Википедия — свободная энциклопедия
Избранная статья
Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.
Хорошая статья
«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.
В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.
Изображение дня
Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия
wikipedia.green
Saab JAS 39 Gripen — это… Что такое Saab JAS 39 Gripen?
С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции.[1] По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также один двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для продвинутой подготовки летчиков-испытателей.[3]
История создания
Концепция:
Многоцелевой истребитель Gripen создавался начиная с середины 1980-х годов для обороны своей страны — Швеция раньше других стран ощутила потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.
Начало:
Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.
Лётные испытания:
Первый лётный прототип «39-1» был утерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 году — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.
Конструкция
Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом, бесхвостка. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30% корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника.
Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.[4]
Модификации
Модернизированный двухместный JAS-39D Gripen- JAS 39A — первая серийная;
- JAS 39B — двухместная;
- JAS 39C — одноместная модернизированная;
- JAS 39D — двухместная модернизированная;
- JAS 39X — экспортная, под стандарт самолетов НАТО;
- JAS 39EF — экспортная, с АФАР;
- JAS 39NG — новейшая экспортная модификация.
Планируемые поставки
30 ноября 2011 года правительство Швейцарии объявило победителя тендера на поставку 22 истребителей. На поставку новых самолетов ВВС Швейцарии претендовали компании Saab AB (JAS 39NG Gripen), Dassault Aviation (Rafale) и Eurofighter (EF-2000 Typhoon). Данные самолеты прошли испытания и оценку в 2008—2009 годах, однако принятие решения о выборе победителя тендера было перенесено на конец 2011 года.
Сравнительный анализ комиссии ВВС Швейцарии показал, что JAS 39NG Gripen провалил испытания, набрав всего 5,33 балла против 6,48 у Eurofighter Typhoon и 6,98 у Dassault Rafale.[5] Основным показателем в выборе однако стали не технические характеристики, а стоимость. По предположению экспертов, 22 Gripen обойдутся швейцарцам в 2,5-2,8 млрд франков (2,7-3,0 млрд долларов). При этом французская компания Dassault на сумму 2,7 млрд франков согласилась продать лишь 18 самолётов.
Швейцария планирует приобрести 22 Saab JAS 39NG Gripen, которые должны поступить на вооружение ее ВВС к 2017 году.[6][7]
Тактико-технические характеристики JAS 39 Gripen C (D)
Схема JAS 39.Технические характеристики
- Экипаж: 1 (2) человека
- Длина: 14,1 (14,8) м[8]
- Размах крыла: 8,4 м
- Высота: 4,5 м
- Площадь крыла: 30 м²
- Масса пустого: 6800 (7100) кг
- Нормальная взлетная масса: 8500 кг
- Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 5300 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
- Масса топлива в ПТБ:
- Двигатель: Вольво Аэро RM12
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: 1 x 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 патронов)
- Ракеты:
- Бомбы:
На вооружении
См. также
Примечания
Литература и источники
- В. Кузьмин. Шведский тактический истребитель «Грипен» // «Зарубежное военное обозрение», № 3, 1987. стр.40-42
Ссылки
dal.academic.ru
Разработка многоцелевого тактического истребителя нового поколения JAS-39 Gripen (JAS -начальные буквы шведских слов Jakt, Attack, Spaning, указывающие на боевое предназначение самолета, а именно: перехват, нанесение ударов, разведка), была начатая в 1982 году в Швеции. Тактический истребитель JAS-39 Gripen способен в любых метеоусловиях днем и ночью вести борьбу с воздушными, наземными, морскими целями и осуществлять воздушную разведку, то есть выполнять боевые задачи истребителя ПВО, штурмовика и разведывательного самолета. При проектировании последователя самолета «Вигген» была поставлена задача создать самолет с основной функцией — истребитель-перехватчик, а второстепенная — возможность атаковать наземные цели при условии, чтобы новый самолет был бы дороже Saab-37 только на 60-65% и вдвое легче его. Постройка первого опытного самолета JAS 39 Gripen была завершена 26 апреля 1987 г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытный самолет потерпел катастрофу, что потребовало усовершенствования системы управления. Исправления в основном программном обеспечении были сделаны в США на модифицированном самолете T-33. Были проблемы и с двигательной установкой RM12, которая страдала от помпажа и трещин на лопатках компрессора. Поэтому серийный самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1992 г., а не в 1990 г. как планировалось первоначально. JAS 39 Gripen представляет собой одноместный самолет, выполненный по схеме «утка», с одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Планер рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 9. Кабина летчика с каплевидным фонарем герметичная. Катапультное кресло S10LS обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Шасси трехопорное, с одноколесными основными и двухколесной носовой стойками, рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью. Самолет JAS-39 Gripen представляет собой моноплан со среднерасположенным треугольным в плане крылом со срезанными законцовками, переднерасположенными поверхностями управления и однокилевым хвостовым оперением. Шасси трехопорное, основные стойки убираются вперед, а передняя — назад. Крыло оснащено двумя парами элевонов (внешние и внутренние) и предкрылками. В хвостовой части фюзеляжа установлены аэродинамические тормозные щитки. Воздухозаборники двигателя размещены по обеим сторонам фюзеляжа на уровне кабины летчика. Судя по материалам иностранной прессы, до 30 проц. конструкции самолета, включая крыло, киль, передние управляющие поверхности, воздухозаборники и створки шасси, выполнены из композиционных материалов, что позволило снизить его массу почти на 25 проц. В соответствии с требованиями нормальная взлетная масса самолета должна составлять 8000 кг, максимальная скорость полета без наружных подвесок — около 2000 км/ч (на большой высоте) и 1200 км/ч (на уровне моря). Длина истребителя 14 м, размах крыла 8 м, экипаж один человек. Также была начата разработка двухместного варианта, получение заказа на который ожидалось в 1987 году. В качестве силовой установки намечалось использовать двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) RM12 с низкой степенью двухконтурности (0,28), являющийся модификацией американского ТРД F404-GE-400. Двигатель RM12 разработан совместно шведской фирмой «Вольво флюгмотор» и американской «Дженерал электрик». По сравнению с американским он имеет на 10 проц. большую тягу на форсажном режиме (8200 кгс при удельном расходе топлива около 1,8 кг/кг-ч). Это достигнуто за счет увеличения степени повышения давления компрессора до 27 и температуры в камере сгорания, применения материалов с улучшенными характеристиками в конструкции турбины и форсажной камеры, а также изменения программы управления лопатками спрямляющего аппарата первой ступени компрессора. Для повышения надежности RM12 на нем устанавливается дублирующая система запуска и диагностическое устройство контроля работы. Кроме того, усиливается передняя опора компрессора, что позволит выдерживать ударные нагрузки, возникающие в полете при попадании в двигатель птиц массой до 0,5 кг. Масса двигателя RM12 1050 кг. Топливо размещается в протектированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи топлива обеспечивает управление центровкой самолета. Возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 или 1000 л. Имеются две основные гидравлические системы и одна резервная. С июня 1984 года в США и с января 1985-го в Швеции осуществлялась программа наземных испытаний двигателя RM12, рассчитанная на 5500 ч наработки. По свидетельству западной печати, на заводе фирмы «Вольво флюгмотор» прошли испытания пять опытных его образцов, которые к апрелю 1986 года уже наработали 1400 ч. Летные испытания двигателя были намечены на первую половину 1987 года, а принятие решения о его серийном производстве ожидалось в конце 1987-го. Шведские специалисты рассчитывали к 1990 году увеличить максимальную тягу двигателя на 20 проц., а к 1995-му — на 30 проц. по сравнению с тягой двигателя F404-GE-400. Самолет JAS-39 Gripen оснащается современным радиоэлектронным оборудованием на базе шведской центральной цифровой ЭВМ SDS80, которая будет использовать в своем математическом обеспечении языки программирования «Ада» и «Паскаль». Многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС 3-см диапазона разрабатывается совместно шведской фирмой «Эриксон» и английской «Ферранти». Считается, что благодаря цифровой обработке сигналов с помощью программируемого микропроцессора РЛС обеспечит применение оружия по наземным, морским и воздушным целям, полет с огибанием рельефа местности и обзор земной поверхности с высокой разрешающей способностью в интересах разведки. Летчик сможет сам выбирать любой из режимов работы станции. По оценке шведских специалистов, новая РЛС в сравнении с установленной на истребителе «Вигген» будет обладать в 3 раза большей эффективностью, а за счет применения миниатюрных электронных компонентов и подвижной щелевой фазированной антенной решетки из углеродистого пластика, разработанной фирмой «Ферранти», занимаемый ею объем уменьшится на 40 проц. Первый опытный образец РЛС прошел стендовые испытания. Для нанесения ударов по наземным целям и ведения разведки в ночное время в состав бортовой прицельно-навигационной аппаратуры намечается включить ИК-станцию переднего обзора с автоматом захвата и сопровождения цели. Станция будет размещаться в подвесном контейнере под правым воздухозаборником двигателя. В кабине летчика устанавливаются электронно-оптический индикатор американской фирмы «Хьюз» с расширенным (30X20°) полем зрения и три комбинированных растровых индикатора на электронно-лучевых трубках с экранами размером 120X150 мм. На левом индикаторе будет отображаться пилотажная информация (в том числе искусственный горизонт, скорость и высота полета, данные для захода на посадку), на центральном — движущаяся карта местности, хранящаяся в цифровом виде в запоминающем устройстве, на правом — тактическая обстановка с данными о целях, получаемая от РЛС и ИК станции. Истребитель JAS-39 Gripen оборудуется электродистанционной цифровой системой управления полетом с трехкратным резервированием (механическое резервирование не предусмотрено), разработанной американской фирмой «Лир Сиглер». В ее состав войдут три основные цифровые и три резервные аналоговые ЭВМ. Сообщается, что система уже прошла испытания на специально оборудованном самолете «Вигген». Самолет JAS-39 Gripen будет оснащен лазерной инерциальной навигационной системой Н-423 американской фирмы «Ханиуэлл», включающей, в частности, ЭВМ (быстродействие 860 тыс. опер./с.) с объемом памяти запоминающего устройства около 66 тыс. слов. УКВ радиостанция AMR-345 шведской фирмы «Бофорс», имеющая кнопочный набор и встроенный микропроцессор, обеспечивает установку 500 предварительно настроенных частот. Для размещения современного ракетного и бомбового вооружения самолет
оборудуется четырьмя подкрыльевыми узлами и двумя узлами подвески на
концах консолей крыла (для ракет класса «воздух-воздух»). Кроме того, в
фюзеляже устанавливается пушка «Маузер» калибра 27 мм. Предусматривается
также использование подвесных контейнеров с разведывательным
оборудованием и аппаратурой РЭБ. Вооружение включает встроенную пушку Маузер ВК27 (калибр 27 мм) и подвесное оружие на семи наружных узлах, которое может состоять из УР класса «воздух-воздух» RB71 «Скай Флеш», RB74 (AIM-9L) «Сайдуиндер» или AIM-120, а также УР класса «воздух-поверхность» «Мейверик», ПКР RBS-15F, бомб, НАР и кассетного оружия. В 1987 году началась сборка первого из пяти запланированных опытных образцов самолета JAS-39 Gripen. Три комплекта крыла для них изготавлены английской фирмой «Бритиш аэроспейс», а затем технология их производства будет передана Швеции. Для наземных испытаний систем истребителя построено более десяти стендов, проведено три серии испытаний в аэродинамической трубе, изготовлено несколько передних частей фюзеляжа для испытаний на прочность при столкновении с птицами и проверки системы катапультирования. Первый лётный прототип «39-1» был утерян при посадке в 1989 г., второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 г., в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 г. в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 г — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов. В октябре 1991 г. началась разработка двухместного тренировочного самолета JAS 39B. Первый самолет был передан ВВС Швеции 8 июня 1993 г. Всего до 2002 г. планировалась поставка до 300 самолетов JAS 39 Gripen. Командование ВВС Швеции предполагало закупить 140 самолетов JAS-39 Gripen. Общая стоимость программы разработки и закупки этого самолета, по оценке зарубежных экспертов, составит около 4 млрд. долларов. На вооружение ВВС Швеции самолет поступил в 1996 году. Экипаж: 1-2 чел |
millitaryarmor.ucoz.ru