Как появился русский народный костюм
Мало кто знает о том, что русский народный костюм имеет богатую историю, первые его элементы берут начало еще с дохристианской эпохи, поэтому тесно переплетаются с языческими верованиями и архитектурными особенностями Древней Руси. Давайте углубимся в описание русского народного костюма.
Какой он: русский народный костюм
Безусловно, костюм для женщин более яркий, красивый и интересный. Его действительно хочется рассматривать. Именно в русском народном костюме заложены все современные представления о женственности, нежности, красоте и умении хранить и чтить семейные традиции. Каждая девушка на Руси с огромным трепетом относилась к своему одеянию, стараясь сделать его уникальным за счет прикладного искусства и вышивки. Итак, основные элементы, которыми представлен традиционный русский народный костюм, сложились еще в Древней Руси. Итак, основой являлась длинная рубаха в пол прямого кроя с широкими рукавами. Шили ее из плотного полотна, как правило, она играла роль и нижнего белья.
Так вот русская крестьянка надевала такую рубаху, украшенную вышивкой на рукавах, плечах и подоле. Поверх рубашки надевался однотонный сарафан и передник. Каждая девушка с особым трепетом подходила к созданию своего костюма, готовила его заранее, используя все вои навыки.
Детали русского народного костюма
Сарафан по праву считается основным элементом национального костюма для женщин. Если наряд предназначался для праздного торжества, то сарафан дополняли с нарядной рубахой и передником. Каждая местность носила сарафаны своего фасона и расцветки. Так, скажем, на юге, девушки отдавали предпочтение насыщенному алому оттенку, а вышивку выполняли золотой и жемчужной нитью.
Безусловно, если говорить о головном уборе, то это – кокошник. Что он представлял собой? Плотная шапочка различной формы, украшенная вышивкой, камнями и пайетками. Девушки довольно часто дополняли свои образы обручами и цветными лентами, вплетаемыми в косы. Кстати примечательно, что незамужние девушки могли себе позволить, как косу, так и распущенные волосы ВТО время, как замужние дамы обязательно собирали свои роскошные локоны.
Аренда русских костюмов поможет провести яркую, красочную и колоритную фотосессию. В настоящее время фотосессии в национальной одежде стали невероятно популярными, а все потому, что они помогают окунуться в историю, познакомиться ней поближе.
@Домашний HAND-MADE
hmhome.ru
Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев
Этим летом мне посчастливилось детально ознакомится с традиционными костюмами народов России. И посетила меня не новая, впрочем, но актуальная для меня мысль: кутюрье во всем мире вдохновляются народным костюмом, его традициями, многие иностранные дома моды делали коллекции по мотивам не только своего национального костюма, но и в русском стиле, так и нам, мастерам из России обязательно надо изучать свои традиции, вдохновляться ими и создавать на их основе современные творения.
Маленькая ремарка. В детстве я почему-то очень не любила наш национальный костюм. В доме были книги с фотографиями. Я их рассматривала и думала, что же эти крестьянские одежды такие аляповатые, безвкусные, слишком много всего — и цвета, и узоров, и как капуста все одно на другое. То ли дело ансамбль «Березка», или персонажи мультфильмов или фильмов-сказок Ромма. Наверное, это сказочные костюмы, думала я, придуманные. Ан нет, и такие костюмы были.
Как в детстве, так и сейчас я в восторге от душегрей, венцов, кокошников. А сейчас и народный крестьянский костюм стал нравиться. То ли вкусы меняются, то ли с опытом и знаниями пришло понимание тонкости работы и вкуса народных мастеров.
Поэтому, будучи в Русском музее в Петербурге, я не ограничилась просмотром картин известных художников, а зашла в залы прикладного искусства и получила массу вдохновения и эстетического наслаждения. К сожалению, с собой был только планшет и фото я делала исключительно для себя, но я решила также поместить эти фото, заранее прошу прощения за их качество.
Все представленные фото сканированы из каталога выставки. Вдохновляйтесь и используйте в своих работах!
г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века.
Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка.
Ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание.
Ожерелье: колотый перламутр, стеклянные бусины, льняная нить, шелк; плетение, низание.
Каптур(двуух): конец XVII в. бархат, мех соболя, тафта, шелковая лента, золотые нити и шнур, фольга; ручное золотое шитье.
Такую шапочку прям очень хочется 🙂
Кокошник: Тверская губерния, вторая половина XVIII в., бархат, ситец, золотые нити, галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр; золотое шитье, низание.
Кокошник: вторая половина XVIII в. узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и хлопчатобумажный шнуры; низание.
Кокошник: Псковская губ. конец XVIII в. ткань полушелковая, холст, колотый перламутр; низание.
Платок: первая половина XIX в. тафта, золото-серебряные нити, бить, канитель, блестки, золотная бахрома; вышивка.
Сорока: Тверская губ. (тверские карелы) начало XIX в. холст, ситец, бархат, парча, золотные нити и галун, тесьма, блестки; золотное шитье.
Венец: Архангельская губ., сер. XVIII в. колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые; низание.
(Прям как у царевны Лебедь).
Венец: Архангельская губ. XIX в. кумач, шелк, набойка, золотные нити, блестки, тесьма из бити, цветные стекла, бисер, стеклярус, мишурный галун, золотное кружево, шелковые ленты, золотное шитье по карте; низание.
Девичья головная повязка-лента: Ярославль вторая пол. XIX в. шелк узорный, набойка, золотные галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, металл; низание.
Косники (украшение на косу): вторая пол. XVIII в. бархат, шелк, золотная нить, парча, канитель, золотное кружево и бахрома, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, желтый и белый металл; золотное шитье и низание.
Кокошник: Олонецкая губ. (Поволжье) вторая пол. XIX в. золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити; низание.
Сборник: конец XVIII в. парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.
Сборники: Костромская и Вологодская губ. XIX в. холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, конский волос, дутые бусины, цветные стекла; золотное шитье, низание.
Ожерелье-перло: Новгородская губ. вторая пол. XIX в. бисер, стразы, хлопчатобумажная ткань, шелк, металл, конский волос; вышивка, низание.
Не удержалась 🙂 Фото сарафана целиком. Ну, прям классный джинсовый сарафан, хоть сейчас носи 🙂
Платок: Владимирская губ. конец XIX в. крашение кумачовой; ручная набивка.
Женское шейное украшение-ожерелок: Тульская губ. конец XIX — начало XX в. бархат, хлопчатобумажная ткань, стекло, пластмассовые пуговицы, металл; вышивка, низание.
Женские нагрудные украшение — гарус и грибатка: Воронежская губ. середина XIX в. шерсть, бисер, металл, стекло, шерстяные и металлические нити: плетение, низание, вышивка.
Пензенская губ. конец XIX -—начало XX в. (мордва-эрзя) Набедренное украшение — пулогай: холст, шерстяные нити, бисер, раковины каури, медные жетоны.
Нагрудная застежка — сюльгам: медь, проволока, бисер, бусины, цепочки, жетоны, пуговицы.
Женский головной убор — панго: луб, кашемир, бисер, позумент, блестки, цепочки, жетоны, пуговицы; вышивка.
Наплечное украшение — баяравань крганя: бисер, бусины, жетоны; низание.
Вятская губ. конец XIX в. (луговые марийцы) Нагрудное украшение — шушер: холст, кумач, картон, монеты, пуговицы, бисер, раковины каури, металл, коготь волка.
Женское поясное украшение — упике: первая пол. XIX в. шерсть, ситец, бисер, бусины, латунные трубки, раковины каури; ткачество.
Чувашия, вторая пол. XIX в. (чуваши) Нагрудное украшение — шулкеме
(Крупное фото, к сожалению, на целый разворот, так что в комплекте с рубахой. Но здесь важна скорее его форма.)
Женское нагрудное украшение: сатин, бисер, раковины каури, жетоны, бусины; плетение.
Татария (южные удмурты) Нагрудное украшение: конец XIX в. ткань, золотая тесьма, монеты, стекло. Шейное украшение: ткань, кораллы, монеты, шелковые ленты, позумент, пуговицы, раковины каури, две ювелирные подвески с сердоликами. Шейное украшение: кораллы, монеты, бусины, раковины каури.
И это только европейская часть России, а какое разнообразие цветов, материалов, техник, дизайна (если можно так выразиться).
Ну, и в завершении, немного фото из залов прикладного искусства Русского музея. Есть очень похожие изделия, но можно их увидеть несколько в трехмерном изображении. А еще есть серьги.
Что касается собственно выставки «Праздничная одежда народов России», то тут я узнала очень много нового о национальном костюме, а что-то стало просто открытием. Как мастер, занимающийся в первую очередь бижутерией и аксессуарами, я, конечно сделала акцент на украшениях, головных уборах, поясах костюмов народов европейской части России. Если кому-то будет интересна одежда в целом, пишите в комментариях, подготовлю отдельную публикацию.
Много еще, конечно, интересного в костюмах народов Севера и Кавказа, украшений, как таковых, на выставке не было представлено, зато сама одежда очень богато и интересно украшена. Но это тема для отдельной статьи.
www.livemaster.ru
Традиции русского народного костюма
Оглавление
Введение
Глава 1. «Из глубины веков»
Глава 2. Русский народный костюм
2.1 Рубаха
2.2 Штаны
2.3 Сарафан
2.4 Верхняя одежда
2.5 Пояса
2.6 Головные уборы
2.7 Обувь
2.8 Детский костюм
2.9 Обрядовая одежда
Глава 3. Знаки и символы русской вышивки
Заключение
Список литературы
Народный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.
На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.
Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские, женские, детские захоронения, многие сотни которых обнаружены и исследованы учёными на всей территории расселения древних славян.
Погребальный обычай наших пращуров требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причём для женщин и девушек это был, как правило, свадебный наряд.
Металлические, самоцветные, стеклянные элементы таких нарядов — пряжки, бусы, пуговицы — попадали в землю более или менее целыми даже в том случае, если тело предавали огню. Но, к счастью для современной науки, погребальный костёр устраивали не всегда, и во многих могилах сохранились настоящие комплекты амулетов, украшений и всевозможной «галантереи». По тому, как они расположены на костях древних скелетов, учёные делают выводы о древних костюмах.
От долгого лежания в земле обувь превращается в бесформенные комки, а ткань, в лучшем случае, становится тёмно-коричневой. Нужна специальная обработка, чтобы драгоценные клочки не погибли, извлеченные наружу. Однако со временем в руках учёных оказывается почти прежняя туфелька или сапожок, а современная техника помогает выяснить, из каких нитей была соткана материя и частицы какого красителя на ней остались. Существуют и методы, позволяющие установить «возраст» находки — иногда с точностью до нескольких лет.
И всё-таки было бы очень трудно, почти невозможно собрать из клочков полуистлевшей ткани целый костюм, если бы не изображения, сохранившиеся до наших дней или воскресшие под руками реставраторов на фресках древних соборов, на миниатюрах рукописей, камне и дереве языческих и христианских священных изваяний. Конечно, их создатели запечатлели в первую очередь знатных людей своей эпохи или вовсе мифологических персонажей, к тому же рисунки и скульптуры зачастую весьма схематичны. И, тем не менее, эту возможность увидеть прошлое трудно переоценить.
Подобный шанс дают нам и памятники литературы, в которых сохранились описания одежды.
И, наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может дать народный костюм, кое-где перекочевавший из бабушкиного сундука на витрины музеев. Понятно, здесь необходима разумная осмотрительность, ведь на протяжении веков народный костюм хоть и медленно, но всё же менялся.
В Прикамье одновременно с формированием русского населения происходит распространение северно-русского и среднерусского комплектов одежды, впоследствии они долго оставались определяющими в сельской и городской среде.
Материалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные льняные и конопляные холсты, узорные льняные пестряди[1] и набойки[2] , сукно из овечьей шерсти.
В крестьянской среде однотонные холсты называли портянными, пестрядь в мелкую клетку — сарапинокой, сукно — пониточина[3] .
Помимо ткани для изготовления одежды использовали кожу, овчину, меха.
Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером. Одежда была повседневная и праздничная — богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли — косоворотка.
Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. По мнению древних следовало «обезопасить» все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.
Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.
Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.
Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки». Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша. В Прикамье порты шили из полосатой пестряди.
Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII в. носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. «Сарафан — собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово «сарафан» произошло от иранского «sarapa» — одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами» [6, с.28].
В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII в. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII в. Начиная с XIX в. и до 20-х годов ХХ в. сарафан служил праздничной, будничной, рабочей одеждой крестьянства. Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.
Известно огромное разнообразие типов сарафанов, при этом в каждой губернии могли одновременно бытовать несколько разновидностей. Все типы можно условно разделить на четыре большие группы по конструкции (крою), начиная с самого древнего.
Глухой косоклинный сарафан, известный в разных губерниях под названиями саян, ферязь, глухарь, сукман, дубас. Первоначально этот тип сарафана имел туникообразный крой, при котором перед и спинка сарафана формируются из одного полотнища ткани, перегнутого пополам. Округлая или прямоугольная горловина вырезалась по сгибу, иногда дополнялась небольшим нагрудным разрезом спереди по центру. С боков подставлялись многочисленные продольные клинья. Такие сарафаны в основном шились из домоткани — красного сукна, черной и синей шерсти домашнего изготовления, — а также из белого и синего холста. Такие сарафаны украшались обшивками кумача или крашенного холста на вырезе ворота, проймах и подоле.
mirznanii.com
Анализ русского народного костюма
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение …………………………………………………………………………….2
Глава 1. Основные черты русского народного костюма ………………………3
1.1.Виды одежды и особенности кроя …………………………………………….3
1.2.Цвет — язык народаи украшения, отделка…………………………………………………4
Глава 2. Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов…………..6
Глава 3. Функциональность одежды и народные традиции……………………10
Глава 4. Традиции и современность……………………………………………..13
Заключение ……………………………………………………………………….14
Использованная литература………………………………………………………15
Введение.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда , прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей . Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.
На формирование состава, покроя , особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах.
Глава 1. Основные черты русского народного костюма
1.1.Виды одежды и особенности кроя
Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы , определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.
Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.
Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками ( полики, ластовицы ). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика. К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.
Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя , с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках.
Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.
Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями.
Особую роль в решении композиции костюма играют головные уборы. Женский головной убор в своих формах и декоре тоже сохраняет архаичные черты
1.2 .Цвет — язык народа и украшения ,отделка.
Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова “красно солнышко”, “весна-красна”, “красна девица” и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежды из красной ткани (сарафаны, понёвы ), вышивка красными нитками. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим.
Декоративный убор народного костюма может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как зеленый, синий, оранжевый, желтый. Общее колористическое решение народной одежды зависит от пропорций частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения площадей орнаментации и фона.
Украшения и отделка.
Украшение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканный узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями.
Для использования узора в большинстве случаев применялось сразу несколько видов вышивальной техники. При всём многообразии вышивальных приёмов народные вышивки на одежде отличаются необычайной согласованностью художественного замысла и технического исполнения. Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой.
Итак, к наиболее общим особенностям, характерным для костюма периода VII-XIX веков, можно отнести следующее:
а) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчеркнута обувью – плетёнными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами – туфлями, которые иногда надевались на семь – восемь пар толстых шерстяных чулок;
б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;
в) использование домотканой, а позднее фабричной ткани , отделка вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов;
г) большое значение головного убора в решении композиции костюма.
Все эти черты имеют большое значение для художника-модельера как принципы, которыми необходимо руководствоваться в творчестве. Следует обратить внимание на свойства народного костюма, такие, как форма и покрой костюма, линии силуэта, конструктивные линии, представляющие интерес с точки зрения не только рациональности, но и красоты. Это также убранство народной одежды, цвет, техника узора, чувство материала и т.д. Именно эти черты народного костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”. Народные мотивы – это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.
Глава 2. Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов.
Народный костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания использовались в моделировании ХХ века. Как же осуществлялась связь народного костюма с моделированием одежды, в каких формах она проявлялась, как работали художники? Образцы современного костюма не хранятся в музеях, как, например, керамика. Сведения о моделировании прошлых времен можно найти лишь на страницах различных модных журналов.
1930-е — время расцвета национальных культур, время развивающегося интереса к народному декоративному искусству. Вместо моделирующих лабораторий во главе моды становиться Московский Дом моделей, объединивший лучших художников-модельеров. В эти годы начинается его изучение применительно к творческой работе над костюмом. Это наблюдалось не только в деятельности Московского Дома моделей, но и в костюме населения. В большой степени такой факт обуславливался необходимостью изготовлять одежду из гладко окрашенных тканей. Их однообразную поверхность надо было украшать вышивкой, отделочными тканями. В то время были распространены полотняные платья прямого покроя с большим вырезом и без рукавов. Платья такого фасона украшались вышивкой и вообще давали большой простор в применении основ народного костюма.
mirznanii.com