5 фактов о самолете Ил-76МД-90А — Российская газета
9 февраля 1977 года скончался Сергей Ильюшин — выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР. ОКБ, которое он возглавлял, сегодня считается одним из ведущих российских предприятий по разработке авиатехники. В число самолетов, сконструированных ильюшинцами, входит и Ил-76 — тяжелый транспортный самолет, составляющий основу военно-транспортной авиации России и Украины и состоящий на вооружении во многих странах СНГ и дальнего зарубежья.
Сейчас в Ульяновске заканчивают сборку первого серийного Ил-76МД-90А, модернизированной версии знаменитого военного транспортника. Мы собрали пять фактов о машине, которая уже в нынешнем году должна поступить на вооружение в воздушные силы РФ.
1. Проект «476»
Ил-76 собирали на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова. С 70-х годов на предприятии, в общей сложности, было построено около 1000 самолетов, из которых более 100 отправили на экспорт.
Решение о переносе производства самолетов Ил-76 в Ульяновск было принято в марте 2006 года президентом РФ. Авиазавод «Авиастар-СП», созданный для производства больших самолетов (Ан-124 «Руслан»), в то время был загружен по минимуму. Решение принималось в короткие сроки. 3 апреля на «Авиастаре» прошло срочное совещание руководящего состава. А в 23.00 того же дня в Объединенную авиастроительную корпорацию отправились предложения, включающие полную информацию о производственных площадях, персонале, уровню цифровых технологий предприятия, кооперации с другими заводами, возможными темпами выпуска.
14 июля 2006 года вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Проект получил кодовое название «476».
2. Первая «цифра»
В общей сложности работа над глубокой модернизацией воздушного судна Ил-76 заняла пять лет. Активно работали как конструкторы, так и будущие производители. Ульяновский авиазавод в короткие сроки совершил «цифровую революцию»: ранее самолеты здесь строили по плазово-шаблонному методу (когда макет деталей вырезали, в полную величину, из металла). Ил-76МД-90А стал первым воздушным судном, который ульяновцы полностью сделали с использованием цифровых технологий.
Процесс перехода был трудоемким: пока оцифровывались чертежи, работники обучались компьютерным технологиям. Лишь небольшая часть чертежей была выпущена на бумаге (например, электрика), но после отработки на первом самолете, ее перевели в электронную модель.
3. Главные отличия от Ил-76
Несмотря на внешнее сходство, модернизированный вариант серьезно отличается от предшественника. Ил-76МД-90А имеет иную конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190). На крыле базовой машины был разъем посередине; сейчас же стоят цельные 24-метровые панели, что увеличило ресурс.
Изменения претерпела и «начинка» самолета. Он оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, перспективным пилотажно-навигационным комплексом «Купол-3». Новый цифровой автопилот позволяет совершать посадку по второй категории ИКАО, когда самолет доводится до высоты 30 метров над взлетно-посадочной полосой в автоматическом режиме, а затем сажается уже в ручном. Предшественник летал по первой категории (в этом случае высота принятия решения — 60 метров). Это новшество позволит расширить область эксплуатации воздушного судна, в первую очередь, в Европе, где погодные условия могут быть более «тяжелыми».
Также самолет оснащен так называемой стеклянной кабиной. Вместо привычных глазу аналоговых приборов здесь установлено цифровое поле индикации самолетных систем и оборудования. В кабине самолета восемь экранов (шесть у летчиков и два — у штурмана). Такой вариант более информативен: летчикам гораздо проще воспринимать компактный кадр, где отражено пространственное положение самолета, его скорость, высота и прочие пилотажные параметры.
4. Особенности самолета
Разработчики считают, что модицифицированный самолет составит серьезную конкуренцию западным воздушным «грузовикам». Аналогов в классе рамповых судов сегодня ему нет. Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических условиях практически без ограничений. Российский самолет более неприхотлив, по сравнению с западными, для него не нужна особая инфраструктура, он не нуждается в постоянном серьезном обслуживании. Это — важное качество для эксплуатации труднодоступных районах.
Еще одна особенность модернизированного Ил-76 — возможность использования в самых разных сферах: в качестве военно-транспортного самолета, топливозаправщика, для тушения пожаров. Разработчики намерены создать и гражданскую версию самолета, которая наверняка будет востребована коммерческими авиакомпаниями.
5. Заказчики
Сейчас главный заказчик воздушного судна — Минобороны РФ. Из-за этого сборка «изделия 476» до начала 2012 года шла за закрытыми дверями. Впервые воздушное судно показали журналистам в январе, во время визита на «Авиастар» вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина.
По госконтракту с военным ведомством ульяновцы должны собрать 39 Ил-76МД-90А; в нынешнем году ожидается подписание контракта на поставку Минобороны топливозаправщиков Ил-78, которые будут созданы на базе Ил-76МД. Также этот тип самолета востребован для спецбортов, которые изготавливают в Таганроге. Таким образом, до 2020 года ульяновцы должны будут построить до 80-83 самолетов.
В декабре 2013 года завершился первый этап государственных совместных испытаний модернизированного Ил-76. Экипаж протестировал предельные по прочности режимы и перегрузки, выполнил полеты с максимальным взлетным (210 тонн) и посадочным (170 тонн) весом, отработал методику ухода воздушного судна на второй круг при отказе одного и двух двигателей. Второй этап госиспытаний намечен на весну. До этого срока самолет нужно будет доработать под техзадание военных. Первый самолет заказчику ульяновцы должны передать в ноябре 2014 года.
Сейчас на авиазаводе, в разной стадии готовности, стоят три первых серийных модернизированных Ил-76. Еще десять заложены в цехах заготовительного производства.
Характеристики самолета Ил-76МД-90А
Размах крыльев — 50,5 метра
Площадь крыла — 300 квадратных метра
Длина 46,6 метра
Размеры грузовой кабины: длина — 24,54 метра, ширина — 3,45 метра, высота — 3,4 метра
Максимальная взлётная масса — 210 тонн
Грузоподъемность — до 60 тонн
Крейсерская скорость — 780 — 850 км/ч
Дальность полета с нагрузкой 60 тонн — 4000 км
Экипаж — 5 человек
Количество десантников на борту — 126
rg.ru
Ил-76МД-90А, тяжелый транспортный самолет
Компания участник: Авиастар-СП, ЗАО
Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова.
Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.
Тяжелый оперативно-стратегический транспортный самолет Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России.
Так же Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 52 тонн. Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн.
Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла с четырьмя двигателями, установленными на крыле на пилонах, Т-образным хвостовым оперением и пятистоечной схемой шасси. В хвостовой части фюзеляжа снизу расположен грузовой люк с рампой для загрузки и выгрузки грузов и техники и осуществления десантирования. Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до до 7,5 кг/см²) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря, и выполнять полеты в любое время суток над сушей и водными пространствами.
Модернизация самолета, предусматривающая установку современных двигателей, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси значительно расширяет эксплуатационные возможности Ил-76МД-90А и увеличивает точность самолетовождения и десантирования. Самолет нового поколения
Основные конструктивные особенности самолета Ил-76МД-90А:
- Устанавливаются двигатели ПС-90А-76
- Новое крыло – применяются длинномерные панели
- Топливная система дорабатывается под новое крыло
- Устанавливается пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией
- Устанавливается цифровая САУ-76
- Устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76
- Дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90 А-76 и обеспечения индикации и контроля
- Устанавливается ВСУ ТА-12А
Установка современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 позволяет значительно повысить эксплуатационную эффективность самолета за счет:
- снижения удельного расхода топлива на 12%
- увеличения дальности полета на 18%
- снижения прямых эксплуатационных расходов
- соответствия уровня шума и эмиссии современным нормам ICAO
Десантно-транспортное оборудование:
Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях: для перевозки личного состава для парашютного десантирования десантников-парашютистов для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов для парашютного десантирования грузов и техники на платформах для безпарашютного сброса грузов с малых высот.
Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов. Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой.
Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу. На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах: в специальных нишах для десантирования платформ; на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов. Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения.
В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов. В двухпалубном варианте – до 225 военнослужащих. Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой. Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее: перевозить до 114 раненых и медицинский персонал осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым осуществлять тушение пожаров.
Летно-технические характеристики
Длина самолета, м | 46,60 |
Высота самолета на стоянке, м | 14,76 |
Размах крыла, м | 50,50 |
Площадь крыла (трапеции), м2 | 300,0 |
Колея шасси (по внешним колесам), м | 8,16 |
Диаметр миделевого сечения, м | 4,8 |
Количество двигателей | 4 |
Максимальная взлетная масса, т | 210 |
Максимальная коммерческая нагрузка, т | 52 |
Общая вместимость топливных баков, л | 109500 |
Крейсерская скорость, км/час | 820 … 850 |
Дальность полета, км: | |
при нагрузке 50 тонн | 4100 |
при нагрузке 40 тонн | 5400 |
при нагрузке 20 тонн | 8500 |
Высота полета, м | 9000…12000 |
Длина разбега, м | 1450 |
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м | 1700 |
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м | 930 |
Высота десантирования, м: | |
техники | 300…4000 |
десантников-парашютистов | до 8000 |
Скорость при парашютном десантировании, км/час: | |
техники | 260…400 |
десантников-парашютистов | 220…400 |
Число мест экипажа | 5 |
Перевозка военнослужащих: | |
десантников-парашютистов | 126 |
личного состава /при установке второй палубы | 145 /225 |
пострадавших, при установке санитарного оборудования | 114 |
Размеры грузовой кабины: | |
Длина с рампой, м | 24,50 |
Ширина, м | 3,45 |
Высота, м | 3,40 |
Объем грузовой кабины, м3 | 321 |
Ресурс самолета: | |
Календарный, лет | 30 |
Количество посадок | 10000 |
Количество летных часов | 30000 |
Видео
www.arms-expo.ru
Ил-76МД-90А | ПАО «Ил»
Общие сведения
22 сентября 2012 года в небо поднялся новый российский тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Первый испытательный полет завершился успешно, положив тем самым начало заводским летным испытаниям.Работы по проектированию тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и организации его серийного производства в РФ начались в 2007 году во исполнение поручения Президента РФ и распоряжений Правительства РФ. Самолет создавался в соответствии с требованиями Минпромторга России и основного заказчика – Министерства обороны РФ.
Головным исполнителем работ по подготовке производства и запуску самолетов Ил-76МД-90А в серийное производство является ОАО «ОАК — Транспортные самолеты».
Разрабатывал проект самолета ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Конструкторская документация создавалась по новой технологии проектирования в виде трехмерных цифровых моделей всех деталей планера. Первый летный образец изготовил АО «Авиастар-СП». Оба предприятия входят в состав ПАО «ОАК».
Самолет Ил-76МД-90А создан на базе серийного самолета Ил-76МД, в целях дальнейшего совершенствования самолетов этого типа и расширения их транспортных возможностей за счет модернизации крыла и установки более мощных, экономичных и малошумных двигателей ПС-90А-76 взамен двигателей Д-30КП-2.Ил-76МД-90А предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава, военной техники, грузов, топлива, контейнеров.
Модифицированные самолеты Ил-76МД-90А соответствуют нормам по уровню шума на местности, определяемым требованиям Главы 4 Приложения 16 стандарта ИКАО, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Это, наряду с возможностью самолетовождения по требованиям RNP-1, позволило расширить географию полетов самолетов Ил-76МД-90А как на внутренних, так и на зарубежных авиалиниях.
Полностью модернизирована кабина экипажа и комплекс оборудования. На самолете применено современное цифровое пилотажно – навигационное оборудование. На приборной панели летчиков расположены шесть многофункциональных цифровых экранов, на которых отображается вся информация, необходимая для управления самолетом. Рабочее место штурмана оборудовано многофункциональным индикатором, обеспечивающим отображение навигационной информации. Таким образом, на самолете реализована так называемая «стеклянная кабина», которая позволяет снизить нагрузку на экипаж и повысить безопасность полетов.
Все работы по модернизации самолета от начала проектирования и до выпуска летного образца проводились в цифровой форме с применением современных компьютерных систем. Вся конструкторско-технологическая документация на изделие полностью переведена в электронный вид и запущена в серийное производство в современных цифровых технологиях.
В 2016 году на вооружение ВКС России передано три самолета Ил-76МД-90А. Летчики Ивановского авиацентра ВТА приступили к освоению нового тяжелого военно-транспортного самолета.
В производстве в разной степени готовности находятся еще 10 самолетов Ил-76МД-90А, ведутся работы по созданию его модификаций. Так, в степени завершения находится строительство первого перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А. Ведется работа по созданию гражданской версии самолета.
www.ilyushin.org
Первый самолет Ил-76 МД-90А передали заказчику
Спустя годы после утраты Ан-124 Россия получила полноценный военно-гражданский транспортник, удобный для освоения Арктики и Сибири. Экспертам еще предстоит обсудить, в какой мере эта машина унаследовала достижения «Руслана».
В Ульяновске передали заказчику первый самолет Ил-76 МД-90А. Воздушное судно отправится на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева, где на его базе создадут специальный авиационный комплекс. Самолету, по просьбе региональных властей и решению Минобороны, дали имя «Ульяновск».
Модернизированный Ил-76 — первый серийный самолет в облике установочной партии. На авиазаводе «Авиастар-СП» его заложили два года назад. Это первое воздушное судно, полностью спроектированное и собранное ульяновцами при помощи цифровых технологий.
Пять полетов на Ил-76 МД-90А, в том числе, самый первый, совершил летчик-испытатель, герой России Николай Куимов.
— Самолет показал прекрасные характеристики: именно те, которые были в нем заложены. Один из полетов был выполнен с военными испытателями, которые дали добро на дальнейшую серийную эксплуатацию. Машина очень надежная. Испытания проводились, в том числе, и на посадку с двумя «отказавшими» с одной стороны двигателями, что считается критичным, с максимальным посадочным весом. Но все прошло успешно, — пояснил Куимов.
Форма воздушного судна осталась прежней, а вот «начинка» изменилась кардинально. Модернизированный Ил-76 имеет дисплейную (стеклянную) кабину с цифровыми приборами, мощный пилотажно-навигационный комплекс, цифровой автопилот, надежные двигатели, имеет характеристики, которые удовлетворяют как современным, так и перспективным требованиям ИКАО.
— По ряду параметров воздушное судно не только не отстает от западных самолетов, но и во многом их превосходит. Например, в возможности посадки на лед (Ил-76 в четвертый раз будет садиться в районе станции Молодежной в Антарктиде), а также на грунт без подготовки, парашютном десантировании техники и людей, автономной эксплуатации самолета за счет собственных возможностей. Таким образом, Ил-76 МД-90А имеет уровень самых современных образцов военно-транспортной и транспортной техники, — считает летчик-испытатель.
В Таганроге на базе самолета «Ульяновск», по заказу ВВС, будет создан специальный авиационный комплекс.
— У нас произойдет уникальное событие: встретятся два поколения Ил-76. Ульяновский, серийный самолет и два последних воздушных судна, которые были собраны в Ташкенте. Нам предстоит их собрать и модернизировать в А-50 (самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления). А через два года в ВВС поступит и комплекс, который будет создан на базе Ил-76 МД-90А, — пояснил генеральный директор ТАНТК имени Бериева Игорь Гаривадский.
В декабре госзаказчику — Минобороны — планируется передать следующий серийный самолет.
— В запуске у нас сейчас 13 Ил-76 МД-90А. В следующем году мы планируем сдать госзаказчику также два самолета. Но задача у авиазавода — построить к концу 2015 года перспективный топливозаправщик Ил-78. К 2018 году объем производства этих двух машин должен будет увеличиться до 18 самолетов в год, — пояснил руководитель «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.
По словам Главнокомандующего ВВС Виктора Бондарева, новые качества, полученные благодаря глубокой модернизации Ила, значительно расширяют сферу применения самолета.
— Это платформа для производства многоцелевых транспортных самолетов, обеспечивающих десантирование личного состава, перевозку военной техники, топлива, контейнеров, а также для создания специальных авиационных комплексов. Потенциал Ил-76 МД-90А отвечает современным требованиям ВВС страны и имеет большие перспективы на будущее, — подчеркнул Бондарев.
Источник: Российская Газета
Характеристики самолета Ил-76 МД-90А
Размах крыльев — 50,5 метра (73,3 у Руслана)
Площадь крыла — 300 квадратных метра
Длина 46,6 метра (69,1 у Руслана)
Размеры грузовой кабины: длина — 24,54 метра, ширина — 3,45 метра, высота — 3,4 метра (36,5/6,4/4,4 у Руслана)
Максимальная взлётная масса — 210 тонн (402 у Руслана)
Грузоподъемность — до 60 тонн (150/120 у Руслана)
Крейсерская скорость — 780 — 850 км/ч (800 — 850 км/ч у Руслана)
Дальность полета с нагрузкой 60 тонн — 4000 км (с грузом 40 тонн 11900 км у Руслана)
Экипаж — 5 человек
Количество десантников на борту — 126
Также предлагаем освежить представление о новом российском транспортнике, просмотрев талантливый фоторепортаж «Военного Обозрения» с техническими выкладками. Настоящая поэзия машин.
rusvesna.su