Фото f 16 – фото и описание F-16. Истребитель F-16 ВВС США.

Картинки f 16, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения f 16

Картинки f 16, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения f 16 | Depositphotos®

whitelook

6016 x 4016

adameq2

4276 x 2851

whitelook

6016 x 4016

adameq2

4171 x 2781

adameq2

2713 x 1809

mholka

3197 x 2128

Foto-VDW

2450 x 1633

maratr

3501 x 2334

viledevil

5472 x 3648

viledevil

5472 x 3648

adameq2

3448 x 2299

Foto-VDW

2450 x 1633

nelsonart

2896 x 1927

whitelook

4288 x 2848

adameq2

4017 x 2678

antony84

2310 x 1733

viledevil

5472 x 3648

jonnysek

3000 x 2000

Willard

5616 x 3744

Foto-VDW

2450 x 1633

chupi

5000 x 3000

paulomfpires

3600 x 2400

photoquest7

3800 x 2550

photoquest7

3513 x 2383

jules2000

7504 x 4221

jules2000

6000 x 2772

jules2000

6000 x 3088

radoslaw.maciejewski

4200 x 2602

mountainpix

3484 x 2916

Mishella

2550 x 1700

icholakov01

3872 x 2567

galgoczygabriel

5210 x 3473

radoslaw.maciejewski

3343 x 4200

chupi

5000 x 3000

creativei

3659 x 3659

Deerphoto

5184 x 3456

viledevil

5184 x 3456

adameq2

3868 x 2578

chupi

5000 x 3000

Flik47

2500 x 2321

Deerphoto

5184 x 3456

Bryanooi

3888 x 2592

Flik47

2500 x 2289

adameq2

3817 x 2545

adameq2

4389 x 2926

photoquest7

3012 x 2023

Mishella

2550 x 1700

kjorgen

4430 x 2953

viledevil

5184 x 3456

radoslaw.maciejewski

4200 x 2799

ru.depositphotos.com

Национальный музей авиации США,Дейтон,ч.40: F-16a и его кабина.

Профиль

Название:Russian Aviation Community

Записи на странице

Ссылки и кнопки

Метки сообщества

«Беспощадный», «Максим Горький», 1941, 344 ЦБП и ПЛС, 747, MD 450 Ураган, a-10, a-310, a-318, a-319, a-320, a-320-211, a-320-214, a-321, a-330, a-330-243, a-330-300, a-380, a320, a330, a330-300, a350, a380, a400m, aeromacchi, air berlin, air france, air india, air seychelles, airbus, aircraft design, airliners.net, alpha jet, ar.234, atr 72, au-30, augusta westland, av-8, avro rj-70, avro vulcan, awacs, b-17, b-1a, b-1b, b-2, b-52, b-737, b-737-500, b-737-800, b-747, b-757, b-767, b-777, b-787, b737, b787, baltic bees, bbj, beechcraft sierra 200, bell, bell ah-1w supercobra, bellagusta, bellanca, birdstrike, bleriot xi-2, blue angels, boeing, bombardier, bombardier crj-100lr, breitling, britten-norman bn-2a-26 islander, business jet aviation, c-130 hercules, c-17, c-series, cactus 1549, california, caravelle, casa 295, catalina, cessna, cessna 210, cessna-150a, ch-46 sea knight, ch-47, cias, citation xls, clickair, colorado, concorde, costa rica, crj1000, d-emeh, dash q400, dassault, dassault-breget, daytona beach, dc-10, dc-3, de Havilland Canada DHC-6 Twin OtterВ, de schelde s.21, dehavilland, denver, dhc-6 twin otter, dme, dogfight, dornier, dornier/dassault-breget, dreamliner, dubai airshow, dusseldorf international, e-190, e-2c hawkeye, e-jet, egbp, egss, embraer, embraer-120, embraer-190, eurofighter, expedition e350, f-104, f-111f, f-15, f-16, f-22, f-35, f-84f, f-86, f-ck-1, f/a-18, falcon, finnair, flamand, florida, fokker dr.1, fouga, frecce tricolori, french airforce, g.222, gen h-4, google earth, gulfstream, h-6, hawk t1, hercules, hermes450, hokum-a, hsiang sheng, iaf, icon a5, imds, italian airforce, j-10, jas.39 gripen, jet expo 2008, jet expo 2009, jet team, jetexpo, jfk, ju-52, ju-88, junkers, kc-135r, kc-390, kissimmee, klm, l-29, l-39, l-410, le bourget, lightning, lufthansa, mb-339, mcdonnell douglas, mcdonnell douglas 80, md-902, md.450, mfs 2004, mirage-2000, mojave airport, mq-1b, mq-9, mrj, nimrod, oh-58d kiowa, oshkosh, paris, paris air show, patrouille de france, pby-5, pc-24, pilottv, piper, pitts, quepos — la managua (xqp / mrqp), rafale, rafale-c, rc-135w, red arrows, red bull flugtag, republic, riat, robinson, ru_aviation, ruzyne, rw06, s7, saab, sikorsky, sikorsky uh-60 blackhawk, sky express, sky hunters, skydiving, skyexpress, skyteam, solar impulse, sportstar max, spotting, spring airlines, srilankan, ssj, ssj-100, stansted, sukhoi, sullenberger, superjet-100, svx/usss, tas, tiger, transaero, turkish airlines, ua, uav, uh60, uk, ur_nta, usa, uzbekistan airways, uzbekistan airways technics, v-22, v-280 valor, vc-25a, vero beach, vickers vanguard, vip, vog, vp-blx, vp-bly, vq-bbe, wittman tailwind, ww2, xb-70, yf-22, yf-23, zlin-142, А-50, АГВП, АГВП «Русские Витязи», АНТК, АОН, АОН СЛА, АП, Авиазаправка, Авиакомпании, Авиамузей, Авиапарад, Авиапроисшествие, Авиасалон, Авиаторы, Австрия, Адмирал Кузнецов, Алматы, Алроса, Альпы, Ан-12, Ан-124, Ан-14, Ан-148, Ан-178, Ан-2, Ан-22, Ан-225, Ан-22А, Ан-24, Ан-26, Ан-26Ш, Ан-28, Ан-30Д, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ангола, Ант-4, Арарат, Армавиа, Армения, Аэродром, Аэропорт, Аэросвит, Аэрофлот, Аэрофлот-Норд, БЕ-200, БЛА, БЛУГА, БПЛА, БШ-МВ, Бе-12, Бе-200, Беларусь, Бериев, Блерио, Блоха, Большое Грызлово, Бомбардировщики Второй мировой войны, Борки, Борнео, Борт №1, Бугуруслан, Быково, В. Обухович, Вoeing, ВВС, ВВС России, ВВС Франции, ВТА, Ватулино, Великая Отечественная Война, Верея, Вертолёты России, Владимир Котельников, Внуково, Война в воздухе, Волгоград, Вторая Мировая Война, Вторая мировая, Главком ВВС, Гроза, Гу-2, Гумрак, Гюнтер Грасс, Дальний бомбардировщик Ер-2, День Авиации, День Победы, Дизайн самолетов, Домодедово, Домодедово (UUDD), Дюссельдорф, Ереван, Ершов, Жуковский, Жуляны, ЗАГАДОЧНЫЕ САМОЛЕТИКИ, ЗРК, Звартноц, И-15, И-152, И-153, И-15бис, И-16, И-5, ИЛ-96-400, ИТП, Ил-10, Ил-112, Ил-14, Ил-18, Ил-2, Ил-28, Ил-6, Ил-62, Ил-76, Ил-76ТД, Ил-78, Ил-86, Ил-96-300, Ил-96-400, Ильюшин, Иран, Иркутск, История, История создания и применения, Истребители Второй мировой войны, Истребитель Миг-15, Исчезновение самолета, КА-26, КБ им. А.С. Яковлева, КД-Авиа, Ка-226, Ка-32, Ка-52, Калининград, Киев, Кинг-Кобра, Китай, Коктебель, Конотоп, Коробчеево, Королев, КрасЭйр, Крым, Кубинка, Кубинский АТСК РОСТО, Л-29, Л-410, Ле Бурже, Летающие Легенды, Летающие крепости, Летающие лодки Второй мировой войны 1939, Ли-2, Логиново, Лунь, М-15, М.Л.Миль, М4, МАИ, МАК, МАКС-2009, МАКС-2017, МВЗ, МВМС-2009, МС-21, МЧС, Макс-2009, Малайзия, Мальдивы, Мещеряков Дмитрий, Ми-1, Ми-17, Ми-2, Ми-26, Ми-28, Ми-34, Ми-4, Ми-6, Ми-8, МиГ, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-29 КУБ, МиГ-29СМТ, МиГ-31, МиГ-35, Миг-21, Миг-25, Миг-29, Миг-31, Миг-35, Миль, Минск, Мираж III, Михаил Маслов, Моздок, Монино, Морские самолеты сухопутного базирования, Москва, Мячково, Н.В. Якубович, Небо, Нестор, Николаев, Николай Якубович, Новосибирск, Норвегия, Нью-Йорк, ОКБ Мясищева, ОКО-6, Обучение полетам, Олег Растренин, Омск, ПАК ФА, ПВО, ПД-14, Палубные самолеты Второй мировой войны 1, Патруль де Франс, Пе-8, Пегас, Пегу, Первая Мировая Война, Пермь, Перрон, Петляков В.М., Петрович, Пинчуки, Планерское, По-2, Польша, Продолжение полета, Псковская область, Пулково, Пушкин, Пущино, Р-1, Р-63, Рига, Россия, Рязань, С-75, СЛА, СЛО, СССР, СУ-35, США, Самолеты Первой мировой войны, Самолеты Франции, Самолеты поля боя второй мировой войны, Санкт-Петербург, Саратов, Свердловск, Северка, Северный, Скулте, Сочи, Стрижи, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-30МК, Су-30МКИ, Су-34, Су-35, Су-7, Су-8, Суперджет, Сухой, ТБ-3, ТИС, ТРДД, Та-3, Таиланд, Тайвань, Тб-1, Терминалы, Толмачево, Торжок, Трансаэро, Третий Рейх, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-126, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-160, Ту-2, Ту-204, Ту-22М3, Ту-334, Ту-95, Туполев, Турлатово, УВД, УССР, УТ-2, Узун-Сырт, Украина, Ульяновск, Фото, Франция, Фречче Триколори, Хейнкель, Ходынка, Храброво, ЦАГИ, ЦКБ Туполева, ЦКБ-60, Челавиа, Челябинск, Чемпионат России, Чкаловский, Швеция, Шереметьево, Штурмовики Великой Отечественной войны, Эребуни, Эстония, Юнкерс, Як-130, Як-152, Як-18, Як-18Т, Як-2, Як-28, Як-3, Як-30, Як-40, Як-42, Як-52, Як-9, Яковлев, Япония, а-т Северный, а/к Air France, а/к Air Italy, а/к AirUnion, а/к American Airlines, а/к British Airways, а/к Czech Airlines, а/к Red Wings, а/к Ryanair, а/к Utair, а/к Авианова, а/к Аэрофлот, а/к Аэрофлот-Норд, а/к Владивосток Авиа, а/к Волга-Днепр (AirBridgeCargo), а/к Интеравиа, а/к КДАвиа, а/к Московия, а/к Регион-Авиа, а/к Россия, а/к Сибирь, а/к Уральские Авиалинии, а/п Tivat, а/п Владивосток (UHWW), а/п Внуково (UUWW), а/п Волосово, а/п Домодедово (UUDD), а/п Дракино, а/п Жуковский, а/п Кольцово, а/п Кубинка, а/п Мале, а/п Мигалово, а/п Минск-2, а/п Молде, а/п Толмачево, а/п Храброво (UMKK), а/п Шереметьево (UUEE), авиаВАЗ, авиабаза, авиакомпании, авиаконструктор, авиамузей, авиановости, авиапамятники, авиапарад, авиапарады, авиаперевозки, авиапроисшествие, авиапром, авиасалон, авиастроение, авиатехника, авиафаны, авиационное происшествие, авиационный английский, авиация, авиашоу, алюминиевый штопор, ан-124, ан-24, анализ, аналитика, анонс, армейский юмор, архитектура, аэровокзал, аэродром, аэроклуб, аэропорт, аэростаты, аэрофлот, аэрофобия, багаж, безопасность полетов, бизнес-авиация, бизнес-джет, билеты,

ru-aviation.livejournal.com

F-16С: Визуальные отличия разных модификаций

Этим постом я планирую начать обзор и последующее описание сборки наборов F-16C от Tamiya в масштабе 1:48. Как всегда, перед сборкой неплохо бы провести некоторое исследование. Первая часть этого исследования посвящена тому, какие вообще существуют модификации (блоки) F-16C, и чем они отличаются с точки зрения моделиста.


Сама по себе версия F-16C (или 2-местный вариант F-16D) представляет собой системный апгрейд прежде всего авионики. В ней появился новый радар, изменено программное обеспечение, применены новые технологии производства. Но это все внутри, на внешнем облике все эти изменения не отразились. А вот что весьма и весьма отражается на внешнем виде, так это программа по замене двигателя. Модификация C строится с двигателями Pratt-Whitney F100, или General Electric F110. В зависимости от того, какой двигатель используется, модификация относится к тому или иному блоку. Внешний вид сопла двигателя — это первое, что бросается в глаза.

Сопло двигателя F100 (Pratt-Whitney) выглядит так:

Сопло двигателя F110 (General Electric) выглядит так:

В маркировке «блоков» серии C по установленному двигателю есть вполне ясная система:

— Блок 25 — базовая модификация, строго с двигателями F100
— Блоки с номерами, кончающимися цифрой 0 (30, 40, 50) — двигатель F110
— Блоки с номерами, кончающимися цифрой 2 (32, 42, 52) — двигатель F100

Второе заметное визуальное отличие почти всех F-16 версии C — это золотистое покрытие передней открывающейся части фонаря кабины. Исключение — самолеты блоков 40/42. Это ночная модификация, и после поступления в войска фонарь кабины на них начали менять обратно на прозрачный, потому что золотистый затемненный стильный колпак ухудшал работу очков ночного видения пилота. Но никакой системы в замене фонаря блоков 40/42 не наблюдается, так что встречаются самолеты и с золотистым фонарем, и с прозрачным. Еще одно отличие блоков 40/42 — широкий индикатор информации на лобовом стекле, но он стоит внутри кабины, и заметить его непросто.

Золотистый фонарь выглядит так:

По мере эксплуатации самолетов с двигателями F110 выяснилось, что он более прожорлив в части потребления воздуха. Поэтому начиная с блока 30 на них стали ставить модифицированный широкий воздухозаборник, который называется MCID. При этом внутри серий блока 30 системы нет: какие-то машины дополнялись широким воздухозаборником, а какие-то остались со старым узким, который называется NSI. Блоки 40 и 50 выпускаются строго с широким воздухозаборником. Для машин с двигателем F100 (блоки 32, 42 и 52) увеличивать размер воздухозаборника не было нужды, так что они выпускаются со старым узким воздухозаборником.

Широкий и узкий воздухозаборники в сравнении выглядят так:

Узкий (NSI):

Широкий (MCID):

Замена воздухозаборника на широкий и другие модификации привели к тому, что посадочные фары, которые в F-16 располагались на основных стойках шасси стали затеняться. Поэтому начиная с блока 40/42 фары перенесли на дверцу носовой ниши. Это можно заметить на фотографии выше. С тех пор во всех последующих блоках посадочные фары убраны с основных стоек вне зависимости от того, какой воздухозаборник установлен на самолете.

Дополнительно с блока 40/42 F-16C получили усиленное шасси с колесами большего диаметра. Это повлекло за собой изменение формы дверей ниш основных стоек, на которых появилась видимая выпуклость. Не говоря уж о том, что сами стойки стали массивнее, с другими колесами. Опять же это видно на фотографии машины блока 40 выше.

Более мелкие отличия сводятся к усилению планера, которое до блока 50 проводилось с использованием накладных панелей. Здесь система такая:

Самолеты блоков 25, 30 и 32 имеют усиливающие накладки у корня крыла и перед вертикальным оперением, а также накладные радиопоглощающие панели в носовой части перед обтекателем РЛС. Вот так:

Самолеты блоков 40/42 в связи с усилением шасси получили дополнительно 8 (по 4 с каждой стороны) усиливающих накладных стяжек сверху фюзеляжа, ровно над нишами основных стоек.

Накладки красятся в цвет фюзеляжа. На реальном самолете (на фото машина блока 40, хорошо видны усиливающие накладки над шасси и, кстати, прозрачный фонарь кабины) они выглядят так:

В самолетах блоков 50/52 никаких накладок уже нет. Все усиления в нем уже интегрированы в модифицированный силовой набор, а радиопоглощающие панели — под обшивкой. Это важное замечание, к которому я еще вернусь в обзоре существующих наборов.

Еще одно визуальное отличие есть у самолетов, которые прошли программу модернизации CCIP. В основном это сказалось на авионике, а дополнительное отличие в установленной антенне опознания свой-чужой перед фонарем кабины. Она выглядит так:

Эти антенны штатно установлены на большинстве машин блоков 50/52, а в ближайшее время с их помощью будут модернизированы также и все машины блоков 40/42. На самолеты блоков 25, 30 и 32 эти антенны тоже устанавливаются, но модернизация не носит массового характера. Обычно антенну получает один самолет из звена (лидер), причем предпочтение в установке отдается машинам, задействованным в задачах ПВО. У машин, которые не проходили эту модернизацию, поверхность перед фонарем плоская.

Выше я пробежался по структурным визуальным отличиям разных блоков, опустив некоторые мелочи вроде диспенсеров ловушек и дополнительных вентиляционных заборников, которые не заметишь визуально, пока не присматриваться. Но есть еще другая группа визуальных отличий, связанная с тематической направленностью модернизаций.

F-16C блоков 25, 30 и 32 — это базовые многоцелевые истребители. Никаких встроенных или стандартно подвешиваемых элементов оборудования у них нет — все определяется боевой задачей.

Блок 40/42 — это модификация, нацеленная на повышение способностей по нанесению ударов по наземным целям в ночное время. На них обычно устанавливается комплекс LANTIRN, состоящий из 2-х подвесных контейнеров: навигационный AN/AAQ-13 под воздухозаборником слева и обзорно-прицельный AN/AAQ-14 справа. Иногда комплекс используется без навигационного контейнера, но обзорно-прицельный модуль устанавливается почти всегда. Нередко у самолетов этого блока золотистый тонированный фонарь заменяется на прозрачный. Ну и структурные изменения, конечно.

Блок 50/52 (он же F-16CJ) — модификация, специально разработанная для огневого подавления ПВО. На них всегда устанавливается контейнер наведения противорадиолокационных ракет HTS. Выглядит он вот так:

Попробуем подвести итоги по визуальным отличиям различных блоков F-16C:

Блок 25 — базовый многоцелевой истребитель

— Легкое шасси
— Двигатель F100
— Узкий воздухозаборник
— Усиливающие накладки у корня крыла и перед килем
— Радиопоглощающие накладки спереди
— Посадочные фары на основных стойках шасси
— Тонированная передняя часть фонаря кабины

Блок 32 — базовый многоцелевой истребитель

Внешне практически идентичен самолетам блока 25. Дополнительно может быть установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины.

Блок 30 — базовый многоцелевой истребитель

— Легкое шасси
— Двигатель F110
— Узкий или широкий воздухозаборник; системы не прослеживается
— Усиливающие накладки у корня крыла и перед килем
— Радиопоглощающие накладки спереди
— Посадочные фары на основных стойках шасси
— Тонированная передняя часть фонаря кабины
— Может быть установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины

Блок 42 — модификация для ночных ударов по наземным целям
(надо сказать, что эта модификация встречается довольно редко, большая часть «ночников» строилась по блоку 40)

— Усиленное шасси; двери ниш выпуклые
— Двигатель F100
— Узкий воздухозаборник
— Усиливающие накладки у корня крыла и перед килем
— Усиливающие накладки сверху над нишами основных стоек шасси
— Радиопоглощающие накладки спереди
— Передняя часть фонаря кабины тонированная или прозрачная; системы не прослеживается
— Широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле
— Посадочные фары перенесены на дверцу ниши носовой стойки
— В комплект стандартного оборудования входят 2 подвесных контейнера LANTIRN; может оперировать с одним контейнером
— Часто установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины

Блок 40 — модификация для ночных ударов по наземным целям

— Усиленное шасси; двери ниш выпуклые
— Двигатель F110
— Широкий воздухозаборник
— Усиливающие накладки у корня крыла и перед килем
— Усиливающие накладки сверху над нишами основных стоек шасси
— Радиопоглощающие накладки спереди
— Передняя часть фонаря кабины тонированная или прозрачная; системы не прослеживается
— Широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле
— Посадочные фары перенесены на дверцу ниши носовой стойки
— В комплект стандартного оборудования входят 2 подвесных контейнера LANTIRN; может оперировать с одним контейнером
— Почти всегда установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины

Блок 52 — модификация для огневого подавления ПВО

— Усиленное шасси; двери ниш выпуклые
— Двигатель F100
— Узкий воздухозаборник
— Усиливающие и радиопоглощающие накладки отсутствуют
— Передняя часть фонаря кабины тонированная
— Посадочные фары перенесены на дверцу ниши носовой стойки
— В комплект стандартного оборудования входит модуль прицеливания HTS
— Почти всегда установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины
— В комлект вооружения типично входят 2 ракеты HARM

Блок 50 — модификация для огневого подавления ПВО

— Усиленное шасси; двери ниш выпуклые
— Двигатель F110
— Широкий воздухозаборник
— Усиливающие и радиопоглощающие накладки отсутствуют
— Передняя часть фонаря кабины тонированная
— Посадочные фары перенесены на дверцу ниши носовой стойки
— В комплект стандартного оборудования входит модуль прицеливания HTS
— Почти всегда установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины
— В комлект вооружения типично входят 2 ракеты HARM

Завершая этот пост, хотелось бы сказать пару слов о подвесном вооружении. Самолеты F-16C/D имеют очень скромный базовый радиус действия, поэтому практически всегда оперируют с 2-мя подвесными баками под крыльями. Практически всегда подвешены ракеты воздух-воздух на законцовках крыла, причем до операции «Буря в пустыне» это были AIM-9M, а после нее, когда в войска поступило достаточное количество ракет AIM-120 чаще всего на законцовках подвешиваются именно они.

plasticmodelman.livejournal.com

фото, технические характеристики, скорость, аналог

Новости и общество 8 января 2016

В истории мировой авиации (особенно боевой) есть немало действительно легендарных самолетов. Некоторые из них, будучи созданными еще во времена Холодной войны, были и будут производиться еще на протяжении долгого времени. Одним из таких самолетов является F16. Истребитель этот планируется производить еще (как минимум) до 2017 года. Это одна из наиболее многочисленных машин всего блока НАТО.

Основные технические характеристики

  • Состав экипажа – один пилот.
  • Полная длина планера — 15,03 м.
  • Общий размах крыльев — 9,45 м (если на крыльевых пилонах подвешены ракеты, размах составляет ровно 10 метров).
  • Максимальная высота планера — 5,09 м.
  • Общая площадь крыла — 27,87 м².
  • Размер общей базы шасси — 4,0 м.
  • Размер колеи — 2,36 м.
  • Масса пустого самолета – в пределах 9,5 тонны. Вариации возможны в зависимости от типов дополнительных топливных баков и модели установленных двигателей.
  • Взлетная масса – от 12,5 до 14,5 тонны. Зависимость – как и в предыдущем случае.
  • Максимальная скорость истребителя F16 составляет 2 М на высоте 12 000 метров, и около 1,2 М около земли.

Как начиналась его история?

История самолета начинается в середине 60-х годов. После неудач во Вьетнаме американцы пришли к выводу, что им жизненно необходим специализированный легкий истребитель, который бы позволил сразу завоевать господство в воздухе. В рамках этой программы была оперативно создана модель Ф-15, но она оказалась излишне сложной и очень дорогой.

Именно поэтому в 1969 году стартовала программа создания простого и дешевого истребителя, способного выполнять одновременно функции перехватчика в условиях простых метеорологических условий. Дело в том, что в те времена основным противником ВВС США был МиГ-21, который стоял на вооружении не только самого СССР, но и ряда других стран социалистического блока. Тяжелым и не слишком маневренным Ф-15 было тяжело вести бой с юркими «Мигами», а потому срочно требовалось что-то менять.

Видео по теме

Начало создания нового самолета

В самом начале 1972 года ВВС выступили с предложением всем крупнейшим американским самолетостроителям. Предполагалось, что государственный заказ достанется компании, выигравшей в результате проведения открытого тендера. Вскоре остались только два реальных претендента на получение заказа. Ими были фирмы General Dynamics и Northrop. Уже через два года они представили свои опытные модели, названные F-16 и YF-17.

Первый самолет был построен по классической схеме, использовал один двигатель. YF-17 был двухдвигательным. Вторая машина получилась хорошей, но опять-таки была излишне дорогой и сложной в производстве. Неудивительно, что победителем в тендере был выбран F16. Истребитель был значительно проще, а перспективы его массового серийного выпуска были намного реальнее. Впрочем, «неудачника» YF-17 не забыли. Именно наработки по этому проекту легли в основу создания палубного истребителя F/А-18 Hornet.

Удешевление конструкции

Чтобы снизить общую стоимость конструкции, при проектировании самолета использовались двигатели Pratt & Whitney F100. Они, к слову говоря, были «позаимствованы» с модели Ф-15. Колеса шасси разработчики взяли от самолета Convair B-58. Впрочем, не стоит считать новый истребитель сборником заимствований. В частности планер машины был абсолютно новым: он разрабатывался с нуля, проектировался по революционной нестабильной схеме.

Отныне полет зависел не только от мастерства летчика, но и от постоянной работы коррекционных систем, без которых добиться вменяемого поведения юркой машины на опасных углах захода было попросту невозможно. Это кардинальное отличие F16. Истребитель, скорость которого превышает 2 М на тангаже, в общем-то, бессмысленно пытаться выровнять в ручном режиме. Именно по этой причине механический привод в конструкции отсутствует полностью, что для мирового самолетостроения в те годы было откровением.

Вообще, предназначенность самолета для предельно высоких скоростей предусматривается во всем. Во-первых, для пилотов было создано совершенно новое противоперегрузочное кресло, которое помогало человеку выдерживать ускорения до 9G. Неподалеку от ручки штурвала располагается специальный упор для руки летчика. Дело в том, что при максимальном ускорении все тело человека становится намного тяжелее, а потому он просто физически не может держать конечности на весу.

Огромное значение придавалось эргономике: все необходимые элементы управления находились в зоне легкой досягаемости и были очень удобно расположены. Благодаря этому, летчик меньше уставал при пилотировании, наличие второго пилота в кабине уже не требовалось. Впрочем, все же существуют двухместные модификации, но они предназначены исключительно для учебных задач.

Первые проблемы

Для своего времени новый самолет был настоящим прорывом. В частности, в нем практически отсутствовала механическая связь агрегатов управления с исполняющими системами машины. Именно по этой причине и случился один казус. Когда первый опытный F16 (истребитель) пошел на взлет, он начал дергаться и рыскать по взлетной полосе. Несмотря на тревожность происходящего, летчик все же сумел набрать необходимую скорость и взлететь.

В процессе разбора инцидента выяснилось, что причина неадекватного поведения самолета кроется в устаревшей системе подготовки пилотов, когда они слишком сильно тянули за ручку штурвала. «Умная» электроника тут же передавала это усилие, бывшее чрезмерным, на двигатели и рули, в результате чего истребитель начинал «бегать» по взлетно-посадочной полосе. Когда обстоятельства произошедшего прояснились, в США тут же начали переписывать инструкции по летной подготовке и готовить новые учебные пособия.

Отметим, что в этом отношении уникален именно F16. Истребитель-аналог с отечественных просторов, то есть МиГ-29, требует более сложной системы обучения молодых пилотов.

Современное положение дел

Сегодня все произведенные «старички» Ф-16 не только остаются в строю, но и готовятся к полномасштабной модернизации. Правда, перспективы этого до сих пор не определены. Так, в 2014 году американцы планировали дооборудовать все свои самолеты этой модели до уровня F-16V. Последняя буква в индексе обозначает Viper, «гадюка». Планируется добавление активной фазированной решетки, установка более функционального и мощного бортового компьютера. Кроме того, были запланированы работы по улучшению эргономики кабины пилота.

Согласно оценкам специалистов, до этой версии может быть модернизирован практически любой F16. Истребитель после проведенного комплекса работ станет несколько маневреннее и живучее в условиях современного воздушного боя.

Но, как мы уже отмечали, перспективы этого начинания довольно-таки туманные. Все дело в приличном сокращении бюджетных ассигнований. Огромные суммы тратятся на доведение до «ума» модели Ф-35, да и с парком новых Ф-22 нужно что-то делать. Скорее всего, модернизированные истребители пойдут на экспорт, в то время как в небе США планируется доминирование новейших Ф-35. В частности к перспективе улучшения своих самолетов уже проявили интерес многие союзники США по НАТО.

Насколько Ф-16 хорош в небе?

Сравнительно немолодой самолет F16 обладает редкой для западных машин степенью маневренностью, незначительно уступая в этом лишь отечественным Су-27 и МиГ-29. Во многом это обусловлено тем, что эта машина стала первым серийно выпускаемым истребителем, в конструкции которого были задействованы новые компьютеризированные системы управления, обеспечивающие устойчивость планера в любых условиях, вне зависимости от действий самого пилота.

Впечатления летчиков

Практически все пилоты, которым впервые дали самолет F16, испытывали настоящее удовольствие от управления новой техникой. Машина отличается превосходной управляемостью, «объемный» фонарь кабины в виде пузыря обеспечивает прекрасный обзор, а индикаторы, выводящие информацию прямо на стекло, дают возможность летчику быть в курсе любых изменений в состоянии машины, не отвлекаясь на изучение приборов.

Американским военным особенно понравилась легкость обучения молодого пополнения. Так, если на отработку ударов по наземным целям на других самолетах требовались месяцы, то истребитель F16 «Файтинг Фалкон» требовал на это не более двух-трех вылетов. Экономились колоссальные объемы топлива и времени. Точность бомбометания у нового самолета была такой, что пилоты прозвали метку прицеливания на дисплее «точкой смерти». Несмотря на это, кое-какие проблемы у него все же имелись, и далеко не все из них были «косметическими».

Эксплуатационные проблемы

Но и недостатки у новой машины также имеются. Во-первых, как инженеры, так и сами военные, неоднократно отмечали, что из-за наличия в конструкции машины одного только двигателя ее реальная боевая живучесть может оказаться невелика. На это особенно упирают израильские летчики. У них в почете Ф-15. Имея два мотора, эта машина неоднократно позволяла пилотам возвращаться на базу, когда один из них выходил из строя в результате попадания ракеты ПЗРК.

Во-вторых, много нареканий вызывает слишком низко расположенный воздухозаборник. Из-за этого истребитель F16, технические характеристики которого разбираются в статье, нуждается в очень хороших аэродромах, не может эксплуатироваться в условиях пылевых бурь и с грунтовых взлетно-посадочных полос.

Наблюдаются проблемы и с самой посадкой. Многих летчиков на «Файтинг» пересадили с Ф-4. Этот самолет отличался значительным весом, а потому садился плотно и надежно. А вот истребитель F16 (фото которого вы найдете в статье), с его небольшим весом и одним двигателем, при посадке даже у опытных пилотов нередко начинает «козлить», прыгая по полосе. В результате происходит быстрый износ шасси, чем очень недоволен обслуживающий персонал, которому постоянно приходится менять изорванные покрышки.

Многие пилоты высказывали нарекания по поводу бокового расположения рукояти штурвала. Из-за этого пришлось вносить изменения в конструкцию: добавили искусственный люфт, благодаря которому ручка располагалась как бы по центру. После этого новый F16 (истребитель, характеристики которого рассматриваются в статье) стал куда «роднее» старому поколению пилотов, которые привыкли именно к центральному расположению штурвала.

Беспрецедентная открытость тестирования нового самолета все же не смогла выявить все имеющиеся в конструкции недостатки. Так, в самом начале 80-х годов внезапно оказалось, что прославленная «умная» автоматика порой дает катастрофические сбои. В результате этого погибло сразу несколько летчиков, которые полностью утрачивали управление в нескольких метрах над землей, в ходе проведения сложных маневров.

Учитывая, что на первых партиях стояло не самое впечатляющее навигационное оборудование, летчики невесело называли свои самолеты «Сесснами с ракетами», указывая на невысокую надежность машины, которая не превышала таковую для простой гражданской техники.

Пришлось добавлять продвинутую защиту от скачков напряжения, а также внедрять в конструкцию дополнительные аккумуляторы, предотвращавшие проседание напряжения в некоторых специфичных случаях. В настоящее время практически все возможные «детские болезни» уже окончательно побеждены, и никаких проблем с эксплуатацией летчики не испытывают. Учитывая, что в числе операторов – не менее десятка стран, можно с уверенностью говорить о достаточно высокой надежности Ф-16 и его хороших перспективах в области дальнейшей модернизации.

«Практическое применение»

В апреле 1981 года эти самолеты участвовали в налетах на лагеря палестинских беженцев, будучи в составе израильских ВВС. Уже к кону месяца истребитель F16 прогнал российский самолет (тогда еще советский), которым управлял сирийский летчик, а вскоре «Фалконы» сбили два Ми-8, принадлежавших сирийскому воинскому контингенту. Триумф, скажем, сомнительный, так как сбить пару транспортных вертолетов, даже не вступая с ними в визуальный контакт, мог бы даже летчик, управляющий куда более старой машиной.

В середине июля была одержана куда более убедительная победа, когда израильский же пилот сбил сирийский МиГ-21. В первой ливанской войне пять Ф-16 сбили сирийцы, летавшие к тому времени на МиГах-23. В общем-то, израильтяне частенько использовали этот самолет в качестве штурмовика. Так, в том же 1981 году они «бандитским образом», без предупреждений и объявления войны, вторглись в воздушное пространство Ирака и разбомбили реактор Озирак под Багдадом. Сооружение было полностью разрушено, звено истребителей потерь не имело.

С 1986 по 1989 год пакистанские пилоты сбили некоторое количество афганских транспортных самолетов, вертолетов (в том числе один Ми-26), а также подбили один штурмовик Су-25, который пилотировался Александром Руцким. «Тянул» ли старый МиГ против F16? В то время на вооружении афганцев могли находиться только МиГи-21. В сочетании с низким мастерством летчиков он физические не мог противостоять новой технике.

Но все это эпизоды, в которых новую технику «обкатывали» американские союзники. Использовали ли они этот самолет самостоятельно? Да, было и такое.

Вторжение в Панаму и прочие эпизоды

Но и этот эпизод волнительным не назовешь при всем желании. Да, во вторжении в Панаму участвовало целое звено этих истребителей, но у панамцев вообще не было самолетов, а потому случаев воздушных боев в той войне вообще не было.

Зато во время войны в Персидском заливе именно Ф-16 был наиболее массовой машиной Коалиции, совершив не менее 13 450 боевых вылетов. Всего в тех событиях участвовало 249 единиц техники. Официально считается, что тогда американцы потеряли около 11 самолетов подбитыми, а еще пять – поврежденными. Соответствуют ли эти цифры реальности – другой вопрос. В Ираке тогда еще оставалась боеспособная авиация, да и летчики тоже были.

Встречался ли в бою F16 (истребитель) против МиГ-29, нашего аналога «Файтера»? Нет. Летчики, имевшие возможность пилотировать обе эти машины, оценивают их одинаково. У них есть свои достоинства и недостатки, оба самолета великолепно держат курс и обладают прекрасной маневренностью. Так что говорить о каком-то реальном превосходстве или отставании техники не приходится. В принципе, наш МиГ, имеющий два двигателя, в случае попадания ракеты ПЗРК в один из них имеет некоторые шансы «доковылять» до своего аэродрома. Для Ф-16 повреждение или разрушение мотора будет фатальным.

Источник: fb.ru

monateka.com

Многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon

Самолет F-16 составляет основу ВВС США и многих из закупивших его стран. Это самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения.

F-16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция выполнена на 78,3% из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы. 4,2% — углепластик и 3,7% — сталь.

Фюзеляж F-16 типа полумонокок цельнометаллический. Кабина с регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы Макдоннелл-Дуглас АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 м.

Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников), позволившими уменьшить фронтальную ЭПР на 40%.

Самолет F-16 является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без резервной механической проводки.

Модификации F-16

F-16А — одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 г. Выпускается только для иностранных заказчиков.

F-16В — двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 г.

F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.

F-16D — двухместный учебно-боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 г.

F-16ADF — истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989-1992 гг. модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B.

RF-16C (F-16R) — разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS.

Самолеты F-16 американских ВВС дислоцированы во многих странах мира. К середине 1992 года выпущено более 2900 самолетов. F-16 выпускается фирмой Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии фирмами ТАI — Турция, SABCA — Бельгия и «Фоккер» — Нидерланды.

 

ТТХ F-16

Год принятия на вооружение

1976

Размах крыла, м

9,45

Длина самолета со штангой ПВД, м

15,03

Высота самолета, м

5,09

Площадь крыла, кв.м

27,87

Угол стреловидности по передней кромке, °

40

Масса пустого самолета, кг — F-16A

7365

Масса пустого самолета, кг — F-16В

7655

Масса пустого самолета, кг — F-16C с ТРДД F100-PW-220

8275

Масса пустого самолета, кг — F-16D с ТРДД F110-GE-100

8855

Масса топлива, кг — F-16A/C

3105

Масса топлива, кг — F-16B/D

2565

Масса топлива, кг — в подвесных баках

3065

Взлетная масса, кг — расчетная с полным запасом топлива (F-16A/B)

11113

Взлетная масса, кг — расчетная с полным запасом топлива (F-16C/D)

11839

Взлетная масса, кг — максимальная с внешней нагрузкой (F-16A/B)

16057

Взлетная масса, кг — максимальная с внешней нагрузкой (F-16C)

19190

Тип двигателя — F-16A/B/C/D

1ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200

Тип двигателя — F-16C/D (партии 50/52)

1ТРДДФ Пратт-Уитни F-100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129

Максимальная тяга форсированная/нефорсированная — F100-200

106,0/65,3 кН (10810/6655 кгс)

Максимальная тяга форсированная/нефорсированная — F100-229

129,4/79,2 кН (13200/8075 кгс)

Максимальная тяга форсированная/нефорсированная — F100-129

129,0/75,6 кН (13155/7710 кгс)

Максимальная скорость, М — у земли

1,2

Максимальная скорость, М — на высоте 12200 м

> 2,0

Посадочная скорость, км/ч

226

Практический потолок, м

15240

Практическая дальность, км

1315

Перегоночная дальность, км

3890

Максимальная эксплуатационная перегрузка

9


Нажмите на фотографии для увеличения:


Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

news.day.az

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *