РАКЕТА К-51 (РС-2УС, изделие ИС). Авиация и космонавтика 2002 01
РАКЕТА К-51 (РС-2УС, изделие ИС)
Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 – наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов.
Прототип этого самолета – Т-3 – предполагалось вооружить более современными ракетами типа К-7 или К-6. Однако, обеспечивающая их применение РЛС «Алмаз-3», как и станции семейства «Изумруд», включала две антенны, что затрудняло ее размещение в сверхзвуковом воздухозаборнике. В попытках довести скорость Т-3 до уровня его аналога со стреловидным крылом, фронтового истребителя С-1, перехватчик оборудовали аналогичным воздухозаборником. Первоначально эти работы носили чисто экспериментальный характер, так как предполагалось, что в небольшом центральном теле не удастся разместить ничего, кроме радиодальномера. Однако, к этому времени в КБ-1 коллектив под руководством К.Н. Патрухина на базе опыта работ по головкам самонаведения крылатых ракет сумел разработать достаточно эффективную самолетную РЛС ЦД-30, способную, в частности, обеспечить наведение очередной модификации ракет семейства К-5М. Предварительно на экспериментальном варианте Миг-17ПФУ – СП-16 был испытан опытный радиолокатор ШМ-60 все того же КБ-1. В результате, 28 декабря 1957 г. вышло Постановление № 1843-619, обязывающее ОКБ П.О. Сухого оснастить Т-3 РЛС ЦД-30 и ракетами К-5М.
Для применения в более широком диапазоне условий пуска и совмещения с новой РЛС предстояло вновь доработать ракету. Очередной вариант получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС. Доработке подлежали блок питания и аппаратура управления (пятый отсек) ракеты.
С развертыванием работ по К-51 в КБ-1 вновь оказался востребован один из прежних руководителей работ по ракете – Д.Л. Томашевич, которого в последний день мая 1958 г. назначили главным конструктором по К-51 в КБ-1. КБ-1, однако не располагало достаточной производственной базой для изготовления ракет. Поэтому спустя пару недель организация работ вновь претерпела ряд изменений. Приказом Госкомитета по авиационной технике калининградский завод N° 455 был определен в качестве опытной базы КБ-1 при проведении работ по К-51. Начальником КБ при заводе назначили М.Е. Екидовича, а техническое руководство возложили на Томашевича. Работавших в КБ-1 А.А. Колосова и Э.В. Ненартовича назначили главными конструкторами комплекса К-51 в целом и системы управления соответственно.
В соответствии с Постановлением от 16 апреля 1958 г. №41-198 применение системы К-51 предусматривалось как в составе авиационных ракетных комплексов перехвата Т-3-51 с размещением на самолете Т-3 четырех К-5М, так и в составе комплекса СМ-12-51 на самолете СМ-12 – варианте МиГ-19 с оптимальным для сверхзвуковых условий воздухозаборником с заостренными кромками и центральным телом. Отметим, что Постановлением предусматривалось также использование системы автоматизированного наведения истребителей – «Воздух-1». Использование директорного, а в дальнейшем и автоматизированного режимов наведения истребителя в сочетании с ракетным вооружением превращала перехватчик в первую пилотируемую ступень своего рода зенитной ракеты дальнего действия, сводя роль летчика к минимуму. Выход на летные испытания Т-3-51 и СМ-12-51 планировался, соответственно, в августе и сентябре 1958 г.
Еще до оформления Постановления, решением Военно-промышленной комиссии № 12 от 3 марта 1958 г. было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской № 0103), а также изготовление на заводе № 153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 г. летчик- испытатель В.И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 – самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом сухо- вского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара).
В свою очередь, на заводе № 21 изготовили один СМ-12ПМ и два экземпляра подобного самолета с жидкостным ракетным ускорителем – СМ-12ПМУ. Еще в июне 1958 г. для проведения испытаний назначили летчиков Г.А. – Мосолова и К.К. Коккинаки. Однако, МиГ-19 устаревал все стремительней и после проведения на полигоне во Владимировке в сентябре – октябре 1958 г. заводских испытаний, а с 20 декабря – совместных государственных испытаний, по Постановлению от 4 июля 1959 г. № 735-338 работы по его ракетоносному варианту СМ-12-51 были прекращены.
В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. Несмотря на то, что комплекс предъявили на государственные испытания уже в сентябре, фактически их первый этап начался только с 3 декабря 1958 г. и продолжался до 15 мая следующего года, в то время как по Постановлению все этапы госиспытаний требовалось выполнить всего за три месяца. К тому же, при первых пусках по Ил-28 выявились преждевременные срабатывания радиовзрывателя, что потребовало его доработки.
Второй этап государственных испытаний системы проводился с 10 октября 1959 г. и до начала следующего года удалось выполнить 90 полетов, сбив в восьми пусках 4 Ил-28 и 3 МиГ-15, упустив один Ми Г-15 из-за отказа матчасти. В ходе этих испытаний задействовалась и система » Воздух-1″, а также другие элементы авиационного комплекса перехвата. Государственные испытания завершились 9 апреля 1960г. В проведении испытаний участвовал будущий космонавт Г.Т. Береговой и другие летчики-испытатели ВВС – Н.И. Коровушкин, В.Г. Плюшкин, JI.H. Фадеев, а также пилоты суховской «фирмы» B.C. Ильюшин, А.А Кознов, Л.Г. Кобещан.
Ракета К-51 (РС-2УС) под крылом истребителя МиГ-21П. Фото представлено М.Дюреши
Схема ракеты РС-2УС
В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960 г. № 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет – Су-9, РЛС ЦД-30 – РП-9, ракета К-51 – РС-2УС. Комплекс перехватывал цели со скоростями 800- 1600 км/час на высотах от 5 до 20 км. Радиолокатор обеспечивал обнаружение цели с параметрами Ил-28 на дальности 17 км, захват на сопровождение – на дальности 8-10 км. Пуск ракет производился с дистанции 2-6 км. Вероятность поражения цели на высоте 10-12 км залпом четырех ракет определялась величиной 0,8-0,9, а на высотах, близких к максимальной – 0,7- 0,8.
По результатам испытаний выявилась необходимость доработки радиолокатора, и на 120 ранее выпущенных перехватчиках РЛС ЦД-ЗОС заменили на ЦД-30Т.
Как известно, с 1959 по 1963 годы на новосибирском заводе № 153 выпустили около тысячи самолетов Су-9. Серийное производство ракет РС-2УС осуществлялось с 1959 г., а спустя год они полностью сменили в производстве РС-2У. Обеспечивалось применение РС-2УС со всех носителей ракет семейства К-5. Помимо калининградского завода № 455 серийный выпуск ракет семейства К-5 осуществляли также другие заводы – киевский № 485, ижевский № 575, ковровский № 635 и московский № 43.
Помимо разработки К-51, апрельским Постановлением 1958 г. предусматривались также работы по комплексу К-52 с размещением на самолетах МиГ-19 ракет с максимальной высотностью, увеличенной с 20 до 23- 25 км. Кроме того, велись работы и по теме МиГ-21П-К-52. Изготовленные на заводе № 455 опытные образцы таких ракет К-52 – ЦМ-4В – прошли летные испытания, но в 1959 г. работы по данной теме прекратили.
Ракеты семейства К-5 впервые продемонстрировали под самолетами Су-9 на воздушном параде в Тушино 9 июля 1961 г., после чего они получили за рубежом обозначение АА-1 «Alkaly».
Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-30Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолете – МиГ-21ПФ. В принципе, эта РЛС могла бы обеспечить применение с МиГ-21 ракет РС-2УС, что, по видимому и предполагалось до конца 1958 г., когда в нашей стране были развернуты работы по более эффективной ракете К-13 – воспроизведению американского «Сайдуиндера». К моменту принятия на вооружение (в марте 1962 года) в качестве единственного варианта вооружения этого самолета устанавливалась пара самонаводящихся ракет К-13А (Р-ЗС). Поскольку эти ракеты с тепловыми головками самонаведения не обеспечивали всепо- годности применения, с начала шестидесятых годов велась разработка их варианта с полуактивной радиолокационной ГСН – Р-ЗР. Эти работы затянулись и в дополнение к Р-ЗС на очередной модификации МиГ-21 решили установить РС-2УС. Соответствующие проработки были заданы Решением ВПК № 93 от 26 мая 1961 г. Уже в мае…июле 1961 г. на МиГ-21 ПФ № 76210101 испытали доработанный радиолокатор ЦД-30ТП. В октябре того же года на МиГ-21ПФ № 76210103 установили такую же РЛС и ПУ-12-40 с ракетами РС-2УС. Заводские испытания начались на МиГ-21ПФ № 76210101 с 12 марта 1962 г., в мае они продолжились во Владимировке. Государственные испытания К-51 на МиГ-21 провели с 20 ноября 1962 г. по 3 сентября 1963 г. пусками по Ла-17 и мишенным вариантам МиГ-15 и Ил-28, завершив их с положительными результатами оформлением заключения с рекомендацией принять на вооружение.
Позже аналогичные самолеты выпускались крупной серией под наименованием МиГ-21 ПФМ. В связи с расширением числа носителей РС-2УС в середине шестидесятых годов было возобновлено серийное производство этих ракет, ранее уступивших свое место на сборочных линиях более поздним К-8М и К-13. На самолетах семейства МиГ-21, в особенности – на поставленных в зарубежные страны, и подошла к завершению служба ракет семейства К-5 после снятия Су-9 с вооружения в конце семидесятых годов.
Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце пятидесятых годов лицензией.
В целом, создание ракет семейства К-5 обеспечило становление промышленной базы для выпуска ракет «воздух-воздух», позволило освоить ракетное вооружение в войсках, обеспечило всепогодное применение фронтовой истребительной авиации в период до создания легких ракет с радиолокационными головками самонаведения, что было осуществлено только к концу шестидесятых годов.
Истребитель-перехватчик МиГ-19ПМ с ракетами К-5М
(Продолжение следует)
В.Ф. ГЛАДКИЙ
librolife.ru
Управляемая ракета малой дальности К-51 (К-5МС, РС-2УС, изделие «ИС»).
Управляемая ракета малой дальности К-51 (К-5МС, РС-2УС, изделие «ИС»).
Разработчик: КБ-1
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1960 г.
Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 — наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов.
Прототип этого самолета — Т-3 — предполагалось вооружить более современными ракетами типа К-7 или К-6. Однако, обеспечивающая их применение РЛС «Алмаз-3», как и станции семейства «Изумруд», включала две антенны, что затрудняло ее размещение в сверхзвуковом воздухозаборнике. В попытках довести скорость Т-3 до уровня его аналога со стреловидным крылом, фронтового истребителя С-1, перехватчик оборудовали аналогичным воздухозаборником. Первоначально эти работы носили чисто экспериментальный характер, так как предполагалось, что в небольшом центральном теле не удастся разместить ничего, кроме радиодальномера. Однако, к этому времени в КБ-1 коллектив под руководством К.Н.Патрухина на базе опыта работ по головкам самонаведения крылатых ракет сумел разработать достаточно эффективную самолетную РЛС ЦД-30, способную, в частности, обеспечить наведение очередной модификации ракет семейства К-5М. Предварительно на экспериментальном варианте Миг-17ПФУ — СП-16 был испытан опытный радиолокатор ШМ-60 все того же КБ-1. В результате, 28 декабря 1957 года вышло Постановление № 1843-619, обязывающее ОКБ П.О.Сухого оснастить Т-3 РЛС ЦД-30 и ракетами К-5М.
Для применения в более широком диапазоне условий пуска и совмещения с новой РЛС предстояло вновь доработать ракету. Очередной вариант получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС. Доработке подлежали блок питания и аппаратура управления (пятый отсек) ракеты.
С развертыванием работ по К-51 в КБ-1 вновь оказался востребован один из прежних руководителей работ по ракете — Д.Л.Томашевич, которого в последний день мая 1958 года назначили главным конструктором по К-51 в КБ-1. КБ-1, однако не располагало достаточной производственной базой для изготовления ракет. Поэтому спустя пару недель организация работ вновь претерпела ряд изменений. Приказом Госкомитета по авиационной технике калининградский завод № 455 был определен в качестве опытной базы КБ-1 при проведении работ по К-51. Начальником КБ при заводе назначили М.Е.Екидовича, а техническое руководство возложили на Томашевича. Работавших в КБ-1 А.А.Колосова и Э.В.Ненартовича назначили главными конструкторами комплекса К-51 в целом и системы управления соответственно.
В соответствии с Постановлением от 16 апреля 1958 года № 41-198 применение системы К-51 предусматривалось как в составе авиационных ракетных комплексов перехвата Т-3-51 с размещением на самолете Т-3 четырех К-5М, так и в составе комплекса СМ-12-51 на самолете СМ-12 — варианте МиГ-19 с оптимальным для сверхзвуковых условий воздухозаборником с заостренными кромками и центральным телом. Отметим, что Постановлением предусматривалось также использование системы автоматизированного наведения истребителей — «Воздух-1». Использование директорного, а в дальнейшем и автоматизированного режимов наведения истребителя в сочетании с ракетным вооружением превращала перехватчик в первую пилотируемую ступень своего рода зенитной ракеты дальнего действия, сводя роль летчика к минимуму. Выход на летные испытания Т-3-51 и СМ-12-51 планировался, соответственно, в августе и сентябре 1958 года.
Еще до оформления Постановления, решением Военно-промышленной комиссии 12 от 3 марта 1958 г. было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской 0103), а также изготовление на заводе 153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 года летчик-испытатель В.И.Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 — самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара).
В свою очередь, на заводе № 21 изготовили один СМ-12ПМ и два экземпляра подобного самолета с жидкостным ракетным ускорителем — СМ-12ПМУ. Еще в июне 1958 года для проведения испытаний назначили летчиков Г.К.Мосолова и К.К.Коккинаки. Однако, МиГ-19 устаревал все стремительней и после проведения на полигоне во Владимировке в сентябре-октябре 1958 года заводских испытаний, а с 20 декабря — совместных государственных испытаний, по Постановлению от 4 июля 1959 года № 735-338 работы по его ракетоносному варианту СМ-12-51 были прекращены.
В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. Несмотря на то, что комплекс предъявили на государственные испытания уже в сентябре, фактически их первый этап начался только с 3 декабря 1958 года и продолжался до 15 мая следующего года, в то время как по Постановлению все этапы госиспытаний требовалось выполнить всего за три месяца. К тому же, при первых пусках по Ил-28 выявились преждевременные срабатывания радиовзрывателя, что потребовало его доработки.
Второй этап государственных испытаний системы проводился с 10 октября 1959 года и до начала следующего года удалось выполнить 90 полетов, сбив в восьми пусках 4 Ил-28 и 3 МиГ-15, упустив один МиГ-15 из-за отказа матчасти. В ходе этих испытаний задействовалась и система «Воздух-1», а также другие элементы авиационного комплекса перехвата. Государственные испытания завершились 9 апреля 1960 года. В проведении испытаний участвовал будущий космонавт Г.Т.Береговой и другие летчики-испытатели ВВС — Н.И.Коровушкин, В.Г.Плюшкин, Л.Н.Фадеев, а также пилоты суховской «фирмы» B.C.Ильюшин, А.А.Кознов, Л.Г.Кобищан.
В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960 года № 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет — Су-9, РЛС ЦД-30 — РП-9, ракета К-51 (РС-2УС). Комплекс перехватывал цели со скоростями 800-1600 км/час на высотах от 5 до 20 км. Радиолокатор обеспечивал обнаружение цели с параметрами Ил-28 на дальности 17 км, захват на сопровождение — на дальности 8-10 км. Пуск ракет производился с дистанции 2-6 км. Вероятность поражения цели на высоте 10-12 км залпом четырех ракет определялась величиной 0,8-0,9, а на высотах, близких к максимальной — 0,7-0,8.
По результатам испытаний выявилась необходимость доработки радиолокатора, и на 120 ранее выпущенных перехватчиках РЛС ЦД-30С заменили на ЦД-30Т.
Как известно, с 1959-го по 1963 год на новосибирском заводе № 153 выпустили около тысячи самолетов Су-9. Серийное производство ракет РС-2УС осуществлялось с 1959 года, а спустя год они полностью сменили в производстве РС-2У. Обеспечивалось применение РС-2УС со всех носителей ракет семейства К-5. Помимо калининградского завода № 455 серийный выпуск ракет семейства К-5 осуществляли также другие заводы: киевский № 485, ижевский № 575, ковровский № 635 и московский № 43.
Помимо разработки К-51, апрельским Постановлением 1958 года предусматривались также работы по комплексу К-52 с размещением на самолетах МиГ-19 ракет с максимальной высотностью, увеличенной с 20 до 23-25 км. Кроме того, велись работы и по теме МиГ-21П-К-52. Изготовленные на заводе № 455 опытные образцы таких ракет К-52 — ЦМ-4В — прошли летные испытания, но в 1959 году работы по данной теме прекратили.
Ракеты семейства К-5 впервые продемонстрировали под самолетами Су-9 на воздушном параде в Тушино 9 июля 1961 года, после чего они получили за рубежом обозначение АА-1 «Alkali» («Щелочь»).
Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-30Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолете — МиГ-21ПФ. В принципе, эта РЛС могла бы обеспечить применение с МиГ-21 ракет РС-2УС, что, по видимому и предполагалось до конца 1958 года, когда в нашей стране были развернуты работы по более эффективной ракете К-13 — воспроизведению американского «Сайдуиндера». К моменту принятия на вооружение (в марте 1962 года) в качестве единственного варианта вооружения этого самолета устанавливалась пара самонаводящихся ракет К-13А (Р-3С). Поскольку эти ракеты с тепловыми головками самонаведения не обеспечивали всепогодности применения, с начала шестидесятых годов велась разработка их варианта с полуактивной радиолокационной ГСН — Р-3Р. Эти работы затянулись и в дополнение к Р-3С на очередной модификации МиГ-21 решили установить РС-2УС. Соответствующие проработки были заданы Решением ВПК № 93 от 26 мая 1961 года. Уже в мае-июле 1961 года на МиГ-21ПФ № 76210101 испытали доработанный радиолокатор ЦД-30ТП. В октябре того же года на МиГ-21ПФ № 76210103 установили такую же РЛС и ПУ-12-40 с ракетами РС-2УС. Заводские испытания начались на МиГ-21ПФ № 76210101 с 12 марта 1962 года, в мае они продолжились во Владимировне. Государственные испытания К-51 на МиГ-21 провели с 20 ноября 1962 года по 3 сентября 1963-го пусками по Ла-17 и мишенным вариантам МиГ-15 и Ил-28, завершив их с положительными результатами оформлением заключения с рекомендацией принять на вооружение.
Позже аналогичные самолеты выпускались крупной серией под наименованием МиГ-21ПФМ. В связи с расширением числа носителей РС-2УС в середине шестидесятых годов было возобновлено серийное производство этих ракет, ранее уступивших свое место на сборочных линиях более поздним К-8М и К-13. На самолетах семейства МиГ-21, в особенности — на поставленных в зарубежные страны, и подошла к завершению служба ракет семейства К-5 после снятия Су-9 с вооружения в конце семидесятых годов.
Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце пятидесятых годов лицензией.
В целом, создание ракет семейства К-5 обеспечило становление промышленной базы для выпуска ракет «воздух-воздух», позволило освоить ракетное вооружение в войсках, обеспечило всепогодное применение фронтовой истребительной авиации в период до создания легких ракет с радиолокационными головками самонаведения, что было осуществлено только к концу шестидесятых годов.
ТТХ:
Длина, мм: 2428
Диаметр корпуса, мм: 202
Размах крыла, мм: 654 (с трассерами)
Масса, кг: 83,23
Масса БЧ, кг: 15,8
Дальность действия, км: 1,8-6,9
Высота пуска, м: до 23000
Макс. перегрузка при маневрировании, ед: 18.
Ракета К-51 (К-5МС).
Ракета К-51 (К-5МС).
Перехватчик Су-9 с 4-мя УР «воздух-воздух» К-51 (К-5МС).
МиГ-21Ф с ракетами К-51 (К-5МС). Схема.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
rulibs.com : Наука, Образование : Технические науки : РАКЕТА К-51 (РС-2УС, изделие ИС) : читать онлайн : читать бесплатно
РАКЕТА К-51 (РС-2УС, изделие ИС)
Уже во второй половине пятидесятых годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 – наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины шестидесятых годов.
Прототип этого самолета – Т-3 – предполагалось вооружить более современными ракетами типа К-7 или К-6. Однако, обеспечивающая их применение РЛС «Алмаз-3», как и станции семейства «Изумруд», включала две антенны, что затрудняло ее размещение в сверхзвуковом воздухозаборнике. В попытках довести скорость Т-3 до уровня его аналога со стреловидным крылом, фронтового истребителя С-1, перехватчик оборудовали аналогичным воздухозаборником. Первоначально эти работы носили чисто экспериментальный характер, так как предполагалось, что в небольшом центральном теле не удастся разместить ничего, кроме радиодальномера. Однако, к этому времени в КБ-1 коллектив под руководством К.Н. Патрухина на базе опыта работ по головкам самонаведения крылатых ракет сумел разработать достаточно эффективную самолетную РЛС ЦД-30, способную, в частности, обеспечить наведение очередной модификации ракет семейства К-5М. Предварительно на экспериментальном варианте Миг-17ПФУ – СП-16 был испытан опытный радиолокатор ШМ-60 все того же КБ-1. В результате, 28 декабря 1957 г. вышло Постановление № 1843-619, обязывающее ОКБ П.О. Сухого оснастить Т-3 РЛС ЦД-30 и ракетами К-5М.
Для применения в более широком диапазоне условий пуска и совмещения с новой РЛС предстояло вновь доработать ракету. Очередной вариант получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС. Доработке подлежали блок питания и аппаратура управления (пятый отсек) ракеты.
С развертыванием работ по К-51 в КБ-1 вновь оказался востребован один из прежних руководителей работ по ракете – Д.Л. Томашевич, которого в последний день мая 1958 г. назначили главным конструктором по К-51 в КБ-1. КБ-1, однако не располагало достаточной производственной базой для изготовления ракет. Поэтому спустя пару недель организация работ вновь претерпела ряд изменений. Приказом Госкомитета по авиационной технике калининградский завод N° 455 был определен в качестве опытной базы КБ-1 при проведении работ по К-51. Начальником КБ при заводе назначили М.Е. Екидовича, а техническое руководство возложили на Томашевича. Работавших в КБ-1 А.А. Колосова и Э.В. Ненартовича назначили главными конструкторами комплекса К-51 в целом и системы управления соответственно.
В соответствии с Постановлением от 16 апреля 1958 г. №41-198 применение системы К-51 предусматривалось как в составе авиационных ракетных комплексов перехвата Т-3-51 с размещением на самолете Т-3 четырех К-5М, так и в составе комплекса СМ-12-51 на самолете СМ-12 – варианте МиГ-19 с оптимальным для сверхзвуковых условий воздухозаборником с заостренными кромками и центральным телом. Отметим, что Постановлением предусматривалось также использование системы автоматизированного наведения истребителей – «Воздух-1». Использование директорного, а в дальнейшем и автоматизированного режимов наведения истребителя в сочетании с ракетным вооружением превращала перехватчик в первую пилотируемую ступень своего рода зенитной ракеты дальнего действия, сводя роль летчика к минимуму. Выход на летные испытания Т-3-51 и СМ-12-51 планировался, соответственно, в августе и сентябре 1958 г.
Еще до оформления Постановления, решением Военно-промышленной комиссии № 12 от 3 марта 1958 г. было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской № 0103), а также изготовление на заводе № 153 еще трех ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 г. летчик- испытатель В.И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 – самолет Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом сухо- вского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара).
В свою очередь, на заводе № 21 изготовили один СМ-12ПМ и два экземпляра подобного самолета с жидкостным ракетным ускорителем – СМ-12ПМУ. Еще в июне 1958 г. для проведения испытаний назначили летчиков Г.А. – Мосолова и К.К. Коккинаки. Однако, МиГ-19 устаревал все стремительней и после проведения на полигоне во Владимировке в сентябре – октябре 1958 г. заводских испытаний, а с 20 декабря – совместных государственных испытаний, по Постановлению от 4 июля 1959 г. № 735-338 работы по его ракетоносному варианту СМ-12-51 были прекращены.
В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. Несмотря на то, что комплекс предъявили на государственные испытания уже в сентябре, фактически их первый этап начался только с 3 декабря 1958 г. и продолжался до 15 мая следующего года, в то время как по Постановлению все этапы госиспытаний требовалось выполнить всего за три месяца. К тому же, при первых пусках по Ил-28 выявились преждевременные срабатывания радиовзрывателя, что потребовало его доработки.
Второй этап государственных испытаний системы проводился с 10 октября 1959 г. и до начала следующего года удалось выполнить 90 полетов, сбив в восьми пусках 4 Ил-28 и 3 МиГ-15, упустив один Ми Г-15 из-за отказа матчасти. В ходе этих испытаний задействовалась и система » Воздух-1″, а также другие элементы авиационного комплекса перехвата. Государственные испытания завершились 9 апреля 1960г. В проведении испытаний участвовал будущий космонавт Г.Т. Береговой и другие летчики-испытатели ВВС – Н.И. Коровушкин, В.Г. Плюшкин, JI.H. Фадеев, а также пилоты суховской «фирмы» B.C. Ильюшин, А.А Кознов, Л.Г. Кобещан.
Ракета К-51 (РС-2УС) под крылом истребителя МиГ-21П. Фото представлено М.Дюреши
Схема ракеты РС-2УС
В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960 г. № 1108-460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолет – Су-9, РЛС ЦД-30 – РП-9, ракета К-51 – РС-2УС. Комплекс перехватывал цели со скоростями 800- 1600 км/час на высотах от 5 до 20 км. Радиолокатор обеспечивал обнаружение цели с параметрами Ил-28 на дальности 17 км, захват на сопровождение – на дальности 8-10 км. Пуск ракет производился с дистанции 2-6 км. Вероятность поражения цели на высоте 10-12 км залпом четырех ракет определялась величиной 0,8-0,9, а на высотах, близких к максимальной – 0,7- 0,8.
По результатам испытаний выявилась необходимость доработки радиолокатора, и на 120 ранее выпущенных перехватчиках РЛС ЦД-ЗОС заменили на ЦД-30Т.
Как известно, с 1959 по 1963 годы на новосибирском заводе № 153 выпустили около тысячи самолетов Су-9. Серийное производство ракет РС-2УС осуществлялось с 1959 г., а спустя год они полностью сменили в производстве РС-2У. Обеспечивалось применение РС-2УС со всех носителей ракет семейства К-5. Помимо калининградского завода № 455 серийный выпуск ракет семейства К-5 осуществляли также другие заводы – киевский № 485, ижевский № 575, ковровский № 635 и московский № 43.
Помимо разработки К-51, апрельским Постановлением 1958 г. предусматривались также работы по комплексу К-52 с размещением на самолетах МиГ-19 ракет с максимальной высотностью, увеличенной с 20 до 23- 25 км. Кроме того, велись работы и по теме МиГ-21П-К-52. Изготовленные на заводе № 455 опытные образцы таких ракет К-52 – ЦМ-4В – прошли летные испытания, но в 1959 г. работы по данной теме прекратили.
Ракеты семейства К-5 впервые продемонстрировали под самолетами Су-9 на воздушном параде в Тушино 9 июля 1961 г., после чего они получили за рубежом обозначение АА-1 «Alkaly».
Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-30Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолете – МиГ-21ПФ. В принципе, эта РЛС могла бы обеспечить применение с МиГ-21 ракет РС-2УС, что, по видимому и предполагалось до конца 1958 г., когда в нашей стране были развернуты работы по более эффективной ракете К-13 – воспроизведению американского «Сайдуиндера». К моменту принятия на вооружение (в марте 1962 года) в качестве единственного варианта вооружения этого самолета устанавливалась пара самонаводящихся ракет К-13А (Р-ЗС). Поскольку эти ракеты с тепловыми головками самонаведения не обеспечивали всепо- годности применения, с начала шестидесятых годов велась разработка их варианта с полуактивной радиолокационной ГСН – Р-ЗР. Эти работы затянулись и в дополнение к Р-ЗС на очередной модификации МиГ-21 решили установить РС-2УС. Соответствующие проработки были заданы Решением ВПК № 93 от 26 мая 1961 г. Уже в мае…июле 1961 г. на МиГ-21 ПФ № 76210101 испытали доработанный радиолокатор ЦД-30ТП. В октябре того же года на МиГ-21ПФ № 76210103 установили такую же РЛС и ПУ-12-40 с ракетами РС-2УС. Заводские испытания начались на МиГ-21ПФ № 76210101 с 12 марта 1962 г., в мае они продолжились во Владимировке. Государственные испытания К-51 на МиГ-21 провели с 20 ноября 1962 г. по 3 сентября 1963 г. пусками по Ла-17 и мишенным вариантам МиГ-15 и Ил-28, завершив их с положительными результатами оформлением заключения с рекомендацией принять на вооружение.
Позже аналогичные самолеты выпускались крупной серией под наименованием МиГ-21 ПФМ. В связи с расширением числа носителей РС-2УС в середине шестидесятых годов было возобновлено серийное производство этих ракет, ранее уступивших свое место на сборочных линиях более поздним К-8М и К-13. На самолетах семейства МиГ-21, в особенности – на поставленных в зарубежные страны, и подошла к завершению служба ракет семейства К-5 после снятия Су-9 с вооружения в конце семидесятых годов.
Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце пятидесятых годов лицензией.
В целом, создание ракет семейства К-5 обеспечило становление промышленной базы для выпуска ракет «воздух-воздух», позволило освоить ракетное вооружение в войсках, обеспечило всепогодное применение фронтовой истребительной авиации в период до создания легких ракет с радиолокационными головками самонаведения, что было осуществлено только к концу шестидесятых годов.
Истребитель-перехватчик МиГ-19ПМ с ракетами К-5М
(Продолжение следует)
В.Ф. ГЛАДКИЙ
rulibs.com
К-5 (ракета) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 августа 2016; проверки требуют 7 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. К-5.K-5 РС-1У | |
---|---|
«Изделие ШМ» Код НАТО: AA-1 Alkali | |
К-5М на истребителе МиГ-19. Парк-музей военной истории в Кецеле, Венгрия. | |
Тип | УРВВ малой дальности |
Статус | снята с вооружения в 1970-е |
Разработчик | ОКБ-2[1] КБ завода № 455 (Р-55)[1] |
Главный конструктор | Д. Л. Томашевич |
Годы разработки | С 1951 |
Начало испытаний | 8 октября 1953 |
Принятие на вооружение | РС-1У: 1956 РС-2У: 28 ноября 1957 РС-2УС: 10 октября 1960 |
Производитель |
ru.wikipedia.org
Управляемая ракета малой дальности К-55 (Р-55).
Управляемая ракета малой дальности К-55 (Р-55).
Разработчик: КБ завода № 455
Страна: СССР
Начало разработки: 1958 г.
Принятие на вооружение: 1969 г.
С середины пятидесятых годов считалось целесообразным залповое совместное применение ракет с радиолокационными и инфракрасными системами наведения, что, по замыслу разработчиков, должно было свести к минимуму эффективность мер противодействия противника. Кроме того, уже упомянутые сложности боевого применения ракет с наведением по лучу склоняли заказчиков к внедрению систем самонаведения. В 1958 году, с началом разработки относительно малогабаритной самонаводящейся ракеты К-13, было выдвинуто предложение о использовании ее тепловой ГСН в составе ракеты семейства К-5. Разработку ракеты ЦМ-6, в дальнейшем получившей название К-55, поручили КБ завода № 455, первоначально созданному для решения технологических задач, возникавших при серийном производстве ракет «воздух-воздух».
Первые опытные образцы изготовили и испытали уже в 1959 году. С летевших на высотах 10-15 км МиГ-19 провели 4 пуска программных ракет ЦМ-6П. Однако, несмотря на их положительные результаты, быстро сделать ракету «на коленке» не получилось. Кроме того, это была первая самостоятельная работа конструкторского коллектива во главе с Н.Т.Пикетом, опыт приобретался по мере накопления ошибок.
В 1960 году удалось выпустить комплект конструкторской документации по К-55, провести стендовую отработку контура управления и первые наземные испытания новой боевой части разработки ГСКБ-47 — переднее место штатной БЧ ракеты К-5 на К-55 заняла головка самонаведения. В следующем году с одного из опытных Су-9 — Т-43-3 — начиная с 4 февраля выполнили пуски 6 программных и одной телеметрической ракеты с тепловой головкой ИГС-59, ранее разработанной в НИИ-10 коллективом во главе с И.Н.Государевой для К-13, но не использованной на этой ракете.
В производстве находились телеметрические ракеты и их модификации для отработки ГСН (К-55ТГ) и взрывателя (К-55СВ), а также боевые ракеты К-55ТС. В 1962 году провели 9 пусков по спускающимся на парашютах светящимся авиабомбам и мишеням, по результатам которых потребовалось провести доработку ГСН. Кроме того, требовалось провести регламентные работы на привлеченных к испытаниям Т-43-5 и Т-43-12.
В 1963 году заводские испытания продолжились на Т-43-12 и завершились в мае 1964 года с положительными результатами — пусками с Су-9 были сбиты беспилотные Ил-28 и МиГ-15М.
Как и при создании других унифицированных систем оружия, задача оказалась не столь простой, как предполагалось по замыслу. Исходную К-51 основательно переработали, так что неизменным остался только твердотопливный двигатель ПРД-45. Взамен первоначально использовавшегося и испытывавшегося в 1962 году радиовзрывателя «Ласточка» установили оптический взрыватель. Сначала отрабатывался радиовзрыватель «Огонек», а затем «Роза» разработки ЦКБ-589.
Помимо размещения в передней части ракеты К-55 тепловой головки самонаведения, а за ним — неконтактного оптического взрывателя «Роза», важным отличием от К-51 стало применение двух боевых частей, одна из которых устанавливалась в середине корпуса, а другая — в хвостовой части ракеты, на месте аппаратуры радиоуправления К-51. По таким показателям, как максимальная дальность, суммарный вес боевых частей, К-55 существенно превосходила исходный образец и, кроме того, обеспечивала возможность пуска в широком диапазоне углов в задней полусфере цели.
Работа шла фактически на конкурсных началах по отношению к К-8М-8,создававшейся в то же время в ОКБ-4 путем переноса технических решений К-8 на изделие существенно меньшей размерности. По уровню характеристик К-55 не превосходила своего конкурента, но была более предпочтительна для освоения в серийном производстве.
Исходя из положительных результатов заводских испытаний, ВПК своим решением № 228 от 9 сентября 1964 года предписала со II кв. 1965 года преступить к совместным испытаниям модернизированного комплекса вооружения для Су-9 с сочетанием ракет К-51 (РС-2УС) и К-55, предусмотрев предоставление Министерством обороны двух Су-9 для этих целей. До конца года завод № 455 изготовил 35 ракет для проведения государственных испытаний.
Официально К-55 приняли на вооружение 21 января 1969 года как Р-55 в составе системы вооружения самолета Су-9. Ракеты серийно выпускались с 1967 года на заводе № 455 под несекретным индексом «изделие 68». По маневренным возможностям Р-55 существенно превосходила К-13А. Однако к этому времени уже начиналась разработка более совершенных маневренных ракет с тепловыми ГСН — К-60 и К-13М, на которые и ориентировались создатели перспективных истребителей. Поэтому несколько запоздавшая Р-55 нашла ограниченное применение. Как и предусматривалось с начала отработки, пара Р-55 устанавливалась на Су-9 в дополнение к двум РС-2УС, к которым они были «классово ближе», чем К-13А. Видимо, исходя из экономической целесообразности увеличения объемов производства Р-55, ОКБ П.О.Сухого применило эту ракету и на Су-24 в качестве оружия самообороны. Кроме того, возможность использования Р-55 обеспечивалась и на последней крупносерийной модификации «двадцать первого» — МиГ-21бис, выпускавшемся в Горьком с 1972-го по 1974 год, а затем, по лицензии, в Индии.
При относительно малой распространенности Р-55 сыграла значительную роль в развитии отечественного ракетостроения. При ее разработке коллектив КБ калининградского завода № 455 накопил опыт, достаточный для проведения последующей успешной разработки множества тактических ракет «воздух-земля» (Х-66, Х-23, Х-25, Х-25М, Х-35, Х-31 и их модификации).
ТТХ:
Длина, м: 2,0
Диаметр, мм: 200
Размах, м: 0,53
Вес, кг: 92
БЧ: 9,1 кг — фугасная
Система наведения: инфракрасная
Дальность пуска макс., км: 10
Дальность пуска мин., км: 1,2
Время управляемого полета, с: 30
Допустимая перегрузка при пуске, ед.: 3
Самолет-носитель: Су-24, Су-9, МиГ-21бис.
Ракета К-55.
Ракета К-55 на перехватчике Су-9.
УР К-51 и К-55. Схема.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
В.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
Р.Ангельский, В.Коровин. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Ракета К-55 (Р-55, «изделие 67»). Техника и вооружение 2005 09
Ракета К-55 (Р-55, «изделие 67»)
С середины 1950-х гг. считалось целесообразным совместное залповое применение ракет с радиолокационными и инфракрасными системами наведения, что, по замыслу разработчиков, должно было свести к минимуму эффективность мер противодействия противника. Кроме того, уже упомянутые сложности боевого использования ракет с наведением по лучу склоняли заказчиков к внедрению систем самонаведения. В 1958 г. с началом разработки относительно малогабаритной самонаводящейся ракеты К-13 возникло предложение об использовании ее тепловой ГСН в составе ракет семейства К-5. Разработку ракеты ЦМ-6, в дальнейшем названной К-55, поручили КБ завода №455, первоначально организованному для решения технологических задач, возникавших в ходе серийного производства ракет класса “воздух-воздух».
Наименование К-55
Дальность пусков в ЗПС, км 1,2-10
Высота целей, км 0.2-22
Скорость целей, км/ч до 1600
Масса ракеты, кг 92
Масса боевой части, кг 12
Длина ракеты, м 2,7
Диаметр ракеты, м 0,2
Размах крыла, м 0,64
Первые опытные образцы изготовили и испытали уже в 1951 г. С летевших на высотах 10-15 км МиГ-19 провели четыре пуска программных ракет ЦМ-6П. Однако, несмотря на их положительные результаты, быстро сделать ракету «на коленке» не получилось. Кроме того, это была первая самостоятельная работа конструкторского коллектива во главе с Н.Т. Пикотом, опыт приобретался по мере накопления ошибок.
В 1960 г. удалось выпустить комплект конструкторской документации по К-55. провести стендовую отработку контура управления и первые наземные испытания новой боевой части разработки ГСКБ-47 – переднее место штатной БЧ ракеты К-5 на К-55 заняла головка самонаведения. В этот период ракета фигурировала под наименованием Р-6. В следующем году (с 4 февраля по 25 марта) с одного из опытных Су-9 (Т-43-3) в диапазоне высот от 7 до 21,5 км выполнили пуски шести программных и одной телеметрической ракеты с тепловой головкой ИГС-59, ранее разработанной в НИИ-10 коллективом во главе с И.Н. Государовой для К-13, но не использованной на этой ракете.
В производстве находились телеметрические ракеты и их модификации для отработки ГСН (К-55ТГ) и радиовзрывателя «Ласточка» (К-55СВ), а также боевые ракеты К-55ТС с оптическим взрывателем. В 1962 г. провели девять пусков по спускающимся на парашютах светящимся авиабомбам и мишеням, по результатам которых испытания прервали: потребовалось провести доработку ГСН. Кроме того, необходимо было провести регламентные работы на привлеченных к испытаниям самолетах Т-43-5 и Т-43-12.
В 1963 г. заводские испытания продолжились на Т-43-12 и завершились в мае 1964 г. с положительными результатами: пусками с Су-9 были сбиты беспилотные Ил-28 и МиГ-15.
Как и при создании других унифицированных систем оружия, задача оказалась не столь простой, как предполагалось. Исходную К-51 основательно переделали, неизменным остался только твердотопливный двигатель ПРД-45. Взамен первоначально использовавшегося в 1962 г. радиовзрывателя «Ласточка» установили оптический взрыватель. Сначала испытывался радиовзрыватель «Огонек», а затем «Роза», разработанный ЦКБ-589.
Помимо размещения в передней части ракеты К-55 тепловой головки самонаведения, а за ней – неконтактного оптического взрывателя «Роза» важным отличием от К-51 стало применение двух боевых частей, одна из которых устанавливалась в середине корпуса, а другая – в хвостовой части ракеты, на месте аппаратуры радиоуправления К-51. По таким показателям, как максимальная дальность, суммарный вес боевых частей, К-55 существенно превосходила исходный образец и, кроме того, обеспечивала возможность пуска в широком диапазоне углов в задней полусфере цели.
Работа шла фактически параллельно К-88, создававшейся в то же время в ОКБ-4 путем переноса технических решений К-8 на изделие существенно меньших размеров. По уровню характеристик К-55 не превосходила своего конкурента, но была более предпочтительна для освоения в серийном производстве.
Исходя из положительных результатов заводских испытаний, ВПК своим решением 9 сентября 1964 г. предписала со II кв. 1965 г. приступить к совместным испытаниям модернизированного комплекса вооружения для Су-9 с сочетанием ракет К-51 (РС-2УС) и К-55, предусмотрев использование для этих целей двух Су-9. До конца года завод №455 изготовил 35 ракет для проведения государственных испытаний.
В 1965 г. были запущены шесть боевых и пять телеметрических ракет, сбиты четыре беспилотных МиГ-15, а в следующем году провели пуски двух боевых и пяти телеметрических ракет. В результате удалось повысить чувствительность ГСН С-59.
Начиная с 1967 г. К-55 выпускались большой серией в Калининграде на заводе N°455 подиндексом «изделие 67». Но план был выполнен заводом менее чем наполовину из-за недопоставок смежным предприятием ГСН С-59. В следующем году удалось выйти на плановые уровни производства, но ракету доработали: ввели ударный взрыватель в предохранительно-исполнительный механизм И-116, усовершенствовали блок автоматики, усилили корпус второго отсека. Официально К-55 приняли на вооружение постановлением от 21 января 1969 г. как Р-55 в составе системы вооружения самолета Су-9.
В 1971 г. появилась модификация К-55А, оптимизированная для стрельбы по автоматическим дрейфующим аэростатам. Было выпущено 20 таких ракет.
По маневренным возможностям Р-55 в полтора-два раза превосходила К-13А, позволяя поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 3 единиц. С 1971 г. калининградским КБ велись работы по усовершенствованной модификации К-55М, оснащенной модернизированной ГСН С-59М с повышенной дальностью захвата цели. Однако к этому времени уже начиналось создание более совершенных маневренных ракет с тепловыми ГСН К-60 и К-13М1, на которые и ориентировались конструкторы перспективных истребителей. В начале 1970-х гг. эти новые ракеты поступили на вооружение. Поэтому несколько запоздавшая Р-55 нашла ограниченное применение. Как и предусматривалось с самого начала, две Р-55 устанавливались на Су-9 в дополнение к двум РС-2УС, к которым они были «классово ближе», чем К-13А.
Ракета К-55 («изделие 67»).
Видимо, исходя из экономической целесообразности увеличения объемов производства Р-55, ОКБ П.О. Сухого применило эту ракету и на Су-24 в качестве оружия самообороны. Соответствующие испытания велись на Т-6-6 и Т-6-18 в 1974- 1975 гг. Кроме того, возможность использования Р-55 обеспечивалась и на последней крупносерийной модификации «двадцать первого» МиГ-21 бис, строившейся в Горьком с 1972 по 1974 г., а затем по лицензии в Индии. Испытания проводились на МиГ-21 ПФМ №3523, на МиГ-21 СМ, а затем на МиГ-21 бис №24 в 1972-1974 гг.
Ракеты Р-55 серийно выпускались на Калининградском машиностроительном заводе до 1976 г. Производились они и на московском заводе «Коммунар».
Хотя Р-55 не получила широкого распространения. она все же сыграла важную роль в развитии отечественного ракетостроения. При ее разработке коллектив КБ калининградского завода N«455 накопил опыт, достаточный для проведения последующей успешной разработки множества тактических ракет класса «воздух-земля» (Х-66. Х-23, Х-25, Х-25М, Х-35, Х-31 и их модификации).
Ракета К-88.
Опытный самолет Т-43-12 с управляемыми ракетами К-51.
Опытный самолет Т-43-15 с управляемыми ракетами К-51.
Опытный самолет СМ-12ПФУ с управляемыми ракетами К-51.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
К-55 (ракета) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. К-5.К-5 (РС-1У — реактивный снаряд первый управляемый[2] или Изделие ШМ, по классификации МО США и НАТО: AA-1 Alkali — «Щелочь») — советская управляемая ракета класса «воздух-воздух» с радиокомандной системой наведения. Разработана в ОКБ-2 МАП СССР, под руководством Д. Л. Томашевича. Разработка К-5 началась в 1951 году.
История разработки
Работы по созданию первой системы управляемого ракетного вооружения для истребителей-перехватчиков начались в КБ-1 почти за год до выхода официального постановления Совета Министров СССР от 1 апреля 1952 года. К-5 изначально задумывалось как достаточно компактное оружие, чтобы его можно было разместить на истребителе МиГ-15, причём предполагалось что истребитель будет нести четыре ракеты, что должно было обеспечить большую вероятность поражения цели. В несекретных документах ракета получила обозначение «ШМ».
НИИ-17 занялся разработкой радиолокационной станции (РЛС) для системы вооружения К-5. В очень короткий срок, на базе РЛС РП-1У «Изумруд» для всепогодных модификаций истребителей МиГ-15 и МиГ-17, была создана РЛС РП-2У «Изумруд-2», которая в различных модификациях устанавливалась на МиГ-17, МиГ-19 и первых серийных Як-25.
Первый автономный пуск «ШМ» с МиГ-17П (СП-6) состоялся 8 октября 1953 года в районе полигона Владимировка, в Астраханской области. Пуски «ШМ» по самолётам-мишеням начались в марте 1955 года, и уже 8-го числа была поражена первая мишень. После принятия на вооружение в 1956 году система получила наименование С-1-У, самолёт — МиГ-17ПФУ, а сама ракета — РС-1У (сокр. реактивный снаряд первый, управляемый). Четыре ракеты РС-1У (изделия «М») размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.
В соответствии с декабрьским правительственным Постановлением 1954 года 40 ракетоносцев МиГ-17ПФУ (СП-15) выпустили в 1956 году на заводе № 21 в Горьком. В 1956 году провели войсковые испытаний, завершив их с положительными результатами. Ещё одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Количество этих перехватчиков было крайне мало — упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.
Для истребителя МиГ-19 была разработана усовершенствованная ракета К-5М, с увеличенной площадью крыльев, улучшенной устойчивостью, увеличенными топливным зарядом и запасами сжатого газа для рулевых приводов и большей боевой частью. К-5М представили на испытания весьма оперативно — уже весной 1956 года во Владимировке состоялись её первые пуски с истребителя МиГ-19 (СМ-2М).
После принятия системы на вооружение по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1343—619сс от 28 ноября 1957 года она получила обозначение С-2-У, ракета — РС-2У. На горьковском заводе № 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ («изделие 65»), выпустив 369 самолётов с 1956 по 1960 год.
Уже во второй половине 1950-х годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолётах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 — наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины 1960-х годов. Этот вариант К-5 получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС.
Ещё до оформления Постановления решением Военно-промышленной комиссии № 12 от 3 марта 1958 года было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской № 0103), а также изготовление на заводе № 153 ещё трёх ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 года лётчик-испытатель В. И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 — самолёт Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара). В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960 года № 1108—460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолёт — Су-9, РЛС ЦД-30 — РП-9, ракета К-51 — РС-2УС. Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-З0Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолёте — МиГ-21ПФ. После того как разработка Р-3 с радиолокационной ГСН затянулась, было решено вооружить МиГ-21 ракетами РС-2УС. Этими ракетами были вооружены модификации МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
В 1963 году проводились испытания по применению ракеты РС-2УС по наземным целям. Такой вариант применения был признан возможным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и слабой боевой части.[1]
Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце 1950-х годов лицензией. В конце 1990-х годов на основе РС-2У в Польше была создана ракета-мишень для тренировки расчётов зенитных ракетных комплексов.[3]
Модификации и носители
- К-5 (РС-1У) — базовый серийный вариант. МиГ-17ПФУ был вооружён четырьмя ракетами РС-1УС, как и Як-25К.
- К-5М (РС-2У) — усовершенствованные ракеты для истребителей МиГ-19ПМ и МиГ-19ПМЛ.
- К-5С — К-5 с увеличенной боевой частью, в серию не пошла.
- К-5МС (К-51, РС-2УС) — последний серийный вариант К-5, этими ракетами вооружались Су-9, МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
- К-55 (Р-55, «изделие 67») — модернизированный вариант РС-2УС с помехозащищённой тепловой ГСН и дополнительной БЧ в хвостовой части, разрабатывался ОКБ «Звезда» с 1957 года.[1]
- PL-1 (кит. трад. 霹靂一號, упр. 霹雳一号, пиньинь: Pī lì yī hào, палл.: Пи ли и хао, буквально Удар грома 1) — китайская копия К-5 производившаяся по лицензии.
Тактико-технические характеристики
Модификация | РС-1У | РС-2У | РС-2УС | Р-55 |
---|---|---|---|---|
изделие «ШС» AA-1 Alkali | изделие «И» AA-1A Alkali[4] | изделие «ИС» AA-1A Alkali | изделие «67» AA-1B Alkali[4] | |
Принятие на вооружение | 1956 | 1957 | 1960 | 1972[4] |
Самолёты-носители/боекомплект | МиГ-17ПФУ/4, Як-25К/?, МиГ-19ПМ/4[4] | МиГ-19ПМ/4 | МиГ-19ПМУ/4[4], Су-9/2-4, МиГ-21ПФМ/Р/МФ/? | МиГ-21ПФМ/С/?, Су-9/2-4 (Миг-21бис[4], Су-9, Су-15[1]) |
Пусковое устройство | АПУ-3[5] | АПУ-4[5] | АПУ-4[4], АПУ-19 (внутренние) и АПУ-20 (внешние)[5], АПУ-7[4] | АПУ-68УМ[4] |
Зона поражения по дальности, км | 2-3 | 2-5,2 (реально 1,5-3,5[5], 2,5-3,5[4]) | 2-6[5] (2,5-3,5[4]) | 1,2-10[1] (1,2-2,8[4]) |
Зона поражения по высоте, км | 5-10 | 0,7-16 (2,5-16,5[4]) | 5-20[5] (2,5-16,5/20,5[6])[4] | 0-22[1] |
Скорость поражаемой цели, км/ч | 1600 | |||
Длина ракеты, м | 2,35 | 2,45 (2,494[4]) | 2,5[4] | 2,76[4] |
Диаметр корпуса, мм | 200 | |||
Размах крыла, м | 0,55 | 0,65 | 0,654[4] | 0,65[4] |
Стартовая масса, кг | 74,3 | 82,6 (82,2[5]) | 82,7[4] | 91,1[4] |
Время управляемого полёта, сек. | ||||
Максимальная скорость, м/с | 800[4] | |||
Допустимая перегрузка при пуске, g | ||||
Перегрузка перехватываемой цели, g | ||||
Боевая часть | ОФБЧ 9,25 кг (11,35[5]) | 13 кг (13,5[5]) | 13 кг | Две ОФБЧ (передняя и хвостовая), 8,6 кг[4] |
Система наведения | по радиолучу самолётной РЛС | ИК ГСН C-59[7] | ||
Взрыватель | неконтактный радиовзрыватель РВ-1У[5] | неконтактный радиовзрыватель РВ-2У[5] | неконтактый оптический НОВ-55[7] «Роза» ИК-диапазона[7][8] | |
Двигательная установка | РДТТ тягой 1340 кгс[5] |
Операторы
Бывшие
Источники
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 История ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» (рус.). Оф. сайт ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» (2009). Проверено 18 декабря 2011. Архивировано 25 марта 2012 года.
- ↑ Мясников Виктор. Сверхзвуковые ракеты находят цель (рус.). Независимое военное обозрение (1 июня 2012). Проверено 1 июня 2012. Архивировано 28 июня 2012 года.
- ↑ Коровин В. Ракеты «Факела» / Под общ. ред. В. Г. Светлова. — М.: РИА «Глория-Арт», 2003. — С. 154.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Gordon, 2004, с. 15—22.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Марковский, Перов, 2005, с. 4—7.
- ↑ При использовании на МиГ-19ПМ и Су-9, соответственно.
- ↑ 1 2 3 Gordon, 2004, с. 23.
- ↑ Крылья Родины, № 8, 1995, с. 16—18.
Литература
- Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
- Марковский В. Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух». — М.: Экспринт, 2005. — 47 с. — («Экспринт: Авиационный фонд»).
- Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух» // Авиация и Космонавтика. — 2002. — № 1. — С. 5—11.
- Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 16—18. — ISSN 0130-2701.
- Gordon Yefim. Soviet/Russian Aircraft Weapons. Since World War Two. — Hinkley, England: Midland Publishing, 2004. — 207 p. — ISBN 1-85780-188-1.
Ссылки
Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты | |
---|---|
Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) . |
wikiredia.ru