Элитный воин японец – представитель средневековой японской военной аристократии, элитный воин (********) 8 букв.

Интересные факты о воинах Японии

Японские воины самураи (буси) — искусные воины средневековой Японии. Как правило ими являлись светские феодалы, князья и мелко-сословное дворянство. В этой статье мы собрали для вас наиболее интересные факты о самураях.

Самурай

Термин буси означает «воин» и имеет более обширное представление, не всегда его следует относить к самураям. Термин самурай следует из глагола «саберу», имевшего значение «служить». Японские воины в совершенстве владели мечом, луком и рукопашным боем, следовали строжайшему кодексу бусидо или «путь воина».

Занятием японских воинов было не только ведение войны, зачастую они являлись личными телохранителями своего хозяина — даймё, что буквально переводится как «большое имя», а в мирное время самураи были обыкновенными слугами. Самураев всегда считали элитой в обществе Японии, а даймё считался элитой среди самураев.

Женщины-самураи

Женщины-самураи

Когда мы произносим слово самурай, сразу приходит образ воина-мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с воинами-мужчинами. Нагината (длинный меч) — оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя — глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что женщины-воины вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

Доспехи самураев

Доспехи самураев

В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники — небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо воина защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт,: дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских воинов). Эта деталь доспехов защищала воина от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему воины крепили маски боевых личин — мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

Секс и самураи

Секс и самураи

Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между воинами имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи как правило возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений — вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.

Самураи-европейцы

Самураи-европейцы

Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, — полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адамс, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

Численность самураев

Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси — воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод — самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.

Одежда самурая

Одежда самурая

Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль одежды воина оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая — волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

Оружие самурая

Оружие самурая

Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечoм, которое носили японские воины, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся у воинов японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.

Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана — изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера — сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».

В арсенале самурая был также длинный лук — юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа,; этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье — яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.

Образование самурая

У подавляющей части самураев помимо того, что они были искусными воинами, было великолепное образование. Бусидо, самурайский кодекс, говорил, что воин всегда должен улучшать и совершенствовать себя любыми способами, даже если это не связано с войной. Японские воины писали стихи, рисовали картины, проводили чайные церемонии, изучали каллиграфию, многие владели искусством составления букетов — икебана, читали литературу и имели отличные знания в математике.

Образ самурая

Образ самурая

Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности, все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.

Харакири

Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота — сэппуку или харакири — есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда воин не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.

Ритуал сэппуку — это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили его самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение — танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.

Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась ему почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.

morefactov.ru

Интересные факты о воинах Японии — великих самураях

Японские воины самураи (буси) — искусные воины средневековой Японии. Как правило ими являлись светские феодалы, князья и мелко-сословное дворянство. Термин буси означает «воин» и имеет более обширное представление, не всегда его следует относить к самураям. Термин самурай следует из глагола «саберу», имевшего значение «служить». Японские воины в совершенстве владели мечом, луком и рукопашным боем, следовали строжайшему кодексу бусидо или «путь воина».

Занятием японских воинов было не только ведение войны, зачастую они являлись личными телохранителями своего хозяина — даймё, что буквально переводится как «большое имя», а в мирное время самураи были обыкновенными слугами. Самураев всегда считали элитой в обществе Японии, а даймё считался элитой среди самураев.

В этой статье мы собрали для вас наиболее интересные факты о самураях.

10. О женщинах-самураях. Когда мы произносим слово самурай, сразу приходит образ воина-мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с воинами-мужчинами. Нагината (длинный меч) — оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя — глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что женщины-воины вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

9. Доспехи самураев. В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники — небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо воина защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт: дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских воинов). Эта деталь доспехов защищала воина от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему воины крепили маски боевых личин — мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

8. Секс и самураи. Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между воинами имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи как правило возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений — вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.

7. Самураи-европейцы. Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, — полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адаме, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

6. Численность самураев. Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси — воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод — самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.

5. Одежда самурая. Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль одежды воина оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая — волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

4. Оружие самурая. Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечом, которое носили японские воины, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся у воинов Японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.

Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана — изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера — сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».

В арсенале самурая был также длинный лук — юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа — этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье — яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.

3. Образование самурая. У подавляющей части самураев помимо того, что они были искусными воинами, было великолепное образование. Бусидо, самурайский кодекс, говорил, что воин всегда должен улучшать и совершенствовать себя любыми способами, даже если это не связано с войной. Японские воины писали стихи, рисовали картины, проводили чайные церемонии, изучали каллиграфию, многие владели искусством составления букетов — икебана, читали литературу и имели отличные знания в математике.

2. Образ самурая. Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности, все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.

1. Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота — сэппуку или харакири — есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда воин не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.

Ритуал сэппуку — это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили его самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение — танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.

Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась ему почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.

Ссылка.

sozero.livejournal.com

Кто был более искусным воином – японский самурай или европейский рыцарь?

Салют! Сразу скажу, что я не профессионал и не эксперт, но просто любитель, занимающийся фехтованием 8 лет. Из них 4 — фехтование на длинных мечах, рыцарском, так сказать, оружии. Однако, у меня есть мнение по данному вопросу:

Что есть более искусный мечник? Вопрос спорный, поэтому я отвечу на вопрос, кто победил бы в поединке между двумя примерно равными по своему опыту в Искусстве владения мечом.

Задача стоит сопоставить двух представителей воинской элиты своего времени, живших в разных частях света и никогда не встречавшихся. Оба воина сражались в доспехах и у обоих воинов был меч. Дабы быть как можно более объективным, я возьму один временной промежуток (ибо и рыцари и самураи менялись с течением времени) и это будет конец 15 века, Эпоха Воюющих Провинций — Сэнгоку Дзидай. А внутри этого промежутка, я возьму за критерии такие явления, которые можно хоть как-то сопоставить.

Рассмотрим кратко по основным статьям:

1) Оружие (меч).

Для обоих воинов меч, что называется второстепенное оружие (sidearm). У рыцаря основное оружие копье, а у самурая лук.

Рыцарский длинный меч — (полуторник, бастард) это обоюдоострый клинок из высококачественной закалённой стали, снабженный гардой(сперва простой, затем развитой) и навершием. Средняя длина 130 см, вес 1500 грамм.

Самурайская катана — это шашка(использую европейское и русское оружиеведение). Т.е клинок заточенный с одной стороны, без гарды и без весомого навершия. Средняя длина 110см, вес 1500 грамм.

Вывод: При равном весе рыцарский sidearm превосходит самурайский в длине на 20см, имеет лучший баланс и защиту кисти. Побеждает рыцарь.

2) Защита.

Сравнить доспехи значительно сложнее, нежели мечи, поскольку они стремительно эволюционировали в западной Европе и провести корректную параллель трудно. Поэтому, я возьму Воюющих Провинций (Сэнгоку), как вершину развития самураев, как сословия. Это середина 15 века.

Рыцарский доспех — это полный латный, пластинчатый доспех из каленого стали, снабжённый ребрами жесткости и, фактически неуязвимый для рубящих ударов. Средний вес в районе 20 кг.

Самурайский доспех (эпохи Сэнгоку) это ламинарный доспех, т.е доспех сделанный из маленьких металлических пластинок. Средний вес мне неизвестен, но думаю, что в районе тех же 20 кг. (на всякий случай: то, что доспех ограничивает подвижность — миф)

Вывод: рыцарский доспех это пластинчатый доспех с ребрами жесткости, фактически неуязвимый для рубящих ударов и значительно нивелирующий дробящий эффект любого попадания. Самурайский же доспех отстаёт минимум на век по своей технологии, а потому является устаревшим и менее эффективным. Побеждает рыцарь.

3) Антропометрические данные.

Рыцарь — среднестатический европеец, мужчина. Рост 175 (для 15 века), вес 70 кг.

Самурай — среднестатический японец, мужчина. Рост 150 (сужу по доспехам на выставке Samurai: Art of War), вес 55 кг.

Вывод: рыцарь был значительно крупнее я тяжелее японца. А в фехтовании в доспехах, как в боке, при прочих равных побеждает более тяжёлый. Побеждает рыцарь.

4) Искусство фехтования. (Самое сочное)

Вот мы и подошли к самому главному, к боевому искусству которым владели рыцари и самурая. Существует стойкий миф, навязанный нам кинематографом, превозносящий самурайское боевое искусство. Так же существует ещё один миф, утверждающий, что мечи рыцарей весели по 16 кг, а побеждали только за счёт голой силы. Всё это не правда. Предлагаю ознакомиться с небольшой, но содержательной статьей на эту тему: Мифы о боевых искусствах Европы. Джон Клементс. Есть, например, в Longsword Club, это группа вконтакте. Теперь к сущности вопроса.

Замечу кратно, что боевое искусство существовало как на Востоке, так и на Западе и было равно развито и самобытно.

Теперь к сравнению.

Рыцари. Существовали рыцари как обученные Искусству, так и принципиально не обучавшиеся, но уповавшие на свою доблесть и Господа. Рассмотрим оба варианта.

Сперва вопрос: что такое искусство владения мечом?

Это нечто большее, чем практический навык, а именно — систематизированное знание, предлагающие основные принципы и технические приёмы, повышающие боевую эффективность. Например традиция Лихтенауэра или Болонская школа фехтования. Или же множество разных школ в Японии.

Необученный рыцарь. Не обученный системе фехтования на мечах рыцарь, тем не менее, являлся профессиональным воином, коего с детства приучали к физическим нагрузкам, упражнениям с оружием и гоняли на практику, практику, практику и практику. Утренняя пробежка с грузом вокруг замка, а затем бой на палках с детьми прислуги были нормальным каждодневным событием в жизни юного рыцаря. А по возмужанию — бесконечные турниры, войны и грабежи. Дело своё рыцарь знал. (не имею возможность цитировать тут всю книгу, но рекомендую Мишо Жозеф-Франсуа Руа Жюст «История Рыцарства»).

Обученный рыцарь. Всё, описанное выше + школа фехтования.

Самурай. Полагаю, что все самураи были обучены.

Теперь передо мной стоит неразрешимая задача, определить, какая школа была эффективнее. Я не вижу в этом смысла, но только укажу, что европейская школа это постоянный путь совершенствования в пользу наибольшей эффективности, без поправки на мораль, традицию и прочие духовные факторы. А восток, восток дело тонкое. Старый рыцарский принцип «бей в лицо, я коли в яйцо» там работал не всегда, что видно из похождений того же Мусасси, который как раз таки обладал европейским менталитетом.

Поэтому, я скажу, что раз школы сравнить не представляется возможным (объективно сравнить), мы предположим, что тут у нас ничья.

Общий вывод:

Что рыцарь, что самурай — суть воинская элита своего времени. Разделенные совершенно разной культурой и конъюнктурой они никогда не сходились на боле боя, поэтому нам остается судить по немногим объективным критериям, которые я разобрал, в меру своих скудных познаний.

Заключение, как мне думается, простое: рыцарь был значительно лучше, качественнее вооружён, обладал более крупным телосложением и весом, а значит, при прочих равных, победил бы самурая, сугубо по технологическим и физиологическим критериям.

thequestion.ru

Как элитные воины вели Японию к поражениям и победам

Образ самураев обычно рисует в нашем воображении славных воинов, обеспечивших Японии победы и славу. Однако профессор Данни Орбах напрочь развеивает эти и другие стереотипы об истории Страны восходящего солнца. Свои выводы он основывает на анализе архивных материалов многих стран, а его книга в ближайшее время выйдет в крупнейшем издательстве Японии.

— Данни, так кем же в реальности были самураи?

– Как сословие они появились в Х веке и охраняли сельхозугодья. Основным их оружием были луки – знаменитый самурайский меч шёл в ход редко. Но уже с XII века самураи фактически управляли государством. Позже, с конца XV и по начало XII века, в стране было Смутное время, шла война всех против всех. Именно к этому периоду обычно относятся книги и фильмы о подвигах самураев. Тогда в их среде действительно появились мастера засад, разведчики, бродившие под видом монахов и торговцев, партизаны, совершавшие разбойные рейды, специалисты по освобождению пленных и иные «спецназовцы» Смуты. Тогда же появились те, кого теперь называют «ниндзя». Кстати, чёрный обтягивающий костюм они никогда не носили, его придумали для постановок в театре кабуки. А наёмными убийцами их стали называть после выхода в Америке популярного романа уже в ХХ веке. В реальности они на этом не специализировались.

Революционеры с мечами

– И что же, пропал спрос на таких молодцов?

– Пришла стабильность. Глава победившего клана Токугава вернул управление страной самураям и соответственно монополию на насилие и оружие. Но удаль они проявляли опять же на своих согражданах, а не на неприятеле. Все остальные сословия по иерархии выстраивались так: крестьяне, ремесленники. За ними купцы, считавшиеся паразитическим классом. Гейши, при всём уважении к их познаниям и талантам, проходили по предпоследнему разряду с актёрами и проститутками. Ниже были только неприкасаемые, занимавшиеся похоронами и другой чёрной работой.

– Что же в итоге сломало эту систему?

– Власть и деньги оказались в разных руках. Самураи обеднели, в долгах у купцов оказался даже глава режима – сёгун. Но революцию, победившую в 1868 году, затеяли опять же самураи, порвавшие со своими кланами – так называемые шиши. Они создали террористическую организацию. Как и всегда, начали революцию под одним лозунгом: борьба с иностранным засильем, а закончили под противоположным: открыться миру.

– Эта программа выражала реальную потребность для страны?

– Япония вовсе не была закрыта герметично, как это принято думать. Уже в XVI веке во время войны всех против всех португальцы поставляли сторонам огнестрельное оружие, что и помогло её закончить. Позволить себе новшество, обеспечивающее превосходство, могли только богатые феодалы. Одновременно шла торговля с голландцами и корейцами, монополия на которую отдавалась отдельным семьям.

Если Петербург потерпел поражение в русско-японской войне, то токио потерпел катастрофу. Армия оказалась не способна продолжать боевые действия, казна опустела

Стоит отметить, что к модернизации страны по итогам революции японцы подошли очень прагматично. Не стали влезать в кабалу к иностранцам, средства изыскивали за счёт эксплуатации собственных крестьян. Также не делали ставку на одного партнёра. Готовить солдат пригласили сначала французов, потом немцев. Организации флота учились у англичан, артиллерии – у итальянцев. Прекратились гонения на христианство, в страну хлынули миссионеры со всего мира. Однако число христиан так и не увеличилось и сегодня составляет полпроцента населения.

По теме

1834

Россия надеется, что в отношениях с США возобладает конструктив, диалог между странами необходимо размораживать как можно скорее, заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.

Самурайский меч вместо броневика

– Как случилось, что и после революции самурайское влияние никуда не делось?

– Сначала профессиональную армию решили строить по иностранному образцу. Но она страдала от плохого снабжения и низкого уровня механизации. Тогда проблему компенсировали повышением боевого духа солдат. В 1904 году элементом формы вновь стал самурайский меч, следом вернулись другие атрибуты и символы. Однако к тому времени японское общество уже было далеко не таким единым. До революции гражданское и военное управление находилось в одних руках – произошедшее размежевание функций и привело к параличу. Был создан гражданский кабинет министров по западному образцу. Но единоначалия там не было. Армия и флот были автономны от гражданских министров. Если из правительства выходил военный министр или министр флота, оно автоматически уходило в отставку. А армия и флот не просто тянули одеяло на себя, а смертельно враждовали, даже организовывали шпионские сети, действовавшие друг против друга. Плюс конфликты с гражданскими, которые закончились только в 1936 году, когда военные полностью взяли власть в свои руки. Но даже после этого армия не смогла стать сильной. Все решения принимала тройка: военный министр, начальник генштаба, генинспектор военных учебных заведений. При этом они находились под сильным давлением младших офицеров, которые часто действовали по своему усмотрению. Например, один из них без всяких консультаций убил китайского полевого командира, который контролировал гигантскую территорию – по существу, крупное государство.

Война в Китае пошла для Японии неудачно, но прекратить её даже при взаимном желании сторон было невозможно именно потому, что неясно было, кто же примет окончательное решение и все ли ему последуют.

– Тем не менее армия не раз побеждала. Считается, что и в Русско-японской войне Токио одержал сокрушительную победу.

– Если Россия и потерпела в ней поражение, то Япония –катастрофу. Армия оказалась не способна продолжать боевые действия, казна опустела. Кроме американского банкира Шиффа, никто Японии займов не давал. Да и тот таким образом мстил России за кишинёвский погром. Но реальный масштаб бедствия понимали не многие. Потому мирный договор, подписанный с Россией, многие расценили как предательство и во время бунта сожгли половину Токио. С другой стороны, армию решили не реформировать: зачем, раз и так победили? А самое гибельное – кинулись в новые войны.

– Разве безуспешно? Взять хотя бы Пёрл-Харбор…

– Это не было успехом. Все американские авианосцы были в море и не пострадали, уцелели также ремонтные доки и склады горючего.

И сам расчёт японцев был неверным. Грамотные аналитики в отличие от фанатиков понимали, что шансов победить нет никаких. Но американцы своей блокадой и нефтяным эмбарго загнали японцев в угол. Те решили напугать, укусить и заставить договориться. И в дальнейшем старались сделать больно, но не вести полномасштабную вой­ну. Противник решил иначе.

– А почему японцы не напали на СССР вместе с Германией?

– Дело в том, что армия в то время сама решала, с кем ей воевать. Тем более Рихард Зорге сумел донести до японцев информацию, что СССР воевать с Японией не намерен. Потому армия двинулась не на север, в СССР, а на юг, воевать в Китае и на Тихом океане.

Вместо духа – бренд

– Япония на протяжении почти всей своей истории управлялась военными, уничтожив в войнах десятки миллионов человек. Дух милитаризма и реваншизма не может в один момент улетучиться. Самурайство живо?

– Нет народов милитаристских и мирных. Была эра колониальных войн, когда Японию заботила проблема роста населения, ради чего и происходил захват новых земель. Сегодня она озабочена низкой рождаемостью и рассматривает возможность притока свежей крови извне.

– Тем не менее раздаются воинственные призывы вернуть Курильские острова. Есть даже какой-то день для проявлений решимости.

– Начнём с того, что для военного решения просто нет ресурсов. Силы самообороны Японии не могут действовать за пределами страны – не только юридически, но и по своему потенциалу. Они унаследовали традиционные проблемы с логистикой и разведкой. Поэтому не надо путать голоса отдельных людей с официальной позицией страны. Возможны только переговоры.

– Подводя итог, спрошу: самураи стали легендой, брендом. По заслугам ли?

– Вполне. Просто из мирных подвигов легенды не получаются. А заслуга их именно в этом. Япония – единственная страна третьего мира, не попавшая в колониальную зависимость. Самураи не сломали древние традиции. Созданные механизмы управления поражают и сегодня. А самое главное, самураи всегда чувствовали ответственность перед страной и корпорацией. Это качество сохранилось в народе поныне, и не в последнюю очередь благодаря ему японцы обязаны своими успехами.

versia.ru

Часть вторая Японский воин — Японский воин — Инадзо Нитобэ — Ogrik2.ru

Глава 18
Начало японской военной истории

По всей видимости, нет оснований сомневаться, что двумя главными факторами, способствовавшими развитию боевых и мореходных инстинктов у японцев, являются, прежде всего, большая примесь малайской крови, текущая в их жилах, и, во-вторых, благоприятные климатические условия, в которых они росли и воспитывались. Очевидно, малайская кровь дала им пыл, напор и храбрость, необходимые для военного призвания; второму, то есть климатическому, фактору они обязаны теми физическими условиями, без которых национальные преимущества часто оказываются бесполезными. О своеобразной дисциплине и верности, которыми столь известны японцы, можно сказать следующее. Если хоть что-то и отличает жителей Дальнего Востока от прочих народов, то это подчеркнутая почтительность и верность приказам своего господина, составляющая надежное основание, без которого не может быть никакой дисциплины. Однако последний штрих в формирование характера и обычаев японского воина, принявшего форму самурая, добавило введение в стране буддизма. Буддийское учение цивилизовало его и превратило в благородного человека и ученого, хотя так и не сумело окончательно изнежить его, сделав негодным для грубой жизни в военных лагерях. Это верно, что примерно в течение века японского воина, видимо, вполне удовлетворяли новые идеи и учения, принесенные с материка учениками Шакьямуни, однако же в конце концов их монашеские правила вконец опротивели его всегда мужественному сердцу. Тогда, снова взяв управление страной в собственные руки, он взялся за дело, чтобы применить недавно обретенное знание на деле и феодализировать все национальные установления.

После введения в стране феодализма среди «воинского дворянства» старой Японии, которым и были средневековые самураи, быстро распространилась мода на изучение военных наук и искусств. Когда Японии требовалось посвящение в самые возвышенные области чувств, она всегда обращалась к Китаю. Именно в Китай и отправились самураи, чтобы усовершенствоваться в своих занятиях, но вскоре они уже смогли улучшить методы своих наставников. Почему не могло быть по-другому, можно понять хотя бы из того, что в то время как китайцы говорят: «Из хорошего железа не делают подковы, а их хорошего человека – солдата», японцы говорят: «Хана ва сакура хито ва буси», что значит «Какова сакура среди цветов, таков буси (воин) среди людей». Иными словами, как цветок сакуры в понимании японца является самым чистым и благородным среди цветов, так же и буси, самый чистый и благородный среди людей.

Под влиянием таких возвышенных идей бусидо, или иначе путь воина, вскоре стало и до сих пор является важнейшим фактором в образовании, подготовке и руководстве японского солдата и чиновника. Однако о том же самом бусидо в последнее время было написано много всяческой чепухи; поскольку, сравнивая его с рыцарями Запада, мы обнаруживаем, что в то время как европейский рыцарь считал своим долгом щадить женщин, а также слабого и неподготовленного противника, буси, со своей стороны, придерживались того принципа, что «в любви и на войне все средства хороши», и без угрызений совести прибегали к самым бесчестным ухищрениям ради того, чтобы достичь желаемой цели. Кроме того, чувство долга никогда не мешало буси совершить дурной поступок, если такой поступок имел единственную цель: услужить господину. И примерно то же мнение бытовало даже среди самурайских женщин: например, мать жертвовала своими младшими детьми, чтобы спасти жизнь первенца, или дочь соглашалась продать свое целомудрие, чтобы заплатить по долгам расточительного отца. Все эти и многие другие подобные поступки считались и считаются приемлемыми в Японии по сей день. О наших японских союзниках можно без сомнений сказать: они твердо убеждены в том, что цель оправдывает средства.

 

 

Принц Яматодакэ, один из знаменитейших воинов Древней Японии.

 

Вплоть до последнего времени буси, или самураев, легко было отличить от остальных соотечественников, и не столько по своеобразной выправке, приобретенной в результате постоянных упражнений в боевых искусствах, сколько по двум заткнутым за пояс мечам, без которых они никогда не появлялись на людях. Длинный меч – катана – был главным оружием нападения и защиты японского воина, а короткий – вакидзаси, – имевший клинок длиной от двадцати до тридцати сантиметров, использовался для совершения харакири (подробности см. в главе 20). Помимо правильного владения мечом, все буси обучались джиу-джитсу, стрельбе из лука, владению алебардой и пикой, кроме того, они должны были управлять лодкой, плавать и ездить верхом. Содержать в порядке оружие, выносить боль, жару и холод, голод и жажду, выживать при минимуме удовлетворенных потребностей – вот немногие из тех дисциплин, которые входили в физическую подготовку каждого истинного буси. Вместе с наставлениями по всем этим воинским достоинствам каждый буси получал глубокие знания в различных науках и литературе, и во многих случаях они отнюдь не уступали его успехам по овладению военными дисциплинами. Сначала, как мы уже отметили, самураи обратили свою преданность к буддизму и его учениям; но впоследствии, когда классическим языком страны стал китайский, место буддийских сутр заняла конфуцианская классика – «Четверокнижие» и «Пять канонов», – и этот порядок сохранялся неизменным до пришествия европейской цивилизации. С прибытием Мендеша Пинту, португальского мореплавателя и первооткрывателя Японии, в 1542 году японцы впервые узнали об огнестрельном оружии и фортификации. Но хотя Япония и усвоила западную систему военных сооружений, она сознательно не торопилась перенимать огнестрельное оружие. Возможно, это объясняется тем, что аркебузы того времени имели весьма сомнительные преимущества перед хорошо натянутым луком, таким луком, каким владели японцы в ту эпоху. Огнестрельное оружие могло превзойти лук лишь в дальности, но столь же вероятно, что по многим другим качествам японский лук опережал это громоздкую аркебузу, которая медленно заряжалась и стреляла с плеча. Плотная завеса тайны скрывает, какие именно оборонные сооружения строили японцы до 1542 года, хотя, судя по тому, с какой замечательной сноровкой они возводят свои удивительно эффективные постройки из бревен, бамбука и лозы в наши дни, а также учитывая их малайское происхождение, весьма вероятно, что фортификация играла в Японии отнюдь не последнюю роль. Мне довелось побывать во многих странах, но нигде я не видел сельских жителей, которые бы столь же умело обрабатывали и использовали бревна и плели веревки из ползучих растений, как японцы, и определенно нигде не встречал такого же эффективного и в целом удобного для этой цели ползучего растения, как японская дикая глициния. Свежесрезанная, она так же податлива, как пенька, а сделанная из нее веревка после сушки становится такой крепкой, что превосходят ее только стальные цепи.

Пожалуй, здесь мы можем ненадолго вернуться в прошлое, дабы показать, что у японцев способность к военной организации ни в коей мере не является новоприобретенной. Оставляя за рамками мифологические времена, обратимся к летописям, которые рассказывают о том, как императрица Дзингу собрала большой флот и совершила заморский поход на Корею в 200 году н. э. Император Судзин, правивший с 97 по 31 год до н. э., как говорят хроники, уделял большое внимание кораблестроению; по всей видимости, в Японии времен императрицы не существовало достаточного для ее воинственных целей количества морских кораблей. Ничтоже сумняшеся, она принялась создавать идеальный транспортный флот; трудно сказать, что это были за суда, хотя нет никаких сомнений в том, что среди них не было ни одного парусного.

Сын Дзингу Кого – император Одзин, которому современные японцы поклоняются как духу или богу войны, построил, как повествуют летописи, корабль длиной в тридцать метров. По завершении строительства корабль испытали на море, и, если верить написанному, он «смог пройти по воде быстрее, чем человек бежал по суше». По этой причине его назвали «Каруно» – «легкий». Когда на корабельных досках показались первые признаки порчи, корабль сломали, и весь он, за исключением одной доски, из которой сделали так называемое кото – японскую цитру, – пошел на топливо для производства соли из морской воды, а выручку с продажи отдали на постройку новых судов. Как свидетельствуют японские летописи, на этот раз в один достопамятный день в гавани Муко собралось не менее пятисот судов, но их, как говорят, случайно поджег доставлявший дань посланник из Сираги, одного из княжеств древней Кореи, подчиненного бесстрашной императрицей Дзингу. Торопясь возместить вред, причиненный своим слугой, князь Сираги прислал в Японию нескольких опытных кораблестроителей. «С того времени, – говорится в той же летописи, – искусство кораблестроения весьма улучшилось и распространилось по всей Японии».

За исключением нескольких коротких периодов мира в стране, японцы проводили время от царствования Дзингу Кого до 1275 года н. э. в междоусобных войнах, причем одни семейства быстро приходили к власти, в то время как другие так же быстро приходили в упадок. Но в этот год монголо-татары под предводительством хана Хубилая, свергнув царствовавшую в Китае династию и подчинив соседние государства, начали предъявлять к японцам надменные и неоправданные претензии. Справедливо преисполнившись презрением, которого те вполне заслуживали, отважные островитяне взялись за подготовку к предстоящему вторжению. Первая атака монголов обрушилась на Цусиму, но так как, по-видимому, ее удалось отбить без особых потерь для обеих сторон, есть все основания считать, что это был не более чем отвлекающий маневр с целью проверить, из какого теста сделаны защитники. Поняв, что перед ним стоит чрезвычайно тяжелая задача, хан Хубилай приказал построить много кораблей, которые имели невиданный в Японии размер и оснащение, и, собрав армию в сто тысяч воинов, в четвертый месяц 1282 года подступил к городу Дадзайфу. Японцы неустрашимо атаковали неприятеля и не без помощи мощного урагана, выбросившего на берег множество монгольских кораблей, буквально разгромили их великую армаду. В летописях говорится, что из всех нападавших только трое вернулись в Китай, чтобы рассказать о случившемся. Благодаря этой победе японцы завоевали великую славу, и с тех пор, за исключением нескольких европейских и американских моряков, Японию никогда не оскорблял вид победившего противника.

В течение следующих двух с половиной веков, вплоть до прибытия Мендеша Пинту, японцы занимались тем, что воевали друг с другом, и каждый феодал в своей цитадели был сам себе законом. Но на сцену вышел Хидэёси, этот японский Наполеон, как его прозвали, и сосредоточил власть государства в руках одного человека. Однако многолетняя гражданская война породила в стране вольную орду вооруженных мужчин, привыкших воевать и слишком гордых, чтобы работать, так что необходимо было принимать какие-то меры, и тогда мудрый и властный Хидэёси решил осуществить вторжение в Корею в качестве подготовки к нападению на Китай. Что это было за мероприятие, можно судить по тому, что в этом корейском походе приняли участие более полумиллиона человек и вся эта огромная сила не покидала поле боя более двух лет. Повинность содержания войск в течение этого времени тяжким и опустошительным бременем лежала на стране, так что после смерти Хидэёси в 1592 году его полководцы с радостью ухватились бы за любой предлог, чтобы вернуться на родину. После этого в стране снова разразилась серия гражданских войн, которая завершилась только великой битвой при деревне Сэкигахаре в 1603 году, когда Иэясу, разгромив своих врагов, захватил бразды правления. В течение двух с половиной веков династия Токугава, к которой принадлежал Иэясу, правила Японией достаточно сильной рукой, чтобы не дать ей погрузиться в чрезмерные беспорядки. Среди многочисленных придуманных династией способов обеспечить мир был и такой: даймё, крупнейшие военные феодалы, раз в год должны были являться в столицу и оставлять там заложников на время своего отсутствия.

 

 

Средневековый воин.

 

Появление в Японии европейцев дало огромный толчок к развитию кораблестроения в стране; но, верные своей натуре, японцы чаще применяли новообретенные знания отнюдь не в мирных целях, и пиратские набеги на корабли у побережий Китая и Кореи приобрели такой размах, что внук Иэясу сёгун Иэмицу, дабы избежать разрыва с властями этих двух стран, издал закон, который запрещал строительство кораблей свыше определенного водоизмещения. Если бы соблюдение этого закона не обеспечивалось самыми суровыми мерами, трудно сказать, во что бы к сегодняшнему дню превратилась Японская империя. К примеру, Сиам в течение многих лет находился под властью нескольких японских авантюристов, группа которых набралась такой дерзости, что осмелилась захватить в плен голландского губернатора Батавии. Кое-кто из них добрался даже до Индии и Мадагаскара, а другие, объединившись с китайскими пиратами Формозы, попросту хозяйничали на этом острове и в окружающих его водах. О том, какой ужас внушали эти викинги Дальнего Востока мирным жителям, свидетельствуют многочисленные сторожевые башни, до сих пор усеивающие все побережье Северного Китая, а также и тот факт, что, несмотря на наличие множества более выгодных местоположений, все приморские города и деревни Кореи расположены на расстоянии многих километров от берега.

То, что европейские корабли, время от времени наведывавшиеся Японию, были вооружены пушками, можно считать само собой разумеющимся; но, что любопытно, японцы, по-видимому, не перенимали это оснащение с такой охотой, которую можно было бы в них предположить. Разумеется, войска Хидэёси брали в свои походы на Корею и большие, и малые пушки, но, помимо упоминания самого факта, ни в одной из древних летописей не содержится ни одного удовлетворительного рассказа об этом. Однако мы не должны упускать из виду то, что японцы всегда были хороши в ближнем бою и что, хотя в старые времена битва начиналась с того, что обе стороны обрушивали друг на друга град стрел, за этим неизменно и без промедлений следовало наступление воинов, умело владевших копьем, алебардой и мечом. Позднее, в конце XVII века, пушки были весьма эффективно применены против повстанцев-христиан, укрывшихся в замке Симабара, но эти пушки обслуживали (должен сказать, к их стыду) голландские канониры, специально для этого нанятые японскими властями.

Прибытие в 1853 году американского эскадрона под командованием коммодора Перри, его маневры и методы применения орудийного огня, которые этот дальновидный флотоводец постарался как следует продемонстрировать японцам, открыли глаза жителям Дальнего Востока на огромное превосходство западных методов ведения войны; в результате чего в Эдо и других местах сразу же были заложены заводы по производству оружия и боеприпасов по западному образцу. Некоторые состоятельные феодалы, не довольствуясь медленными темпами роста этих местных производств, втайне приобретали оружие и боеприпасы у чужеземных торговцев, начинавших тогда налаживать свой бизнес в Японии. Поняв японский менталитет и разобравшись, что, играя на его особенностях, можно сделать большую прибыль, иностранные представители начали ряд переговоров, окончившихся тем, что правительство сёгуна обратилось к услугам военных и военно-морских инструкторов из-за границы. Первую военную миссию в Японии полностью составляли французы; но, несмотря на ее великолепную работу, которая, безусловно, заложила фундамент современной японской армии, революция 1868 года и катастрофические последствия войны 1870 года для французского флага заставили имперские власти, которые тем временем сменили сёгунат у кормила Японии, пригласить вместо французов немецких инструкторов, поскольку контракты с французскими представителями истекли. Конечно, французские военные до конца выполнили свои обязательства, но отнюдь нельзя сказать, что они достигли такого успеха, который так часто им приписывают, ибо не подлежит сомнению тот факт, что японская армия получила гораздо больше выгод от того, что отправила множество своих офицеров учиться в Европу, чем от импортированных инструкторов. И утверждение, что тактика или организация японской армии полностью скопирована с немецкой, абсурдно, ибо если японцы не усвоили больше французского опыта, чем какого-либо другого, то, уж конечно, столько позаимствовали у других армий континента, что на долю немцев приходится лишь небольшая часть. Японцы всегда были воинами и военными организаторами, и, следовательно, им нужно было научиться только тому, как с наибольшей выгодой использовать новое вооружение и усвоенную тактику, хотя, безусловно, это имело важнейшее значение, но и не было таким уж трудным делом, учитывая их воинственные инстинкты. Как быстро и понятливо они ухватили самую суть дела, можно понять из следующего: когда в 1866 году восставшие силы Нагато вторглись в Будзэн и Бунго, командир и офицеры канонерской лодки «Слэни», бывшие очевидцами операции, заявляли потом, что «все было выполнено так, что сделало бы честь лучшим европейским войскам».

В противоположность общепринятому мнению, за голландцами, а не за англичанами надо признать заслугу первой попытки подготовить японский военный флот; но в то же время за первые наставления, полученные жителями Дальнего Востока в искусстве кораблестроения, как его понимают на Западе, и мореходной науке, нужно поблагодарить португальских и испанских монахов XVI века. Справедливо упомянуть, что особый интерес для англичан представляет тот факт, что их соотечественник Уилл Адамс, высадившийся в Японии в апреле 1600 года, был оставлен при дворе тогдашнего сёгуна Иэясу в качестве кораблестроителя, инструктора по навигации и своего рода дипломатического представителя, когда в страну начали прибывать другие английские и голландские торговцы. Учитывая, насколько японцы в долгу у британцев в том, что касается помощи и советов в отношении военно-морских дел, надо отметить любопытное совпадение, что могила Уилла Адамса в Хэми находится на холме, с которого видна большая верфь современной Йокосуки.

 

 

Судно, построенное Уиллом Адамсом в Японии. Около 1600 г.

 

Только через два года после отмены феодализма в 1869 году японцы задумались об организации государственного военно-морского флота, хотя вплоть до того времени и сёгунат, и главные даймё владели собственными флотами. Но эти флоты состояли из судов всевозможных типов, от чисто туземных до европейских, имевших самое разное вооружение. Правда, как правило, это были переделанные торговые корабли и пароходы. Однако сёгун владел несколькими специально построенными военными кораблями, и первая из них была «Кайо-Мару» – комбинированная канонерская лодка водоизмещением примерно в тысячу тонн, доставленная из Голландии. В 1858 году лорд Элджин от имени британского правительства презентовал сёгуну паровую яхту «Эмперор» «в залог дружбы и доброй воли» при подписании первого договора между Англией и Японией. Через десять лет правительство США передало недавно учрежденному имперскому правительству бронированный фрегат «Стоунволл Джексон» в качестве своего рода откупа за скандал с покойным к тому времени сёгуном, который оплатил строительство военного корабля нескольким американским подрядчикам, а когда это судно прибыло в Японию, японские власти отказались его принимать, увидев, что оно не стоит и четверти выплаченной суммы, и, не получив никакого возмещения от представительства США в Японии, отправили в Нью-Йорк специальную миссию, которая и добилась вышеупомянутого результата. Безусловно, за всем этим стоит какой-то постыдный факт, ибо непонятно, как правительству Соединенных Штатов была возмещена разница между стоимостью двух кораблей.

 

 

Смертельная схватка.

Показать оглавление Скрыть оглавление

ogrik2.ru

как японские воины спасались от вражеских стрел . Чёрт побери

Япония – страна, которую европейцам понять нелегко. У японцев масса собственных традиций, которые нисколько не перекликаются с традициями других народов. Особые традиции в Стране Восходящего солнца существовали и в военных доспехах. Они были не просто особенными, но и имели различные полезные функции, о которые несведущим догадаться было сложно. Один из таких необычных предметов – плащ хоро, в котором самураи отправлялись в бой.

Богато украшенные шлемы, родовые знаки и другая уникальная амуниция были популярны как среди буси, элитных воинов, которые служили за плату императору или сёгунам, так и среди самураев — воинам, чья жизнь «принадлежала» сёгунам. Разница между этими двумя типами солдат в основном была социально-экономическая — самураи «котировались» выше, чем буси, но и те и другие имели высокий статус в обществе.

Необычным дополнением к вычурной японской броне был хоро, который носили всадники буси еще в период Камакура в 1185-1333 годах. Это был специальный плащ из шелка, который пристегивался к задней части шлема и к талии. Во время движения он надувался, как воздушный шар, образовывая воздушную прослойку между тканью и спиной солдата.

Хоро, как правило, был длиной около 2 метров, и его делали из нескольких полос шелковой ткани, сплетенных вместе и украшенных гербом воина.

Шелк был достаточно прочным, чтобы заставить стрелы, выпущенные в спину воину, отскакивать. А если стрела все же пробивала шелк, то она просто попадала в эту воздушную прослойку, а не в спину. Вскоре буси улучшили хоро, начав наполнять их легкими тканями.

Еще более интересное решение нашел Хатакэяма Кайяма Масанага в 1467-1477 годах — он изобрел ребристый каркас из китового уса, известный как «ойкаго», который использовался для постоянного удержания хоро в «надутом» положении. Постепенно начали появляться все более сложные хоро, которые также надувались и вперед, покрывая голову лошади. Они могли выглядеть несколько комично, будто всадник скакал с огромной тыквой за плечами.

Эти необычные плащи также имели мистическое значение. Их надевали, чтобы злые силы не воспрепятствовали миссии буси. Более того, буси было рекомендовано носить хоро в бою. Если воин погибал в бою, то как писал японский поэт Хосокава Фудзитака, победивший его противник обязан был использовать хоро, чтобы завернуть в нее отрубленную голову буси. Это позволяло идентифицировать личность павшего в бою и похоронить его тело соответствующим образом .

Когда воин больше не мог сражаться и знал, что он умрет на поле боя, он перерезал шнур хоро и крепил этот шнур к крюку на шлеме. Это показывало, что воин больше не будет сопротивляться.

С появлением пороха, хоро стал больше не пригоден. В настоящее время подобные «плащи против стрел» можно увидеть в музеях.

chert-poberi.ru

Корея. Воины Хваран — Факты об азии

Корея. Воины Хваран


Хвараны или хваранги были элитными воинами государства Силла, используя которых король Тхэджон-Мурёль в 7 веке покорил соседние государства Пэкче и Когурё, и объединил Корею. Эти воины имели свой кодекс чести — Хваран-до, почти одинаковый с более поздним Буси-до японских самураев, и вероятно, являющийся его прямым предшественником. Без сомнения, боевые искусства Китая и Японии являются наиболее широко известными дальневосточными ветвями древа кэмпо, разнообразных школ и стилей китайского ушу, или японских боевых искусств. А вот сведения о боевых искусствах Кореи достаточно широко представлены, пожалуй, по одному лишь тхэквондо. Такая скудность информации имеет несколько причин. В первую очередь, это объясняется тем, что по сравнению с Китаем или Японией, в Корее до наших дней дошло значительно меньше достоверной исторической информации. Из известных классических трактатов сохранился только один — созданный достаточно поздно, в 1789 году, «Муе тобо тхонджи» («Рисованное обозрение боевых искусств»). Многоплановое негативное влияние оказала и традиция политической культуры и идеологии страны. А японская оккупация 1910 — 1945 годов, во время которой колонизаторы проводили политику насильственной ассимиляции и подавляли все проявления истинно корейской культуры, вообще практически пресекла целый ряд направлений корейских традиционных боевых искусств.
Затрудняет выявление истинной картины и усиленно ведущаяся по обе стороны 38 параллели (особенно в Южной Корее) пропагандистская кампания, в рамках которой многие официальные историки боевых искусств доказывают, что боевые искусства Кореи имеют свою, не уступающую по древности китайской, самобытную традицию. При этом далеко не все те факты, на которые они опираются, можно считать однозначным подтверждением такой концепции.
«Типичные стойки корейских боевых искусств», при желании, конечно, можно обнаружить в угрожающих позах и жестах фигур духов-хранителей, оберегающих ворота буддийских храмов, но подобные изображения встречаются не только в Корее, но и в других странах азиатского региона. На древних фресках встречаются сцены потасовок, но это еще не значит, что когда один человек бьет другого по носу, он использует какие-то боевые приемы. А одна из очень ранних фресок, на которой изображен человек с расставленными в стороны руками, поза которого напоминает «стойку всадника», встречается и практически во всех книгах по истории боевых искусств, и в книгах по искусствоведению или этнографии, в которых ее трактуют как… изображение танцующего или летящего шамана. В корейских летописях периодически (с интервалом в три-пять лет) встречаются записи о присутствии государя (вана) на состязаниях по рукопашному бою, но, учитывая особенности традиции корейского летописания, и это нельзя считать достаточным доказательством того, что в описываемый период проводились регулярные состязания по боевым искусствам, пользующиеся активной поддержкой и вниманием двора. Дело в том, что на страницы летописи обычно попадала информация о чем-то необычно выделяющемся из ряда повседневных событий, будь то война, заговор, комета и тому подобное. Поэтому подобную информацию о состязаниях в присутствии вана следует, скорее, рассматривать как сообщение о событии неординарном, а не регулярно повторяющемся. Но считалось, что традиция воинских (боевых) искусств началась в Корее со времени Трех Государств — Когуре, Пэкче, Силла (1 век до нашей эры — 668 года нашей эры). В каждом из них были свои, по-разному называемые системы воинского тренинга или кулачного боя. Например, в Когуре, занимавшем северную часть Корейского полуострова и значительную часть территории современной Манчжурии, существовала система «сонба», объединявшая в себе как комплексы, направленные на общее оздоровление организма и достижение долголетия, так и нацеленные на использование в бою приемы. Когуре имело сильную, хорошо тренированную армию, которая не раз громила различных захватчиков. В государстве Пэкче боевые искусства были известны под названием «субак». Кстати, теми же иероглифами, что «субак», записывался китайский термин «шуобо», являющийся одним из древнейших собирательных названий боевых искусств. То есть название корейского искусства боя записывалось китайским термином. Это понятно, поскольку в записываемое время древнекитайский язык вэньянь играл на Дальнем Востоке роль, сходную с ролью латинского языка в средневековой Европе. Во всяком случае, в современных китайских словарях по боевым искусствам слово «субак» записывается уже в транслитерации. Можно, однако предположить, что в то время «субак» значило «борьба вообще» без конкретных указаний какая. Любители творчества братьев Стругацких без труда распознают, что это название породило термин «субакс», применявшийся этими писателями (очевидно, сведениями обладал А.Н.Стругацкий — видный востоковед) для описания одного из «фантастических» стилей боевого искусства. Однако, больше всего внимание историков корейских боевых искусств привлекает государство Силла, расположенное на юго-востоке страны, ибо именно с этим государством связан такой специфический элемент корейской военной традиции, как военно-религиозный институт хваранов…
Хотя наличие ограниченного числа источников и здесь дает достаточный простор для умозаключений и спекуляций, и многие ведущие историки просто рассматривают хваранов как молодежное сообщество, подобное тайным подростковым союзам и монгольскому «кэшику» времен Чингис-хана, эту организацию можно рассматривать как уникальную систему, направленную на создание совершенного человека, образцового подданного и идеального государственного мужа. Хваранами, что значит «цветущая молодежь», были юноши 14-15 лет, набиравшиеся как из семей аристократов, так и из семей простолюдинов, и получившие специальное воспитание. Их разносторонний тренинг включал в себя самые разные способы самосовершенствования и самовыражения. Ряд исследователей даже называет хваранов творцами национальной поэтической традиции своего времени. В мирное время они изучали канонические конфуцианские и буддийские тексты, путешествовали по горам и долинам, посещали священные места, совершая ритуалы, направленные на упрочение мировой гармонии, учились управлять страной и сочинять наделенные магической силой песни, способные, по преданию, уничтожить опасное знамение, изгнать «демонов лихорадки», заставить отступить неприятельские войска. На войне же они сражались в первых рядах и были наиболее подготовленными боевыми отрядами, о подвигах которых сохранилось немало сведений в корейских летописях. В рассказе об одном из таких подвигов говорится, что во время войны между Силла и Пэкче один из хваранов по имени Кван Чхан в пылу сражения попытался прорваться во вражеский лагерь для того, чтобы убить вражеского военачальника, но был ранен и взят в плен. Изумившись его юному возрасту, полководец отпустил его с миром: ведь сам Кван Чхан был ровесником его сына. Но освобожденный юноша, едва переведя дух и напившись води из колодца, снова ринулся в бой, ставший для него последним. Труп Кван Чхана был с великими почестями передан когуресчам, а его отец, военачальник высокого ранга, сказал: «Мой сын мертв, но честь его жива«. Духовная подготовка хваранов, базировавшаяся на «Пяти заповедях», сформулированных их первым духовным наставником — буддийским монахом Вон Ваном, вобрала в себя как элементы местной традиции, так и заимствованные из буддизма методы духовного тренинга и конфуцианские идеи сыновей почтительности и преданности государю. Можно сказать, что их «Пять заповедей» — «Государю будь предан; с родителями будь почтителен; с друзьями будь искренен; в бою будь храбр; убивая живое, будь разборчив» явились как бы «облегченным вариантом» требований, позволяющих совместить буддийскую мораль с обязательствами образцового подданного. Это очень хорошо видно на примере последней заповеди, подразумевающей, в отличие от христианского абстрактного «Не убий», отказ от убийства необоснованного или совершаемого ради забавы…
Наличие такой философской и этической базы позволяет трактовать комплекс боевой подготовки хваранов уже не просто как способ ведения рукопашного боя, но и как Путь, как способ существования. В частности, именно поэтому с хваранами традиционно связывают и начала корейских психотехник. Утверждается, что хвараны умели регулировать вес своего тела, владели искусством «железной рубашки», гипнозом и телепатией, были способны раскалывать руками камни и крушить деревья, не чувствовать боли во время схватки… «Путь хварана» часто сравнивают с японским «Путем воина» («бусидо»), и некоторые специалисты даже считают, что хварандо послужило духовной основой для бусидо, но это несколько не так, поскольку если хварандо развивалось из взаимоотношений между друзьями, связанными общей клятвой, то бусидо — из отношений между землевладельцем и его вооруженными слугами. К тому же, военная прослойка, аналогичная самурайской, в Корее так и не сложилась, и хваранская идеология впоследствии не была востребована. О том, чему и как конкретно учили хваранов, известно не так уж много. Их подготовка включала в себя не только упражнения в медитации, каллиграфии, стихосложении или танцах, но и джигитовку, умение владеть мечом и стрелять из лука, а также искусство боя без оружия, которое называлось все тем же универсальным термином «субак». Правда, в чем состояли особенности рукопашного боя хваранов в те давние времена, точно не известно. Считается, что именно благодаря им в традиционных корейских школах боевых искусств прямолинейные атаки уступили место атакам, проводимым по сложным, дугообразным траекториям. Потребность в умении вести бой с конным, будучи пешим, сформировала развитую технику удара в прыжке, а том числе — и работу «от препятствий». Хваран должен был уметь использовать с этой целью любое препятствие, в том числе — и круп скачущей лошади, оттолкнувшись в прыжке от которого можно изменить направление полета и нанести неожиданный удар. В прыжке же можно оттолкнуться от одного из противников, чтобы затем ударить другого. Такая техника, именуемая «хвальджан-чхаги», сохранилась до сих пор в некоторых направлениях корейских боевых искусствах, например — в куксуль. С хваранами связано и создание корейской системы фехтования. В летописях сохранилась история о том, как хваран Хван Чхаллан, проникнув в столицу вражеского государства Пэкче, начал исполнять там сложный и необычный танец с мечом, чем привлек к себе внимание многих окружающих. Слух об этом дошел до короля, и он приказал доставить танцовщика во дворец, где во время представления хваран убил его, проткнув мечом, а затем сам погиб в схватке со стражей. Впоследствии, после смерти героя, его стиль владения мечом был узаконен и стал называться «сингом» («новый меч»), а позднее — «понгукком» («меч основы страны»). В дальнейшем понгукком был описан в нескольких позднейших трактатах, посвященных корейской традиционной работе с оружием.
Некоторые специалисты по боевым искусствам связывают с хваранами и систему боя мечом с использованием обратного хвата рукояти. Такая техника чрезвычайно эффективна в ближнем бою и в сражении в условиях стесненного пространства. Помимо Кореи подобные приемы работы мечом встречаются едва ли не исключительно в ниндзюцу.
Существует предание и о том, что некоторые из хваранов, называемые «соса», учились не только открытому бою, но и правилам ведения тайной войны — маскировке, скрытному проникновению в лагерь врага, использованию в качестве оружия подсобных предметов. Хван Чхаллан, возможно, был одним из них. Автор статьи, в которой говорилось о «соса», называет их предшественниками японских ниндзя, возникновение которых в Японии совпало по времени с концом деятельности хваранов. В принципе, эта теория не лишена оснований. Дело в том, что в раннюю эпоху корейско-японских контактов, корейцы в Японии играли роль, предписываемую варягам на Руси (так называемая «теория всадников»), да и в работе, к примеру, мечом, между корейскими стилями и японскими закрытыми школами очень много сходных элементов. Даже сама форма меча, называемого в Европе самурайским, вероятно, пришла в Японию с Корейского полуострова. Традиционный японский меч прямой, иногда — с противовесом на рукояти. Однако, с 7 — 8 веков эта форма стала вытесняться той, которая дошла до нас. В старых японских хрониках такой меч назывался корейским. Конечно, в других корейских государствах того времени, в частности, в Когуре, предпринимались аналогичные попытки создания молодежных объединений, но там они существовали или как деревенские школы, в которых изучение конфуцианских текстов сочеталось с занятиями воинскими искусствами, или как частные академии для аристократов, появившиеся после проникновения в Корею буддизма и конфуцианства. В Когурё такие союзы назывались «Кендан». Одно из недавно появившихся направлений корейских боевых искусств тоже носит название «хварандо», но до какой степени оно отражает особенности боевого искусства «цветущей молодежи» 7-го века, неизвестно, ибо стремление использовать хваранов как пример для подражания с приписыванием им очень многого из того, что они, возможно, не делали, очень развито в обеих Кореях, а особенно — на Юге, где в Кенджу, древней столице Силла, даже создан так называемый «Дом хварана», представляющий собой громадный комплекс с общежитиями на несколько сотен мест, спортивными площадками, местами для самостоятельных тренировок…Каждую неделю в «Дом хварана» приезжают «на сборы» ученики старших классов, которые, как бы уподобляясь хваранам, проникаются там военно-патриотическим духом в условиях, максимально приближенных к тем, в которых жили настоящие хвараны. Условия их быта почти спартанские, а кроме лекций по истории, занятий медитацией, походов по окрестным горам и других подобных мероприятий, юноши занимаются борьбой, стрельбой из лука и тхэквондо. «Новыми хваранами» одно время называли даже сеульскую молодежную футбольную команду. Ну, а в 668 году государство Силла, с помощью элитных воинов харан, объединило Три Государства, и единая страна прочно вошла в азиатский культурный регион.
Сопутствующие материалы: Хваран: Начало / Hwarang: The Beginning [2016]Источник

doramakun.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *