F 117 сбитый в югославии – Как в небе над Югославией был сбит американский самолета-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов | Блог Piromidon

Как сбить F-117 старой советской ракетой: Наука и техника: Lenta.ru

Сербский офицер ПВО, прославившийся на весь мир тем, что в 1999 году ухитрился сбить американский самолет-невидимку F-117, неожиданно спустя шесть с половиной лет вспомнил о своих былых заслугах. Понимая, насколько его опыт может быть полезен в будущем (как американцам, так и их противникам), он решил поделиться с мировым сообществом секретами своего мастерства.

До сих пор четкого и ясного рассказа об обстоятельствах уничтожения одного из самых совершенных самолетов в мире опубликовано не было. Существует множество версий случившегося, однако все они касаются технических деталей. Это действительно достаточно интригующая тема — как могли сербы, вооруженные старыми советскими зенитными ракетами, сбить новейший самолет-невидимку? По мнению полковника в отставке Дани Золтана, дело не только в технике, но и в подготовке операции.

Золтан командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО, которая защищала Белград. У него были радары, четыре зенитно-ракетных установки C-125 (по западной классификации — Sa-3, в каждой по четыре ракеты), и все это не представляло никакой угрозы для вражеских бомбардировщиков. По крайней мере, так считали натовцы, которые посылали свои самолеты бомбить сербские объекты, надеясь на современные средства подавления ПВО. Поначалу сербы не очень активно противодействовали авианалетам, но уже через три дня после начала кампании, 27 марта, они неожиданно сбили F-117 — самолет, который казался неуязвимым.

По словам Золтана, он не питал иллюзий относительно технического превосходства противника, и поэтому предпочел не открыто выступать против бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а «залечь в засаду», выжидая, когда ему подвернется случай сбить вражеский самолет наверняка.

Как отмечает Strategy Page, эта операция наглядно показывает, что в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление даже при помощи устаревшего оружия. При этом не лишне упомянуть,

ЗРК С-125 (Sa-3). Фото с сайта Pvo.guns.ru

Lenta.ru

что уничтожение F-117 — это всего лишь самый известный случай из карьеры Золтана. На самом деле его часть не раз отличалась во время той войны, сорвав множество воздушных налетов и сбив еще один самолет — F-16. Натовцы не смогли уничтожить ни одного радара или пусковой установки, входивших в состав батареи Золтана.

Метод Золтана

  • Под командованием сербского полковника находились около 200 военнослужащих. Он знал каждого из них, и в каждом он был уверен на сто процентов. Задолго до начала бомбардировок он регулярно проводил тренировки, добиваясь, чтобы каждый солдат и офицер батареи в совершенстве владел доверенной ему техникой.
  • Понимая, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры демаскируют его быстрее, чем заметят вражеские радары, Золтан организовал систему кабельной связи. Приказы иной раз приходилось передавать при помощи посыльных. Однако эти методы сыграли важную роль — натовцы не знали, где расположена батарея, так как «не слышали» ее.
  • Радары и пусковые установки сербов постоянно меняли места дислокации. Часть персонала постоянно была занята поисками мест, куда будет перевезена военная техника в следующий раз, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней, которые продолжались бомбардировки, батарея преодолела десятки тысяч километров.
  • На сербов работали шпионы. Они дежурили возле авиабазы в Италии, и когда с нее взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград. Сеть наблюдателей существовала и в самой Сербии. Они также сообщали о маршрутах полета натовских самолетов.
  • Задолго до начала натовских бомбардировок Золтан постарался получить как можно больше информации об F-117. Он изучал все, что можно было найти — публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета. Эти сведения помогли ему так расположить

    F-117. Фото с сайта Fas.org

    Lenta.ru

    радары, чтобы они могли отследить «невидимку». Как именно — полковник не стал рассказывать. Известно, что он не держал радары включенными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.

  • Определение цели и обстрел происходили в самый последний момент, когда самолет пролетал вблизи батареи. Это позволяло Золтану атаковать внезапно, не оставляя противнику шансов на противоракетный маневр. Впрочем, F-117, при всех его «невидимых» достоинствах является достаточно неповоротливым и медленным самолетом. Совершить резкий маневр и уйти от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не мог физически. Когда сербы сбили «стэлс», тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.
  • Наконец, Золтан, по его словам, внес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие именно — серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.

    На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к «охоте».

    Что касается технической стороны, то несомненным достоинством сербской батареи были радары и ракеты старой системы. Как известно, радар отслеживает самолет, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со «стэлсом» короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить — именно причудливая форма и является основой этой технологии.

    Фрагмент фонаря кабины F-117. Фото с сайта Fas.org

    Lenta.ru

    Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они «видят» любой крупный объект в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.

    Золтан больше не смог сбить ни один «стэлс». Сразу же после того, как альянс потерял этот самолет, командование приняло меры по предотвращению подобных ситуаций. F-117 больше не летали в одиночестве — их сопровождали истребители, вооруженные ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Самолеты стали менять маршруты полета, и устроить «засаду» на них сербы больше не смогли… Впрочем, это не убавило славы отставному полковнику. Он уже вошел в историю как человек, который смог сбить самолет-невидимку.

    Павел Аксенов

  • lenta.ru

    Как в небе над Югославией был сбит американский самолет-невидимка F-117A ракетой советского комплекса 50- годов » Политус.ру

    Шок, растерянность и страх. Так можно охарактеризовать чувства военнослужащих американских ВВС после получения ими известия о гибели в небе над Югославией новейшего «несбиваемого» военного самолета-невидимки F-117A . Это произошло на третий день после начала войны НАТО против Югославии, а именно  27.03.1999 года.

    Еще более удручил американских авиационных специалистов тот факт, что разрекламированный на весь мир и самый совершенный на тот момент военный самолет, созданный по технологии «стелс», был сбит обыкновенной ракетой. выпущенной из ПВО С-125, созданного военно-промышленным комплексом Советского Союза  в конце 1950-х годов. Американцы  в этот факт первоначально отказывались верить.  

      Командиром отличившейся 3-й батареи 250-й бригады ПВО, оборонявшей Белград, являлся  Золтон Дани. Он, как и все офицеры тогдашней Югославии, обучался в советском военном ВУЗе. Дани З. окончил Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище войск ПВО. К слову сказать,  часть остатков упавшего на землю  американского  F-117A  была переправлена для изучения в Россию, — рассказывает Юферев С.

    Дани знал слабые стороны американских ВВС и их самонадеянность, поэтому выбрал тактику «засады». После того, как выяснилось, что  бомбардировщики летают без прикрытия по одному и тому же маршруту югославские зенитчики устроили F-117A достойную встречу.

    Им помог в этом советский радар  П-18. Его динноволновые импульсы спокойно засекали изготовленный по «стелс» технологии самолет. Обнаружив цель, но не спугнув ее — радар включался кратковременно, зенитчики подпустили самолет на расстояние 15 км.

    Низкая дозвуковая скорость и плохая маневренность F-117A, а также грамотные расчеты югославских специалистов не оставляли ему шанса выжить.  Советская ракета, выпущенная югославскими специалистами, сбила американца за 13 км до подлета к ракетному комплексу.

      Этот героический эпизод югославских ПВО способствовал полному прекращению всей американской программы относительно  тактических бомбардировщиков F-117A Night Hawk. Несмотря на миллиардные вложение в проектирование, создание и эксплуатацию этих самолетов, несмотря на почти 860 выполненных боевых заданий над Югославией, военное командование США приняло нелегкое для себя решение прекратить производство  этих машин, стоимость каждой из которых обходилась государственному бюджету более $110 млн.

    История поражения F-117A в Югославии была единственной на всем протяжении использования самолета. Но и этого оказалось достаточным для сворачивания его производства. Однако некоторое время «стелсы» использовались в других американских военных кампаниях, к примеру, в Ираке.

    В ВВС США было поставлено 64 единицы F-117A, из которых один был сбит в Югославии и шесть пришли в негодность в небоевых условиях.

    Планы использования самолетов этого типа вплоть до 2018 года были пересмотрены и к 2008 году все F-117A перестали нести боевое дежурство и прекратили участие в боевых действиях.

    Как выяснилось в дальнейшем, умелая работа югославских ПВО, оказалась спусковым крючком, после нажатия которого все недостатки новейшего F-117A стали известны широкому кругу лиц. А их оказалось критически много.

    Проектировщики и создатели F-117A поставили на этой модели эксперимент, минимизировав возможности обнаружения этой боевой машины наземными средствами ПВО, но в ущерб другим качествам.

      Самолет не обладал достаточными для военной техники летными характеристиками.  Оптимальная скорость для F-117A являлась дозвуковая.  Ему была присуща невысокая маневренность, именно поэтому его достала ракета  комплекса ПВО С-125.  Пилотирование самолета сопровождалось риском для пилота в следствии его путевой и продольной статической неустойчивости.  Американцы были вынуждены смириться с имиджевыми потерями, но от самолета отказались.

    Возвращаясь к уничтожению югославами самолета следует отметить высокие боевые качества югославских военнослужащих Золтона Дани.

    В целях избежания обнаружения своего подразделения со стороны НАТОвских войск, он не использовал радиосвязь и часто менял дислокацию.  Контроль и управление осуществлялись либо посредством кабельной связи, как во времена Великой Отечественной Войны, либо с использованием посыльных.

    Умелое маневрирование и опыт позволили ему продержаться  практически без потерь все время военной агрессии, то есть почти 80 дней. За это время он бесконечно менял позиции, передвигая свои комплексы на расстоянии более 1 000 км, при чем делая это скрытно и незаметно для военной радио-  и наземной разведки противника.

    Подвиг зенитчиков, на примере Дани, показал, что умный и грамотный подход к командованию и управлению подразделением может противостоять даже самому современному вооружению противника.

    Ждём Вас на нашем канале Политика и экономика Politus, где публикуются дополнительные статьи, не размещенные на этом сайте

    politus.ru

    «Простите, мы не знали что он невидимый»: как советское ПВО уничтожило в Югославии американский «Стелс»

    Старое не значит плохое

    Первый и единственный раз F-117 был сбит в районе деревни Буджановцы вблизи Белграда – всего через три дня после начала операции НАТО против Югославии. Обстоятельства этой атаки до сих пор покрыты пеленой неопределённости. Как самолёт был обнаружен и как его удалось сбить?

    Так, существуют предположения, что «неведимку» якобы подстрелил истребитель МиГ-29, установивший с нарушителем визуальный контакт. По американской версии, «Ночной ястреб» был обнаружен из-за того, что пилот изменил режим полёта, демаскировав самолёт.

    Однако по основной версии, которой придерживается сербская сторона, «Ночной ястреб» уничтожили старым, 1976 года производства зенитно-ракетным комплексом С-125, стоявшим на вооружении 3-й батареи 250-й бригады ПВО под командованием полковника Дани Золтана. Цель была поражена всего двумя ракетами: первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолёт.

    Оказалось, что с технической точки зрения оснащение сербов – скорее плюс в борьбе с F-117, нежели минус. Ведь современные радары используют высокую частоту сигнала. На это и рассчитаны «стэлс»-самолёты, о покрытие которых короткие волны просто рассеиваются. А вот старые радары – преимущественно низкочастотные, длинноволновые. Такие устройства, конечно, не слишком точны, но они видят любой более или менее крупный объект в воздухе.

    Плюс ко всему «невидимость» — главная и, возможно, единственная сильная сторона F-117. Сам же по себе «ястреб» — очень неповоротливая и медленная машина, для которой даже ракеты «с опытом» представляют существенную опасность. Именно поэтому в том же Ираке «стэлсы» в основном летали на значительной высоте – чтобы всегда быть в зоне недосягаемости ЗРК. Сбитый же самолёт – случайно или нет – оказался в непосредственной близости от комплексов ПВО: борт был поражён уже через 17 секунд после того, как была дана команда «огонь».

    russian7.ru

    ПВО Югославии сбили американский F-117 первая в истории боевая потеря «Стелс»-Самолета

    На третий день боевых действий в ходе военной операции НАТО в Югославии, 27 марта 1999 года, зенитный расчет югославских ПВО сбил американский ударный самолет F-117, созданный с применением «стелс»-технологии.

         Самолет упал близ сербской деревни Буджановцы недалеко от города Рума, 40 км к западу от Белграда. Американский штурмовик F-117A «Найтхок», которым управлял подполковник Дейл Зелко, был сбит ракетой 5В27Д из зенитно-ракетного комплекса С-125 «Нева». ЗРК С-125 находился в распоряжении 3-й батареи 250-й ракетной бригады ВВС и ПВО Вооруженных сил Союзной Республики Югославии, батареей командовал полковник Золтан Дани.

         Это первая и единственная официально подтвержденная потеря самолета F-117 американскими войсками за время войны против Югославии. Бомбардировщик F-117 был принят на вооружение в октябре 1983 года, однако впервые его существование было официально признано 10 ноября 1988 года в пресс-релизе Пентагона.

         Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. Самолеты типа F-117 использовались ранее во время вторжения в Панаму, войны в Персидском заливе и операции «Лис пустыни». В годы войны в Персидском заливе 40 самолетов произвели 1270 вылетов и выпустили 30 % от всех высокоточных ракет, использованных США в годы войны.

         По заявлениям командования вооруженных сил США, эти самолеты нельзя было обнаружить каким-либо радаром, однако существует несколько неподтвержденных свидетельств того, что иракские радары все-таки обнаруживали эти бомбардировщики.

         Вооруженные силы Югославии для обнаружения сил противника были оснащены американскими дециметровыми и сантиметровыми радарами, а также британскими C-600. На вооружении у югославов состояли и советские радары, которые работали на более длинных волнах, но обнаруживали самолеты с пониженной заметностью: это были радары П-12 «Енисей» и П-18 «Терек». Именно они были способны обнаруживать «самолеты-невидимки».

         Вместе с тем переговоры по радиостанциям были довольно рискованными, поскольку американская система HARM с легкостью перехватывала радиосообщения и засекала любые радиопереговоры. Ввиду подобного факта в войсках соблюдалось полное радиомолчание: радары включались ненадолго и немедленно меняли свои позиции вместе с пусковыми установками, а все сообщения и приказы передавались только при помощи курьеров.

         Отчет об уничтожении самолета составил заместитель командира 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО подполковник Джордже Аничич. По данным расчета, самолет был уничтожен в 20:55 по местному времени. Цель была поражена двумя ракетами: первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолет, через 17 секунд после команды «огонь». Пилот благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой.

    ruspekh.ru

    Неизвестные подробности уничтожения американских бомбардировщиков-«невидимок» — Российская газета

    Сегодня исполняется 15 лет с тех пор, как в Белграде, Нови-Саде, Нише, Подгорице и других сербских городах завыли сирены воздушной тревоги, оповещая жителей Югославии о том, что почти два десятка западных стран развязали против них полномасштабную военную кампанию. Без решения Совбеза ООН, фактически вытерев ноги о международное право, НАТО в течение 11 недель утюжило мирные города, безжалостно уничтожая гражданскую и военную инфраструктуру. То, что на Западе впоследствии назовут «гуманитарной интервенцией», на самом деле не имеет к гуманизму ни малейшего отношения — 78 дней бомбежек унесли жизни трех тысяч человек, среди которых две трети составили мирные жители.

     

     

     

    Как известно, итогом натовской агрессии стал окончательный развал Югославии, а также одностороннее провозглашение независимости Косово под рукоплескания Вашингтона и большинства европейских столиц. При этом остается только удивляться неприкрытому лицемерию западных политиков, которые сегодня обвиняют в нарушении норм международного права Россию, в состав которой по итогам всенародного референдума и без практически единого выстрела вошел Крым. Возможно, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах позабыли, кто именно без лишних угрызений совести пошел на использование кассетных и графитовых бомб, а также авиационных снарядов с обедненным ураном против суверенного центральноевропейского государства?

    Сегодня в столице нынешней Сербии о «гуманитарных бомбежках» не напоминает практически ничего. Заново отстроены разбомбленные НАТО мосты через Дунай, восстановлен уничтоженный вместе с 16 журналистами телецентр. Даже стенд в военном музее Калемегдан, посвященный натовской агрессии, занимает не более трех квадратных метров.

    «Эхо войны» отчетливо чувствуется лишь на улице Князя Милоша, где разрушенное здание генерального штаба до сих пор шокирует белградцев зияющими окнами и видом обрушившихся при попадании бетонобойных бомб пролетов. Я встретился с отставным подполковником 250-й зенитно-ракетной бригады Джордже Аничичем в кафе неподалеку от развалин генштаба. Название заведения — «Полет» — как нельзя под стать теме нашего разговора. Ведь именно этот человек уже на третий день войны, командуя своим подразделением ПВО, одержал знаменитую победу в югославском небе. Ракета, выпущенная из советского комплекса С-125, поставила жирную точку на полете широко разрекламированного американского бомбардировщика-невидимки F-117 и показала всему миру решимость маленькой страны защищать свой суверенитет. Спустя 15 лет после тех драматических событий сербский зенитчик в неизвестных ранее подробностях рассказал «РГ» об обстоятельствах уничтожения «Стелса».

    Как лично для вас началась война с НАТО?

    Джордже Аничич: Наше командование объявило военное положение 23 марта около 22.00. Все офицеры вернулись в расположение своих частей, поскольку у нас были достоверные сведения о неминуемом нападении НАТО.

    За несколько часов до начала бомбежек мы переместили людей и технику на запасные позиции с тем, чтобы избежать потерь и не попасть под первый удар. Расчет оказался верным — пока мы были на марше, наша основная позиция подверглась удару крылатых ракет, которые уничтожили склады и ложные цели, специально оставленные нами. Всю ночь 24 марта мы были на марше и не могли действовать. На следующий день техника была размещена на новых позициях и переведена в полную боевую готовность. 25 марта в восемь часов вечера начали поступать сигналы воздушной тревоги. А 26 марта я приказал принести бревна длиной в четыре-пять метров с тем, чтобы замаскировать командный пункт дивизиона. На следующую ночь был сбит F-117.

    Каким образом удалось уничтожить якобы невидимый для радаров самолет?

    Джордже Аничич: Применив тактический прием, мы разместили несколько имитаторов излучения радаров ПВО и создали ловушку для самолетов НАТО. Впоследствии, проведя анализ полета сбитого нами «Стелса», мы выяснили, что в ту ночь в направлении нашей позиции двигались три таких самолета. Они пришли с юга и шли точно по курсу нашего имитационного излучения. Их заданием было уничтожить батареи ПВО, поскольку они были первыми в списке приоритетных целей.

     

     

     

    До 20 часов вечера мы готовили ловушку. В 20.30 я вошел на командный пункт дивизиона и спустя десять минут на экране радара увидел три цели. В 20.42 с третьей попытки поймать самолет в прицел мы все-таки сбили «Стелс».

    Всего было выпущено две ракеты из русского ЗРК С-125М «Нева». Одна из них захватила цель и ушла в район ее нахождения, а вторая ракета не смогла захватить цель. Впоследствии сбитый американский пилот (самолетом управлял подполковник Дэйл Зеко. — «РГ») в своих интервью рассказывал о том, что одна ракета прошла мимо него, а вторая его настигла. Это неправда, поскольку он был сбит первой ракетой. К сожалению, этот эпизод стал предметом различных спекуляций, а сербская и международная общественность была введена в заблуждение.

    Почему это произошло?

    Джордже Аничич: В момент уничтожения «Стелса» на командном пункте были два руководителя. Я находился там, начиная с 20.30, а до меня — с 18.00 до 20.00 — был другой дежурный.

    Уже после войны другой дежурный (офицера зовут Золтан Дани. — «РГ») начал утверждать, что он модернизировал комплекс С-125. В США был даже снят документальный фильм, в котором говорится о том, что «Стелс» был сбит именно благодаря этой модернизации. Тем самым они попытались оправдаться, что, дескать, они все сделали правильно, но какой-то умелец модифицировал систему и только поэтому современнейший на то время самолет был сбит.

    Все это неправда, и никакой модернизации не было. В конце концов ему пришлось отказаться от своих заявлений. Но даже это не помешало ему впоследствии встретиться со сбитым американским пилотом и перед камерой назвать человека, убивавшего сербский народ, «братом».

    НАТО ежедневно наносило удары по командным пунктам и  установкам ПВО армии Югославии. Как Вам удалось уцелеть?

    Джордже Аничич: Действительно, по моей зенитно-ракетной бригаде противник выпустил 35 противорадиолокационных ракет, но так и не добился ни одного прямого попадания. Дело в том, что у американских ракет «HARM» в 1999 году был радиус действия в 50-60 километров и именно при помощи этого оружия НАТО пыталось уничтожить югославские силы ПВО. А наши системы С-125 могли вести огонь на расстояние до 20 километров. В итоге мы действовали следующим образом: ждали, когда противник подойдет к нам на 15 километров и только тогда включали наши системы. Затем мы пускали ракеты, направляли их в район цели, а после их подрыва сразу выключали основной радар и одновременно включали имитатор, установленный в 300 метрах от наших позиций. Если противник успевал выпустить по нам свои ракеты, то они попадали в имитатор радара. На тот момент это было системное решение в противовоздушном бою.

    Дневник офицера

    Джордже Аничич: В течение всего времени бомбежек НАТО я вел военный дневник. Спустя 10 лет после натовских бомбардировок по этому дневнику я написал книгу, которую назвал «Смена». В ней была описана война, с точки зрения офицера-зенитчика и человека, который находится на командном пункте ПВО, наблюдая атаки противника со всех направлений. Всего за время войны я выпустил по противнику 14 зенитных ракет.

    События, описанные в моей книге, показали, что даже с устаревшим русским оружием мы смогли уничтожить «Стелс» и другие новейшие американские самолеты. В официальном документе, выданном мне югославской армией, указывается, что на личном счету моего дивизиона числятся уничтоженные F-117 и F-16, а также подбитый B-2.

    По официальным данным нашего генерального штаба, всего было зафиксировано 61 попадание в различные самолеты неприятеля, но на территории нашей страны упало лишь 2 из них. Надо учитывать, что территория Сербии очень узкая, а самолеты НАТО летели на больших высотах. При попадании в них многие успевали покинуть наше воздушное пространство и сесть на аэродромы в соседних странах.

    Моим самым большим успехом как офицера стал не только «невидимка» F-117, мы также уничтожили американский стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит». К сожалению, у меня нет материального подтверждения этому факту, а американцы не признали эту потерю. Но мы точно знаем, что это случилось в ночь с 19 на 20 мая, а самолет упал в лесу в Хорватии.


    Сбитый старой советской ракетой новейший американский «Стелс» поверг в шок генералов НАТО. Фото:REUTERS

    Речь идет о самом дорогом самолете в мире ценой в два миллиарда долларов. Разве можно скрыть потерю такой боевой машины?

    Джордже Аничич: Судите сами: после 21 мая НАТО прекратило все полеты самолетов B-2. Зачем это было сделано, ведь война продолжалась вплоть до 10 июня? В это же самое время интенсивность налетов увеличилась на 30 процентов. Почему это произошло, если ничего особого не случилось?

    Кроме того, есть рассказы очевидцев о том, что натовские войска перешли из Боснии в Хорватию и блокировали обширный район. Затем грузовики долгое время из него что-то вывозили.

    Даже на спутниковых снимках часть хорватского леса в районе предполагаемого падения B-2 впоследствии была специально затемнена.

    К тому же, я знаю, что был произведен радиоперехват разговора пилота подбитого самолета с натовским воздушным командным пунктом «Авакс». Пилотам запретили катапультироваться из подбитого самолета и приказали во чтобы то ни стало выйти за пределы Югославии.  

    Совершенно точно известно, что стратегическая авиация США использовала в Югославии все свое новое вооружение, включая бомбы JDAM. Бомбардировщики «В-2» вылетали на боевое задание из Америки с базы «Уайтман». С одной дозаправкой в воздухе такой самолет пролетал 18 тысяч километров, а каждая такая операция продолжалась 29-36 часов. Именно эти самолеты сбросили бомбу на китайское посольство в Белграде и здание генерального штаба.

    Оставались ли шансы на успешный исход войны после трех месяцев непрерывных налетов НАТО?

    Джордже Аничич: Это трудный вопрос, потому что многие наши части понесли потери. Мое подразделение оказалось единственным в противовоздушной обороне Белграда, которое действовало все 78 дней. Проблема была не в ракетах — они у нас были. Главная проблема заключалась в кольце обороны Белграда, которое было прорвано. Моя часть закрывала направление на севере, но другие сектора были оголены. Таким образом, наш объект — большой город — уже нельзя было надежно защитить. НАТО этого, вероятно, не знало, и поэтому противник вплоть до конца войны вел себя очень осторожно, как и в первый день налетов. Особенно аккуратны натовцы были на северном направлении, и это далеко не случайно — именно здесь были сбиты три и подбит еще один их самолет.

    Правда, что после окончания войны американцы хотели во что бы то ни стало забрать обломки сбитого вами «Стелса»?

    Джордже Аничич: Действительно, они попытались это сделать, но им их не отдали. Кроме того, и это мало кому известно, после войны американцы прислали нашим военным список вопросов. Подробно расспрашивалось об обстоятельствах уничтожения «Стелса» — на какой дальности мы его заметили, видели ли мы на радарах его дозаправку в воздухе, с какого расстояния мы открыли по нему огонь и так далее. Также в этом списке были вопросы про B-2, что тоже подтверждает факт его уничтожения.

    Если бы у нас были С-300, то войны бы не было

    С-125 была самой современной системой югославских ПВО в то время?

    Джордже Аничич: Да. Однако сама система к тому моменту уже сильно устарела, поскольку была принята на вооружение в СССР в 1960-х годах.

    Многие военные эксперты говорят, что если бы в распоряжении югославской армии было более современное оружие, то исход войны мог бы быть совершенно другим…

    Джордже Аничич: Конечно, тип оружия, а также обученность личного состава играют огромную роль, и эти факторы могут остановить любого агрессора.

    Я уверен, что если бы у нас были системы С-300, то войны бы вообще не было. Весной 1999 года наши Вооруженные силы попытались получить в России С-300. Начиная с мая и до конца войны мы посылали в Россию наших младших офицеров. Правда, они обучались не на комплексах С-300, а на системах «Бук».


    Посольство Китая в столице Югославии разбомбили «по ошибке». Фото:AP

    Вместе с тем НАТО не ожидало, что сербские офицеры окажутся так хорошо обучены. Противник думал, что столкнется с офицерами, которых он раньше встречал в Ираке и Ливии. Мне приходилось с ними встречаться, и надо сказать, что они были далеки от того, чтобы в полной мере овладеть всеми возможностями русских систем ПВО.

    Вы обучались работе на системах ПВО в Советском Союзе?

    Джордже Аничич: Я прошел обучение в Югославии, но много раз выезжал на практические стрельбы на астраханский полигон Ашулук.

    НАТО активно применяло крылатые ракеты «Томагавк». Известно, что сербские ПВО сбили немалое количество этих ракет…

    Джордже Аничич: Мы уничтожили несколько десятков таких ракет. «Томагавки» все время летят на малой высоте и используют систему огибания рельефа местности. Перед войной мы обыгрывали возможные варианты нападения на нас и прогнозировали возможные пути подлета «Томагавков». И мы предполагали, что они полетят вдоль дорог или долин рек, которые будут служить для них ориентирами. Здесь и была организована эффективная противовоздушная оборона с помощью комплексов «Стрела-2М».

    Знаю, что сербские военно-воздушные силы также пытались противостоять превосходящему противнику. Почему сербским истребителям не удалось сбить ни одного натовского самолета?

    Джордже Аничич: Основная проблема наших «МиГов» заключалась в небольшом радиусе действия их радаров. Американские F-16 могли видеть цели на расстоянии в 50 километров. Вероятно, новые русские «МиГи» теперь имеют равноценные возможности. Но тогда наши старые самолеты не могли противостоять НАТО на равных и не смогли подойти близко к противнику на расстояние пуска ракеты, поскольку их замечали гораздо раньше. На самом деле, я лично наблюдал на экране радара последний полет одного из наших истребителей до того, как он был сбит.  

    Чему Россию и США научила война в Югославии

    Насколько я знаю, после войны сербские власти уволили в запас многих офицеров — участников отражений налетов НАТО. Это действительно так?

    Джордже Аничич: Это так, но, чтобы это понять, сперва нужно узнать менталитет сербов. Дело в том, что сербы тяжело прощают другим успехи. До войны я был отличным офицером. За время войны у меня оказалось больше всего боевых часов, проведенных на месте руководителя дивизиона ПВО, просто потому, что мое подразделение сражалось все 78 дней. Я был награжден президентом нашей страны боевыми наградами. Но после войны я был унижен, как человек и офицер, поскольку меня назначили на должность, предусмотренную для более низкого воинского звания. Я был подполковником, а меня поставили на должность капитана 1-го класса, или майора. Это было больно осознавать, и я еле дождался окончания срока службы.

    Знаю, что в России уважают своих героев и у русских есть особый день — 23 февраля, посвященный ветеранам войн и защитникам Отечества. В Сербии такого дня нет, поэтому я до сих пор очень разочарован.

    Встречались ли с вами российские офицеры и делились ли вы с ними своим опытом?

    Джордже Аничич: Российские генералы вышли на нас сразу после того, как был сбит «Стелс». Кроме того, во время войны в наших подразделениях находились русские офицеры, в задачи которых входил сбор различной информации. К моей батарее был приписан один из таких офицеров по имени Виктор, и он был в восторге от того, как мы воевали.

    Надо сказать, что в России по-другому представляли себе войну в воздухе и исходили из наличия разных систем ПВО с разной высотой и дальностью действия, прикрывающих друг друга от неприятеля, который пересекает линию фронта. У нас же противник появлялся со всех сторон — из Адриатического и Средиземного морей, а также с территории Боснии, Хорватии, Румынии и Болгарии.

    Та война многому научила и Россию, и США. Американцы поняли, что если мы с нашим устаревшим советским оружием смогли нанести им такие потери, то что с ними сделали бы русские, у которых есть новейшие системы вооружений. В Москве же осознали все вскрывшиеся недостатки русских систем ПВО и учли это при разработке новых зенитных комплексов.

    rg.ru

    Золтан Дани – победитель самолета-невидимки » Военное обозрение

    24 марта 1999 года началась военная операция НАТО против Югославии. Бомбардировки страны продолжались на протяжении 78 дней и закончились тем, что югославская армия покинула территорию Косово, чего и добивались представители североатлантического альянса. К удивлению многих, уже на 3-й день авианалетов, югославская система ПВО смогла сбить американский самолет-невидимку F-117A, выполненный по технологии «Стелс». Данный самолет был гордостью американского военного самолетостроения, важным пропагандистским инструментом и одним из самых известных самолетов конца XX века.

    Как удалось установить впоследствии, F-117A был сбит 27 марта 1999 года примерно в 40 километрах от Белграда 3-й батареей 250-й бригады ПВО, защищавшей столицу. Данной батареей командовал полковник Золтон Дани. Гордость американской военной авиации стала жертвой ракеты комплекса ПВО С-125, который был создан в СССР в конце 1950-х годов. Вот так самый знаменитый американский самолет был сбит над Югославией советским комплексом ПВО, которым командовал офицер, обучавшийся в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище войск ПВО. Более чем наглядный пример эха холодной войны. Часть обломков сбитого над Сербией самолета затем была передана для изучения российским военным.


    В настоящее время полковник Золтан Дани ушел с военной службы и занимается вполне мирными вещами, он держит хлебопекарню в сербской деревне Скореновац. Каждый год 27 марта он отмечает события 1999 года. В этот день он выпекает торт в виде сбитого самолета-невидимки F-117A, который становится главным угощением праздничного вечера. Золтан считает, что прославивший его эпизод, как и все в этой жизни, является результатом точного знания и упорного труда.

    Стоит отметить, что этому удачному эпизоду, неудачной в целом для Югославии войны, приписывают большое значение. Для сербских военных, особенно зенитчиков Золтона, это большая победа и, возможно, самое значимое событие в их военной карьере. Косвенно этот эпизод стал причиной свертывания всей программы F-117A Night Hawk (англ. Ночной Ястреб), в которую американцы вложили миллиарды долларов. Стоимость одного самолета составляла более 111 млн. долларов. Случай 27 марта 1999 года в окрестностях Белграда поставил крест на пропагандистском значении данной машины. Имиджу американских ВВС и программе F-117A был нанесен непоправимый урон. В то же время не до этого не после не был сбит ни один самолет данного типа. В той же Югославии тактические бомбардировщики F-117A совершили около 850 боевых вылетов.

    Всего в США было построено 64 самолета F-117A – 59 серийных и 5 прототипов. Данный самолет достаточно успешно эксплуатировался ВВС США и принимал участие в военных конфликтах, наиболее известными из которых являются две военные кампании в Ираке в 1991 и 2003 годах, а также военная кампания против Югославии в 1999 году. За все это время в боевых вылетах был потерян 1 самолет, еще 6 самолетов было потеряно в мирное время в результате аварий и авиационных происшествий.

    Данный самолет планировалось использоваться как минимум до 2018 года, но в итоге все самолеты этого типа были сняты с вооружения к середине 2008 года. F-117 стал заложником своей идеи и обстоятельств. Как показало время, создание самолета с преобладанием какого-либо одного качества в ущерб другим, в данном случае величины ЭПР, себя не оправдала. Со временем никто не отказался от идеи малозаметности и американский F-22, и российский перспективный ПАК ФА эксплуатируют эту идею, но она не является главенствующей, в первую очередь это высокоэффективные многофункциональные машины, способные решать на поле боя разные задачи.


    При создании перспективного самолета-невидимки F-117 американцы впервые решили убрать все демаскирующие самолет факторы: способность отражать радиолокационное облучение; самому излучать электромагнитные волны; оставлять дымный и инверсионный следы; издавать звук; быть незаметным в инфракрасном диапазоне. Все это привело к появлению весьма оригинальной формы самолета, которую можно сравнить с утюгом и которая никак не способствовала хорошим летным характеристикам машины. Самолет был очень сложен в управлении. В помощь пилоту на нем использовалась электронно-дистанционная система управления с четырехкратным резервированием каналов управления, при этом из-за того что самолет был неустойчив по рысканию и тангажу на него ставили автоматическую систему обеспечения устойчивости, начиная с 1991 года ее дополнили автоматом тяги. Самолет мог летать только на дозвуковых скоростях и обладал плохой маневренностью. В том числе и поэтому он не смог уйти от ракеты комплекса ПВО С-125.

    На самолете отсутствовала РЛС, за исключением лазера подсветки цели все системы навигации и прицеливания были пассивными. Для навигации использовалась инерциальная система и приемник системы спутниковой навигации, для наведения – система ИК-камер. Активных средств РЭБ на самолете просто не существовало. В конце-концов отсутствие современного БРЭО в сочетании с посредственной аэродинамикой, а также путевой и продольной статической неустойчивостью вели к большому риску при пилотировании самолета.

    Но вернемся непосредственно к событиям 27 марта 1999 года и комментариям самого полковника Золтона. По его словам, он не питал никаких иллюзий относительно технического превосходства НАТО, поэтому предпочитал не вступать в открытое противодействие бомбардировщикам, раскрывая положение своих пусковых установок и радаров. Он использовал тактику засад, выжидая, когда подвернется случай сбить самолет противника наверняка. Еще одним фактором, который предопределил события того дня было то, что американцы использовали F-117 без прикрытия и не изменяли маршруты полетов, будучи уверенными в неуязвимости своих машин. Сообщается, что сбитый F-117 проходил по одному и тому же маршруту уже несколько раз, так что сербские зенитчики могли хорошо подготовиться к «охоте».


    Сербские зенитчики использовали радар П-18, обладающий метровым диапазоном частот. Известно, что радар отслеживает воздушную цель, регистрируя поступающие от нее сигналы. Современные радары построены на использовании высокой частоты сигнала. При этом в случае со «Стелсом» короткие волны рассеиваются специальной рубленной формой корпуса самолета и его внутренней структурой. Именно причудливая форма и была основой технологии незаметности.

    В то же время для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма воздушной цели не является препятствием. Данные локаторы не так точны, но в состоянии видеть любой объект. Помимо этого, как уже говорилось ранее, американский самолет отличался низкой дозвуковой скоростью полета и невысокой маневренностью. Это делало его более уязвимым для старых ЗРК с низкочастотными радарами. Да и выполнить маневр отклонения от ракеты, выпущенной с близкого расстояния, на данном самолете было бы весьма проблематично. Натовский самолет был сбит на расстоянии в 13 км. от ЗРК.

    Сербские военные не держали радары включенными постоянно. Они запускали их в определенный момент на короткое время, для того чтобы их не могли засечь самолеты ДЛРО противника и навести на батареи бомбардировщики. Обнаружив на экране цель, зенитчики провели необходимые расчеты и повторно включили радар, когда самолет был в 15 км. от них. Дальше в игру вступила зенитная управляемая ракета, обладающая достаточно большой БЧ (вес 50-100 кг), подрыв такой ракеты обеспечивает радиус поражения осколками в зоне 200-500 метров.


    Стоит отметить также тот факт, что за все время бомбардировок Югославии в подразделении, которым командовал полковник Золтон Дани, не было потерь, а всего под его началом находилось порядка 200 человек. Для обеспечения безопасности сербские зенитчики часто меняли стартовые позиции. Часть людей Золтана постоянно была занята поиском новых мест, куда можно было перевезти военную технику, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней бомбардировок, батарея преодолела несколько тысяч километров.

    Также отдавая себе отчет в том, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры могут демаскировать его раньше, чем его заметят вражеские радары, полковник организовал системы кабельной связи. Нередко приказы приходилось передавать даже через посыльных. Но такие методы работали, так как натовцы не могли засечь батарею.


    Так или иначе, случай 27 марта 1999 года наглядно доказал то, как в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление врагу даже с помощью устаревшего вооружения. Золтон Дани заслужил свою победу, и никто не сможет отобрать ее у него.

    Источники информации:
    -http://lenta.ru/articles/2005/11/23/f117
    -http://rus.ruvr.ru/2012_03_23/69380867
    -http://topwar.ru/15910-f-117a-stels-ot-panamy-do-yugoslavii.html
    -http://ru.wikipedia.org

    topwar.ru

    F-117 в войне против Югославии


    Еще одной возможностью отличиться для F-117A стала война против Югославии в марте-июне 1999 г. В ней «Найтхоки» широко использовались с первого дня, привлекаясь для ночных ударов по объектам ПВО, а также по другим важным, хорошо прикрытым средствами ПВО стационарным целям. При этом основным оружием оставались КАБ с лазерным наведением. По некоторым данным, особенностью применения «стелсов» в этой операции стало их постоянное прикрытие самолетами РЭБ. Если это так, то лучшего свидетельства преувеличения их невидимости для современной развитой ПВО не надо и искать. В целом, об участии F-117A в этой войне в американской прессе написано значительно меньше, чем о войне в Заливе, из чего можно сделать вывод, что применение их на европейском театре оказалось менее успешным. А кроме того, конфликт на Балканах окончательно покончил с мифом о неуязвимости «стелса».

    Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий (27 марта в 20.55) первого F-117A (летчик к-н К.Двили), который был сбит в 32 км от Белграда в районе деревни Будановцы. Существуют различные версии поражения этого самолета: ракетой ЗРК «Куб», истребителем МиГ-29 и огнем ствольной зенитной артиллерии. Возможно, в «добивании» этого F-117A участвовали различные средства сербов, поэтому решить, кому принадлежит основная заслуга, трудно. По словам американского пилота, атака по его самолету была совершенно неожиданной, без срабатывания системы предупреждения. При этом К.Двили «не помнит, как рванул кольцо катапульты». Семь часов спустя поисковая группа нашла летчика в укрытии, где он прятался от югославской полиции, и доставила на авиабазу Авиано в Северной Италии. В ходе операции по его поиску были задействованы вертолеты поисково-спасательной службы НН-60 «Пэйв Хоук», один из которых с 12 членами экипажа и десанта на борту в районе г. Углевик был сбит, при этом удалось спастись лишь двум членам экипажа, взятым в плен. 1 апреля на аэродроме Плесо (г. Загреб, Македония) совершил вынужденную посадку другой F-117A, получивший боевые повреждения. Еще один самолет этого типа, по сообщениям сербов, был потерян 5 апреля во время атаки телебашни «Црвени Кот». Летчик катапультировался и приземлился в районе деревни Ремете. 20 мая сербы сообщили, что над Косово МиГ-29 сбил еще один, вероятно, последний в ходе кампании, самолет противника, который тоже классифицировали как F-117A. Всего, поданным МО Югославии, в этой войне США лишились трех F-117А.

    Последствия этих потерь оказались для Америки гораздо большими, чем можно было надеяться. Совсем недавно получили подтверждение циркулировавшие в течение двух лет слухи о том, что остатки одного из сбитых в Югославии «стелсов» были вывезены в Россию и подвергнуты всесторонним исследованиям. В номере от 5 октября 2001 г. журнал «Авиэйшн уик» поместил репортаж из Жуковского, в котором неназванное высокопоставленное лицо российского авиапрома «признало, что остатки F-117A использовали для улучшения возможностей российской ПВО обнаруживать и уничтожать малозаметные самолеты и крылатые ракеты». Конечно, вряд ли изучение технологических достижений двадцатилетней давности сильно продвинет российскую науку, но подержать в руках чужие секреты всегда полезно.

    militaryhistory.livejournal.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *