McDonnell Douglas F-15 Eagle. Фото. Характеристики.
Один из самых эффективных и распространенных истребителей ВВС США. Принятый на вооружение в 1973 г., он находится в строю и в XXI в. Долголетие этого самолета связано с большими возможностями его модернизации. За 20 лет с лишним было произведено несколько модификаций истребителя: А-15А, С,В,D, Е-15С — наиболее распространенная версия самолета: он предназначен как для выполнения задач, стоящих перед истребителем, так и для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям. Самолет F-15 G («Игл») относится к всепогодным ударным истребителям. На начало XXI в. ВВС США имеют на вооружении более 900 самолетов F-15 различных модификаций.
Разработка модернизированного F-15 датируется 1976 годом. Тогда были выставлены главные требования к облику новой машины. ВВС США заказали оснащение истребителей F-15C и F-15D новым комплектом вооружения − ракетами средней дальности AIM-120 AMRAAМ инерциального типа наведения с радиокоррекцией. Радиус действия таких ракет достигал 50 км.
F-15C/D увидел свет в 1979 г. В отличие от базовой модели, ему были присущи: усовершенствованное БРЭО, усиленная конструкция воздухозаборников и отдельных элементов планера, увеличенная емкость топливных баков, наличие узлов крепления несбрасываемых подвесных конформных баков.
Производство ракет AIM-120 затянулось, и комплектовать самолет этим видом вооружения стали только с 1991 года. До этого основным оружием, которое нес модернизированный F-15 , были ракеты УР с системой радионаведения AIM-7M Сnарроу, которые могли поразить воздушную цель на отдаленности до 45 км.
2 конформных бака имеют общую емкость 4265 кг горючего. Они крепятся под крылом по обеим сторонам борта. Название этих съемных баков-контейнеров − Fast Pack. Как показали испытания, благодаря применению конформных баков, радиус действия истребителя был увеличен на 71 %. Но в использовании контейнеров видели и другие перспективы. В частности на их держатели можно было подвесить до шести авиационных бомб массой 450 кг. Помимо этого, рассматривался вариант оснащения переднего отсека одного из контейнеров различным разведывательным или навигационным оборудованием, системами РЭП.
В них можно было разместить спиртово-водный раствор, применяемый для охлаждения воздуха, поступающего в компрессор двигателя, что давало кратковременную прибавку к тяге ТРДДФ, или вспомогательную силовую установку в виде двух ЖРД AR2-3A. Эти двигатели разгоняли самолет до сверхзвуковой скорости на высотах до 23 км.
Первый F-15 с подвесными Fast Pack поднялся в воздух 27.07.1979. Совершив пятичасовой перелет без промежуточных посадок, он приземлился в британском аэропорту города Фарнборо. Во время этого перелета опытный F-15 с контейнерами разогнали до скорости М=2, на нем проводились маневры с перегрузкой 5g. Как утверждали представители ВВС США, эти испытания существенно не повлияли на управляемость машины в полете. Но это были только слова. На деле контейнерами Fast Pack оснастили только ограниченное количество самолетов F-15C/D. Скорее всего, это было вызвано ухудшением ЛТХ при полете на сверхзвуковых скоростях.
На постоянной основе они стали комплектующими уже новой модификации многофункционального истребителя F-15E. Идеи с оснасткой контейнеров вооружением или разведывательным оборудованием так и не были воплощены в реальность.
Проведение летных испытаний и эксплуатация самолетов первых серий F-15A/B в частях ВВС определили множество технических недостатков. Поэтому самолет был направлен на доработки. В 1984 г. ВВС США инвестировали проект по улучшению серийных F-15A/B/C/D на сумму $155 млн. Эти средства были получены в рамках программы MSIP компанией «Макдоннел Дуглас», которая занималась усилением конструкции планера и шасси. Результатом этих доработок стало повышение максимальной взлетной массы до 36,3 т.
Первый полет истребителя F-15C, доработанного в рамках программы MSIP, проведен 20.06.1985.
Относительно модернизации самолетного оборудования появились современные многофункциональные кабинные индикаторы и система автоматизированного приема-передачи данных Link 16. Они улучшили взаимосвязь между летчиками, наземными командными пунктами, самолетами ДРЛО и аналогичными истребителями. Аппаратуру получили 100 единиц авиатехники F-15А/В, эксплуатируемых Нацгвардией США, и все многофункциональные F-15E.
F-15 Eagle стал существенным шагом вперед в развитии американской ударной авиации, и еще задолго до появления советского Су-27 ему были присущи характеристики суховской машины.
Истребители F-15 Eagle (F-15E) появились на вооружении в строевых частях ВВС США в конце 1988 г., в то время как многофункциональные самолеты российской разработки стали на вооружение только в конце 1990-х годов.
McDonnell Douglas F-15 Eagle видео
Как показал опыт эксплуатации новых самолетов, нагрузка на экипаж при выполнении полетов в тяжелых метеоусловиях на низких высотах оказалась существенной, высокая степень автоматизации курсового полета не оправдала всех ожиданий. Поэтому необходимо было проводить переподготовку летного состава F-15 Eagle. Индикаторы на панели приборов кабины управления засвечивались при попадании на них солнечных лучей, что доставляло неприятности для летчиков.
Боевое применение F-15
F-15C стали главными героями войны 1991 г. на Ближнем Востоке. 120 истребителей ВВС США, проводившие операцию «Буря в пустыне», совершили более 5900 вылетов, результатом которых стало поражение 37 из 39 самолетов, которые Ирак потерял в воздушных противостояниях. Модели самолетов, которые тогда были сбиты «Иглами», − это «Мираж» F.1, Су-22, Су-25, МиГ-23 и МиГ-25. Самолеты проводили в воздухе по 6-8 часов, порой для этого необходима была дозаправка в воздухе от танкеров КС-135. Поражение всех самолетов было осуществлено ракетами «Сайдуиндер и Спарроу». Наведение на цели поступали в виде команд с самолетов ДРЛО.
F-15C – наиболее мощные истребители НАТО, которые приняли участие в боях на Балканах в 1999 г. В их задачу входило обеспечение эффективной ПВО в прифронтовой зоне и сопровождение дальних стратегических бомбардировщиков США.
Первый результативный бой состоялся 26.03.1999 над воздушным пространством Боснии. Пара американских F-15С по данным ДРЛО Е-3 «Сентри» была наведена на группу сербских истребителей, пересекших воздушную границу между государствами. Произошел бой, результаты которого обе стороны трактовали по-своему. Командование ВВС США заявило о поражении двух МиГ-29 и отсутствии потерь со своей стороны. Сербская сторона настаивает на том, что оба истребители F-15 были уничтожены в этой схватке, причем тоже без потерь своей авиатехники. СМИ относительно этого прецедента предоставили более весомые доказательства правоты американцев, но это вовсе не говорит о том, что данный самолет был совсем неуязвимым.
McDonnell Douglas F-15 Eagle фото
Силовая установка истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle:
- два двигателя F100-PW-100 тягой по 66,5 кН, при форсаже — 11 300 кН.
Тактико-технические характеристики истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle:
Размах крыла, м 13,05
Длина, м 19,45
Высота, м 5,63
Площадь крыла, м2 56,73
Масса пустого самолета, кг 12 250
Полезная масса, кг 6260
Взлетная масса, кг 30 850
Скорость полета, км/ч: на высоте 11 000 м 2650
Скорость полета, км/ч: у земли, м 1480
Дальность полета (без подвесных топливных баков), км более 4600
Потолок, м 19 800
Экипаж, чел 1
Вооружение McDonnell Douglas F-15 Eagle:
Стрелковое вооружение шестиствольная пушка калибра 20 мм
Управляемые ракеты 4х «Спарроу»,
4х «Сайдвиндер» Бомбовая нагрузка, кг 7260
Военная авиация
avia.pro
Истребитель F-15 «Игл»
Следуя опасным для дела мира агрессивным курсом, империалистические силы США продолжают гонку вооружений, наращивают боевую мощь всех видов вооружённых сил, в том числе и ВВС, уделяя при этом большое внимание их техническому оснащению. На вооружение частей и подразделении ВВС США поступают новые, более совершенные самолёты различного предназначения. Одним из них является тактический истребитель F-15 «Игл», который разработан по программе FX, предусматривавшей создание истребителя для ведения воздушного боя с возможностью его использования для нанесения ударов по наземным целям.Затем был проведен конкурс проектов с участием нескольких ведущих американских фирм. В конце 1969 года ВВС США выбрали проект фирмы «Макдоннелл-Дуглас» и заключили с ней контракт на разработку истребителя. По контракту предусматривалось строительство 20 опытных самолётов (18 одноместных истребителей F-15 и два учебно-тренировочных двухместных самолёта TF-15).
Лётные испытания первого опытного образца самолёта F-15 начались в июле 1972 года, a TF-15 в июле 1974 года. Первый серийный самолёт F-15 был построен в ноябре 1974 года, и с начала 1975 года такие самолёты поступают на вооружение ВВС США.
Истребитель F-15 «Игл» представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, размещёнными в хвостовой части фюзеляжа (рис. 1).
Рис. 1. Американский истребитель F-15 «Игл»
Фюзеляж состоит из трёх основных секций. В носовой секции, изготовленной почти целиком из алюминиевого сплава, размещены кабина и большая часть бортового электронного оборудования (95%). В кабине установлено автоматизированное катапультируемое сиденье с ракетным ускорителем. Используя это сиденье, летчик может покинуть самолёт на земле и на любой высоте полёта в диапазоне скоростей 0 — 1100 км/ч. Объём кабины позволяет разместить в ней экипаж из двух человек (эта возможность реализована на учебно-тренировочном самолёте TF-15). Центральная секция фюзеляжа выполнена тоже в основном из алюминиевые сплавов (за исключением трех титановых задних шпангоутов). В центральной секции размещены четыре фюзеляжных топливных бака и боекомплект авиационной пушки. Хвостовая секция фюзеляжа, в которой располагаются двигатели, сделана из титанового сплава, а в конструкции хвостового оперения наряду с титановыми сплавами широко применяются боро- и графитоэпоксидные композиционные материалы.
Крыло самолёта имеет сравнительно большую площадь, относительно малое удлинение (около 3). Для упрощения конструкции и уменьшения веса оно выполнено без средств механизации на носке (однако предусмотрена возможность их установки). Средствами механизации крыла служат только простые односекционные закрылки (угол отклонения 30°) и элероны.
Система управления самолётом электромеханическая. Продольное управление обеспечивается отклонением стабилизатора, а поперечное — дифференциальным отклонением консолей стабилизатора и элеронов. На верхней поверхности фюзеляжа за кабиной летчика расположен воздушный тормоз.
В качестве основных конструкционных материалов для изготовления планера применяются алюминиевые (35,5% по весу) и титановые (26,7%) сплавы, а также композиционные и другие материалы (37,8%). По данным зарубежной печати, самолёт F-15 является первым американским истребителем, в конструкции планера которого в значительной мере использованы композиционные материалы, за счёт чего было достигнуто существенное уменьшение его веса. Расчётный экономический срок службы планера самолёта F-15 более 8000 ч.
Силовая установка самолёта состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей F100-PW-100 фирмы «Пратт Уитни». Максимальная тяга каждого из них без включения форсажа 6700 кг, а на форсажном режиме — 11 300 кг. Удельный расход топлива двигателя на 15% меньше, чем у подобных двигателей, созданных ранее. По сообщениям зарубежной печати, при атаке наземных целей самолёт F-15 по сравнению с истребителем F-4 «Фантом» (при одинаковом весе боевой нагрузки) имеет в 1,5 раза больший радиус действия. Двигатели самолёта F-15 взаимозаменяемы, каждый из них имеет 10 разъёмов, соединяющих его с планером и системами самолёта, тогда как двигатель J79-CE-8 самолёта F-4 имеет 34 разъема. В иностранной печати сообщалось, что время замены двигателя не превышает 30 мин, а группа опытного технического персонала осуществляла его замену за 19 мин. Двигатели самолёта F-15 имеют модульную конструкцию, что значительно облегчает их техническое обслуживание.
Воздухозаборники двигателей боковые, прямоугольные (с косым срезом входного отверстия) и многоскачковые. Регулирование скачков и расхода воздуха обеспечивается автоматически (в зависимости от скорости полёта и температуры заторможенного воздуха). Передняя часть воздухозаборника подвешена к основанию на шарнирах и при изменении угла атаки самолёта может отклоняться вверх (на 4°) и вниз (на 10°), уменьшая тем самым влияние искажений потока воздуха на входе и повышая устойчивость работы двигателя при резком манёврировании самолёта.
Запас топлива на самолёте размещается в четырёх фюзеляжных баках и двух баках-отсеках, сделанных в корневой части крыла. Для увеличения дальности полёта самолёта на нём может быть подвешено до
трёх дополнительных баков ёмкостью по 2270 л (на двух подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах).
Кроме того, самолёт может быть снабжен двумя специальными контейнерами, плотно прилегающими к боковым поверхностям фюзеляжа (под корневой частью крыла). Длина каждого 9,9 м, максимальный размер поперечного сечения 0,61х0,92 м. Суммарная ёмкость их около 6400 л, что, по мнению американских специалистов, позволяет увеличить дальность полёта самолёта почти вдвое. Как сообщалось в зарубежной печати, в случае необходимости такие контейнеры могут быть использованы для установки дополнительного оборудования (например, электронных средств РЭБ, лазерного целеуказателя, инфракрасных датчиков, аэрофотоаппаратов, кинокамер) и вооружения. По заявлению специалистов фирмы, лётные испытания самолёта F-15 показали, что его характеристики по управляемости и манёвренности (при установке на нём контейнеров) почти не изменяются по сравнению с соответствующими данными самолёта без контейнеров.
Самолет F-15 «Игл» оснащен системой управления оружием фирмы «Хьюз» с многофункциональной поисковой РЛС, способной обнаруживать воздушные цели на больших и малых высотах на фоне сигналов, отражённых от поверхности земли. По данным зарубежной печати, дальность обнаружения целей с помощью этой РЛС 80 км, а дальность их «захвата» около 60 км. В состав электронного оборудования входят также инерциальная навигационная система, индикатор отображения данных на лобовом стекле, радионавигационная система TACAN, автоматическая встроенная система проверки бортовой аппаратуры, система опознавания «свой — чужой». Кроме этого, имеется специальная аппаратура предупреждения летчика об облучении самолёта РЛС противника, сигнализации о наличии в задней полусфере приближающихся к самолёту ракет, создания помех радиоэлектронным средствам противника.
Самолёт F-15 оснащён современной системой посадки в сложных метеорологических условиях ILS, радиосвязным и другим электронным оборудованием. На нём установлена бортовая цифровая ЭВМ (ёмкость запоминающего устройства 16 тыс. 32-разрядных слов). Она получает информацию от входящего в комплекс бортового оборудования, обрабатывает её и выдаёт данные на устройства отображения и исполнительные элементы систем. Как сообщалось в иностранной печати, вес бортового оборудования самолёта F-15 около 500 кг, а стоимость почти 2 млн. долларов.
Вооружение самолёта состоит из встроенной 20-мм шестиствольной пушки М-61/А 1 «Вулкан» (скорострельность 6000 выстр./мин, боезапас 960 патронов), установленной в правом воздухозаборнике у корневой части крыла, и различных вариантов подвесок авиабомб, ракет и другого оружия на наружных узлах. Например, для ведения воздушного боя на самолёте могут быть подвешены: четыре УР AIM-7F «Спарроу» (на нижних внешних кромках воздухозаборников двигателей — по две ракеты одна за другой) и четыре ракеты AIM-9L «Сайдвиндер» (по две ракеты на двух подкрыльевых пилонах). По сообщениям зарубежной печати, в дальнейшем вместо ракеты AIM-9L «Сайдвиндер» предусматривается использовать ракету ближнего воздушного боя «Эджайл» с инфракрасной системой наведения.
При использовании самолёта F-15 для нанесения ударов по наземным целям на нём подвешиваются авиабомбы (фугасные, зажигательные, кассетные и т. д.), управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения. Максимальная боевая нагрузка самолёта 5500 кг (на внешних узлах подвески). Один из вариантов подвески вооружения на самолёт F 15 показан на рис. 2.
Рис. 2. Вариант подвески вооружения на самолёте F-15 «Игл» (УР «Спарроу» на узлах подвески воздухозаборника двигателей, авиабомбы на подфюзеляжных узлах, УР «Сайдвиндер» и авиабомбы на подкрыльевых пилонах)
Как сообщалось в иностранной печати, по манёвренным характеристикам истребитель F 15 «Игл» превосходит многоцелевой тактический истребитель F-4 «Фантом» в два раза. Высокая манёвренность достигается в основном за счёт большой тяговооружённости самолёта, которая позволяет ему при необходимости осуществлять набор высоты на сверхзвуковой скорости. По сообщениям зарубежной печати, разгон самолёта от дозвуковой крейсерской скорости до сверхзвуковой занимает менее минуты, а небольшая удельная нагрузка на крыло обеспечивает выполнение манёвра с перегрузкой 5 при наличии некоторого избытка тяги для разгона. При испытаниях самолёта были достигнуты перегрузки в диапазоне от —3 до +9 (с 50-процентным запасом топлива).
Созданный с учётом опыта военных действии в Юго-Восточной Азии, истребитель F-15 предназначен в основном для полётов с большими околозвуковыми скоростями на средних высотах. Он может также совершать устойчивый продолжительный полёт (на форсажном режиме) со скоростью М=2,3 и кратковременно М=2,5. Основные тактико-технические характеристики самолёта приведены в таблице.
По сообщениям зарубежной печати, при создании самолёта F-15 специалисты фирмы стремились обеспечить наименьший объём работ по его техническому обслуживанию по сравнению с любым истребителем такого же класса, состоящим на вооружении ВВС США. Одним из конкретных условий, выдвинутых фирме со стороны ВВС на этапе разработки, являлось то, что для технического обслуживания истребителя F-15 на 1 ч налета должно затрачиваться на 50% человеко-часов меньше, чем для самолёта F-4 «Фантом», при этом потребность в обслуживающем персонале должна быть сокращена не менее чем на 15%.
Для выполнения этих условий были использованы некоторые новые конструктивные решения, в частности:
- размещение вспомогательных агрегатов двигателей на фюзеляже (а не на двигательных рамах), что, по мнению американских специалистов, позволит упростить монтаж двигателя после ремонта и смену его агрегатов;
- выполнение двигателя из пяти независимых модулей с возможностью снятия любого из них для ремонта, не нарушив целостности его остальной части;
- отсутствие средств механизации на передней кромке крыла с целью упрощения его конструкции;
- высокое расположение крыла для облегчения обслуживания и подвески боевой нагрузки, топливных баков и т. д.
По заявлению специалистов фирмы «Макдоннелл-Дуглас», для технического обслуживания истребителя F-15 потребуется не более 11,3 человеко-часов на 1 ч налета, в то время как для самолёта F-4 «Фантом» требуется 24 человеко-часа. По сообщениям иностранной печати, при выполнении программы лётных испытаний подготовка самолёта F-15 к повторному вылету с типичным вооружением истребителя занимала 12 мин, го есть на 45% меньше, чем самолёта F-4.
В соответствии с планами американского командования самолёты F-15 совместно с лёгкими истребителями F-16 будут основой истребительной тактической авиации ВВС США в ближайшие 15—20 лет. Всего для ВВС США запланировано выпустить 729 серийных самолётов F-15 (включая двухместные учебно-тренировочные самолёты TF-15). Окончание поставок этих самолётов намечено на 1982 год. По сообщениям зарубежной печати, к началу 1976 года в ВВС США поступило более 30 серийных самолётов F-15 и 20 таких же самолётов, участвовавших в закончившейся программе лётных испытаний. По заявлению представителей фирмы, к середине 1976 года темп выпуска самолётов возрос до девяти машин в месяц.
Участвуя в непрекращающейся в капиталистических странах гонке погружений и стремясь нажить на ней ещё большие капиталы, руководство фирмы и другие заинтересованные американские круги ведут большую работу по привлечению покупателей за рубежом. С этой целью в американской печати широко рекламируются самолёты F-15. Представители фирмы рассчитывают, что им удастся продать около 1800 самолётов, из них не менее 700 — за границу. Потенциальными покупателями они считают Израиль, Канаду, Японию и некоторые другие капиталистические страны.
Основные тактико-технические характеристики истребителя F-15 «Игл»
www.zvo.su
Всепогодный тактический истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle
Основные- F-15A — Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, построено 365 экземпляров для ВВС США и 19 истребителей для ВВС Израиля.
- F-15B — Двухместный учебно-тренировочный вариант, до 1977 года обозначавшийся как TF-15A, построено 59 экземпляров для ВВС США и 2 самолёта для ВВС Израиля
- F-15C — Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, строился с 1979 года по 3 ноября 1989 года на заводе в Сент-Луисе; имел усиленную конструкцию планера, увеличенную ёмкость топливных баков, а также возможность крепления накладных баков к (под) корню консоли крыла и воздухозаборнику. Масса самолёта возросла на 363 кг. ВВС США было поставлено 408, ВВС Саудовской Аравии — 55 и ВВС Израиля — 24 самолёта. 2 самолёта было построено в варианте F-15J для ВВС Японии.
- F-15D — Двухместный учебно-тренировочный вариант, построено 62 экземпляра для ВВС США, 19 для ВВС Саудовской Аравии и 2 самолёта для ВВС Израиля. 12 самолётов было построено в варианте F-15DJ для ВВС Японии (см. ниже).
- F-15J — Одноместный всепогодный вариант истребителя для ВВС Японии, выпускался с 1982 года компанией Mitsubishi по лицензии. Конструктивно аналогичен истребителю F-15C, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. Первый полёт в Японии F-15J совершил 26 августа 1981 года. Всего изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Стоимость одного F-15J составляла $55,2 миллиона в 1990 году.
- F-15DJ — Двухместный учебно-тренировочный вариант для ВВС Японии, выпускался компанией Mitsubishi по лицензии
- F-15N Sea Eagle — Модификация F-15N была предложена ВМС США в начале 1970-х в качестве альтернативы палубному истребителю-перехватчику F-14 Tomcat. Вариант F-15N-PHX был вооружён ракетами «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс». Палубный вариант имел складывающиеся консоли крыла, усиленное шасси и посадочный гак.
- F-15 AESA — Модификация с радаром APG-79 с АФАР.
- F-15SE Silent Eagle — Многоцелевой истребитель поколения 4++, созданный с применением некоторых технологий 5 поколения и технологий снижения радиолокационной заметности.
- F-15E Strike Eagle — Двухместный всепогодный многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) поколения 4+.
- F-15F Strike Eagle — Проект одноместного истребителя-бомбардировщика на базе F-15E.
- F-15H Strike Eagle — Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Греции.
- F-15I Ra’am (Гром) — Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Израиля.
- F-15K Slam Eagle — Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Кореи
- F-15S Strike Eagle — Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Саудовской Аравии.
- F-15SG Strike Eagle — Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Сингапура, ранее обозначенная как F-15T.
- F-15 Streak Eagle (72-0119)
- F-15S/MTD (71-0290)
- F-15 MANX
- F-15 Flight Research Facility (71-0281 и 71-0287)
- F-15/ASAT
- F-15B Research Testbed (74-0141)
Боевое применение
Первым
государством, применившим F-15
«в деле», стал Израиль. Поступление F-15A на вооружение Хель Хаавир
началось в октябре 1976 г., когда была
сформирована 133-я эскадрилья «Орлы», в штат которой включили
наиболее подготовленных летчиков, имевших боевой опыт и прошедших курс
обучения в США. Комплектование
«Орлов» техникой завершилось в
1978 г.
В 1975 г. вспыхнула
гражданская война в Ливане между произраильскими группировками и силами,
поддерживаемыми Сирией. В 1976 г., в соответствии с
решением Лиги арабских стран, в центральные районы Ливана были
введены межарабские силы сдерживания (преимущественно, сирийские
войска). В марте 1978 г. Израиль оккупировал юг страны. В этих
условиях возобновилась сирийско-израильская воздушная война.
27 июня 1979 г. F-15
впервые вступили в воздушный бой с реальным противником. В тот день
израильская ударная авиация предприняла очередную попытку
нанести бомбовый удар по базам палестинских формирований на юге
Ливана. Наперехват было поднято два звена МиГ-21бис — наиболее
современных боевых самолетов, имевшихся в то время в распоряжении
сирийских ВВС. В свою очередь, сирийцы были атакованы израильской
смешанной группой прикрытия, состоявшей из шести F-15A и двух
«Кфиров». Наведение израильских истребителей обеспечивал самолет
ДРЛО Е-2С «Хокай», барражировавший над Средиземным морем. В ходе
ближнего маневренного боя, в который втянулись противоборствующие
стороны, по израильским данным, четыре сирийских
«МиГа» было
сбито истребителями F-15, а один — совместными усилиями «Игла» и
«Кфира». Сирийцы подтвердили потерю четырех МиГ-21. Еще один их
истребитель был поврежден, однако пилотировавший его м-р Кубис
Салиба сумел совершить вынужденную посадку на ливанской авиабазе
Раяк. Победы в том воздушном бою одержали пилоты
«Иглов» Менахем Эйнан и Эйтан Бен-Элихау, а также два летчика,
оставшихся под
псевдонимами «Эйтан» и «Тзури». Собственные потери израильтяне
отрицают. Однако можно достаточно уверенно утверждать, что летчики
МиГ-21бис сумели
«завалить» два F-15: палестинцы подтвердили
факт падения двух «Иглов» и захватили в плен одного из
катапультировавшихся пилотов.
В следующем бою,
произошедшем 19 сентября, летчики
«Иглов» вновь доложили об уничтожении четырех МиГ-21. По итогам боя 24
сентября, в котором с
израильской стороны ключевую роль опять сыграли F-15A, Хель Хаавир
объявили о четырех воздушных победах. 24 августа 1980 г. истребителям
F-15A в очередной раз удалось сбить МиГ-21. Еще один
воздушный бой произошел 31 декабря 1980 г.: израильтяне заявили,
что им удалось уничтожить два
«МиГа», а сирийцы признали потерю лишь одного своего самолета и
объявили об уничтожении одного
израильского.
В целом, воздушные
бои в небе Южного Ливана показали, что израильская авиационная
группировка, сочетающая истребители четвертого поколения с
самолетами ДРЛО, качественно превосходит сирийскую. Однако в 1981
г. «Иглы» встретились в небе Ливана с новым серьезным противником —
перехватчиком МиГ-25ПД, эскадрилью
которых СССР передал Сирии. 13 февраля и 29 июля с их участием
состоялись два воздушных боя, итог которых оказался ничейным: были
потеряны два
«МиГа» и два «Игла».
Одним из наиболее
ярких фрагментов биографии израильских F-15 стало участие в операции
«Вавилон» — налете на иракский ядерный центр, предпринятом 7
июля 1981 г. Израиль решил прибегнуть к столь радикальным мерам,
опасаясь появления в арсенале Ирака атомных боеприпасов. Собственно
атаку предстояло осуществить восьмерке F-16A, для прикрытия
которой выделили шесть F-15A. Ударная группа поднялась в воздух с
авиабазы Этцион на Синайском полуострове в 15.00. Обойдя с юга на малой
высоте иорданскую систему ПВО и пройдя над пустынными
северозападными районами Саудовской Аравии, F-16 вторглись в
воздушное пространство Ирака. F-15 границу этого государства не
пересекали. В 18.35
«Файтинг Фалконы» обрушили 16 свободнопадающих
авиабомб на реактор «Озирак», который был полностью уничтожен.
Ни Иордания, ни
Саудовская Аравия (обладавшая в то время весьма современной системой
ПВО, созданной при участии американцев и англичан), ни Ирак не
смогли вовремя обнаружить сравнительно большую группу
неприятельских самолетов и отразить налет.
13 и 14 мая 1981 г.
ливанские произраильские формирования при поддержке Хель Хаавир начали
наступление на горный район Санины, однако эти атаки были
отбиты, а сирийские ЗРК «Квадрат» сбили два F-15A (обломки одного
из них продемонстрировал ряд телеканалов). Обострение конфликта вынудило
советское руководство принять решение о передаче Сирии
пусть и не новейших, но вполне современных истребителей МиГ-23МФ,
которые вскоре стали одними из основных противников
«Иглов».
К израильтянам тоже поступали пополнения. С августа 1981 г. 133-я эскадрилья начала переоснащаться более современными F-15C/D. К лету 1982 г. Хель Хаавир сохраняли качественное превосходство над сирийскими ВВС: кроме 48 F-15, они получили 75 F-16. Этим самолетам отводилась важная роль в наступательной операции «Мир для Галилеи», целью которой являлись выход к побережью Средиземного моря на подступах к Бейруту, разгром палестинских лагерей и окружение сирийских войск в долине реки Бекаа. 6 июня по лагерям палестинцев были нанесены массированные авиационные удары, одновременно началось наступление механизированных соединений, атаковавших полупартизанские палестинские формирования. Вскоре в борьбу вступили сирийские танковые батальоны, усиленные подразделением «командос» и мобильными ЗРК «Оса-АК». В тот день два МиГ-23МФ ВВС Сирии перехватили израильский беспилотный разведчик BQM-34, который был уничтожен ракетой Р-23, выпущенной к-ном Закария с дистанции 11 км. При возвращении на аэродром сирийские истребители были атакованы F-15A, наводимыми с борта самолета Е-2С. Энергично маневрируя, сирийские летчики сорвали сопровождение бортовыми РЛС израильтян, переложили крылья своих истребителей на максимальный угол стреловидности, быстро увеличили скорость и со снижением ушли от преследования.
На второй день войны
израильская авиация приступила к нанесению массированных ударов по
сирийским силам в долине Бекаа.
Как правило, первоначально к побережью Ливана, занимая позиции над
нейтральными водами, выдвигался «Хокай», выполнявший роль воздушного
командного пункта, и постановщик радиоэлектронных помех
«Боинг 707» Их непосредственное
прикрытие обеспечивали два-четыре F-15, располагавшиеся несколько
ниже сирийского радиогоризонта. Далее на траверзе Бейрута, вне
досягаемости береговых зенитных средств сирийцев, разворачивался
подвижный заслон: 2-4 звена F-15 и F-16. Ударный эшелон,
образованный построенными в колонну звеньями
истребителей-бомбардировщиков
«Фантом», подходил последним. Израильские самолеты
приближались к ливанскому побережью на высоте порядка 2000 м, и
горы не позволяли обнаружить их сирийским РЛС вплоть до прохождения
прибрежной гряды, где находились передовые наблюдатели арабов.
В то же время, способные «заглянуть за бугор» «Хокаи» могли
засекать сирийские истребители, едва они взлетали и набирали высоту 100
м.
В Ливане израильтяне преподнесли противнику очередной тактический сюрприз: на сирийские истребители первыми наводились не тяжелые F-15, оснащенные ракетами средней дальности, а более легкие F-16A, несущие лишь оружие ближнего боя. Звено F-16 по парам вытягивалось в колонну, снижаясь на малую высоту, после чего первая пара расходилась, стараясь зайти сирийским истребителям в хвост (прием «сэндвич»). Если капкан из F-16 не срабатывал, во встречный бой вводились F-15, обладавшие в этом случае существенным преимуществом. В свою очередь, сирийские ВВС также использовали «домашние заготовки» По рекомендации советников из СССР, МиГ-23МФ было решено применять не парами, а тройками Самолеты выдвигались в район атаки на предельно малых (не более 100 м) высотах, стремясь остаться незамеченными израильскими локаторщиками Группа шла в очень плотном строю и наблюдалась на экранах РЛС как одна цель Далее происходило размыкание — два самолета набирали высоту, «вызывая огонь на себя», а третий, ударный, опускался к самой земле и выполнял неожиданную атаку «снизу вверх». Но использовать только такую тактику арабы не могли. Так как у них отсутствовали самолеты ДРЛО, а для наземных радаров существенной помехой стали горы, то командованию ВВС Сирии пришлось выделять осна—щенные мощными РЛС МиГ-23МФ для патрулирования воздушного пространства над долиной Бекаа Однако без информационной поддержки с земли они становились легкой добычей «Иглов», наводимых самолетами ДРЛО и внезапно атаковавших с малых высот
7 июня три сирийских
МиГ-23МФ (летчики Халляк, Сайд и Мерза) атаковали груш F-16A из первого
эшелона израильского боевого порядка К-н Мерза обнаружил
израильские истребители на удалении 25 км. С дистанции 9 км он
выполнил пуск Р-23 и уничтожил первый F-16. Второй ракетой с 7 км Мерза
сбил еще один истребитель. Однако при выходе из атаки
сирийский самолет сам был подбит ракетой, выпущенной с борта F-15
Мерзе удалось благополучно катапультироваться. Вернувшись в свою часть,
он привез не только ценное военное имущество — парашют,
но и пленного израильского пилота, катапультировавшегося из одного
F-16.
9 июня в долине реки
Захрани началось крупномасштабное сражение между основными силами
израильской и сирийской группировок в Ливане Интенсивность
воздушных боев значительно возросла Утром два МиГ-23МФ,
пилотируемые летчиками Дибом и Саидом, атаковав пару F-16, сбили один из
них, однако вслед за тем самолет Диба был уничтожен F-15 Другой
паре МиГ-23МФ (летчики Нахаз и Зено) удалось сбить еще один F-16.
Но и на этот раз сирийцы не смогли избежать потерь: ракета, запущенная с
борта
«Игла», поразила машину Нахаза После 14 часов
накал воздушных схваток возрос, и пилоты 133-й эскадрильи ВВС
Израиля добились существенных успехов, сократив парк современных
истребителей противника на два МиГ-23МФ и два МиГ-23МС (один из
выживших сирийских летчиков Ясин потом сказал, что атака «Игла»
стала полной неожиданностью) Кроме этих шести
«двадцать третьих», пилоты «Иглов» сбили в тот день шесть МиГ-21
(израильские
средства массовой информации объявили об уничтожении 22
самолетов). По сирийским данным, в воздушных боях было ликвидировано б
неприятельских машин, в т.ч. два F-15.
На следующий день бои
в воздухе достигли кульминации — с обеих сторон сражалось до 350
самолетов. Израильтяне объявили о 26 воздушных победах, из
которых 7 — на счету F-15. В действительности сирийцы потеряли 22
машины. 11 июня неутомимые
«Орлы», по сирийским данным, уничтожили два МиГ-23МС и четыре
МиГ-21МФ. В
общей сложности, в воздушных боях 6-11 июня израильтянам, в
основном, летчикам F-15А и F-15С, удалось сбить 47 арабских
истребителей: четыре МиГ-23МС, шесть МиГ-23МФ, двадцать шесть МиГ-21бис и
одиннадцать МиГ-21МФ. Кроме того, действовавшие на малых высотах
F-16 и F-15 совместно с армейскими средствами ПВО уничтожили 7
истребителей-бомбардировщиков Су-22М и 14 МиГ-23БН, а также 3
вертолета. Потери израильской авиации в воздушных боях составили,
по сирийским данным, 42 самолета (из них, как минимум, пять F-15), а
также 1-2 беспилотных разведчика.
В ходе боевых
действий в июне 1982 г. основным оружием израильских F-15 и F-16 были
ракеты с тепловой головкой самонаведения A1M-9L
«Сайдуиндер».
Несколько менее эффективно использовались УР средней дальности
AIM-7E «Спарроу». Пушечным огнем, по докладам израильских пилотов,
удалось сбить лишь б самолетов и вертолетов. Следует отметить,
что средняя эффективность ракет «Сайдуиндер» и «Спарроу» оказалась
несколько ниже, чем Р-23 и Р-60М, которые применяли сирийцы.
Хотя Израиль и Сирия
достигли соглашения о прекращении огня, но боевые столкновения в Ливане
продолжались. В августе 1982 г. советское руководство
решило поставить Дамаску новые партии военной техники, в том числе
и 50 истребителей МиГ-23МЛ с ракетами Р-24. Это способствовало
определенному изменению качественного соотношения сил в воздухе
в пользу арабов.
4 октября 1982 г. истребители F-15 провели над Ливаном первый воздушный бой с новыми
«МиГами». На этот раз удача отвернулась от израильтян: сирийцы с «сухим счетом» сбили два
«Игла». Несколько позже МиГ-23МЛ, также без потерь, уничтожили еще один F-15 и один F-4E.
ЛТХ: |
Модификация | F-15A |
Размах крыла, м | 13,05 |
Длина самолета, м | 19,05 |
Высота самолета, м | 5.63 |
Площадь крыла, м2 | 56,6 |
Угол стреловидности, град | 45 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 12970 |
нормальная взлетная | 18820 |
максимальная взлетная | 30850 |
Топливо, л | |
внутреннее | 6103 |
ПТБ | 5395 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-100 |
Тяга, кН | |
на форсаже | 2 х 106,0 |
максимальная | 2 х 65,2 |
Максимальная скорость, км/ч. | |
у земли | 1480; |
на большой высоте | 2650 |
Посадочная скорость, км/ч | 232 |
Практический потолок, м | 18300 |
Практическая дальность, км. | |
без ПТБ, со стандартным вооружением | 1900; |
перегоночная с тремя ПТБ | 4630; |
с тремя ПТБ | 5750. |
Длина разбега, м | 274 |
Длина пробега, м | 1067 (без тормозного парашюта). |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 7.3 |
Вооружение: | шестиствольная 20- мм пушка General Electric М61А1 Vulcan (940 снарядов), 4 УР AIM-9L/V Сайдуиндер , 4 УР AIM-7F/M Спэрроу или до |
3mv.ru
Истребитель F-15 «Игл» (1976) — Вооружение — ВВС (Военно-воздушные силы) — Top secret
В. Юдин
Следуя опасным для дела мира агрессивным курсом, империалистические силы США продолжают гонку вооружении, наращивают боевую мощь всех видов вооруженных сил, в том числе и ВВС, уделяя при этом большое внимание их техническому оснащению. На вооружение частей и подразделений ВВС США поступают новые, более совершенные самолеты различного предназначения. Одним из них является тактический истребитель F-15 «Игл», который разработан по программе FX, предусматривавшей создание истребителя для ведения воздушного боя с возможностью его использования для нанесения ударов по наземным целям.
Исследования по проекту истребителя F-I5 начались в 1965 году. Через три года были выработаны основные требования, предъявляемые к самолету. В соответствии с этими требованиями самолет должен иметь: тяговооруженность больше единицы, скороподъемность вдвое больше, чем у истребителя F-4 «Фантом», скорость полета на малых высотах М=1,2, скорость установившегося горизонтального полета на больших высотах М=2,2, максимальную скорость полета (на высоте 18000 м) М=2,5, нормальный взлетный вес (без подвесных баков) до 18,1 т.
Затем был проведен конкурс проектов с участием нескольких ведущих американских фирм. В конце 1969 года ВВС США выбрали проект фирмы «Макдоннелл-Дуглас» и заключили с ней контракт на разработку истребителя. По контракту предусматривалось строительство 20 опытных самолетов (18 одноместных истребителей F-15 и два учебно-тренировочных двухместных самолета TF-15).
Летные испытания первого опытного образца самолета F-15 начались в июле 1972 года, a TF-15 в июле 1974 года. Первый серийный самолет F-15 был построен в ноябре 1974 года, и с начала 1975 года такие самолеты поступают на вооружение ВВС США.
Истребитель F-15 «Игл» представляет собой моноплан с высоко-расположенным стреловидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, размещенными в хвостовой части фюзеляжа.
Фюзеляж состоит из трех основных секций. В носовой секции, изготовленной почти целиком из алюминиевого сплава, размещены кабина и большая часть бортового электронного оборудования (95%). В кабине установлено автоматизированное катапультируемое сиденье с ракетным ускорителем. Используя это сиденье, летчик может покинуть самолет на земле и на любой высоте полета в диапазоне скоростей 0- 1100 км/ч. Объем кабины позволяет разместить в ней экипаж из двух человек (эта возможность реализована на учебно-тренировочном самолете TF-15), Центральная секция фюзеляжа выполнена тоже в основном из алюминиевых сплавов (за исключением трех титановых задних шпангоутов). В центральной секции размешены четыре фюзеляжных топливных бака и боекомплект авиационной пушки. Хвостовая секция фюзеляжа, в которой располагаются двигатели, сделана из титанового сплава, а в конструкции хвостового оперения наряду с титановыми сплавами широко применяются боро- и графитоэпоксидные композиционные материалы.
Крыло самолета имеет сравнительно большую площадь, относительно малое удлинение (около 3). Для упрощения конструкции и уменьшения веса оно выполнено без средств механизации на носке (однако предусмотрена возможность их установки). Средствами механизации крыла служат только простые односекционные закрылки (угол отклонения 30°) и элероны.
Система управления самолетом электромеханическая. Продольное управление обеспечивается отклонением стабилизатора, а поперечное — дифференциальным отклонением консолей стабилизатора и элеронов. На верхней поверхности фюзеляжа за кабиной летчика расположен воздушный тормоз.
В качестве основных конструкционных материалов для изготовления планера применяются алюминиевые (35,5% по весу) и титановые (26,7%) сплавы, а также композиционные и другие материалы (37,8%). По данным зарубежной печати, самолет F-15 является первым американским истребителем, в конструкции планера которого в значительной мере использованы композиционные материалы, за счет чего было достигнуто существенное уменьшение его веса. Расчетный экономический срок службы планера самолета F-15 более 8000 ч.
Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двух-контурных двигателей F100-PW-100 фирмы «Пратт Уитни». Максимальная тяга каждого из них без включения форсажа 6700 кг, а на форсажном режиме — 11300 кг. Удельный расход топлива двигателя на 15% меньше, чем у подобных двигателей, созданных ранее. По сообщениям зарубежной печати, при атаке наземных целей самолет F-15 по сравнению с истребителем F-4 «Фантом» (при одинаковом весе боевой нагрузки) имеет в 1,5 раза больший радиус действия. Двигатели самолета F-15 взаимозаменяемы, каждый из них имеет 10 разъемов, соединяющих его с планером и системами самолета, тогда как двигатель J79-GE-8 самолета F-4 имеет 34 разъема. В иностранной печати сообщалось, что время замены двигателя не превышает 30 мин, а группа опытного технического персонала осуществляла его замену за 19 мин. Двигатели самолета F-15 имеют модульную конструкцию, что значительно облегчает их техническое обслуживание.
Воздухозаборники двигателей боковые, прямоугольные (с косым срезом входного отверстия) и многоскачковые. Регулирование скачков и расхода воздуха обеспечивается автоматически (в зависимости от скорости полета и температуры заторможенного воздуха). Передняя часть воздухозаборника подвешена к основанию на шарнирах и при изменении угла атаки самолета может отклоняться вверх (на 4°) и вниз (на 10°), уменьшая тем самым влияние искажений потока воздуха на входе и повышая устойчивость работы двигателя при резком маневрировании самолета.
Запас топлива на самолете размещается в четырех фюзеляжных баках и двух баках-отсеках, сделанных в корневой части крыла. Для увеличения дальности полета самолета на нем может быть подвешено до трех дополнительных баков емкостью по 2270 л (на двух подкрыльевых и одном подфюзеляжном пилонах).
Кроме того, самолет может быть снабжен двумя специальными контейнерами, плотно прилегающими к боковым поверхностям фюзеляжа (под корневой частью крыла). Длина каждого 9,9 м, максимальный размер поперечного сечения 0,61х0,92 м. Суммарная емкость их около 6400 л, что, по мнению американских специалистов, позволяет увеличить дальность полета самолета почти вдвое. Как сообщалось в зарубежной печати, в случае необходимости такие контейнеры могут быть использованы для установки дополнительного оборудования (например, электронных средств РЭБ, лазерного целеуказателя, инфракрасных датчиков, аэрофотоаппаратов, кинокамер) и вооружения. По заявлению специалистов фирмы, летные испытания самолета F-15 показали, что его характеристики по управляемости и маневренности (при установке на кем контейнеров) почти не изменяются по сравнению с соответствующими данными самолета без контейнеров.
Самолет F-15 «Игл» оснащен системой управления оружием фирмы «Хьюз» с многофункциональной поисковой РЛС, способной обнаруживать воздушные пели на больших и малых высотах на фоне сигналов, отраженных от поверхности земли. По данным зарубежной печати, дальность обнаружения целей с помощью этой РЛС 80 км, а дальность их «захвата» около 60 км. В состав электронного оборудования входят также инерциальная навигационная система, индикатор отображения данных на лобовом стекле, радионавигационная система TACAN, автоматическая встроенная система проверки бортовой аппаратуры, система опознавания «свой — чужой». Кроме этого, имеется специальная аппаратура предупреждения летчика об облучении самолета РЛС противника, сигнализации о наличии в задней полусфере приближающихся к самолету ракет, создания помех радиоэлектронным средствам противника.
Самолет F-15 оснащен современной системой посадки в сложных метеорологических условиях ILS, радиосвязным и другим электронным оборудованием. На нем установлена бортовая цифровая ЭВМ (емкость запоминающего устройства 16 тыс. 32-разрядных слов). Она получает информацию от входящего в комплекс бортового оборудования, обрабатывает ее и выдает данные на устройства отображения и исполнительные элементы систем. Как сообщалось в иностранной печати, вес бортового оборудования самолета F-15 около 500 кг, а стоимость почти 2 млн. долларов.
Вооружение самолета состоит из встроенной 20-мм шестиствольной пушки М-61/А-1 «Вулкан» (скорострельность 6000 выстр./мин. боезапас 960 патронов), установленной в правом воздухозаборнике у корневой части крыла, и различных вариантов подвесок авиабомб, ракет и другого оружия на наружных узлах. Например, для ведения воздушного боя на самолоте могут быть подвешены: четыре УР AIM-7F «Спарроу» (на нижних внешних кромках воздухозаборников двигателей — по две ракеты одна за другой) и четыре ракеты AIM-9L «Сайдвиндер» (по две ракеты на двух подкрыльевых пилонах). По сообщениям зарубежной печати, в дальнейшем вместо ракеты AIM-9L «Сайдвиндер» предусматривается использовать ракету ближнего воздушного боя «Эджайл» с инфракрасной системой наведения.
При использовании самолета F-15 для нанесения ударов по наземным целям на нем подвешиваются авиабомбы (фугасные, зажигательные, кассетные и т. д.), управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения. Максимальная боевая нагрузка самолета 5500 кг (на внешних узлах подвески).
Как сообщалось в иностранной печати, по маневренным характеристикам истребитель F-15 «Игл» превосходит многоцелевой тактический истребитель F-4 «Фантом» в два раза. Высокая маневренность достигается в основном за счет большой тяговооруженности самолета, которая позволяет ему при необходимости осуществлять набор высоты на сверхзвуковой скорости. По сообщениям зарубежной печати, разгон самолета от дозвуковой крейсерской скорости до сверхзвуковой занимает менее минуты, а небольшая удельная нагрузка на крыло обеспечивает выполнение маневра с перегрузкой 5 при наличии некоторого избытка тяги для разгона. При испытаниях самолета были достигнуты перегрузки в диапазоне от -3 до +9 (с 50-процентным запасом топлива).
Созданный с учетом опыта военных действий в Юго-Восточной Азии, истребитель F-15 предназначен в основном для полетов с большими околозвуковыми скоростями на средних высотах. Он может также совершать устойчивый продолжительный полет (на форсажном режиме) со скоростью М = 2,3 и кратковременно М=2,5. Основные тактико-технические характеристики самолета приведены в таблице.
По сообщениям зарубежной печати, при создании самолета F-15 специалисты фирмы стремились обеспечить наименьший объем работ по его техническому обслуживанию по сравнению с любым истребителем такого же класса, состоящим на вооружении ВВС США. Одним из конкретных условий, выдвинутых фирме со стороны ВВС на этапе разработки, являлось то, что для технического обслуживания истребителя F-15 на 1 ч налета должно затрачиваться на 50% человеко-часов меньше, чем для самолета F-4 «Фантом», при этом потребность в обслуживающем персонале должна быть сокращена не менее чем на 15%
Для выполнения этих условий были использованы некоторые новые конструктивные решения, в частности размещение вспомогательных агрегатов двигателей на фюзеляже (а не на двигательных рамах), что, по мнению американских специалистов, позволит упростить монтаж двигателя после ремонта и смену его агрегатов; выполнение двигателя из пяти независимых модулей с возможностью снятия любого из них для ремонта, не нарушив целостности его остальной части; отсутствие средств механизации на передней кромке крыла с целью упрощения его конструкции; высокое расположение крыла для облегчения обслуживания и подвески боевой нагрузки, топливных баков и т. д.
По заявлению специалистов фирмы «Макдоннелл-Дуглас», для технического обслуживания истребителя F-15 потребуется не более 11,3 человеко-часов на 1 ч налета, в то время как для самолета F-4 «Фантом» требуется 24 человеко-часа. По сообщениям иностранной печати, при выполнении программы летных испытаний подготовка самолета F-15 к повторному вылету с типичным вооружением истребителя занимала 12 мин, то есть на 45% меньше, чем самолета F-4.
В соответствии с планами американского командования самолеты F-15 совместно с легкими истребителями F-16 будут основой истребительной тактической авиации ВВС США в ближайшие 15-20 лет. Всего для ВВС США запланировано выпустить 729 серийных самолетов F-15 (включая двухместные учебно-тренировочные самолеты TF-15). Окончание поставок этих самолетов намечено на 1982 год. По сообщениям зарубежной печати, к началу 1976 года в ВВС США поступило более 30 серийных самолетов F-15 и 20 таких же самолетов, участвовавших в закончившейся программе летных испытаний. По заявлению представителей фирмы, к середине 1976 года темп выпуска самолетов возрос до девяти машин в месяц.
Участвуя в непрекращающейся в капиталистических странах гонке вооружений и стремясь нажить на ней еще большие капиталы, руководство фирмы и другие заинтересованные американские круги ведут большую работу по привлечению покупателей за рубежом. С этой целью в американской печати широко рекламируются самолеты F-15. Представители фирмы рассчитывают, что им удастся продать около 1800 самолетов, из них не менее 700 — за границу. Потенциальными покупателями они считают Израиль, Канаду, Японию и некоторые другие капиталистические страны.
Основные тактико-технические характеристики истребителя F-15 «Игл»
Экипаж, человек 1
Вес, кг.
пустого самолета 12 250
нормальный взлетный 18150
максимальный взлетный 25 400
Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг 5 150
Максимальная боевая нагрузка на внешних подвесных, кг 5500
Максимальная скорость, км/ ч:
на высоте 12 000 м 2 650 (М — 2,5)
на малой высоте (300 м) 1 470 (М — 1,2)
Скорость отрыва, км/ч 260
Посадочная скорость, км/ч 220
Длина разбега, м 270
Длина пробега, м 760
Радиус действия в варианте истребителя, км 460
Практический потолок, м 21 000
Перегоночная дальность, км 4 600
Максимальная продолжительность полета (с подвесными топливными баками) без дозаправки в воздухе, ч 5,5
Размеры самолета, м:
длина 19,45
высота 5,68
размах крыла 13,05
Угол стреловидности крыла по передней кромке, град 45
Площадь крыла, м2 56,5
Зарубежное военное обозрение, 1976, №9, с. 59-63
pentagonus.ru
F-15 Игл Фото. Видео. Вооружение. ТТХ. Скорость
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского,, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире — капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны — резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
oruzhie.info
Непобедимый F-15. Как сирийцы подрезали «Орлам» крылья » Военное обозрение
— 104 воздушные победы без единого поражения – официальные результаты боевого применения «Орла» выглядят просто пугающе. Неужели США и их союзники имеют глобальное превосходство в воздухе?
— Официальные данные ВВС США и других стран, эксплуатирующих истребители данного типа, разумеется, не отражают реального положения вещей, хотя бы потому, что вокруг мифа о «непобедимом» F-15 вращаются многомиллиардные контракты.
— Все равно невероятно…
— Даже 100 подтвержденных воздушных побед не могут служить объективным критерием технического превосходства. Среди «жертв» F-15, в лучшем случае, всего девять фронтовых истребителей четвертого поколения. Остальная уничтоженная авиатехника – различные модификации МиГ-21, МиГ-23, Су-22, «Мираж» F.1 — т.е. устаревших самолетов 2-3 поколений, к настоящему времени практически полностью снятых с вооружения во всех странах мира.
— Всего девять сбитых истребителей четвертого поколения. Что это были за самолеты?
— Экспортные модификации МиГ-29, стоявшие на вооружении Ирака и СРЮ (прим. Союзная Республика Югославия). Все победы были одержаны пилотами F-15 при подавляющем количественном превосходстве и с использованием внешних средств целеуказания – против одиночных, отчаянно смелых МиГов, рискнувших подняться в воздух, действовала хорошо отлаженная система из нескольких боевых групп («приманка», «засада», группа прикрытия). Вся эта компания получала точные данные о воздушной обстановке с самолетов ДРЛО E-3 «Сентри», а барражирующие на малой высоте EF-111 «Рейвен» и EC-130 «Компас Колл» буквально разрывали эфир шквалами радиоэлектронных помех – не выиграть в таких условиях было бы просто стыдно.
— Постой, вот ты все время говоришь про «устаревшие» МиГ-23. Этот истребитель поднялся в воздух в 1967 году – всего на 5 лет раньше F-15! А к моменту их первой «встречи» в небе Ливана (1980 год), в бой против F-15 пошли новейшие модификации «двадцать третьего» — МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ. Новейший советский истребитель с изменяемой геометрией крыла.
— Не спорю, в 1970-е годы «кубок конструкторов» достался американцам. В то время, когда у нас разрабатывался МиГ-23, в США были созданы машины совсем другого порядка – тяжелый палубный перехватчик F-14 «Томкэт» и самолет для завоевания превосходства в воздухе F-15 «Игл». Третьего поколения истребителей у американцев не было, второе («Фантом») сразу сменилось четвертым («Томкэт», «Игл», и позже, «Файтинг Фалькон»).
— Чем отличалось «четвертое поколение» от всех предыдущих разработок?
— В конструкции этих истребителей был в полной мере учтен опыт предыдущих конфликтов. Воздушные схватки в небе Вьетнама ясно показали ошибочность всех гипотез ведения современного воздушного боя: 20-тонный «универсальный» истребитель-бомбардировщик «Фантом» оказался неуклюжим истребителем и неважным бомбардировщиком, а пилоты легкого 8-тонного МиГ-21 быстро осознали, что две ракеты «воздух-воздух» — недопустимо мало в современных условиях.
— Потребовался компромисс между маневренностью и ракетным вооружением?
— Именно. Было решено одновременно «прокачивать» оба важных направления. Сверхвысокая маневренность была достигнута, в первую очередь, за счет радикального увеличения тяговооруженности истребителя — сказался несомненный прогресс в авиационном двигателестроении.
— А как же компоновка и аэродинамика?
— Если говорить конкретно об «Орле», то в меньшей степени. F-15, в отличие от отечественного Су-27, имел классическую аэродинамическую схему, безо всяких «интегральных решений» и «статических неустойчивостей». Неслучайно его так часто сравнивают с МиГ-25.
— «Орел» был скопирован с нашего МиГа?
— Вряд ли. F-15 поднялся в воздух в 1972 году. Беленко угнал МиГ в Японию в 1976.
— Но ведь янки и раньше были знакомы с обликом МиГ-25. Наверняка были какие-нибудь заимствования…
— А то! Американские спецы до сих пор полагают, что МиГ-25 «срисовали» с палубного бомбардировщика А-5 «Виджилент» (1956 год). У них действительно было много общего: два крыла, например. Чего смеешься? Они и вправду весьма похожи: ковшеобразные воздухозаборники, двухкилевое хвостовое оперение. Облик самолета определяется общими для всех законами аэродинамики, оттого в авиации часто встречаются похожие черты.
(прим. двухкилевое хвостовое оперение оказалось не лучшим решением для базирования на авианосце, в серию «Виджиленты» пошли уже с одним складным килем)
— Про сверхманевренность ясно. А что произошло с бортовой радиоэлектроникой?
— Изменения были колоссальные. С появлением новых ракет класса «воздух-воздух» истребители четвертого поколения получили возможность уверенно вести воздушные бои вне зоны прямой видимости – обмены ракетными ударами на дальностях в десятки километров с коррекцией по данным радара. Наконец, совершенная эргономика рабочего места пилота и богатые комплекты подвесных элементов, способных быстро «подстраивать» характеристики самолета под текущую ситуацию – в результате получились крутые истребители с идеальным соотношением их стоимости и боевых возможностей.
— Хм, интересно…
— Потому F-15 и F-16 эксплуатируются больше 30 лет, и какой-либо адекватной замены им не видно – американская программа по созданию истребителя «пятого поколения» не более чем дорогой неудавшийся эксперимент. Слишком малы достигнутые результаты, по сравнению с затратами на создание «Рэпторов» и «Лайтнингов».
F-15 в прицеле МиГа
— Давай вернемся к МиГ-23 … Неужели советский самолет «третьего поколения» так сильно уступал «Орлам»?
— Страшно уступал. Просто корыто на фоне спортивной яхты. Другое дело, все это имело мало отношения к реальным воздушным схваткам.
— Шутишь?! Счет 104:0
— «Орлов» сбивали. Просто сказочникам с канала CNN запрещено показывать обломки американской техники. Нет поражений? Так не бывает. Рассуди логически – ты можешь назвать хоть одного полководца, кто бы никогда не терпел неудач и не проиграл ни одной битвы? Суворов? Ага, то-то он через Альпы от французов удирал.
А истребитель F-15 — это не Суворов. Как я уже сказал, преимущество F-15 над устаревшими советскими самолетами было совсем не так очевидно в реальном бою. А бои были реальными — смертельные воздушные схватки в небе над Бейрутом и Дамаском.
— Не очевидно? Скороподъемность F-15C более 250 м/с, а скороподъемность МиГ-23МЛ всего лишь 200 м/с! Тяговооруженность «Орла» больше единицы, у нашей машины – всего около 0,8…
— Это все глупости из бумажных буклетов. Твои цифры не имеют никакого отношения к действительности.
— В смысле? Ты сомневаешься, что современные истребители могут набирать высоту с такой бешеной скоростью?
— Отчего же, могут. Иногда, даже вдвое быстрей.
— Только не говори, что МиГ-23 способен за секунду подняться на полкилометра. Этого не может даже сверхманевренный Су-35!
— В бумажных таблицах указаны максимальные значения устоявшейся скороподъемности у поверхности земли. Но если разогнать «двадцать третий» до 2000 км/ч и плавно взять ручку на себя, он свечой уйдет в стратосферу. Вспомни невероятный МиГ-25, после горизонтального разгона до трех скоростей звука его «забрасывало» ввысь на 37 километров!
— Кажется, я начинаю понимать … многое зависит от скорости истребителя и его положения в пространстве в самом начале боя.
— Именно. Школьный урок физики – сумма кинетической и потенциальной энергий тела неизменна, скорость преобразуется в высоту, высота в скорость. И горе F-15, если в этот момент его накопленная энергия будет меньше, чем у МиГа – никакая тяговооруженость «Орла» уже не спасет.
(прим. необходимо также учесть затраты на преодоление сопротивления воздуха и выделение тепловой энергии)
Этому «Орлу» осталось лететь меньше секунды. Кадры кинопулемета МиГ-21
— Невероятно. Выходит, что все разговоры по поводу превосходства «Рафаля», F-15 или «Еврофайтер Тайфун» — просто бессмысленная болтовня? Все истребители четвертого поколения имеют примерно одинаковые летные характеристики…
— Получается что так. Минимальные отличия в «табличных» ЛТХ элементарно нивелируются пилотажным мастерством летчика. Человек – мера всех вещей.
— Тогда непонятно, в чем заключается смысл создания новых самолетов? Летали бы на МиГ-23, и не задумывались по поводу создания «пятого поколения».
— Скажем так, при кардинальном улучшении характеристик самолета, повышается вероятность его нахождения в более выгодном положении во время воздушного боя. Отклоняемый вектор тяги, развитая механизация крыла, статически неустойчивая компоновка – все это в той или иной степени влияет на успешный результат схватки. Пятое поколение не трожь, это отдельная длинная тема с неясным финалом. Упор делается на то, чтобы вообще избежать ответного огня (уменьшить дальность обнаружения радиолокационными и тепловыми средствами противника).
— Хорошо, убедил. МиГ-23 с подготовленным пилотом мог смело идти в бой против F-15.
— Да, шансы были не самые плохие.
F-16 в прицеле МиГа
— Но как вам вообще удавалось дожить до ближнего боя? Советские управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-23 очевидно уступали ракетам AIM-7F «Спэрроу», стоящим на вооружении Израиля — дальность пуска 23 километра вместо 33 километров у ракеты американского производства.
— МиГ-23 был отнюдь не так плох на больших дистанциях. Радары РП-23 и AN/APG-63 обладали примерно одинаковой дальностью обнаружения воздушных целей — порядка 100 километров, обе радиолокационные станции имели возможность обнаружения целей на фоне земли, единственное различие – сектор обзора AN/APG-63 был несколько шире (до 60° в каждой плоскости). Упомянутые тобой управляемые ракеты Р-23, действительно, имели немало недостатков, главным из которых было длительное время подготовки к стрельбе. Сирийские летчики не раз привозили отличные кадры с израильскими самолетами, которых они долго держали в прицеле, однако сбить попросту не успевали. Но с появлением новых ракет средней дальности Р-24 превосходство израильтян в воздухе основательно пошатнулось.
— Тем не менее, превосходство все же было…
— Чисто организационные моменты, лучшая организация боя, использование радиопомех и самолетов ДРЛО. Но в техническом плане особого превосходства у Хэль Хаавир не наблюдалось. Исход большинства схваток решался в ближнем бою, где основную роль играли авиационные пушки и ракеты малой дальности Р-60. Именно эти малышки принесли нам большинство побед.
(прим. Хэль Хаавир – ВВС Израиля)
— Странно, твои слова идут вразрез с результатами американских учений на Аляске в 2006 году. Моделировались схватки между F-15 и F-22, в результате лишь в трех случаях из ста противостояние перешло в фазу ближнего боя. В остальных случаях «Рэпторы» расстреливали F-15 с предельных дистанций и, оставшись необнаруженными, бесследно растворялись в небе.
— Американцы моделировали бои один на один – весьма редкое и специфическое сочетание событий. В реальности, каждый групповой воздушный бой неминуемо переходит в «собачью свалку». Сближение противников происходит в среднем на скорости около 1 км/с – за короткое время пилоты успевают выпустить всего одну-две ракеты, после чего они вынуждены столкнуться с противником лицом к лицу.
— Когда был сбит первый «Орел»?
— По российским данным 13 мая 1981 года израильский F-15 был сбит над Ливаном огнем ЗРК «Квадрат». На следующий день советский расчет перехватил еще одного «Орла».
— А каковы результаты воздушных схваток?
— «Орла» снова ощипали в июле того же года – 29.07.1981 пара израильских F-15 попала под удар сирийского МиГ-25. Один самолет был сбит, второй поврежден (по некоторым данным он так и не дотянул до авиабазы и разбился в пустыне).
— Т.е. израильтяне понесли ощутимые потери еще до начала Ливанской войны?
— Так точно. Война 1982 года вообще превратилась в лютую бойню – только за первую неделю активных боевых действий ВВС Сирии уничтожили в воздушных боях 42 израильских самолета, в том числе, как минимум, пять F-15 и шесть F-16 первых модификаций. Еще 27 самолетов были сбиты огнем сирийских ЗРК с советскими расчетами.
9 июня 1982 г. F-15 под управлением капитана Ронена Шапира был поражен ракетой Р-60, выпущенной с истребителя МиГ-21.
«Орлу» удалось дотянуть до аэродрома с отстреленным крылом
— Хэль Хаавир признал эти потери?
— Разумеется, нет. Представители ВВС Израиля упорно настаивают на версии уничтожения над долиной Бекаа 102 сирийских самолетов взамен потери единственного истребителя-бомбардировщика «Кфир». Это звучит еще смешнее, чем 104 воздушные победы F-15 без единого поражения.
Интересно, как ВВС Израиля объяснят этот снимок
— Но есть какие-либо веские основания сомневаться в данных Хэль Хаавир?
— Качество израильской пропаганды вызывает сомнения даже у их ближайших союзников – посетивший Израиль сразу после окончания боевых действий президент Вашингтонского центра международной безопасности Джордж Чорба, негодовал, что ему отказались предоставить сколько-нибудь конкретную информацию о применении в боевых действиях «новых образцов американского оружия».
— Другими словами, официальные израильские данные…
— Наглейшая ложь. Два года спустя американская палубная авиация попыталась сунуться в долину Бекаа, но в первый же день потеряла два штурмовика (А-6 «Интрудер» и А-7 «Корсар»). После провала воздушной операции янки предпочитали «обрабатывать» позиции сирийских ЗРК из 406 мм орудий линкора «Нью-Джерси». А самолеты ВВС Израиля ну совершенно несбиваемы, это я знаю точно, я там был (смеется)
Очередное веское доказательство неуязвимости израильских самолетов из Военного музея Египта
— Ну а кроме cирийцев, кто еще сумел «подрезать крылья» F-15?
— Предсталяешь, сам же F-15. 22 ноября 1995 года японские F-15J случайно «порешили» друг друга во время учебного воздушного боя. Капитан Татсуми сумел благополучно катапультироваться. Ясное дело, этот случай, как и многие другие, не вошел в «официальную статистику» боевого применения F-15.
— Забавно. А как «Орлы» показали себя в Ираке и Югославии?
— В Ираке официально (!) было потеряно два истребителя-бомбардировщика F-15E «Страйк Игл». Увы, это F-15 с индексом «Е» — всего лишь одна из многочисленных модификаций F-15, потому ее можно не включать в официальную статистику (вот шулеры!). А сколько «Орлов» сбили неофициально – пойди сейчас докажи, территория Ирака находится под американской оккупацией. Все обломки давно вывезены или закопаны глубоко в песок.
(прим. F-15E «Страйк Игл» — двухместная ударная машина на базе учебной спарки F-15D; «Страйк Игл» сохранил все лучшие свойства истребителя, но при этом получил возможность поднимать 10 тонн бомб и прицельно высыпать их на голову противнику)
— Слышал, два года назад еще один непобедимый «Страйк Игл» грохнулся в Ливии, кадры со сбитым самолетом обошли весь мир.
— Ты про тот, что упал в пригороде Бенгази 22 марта 2011 года? Сторонники полковника Каддафи «сняли» его из обычного ПЗРК. По поводу Югославии – там все достаточно неопределенно. F-15 не раз бились насмерть с сербскими МиГ-29, потери имелись с обеих сторон. МиГ-29 – чрезвычайно опасный противник, этот фактор нельзя не принимать в расчет. Существует известное видео, снятое в окрестностях авиабазы Авиано (Италия) – вернувшись с боевого задания над территорией Сербии, один из «Орлов» как-то странно ведет себя в полете, а за сзади ним тянется белесый шлейф дыма. Сколько таких «подранков» вернулось на авиабазы НАТО? – пожалуй, немало, если учесть тот факт, что после очередной «победоносной кампании» в ВВС США начинаются массовые «списания» авиатехники, разумеется, по различным небоевым причинам … давай что ли тост.
— Давай.
— На горе стоял козел. По небу летел орел, увидел козла, схватил его и полетел дальше. На земле стоял охотник, увидел орла и выстрелил. Орел камнем упал на траву, а козел полетел дальше!
Так выпьем за то, чтобы у нас орлов сбивали, а козлы не летали.
Это когда-то было грозным F-15E
topwar.ru
!!Разделы
2. — ещё 55 F-15C и 19 F-15D были построены для Саудовской Аравии. В 1990-м году 3. — на ранних F-15C/D, как и на F-15A/B стояли F100-PW-100 !!Описание F-15 Самолет F-15 «Игл» всепогодный высокоманевренный тактический истребитель, спроектированный для завоевания господства в воздухе. Истребитель «Игл» сочетает в себе качества высокой маневренности, большого радиуса действия, мощного вооружения и современной авионики. Истребитель способен проникать глубоко на территорию противника. F-15 оснащен электронной системой управления вооружением, которая позволяет обнаруживать, захватывать и вести автоматическое сопровождение целей; осуществлять слежение за самолетами противника не зависимо от того, в чьем воздушном пространстве они находится. Вооружение и системы контроля полета самолета спроектированы так, чтобы даже один пилот мог безопасно и эффективно вести воздушный бой. Превосходная маневренность и скороподъемность истребителей F-15 достигнуты за счет высокой тяговооруженности и низкой нагрузки на крыло. Низкая нагрузка на крыло (отношение массы самолета к площади крыла) является важным фактором, влияющим на маневренность самолета, и в сочетании с высокой тяговооруженностью, дает возможность узкого разворота без потери скорости. Самолет F-15 отличается от многих других истребителей универсальной авионикой. Она включает в себя проекционный бортовой индикатор, усовершенствованный радар, инертную навигационную систему, измерительные приборы, УВЧ систему связи, тактическую систему навигации и систему посадки по приборам. Кроме того, на самолете установлена тактическая система радиоэлектронного противодействия, система распознавания «свой-чужой», система радиоэлектронного подавления и центральный цифровой компьютер. Бортовой индикатор проецирует на лобовое стекло показания приборов и информацию, собранную интегрированной системой авионики. Этот индикатор, видимый при любом освещении, обеспечивает пилота информацией необходимой для поиска и уничтожения самолетов противника без надобности отвлекаться на приборы. Многосторонняя система импульсно-доплеровского радара может обнаруживать как высоко, так и низко летящие цели, несмотря на помехи, идущие от сигнала, отраженного от земной поверхности. Радар снабжает центральный компьютер необходимой информацией о цели для эффективного управления оружием. Для близкого боя радар захватывает самолет противника на автоматическое сопровождение, и эта информация отражается на бортовом индикаторе. Система радиоэлектронной борьбы самолета F-15 выдает сообщения об опасности и автоматически принимает необходимые меры по сохранению самолета. Система распознавания «свой-чужой» информирует пилота о том, какие самолеты находятся в зоне видимости радара. Самолет F-15 несет различное оружие класса «воздух-воздух». Когда пилот изменяет одну систему вооружения на другую, визуальное управление для данного вида оружия автоматически высвечивается на проекционном бортовом индикаторе. Перехватчик «Игл» может быть оснащен различными комбинациями четырех видов вооружения класса «воздух-воздух»: ракетами «Спарроу» AIM-7F/M или улучшенными ракетами средней дальности AIM-120 класса «воздух-воздух», расположенными под фюзеляжем, AIM-9L/M «Сайдуиндер», или ракетами AIM-120, укрепленными на двух пилонах под крыльями, и 20мм пушкой барабанного типа (940 зарядов), расположенной в основании правого крыла. Для модификаций F-15C и F-15D были специально разработаны конформные топливные баки с малым аэродинамическим сопротивлением. Каждый топливный бак обладает объемом три кубометра. Благодаря навесным бакам самолету нет необходимости осуществлять дозаправку топливом во время длительного полета при выполнении важных задач. Ракеты AIM-7F/M «Спарроу» и ракеты AIM-120 могут крепиться непосредственно к топливным бакам. комментарии (1) |
www.airbase.ru