Крейсер «Фрунзе». «Атомные крейсера типа Киров»
25 февраля 1978 г. были открыты штаты на второй крейсер типа «Киров», который получил название «Фрунзе». Некоторый перерыв в строительстве обьясняется тем, что на вооружении ВМФ СССР появились новые высокоэффективные комплексы ракетного, артиллерийского, радиоэлектронного оружия, которое решено было устанавливать на серийные корабли. Корректировка проекта проводилась главным конструктором В.А. Переваловым, уже под новым индексом 1144.2.
Не касаясь многих внутренних переделок, отметим лишь новые системы оружия: это, во- первых, заменивший громоздкую «Метель» и торпедные аппараты приспособленный для надводного старта комплекс ПЛУР «Водопад», который по габаритам ненамного превосходит 533-мм торпедный аппарат, поэтому и установлен на его месте. Добавила ударных возможностей и повысила дальность артиллерийского огня новая спаренная 130-мм пушка АК-130, перенесены на надстройку кормовые 30-мм автоматы АК-630М. Вместо системы радиоэлектронной борьбы «Ограда» была внедрена более совершенная- «Кантата-М». Была установлена также новая унифицированная боевая информационная система «Лесоруб-1144.2». Комплекс связи «»Цунами» был заменен на «Кристалл-Б». К сожалению, планировавшийся к установке комплекс ЗУР «Кинжал» так и не успел, поэтому оставили ЗРК «Оса», с переносом станции управления на площадку перед рубкой, хотя место для «Кинжала» зарезервировано. Наибольшее водоизмещение составило 26400 т.
«Фрунзе» был заложен 27 июля 1978 года под заводским N 801, на Балтийском заводе, спущен на воду 26 мая 1981 года, по приказу Главкома от 7 декабря 1983 г. зачислен в состав ВМФ.
30 октября 1984 года, после окончания испытаний, вместе с подписанием приёмного акта корабль был допущен к эксплуатации и боевому применению ядерного оружия. Первый подьём Военно- Морского флага на корабле был произведен 2 февраля 1985 года, в честь 100- летия со дня рождения М.В. Фрунзе. Эта дата приказам Министра обороны СССР была установлена как день корабля.
С 21 августа по 12 ноября 1985 года «Фрунзе» под командованием капитана 1 ранга Е. Здесенко совершил межфлотский переход, прибыв на ТОФ (вместе с эсминцем «Осмотрительный»). За время перехода корабль заходил в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Аден (Ю.Йемен) и в Камрань (Вьетнам). В следующем году корабль выходил в северную часть Тихого океана для слежения за КУГ США.
В дальнейшем крейсером командовали капитан 2 ранга М.Щербаков (1988-90), капитан 1 ранга Е.Добрышев (1991-93), затем капитан 1 ранга В.Вороков. Благодаря Владимиру Патовичу Воронову автору удалось побывать на этом корабле и получить представление о том, что такое крейсер.
27 мая 1992 года «Фрунзе» получил новое имя- «Адмирал Лазарев». Переименование экипаж встретил болезненно (как и все остальные, кстати) и в буклете, посвященном 10- летию вступления корабля в строй, новое имя крейсера не упомянуто ни разу!
В настоящее время корабль стоит у причала бухты Абрек. Координатор организации «Гринпис» Д.Хэндлер, побывавший в базе, пришел к следующему выводу: «По некоторым сообщениям, на кораблях нет специалистов, знакомых с процедурами перезарядки реакторов, да и общий уровень операторов реакторов на этих кораблях считается не самым высоким. Начало операции по перезарядке реакторов «Адмирала Лазарева» было запланировано на конец 1993 г… По некоторым сообщениям, ионообменные смолы фильтруют 1-й и 3-й контуры реакторов крейсера и их активность довольно высока. В общем, состояние крейсера можно охарактеризовать как небоеспособное. Главным источником энергии для корабля являются 2 его реактора, но парогенераторы изношены до такой степени, что не позволяют ввести их в эксплуатацию»…
Схемы общего расположения крейсеров, приведенные И одному масштабу из разных справочников. — немецкого «Вейерса» и карманного «Джена» за 1995 г. Видно, как в процессе постройки изменялся сулузт кораблей: на первом- в корме два орудия 100 лш, на кормовой мачте большая заметная антенна космической связи, РАС управления» Метелью» (перед рубкой). На втором уже 1- 130 мм орудие, в корме нет скорострельных АК-630, нет антенны космической связи, перед рубкой уже РЛС «Оса». На третьем корабле появился «Кортик» (перед рубкой и на надстройке), а на кормовой мачте плоская ФАР «Фрегат- МА». На четвертом- на кормовой надстройке установлена коробчатая РЛС управления ЗУР “Кинжал», перед рубкой пока ничего не установлено, а РЛС на рубке нового типа, с подьёмной решеткой.
Что любопытно- все схемы, даже нарисованные З.Брейером для «Вейерса», в одинаковых местах никак не совпадают между собой по силуэту, по высоте и очертаниям деталей.
litresp.ru
Крейсер «Фрунзе». Атомные крейсера типа Киров
Крейсер «Фрунзе»
25 февраля 1978 г. были открыты штаты на второй крейсер типа «Киров», который получил название «Фрунзе». Некоторый перерыв в строительстве обьясняется тем, что на вооружении ВМФ СССР появились новые высокоэффективные комплексы ракетного, артиллерийского, радиоэлектронного оружия, которое решено было устанавливать на серийные корабли. Корректировка проекта проводилась главным конструктором В.А. Переваловым, уже под новым индексом 1144.2.
Не касаясь многих внутренних переделок, отметим лишь новые системы оружия: это, во- первых, заменивший громоздкую «Метель» и торпедные аппараты приспособленный для надводного старта комплекс ПЛУР «Водопад», который по габаритам ненамного превосходит 533-мм торпедный аппарат, поэтому и установлен на его месте. Добавила ударных возможностей и повысила дальность артиллерийского огня новая спаренная 130-мм пушка АК-130, перенесены на надстройку кормовые 30-мм автоматы АК-630М. Вместо системы радиоэлектронной борьбы «Ограда» была внедрена более совершенная- «Кантата-М». Была установлена также новая унифицированная боевая информационная система «Лесоруб-1144.2». Комплекс связи «»Цунами» был заменен на «Кристалл-Б». К сожалению, планировавшийся к установке комплекс ЗУР «Кинжал» так и не успел, поэтому оставили ЗРК «Оса», с переносом станции управления на площадку перед рубкой, хотя место для «Кинжала» зарезервировано. Наибольшее водоизмещение составило 26400 т.
«Фрунзе» был заложен 27 июля 1978 года под заводским N 801, на Балтийском заводе, спущен на воду 26 мая 1981 года, по приказу Главкома от 7 декабря 1983 г. зачислен в состав ВМФ.
30 октября 1984 года, после окончания испытаний, вместе с подписанием приёмного акта корабль был допущен к эксплуатации и боевому применению ядерного оружия. Первый подьём Военно- Морского флага на корабле был произведен 2 февраля 1985 года, в честь 100- летия со дня рождения М.В. Фрунзе. Эта дата приказам Министра обороны СССР была установлена как день корабля.
С 21 августа по 12 ноября 1985 года «Фрунзе» под командованием капитана 1 ранга Е. Здесенко совершил межфлотский переход, прибыв на ТОФ (вместе с эсминцем «Осмотрительный»). За время перехода корабль заходил в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Аден (Ю.Йемен) и в Камрань (Вьетнам). В следующем году корабль выходил в северную часть Тихого океана для слежения за КУГ США.
В дальнейшем крейсером командовали капитан 2 ранга М.Щербаков (1988-90), капитан 1 ранга Е.Добрышев (1991-93), затем капитан 1 ранга В.Вороков. Благодаря Владимиру Патовичу Воронову автору удалось побывать на этом корабле и получить представление о том, что такое крейсер.
27 мая 1992 года «Фрунзе» получил новое имя- «Адмирал Лазарев». Переименование экипаж встретил болезненно (как и все остальные, кстати) и в буклете, посвященном 10- летию вступления корабля в строй, новое имя крейсера не упомянуто ни разу!
В настоящее время корабль стоит у причала бухты Абрек. Координатор организации «Гринпис» Д.Хэндлер, побывавший в базе, пришел к следующему выводу: «По некоторым сообщениям, на кораблях нет специалистов, знакомых с процедурами перезарядки реакторов, да и общий уровень операторов реакторов на этих кораблях считается не самым высоким. Начало операции по перезарядке реакторов «Адмирала Лазарева» было запланировано на конец 1993 г… По некоторым сообщениям, ионообменные смолы фильтруют 1-й и 3-й контуры реакторов крейсера и их активность довольно высока. В общем, состояние крейсера можно охарактеризовать как небоеспособное. Главным источником энергии для корабля являются 2 его реактора, но парогенераторы изношены до такой степени, что не позволяют ввести их в эксплуатацию»…
Схемы общего расположения крейсеров, приведенные И одному масштабу из разных справочников. — немецкого «Вейерса» и карманного «Джена» за 1995 г. Видно, как в процессе постройки изменялся сулузт кораблей: на первом- в корме два орудия 100 лш, на кормовой мачте большая заметная антенна космической связи, РАС управления» Метелью» (перед рубкой). На втором уже 1- 130 мм орудие, в корме нет скорострельных АК-630, нет антенны космической связи, перед рубкой уже РЛС «Оса». На третьем корабле появился «Кортик» (перед рубкой и на надстройке), а на кормовой мачте плоская ФАР «Фрегат- МА». На четвертом- на кормовой надстройке установлена коробчатая РЛС управления ЗУР “Кинжал», перед рубкой пока ничего не установлено, а РЛС на рубке нового типа, с подьёмной решеткой.
Что любопытно- все схемы, даже нарисованные З.Брейером для «Вейерса», в одинаковых местах никак не совпадают между собой по силуэту, по высоте и очертаниям деталей.
1 CG: Admiral USakov (77)
CG: Admiral Lazarev
ADMIRAL NAKHIMOV
TAPKP «Петр Великий» Тяжелый атомный ракетный крейсер 1 ранга “Петр Великий»
Подхватил эти «сообщения» и «Джен», сообщив в выпуске 1995-96 гг. о том, что «Адмирал Лазарев» планируется вывести из боевого состава. На самом деле всё, что выведал Хендлер, можно опровергнуть «с точностью до наоборот». На крейсере из-за аварии, не связанной с энергоустановкой, сработала аварийная защита и реакторы были заглушены. Причину устранили быстро, но по заведенному порядку, разрешение на Пуск реактора даёт Командующий флотом. Поскольку руководство на ТОФ меняется довольно часто, то ни один из них не стал (возможно, не успевал) такую команду давать. Таким образом никакие парогенераторы там не изношены, а активная зона, напротив, сэкономлена. Крейсер боеспособен, хотя, конечно, длительная стоянка у пирса сказывается как на корабле, так и на экипаже.
Бортовые номера: 190 (1984), 050 (1985), 750 (1985), 028 (1986), 014 (1987), 010 (1991), 015(1994)
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
«Адмирал Лазарев» | |
---|---|
Крейсер «Фрунзе» в 1985 году. | |
Служба | |
Россия Россия | |
Назван в честь | Михаил Петрович Лазарев |
Класс и тип судна | ТАРКР проекта 1144 |
Порт приписки | Фокино |
Организация | Тихоокеанский флот |
Изготовитель | Балтийский завод |
Строительство начато | 26 июля 1978 года |
Спущен на воду | 26 мая 1981 года |
Введён в эксплуатацию | 31 октября 1984 года |
Статус | В отстое с 1999 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 24 300 т (стандартное) 26 190 (полное) |
Длина | 252 м 228 м (по ватерлинии) |
Ширина | 28,5 м 24 м (по ветерлинии) |
Осадка | 9,1 м 10,33 м (наибольшая) |
Двигатели | ЯЭУ, два реактора, два вспомогательных котла и две турбины |
Движитель | 2 пятилопастных винта |
Скорость хода | 31 узел (57 км/ч) 17 узлов на котлах |
Дальность плавания | не ограничена на реакторе, 1000 дней на котлах при 17 узлах |
Автономность плавания | 60 суток |
Экипаж | 655—727 (97—105 офицеров) |
Вооружение | |
Артиллерия | 1 × 2 АК-130 |
Зенитная артиллерия | 8 ЗУ АК-630 |
Ракетное вооружение | 20 ПКР П-700 «Гранит» 12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет), 2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет) |
Противолодочное вооружение | 1 × 12 РБУ-6000, 2 × 6 РБУ-1000 |
Минно-торпедное вооружение | 10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад») |
Авиационная группа | 3 вертолёта Ка-27ПЛ или Ка-25РТ |
Изображения на Викискладе | |
ru-wiki.ru
Номер | Фото | Размер файла / Контрольная сумма | Описание | Источник |
---|---|---|---|---|
1. | 87k / 24CDF60FA718516FBCFD54A3BC72EAA8 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» во время перехода во Владивосток, август-ноябрь 1985 года (подробнее) | http://pic.tiexue.net | |
2. | 485k / 31424B4261652E4F0C9891CC7F9762E0 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года (подробнее) | Автор фотографии John Kristoffersen http://www.dodmedia.osd.mil | |
3. | 447k / 9735E89D9458AE80A3375E34EB264D8F | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (подробнее) | В.В. Резвушкин | |
4. | 134k / E0F0F2E85D961D830EDA79D3DBE0B482 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (подробнее) | В.В. Резвушкин | |
5. | 463k / 4D871B11448C3289972CA32AC6046DC3 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (подробнее) | В.В. Резвушкин | |
6. | 215k / 3AEBE25D6EC8AFBC729FD3BF952210BA | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» во время перехода на Дальний Восток, август-ноябрь 1985 года (подробнее) | Caogouri http://www.fyjs.cn | |
7. | 385k / EDE5D648C71B66F9F98E3ADA2A1FF753 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» во время достройки на Неве, 1982 год (подробнее) | Валерий Ковальчук http://forums.airbase.ru | |
8. | 346k / 2C24A97D83D1DF8CFAE7C60C6A97D936 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» во время достройки на Неве, 1982 год (подробнее) | Валерий Ковальчук http://forums.airbase.ru | |
9. | 246k / 82A96306AD4542FD516DE0F4CDDEBF87 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1989 год (подробнее) | Benj Gluk | |
10. | 465k / 0027A7E8B99660D7105FAEB48DCA047E | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1989 год (подробнее) | Benj Gluk | |
11. | 273k / DDC45C45EB4746511FDF8D55853BC5D2 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1987 год (подробнее) | Японский журнал Ships of the World. 1987 №9(384). Soviet Navy Benj Gluk | |
12. | 237k / A3D03F993F9530A44E7D038AC45D4995 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986 год (подробнее) | Benj Gluk | |
13. | 121k / 3C3693CA5BA086E00530B58F5BD97558 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1985 год (подробнее) | Benj Gluk | |
14. | 309k / E4F618B92B9F1CFAE022ACA5CDA1DD06 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986 год (подробнее) | Benj Gluk | |
15. | 295k / 77385957D25056191709DBF8547A45F6 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (подробнее) | Benj Gluk | |
16. | 319k / 847E68464F7DCA9FF35E7AE2548D8B8A | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1987-1988 годы (подробнее) | Benj Gluk | |
17. | 272k / 6770555A14DC3D7967CD59F7A7A220FB | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1987-1988 годы (подробнее) | The Soiet Navy. АП Новости, Москва, 1990 год Benj Gluk | |
18. | 168k / 48CA20A09E373A5B8280F472A3D41969 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», май 1985 года (подробнее) | Soviet Military Power, 1985 http://www.dodmedia.osd.mil | |
19. | 324k / F8E79A1758725516B96171FDBFF640FF | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», май 1985 года (подробнее) | Soviet Military Power, 1985 http://www.dodmedia.osd.mil | |
20. | 556k / 8A256909C2C5AC06F5B4FB78449F3412 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», май 1985 года (подробнее) | Soviet Military Power, 1985 http://www.dodmedia.osd.mil | |
Номер | Фото | Размер файла / Контрольная сумма | Описание | Источник |
21. | 504k / EF59AC12DA109088D08F1B8555BE3FAC | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», май 1985 года (подробнее) | Soviet Military Power, 1985 http://www.dodmedia.osd.mil | |
22. | 617k / DA7E26A8E65924D6D9B5556D5EA70560 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», май 1985 года (подробнее) | Soviet Military Power, 1985 http://www.dodmedia.osd.mil | |
23. | 454k / 2A51D073730415E0A633391B2A0EDFE2 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986 год (подробнее) | Автор фотографии Mitsuo Shibata Soviet Military Power, 1986 http://www.dodmedia.osd.mil | |
24. | 295k / 31F7051AAA641B5FB26D8C167CEA2D5F | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1985 год (подробнее) | http://www.dodmedia.osd.mil | |
25. | 439k / 6BB810174E1918F8A148074375FE4A5C | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» и китайский эсминец «Чунцин», 1986 год (подробнее) | Автор фотографии Mitsuo Shibata Soviet Military Power, 1987 http://www.dodmedia.osd.mil | |
26. | 316k / 79BD603F0EBEB058D15B08C43AFA9537 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986 год (подробнее) | Автор фотографии Mitsuo Shibata Soviet Military Power, 1987 http://www.dodmedia.osd.mil | |
27. | 362k / 9BB6D5A68076414A96AC54EDE9DC18B1 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986 год (подробнее) | Автор фотографии Mitsuo Shibata Soviet Military Power, 1987 http://www.dodmedia.osd.mil | |
28. | 328k / A3F37FBE8A34ED57FBEE74B005956C99 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 6 марта 1986 года (подробнее) | http://www.dodmedia.osd.mil | |
29. | 330k / AC5878328A249B3F91B14F75B7B9D10F | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» на якоре во время визита американских кораблей во Владивосток, сентябрь 1990 года (подробнее) | http://www.dodmedia.osd.mil | |
30. | 440k / 133D6012D5A4A0414ABE0F62F1A1035D | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» на якоре во время визита американских кораблей во Владивосток, сентябрь 1990 года (подробнее) | http://www.dodmedia.osd.mil | |
31. | 497k / 89D3B5D6A3E344E540A55C13E45E6C87 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 6 марта 1986 года (подробнее) | http://www.dodmedia.osd.mil | |
32. | 589k / 9698F9180A89C0A6E7057BF62F9CE4D2 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года (подробнее) | Автор фотографии John Kristoffersen http://www.dodmedia.osd.mil | |
33. | 512k / D774850B1E23720F4C3E6D35BF40B7EF | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года (подробнее) | Автор фотографии John Kristoffersen http://www.dodmedia.osd.mil | |
34. | 731k / E1843FC89A41314B2BE1DFCA1B6D4146 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года (подробнее) | Автор фотографии John Kristoffersen http://www.dodmedia.osd.mil | |
35. | 537k / 4B2709B5AB4061108F81E4874C4AC114 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года (подробнее) | Автор фотографии John Kristoffersen http://www.dodmedia.osd.mil | |
36. | 275k / 6FFA45A3A86D81E0BA656B2BCC02C39B | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года (подробнее) | Автор фотографии John Kristoffersen http://www.dodmedia.osd.mil | |
37. | 534k / D2481BABB1D99C8DFBAB4F30737FD978 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года (подробнее) | Автор фотографии John Kristoffersen http://www.dodmedia.osd.mil | |
38. | 586k / 7984C769CA8E669160A4DE9305CEB960 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» в Индийском океане во время перехода во Владивосток, октябрь 1985 года (подробнее) | Автор фотографии John Kristoffersen http://www.dodmedia.osd.mil | |
39. | 655k / 9ADB4E35C0AFF54DC9EE909E0C1FD1E0 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 4 мая 1989 года (подробнее) | http://www.dodmedia.osd.mil | |
40. | 450k / DABFB198E7A2B01EE3F3B75AB255B296 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1987 год (подробнее) | Японский журнал Ships of the World. 1987 №9(384). Soviet Navy Benj Gluk | |
41. | 691k / 2A57D0E78BED172403D244A91CB59D5D | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в заливе Стрелок, осень 2007 года (подробнее) | GREI http://balancer.ru | |
42. | 245k / 9B6C7CF7EA2AB43299F5C7A5CE3F3CBF | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в заливе Стрелок, 9 марта 2007 года (подробнее) | Бпп http://forums.airbase.ru | |
43. | 169k / 168A4EB28318CF368363B9DA29221645 | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в заливе Стрелок, 4 марта 2007 года (подробнее) | Бпп http://forums.airbase.ru | |
44. | 329k / 64D8C23AB71514DF92547AB5C78A06CC | Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в заливе Стрелок, 2 августа 2008 года (подробнее) | Chester77 http://photofile.ru |
navsource.narod.ru
Фрунзе (лёгкий крейсер) — это… Что такое Фрунзе (лёгкий крейсер)?
- Фрунзе (лёгкий крейсер)
- У этого термина существуют и другие значения, см. Фрунзе.
«Фрунзе» — советский крейсер проекта 68-К.
История строительства
Заводской номер: 356.
- 29 августа 1939 года — заложен на ССЗ № 198 (завод им А.Марти (Черноморский судостроительный), Николаев).
- 25 сентября 1940 года — зачислен в списки ВМФ
- 30 декабря 1940 года — спущен на воду.
- лето 1941 год — приостановлено строительство.
- 9 августа 1941 года — отбуксирован в г. Поти и законсервирован.
- 1942 год — кормовая часть была отделена и приварена к корпусу поврежденного КР «Молотов» (пр.26-бис).
- 19 декабря 1950 года — достроен после ВОВ и введен в строй (по другим данным 28 марта 1951 года).
История службы
- 8 апреля 1951 года — вошел в состав КЧФ.
- 18 апреля 1958 года — Выведен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебный КРЛ.
- 6 февраля 1960 года — разоружен и исключен из состава ВМФ.
- 14 марта 1960 года — расформирован.
- 1960-61 годах — разделан на металл на базе «Главвторчермета» в г. Севастополь.
Ссылки
Категории:- Крейсера проекта 68-К
- Суда по алфавиту
Wikimedia Foundation. 2010.
- Фрунзе (Туймазинский район)
- Фрунзе (посёлок)
Смотреть что такое «Фрунзе (лёгкий крейсер)» в других словарях:
Адмирал Ушаков (лёгкий крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Ушаков. «Адмирал Ушаков» … Википедия
Адмирал Нахимов (лёгкий крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Нахимов. Адмирал Нахимов Служба … Википедия
Адмирал Лазарев (лёгкий крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Адмирал Лазарев. «Александр Лазарев» советский крейсер проекта 68 бис. История строительства Заводской номер: 626. 9 ноября 1950 года зачислен в списки ВМФ. 6 февраля 1952 года заложен на ССЗ №… … Википедия
Крейсер — У этого термина существуют и другие значения, см. Крейсер (клипер). Крейсер «Аврора» … Википедия
Молотов (крейсер) — Молотов … Википедия
Красный Крым (крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Крым. «Светлана» с 5 февраля 1925 года «Профинтерн» с 31 октября 1939 года «Красный Крым» … Википедия
Червона Украина (крейсер) — «Адмирал Нахимов» с 7 декабря 1922 «Червона Украина» … Википедия
Красный Кавказ (крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Кавказ. «Красный Кавказ» … Википедия
Максим Горький (крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Максим Горький (значения). «Максим Горький» … Википедия
Киров (крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Киров. «Киров» … Википедия
dic.academic.ru
Фрунзе (лёгкий крейсер) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Фрунзе» — советский крейсер проекта 68-К.
История строительства
Заводской номер: 356.
- 29 августа 1939 года — заложен на ССЗ № 198 (завод им А.Марти (Черноморский судостроительный), Николаев).
- 25 сентября 1940 года — зачислен в списки ВМФ
- 30 декабря 1940 года — спущен на воду.
- лето 1941 год — приостановлено строительство.
- 9 августа 1941 года — отбуксирован в г. Поти и законсервирован.
- 1942 год — кормовая часть была отделена и приварена к корпусу поврежденного КР «Молотов» (пр.26-бис).
- 19 декабря 1950 года — достроен после ВОВ и введен в строй (по другим данным 28 марта 1951 года).
История службы
- 8 апреля 1951 года — вошел в состав КЧФ.
- 18 апреля 1958 года — Выведен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебный КРЛ.
- 6 февраля 1960 года — разоружен и исключен из состава ВМФ.
- 14 марта 1960 года — расформирован.
- 1960-61 годах — разделан на металл на базе «Главвторчермета» в г. Севастополь.
Напишите отзыв о статье «Фрунзе (лёгкий крейсер)»
Ссылки
- [web.archive.org/web/20070909100732/www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/03_krl_68k/0_68k_1.htm Крейсера проекта 68-k «Чапаев»] на сайте «АТРИНА» • Боевые корабли СССР и России • 1945—2005 гг.
Отрывок, характеризующий Фрунзе (лёгкий крейсер)
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.
Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
wiki-org.ru
Владимир Коваленко. Линейный крейсер «Михаил Фрунзе».
Аннотация: Еще гремит «Битва за Англию», но Германия ее уже проиграла. Италия уже вступила в войну, но ей пока мало. «Михаил Фрунзе», первый и единственный линейный крейсер РККФ СССР, идет к берегам Греции, где скоропостижно скончался диктатор Метаксас. В верхах фашисты грызутся за власть, а в Афинах зреет заговор. Двенадцать заговорщиков и линейный крейсер. Итак… Время: октябрь 1940 года. Место: Эгейское море, залив Термаикос. Силы: один линейный крейсер РККФ СССР. Задача: выстоять.
Я всегда хотел написать книгу об эпохе больших кораблей с большими орудиями. Стилистически меня больше привлекает начало двадцатого века, от Русско-японской до Первой мировой войны, когда сражались большие эскадры броненосцев и дредноутов. К началу Второй мировой линкоров стало куда меньше, да и авианосный закат был не за горами, зато значение каждого отдельно взятого корабля резко выросло. Русско-японскую войну войну писатели-фантасты освоили вдоль и поперек, переигрывать в тысячный прорыв «Варяга», бой в Желтом море и Цусиму скучно. На деле – изначально скучно, поскольку ровно все шансы Японии в той войне легко перекрываются очевидными, недорогими, но заблаговременными действиями русского правительства.
Можно было перевести в зону первостепенных интересов государства достаточные боевые и обеспечивающие силы. Можно было озаботиться удобной базой для флота. Можно было, в конце концов, договориться с постоянно проклинаемыми в книгах-альтернативах англичанами о дружбе и союзе, не сходясь перед этим с соперником в схватке на краю света, причем на его излюбленном оружии. Тогда, глядишь, Россия в Антанте оказалась бы не номером третьим, после Франции, а номером вторым, и французы сейчас обсуждали бы планы коварных альбионцев и подлых русских не отдавать им после войны те же Эльзас с Лотарингией…
Русско-японская война была проиграна не столько на Дальнем Востоке, сколько в Петербурге, и любые подвиги на суше и на море – всего лишь затыкание просчетов последнего русского царя солдатскими и матросскими телами. У обитателей того времени другого выхода не было, у автора будущей книги – есть.
Первая мировая война – заметим, вне зависимости от исхода Русско-японской! – для русского флота расклад проигрышный, не столько с военной точки зрения, сколько с литературной. Российская империя с ее слабой промышленностью не могла не отстать в дредноутной гонке. Не забудем про неизбежное разделение усилий кораблестроения между двумя флотами, а при победе в РЯВ – и тремя… У Балтийского флота никаких шансов против действительно серьезной атаки немецкого Хохзеефлотте нет. Именно потому, что в ту эпоху на море все еще правили «большие дивизионы», и та же гибель трех английских линейных крейсеров в генеральном Ютландском сражении не изменила ничего, кроме чертежей нового поколения кораблей этого типа.
Даже вечные догонялки с «Гебеном» на Черном море не имели никакого стратегического значения после того, как тот втянул Османскую империю в войну. Ну, догнали бы его. Ну, потопили. Но что, Кавказский фронт от этого бы исчез?
Первая мировая война – отличное время для писателя, желающего показать ненужность для России любого флота, кроме сил береговой обороны. Или – попробовать воспеть схватку Королевского флота с Императорским. Первый вариант не устраивает меня, второй – читателя и издателя вместе с ним.
Исключив остальные варианты, получаем – временем нашего повествования должна стать Великая Отечественная, а точней – Вторая мировая, ее начало. Время, когда значение имеет каждый крупный корабль. Вес больших чисел вернется позже, к тому времени, когда промышленность США заполнит море десятками одних только авианосцев… В этом смысле поход советской эскадры из «Варианта “Бис“» Анисимова – пример удивительного везения с нулевыми последствиями. Недаром основное возражение против этой альтернативы – простой подсчет количества танков, которые можно было бы отправить на сухопутный фронт вместо тройки из линкора, линейного крейсера и авианосца. Мол, сделали бы их – и в том мире союзники вообще не противостояли бы советской армии в Германии, а в лучшем (для них) случае пытались бы объяснить СССР, что граница ГДР на Рейне – немного слишком, в худшем же вели бы переговоры о включении в правительство Французской Народной Республики отдельных представителей эмигрантского правительства де Голля…
На деле линкоры в танки напрямую не конвертируются, но еще один элемент стоящей передо мной задачи этот пример вскрыл. Нужно, чтобы одинокий корабль обрел действительно стратегическое значение. Окупился полностью. Оказался ценней полнокровного механизированного корпуса на фланге немецкой танковой группы.
Могло ли такое быть в принципе?
В узкий временной промежуток между июнем 1940 года и июнем 1942 – могло.
Картинка кликабельна
Техника
1. Линейный крейсер «Михаил Фрунзе». Или правильней – «большой крейсер»?
В 1909 году Российская империя начала строительство четырех дредноутов типа «Севастополь». Корабли отличались необычным внешним видом: низкий гладкопалубный корпус, почти никаких надстроек, «ледокольный» форштевень, палуба, буквально загроможденная орудийными башнями. Именно так выглядит на снимках времен Первой мировой войны линейный корабль «Полтава». Переведя взгляд на изображение «Фрунзе», остается задаться вопросом: как из этого можно получить корабль современного по меркам сороковых годов вида?
Для начала корабль должен сгореть.
Пожар на «Полтаве» случился в 1919 году, когда корабль стоял у стенки Адмиралтейского завода в Петрограде на долговременном хранении. Мазут горел пятнадцать часов, в итоге линкор остался без машин и без системы управления огнем. Отремонтировать такие повреждения в условиях послереволюционной разрухи оказалось невозможно, и корабль начали потихоньку разбирать на запчасти для ремонта других линкоров. Срезали надстройку – чтобы получить на однотипном корабле двухъярусную. Забрали на береговые батареи две башни из четырех.
Время от времени из недр морского научно-технического комитета всплывали проекты модернизаций и перестроек: в авианосец, в самоходную плавучую батарею, в линейный крейсер. Их обсуждали спокойно и неторопливо – в начале двадцатых денег на такие стройки у наркомата флота не было, а красивые рисунки служили поводом не отдавать неживую стальную тушу наркомату внешней торговли, что уже продал на разделку устаревшие и недостроенные корабли царского флота.
Году к двадцать седьмому зашел спор между «молодой» и «старой» школами. На этот раз сцепились истово, до хрипоты, до доносов в ГПУ и несчастных случаев в бурном море. Трещина между двумя когортами морских командиров превратилась в пропасть: на этот раз деньги были, и красивый рисунок, случись ему обратиться в железо, мог вычеркнуть из планов штук пятнадцать подводных лодок. Сохранность корпуса «Полтавы» неизменно оказывалась хорошей, он не проржавел, остался крепким – и, наконец, пошел в дело.
Окончательно судьбу корабля решило советско-американское торговое соглашение 1929 года. Модернизация корабля стала частью сделки: Соединенные Штаты приоткрыли для Советского Союза свои военные технологии в обмен на крупный заказ. Построить полностью новый корабль Соединенным Штатам мешало Вашингтонское морское соглашение 1922 года, но модернизировать существующий в рамках установленных ограничений ничто не препятствовало. Одновременно модернизация старого корабля и применение технических решений от хорошо освоенных американской промышленностью и неплохо себя зарекомендовавших тяжелых крейсеров позволила СССР сэкономить практически половину стоимости работ в сравнении с ценой нового линкора того же водоизмещения.
В 1936 году со стапелей сошел «Михаил Фрунзе» – корабль, отражающий совсем другую концепцию судостроения, нежели прежняя «Полтава».
Исчезло наследие Цусимы – полное бронирование надводного борта. Менять вертикальную броню запрещал договор, но когда у корабля отрезают старые оконечности и приделывают новые, прежние броневые плиты на новые нос и корму не ставят. Центральная часть корабля, напротив, получила дополнительную защиту и от снарядов, и от торпед, вместе с бортовыми наделками. Броневых палуб было три, тонкая нижняя осталась, как была, верхнюю убрали, чтобы не отнимала вес и запасы остойчивости, на средней поменяли броневые плиты – были тридцать восемь миллиметров толщиной, стали – сто пятьдесят два. После того, как в нос и корму добавили траверзы – получилась цитадель. Вместо корабля, у которого защищено все понемногу, вышла плакатная иллюстрация концепции «все или ничего». Корабль, который повредить – просто, но лишить боеспособности и тем более потопить – нелегко.
Корабль, который не будет воевать в чистом море, где ему не залатают самых примитивных повреждений. Не морской разбойник, который нападает на слабейшего – защитник, готовый встать перед большим и более многочисленным калибром, а после боя уйти зализывать раны в дружественный порт. При этом враг должен получить такие повреждения, чтобы с ним сумели расправиться другие силы – эсминцы, подводные лодки, самолеты. Расчетный враг «Михаила Фрунзе» не охранение конвоя, то есть крейсер, а прущий к советским берегам чужой линкор. И, верней всего, не один.
Концепция поменялась. Предназначение корабля осталось прежним, за одним маленьким исключением: «Полтава» была создана для того, чтобы защищать Петербург. «Фрунзе» предназначался для того, чтобы закрыть собой любой советский берег. Надо – балтийский, а надо – испанский. Или греческий.
Представляет значительный интерес сравнение «Фрунзе» с другими кораблями линейного класса, которым довелось испытать схожие по масштабам модернизации. Среди модернизированных кораблей мы рассмотрим британские линейные крейсера «Рипалс» и «Ринаун», итальянские линкоры «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур», японский линкор «Хией».
Из модернизированных кораблей главный калибр наибольший у англичан – 380 мм, наименьший у «Фрунзе» – 305 мм. При этом английские и советский корабли несут по три трехорудийных башни, японский – четыре двухорудийных, итальянские – по две двухорудийные и две трехорудийные.
Самая мощная вертикальная броня, наоборот, у «Фрунзе», а явный аутсайдер – «Хией» с его восьмидюймовым поясом.
Горизонтальная защита сильней у «Хией» и «Фрунзе» (152 мм), у итальянцев и у англичан над погребами – почти равноценная (146 мм «Рипалс», 144 мм «Конте ди Кавур»), но машины и котлы у англичан прикрыты значительно слабей (25–89 мм на «Рипалсе»).
Самый быстрый корабль – «Ринаун», 30,8 уз, самый медлительный – «Конте ди Кавур» 27 уз.
Дальность огня максимальная у «Фрунзе» – облегченным фугасным снарядом (27,3 мили), обычным боеприпасом – у «Хией» (17,8 миль) и, опять же, у «Фрунзе», но полновесным бронебойным снарядом (16,8 миль). Чуть хуже дело обстоит у «Рипалса» – 15,8 миль, и у «Конте ди Кавура» и «Джулио Чезаре» – 15,4 мили. На «Ринауне» орудия не модернизировались с Первой мировой войны, дальнобойность 13,3 мили.
Зенитное вооружение. «Рипалс» оборудован 20 универсальными орудиями дальнего боя (2×10 114-мм), если к этому прибавить 24 40-мм «пом-пома», что делает его сильнейшим в отношении ПВО из рассматриваемых кораблей.
«Фрунзе» также располагает 20 орудиями дальнего боя, из них 12 универсальные 130 мм/25, и 8 – 76 мм/55. В целом, с учетом разнородности калибров, это примерно соответствует вооружению английского крейсера, но вот зенитных автоматов на нем нет. Совсем.
На итальянских линкорах зенитное вооружение состоит из 8 100-мм/47 орудий «минизини» в спаренных установках и 12 37-мм/54 автоматов «Бреда», тоже по два в установке.
«Хией» в качестве дальнобойного зенитного калибра располагает 8 127-мм/40 орудиями в спаренных установках, и 20 25-мм автоматами.
У «Ринауна» калибр дальнего боя представлен всего 6 105 мм орудиями и 16 «пом-помами».
Выходит, что «Фрунзе» и «Хией» больше приспособлены для артиллерийского боя на дальней дистанции благодаря мощной горизонтальной защите и большой дальности огня главным калибром, то есть в состоянии выполнять одну из главных функций линейного крейсера – авангардную или арьергардную операцию.
Слабая вертикальная защита «Хией» и английских кораблей подразумевает, что они не должны ввязываться в бой с равным противником. Свойство линейного крейсера, заложенное создателем класса, адмиралом Фишером. В бою с чужим линкором лишь защита «Фрунзе» и «Конте ди Кавура» дает определенные шансы.
Что касается вооружения, то линейными крейсерами в «фишеровском» понимании термина можно назвать лишь «Рипалс», «Ринаун» и «Хией». У них главный калибр и по меркам Второй мировой войны линкорный, и по числу стволов они уступают новым линкорам с тем же калибром всего на одну двухорудийную башню: «Рипалс» и «Ринаун» – «Бисмарку», а «Хией» – «Кингу Джорджу V». Остальные из рассмотренных нами кораблей оказываются слабоваты.
В противостоянии воздушной атаке у всех рассмотренных кораблей есть недостатки. К примеру, «Рипалс» обладает отличным для начала Второй мировой войны зенитным вооружением, но слабая защита двигательной установки может привести к ее повреждению. «Фрунзе», наоборот, без зенитных автоматов сложно отбиваться от пикировщиков, но чтобы пробить его броневую палубу, нужна бомба такого калибра, какую ни один пикировщик начала войны не поднимет. Между этими двумя крайностями расположены остальные.
Из вышеизложенного можно сделать вывод: современного линкора из «Фрунзе» не получилось, как и линейного крейсера в классическом понимании – последний, впрочем, советскому флоту и не был нужен. Получился достаточно сильный корабль среднего между линейным кораблем и «вашингтонским» тяжелым крейсером класса. Что особенно интересно, в это же класс попадают и его противники в бою в заливе Термаикос.
Несколько позже американцы назвали похожие корабли типа «Аляска» большими крейсерами. В СССР не стали изобретать нового термина и классифицировали «Михаила Фрунзе» как линейный крейсер. В Италии гордо сохранили за «Кавуром» и «Чезаре» прежнее звание линкоров.
Может быть, в том и беда итальянских адмиралов, что название было громче сути? Право, когда от одного британского линкора удирают два итальянских, всяк поймет: макаронники – трусы! Зато если бы осмелились вступить в перестрелку, а потом отступили «большие крейсера» – дело житейское, сила солому ломит.
В случае боя в заливе Термаикос итальянцы действовали куда храбрей, чем в стычках с англичанами, еще и потому, что чувствовали перед собой равного противника – одного против двух.
«Михаил Фрунзе» выстоял, и это говорит уже не о классе корабля, а о классе команды. О том решающем факторе, который не отыскать в справочниках.
2. Корабельный разведчик-истребитель, КРИ
Расцвет катапультных самолетов пришелся на 1920–1930-е годы. В Советском Союзе история такой техники началась с закупки у американской фирмы «Воут» лицензии на производство и двадцати готовых поплавковых гидросамолетов O2U «Корсар». Для своего времени самолет, в США запущенный в производство в 1927 году, был современной машиной, однако в СССР его серийное строительство так и не было организовано. Самолеты поступили на вооружение под обозначением КР-1(и).
По планам второй пятилетки (1933–1937) предполагалось завершить модернизацию линейного крейсера «Михаил Фрунзе» и создать производственные мощности для серийной постройки тяжелых крейсеров так называемого «вашингтонского» типа, в состав вооружения которых должны были входить катапультные самолеты-разведчики.
В июне 1934 года начальник ВВС РККФ К.К. Арцеулов выдал задание на разработку корабельного катапультного самолета, которой занялось конструкторская бригада Г.М. Бериева. Итогом стала разработка первого советского корабельного гидросамолета КОР-1. Работы по новой машине продолжались до мая 1937 года, когда на испытаниях в Авиационном научно-исследовательском институте ВВС РККФ в Севастополе машина получила крайне отрицательную оценку по причине неприемлемо низких мореходных качеств – опрокидывалась уже при двухбалльных ветре и волнении.
В качестве временной меры была произведена модернизация самолетов O2U под мотор отечественного производства М-25. В то же время на вооружение Италии и Японии поступали новые гидроистребители, а проблема нехватки оборудованных авиабаз на Севере и Дальнем Востоке заставила унифицировать требования на корабельный самолет и гидроистребитель. В итоге начальник Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения Н.Н. Поликарпов получил задание на разработку корабельного разведчика-истребителя на базе уже испытывавшегося прототипа тяжелого истребителя.
Поликарпову предстояло решить весьма сложную задачу, создав машину, соответствующую жестким тактико-техническим требованиям. Помимо обычных требований к современному истребителю, поплавковый вариант должен был иметь хорошую мореходность, чтобы садиться в открытом море. По условиям корабельного базирования, ширина самолета не могла превышать 12 м, длина – 10 м, высота – 4. Старт с катапульты требовал повышенного внимания к прочности планера и одновременно ограничивал взлетный вес.
Задание на проектирование КРИ Поликарпов получил в один из переломных моментов своей жизни. К тому времени у руководства авиапромышленности и армейской авиации возникла иллюзия бесперспективности моторов воздушного охлаждения – и, соответственно, принципиальной второсортности оснащенных ими самолетов морской авиации. Работы в этих направлениях не считались наркоматом авиационной промышленности приоритетными. Только прямая поддержка наркома флота Галлера и периодические обращения начальника центра тактической подготовки морской авиации Чкалова к высшему руководству страны позволили своевременно завершить постройку прототипа.
Окончательно точки над «и» расставила война с Финляндией, в которой успели принять участие сухопутные варианты машины, двухместный МТИ и одноместный И-21. Также И-21 успели повоевать на завершающем, каталонском, этапе гражданской войны в Испании, где показали себя вполне достойными противниками немецких Bf-109C.
Для ЛКР «Михаил Фрунзе» при его второй модернизации были поставлены модифицированные варианты КРИ – КРИ-М.
КРИ и КРИ-М были одномоторными цельнометаллическими двухместными низкопланами. Использовались как разведчики, артиллерийские корректировщики и тяжелые истребители. Учитывая жесткие требования относительно веса и размеров, определенные ролью корабельного самолета, КРИ изначально являлся машиной чрезвычайно компактной и сбалансированной конструкции.
Обшивка – цельнометаллическая, изготовленная плазово-шаблонным методом, клепаная, работающая – что увеличивало характеристики, но резко снижало ремонтопригодность. Во внешнем облике самолета характерны для советских морских машин сильно развитые «карманы» – специальные зализы в местах сопряжения крыла и фюзеляжа. КРИ и КРИ-М, малосерийные машины стапельной постройки, отличались чистой отделкой фюзеляжа, что нехарактерно для И-21 и МТИ. Данные в таблице приведены для серийных машин.
Фонарь кабины пилота сдвигался назад, стрелка – опускался вниз, имел часть, аварийно сбрасываемую в полете, а большая площадь остекления давала почти неограниченный круговой обзор. Фюзеляж – дюралевый полумонокок. Узлы крепления к челноку катапульты расположены на нижней поверхности центроплана в месте перехода крыла в фюзеляж и еще два – на нижней части фюзеляжа.
На КРИ был установлен двигатель М-64 – однорядная семицилиндровая звезда с одноступенчатым двухскоростным приводным центробежным нагнетателем. На КРИ-М – двигатель Райт-Р-2830-05, двухрядная семицилиндровая звезда с усовершенствованным двухскоростным приводным центробежным нагнетателем. Капот NACA, оснащенный гидравлически управляемыми створками (юбкой). Трехлопастный винт диаметром 3400 мм с постоянным числом оборотов с электрическим приводом установки угла атаки лопастей.
P.S.
Что могу от себя добавить по поводу ТТХ линейного крейсера на основании прочитанной книги. Водоизмещение 30 000 тонн, скорость хода 28 узлов. СУ как на американских тяжелых крейсерах типа «Портленд» – 107 000 л.с., 4 ТЗА Parsons, 8 котлов.
Две РЛС типа «Редут» – одна более старого образца, как в реальной истории, вторая более современная.
alternathistory.com