» расположена в 533-мм торпедном аппарате. Перезаряжание торпедного аппарата осуществляется за 15 секунд. Кроме ракет ПЛ проекта могут нести 18 торпед или 24 мины.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

В ходе операции ВС РФ в Сирии 8 декабря 2015 года ДЭПЛ Б-237 «Ростов-на-Дону», находившаяся в восточной части Средиземного моря, выполнила пуск ракет 3М-14 комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории провинции Ракка. Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДПЛ ПР. 636.3 «ВАРШАВЯНКА»

  • Водоизмещение, т:
    надводное: 2350
    подводное: 3950
  • Размерения, м:
    длина: 73,8
    ширина: 9,9
    осадка: 6,2
  • ГЭУ: дизель-электрическая, главный гребной электродвигатель мощностью ок. 5500 л. с. и 2 дизель-генератора ЗОДГ мощностью 2 x 1500 кВт
  • Скорость, узлов:
    надводная: 17
    подводная: 20
  • Глубина погружения, м:
    рабочая: 240
    предельная: 300
  • Вооружение: 6 ТА калибра 533 мм, 18 торпед или 24 мины, 4 х HR «Калибр-ПЛ», ПКР 3М-54
  • Экипаж, чел.: 52