Ход строительства фрегатов пр. 22350 (вып. 2)
.Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что вступления в строй (в состав сил постоянной готовности) головного фрегата пр. 22350 «Адмирал Горшков» с замиранием сердца ждут сотни тысяч граждан России − 148 тыс. личного состава ВМФ (The Military Balance 2016, стр. 189); 85,5 тыс. персонала ОСК (годовой отчёт за 2015 г., стр. 176); контрагенты из смежных отраслей промышленности; военные пенсионеры, контрактники и срочники, некогда служившие на флоте; кораблестроители, отошедшие от дел по разным причинам, которым всё ещё снятся «пароходы» (вроде меня); фанаты, интересующиеся и просто любопытные. К сожалению, дела идут очень медленно, но всё же идут.
1. «Адмирал Горшков» на ревизии в плавучем доке Северной верфи, 21.01.2017 (фото Curious с forums.airbase.ru)
1. «Адмирал Горшков»
Напомню: корабль был заложен 01.02.2006, спущен на воду 29.10.2010 (через 4,74 года), начал швартовные испытания 30.07.2013 (ещё через 2,75 года), заводские ходовые − 18.11.2014 (впервые вышел в море), государственные − 19.10.2015, и до сих пор не передан флоту. С начала ЗХИ прошло 2,18 года, со дня закладки − 11 лет (10,98).
22-30.09.2015 «Горшков» совершил межфлотский переход по маршруту Балтийск-Северодвинск − 2240 миль (по версии Минобороны, ок. 3000 миль − ссылка 1) за 8 суток со средней скоростью 11,7 узла, для прохождения госиспытаний в морских полигонах СФ. Там фрегат стрелял ПКР, КРБД, а также из АУ А-192 (судя по всему, успешно − ссылка 2). Кроме того, 25.08.2016 появилось сообщение о долгожданных результативных стрельбах ЗРК (точнее, ЗРС) «Полимент-Редут» (после доклада начальника ГУВ ВС РФ в Единый день приёмки военной продукции и увольнения гендиректора НПО «Алмаз») (ссылка 3, ссылка 4).
26.10-03.11.2016 (согласно «шпионскому» фото, размещённому в Твиттере − ссылка 5) корабль должен был выполнить обратный МФП Североморск-Балтийск-СПб (2400 миль, 8 суток, 12,5 уз), но задержался в Балтийске. 14.11.2016 «Горшков» попал в кадр репортажа ТВ Звезда во время тактических учений БФ (вместе с корветами «Сообразительный» и «Стойкий») (ссылка 6), 22.11 вышел из Балтийска и рано утром 24.11 пришёл на Северную верфь для «ревизии всех механизмов и систем» (ссылка 7). Примерно в середине декабря фрегат стал в плавдок СВ (ссылка 8), примерный объём работ изложен ниже (в Приложении). Крайнее сообщение об «Адмирале Горшкове» (24.12.2016) гласит, что он будет передан флоту «в ближайшие месяцы» (ссылка 9).
Приложение. Вероятно, заметка из заводской газеты Северной верфи: «Новости. «Горшков» встал в док. 921-й заказ перемещён в док. По данным ответственного сдатчика «Горшкова» Кирилла Мядзюты, в доке на фрегате выполняется комплекс работ, в частности: осмотр кингстонных ящиков и винто-рулевой группы; окраска подводной части корпуса, якорных цепей и якорей; очистка лопастей винтов. Также восстанавливается антиобрастающее покрытие, получившее механические повреждения в ходе пребывания корабля во льдах; проводятся частичные испытания донно-бортовой арматуры. Кроме того, выполняется очистка топливных систем; проходит ревизия механизмов и оборудования; устраняются замечания, полученные во время испытаний» (ссылка 10).
P.S. Официальных сообщений о «Горшкове» не было целый месяц, и вот сегодня (25.01) в 12:22—12:37 − через 13,5 час. после публикации настоящей записи (24.01 22:55), центральные СМИ озвучили заявление главы ОСК об очередном переносе вправо срока передачи корабля флоту − на конец июля 2017 г. (ссылка 24, ссылка 25). Разумеется, у меня нет и не может быть уверенности в наличии связи между названными событиями, однако подобных совпадений за время моего блогерства было уже немало.
2. «Адмирал Касатонов»
Заложен 26.11.2009, спущен на воду 12.12.2014 − через 5,04 года, проведя на стапеле больше времени, нежели головной, что для кораблестроения нонсенс. По неофициальной информации, в конце 2014 — начале 2015 г.г. вышедший из строя в самом начале ЗХИ газотурбинный двигатель «Горшкова» (ДА91П1, он же М90ФР) был заменён новым с «Касатонова» (ссылка 11), а сам − отправлен на ремонт в НПО «Сатурн» (г. Рыбинск). Указанный в протоколе разногласий к договору от 16.02.2015 между «Сатурном» и СВ срок выполнения работ (восстановление ГТД − 10.2016, испытания − 12.2016) не даёт уверенности в том, что отремонтированный двигатель уже доставлен в СПб и установлен на корабле-доноре.
Демонтаж и монтаж газовых турбин − немного не мой профиль, но я всегда был уверен, что замена ГТД (даже в пунктах маневренного базирования) не должна быть большой проблемой. Мою уверенность подтвердил коллега Slavus с Морского форума Авиабазы: «В условиях завода замена турбины («сигары»), при нормальной организации работы, с учётом всех мыслимых и немыслимых перекуров и обедов − занимает максимум пять рабочих дней. При проектировании корабельной ГТУ быстрая замена турбины в процессе эксплуатации закладывается конструктивно… На «Касатонове» осталось загрузить только саму турбину. Остальное: рама с маслобаком, газоход уже стоит давно. [Трубопроводная] обвязка там минимальная, а навесных агрегатов тоже немного. Когда установлена турбина, монтаж навесных агрегатов и обвязку, личный состав делает за сутки» (ссылка 12,
navy-korabel.livejournal.com
Ход строительства фрегатов пр. 22350 (вып. 3)
«Адмирал Горшков»Согласно информации, полученной от главы ОСК А. Рахманова и генерального директора Северной верфи И. Пономарёва, судьба головного корабля серии должна сложиться следующим образом. На 03.02.2018 закончила работу комиссия, которая разбиралась в причинах неудачных пусков ЗРК «Полимент-Редут». Был определён перечень необходимых доработок комплекса, которые завершатся предположительно к концу марта, после чего будут проведены тестовые стрельбы (ссылка 1). В настоящее время фрегат находится на СВ (с 29.12.2017 − ссылка 2), где он готовится к двухмесячному, хотелось бы верить − действительно завершающему, этапу госиспытаний, намеченному на апрель-май. Рабочий срок сдачи заказа − июнь (ссылка 3), прогноз Рахманова более осторожен − конец лета. После передачи ВМФ «Адмирал Горшков» «войдёт в состав одного из соединений надводных кораблей Северного флота» (ссылка 4).
Примечание. Ходят слухи, что во время межфлотского перехода с Севера в СПб на «Горшкове» вышел из строя один из главных двигателей, скорее всего − маршевый дизель 10Д49 производства Коломенского завода (поскольку в использовании форсажного ГТД на переходе особой необходимости нет). Будем надеяться либо на то, что это только слухи, либо на оперативное устранение неисправности одновременно с доводкой «Полимент-Редута».
P.S. Буквально час в час с настоящей записью было опубликовано сообщение, подтверждающее поломку маршевого дизеля Коломенского завода (ссылка), которое я прочитал только сутки спустя.
«Адмирал Касатонов«
Второй корабль серии почти готов, однако названные гендиректором СВ 98% технической готовности относятся, скорее всего, к заказу в целом за вычетом ЗРК, ибо столь серьёзное изделие даже чисто психологически «весит» явно больше 2%. Понятно, что недоведённый «Полимент-Редут» сдерживает сдачу не только «Горшкова», но и «Касатонова», поэтому испытания последнего планируется провести в два этапа. Сначала (после того, как в феврале на фрегат заселится экипаж) на ЗХИ будут испытаны ГЭУ, электроэнергетика и общекорабельные системы, а после приёмки «Горшкова» и завершения всего комплекса работ по монтажу, пусконаладке и тестированию РТВ (радиотехнического вооружения) «Касатонова», его испытания будут продолжены (ссылка 3). По части сроков передачи заказа флоту роли поменялись − Пономарёв проявил осторожность, обозначив в планах на 2018 г. лишь первый этап ЗХИ, Рахманов же, напротив, выразил надежду на то, что второй корпус останется в сдаточной программе этого года (ссылка 5).
Относительно места службы первого серийного фрегата пр. 22350 есть почти полная уверенность в том, что он, как и головной, уйдёт на Север, поскольку ещё 30.10.2017 командующий СФ вице-адмирал Н. Евменов заявил, что «сегодня на Северном флоте формируются экипажи для новейших кораблей класса «фрегат» и «корвет» (ссылка 6). Под «фрегатом» тогда (как и сейчас) мог подразумеваться только «Касатонов» (с «корветом» не совсем понятно, т.к. оба сдаточных заказа с высокой степенью готовности, «Гремящий» и «Громкий», обещаны ТОФ − ссылка 8).
«Адмирал Головко»
В своём интервью от 05.02.2018 И. Пономарёв, по сути, уклонился от ответа на вопрос, когда планируется передать флоту «Головко» и «Исакова», подменив его фразой расплывчато-туманного свойства (ссылка 3). Гендиректора Северной верфи можно понять − маловероятно, что общественность с таким же пониманием отнеслась бы к откровенному ответу, несмотря на то, что нынешний глава СВ не несёт личной ответственности за ситуацию с фрегатами пр. 22350, напротив, всеми силами пытается выправить её и, более того, сделать из позорного завода конфетку (единственное, что можно поставить ему в упрёк − обещание сдать третий корпус в 2019 г. − ссылка 9).
Тем не менее, хоть и не всегда, но в данном конкретном случае горькая правда лучше неведения, поэтому рискну обозначить за Пономарёва сроки по третьему и четвёртому фрегатам, а заодно − подкорректировать собственный график строительства (ссылка 11), в котором тоже иногда случаются неточности. Итак, ахиллесовой пятой «Головко» является уже не доводимый методом мозгового штурма «Полимент-Редут», а ДГТА М55Р, первые из которых (именно для третьего корпуса) должны быть поставлены ОДК-Сатурн в 2018 г. (ссылка 12). Если «Сатурн» выполнит свои обязательства, в 2019 г. произойдёт не передача «Головко» заказчику, а, в лучшем случае, его спуск на воду. С учётом статистики по трём кораблям пр. 11356 (по 22350 таковая, к сожалению, отсутствует), третий фрегат проведёт в достройке и на испытаниях минимум два года. Таким образом, «Адмирала Головко» под Андреевским флагом мы увидим не ранее 2021 г.
«Адмирал Исаков»
Как ни странно, по «Исакову» имеется гораздо более подробная информация, нежели по «Головко», что лишний раз говорит о случайном и бессистемном характере военно-технической информации, попадающей в открытый доступ. Так, от совсем некстати решившего покинуть блогосферу коллеги alexeyvvo (о чём наверняка сожалею не я один) стали известны сроки поставки ДГТА М55Р левого и правого вращения − июль и август 2018 г. (ссылка 13), правда в действующей закупочной документации этих сроков уже нет (возможно, были перенесены на 2019 г., поскольку поставка четырёх агрегатов для двух заказов в первый же год их серийного производства нельзя назвать лёгкой задачей). В свою очередь, ресурс sudostroenie.info сообщил о договоре между Северной верфью и Балтийским заводом об изготовлении для «Исакова» гребного вала и деталей рулевого устройства в срок до конца 2019 г. (ссылка 14 с подачи flotprom.ru).
navy-korabel.livejournal.com
«Ход строительства фрегатов пр. 22350»
«Адмирал Горшков» на ревизии в плавучем доке Северной верфи, 21.01.2017.
Корабль был заложен 01.02.2006, спущен на воду 29.10.2010 (через 4,74 года), начал швартовные испытания 30.07.2013 (ещё через 2,75 года), заводские ходовые − 18.11.2014 (впервые вышел в море), государственные − 19.10.2015, и до сих пор не передан флоту. С начала ЗХИ прошло 2,18 года, со дня закладки − 11 лет (10,98).
По данным ответственного сдатчика «Горшкова» Кирилла Мядзюты в доке на фрегате выполняется комплекс работ, в частности: осмотр кингстонных ящиков и винто-рулевой группы; окраска подводной части корпуса, якорных цепей и якорей; очистка лопастей винтов. Также восстанавливается антиобрастающее покрытие, получившее механические повреждения в ходе пребывания корабля во льдах; проводятся частичные испытания донно-бортовой арматуры. Кроме того, выполняется очистка топливных систем; проходит ревизия механизмов и оборудования; устраняются замечания, полученные во время испытаний.
Срок сдачи корабля очередной раз перенесен — на этот раз на июль 2017 г.
2. «Адмирал Касатонов»
Заложен 26.11.2009, спущен на воду 12.12.2014 − через 5,04 года, проведя на стапеле больше времени, нежели головной, что для кораблестроения нонсенс.
На 13.01.2016 корабль был готов на 81% − смонтировано электромеханическое оборудование, принято электропитание с берега, завершалось изготовление общекорабельных систем, готовились цистерны под приём воды, топлива и масла, выполнялись электромонтажные работы; на 29.03.2016 смонтированы и испытаны системы энергетических установок и общекорабельные системы с обслуживающими механизмами, закончены электромонтажные работы, обеспечен приём питания на ГРЩ в носовой и кормовой электростанциях, заказ переводился на штатное освещение, начата зашивка и оборудование жилых помещений.
На 23.06.2016 смонтирован главный калибр − 2×8 УКСК 3С14, «под ёлочку» (30.12.2016) привезли пушку− АУ А-192. Согласно последним имеющимся данным, испытания «Адмирала Касатонова» начнутся летом 2017 г., а передача «первого серийного» фрегата пр. 22350 ВМФ планируется на конец 2017 — начало 2018 г.− спустя восемь лет после закладки.
3. «Адмирал Головко»
Заложен 01.02.2012 (пять лет назад), спустить на воду обещают в III кв. 2017 г. Судя по снимку от 28.10.2016 корпус сформирован, но не покрашен. «Сатурн» планирует начать поставки ГТД для ВМФ России только в конце 2017 — начале 2018 г.
4. «Адмирал Исаков»
Заложен 14.11.2013 (3,2 года назад). На сегодняшний день известно только, что, согласно договору между СВ и «Сатурном», поставка двух дизель-газотурбинных агрегатов (ДГТА) М55Р должна быть произведена в июле-августе 2018 г.
sdelanounas.ru