фото и характеристики :: SYL.ru
Орудие самоходного вида 2С1 «Гвоздика» предназначено для ликвидации и подавления войск противника, орудийных (минометно-артиллерийских) батарей, разрушения стационарных укреплений, организации проходов по минным полям и через заградительные коммуникации.
Предпосылки к созданию
После завершения ВОВ на вооружении армии СССР из артиллерии находились преимущественно противотанковые и штурмовые САУ. При этом во многих западных странах практиковалось использование аналогов, ведущих огонь с закрытых позиций.
В результате наметилась тенденция замены буксируемой техники на самоходные аналоги. С 1947 по 1953 год проводились разработки и изыскания по созданию новых комплексов, независимых от тягача. Однако в 1955 году работы были приостановлены по распоряжению Н. Хрущева. Через некоторое время в Минобороны СССР определились с тем, что стратегическое противостояние с использованием ядерных боеголовок сомнительно, поскольку приведет к ликвидации обеих сторон. При этом не исключались локальные конфликты с применением тактических типов вооружения. В таких случаях явное преимущество достается артиллерии, независимой от тягачей.
Разработка и первые испытания
Основные работы по проектированию и созданию САУ 2С1 «Гвоздика» производились на Харьковском тракторном комбинате им. Серго Орджоникидзе. Первые четыре экспериментальных образца поступили на полигонное тестирование летом 1969 года.
Параллельно велись испытания 152-миллиметрового аналога под рабочим индексом 2С3. Указанные агрегаты вместо клинового запора получили поршневой элемент. Также появился пневматический досылатель и заряды картузного типа. Тесты показали, что новое оружие имеет определенные недостатки, характерные для предшественников. Сюда входит невысокая кучность стрельбы, тот же уровень дальности и пламеобразования. Также проявились неудобства при работе с пеналом и конструктивные недоработки пневматики. Дальнейшая модернизация гаубицы позволила достичь дальности ведения огня до 18 километров, благодаря увеличению рабочей каморы и применению более сильных картузных зарядов.
Принятие на вооружение
Научно-технические знания, накопленные при проведении предыдущих исследований рекомендовано было учесть при создании обновленных видов осколочно-фугасных снарядов калибром 122 мм, которые должны были получить аэродинамическую форму.
С проблемой загазованности боевой части орудия 2С1 «Гвоздика» справились путем применения более мощного эжектора и улучшенной обтюрации гильз. После доработок установки в 1970 году согласно постановлению ЦК Компартии и Совета Министров № 7709249, рассматриваемое арторудие было принято на вооружение армии. Через два года компанию САУ 2С1 «Гвоздика» в вооруженных силах составила специальная парашютная система ПС-9404-63Р, ориентированная на десантирование гаубиц указанного типа.
Тактико-технические параметры
Ниже приведены основные характеристики рассматриваемого орудия:
- Старт серийного выпуска — 1970 г.
- Боевой вес — 15,7 т.
- Рабочий индекс — 2А31 (2С1).
- Калибр — 121,92 мм.
- Угловое наведение — от-3 до +70 г.
- Транспортируемые боеприпасы — 40 зарядов.
- Дальность ведения огня по максимуму — 15,2 км.
- Разновидность силового агрегата — ЯМЗ-238.
Серийный выпуск
Массовое изготовление гаубиц 2С1 «Гвоздика» стартовало в 1971 году, продолжалось до 1991 г. Аналогичные типы орудия выпускались по лицензии в Польше и Болгарии. За период серийного выпуска с конвейера сошло свыше 10 тысяч экземпляров.
В России была сконструирована модернизированная вариация 2С1М1 с установкой АСУНО «Топаз». В 2008 году на вооружение армии РФ поступила обновленная вариация «Гвоздики» 2С1, под наименованием 2С34 «Хоста». Эту модификацию оснастили пулеметом ПКТ 7,62 мм на командирской башенке. Еще одна усовершенствованная модель — польская опытная единица Rak-120. Пушку 2А31 заменили гладкоствольным 120-миллиметровым минометом, возимый боекомплект увеличился на 20 снарядов.
Корпус и башня
САУ 2С1 «Гвоздика», фото которой представлено ниже, изготовлена по стандартной для самоходной артиллерии башенной конфигурации. Корпусная часть сделана из стальных бронированных катанных листов, зафиксированных при помощи сварки. Узел абсолютно герметичен, позволяет без проблем преодолевать водные препятствия. В конструкции предусмотрено три отсека:
- Моторно-трансмиссионный отдел. Он помещен во фронтальной части корпуса по борту справа.
- Слева предусмотрено место водителя-механика с приспособлениями контроля шасси.
- Боевой отсек занимает среднюю и кормовую корпусную часть.
На крыше предусмотрена сварная башня, монтируемая на шарикообразный погон, оснащена поворотной боевой корзиной. На этом фланге установлено орудие и места для личного состава. По правому борту имеется отсек заряжающего, а также площадка для хранения гильз и боеприпасов.
Левый борт самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» во фронтальной части занят местом для наводчика, за ним расположена командирская точка с поворотной башенкой. В специальной нише предусмотрена пара укладок с кумулятивными снарядами. В корме корпуса обустроены аналогичные гнезда для основного орудия. Транспортировка в укладки выполняется с земли через кормовой лючок. Броневое оснащение машины обеспечивает защиту личного состава от пуль и осколков. В толщину листы достигают 20 миллиметров.
Силовая установка и ходовая часть
Установка 2С1 оборудуется четырехтактным V-образным дизельным мотором с восемью цилиндрами. Двигатель ЯМЗ-238Н имеет жидкостный тип охлаждения и газотурбинный наддув. Показатель мощности — 300 лошадиных сил.
Силовой агрегат взаимодействует с механической двухпоточной трансмиссией. Узел оснащен парой фрикционных поворотных приспособлений планетарно-фрикционного типа. В работе задействованы шесть передних передач и одна задняя позиция. Предельная скорость при езде на шестом режиме в теории составляет 61,5 км/ч. При движении назад этот показатель 6,3 км/ч.
Ходовая часть 122-мм гаубицы 2С1 «Гвоздика» — это усовершенствованное шасси универсального транспортерного тягача МТ-ЛБ. Для соответствия требуемым задачам, узел был кардинально переработан. По сравнению с базовой основой, «ходовку» оснастили добавочной парой опорных катков. В результате, общее количество этих элементов составило семь обрезиненных спарок. Задняя часть техники имеет направляющие колеса, спереди — ведущие аналоги.
Транспортерная гусеничная лента включает в свою конструкцию мелкие звенья с шарнирами, закрепленные при помощи пальцев. Каждый трак имеет ширину 35 см при шаге 111 мм. Тип подвески — индивидуальный торсионный блок. На первом и седьмом катке предусмотрены двухсторонние гидравлические амортизаторы.
Боевая комплектация
К основному вооружению боевой установки 2С1 «Гвоздика (фото ниже) относится гаубица 2А31 калибром 122 мм. Орудие полностью совместимо по используемым зарядам и баллистическим параметрам с буксируемым аналогом типа Д-30. Стволовая часть включает в себя трубу, казенник, эжектор и дульный тормоз. Длина основы составляет 4,27 метра. Внутренняя стволовая оснастка имеет 36 нарезов с прогрессивной крутизной (3/57 град и 7/10 град.).
Прочие характеристики оружия:
- Внутренняя часть ствола/зарядной каморы по длине — 3,4/0,59 м.
- Полный вес ствольного узла — 0,95 т.
- Тип затвора — вертикально-клиновое приспособление с полуавтоматическим механизмом повторного взвода.
- Клин оснащен лотком с держателем, служащим для предотвращения впадения боеприпаса на значительных углах возвышения и облегчения ручного заряжания.
- При отворении затвора, держатель автоматически прячется в клин, не мешая удалению гильзы.
- Масса затворной части — 35,65 кг.
- Противооткатные механизмы снабжены гидравлическим тормозом, откатом веретенной конфигурации (заправляется «Стеолом-М» или «ПОЖ-70», пневматическим азото или воздухсодержащим накатником).
Особенности
Для спуска давления при функционировании 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в различных температурных условиях, на откатном тормозе предусмотрен пружинный компенсатор. Цилиндры элемента зафиксированы в казеннике. Предельный откат по длине составляет 60 сантиметров. Труба взаимодействует с люлькой, включающей в себя пару обойм. Во фронтальной из них находится кожух с цилиндрами противооткатов.
В середине размещены крепления для броневого щита с цапфами. Сзади люльки установлено ограждение. На правой щечке для командира расчета предусмотрено приспособление стопора ручного спуска орудия, слева — узел рычагов с механическим управлением. Между щеками смонтировано откидная ограда с электромеханическим досылающим устройством.
Наблюдение и связь
Точное наведение орудия, разведка местности в любое время суток осуществляется при помощи комбинированного прицела ТКР-3Б с прожектором и пары призменных наблюдательных перископов ТНПО-170А. Эти приборы размещены в отсеке командира.
Отсек наводчика оборудован панорамным прицелом 1ОП-40, предназначенным для ведения огня с закрытых точек и аналогом прямой наводки ОП5-37 для стрельбы по наблюдаемым мишеням. Перед лючком заряжающего в правой части башни имеется вращающийся наблюдательный прибор типа МК-4. Место водителя-механика оснащено двумя устройствами ТНПО-170А с электрическим обогревом. Кроме того, предусмотрен прибор ночного видения ТВН-2Б. Смотровое стекло также имеет электробогрев, защищено бронированной крышкой.
Наружная связь обеспечивается радиостанцией Р-123М, работающей на УКВ-волнах, гарантирующей стабильную коммуникацию с идентичными аналогами на дистанции до 28 километров, в зависимости от высоты антенн приемника и передатчика. Между собой члены экипажа переговариваются при помощи приборов внутренней связи Р-124.
Модификации
На базе установки 2С1 «Гвоздика» (122 мм) изготовлена различная военная техника:
- Модель самоходного миномета 2С8 «Астра». Опытное оружие проектировалось для сухопутных подразделений. Деятельность по проекту была прекращена, по причине выхода нарезного автоматического аналога 2А51.
- Экспериментальная самоходная 100-мм пушка 2С15 «Норов». Работы по созданию образца затянулись. К моменту завершения испытаний у НАТО появились танки, против которых это оружие было неэффективно. Проект свернули.
- Самоходное 120-миллиметровое орудие 2С17 «Нона». Использование агрегата предполагалось в качестве альтернативы миномету, однако с появлением автоматического образца САО 2С31 проект стал неактуальным.
- Гусеничная версия 9П139 «Град-1». Машина принята на вооружение в 1976 году небольшой серийной партией. Масштабное производство планировалось организовать в Болгарии, однако выпуск налажен так и не был.
- Машина для разминирования УР-77 «Метеорит». Массово изготавливалась с 1978 года.
- Облегченное многоцелевое шасси «Объект-29».
- Универсальный тягач-транспортер 2С1-Н, предназначенный для транспортировки личного состава и грузов в закрытом кузове.
Краткий итог
Из положительных свойств САУ «Гвоздика» специалисты выделяют высокий параметр маневренности, относительно небольшой вес установки, что дает возможность ее использования наравне с амфибиями на базе БТР и БМП. Также отмечают возможность ведения огня прямой наводкой кумулятивными боеприпасами. Среди недостатков: слабая броня на корпусе, отсутствие зенитного пулемета на башенке командира, ограниченный обзор правого сектора и раздельно-гильзовое заряжание, ограничивающее автоматизацию процесса.
www.syl.ru
Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика : фото и характеристики
Орудие самоходного вида 2С1 «Гвоздика» предназначено для ликвидации и подавления войск противника, орудийных (минометно-артиллерийских) батарей, разрушения стационарных укреплений, организации проходов по минным полям и через заградительные коммуникации.
Предпосылки к созданию
После завершения ВОВ на вооружении армии СССР из артиллерии находились преимущественно противотанковые и штурмовые САУ. При этом во многих западных странах практиковалось использование аналогов, ведущих огонь с закрытых позиций.
В результате наметилась тенденция замены буксируемой техники на самоходные аналоги. С 1947 по 1953 год проводились разработки и изыскания по созданию новых комплексов, независимых от тягача. Однако в 1955 году работы были приостановлены по распоряжению Н. Хрущева. Через некоторое время в Минобороны СССР определились с тем, что стратегическое противостояние с использованием ядерных боеголовок сомнительно, поскольку приведет к ликвидации обеих сторон. При этом не исключались локальные конфликты с применением тактических типов вооружения. В таких случаях явное преимущество достается артиллерии, независимой от тягачей.
Разработка и первые испытания
Основные работы по проектированию и созданию САУ 2С1 «Гвоздика» производились на Харьковском тракторном комбинате им. Серго Орджоникидзе. Первые четыре экспериментальных образца поступили на полигонное тестирование летом 1969 года.
Параллельно велись испытания 152-миллиметрового аналога под рабочим индексом 2С3. Указанные агрегаты вместо клинового запора получили поршневой элемент. Также появился пневматический досылатель и заряды картузного типа. Тесты показали, что новое оружие имеет определенные недостатки, характерные для предшественников. Сюда входит невысокая кучность стрельбы, тот же уровень дальности и пламеобразования. Также проявились неудобства при работе с пеналом и конструктивные недоработки пневматики. Дальнейшая модернизация гаубицы позволила достичь дальности ведения огня до 18 километров, благодаря увеличению рабочей каморы и применению более сильных картузных зарядов.
Принятие на вооружение
Научно-технические знания, накопленные при проведении предыдущих исследований рекомендовано было учесть при создании обновленных видов осколочно-фугасных снарядов калибром 122 мм, которые должны были получить аэродинамическую форму.
С проблемой загазованности боевой части орудия 2С1 «Гвоздика» справились путем применения более мощного эжектора и улучшенной обтюрации гильз. После доработок установки в 1970 году согласно постановлению ЦК Компартии и Совета Министров № 7709249, рассматриваемое арторудие было принято на вооружение армии. Через два года компанию САУ 2С1 «Гвоздика» в вооруженных силах составила специальная парашютная система ПС-9404-63Р, ориентированная на десантирование гаубиц указанного типа.
Тактико-технические параметры
Ниже приведены основные характеристики рассматриваемого орудия:
- Старт серийного выпуска — 1970 г.
- Боевой вес — 15,7 т.
- Рабочий индекс — 2А31 (2С1).
- Калибр — 121,92 мм.
- Угловое наведение — от-3 до +70 г.
- Транспортируемые боеприпасы — 40 зарядов.
- Дальность ведения огня по максимуму — 15,2 км.
- Разновидность силового агрегата — ЯМЗ-238.
Серийный выпуск
Массовое изготовление гаубиц 2С1 «Гвоздика» стартовало в 1971 году, продолжалось до 1991 г. Аналогичные типы орудия выпускались по лицензии в Польше и Болгарии. За период серийного выпуска с конвейера сошло свыше 10 тысяч экземпляров.
В России была сконструирована модернизированная вариация 2С1М1 с установкой АСУНО «Топаз». В 2008 году на вооружение армии РФ поступила обновленная вариация «Гвоздики» 2С1, под наименованием 2С34 «Хоста». Эту модификацию оснастили пулеметом ПКТ 7,62 мм на командирской башенке. Еще одна усовершенствованная модель — польская опытная единица Rak-120. Пушку 2А31 заменили гладкоствольным 120-миллиметровым минометом, возимый боекомплект увеличился на 20 снарядов.
Корпус и башня
САУ 2С1 «Гвоздика», фото которой представлено ниже, изготовлена по стандартной для самоходной артиллерии башенной конфигурации. Корпусная часть сделана из стальных бронированных катанных листов, зафиксированных при помощи сварки. Узел абсолютно герметичен, позволяет без проблем преодолевать водные препятствия. В конструкции предусмотрено три отсека:
- Моторно-трансмиссионный отдел. Он помещен во фронтальной части корпуса по борту справа.
- Слева предусмотрено место водителя-механика с приспособлениями контроля шасси.
- Боевой отсек занимает среднюю и кормовую корпусную часть.
На крыше предусмотрена сварная башня, монтируемая на шарикообразный погон, оснащена поворотной боевой корзиной. На этом фланге установлено орудие и места для личного состава. По правому борту имеется отсек заряжающего, а также площадка для хранения гильз и боеприпасов.
Левый борт самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» во фронтальной части занят местом для наводчика, за ним расположена командирская точка с поворотной башенкой. В специальной нише предусмотрена пара укладок с кумулятивными снарядами. В корме корпуса обустроены аналогичные гнезда для основного орудия. Транспортировка в укладки выполняется с земли через кормовой лючок. Броневое оснащение машины обеспечивает защиту личного состава от пуль и осколков. В толщину листы достигают 20 миллиметров.
Силовая установка и ходовая часть
Установка 2С1 оборудуется четырехтактным V-образным дизельным мотором с восемью цилиндрами. Двигатель ЯМЗ-238Н имеет жидкостный тип охлаждения и газотурбинный наддув. Показатель мощности — 300 лошадиных сил.
Силовой агрегат взаимодействует с механической двухпоточной трансмиссией. Узел оснащен парой фрикционных поворотных приспособлений планетарно-фрикционного типа. В работе задействованы шесть передних передач и одна задняя позиция. Предельная скорость при езде на шестом режиме в теории составляет 61,5 км/ч. При движении назад этот показатель 6,3 км/ч.
Ходовая часть 122-мм гаубицы 2С1 «Гвоздика» — это усовершенствованное шасси универсального транспортерного тягача МТ-ЛБ. Для соответствия требуемым задачам, узел был кардинально переработан. По сравнению с базовой основой, «ходовку» оснастили добавочной парой опорных катков. В результате, общее количество этих элементов составило семь обрезиненных спарок. Задняя часть техники имеет направляющие колеса, спереди — ведущие аналоги.
Транспортерная гусеничная лента включает в свою конструкцию мелкие звенья с шарнирами, закрепленные при помощи пальцев. Каждый трак имеет ширину 35 см при шаге 111 мм. Тип подвески — индивидуальный торсионный блок. На первом и седьмом катке предусмотрены двухсторонние гидравлические амортизаторы.
Боевая комплектация
К основному вооружению боевой установки 2С1 «Гвоздика (фото ниже) относится гаубица 2А31 калибром 122 мм. Орудие полностью совместимо по используемым зарядам и баллистическим параметрам с буксируемым аналогом типа Д-30. Стволовая часть включает в себя трубу, казенник, эжектор и дульный тормоз. Длина основы составляет 4,27 метра. Внутренняя стволовая оснастка имеет 36 нарезов с прогрессивной крутизной (3/57 град и 7/10 град.).
Прочие характеристики оружия:
- Внутренняя часть ствола/зарядной каморы по длине — 3,4/0,59 м.
- Полный вес ствольного узла — 0,95 т.
- Тип затвора — вертикально-клиновое приспособление с полуавтоматическим механизмом повторного взвода.
- Клин оснащен лотком с держателем, служащим для предотвращения впадения боеприпаса на значительных углах возвышения и облегчения ручного заряжания.
- При отворении затвора, держатель автоматически прячется в клин, не мешая удалению гильзы.
- Масса затворной части — 35,65 кг.
- Противооткатные механизмы снабжены гидравлическим тормозом, откатом веретенной конфигурации (заправляется «Стеолом-М» или «ПОЖ-70», пневматическим азото или воздухсодержащим накатником).
Особенности
Для спуска давления при функционировании 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в различных температурных условиях, на откатном тормозе предусмотрен пружинный компенсатор. Цилиндры элемента зафиксированы в казеннике. Предельный откат по длине составляет 60 сантиметров. Труба взаимодействует с люлькой, включающей в себя пару обойм. Во фронтальной из них находится кожух с цилиндрами противооткатов.
В середине размещены крепления для броневого щита с цапфами. Сзади люльки установлено ограждение. На правой щечке для командира расчета предусмотрено приспособление стопора ручного спуска орудия, слева — узел рычагов с механическим управлением. Между щеками смонтировано откидная ограда с электромеханическим досылающим устройством.
Наблюдение и связь
Точное наведение орудия, разведка местности в любое время суток осуществляется при помощи комбинированного прицела ТКР-3Б с прожектором и пары призменных наблюдательных перископов ТНПО-170А. Эти приборы размещены в отсеке командира.
Отсек наводчика оборудован панорамным прицелом 1ОП-40, предназначенным для ведения огня с закрытых точек и аналогом прямой наводки ОП5-37 для стрельбы по наблюдаемым мишеням. Перед лючком заряжающего в правой части башни имеется вращающийся наблюдательный прибор типа МК-4. Место водителя-механика оснащено двумя устройствами ТНПО-170А с электрическим обогревом. Кроме того, предусмотрен прибор ночного видения ТВН-2Б. Смотровое стекло также имеет электробогрев, защищено бронированной крышкой.
Наружная связь обеспечивается радиостанцией Р-123М, работающей на УКВ-волнах, гарантирующей стабильную коммуникацию с идентичными аналогами на дистанции до 28 километров, в зависимости от высоты антенн приемника и передатчика. Между собой члены экипажа переговариваются при помощи приборов внутренней связи Р-124.
Модификации
На базе установки 2С1 «Гвоздика» (122 мм) изготовлена различная военная техника:
- Модель самоходного миномета 2С8 «Астра». Опытное оружие проектировалось для сухопутных подразделений. Деятельность по проекту была прекращена, по причине выхода нарезного автоматического аналога 2А51.
- Экспериментальная самоходная 100-мм пушка 2С15 «Норов». Работы по созданию образца затянулись. К моменту завершения испытаний у НАТО появились танки, против которых это оружие было неэффективно. Проект свернули.
- Самоходное 120-миллиметровое орудие 2С17 «Нона». Использование агрегата предполагалось в качестве альтернативы миномету, однако с появлением автоматического образца САО 2С31 проект стал неактуальным.
- Гусеничная версия 9П139 «Град-1». Машина принята на вооружение в 1976 году небольшой серийной партией. Масштабное производство планировалось организовать в Болгарии, однако выпуск налажен так и не был.
- Машина для разминирования УР-77 «Метеорит». Массово изготавливалась с 1978 года.
- Облегченное многоцелевое шасси «Объект-29».
- Универсальный тягач-транспортер 2С1-Н, предназначенный для транспортировки личного состава и грузов в закрытом кузове.
Краткий итог
Из положительных свойств САУ «Гвоздика» специалисты выделяют высокий параметр маневренности, относительно небольшой вес установки, что дает возможность ее использования наравне с амфибиями на базе БТР и БМП. Также отмечают возможность ведения огня прямой наводкой кумулятивными боеприпасами. Среди недостатков: слабая броня на корпусе, отсутствие зенитного пулемета на башенке командира, ограниченный обзор правого сектора и раздельно-гильзовое заряжание, ограничивающее автоматизацию процесса.
www.nastroy.net
Минобороны оставит на вооружении самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика» и модернизирует их
Гаубица 2С1 «Гвоздика» / Фото: Виталий Кузьмин
Министерство обороны РФ сохранит на вооружении 122-миллиметровые самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика» и модернизирует их, оснастив автоматизированной системой управления, сообщает в пятницу газета «Известия».
«Военное ведомство обсуждает проект модернизации «Гвоздик» с представителями промышленности. Решение о модернизации принято с учетом успешного применения самоходных гаубиц почти во всех вооруженных конфликтах последнего времени, в том числе в Сирии. «Гвоздики» сохраняли мобильность в условиях сильно пересеченной местности, там, где более тяжелые самоходные орудия пройти не могли», — сказано в статье.
В ней отмечается, что после глубокой модернизации экипажу достаточно будет нажать на кнопку, чтобы система сама произвела вычисления, навела орудие на цель по заданным координатам и определила необходимое количество и тип боеприпасов. Гаубицы также получат снаряды повышенной мощности и точности.
«Военное ведомство в ближайшее время должно окончательно определиться с тактико-техническим заданием на модернизацию самоходных гаубиц, с количеством подлежащих переоборудованию артиллерийских установок и, соответственно, с ценой вопроса. Ожидается, что обновлением парка «Гвоздик» займется одно из предприятий НПК «Уралвагонзавод», — говорится в сообщении.
По данным издания, «изюминкой обновленных самоходных артиллерийских установок (САУ) станет автоматизированная система управления наведением и огнем, которая сведет к минимуму участие экипажа и повысит эффективность огня. Самоходки должны получить более совершенный баллистический вычислитель прицельного комплекса, новые прицелы и, возможно, новое шасси отечественного производства».
МОСКВА, РИА Новости
21
Оригинал
www.arms-expo.ru
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 2С1 «ГВОЗДИКА»
В 1967 году, по постановлению Совета Министров № 609-201, были начаты работы по разработке САУ второго поколения 2С1 «Гвоздика». Разработкой занималось ОКБ-9 завода Уралмаш. После двух лет напряженной работы, в 1969 году, опытный образец новой самоходной артиллерийской установки поступил на полигонные испытания. Уже в 1971 году САУ 2С1 принята на вооружение. Высокая скорость разработки и изготовления объяснить довольно просто. Конструкторы использовали в качестве шасси тягач МТ-ЛБ, на который была установлена известная гаубица Д-30. Подвергнув Д-30 в гусеничном варианте небольшим конструктивным изменениям ей было присвоено наименование Д-32 (индекс ГРАУ 2А31).САУ 2С1 «Гвоздика» предназначена для подавления и уничтожения огневых средств пехоты, разрушения различных укреплений полевого типа, проделывания проходов в заграждения различных типов, как проволочных, так и минных, борьбы с бронетехникой и артиллерией, в том числе и минометной, уничтожения живой силы противника. САУ получили артиллерийские дивизионы мотострелковых полков, имевших в оснащении боевые машины пехоты.
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 2С1 «ГВОЗДИКА» — ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ!
Боекомплект САУ 2С1 составляет 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания – снаряд и гильза с зарядом. Широкая номенклатура снарядов включает в себя – осветительные, агитационные, снаряды радиоэлектронного противодействия, а так же химические, кумулятивные, осколочно-фугасные, со специальными стреловидными поражающими элементами.Попытки создать на базе Д-32 для 2С1 гаубиц – Д-16 и Д-16М с картузным заряжанием предпринимались в 1967 году. Данные гаубицы в серию не пошли.
САУ 2С1 «Гвоздика» по компоновке аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». Кабина водителя находится в передней части корпуса, там же где и моторное отделение, боевое отделение – находится сзади. Три оставшихся члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир, размещаются в башне. Поворот башни осуществляется на 360о посредством ручного либо электрического привода. Опорные катки гусениц с индивидуальной торсионной подвеской, гусеницы резинометаллические. Гидравлические амортизаторы имеют первое и седьмое колеса.Герметичный корпус и перемотка гусениц, позволяет САУ плавать со скоростью 4,5 км/ч и пересекать водные преграды шириной 300 метров, при этом скорость течения не должна превышать 0,6 м/с, а высота волны 150 мм. Во время преодоления водных преград на борту установки должно находится не более 30 выстрелов. Установку «Гвоздика» можно перевозить на самолетах следующих типов Ан-12, Ил-76, Ан-124. При перевозке, опорные катки со второго по седьмой могут приподниматься и закрепляться с помощью специальных устройств, что позволяет уменьшить высоту САУ. Противопульное бронирование САУ позволяет выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 выпущенную с расстояния 300 метров. Три последовательно соединенных между собой топливных бака размещены в стенках обоих бортов корпуса, общая емкость баков составляет — 550 литров. На САУ 2С1 «Гвоздика» установлен V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238В, производства Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних и две задние скорости.Боекомплект имеет следующее расположение: вдоль боковых стенок корпуса в вертикальном положении размещены 16 нарядов, еще 24 снаряда располагаются вдоль задней и боковой стенок башни. Механизм досылания электромеханического типа. Применение данного механизма заряжания существенным образом облегчает процесс заряжания гаубицы. В том случае когда стрельба ведется снарядами, которые складированы на земле, их подача в боевое отделение происходит через заднюю дверь при помощи транспортировочного устройства.
Прицеливание и наведение орудия гаубицы осуществляется при помощи прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы от -3 до +70 градусов. Дальность стрельбы: максимальная – 15 200 м, минимальная – 4 070 м. Скорострельность гаубицы во время стрельбы снарядами находящимися вне боевого отделения (на земле) составляет 4-5 выстрелов в минуту, при стрельбе бортовым боезапасом 1-2 выстрела в минуту.2С1 «Гвоздика» в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (за исключением Румынии). После объединения Германии 374 САУ 2С1 «Гвоздика» переданы войскам бундесвера. «Гвоздика» состоит на вооружении армий СНГ и в настоящее время
vilingstore.net
САУ 2С1 «Гвоздика». Часть 1
В ходе Второй мировой войны танковые и механизированные части Красной армии (РККА) начали широко применять самоходные противотанковые и штурмовые орудия (САУ), которые, в отличие от буксируемой артиллерии, могли поддержать танки и мотопехоту при быстром продвижении вглубь вражеской обороны. Уже исходя из названий — «противотанковые» и «штурмовые», понятно, что они предназначались для ведения огня прямой наводкой либо по танкам противника, либо же по вражеским укрепленным пунктам на переднем крае. В то же время самоходных артиллерийских систем, пригодных для ведения огня с закрытых позиций, РККА практически не имела. Единственная более или менее подходящая для этого самоходная гаубица ИСУ-152 использовалась для стрельбы с закрытых позиций крайне редко, так как, в отличие от буксируемого варианта орудия МЛ-20, имевшего угол возвышения 65°, на ИСУ-152 он был ограничен 20°. Соответственно, самоходка не могла вести огонь по навесным траекториям с высокой крутизной, а это существенно сужало область ее применения в качестве самоходной гаубицы. Кроме того, возможности ИСУ-152 по стрельбе с закрытых позиций сильно ограничивались низкой скоростью загрузки снарядов.
Что касается союзников и противников СССР во Второй мировой войне, то они располагали самоходными гаубицами, способными вести огонь с закрытых позиций, и активно их использовали. Здесь можно вспомнить американские 8-дюймовую самоходную гаубицу M43 и 105-мм «Прист» или 150-мм германскую самоходную гаубицу Hummel.
Было очевидно, что послевоенной Советской армии также были необходимы самоходные гаубицы, способные, в отличие от буксируемых, не отставать от танков в ходе быстрых, сокрушительных ударов и стремительных рейдов по тылам противника. Соответственно, с конца 1940-х гг. в СССР велись исследовательские работы по определению возможного облика будущих самоходных гаубиц. Правда, шли они ни шатко, ни валко, а тем временем армия эксплуатировала парк САУ еще военного выпуска. Ситуация еще ухудшилась с приходом к власти Н. С. Хрущева, который бросил все ресурсы страны на создание ракетной техники. Казалось, что время артиллерии и танков безвозвратно прошло, а все задачи на поле боя можно решить с помощью ракетного оружия. Развитие ствольной артиллерии практически остановилось — в ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны) даже отсутствовал специальный отдел, занимавшийся соответствующими вопросами.
Буксируемая 122-мм гаубица Д-30 (на первом плане) и самоходная 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика» (на заднем плане)
Тем временем на Западе самоходная артиллерия продолжала развиваться и совершенствоваться. Правильность такого подхода наглядно продемонстрировал боевой опыт армии Израиля. В многочисленных конфликтах 1950-х–1960-х гг. израильская армия для огневой поддержки своих механизированных частей применяла различные типы несамоходных артиллерийских орудий, однако вскоре стало очевидным, что такая артиллерия не успевает за высокомобильными силами, движущимися по пустыне. Поэтому в Израиле начался массовый переход на самоходную артиллерию — было приобретено большое количество старых американских 105-мм самоходных гаубиц «Прист», превращались в самоходки и танки-старички «Шерманы», с которых снимались башни, а вместо них в открытых рубках устанавливались гаубицы.
В США к началу 1960-х гг. была завершена разработка целой линейки самоходных орудий — 105-мм самоходной гаубицы М108, 155-мм самоходной гаубицы М109, 175-мм самоходной пушки М107 и 203-мм самоходной гаубицы М110. В Великобритании в 1964 г. была принята на вооружение 155-мм самоходная гаубица Abbot, а Франция заменяла свои 105-мм самоходные гаубицы Мк 61 более мощными 155-мм АМХ-13F3.
Самоходное орудие СУ-100П
Вооружение 2С1 — 122-мм гаубица, устанавливалась во вращающейся башне
К середине 1960-х гг. серьезное отставание СССР от стран НАТО в создании самоходно-артиллерийских систем стало вопиющим. Однако работы по созданию самоходной артиллерии в СССР смогли возобновить только после отставки Н. С. Хрущева.
В 1965 г. под Львовом, были проведены масштабные армейские учения, в ходе которых применялись артиллерийские установки времен Второй мировой войны. Их результаты наглядно показали несоответствие находящихся на вооружении Советской Армии самоходных артиллерийских установок требованиям современного боя. Необходимо было наверстывать упущенное. Усилиями НТК ГРАУ, которым в то время руководил генерал-лейтенант А. А. Григорьев, уже в 1965 г. была разработана концепция новых типов самоходных установок. Советскую армию предлагалось оснастить линейкой артсистем различного назначения, начиная со 122-мм гаубицы и заканчивая 203-мм орудием и 240-мм самоходным минометом. Тактико-технические требования к будущим САУ различного назначения подготовил НИИ-3 Сухопутных войск. Итогом всех этих работ стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 609–201 от 4 июня 1967 г. В соответствии с ним для ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от стран НАТО для сухопутных войск Советской Армии создавалась целая гамма различных САУ, в том числе 122-мм САУ 2C1 «Гвоздика» (2С2 «Фиалка» для ВДВ), 152-мм САУ 2СЗ «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан». Они должны были обладать сопоставимой с танками и БМП мобильностью и обеспечивать постоянную огневую поддержку наступающих мотострелковых и танковых подразделений. Позже за этими смертоносными машинами с названиями нежных садовых растений закрепилось прозвище — «цветочная серия».
122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» на параде в Москве, 7 ноября 1986 г.
Батарея САУ 2С1 на огневой позиции. Машины стоят в отрытых укрытиях
Проработка конструкции 122-мм САУ началась в профильном Всесоюзном научно-исследовательском танковом и дизельном институте (ВНИИ-100). Рассматривалось три варианта. Один — на базе шасси «Объекта 124» (созданного еще в 1947 г. для самоходки СУ-100П и имевшего для своего времени превосходные маневренные качества, позже это шасси использовалось в зенитном ракетном комплексе «Круг»). Второй — на базе многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ, выпускавшегося ХТЗ (о МТ-ЛБ мы рассказывали в НиТ №№ 5, 6 2014г.). И последний вариант — на базе только что запущенной с серийное производство боевой машины пехоты БМП-1. В качестве вооружения для всех вариантов была принята 122-мм гаубица с баллистикой буксируемой гаубицы Д-30, находящейся на вооружении и хорошо себя зарекомендовавшей.
По результатам работ было выяснено, что шасси «Объекта 124» имеет избыточные грузоподъемность и массу, соответственно такой САУ практически невозможно было обеспечить плавучесть, а возможность форсировать водные преграды вплавь было одним из требований военных. Шасси МТ-ЛБ не хватало устойчивости при стрельбе, а уровень нагрузок на ходовую часть превышал допустимые пределы. Самым оптимальным вариантом представлялось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако большая потребность армии именно в БМП и довольно высокая стоимость такого шасси поставили крест на такой возможности. К тому же подобный вариант не поддерживал и Главный конструктор БМП-1 П. П. Исаков.
Задняя дверь в корпусе 2С1, через которую загружается боекомплект
Внутреннее устройство кормовой части корпуса, видны крепления для укладки выстрелов
В результате пришлось остановиться на шасси многоцелевого транспортера-тягача МТ-ЛБ. Но не обычного, а с удлиненной ходовой частью, имевшей не 6, а 7 опорных катков. Такое шасси уже ранее прорабатывалось на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ им. С. Орджоникидзе) для размещения командно-штабных машин различного уровня и установки различных комплексов вооружения, получив внутризаводское обозначение «изделие 10» (впоследствии было принято на вооружение под наименованием МТ-ЛБу). Использование удлиненной ходовой части позволило не только снизить нагрузку на опорный каток и улучшить ходовые качества (увеличилась плавность хода) — более вместительный корпус дал возможность оптимизировать компоновку боевого отделения.
Полученные во ВНИИ-100 наработки и легли в основу опытно-конструкторских работ над 122-мм самоходной гаубицей «Гвоздика» (индекс ГРАУ — 2С1). Главным разработчиком 2С1 был назначен ХТЗ (завод относился к Министерству сельскохозяйственного машиностроения СССР, и как тут не вспомнить старый анекдот о «мирном советском тракторе, ответным огнем с которого был уничтожен вражеский танк»). Артиллерийской частью занималось ОКБ-9 (Уралмаш) под руководством главного конструктора генерал-лейтенанта Ф.Ф. Петрова. Здесь для самоходки испытали опытную гаубицу Д-12, которой после доработок был присвоен внутризаводской индекс Д-32 (индекс ГРАУ — 2А31).
Загрузка снаряда в лоток
Ящик со 122-мм выстрелами
Благодаря тому, что шасси и пушка не разрабатывались «с чистого листа» удалось построить новую 122-мм САУ в весьма сжатые сроки. Уже в августе 1969 г. первые четыре опытных машины поступили на полигонные испытания. Но здесь конструкторов ожидал весьма неприятный сюрприз, едва не кончившийся трагически. После проведения серии из восьми выстрелов экипаж, находившийся в боевом отделении, получил сильное отравление продуктами сгорания пороховых зарядов, его пришлось госпитализировать. Это стало результатом высокой загазованности боевого отделения. При стрельбе из буксируемых гаубиц Д-30 на открытом пространстве данной проблемы не возникало — пороховые газы уносились в сторону ветерком, однако в стесненном, замкнутом объеме боевого отделения просачивающиеся туда после выстрела пороховые газы представляли реальную опасность для экипажа. Положение не спасало и установленное на стволе гаубицы эжекционное устройство.
ТТХ проектов 122-мм самоходной гаубицы,выполненных ВНИИ-100
База |
Объект 124 |
MT-ЛБ |
Объект 765 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
4 |
Боевая масса, т |
22,2 |
15,84 |
15,16 |
Марка орудия |
Д-30 |
Д-30 |
Д-30 |
Боекомплект, выстр. |
100 |
60 |
60 |
Пулемет |
1 x 7,62-мм ПКТ |
1 x 7,62-мм ПКТ |
1 x 7,62-мм ПКТ |
Марка двигателя |
В-59 |
ЯМЗ-238 |
УТД-20 |
Мощность двигателя, л. с. |
520 |
240 |
300 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
63-70 |
60 |
65 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
500 |
500 |
За снижение загазованности взялись с разных сторон. Конструкторы машины рассматривали различные варианты улучшения вентиляции боевого отделения — увеличенный эжектор, улучшенную вентиляцию, устройство выброса гильз. Артиллеристы же занялись самим орудием. В соответствии с приказом Министерства оборонной промышленности СССР от 11 декабря 1967 г., для самоходки 2С1 была разработана модификация гаубицы Д-16 с картузным заряжанием (порох вкладывался в камору без гильзы — в зарядном картузе). Д-16 получила полуавтоматический поршневой затвор (на Д-32 стоял клиновой) и заряды в картузах вместо гильз. Однако испытания выявили неудобство работы с пеналами зарядов, кроме того, не лучшим образом работал новый пневматический досылатель. Поэтому появился модернизированный вариант гаубицы — Д-16М. На нем был увеличен объем каморы для размещения большего заряда и использовался снаряд с улучшенной аэродинамикой. В результате дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась на 3 км (до 18 км).
Результаты работ над картузными вариантами 122-мм гаубицы были рассмотрены и проанализированы в 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие». Вывод был неутешительным — так как разработать и наладить выпуск надежных и безопасных зарядов в жестком картузе или сгорающей гильзе в то время было нереально, то дальнейшие работы над гаубицей Д-16 были признаны нецелесообразными и в 1972 г. эту тему закрыли.
САУ 2С1 ведет огонь
Самоходка морской пехоты покидает с десантный корабль
Проблему загазованности боевого отделения 2С1 в конце концов удалось решить за счет применения более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией (обтюрация — обеспечение герметизации канала ствола при выстреле). После завершения всех видов испытаний и устранения замечаний 14 сентября 1970 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770-249 самоходная гаубица 2С1 была принята на вооружение. Надо сказать, не все это приветствовали — отдельные высокопоставленные советские военачальники из Главного бронетанкового управления (ГБТУ) возражали против серийного производства САУ, считая, что САУ — это «испорченный» танк, и предлагая направить освободившиеся средства на производство танков. Чтобы поставить точку в этом споре, были даже организованы специальные учения в Прикарпатском ВО, в ходе которых сравнивалось поражение типичных целей дивизионом самоходных орудий и взводом танков.
Серийное производство САУ 2С1 началось на ХТЗ в 1971 г. и продолжалось до конца 1991 г. Кроме СССР, 2С1 выпускались по лицензии в Польше с 1971 г. и в Болгарии с 1979 г. Специалисты ХТЗ оказали большую помощь болгарам в налаживании производства САУ, за что завод в 1975 г. даже был награжден высшим болгарским орденом — орденом Димитрова. САУ болгарской сборки попадали и в некоторые артиллерийские части Советской армии, правда, по воспоминаниям служивших на них артиллеристов качество их изготовления все же уступало советским, и, соответственно, их надежность была хуже. Всего за годы производства было изготовлено более 10 тыс. самоходок 2С1.
САУ 2С1 демонстрирует свою отличную проходимость
Боевой путь самоходных гаубиц 2С1 начался в Афганистане — взвод 2С1 из состава 395-го мсп
совершает марш по руслу реки Андараб, провинция Баглан, 1984 г.
В Советской армии самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» начала поступать на вооружение артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых (на БМП) полков для замены буксируемых 122-мм гаубиц М-30 и Д-30. Дивизион состоял из трех батарей, в каждой из которых было по шесть самоходок, всего 18 САУ, а общее число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54. Помимо сухопутных войск 2С1 поступали на вооружение морской пехоты ВМФ. САУ «Гвоздика» была авиатранспортабельной – ее могли брать на борт самолеты Ан-12, Ил-76 или Ан-124. При перевозке самолетом для уменьшения высоты самоходку можно было заставить «присесть» — приподняв и закрепив с помощью специальных устройств ее опорные катки. Озаботились и возможностью десантирования 2С1 парашютным способом. Для этого в 1972 г. была принята на вооружение парашютная платформа 4П134, которая имела полетную массу с грузом до 20,5 т. Система в составе платформы 4П134, парашютной системы ПС-9404-63Р и САУ 2С1 прошла полный цикл испытаний, но на вооружение ВДВ так и не поступила, так как специально для десантников была готова 122-мм САУ 2С2 «Фиалка».
САУ «Гвоздика» в ходе одного из учений. Хорошо виден поднятый стопор ствола и внутренняя часть люка механика-водителя
САУ 2С1 «За Бендеры» Приднестровской гвардии на огневой позиции, июнь 1992 г.
САУ 2С1 в Чечне. Вторая чеченская война, зима 1999–2000 гг.
Иракская САУ захваченная силами международной коалиции в ходе сухопутной наступательной операции
по освобождению Кувейта — «Меч пустыни», 1991 г.
***
Каково же было внутреннее устройство «Гвоздики»? Самоходная гаубица создавалась по башенной схеме, с задним расположением боевого отделения. Кроме боевого отделения, имелось еще два — управления и моторно-трансмиссионное. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части корпуса по правому борту, слева от него находилось отделение управления с местом механика-водителя и органами управления шасси.
Корпус машины, сваривался из стальных броневых катаных листов, толщиной до 20 мм. Это обеспечивало экипажу защиту от пуль и осколков. Броня «держала» винтовочную пулю Б-32 калибра 7,62 мм с расстояния 300 м. Корпус был полностью герметичен, что позволяло машине преодолевать водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществлялось с помощью перемотки гусениц. САУ могла преодолевать водные преграды шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм.
Основное вооружение машины — 122-мм гаубица Д-32 была установлена в башне. Ее ствол оснащался двухкаморным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Гаубице обеспечивались углы обстрела по вертикали в диапазоне от — 3 до +70° и круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Перевод гаубицы из походного положения в боевое занимал не более 2 минут. Боекомплект САУ составлял 40 выстрелов. Обычно это были 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов, но могли также использоваться и другие боеприпасы: химические, агитационные, дымовые, осветительные. Снаряды могли оснащаться различными типами взрывателей. Боекомплект внутри машины располагался следующим образом: 16 снарядов вдоль боковых стенок корпуса и 24 — вдоль боковой и задней стенок башни (здесь обычно хранились снаряды для кумулятивных боеприпасов). Для облегчения заряжания гаубицы был предусмотрен механизм досылания электромеханического типа. Прицельная скорострельность при стрельбе с использованием выстрелов из боеукладки, прямой наводкой составляла 4–5 выстр./мин, а при стрельбе с изменением угла возвышения орудия падала до 1,5–2 выстр./ мин. При стрельбе снарядами, складированными на грунте, их подача внутрь боевого отделения осуществлялась через большую кормовую дверь с помощью транспортировочного устройства (лоток, установленный в кормовой части корпуса на поперечных направляющих).
Слева от орудия в башне располагалось место наводчика с прицельными приспособлениями, а позади него — командира САУ. Справа от орудия — сиденье заряжающего. Для предохранения экипажа машины от ударов откатными частями гаубицы во время стрельбы ее казенная часть отделялась от экипажа неподвижным и откидным ограждениями.
Над местом командира на крыше башни была установлена поворотная башенка с люком. Система управления огнем САУ включала комбинированное прицельное приспособление ТКН-3Б, которое можно использовать в любое время суток, а также двух перископических прицелов ТНПО-170А. Все они размещались в командирской башенке. Наводчик располагал панорамным прицелом 1ОП40 (использовался для стрельбы с закрытых позиций) и прицелом ОП5-37, который применялся во время стрельбы прямой наводкой.
В движение САУ 2С1 приводил V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода, мощностью 300 л. с. Коробка передач имела 11 передних скоростей и две задние.
Продолжение следует
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
naukatehnika.com
Самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика»
Навигация Lost Armour- Курилка
- Война на Донбассе
- Ближний Восток
- Кавказ и Средняя Азия
- Экономика и политика
- Оружие и техника
- Наука и технологии
- История
- Культура и искусство
- Спорт и досуг
- Происшествия
- Юмор/бред
- Опросы
- Архив
- Прочее
- Потери военной авиации
- О проекте
- Книга жалоб
- Избранное
- Поддержать проект
- Украина
- Потери на Донбассе
- Бронетехника
- Потери
- Трофеи
- Артиллерия
- Ствольная артиллерия
- Потери
- Трофеи
- Реактивная артиллерия
- Потери
- Трофеи
- Ствольная артиллерия
- Авиация
- Прочее
- Бронеавтомобили
- Шушпанцеры
- Потери ВМСУ
- Архив
- Карта потерь
- Статистика
- Бронетехника
- Техника ВСУ
- Танки
- Т-64БМ Булат
- Т-64Б/БВ/БМ1М
- Т-72
- Т-80
- БТР
- БТР-80
- БТР-70
- БТР-60
- БТР-4
- БТР-3
- Архив БТР
- БМП
- БМП-1
- БМП-2
- БМП-3
- Архив БМП
- БМД
- БМД-1
- БМД-2
- БТР-Д
- 2С9 Нона
- БРДМ-2
- САУ
- 2С1 Гвоздика
- 2С3 Акация
- 2С5 Гиацинт-С
- 2С7 Пион
- 2С19 Мста-С
- ЗРК
- ЗСУ-23-4 Шилка
- 2С6 Тунгуска
- 9К33 Оса
- 9К35 Стрела-10
- 9К37 Бук
- Авиация
- Су-24
- Су-25
- Су-27
- МиГ-29
- Л-39
- Бе-12
- Ан-24
- Ан-26
- Ан-30
- Ан-32
- Ил-76
- Ми-8
- Ми-24
- Ка-25
- Ка-29
- Танки
- Потери на Донбассе
- Конфликты
- Сирия
- Ирак
- Йемен
- Турция
- Египет
- Ливия
- Прочие конфликты
- Нагорный Карабах (2016)
- Южная Осетия (2008)
- Ангола и Намибия (1969-1989)
- Архив (Ближний Восток)
- Карта потерь (Сирия)
- Статьи
Обсудить
lostarmour.info
САУ 2С1 «Гвоздика» — самоходная гаубица калибр 122-мм ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК
САУ 2С1 «Гвоздика» была создана в 1969 г. в ОКБ-9 завода «Уралмаш» спустя два года после выхода в свет постановления Совета министров. В процессе боевых действий во время Великой Отечественной войны самоходные установки выполняли те же функции, что и танки, поэтому после войны они на долгое время были вытеснены более эффективными, хотя и дорогостоящими танками. Только в 1965 г. самоходная артиллерия возродилась, когда конструкторы принялись за работу над созданием САУ нового поколения.
Видео гаубицы 2С1 «Гвоздика» на учениях
При этом учитывались и по возможности устранялись все недостатки самоходок военного времени: небольшие углы горизонтальной наводки орудия, довольно низкую скорострельность, ограниченный обзор из неподвижных боевых рубок. В результате появилось несколько машин, которым были присвоены названия: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт». «Гвоздика» была принята на вооружение в 1971 г. и предназначалась для ликвидации живой силы противника и разрушения укреплений неприятельской стороны.
Машина была поставлена на шасси тягача МТ-ЛБ. Резинометаллические гусеницы и с индивидуальной торсионной подвеской катки обеспечивали хорошую проходимость и маневренность машины. Корпус полностью герметичен, а движение по водным преградам осуществляется посредством перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Машина способна достигать на воде до 4,5 км/ч, а также преодолевать водоемы шириной до 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0,6 м/с.
Корпус САУ изготовлен из стальных листов. Противопульное бронирование «Гвоздики» может выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. Кабина водителя и моторное отделение расположены в передней части корпуса, а боевое отделение — в задней. В башне, которая поворачивается на 360* с помощью электрического или ручного привода, находятся командир, наводчик и заряжающий.
Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ—238В. Коробка передач включает 11 передних и две задние скорости. Топливные баки общей емкостью 550 л расположены в стенках бортов корпуса, последовательно соединяясь друг с другом по три с каждой стороны.
«Гвоздика» вооружена гаубицей Д-32 с моноблочным стволом с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. С целью облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа. Если для стрельбы берутся снаряды, лежащие на земле, их подача внутрь боевого отделения производится посредством транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы колеблются от -3 до +70°. Дальность стрельбы варьируется от 4070 м до 15200 м. При стрельбе с земли САУ способна сделать 4—5 выстрелов в минуту, с борта — 1—2 выстрела в минуту. Систему управления огнем составляют перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы.
Боекомплект орудия включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов раздельного заряжания. При этом используется широкий спектр снарядов: осветительные, агитационные, химические, дымовые, снаряды радиоэлектронного противодействия и со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно-фугасные. В 1967 г. конструкторы работали над созданием гаубиц для САУ с картузным заряжанием: Д-16 и Д-16М, однако в серию эти орудия не вошли.
Схема 2С1 «Гвоздика»
Самоходку ввиду ее небольшого веса можно перевозить с помощью самолетов Ан-12, Ан-124 и Ил-74. При этом уменьшение высоты достигается приподниманием и закреплением опорных катков (со второго по седьмой) специальными устройствами. Эта машина долгое время состояла и состоит до сегодняшнего дня на вооружении всех армий стран Варшавского договора. Сегодня «Гвоздика* имеет снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», специально разработанный для самоходки. Снаряд способен с высокой степенью вероятности попадать в неподвижные и движущие цели.
Тактико-технические характеристик САУ 2С1 «Гвоздика»
Боевая масса, т……………15,7
Компоновочная схема……………переднемоторная
Экипаж, чел……………4
Габаритные размеры 2С1 «Гвоздика»
Длина корпуса 7260мм; Длина с пушкой вперёд 7260мм; Ширина корпуса 2850мм; Высота 2725мм; База 4445мм; Колея 2500мм; Клиренс 400мм
Бронирование
Тип брони………..стальная катаная, противопульная
Лоб корпуса, мм/град……………15
Лоб башни, мм/град……………20
Вооружение 2С1 «Гвоздика»
Калибр и марка пушки……………122-мм 2А31
Тип пушки……………нарезная гаубица
Длина ствола, калибров……………35,0
Боекомплект пушки……………40
Углы ВН, град……………−3…+70°
Углы ГН, град……………360°
Дальность стрельбы, км до……………15,2
Двигатель ЯМЗ-238Н; Мощность двигателя 300 л. с.
Скорость по шоссе, км/ч……………60
Скорость по пересечённой местности, км/ч……………26—32; 4,5 на плаву
Запас хода по шоссе, км……………500
Ёмкость топливных баков, л……………550
Фото 2С1 «Гвоздика»
Высадка из ДКВП «Зубр» САУ 2С1 «Гвоздика»
Внутри 2С1 «Гвоздика»
Источник
Это интересно
info-leaks.ru