49 лучших фото Т-64
- Главная страница
- >
- Фото
- >
- Т-64
- Т-64
- Статьи
- Фото
- Видео
Т-72 и Т-64
Смотрите также
- Т-64
- Статьи
Т-72 и Т-64
- Фото Т-64
- Видео Т-64
Поделитесь с друзьями
Выскажите своё мнение
Отправка сообщения
Ваш E-mailВведите сообщениеОтправить E-mail
tanksdb.ru
Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
Т-64А что это такое — советский основной боевой танк. Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1969 года, параллельно со средними танками Т-55, Т-62 и Т-64. Первоначально имел обозначение «Танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81». Принят на вооружение советской армии Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года, этим же постановлением танку было присвоено обозначение Т-64А.
Танк Т-64 — видео
Т-64 имел пушку калибра 115 мм 2A21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ. На нём впервые в мире применили автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего. Экипаж танка состоял из трёх человек. На танке впервые был установлен оптический квантовый (лазерный) дальномер. Броня танка впервые в мире стала комбинированной, чтобы повысить защищённость от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты, с той же целью. С танка в связи с нецелесообразностью был убран зенитный пулемёт (поскольку скорости фронтовой авиации существенно выросли, и успешный обстрел летящего на большой скорости самолёта стал маловероятным).
Дальнейшая модификация танка Т-64А (с 1968 года) получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым в мире основным боевым танком. Модернизированный вариант данного танка под обозначением Т-64Б (1976 год) стал первым в мире основным боевым танком с ракетно-пушечным вооружением.
История создания
Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.
Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.
Конструкция
Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.
Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ. Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту. Был введён гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.
Т-64БВ на Поклонной горе
Опытные образцы на базе танков Т-64А и Т-64Б
Шесть танков с макетом встроенной динамической защиты, два модернизированных танка Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) и один Т-64У (объект 447АМ-1) были показаны на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года. При этом Т-64У с башенным номером «201» находился на «скамье запасных» и по Крещатику не шёл. Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой и антеннообразному датчику ветра на корме башни взамен старого с «ушами», а также по ЗПУ на командирском люке, которая у Т-64БМ2 осталась прежняя, а у Т-64У такая, как на Т-80УД и Т-84.
Специальные машины, созданные на базе Т-64
Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.
— БМПВ-64 — тяжёлая БМП на базе шасси танка Т-64. Выпущена Харьковским БТРЗ.
— УМР-64 — тяжёлый бронетранспортёр того же завода на базе Т-64
— ГПМ-64 — гусеничная пожарная машина на основе Т-64
— Т-55-64 — основной боевой танк, гибрид с шасси от Т-64 и башней от Т-55.
— ПТС-2 — плавающий транспортёр
— БАТ-2 — путепрокладчик на базе тягача МТ-Т
— МДК-3 — роторный траншейный экскаватор
— МТ-Т — тяжёлый многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач
Оценка машины
В танк Т-64А ещё с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея — меньшая масса и минимальный внутренний объём. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов.
— Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»
Ходовая часть «434» для перспективы и модернизации неприемлема, разрабатывать машину на этом шасси нельзя.
— Соич О. В., директор ХЗТМ
На танке Т-72 есть резерв развития веса. На Т-64А этого нет, особенно по ходовой части…
— Потёмкин Э. К., директор ВНИИ-100
При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле слова «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня удивило, что Морозов согласился с таким решением. Был ещё один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъёмный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системе стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объёмов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надёжности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но ещё сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъёмный механизм пушки противоречил здравому смыслу
— Костенко Ю. П. о конструкции Т-64, после командировки в КБ завода им. Малышева
Взгляд со стороны вероятного противника
В журнале Armor за март — апрель 1990 года капитан Джеймс Уорфорд в статье «Оценка советского танка Т-64» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии ВС СССР танков Т-64:
— Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй …
Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно [для сил НАТО], — так, как вступили в бой Т-34/76 Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО доблестно сражались бы на своих, худших, танках — с мрачным для них исходом … Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый, новаторский танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя. И хотя развёртывание Т-64 было направлено на тогдашних вероятных противников СССР [в мирное, а не военное время], его последствия были несоизмеримо большими и они ощущаются по сей день. Развёртывание FST-2 может стать третьим таким эпизодом, и Советы вновь ошеломят своих противников техническим превосходством. Мы обязаны изучить эту угрозу, предпринять ответные действия и разбить её до того, как она получит шанс на внезапный разгром её противников на будущих полях будущей войны … FST-2, как и Т-64, может стать танком, который сможет выиграть следующую войну.
Британский генерал Джон Хекетт, командующий Северной армейской группой НАТО в 1965—1968 годах, так описывал этот танк к своей книге «Третья Мировая война: нерасказанная история»:
… Производившийся в Харькове, на Украине, Т-64 был оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, и мог выпустить восемь снарядов в минуту на дистанцию до 2000 метров. Он имел экипаж в три человека, улучшенную броню, новый 780 л. с. двигатель, передовые приборы ночного видения и (подобно «Чифтену») лазерный дальномер. Однако, этот танк не пользовался большой популярностью у танкистов. Они находили его ненадёжным. С него часто слетали гусеницы. По сути, он создавался в спешке, как ответ на перспективный американский танк MBT-70, так и не принятый на вооружение.
Модификации
Т-64А в Московском суворовском военном училище
Т-64А (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнём, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.
Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).
Т-64Б
Т-64Б (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков.
Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б.
Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).
Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л. с.
Т-64БВ украинских ВС
Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.
Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.
Т-64БМ «Булат»
Т-64БМ «Булат» (2005 год) — украинская современная модификация. Является результатом модернизации танка Т-64Б.
Т-64Е (2010 год) — украинская современная модификация с двигателем 5ТДФЕ мощностью 850 (900) л. с. и ВСУ мощностью 10 кВт. Оснащён модернизированной СУО, ДЗ «Дуплет», комплексом управляемого оружия «Комбат» и спаренной зенитной 23-миллиметровой пушкой с дистанционным управлением.
Т-64Б1М (2014 год) — украинский упрощённый вариант модернизации танков Т-64Б1, создан на Харьковском бронетанковом заводе. На танке установлена встроенная динамическая защита, усиливающая защиту башни, лобовой части корпуса и борта. В задней части башни установлена ниша для боекомплекта и оборудования.
Т-64БМ1М (2014 год) — украинский вариант модернизации Т-64 с динамической защитой «Дуплет» и забашенной нишей.
Применяемые боеприпасы основного вооружения
Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный. В середине 70-х годов на вооружение принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с боевой кумулятивной частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64А составляла 450 мм.
Служба и боевое применение
— Афганская война (1979—1989) — в январе 1980 года поступили на вооружение 40-й армии, однако, вследствие неудовлетворительной работы двигателя в условиях высокогорья вскоре были сняты с вооружения
— Битва за Бендеры (1992) — бой у моста под Бендерами в Приднестровье. Как минимум, 2 Т-64БВ в этих боях были уничтожены, при этом их огнём была полностью подавлена артиллерия Молдовы. Также выстрелом из СПГ-9 был уничтожен один Т-64БВ миротворческих сил России.
— Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014) — используется обеими сторонами конфликта.
Т-64БВ
Тактико-технические характеристики Т-64А
Экипаж, чел.: 3
Разработчик: ХЗТМ
Годы производства: 1969—1987
Годы эксплуатации: с 1973
Количество выпущенных, шт.: более 8000
Компоновочная схема: классическая
Вес Т-64
— 38,5 тонн
Размеры Т-64
— Длина корпуса, мм: 6540
— Длина с пушкой вперёд, мм: 9225
— Ширина корпуса, мм: 3415
— Высота, мм: 2172
— База, мм: 4242
— Колея, мм: 3270
— Клиренс, мм: 500
Броня Т-64
— Тип брони: комбинированная многослойная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80+105 (СТБ) +20/68°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 80 / 60°
— Борт корпуса, мм/град.: 80
— Лоб башни, мм/град.: 90+150 (алюминиевый сплав) +90
Вооружение Т-64
— Калибр и марка пушки: 125-мм 2А46-1
— Тип пушки: гладкоствольная пушка
— Длина ствола, калибров: 51 (6350 мм)
— Боекомплект пушки: 37
— Дальность стрельбы, км: до 10
— Прицелы: ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5
— Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ; 1 х 12,7-мм НСВТ
Двигатель Т-64
— Тип двигателя: 5ТДФ
— Мощность двигателя, л. с.: 700
Скорость Т-64
— Скорость по шоссе, км/ч: 45—50 (предельная — 60,5)
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 35—45
— Запас хода по шоссе, км: 500—600 (700 с доп. баками)
— Запас хода по пересечённой местности, км: 225—360 (310—450 с доп. баками)
— Удельная мощность, л. с./т: 18
— Тип подвески: независимая торсионная
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,84
— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,8
— Преодолеваемый ров, м: 2,85
— Преодолеваемый брод, м: 1 (с 1976 года — 1,8)
Фото Т-64
Колонна Т-64. Вывод советских войск с территории Венгрии, 1 июля 1990 года.
Добавить комментарий
oruzhie.info
Танк Т-64. Фото. Видео. Характеристики
Этот советский основной танк был создан в начале 60-х гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Руководил проектом ведущий конструктор А. А. Морозов. Танк отличался от отечественных и зарубежных аналогов сразу по нескольким характеристикам. Т-64 был оснащен совершенно новым танковым компактным многотопливным дизельным 5-цилиндровым турбопоршневым двигателем 5ТДФ, мощность которого достигала 700 л. с. В результате чего увеличивалась скорость машины.
Плавность хода по пересеченной местности обеспечивали включенные в ходовую часть танка катки малого диаметра с внутренней амортизацией. Еще одним серьезным отличием от предшественников Т-64 явилась комбинированная многослойная броня с большими углами наклона лобовых листов корпуса, причем оснащение танка механизмом заряжания позволило отказаться от заряжающего, что, в свою очередь, отразилось как на размерах башни (она уменьшилась), так на степени ее защиты (увеличение бронирования).Т-64 был оснащен 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68 с гидроэлектромеханическим заряжанием. Такое устройство установили на танке обычной компоновки впервые в мире. Боекомплект орудия включал 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой, куда входили осколочно-фугасные, подкалиберные и кумулятивные снаряды. Наводка орудия производилась посредством оптического стабилизированного прицела-дальномера ТПД-43Б, который рассчитывался на дальность стрельбы до 4000 м. При этом скорострельность пушки увеличилась более чем в два раза по сравнению с орудием танка Т-62.
Т-64 никогда не предлагался и не поставлялся на вооружение зарубежных армий и оставался исключительно советской машиной. Только однажды этот танк принял участие в боевых действиях — под Бендерами в Приднестровье.К недостаткам Т-64 относят тяжелую крышу силового отделения, которую необходимо поднять и закрепить специальной штангой, чтобы добраться к МТО. Были случаи с летальным исходом, когда крыша случайно срывалась. Кроме того, на машине не совсем удачно расположен ствол спаренного пулемета, находящийся как раз напротив люка механика-водителя, поэтому были случаи, когда механик попадал под огонь пулемета своего же танка.
На основе Т-64 было создано несколько модификаций.Т-64 А отличался от базовой модели прежде всего вооружением; на нем была установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26), новый механизм заряжания, усовершенствованный прицел-дальномер ТПД-2-49, стабилизатор 2Э23, а также усиленная бронезащита. Позднее Т-64А оснастили 12,7-мм зенитным пулеметом НСВТ «Утес» (6П17) с дистанционным командирским управлением, встроенной системой прохождения брода глубиной до 1,8 м, минным тралом, автоматической системой коллективной защиты от оружия массового поражения, устройством для самоокапывания, системой, позволяющей двигателю работать в условиях высокогорья, резинотканевыми экранами, кроме того, было существенно усилено бронирование башни.Т-64Б, появившийся в 1976 г., имел комплекс вооружения 9К1121 «Кобра», с помощью которого стрельба противотанковыми ракетами осуществлялась через ствол танковой пушки; система управления огнем включала лазерный прицел-дальномер, баллистический вычислитель и стабилизатор 2Э26М, эффективность орудия повысилась за счет теплозащитного кожуха и эжектора.Т-64Б1 не был оснащен комплексом «Кобра» и др.На базе Т-64 были созданы некоторые боевые машины специального назначения, к примеру артиллерийские тягачи или плавающий транспортер ПТР-2. Существует мнение, что все последующие современные танки обязаны своим появлением именно Т-64.
Источник http://kollektsiya.ru/
vilingstore.net
Танк Т-64 — характеристики
Советский основной боевой танк Т-64, созданный в Харьковском конструкторском бюро имени Морозова, во многом стал инновационным и задал направление развития танкостроения в своё время. Минимальный забронированный объём, многослойная броня, оппозитный двигатель и возможность вести огонь управляемыми ракетами в более поздних модификациях.
Его разработка велась в начале 1960 годов, позже танк получил множество модификаций и до сих пор состоит на вооружении России, Украины и ещё нескольких стран. Может показаться, что Т-64 оказался почти идеальным танком, но теория часто расходится с практикой, что случилось и в этот раз.
Создание
Всё началось со среднего экспериментального танка «Объект 430», созданного в 1957 году. Его особенностями были сильно дифференцированная бронезащита, новый дизельный оппозитный двигатель 5ТД и общие улучшения традиционной компоновки.
Чуть позже началась разработка Т-64, которая к 1964 году переросла в серийное производство. Его отличительной чертой стала очень плотная компоновка и маленький забронированный объём. Это стало возможным благодаря применению механизма заряжания, нового двигателя и трансмиссии.
Изначально Т-64 классифицировался как средний танк и выпускался вместе с Т-55 и Т-62, но в 1968 году появилась модификация под названием Т-64А, получившая пушку калибром 125 мм и улучшенную броню, что превратило её в симбиоз среднего и тяжёлого танка. Это привело к устареванию такой классификации и появлению понятия ОБТ.
Бронезащита
Т-64 стал первым в мире танком, обладающим комбинированной многослойной бронёй корпуса, состоящей из стальных листов толщиной 80 мм и 20 мм с двумя стеклопластиковыми по 52 мм между ними.
Башню производили с помощью литья, оставляя особые полости спереди, позже заполняемые специальными вставками. Испытывались различные материалы, например, алюминий, ультрафарфор, уралит и стеклопластики.
Это обеспечило защиту от большинства западных боеприпасов при стрельбе с дальности более 500 метров и выигрыш в весе около 20% по сравнению с аналогичной монолитной бронёй.
В 1975 году наполнитель башни изменили на корундовый, её лобовая защита достигла величины около 450 мм.
Многослойная броня ОБТ позволила одновременно решить несколько задач, а именно достичь максимальной прочности защиты при достаточной её вязкости и минимальном весе.
В 1985 году появились новые Т-64, оснащённые более чем 200 блоками реактивной защиты, довольно похожей на израильскую «Блейзер». Довольно правдоподобной кажется теория о заимствовании технологий у захваченных сирийцами М-48, М-60 и Центурионов.
Вооружение
Первая модификация получила 115 мм пушку 2А21 и механизм заряжания, позволяющий выбирать тип снарядов. Благодаря ему стало возможно уменьшить экипаж до 3 человек, повысив при этом скорострельность практические до 10 выстрелов в минуту.
В 1968 году было принято решение установить на танк Т-64 пушку 2А26 калибром 125 мм, что превратило его в ОБТ, а, появившийся в 1976 году Т-64 с комплексом управляемого вооружения, стал первым в мире танком с возможностью ведения огня как снарядами, так и ракетами. В 1979 году орудие сменили на 2А46 такого же калибра.
Механизм заряжания с гидравлическим приводом является предметом частых споров, поскольку имеет как неоспоримые преимущества, так и недостатки.
В него уложено 28 выстрелов, а сам он находится в башне. Это уже создаёт опасность взрыва БК в случае попадания снаряды, ракеты или гранаты в башню и последующего пробития брони. Однако этот недостаток присущ всем советским и даже современным российским танкам, поскольку является неприятной особенностью всех автоматов заряжания, тянущейся ещё со времён СССР.
В то время, как Т-72 и Т-90 имеют электрический привод АЗ, Т-64 оснащён гидравлическим, который требует периодических регулировок и является пожароопасным.
Ещё одна особенность харьковского механизма заряжания может стоить жизни механику-водителю, поскольку своими лотками он перекрывает путь из отделения управления в боевое. То есть, при блокировании люка водителя, человек оказывается в ловушке и не способен выбраться. Теоретически можно убрать несколько лотков, освободив путь, но на практике это почти невозможно.
Дополнительное вооружение Т-64 состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта ПКТ и управляемого дистанционно 12,7 мм НСВТ. Также имеется 8 дымовых гранатомётов для постановки завес.
Ходовая часть и двигатель
К этим вопросам харьковские инженеры тоже решили подойти нестандартно, установив на танк торсионную подвеску и оппозитный двигатель.
Ходовая часть состоит из ведущего колеса сзади, шести опорных катков, четырёх поддерживающих роликов и направляющего колеса спереди на каждой из сторон. Такая конструкция обеспечивает увеличенную проходимость и хорошую надёжность, но взамен приходится расплачиваться раскачкой танка, большой вероятностью потери гусеницы при резком повороте на пересечённой местности или недостаточном натяжении и большой сложностью транспортировки потерявшего гусеницу танка, поскольку опорные катки небольшого диаметра буквально закапываются в мягкий грунт.
Чтобы в очередной раз не спорить о том, какая конструкция лучше, и присущи ли перечисленные выше недостатки харьковской подвеске, попробуйте подумать сами, в каком количестве современных ОБТ применяется подобная подвеска и почему.
Ещё в 1946 году были начаты работы над созданием нового дизельного двигателя, который должен был иметь малые габариты и, особенно, высоту. Поэтому было принято решение расположить цилиндры горизонтально.
На Т-64 был установлен оппозитный 5ТДФ, имеющий мощность 700 л.с. Позже, на Т-64БМ, появился 6ТД мощностью 1000 л.с., а на Т-64Е 5ТДФЕ мощностью 900 л.с.
Трансмиссия представляет собой две бортовые планетарные механические коробки передач с сервоприводами, имеющих семь передач переднего хода и одну заднего.
Такая конструкция обеспечивает легкость и малые габариты двигателя, лёгкость замены и ремонта в полевых условиях. При этом двигатель имеет тяжёлый тепловой режим и высокие обороты, что негативно сказывается на возможности применения в условиях повышенной температуры и требует подогрев до запуска при температурах ниже 10°С.
Модификации
Т-64А — первая из модификаций танка, произведённая в 1969 году и получившая множество нового оборудования и доработок, 125 мм орудие, дистанционно управляемый зенитный пулемёт и ставшая ОБТ.
Т-64Б — версия, получившая управляемые ракеты в качестве вооружения, СУО, усиленное бронирование, усовершенствованную подвеску. Появилась в 1976 году.
Т-64БМ — появился в 1983 году из-за решения поставить на ОБТ двигатель 6ТД мощностью 1000 л.с.
Т-64БВ — версия с навесной динамической бронёй, которая была продемонстрирована в Москве в 1985 году.
Т-64БМ «Булат» — украинская модификация, произведённая в 2005 году.
Т-64Е — украинская версия, получившая современный двигатель 5ТДФЕ мощностью 900 л.с. встроенную силовую установку, обновленную СУО, динамическую защиту «Нож-2», комплекс управляемого вооружения «Комбат» и спаренную зенитную пушку с дистанционным управлением калибром 23 мм.
Т-64Б1М — ещё одна современная украинская модификация 2014 года, получившая встроенную динамическую защиту и нишу для БК в задней части башни.
Эпилог
Каким же получился основной боевой танк Т-64? Наверное, слишком дорогим и сложным для своих задач. Немного позже созданный Т-72 при сравнимой защите и огневой мощи имел меньшую цену, сложность и большую надёжность.
Кроме того, приверженность харьковских конструкторов к некоторым своим идеям вроде механизма заряжания и ходовой части вызывает небольшое удивление. Если о плюсах и минусах подвески действительно можно долго спорить, то механизм заряжания, фактически ставящий крест на спасении механика-водителя в некоторых ситуациях и не имеющих весомых преимуществ перед более простыми автоматами заряжания, кажется результатом упорного нежелания видеть свои ошибки.
Интересной кажется и судьба ОБТ в вооружённых столкновениях, в каждом из которых он не смог проявить себя по различным причинам. Эпизодическое применение в Приднестровье и на Украине брать в расчёт нет смысла. Сложно рассуждать о ни разу не повоевавшей машине, которая была создана для войны.
В любом случае, Т-64 стал во многом первым, а его характеристики и конструкционный запас позволяют до сих пор находится в строю, подвергаясь периодическим модернизациям и не выглядеть при этом пережитком прошлого.
tanksdb.ru
Т-64БВ в бою » Военное обозрение
Т-64 действительно мало участвовал в войнах. Та война к которой он был предназначен, к счастью не случилась, готовился он к противостоянию с США и НАТО, составлял основу ГСВГ. Единственное боевое применение — это война за независимость Приднестровья, где этот танк сыграл решающую роль.Основным местом применения Т-64БВ стали бои за г. Бендеры, занятого молдавскими войсками. 20 июня произошел так называемый «захват гражданским населением» танков находившихся на длительном хранении 59 мотострелковой дивизии 14 армии.
В тот же день наспех снятые с консервации танки уже приняли участие в боях. Подготовка Т-64БВ к штурму Бендер, проводилась в селе Парканы, непосредственно за виадуком моста через р. Днестр.
Схема боевых действий с применением Т-64БВ в боях за Бендеры.
Приднестровские экипажи не знакомы с Т-64БВ, хотя это и были опытные танкисты, готовились они на танки Т-55 и Т-62.
На наспех снятых с консервации танках не успели подготовить вооружение к бою, произвести его выверку. Крупнокалиберные зенитные 12, 7 мм пулеметы не были установлены, комплекс динамической защиты «Контакт-1» не был укомплектован элементами динамической защиты 4С20. Часть танков была укомплектована элементами ДЗ частично (только в наиболее уязвимых участках).
Молдавская сторона обладала на данном участке достаточно мощной противотанковой обороной основой которой были 100 мм противотанковые пушки МТ-12 «Рапира», противотанковые гранатометы и ПТРК «Конкурс».
Молдавские ПТП «Рапира» обороняющие мост через Днест.
Противотанковые пушки «Рапира» и противотанковые гранатометы были основными противотанковыми средствами молдавской стороны.
Танки шли уступом, насколько позволяла ширина моста.
Танк Вуколова, въехав на мост, с места сделал шесть выстрелов по позициям противника уничтожив БТР. После чего было уничтожено ещё несколько целей.
Танки прорвались через линию обороны и оказались на площадке возле постовой будки ГАИ без поддержки пехоты на открытом и хорошо простреливаемом из парковой зоны пространстве. Небольшой десант, находившийся на броне, вел бой у самого схода с моста и не мог прикрывать танки.
Танковая атака произвела большое психологическое воздействие на молдавских солдат, среди которых началась паника. Так при проходе моста, первым выстрелом танка был убит наблюдатель противотанковой батареи с молдавской стороны. Расчеты двух орудий «Рапира» разбежались. За орудие оставшейся «Рапиры» встал подполковник Карасёв
Один из прорвавшихся в Бендеры приднестровских Т-64БВ. Видно попадание кумулятивного снаряда ПТП «Рапира» в кормовую часть корпуса (на месте пробоины видны следы от оперения снаряда).
Даже повреждения кормы танка не приводили к безвозвратным потерям. Танки с такими повреждениями оставались боеспособными, но находясь на полностью контролируемой противником территории и без поддержки пехоты экипажи имели небольшие шансы на выживание.
Наводчик продолжал огонь до полного расхода патронов в ленте (перезаряжается командиром танка). Танк был захвачен молдавскими военными… (далее версии молдавской и приднестровской стороны очень отличаются).
Танк подбитый в кормовую часть корпуса из ПТП «Рапира». Попадание обездвижило танк, но при этом он сохранил боеспособность.
Оказавшись отрезанными от пехоты командиры танков Безгин и Гришин попытались вернуться к мосту. Первой через правый развернулась Гришина после чего по корме танка выстрелил расчет ПТП «Рапира» выведя из строя двигатель. Танк Безгина был поврежден, но хода не потерял и, ведя бой, ушел на мост.
Российский флаг, нарисованный на танке оказывал большой психологический эффект на военных молдавской стороны (они думали, что в военные действия непосредственно вмешалась 14 армия РФ) .
Повреждения танка от попаданий (с. Парканы, после атаки)
[center]
Всем известно фото ( © corbis) Т-64БВ подбитого после атаки.[/center]
Танк, подбитый огнем молдавских орудий МТ-12 «Рапира», серьезно поврежденный, ушел из Бендер, и сгорел при въезде в село Парканы. Экипаж пересел в другой танк и снова пошел в бой.
Попадание в кормовую часть башни танка Т-64БВ в ходе второй атаки.
Вторая атака была предпринята двумя танками Т-64БВ. Экипаж одного из танков повёл танк по тому же пути, что и поврежденные до этого танки. Танк шёл вперёд и снаряды от «Рапиры» с рикошетом уходили от брони.
Т-64БВ в ходе второй атаки рядом с подбитым у поста ГАИ танком.
Дойдя до подбитого танка у развилки танк развернулся и подставил боковую сторону кормы, выстрелом из РПГ-7, был поврежден в самом центре парковой зоны. Пробыв там танк всё же завёл двигатель и ушёл обратно в Паркан с установкой дымовой завесы при помощи термодымовой аппаратуры (ТДА).
Танки после боя в селе Парканы. Попадание в лобовую проекцию, повреждения ДЗ башни, термоизоляционного кожуха осколками.
Поврежденные танки эвакуировали в Тирасполь, где их в кратчайшие сроки ремонтировали, два танка можно отнести к безвозвратным потерям не подлежащим восстановлению. Затем эти танки вновь приняли участие в боевых действиях. Операция по деблокированию Бендер завершилась лишь 21 июня.
Решающая атака началась вечером около 8 часов, в ней участвовали три Т-64БВ и три БТР. В этот раз была обеспечена достаточная поддержка танков пехотой…
Атака происходила по уже известному (и единственно возможному) маршруту в сторону поста ГАИ. Противотанковые пушки «Рапира» открыли огонь по наступающим, один из выстрелов попал в борт башни первого танка, его командир А. Смирнов погиб. Атакующие обошли поврежденный танк, и атака продолжилась, завязался продолжительный бой. Ночью молдавские войска покинули свои позиции.
Т-64БВ около городского совета г. Бендеры.
После ряда случаев поражения танков Т-64БВ в кормовые участки башни и корпуса были приняты решения по повышению их защиты.
Была установлена дополнительная защита при помощи штатного комплекса навесной динамической защиты «Коктнакт-1».
Недостатки данного решения заключаются в высокой вероятности повреждения систем моторно-трансмиссионного отделения танка при совместном срабатывании динамической защиты и противотанкового боеприпаса.
Еще одно преимущество Т-64 — наличие закрытой (управление из под брони танка) пулеметной установки способной обстреливать верхние этажи зданий, обеспечивать защиту от танкоопасной пехоты не выходя из под броневой защиты. На Т-72 и Т-80 командир вынужден вылазить из танка по пояс, или даже полностью для стрельбы из пулеметной установки. Это является крайне важным аспектом для ведения боя в условиях городской застройки.
И 2011………. Девять танков Т-64БВ прошли по улицам столицы ПМР Тирасполя.
Т-64БВ, как уже было сказано участвовал всего в одной войне, но это танк, сыгравший в ней решающую роль, танк-победитель.
Примечание. Я обещался с свидетелями (участниками) данных событий как с стороны ПМР, так и Молдавии. К сожалению данные от них сильно различаются ,во многом противоречат друг другу. Я здесь очень КРАТКО попытался рассмотреть события тех дней на основе анализа видео
(съемки С. Скрипника, с которым я так же общался), данные приднестровской стороны. К сожалению, многое просто у участников забылось, многое неверно оценено, я, в то же время, не претендую, что данный материал полностью отражает события тех дней.
К обеим сторонам тех событий я отношусь одинаково уважительно.
topwar.ru
Основной боевой танк Т-64 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
Характеристики приведены для танка Т-64Б, в полной мере «основного» танка.
К началу 60-х годов 20-го века стало ясно, что средние танки созданные на основе концепции Т-34 (Т-44, Т-54, Т-55) исчерпали свой ресурс для дальнейшего совершенствования. Хотя они и оставались вполне современными для того времени машинами, для будущих конфликтов они уже не годились, было ясно — в ближайшее время их должна заменить в войсках совершенно другая машина.
Создание танка Т-64
Разработка проекта перспективного среднего танка началась в КБ-60М (г. Харьков) под руководством известного конструктора советских танков А.А. Морозова еще в 1955 г. Новый танк разрабатывался под названием «объект 430» и должен был оснащаться 100 -мм танковой пушкой Д-54ТС спаренной с 7,62-мм курсовым пулеметом СГМТ, и 14,5 мм зенитной пулеметной установкой на основе КПВТ. Двигатель и ходовая часть машины были совершенно новыми.
Три первые экземпляра объекта 430 были изготовлены в 1957 г. на заводе № 75 и поступили на испытания на полигон в Кубинке. Испытания нового танка прошли в целом успешно, хотя были выявлены значительные недостатки в конструкции двигателя и ходовой части и итоговый вывод получился крайне не утешительным — новая машина в целом не превосходила уже имеющиеся Т-54.
Чертеж основного боевого танка Т-64 с противокумулятивной броней
В 1959 г., учитывая последние тенденции в мировом танкостроении КБ-60М в инициативном порядке возобновило работы по проекту «объект 430». В ходе проектных работ предусматривалось устранение недостатков, выявленных на испытаниях 1957 г. и оснащения танка новой 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). Новая разработка получила название «объект 435«.
Новый танк был намного лучше предшественника и в начале 1961 г. конструкторы получили тактико — техническое задание на разработку среднего танка на основе проектов 430 и 435.
Машина должна быть вооружена 115 мм пушкой Д-68, обладать броней, обеспечивающей от поражения кумулятивными снарядами и защитой от оружия массового поражения при сохранении маневренных качеств, присущих об. 430. Имея хороший задел в виде проектов танков об. 430 и об. 435, КБ представило технический проект нового танка, получившего название «объект 432» в конце 1961 г. и уже в октябре 1962 первые опытные образцы были показаны руководству страны.
Серийное производство объекта 432 было организовано на ХЗТМ им. Малышева в октябре 1963 г., ещё до официального принятия танка на вооружение. В 1966 году его наконец приняли на вооружение официально, как «средний танк Т-64«.
Т-64 — от среднего танка к основному
В конструкции танка Т-64 впервые в мире были применены разнесенное многослойное бронирование и механизм заряжания орудия. Осуществляя конструкторское сопровождение серийного производства Т-64, КБ-60М уже в 1963 г. начало работу по оснащению танка новой 125 мм пушкой Д-81Т. Одновременно предусматривалось применение улучшенных прицельных приспособлений и приборов оптической разведки, установка противокумулятивных экранов и приборов ПХРБ, повышение эргономических характеристик.
Усовершенствованная машина разрабатывалась и испытывалась под названием «объект 434» и была принята на вооружение в мае 1968 под названием Т-64А.
Танк Т-64А выпуска 1973 года
В начале 70-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению под руководством Н.А. Шомина была начата разработка проекта по глубокой модернизации танка Т-64А с новой 125-мм пушкой 2А46-2, позволяющей вести огонь как артиллерийским снарядом так и ПТУР, усовершенствованной системой управления огнем, комплексом управляемого ракетного вооружения и более мощным двигателем 6ТД.
В 1976 г. на ХЗТМ началось производство новой машины, получившей название «основной боевой танк Т-64Б«. Танк совмещал качества среднего и тяжелого танков, и фактически был первым в классе совершенно новых боевых машин — основного боевого танка.
Стоимость производства Т-64Б по сравнению с Т-64А значительно возросла. По этой причине было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Танки не оснащенные комплексом получили обозначение Т-64Б-1. В соответствии с решением военно-промышленной комиссии, в 1981 — 1983 гг. на ХЗТМ им. Малышева был подготовлен технический проект по оснащению танков Т-64Б и Т-64Б-1 комплектом динамической защиты «Контакт», состоявшего из 265 контейнеров для размещения заряда ВВ и элементов крепления. Танки оборудованные комплектом динамической защиты получили название Т-64БВ и, соответственно, Т-64БВ-1. Все танки ранних выпусков были доведены до их уровня в ходе модернизаций.
Основной боевой танк Т-64
Модификации танков Т-64
- объект 432 — танки серии произведенные до принятия машины на вооружение в 1963 -1966 гг., произведено 272 машины;
- средний танк Т-64 — серийный вариант танка 1966 г., произведено около 1200 машин ;
- средний танк Т-64А — серийный вариант танка с 125 мм пушкой 1967 г., произведено около 4600 машин ;
- средний танк Т-64Р — танки Т-64 доведенные в ходе капитального ремонта до уровня Т-64А;
- танк Т-64АК — командирский вариант танка Т-64А, оснащен дополнительной радиостанцией, отличался от основного образца отсутствием зенитной пулеметной установки, произведено около 780 машин ;
- основной боевой танк Т-64Б «Сосна» — модификация Т-64А с 125 мм пушкой 2А46-2 или 2А46М1, новой СУО и КУРВ, произведено около 4200 машин ;
- основной боевой танк Т-64Б-1 — модификация Т-64Б без КУРВ, произведено около 1200 машин ;
- танк Т-64БК — командирский вариант танка Т-64Б, произведено 57 машины ;
- основной боевой танк Т-64БВ — модификация Т-64Б, оснащенная комплектом динамической защиты «Контакт»;
- танк Т-64БВК — командирский вариант танка Т-64БВ;
Также, на базе Т-64 был создан и первый в мире основной боевой танк с газотурбинной установкой в качестве двигателя — Т-80.
Спецмашины на базе танка Т-64
- многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т
- путепрокладчик БАТ-2
- котлованная машина МДК-3
- плавающий гусеничный транспортер ПТС-2
- самоходный паром ПММ -2М.
На 115 танковом ремонтном заводе (г. Харьков) незначительное количество танков Т-64 было переоборудовано и использовались в войсках в качестве бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ-64) и тренажера вождения ХТВ-64. Одновременное производство значительного количества различных модификаций танка привело к положению, когда, зачастую, танковые батальоны одного полка были вооружены машинами разных модификаций.
Танк Т-64
Серийное производство танка и его модификаций продолжалось с 1963 по 1987 г. Производство Т-64БВМ продолжалось на Украине вплоть до 2005 г. Машина на экспорт никогда не поставлялась. В настоящее время состоит на вооружении в армиях России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Азербайджана.
В среде офицеров, имеющих опыт службы на танках Т-64 существуют разные оценки этой машины. Кто-то полагает, что конструкция танка недоработана, танк капризен и требователен в обслуживании и эксплуатации. Другие, упрекая первых в недостаточной подготовленности, считают танк чуть ли не идеальной боевой машиной.
Однако как бы там не было, Т-64 это танк-первооткрыватель, машина, опередившая свое время и по сути, как и Т-34 ранее, заложившая фундамент для развития танкостроения в нашей стране на десятилетия вперед.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
armedman.ru
Т-64БВ в бою: picturehistory
Сегодня День памяти жертв Бендерской трагедии (1992)и к посту :
Война в Приднестровье (1992)
Т-64 действительно мало участвовал в войнах. Та война к которой он был предназначен ,к счастью не случилась, готовился он к противостоянию с США и НАТО, составлял основу ГСВГ. Единственное боевое применение — это война за независимость Приднестровья, где этот танк сыграл решающую роль.
Основным местом применения Т-64БВ стали бои за г. Бендеры, занятого молдавскими войсками. 20 июня произошел так называемый «захват гражданским населением» танков находившихся на длительном хранении 59 мотострелковой дивизии 14 армии.
В тот же день наспех снятые с консервации танки уже приняли участие в боях. Подготовка Т-64БВ к штурму Бендер, проводилась в селе Парканы, непосредственно за виадуком моста через р. Днестр.
Схема боевых действий с применением Т-64БВ в боях за Бендеры.
Приднестровские экипажи не знакомы с Т-64БВ, хотя это и были опытные танкисты, готовились они на танки Т-55 и Т-62.
На наспех снятых с консервации танках не успели надлежаще подготовить вооружение к бою, произвести его выверку. Крупнокалиберные зенитные 12, 7 мм пулеметы не были установлены, комплекс динамической защиты «Контакт-1» не был укомплектован элементами динамической защиты 4С20. Часть танков была укомплектована элементами ДЗ частично (только в наиболее уязвимых участках).
Молдавская сторона обладала на данном участке достаточно мощной противотанковой обороной основой которой были 100 мм противотанковые пушки МТ-12 «Рапира», противотанковые гранатометы и ПТРК «Конкурс».
Молдавские ПТП «Рапира» обороняющие мост через Днест. Противотанковые пушки «Рапира» и противотанковые гранатометы были основными противотанковыми средствами молдавской стороны.
Танки шли уступом, насколько позволяла ширина моста.
Танк Вуколова, въехав на мост, с места сделал шесть выстрелов по позициям противника уничтожив БТР. После чего было уничтожено ещё несколько целей.
Танки прорвались через линию обороны и оказались на площадке возле постовой будки ГАИ без поддержки пехоты на открытом и хорошо простреливаемом из парковой зоны пространстве. Небольшой десант, находившийся на броне, вел бой у самого схода с моста и не мог прикрывать танки.
Танковая атака произвела большое психологическое воздействие на молдавских солдат, среди которых началась паника. Так при проходе моста, первым выстрелом танка был убит наблюдатель противотанковой батареи с молдавской стороны. Расчеты двух орудий «Рапира» разбежались. За орудие оставшейся «Рапиры» встал подполковник Карасёв (на видео)
Подполковник ВС Молдавии Л. Карасёв, командир первой тактической группы МО Молдавии в г. Бендеры.
Один из прорвавшихся в Бендеры приднестровских Т-64БВ. Видно попадание кумулятивного снаряда ПТП «Рапира» в кормовую часть корпуса (на месте пробоины видны следы от оперения снаряда).
Даже повреждения кормы танка не приводили к безвозвратным потерям. Танки с такими повреждениями оставались боеспособными, но находясь на полностью контролируемой противником территории и без поддержки пехоты экипажи имели небольшие шансы на выживание.
Наводчик продолжал огонь до полного расхода патронов в ленте (перезаряжается командиром танка). Танк был захвачен молдавскими военными… (далее версии молдавской и приднестровской стороны очень отличаются).
Танк подбитый в кормовую часть корпуса из ПТП «Рапира». Попадание обездвижило танк, но при этом он сохранил боеспособность.
Оказавшись отрезанными от пехоты командиры танков Безгин и Гришин попытались вернуться к мосту. Первой через правый развернулась Гришина после чего по корме танка выстрелил расчет ПТП «Рапира» выведя из строя двигатель. Танк Безгина был поврежден, но хода не потерял и, ведя бой, ушел на мост.
Российский флаг, нарисованный на танке оказывал большой психологический эффект на военных молдавской стороны (они думали, что в военные действия непосредственно вмешалась 14 армия РФ) .
Повреждения танка от попаданий (с. Парканы, после атаки)
Всем известно фото ( © corbis) Т-64БВ подбитого после атаки.
Танк, подбитый огнем молдавских орудий МТ-12 «Рапира», серьезно поврежденный, ушел из Бендер, и сгорел при въезде в село Парканы. Экипаж пересел в другой танк и снова пошел в бой.
Попадание в кормовую часть башни танка Т-64БВ в ходе второй атаки.
Вторая атака была предпринята двумя танками Т-64БВ. Экипаж одного из танков повёл танк по тому же пути, что и поврежденные до этого танки. Танк шёл вперёд и снаряды от «Рапиры» с рикошетом уходили от брони.
Т-64БВ в ходе второй атаки рядом с подбитым у поста ГАИ танком.
Дойдя до подбитого танка у развилки танк развернулся и подставил боковую сторону кормы, выстрелом из РПГ-7, был поврежден в самом центре парковой зоны. Пробыв там танк всё же завёл двигатель и ушёл обратно в Паркан с установкой дымовой завесы при помощи термодымовой аппаратуры (ТДА).
Танки после боя в селе Парканы. Попадание в лобовую проекцию, повреждения ДЗ башни, термоизоляционного кожуха осколками.
Поврежденные танки эвакуировали в Тирасполь, где их в кратчайшие сроки ремонтировали, два танка можно отнести к безвозвратным потерям не подлежащим восстановлению. Затем эти танки вновь приняли участие в боевых действиях. Операция по деблокированию Бендер завершилась лишь 21 июня.
Решающая атака началась вечером около 8 часов, в ней участвовали три Т-64БВ и три БТР. В этот раз была обеспечена достаточная поддержка танков пехотой…
Атака происходила по уже известному (и единственно возможному) маршруту в сторону поста ГАИ. Противотанковые пушки «Рапира» открыли огонь по наступающим, один из выстрелов попал в борт башни первого танка, его командир А. Смирнов погиб. Атакующие обошли поврежденный танк, и атака продолжилась, завязался продолжительный бой. Ночью молдавские войска покинули свои позиции.
Т-64БВ около городского совета г. Бендеры.
После ряда случаев поражения танков Т-64БВ в кормовые участки башни и корпуса были приняты решения по повышению их защиты.
Была установлена дополнительная защита при помощи штатного комплекса навесной динамической защиты «Коктнакт-1».
Недостатки данного решения заключаются в высокой вероятности повреждения систем моторно-трансмиссионного отделения танка при совместном срабатывании динамической защиты и противотанкового боеприпаса.
Еще одно преимущество Т-64 — наличие закрытой (управление из под брони танка) пулеметной установки способной обстреливать верхние этажи зданий, обеспечивать защиту от танкоопасной пехоты не выходя из под броневой защиты. На Т-72 и Т-80 командир вынужден вылазить из танка по пояс, или даже полностью для стрельбы из пулеметной установки. Это является крайне важным аспектом для ведения боя в условиях городской застройки.
И 2011………. Девять танков Т-64БВ прошли по улицам столицы ПМР Тирасполя. Т-64БВ, как уже было сказано участвовал всего в одной войне, но это танк, сыгравший в ней решающую роль, танк-победитель.
См. также:
Чума в раю: грузино-абхазская война 1992-1993гг
Война в Южной Осетии (август 2008 г.) Много фото!
Как начиналась Первая Чеченская война
Какими стали армии бывших советских республик
Сравнение танков Т-64, Т-80 и Т-72 (из личного опыта)
picturehistory.livejournal.com