Истребитель су 57 фото – Истребитель Су-57 на испытаниях превзошел лучшие американские аналоги — Российская газета

Появилось первое качественное фото самого последнего прототипа Су-57

В посвященной самолету группе Су-57 (ПАК ФА Т-50) представили первое качественное фото последнего прототипа Су-57. Его разместил в своем Instagram пользователь michaelpolyakov96. Известно, что экземпляр Т-50-10 с бортовым номером 510 уже завершил перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Свой первый полет самолет совершил 23 декабря 2017 года.

Ранее в Сеть уже выкладывали фото данного борта в Новосибирске, однако на них машину было практически не различить.

Судя по первой качественной фотографии, 510-й имеет окраску, идентичную (или почти идентичную) окраске экземпляра Т-50-11. На внешних держателях самолета во время перелета разместили два топливных бака.

Стоит отметить определенную путаницу с бортами. В силу ряда обстоятельств десятый летный прототип — Т-50-11 — совершил полет раньше, чем девятый (новый Т-50-10). Он впервые поднялся в воздух 6 августа 2017 года. При этом обе машины относят к т. н. «прототипам второго этапа». То есть эти истребители максимально приближены к серийной версии. Вопреки распространенному мнению, «прототипы второго этапа» не оснащены двигателями «Тип 30». Последние только проходят испытания: с большой долей вероятности первые серийные Су-57 будут иметь не двигатели «второго этапа», а АЛ-41Ф1 — очень глубокую модификацию советского АЛ-31Ф.

Повышенное внимание к экземпляру Т-50-10 обусловлено тем, что он завершает опытную партию российского истребителя пятого поколения. Уже в обозримом будущем планируют начать серийный выпуск машины.

Сам проект Су-57 вызывает огромный интерес у авиалюбителей со всего мира. Масла в огонь подлила недавняя отправка в Сирию двух прототипов машины из числа последних построенных (информация об отправке дополнительных Су-57 не подтвердилась, хотя многие уважаемые СМИ заявляли об этом). Целью прибытия Су-57 на авиационную базу Хмеймим стало прохождение опытно-боевой эксплуатации, хотя конкретные задачи машин доподлинно неизвестны.

Выполненный в рамках программы ПАК ФА самолет Су-57 должен стать первым введенным в эксплуатацию российским истребителем пятого поколения. «Пионерами» здесь являются США — Lockheed/Boeing F-22 Raptor американцы начали эксплуатировать в 2005-м. F-35 ввели в эксплуатацию в 2015 году.

Источник

www.nasha-strana.info

Представлены первые фотографии нового образца истребителя Су-57 — Naked Science

Сразу несколько ресурсов, посвященных отечественной авиации, среди которых russianplanes.net, выложили первые фотографии нового образца Су-57 — экземпляра Т-50-11 с бортовым номером 511. Самолет прибыл на аэродром АО «Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова» в подмосковное Жуковское 10 сентября 2017 года, совершив длительный перелет из Комсомольска-на-Амуре. Во время перелета использовали подвесные и вкладные топливные баки.

 

Т-50-11 / ©russianplanes

 

Т-50-11 / ©russianplanes

 

Т-50-11 / ©russianplanes

 

Напомним, по неподтвержденным данным, эта машина совершила первый полет 6 августа. Экземпляр Т-50-11 во всех смыслах знаковый. Именно он должен был завершить опытную партию, став десятым летным прототипом истребителя пятого поколения. Между тем самолет изготовили быстрее, чем экземпляр Т-50-10, так что фактически борт 511 является девятым летным образцом Су-57. Согласно имеющейся информации, первый полет Т-50-10 можно ожидать в этом году.

 

Т-50-11 получил пиксельный камуфляж, похожий на окраску экземпляра Т-50-9. Были выбраны другие оттенки, при этом носовой обтекатель получил выделяющийся светлый окрас. По имеющимся данным, летный образец Су-57 впервые оснастили полным составом системы постановки электронных помех Л402. В целом, по уровню оснащенности бортовой электроникой Т-50-11 приближен к серийной версии, хотя, как и любой прототип (иногда Т-50-11 также называют «предсерийным») имеет отличия от серийного образца.

 

Ранее появилась информация, что именно планер борта 511 станет прообразом для серийного Су-57, однако эти слухи не нашли подтверждения.

 

©Сухой

 

Первый летный прототип российского истребителя пятого поколения поднялся в небо 29 января 2010 года. Самолет создается как замена советскому истребителю четвертого поколения Су-27. Предполагаемый срок начала эксплуатации Су-57 — 2018 год, но нет гарантий, что это действительно будет так. Установочная партия должна составить 12 машин, контракт на их поставку Вооруженные силы России хотят подписать в 2018-м. 

 

Первым иностранным заказчиком самолета может стать Индия, которая рассчитывает получить модифицированную версию истребителя, выполненную в рамках программы FGFA. В ее реализации примут активное участие индийские инженеры. Недавно стало известно, что азиатская страна намерена закупить 108 самолетов FGFA. Технологии ПАК ФА важны для индийской авиастроительной отрасли, которая намерена сделать технологический скачок в обозримой перспективе. 

naked-science.ru

на что способен истребитель пятого поколения Су-57 — РТ на русском

Российский истребитель пятого поколения Су-57 приступил к очередной фазе лётных испытаний с применением новейших авиационных средств поражения. Эксперты отмечают, что тесты такого рода являются одним из заключительных этапов разработки самолётов. Ожидается, что Су-57 может поступить в войска уже в 2018 году. Об огневой мощи и уникальных характеристиках боевой машины — в материале RT.

Новый этап

Российский истребитель пятого поколения Cу-57 (до августа 2017 года — Т-50, ПАК-ФА) приступил к очередной фазе испытаний. Об этом в интервью журналу «Военно-техническое сотрудничество» сообщил Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ). По его словам, комплекс вооружения для Су-57, разрабатываемый компанией, в настоящее время проходит лётную проверку.

«Мы перешли к практическим полётам. Думаю, что в недалёком будущем увидим и результат», — говорит гендиректор ТРВ.

Разрабатывать Су-57 начали почти 20 лет назад, ещё в 1999 году. Тогда проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК-ФА). Новый самолёт разработки ОКБ им. Сухого должен заменить стоящие на вооружении ВКС России истребители Су-27 и перехватчики МиГ-31. Среди иностранных аналогов российского самолёта пятого поколения истребитель F-22 Raptor и универсальный ударный самолёт F-35, поступившие на вооружение ВВС США.

Также по теме

Удалённый доступ: зачем Вашингтон перебрасывает в Южную Корею новейшие ударные самолёты

США передислоцируют в Южную Корею шесть истребителей F-22 Raptor и четыре истребителя-бомбардировщика F-35A Lightning. Новейшие…

Свой первый полёт воздушное судно под заводским индексом Т-50, построенное на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, совершило в 2010 году. По данным на август прошлого года, было произведено 11 самолётов. А в декабре прошли испытания предназначенного для Су-57 нового двигателя с увеличенной тягой и топливной эффективностью, известного как «изделие 30». Прежде на Су-57 ставили модернизированную версию двигателя АЛ-31Ф. Её же используют на самолётах Су-35С.

Как заявил в августе 2017 года главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, Минобороны получит новую машину уже в 2018 году.

«Т-50, или Су-57, скоро, со следующего года, начнёт поступать в войска, и пилоты будут его осваивать и эксплуатировать», — сообщил тогда Бондарев.

Однако, как отметил в интервью RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, это не значит, что самолёт в текущем году поступит в боевые части.

«Самолёт полетел с двигателем второго этапа в декабре 2017-го. Доводка двигателя, тем более с новым газогенератором и новой горячей частью, — это очень длительный процесс, — объясняет эксперт. — Поэтому, думаю, 12 самолётов будет закуплено, и все они пойдут формально в ВКС, но на деле в ГЛИЦ (929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П. Чкалова в г. Ахтубинск Астраханской области. — RT), может быть, в Липецк (Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В.П. Чкалова. — RT), там, где отрабатывают уже не самолёт, а тактику боевого применения».

  • Истребитель пятого поколения Су-57
  • © Wikimedia / Rulexip

По словам эксперта, Су-57 ещё несколько лет будет находиться на этапе испытаний в структуре ВКС. Кроме тестирования нового двигателя будет отрабатываться и использование новых авиационных средств поражения (АСП).

«Применение АСП — это тоже непростая вещь. Нужно это отработать в разных режимах, разных ситуациях, нанести удары по разным мишеням», — отмечает эксперт.

Говоря о целях создания Су-57, Макиенко заявил, что этот истребитель призван «усилить позиции РФ в воздухе».

«Этот истребитель нужен для того, чтобы держать воздух», — резюмировал эксперт. 

Ударная сила

Особенность Су-57 — сочетание функций ударного самолёта и истребителя. Это отражено и в системах вооружений. Су-57 может быть оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К, ракетами класса «воздух — воздух»: Р-73/РВВ-МД (малой дальности), К-77-1/РВВ-АЕ/СД (средней дальности), К-37М/РВВ-БД (большой дальности), а также ракетами класса «воздух — поверхность»: Х-38МЭ (малой дальности), Х-58УШКЭ (противорадиолокационной), Х-35УЭ (тактической противокорабельной)

и корректируемыми авиационными бомбами КАБ-500С. Максимальная боевая нагрузка самолёта — 10 тонн.

«Если говорить о пушке, то это в принципе известная автоматическая 30-миллиметровая пушка КБ Шипунова (ГШ-30-1. — RT), — рассказал RT об особенностях вооружения Су-57 главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Но используются новые боеприпасы, например с пластиковым ведущим устройством, что повышает их начальную скорость, а ресурс ствола пушки увеличивает в несколько раз».

  • Авиационная пушка ГШ-30-1
  • © Wikipedia

Кроме того, по словам Мураховского, предполагается использовать и снаряды с дистанционным подрывом на различных участках траектории их полёта.

Испытания пушки начались в 2016 году в Подмосковье на Государственном казённом научно-испытательном полигоне авиационных систем в Фаустове. Скорострельность изделия, предназначенного для поражения всех современных бронированных целей, достигает 30 выстрелов в минуту.

Что касается управляемых авиационных средств поражения, то они, как отмечает Мураховский, составят основу боекомплекта Су-57.

«Это новое поколение ракет «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и новое поколение высокоточных авиационных средств поражения категории «воздух — поверхность». Это и противокорабельные ракеты, и противорадиолокационные», — отмечает эксперт.

  • Истребитель пятого поколения Су-57
  • © Wikimedia / Dmitry Zherdin

Виктор Мураховский подчёркивает, что корректируемые авиабомбы этого самолёта будут наводиться по лазерному лучу или использовать для самонаведения систему инерциально-спутниковой навигации. По словам эксперта, будут применяться и авиабомбы малого калибра — менее 100 кг, необходимость в появлении которых продемонстрировала операция в Сирии.

«Разрабатываются и барражирующие боеприпасы, и целый ряд других изделий», — говорит эксперт.

Умная мощь

По словам Макиенко, всё, что касается ракет или АСП, — это очень закрытая тема. В самом общем виде совершенствование АСП, отмечает эксперт, заключается в усилении помехозащищённости, увеличении дальности, может быть, уменьшении габаритов, «поскольку всё это надо помещать в закрытые отсеки».

Последнее требование, по словам экспертов, обусловлено необходимостью сделать самолёт малозаметным. Для этого почти все вооружения спрятаны внутри борта. 

«Су-57 как комплекс пятого поколения может обеспечить маршевый сверхзвуковой полёт без форсажа штатного двигателя самолёта, — отмечает Мураховский. — Конфигурация планера Су-57 такова, что он имеет меньшую эффективную площадь рассеяния (ЭПР), чем самолёты предыдущих поколений».

Показатели заметности самолёта Су-57 для радаров российские и зарубежные специалисты оценивают в диапазоне от 0,1 кв. м до 0,4 кв. м. Для сравнения: ЭПР Су-27 — более 10 кв. м.

«Также отличительной особенностью Су-57 является использование так называемого цифрового борта», — сказал Мураховский.

На самолёте есть электронный второй пилот — бортовой компьютер, который может взять на себя часть функций по управлению самолётом и ведению боя. Так, боевая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой позволяет одновременно распознать до 60 целей и навести оружие сразу на 16 мишеней. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Гималаи» с функцией умной обшивки, в свою очередь, создаёт помехи головкам самонаведения ракет противника.

Также по теме

Воздушный щит: 105 лет со дня основания военной авиации России

12 августа в России отмечается День Воздушно-космических сил. 105 лет назад указом российского императора Николая II был сформирован…

Всё радиоэлектронное оборудование, все системы вооружений, силовая установка Су-57, по словам Мураховского, имеют цифровое управление и «заведены на общую цифровую шину».

«Узлы агрегата имеют модульную конструкцию, что позволяет реализовать новые режимы управления полётом, функционирования силовой установки, применения вооружения, систем связи», — рассказал военный эксперт.

По словам Мураховского, модульная схема позволяет интегрировать истребители в единую систему управления авиацией и противовоздушной обороной и использовать их в составе так называемых разведывательно-ударных контуров (объединённые под одним руководством средства ведения разведки и поражения).

«Это снижает время цикла боевого управления в ходе боевых действий и, соответственно, время реакции на появление противника примерно в три-пять раз по сравнению с существующими вариантами», — отмечает эксперт.

По словам Мураховского, теперь предстоит тщательная отработка всех систем Су-57.

«Новый боевой комплекс от пушки до высокоточных средств поражения требует полной отработки на этом самолёте не только в том, что касается применения самого изделия, но и интеграции с системами управления и вооружения не только ВКС, но и других видов войск», — подчеркнул эксперт.

russian.rt.com

Су-57 — новейшая разработка российского авиапрома, однако она полна уязвимостей

Насколько хорош российский истребитель пятого поколения Су-57?

Фото из открытых источников

Оригинал на сайте China.com

Китайская международная авиационная и аэрокосмическая выставка Zhuhai Airshow 2018, которую так ждут поклонники авиации, будет официально открыта в ноябре. Начиная с этого года, во время авиашоу передовые технологии в военной сфере будут доступны в режиме онлайн широкому кругу любителей авиации для учета современных отечественных и зарубежных основных моделей самолета — будет проводиться глубокий анализ их истории, развития и изменений.

Самые ранние разработки российских истребителей пятого поколения можно проследить до проекта усовершенствованного тактического истребителя, который относится к концу 80-х годов прошлого века. Новые истребители должны быть прийти на смену уже имеющимся Су-27 и МиГ-29, а также выступить как ответ на угрозы американских передовых самолетов нового типа. ОКБ Сухого и ОКБ Микояна разработали проект Су-47 с крылом обратной стреловидности и МиГ 1.44, однако из-за распада Советского Союза разработку российских истребителей пятого поколения пришлось временно приостановить.

Новости по теме

После распада СССР российская экономика по-прежнему находится на низком уровне развития, и только в 2002 году вновь начались опытно-конструкторские работы по разработке истребителей пятого поколения. Проект российских истребителей пятого поколения называется «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА), аббревиатура на английском — PAK FA, окончательным утвержденным проектом стала разработка самолета Т-50, которую вело ОКБ Сухого.

Официальное название Т-50 — Су-57. Су-57 — это истребитель с улучшенными рабочими характеристиками, он отвечает запросам боевых действий российской авиации и полностью вобрал в себя результаты развития истребителей четвертого поколения, таких как Су-47 и МиГ 1.44. Тем не менее, кажется, что на Су-57 никогда не возлагались большие надежды, так почему же мы должны его рассматривать как истребитель с улучшенными характеристиками, который больше всего подходит для будущего развития ВВС России?

Длина Су-57 составляет около 19,7 метров, высота — 4,8 метра, размах крыла может достигать 14 метров. Дальность рейса истребителя — 3000 километров. В самолете используется обычная компоновка, аэродинамическая компоновка полностью заимствована у истребителя Су-27 и F-22, корпус самолета плоский. Носу самолета придана ромбовидная форма, основное крыло представляет собой трапецеидальное крыло, аналогичное крылу F-22, самолет сочетает в себе малозаметность и суперкрейсерскую скорость. Крыло самолета имеет отклоняемый предкрылок, в задней кромке расположены закрылки и элероны, передняя и задняя кромка крыла самолета соответственно параллельны передней и задней кромке горизонтального оперения, и это приводит к тому, что электромагнитные волны отражаются в одном направлении. В самолете используется двухкилевое оперение с уклоном к наружным границам, в конструкции использованы цельноповоротные кили, что повышает малозаметность и эффективность аэродинамического контроля. Конструкция Су-57 представляет собой единый сплав корпуса и крыла с хорошими коэффициентами подъемной силы и твердости фюзеляжа. Перед главным крылом имеется подвижная окантовка, которая выступает в качестве канарда, в будущем самолет будет оснащен AL-41 турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, он обладает сверхманевренностью и быстротой. Отсек для вооружений расположен между двигателями, истребитель может быть оснащен ракетами класса «воздух-воздух», крылатыми ракетами и другими боеприпасами.

Новости по теме

Большие споры вызывает малозаметность Су-57. В самолете используется два вертикальных цилиндрических воздухозаборника, а не воздухозаборники S-типа, которые имеются у F-22, Цзянь-20 и других истребителей. К преимуществам воздухозаборников S-типа можно отнести снижение обнаружения воздухозаборников, в то время как воздухозаборники, используемые в Су-57, могут образовать огромный источник отражения электромагнитных волн. Кроме этого, днище фюзеляжа имеет неровную поверхность и является местом, которое легко обнаружить. Малозаметность — основная особенность и обязательное требование к истребителю пятого поколения, и ее реализация у Су-57 всегда ставилась под сомнение и являлась острым вопросом.

Тем не менее, изначальное решение, которое подразумевало отказ от исследования и разработок оружия, было весьма неудачным, разработка основного боевого оружия должна основываться на военной системе и концепции ведения боевых действий всей армии. Что касается исследований и разработок истребителей пятого поколения, то Соединенные Штаты в свое время уже стремились к малозаметности и сверхманевренности, однако, занимаясь проектно-конструкторской работой, они обнаружили, что невозможно угнаться за двумя зайцами сразу, и будучи лидером в сфере электронно-информационных технологий, решили показать свою силу и во главу угла поставили малозаметность. Поэтому малозаметные истребители F-22 и F-35 обладают превосходной степенью скрытности, а их маневренность опирается лишь на аэродинамическую схему и мощный двигатель, но внимание на этом сильно не заострялось. Военная тактика американцев выглядит следующим образом: значительно снизить способность противника их обнаружить, чтобы обеспечить одностороннюю прозрачность на театре военных действий, выполнять боевые задачи, используя передовые технологии малозаметности и электронную информацию.

Новости по теме

В отличие от Соединенных Штатов, в России в исследованиях и разработке истребителей всегда твердо придерживались собственных идей относительно ведения войны, которые основываются лишь на заимствовании при проектно-конструкторской работе вооружений и снаряжений, и концепцией развития США эти идеи потрясены не были. Опора на собственную систему ведения войны, проведение особых разработок собственных боевых самолетов — все это привело к тому, что конечные общие показатели истребителей вместе с американскими истребителями могут поддерживать приблизительно сбалансированный уровень. Американцы делают упор на том, чтобы первыми обнаружить врага и первыми его уничтожить, Россия же искусна в максимальном использовании достоинств и сведении к минимуму недостатков и акцентирует внимание на сбалансированности своих боевых самолетов — им требуется не только обязательная стелс-технология, но также они должны обладать и невероятной сверхманевренностью. Несмотря на то, что малозаметность Су-57 не может сравниться с малозаметностью F-22, однако малозаметность корпуса все-таки весьма на достойном уровне. Наряду с этим, Россия в условиях отставания в сфере электронно-информационных технологий может отказаться от использования радара на первом этапе ведения боевых действий после соприкасания с ближайшими объектами и вступать в ближний бой, демонстрируя превосходство собственных маневренных возможностей.

Помимо учета тактики воздушных боев самолетов, Россия также должна иметь в виду обширную площадь территории и недостаток военных инвестиций. Россия обладает огромной площадью, и необходимо особо уделять внимание боевому радиусу действия самолета при его проектировании, поэтому при выборе боевого самолета, то, что нужно России, — тяжелый боевой самолет с большой дальностью рейса и большим радиусом действия. С другой стороны, Америка имеет комбинацию из F-15 и F-16, а также из F-22 и F-35, Россия — из Су-27 и МиГ-29, и такие сочетания господствуют как в воздухе, так и на суше. В условиях ограничения финансирования Россия в настоящее время совсем неспособна заниматься одновременно и разработкой малозаметных боевых самолетов. Поэтому Су-57 — многоцелевой тяжелый истребитель, который раскрывает преимущества универсальной машины. Возможно, что в будущем Су-57 будет оснащен различными орудиями и боеприпасами, возможно, он будет использоваться в военных операциях для контроля с воздуха, для нанесения точных ударов по объектам, находящимся в воде и на суше, и для других задач. Это универсальный малозаметный боевой самолет с улучшенными рабочими характеристиками.

Новости по теме

Чтобы компенсировать малозаметность, Россия уделяет особое внимание способности обнаружения с дальней дистанции. Обычный малозаметный истребитель имеет хорошие показатели скрытности только при электромагнитных волнах определенной частоты, Россия при помощи радаров усиливает дальность обнаружения радаров и способность обнаружения невидимой цели. В то же время российское вооружение для воздушного боя обладает достаточно большой дальностью, что предоставляет самолетам возможность производить дальние атаки и даже позволяет Су-57 вести атаку по вражескому самолету дальнего радиолокационного обнаружения и наведения на расстоянии 400 километров.

Развитие Су-57 происходит медленно, однако нельзя недооценивать его характеристики. Су-57 был разработан исходя из основного существующего положения единой системы ведения войны российской армии, при его разработке выбор был сделан в пользу весьма прагматичного подхода — максимально использовать достоинства и минимизировать недостатки. При наличии определенных характеристик малозаметности его преимуществом является сверхманевренность, в то же время он обладает способностью обнаружения и атаки с дальней дистанции в воздухе. Опираясь на эти исключительные характеристики, Су-57 может полностью раскрыть собственное преимущество и поддерживать относительно сбалансированную ситуацию для малозаметных истребителей других крупных государств.

Ли Сяобай

Перевод ИноСМИ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику «Мнение», ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].

112.ua

Появилось первое качественное фото самого последнего прототипа Су-57 — Naked Science

В посвященной самолету группе Су-57 (ПАК ФА Т-50) представили первое качественное фото последнего прототипа Су-57. Его разместил в своем Instagram пользователь michaelpolyakov96. Известно, что экземпляр Т-50-10 с бортовым номером 510 уже завершил перелет из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский. Свой первый полет самолет совершил 23 декабря 2017 года.

 

Ранее в Сеть уже выкладывали фото данного борта в Новосибирске, однако на них машину было практически не различить. Судя по первой качественной фотографии, 510-й имеет окраску, идентичную (или почти идентичную) окраске экземпляра Т-50-11. На внешних держателях самолета во время перелета разместили два топливных бака.

 

Т-50-10 / ©michaelpolyakov96

 

Стоит отметить определенную путаницу с бортами. В силу ряда обстоятельств десятый летный прототип — Т-50-11 — совершил полет раньше, чем девятый (новый Т-50-10). Он впервые поднялся в воздух 6 августа 2017 года. При этом обе машины относят к т. н. «прототипам второго этапа». То есть эти истребители максимально приближены к серийной версии. Вопреки распространенному мнению, «прототипы второго этапа» не оснащены двигателями «Тип 30». Последние только проходят испытания: с большой долей вероятности первые серийные Су-57 будут иметь не двигатели «второго этапа», а АЛ-41Ф1 — очень глубокую модификацию советского АЛ-31Ф.

 

Т-50-11 / ©russianplanes

 

Повышенное внимание к экземпляру Т-50-10 обусловлено тем, что он завершает опытную партию российского истребителя пятого поколения. Уже в обозримом будущем планируют начать серийный выпуск машины.

 

Сам проект Су-57 вызывает огромный интерес у авиалюбителей со всего мира. Масла в огонь подлила недавняя отправка в Сирию двух прототипов машины из числа последних построенных (информация об отправке дополнительных Су-57 не подтвердилась, хотя многие уважаемые СМИ заявляли об этом). Целью прибытия Су-57 на авиационную базу Хмеймим стало прохождение опытно-боевой эксплуатации, хотя конкретные задачи машин доподлинно неизвестны.

 

Выполненный в рамках программы ПАК ФА самолет Су-57 должен стать первым введенным в эксплуатацию российским истребителем пятого поколения. «Пионерами» здесь являются США — Lockheed/Boeing F-22 Raptor американцы начали эксплуатировать в 2005-м. F-35 ввели в эксплуатацию в 2015 году.

naked-science.ru

Серийный вариант истребителя Т-50 получил официальное наименование Су-57

Вариант истребителя Т-50 / Фото: aviarf.ru

В последнем номере журнала «Air&Cosmos» опубликована статья Piotr Butowski и Antony Angrand «Du PAK FA au Su-57», в которой приводятся интересные сведения относительно российской программы создания истребителя пятого поколения по теме ПАК ФА. Наш блог приводит перевод данного материала.

ПАК ФА скоро получит новое наименование, теперь истребитель пятого поколения будет называться Су-57. Однако производство этого двухмоторного истребителя было пересмотрено в сторону снижения объемов. В течение двух лет прототипы истребителя прошли процедуру усиления планера, а также ряд доработок.

В ходе первого дня Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 президент России Владимир Путин должен был посетить ангар, в котором находился [восьмой летный] прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА – экземпляр Т-50-9. При этом предполагалось совершить процедуру подписания документа об окончании первого этапа испытаний и рекомендацию приступить к выпуску серийно партии самолетов. Однако Владимир Путин решил изменить свой маршрут и в ангар не зашел. Новое обозначение ПАК ФА озвучено не было и истребитель ждет другой оказии для того, чтобы его официальное наименование было названо.

Восьмой летный опытный образец истребителя ПАК ФА — самолет Т-50-9 (бортовой номер «509»), Жуковский, июль 2017 года / Фото: Russianplanes.net, Артём Аникеев

С 1982 года

Сухой Су-57 станет будущим серийным истребителем завоевания господства в воздухе с большим радиусом действия, при этом значительно улучшенным по сравнению с имеющимися самолетами. Су-27 пошел в серию в 1982 году и до сих пор остается основным истребителем ВКС России. Су-37 был экспериментальным Су-27М с номером «711», выпущенным в 1994 году, и был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги. Су-47 «Беркут» был другим опытным самолетом, созданным в 1997 году и стал первой попыткой ОКБ Сухого создать истребитель пятого поколения с крылом обратной стреловидности. Предшествующие самолеты – Су-7 (1958 год) и Су-17 (1970 год) не относились к этой линии развития самолетов ОКБ Сухого.

В ходе МАКС-2017 два истребителя Т-50 выполняли синхронные маневры, за которыми последовал учебный воздушный бой. Как и в прошлые годы публика не смогла увидеть их на земле, они были доступны взору только в воздухе. Два года, прошедшие с момента окончания МАКС-2015, были потрачены на доработку фюзеляжа самолета после тех проблем, с которыми столкнулись в ходе испытаний прототипов. Также испытывалась возможная конфигурация системы управления полетом. Производство серийных самолетов будет осуществляться в текущей конфигурации, хотя работа по доработке машины, включая установку новых двигателей, продолжится.

Три других прототипа ПАК ФА приступили к программе испытаний уже после МАКС-2015, что довело их общее число до восьми. Шестой самолет Т-50-6-2 (бортовой номер «056») совершил свой первый полет 27 апреля 2016 года, за ним 17 ноября 2016 года последовал Т-50-8 (бортовой номер «058»), а Т-50-9 взлетел 24 апреля 2017 года. Между шестым Т-50-6-2 и предшествующим Т-50-5 (первый полет — 27 октября 2013 года) прошло два с половиной года, и в проект были внесены существенные доработки. Прототип Т-50-7 не летал и используется для статических испытаний измененного фюзеляжа.

Три новых экземпляра отличаются от пяти предшествующих прототипов внутренними усилениями фюзеляжа. Панели, которые закрывают фюзеляж, частично заменены изделиями из композиционных материалов. Задняя часть фюзеляжа (в которой находится комплекс РЭБ) была удлинена, форма нижней части фюзеляжа в хвостовой части, лючки и технологические отверстия также были изменены. Размах крыла увеличился с 14 метров до 14,1 метра, а длина фюзеляжа выросла с 19,7 метров до 20,1 метра. Эти данные всего лишь оценки, так как «официальные» цифры никогда не озвучивались разработчиком.

Изменения в проекте самолета были вызваны техническими сложностями, среди которых трещины в конструкции фюзеляжа, выявленные в ходе испытаний первых прототипов Т-50. Именно поэтому первый летный прототип Т-50-1 долгое время находился на доработке, которая продлилась почти год в период с августа 2011 года по сентябрь 2012 года после полученных повреждений в ходе авиасалоне МАКС-2011. На этом самолета появились дополнительные усиления фюзеляжа. Несколько раз у него были проблемы с двигателями, и он должен был совершать посадку с одним работающим двигателем. В ходе того же салона МАКС-2011 второй летный прототип Т-50-2 стал жертвой помпажа в компрессоре двигателя в ходе взлета. За самолетом тянулся снов пламени длиной несколько метров, и пилот прекратил взлет. Пятый летный прототип Т-50-5 загорелся на взлетной полосе 10 июня 2014 года после посадки в ходе демонстрации индийской делегации. Ремонт был осуществлен в Комсомольске-на-Амуре в течение 16 месяцев. Самолет, получивший индекс Т-50-5Р, приступил к полетам после ремонта 16 октября 2015 года.

За исключением полетов, которые проводил разработчик в Жуковском, с февраля 2014 года прототипы самолета Т-50 проходят испытания в испытательном центра Министерства обороны России в Ахтубинске под управлением военных летчиков. В марте 2016 года бывший главком ВВС России Владимир Михайлов заявил по российскому телевидению, что Т-50 впервые применил оружие из внутренних отсеков.

Конфигурация после установки электронного оборудования

На последнем экземпляре Т-50-9 установлен комплект бортового оборудования, который будет устанавливаться на серийном Су-57. На предыдущих прототипах комплект был установлен частично, поэтому некоторые машины несли только муляжи электронного оборудования.

Расположение элементов БРЭО истребителя Су-57 / Фото: Piotr Butowski / Air&Cosmos

Все системы и приборы связаны между собой и контролируются при помощи центрального процессора. ОКБ Сухого отвечает за интеграцию систем, что происходит впервые. В прошлом за интеграцию системы управления огнем и навигационной системы отвечали их разработчики. На истребителях Сухого эта работа обычно велась АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро». Электронные системы включают в себя радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш121 и оптико-электронную интегрированную систему 101КС. Система Ш121 разработана АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» из Жуковского и включает в себя РЛС Н036 и систему постановки электронных помех Л402. РЛС Н036 «Белка» включает в себя пять антенн с АФАР, три в Х-диапазоне и две в L-диапазоне, которые контролируют пространство в 270 градусов (по 135 градусов влево и вправо от оси самолета). Использование L-диапазона в работе РЛС в режиме «воздух-воздух» является основным средством обнаружения малозаметных самолетов у Т-50. По словам директора НИИП Юрия Белых, последняя РЛС Н036, выпущенная опытном производством института, установлена на самолете Т-50-9. Будущие самолеты будут оснащаться РЛС производства АО «Государственный Рязанский приборный завод».

Бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи» разработки АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» и производства ставропольского ПАО «Сигнал» имеет собственные антенны, но поскольку он работает на тех же волнах, что и РЛС, он использует антенны Н036.

Оптико-электронный комплекс 101КС «Атолл» разработки АО «Производственное объединение „Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ) в Екатеринбурге позволяет контролировать воздушное пространство в оптическом диапазоне по всему периметру от самолета, а также защищать самолет от атакующих ракет. «Атолл» состоит из системы ИРСТ 101КС-В, расположенную перед гондолами двигателей, четыре датчика обнаружения ракет в ультрафиолетовом диапазоне, которые имеют обзор в 360 градусов, а также два датчика 101КС-О, которые, согласно данным от УОМЗ, являются системами постановки помех в инфракрасном диапазоне. Другой датчик – 101КС-П состоит из небольшого прибора инфракрасного видения, который помогает летчику в ходе маневров на малой высоте или при посадке. Кроме того, ведется разработка контейнера навигации и целеуказания навигационного контейнера 101КС-Н.

Планы производства малой серии

Согласно официальному документу «Программа действий Министерства обороны России на период 2013-2020», опубликованном в 2013 году, достижение начальной операционной готовности и начало серийного производства были запланированы на 31 декабря 2016 года. Этот срок не был выдержан, хотя в документе не было сказано, кто за это отвечает. Глава ОАК Юрий Слюсарь перед открытием МАКС-2017 заявил, что еще три прототипа Т-50 будут собраны в рамках контракта на осуществление НИОКР, и что в 2019 году завод в Комсомольске-на-Амуре начнет поставки первой партии истребителей.

Согласно пресс-релизу компании «Сухой» в связи с авиасалоном МАКС-2017, «первый этап Государственных испытаний подходит к своему завершению… Показатели устойчивости и управляемости на дозвуковой и сверхзвуковой скорости на больших и малых высотах, а также на сверхкритических углах атаки были подтверждены». Первый этап Государственных испытаний является весьма продвинутым в летных испытаниях. Но только прохождения второго этапа испытаний, в ходе которого испытываются системы управления полетом и вооружением. Позволяет официально принять самолет на вооружение ВКС России.

Планы закупки Су-57 ВКС России также были пересмотрены в сторону сокращения. 23 марта 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов посетил завод в Комсомольске-на-Амуре, где он заявил, что ВКС России смогут закупить меньшее число Т-50, по сравнению с запланированным в ГПВ-2020 объемом, и закупать истребители Су-30 и Су-35, не столь дорогие. Российские СМИ ссылались на источник в Министерстве обороны России, который сообщил, что ВКС до 2020 года закупят только одну эскадрилью Т-50 (12 машин), вместо 60 самолетов, предусмотренных в ГПВ-2020.

Одной из причин сокращения числа закупаемых Су-57 является внутренняя конкуренция между истребителями поколения 4+, в первую очередь, Су-35, чей потенциал сопоставим с Су-57, за исключением показателей малозаметности. В развитие заявления Юрия Борисова можно добавить, что «истребители Су-35 поколения 4+ , по словам военных летчиков, продемонстрировали очень хорошие характеристики». Министерство обороны России уже заказало в общей сложности 98 Су-35С и 116 Су-30СМ.

ПАК ФА 2.0

В уже упомянутом выше пресс-релизе ОКБ Сухого отмечается, что ПАК ФА станет «номером один на рынке авиационных технологий после 2020 года». В этот момент будет готов второй вариант самолета «второго этапа». Его принципиальным отличием станет установка двигателей «изделие 30», так как двигатели АЛ-41Ф («изделие 117») фактически являются модернизированными двигателями АЛ-31, установленными на истребителях Су-27 предыдущего поколения.

В интересной презентации ОАК от 2013 года были указаны планы производства. До 2025 года был предусмотрен выпуск 150 двигателей «изделие 117» и 340 – «изделие 30». Что позволяет говорить о том, что производство истребителя Т-50 «первого этапа» не превысит изначально предусмотренных 60 экземпляров (в настоящее время сокращенных до 12 машин). 30 оставшихся двигателей будут достаточными для опытных самолетов и других испытаний. Другое число – 340 единиц «изделия 30» весьма интересно. За вычетом 20 двигателей для проведения испытаний, можно говорить о запланированном выпуске 160 Т-50 «второго этапа» в период 2020-2025 годов. На сегодняшний день эти планы, без сомнения, пересмотрены в сторону понижения.

Первый демонстратор двигателя «изделие 30» был передан на испытания 11 ноября 2016 года. Испытания двигателя на летающей лаборатории должны начаться в 2017 году, — по крайней мере, так заявляется.

«Изделие 30» создается исходя из концепции «чистого листа» и должно выдать тягу 16-17 тонн, по сравнению с 14,5 тоннами в настоящее время. При этом будет снижена масса, сокращено количество деталей и затраты на эксплуатацию. Двигатель будет отличаться определенной малозаметностью. Холодная часть двигателя будет состоять из трехступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть будет оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.

Новые истребители

В ходе авиасалоне МАКС-2017 различные официальные лица несколько раз говорили о новых программах создания истребителей в России. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что в ГПВ-2025 включена программа разработки легкого истребителя. Генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко добавил, что его компания работает над таким проектом, возможно, в одно- и двухдвигательном варианте. Заместитель министра обороны Юрий Борисов в ходе МАКС-2017 заявил, что ВКС России закупят истребитель МиГ-35 поколения 4+ в рамках ГПВ-2025. Первоначальный контракт будет касаться закупки 24 самолетов.

Юрий Борисов также высказался и относительно палубного истребителя для будущих авианесущих кораблей. Это будет самолет вертикального взлета, разрабатываемый ОКБ Яковлева. В прошлом это КБ разработало самолеты Як-38 и два прототипа легендарного сверхзвукового Як-41М. В настоящее время КБ неспешно реализует начальный этап ОКР по разработке самолета вертикального взлета и посадки. В 2015 году министром обороны Сергеем Шойгу был упомянут ПМКИ (перспективный многофункциональный корабельный истребитель).

Характеристики Су-57

Размах, м 14,1
Длина, м
20,1
Высота, м
4,6
Масса, тонн: пустого самолета -18;
нормальная взлетная — 25;
максимальная взлетная — 35
Скорость, М:
максимальная — 2;
Крейсерская скорость на сверхзвуковой скорости — 1,3
Дальность полета, км:
на сверхзвуке — 1500;
максимальная — 3500


МОСКВА, сайт bmpd.livejournal.com
1

Оригинал

www.arms-expo.ru

На что способен истребитель пятого поколения Су-57 — Рамблер/новости

Российский истребитель пятого поколения Су-57 приступил к очередной фазе лётных испытаний с применением новейших авиационных средств поражения. Эксперты отмечают, что тесты такого рода являются одним из заключительных этапов разработки самолётов. Ожидается, что Су-57 может поступить в войска уже в 2018 году. Об огневой мощи и уникальных характеристиках боевой машины — в материале RT.

Новый этап

Российский истребитель пятого поколения Cу-57 (до августа 2017 года — Т-50, ПАК-ФА) приступил к очередной фазе испытаний. Об этом в интервью журналу «Военно-техническое сотрудничество» сообщил Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ). По его словам, комплекс вооружения для Су-57, разрабатываемый компанией, в настоящее время проходит лётную проверку.

«Мы перешли к практическим полётам, думаю, что в недалёком будущем увидим и результат», — говорит гендиректор ТРВ.

Разрабатывать Су-57 начали почти 20 лет назад — ещё в 1999 году. Тогда проект получил название Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК-ФА). Новый самолёт разработки ОКБ им. Сухого должен заменить стоящие на вооружении ВКС России истребители Су-27 и перехватчики МиГ-31. Среди иностранных аналогов российского самолёта пятого поколения — истребитель F-22 Raptor и универсальный ударный самолёт F-35, поступившие на вооружение ВВС США.

Свой первый полёт воздушное судно под заводским индексом Т-50, построенное на авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, совершило в 2010 году. По данным на август прошлого года, было известно об 11 произведённых самолётах. А в декабре прошли испытания предназначенного для Су-57 нового двигателя с увеличенной тягой и топливной эффективностью, известного как «изделие 30». Прежде на Су-57 ставили модернизированную версию двигателя АЛ-31 — её же используют на самолётах Су-35С.

Как заявил в августе 2017 года главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, Минобороны получит новую машину уже в 2018 году.
«Т-50, или Су-57, скоро, со следующего года, начнёт поступать в войска, и пилоты будут его осваивать и эксплуатировать», — сообщил тогда Бондарев.

Однако, как отметил в интервью RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, это не значит, что самолёт в текущем году поступит в боевые части.

«Самолёт полетел с двигателем второго этапа в декабре 2017-го, доводка двигателя, тем более с новым газогенератором и новой горячей частью, — это очень длительный процесс, — объясняет эксперт. — Поэтому, я думаю, что 12 самолётов будет закуплено, и все они пойдут формально в ВКС, но на деле в ГЛИЦ (929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова в г. Ахтубинск Астраханской области. — RT), может быть, в Липецк (Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В. П. Чкалова — RT), там, где отрабатывают уже не самолёт, а тактику боевого применения».

Истребитель пятого поколения Су-57 © Wikimedia / Rulexip

По словам эксперта, Су-57 ещё несколько лет будет находиться на этапе испытаний в структуре ВКС. Кроме тестирования нового двигателя будет отрабатываться и использование новых авиационных средств поражения (АСП).
«Применение АСП — это тоже непростая вещь. Нужно это отработать в разных режимах, разных ситуациях, нанести удары по разным мишеням», — отмечает эксперт.
Говоря о целях создания Су-57, Макиенко заявил, что этот истребитель призван «усилить позиции РФ в воздухе».
«Этот истребитель нужен для того, чтобы держать воздух», — резюмировал эксперт.

Ударная сила

Особенность Су-57 — сочетание функций ударного самолёта и истребителя. Это отражено и в системах вооружений. Су-57 может быть оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К, ракетами класса «воздух-воздух» — Р-73/РВВ-МД (малой дальности), К-77-1/РВВ-АЕ/СД (средней дальности), К-37М/РВВ-БД (большой дальности), а также ракетами класса «воздух-поверхность»: Х-38МЭ (малой дальности), Х-58УШКЭ (противорадиолокационной), Х-35УЭ (тактической противокорабельной) и корректируемыми авиационными бомбами КАБ-500С. Максимальная боевая нагрузка самолёта — 10 тонн.

«Если говорить о пушке, то это в принципе известная автоматическая 30-мм пушка КБ Шипунова (ГШ-30-1. — RT), — рассказал RT об особенностях вооружения Су-57 главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский. — Но используются новые боеприпасы, например, с пластиковым ведущим устройством, что повышает их начальную скорость, а ресурс ствола пушки увеличивает в несколько раз».

Авиационная пушка ГШ-30-1 © Wikipedia

Кроме того, по словам Мураховского, предполагается использовать и снаряды с дистанционным подрывом на различных участках траектории их полёта.

Испытания пушки начались в 2016 году в Подмосковье на Государственном казенном научно-испытательном полигоне авиационных систем в Фаустове. Скорострельность изделия, предназначенного для поражения всех современных бронированных целей, достигает 30 выстрелов в минуту.

Что касается управляемых авиационных средств поражения, то они, как отмечает Мураховский, составят основу боекомплекта Су-57.

«Это новое поколение ракет «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности и новое поколение высокоточных авиационных средств поражения категории «воздух поверхность». Это и противокорабельные ракеты, и противорадиолокационные», — отмечает эксперт.

Истребитель пятого поколения Су-57 © Wikimedia / Dmitry Zherdin

Виктор Мураховский подчёркивает, что корректируемые авиабомбы этого самолёта будут наводиться по лазерному лучу или использовать для самонаведения систему инерциально-спутниковой навигации. По словам эксперта, будут применяться и авиабомбы малого калибра — менее 100 кг, необходимость в появлении которых продемонстрировала операция в Сирии.
«Разрабатываются и барражирующие боеприпасы, и целый ряд других изделий», — говорит эксперт.

Умная мощь

По словам Макиенко, всё, что касается ракет или АСП, — очень закрытая тема. В самом общем виде совершенствование АСП, отмечает эксперт, заключается в усилении помехозащищённости, увеличении дальности, может быть, уменьшении габаритов, «поскольку всё это надо помещать в закрытые отсеки».

Последнее требование, по словам экспертов, обусловлено необходимостью сделать самолёт малозаметным. Для этого почти все вооружения «спрятаны» внутри борта.
«Су-57 как комплекс пятого поколения может обеспечить маршевый сверхзвуковой полёт без форсажа штатного двигателя самолёта, — отмечает Мураховский, — Конфигурация планера Су-57 такова, что он имеет меньшую эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), чем самолёты предыдущих поколений».
Показатели заметности самолёта для радаров Су-57 отечественные и зарубежные специалисты оценивают в диапазоне от 0,1 кв.м. до 0,4 кв.м. Для сравнения: ЭПР Су-27 — более 10 кв.м.
«Также отличительной особеностью Су-57 является использование так называемого цифрового борта», — сказал Мураховский.

На самолёте есть электронный второй пилот — бортовой компьютер, который может взять на себя часть функций по управлению самолётом и ведению боя. Так, боевая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой позволяет одновременно распознать до 60 целей и навести оружие сразу на 16 мишеней. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Гималаи» с функцией «умной обшивки», в свою очередь, создаёт помехи головкам самонаведения ракет противника.

Всё радиоэлектронное оборудование, все системы вооружений, силовая установка Су-57, по словам Мураховского, имеют цифровое управление и «заведены на общую цифровую шину».
«Узлы агрегата имеют модульную конструкцию, что позволяет реализовать новые режимы управления полётом, функционирования силовой установки, применения вооружения, систем связи», — рассказал военный эксперт.
По словам Мураховского, модульная схема позволяет интегрировать истребители в единую систему управления авиацией и противовоздушной обороной и использовать их в составе так называемых разведывательно-ударных контуров (объединённые под одним руководством средства ведения разведки и поражения).
«Это снижает время цикла боевого управления в ходе боевых действий и, соответственно, время реакции на появление противника примерно в три-пять раз по сравнению с существующими вариантами», — отмечает эксперт.
По словам Мураховского, теперь предстоит тщательная отработка всех систем Су-57.
«Новый боевой комплекс от пушки до высокоточных средств поражения требует полной отработки на этом самолёте не только в том, что касается применения самого изделия, но и интеграции с системами управления и вооружения не только ВКС, но и других видов войск», — подчеркнул эксперт.

news.rambler.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *