« Назад 25.11.2014 08:38 Меч Дха с рукоять из слоновой костью и ножнами, отделанными серебром. Однако некоторые исследователи считают, что местом происхождения Дха является не Бирма, а Камбоджа. Доказательством тому служат барельефы (XII в. н. э.) с изображением воинов, держащих в руках мечи Дха, на стенах города Ангкор Ват, ныне города – музея в Камбодже. Однако большинство знатоков не разделяет это мнение, т.к. других доказательств, более веских и прямых не имеется. Тем не менее имеется подтверждение, что Дха имеет тысячелетнюю историю и является одним из старейших видов холодного оружия, почти не претерпевшим каких-либо конструктивных изменений. Что интересно, Дха пользуются и по сей день, например народ Шань, проживающий в Бирме, Китае и Тайланде. Правда используют его не как боевое оружие, а как бытовой и сельскохозяйственный инструмент. Барьлеф с изображением воинов, держащих в руках мечи Дха. Ангкор Ват (Камбоджа), XII в. н. э. Дха имеют несколько основных характерных черт, которые отличают их от других видов холодного оружия. Клинок Дха всегда однолезвийный и имеет небольшую кривизну. Последние утверждение относится только к мечам. Ножи Дха встречаются и с прямыми клинками. А вот окончание клинков мечей Дха имеет большое разнообразие. Чаще встречаются клинки с острым концом немного поднятым к обуху. Бывают клинки с тупым закругленным или квадратным/ П-образной формы окончанием. различные виды окончания клинков Дха. На клинках Дха почти никогда не встретить клейм или каких-либо отметок, говорящих об их производителях. Общие черты рукоятей Дха – это их общая форма: круглое сечение и довольно большой размер по отношению к клинку, от ¼ до ½ и отсутствие гарды. Внешний вид и материалы изготовления рукоятей Дха очень разнообразны. Встречаются рукояти из серебра, латуни, железа, слоновой кости, моржового бивня, дерева. По виду рукояти можно определить к какому региону относится данный меч или нож. Ножны Дха всегда круглого сечения у основания, некоторые приобретают плоскую форму ближе к окончанию. Длина Дха тоже сильно различается: от небольших ножей длиной 12 – 15 см. до мечей, достигающих полутора метров. Спектр форм Дха может быть разделен на два основных класса: первый создавался под влиянием народов Тибето-Бирманской группы, второй под влиянием Тайской группы народов — выходцев с юга Китая и осевших в Тайланде и Бирме. Влияние кхмерской цивилизации (Камбоджа) не ясно, хотя возможно оно и было значительным. Первый вариант Дха, условно назовем его типом Качинов отличается квадратным/П-образным окончанием клинка и довольно простым, без изысков внешним видом. Этот тип меча подходит только для рубящих ударов. Дха Качинов в обиходе в горных районах Мьянмы (штат Качин) и Индии (Ассам). Дха Качин общий вид и окончание клинка. Второй вариант – Тайский тип, характеризуется остроконечным клинком, более походящим на сабельный, разнообразной и красивой внешней отделкой, как клинка, так и рукоятей с ножнами. Такой тип клинка пригоден для колющих, рубящих и режущих ударов. Встречаются клинки, как мечей, так и ножей, Тайского типа украшенных рисунками или орнаментом в технике koftgari. Место распространения Тайского Дха — Тайланд и Бирма. Dha Тайского типа. Украшение клинков меча и ножа Dha. Существует и третий тип Дха, восходящий к народу Шань с Юго-Востока Китая. Но этот тип – это скорее синтез китайского Дао с Тайским типом Дха и встречается он не так уж и часто. Характеризуется он массивным клинком с тантоидным окончанием и рукоятью очень большой длины, иногда превышающую длину клинка. Шаньский тип Дха распространён в горных районах Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Дха Шаньского типа. Следует отметить, что оба основных типа Дха, Качин и Тайский, пересекались в Мьянме (Бирме), в силу этого часто возникал синтез этих типов. Например меч Дха с клинком Качин и Тайской рукоятью и ножнами. КомментарииКомментариев пока нет Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
raritet-salon.ru
БИРМАНСКИЕ МЕЧИ ДХА — Федерация Таинга
Эта статья была опубликована в журнале «Прорез» несколько лет назад. К сожалению, не удалось найти имя автора этой статьи, поэтому публикация размещена без ссылки на автора.
КЛИНКИ МЬЯНМЫЛегенды и история
…Когда-то на земле случился страшный потоп. Погибло все живое. Лишь одной молодой супружеской паре, забравшейся вовремя на высокое дерево, удалось спастись. Вскоре женщина забеременела и родила, но не обыкновенного ребенка, а большую тыкву. Услышав внутри нее странный шум и звон, супруги начали осторожно разрезать тыкву остро наточенным ножом. И каково же было их удивление, когда оттуда вдруг стали выскакивать вооруженные люди, грозно размахивая мечами, ножами, копьями. Потом они разбежались по миру и поселись в разных уголках земли. Это были очень воинственные племена, так как при «рождении» их оружие не раз скрещивалось с лезвием ножа, которым разрезали тыкву.
Так рассказывает о появлении на земле людей мифическое предание племени нага, одного из многочисленных народов Мьянмы (до 1989 года именовавшейся на наших картах Бирмой), крупнейшего государства на Индокитайском полуострове. Холодное оружие этого региона не так хорошо известно, как ближневосточное или японское. Но о том, что оно появилось в глубокой древности, свидетельствуют не только мифы, но и археологические находки бронзовых изделий, которые датируются III тыс. до нашей эры. По мнению американского исследователя В. Сольхейма, Юго-Восточная Азия является древнейшим очагом бронзовой культуры и не исключено, что бронза была изобретена именно здесь. Металлические сплавы, в том числе и сталь, начали использовать для ковки оружия значительно позже, лишь с начала нашей эры. Основные виды холодного оружия сложились у народов Мьянмы в эпоху существования раннесредневековых государств и благодаря устойчивости традиций сохранились практически неизменными до сегодняшних дней. Речь пойдет о колюще — рубящем оружии, образцы которого мы будем условно называть «мечами». Наиболее точно такому виду оружия, как меч, по европейской классификации соответствует мьянманский двухлезвийный меч танлье, рассматриваемый главным образом как официальное парадное оружие. Широко распространенные у народов Мьянмы мечи с однолезвийной заточкой обозначаются общепринятым термином «да». Короткие да с тупым концом обычно используются в быту как рабочие ножи или мачете. Длинные мечи, получившие название дахей, классифицируются как боевое оружие. Клинки таких двуручных мечей достигают длины 45¬50 см. Вместе с тем существует много разновидностей да, и порой трудно провести четкую грань между оружием бытового назначения и боевыми мечами.
У таких народов, как нага, кхамти, сингфо и ряда других горных племен Северной Мьянмы, отличающихся архаическими обычаями, меч является атрибутом национального мужского костюма.
И сейчас редко можно встретить мужчин без да, висящего на ремне в ножнах у правого бедра. Такой меч является не просто личным оружием воина племени, но нередко представляет собой семейную и родовую реликвию. В деревнях он часто вывешивается у входа в дом, на веранде, вместе с другими символическими предметами, например, знаками солнца и луны. Да олицетворяет воинскую доблесть и социальный статус члена племени, поэтому большое значение придается украшению прибора ножен и рукояти меча. До недавнего времени у племен нага был обычай прикреплять к эфесу оружия пучки волос с голов убитых врагов или перья и козий мех, окрашенный в красный цвет, символизирующий кровь поверженного противника.
Приемы владения боевыми мечами разрабатывались в Мьянме веками. Мальчиков начинали обучать приемам владения оружием с раннего возраста. В фольклоре некоторых народов существуют особые «песни меча», которые отцы поют своим сыновьям. Известны и танцы с мечами. Качины называют их «игрой на мечах» и хранят секреты танцевального и боевого мастерства в строжайшей тайне, обучая ему юношей в густых джунглях, вдали от селений. Меч вручался юноше во время обряда инициации, когда тот достигал совершеннолетия и становился полноправным членом общины. Это оружие сопровождало мужчину всю жизнь и становилось важнейшим предметом похоронного обряда. Его клали вместе с умершим человеком в могилу, проводя при этом особую церемонию «освобождения духа» меча. Клинок был самой священной частью да, ибо считалось, что в нем обитает дух предка — охранителя рода и владельца оружия. Подобно индонезийским кинжалам крисам, мьянманский да наделялся особой магической силой, способной предотвращать различные опасности.
Изготовление оружия сопровождалось специальными ритуалами и жертвоприношениями. Во время ковки мечей часто воскурялись благовония, читались молитвы. Сам технологический процесс не отличался большой сложностью, однако то искусство, с каким кузнецы управлялись одним-двумя молотами, используя нередко лишь простой камень в качестве наковальни, вызывало благоговейное восхищение. Клинки мечей после ковки натирались пахучими маслами, травами, иногда ядами, для усиления их боевых и магических свойств. Видимо, поэтому кузнецам и присутствующим при этом процессе местным брахманам приписывалась способность определять качество клинка даже по его запаху. Кузнецы — оружейники пользовались большим уважением и почитанием. Одна из легенд рассказывает о великом кузнеце по имени Нге Тинде, который жил в древнем государстве Тагаунг, процветавшем в долине реки Иравади в 4-6 веках нашей эры. Он происходил из семьи прославленных кузнецов, и его отец считался непревзойденным мастером среди всех ремесленников страны. Но искусство сына затмило славу отца. Уже в молодости Нге Тинде приобрел известность благодаря своей необыкновенной силе и импозантной внешности, за что его прозвали Красавчиком. В кузнечном деле ему не было равных. Орудовал он обычно огромными молотами, и тот, который он держал в правой руке, весил 50 бейта (81, 6 кг), а в левой — 25. Когда Нге Тинде работал в кузнице, ударяя молотами по наковальне, все вокруг дрожало, а порой, как говорит легенда, случались землетрясения.
В буддизме меч олицетворяет силу Дхаммы — Закона Будды. Он входит в набор из «восьми буддийских драгоценностей» и обычно называется мечом «разящей мудрости», поскольку рассекает тьму невежества, развеивает все сомнения и колебания, отрезает все пути к наслаждениям мирской жизни. Эти представления образно отражены в легендарном эпизоде обрезания принцем Сиддхартхой, будущим Буддой, своих волос мечом после того, как он тайно покинул дворец. Решив стать странствующим монахом — отшельни- ком, чтобы найти путь избавления человечества от страданий, принц уходит в лес и обменивается одеждой с повстречавшимся ему одетым в лохмотья нищим. Затем, сев под дерево, он отрезает мечом свои длинные волосы, которые, как говорит предание, были подхвачены богом Таджамином и помещены в небесную ступу Суламани.
Сцена срезания Буддой волос.
Надо отметить, что ритуальное бритье волос и бровей является традиционной церемонией при вступлении в буддийскую сангху, но пользуются при этом не мечом или кинжалом, а бритвой, входящей в набор из восьми предметов, которые может иметь в личной собственности буддийский монах.
В сцене обрезания Буддой волос, которая стала канонической в культовой скульптуре и живописи Мьянмы, Сиддхартха изображается держащим в согнутой правой руке над головой длинный обоюдоострый меч с явно обозначенным ребром жесткости и довольно массивной рукоятью. Именно такой тип меча, называемый танлье, получил в Мьянме статус священного, королевского. Он непременно фигурирует в перечнях государственных и королевских регалий. Танлье нередко является атрибутом божественных персонажей, фигуры которых украшают деревянный декор храмовых и дворцовых строений, миниатюры манускриптов. Танлье бывают длинными и короткими, и в последнем случае выглядят, как кинжалы. Такими они изображаются в позднесредневековых и современных вышивках — сильно стилизованными, с короткими, ромбовидной формы, клинками.
На миниатюрах иллюстрированных рукописей парабай, распространенных с 19 века, которые пишутся на бумаге и складываются наподобие гармошки, можно видеть целые вереницы офицеров королевской армии с мечами. Причем держат оружие они весьма своеобразно, положив на плечи за спиной. В такой манере ношения прослеживается связь и с древними традициями, и с хорошо известной иконографией Будды, обрезающего волосы. Однако несут офицеры не танлье, а длинные мечи дахей в богато орнаментированных ножнах. Длина дахей может достигать ста и более сантиметров, его характерной особенностью являются чуть изогнутый однолезвийный клинок и также изогнутая рукоять.
Изготовлением двуручных боевых и парадных мечей издавна славились бирманские ремесленники. Великолепным образцом дахей может служить меч начала 20 века, представ-ленный в постоянной экспозиции Государственного музея Востока.
Выполненный из хорошей стали заостренный клинок имеет выкованный по всей его длине желобок — дол, а по краю обуха проходит узкая полоса таушированного узора с небольшой надписью, где среди еще нерасшифрованных знаков ясно прочитывается слово «Янгон». Это название столицы Мьянмы, и, возможно, здесь указано место изготовления меча, но в любом случае, оно имеет символический подтекст, поскольку Янгон по-бирмански значит «конец врагам». Очень красива наборная всадная рукоять дахей, центральная часть которой сделана из гладко отполированной слоновой кости, украшенной двумя полосами резного орнамента. Кольца эфеса и навершие рукояти имеют серебряные обкладки, чеканные узоры которых содержат типично бирманские элементы. Это крупные лианообразные кольца растительного орнамента и помещенная в многолепестковый медальон фигура фантастического льва чинтэ – животного — охранителя, символа мощи, доблести и бесстрашия. Наконечник рукояти сделан в виде стилизованного бутона лотоса, служащего знаком чистоты и праведности помыслов.
Сходные мотивы использованы и при чеканке металлического прибора бамбуковых, покрытых черным лаком, ножен. Среди образцов бирманского оружия, хранящегося в музее Востока, особое внимание привлекает набор из трех да: одного длинного (79 см в ножнах) и двух коротких (50 и 52 см), имеющих почти идентичные формы и украшения. На их клинках, выкованных из низкоуглеродистой стали, — широкие полосы узоров, выполненных в технике насечки белым металлом по вороненой поверхности, что является довольно характерным методом для декорировки бирманских мечей и кинжалов 19-20 веков. Узоры содержат небольшие фрагменты растительного орнамента и сюжетные композиции из сидящих парами муж ских фигур, дополненных надписями. На длинном да с одной стороны написано «совет» и «срубание ста стеблей бамбука», на другой — «отправление Малейка к пруду» и «рождение государевых сыновей». На коротких мечах помещено по одной сцене с каждой стороны — «совет» и «рождение сыновей» . Несмотря на миниатюрность изображений, можно рассмотреть, что мужчины одеты в пышные придворные костюмы, а на голове у них небольшие шапочки гаунбаун — национальные головные уборы.
Надписи на мечах любезно прочитаны младшим научным сотрудником Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова Алексеем Кириченко. Автор статьи выражает благодарность ему, а также Г.Ф. Мининой за консультации в области терминологии и ценные сведения по теме статьи.
Ясно различим персонаж, держащий за плечами меч, чуть приподняв его, словно приготовившись срубить находящийся перед ним бамбуковый стебель. Миниатюрные композиции выполнены в традиционном стиле «дворцовых сцен». Важно с функциональной точки зрения и то, что фигурки мужчин, изображенные в ближайших к острию клинка сценах, расположены приблизительно в центре удара, то есть той точки лезвия, которой наносятся наиболее глубокие, поражающие противника раны.
И еще одна любопытная деталь: у основания клинков да с двух сторон помещена надпись «Маха Бандула», которая и позволила идентифицировать сюжетные сцены. Бандула — персонаж одной из буддийских легенд, входящих в священные тексты. Живший во времена Будды, этот необыкновенной силы человек однажды во время состязаний совершил невероятное: одним взмахом меча разрубил подброшенную в воздух связку из ста бамбуковых стеблей, в каждый из которых был вставлен железный прут. Присутствующий при этом государь царства Косала пригласил богатыря на службу, назначив главнокомандующим своей армии. Бандула вскоре женился на девушке по имени Малейка. Однако его жена была бесплодна до тех пор, пока по совету самого Будды не искупалась в чудесном пруду. После этого она родила двух мальчиков — близнецов и затем еще 30 сыновей. Именно эти эпизоды истории и запечатлены на клинках да.
В средневековой Мьянме имя «Маха Бандула» стало нарицательным. Титулом Бандула нарекались талантливые офицеры и полководцы, и самый известный из них — генерал Тэдоу Тудома, прославившийся во время первой англо — бирманской войны 1824 — 1825 годов и вошедший в историю под именем Маха Бандулы (1782-1825 г.г.).
Под знаменем Маха Бандулы отряды бирманцев сражались во время второй англо-бирманской войны (1852¬1853 г.г.), а после окончательного завоевания страны в 1885 году и включения ее в состав Британской колониальной империи имя генерала Бандулы стало одним из символов национально-освободительного движения. После получения в 1948 году независимости, в его честь были названы площадь и одна из улиц Янгона.
Интерес европейцев к бирманскому холодному оружию возник еще в 19 веке, хотя серьезных работ по этой теме до сих пор не создано. Отмечая многообразие форм да, исследователи обычно классифицируют их на две группы: утилитарно-бытовое оружие и боевые мечи. К первой категории относятся различные хозяйственные ножи, как, например, дамао — короткий нож с изогнутой рукоятью и изогнутым клинком, дахни — небольшой нож для надрезов на деревьях, используемый обычно для добывания смолы, идущей на изготовление лаков. В крестьянской среде встречается также дама — длинный нож типа мачете, получивший название по форме земельной собственности, поскольку лезвием такого ножа проводили линии, отмечавшие границы земельного надела.
У качинов распространен да с прямым, чуть расширяющимся и почти квадратным на конце клинком длиной 3538 см и рукоятью, сделанной обычно из корней бамбука, тика или эбенового дерева и искусно обмотанной побегами ротанга. Это оружие применяют при строительстве жилищ, рубке леса, им режут мясо, убивают змей, выкапывают лунки и борозды для посевов семян и клубней сельскохозяйственных растений, но могут использовать и как боевой меч. Его носят в бамбуковых ножнах, открытых с одной стороны, подвешенных на талии на ремне такой длины, чтобы можно было быстро выхватить меч и нанести удар. Именно этот тип да больше всего напоминает мачете, который был принят на вооружение в английских и американских войсках, воевавших во время второй мировой войны в Мьянме. По воспоминаниям участников войны, многие солдаты этих войск укорачивали свои 18-дюймовые мачете на четыре дюйма, чтобы они походили на местные да — оружие, более удобное и эффективное в тропических джунглях.
Не были обойдены вниманием и боевые качества бирманских мечей. И качинские да с тупым концом, и остроконечные мечи шанских народностей, и распространенные у некоторых племен нага узколезвийные да, отличаются острыми как бритва, лезвиями и довольно массивными и длинными рукоятями. Кроме того, они достаточно тяжелы, и требуется большое искусство при обращении с этим оружием. Между тем, как отмечал служивший в американском подразделении в Мьянме Ричард Данлоп, бирманский воин мог в мгновение ока одним ударом разрубить человека пополам. При этом разрез делался только от правого плеча к левой ступне, или наоборот, так как иное направление удара могло привести к тому, что меч переворачивался в руке.
С широким применением в XX-ом столетии огнестрельного оружия (а в Мьянме оно известно с 14 века) роль да как боевых мечей практически сошла на нет. Как раритеты хранятся ныне в музеях и частных коллекциях овеянные боевой славой мечи мьянманских генералов и окутанные магической аурой легенд королевские регалии и парадное оружие. Свою значимость мечи сохраняют, пожалуй, лишь в традиционных видах боевых искусств, интерес к которым в стране за последние десятилетия сильно возрос. Но это уже отдельная тема из истории холодного оружия Мьянмы.
thaing.ru
Меч-дха
Эндрю555 19-03-2010 09:12Доброго времени суток всем оружейникам.
Прошу простить, если моё сообщение не в тему, взгляните, не сочтите за труд, на интересный меч-дха из юго-восточной азии(19-й век, коли не лгут, резьба по кости на рукояти..).Не напоминает ли он в некотором роде японский клинок? Что скажите, друзья?
В некотором роде напоминает.
Foxbat 19-03-2010 22:43Глазастый ты… Еще напоминает выпрямленый обод от бочки.
Не в обиду топикстартеру, общего между этими двумя предметами очень мало.
Эндрю555 19-03-2010 22:47quote:
Не в обиду топикстартеру, общего между этими двумя предметами очень мало.
Что ж, и эта точка зрения, бесусловно, имеет право на существование.
Однако, Foxbat,не сердитесь, я не хотел вовсе обидеть Вас, поместив данное изображение клинка.
Foxbat 20-03-2010 12:10
Да какие тут обиды… просто ничем кроме самого общего очертания дха катану не напоминает, слишком много различий.
Ren Ren 20-03-2010 12:19quote:
———————————————————————————
Originally posted by Эндрю555:
Доброго времени суток всем оружейникам.
Прошу простить, если моё сообщение не в тему, взгляните, не сочтите за труд, на интересный меч-дха из юго-восточной азии(19-й век, коли не лгут, резьба по кости на рукояти..).Не напоминает ли он в некотором роде японский клинок? Что скажите, друзья?
[URL=http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/003100/3100110.jpg][/URL]
———————————————————————————
Тут вот какое дело… Такие дха делают и по сей день в Тайланде… По этому фото больше сказать трудно, кроме того, что меч этот церемониальный (на боевых не бывает такой тонкой резьбы на рукоятях). Общего с Японией только изгиб, который говорит, что это оружие для секущих ударов, ИМХО.
quote:
Тут вот какое дело… Такие дха делают и по сей день в Тайланде… По этому фото больше сказать трудно, кроме того, что меч этот церемониальный (на боевых не бывает такой тонкой резьбы на рукоятях). Общего с Японией только изгиб, который говорит, что это оружие для секущих ударов, ИМХО.
Вот это уже похоже действительно на конструктивное обсуждение.
Кста о кривизне японского меча: Тетсутака Сугавара с соавторами в своей книге «Айкидо и китайские боевые искусства» говорит, что кривизну клинка японцы позаимствовали у айну с их «кривыми» ножами, а те, в свою очередь, подчерпнули форму у тунгусов Сибири. Сугавара намекает, де,что кривизна японского меча имеет сибирские корни.
А вообще было бы интересно поглядеть в историческом аспекте пути расспространения форм и спосбов изготовления клинкового оружия по континентам…Ren Ren 20-03-2010 09:50
quote:
Originally posted by Эндрю555:
Кста о кривизне японского меча: Тетсутака Сугавара с соавторами в своей книге «Айкидо и китайские боевые искусства» говорит, что кривизну клинка японцы позаимствовали у айну с их «кривыми» ножами, а те, в свою очередь, подчерпнули форму у тунгусов Сибири. Сугавара намекает, де,что кривизна японского меча имеет сибирские корни.
А вообще было бы интересно поглядеть в историческом аспекте пути расспространения форм и спосбов изготовления клинкового оружия по континентам…
Кривой сабельный клинок появился в 7-ом веке где-то в степях на границе южной Сибири и Монголии. Это не далеко от мест обитания тунгусов, но сабля — изобретение всадника-степняка, а тунгусы изначально лесные жители.
К 7-му веку японцы уже лет 300 общались с китайцами и корейцами (от которых и позаимствовали большую часть оружейного комплекса) без всякого посредничества айнов.ORK CHIEF 21-03-2010 06:52
Вообще то — сабля не изобретение всадника, а изобретение кузнеца. Который может и был всадник-степняк, но мог быть и лесным жителем, теперь не разобратся.
Изгиб клинка у сабли ни для каких секущих ударов не предназначен, и а является следствием технологии.
Сабля произходит от однострых мечей, которые разпространились в Азии, не только в степях но и у уседлых народов. А одноострые мечи разпространились не потому що имеют каких то нибудь преимущества над обоюдоострых, а так как были дешевле.
Напомню, что в древности клинки сваривали из железа и стали. Сталь шла на лезвия, осталное делали из железа или нискоуглеродной стали.
Обоюдоострый меч делали как минимум из три полосы стали или стали и железа. При етом, так как у меча два лезвия, проходилось оба делать из стали, а на етого уходили слишком много стали, а сталь тогда была слишком дорогая. А вот на одноострый меч уходило ровно наполовину меньше стали, потому и он дешевле. Исспользуя одно и то же количество стали можно сделать один двуострый и два однострых мечей. Вот люди и предпочели иметь побольше мечей.
Далее — во время ковки и закалки одноострый клинок сам норовить изогнутся — приходилось спрямлять. А потом кто то решил не спрямлять клинок и сохранить изгиб. Так и появилась сабля.
И вопреки сложившемуся у многих мнению, сабля не имеет никакие преимущества по отношении прямых мечей. Для клинка важнее чтобы он имел правильную профилировку и правильное рсспределение масс. А там есть изгиб или нет — ето второстепенно.
OVM 21-03-2010 12:46Гипотеза интересная и увязывается с технологией того времени, НО! Имелись изогнутые клинки и более раннего периода, например махайра, фалката. И делались клинки не только сварные из железа и стали, а цельные тоже. ПМСМ.
Ren Ren 21-03-2010 22:28quote:
Originally posted by ORK CHIEF:
Изгиб клинка у сабли ни для каких секущих ударов не предназначен, и а является следствием технологии.А одноострые мечи разпространились не потому що имеют каких то нибудь преимущества над обоюдоострых, а так как были дешевле.
И вопреки сложившемуся у многих мнению, сабля не имеет никакие преимущества по отношении прямых мечей. Для клинка важнее чтобы он имел правильную профилировку и правильное рсспределение масс. А там есть изгиб или нет — ето второстепенно.
По поводу преимуществ сабли над прямым клинком (а равно и её недостатков) я не смогу объяснить лучше, чем Р.Ф. Бёртон в главе 7 «Книги мечей» (Pobert F. Burton «The Book of the Sword»).
Мой скромный опыт доказывает, что в таком жизненно важном деле, как оружейное, полёта творческой мысли гениального кузнеца совершенно недостаточно для того, чтобы новый вид оружия за 200 лет распространился от Японии до Балкан ORK CHIEF 22-03-2010 05:30
Сабля разпространилалась по той же причине що и автомат Калашникова — потому що более дешева.
Бертон писал следное:
Превосходство кривого лезвия для рубки легко доказать. При каждом рубящем движении удар приходит в цель под каким-то углом, и проникающая часть становится клином. Но этот клин расположен не под прямым углом к самому мечу: угол этот имеет больший или меньший наклон по отношению к изгибу, и, следовательно, разрубание производится более острым концом. Прилагаются рисунки двух рубящих оружий — ЯТАГАНА и прямого меча; эти рисунки доказывают, что если режущая кромка движется по прямой (АВ) по отношению к любому объекту (С), то она будет выполнять роль клина (D), четко измеряя ширину лезвия. Но изгиб выдвигает край вперед, и таким образом «полуслабая четверть» выполняет роль клина (Е), который длиннее и,, следовательно, острее, в то время как максимальная толщина клина (задней части клинка) является фиксированной. Таким же образом, если рубить еще ближе к острию, возрастающее искривление производит более протяженную и острую клиновидность (F).
Заметили — он говорит про преимущество ятагана, а не сабли?
И вообще — книга Бертона в наши дни немножко устарелая… Бертон очевидно не сравнивал профиль клинка средневековного меча с профилем клинка средневековней же сабли….
Вот тут немножко материала дял размышлений…
Вы, очевидно, пользуетесь русским переводом книги Burton; в английском оригинале он говорит не о ятагане а о Scymitar, и показывает картинку типичного персидского шамшира. Слово шамшир европейцы транскрибировали как сцимитар. Так что Burton Вам здесь не подмога, переводчик виноват.
А преимущество сабельного клинка над прямым для рубки неоспоримо; именно поетому сабля стала стандартным оружием кавалерии.
quote:Вообще-то прямые клинки с односторонней заточкой стали массово использоваться в той же Азии несколько позже сабель. Лет так на 300.
Originally posted by ORK CHIEF:
Сабля произходит от однострых мечей, которые разпространились в Азии, не только в степях но и у уседлых народов
quote:Извините, но — чушь полная. По ширине палаш не отличается от сарматского прямого меча, но у сармата по центру идет тонкая полоса стали, а с боков на нее наварены две более узкие полоски мягкого железа. Кимакская сабля куется из одной цельной заготовки, как и более поздний палаш. На односторонний меч металла уходит ненамного меньше, чем на двусторонний, и это более поздний вариант, когда железо без извратов научились ковать такого качества, что за одну схватку лезвие не тупилось настолько, что меч становилось невозможно использовать, и приходилось пускать в дело второе лезвие. Но. Массово с ковки в несколько слоёв (твердый в центре, два мягких — с боков) слезли веке так в 9-10 нашей эры, причем массово, и в Азии, и на Руси.
Originally posted by ORK CHIEF:
Обоюдоострый меч делали как минимум из три полосы стали или стали и железа. При етом, так как у меча два лезвия, проходилось оба делать из стали, а на етого уходили слишком много стали, а сталь тогда была слишком дорогая. А вот на одноострый меч уходило ровно наполовину меньше стали, потому и он дешевле. Исспользуя одно и то же количество стали можно сделать один двуострый и два однострых мечей. Вот люди и предпочели иметь побольше мечей.
quote:Вот-вот, если страна не находится в полной добровольной изоляции — 2 века это раза в три дольше, чем надо для того, чтобы удачный тип клинка распространился по всему континенту с Востока на Запад. Правда, это не говорит о том, что он станет массовым, все упирается в тактику и искусство рукопашной, а также в количество профессиональных военных. Наибольшее количество разнообразия форм и размеров клинкового оружия присутствует в тех странах, общественый слой которых подразумевает социальную прослойку именно воинов, причем постомственых, искуственно созданую, или естествено сложившуюся.
Originally posted by Ren Ren:
полёта творческой мысли гениального кузнеца совершенно недостаточно для того, чтобы новый вид оружия за 200 лет распространился от Японии до Балкан
quote:Оно прыгает от эпохи к эпохе, то массово многослойная, то снова в один слой, снова много слоев с разными свойствами…
Originally posted by OVM:
И делались клинки не только сварные из железа и стали, а цельные тоже.
OVM 22-03-2010 19:41
Хорошо! Когда профи излагает. Спасибо! (Думается так же , вот только знаний изложить не хватает.)
Drakon-444 22-03-2010 21:08А кто такой этот Бёртон? Просто в прикладных дисциплинах мнение одного толкового практика ценнее мнения миллиона гениальных теоретиков. Скажем к примеру снайпер ВОВ, который 4 года в окопах вшей кормил, про винтовки знать будет больше, чем десяток конструкторов, с чьими винтовками пришлось воевать (или против чьих). Правда при этом продвинутый практик не всегда скажет, ПОЧЕМУ одна лучше работает, а другая хуже. Есть официальное мнение мастера меча-фехтовальщика, победителя множества военных свалок и дуэльных схваток, который писал бы, что мастерски умеет и мечем и саблей, но предпочитает саблю?
iv2006 22-03-2010 21:47quote:
именно поетому сабля стала стандартным оружием кавалерии.
до истины далековато. В государствах, претендующих на звание супердержав Нового времени, сабля была стандартным оружием кавалерии всего чуть более ста лет, от Фридриха Великого до Вильгельма, опять таки, Великого. До того и после того клинки были преимущественно прямыеAllBiBek 22-03-2010 21:49
quote:Турция на роль супердержавы Нового времени подходит?
Originally posted by iv2006:
До того и после того клинки были преимущественно прямые
Foxbat 22-03-2010 21:52
Я думаю темы сабля против меча, меч против палаша, палаш против шпаги, шпага против катаны, катана против бейсбольной биты, бейсбольная бита против лома, лом против Глока и тому подобные уже обсуждались сотни раз. Сколько уже можно… ну посмотрите же архивы!
iv2006 22-03-2010 22:08quote:
Турция на роль супердержавы Нового времени подходит
Наверное, нет, Турция с конца 17 века уже тихо издыхала.
А мне вот как-то показалось, что прямой-кривой клинок — как-то взаимосвязано с тактикой, которой следует армия или род войск в своем историческом периоде. Жесткая линейная тактика — прямое оружие, наскок-отскок-манёвры — изогнутые клинки. Но это так, скорее поэзия. Фактами не подкрепить, скорее наоборот. К слову, монгольские сабли были прямые, даже легкий изгиб — редкость.
Harryflashman 23-03-2010 01:06Drakon444:
«Есть официальное мнение мастера меча-фехтовальщика, победителя множества военных свалок и дуэльных схваток, который писал бы, что мастерски умеет и мечем и саблей, но предпочитает саблю?»
Конечно же есть. Вот, к примеру, ета:
«History of the Saber in Poland»
(«Dzieje Szabli w Polsce»)
By Wlodzimierz Kwasniewicz
(Dom Wydawniczy Bellona, Warsaw, 1993)
guns.allzip.org
Длинноклинковое оружие Юго-Восточной Азии, XIX в.
Длинноклинковое оружие Юго-Восточной Азии, XIX в.
Клинковое оружие государств Юго-Восточной Азии базировалось, как правило, на китайских образцах, хотя существовали исключения. Если тибетский меч (рис. 352) в целом повторял классическую китайскую конструкцию прямых мечей, то цейлонская национальная сабля каста-не (рис. 351) была создана, по всей видимости, под влиянием европейского клинкового оружия.
Отдельного упоминания заслуживает тайский меч дха, широко распространенный, кроме Таиланда, в ряде прилегающих государств Юго-Восточной Азии. Меч дха мог существовать как в коротком варианте для использования одной рукой (рис. 354), так и быть удлиненным, предназначенным для боя двумя руками (рис. 355). Гарда у таких мечей, как правило, была слабовыраженная либо отсутствовала совсем. Иногда ее роль выполняло расширение рукояти у основания клинка. Клинок меча дха мог иметь острие, заточенное для колющих ударов, или предназначаться исключительно для рубки.
351. Сабля кастане, Цейлон, XIX в.
352. Тибетский меч, конец XIX в.
353. Короткий меч, Бутан
354. Короткий меч дха, Таиланд
355. Длинный меч дха, Таиланд
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
Меч ДХА .
antonkot 24-03-2014 20:19Уважаемые форумчане. Подскажите примерно , когда был сделан этот ДХА. Спасибо
antonkot 24-03-2014 20:20С долами и гнутой рукоятью, если бы был мой, я бы честно говорил, что середина-конец 19-го. А так и по таким фото — не ранее, чем первая половина 20-го.
antonkot 24-03-2014 20:53Является ли редкостью?
Норман 25-03-2014 12:08Подобные в основном относят к концу 19-го — началу 20-го. Не то чтобы редкий, скорее необычный. Но в этой необычности — деревянной рукояти, не очень частым железным деталям и непонятному долу, есть риск что этот предмет гораздо более поздний. Но не сувенир.
ArielB 25-03-2014 12:09Красивый.
Сколько годочков ему, — не знаю. Но думаю, что до ВМВ. С возрастом всегда проблема: при покупке вещи всегда на век моложе, чем при продаже 🙂
Особенно элегантно дерево: тропическое, такое идёт на ножны и рукоятки индонезийских ( и таиландских, кстати) крисов. Часть раттановых перевязок потерялась, но я бы не пытался восстановить.
Металл на ручке похоже сталь. Так или нет? Это не очень часто: больше латунь или серебро ( на более богатых).
Сказать, что редкость, — нет, но повесить на стенку с уважением явно стоит.
Поздравления!
Очень симпатичный. Точно не сувенирка.
antonkot 25-03-2014 22:09Всем спасибо, за участие в обсуждение.
Южноуралец 27-03-2014 21:57Не сувенир! А возраст — едва ли полвека будет! Азиаты такие выдумщики!
antonkot 15-04-2014 21:07Приятная деталь
ArielB 16-04-2014 03:15Да. Но не решающая: монету присобачить можно в любое время.
PAULIUS 16-04-2014 17:17Есть один у меня, с концом под прямым углом. Был ржавый слегка, когда расчистил, обнаружился хамон, как на японских клинках. Такие они затейники.
guns.allzip.org
Dha (меч) • ru.knowledgr.com
Dha (также записанное тире или darr) является бирманским словом для «ножа». Термин dha традиционно использован, относятся к большому разнообразию ножей и мечей, используемых многими людьми через Индокитай, особенно современная Мьянма (Бирма), Таиланд, Юньнань, Лаос, Камбоджа и Вьетнам.
Происхождение
Широкое использование и распространение dha через Юго-Восточную Азию мешают приписывать категорическое происхождение.
Бирманцы двинулись в Юго-Восточную Азию с северо-запада (настоящий момент Индия), прохождение думало Ассам, включая область во власти людей Naga под названием Нагаленд. dha и его варианты были возможно получены из дао Naga, палаша, используемого людьми Naga северо-восточной Индии для рытья, а также убийства. Оружие Naga было толстой, тяжелой, рапирой восемнадцать дюймов длиной со скосом вместо пункта, и эта форма лезвия найдена на некотором dha. Альтернативно, dha может возникнуть с людьми Тая, которые мигрировали в область от того, что мы знаем сегодня как провинцию Юньнань в южном Китае. Кхмер и народы в понедельник были хорошо установлены перед прибытием Тай или бирманцы; возможно, они изобрели dha (рельеф 13-го века, обнаруженный в Angkor, изображает dha). История области включает много периодов где один или другие из этих групп, над которыми доминируют, взяв с собой их культуру, включая их оружие, в завоеванные области.
Подобные условия существуют в окружающем пространстве с немного отличающимися значениями. Китайский дао слова (dou на кантонском диалекте) нож средств, но может относиться к любому планочному оружию только с одним краем. На бенгальском языке дао — нож шесть дюймов длиной. Из Гималаев, распространения дао в Юго-Восточную Азию, где это вошло в свою существующую форму. В то время как это объявлено dha на бирманском языке, среди кхмерских спикеров это известно как дао, и некоторые полагают, что это связано с малайскими словами pedang и sundang, означая меч. Сам dha называют Краби на тайском языке, но эквивалентный тайский термин — daab (ดาบ), который обычно относится к прямому мечу двойного края. Родственный термин, dap, означает меч на длинной рукоятке на малайском языке.
Анатомия
Dha варьируются значительно согласно местности, но они разделяют несколько особенностей определение их кроме другого оружия и инструментов области. Эти особенности — круглая власть поперечного сечения, длинное, мягко изгибающееся лезвие (иногда вверх, другие времена вниз в направлении использования) с единственным краем и никакой охраной. Ножи и мечи с этими особенностями рассматриваются этническими группами области как то, чтобы иметь единственный тип, хотя с изменениями, являющимися результатом местного стиля и традиции.
Есть большое количество возможных форм для наконечника, с upswept, downswept, согласовано — прочь и подобные копью варианты все находимые. Лезвия часто надписываются, который может колебаться от отметки простого производителя до довольно запутанных проектов, которые могут также показать инкрустации.
Рукоятки колеблются от ручной ширины до довольно долго. Отношение длины лезвия/рукоятки 2:1 весьма распространено. Несмотря на эти длинные ручки, большинство dha предназначается для сделанного без посторонней помощи использования, хотя некоторое двурукое оружие существует. Охранники малочисленные, если существующий вообще. У тайского daab может быть охрана, подобная tsuba японской катаны. У montagnard dha может быть охрана, которая только превышает диаметр ручки, и они могут быть расценены больше как распорная деталь. Строительство рукоятки значительно различается в зависимости от типа и области или происхождения. Рукоятки колеблются от простой древесины, возможно обернутой в ротанговую пальму или покрытой кожей луча, к продуманно обработанному серебру и слоновой кости. Бьет может или может не присутствовать. Ножны сделаны из двух полос древесины, часто бамбук, обеспеченный метал-группами, ротанговая пальма (например, «деревня» dha), или полностью обернули в металл
Подтипы
- Nghat Kyee Taung Dha: единственный меч края с острым пунктом, главным образом используемым в древних полях битвы Мьянмы.
- Dha-hmyaung: кинжал.
- Dha-фаэтон: длинный изогнутый меч.
- Dha-lwe: dha-фаэтон, который носят через плечо в ножнах.
- Dha-мама: вертолет или секач.
- Dha-mauk: шелуха или сервисный нож.
См. также
Внешние ссылки
- Архив исследования Dha
- Мечи континентальной Юго-Восточной Азии
ru.knowledgr.com
Мечи
Мечи- Строение меча (справа), схематично.
- Эфес
- Клинок
- Навершие
- Рукоять
- Гарда (перекрестье)
- Лезвие
- Острие
Поперечные сечения клинков. Существует огромное разнообразие форм сечений. Она обычно зависит от назначения оружия, но многие формы появились в результате попыток сделать клинок достаточно жестким и как можно более легким. Тут показаны некоторые двухлезвийные (1, 2) и однолезвийные (3, 4) варианты решения этой проблемы.
Форма клинка. Клинки мечей имеют три основные формы, каждая со своими преимуществами. Прямой клинок (а) лучше всего подходит для укола. Изогнутый назад клинок (b) наносит глубокую резаную рану. Изогнутый вперед клинок (с) эффективен при нанесении рубящего удара, особенно когда он имеет расширенную и тяжелую верхнюю часть. Гражданские лица при выборе клинка обычно руководствовались веяниями моды, военные пытались найти идеальный клинок, одинаково эффективный для нанесения и рубящих, и колющих ударов.
Мечи (сабли) Африки и Ближнего Востока
Включают мечи из Африки, Турции, Ирана, с Ближнего Востока и юга бывшего СССР. В большинстве этих регионов меч — распространенное оружие, но в Африке он редок и с трудом поддается датированию. Большинство этих мечей попало в западные музеи и на коллекционный рынок благодаря путешественникам XIX — начала XX вв.
- Африканские мечи (слева)
- Двухлезвийный меч из Габона, Западная Африка. Тонкий клинок из стали, рукоять обмотана латунной и медной проволокой.
- Такоуба, меч туарегов Сахары.
- Флисса, меч кабилов из Марокко. Однолезвийный клинок украшен гравировкой и инкрустацией латунью.
- Каскара, прямой двухлезвийный меч народа багирми из Сахары. По стилю он близок к суданским мечам.
- Двухлезвийный меч восточно-африканских масаев. Клинок имеет ромбическое сечение, гарда отсутствует.
- Шотел, двухлезвийный меч из Эфиопии с двойным изгибом клинка. Серповидный конец предназначен для поражения противника за его щитом.
- Суданский меч с характерным прямым двухлезвийным клинком и крестовидной гардой.
- Арабский меч XVIII в. Клинок предположительно европейского происхождения. Серебряный эфес позолочен.
- Арабский меч из Лонголы, Судан. Двухлезвийный стальной клинок постепенно суживается, украшен геометрическим орнаментом и изображением крокодила. Рукоять из эбенового дерева и слоновой кости.
- Мечи (сабли) Ближнего Востока (справа)
- Килидж, турецкая сабля. У этого экземпляра клинок XV в., а эфес XVIII в. Обычно у вершины клинок килиджа имеет елмань — расширенную часть с прямой спинкой-лезвием.
- Ятаган в его классической форме. Турецкое оружие с изогнутым вперед однолезвийным клинком. Костяная рукоять имеет большое навершие, гарда отсутствует.
- Турецкий ятаган с цельной серебряной рукоятью и клинком, украшенным кораллами.
- Саиф, изогнутая арабская сабля с характерным навершием. Распространена везде, где жили арабы.
- Шашка, сабля с Кавказа. Имеет черкесское происхождение, позднее широко применялась в русской кавалерии. Персидский клинок этого экземпляра датирован 1819 г.
- Кинжал, оружие с Кавказа, мог достигать размеров короткого меча, который представлен здесь.
- Шамшир в своей типичной форме. Классическая персидская сабля с изогнутым клинком и характерной рукоятью.
- Персидский шамшир с волнистым клинком и стальной рукоятью с золотой инкрустацией.
- Кваддара. Так иногда называют большой кинжал. Рукоять из рога, клинок с травлением и золотой насечкой.
Мечи Индийского субконтинента
Этот регион (Индия и смежные области) богат разными типами мечей. Здесь изготавливали лучшие в мире стальные клинки с самыми роскошными украшениями. Часто трудно дать верное название некоторым образцам этого оружия, определить время и место их изготовления, так как основательное их изучение еще впереди. Приведенные даты относятся только к изображенным экземплярам.
- Чора, или хайбер, тяжелый однолезвийный меч афганцев и пуштунов с афгано-пакистанского пограничья.
- Тулвар или талвар. Индийский меч с изогнутым клинком и характерной рукоятью с дисковидным навершием. Мусульманский экземпляр из Северной Индии XVII в.
- Тулвар с широким клинком, оружие палача. Северная Индия. XVIII-XIX вв.
- Тулвар со стальной рукоятью в пенджабском стиле с предохранительной дужкой. Индаур, Индия. Конец XVIII в.
- Кханда с позолоченной стальной рукоятью в «староиндийском» стиле. Клинок прямой, обоюдоострый. Непал. XVIII в.
- Кханда более типичной формы. Рукоять в стиле «индийская корзина» с отростком для захвата обеими руками. Народ маратхи. XVIII в.
- Сосун паттах. Рукоять в стиле «индийская корзина». Изогнутый вперед усиленный клинок имеет одно лезвие. Центральная Индия. XVIII в.
- Южноиндийский меч со стальной рукоятью, квадратным деревянным навершием и изогнутым вперед клинком. Мадрас. XVI в.
- Меч из храма народа наяр с латунной рукоятью и обоюдоострым стальным клинком. Танджавур, Южная Индия. XVIII в.
- Южноиндийский меч со стальной рукоятью и обоюдоострым волнистым клинком. Мадрас. XVIII в.
- Пата, индийский меч с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищала руку до предплечья. Украшен гравировкой и позолотой. Ауд (теперь штат Уттар-Прадеш). XVIII в.
- Адъяр катти типичной формы. Короткий тяжелый клинок, изогнутый вперед. Рукоять серебряная. Кург, Юго-Западная Индия.
- Зафар такех, индийский меч — атрибут властителя на аудиенциях. Навершие имеет форму подлокотника.
- Фиранги, что означает «чужой». Это название применялось индийцами для европейских клинков с индийскими рукоятями. Здесь изображен маратхский меч с немецким клинком XVII в.
- Двухлезвийный двуручный меч с полыми железными навершиями. Центральная Индия. XVII в.
- Кора типичной формы. Клинок, изогнутый вперед, имеет одно лезвие с «оттянутой» вершиной. Непал. XVIII в.
- Кукри с длинным узким клинком. Был распространен в XIX в. Непал. Около 1850 г.
- Кукри с железной рукоятью и клинком изящных очертаний. Непал. Предположительно XIX в.
- Кукри, бывший на вооружении индийской армии во 2-й мир. войне. Изготовлен подрядчиком в Сев. Индии. 1943 г.
- Рам дао, меч, который в Непале и Сев. Индии применяли для жертвоприношений животных. Известны многие экстравагантные формы этого оружия.
Мечи Дальнего Востока
- Дао, меч качинов из Ассама. Данный образец демонстрирует самую распространенную форму из многих известных в этом регионе.
- Дао, или нокланг, двуручный меч народа кхаси из Ассама. Рукоять железная, отделка из латуни.
- Дха, однолезвийный меч из Мъянмы. Цилиндрическая рукоять покрыта белым металлом, клинок инкрустирован медью и серебром.
- Кастане, меч из Шри-Ланки с резной деревянной рукоятью и стальной предохранительной дужкой. Украшен инкрустацией серебром и латунью.
- Китайский однолезвийный железный меч. Рукоять — обмотанный шнуром черешок клинка.
- Талибон, короткий меч филиппинских христиан. Деревянная рукоять оплетена тростником.
- Баронг, короткий меч (нож) народа моро из Филиппин и малайзийского штата Сабах (север острова Калимантан).
- Мандау, по-малайски паранг ихланг. Меч даяков — охотников за головами на Калимантане.
- Паранг пандит, меч морских даяков из Юго-Восточной Азии с однолезвийным, изогнутым вперед клинком.
- Кампилан, однолезвийный меч моро и морских даяков. Резная деревянная рукоять.
- Клеванг, меч с острова Сула-веси (Индонезия). Однолезвийный клинок с характерной резной деревянной рукоятью.
Европейские мечи бронзового века и раннего железного веков
История европейского меча, как и кинжала, — это процесс не столько функционального улучшения оружия, сколько его изменения под воздействием моды. Конечно, на смену бронзе и железу пришла сталь, и мечи приспосабливали к новым теориям боя, но никакие нововведения не приводили к полному отказу от старых форм.
- Бронзовые и ранние железные мечи
- Короткий меч из Центральной Европы раннего бронзового века, рукоять и клинок соединены клепкой.
- Изогнутый однолезвийный короткий меч из Швеции. 1600—1350 гг. до н.э. Изготовлен из одного куска бронзы.
- Греческий бронзовый меч гомеровских времен, ок. 1300 г. до н.э. Найден в Микенах.
- Длинный цельный бронзовый меч с одного из островов Балтики. 1200—1000 гг. до н.э.
- Центрально-европейский меч позднего бронзового века, так называемый «антенный». 850-650 гг. до н.э.
- Железный меч гальштатской культуры. Австрия. 650-500 гг. до н.э. Рукоять из слоновой кости и янтаря.
- Железный меч греческих гоплитов — тяжеловооруженной пехоты. Около VI в. до н.э.
- Железный однолезвийный меч из Испании. V—VI вв. до н.э. Мечи такого типа использовали также в классической Греции.
- Железный клинок меча латенской культуры. Около VI в. до н.э. Найден в Швейцарии.
- Железный меч с бронзовой рукоятью из Акуилеи, Италия. Около III в. до н.э.
- Галльский железный меч с антропоморфной бронзовой рукоятью. Департамент Об, Франция. Около II в. до н.э.
- Железный меч с бронзовой рукоятью, украшенной эмалью. Камбрия, Англия. Около I в.
- Железный римский гладиус, короткий меч легионеров. Начало I в.
- Римский гладиус позднего типа с параллельными краями и укороченным острием. Помпеи. Конец I в.
Европейские мечи Средних Веков
Меч был ценным оружием в течение всего раннего средневековья, особенно в Северной Европе. Многие скандинавские мечи имеют богато украшенные рукояти, а исследование с помощью рентгена позволило установить высокое качество их сварных клинков. В противоположность этому, позднесредневековый меч, несмотря на свой высокий статус рыцарского оружия, часто имеет простую крестовидную форму и простой железный клинок; лишь навершие давало некоторый простор для фантазии мастера.
Раннесредневековые мечи изготавливали с широкими клинками для нанесения рубящего удара. С XIII в. началось распространение узких клинков для колющего удара. Полагают, что это было вызвано возросшим использованием лат, которые легче пробить именно колющим ударом в места сочленений.
Формы наверший (справа). Для улучшения балансировки меча на конце рукояти крепили тяжелое навершие как противовес клинку.
- Грибовидное
- В форме, напоминающей чехол для чайника
- В форме американского ореха
- Дисковидное
- В форме колеса
- Треугольное
- В форме рыбьего хвоста
- Грушевидное
- Средневековые мечи
- Широкий однолезвийный меч из железа. Найден в болоте. Дания. 100-300 гг.
- Двухлезвийный железный меч с бронзовой рукоятью и оковками ножен. Дания. 400— 450 гг.
- Однолезвийный меч викингов. Норвегия. Около 800 г.
- Двухлезвийный железный меч из Скандинавии. IX или Х в.
- Немецкий двухлезвийный меч с навершием в форме американского ореха. 1150— 1200 гг.
- Английский фолчен 1260— 1270 гг., хранящийся в кафедральном соборе Дарема. Короткий тяжелый меч с искривленным лезвием. Тылье клинка может быть прямым, изогнутым или скошенным около острия.
- Двухлезвийный меч с треугольным навершием рукояти. Около 1380 г.
- Меч бастард. Около 1380 г. Эти мечи имели длинную рукоять, позволявшую в случае необходимости держать оружие обеими руками, и назывались еще полутораручными.
- Французский меч конца XIV в. Суживающийся клинок предназначен для колющего удара.
- Итальянский меч конца XIV в. со скобой для указательного пальца. Такая гарда облегчала пользование оружием.
- Испанский меч с двумя скобами для пальцев. Конец XV в.
Мечи эпохи Возрождения и XVII в.
В XVI—XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии. Значительно усложнилась гарда, так как использование защитных доспехов (в том числе латных рукавиц) шло на убыль. Появились рапиры.
- Двуручные и полутораручные мечи (слева)
- Южно-немецкий полутораручный меч начала XVI в. со спиральным навершием и изогнутыми кпереди «усиками» гарды.
- Немецкий двуручный меч, в сечении клинка — уплощенный ромб. Начало XVI в.
- Немецкий (боршверт или першверт — колющий меч без лезвия. В сечении клинка — ромб. Первая половина XVI в.
- Шотландский двуручный меч клеймор или клейдхим мор середины XVI в.
- Немецкий полутораручный меч 1540-1580 гг. Клинок однолезвийный, нижняя треть обоюдоострая.
- Одноручные мечи XVI-XVII вв. (справа)
- Чинкведеа, итальянское оружие, укороченную разновидность которого использовали как кинжал. Около 1500г.
- Кацбальгер («забияка») — двухлезвийный меч с горизонтальной S-образной гардой. Оружие ландскнехтов — немецких наемников XVI в.
- Меч шведского короля Густава Вазы. Сделан в Германии примерно в 1550 г. (Арсенал, Стокгольм).
- Чиавона, двухлезвийный меч со щитком — «корзинкой» на эфесе. Около 1600 г. Этот стиль зародился в Венеции.
- Шотландский двухлезвийный бродсод — широкий меч с плетеной гардой. Около 1610г.
- Швейцарская сабля середины XVII в. с характерной открытой гардой.
war-warriors.narod.ru