Гаубицы фото – фото, технические характеристики :: SYL.ru

203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4) в СПб — Артиллерия

Как-то, прогуливаясь по центру Питера, решил заглянуть в Артиллерийский музей (достаточно подробный отчёт о его экспозиции я уже выкладывал). В этот раз мне просто захотелось глянуть на новый экспонат — танк М4 «Шерман», появившийся там в сентябре 2016 г. Но, поскольку дело было во вторник, ничего у меня не вышло. По понедельникам и вторникам этот музей закрыт, а я упустил это из вида. В итоге я решил ограничиться небольшой фотосессией с двумя 203-мм гаубицами Б-4, расположенными перед входом в музей.

1. 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) перед входом в Артиллерийский музей в С.-Петербурге. Фото сделаны в сентябре 2016 г.:


2. Эта гаубица стоит слева от главного входа на площадку Артиллерийского музея:

Разработка орудия была начата в 1927 г., первый опытный образец был отправлен на испытания в 1931 г., а в 1933 г. 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение.

3.

Во время Советско-финской войны в 1939-40 гг. это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов на т.н. «Линии Маннергейма». Наиболее активно Б-4 использовалась в Великой Отечественной войне, поучаствовав, в том числе, в штурме Берлина (вплоть до стрельбы прямой наводкой на его улицах). Всего в 1937 — 1941 гг. было выпущено 889 орудий этого типа.

4.

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) считается весьма удачным орудием, способным (на то время) решать практически все возложенные на него задачи.

5.

После значительных потерь в 1941 г. Б-4 были отведены с фронтов и включены в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования (РВГК). Начиная с осени 1942 г. Б-4 снова начинают активно использоваться на фронте.

6.

7. Прицел:

8. Памятная табличка:

9. Максимальная дальность стрельбы Б-4 составляла чуть меньше 18 км:

10.

11.

12. Темп стрельбы Б-4 составлял 1 выстрел в 2 минуты:

13. Заряжание орудия производилось с помощью крана с ручным приводом:

14. Вторая гаубица Б-4 стоит справа от входа:

15.

16. Обе гаубицы в одном кадре:

17. Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета, и гусеничный лафет (соединенный с передком). В боевых условиях допускалось перевозить гаубицу на короткие расстояния в неразобранном виде:

18. Для транспортировки Б-4 предназначались гусеничные тягачи «Коммунар»:

19.

20.

21. Лафет № 52 сделан в 1939 г.:

22.

23.

24. На этом обзор гаубиц закончен, но в тот день я решил немного прогуляться вокруг артиллерийского музея. Это боковой вход в музей. Арсенал, в котором он сейчас расположен, был построен 1860 г.:

25. Дальше не пройти, сторожевые псы не спят:

26. Вдали виднеется пока ещё закрытая часть экспозиции на задах музея:

27. Если обойти здание арсенала, то можно разглядеть, что за экспонаты там собраны на заднем дворе музея:

28.

ru-artillery.livejournal.com

Гаубица-пушка МЛ-20 (ModelStroy). Фото: diecast_43

Продолжает военную тематику моделей от мастерской ModelStroy Гаубица МЛ-20. На этот раз полевые фото.


Пару слов о прототипе.
Гаубица-пушка МЛ-20 производилась с 1937 по 1946 год, состояла или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира. Этим орудием оснащались самоходные артиллерийские установки времен Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152.
Посмотреть ее «живьем» можно в Военно-техническом музее рядом с г. Черноголовка.

Модель же выполнена в основном из металла на традиционно высоком уровне. Пушку можно разложить из походного положения в боевое.

Компанию пушке при съемке составили журнальный трактор Сталинец и Jeep Willys от Cararama.


















Отдельное фото Трактора (в первых выпусках еще были рассеиватели на фарах).

Фото Jeep Willys с прицепом. На мой взгляд, модель смотрится поинтереснее анонсированного журнального аналога.



И немного фото в естественных цветах.





diecast-43.livejournal.com

технические характеристики. Самоходная гаубица (фото)

Новости и общество 27 октября 2014

С момента появления артиллерии в арсеналах армий разных стран возникла необходимость в специализации различных типов орудий по их назначению. Постоянное совершенствование оборонительных фортификационных сооружений, наступательной техники и тактики ведения боя привело к делению мощных средств поражения на классы.

Древние камнеметы

Собственно, осадные устройства — дальние предки артиллерийских орудий — помогали атакующим ратникам захватывать замки и крепости задолго до начала массового применения пороха. В катапультах и баллистах для сообщения начальной скорости снарядам (а это обычно были камни, емкости с кипящей смолой, большие стелы или бревна) использовали упругие свойства растягиваемых канатов, в которые при изготовлении вплетали металлическую проволоку. Импульс, накопленный при закручивании, высвобождался в момент освобождения особого замка. Тогда же и возникло слово «гаубица». Технические характеристики «камнеметной машины» (так с немецкого языка переводится слово Haubitz) были очень скромными, стреляли они на пару десятков метров и производили больше психологическое воздействие, хотя при определенных условиях и хорошей выучке расчетов вполне могли стать причиной пожара (если снаряд был зажигательным). Прогресс в области смертоносных устройств привел к повышению роли средств дистанционного поражения.

Классы артиллерии

Начиная с четырнадцатого века, европейские армии начали применять артиллерию. Мортиры в то время стали наиболее мощным классом орудий. Даже само их зловещее название (произошедшее от голландского mortier, в свою очередь заимствовавшего латинский корень mort — «смерть») указывало на высокую убойную эффективность. Далее по нисходящей шла гаубица, технические характеристики которой (вес снаряда и дальность) несколько уступали таковым у мортиры. Самым распространенным и мобильным классом считалась пушка (canon). Калибры отличались, но дело было не только в них. Главным признаком класса орудий была конструкция ствола, обуславливающая их назначение. По тому, какую структуру имеет артиллерия армии того или иного государства, уже тогда можно было делать выводы о стратегических замыслах и военной доктрине его правительства.

Видео по теме

Эволюция мортир и гаубиц

В Первую мировую войну позиционный характер боевых действий побудил воюющие стороны применять тяжелые осадные орудия. Слово «мортира» вышло из употребления вскоре после победы над нацистской Германией в 1945 году. Короткоствольные толстые уродцы уступили место более легким крупнокалиберным минометам и штурмовой бомбардировочной авиации. После включения в арсеналы практически всех стран ракет, в том числе и баллистических, надобность в использовании тяжелых труднотранспортируемых и неповоротливых орудий полностью исчерпалась. Последними попытками применить их стали потуги немецких конструкторов создать некие ужасающие своими размерами чудища вроде «Карла», имевшего калибр 600 мм. Главным отличием этого устаревшего класса был короткий ствол с толстыми стенками. Большой угол возвышения примерно соответствовал современному минометному показателю. Картузный способ заряжания, оставшийся сегодня главным образом у мощных корабельных и береговых орудий, также не способствовал популярности мортир. Взрывчатые вещества имеют большую удельную поверхность, они гигроскопичны, а в условиях реального фронта обеспечить условия хранения при фиксированной влажности практически невозможно. А вот масса снаряда и дальность стрельбы гаубицы стали такими, что на этот класс артиллерии стало вполне возможным возлагать те функции, которые раньше выполняла мортира.

Параболические траектории, или Зачем нужны гаубицы?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует для начала рассмотреть баллистические траектории разных классов орудий. Всем известно, что выпущенное с начальной линейной скоростью физическое тело, будь то обычный камушек или пуля, летит не по прямой, а по параболе. Параметры этой фигуры могут быть разными, но при одном и том же стартовом импульсе увеличение угла возвышения приведет к уменьшению горизонтальной дистанции, на которую этот предмет полетит. Высота будет максимальной при прямом угле к горизонтали, но в этом случае возникает риск, что запущенный снаряд (или тот же камушек) упадет прямо на голову метателя. Крутизна траектории и есть то, чем отличается гаубица от пушки. Она же определяет и назначение орудия.

В каких случаях и из чего стрелять

Если допустить, что противник стремится овладеть позициями какой-либо армии, то от него следует ожидать атаки. На предварительно обстрелянный укрепленный район устремятся танки и пехота, поддерживаемые штурмовой авиацией. В ответ обороняющаяся сторона будет применять контрмеры, вести огонь из собственной артиллерии и стрелкового оружия. Но если атака ожидаема, то предварительно будут возведены соответствующие полевые фортификации, вырыты траншеи полного профиля, построены ДЗОТы и ДОТы, сектора обстрела которых затруднят разминирование полосы обороны. В общем, каждая из сторон сделает все, чтобы затруднить действия противника. В этой ситуации огонь по углубленным в землю обороняющимся подразделениям можно вести только по траектории, называемой навесной. Настильная (то есть практически параллельная горизонту) стрельба окажется малоэффективной: вражеские солдаты надежно укрыты за брустверами и другими защитными сооружениями. Почти бесполезной окажется обычная пушка. Гаубица, характеристика которой навесная, поможет «выкурить» обороняющихся из окопов и блиндажей, обрушивая снаряды на их головы прямо с неба. Из пушек же стреляют те, кто защищается. Им нужно уничтожить как можно больше вражеских танков и солдат, бегущих к позициям. Они стремятся отбить атаку.

Гаубичный калибр

Задачи современной гаубичной артиллерии далеко вышли за ранее очерченный круг. Навесная траектория снаряда хороша не только для поражения живой силы, укрытой в окопах и блиндажах, но и для других целей. Укрепрайоны защищены зачастую толстым слоем железобетона и глубоко врыты в грунт. Лобовая броня танков и другой бронетехники способна выдержать воздействие многих бронебойных средств, в то же время сверху у нее уязвимых мест больше. Если у обычной пушки высокая точность достигается благодаря большой начальной скорости снаряда, то одним из условий достижения последнего параметра является относительно малый вес этого самого снаряда. Большой калибр – вот чем отличается гаубица от пушки. Для этого класса орудий нужны 100-миллиметровые снаряды, а бывают еще и более крупные.

Б-4

Гаубица – орудие тяжелое, и это ее свойство, в сочетании с наступательным назначением, создает определенные трудности. Примером ее довольно удачного применения может служить знаменитая Б-4 (52-Г-625), созданная в тридцатые годы и прошедшая всю войну. Масса орудия, включая лафет, ствол с откатными частями и качающуюся часть, превышает 17 (!) тонн. Для того чтобы перемещать ее, необходим трактор-тягач. С целью снижения удельной нагрузки на грунт применено гусеничное шасси. Калибр этого орудия – 203 мм, или 8 дюймов. Снаряд поднять тяжело, он весит от центнера до 145 килограммов (бетонобойный вариант), поэтому подача боеприпаса осуществляется по специальному рольгангу. Расчет состоит из пятнадцати человек. При относительно невысокой начальной скорости снаряда (от 300 до 600 м/с) дальность стрельбы гаубицы Б-4 превышает 17 км. Максимальная скорострельность – один выстрел за две минуты. Орудие обладало огромной разрушающей силой, что было продемонстрировано при штурме линии Маннергейма во время Зимней войны с Финляндией. Однако уже через несколько лет стало ясно, что будущее принадлежит самоходным артиллерийским системам.

СУ-152

Следующим шагом, сделанным советскими конструкторами в направлении создания наиболее совершенных самоходных установок, стала СУ-152. Она послужила эдаким ответом на появление мощно бронированных немецких танков, оснащенных длинноствольными орудиями, позволяющими вести огонь по нашей технике с дальних дистанций (километр и более). Самым верным способом уничтожить хорошо защищенную цель представлялось ее накрытие тяжелым снарядом, летящим по навесной параболической траектории. Гаубица 152 мм калибра МЛ-20, установленная на танковую (КВ) ходовую часть с неподвижной рубкой и снабженная механизмами доворота, оказалась средством, способным решить эту задачу.

«Гвоздика»

Послевоенный период в военно-техническом аспекте характеризуется как время стремительного роста технологических возможностей. На смену поршневым авиационным двигателям приходит реактивная тяга. Часть задач, традиционно поручавшихся артиллеристам, начинают решать ракетчики. Однако в то же время происходит и переоценка соотношения эффективности и цены. Холодная война в определенном смысле стала и соревнованием экономических систем. Времена, когда «за ценой не стояли», прошло. Выяснилось, что стоимость одного артиллерийского выстрела значительно ниже, чем пуска тактической ракеты при примерно равной эффективности, выраженной в разрушительной силе. В СССР это поняли не сразу: хрущевское руководство впало в определенную эйфорию после появления в арсенале Советской Армии ракетных средств доставки. В 1967 году на Харьковском тракторном (разумеется) заводе была разработана «Гвоздика» — первая советская «цветочная» самоходная гаубица. Технические характеристики существенно превосходили параметры всех артиллерийских орудий, выпускавшихся военно-промышленным комплексом СССР ранее. Предусматривалось использование активно-реактивных снарядов (некоего гибрида артиллерийского боеприпаса с ракетой), в этом случае дальность стрельбы увеличивалась от 15,3 километров до 21,9. Заряды могли быть разными: кумулятивными, осколочно-фугасными, радиоэлектронными (создающими помехи), дымовыми и прочими, включая специальные (химические). Большое расстояние до конечной точки траектории позволяло применять оружие массового поражения. В легкобронированном корпусе размещался боекомплект из сорока снарядов.

«Акация»

Гаубица, разработанная в середине — конце шестидесятых, поступила на вооружение в 1970 году. Она может стрелять на расстояние 20-30 км (в зависимости от модификации). Сама машина достаточно легкая, весит намного меньше среднего танка, что было достигнуто уменьшением массы брони. Возможно также ведение огня прямой наводкой, но основное назначение остается прежним — дистанционное поражение целей. Ходовая часть выполнена по переднемоторной схеме, оправдавшей себя еще в военные годы. В конструкции учтен опыт создания САУ-100, а побудительным мотивом для реминисценции стало наличие у американцев орудия М-109, способного стрелять маломощным ядерным тактическим зарядом (тротиловый эквивалент 100 т). Ответом стала «Акация» — гаубица с не худшими характеристиками.

Чешская «Дана»

Чаще всего армии социалистических стран имели на вооружении советские образцы боевой техники, но случались и исключения. Очевидно, вспомнив о былой славе (а до Второй мировой войны Чехословакия была одним из ведущих производителей оружия в Европе и мире), инженеры из ЧССР в середине семидесятых годов спроектировали и изготовили новое артиллерийское орудие, обладающее рядом выдающихся для того времени тактико-технических данных. Самоходная гаубица «Дана» отличалась высокой скорострельностью (один выстрел в минуту), имела относительно небольшой расчет (6 человек), но главным ее достоинством было замечательное шасси «Татра», с высокой проходимостью, маневренностью и скоростью. Руководством страны даже рассматривалась возможность приобретения этого чешского чуда для нужд Советской Армии, но, зная о том, что в нашей стране ведутся работы по созданию собственных, еще более совершенных гаубичных орудий, от этой мысли отказались, ограничась закупкой нескольких экземпляров для изучения «братского опыта». Самоходная гаубица «Дана» и сегодня состоит на вооружении Чехии, Словакии, Польши, Ливии и нескольких других стран, куда это орудие поставлялось уже после распада СССР. Во время грузино-осетинского конфликта Российская Армия захватила три «Даны» в качестве трофеев.

Д-30: артиллерийская классика

При всем обилии самоходных артиллерийских систем, наиболее дешевым вариантом остается обычная колесная гаубица. 152-мм орудие советского производства известно своим характерным силуэтом во всем мире. В боевом положении лафет, раскладываясь, полностью упирается тремя станинами в грунт, так, что колеса не касаются земли, что обеспечивает — с одной стороны — надежный упор, а с другой — позволяет вести круговой обстрел. Главная характеристика гаубицы Д-30 – дистанция выстрела до 5,3 км, чего в большинстве случаев вполне достаточно. Транспортирование орудия не составляет проблемы: оно весит 3,2 тонны, что создает возможность провозить ее почти по всем мостам, а в роли тягача можно использовать обычный «Урал». Простота, надежность и высокая эффективность – вот характерные черты русского оружия. Д-30 и Д-30А охотно закупают для оборонных нужд разные страны, а некоторые из них (Китай, Югославия, Египет, Ирак) сочли нужным приобрести документацию на их производство. И еще одну важную функцию выполняет эта гаубица. Фото, на котором в Петропавловской крепости дают традиционный полуденный залп, непременно украшает это орудие.

Щит и меч

Гаубицы России – непременная составляющая артиллерийско-ракетного щита страны. Их наступательное назначение не говорит об агрессивности военной доктрины, но ведь ни одна армия мира не исключает возможности атаковать или наносить упреждающие удары, верно? К тому же мало какой вид артиллерии претерпел столь значительные изменения и универсализацию функциональных возможностей, как гаубица. Технические характеристики этого орудия позволяют использовать его и для ведения огня по настильной траектории, то есть применять для обороны, в том числе и противотанковой.

А порох нужно всегда сухим держать.

Источник: fb.ru

monateka.com

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года Фото. Видео. Устройство

203-мм гаубицы Б-4 образца 1931 года составляли основу советской артиллерии большой и особой мощности РВГК. По мнению многих военных специалистов, в том числе и германских, эта гаубица представляла собой необычное, но весьма эффективное артиллерийское орудие. Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть.

203-мм гаубица Б-4 — видео

Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года». Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.

Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

Верхний станок лафета гаубицы Б-4 представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нем при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего ±4°. Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в соответствующую сторону все орудие. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. прикрепленный к люльке. С его помощью орудие можно было наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.

Система противооткатных устройств включала гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Все противооткатные устройства при накате оставались неподвижными. Устойчивость орудия при стрельбе обеспечивалась также сошником, закрепленным на хоботовой части нижнего станка. В лобовой части нижнего станка были закреплены литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось. На конус боевой оси надевались гусеницы.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне — Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela)

 

Гаубицы Б-4 имели стволы двух типов: скрепленные без лейнера и с лейнером, а также стволы-моноблоки с лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Вне зависимости от типа ствола длина его составляла 25 калибров, длина нарезной части — 19,6 калибров. В канале ствола были выполнены 64 нареза постоянной крутизны. Затвор был поршневым, использовались как двухтактные, так и трехтактные затворы. Масса ствола с затвором составляла 5200 кг.

Гаубица могла стрелять различными фугасными и бетонобойными снарядами, включая снаряды, поставлявшиеся из Великобритании в Россию в годы Первой мировой войны. Предусматривалось использование полного и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а 11-го — 3,24 кг. При стрельбе полным зарядом снаряды Ф-625Д, Г-620 и Г-620Ш имели начальную скорость 607 м/с и обеспечивали поражение целей, удаленных на расстояние до 17 890 м. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) и переменным зарядам, дающим 12 разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Заряжание производилось с помощью крана с ручным приводом. Темп стрельбы составлял 1 выстрел в 2 минуты.

На позиции 203-мм гаубицы Б-4 гвардии сержанта Ивана Самойлова. 1-й Украинский фронт. А что касается снарядов на переднем плане (кажутся слишком большими), я конечно не специалист в фотографии, но мне кажется, что это просто эффект укрупнения предметов на переднем плане при близко поднесенном к ним объективе, это перспективные искажения (короткофокусная перспектива). Снаряды вполне «родные».

 

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.

Гаубицы образца 1931 года выпускались серийно на 3 артиллерийских заводах «Большевик», «Баррикады» и Новокраматорский завод. В связи с тем, что технологи каждого завода приспосабливали конструкцию гаубицы к производственным возможностям своего завода, поступившие на вооружение РККА гаубицы существенно отличались друг от друга. Не устранила это и проведенная в 1937 г. работа по выпуску единых для всех заводов чертежей.

Всего к 1941 г. было произведено 977 гаубиц образца 1931 года (Б-4) стандартной модификации БМ (большой мощности) и 31 гаубица модификации ММ (малой мощности). отличавшейся стволом с уменьшенной на 3 калибра длиной. Здесь следует также упомянуть о 203-мм самоходной гаубице С-74, разработанной в 1943 г. конструкторами бюро под руководством В Г. Грабина. Она представляла собой шасси танка КВ-1с, на котором открыто была смонтирована вращающаяся часть гаубицы Б-4. Установка прошла испытания в начале 1944 г., но на вооружение РККА ее не приняли.

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1.03.1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4 (одна в декабре 1939 года и три в январе—феврале 1940 года). К 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубиц Б-4, из которых 41 гаубица нуждалась в капитальном ремонте.

К началу войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло 2 гаубицы, соответственно одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы. 112 тракторов, 242 автомобиля. 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4. то есть всего по штату 792 гаубицы, а фактически в полках состояло 727 гаубиц. С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4. а от промышленности получено в ходе войны 105 гаубиц.

В начале войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так. в г. Дубно был захвачен немцами 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203-мм гаубиц Б-4. Трофейные гаубицы получили германское обозначение 20,3 см HaubiUe 503 (г). Они состояли на вооружении нескольких тяжелых артиллерийских дивизионов РКГ Вермахта.

Что касается советских гаубичных артиллерийских полков большой мощности, то большая часть из них с началом войны была отведена в тыл. Их начали активно использовать в боевых действиях с конца 1942 г., когда стратегическая инициатива оказалась в руках Красной Армии. К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и 4 отдельных полках артиллерии большой мощности РВГК имелось 760 203-мм гаубиц образца 1931 года.

Характеристики боеприпасов гаубицы Б-4

— Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а одного переменного — 3,24 кг.

Номенклатура боеприпасов гаубицы Б-4

— Фугасный снаряд Ф-625Д
— Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
— Бетонобойный снаряд Г-620
— Бетонобойный снаряд Г-620Т
— Снаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.

Дульная скорость снаряда, м/с:

— Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
— Бетонобойного: 607

Масса снаряда гаубицы Б-4

— Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
— Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146

Советские артиллеристы готовят к выстрелу 203-мм гаубицу Б-4

Тактико-технические характеристики гаубицы Б-4

— Годы выпуска: 1937—1941
— Выпущено: 889 штук

Расчёт: 15 человек

Габаритные размеры гаубицы Б-4

Ствол
— Калибр, мм: 203,2
— Длина ствола, мм/клб: 5087/25
— Длина канала, мм: 4894
— Длина нарезной части, мм: 3981
— Длина хода нарезов, клб: 20
— Число нарезов: 64
— Глубина нареза, мм: 2,0
— Ширина нареза, мм: 6,0
— Ширина поля, мм: 3,97
— Масса ствола с затвором, кг: 5200

Лафет
— Угол ВН, град: 0—60°
— Угол ГН, град: ±4°
— Длина отката переменная, мм: 850—1400
— Высота линии огня, мм: 1920
— Ширина хода (на середине траков), мм: 1910
— Длина системы в боевом положении, мм: 9365
— Ширина системы в боевом положении, мм: 2490
— Ширина трака, мм: 460

Вес гаубицы Б-4

— Система в боевом положении: 17 700 кг
— Масса в походном положении: 19 000 кг

— Откатные части со стволом: 5440 кг
— Качающаяся часть: 7900 кг
— Лафет: 12 500 кг
— Масса лафетной повозки с передком: 13 800 кг

Орудийная повозка Бр-10
— Масса пустой повозки, кг: около 5400
— Масса повозки Бр-10 со стволом, кг: около 10 600

Орудийная повозка с колёсами тракторного типа
— Масса повозки со стволом, кг: 9590

Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)
— Масса повозки без ствола, кг: около 7700
— Масса повозки со стволом, кг: около 12 900

Дальность стрельбы гаубицы Б-4

— максимальная дальность стрельбы: 17,89 км

Скорострельность гаубицы Б-4

— 1 выстрел в 2 минуты

Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15

Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.

Тягач: АТ-Т, в послевоенное время.

 

Фото гаубицы Б-4

Советский артиллерийский тягач «Ворошиловец» буксирует 203-мм гаубицу Б-4 на окраине Берлине

 

Транспортировка ствольной повозки («тракторного типа») советской 203-мм гаубицы Б-4 по улицам разрушенного немецкого города. Левее транспортируемой ствольной повозки движется советская автомобильная колонна.

 

Бойцы заряжают 203-мм гаубицу Б-4 для обстрела финского укрепления

 

Красноармейцы за чисткой 203-мм гаубицы Б-4 на Карельском перешейке

 

Советская 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4), выведенная из строя и брошенная в районе Дубно

 

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на одной из улиц Берлина

 

Советская 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) во время парада в Киеве. На втором плане трактора-тягачи С-60 «Сталинец» буксируют 203-мм гаубицы Б-4

 

Советский артиллерист-наводчик у прицела советской 203-мм гаубицы большой мощности образца 1931 года (Б-4). Наведение гаубицы производилось посредством артиллерийской панорамы ПГ-1 (панорама Герца). У бойца на гимнастерке нагрудный знак «За отличную артиллерийскую подготовку» (слева) и нагрудный знак «ГТО» (справа). В люльке для заряжание уже подготовлен картузный заряд, скоро полетит «чумадан» к немцам!

 

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 заряжает орудие

 

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на окраине Воронежа. Дослали снаряд, на лотке уже лежит пороховый картуз в белой хлопчатой ткани. Опасно стрелять через ветки, может сработать взрыватель. Наверное стреляют только «на фугасный» и не боятся этим. И по конкретной цели — разчистили узкий проем, а вероятно ведут огонь с большим углом возвышения. Ствол в позиции заряжения, почти горизонтален. Стрельба на поражение — еще дым идет от первого выстрела, а уже второй снаряд в камору. Перед началом стрельбы первый в ствол, второй на лотке. Третий уже не так быстрый будет, нужно поднимать на лоток.

 

Советская 203-мм гаубица Б-4 (образца 1931 г.), захваченная немцами. Отсутствует ствол орудия, который транспортировался отдельно. 1941 год, предположительно Белоруссия. Немецкий снимок. Широкорад утверждает, что в районе Дубно немцы захватили 27 исправных гаубиц Б-4 из состава 529-го артиллерийского гаубичного полка большой мощности (возможно на фото они). Немцы присвоили им обозначение 20,3см Н.503/1(r) и H.503/2(r)(разница в длине ствола). На март 1944 г. на восточном фронте находилось 3 гаубицы Н.503/1(r).

 

Советские артиллеристы пишут на снарядах «Гитлеру», «В Берлин», «По Рейхстагу». У артиллериста возле снаряда с надписью «лично», очень похоже, медали «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы». На заднем плане 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) на сколько мне известно на фото 100 кг «чемоданы».

Добавить комментарий

oruzhie.info

Артиллерия — бог войны

Вторая часть поста про всякое разное, чему посвящать отдельные посты, в силу недостатка/переизбытка информации, кажется неверным.

1. Дебри китайских интернетов.
2. Дебри испанского фейсбука.
3. Дебри австрийских интернетов.
4. Дебри национальных архивов.
5. Бразильская шнейдеровская береговая 150-мм пушка, >3 фото. [в железе]

[Тыц 1]
Некий китайский форум. Весь не исследовал, но в этой теме >20 фото (качества от «сойдёт» до «хорошо», открываются драг-н-дропом) гоминьдановских ПТО, МЗА, ПВО различного происхождения.

[Тыц 2]
Испанские береговые оборонщики. Дам ссылки на 3 альбома групп из FB, в которых ОЧЕНЬ много фото. Но большая часть — фото укреплений, а непосредственно фото артиллерии почти всегда среднего качества. Зато есть интересные архивные фотки производства, транспортировки и монтажа 15-дм береговых орудий и корабельных пушек. Первый, второй, третий.

[Отдельно вытяну фотографию 105-мм виккерсовской полевой]

Кликабельно.

[Тыц 3]
Некий австрийский сайт, посвящённый армии Австро-Венгрии. На этой страничке >20 фото (отличного качества, открываются кликом колёсика) захваченных у итальянцев орудий, особенно много шнейдеровской Mortaio da 260/9 Mod. 16.

[Тыц 4]
Голландский архив. Что-то найти можно, качество изредка отличное.
Испанская библиотека Сеговии. Честно скажу — не разобрался что там и куда, но ссылку дам, может кто пытливый осилит.
Французские архивы. Конкретно эта ссылка ведёт на сборник альбомов продукции Шнейдера (до ПМВ, ПМВ и альбом с аргентинскими орудиями 1928 г.). Насколько я понял, здесь фотки со скопытившегося пару лет назад другого французского архива.

[Тыц 5]

Кликабельно. Источник.

Кликабельно. Источник.

Кликабельно. Источник. Если полистать чуть дальше, будут общие планы орудий. Их там три штуки сохранилось, но стоят все так, что вид спереди почти не получить (если только с воздуха не снимать).

На этом пока всё. Третья часть если и будет, то не в ближайшее время (хотя идея что для неё собрать появилась).

P.S. Надеюсь тэгов не слишком много, хех.

ru-artillery.livejournal.com

Гаубица М-30 (Тула): myauu

Памятник гаубице М-30 установлен на северном въезде в Тулу на улице Октябрьская, внутри разворотного кольца троллейбуса (бывшая конечная маршрута №4).
Проехать к памятнику можно на городском и пригородном общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости (остановка «Станция Северная»).
Разворотное кольцо практически не используется и представляет собой отличную парковку в непосредственной близости от памятника.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Постамент памятника (высота около 130 сантиметров) находится в состоянии активного ремонта. Торчит арматура.

Дата съёмки — 12 апреля 2014 года.

01.


все фото кликабельны до 3648х2736

«В этом районе в ноябре-декабре 1941 г. размещались артиллерийские части, которые вели бои по разгрому немецко-фашистских войск.
Установлено в ноябре 1966 г.»

Это четвёртый памятник установленный в ноябре 1966 года.
(первый — пушка ЗИС-2, второй — зенитка 52К, третий — танк Т-34-85)

02.


122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463) — советская гаубица периода Второй мировой войны.
Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.
Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.
По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века.
Оснащение артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.
(здесь и далее: wikipedia)

03.


Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года.
Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок.
Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг.
Колёса были взяты от пушки Ф-22.
Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы.
Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года.
Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

04.


Доработка орудия шла тяжело.
22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания,
снова выявившие ряд недостатков.
Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания,
а новые войсковые испытания не проводить.
Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно.
Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

05.


М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника.
Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов.
Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника.
Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков.
У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

06.


Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году.
При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами
с установкой взрывателя на фугасное действие.
Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным,
вплоть до срыва башни с погона.
Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

07.


Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.
Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором.
М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание.

08.


Младший фотографирует станины.

09.


Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела.
Спуск производится нажатием гашетки с помощью соединенного с ней спускового шнура.

10.


Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой.

11.


Казённая часть орудия с правой стороны.

12.


Место для установки панорамы Герца.

13.


Противооткатные устройства — откатник и накатник.

14.


Дульный срез ствола. Можно рассмотреть полосы нарезов.

15.


Маховик вертикальной наводки орудия. Сохранилась деревянная ручка.

16.


Зубчатый сектор механизма вертикальной наводки орудия.

17.


Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием.
Колёса металлические с резиновыми шинами, рессоры пластинчатые.
Возка орудия механической тягой обычно производилась без передка непосредственно за тягачом, максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и просёлочным дорогам.
Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестёркой лошадей.

18.


При разведении станин подрессоривание выключается автоматически, при отсутствии места или времени для разведения станин допускается стрельба при сведённых станинах в походном положении.
Угол горизонтального обстрела при этом уменьшается до 1°30′.

19.


Время перехода из походного положения в боевое составляло 1,0—1,5 минуты.
Лафет гаубицы М-30 был впоследствии использован при создании 152-мм гаубицы Д-1.

20.


Рукоятка механизма тормоза колёсного хода.

21.


Ссылки:
Wikimapia
Панорама на Yandex
KMZ-файл

Координаты:
54°14’22.21″С
37°37’12.75″В

myauu.livejournal.com

203-мм гаубица большой мощности Б-4

Ствол гаубицы закреплялся на противооткатных устройствах, выполненных на основе гидравлического тормоза отката и гидропневматического откатника. Во время выстрела все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны. В качестве дополнительного средства обеспечения стабильности при стрельбе использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета.

Люлька с орудием устанавливалась на т.н. верхний лафет – конструкцию, обеспечивавшую наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С гусеничным шасси верхний лафет контактировал при помощи вертикального боевого штыря, на котором мог вращаться при использовании механизмов наведения. Конструкция лафета и ограничения, связанные с мощностью отдачи, позволяли осуществлять горизонтальную наводку только в пределах сектора шириной 8°. При необходимости перенесения огня на больший угол приходилось разворачивать все орудие.

К люльке крепился зубчатый сектор механизма подъема. С его помощью можно было изменять угол возвышения ствола в пределах от 0° до 60°. Отрицательные углы вертикальной наводки не предусматривались. В составе механизма подъема имелась система быстрого приведения орудия к углу заряжания. С ее помощью ствол автоматически опускался и позволял производить заряжание.

Все агрегаты буксируемой гаубицы Б-4 устанавливались на гусеничном ходу оригинальной конструкции. Орудие оснащалось гусеницами шириной 460 мм, системой подрессоривания, тормозами и т.д. В задней части гусеничного хода предусматривалась станина с сошником для упора в грунт. Гусеничный лафет 203-мм гаубицы обр. 1931 года в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий: 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5.

Новая гаубица большой мощности была одним из самых крупных и тяжелых отечественных артиллерийских орудий того времени. В собранном виде орудие имело длину около 9,4 м и ширину почти 2,5 м. Высота линии огня составляла 1910 мм. Длина ствола с затвором превышала 5,1 м, а их общий вес достигал 5200 кг. С учетом т.н. откатных частей ствол весил 5,44 т. Лафет имел массу 12,5 т. Таким образом, готовая к стрельбе гаубица весила 17,7 т, не считая различных вспомогательных средств и боекомплекта. Ствольная повозка Б-29 на гусеничном ходу имела собственную массу на уровне 7,7 т, вес повозки со стволом достигал 13 т. Колесная повозка Бр-10 весила 5,4 т или 10,6 т со стволом.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *