Акулы: фото акул. Большая хищная рыба
Об акуле.
Акула – крупный водный хищник. Еще с древних времен эта хищная рыба живёт в морях и океанах.
В процессе эволюции тело акулы практически не изменилось, но некоторые особенности были настолько отточены временем, что этому виду удалось непросто выжить за все эти долгие годы, но и стать самым опасным и коварным водным обитателем.
Акулы обитают практически во всех морях и океанах. Некоторые виды можно встретить даже в озерах и реках.
С уверенностью можно заявить, что эти хищники будут еще долгое время обитать, развиваться и совершенствоваться на нашей планете, так как все акулы являются неотъемлемым звеном биологической цепочки в своей среде обитания.
В воде акула чувствует себя превосходно: легко передвигается со скоростью в 60 км/ч, рассекая воды морей и океанов, а также прекрасно охотится, молниеносно схватывая добычу, благодаря мощным челюстям с острыми зубами.
Акулы относятся к классу хрящевых рыб, что отличает их с некоторыми, на первый взгляд, схожими водными млекопитающими: дельфинами, китами, тюленями и касатками.
Продолжительность жизни особи составляет около 28-30 лет.
Питаются эти представители хищников практически всем разнообразием животного корма, начиная с планктона и заканчивая крупными обитателями водных глубин.
Каждый водный обитатель нуждается в кислороде, пище, умении защищать себя от врагов и оставить после себя потомство. При этом у любого существа есть свои неповторимые особенности и определенные характеристики. Акула не является исключением.
В природе существует около 400 видов этих водных хищников, каждый из которых уникален.
Акулы – очень прожорливые водные обитатели. Желудок выделяет огромное количество сока, способное переварить все, что проглотит акула, будь то металл или окаменевшее вещество.
Соляная кислота, содержащаяся в желудочном соке, также быстро растворяет и питательные вещества, поэтому хищник практически постоянно голоден.
Тигровой акуле свойственно вывернуть свой желудок через рот наизнанку для того, чтобы прополоскать его полость от неудобоваримой пищи. Стоить заметить, что акула очень аккуратна в течение данного процесса, ведь острые зубы могут поранить ее.
Акулы – одни из самых живучих существ на планете. Даже если кажется, что она уже давно не жива, пролежав на берегу несколько часов, можно остаться без конечности, приблизившись к ней. Скорее всего, ей удастся «прийти в себя», если вернуть ее воду.
Любая акула имеет прекрасное обоняние. Даже в полной темноте ей удается выследить добычу, спрятавшуюся в грунт или учуять запах другого водного животного, находящегося на значительном расстоянии от нее.
Акула молот. Акула молот.Акула способна учуять даже самую минимальную концентрацию крови в воде. Эти хищники практически сразу приплывают на то место, где находится источник. По сравнению с человеком, ее обоняние в 10 тысяч раз острее.
Зубы у акул растут постоянно. В течение всей жизни они могут сменить до 50 тысяч острых, как лезвие, зубов.
Цвет тела этого водного обитателя максимально приближен к цвету воды, что практически не дает ей быть заметной.
Aкула, вид снизу. Фото сделано в районе Багамских островов.Если рассмотреть под микроскопом кожное покрытие акулы, то можно заметить чешую, состоящую из острых составляющих, с виду напоминающих ее зубы. При неосторожном касании эти чешуйки могут поранить.
Акулы не являются «прилежными семьянинами». Отложив несколько яиц, голодная самка может тотчас их съесть.
Белая акула у берегов ЮАР. Большая белая акула или акула-людоед является одной из крупнейших хищных рыб на Земле. Большая белая акула у берегов ЮАР.На фото ниже морской лев без страха подплывает к большой белой акуле, хотя она может его убить. Тюлени по сравнению с акулами сверхманёвренные. Преимущество акул в том, что они могут очень быстро разогнаться, но только по прямой, тюлени же крутят под водой виражи и спирали, словно у них нет костей. И если видимость хорошая, то у акулы очень мало, а зачастую практически нет шансов поймать тюленя.
Большая белая акула.Интересен тот факт, что некоторые самки могут воспроизводить потомство без участия самца. Такие выводы сделали наблюдатели парка, когда изолированная акула самостоятельно вывела на свет потомство.
Также советуем посмотреть интересный фильм про акул и их место в современном мире с его угрозами.
Гифка: ласка акулы. Гифка с акулой в стае рыб.Смотрите ещё гифки с акулами.
Видео про акул
komotoz.ru
Красивые фотографии акул
На сегодняшний день ученым известно более чем 450 видов акул. Разные виды акул отличаются размерами, нравами и внешним видом. Акулы обитают практически во всех морях мира, и большинство из них совершенно не опасны для людей.
В представлении общественности, акулы чрезвычайно опасны для жизни людей, но на самом деле, случаи нападения акул на людей происходят крайне редко. Несколько нашумевших случаев, вдобавок к знаменитым фильмам ужасам об акулах, создали этим рыбам несправедливо преувеличенную дурную славу. Из всех существующих на сегодняшний день видов, только четыре представляют обоснованную опасность для человека. Самой «кровожадной» является белая акула. В период с 1990 по 2011 год было зафиксировано 29 случаев нападения акулы с летальным исходом. Не смотря на это, даже нападая на человека, акула не стремится его съесть или убить. Чаще всего белые акулы нападают на серфингистов, ошибочно принимая их за морских котиков, или тюленей.
1
Дайверы плавает вокруг большой белой акулы. Фото: Даниэль Ботелхо2
Прыжок огромной белой акулы. Фотографии: Томас Пеппер3
Большая белая акула выпрыгивает из воды. Фото: Данна Аллен 4 Южная китовая акула вместе с дайвером. Фото: Брайан Скерри5
Любопытная акула. Фотография: Александр Сафонов6
Девушка плывет рядом с китовой акулой. Фотография: Рори Мур7
Акулы охотятся на стаю сардин. Фото: Геннадий Федоренко8
Тигровая акула в глубокой синеве моря. Автор фотографии: Роман Шмаков9
Огромный аквариум Churaumi в Японии. Фото: Джон Роулинсон10
Бассейн с акулами. Фотографии: Тони Рат11
12
Большая белая акула здоровается с дайверами. Фотограф: Дэвид Личфилд13
Скопление акул во Французской Полинезии. Фотография: Тим Маккен14
Открытая пасть белой акулы. Фотограф: Джордж Пробст15
Белая акула и дайвер. Фото: Брайан Скерри | National Geographic16
Синяя акула и дайвер. Фотография: Александр Сафонов17
Китовая акула. Фотограф: Александр Сафонов18
Большая белая акула улыбается фотографу 19 Большая белая акула среди стаи рыб20
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
акула Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#31048626 — Under the waves circle two great white sharks.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37934713 — Great white shark swimming on a white background.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#29523418 — illustration: toothy white sharkВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#20897433 — Cute shark cartoonВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37887174 — angry shark cartoonВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31595680 — Great white shark — Carcharodon carcharias, in pacific ocean..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31970748 — A shark holding a billboard in his mouth. Copyspace available..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#33277562 — Shark and small fishes in ocean — nature background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#4074651 — Caribbean Reef Shark in blue water
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31595621 — Great white shark — Carcharodon carcharias, in pacific ocean..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31595636 — Great white shark — Carcharodon carcharias, in pacific ocean..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#21763368 — Megalodon on White — The Megalodon is an extinct megatoothed..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
Повелительница морей – большая белая акула (20 фото)
Большая белая акула – один из самых страшных хищников в природе. Белая акула хоть и не такой «яростный людоед», каким ее изобразили в фильме ужасов «Челюсти», но все же это существо наводит ужас на обитателей подводных глубин своей мощностью и скоростью. Предлагаем вашему вниманию 20 фотографий этого удивительного повелителя морей.
1. Большая белая акула хорошо известна своими размерами – известно, что крупнейшие представители вида достигали или даже превышали 6 метров в длину и весили до 2268 кг. (LITHIUM112 on deviantART)
2. Половой зрелости белая акула достигает в возрасте 15 лет, а средняя продолжительность жизни акул – 30 лет. (TERRY GOSS)
3. (VENSON KUCHIPUDI)
4. (VENSON KUCHIPUDI)
5. Большие белые акулы живут практически во всех прибрежных водах, где температура колеблется от 12 до 24°C. (SHARKDIVER.COM)
6. Крупные популяции встречаются у берегов США, Южной Африки, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Чили и в Средиземном море. (SCOTT RETTIG)
7. Одна из самых крупных групп обитает вокруг острова Дайер в Южной Африке. (OCEANFILMFEST)
8. (VENSON KUCHIPUDI)
9. (PIETER VISSER)
10. У больших белых акул защитная окраска: брюхо светлое, а спинной плавник серый (иногда коричневый или голубоватый). (GEORGE PROBST)
11. Такая расцветка позволяет сбить с толку добычу, потому что сбоку она размывает силуэт хищника. (VENSON KUCHIPUDI)
12. Сверху более темный оттенок смешивается с морем, а снизу силуэт кажется маленьким на фоне проникающего сквозь воду солнца. (D.J. SCHUESSLER)
13. Белые акулы – хищники, они питаются, в основном, рыбой (тунцом, скатами, другими акулами), китообразными (дельфинами, морскими свиньями, китами), ластоногими (тюленями, морскими котиками, морскими львами), черепахами, выдрами и даже морскими птицами. (SPENCER LATTIMER)
14. Мало что известно о большой белой акуле в плане ее поведения во время сезона спаривания. (GEORGE PROBST)
15. Ученые никогда не видели процесс рождения детенышей, хотя беременных самок исследовали не раз. (GEORGE PROBST)
16. Белые акулы – живородящие животные (т.е. яйца развиваются и вылупляются в матке и продолжают развиваться до рождения). (GREAT WHITE SHARK DIVING)
17. Период беременности белых акул – 11 месяцев. Мощные челюсти детеныша начинают развеваться уже в первый месяц. (PIXELEATER on deviantART)
18. Еще не родившиеся акулы каннибалы: более сильные детеныши едят слабых прямо в матке. Рождение происходит весной или летом. (PATRIC DOUGLAS / SHARKDIVER.COM)
19. Хотя белую акулу считают хищником высшего порядка (т.е. у них нет врагов в собственном виде), иногда, хоть и очень редко, на них может охотиться более крупная косатка. (VENSON KUCHIPUDI)
20. Взаимная конкуренция между белой акулой и косаткой может происходить в районах, где их предпочтения в еде пересекаются. (VENSON KUCHIPUDI)
Источник: bigpicture.ru
fishki.net
Самые Страшные Акулы В Мире (фото)
Акулы — очень не простые и очень страшные существа. Большинству из них наверное даже не нравится вкус человеческой плоти, но они должны взять и укусить, чтобы понять, что у них во рту, противная человеческая конечность или же вкусное лакомство. И я не хотел бы быть около акулы в любом случае, особенно если они выглядят столь же ужасающими как те на этих фотографиях.
Для некоторых людей, дайверов, ученых и людей, которые болтаются на пляже, акулы — ежедневная действительность. Так волков, люди долго боялись хищников, бродящих по глубокому дну, и на некоторые виды акул охотились. Акулы и очаровывают нас и наполняют нас страхом, таким образом, взглянуть на эти фото самых страшных акул, на великих белых, акул-молотов, тигровых акул, бычьих акул, акул кита, лимонных акул, серых акул медсестры и других акул… То гарантировано получим чистый прилив адреналина!
Редко возможно захватить полную драму на единственной фотографии. И не легко произвести уравновешенное впечатление жизненной истории акулы, когда изображения, которые привлекают большую часть внимания, как правило, являются теми, которые сосредотачиваются на агрессии и хищничестве.
Истинное ремесло в фотографии дикой природы входит, где Вы можете не только показать драматические и захватывающие особенности хищника, но также и изобразить красивым и очаровательным способом его менее захватывающее, больше обычного поведения.
Автор публикации
131 Комментарии: 0Публикации: 35Регистрация: 09-01-2016zlyka.com
Судьба «Чёрной акулы» / Назад в СССР / Back in USSR
17 июня исполняется 35 лет легендарному вертолету «Черная акула» Ка-50. А начиналось все в далеких 70-х годах прошлого века.В 1976 году вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому двум ведущим вертолётным конструкторским бюро (им. Камова и Миля) была поручена разработка нового ударного вертолёта. Связано это было с началом испытаний в США вертолёта AH-64 «Апач» и тем, что стоящие на вооружении Ми-24 имели недостаточную боевую эффективность.
Конструкторское бюро им. Камова до разработки «Чёрной Акулы» занималось проектированием гражданских и морских вертолётов и никогда не создавало ударные сухопутные машины. Во многом это и определило уникальные качества новой боевой машины: конструкторы пошли по своему пути, не повторяя опыт ни российских, ни зарубежных коллег.
Мёртвая петля и боевая воронка
Первой уникальной особенностью будущей «Акулы» стало применение соосной схемы: несущие винты расположены один над другим и вращаются в противоположные стороны. При такой схеме вертолёту не требуется рулевой винт в хвостовой части, а значит, машина становится менее уязвимой, и мощность двигателя не тратится на привод. Помимо этого, наличие двух винтов позволяет значительно сократить их длину и волновое сопротивление аппарата, а значит, сделать вертолёт более маневренным и быстрым: Ка-50 — один из немногих вертолётов в мире, который способен выполнять «мёртвую петлю», «боевую воронку», двигаться назад и вбок со скоростью до 100 километров в час.Минусом соосной схемы является большая уязвимость лопастей несущего винта. В условиях современных войн вертолёт принимает удар в первую очередь стрелкового оружия, а самая его уязвимая часть — лопасти. Так как у Ка-50 два несущих винта, вероятность того, что пуля пробьёт лопасть, больше, чем у вертолётов обычной схемы. Чтобы компенсировать этот недостаток, конструкторы применили уникальную пятилонжеронную конструкцию лопастей, которая способна сохранять несущие качества и после попадания пули.
Ещё один недостаток такой схемы — эффект «схлёстывания» винтов, из-за которого погибли два опытных вертолёта Ка-50. Дело в том, что лопасти боевого вертолёта расположены ближе друг другу, чем у морских машин, и при закритических углах атаки они соприкасаются друг с другом, что приводит к их разрушению и катастрофе. После исследования причин аварий лётчикам Ка-50 было запрещено выполнять полёты с углами крена до 70 градусов и угловыми скоростями по всем осям до 60 град /с.
Первый в мире одноместный боевой ударный вертолёт Ка-50 «Чёрная акула» имеет высокий уровень автоматизации боевых задач и выживаемости на поле боя.
Один в поле воин
Уникальной особенностью Ка-50 является то, что он одноместный: все ударные вертолёты того времени были двухместными. Второй член экипажа — оператор, отвечающий за наведение ракет на цель. Разработчики «Чёрной акулы», опираясь на новые достижения отечественного ОПК, пришли к выводу, что лётчик может выполнять и функции оператора. Компоновка позволила значительно сократить вес аппарата, а главное — уменьшить расходы на обучение персонала: мало кто знает, что стоимость обучения экипажа боевого вертолёта нередко бывает выше, чем цена самой машины! Минус такой схемы — то, что в случае гибели или ранения пилота вертолёт с большой степенью вероятности разобьётся. Чтобы избежать этого, разработчики предусмотрели автоматизированную систему, благодаря которой боевая машина может самостоятельно вернуться на базу в режиме «автопилота». Справедливости ради стоит сказать, что пилот далеко не во всех двухместных вертолётах может передать управление оператору. Например, во многих модификациях Ми-24 такая возможность отсутствует.Кабина пилота защищена при помощи специальной авиационной брони, которая способна выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 мм, а стекло может защитить пилота от стрелкового оружия. Также бронёй закрыты основные агрегаты вертолёта: топливная система, двигатель. Кроме того, на Ка-50 применена уникальная система катапультирования, при которой происходит отстрел несущих лопастей. Катапультное кресло К-37 способно спасти пилота на всех скоростях и высотах полета, в том числе и нулевых.
Глаза и зубы акулы
Ка-50 является уникальным вертолётом не только по своим лётным характеристикам, но и по электронной начинке. Приборная панель представляет собой несколько ЖК-экранов, на которых отображается вся информация о происходящем на поле боя. В значительной степени полёт автоматизирован: работу лётчика упрощает бортовой компьютер. Для ведения разведки наземных целей на вертолёте установлены инфракрасные и телевизионные сенсоры, которые позволяют определить цель на дистанции до 20 километров ночью и 13 километров днём, а значит, Ка-50 способен наносить удар, на входя в зону поражения ПВО и ПЗРК. Крайне важным является тот факт, что все приборы для вертолётов производятся в России, на Раменском ПКБ: производство и ремонт машин ни в чём не зависят от зарубежных поставщиков.На пилонах вертолёта может быть установлено до двух тонн вооружения, причём в зависимости от задания оно может быть разным: от противотанковых ракет с автоматической лазерно-лучевой системой наведения до неуправляемых ракет. Помимо этого, вертолёт оснащён пушкой 2А42 калибра 30 миллиметров, которая может стрелять как осколочно-фугасными снарядами со скоростью 550 выстрелов в минуту, так и бронебойными снарядами. Минусом пушки является её расположение: она не может вращаться во все стороны, так как находится на борту вертолёта. Однако, по мнению разработчиков, этот недостаток компенсируется маневренностью машины.
Боевое применение
С 28 декабря 2000 по 14 февраля 2001 года две «чёрные акулы» участвовали в боевых действиях на территории Чеченской республики. Вертолёты выполнили 49 вылетов, причём нередко в плохих погодных условиях, в ходе которых было проведено более 100 стрельб (израсходовано 920 ракет, 1600 пушечных зарядов). В целом боевое применение «Акулы» было признано удачным: вертолёт оказался лучше Ми-24 в плане навигации, эффективности боевого применения и маневренности. К тому же, хорошее бронирование кабины, наличие системы катапультирования и автоматизация полета позволяли пилоту меньше нервничать, сосредоточившись на боевой задаче.«Акула» и «Апач»
Опыт современных войн говорит о том, что авиация применяется чаще всего там, где нет ни собственных самолётов и вертолётов, ни серьёзной системы ПВО. Поэтому представить ситуацию, когда «встретятся» «Акула» и «Апач», довольно сложно. К тому же, современные боевые вертолёты предназначены в первую очередь для ведения огня по наземным целям, а не по воздушным: хотя и была идея вооружить Ка-50 ракетами воздух-воздух для поражения самолетов противника, от неё было решено отказаться.Боевое применение AH-64 и Ка-50 происходило в разных условиях, поэтому сопоставлять эффективность этих машин нельзя. Если говорить о характеристиках, то сравнивать одноместный Ка-50 и двухместный «Апач» не вполне корректно. Однако, двухместная модификация Ка-52 «Аллигатор» ни в чём не уступает американскому вертолёту. Более того, в 2004 году экс-главком ВВС Владимир Михайлов заявил, что «Аллигатор» по критерию «эффективность-стоимость» намного опередил своих конкурентов на Западе.
Слава и снятие с производства
В 1993 году вышел фильм «Чёрная акула», главным героем его стал реальный боевой вертолёт, который позже участвовал в боевых действиях в Чечне. Действие фильма происходит в Афганистане, хотя реального боевого применения в этой стране Ка-50 не имел.Огромную популярность фильму обеспечило то, что впервые на экранах была показана новейшая военная техника, которая в СССР была засекречена, а одну из ролей сыграл профессиональный военный, Герой Советского Союза, генерал-майор Валерий Востротин. Вскоре после выхода фильма Ка-50 стал самым популярным военным российским вертолётом. Однако это не помешало прекратить производство «чёрных акул» в 2009 году. Причиной стала критика одноместной схемы и разработка двухместной модификации вертолёта Ка-52.
В данный момент на вооружении ВВС России находятся 11 вертолётов Ка-50. Всего было построено 15 машин.
back-in-ussr.com
Чёрная акула
Оправдала надежды камовцев и артиллерийская установка Хотя у Ми-28 пушка могла отклоняться по азимуту на ╠110╟, а у В-80 — только на 2╟ влево и 9╟ вправо, это с лихвой компенсировалось высокой маневренностью самого вертолета Гидропривод пушки обеспечивал парирование колебаний машины в путевом канале по сигналам телеавтомата комплекса «Шквал» В результате у В-80 точность стрельбы оказалась в 2,5-4 раза выше, чем у Ми-28 (2 мрад против 5-8 мрад) К тому же, камовская машина вдвое превосходила милевскую по боекомплекту пушки (500 и 250 патронов соответственно).Важным результатом этого этапа испытаний стало практическое доказательство возможности выполнения летчиком В-80 и функций оператора Хотя уровень психофизических нагрузок на него приближался к уровню нагрузок на пилота истребительно-бомбардировочной авиации, было доказано, что полеты на малых высотах при боевом применении В-80 выполняются с соблюдением необходимого уровня безопасности и достаточно эффективны.
На основании полученных на Государственных сравнительных испытаниях результатов четыре института Министерства обороны (ГНИКИ ВВС, 30-й ЦНИИ, НИИЭРАТ и НИИ авиационно-космической медицины) выдали в октябре 1986 г окончательное заключение о целесообразности выбора В-80 в качестве перспективного боевого вертолета Советской Армии Как обычно, был отмечен и ряд серьезных замечаний, которые предстояло устранить создателям машины В первую очередь это касалось повышения надежности бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения Были также предъявлены дополнительные требования В-80 предстояло оснастить бортовым комплексом обороны (станция обнаружения лазерного облучения, устройство отстрела пассивных помех), обеспечить сопряжение прицел ьно-пилотажно-навигационного комплекса с аппаратурой наземных и авиационных разведывательных средств, реализовать возможность боевого применения вертолета ночью (телевизионная система ночного видения «Меркурий» к моменту проведения сравнительных испытаний не была доведена и в полетах не применялась) Все это нашло отражение в дополнении к ТТЗ на вертолет В-80, выпущенном в 1987 г.
14 декабря того же года наконец было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, определявшее порядок и сроки завершения создания одноместного боевого вертолета-штурмовика В-80Ш-1 и запуска его в серийное производство на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. Основным перспективным боевым вертолетом Советской Армии признавался В-80Ш-1.Таким образом, конкурс вертолетов формально завершился. Но работы по Ми-28 решили не прекращать. В целях сохранения полученного технического задела тем же постановлением предусматривалось создание на базе Ми-28 модификации Ми-28А и освоение ее производства на Ростовском вертолетном заводе (ныне — АО «Роствертол») Правда, теперь этот вертолет рассматривался как образец для возможных экспортных поставок.
В соответствии с названным выше постановлением на Ухтомском вертолетном заводе в марте 1989 г. был изготовлен четвертый летный экземпляр В-80 (╧ 800-04, борт 014), а в апреле 1990 г. — пятый (╧ 800-05, борт 015), ставший эталоном для серийного производства Обе машины впервые были оборудованы устройствами постановки пассивных помех УВ-26 и системой предупреждения о лазерном облучении. Впервые в состав комплекса «Рубикон» вошла аппаратура внешнего целеуказания. Аналоговая система управления оружием была заменена на новую, облегченную, построенную на базе ЦВМ. Кроме того, В-80 ╧05 впервые был оборудован ракетно-парашютной системой аварийного спасения летчика.
В рамках предусмотренных постановлением работ четыре опытных вертолета В-80 с июля 1988 г. по июнь 1990 г. приняли участие в летно-конструкторских испытаниях Машины ╧╧ 03 и 05 использовались для доводки несущей системы, системы управления, шасси, подвесных топливных баков, оценки летно-технических характеристик, определения нагрузок, действующих на вертолет в полете, а ╧╧ 02 и 04 — для оценки характеристик вооружения и систем управления им, электромагнитной совместимости оборудования и газодинамической устойчивости силовой установки.
Техническая документация на изготовление установочной партии таких вертолетов начала передаваться на завод «Прогресс» еще в 1989 г. Решение Комиссии по военно-промышленным вопросам Совета Министров СССР о постройке на арсеньевском заводе установочной серии из 12 вертолетов В-80Ш-1, получивших вскоре новое обозначение Ка-50, вышло в 1990 г. В следующем году здесь была изготовлена головная машина (╧001, борт 018), первый полет на которой выполнил 22 мая 1991 г. заводской летчик-испытатель А И. Довгань.
Первый этап Государственных испытаний Ка-50 (оценка летно-технических характеристик) начался в сентябре 1990 г. на 4-м и 5-м летных экземплярах В январе 1992 г. головной серийный вертолет был передан в Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) Министерства обороны России и с февраля приступил к полетам по программе второго этапа Госиспытаний (оценка боевой эффективности), который завершился в декабре 1993 г.
Выход Ка-50 на мировую арену произошел вскоре после распада СССР В марте 1992 г. Генеральный конструктор С. Михеев выступил с докладом о новом вертолете на международном симпозиуме в Великобритании. В августе того же года опытный В-80 ╧ 03 был показан публично в полете на «Мосаэрошоу» в подмосковном Жуковском, а в сентябре второй серийный Ка-50 (борт 020) дебютировал за рубежом на международном авиасалоне в Фарнборо (Великобритания), где стал «гвоздем» программы. Руль направления этой машины украшали изображение головы волка-оборотня и надпись Werewolf. К этому времени выкрашенный в черный цвет пятый опытный экземпляр успел сняться в художественном фильме «Черная акула», и с тех пор это название прочно закрепилось за Ка-50 Позднее аналогичным образом была перекрашена и третья серийная машина (борт 021), на руле направления которой появилось изображение черной акулы и надпись Blackshark Вместе с «Вервольфом» она выставлялась в июне 1993 г. на авиасалоне в Ле Бурже (Франция). После Фарнборо и Ле Бурже Ка-50 стал завсегдатаем многих выставок авиационной и военной техники в России и за рубежом.
В ноябре 1993 г начались войсковые испытания Ка-50 в 344-м Центре боевого применения (ЦБП) армейской авиации в Торжке Летчики и инженеры Центра внесли большой вклад в доводку вертолета и отработку тактики его боевого применения В совершенстве освоивший новую машину начальник Центра генерал-майор Борис Воробьев неоднократно демонстрировал Ка-50 на международных выставках в Ле Бурже, Дубае (ОАЭ), Куала-Лумпур (Малайзия), Фарнборо К огромному сожалению, он трагически погиб, проводя в Торжке испытания Ка-50 (борт 22) на предельных режимах
17 июня 1998 г генерал Воробьев выполнял полет по упражнениям Курса боевой подготовки в комплексе с программой освоения новой авиационной техники по НИР «Летные исследования методики выполнения фигур сложного пилотажа» и со «Специальной программой подготовки летного состава к выполнению демонстрационных полетов на вертолетах Ка-50» На 30-й минуте полета на высоте около 50 м и скорости менее 60 км/ч в процессе интенсивного изменения крена на 116╟ и энергичного снижения с большим углом пикирования произошло соударение лопастей несущих винтов Вертолет столкнулся с землей, а летчик, не успев воспользоваться средствами спасения, погиб Как установила расследовавшая катастрофу комиссия, причиной происшествия стало пилотирование вертолета за пределами предусмотренных Руководством полетной эксплуатации ограничений (допускаются полеты с углами крена до ╠70╟, углами тангажа до ╠60╟ и угловыми скоростями по всем осям до ╠60 град /с) В роковом полете вертолет пикировал почти отвесно (более 80╟). При таких углах тангажа стала возможной перекоммутация системы кур-совертикали по каналу крена, в результате чего индикация крена на приборе ИКП-81 скачкообразно изменилась на 180╟, что могло дезориентировать летчика, который рефлекторно резко переложил ручку циклического шага Это привело к увеличению скорости снижения до 30 м/с и возрастанию суммарной угловой скорости, что в сочетании с малой поступательной скоростью вертолета и положением правой педали на упоре привело к соударению лопастей несущего винта.
Стоит отметить, что вопреки расхожему мнению, распространяемому противниками вертолетов соосной схемы, случаев «схлестывания» лопастей несущих винтов история знает всего несколько, причем не только на Ка-50 Например, 24 октября 1969 г из-за соударения лопастей разбился Ка-25, экипаж которого в правом развороте с торможением на малой скорости превысил ограничения по углам крена более чем в 3 раза 14 мая 1988 г был потерян Ка-27, схлестывание лопастей у которого произошло при разгоне до 350 км/ч с левым креном 70╟ и углом пикирования 60╟ (допустимые значения соответственно 290 км/ч, 35╟ и 15╟) Оба эти случая как и практически все прочие, связаны с пилотированием вертолетов за пределами предусмотренных ограничений.
За год до катастрофы генерала Воробьева был зафиксирован еще один случай соударения лопастей несущих винтов на Ка-50 31 июля 1997 г при выполнении горки, вследствие потери летчиком пространственной ориентации, вертолет вышел на угол тангажа 90╟ с последующим опрокидыванием на «спину» и нарастающим темпом увеличения угловой скорости до 180 град /с К счастью, в тот раз обошлось только разрушением законцовок лопастей, и Ка-50, выполнив непреднамеренную петлю, благополучно приземлился Исследования проблемы возможности соударения лопастей несущих винтов на вертолетах Ка-50 показали, что при соблюдении требований Руководства по летной эксплуатации «схлестывания» быть не может.
fishki.net