Эпр f 35 – Израильский F-35I «Адир» над Ливаном — неудачная реклама от генерал-майора Норкина и Хель Хаавир | Новости

Сравнение F-35 c российским самолётами 4-го поколения.: bulochnikov

Я уже затрагивал тему по истребители в статьях: Про истребители пятого поколения. Наши и не наши.

Про клубнику, редиску и F-22 Raptor. Сейчас продолжу для комплекта. Статья толковая, а самому писать лень. Вот и перепечатал. Ссылка на первоисточник – в конце. Свои небольше комментарии даю в коричневом цвете.

 

«Почему я сравниваю F-35 c российским самолётами 4-го поколения, а не F-22, чьи лётные характеристики значительно лучше? Некий анонимный автор, не дождавшись продолжения моей статьи о самолётах пятого поколения, просто взял и дописал её сам. Причём довольно удачно отметив те недостатки F-22, что я упустил ранее. И хотя этот автор не даёт ссылок на первоисточник своего материала, я сделаю иначе. Я процитирую его по всем правилам журналистской этики, то есть со ссылкой на источник:

"Я неспроста столь много внимания уделил характеристикам F-35 и сравнению именно его с современными самолётами предыдущего поколения. Дело в том, что "супер-истребитель" F-22 при своей совершенно безумной цене не имеет многофункциональности! То есть не является универсальной машиной. При ближайшем рассмотрении выясняется, что ударный потенциал F-22 в режиме "малозаметности" близок к нулю. В его тесные внутренние оружейные отсеки влезает всего пара скромных 1000-фунтовых (454 кг) бомб, либо восемь совсем уж игрушечных 250-фунтовых (113 кг) бомб - вдвое меньше, чем в более дешёвый F-35, ударный потенциал которого тоже кажется американским экспертам совершенно недостаточным.

Переход на внешнюю подвеску теоретически мог бы серьёзно усилить количество ударных вооружений - но, во-первых, при этом F-22 совершенно теряет свою малозаметность и перестаёт вообще чем-либо превосходить существующие универсальные самолёты 4-го поколения, вроде Су-34 и Су-35. Внешняя подвеска значительного количества вооружений резко поднимает лобовое сопротивление F-22 и делает невозможным его полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажного режима двигателей. Поэтому, как видно из приведённого выше плаката, американцы и не рассчитывают использовать внешнюю подвеску F-22 для ударных вооружений (авиабомб). Больше того - они вообще всерьёз не рассчитывают на ударный потенциал F-22, поскольку до сих пор единственный вид вооружения, который F-22 может применять по наземным целям - это те самые небольшие авиабомбы с индивидуальным самонаведением по координатам GPS, пригодные лишь для точечных ударов по заранее разведанным неподвижным объектам."

Действительно, "многофункциональность" F-22 примерна такова же, как у обычного истребителя F-16, на который тоже можно подвесить бомбы JDAM. Боевой вылет такого "бомбардировщика" обходится дороже обычного и на порядок менее эффективен. Таким образом, основной функцией F-22 становится перехват и как у перехватчика у него есть серьёзный российский соперник 4-го поколения - сверхзвуковой МиГ-31 с крейсерской скоростью в 2500 км/ч и максимальной - 3000 км/ч. Этот непревзойдённый чемпион по скорости имеет тот же радиус действия, но при этом несёт 9 тонн боевой нагрузки. Куда, кстати, могут входить до шести(!) корректируемых авиабомб КАБ-1500 (1500 кг) или до восьми КАБ-500 (500 кг) с телевизионным или лазерным наведением - общим весом примерно в 5 раз больше, чем у F-22. То есть наш перехватчик куда более многофункционален, чем "многофункциональный" F-22. Основное оружие у Миг-31 - ракета класса "воздух—воздух" большой дальности Р-37 так же является чемпионом по дальности позволяя запуск за 300 км от цели. Основное оружие перехвата F-22 - ракета AIM-120C самых последних модификаций имеет максимальную дальность до 180 км. Ракет большей дальности ВВС США просто не имеет. В чём же предполагаемые преимущества нового F-22? Преимущества F-22 могут лежать только в его малозаметности, благодаря которой он может подлететь к цели незаметным на дальность пуска своих ракет. Вот эту возможность мы сейчас и обсудим подробно.

Теоретически стратегия применения самолётов 5-го поколения и состоит в идее "первый увидел - первый выстрелил - первый убил". То есть он должен подобраться незаметным на дистанцию запуска своих ракет и запустить их до того, как его заметили. Именно для этого снижают радиолокационную заметность самолёта. В радиолокации заметность определяется с помощью отражательной способности - эффективной поверхности рассеивания (ЭПР). Чем больше эта поверхность, тем больше отражённый сигнал и, следовательно, больше возможность его заметить. Тут можно привести аналогию с фонариком и зеркалом, расположенным в нескольких метрах от источника света. Радар светит как фонарик своим передатчиком и регистрирует своим приёмником отражённый от зеркала сигнал. Чувствительность приёмника радара определяет минимальный уровень регистрируемого отражённого сигнала. Поэтому, чем больше поверхность зеркала, тем больше уровень отражённого сигнала и тем на большем расстоянии радар может зарегистрировать отражённый луч. Дистанция обнаружения таким образом определяется тремя параметрами - мощностью передатчика радара, чувствительностью приёмника радара и площадью отражающей поверхности "зеркала" - ЭПР. С помощью радиопоглощающих материалов и рассеивающих особенностей геометрических форм самолёта пятое поколение истребителей значительно снижает последний показатель, но не делает его равным нулю. Приведём ниже сравнительную табличку ЭПР различных самолётов по оценкам западных аналитиков:

 

B-52=100 ЭПР (кв. м.)

F-4, A-10=25 ЭПР (кв. м.)

Tornado=8 ЭПР ( кв. м.)

МиГ-21=3 ЭПР (кв. м.)

МиГ-29=5 ЭПР(кв. м.)

F-16C, F-18C=1,2 ЭПР (кв. м.)

B1-B 1 ЭПР=(кв. м.)

Eurofighter=0,25-0,75 ЭПР (кв. м.)

Gripen=ЭПР (кв. м.)

Exocet, Harpoon=0,1 ЭПР (кв. м.)

F-35 JSF=0,005 ЭПР (кв. м.)

F-117, B-2, F-22=0,01 - 0,001 ЭПР (кв. м.)

 

Большинство авторов публикаций о малозаметных самолётах непосредственно связаны с их разработкой, поэтому данные, приведённые в таблице, основаны очевидно на подобных публикациях, и потому не совсем объективны. Независимых исследований по малозаметности конкретных самолётов практически нет. Только полёты F-117 в Ираке и Югославии дали возможность нашим военным специалистам оценить эффект "новых" технологий американцев. И по оценкам российских военных экспертов современные технологии, созданные по программе "Стелс", позволяют уменьшить эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательных аппаратов до 70 процентов по сравнению с самолётами традиционных схем. При этом дальность обнаружения такого малозаметного самолёта сократится лишь на треть, так как

дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени от величины ЭПР. Западные же эксперты говорят почти о тысячекратном(!) уменьшении ЭПР. Очень впечатляет. Однако в пересчёте на дистанцию обнаружения это означает её сокращение примерно в 5,6 раза. Так, если обычный самолёт обнаруживался радаром на дистанции в 300 км, то на том же радаре самый "невидимый" из "стелсов" будет вполне виден на дистанции 54 км. Это не так сильно впечатляет, но всё же вполне значимо.
Существуют разные оценки дуэльных возможностей Раптора с нашими современными самолётами. Есть довольно оптимистичные, вроде такой:

bulochnikov.livejournal.com

ПАК ФА против F-35 | Журнал Популярная Механика

В истории пока не было ни одного воздушного боя, в котором с обеих сторон участвовали бы истребители пятого поколения. Но чем ближе запуск в серию российского ПАК ФА, тем точнее можно спрогнозировать результат его столкновения с «американцами» F-22 и F-35.

Юрий Грановский

Первый полет прототипа перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, с легкой руки журналистов получившего название Т-50 (на самом деле это внутреннее заводское обозначение «Сухого», в армию он, скорее всего, поступит как Су-50), состоялся семь лет назад. Сейчас полным ходом идут испытания опытных образцов второго этапа с добавочными индексами вплоть до 11-го. В воздухе побывало уже семь машин. Они сильно изменились по сравнению с Т-50−1 — стали гораздо мощнее, «зорче» и незаметнее.

T-50 ПАК ФА

Клуб «пятерок»

На гордое звание истребителя пятого поколения претендуют неожиданно много самолетов из самых разных стран. В первую очередь, конечно же, «Раптор». Производство F-22 сейчас закрыто из-за непомерной дороговизны, но выпустить их успели почти две сотни, так что в ближайшие годы этот самолет останется самым грозным воздушным охотником НАТО. Летом 2016 года на вооружение американской армии поступил более дешевый и не столь «умелый» F-35 Lightning II в трех модификациях, у которого, впрочем, есть свои интересные особенности. ПАК ФА, который вступит в строй в наступающем году, максимально близок к завершению испытаний — последние экспериментальные образцы уже получили окончательные версии радиолокационного оборудования, систем управления, двигателей и вооружения.

Кроме этой «большой тройки», на разных стадиях полетных испытаний находятся китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31. О последнем говорить еще рано, прототип слишком «сырой», а вот о J-20 можно с уверенностью сказать, что эта машина относится скорее к поколению «4++», чем к пятому. Незаметность у J-20 на уровне нашего СУ-35С (ЭПР в районе 0,5 м2), и кроме того, пока он не продемонстрировал умения летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.

Что такое ЭПР Эффективная площадь рассеяния — параметр, отражающий способность рассеивать направленную электромагнитную волну. Чем меньше ЭПР объекта, тем незаметнее он на радаре. Самолет считается «невидимкой» при ЭПР менее 0,4 м². Для сравнения, этот показатель у бомбардировщика Ту-160 достигает 25 м², у танка Т-90 он порядка 30 м², а у человека — 1 м². Иными словами, «Железный человек» Тони Старк в своем боевом костюме будет замечен службами ПВО гораздо раньше, чем стелс-истребитель.

Японский самолет проекта Shinshin сейчас используется лишь для отработки стелс-технологий, до вооружения пока дело не дошло. Чуть дальше продвинулись турецкий TF-X, иранский Qaher F-313 и индонезийский KF-X/IF-X, однако, по имеющимся на сегодня данным, все они тоже скорее «четверки с плюсом». Новейшие Eurofighter EF-2000 Typhoon и Dassault Rafale обладают некоторыми признаками пятого поколения, но не в большей (а вернее — значительно меньшей) степени, чем вышеупомянутый СУ-35С. Причем результаты смоделированных боев четко свидетельствуют, что ни «европеец», ни «француз» в нынешнем своем состоянии не конкуренты «Сухому».

Словом, реальных соперников у ПАК ФА только два — «Раптор» и «Молния». И для обоих у нашего истребителя приготовлено немало сюрпризов.

F-22 Raptor

Сила против силы

Одно из требований к отечественному истребителю пятого поколения — сверхманевренность, то есть способность машины сохранять устойчивость и управляемость при высочайших перегрузках на закритических углах атаки, а также возможность изменять положение в воздушном потоке, что позволяет атаковать противника под углом к текущей траектории. В современных американских требованиях о сверхманевренности ни слова: предполагается, что поражение противника будет вестись на средних и дальних дистанциях. Это, однако, не помешало сделать F-22 полноценным сверхманевренным истребителем — видимо, конструкторы понимали, что его гегемония в воздухе не продлится долго и когда-нибудь ему все же придется столкнуться с врагом нос к носу.

Т-50 ПАК ФА F-22 Raptor F-35 JSF Lighting II
Тактико-технические данные
Высота (по килям), м 4.8 5.1 4.4
Длина, м 19.4 18.9 15.7
Размах крыльев, м 14 13.6 10.7
ЭПР, м2 0.005−0.3 0.005−0.3 0.001−0.1
Масса пустого, кг 18 500 19 700 13 300
Макс. взлетная масса, кг 37 000 38 000 31 800
Макс. скорость, км/ч 2500 2100 1900
Крейсерская скорость, км/ч 2100 1850 1300
Дальность полета, км 2700 1900 2200
Потолок, м 21 000 20 000 20 000
Скороподъемность, м/с 330 250 200
Общая тяга, кгс 36 000 32 000 20 000
Макс. рабочая нагрузка, G 11 9 7
Боевая нагрузка, кг 10 000 9000 7700
Точек подвески ракет, шт 10 внутренних 8 внутренних 4 внутренних
/6 внешних /4 внешних -
Пушка, мм 30 20 25
Требуемая длина ВВП, м 350 1300 120
Дальность обнаружения целей
Крылатая ракета 170 км 115 км 140 км
ЗУР 70 км 50 км 70 км
Ракета «воздух-воздух» 5 км 6 км 5 км
Истребители 4-го поколения 330 км 165 км 220 км
Истребители 5-го поколения 90 км 75 км 110 км

Первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями АЛ-41Ф1 с суммарной тягой 30 000 кгс. Они обладают наивысшей в данный момент скоростью отклонения вектора тяги (60 градусов в секунду) при относительном отклонении оси в 20 градусов по всем ракурсам, что позволяет самолету вертеться волчком практически на месте. У двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла тоже отклоняются на 20 градусов, но лишь по вертикали, причем со скоростью всего 20 градусов в секунду.

Зато суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 составляет порядка 32 000 кгс, что при сравнимом взлетном весе и меньшей загрузке боеприпасами и топливом дает «Раптору» несколько бóльшую тяговооруженность — примерно на 7−8%. Это не так уж мало — во всяком случае, западные эксперты успели объявить, что F-22 будет доминировать на вертикалях.

F-35 JSF Lighting II

Однако на Т-50−6 и выше установлена модернизированная версия АЛ-41Ф1, пока проходящая под обозначением «Изделие 30». Суммарная тяга пары таких изделий на летных образцах достигла 35 000 кгс, а в планах изготовителя — ОКБ им. Люльки — довести ее до 36 000.

Таким образом, при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью «Раптора», а при средней — превысит ее почти на 10%. Такая мощь дает возможность брать на борт больше топлива — внутренние баки, вмещающие почти 13 т, позволяют действовать в «полной боевой выкладке» на радиусе свыше 1000 км, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 км. То есть, взлетев с подмосковного аэродрома, ПАК ФА сможет долететь до центра Европы, сбить там парочку самолетов и спокойно вернуться. А «Раптор» с баками на 8,2 т топлива, полной боевой загрузкой и на крейсерском «сверхзвуке» вряд ли улетит дальше 800 км. Заявленные максимальные 2500 км — это когда на войну отправили почти пустую машину в «медленном» дозвуковом режиме.

www.popmech.ru

Немного про ЭПР и истребители 5 поколения

Теоретически стратегия применения самолётов 5-го поколения и состоит в идее "первый увидел - первый выстрелил - первый убил". То есть он должен подобраться незаметным на дистанцию запуска своих ракет и запустить их до того, как его заметили. Именно для этого снижают радиолокационную заметность самолёта. В радиолокации заметность определяется с помощью отражательной способности - эффективной поверхности рассеивания (ЭПР). Чем больше эта поверхность, тем больше отражённый сигнал и, следовательно, больше возможность его заметить. Тут можно привести аналогию с фонариком и зеркалом, расположенным в нескольких метрах от источника света. Радар светит как фонарик своим передатчиком и регистрирует своим приёмником отражённый от зеркала сигнал. Чувствительность приёмника радара определяет минимальный уровень регистрируемого отражённого сигнала. Поэтому, чем больше поверхность зеркала, тем больше уровень отражённого сигнала и тем на большем расстоянии радар может зарегистрировать отражённый луч. Дистанция обнаружения таким образом определяется тремя параметрами - мощностью передатчика радара, чувствительностью приёмника радара и площадью отражающей поверхности "зеркала" - ЭПР. С помощью радиопоглощающих материалов и рассеивающих особенностей геометрических форм самолёта пятое поколение истребителей значительно снижает последний показатель, но не делает его равным нулю. Приведём ниже сравнительную табличку ЭПР различных самолётов по оценкам западных аналитиков: 

 Самолёт  ЭПР (кв. м.) 
 B-52  100
 F-4, A-10  25
 Tornado  8
 МиГ-21  3
 МиГ-29  5
 F-16C, F-18C  1,2
 B1-B  1
 Eurofighter  0,25-0,75
 Gripen  0,1
 Exocet, Harpoon  0,1
 F-35 JSF  0,005
 F-117, B-2, F-22  0,01 - 0,001

 Большинство авторов публикаций о малозаметных самолётах непосредственно связаны с их разработкой, поэтому данные, приведённые в таблице, основаны очевидно на подобных публикациях, и потому не совсем объективны. Независимых исследований по малозаметности конкретных самолётов практически нет. Только полёты F-117 в Ираке и Югославии дали возможность нашим военным специалистам оценить эффект "новых" технологий американцев. И по оценкам российских военных экспертов современные технологии, созданные по программе "Стелс", позволяют уменьшить эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательных аппаратов до 70 процентов по сравнению с самолётами традиционных схем. При этом дальность обнаружения такого малозаметного самолёта сократится лишь на треть, так как дальность обнаружения пропорциональна корню четвёртой степени от величины ЭПР. Западные же эксперты говорят почти о тысячекратном(!) уменьшении ЭПР. Очень впечатляет. Однако в пересчёте на дистанцию обнаружения это означает её сокращение примерно в 5,6 раза. Так, если обычный самолёт обнаруживался радаром на дистанции в 300 км, то на том же радаре самый "невидимый" из "стелсов" будет вполне виден на дистанции 54 км. Это не так сильно впечатляет, но всё же вполне значимо.

Существуют разные оценки дуэльных возможностей Раптора с нашими современными самолётами. Есть довольно оптимистичные, вроде такой:

Итак, имеет смысл сравнить "дуэльные" возможности радиолокационных комплексов Су-35 и F-22A "Рэптор". Российская машина, оснащённая "Ирбисом", может обнаружить цель с ЭПР 0.1-0.5 м2 (т.е "Рэптор") на дистанции 165-240 км. Американский истребитель "видит" своего противника со значительно большей (порядка 1 м2) ЭПР также на дальности порядка 200 км. Таким образом, малозаметный "Рэптор" со своей АФАР по части бортового радиолокационного комплекса не имеет реального превосходства перед модернизированным "Сухим" в ракетном воздушном бою на "вневизуальной" дальности! А это как раз один из тех важнейших параметров, на безусловное преимущество в котором "Рэптора" над любыми аналогичными машинами рассчитывали американские военные.

Эта оценка базируется на предположении, что F-22 имеет ЭПР 0,1-0,5 кв.м., что значительно хуже данных, представленных в таблице. И у нас нет пока возможности оценить насколько они верны - F-22 пока не удалось "засветить" вживую. Американцы держат свой самолёт вдали от наших локаторов, сохраняя завесу тайны над реальными свойствами малозаметности своего "суперистребителя". Данные наших производителей о возможностях бортовых РЛС новых самолётов тоже могут сильно различаться. На F-22 устанавливается БРЛС AN/APG-77:

БРЛС AN/APG-77 имеет фазированную активную антенную решётку овальной формы шириной около 1 м, состоящую приблизительно из 1500 твердотельных приемопередающих модулей (длина каждого модуля - 70 мм, высота - несколько миллиметров), в которых используется техника монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. В целях снижения заметности предусмотрены пассивные режимы работы РЛС, обеспечена малая вероятность перехвата сигналов при активных режимах работы БРЛС. Максимальная дальность обнаружения крупных воздушных целей - 270-300 км.

Насколько крупной целью является Су-35? Утверждалось, что там использованы технологии малозаметности и возможно это действительно снизит дальность его обнаружения до 200 км. По поводу нашей БРЛС "Ирбис", устанавливаемой на Су-35 в Википедии утверждается:

"Н035 "Ирбис" — российская авиационная малогабаритная радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой, разработки НИИП. Разработка Н035 для истребителей промежуточного 4++ поколения была начата в 2004 году, закончена в 2006. Мощность радара на излучение — порядка 5 кВт. Механическое сканирование осуществляется гидроэлектромехническим приводом. Дальность обнаружения воздушных целей типа истребитель (с ЭПР 3 м²): до 400 км."

Возможности БРЛС "Ирбис" сводят на нет возможности F-22 по малозаметности. Если эффект малозаметности оценить в 70%, как это делают российские эксперты, то дальность обнаружения снизится всего на треть - до 266 км и F-22 не сможет подобраться незамеченным на дальность пуска своих ракет, составляющей 180 км. Однако если использовать оценки западных экспертов, то тысячекратное снижение заметности должно сократить дальность его обнаружения до 70 км и F-22 удастся ударить первым и незамеченным. Тут интересно также привести данные о новой БРЛС "Жук-АЭ" (FGA29) разработки компании "Фазотрон", которую предполагают устанавливать на МиГ-29М2 (МиГ-35). Рекламные заявления нашего разработчика выглядят очень обнадёживающе:

 

"Российская корпорация "Фазотрон-НИИР" завершила разработку новейшей бортовой радиолокационной станции "Жук-АЭ" для истребителей МиГ-35 с активной фазированной решёткой. По словам гендиректора фирмы Вячеслава Тищенко, это первая изготовленная в России активная фазированная антенная решётка. Ее появление приближает наш истребитель к главному конкуренту - американскому истребителю пятого поколения F-35. Теперь наш "МиГ" способен конкурировать с F-35 не только в воздушных боях, но и на мировых рынках вооружений."

Более объективно представлены данные испытаний:

"В ходе фазы отработки в воздухе по цели "МиГ-29" выполнено 15 полётов и показано надёжное обеспечение дальности 60 км (в ЗПС) и 148 км (в ППС). Кроме того, выполнено два полёта в режиме ближнего маневренного боя и еще несколько работ в режиме радиолокационного картографирования с разрешением 5 на 5 м (далее будет 1 х 1 м). Лётные испытаниях продолжаются, очередное было 17-го сентября, они связаны уже не с отработкой "железа" - она закончена, а с отладкой ПО. В результате образец АФАР FGA29 ("Жук-АЭ", в составе РЛПК-35) с диаметром 500 мм показал на самолёте-демонстраторе достаточную дальность действия – свыше 130 км по цели с ЭПР 5 кв. м. и надёжность на отказ – не менее 300 часов. Обеспечено количество сопровождаемых целей – 30 (8-10 выводится на индикатор)."

Итак, наш АФАР ЖУК-АЭ даёт обнаружение цели с ЭПР 5 м (МиГ-29) на дальности 130 км. Предположим, что F-35 имеет ЭРП в 1000 раз меньше - 0,005 кв. м. (или "размер мячика для гольфа" судя по рекламе). Сокращение ЭПР в 1000 раз снизит дальность обнаружения на 82% - до 23 км. Это существенно, поскольку действительно даёт возможность F-35 ударить первым оставаясь вне поля зрения МиГ-35, а значит осуществить свой тактический принцип. Но насколько и данная оценка объективна? Тут есть ещё свои тайны.

Увлечение американцев технологиями малозаметности дало толчок и для развития новых радиолокационных методов. Для компенсации уменьшения заметности достаточно увеличить либо мощность передатчика, либо чувствительность приёмника, либо то и другое вместе. Конечно, тут не всё так просто - необходимо учитывать помехи и средства радиоэлектронной борьбы. Задача очень сложная, но не более сложная, чем уменьшение ЭПР у самолёта. Собственно сейчас и идёт соревнование чувствительности и мощности радаров с технологиями малозаметности летательных аппаратов - аналог борьбы брони и снаряда в истории танкостроения. Именно поэтому такое значение придаётся новым радиолокационным схемам, вроде АФАР, которые не только позволяют увеличить мощность излучателя вместе с чувствительностью приёмника, но вести сразу несколько целей, использовать цифровую обработку сигналов, отсеивая помехи. Но самое важное - АФАР позволяет сканировать пространство в различных диапазонах частот. И тут мы подходим ещё к одному важному открытию. Дело в том, что эффективность используемых американцами технологий малозаметности очень зависят от диапазона частот радара. В основном они рассчитаны на X-диапазон частот, в котором работают большинство современных радаров. Это сантиметровая длинна волны. Более старые радиолокационные комплексы ПВО использовали L-диапазон частот (дециметровые волны) и для них американские технологии малозаметности почти бесполезны!

Если для сантиметровых волн эффективная толщина радиопоглощающих материалов может быть равна сантиметрам, то для дециметровых волн - это уже дециметры и не может быть реализована на практике. Эффект рассеивания по методу Уфимцева тоже рассчитан на сантиметровые волны, рассеивание дециметровых волн будет значительно меньше, на них эффект геометрической формы объекта почти не действует. "Здесь очень характерен пример уничтожения современной "невидимки" F-117 в Югославии боевыми средствами сорокалетней давности. Целеуказание было от станции ЗРК "Печора", а пуск ракеты был с нашего ЗРК "Квадрат"." Юрий Белый, генеральный директор НИИП, разработчика БРЛС "Ирбис", сказал не только это. Он заявил и более интересную вещь на вопрос о новой БРЛС АФАР, выставка которой на МАКС-2009 произвела сенсацию:

— Ваша АФАР будет "видеть" самолеты, сделанные по технологии "стелс"?
— Здесь не АФАР является определяющей. Возможность обнаружения таких самолётов в большей степени зависит от диапазона и вида излучаемого сигнала. Плюс к тому у нас на борту несколько АФАР, работающих в разных диапазонах. А сделать защитное покрытие от волн, скажем, сантиметрового и дециметрового диапазона одновременно – весьма проблематично.

Вообще-то это приговор технологиям "стелс" по методу Уфимцева и с использованием радиопоглощающих покрытий. Соревнование РЛС с малозаметностью уже почти выиграно РЛС ещё до того, как самолёты 5-го поколения встали в строй. Новые БРЛС L-диапазона уже рекламируются НИИП:

Новую АФАР L-диапазона предполагается устанавливать в передние кромки крыльев и велись эти работы очевидно уже давно. Однако до появления уже рабочих образцов эта методика вообще никак не обсуждалась официально. Скромные скептические заявления разработчиков наших самолётов о технологиях "стелс" не слишком привлекали внимание СМИ и редко цитировались. Может это тоже имело свой смысл? Пусть конкурент вложится в тупиковые методы малозаметности, потратит них сотни миллиардов, а мы, потратив лишь несколько миллионов, сделаем их совершенно бесполезными? Только недавно уже рекламируемые в открытую достижения НИИП по части БРЛС в L-диапазоне привлекли внимание западных экспертов и тут же вызвали бурную реакцию:

"Программа JSF является примером полной отвлечённости упёртых голов сообщества JSF от операционной реальности в мире. Эту технологию [обнаружения в L-диапазоне] нужно было предвидеть десять лет назад, учитывая разработку в США радаров L-диапазона AESA для систем типа Wedgetail AEW&C/AWACS... Системы, живучесть которых почти полностью зависит от сокращения видимости для радаров в Х-диапазоне, такие, как F-35 Joint Strike Fighter, F/A-18E/F Super Hornet и F-15SE "Тихий Орел", теперь становятся видимы для истребителей, несущих РЛС L-диапазона, и таким образом, становятся весьма уязвимыми в борьбе в воздухе на большие загоризонтные расстояния."
 
Источник:-http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/44531/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

aviator.guru

Сравнение российского Су-35 и американского F-35 Lightning II » Военное обозрение

Большинство оружия во всём мире имеет альтернативу в том или ином виде. Разные страны часто подражают друг другу и пытаются сделать не хуже, чем у соседей. Россия сегодня старается изменить подобный подход к вооружению и создаёт уникальные военные модели. А та техника, у которой появляются аналоги за рубежом, зачастую превосходит их по большинству параметров. Для примера можно рассмотреть российские многоцелевые сверхманевренные истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Сразу же стоит отметить, что обозначение «Поколение 4++» в моделях Су-35 является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. Более того, при сравнении определённых моделей можно увидеть, что класс 4++ по некоторым параметрам лучше своих «старших братьев».

О плюсах говорить можно много и долго, поэтому начнём сразу с минусов моделей и их сравнения. Су-35 уступает своему аналогу в комплексе способов снижения заметности. Стелс-технология данной модели российского истребителя приблизительно имеет коэффициент отражённой поверхности в пределах 12 квадратных метров. В то время как для Ф-35 была разработана специальная геометрия планера самолёта и целый набор поглощающих сигналы средств.

Также некоторые критики утверждают, что Су-35 имеет менее продуктивную технологию АФАР (активной фазированной антенной решётки). Однако на этом фактические минусы, если их можно таковыми назвать, у многоцелевого истребителя Су-35 заканчиваются. Равно как и плюсы истребителя-бомбардировщика Ф-35.

Скептики могут сказать, что, наоборот, российская модель является прототипом, так как его разработка началась позже: выбор конструкции F-35 был сделан ещё в 2001 году, в то время как сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года. Хотя тут есть важный нюанс. Американское конструкторское бюро Lockheed Martin разрабатывало и проектировало будущий истребитель-бомбардировщик при поддержке ОКБ имени Яковлева.

Именно знания и опыт российских инженеров повлияли на будущее строение Ф-35. К тому же начало боевой эксплуатации Lockheed Martin F-35 Lightning II стартовало почти на год позже, чем Су-35. С 31 июля 2015 года и с 12 февраля 2014 года соответственно.

Проект «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II» собирал отрицательные отзывы критиков с самого своего создания. Несмотря на то, что разрабатываемый истребитель был заявлен в пятом поколении, считаться таковым он смог только в Штатах. В американских самолётах делают упор на «обвесах» и количестве вооружения, задвигая скорость и манёвренность на второй или даже третий план.

Именно поэтому австралийский аналитический центр Air Power Australia неоднократно заявлял, что F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, ведь из-за своего веса у него нет невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. После некоторых учебных и боевых задач Ф-35 также была присвоена малая степень «живучести». Всё это при условии огромных денежных затрат на производство.

Даже президент США Дональд Трамп раскритиковал вторую «Молнию», заявив, что, если модель не улучшат и не удешевят, он найдёт истребители получше. 108,1 миллиона долларов за модель, которая не имеет возможности увернуться от ракет и падает, не разогнавшись до сверхзвуковой, — сомнительное вложение бюджета страны.

Итого: два минуса ввиду отсутствия модернизации против одного большого летающего минуса, пусть и невидимого для воздушных радаров. По-моему, выбор очевиден. Два американских Ф-35 могут идти против одного Су-35 и не выйти победителями.

topwar.ru

7 мифов об истребителе F-35 » Военное обозрение

Скандальная репутация нового F-35 не уступает его знаменитым предкам: криволапому "Старфайтеру" и супербомбардировщику Конвэр B-58 с говорящим именем "Хастлер" (англ. шулер, кидала). Среди ужасных преступлений, инкриминируемых F-35, звучат слабые ЛТХ, неправдоподобно высокая стоимость (как кусок золота такой же массы), нескончаемые проблемы с оборудованием и электронной начинкой…


Критики и злопыхатели проекта JSF в качестве аргументов приводят типичные сбои и отказы, неизбежные при "обкатке" и эксплуатации новой машины, но отчего-то обходят вниманием реальный недостаток JSF. Крылатая машина опередила своё время! Причём сделала это в самом худшем виде: многие из заявленных технологий еще не вышли за пределы научных лабораторий — в то время как самолеты уже массово штампуют на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).

Большинство перспективных систем F-35 (радары с АФАР, оптронные комплексы, элементы технологии стелс) могли быть успешно интегрированы в конструкцию самолетов поколения 4+. Реальные примеры: F-15SE "Сайлент Игл" и F/A-18 "Сайлент Хорнет". Еще пара усилий конструкторов, и они могли бы сравняться по боевым возможностям с F-35.

Для чего было проводить дорогостоящие НИОКР по созданию новой платформы, если по своим ЛТХ F-35 едва ли превосходит своих предков? Почему не были рассмотрены асимметричные подходы — такие как шведский SAAB J-39 Gripen? Вместо пресловутой "малозаметности" шведы ставят во главу угла параметр "выживаемость" — комплекс средств обнаружения и постановки активных помех, что, по мнению шведов, позволяет Gripen'у уверенно действовать в зоне ПВО противника.

Американцы пошли по самому очевидному и дорогостоящему пути, решив построить новый юберсамолет и удивить им мир. У них были деньги и технологии. И им это удалось. На сегодняшней день малозаметный истребитель-бомбардировщик F-35 является самым совершенным и "зрелым" самолетом в своем классе — как в плане технологий, так и в плане боевых возможностей.

Одиннадцать стран мира (Великобритания, Канада, Норвегия, Израиль и т. д.) уже выбрали F-35 в качестве перспективного истребителя для обновления своих ВВС. Результат агрессивной рекламы и прямого принуждения союзников к покупке американской военной техники. Но было ли из чего выбирать? Какой из современных многоцелевых истребителей смог бы составить конкуренцию F-35 — при равной стоимости и одинаковых боевых возможностях? Ответ... Немая сцена!

Скандалы, интриги, расследования...

1. Гонки по вертикали

Из трех модификаций F-35 лишь одна (F-35B) является самолетом СВВП. Специфический истребитель авиации морской пехоты, предназначенный для действий с передовых аэродромов. И конструктивно, и по назначению это совершенно другая машина, даже внешне отличающийся от "базового" F-35A. Унификация по деталям: 81% с F-35А и всего 62% с палубным F-35C.

F-35A и F-35B. Серьезные отличия заметны даже невооруженным глазом

F-35B был заказан ограниченной серией из 500 самолетов (15% от запланированного к постройке кол-ва F-35). Основную часть программы JSF составляют истребители F-35A, чьи взлетно-посадочные характеристики ни чем не отличаются от др. боевых самолетов. Оттого, оказывается несостоятельным следующий миф.

2. В основе "Лайтнинга" лежит советский Як-141

Чем могут быть похожи СВВП середины 80-х годов и современный истребитель пятого поколения? Лишь тем, что оба летательных аппарата — тяжелее воздуха. Цель программы JSF (малозаметный многоцелевой истребитель-бомбардировщик) далека от темы СВВП. "Вертикалка" F-35B является лишь побочным направлением программы и мало похожа на остальные машины семейства "Лайтнингов".

Як-141

По поводу сходства с Яком. F-35B использует иную схему с подъемным вентилятором (вместо двух подъемных реактивных двигателей на Як-141). Оба истребителя имеют лишь схожие очертания кормовой части и отклоняемое сопло маршевого двигателя — именно это вводит в смущение умы юных конспирологов. При этом вертикальное хвостовое оперение F-35 с двумя наклоненными килями продиктовано не необходимостью вертикального взлета, сколько требованиями технологии стелс.

3. Универсальный самолет — это плохо

Универсальность? Максимум — унификация узлов и деталей в рамках одного семейства боевых самолетов (базовый, палубный и "вертикалка").

Если под "универсальностью" подразумевается возможности истребителей выполнять ударные задачи, то история знает немало удачных примеров многоцелевых самолетов — F-84, "Фантом", МИГ-21, Мираж-III, F-15E, Су-30, "Рафаль"... Сумасшедшая тяга реактивных двигателей творит чудеса — боевая нагрузка современных истребителей в разы больше, чем у четырехмоторной "Летающей крепости" (при одинаковой взлетной массе ~ 30 тонн). Цепляй под крыло гроздья бомб и контейнер с прицельным оборудованием — и любой из "Рафалей" и "Сушек" превратится в убойный бомбардировщик. Не стал исключением и F-35.

Eurofighter Typhoon


4. Замена штурмовой авиации

Семейство F-35 заменит все многоцелевые истребители четвертого поколения — F-16, F-15E, F/A-18, "вертикалку" AV-8 "Харриер-II", и даже противотанковый штурмовик A-10 "Тандерболт". Но каким образом сверхзвуковой истребитель может заменить дозвуковой бронированный штурмовик, оснащенный мощной 7-ствольной пушкой?

Вместо залпа НУРС и очередей из пушки — одна 113-кг планирующая бомба SDB или ракета "Мэврик". Вместо отважных полетов под огнем ПЗРК и зенитных пулеметов басмачей — удары высокоточным оружием с недосягаемой высоты. Для искоренения "недовольных демократией" уже сейчас используются легкие противопартизанские штурмовики (типа "Цессна Комбат Караван"). Оставшуюся часть функций А-10 должны взять на себя ударные вертолеты и беспилотники. Янки проводят реструктуризацию собственных ВВС, распределяя задачи между классами боевых ЛА и снимая с вооружения устаревшую и малоэффективную технику.

5. Ф-35 продирается сквозь небо только благо звериной мощи двигателя Ф-135 (с)

Макс. взлетная масса F-35А на 30% больше, чем у его предшественника F-16 (29 против 22 тонн), а его двигатель развивает большую на 40% тягу (бесфорсажная 13000 кгс против 8000 кгс). При этом F-35А и F-16 имеют равную боевую нагрузку (заявленная — около 8 тонн).

Прямое доказательства ущербности аэродинамики и ЛТХ "Лайтнинга". Иначе на что был потрачен выделившийся резерв нагрузки?

F-16I

Объем внутренних топливных баков F-35 превышает 10 000 л керосина — вдвое больше, чем у любого истребителя четвертого поколения. "Лайтнингу" не требуются ПТБ для выполнения большинства задач, в то время как другие истребители вынуждены занимать ими узлы подвески, тем самым увеличивая свою ЭПР, лобовое сопротивление и уменьшая боевую нагрузку.

F-35 оснащен встроенным прицельно-навигационным комплексом для работы "по земле" — с тепловизорами, лазерными дальномерами, датчиками сопровождения цели и коррелятором линии визирования ракет. Все то, что обычные истребители таскают в виде подвесных контейнеров, в виде части своей боевой нагрузки.

Наконец, внутренние бомбоотсеки, S-образные каналы воздухозаборников и элементы технологии стелс. В итоге в таблицах появилась цифра 8 тонн. Только уже это не подвесные баки и ПНК, а настоящие бомбы и ракеты.

6. Ласточка летает

Все истребители четвертого-пятого поколений по своим ЛТХ близнецы. Минимальные отличия в 10-20% в значениях скороподъемности, тяговооруженности и нагрузки на крыло нивелируются положением самолета в пространстве, боевой нагрузкой и квалификацией летчика. Исключение составляют лишь экзотические истребители с двигателями с отклоняемым вектором тяги, но и их реальные боевые возможности определяются не столько ОВТ, сколько наличием подвесных вооружений. Любая бомба или ракета на внешней подвеске накладывает свои жесткие ограничения на пилотаж (перегрузки/тепловой нагрев) и ухудшает ЛТХ носителя.

В воздухе F-35 не только не уступит истребителям четвертого поколения, но должен иметь преимущество за счет внутренних отсеков вооружений, где ракетам не страшен тепловой нагрев и где они не создают дополнительного сопротивления в полете.

7. Аварийность

150 построенных F-35, 7 лет эксплуатации, ни одного потерянного в летных происшествиях истребителя. А ведь "Лайтнинги" эксплуатируются в самых жестких условиях, далеко за пределами лабораторий и испытательных стендов. Летают днем и ночью. Взлетают и садятся на палубы кораблей. Используются для массовой подготовки пилотов.

Вопреки слухам и утверждениям лжеэкспертов, программа JSF демонстрирует фантастический уровень надежности. Специалисты "Локхид Мартин" методично испытывают машину во всех возможных режимах и устраняют выявленные недостатки.

И если еще пару лет назад казалось, что F-35 "проигрывает бой", то сейчас становится очевидно: за океаном рождается мощная боевая машина. Пентагон перестал проявлять всякий интерес к проектам глубокой модернизации существующих истребителей и полностью сосредоточился на программе JSF. Тренд был подхвачен союзниками — заказы на F-35 растут, тогда как его основные конкуренты (проекты F-15SE, F/A-18E/F и F/A-18 International Roadmap) стремительно теряют очки и вылетают из тендеров.

topwar.ru

ПАК ФА против F-35: кто выйдет победителем

В истории пока не было ни одного воздушного боя, в котором с обеих сторон участвовали бы истребители пятого поколения. Но чем ближе запуск в серию российского ПАК ФА, тем точнее можно спрогнозировать результат его столкновения с «американцами» F-22 и F-35.

Первый полет прототипа перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, с легкой руки журналистов получившего название Т-50 (на самом деле это внутреннее заводское обозначение «Сухого», в армию он, скорее всего, поступит как Су-50), состоялся семь лет назад. Сейчас полным ходом идут испытания опытных образцов второго этапа с добавочными индексами вплоть до 11-го. В воздухе побывало уже семь машин. Они сильно изменились по сравнению с Т-50−1 — стали гораздо мощнее, «зорче» и незаметнее.

Клуб «пятерок»

На гордое звание истребителя пятого поколения претендуют неожиданно много самолетов из самых разных стран. В первую очередь, конечно же, «Раптор». Производство F-22 сейчас закрыто из-за непомерной дороговизны, но выпустить их успели почти две сотни, так что в ближайшие годы этот самолет останется самым грозным воздушным охотником НАТО. Летом 2016 года на вооружение американской армии поступил более дешевый и не столь «умелый» F-35 Lightning II в трех модификациях, у которого, впрочем, есть свои интересные особенности. ПАК ФА, который вступит в строй в наступающем году, максимально близок к завершению испытаний — последние
экспериментальные образцы уже получили окончательные версии радиолокационного оборудования, систем управления, двигателей и вооружения. Кроме этой «большой тройки», на разных стадиях полетных испытаний находятся китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31. О последнем говорить еще рано, прототип слишком «сырой», а вот о J-20 можно с уверенностью сказать, что эта машина относится скорее к поколению «4++", чем к пятому. Незаметность у J-20 на уровне нашего СУ-35С (ЭПР в районе 0,5 м2), и кроме того, пока он не продемонстрировал умения летать на сверхзвуковой скорости без форсажа. Японский самолет проекта Shinshin сейчас используется лишь для отработки стелс-технологий, до вооружения пока дело не дошло. Чуть дальше продвинулись турецкий TF-X, иранский Qaher F-313 и индонезийский KF-X/IF-X, однако, по имеющимся на сегодня данным, все они тоже скорее «четверки с плюсом». Новейшие Eurofighter EF-2000 Typhoon и Dassault Rafale обладают некоторыми признаками пятого поколения, но не в большей (а вернее — значительно меньшей) степени, чем вышеупомянутый СУ-35С. Причем результаты смоделированных боев четко свидетельствуют, что ни «европеец», ни «француз» в нынешнем своем состоянии не конкуренты «Сухому». Словом, реальных соперников у ПАК ФА только два — «Раптор» и «Молния». И для обоих у нашего истребителя приготовлено немало сюрпризов.

Сила против силы
Одно из требований к отечественному истребителю пятого поколения — сверхманевренность, то есть способность машины сохранять устойчивость и управляемость при высочайших перегрузках на закритических углах атаки, а также возможность изменять положение в воздушном потоке, что позволяет атаковать противника под углом к текущей траектории. В современных американских требованиях о сверхманевренности ни слова: предполагается, что поражение противника будет вестись на средних и дальних дистанциях. Это, однако, не помешало сделать F-22 полноценным сверхманевренным истребителем — видимо, конструкторы понимали, что его гегемония в воздухе не продлится долго и когда-нибудь ему все же придется столкнуться с врагом нос к носу. Первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями АЛ-41Ф1 с суммарной тягой 30 000 кгс. Они обладают наивысшей в данный момент скоростью отклонения вектора тяги (60 градусов в секунду) при относительном отклонении оси в 20 градусов по всем ракурсам, что позволяет самолету вертеться волчком практически на месте. У двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла тоже отклоняются на 20 градусов, но лишь по вертикали, причем со скоростью всего 20 градусов в секунду. Зато суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 составляет порядка 32 000 кгс, что при сравнимом взлетном весе и меньшей загрузке боеприпасами и топливом дает «Раптору» несколько бóльшую тяговооруженность — примерно на 7−8%. Это не так уж мало — во всяком случае, западные эксперты успели объявить, что F-22 будет доминировать на вертикалях. Однако на Т-50−6 и выше установлена модернизированная версия АЛ-41Ф1, пока проходящая под обозначением «Изделие 30». Суммарная тяга пары таких изделий на летных образцах достигла 35 000 кгс, а в планах изготовителя — ОКБ им. Люльки — довести ее до 36 000. Таким образом, при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью «Раптора», а при средней — превысит ее почти на 10%. Такая мощь дает возможность брать на борт больше топлива — внутренние баки, вмещающие почти 13 т, позволяют действовать в «полной боевой выкладке» на радиусе свыше 1000 км, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 км. То есть, взлетев с подмосковного аэродрома, ПАК ФА сможет долететь до центра Европы, сбить там парочку самолетов и спокойно вернуться. А «Раптор» с баками на 8,2 т топлива, полной боевой загрузкой и на крейсерском «сверхзвуке» вряд ли улетит дальше 800 км. Заявленные максимальные 2500 км — это когда на войну отправили почти пустую машину в «медленном» дозвуковом режиме. На фоне «старших товарищей» F-35 Lightning II смотрится бледно. Сверхманевренным его точно не назвать. Единственный двигатель Pratt & Whitney F135 — наследник F119 — развивает тягу около 20 000 кгс, что дает итоговую тяговооруженность почти в полтора раза меньшую, чем у ПАК ФА. В ближнем бою у «Молнии» шансы так же невелики, как и у «Раптора», особенно на вертикалях. Скороподъемность нашего истребителя — 330 м/с против 250 у «Раптора» и 200 у F-35, что дает массу дополнительных вариантов для атак. Но это — в ближнем бою. А как насчет средних и длинных дистанций?


Что такое эффективная площадь рассеяния (ЭПР)
Эффективная площадь рассеяния — параметр, отражающий способность рассеивать направленную электромагнитную волну. Чем меньше ЭПР объекта, тем незаметнее он на радаре. Самолет считается «невидимкой» при ЭПР менее 0,4 м². Для сравнения, этот показатель у бомбардировщика Ту-160 достигает 25 м², у танка Т-90 он порядка 30 м², а у человека — 1 м². Иными словами, «Железный человек» Тони Старк в своем боевом костюме будет замечен службами ПВО гораздо раньше, чем стелс-истребитель.

Длинные уши

Хорошо, когда вы видите противника, а он вас — нет, не правда ли? Еще лучше, если при этом вы можете его быстро сбить, а потом не менее быстро улететь, не опасаясь возмездия. Таким видят идеальный бой создатели истребителей пятого поколения. Увы, в реальности все сложнее. При практически одинаковых фронтальных ЭПР всех трех истребителей (см. таблицу), кормовая часть ПАК ФА несколько сильнее «светится» в инфракрасном диапазоне. Это расплата за тяговитость и подвижность «Изделий 30», чьи гондолы не закрыты плоскими панелями, как у «Раптора» и «Молнии». Открытая конструкция хотя и обеспечивает самолету дополнительную живучесть при повреждении одного из двигателей, доводит ЭПР силовой установки ПАК ФА до 0,5 м², когда противник заходит с тыла. Но это не беда. В отличие от «американцев», для ПАК ФА не столь важно положение противника. У F-22 и F-35 стоят новейшие бортовые РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), способные находить цели с ЭПР от 0,1 до 0,5 м² на расстояниях порядка 100−220 км. В ПАК ФА используются похожие РЛС, только их не одна, а шесть — фронтовая, две нижних боковых, две на концах крыльев и одна в хвосте. Таким образом, пилот в буквальном смысле глядит во все стороны. На прототипах Т-50−10 и Т-50−11 в качестве фронтального «ока» планируется использовать РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой, которая сейчас проходит «доводку» в концерне «Радиоэлектронные технологии». Параметры ее точно не известны, но, по неофициальным данным, новая РЛС способна захватывать цели с ЭПР менее 0,1 м² на расстояниях свыше 300 км. РЛС «Копье-ДЛ» используется для обнаружения ракет, атакующих хвостовую часть. Ракеты «воздух-воздух» типа AIM-120 (основные для американских истребителей) засекаются на расстоянии 5−6 км, «Стингеры» — примерно с 4 км. Кроме боевых, обилие РЛС позволяет решать и тактические задачи — например, с их помощью можно вести самолет на сверхмалой высоте, следуя рельефу местности. Ни «Раптор», ни «Молния» так не умеют. Все три самолета обладают примерно равными по характеристикам системами предупреждения о пусках ракет на основе тепловизионных камер. Впрочем, надо признать, что система DAS, установленная на F-35, все же имеет больше возможностей, поскольку способна засекать не только пуски ракет, но и тепловое излучение двигателей самолета противника, летящего на бесфорсажном малозаметном режиме. Но там, где не получилось взять изяществом, можно использовать кулаки.

Больше ада
Солидный F-22 несет 12 ракет — четыре под крыльями и восемь во внутренних отсеках. Легкий F-35 несет внутри всего четыре ракеты. Ну а у ПАК ФА при полной загрузке десять ракет внутри и шесть снаружи. Причем от наружных подвесов конструкторы «Сухого» планируют отказаться, чтобы сделать самолет незаметнее, в перспективе доведя число внутренних точек подвески до 12. Под них в разработке находится более 10 видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые «закрывают» весь диапазон возможных ситуаций по дальности нанесения удара и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета. В наступающем году «Раптор» получит ракету AIM-9X (хотя ракеты серии AIM-120 по-прежнему останутся основными как для него, так и F-35). Это очень быстрая и маневренная ракета, но вряд ли она сравнится по параметрам с новейшей российской разработкой Х-74М2 корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 М) скорости и поражать цель на расстояниях более 300 км. Вес этой игрушки — около 400 кг. Мощность соответствующая.

Подводя итоги
Схематично бой между F-22 и ПАК ФА можно представить так. Самолеты обнаружат друг друга на дальности 60−70 км, причем, если F-22 в нижней задней полусфере, у него будет несколько секунд запаса, чтобы первым выпустить AIM-9X. В противном случае Х-74М2 долетит до него быстрее. Шансов у американца не останется, а вот ПАК ФА с примерно 50-процентной вероятностью сумеет увернуться от ракеты «Раптора». Впрочем, если самолеты окажутся достаточно незаметными, чтобы подобраться друг к другу километров на 20−30 (в реальности, повторимся, этого никто не проверял), то в дело вступят AIM-120D с американской стороны и управляемые ракеты с осколочно-фугасными зарядами с российской. Дальше все зависит от мастерства пилотов.

А вот для F-35 никакого «дальше» не предполагается. У него заведомо не хватит ни мощности, ни маневренности, чтобы сбросить ракету ПАК ФА с хвоста. Даже если ему удастся атаковать первым (что сомнительно), четырех ракет ему явно не хватит, чтобы со 100%-ной гарантией завалить россиянина. Круизная скорость ПАК ФА позволит с легкостью уйти от версий AIM-120, что устанавливаются на «Молнии». После чего он вернется.

via

analitic.livejournal.com

Израильский F-35I «Адир» над Ливаном - неудачная реклама от генерал-майора Норкина и Хель Хаавир | Новости

Весьма оригинальным способом командование Военно-воздушных сил Израиля в лице генерал-майора Амикама Норкина решило разрекламировать перспективные малозаметные тактические истребители 5-го F-35I «Adir» поступающие на вооружение 140-й истребительной эскадрильи, вновь развёрнутой на широко известной авиабазе Неватим.

На фото генерал-майора ВВС Израиля Амикам Норкин

Как сообщает новостное и военно-аналитическое издание «Военный Паритет», израильский высокопоставленный военный чиновник представил на широкое обозрение публики фотографии, на которых запечатлён один из недавно принятых на вооружение F-35I, барражирующий над ливанской столицей — Бейрутом (очевидно, что фото сделано пилотом второго F-35I). На корпусе машины, перед левым стабилизатором вертикального V-образного оперения, отлично видна одна из четырёх линз Люнеберга.

Данные устройства, покрытые электропроводящим покрытием, используются в боевой авиации для сокрытия истинных параметров эффективной поверхности рассеяния перспективных малозаметных истребителей от радиолокационных средств противника морского, наземного и воздушного базирования (к примеру, общекорабельных РЛС обнаружения «Фрегат-МА2» и 5П27 «Фурке», радиолокационных обнаружителей и радаров подсвета зенитно-ракетных комплексов, а также самолётов радиолокационного дозора и наведения типов А-50У и E-3C/G). Они способны увеличить реальную ЭПР изделия от минимальных показателей в 0,01 — 0,5 кв. м до нескольких десятков квадратных метров. Восторженные форумчане «Военного Паритета утверждают, что полёт над Бейрутом с линзами Люнеберга выполнялся для забивания каналов сопровождения и наведения зенитно-ракетных комплексов «Бук-М2Э», отвлекая расчёты от реальных целей, которыми являются тактические ракеты «Popeye-2», «Де-лила», а также малоразмерные «узкие бомбы» семейств GBU-39/B «SDB», запущенные с подвесок дальних так-тических истребителей F-15I «Raam». По-видимому, подразумевается последний ракетный удар по авиабазе эд-Дабаа несколько дней назад. Администратор же «Военного Паритета» называет F-35I «Адир» «невидимым для радаров». Но давайте внимательно посмотрим на фотографию.

Сделана она в дневное время суток, а мы с вами хорошо знаем, что все коварные воздушные операции ВВС Израиля против сирийской армии и иранских подразделений «Кудс» практически всегда происходят в вечерние, ночные или утренние часы. Какой вывод можно сделать, основываясь на этом факте?

На момент полёта «Адира» близ воздушных границ Ливана над Средиземным морем никакие ударные операции не выполнялись. При этом, если поработать даже с простой «Google»-картой, можно по направлению полёта нового израильского истребителя относительно положения полотен взлётно-посадочных полос аэропорта Бейрута определить, что машина двигалась в северном направлении. Дальность до пункта материально-технического обеспечения ВМФ России в Тартусе в этот момент составляла целых 130 км! Именно здесь развёрнута батарея зенитно-ракетного комплекса дальнего радиуса действия С-300В4, прикрывающая Тартус. Основным элементом дальнего радиолокационного обнаружения у этого комплекса является РЛО кругового обзора 9С15М2, обладающий инструментальной дальностью более 400 км, дальностью обнаружения целей с ЭПР 5 кв.м около 320 и вы-сокоточным сантиметровым диапазоном, который, несмотря на меньшую проницаемость через атмосферу, позволяет работать по целям с малой ЭПР с гораздо более высокой точностью, чем радары дециметровго диапазона. Для компенсации высокой поглощаемости волн сантиметрового диапазона, мощность 9С15М2 может превышать 120 и более кВт, на что указывают официальные данные о требуемом источнике питания.

Полёт многофункционального истребителя 5-го поколения F-35I «Adir» близ Бейрута; красным кругом отмечена линза Люнеберга

Но для чего тогда на планере «одного из самых малозаметных истребителей в мире» (как говорят в «Локхиде», а также западных и израильских СМИ) установлены те самые линзы Люнеберга для увеличения ЭПР? Ведь полёт, запечатлённый на фото, проходил не в момент выполнения воздушной операции по нанесению ударов и никакого смысла в отвлечении сирийской ПВО не было. Ответ здесь напрашивается лишь один. Радиолокационная заметность (ЭПР) F-35I «Adir» не столь минимальна, а поэтому совершенно не позволяет совершать свободные полёты в 130 км от Тартуса, где находится радиолокационный обнаружитель 9С15М2 зенитно-ракетного комплекса С-300В4.

И как ранее утверждали российские специалисты, включая специалистов из ОКБ «Сухого», реальная ЭПР F-35 действительно находится в пределах от 0,1 до 0,3 кв.м.; подобные типы целей российский радар 9С15М2 обнаруживает на удалении 165 и 240 км соответственно. Вот таким нехитрым образом, всего по одной фотографии, мы можем раскрыть всю подноготную регулярного одурачивания интернет-обозревателей об истинной ЭПР как израильского варианта F-35I «Adir», так и стандартной модификации F-35A «Lightning II» для мирового рынка вооружения. Изначально американские источники указывали, что эффективная отражающая поверхность этого истребителя не превышает 0,005 кв.м.

Радиолокационный обнаружитель 9С15М2 зенитно-ракетного комплекса большой дальности С-300В4

Если бы данная информация соответствовала действительности, «Адир» смог бы приближаться к батарее С-300В4 на расстояние, внимание, 60 км без всяких линз Люнеберга, а значит, и летал бы над Бейрутом без данных устройств. Что же касается желания скрыть реальную ЭПР F-35I израильскими ВВС от российских радиолокационных средств, то это вполне стандартная ситуация. Во-первых, раскрытие реального радиолокационного «портрета» этой машины, да ещё и на дальности 150 км, поставит под огромный вопрос экспортный потенциал «Лайтнингов» на рынке вооружения, а также сведёт к минимуму эффективность многомиллионной рекламной компании. Во-вторых, знание точной ЭПР этих истребителей даст возможность как сирийской ПВО, так и другим радиолокационным средствам наших Воздушно-космических сил точно идентифицировать тип штатовских машин даже в тот момент, когда последние проводят разведывательную миссию с применением системы предупреждения об облучении/радиоэлектронной разведки AN/ASQ-239 «Барракуда» в пассивном режиме. Вот и разрушен очередной миф о «супернезаметности» американских истребителей семейства F-35.

ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!

28 мая 2018, 10:45
Автор: Евгений Даманцев
Просмотров: 2406

Ссылки по теме

www.sknews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *