Фото боинг 707 – Boeing 707 — Википедия

Содержание

Boeing 707 — пассажирский самолет. История, фото, характеристики

Boeing 707 – один из первых массово-производимых лайнеров в истории гражданской авиации, созданный корпорацией Боинг в 1954 году. Благодаря этой модели, международные авиаперевозки стали массовыми и популярными.

История

Boeing 707 – узкофюзеляжный четырёхдвигательный пассажирский лайнер, спроектированный в начале 1950-х. “Пионер” мировой реактивной авиации, наряду с британским DH-106 Comet, советским Ту-104 и французским Sud Aviacion Caravelle. В зависимости от версии модели, Boeing 707 может перевозить от 140 до 202 пассажиров на расстояние от 3680 до 3735 морских миль (6820-6917 км).

Аэродинамическая схема Боинга-707 представляет собой четырёхмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Boeing-707 – был разработан на основе грузо-транспортного самолёта Boeing 367-80 (Dash-80), прототипа реактивного лайнера. На самолёт были установлены двигатели Pratt & Whitney JT3C – коммерческий вариант меньшей массы двигателя J57 бомбардировщика В-52. Для справки, на В-52 ставилось восемь двигателей тягой по 44,46 кН, но для транспортного самолета или авиалайнера достаточно четырех двигателей установленных на пилоны под крылом со стреловидностью 35 градусов.

Что касается фюзеляжа, то его пришлось проектировать заново, большего размера и с заостренной носовой частью, в которой монтировалась антенна РЛС. Максимальную взлетную массу лайнера определили в 86184 кг. Военные варианты должны были перевозить топливо или грузы, а авиалайнеры -130 пассажиров. По крейсерской скорости (966 км/ч), перспективный самолет должен был в три раза превзойти состоявший на вооружении самолет-заправщик КС-97, гражданский Model 377 Stratocruiser, а также авиалайнеры других фирм, вроде Douglas DC-7 или Lockheed Super Constellation.

Выкатка первого прототипа 707, окрашенного в броские шоколадно-коричневый и ярко-желтый цвета фирмы “Boeing”, состоялась 15 мая 1954 года. При выполнении одной из первых скоростных пробежек шестью днями позже у самолета подломилась левая основная опора шасси, после чего повреждения от соприкосновения с полосой получила мотогондола левого внешнего двигателя. После ремонта, 15 июля 1954 года летчики-испытатели Текс Джонсон и Дике Лош впервые подняли машину в воздух, сделав серьезную заявку на лидерство США в области реактивных авиалайнеров.

В то же время компания не могла выиграть ни один конкурс на пассажирский самолет, проигрывая главному конкуренту – фирме McDonnell Douglas с самолетом DC-8. Конструкторам Boeing предстояло провести серьезную и очень дорогостоящую доработку исходного проекта: изменить сечение фюзеляжа, увеличив его ширину на 10,16 см до 3,56 м (на 5,08 см больше чем у DC-8), чтобы разместить кресла в одном ряду по схеме 3+3, увеличив пассажировместимость до 150 человек.

Были разработаны иллюминаторы новой формы, панели обшивки теперь изготавливались методом химического фрезерования. Увеличилась емкость внутренних топливных баков за счет установки “мягких” баков в центроплане и оборудования интегральных баков в консолях крыла. Длина самолета модели 707-120 составляла 44,04 м, а “специальный” вариант 707-138 был на 3,04 м короче. Мощность двигателей JT3C-6 стягой 60,02 кН была повышена за счет использования впрыска воды, а шумность удалось снизить, внедрив особую шумопоглащающую конструкцию.

Первым покупателем пассажирского варианта стала авиакомпания “Pan American”, заказавшая 20 самолетов 707-112, в тот же день эта авиакомпания заказала 25 самолетов DC-8 и оговорила возможность заказа дополнительной партии самолетов фирмы “Douglas” в будущем. Тем временем “Douglas” анонсировала дальнемагистральный вариант DC-8 с двигателями JT4A, на что “Boeing” пришлось ответить дальнемагистральной версией 707-320 Intercontinental.

Первыми, и крупнейшими эксплуатантами Боинга-707 стали авиакомпании PanAM и TWA. Благодаря этим авиалайнерам авиаперевозчики стремительно увеличили размеры своих авиапарков и, буквально, совершили революцию на рынке международных авиаперевозок, сделав их массовыми и популярными. Qantas – стала первой не американской авиакомпанией эксплуатирующей Boeing-707. Вскоре самолёт начали приобретать авиакомпании Западной Европы.

Конкуренция

Вмешавшись в соревнование самолетов DC-8 и CV-880 фирм “Douglas” и “Convair”, корпорация Воеing приступила к созданию авиалайнера, способного превзойти обоих конкурентов. Стоимость прототипа была оценена в 100 млн долларов. Компания “Pratt & Whitney” предложила модернизированный вариант двигателя JT3C, у которого вместо трехступенчатого компрессора был использован двухступенчатый компрессор с очень широкими лопатками, этот компрессор сразу же назвали вентилятором (с тех пор подобные двигатели называют турбовентиляторными). Новый двигатель получил обозначение JT3D, он имел лучшую топливную эффективность в сравнении с JT3C и создавал меньше шума.

16 января 1959 года из сборочного цеха завода в Рентоне выкатили первую Model 707-320 Intercontinental, предназначенный для замены 707-121 на трансатлантических маршрутах и способный перевозить большую полезную нагрузку. Начало эксплуатации 707-320 не обошлось без проблем – главной из них стала неудовлетворительная управляемость лайнера в сложных метеоусловиях. Проблему удалось решить внедрением более высокого киля, который затем стали ставить на всех гражданских и военных моделях 707-й серии.

Двигатели JT3D впервые установили на 707-120В, созданном на основе самолета Model 120, выполнившего первый полет 23 ноября 1959 года.

Последним из базовых вариантов стала модель 707-320С, к тому времени компания уже разместила двигатели JT3D на Model 707-320В, что потребовало провести ряд аэродинамических улучшений, включая внедрение более длинных законцовок крыла с аэродинамической круткой. Эксплуатацию модели 707-320В начала авиакомпания “Pan Am” в июне 1962 года, годом позже она же стала стартовым заказчиком грузопассажирского 707-320С вместимостью 202 пассажира или способного перевозить груз массой 43600 кг. Вариант 707-320С вскоре стал стандартным для 707-й серии, а портфель заказов на этот революционный авиалайнер рос быстрыми темпами.

Boeing-707 – стал самым популярным лайнером своего времени. Его популярность поспособствовала стремительному развитию аэропортовых инфраструктур, таких как: управление воздушным движением, терминалы для пассажиров, строительство взлётно-посадочных полос, развитие кейтеринговых компаний (бортовое питание), бронирование билетов, багажные службы и т.д

Конец эпохи Boeing-707

К концу 1960-х, Боинг-707, можно сказать, стал жертвой собственного успеха. Поскольку к этому времени самолёт уже не мог справиться с возросшим пассажиропотоком на маршрутах для которых он был создан. Корпорация Boeing понимала, что дальнейшее удлинение фюзеляжа модели 707, также не самый выгодный вариант. Поскольку для длинного фюзеляжа потребуются более крупные и мощные двигатели, расстояние между шасси придётся увеличивать, таким образом не каждый аэропорт сможет принять самолёт. Плюс ко всему, 707 устарел с точки зрения шума и топливоэффективности. Модернизация лайнера с увеличением вместимости требовала замены планера. В итоге Boeing выпустил на рынок модель 747, чем удовлетворил спрос на самолёты большой вместимости для дальних перелетов.

К началу 1970-х число заказов на Boeing-707 резко снизилось. Авиакомпании развитых стран выводили их из парка, активность самолётов данного типа переместилась в страны Азии и Латинской Америки, а затем Африки. В 1978 году серийное производство было прекращено, в 1983 состоялся последний регулярный рейс Boeing-707 в США. Последним крупным оператором пассажирских Boeing-707 был Ливан (до 1998). К началу 2000-х самолёт остался в гражданской эксплуатации (почти исключительно грузовой) в основном в беднейших странах Африки и Латинской Америки. Основной парк летающих сегодня Boeing-707 составляют военные модификации.

По состоянию на начало 2010 года использовалось 155 самолётов типа B-707, практически все в ВВС ряда стран (самолёты AWACS и грузовые). Несколько машин используется гражданскими грузовыми авиакомпаниями, 8 — в правительственных авиаотрядах. Единственной авиакомпанией, использующей B-707 на регулярных рейсах является иранская Saha Air, у которой в эксплуатации остаются 5 машин, по состоянию на 10 августа 2010. Это последний пассажирский оператор B-707. Таким образом, Боинг-707 – единственный из реактивных лайнеров первого поколения, который эксплуатируется до сих пор; другие “пионеры” реактивной пассажирской авиации ушли в историю еще в 80-х.

Инновации в Boeing-707

  • Первый в мире реактивный пассажирский самолёт с двигателями в отдельных мотогондолах.
  • Первый в мире реактивный пассажирский самолёт с гондолами двигателей подвешенными под крыльями на пилонах.

Модификации

707-020

Оригинальное обозначение модели, которую впоследствии переименовали в 720. Основные отличия от других модификаций – более короткий фюзеляж. Первоначально на самолёт были установлены турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT3C. В 1961 году их заменили на более совершенные турбовентиляторные двигатели JT3D. Ещё одной интересной особенностью этой модификации было отсутствие на борту ВСУ (вспомогательная силовая установка). Т.е для того, чтобы запустить двигатели самолёта, требовалось наземное питание.

707-020 – вмещал в себя от 167 до 202 пассажиров в зависимости от комплектации салона. Первый эксплуатант – United Airlines. Первый коммерческий рейс был совершён 5 июля 1960 года. Позднее эта модификация была заменена на более актуальную модель Boeing-727. Основной конкурент Boeing 707-020 – Douglas DC-8. Всего было построено 154 самолёта этой модификации.

707-120

В середине 1955 г. авиакомпания Pan American заказала первые 20 самолетов в варианте Boeing 707-120. Первый полет самолет выполнил 20 декабря 1957г., а в августе 1958 г. начались регулярные полеты. На самолете 707-120 использовались двигатели Pratt & Whitney JT3C-6 тягой по 6100 кгс. Самолет имел запас топлива 58500 л и совершал полеты на маршрутах протяженностью 4500-5000 км на внутренних авиалиниях США. Для полетов в Европу был разработан вариант с более экономичными ТРДД JT3D-3B и увеличенным запасом топлива; в результате дальность полета превысила 6700 км.

Данная модификация вмещала в себя до 179 пассажиров в зависимости от комплектации салона.

Самолет 707-120 послужил основой для создания различных модификаций. Для дальних маршрутов были разработаны варианты 707-320, а также 707-420, на которых устанавливались английские двигатели Rolls-Royce Convey 505 и 508 тягой по 7490-7945 кгс. Самолеты 720 и 720В отличались меньшими размерами и перевозили 130-156 пассажиров на расстояние 5700 км. Выпускались также грузовые варианты с боковой грузовой дверью.

707-220

На модификацию 707-220 были установлены более мощные турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT4A-3, с большей подъёмной силой. Всего было выпущено 5 самолётов этой модификации, один из которых был потерян во время тестовых испытаний. Оставшиеся 4 самолёта были приобретены авиакомпанией Braniff International Airways в 1959 году.

707-320

Отличается от остальных модификаций увеличенными размерами фюзеляжа и крыла, большими запасом топлива и дальностью полета. К разработке самолета корпорация Boeing приступила в декабре 1955 г. по предложению авиакомпании Pan American, которая планировала выполнять рейсы через Атлантику в Европу. Первый полет самолет 707-300 выполнил 11 января 1959 г., а в середине июля получил сертификат FAA. Эксплуатация началась в конце августа 1959 г. На самолете использовались двигатели Pratt & Whitney JT4А-3, -5, -9, -11 и 12 тягой по 7150-7950 кг/с.

С целью улучшения летных характеристик фирма провела доработку самолета, и в конце января 1962 г. состоялся первый полет самолета Boeing 707-320 с более мощными двигателями JT3D-3. Самолет был сертифицирован в середине мая 1962 г., после чего поступил в эксплуатацию.

Самолеты семейства 707-320 оказались самыми популярными среди всех самолетов типа 707. В середине 1970-х годов начались исследования по самолету 707-700, оснащенному более экономичными и малошумными двигателями CFM International CFM56-2 тягой по 9990 кгс. Опытный самолет с этими двигателями совершил первый полет в конце ноября 1979 г. После непродолжительных испытаний дальнейшие работы были прекращены.

Чтобы добиться соответствия существующим нормам по шуму (ИКАО, глава 3), в течение многих лет рядом фирм ведутся работы по созданию специальных шумоглушащих устройств для гондол двигателей самолетов 707-320. К настоящему времени удалось только добиться соответствия требованиям по шуму по главе 2.

Самолет 707-320В стал основой для создания специальных самолетов для ВВС США. В 1973 г. был разработан самолет Е-3 Sentry (система AWACS – ДРЛО), оснащенный надфюзеляжной вращающейся РЛС, предназначенной для раннего обнаружения различных воздушных целей и слежения за ними.

Фирмой Northrop Grumman в 1988 г. был создан самолет радиоэлектронной разведки и управления Е-8 TACAMO (система J-STARS). Для контроля за испытаниями баллистических и крылатых ракет был разработан самолет ЕС-18, а для обеспечения связи с ракетными подводными лодками – самолет Е-6А Mercury.

На самолете применяется обычный комплекс авионики с электромеханическими средствами индикации. Данная модификация выпускалась с 1962 по 1975 год.
Самолёт мог вмещать в себя до 189 пассажиров, в зависимости от комплектации салона.

Всего было поставлено 580 самолетов (с учетом грузовых вариантов 707-320С), к началу 1996 г. в эксплуатации находилось 287.

707-420

По большому счёту модификация Боинга 707-420 была идентична модели 707-320, за исключением того, что на 707-420 были установлены двигатели Rolls Royce Conway 508 (более тихие в отличие от модели P&W серии JT4А). Первым заказчиком самолёта стала немецкая авиакомпания Lufthansa. Вторым перевозчиком заинтересовавшимся этой модификацией стала Британская авиакомпания BOAK.

После приобретения экземпляра 707-420 прямо с конвейера, английские чиновники отказались выдавать самолёту сертификат лётной годности. В качестве причины они ссылались на проблемы с контролем руля высоты и на другие проблемы схожие с теми, что встречались на самолёте De Havilland Comet. С учётом этих пожеланий, Boeing добавил дополнительные 40 дюймов для хода руля высоты, а также применил эти и другие рекомендации для модернизации всей линейки лайнеров 707.

Военные модификации

VC-137C

Модификация Boeing-707-320B для ВВС США для перевозки президентов США. Были построены 2 самолёта — №SAM26000 в 1962 г. и №SAM27000 в 1972 г. Носили специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдавался код Air Force One — тому самолёту, на борту которого находился президент. В настоящее время оба самолёта заменены на 2 VC-25 и 4 C-32 (для вице-президентов и других госслужащих администрации) и находятся в музеях.

Военные модификации, построенные на базе планера Boeing-707

E-3 Sentry

Cерийный самолёт ДРЛО, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» со вращающимся над фюзеляжем обтекателем в котором антенна радиолокатора. Обтекатель 9,1 м в диаметре и 1,8 м в толщину установлен на двух опорах на высоте 4,2 м над фюзеляжем. Низколетящие цели могут быть обнаружены в 375 км, цели над горизонтом — в 600 км от самолёта. 2 генератора на каждом из 4 двигателей производят 1 мегаватт электроэнергии, потребляемой локатором.

E-6 Mercury

Серийный воздушный командный пункт управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» и 4 двигателя GE-SNECMA CFM-56.

Первоначально были построены в модификации E-6A и служили только для передачи команд на подводные лодки с БРПЛ, находившиеся в погруженном состоянии, с помощью сверхдлинноволновых передатчиков и двух длинных выпускаемых многокилометровых буксируемых тросовых антенн TACAMO для замены устаревших EC-130.

До 1992 г. не менее 2 самолётов из 16 построенных постоянно находились в воздухе, один над Атлантикой, другой над Тихим океаном. В настоящее время дежурят на 4 базах в готовности ко взлёту. С октября 1998 г. переоборудованы в вариант E-6B и выполняют ещё и функции воздушных командных пунктов («Airborne Command Post») (ABNCP) по программе, названной «Лукинг Гласс» («Looking Glass») (воздушная система, отражающая/повторяющая наземные системы) для управления пусками МБР c использованием системы ALCS. Заменили в этой роли снятые с дежурства EC-135.

E-8 JSTARS

Серийный самолёт радиолокационной разведки наземных целей на поле боя и передачи информации всем родам войск США в реальном времени, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» с установленным под фюзеляжем вдоль его передней части длинным обтекателем с неподвижной антенной радиолокатора. Радиолокатор может обнаружить только подвижные радиолокационно-заметные цели на расстоянии 250 км сбоку от направления полёта на площади в 50000 км² и имеет угол обзора 120°. Компьютеры самолёта запоминают и суммируют информацию о всех целях, когда-либо двигавшихся на поле боя. В 1991—2005 годы построено 17 самолётов.
С-18 — военно-транспортная грузовая модификация Boeing 707-320B для ВВС США.

EC-18B

Самолёты для контроля и измерений при проведении разнообразных испытаний крылатых, зенитных, баллистических ракет, входящих в атмосферу боеголовок баллистических ракет и космических аппаратов, созданные на основе модернизированных планеров Boeing 707-320B.

Все 8 EC-18B были построены начиная с 1982 г. из отслуживших гражданских самолётов. Похожие EC-135N, EC-135E на базе KC-135 начали службу ранее, в 1960—1970 годах. Самолёты имели 2,1-метровую параболическую антенну в большом заметном яйцеобразном обтекателе, установленном перед кабиной пилотов по оси фюзеляжа, смещённом вниз, чтобы не загораживать обзор пилотам. Антенна служила для приёма телеметрии с испытываемых аппаратов. Имелись оптические средства наблюдения и фотокиносъёмки входящих в атмосферу испытываемых боеголовок.

В настоящее время эксплуатируется три EC-18B.

Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на Boeing-707, создавались на базе планера KC-135.

Множество гражданских пассажирских Боингов-707, отслужив, переделывались в грузовые, военные и исследовательские самолёты, а попавшие на базы хранения служат сейчас источником запчастей и двигателей для всех летающих в настоящее время модификаций 707 и KC-135.

Фотографии Boeing 707

Самолеты авиакомпаний

Технические характеристики:

 

B707    B717    B727    B737    B747    B757    B767     B777    B787    Самолёты

 

 

 

 

aviado.ru

Боинг-707 » Военное обозрение

Боинг-707 — четырёхдвигательный пассажирский лайнер, спроектированный в начале 1950-х. Один из первых реактивных пассажирских лайнеров в мире, наряду с британским DH-106 Comet, советским Ту-104 и французским Sud Aviacion Caravelle.
Первый полёт опытный самолёт 367-80 совершил 15 июля 1954 года. Первый полёт опытного серийного 707-120 состоялся 20 декабря 1954года. Всего с 1958 было произведено 1010 «Боингов-707».

Коммерческая эксплуатация 707-120 началась в авиакомпании Pan American World Airways 26 октября 1958 года. Крупнейшими заказчиками B-707 были американские PanAm и TWA, благодаря этим авиалайнерам стремительно увеличившие размеры своих авиапарков и сделавшие международные авиаперевозки массовыми и популярными.

Вскоре к ним присоединились авиакомпании Западной Европы. Массовое производство В-707 велось в 1960-е годы, когда заказчики получали ежегодно десятки новых машин. Конкуренцию самолёту составлял DC-8, поначалу более успешный за счёт лучшей репутации производителя. После доработок Boeing-707 стал продаваться значительно лучше.

С увеличением объёмов пассажирских перевозок стало очевидно, что Boeing-707 морально устарел. Для своей дальности самолёт обладал слишком малой вместимостью, его двигатели были шумными и неэкономичными. Модернизация лайнера с увеличением вместимости требовала замены планера. В итоге Boeing выпустила на рынок Boeing-747, чем удовлетворила спрос на самолёты большой вместимости для дальних перелетов.

К началу 1970-х число заказов на Boeing-707 резко снизилось. Авиакомпании развитых стран выводили их из парка, активность самолётов данного типа переместилась в страны Азии и Латинской Америки, а затем Африки. В 1978 году серийное производство было прекращено, в 1983 состоялся последний регулярный рейс Boeing-707 в США. Последним крупным оператором пассажирских Boeing-707 был Ливан (до 1998). К началу 2000-х самолёт остался в гражданской эксплуатации (почти исключительно грузовой) в основном в беднейших странах Африки, Азии и Латинской Америки. По состоянию на начало 2011 года использовалось менее 140 самолётов типа B-707, практически все в ВВС ряда стран (самолёты AWACS и грузовые). Несколько машин используется гражданскими грузовыми авиакомпаниями, 8 — в правительственных авиаотрядах. Единственной авиакомпанией, использующей B-707 на регулярных рейсах является иранская Saha Air, у которой в эксплуатации остаются 5 машин, по состоянию на 10 августа 2010.

Это последний пассажирский оператор B-707. Таким образом, Боинг-707 — единственный из реактивных лайнеров первого поколения, который эксплуатируется до сих пор; другие «пионеры» реактивной пассажирской авиации ушли в историю еще в 80-х. Несмотря на почти полный отказ от его использования в гражданских авиакомпаниях, военные самолёты, созданные на его базе, продолжают активно применяться.

Первый военно-транспортный самолёт/самолёт-заправщик KC-135, созданный на базе 707, взлетел в августе 1956 года, и его поставки в Стратегическое Авиационное Командование (SAC) USAF на авиабазу Касл в Калифорнии начались в июне 1957 года.

На долгие годы вперёд он стал основным самолётом-заправщиком для Стратегического авиационного Командования и ВВС США. Помимо США поставлялся во Францию, Сингапур, Турцию.

Спутниковый снимок Google Earth. КС-135 (в середине), в компании Б-52Н и Б-1Б, авиабаза Тинкер

Но, пожалуй, наиболее интересным и узнаваемым самолётом на базе 707-го стал ДРЛО Е-3 AWACS.

В конце 1960-х годов в США была принята концепция обороны страны, согласно которой обнаружение бомбардировщиков противника должно было осуществляться на дальних подступах загоризонтными РЛС наклонно-возвратного сканирования пространства. При приближении бомбардировщиков для более точного определения их положения и оперативного наведения истребителей должны были использоваться самолёты дальнего радиолокационного обнаружения.

Первый прототип самолёта AWACS, созданный фирмой «Боинг» на базе планера грузового самолёта Боинг-707-320, получил обозначение EC-137D. Он совершил первый полёт 5 февраля 1972 года. Всего было построено две опытные машины. В серию пошли самолёты E-3A, которых было заказано 34. В дальнейшем самолёты неоднократно модернизировались, в том числе и находящиеся в эксплуатации.

Спутниковый снимок Google Earth: Самолёты Е-3 АВАКС, авиабаза Тинкер

До конца серийного производства в 1992 году построено 68 самолётов. Состоит на вооружении ВВС США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии.

VC-137C— модификация «Боинга-707-320Б» для ВВС США для перевозки президентов США. Были построены 2 самолёта — № SAM26000 в 1962 г. и № SAM27000 в 1972 г. Носили специальную окраску.

В службе управления воздушным движением им выдавался код Air Force One— тому самолёту, на борту которого находился президент. В настоящее время оба самолёта заменены на 2 VC-25 и 4 C-32 (для вице -президентов и других госслужащих администрации) и находятся в музеях.

Boeing E-6 Mercury — самолёт управления и связи, разработанный американской компанией Боинг (Boeing) на базе пассажирского самолёта Boeing 707-320.

Он предназначен для обеспечения резервной системы связи с атомными подводными лодками с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) ВМС США, а также используется как воздушный командный пост объединённого стратегического командования ВС США. Произведено 16 самолётов. Состоит в ВВС США.

Спутниковый снимок Google Earth: Самолёт Е-6В Mercury, авиабаза Тинкер

Boeing Е-8, разработанный основным подрядчиком «Grumman» (ныне «Northrop-Grumman), был очень удачно опробован в 1991 году в операции «Буря в пустыне». Авиационный комплекс представляет собой большой шаг вперед по отслеживанию и управлению боевыми действиями наземных войск с такими же возможностями, какие Е-3 дает для воздушного боя. Антенна РЛС размещена в длинном подфюзеляжном обтекателе типа «каноэ».

В кабине оборудовали рабочие места операторов. Линии передачи данных обеспечивают поступление информации для наземных войск почти в режиме реального времени. РЛС распознает и отслеживает положение и перемещение всех наземных средств, а также выполняет другие функции.


Изображение участка местности, полученное с борта Е-8

Она распознает и классифицирует колесные и гусеничные средства передвижения при любых погодных условиях. Основой комплекса Е-8 является планер Boeing Model 707-300, поставлено 17 самолетов.

С-18 — военно-транспортный самолет, разработанный американской фирмой Boeing на базе гражданского лайнера Boeing 707-323C. Самолет поступил на вооружение ВВС в 1982 году. Обозначение C-18A получили восемь лайнеров Model 707, ранее принадлежавших авиакомпании «American Airlines», которые были куплены в 1981 году для 4950-го испытательного авиакрыла. Два самолета остались в своем первоначальном виде (один позднее разобрали на запчасти) и использовались для испытаний и тренировок. Из остальных шести машин четыре переделали в самолетные измерительные пункты (СИП) EC-135B ARIA (ARIA (Apollo Range Instrumentation Aircraft, позднее Advanced Range Instrumentation Aircraft), установив в носовой части большую антенну для приема телеметрической информации, закрытую гигантским обтекателем. Последнюю пару превратили в СИП EC-18D CMMCA (Cruise Missile Mission Control Aircraft) для испытаний крылатых ракет, установив на них РЛС APG-63 и аппаратуру приема телеметрической информации.

C-135B: четыре переделанные в самолетные измерительные пункты (СИП) с антенной в носовой части, закрытой объемным обтекателем. EC-135E: четыре из восьми EC-135N, оснащенных двухконтурными TPД TF33-P-102 и использующихся для испытаний. EC-135N: четыре C-135A, переделанные в СИП ARIA для сопровождения космических аппаратов. Разведчики RC-135, державшие в постоянном напряжении силы ПВО СССР, созданные на базе KC-135A Stratotanker и C-135 Stratolifter обладали значительным модернизационным ресурсом для создания новых модификаций, включая самолеты для различных видов разведки (радиоэлектронной, радиоперехвата, радиолокационной для слежения за испытаниями баллистических ракет, и т.д.).

Они доказали свою эффективность входе операций «Desert Storm» и «Desert Shield», самолеты RC-135V/W Rivet Joint были основой сил радиотехнической разведки в районе Персидского залива, они контролировали работу иракских систем связи и РЛС. Первый RC-135 прибыл в Саудовскую Аравию через авиабазу Милденхол в августе 1990 года, после нападения на Кувейт. Самолеты оставались на Ближнем Востоке еще десять недель после заключения перемирия. На протяжении почти всей операции «Desert Shield» три самолета RC-135 базировались в аэропорту Эр-Рияда, Саудовская Аравия. В конце 1990-х годов все эти машины были сведены в 55-е стратегическое авиакрыло, дислоцированное на базе Оффут, Небраска.

Спутниковый снимок Google Earth: RC-135 авиабаза Оффут. Некоторые самолёты имеют окрашенную в чёрный цвет правую плоскость

В настоящее время грузовые «Боинги-707» и различные военные модификации «Боингов-707» и KC-135, несмотря на солидный возраст, показывают пример завидного долголетия, продолжают летать и будут летать предположительно до 2040 года.

Источники:
http://www.airwar.ru/enc/aliner/b707.html
http://www.airwar.ru/enc/craft/kc135.html
http://topwar.ru/23091-obrechennyy-reys.html
http://www.oruzie.su/planes/226-drlo/1472-e3
http://topwar.ru/22593-zvezdnoe-skoplenie-samolet-dalnego-nablyudeniya-i-celeukazaniya-e-8-j-stars.html

topwar.ru

707″ — пассажирский самолет: обзор, описание, характеристики, история создания и схема салона

На сегодняшний день корпорация Boeing является законодателем моды в авиационной промышленности США и одним из мировых лидеров по производству воздушной техники. В своё время именно этой компанией был изобретён знаменитый самолёт «Боинг-707», благодаря которому международные авиаперевозки приобрели широкую популярность.

Как появилась компания Boeing?

Фирма Boeing была создана в начале ХХ века Уильямом Боингом. Изначально компания производила учебные самолёты и лайнеры для доставки почты. Также эта фирма занималась созданием различной военной техники: бомбардировщиков, торпедоносцев, истребителей.

В 1930 году был выпущен один из первых скоростных самолётов под названием Monomail, который использовался для доставки почты. Позже на его основе разработчики компании создали первый пассажирский авиалайнер «Боинг-247». С этого момента фирма Boeing стала лидирующим производителем в гражданском самолётостроении.

В 1954 году компания выпустила первый в мире реактивный пассажирский самолёт Boeing 707. Описание, история создания и характеристики этого воздушного судна будут подробно рассмотрены ниже. На основе этого лайнера впоследствии будет выпущена линейка пассажирских самолётов, в которую вошли «Боинг-737», «Боинг-747», «Боинг-757» и «Боинг-767». Эти модели стали лидерами в отрасли гражданского самолётостроения. Общее количество выпущенных машин превысило 6,5 тысяч единиц.

История создания летающей машины

История создания лайнера «Боинг-707» с самого начала была авантюрной. Компания-производитель решила вложить в его проектирование и создание более 16 миллионов долларов, ведь речь шла о разработке уникального экземпляра пассажирского самолёта нового поколения, который должен был иметь турбореактивный двигатель. В связи с высокой степенью секретности этой машины ей было присвоено кодовое имя «Модель 367-80». Среди сотрудников фирмы Boeing проект был известен как Dash 80. И только высшее руководство компании знало, что будущее имя нового авиалайнера – Boeing 707.

Самолёт «Боинг-707» был представлен общественности 14 мая 1954 года. Новое воздушное судно создавалось на основе двух моделей лайнеров: гражданского поршневого Model 377 и военного Model KC-97. По своим аэродинамическим свойствам модель «Боинг-707» была близка к военному реактивному самолёту B-47 Stratojet, созданному в 1950 году.

Первый экспериментальный полёт новый пассажирский авиалайнер совершил 15 июля 1954 года, а уже 13 октября 1955-го крупнейший в то время авиаперевозчик – компания Pan American – заключил с фирмой Boeing контракт на выпуск шести самолётов «Боинг-707-120», описание и характеристики которых приведены ниже.

Описание модели «Боинга-707-120»

В пятидесятые годы ХХ века пассажирское самолётостроение стало стремительно развиваться. В связи с этим компания Boeing приобрела серьёзного конкурента – корпорацию McDonnell Douglas, которая занималась разработкой реактивного лайнера Douglas DC-8. Этот факт повлиял на процесс проектирования самолёта Boeing 707 и внёс некоторые коррективы. Конечный результат процесса разработки получил название «Боинг-707-120».

От первоначальной модели самолёта его отличали размеры сечения и длина фюзеляжа. Эти параметры стали больше. Благодаря таким техническим решениям проектировщикам удалось увеличить количество кресел в одном ряду и, соответственно, число пассажирских мест. Также на авиалайнер были установлены новые двигатели, которые позволяли сделать большей дальность полёта. Теперь этот показатель составлял 5 тысяч километров.

Регулярные рейсы этой модели «Боинга» стали осуществляться с августа 1958 года.

Технические характеристики «Боинга-707-120»

Длина этого самолёта составляет 44,07 м, высота – 12,93 м. Вес пустой машины достигает 55,58 т.

Крыло авиалайнера характеризуется следующими показателями: его размах равен 39,9 м, а площадь – 226,3 м².

Крейсерская скорость этой модели «Боинга» – 1000 км/ч. Максимальная высота полёта достигает 11,9 км.

Экипаж «Боинга-707-120» состоит из трёх человек.

Количество пассажирских мест – от 110 до 179, в зависимости от класса.

Описание «Боинга-707-138»

Пассажирский лайнер «Боинг-707-138» был построен по специальному заказу австралийской авиакомпании Qantas. Перед инженерами фирмы Boeing была поставлена задача по разработке особой версии самолёта модели 707-120, которая обладала бы возможностью осуществлять сверхдальние перелёты.

Конечным результатом работы стало создание пассажирского лайнера с укороченным в хвостовой части фюзеляжем. Дополнительно была снижена полезная нагрузка, и установлен ещё один топливный бак. Эта модель самолёта «Боинг-707» была выпущена в ограниченном количестве – всего 7 единиц.

Описание «Боинга-707-320»

В конце 1955 года инженерный состав фирмы Boeing приступил к работе по созданию пассажирского самолёта, который смог бы выполнять межконтинентальные рейсы. Новый авиалайнер получил название «Боинг-707-320». Его фюзеляж был увеличен, благодаря чему длина самолёта стала больше в сравнении с моделью 707-120. Топливный бак лайнера стал вместительнее. Также увеличился размах крыла. Машина была оборудована двигателями повышенной мощности. Новый самолёт «Боинг-707-320» обладал наибольшей популярностью среди лайнеров своего класса.

Технические характеристики «Боинга-707-320»

Длина этого авиалайнера составляет 46,61 м, высота – 12,93 м. Вес пустого самолёта достигает 65,4 т.

Крыло самолёта характеризуется следующими показателями: его размах равен 44,42 м, а площадь – 283 м².

Крейсерская скорость этой модели «Боинга» – 920 км/ч. Максимальная высота полёта достигает 11,9 км.

Экипаж «Боинга-707-320» состоит из трёх человек.

Количество пассажирских мест – от 147 до 189, в зависимости от класса.

«Боинг-707»: схема салона, места и отзывы пассажиров

Давайте рассмотрим, что собой представляет этот лайнер изнутри. На фото ниже представлен типовой план расположения мест и вспомогательных помещений для самолёта «Боинг-707».

Схема салона этого лайнера содержит следующие обозначения:

  • B – буфет;
  • C – гардероб;
  • G – кухня;
  • L – туалет;
  • LC – отсек ручной клади;
  • M – киноэкран;
  • S – склад.

Серым цветом на картинке обозначена кабина экипажа самолёта «Боинг-707».

Салон лайнера содержит 151 пассажирское место, 16 из которых расположены в первом классе (жёлтая и оранжевая зона на фото), а ещё 135 – во втором (синяя и зелёная область).

В схеме салона самолёта места для некурящих отмечены жёлтым и синим цветом. К ним относятся ряды с первого по второй и с пятого по восемнадцатый. Места для курящих выделены оранжевым и зелёным цветом. Это ряды с третьего по четвёртый и с девятнадцатого по двадцать восьмой.

Отзывы пассажиров «Боинга-707» положительные, несмотря на то, что такая машина уже давно снята с производства. Этот авиалайнер по качеству перелётов успешно может соперничать со многими современными воздушными суднами.

Другие модификации «Боинга-707»

Помимо пассажирской версии этого самолёта, компания Boeing выпускала и другие модификации различного назначения.

К примеру, на базе этой модели был создан первый в мире самолёт-заправщик КС-135, который использовался военно-воздушными силами различных стран. Этот лайнер в течение нескольких десятилетий служил в указанных подразделениях США, Франции, Турции и прочих государств.

Ещё одной модификацией «Боинга-707» стал самолёт дальнего радиолокационного обнаружения под названием Е-3 AWACS. Этот авиалайнер был создан специально для ВВС США и выполнял работу по обнаружению вражеской авиации с помощью сканирования пространства наклонно-возвратным способом.

Также на базе «Боинга-707» был построен самолёт специального назначения VC-137, который являлся бортом №1 и использовался для перевозки президентов США. Свет увидели всего два таких лайнера. В настоящий момент они оба находятся в музее ВВС США.

На основе самолёта «Боинг-707» был создан ряд военно-транспортных модификаций такого авиалайнера. Все эти машины, несмотря на солидный возраст, в настоящее время успешно справляются с поставленными перед ними задачами.

Boeing 707 Джона Траволты

Известный актёр Джон Траволта является обладателем «Боинга-707». Фото счастливого пилота вместе с его авиалайнером можно увидеть ниже.

Самолёты Джон Траволта полюбил в юном возрасте. Уже тогда ему нравилось самостоятельно заказывать авиабилеты для членов своей семьи. Первый перелёт Джона принёс ему массу впечатлений. После этого Траволта некоторое время прожил в городе авиаторов, в котором центральную улицу заменяла взлётно-посадочная полоса.

В 2003 году актёр построил собственный дом в виде аэропорта. Рядом со строением проходит взлётно-посадочная полоса протяжённостью в 700 метров. Она построена для личных самолётов Траволты. Любимцем актёра является Boeing 707, который назван в честь детей Джона: Jett Clipper Ella. Внутри авиалайнера располагаются три гостиных комнаты, несколько спален, кабинет. Этот самолёт стал собственностью актёра в 2002 году, и Траволта не собирается расставаться со своим «Боингом», по крайней мере, в ближайшее время.

Самая загадочная авиакатастрофа «Боинга-707»

Несмотря на то что модель самолёта была очень удачной, катастрофы с её участием всё же случались. За всё время эксплуатации таких авиалайнеров крушение потерпели 194 машины различных модификаций. Самой загадочной среди всех этих трагических историй остаётся та, что произошла 2 сентября 1983 года. Именно тогда «Боинг-707», принадлежавший компании Korean Air Lines из Южной Кореи, был сбит над территорией СССР истребителем СУ-15 под управлением советского лётчика.

По официальной версии авиалайнер нарушил воздушное пространство СССР и пролетел над важными засекреченными объектами военного назначения. Экипаж «Боинга» отказался выполнять команду о посадке самолёта на ближайшем аэродроме, вследствие чего лайнер был сбит, и потерпел крушение в юго-западной части острова Сахалин. В результате аварии погибли все пассажиры и члены экипажа. На борту присутствовали и политические деятели США. Вследствие этого инцидента разгорелся международный скандал. По сей день истинная причина, по которой произошла гибель «Боинга-707» 2.09.1983 года, остаётся до конца не выясненной.

Завершение эпохи «Боинга-707»

К началу 1970-х годов авиалайнер перестал справляться с увеличившимся к тому времени количеством пассажиров. Инженеры фирмы не могли дальше удлинять фюзеляж по техническим причинам. Работы по модернизации стали экономически необоснованны. Ведь для решения этой задачи нужно было бы создавать новые двигатели, увеличивать расстояния между шасси самолёта и вносить прочие конструктивные изменения. К тому же «Боинг-707» физически устарел, был слишком шумным и неэкономичным в плане топлива. Усовершенствовать самолёт не получалось. А значит, следовало изобрести достойную замену. Так и появился новый авиалайнер «Боинг-747», который вмещал большее количество пассажиров и совершал полёты на более дальние расстояния.

К середине 1970-х годов желание приобрести такой аппарат выявляло всё меньше компаний. Авиаперевозчики Европы и США постепенно стали уходить от использования этой модели. Основными государствами, которые ещё эксплуатировали такой самолёт, стали развивающиеся страны Азии, Африки и Южной Америки. В 1978 году завершилось серийное производство «Боинга-707», а в 1983 г. состоялся его последний регулярный рейс в США.

К концу 1990-х годов такой самолёт использовался в странах Африки и Южной Америки. Его основной задачей были грузовые перевозки. По состоянию на начало 2010 года в мире эксплуатировалось 155 «Боингов-707». В основном это были военные модификации. В наше время единственным авиаперевозчиком, который использует такой пассажирский самолёт, остаётся иранская компания Saha Air.

Заключение

Boeing 707 – пассажирский самолёт с четырьмя реактивными двигателями. В 1954 году этот авиалайнер первым начал совершать межконтинентальные полёты. Такая модель «Боинга» оказалась самой удачной среди прочих модификаций самолётов того времени. Она стремительно завоевала популярность. Однако к началу семидесятых годов ХХ века «Боинг-707» стал жертвой своего успеха. Он уже не справлялся с поставленными перед ним задачами по перевозке достаточного количества пассажиров на сверхдальние расстояния. Модернизировать этот авиалайнер было экономически невыгодно, поэтому ему на смену пришли новые модели «Боинга».

fb.ru

схема салона, технические характеристики, кабина пилотов

Американский узкофюзеляжный лайнер Boeing 707 стал одним из самолетов, определивших будущее компании-изготовителя и авиаперевозок в целом. Именно эта машина открыла эпоху массовых перелетов пассажиров не только внутри континентов, но и над океанами.

В начале эры реактивных пассажирских машин было нормой временное прекращение производства самолетов для внесения изменений в конструкцию. Не избежал подобной участи и Boeing 707. Путь машины в серию оказался сложным, потребовалось провести несколько модернизаций (включая создание абсолютно нового фюзеляжа), прежде чем лайнер получил повсеместное признание.

История разработки и испытания

Разработка перспективного авиалайнера для перевозок на средние и большие дистанции началась в компании Boeing в самом начале 50-х годов. Для гражданского подразделения корпорации это были непростые годы – выпускавшийся Boeing 377 Stratocruiser имел невысокую надежность и оказался слишком сложным в обслуживании для гражданских авиакомпаний.

Не стоит забывать также о конкурентах — Douglas DC-7 и Lockheed Constellation, которые выпускались в больших объемах. В этот момент у руководства компании Boeing появляется идея создания реактивного лайнера большой вместимости, который будет востребован не только гражданскими заказчиками, но и армией.

Еще одним назначением нового самолета являлась функция заправки других машин в воздухе. Но на начальном этапе компании Boeing не удалось заручиться поддержкой государства и частных заказчиков, поэтому постройка прототипа началась на свой страх и риск. Дальнейшее развитие гражданской авиации подтвердило правильность хода компании, поскольку уже к середине 50-х в эксплуатации появились реактивные машины Ту-104 и DH-106.

Разработка прототипа машины велась под внутренним индексом Model 367-80. Также встречается еще одно заводское обозначение – Dash 80. После того, как самолет собрали к концу весны 1954 года, его переименовали в Model 707.

Машина имела интересную окраску верхней части фюзеляжа в желтый цвет, в районе иллюминаторов имелась полоса коричневого цвета.

Первые пробежки закончились аварией – была сломана основная стойка шасси, и самолет чиркнул по взлетно-посадочной полосе гондолой двигателя. Из-за незапланированного ремонта дата полета немного сдвинулась. Но уже в середине июля лайнер Boeing707 поднялся в воздух.

К моменту первого полета лайнера компания Boeing имела предварительный заказ на новый самолет-заправщик, оборудованный турбореактивными двигателями. Благодаря этому счастливому стечению обстоятельств удалось компенсировать затраты бюджета компании на постройку прототипа, которые составили около 15 млн. долларов США (значительную по тем временам сумму).

Армейский заказ на 29 машин был окончательно оформлен к середине осени 1954 года. Самолеты для ВВС шли под обозначением Model 717 и отличались от гражданских увеличенными размерами. В армейской документации заправщик проходил как КС-135 или С-135.

Кроме этого были заказаны транспортные версии, первый такой самолет был поставлен заказчику весной 1957 года под обозначением VC-137А. Он оснащался салоном повышенной комфортности на 22 пассажира. Другие машины оснащались увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа, который закрывал антенну радиолокатора. Самолеты несли обозначение RC-135.

Доработка и первые покупатели

При этом на гражданском рынке Boeing терпел одно поражение за другим от своего основного конкурента – компании Douglas, активно продвигавшей свой еще не пошедший в серию лайнер DC-8. Для исправления ситуации было принято решение изменения размеров фюзеляжа Model 707, что обеспечивало увеличение вместимости.

В конечном итоге доработка свелась к расширению фюзеляжа самолета на 4 дюйма (102 мм), что позволило установить два ряда трехместных кресел с центральным проходом. Параллельно был учтен печальный опыт эксплуатации британского лайнера Comet – введены иллюминаторы иной формы и использована химическая фрезеровка панелей внешней обшивки.

Для увеличения дальности полета стали использоваться топливные баки мягкой конструкции, установленные в центроплане крыла. При этом в консолях применили более передовые и емкие кессонные баки. Из-за появления требований к шумности работы двигателей была проведена доработка агрегатов и гондол.

Базовым вариантом двигателя стал JT3C-6, оборудованный системой подачи воды в камеру сгорания, что позволило поднять тягу на взлетном режиме. Клиенты могли выбирать между стандартным вариантом самолета с индексом 707-120 и укороченной на 120 дюймов (3048 мм) версией 707-138.

Доработка лайнера привела к ожидаемому положительному эффекту – авиаперевозчик Pan American разместил заказ на изготовление 20 лайнеров стандартного типа, но одновременно компания заказала и 25 машин у конкурента. Причем доверия к продукции Boeing у Pan American не было, поскольку контракт с Douglas заранее оговаривал возможность расширения заказа.

Примерно в это же время появляется информация о разработке дальнемагистрального варианта DC-8, что вновь заставляет конструкторов Boeing начать работы над ответным проектом.

Причем оба конкурента планировали оснастить свои машины одним и тем же двигателем JT4A, но для будущего самолета Model 707-320 Intercontinental в виде опции предлагались британские двигатели Rolls Royce Conway. Моторы имели те же внешние габариты, но отличались меньшей массой и улучшенной топливной эффективностью.

Для получения увеличенной дальности полета предполагалось применить увеличенное в размахе крыло, а также смонтировать в фюзеляже вставку длиной 100 дюймов (2570 мм). Удлинение фюзеляжа и более плотная установка сидений позволили увеличить пассажировместимость самолета до 189 человек. Новый проект Boeing, как ни странно, сразу заинтересовал двух перевозчиков – Pan American и BOAC.

Первый серийный самолет Model 707 был готов к полетам к концу 1957 года, в то время как первый серийный образец DC-8 появился только весной следующего года. К этому времени пакет заказов компании Boeing состоял из 150 машин, что на 17 штук превышало аналогичный параметр у конкурента.

Испытания серийной продукции заняли почти год, поэтому машина получила сертификат FAA только осенью 1958 года, а уже спустя месяц состоялся первый коммерческий перелет по маршруту Нью-Йорк-Париж.

Из-за протяженности трассы Model 707 с трудом обеспечивал доставку пассажиров, экипажи лайнера максимально экономили топливо на взлете и на маршруте. Именно этот фактор ускорил создание варианта Intercontinental, проект и внедрение в производство которого оценивались уже в 100 млн. долларов США.

Для установки на перспективный лайнер предлагался двигатель JT3D, оборудованный инновационным компрессором с расширенными рабочими лопатками. Новая конструкция узла привела к появлению так называемых турбовентиляторных двигателей, которые широко применяются сегодня.

Прототип Intercontinental был готов в начале 1959 года, но начало эксплуатации пришлось отложить из-за выявленных проблем с управляемостью при сильном боковом ветре. Решением проблемы стал увеличенный киль, который позднее стал стандартным для всех вариантов Model 707. Для обеспечения универсальности создается грузопассажирский вариант самолета 707-320С, позволявший перевозить 202 пассажиров или коммерческий груз весом 43600 кг.

Допускался и комбинированный вариант компоновки салона. Впоследствии модификация 707-320С становится базовой.

Первым эксплуатантом Intercontinental стала компания Pan American, начавшая коммерческую эксплуатацию в середине 1962 года.

Лайнеры семейства Boeing 707 не относятся к числу «удачных» машин – за годы эксплуатации был разбит каждый пятый самолет. Всего в результате летных происшествий и террористических актов потеряно 246 лайнеров (данные на конец 2015 года).

Конструкция

Самолет Boeing 707 представляет собой моноплан с низко установленным стреловидным крылом. Двигатели находятся в отдельных гондолах на пилонах под крылом. Машина стала первым пассажирским самолетом с подобным размещением двигателей. Крылья имеют постоянную стреловидность по передней кромке с углом 35⁰.

Применение такой схемы создавало трудности для пилотов, привыкших эксплуатировать прямокрылые машины с поршневыми двигателями. На передней кромке крыла установлены отклоняемые щитки Крюгера, предназначенные для уменьшения скорости машины при посадке.

В конструкции самолета использован специальный автопилот, отслеживающий отклонения машины от курса. На Boeing 707 применено трехстоечное шасси с поворотной передней опорой.

Главные опоры оснащены тележками с двумя спаренными колесами с тормозными механизмами.

На носовой опоре установлено спаренное колесо. Поворот передней стойки выполняется из кабины пилотов или при помощи жесткой буксировочной тяги. Во время разбега управление блокируется.

Пассажирский салон и кабина экипажа самолета оборудованы системой поддержания избыточного давления и кондиционером. Система работает от воздуха, который забирается из компрессоров двигателей. Канал отбора устанавливался над двигателем и закрывался специальным обтекателем.

Схема салона построена по принципу установки двух рядов трехместных сидений с центральным проходом. При установке мест бизнес класса используются двухместные сидения, установленные в передней части фюзеляжа.

Летные характеристики

Особенностью технических характеристик машины 707-320 стала большая дальность полета и вместимость, что обеспечило повышенную экономическую эффективность лайнера. В конечном итоге, эти параметры и предопределили успех самолета.

Успех Boeing707 позволил компании начать разработку новых машин, которые постепенно вытеснили многих конкурентов. На сегодняшний день рынок самолетов для средних и дальних маршрутов практически полностью поделен между Boeing и Airbus.

Модификации

Первым серийным вариантом стал лайнер с обозначением 707-120. После проведенной модернизации, заключавшейся в увеличении тяги двигателей и повышении аэродинамического качества крыла, базовой версией стал Boeing 707-120В. Кроме того, существовал вариант 707-220, отличавшийся установкой двигателей модели JT4A-3.

Для выполнения беспосадочных трансатлантических перелетов применялся самолет 707-320 Intercontinental.

Машина отличалась вставками в фюзеляж и плоскости крыльев, а также двигателями с повышенной тягой. Салон вмещал до 189 пассажиров. После модернизации обозначение версии сменилось на 707-320В Intercontinental.

На основе фюзеляжа и планера версии 707-320 серийно выпускался самолет дальней радиолокационной разведки под обозначением E-3 Sentry. Антенна радара размещена в обтекателе диаметром 9100 мм над фюзеляжем. Для установки использована двойная опора. Суммарная высота надстройки составила 6000 мм. Для работы электроники установлены дополнительные генераторы.

Кликабельно

Машина обеспечивает обнаружение целей на расстоянии до 600 км. Другим вариантом разведчика стал E-8 JStars с антенной, размещенной под фюзеляжем. Из-за особенностей конструкции возможно обнаружение подвижных целей только по бортам самолета на дистанциях до 250 км. Суммарный выпуск составил 17 экземпляров.

На основе самолета Model 707 построен командный пункт стратегических ядерных сил E-6 Mercury, отличающийся силовой установкой. Было собрано 16 таких машин. Версия машины для контроля результатов испытаний ракетного вооружения обозначалась ЕС-18В и была построена на основе списанных гражданских лайнеров. Оборудование для контроля и наблюдения размещено перед кабиной пилотов и закрыто удлиненным обтекателем.

В конце 60-х годов продукция Boeing стала отставать от требований рынка, требовавшего более вместительные и тихие самолеты. Расчеты возможности удлинения фюзеляжа Model707 показали, что потребуется установка новых двигателей и усиленного шасси.

Поэтому конструкторы переключились на разработку совершенно нового лайнера – Model 747, который стал одной из основ стабильного развития компании.

Производство машин 707 и 747 шло параллельно до 1978 года, но самолеты предыдущего поколения заказывались авиаперевозчиками из Азии и Южной Америки. На рынке США Model 707 была вытеснена с регулярных линий уже к 1983 году.

Пассажирские машины использовались другими странами до 1998-2000 года (кроме Ирана), после чего в эксплуатации осталась только грузовая версия. Иранские самолеты применялись для перевозок людей еще в 2010 году.

След в истории и искусстве

Среди известных кинофильмов с участием машин Model 707 можно назвать ленты «Аэропорт» и пародийный «Аэроплан!». Эпизодически машина показана в фильме «Колония Дигнидад». Некоторое число машин находится в частном владении у известных актеров (например, борт N707JT, принадлежащий Джону Траволте). Любители стендового моделизма могут собрать пластиковые копии самолета в масштабах 1/72 и 1/144.

На момент создания машина имела великолепные характеристики. Об этом свидетельствует тот факт, что на Boeing 707 в 1955 году была выполнена двойная бочка. До этого подобная фигура пилотажа не выполнялась ни одним реактивным пассажирским самолетом. Но лайнеры стали жертвами ускоренного развития авиаперевозок, которое сами же и спровоцировали.

Предоставляемые самолетами условия для пассажиров быстро перестали соответствовать растущим требованиям. Конструкторы компании пытались совершенствовать свое детище, но быстро переключились на создание новых лайнеров, в которых широко использовались наработки по Boeing 707.

Видео

warbook.club

Boeing 707, Схема Салона Самолета и Расход Топлива

05.05.2018

Boeing 707 является четырёхдвигательным узкофюзеляжным пассажирским лайнером, а также одним из первых реактивных пассажирских самолётов в мире.

Краткий обзор самолёта

С аэродинамической точки зрения Боинг 707 представляет собой четырёхмоторный низкоплан. Крыло лайнера стреловидное, оперение — однокилевое.

Пассажирский салон Боинга 707 обычно имеет 2 класса (бизнес и эконом) или же 1 класс (только эконом). Так как самолёт является узкофюзеляжным, это означает, что места бизнес-класса располагаются, как правило, по схеме «2-2», а эконом-класса – по схеме «3-3». Таким образом, в зависимости от модификации самолёта или от варианта компоновки пассажирского салона Boeing 707 мог размещать от 110 до 202 пассажиров.

Силовая установка Boeing 707 представлена турбореактивными двигателями фирмы Pratt & Whitney JT3C-1, JT3D-3 или JT3D-7.

История создания и использования

Во время Второй Мировой войны и во второй половине 1940-х годов компания Boeing специализировалась на разработке стратегических бомбардировщиков (самолёты фирмы обозначались литерой B: B-17, B-25 и т.д.) После войны перед фирмой встала острая необходимость перепрофилировать разработку самолётов в связи с уменьшенным спросом на военные самолёты, а также в связи с большими перспективами, которое могло бы открыть в 50-х пассажирское авиастроение.

В итоге в начале 1950-х годов начались работы по созданию реактивного пассажирского лайнера, имеющего общие черты, схожие с чертами стратегического бомбардировщика B-47 Stratojet. Разрабатывался новый самолёт в условиях строжайшей секретности и в связи с этим мало кто знал, что его обозначение было именно Boeing 707. В ходу тогда было наименование «367-80».

При разработке лайнера создателями был использован ряд нестандартных и новых по тем временам решений. Так, одним из них стало то, что двигатели самолёта устанавливались в отдельных специальных мотогондолах, что обеспечивало их надёжность и в то же время защищённость: при воспламенении одного двигателя шансы того, что огонь перекинется и на другой, стали практически равны нулю. Другим новшеством была установка двигателей самолёта непосредственно под крылом, что обеспечивало высокие аэродинамические свойства лайнера в целом.

Летом 1954 года самолёт 367-80 совершил первый полёт. Однако процесс испытаний лайнера, создание его новых (в частности, военных) модификаций несколько затянул начало коммерческого использования Boeing 707. В итоге серийное производство и эксплуатация самолёта были начаты в 1958 году.

Первоначально главными эксплуататорами самолёта были две американские авиакомпании: Trans World Airlines и PanAmerican. Они серьёзно увеличили парк своих лайнеров, что привело к стремительному росту спроса на пассажирские перевозки не только в США, но и во всём мире.

60-е годы XX века стали поистине звёздным часом для лайнера Boeing 707. Популярность самолёта росла, вскоре его начали заказывать и западноевропейские авиакомпании. Однако стоит отметить, что проникновение Boeing 707 на европейский рынок осложнялось тем, что здесь уверенно держали свою позицию самолёты DC-8 компании McDonnell Douglas. В основном это преимущество объяснялось лучшей репутацией компании над корпорацией Boeing, специализировавшейся в течение долгого времени исключительно на военных самолётах. Однако затем, после ряда улучшений и выпуска модификаций (в частности, 320B), Boeing 707 начал уверенно завоёвывать лидерство.

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется высоким спросом на пассажирские авиаперевозки, в связи с чем популярность самолёта, а вместе с ней и количество заказов на него, стали падать. Также свою лепту внесла и разработка нового дальнемагистрального самолёта – Boeing 747, обладавшего большей пассажировместимостью и потенциалом для создания модификаций, хоть и несколько повышенным расходом топлива. Всё это привело к тому, что в 1978 году был выпущен последний серийный Boeing 707.

Всего за 20 лет производства было построено 1010 лайнеров Boeing 707, из них было потеряно 194 машины. Таким образом, из всего количества самолётов примерно каждый пятый был потерян. Это объясняется в основном техническим несовершенством лайнера, характерным для машин того времени, а также ошибками экипажа.

На сегодняшний день около ста самолётов всё ещё эксплуатируются, однако в основном это – грузовые модификации Boeing 707.

Модификации лайнера

Боинг 707 представлен множеством модификаций, как пассажирских, так и грузовых. Отдельно стоит учесть и военные модели Боинга 707, разработанные для нужд ВВС США.

  • Boeing 707-120 – базовая модификация самолёта, обладающая неплохой (по тем временам) пассажировместимостью (от 110 до 179 человек) и скоростью до 965 км/ч.
  • Boeing 707-220 – модификация Боинга 707 с более мощными двигателями и, как следствие, с несколько увеличенным расходом топлива. Всего произведено 5 самолётов данной модели. Также имеется модификация Boeing 707-220B.
  • Boeing 707-227 – модификация с увеличенной пассажировместимостью.
  • Boeing 707-320B – вторая основная модификация Боинга 707, обладающая увеличенными размерами, большей пассажировместимостью и оборудованная более мощными двигателями. Также для данной модификации были разработаны варианты Boeing 707-320 Intercontinental (с увеличенной дальностью полёта), Boeing 707-320B Advanced и Boeing 707-320C.
  • Boeing 707-420 – модификация лайнера Боинг 707, оснащённая двигателями фирмы Rolls-Royce.
  • Boeing 707-700 – модификация самолёта с удлинённым корпусом и увеличенной пассажировместимостью, а также большей дальностью полёта.
  • VC-137C – вариант лайнера, созданный в двух экземплярах и предназначенный для перевозок высшего руководства США.

Военные модификации Boeing 707 создавались в основном на базе модели 707-320:

  • E-3 Sentry – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения.
  • E-6 Mercury – воздушный командный пункт управления и связи.
  • E-8 JSTARS – самолёт для ведения наземной радиолокационной разведки.
  • C-18 – военно-транспортная модификация Boeing 707.
  • EC-18B – самолёты-лаборатории, предназначенные для проведения испытаний зенитных и баллистических ракет.

Характеристики Boeing 707

Лётно-технические характеристики основных пассажирских модификаций самолёта Боинг 707:

Boeing 707-120BBoeing 707-320B
Размеры
Длина, м4446,6
Размах крыльев, м39,944,4
Высота, м12,712,7
Площадь крыла, кв.м226268,7
Вес
Макс. взлетная масса, кг116 700151 300
Макс. посадочная масса, кг86 200112 000
Масса пустого, кг58 70065 400
Макс. масса без топлива, кг77 10088 500
Макс. коммерческая загрузка, кг19 30023 400
Макс. запас топлива, кг65 70090 290
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой, км6 7009 200
Макс. крейсерская скорость, км/ч965965
ДвигателиP&W JT3D-1,P&W JT3D-3,
4 x 7700 кгс4 x 8170 кгс
P&W JT3D-7,
4 x 8600 кгс
Пассажирский салон
Кол-во кресел (одноклассовая компоновка)174189
Кол-во кресел (двухклассовая компоновка)137141
Длина салона, м31,933,9
Ширина салона, м3,63,6
Высота салона, м2,42,4

Заключение

Boeing 707 был создан как нельзя кстати для своего времени – в тот момент, когда спрос на авиационные пассажирские перевозки начал расти быстрыми темпами. Это и позволило самолёту стать очень популярным в 1960-х годах. Однако появление новых моделей пассажирских лайнеров, а также техническая несовершенность Boeing 707 уже через 10 лет отодвинули его на второй план. Тем не менее, благодаря ряду интересных инновационных конструкторских решений, применённых в его разработке, Boeing 707 занял достойное место в истории авиастроения и авиаперевозок.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Боинг 707: схема самолета, характеристики, бочка

Боинг 707 — пассажирский авиалайнер, спроектированный одноименной компанией в 50-е годы прошлого столетия. Один из первых реактивных гражданских самолетов. Во многом благодаря именно этой модели, пассажирские авиаперевозки получили популярность. До этого времени данный вид транспорта являлся слишком дорогим и небезопасным. Конструкторские инновации, реализованные при его создании, сделали гражданскую авиацию доступной для всего мира.

Версии Боинга 707

Авиалайнер Боинг 707 представлен 7 пассажирскими и грузопассажирскими модификациями:

  • 120. Первая модель, с которой началась история этого легендарного самолета. Имела вместимость 110-179 человек (в зависимости от компоновки салона), для того времени очень высокий показатель. Авиалайнер развивал скорость до 965 км/ч.
  • 220. От предыдущей модели отличается двигателем с увеличенной мощностью и повышенным расходом топлива. Неэкономичность этой модификации не позволило ей приобрести популярность — всего было выпущено 5 единиц.
  • 227. От версии 707-120 отличается повышенной вместимостью.
  • 320В. Наиболее популярная модификация серии 707. Отличается увеличенными габаритами, повышенной вместительностью пассажиров и более мощным двигателем (одним из лучших на то время).
  • 420. От предыдущей версии отличается менее мощным, но более экономичным двигателем от компании Rolls-Royce.
  • 700. Эта версия получила удлиненный корпус и, как следствие, повышенную пассажировместимость. Благодаря увеличению топливных отсеков, повысилась на 10% максимальная дальность перелета.
  • VC-137С. Особая модификация авиалайнера, выпущенная всего в 2 экземплярах. Эксплуатировалась исключительно в качестве борта № 1 (в США).

Также на базе Боинг 707 были разработаны и несколько военных модификаций авиалайнера, состоявшие на службе ВВС США:

  • Е-3 Sentry. Использовался в качестве средства обнаружения с использованием радиолокационного оборудования.
  • Е-6 Mercury. Использовался в качестве командного пункта связи и управления.
  • Е-8. Разведывательный самолет.
  • С-18. Военный авиалайнер — использовался для доставки солдат и руководства в места учений и боевых действий.
  • EС-18В. Служил в качестве воздушной лаборатории, проводившей испытания ракет.

Компоновка пассажирского салона Боинга 707

В авиалайнерах серии Боинг 707 предусмотрена стандартная компоновка салона с разделением на 2 класса: бизнес и эконом. Стандартная версия 320В имеет вместимость 151 человек. Места распределяются следующим образом:

  • Первый класс — 16.
  • Второй (или эконом) — 135.

Изначально оба класса в самолете были разделены на зоны для курящих и некурящих людей. Это создавало максимально комфортные условия для любителей этой пагубной привычки. В бизнес классе зоны для курящих были в 3-4 рядах, во втором классе с 19 по 28. Сегодня такого распределения нет ни в одной международной авиакомпании в связи с антитабачной политикой, которая распространилась по всему земному шару.

В первом классе схема салона предполагает распределение кресел по принципу 2+2, во втором 3+3. Отсюда расстояние между кресел в бизнес-классе получается значительно больше. Это позволяет свободно расходиться нескольким людям.

Безопасность самолета Боинга 707

Авиалайнеры серии Боинг 707 являются одними из самых небезопасных в своём классе. Всего в результате катастроф и террористических актов было потеряно 194 самолета, что составляет более 16% от их общего количества. Современные модели Боинг имеют показатели 5% и ниже. Самая крупная авиакатастрофа произошла в 1975 года в районе марокканского города Агадир. Тогда погибло 188 человек (все люди, пребывавшие на борту). Большая часть катастроф произошла по вине пилотов или в результате военных действий.

Технические характеристики и конструктивные особенности

Основными пассажирскими модификациями серии Boeing 707 являются 120 и 320В. Поэтому технические характеристики рассмотрим именно для этих моделей (остальные не завоевали популярность и были выпущены в ограниченном количестве).

Характеристика120320В
Общая длина, м.4446,6
Размах крыльев, м.39,944,4
Предельная взлетная масса, тонн116,7151,3
Предельная посадочная масса, тонн86,2112
Вес самолета без пассажиров, экипажа и топлива, тонн58,765,4
Максимальная масса топлива, тонн65,795,2
Максимальная дальность полета, тыс. км.6,79,2
Предельная крейсерская скорость, км/ч965
Модель основного двигателяJT3D-1JT3D-3
Количество кресел (одноклассовая схема/двухклассовая схема), человек174/137189/141
Габариты салон, м.31,9×3,6×2,433,9×3,6×2,4

История создания

В 40-х годах прошлого столетия компания Boeing специализировалась преимущественно на создании военной авиатехники. Когда вторая мировая война закончилась, и пропал спрос на бомбардировщики, компания стала заниматься разработкой пассажирских и грузовых самолетов. Так, в 1950 году началась проектировка авиалайнера 707. В качестве прототипа был использован бомбардировщик В-47. Разработка в те времена велась в условиях строгой секретности.

Интересно: Боинг 707 в период разработки имел наименование 367-80.

Боинг 707 стал настоящим прорывом в области гражданской авиации. Основной инновацией (для тех времен) стала установка двигателей в мотогондолы, обеспечивающие их повышенную прочность и устойчивость к возгоранию (корпус изготавливался из огнеупорных материалов). При возгорании одного из двигателей, огонь не перекидывался на другие. Для того времени это казалось настоящим прорывом. Такая технология значительно повысила уровень безопасности авиалайнеров. Ещё одно новшество заключалось в установке двигателей под крылом — это улучшало аэродинамические показатели самолета.

Первый полет Боинг 707 совершил в 1954 году. Коммерческая эксплуатация началась только спустя 4 года. Длительная задержка была вызвана с большим количеством испытаний и разработкой военных аналогов (несмотря на окончание войны, США тратило внушительные средства на вооружение).

Первыми покупателями авиалайнера 707 стали американские авиакомпании. Наибольшую популярность эта серия приобрела в середине 60-х годов. Тогда самолеты Боинг 707 стали активно продаваться далеко за пределами Североамериканского региона. Выйти в лидеры европейского рынка, несмотря на наличие DC-8 (передового на тот момент пассажирского авиалайнера), помогло создание обновленной версии — 320В.

Популярность 707 начала стремительно падать после создания лайнера Боинг 747, который отличался повышенной пассажировместимостью, экономичностью и улучшенными техническими характеристиками. За 20 лет производства было создано 1010 самолетов, которые курсировали на всех континентах.

Интересные факты

  • В день презентации первого авиалайнера Боинг707 главный пилот решил удивить публику, сделав фигуру высшего пилотажа — «бочка» (поворот относительно оси летательного аппарата на 360 градусов).

Интересно: ранее никто не делал упражнение «бочка» на столь крупных авиалайнерах.

  • Легендарный актер Джон Траволта имеет личный самолет марки Боинг 707-138. Он был выполнен по индивидуальному заказу для авиакомпании Qantas. Траволта стал его владельцем в 1969 году.
  • В 1983 году произошла трагедия, которая едва не вылилась в международный конфликт между СССР и Южной Кореей. Авиалайнер Боинг 707, принадлежавший корейскому государству, случайно пролетел над секретными военными объектами на территории СССР. Незамедлительно советские власти отдали приказ экипажу о совершении посадки на ближайшем аэродроме. Корейские пилоты проигнорировали требование советских властей. В результате самолет был сбит, в результате крушения погибли все люди находившиеся на борту. До сих пор ведутся расследования на тему данного инцидента.
  • Несмотря на свою устарелость, Боинг 707 до сих пор эксплуатируется. Используется он единственной авиакомпанией — иранской Saha Air, преимущественно для внутренних маршрутов. В 2010 году количество эксплуатируемых самолетов данной серии достигало 155 единиц.

Заключение

Лайнер Боинг 707 по праву считается настоящим прорывом своего времени. Инновационные конструкторские решения, примененные при его разработке, позволили гражданской авиации выйти на новый уровень. Одна из главных заслуг этой серии — повышение уровня безопасности самолетов.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму

aviawiki.com

фото, описание, история создания и характеристики

  • описание и технические характеристики модели Боинг 707
  • страна и компания-производитель
  • размеры, число мест, летные данные и фото самолета

Гражданский, Пассажирский, Среднемагистральный, Дальнемагистральный Самолеты

Производитель: Boeing, США

Дополнительно

Boeing 707 — третий в мире пассажирский реактивный самолет. Первым был De Havilland Comet, а вторым — отечественный Ту-104. Boeing 707 разрабатывался на основе бомбардировщика В-47. Разработка велась с начала 1950-х годов. Первые самолеты были заказаны компанией Pan American в варианте 707-120, а первый полет был совершен 20 декабря 1954 года.

Были созданы следующие модификации: 707-120, 707-220,707-227, 707-320 Интерконтиненталь, 707-220В, 707-320B, 707-320B Advanced, 707-320C, 707-420 , 707-700, 720, 720B.

Самой популярной версией самолета явилась 707-320.

Летные характеристики

Крейсерская скорость (км/ч): 977
Дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива) (км): 6920
Эксплуатационный потолок (м): 10973
Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м): 3100

Варианты написания (синонимы)

Боинг707, Boeing707

Двигатели

Четыре двигателя:
707-120B — Pratt & Whitney JT3D-1
707-320B — Pratt & Whitney JT3D-3 или JT3D-7

Размеры

Размах крыла (м): 44.42
Длина самолета (м): 46.60
Высота самолета (м): 12.93
Площадь крыла (м2): 283.00

Число мест

Пассажиров в кабине трех классов: 141
Пассажиров в экономическом классе: 189
Максимальное: 219

Массы и нагрузки

Взлетная (т): 152.00
Пустого снаряженного (т): 66.00

avia.tutu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *