КОРСЕТКА КАК ЭЛЕМЕНТ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОРСЕТКА КАК ЭЛЕМЕНТ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Иванюра Юлия Валерьевна
студент 4 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства
ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
РФ, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
РФ, г. Абакан
Если песня — это душа народа, а танец — его характер, то народный костюм его внешность, привлекательная и яркая, изысканная и прихотливая. Традиции украинской национальной одежды уходят корнями вглубь общенародной культуры. Вместе с историей народа усилиями многих поколений они развивались на протяжении веков вплоть до начала ХХ века, когда в силу политико-экономических и историко-культурных причин народная одежда вышла из широкого употребления и заняла, образно говоря, празднично-ритуальную нишу.
Украинская национальная одежда является ярким, визуально фиксированным проявлением самобытности нашей культуры, одним из наиболее подвижных ее видов. Вопреки своей изменчивости и активному восприятию внешних влияний она аккумулирует значительную этнокультурную информацию, свидетельствует о приобретенном коллективном опыте народа, его представлениях о мире, критериях поведения, эстетических воззрениях, межэтнических контактах.
Традиционная многослойность украинской одежды — обычай надевать несколько предметов одежды один поверх другого, а именно: плахту (поясная одежда, сшитая из двух длинных полотнищ) на сорочку ( нательная рубашка из домотканого полотна, украшенная вышивкой), запаску (поясная одежда в виде прямоугольного куска домотканой шерстяной материи) на плахту, юпку с рукавами (верхняя одежда, расширенная вставными клиньями) на запаску, причем каждый нижний слой должен был выглядывать из-под верхнего уходит корнями вглубь раннего средневековья.
Многослойный принцип формирования костюма у еврейских народов существовал почти до конца ХVIII в., в то время как в украинской традиции задержался вплоть до начала ХХ в. Европейские средневековые принципы драпировки женских головных уборов, в основу которых легли восточные головные уборы абрус, тюрбан и чалма, проявились в украинских женских платковых головных уборах — убрусах, намитках, позже — платках, которые своеобразно повязывались на очипок (шапочка из хлопка, шелка, парчи).
Не обошли своим влиянием украинскую народную одежду и общеевропейские стилевые тенденции, в частности барочные. Пышность, декоративная насыщенность, пластические выразительность барокко сполна нашли свое отражение в художественных принципах декорирования украинских костюмов.
Не смотря на то, что народный костюм − творение материальной культуры, благодаря своей символической насыщенности он выполнял функции, присущие феноменам культуры духовной. Базируясь на общенародных представлениях о мироздании, построенных на распространенных противопоставлениях свой-чужой, добро-зло, девушка-женщина, богатый-бедный, одежда хранила информацию о владельце, фиксируя его пол, возраст, место проживания, этническую принадлежность, социальный статус. По сравнению с западноевропейскими костюмами, которые под воздействием городской моды существенно изменились, традиционная одежда украинцев конца ХIХ — начала ХХ в. продолжала сохранять многочисленные элементы прежних эпох. Особенно заметно это было в костюмах бойков и правобережных полещуков, в то время как в традиционной одежде жителей юга Украины происходили активные заимствования новаторских городских элементов [5].
В общеславянском контексте украинский костюм характеризовался гармоничным сочетанием элементов одежды южных и западных славян. Тем не менее, тяготея в определенной степени к западноевропейскому образцу и одновременно наследуя некоторые ближневосточные элементы, украинский наряд сохранил свою неповторимую красоту и самобытность.
Национальная специфика украинской одежды более полно была представлена в сельской одежде, благодаря чему именно за ней закрепился термин «народный костюм». Украинский народный костюм — символ характеризовался наличием таких обязательных элементов, как белая вышитая сорочка до пола; тканая клетчатая плахта с «крыльями», фартук-запаска, закрепленный на талии; декорированная, отрезная по линии талии корсетка (безрукавка с фалдами на спине, декорированная вышивкой, аппликацией): широкий, опоясывающий талию пояс; свадебный девичий венок из живых цветов с прикреплёнными к нему разноцветными шелковыми лентами (рис. 1).
Рисунок 1. Праздничный украинский костюм с полным набором традиционных компонентов
В действительности же украинский народный костюм, не имея единого общенационального образца, бытовал как система региональных комплексов и их локальных вариантов.
Разнообразие природно-ландшафтных зон, своеобразие путей социально-экономического и этнокультурного развития отдельных земель Украины повлияли на формирование определенных региональных комплексов традиционной украинской одежды: полесского (северного), лесостепного (центрального), степного (южного) и карпатского (юго-западного). Они длительное время отражали своеобразие историко-культурных регионов Украины. В границах каждого из них выделялись субрегиональные комплексы [1].
В частности, в полесском — три правобережных (волынский, житомирский и киевский) и два левобережных (черниговский и новгород-северский). В пределах лесостепного — пять правобережных (волынский, галицкий, опольский, подольский и среднеднепровский) и три левобережных (среднеподнепровский, полтавский, слободжанский).
В степном — буджатский, одесский, нижнеднепровский, таврический, приазовский и крымский. В карпатском ареале выделялись соответственно западный, или лемковский, три центральных комплекса (бойковский, гуцульський, закарпатский) и два юго-восточных (покутский и буковинский).
Каждый из перечисленных комплексов имеет свои характерные признаки символы. Такими символами могут выступать как отдельные элементы костюма, его орнаментика, так и все система одежды в целом (колористическая гамма, силуэт).
Если обобщить существующие на сегодня стериотипы восприятия украинской одежды, то четко прослеживаются три различных региональных типа костюма (рис. 2—5): волынско-полесский (один из вариантов полесского), гуцульский (один из вариантов карпатского) и полтавский (один из вариантов лесостепного).
Рисунок 2. Этнографический костюм Волынской, Ровненской, Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой областей
Рисунок 3. Гуцульский костюм
Рисунок 4. Э тнографический костюм горских районов Ивано-Франковской, Черновецкой и Закарпатской областей
Рисунок 5. Этнографический костюм Полтавской области
Так, для полтавского костюма характерны плахта, вышитая белым по белому сорочка, корсетка с аппликативным орнаментом и пышный венок с лентами. В гуцульском костюме обязательным являются две запаски, богато декорированный кептарь (кожушок-безрукавка, изготовленный из овчины, украшенный цветным сафьяном, металлическими заклепками), роскошный головной убор с металлическими украшениями, постолы (самодельная кожаная обувь, которая крепилась к ноге ремешками либо шерстяными завязками — волоками). Волынско-полесский костюм характерен красно- белой гаммой домотканых юбок, сорочек, запасок и платков [2; 3].
Женский украинский костюм Полтавской области складывался из сорочки, плахты, запаски, корсетки, юпки, свити, кожуха, кожушанки, намитки, хустки, чобот и украшений. Характерными являются способы ношения некоторых элементов одежды. Сорочку чаще вышивали белыми нитками. Орнамент сосредотачивался на рукавах. Место соединения рукавов собирали в складочки. Кроме белой вышивки, так же была распространена вышивка в красно-черном колорите, с вкраплениями синего или зеленого цветов.
Костюм так же имел поясную одежду — плахту, в черно-вишневой гамме с вкраплениями синего или зеленого цветов. Запаски так же имели ярки колорит: синие, красные, черно-желтые, парчовые. Кроме плахты и запаски, носили и юбки. В этом этнографическом регионе юбки по низу украшали несколькими рядами разноцветных строчек, а пояс украшали шерстяными кистями. Так же юбки из фабричной ткани, юбки-андораки из красной домотканой ткани внизу украшали геометрическими мотивами. Юбку носили с шерстяной запаской или фартуком с поперечными строчками и вышитым краем, позже носили парчовые запаски.
Особенным элементом в Полтавском костюме было одновременное ношение парчовой запаски и парчового очипка или хустки. Низ вышитой сорочки всегда оставался открытым. В полтавском костюме ярко представлены украшения: намисто с дукачами, из коралла и граната, всевозможные перстни, а голову девушек украшали венками из живых цветов, особенно богато украшены были свадебные венки.
Корсетка — вид традиционного для украинцев элемента верхней женской одежды, безрукавка имеющая приталенный силуэт, изготовлена из цветной ткани, украшенная аппликациями.
Корсетки появились в начале ХХ в, их шили из домотканого сукна, позднее из фабричной ткани на подкладке. Корсетка облегала стан и расширялась за счет клиньев к низу, полы и низ украшали аппликацией и кружевом.
Большое значение имел силуэт, который задавала корсетка. Она выступала цветным акцентом, гармонично контрастировала с другими элементами одежды.
В Харьковской области характерным элементом в одежде была парчовая корсетка, с девятью складочками. На груди украшалась зубцами, обшитыми цветной тесьмой (рис. 6).
В Сумской, Черниговской и Киевских областях безрукавки имели прямой крой. Художественной выразительности достигали за счет составления контрастных цветов из сатина и ситца на нагрудной части безрукавки (рис. 7).
Рисунок 6. Костюм с корсеткой Харьковской области
Рисунок 7. Костюм с корсеткой Черниговской области
Полтавская корсетка (рис. 5) — это безрукавка с подкладкой изготовленая из фабричной ткани. Их шили со сборками на завышенной талии с тремя-девятью клиньями расширенными книзу. Правая пола была шире и заходила на левую. На груди карсетку украшали орнаментом расположенным симметрично. Именно такой орнамент отличает полтавскую корсетку от киевских и слободжанских. Крой с завышенной талией был отличным приемом продемонстрировать стройную фигуру придав стану эффект монументальности. Корсетка имела большое значение в создании художественного образа всего строя, его композиционной завершенности. Она выступала цветовым акцентом или гармонично сочеталась тонально со всеми составными частями костюма. В разных районах Приднепровья корсетка имела свои особенности в крое и колорите. Корсетку шили с вырезом или с большим круглым воротником. Чаще корсетка была свободного кроя спереди и подчеркивала стан сзади. На спинке, как правило, делали девять и более клиньев-усов. В этом этнографическом районе корсетка достигает ниже бедер. Корсетки из пестрой ткани украшали аппликацией из ткани, строчкой, синие или зеленые сатиновые корсетки прострачивали с подкладкой, украшали плисовыми обшивками и вышивкой или аппликацией. Полтавские корсетки длинные, с высокой линией талии сзади. Впереди корсетка не приталенная, свободного кроя [3].
Украинский народный костюм соединяет в художественном ансамбле искусство вышивки, аппликаций, плетения, обработку кожи и металла. Коллекции народной одежды характеризуют этнографические особенности украинской народной одежды.
Целесообразность, функциональность, логическая связь конструкции и орнаментации, нахождение пластичных особенностей тканей — основные принципы украинского народного костюма.
Список литературы:
1.Білан М.С., Стельмащук Г.Г. Український стрій. Львів : Апріорі, 2011. — 314 с.
2.Косміна О.Ю. Традиційне вбрання українців. К.: Балтия-Друк. Т. ІІ: Полісся. Карпати. — 160 с.
3.Косміна О.Ю. Традиційне вбрання українців. К.: Балтия-Друк. Т. І: Лісостеп. Степ. — 160 с.
4.Косміна О.Ю. Українське народне вбрання. К.:Балтия-Друк, 2006. — 64 с.
5.Стельмащук Г.Г. Українське народне вбрання. Львів: Апріорі, 2013. — 256 с.
sibac.info
Традиционная одежда Украинских областей — Красота, вдохновленная природой
Источник текста и открыток: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post142235286/Можно почитать на украинском: http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/costumes/Costume2.htm
Источник картинок: http://pinterest.com/p8ronella/europe-ukraine/
Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно саму прекрасную природу Украины переносили в отделку костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков.
Колорит нарядов многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент.
Колорит с преимуществом красно-черно-синей отделки характерен для Центрального Поднепровья.
Но при всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, отчетливо проявляется подчинение отдельных локальных видов одежды и отделки единому художественному ансамблю.
Буковина. Конец XIX — начало XX в.
Девичий костюм.
Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной вышивкой. Безрукавка вышитая цветными узорами цветной шерстью. Опинка, окутывающая бедра, из домотканой шерстяной ткани, вышита нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор — «кода» — сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок ковыля. Разноцветные стеклянные бусы покрывают шею. Кожаные ботинки – «черевики» — желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы.
Костюм юноши.
Длинная туниковидная рубашка из домотканого полотна, одевалась поверх брюк, подпоясанная широким кожаным поясом. Безрукавка и сердак украшены аппликацией из кожи, сукна и вышивкой. Узкие «холоши» — брюки из белого полотна с вышивкой на штанине. Одежда была колоритной, украшалась разноцветной вышивкой, плетением, аппликациями из кожи, металлическими пистонами. Шляпы были украшены цветами, разноцветными лентами, пером и др. Лапти, которые назывались «морщени», «заклебучени», привязывались к ноге веревками — «волоками».
Западное Закарпатье Конец XIX — начало XX в.
Женский костюм.
Рубашка «довгань» из домотканого полотна. Рубашка украшена «пазухой» — сотканным из красных нитей квадратом у выреза горловины. Рукава у плеча вышиты многоцветными ромбами. Вдоль рукавов вышита цепь из разноцветных ромбов — «хвост». Безрукавка — «пличка» с зубцами на полах украшалась вышивкой и тесьмой. Фартук — «плат» оформлен разноцветными лентами и мережкой. Венковоподобный головной убор украшен цветами и бисером. Шейное украшение — «сылянка» в виде широкой ленты, расшитой бисером.
Мужской костюм.
Короткая рубашка из домотканого полотна. Полочки ее оформлены вышивкой белыми нитками. Широкие штаны «гачи» с белыми кистями — «ройтами» — на штанинах и зигзагами – «кривульками» — из синей тесьмы собранные у пояса на узкий «ганчик». Рубашка и штаны подпоясаны широким кожаным поясом — «чересом», орнаментированным тиснеными узорами, медными кольцами и др. Лапти, как женские, так и мужские, орнаментированы тиснением и украшены металлом.
Восточное Закарпатье. Конец XIX — начало XX в.
Женский костюм.
Рубашка — «ромованка» из домотканого полотна со вставками, с вышивкой гладью. Вышиты верхняя часть и низ рукавов. Юбки – «запаски» — тканые, с поперечными полосами. Держались запаски на поясе, который назывался «багор». Безрукавка украшена цветной вышивкой, войлочными кистями, аппликацией из кожи, бисером и металлом. На голове платок с цветами на черном фоне. Кожаные лапти – «морщени» одеты на плетеные шерстяные длинные носки, орнаментированные белыми нитками.
Мужской костюм.
Туниковидная рубашка носилась поверх штанов. Вырез горловины собран и завязан декоративным шнуром. Вышивка украшает воротник, грудь – «пазуху» и подол рубахи. Безрукавка и сердак украшены вышивкой, аппликацией из кожи, войлочными кистями и полосками. Шляпа коричневого цвета называется «клебанка». Красные суконные штаны «гачи». Лапти обуты на суконные носки «капчуры».
Львовская область. Конец XIX — начало XX в.
Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Шерстяная безрукавка – «горсик с лаптихами», украшена цветными нитями, шнурами и кружевом. Белый кабат расшитый черным шнуром. Рубашка и передник вышиты многоцветной нитью крестиком. Орнамент преимущественно растительный. Полосатая юбка «щорц» из домотканой ткани является удачным дополнением ансамбля. Вышитый полотняный платок одевается на головной убор красного цвета с бахромой. Который называется «бавница». Оригинальной формы лапти с пряжками надеты на белые портянки. Украшения: герданы (плетеные из бисера ожерелья) и пестрое ожерелье.
Мужской костюм.
Рубашка на кокетке с отложным воротником. На манишке, воротнике и манжетах вышивка. Брюки узкие, темного цвета, будничные — из домотканого полотна, праздничные — преимущественно фабричные. Кафтан — «каптан» из белой домотканой шерсти, украшенный цветными шнурами и аппликацией из сукна и кожи. Войлочная шляпа украшена лентой, цветами и пером. Кожаные сапоги желтого цвета богато орнаментированные.
Черниговская область Конец XIX — начало XX в.
Мужской костюм.
Туниковидная рубашка из домотканого полотна. Широкая манишка, стоячий воротник, манжеты и подол украшены вышивкой. Одевалась рубашка преимущественно навыпуск под витой пояс. Неширокие брюки из грубого неотбеленногоного полотна.
Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с широкими, в полторы полки, рукавами. На рукавах красно-черная вышивка гладью. Синяя корсетка с подрезной спинкой с фалдами. Красная юбка в складку типа «андарак» из домотканой шерсти с тканым разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Белый полотняный передник вышит по подолу, с «закладками» и обшивкой кружевом. Два разноцветных платка повязаны на белый чепец. Один платок завязан традиционно, а второй подведен под подбородок и завязан на макушке. Лапти прямого плетения у мужчин и женщин одевались на полотняные онучи.
Полтавская область. Киевская область. Конец XIX — начало XX в.
Костюм юноши.
Рубашка из домотканого полотна с широкими рукавами. Швы рубашки расшиты серой льняной нитью. Такой же нитью сделана сетка-узор на манишке – «пазухе» и низе рукавов. Брюки из плотной ткани. Пояс тканный, широкий, красно-зеленый. Сапоги-«вытяжки» с низко отрезанными голенищами («чирики»).
Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна со стоячим воротником. На предплечьях и рукавах красно-черно-зеленая вышивка. Керсетка короткая из фабричной шерстяной ткани, с вышитым углом правой полы. Юбка из байки с апликациями — с «перцами», фартук с закладками и вышитой каймой. К венку привязаны разноцветные ленты. Украшения: разноцветные бусы, кольца, серьги. Ботинки черного цвета с зелеными шнурками.
Полтавская область. Конец XIX — начало XX в.
Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна с полочками, вышитая цветами красно-черного цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и плисом. Длинная юбка из полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами из плиса. Венок высокий, так называемый «чубатый», с привязанными к нему цветными лентами. Ожерелье красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках.
Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Рукава и полочки вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в сборочку -«пухлик». Корсетка
сшита из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисом, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта с запахом — «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах. Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный. Полотняный фартук украшен мережкой.
Головной убор — «намитка» из тонкой белой ткани пвязан на мягкий чепец. Орнаментированные сафьяновые сапоги желто-коричневого цвета.
Киевская область. Конец XIX — начало XX в.
Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна с «присбиранием» у ворота. Пазуха, воротник, низ рукавов и рукава у проймы вышиты красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», из «сурового» полотна. Брюки подпоясаны широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватый плащ – «свитка» из домотканого сукна. Стоячий воротник, полы и манжеты — «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из серого каракуля. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами.
Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с узеньким стоячим воротником. Красно-черная и черно-синяя вышивка на груди и рукавах выполнена крестиком. Для мережки по подолу использована серая льняная нить. Зеленая с красными «перчиками» байковая куртка – «юпка» пошита с большим отложным воротником. Запаски, красная передняя и синяя задняя, из домотканой шерстяной ткани с разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Пояс с кистями завязан на левом боку. Вышитый хлопчатобумажный платок затягивался на затылке красной лентой. Украшения: красное ожерелье, ожерелье из янтаря, серьги и кольца. Сапоги красные на высоких «пробках».
Волынская область. Конец XIX — начало XX в.
Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с отложным воротником. Кофта – «кусан», также из домотканой шерстяной ткани, шилась со складками от линии талии. Он ярко расшитый цветными нитками и аппликацией из зеленого сукна. На юбку красного цвета, так называемый «летник», сотканный продольными полосами зеленого, белого и синего цветов, повязывалась шерстяная ковровая запаска -передница» со сложным разноцветным геометрическим орнаментом. Белый платок с кистями выткан красным узором — полоской. Платок повязывается на «кибалку», сделанную из джута льняной пряжи или лубяного ободка.
Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Воротник отложной. Пазуха, воротник, манжеты оформлены геометрическим тканым орнаментом красного цвета. Подпоясана рубаха многоцветным тканым поясом с кистями — «кутасами». Брюки узкие из сурового домотканого полотна. Женщины и мужчины носили лапти, которые обувались на полотняные портянки — «завои».
Подолье. Конец XIX — начало XX в.
Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна, выкроена «вперекидку», с отложным широким воротником. Рукава и «третинницы», которые вставлялись между основными полочками, сшиты швами, расшитыми нитями оранжевого цвета. Воротник и пазуха вышиты орнаментом «виноград» желто-золотистого цвета. Рубашка навыпуск подпоясана красно-зеленым поясом с кистями. Неширокие штаны из темной крашеной домотканой ткани. Верхняя одежда — кожух со стоячим воротником. Воротник, полы и низ рукавов обшиты черным мехом и шерстяными цветными нитками. Шапка из черного каракуля.
Костюм юноши.
Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником. Воротник, пазуха и манжеты вышиты нитками красно-черного цвета. Верхняя одежда «чугаина» темно-рыжего цвета с яркой полихромной вышивкой шерстяными нитками. Шляпа войлочная, украшенная лентами и цветами.
Подолье. Конец XIX — начало XX в.
Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна со сплошным рукавом. Отложной воротник, верхняя часть рукавов и бюст расшиты крупными цветами из красно-синих ниток. Широкая юбка — летник из домотканого сукна обшита по подолу плисом, фартук домотканый шерстяной с разноцветной вышивкой. Красный тканый пояс с кистями повязан на две стороны. Характерный для Подолья венок, в который сзади вплетают большие цветы, а спереди поменьше. Сапоги рыжие с орнаментированными каблуками. Украшения: красное и перламутровое белое ожерелье и серьги.
Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна со сплошными рукавами, пришитыми к станку декоративными цветными расшивками. Рукава, особенно верхняя часть, и бюст расшиты техникой набивания. Характерные вертикально вышитые полоски на груди – «пазухе». Подол рубашки имеет два разреза, рашитых яркой, в основном красного цвета, вышивкой. Носили рубашку с большим напуском на пояс. Юбка – «горбатка» из черной шерстяной домотканой ткани с цветной нитью по подолу. К узкой кромке, поддерживающей горбатку, подвешен кошелек. Невысокий чепец цилиндрической формы, к которому привязана «нафрама» из тонкой белой ткани. Украшения: красное ожерелье с дукатами, кольца и серьги. Лапти кожаные на ремешках.
Харьковская область Конец XIX — начало XX в.
Мужской костюм.
Рубашка с «бочками», вшитыми между основными полочками. В связи с тем, что рубашка, благодаря бочкам, шире, чем кокетка, у шва, соединяющего полочки и кокетку, образовывались многочисленные сборки. Красно-черная вышивка крестом на воротнике, манишке и манжетах. Брюки широкие, пестрые. Шляпа – «брыль» из соломы. Сапоги — «пришвы» из черной кожи.
Женский костюм.
Рубашка со вставками прямоугольной формы. Многоцветная вышивка в виде квадратов на вставках, вдоль рукавов и на узеньком стоячем воротнике. Низ рукавов собран «на нитку». Подол украшен мережкой.
Парчовая керсетка с зубцами на бюсте, обшитыми, как и полы безрукавки, цветной тесьмой «высечкой». Плахта соткана квадратами преимущественно оранжевого цвета. Фартук — «завеска» парчовый, с подолом, обшитым красным сукном. Парчовый платок цилиндрической формы с «ушками», который повязывали на чепец. Сапоги — «чернобривцы» черно-желтые, с орнаментированными каблуками.
Днепропетровская область. Конец XIX — начало XX в.
Женский костюм.
Характерным для корсеток и юпок на Днепропетровщине в то время был четырехугольный вырез горловины — «каре». Юбка из блестящей ткани. Полы, низ рукавов и вырез горловины обшиты черным плисом и цветными нитками. Плахта цельная, «неотложная». Орнамент «медвежьи лапы» из разноцветных шерстяных ниток с преимуществом красно-белых и желто-зеленого цветов создает ритмический рисунок. Белый полотняный передник украшен вышивкой. Суженный по бокам красно-серебристый шелковый «капор» часто носили без платка. Зелено-черные сапоги — «бархатцы» с каблуками и медными подковками на высоких «пробках». Украшения: ожерелье с дукатами, кольца и серьги.
Мужской костюм.
Полотняная «лоцманская» рубашка с широкими рукавами в две полки. Нашивная манишка и стоячий воротник, завязанный красной лентой, расшиты красно-черными нитями. Украшен вышивкой также низ рукавов. Рубашка заправлена в широкие пестрые штаны «надднепрянского» покроя, опоясанные широким красным вязаным поясом с кистями. Свитка белая из домотканого сукна со стоячим воротником. Головной убор — серая барашковая шапка цилиндрической формы.
Донецкая область Конец XIX — начало XX в.
Женский костюм.
Рубашка с нашитой вдоль выреза горловины полочкой, украшенная вышивкой красно-черного цвета и мережкой. Кофта расшита цветной тесьмой. Полы обшиты кружевом. Широкая юбка из яркой фабричной ткани по подолу обшита плисом и подшита «щеточкой», чтобы не протиралась на перегибе. Фартук-передник из фабричной ткани, украшенный мережкой и подшит по подолу рюшей. Кашемировый платок повязывался на «сеточку», которая одевалась на «гуглю» — пучок туго скрученных волос. Высокие кожаные ботинки с красными шнурками.
Мужской костюм.
Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником и широкой манишкой. Воротник, манишка и низ рукавов вышиты. Обязательным атрибутом мужского костюма был короткий жилет — «жильотка» темного цвета. Брюки узкие, городского покроя. Сапоги — «бутылки» с твердыми блестящими голенищами. Головной убор — фуражка (картуз).
гуцулы
Полтава
Чернигов
Украинский костюм, стилизация
Рубаха, Винница
Мужской пояс
украинки, 1914 год
украинское платье, начало 20 века
Украинский костюм, начало 20 века
Украина, начало 20 века
Украина, начало 20 века
украинская традиционная свадьба
color-harmony.livejournal.com
Украинский национальный костюм
Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки , напоминающие погоны или вышитые вставки — “уставки”.
Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулыукрашали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх. Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.
Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор этнографических описаний останавливается на их характеристике: «верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, черного цвета, а кожухи — из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков».
Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка . Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубойматерии. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.
В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке.
Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской.
На Украине можно провести границу (условно — по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных — с воротником, чаще — отложным.
Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.
Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.
Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки — андараки, чаще полосатого орнамента.
Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукачи».
Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: «Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью — суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки».
Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды:1. С прямой спиной — вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой.
Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания.
Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста — шушпан. На Дону шушпан носили с поясом.
Халатообразная одежда украинцев — кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата свита надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета. Пришитый к нему капюшон вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником.2. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня.
3. Верхняя одежда, отрезная по талии; нижняя часть при этом собиралась в крупные складки (ряси) или в мелкую сборку, пришивалась к верхней части. Так шилась юпка, свита, кожушина (шуба), кiрсетка — женский жакет без рукавов.4. В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка.
Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс . В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем — рушником; донские казачки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра.
Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме — это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна.
В числе последних — высокая барашковая шапка (кучма), зимняя шапка с удлиненными наушниками (треух, малахай), шляпа из войлока и соломы (бриль). В конце XIX в. украинцы стали носить на голове широко распространенные среди других этнических групп картуз и кепки.Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих — они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Это также находит объяснение в мифологическом сознании славян; традиция закрывать голову женщины сохранилась и в XX веке. Появиться в обществе, и особенно в церкви, считалось большим позором для славянской женщины. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. Генетически он восходит к головному покрывалу (намiтка, перемiтка, серпанок) — длинному полотенцу, который завязывали сзади, опуская концы вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины.
Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора.
Упрощенный вариант головного убора украинских женщин — мягкая легкая шапочка (очипок, чепец, чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку. Шили чепец из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лбу. Подрез делали так, что надо лбом образовывались мелкие сборки, ткань на лбу оставалась гладкой. На затылке закладывали рубец, через который продергивали шнурок. Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. Восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы испытал влияние южнорусского кокошника с двумя гребнями.
Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Наряду с ними были известны и другие: металлическая проволока с подвесками, лента, платок, кусок серебряной или золотой парчи, картонный круг и т.д. Все они — круглой или полукруглой формы. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу — последняя являлась основной прической украинской девушки. Черкасские жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитые лопости. Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером. На голову женщины надевали сперва «очипок» (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы — под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу
Обувь украинцев — как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.
Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.
Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка пришивалась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали.
В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком. Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые продергивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге
Обрядовая символика костюма — признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм. Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки — сапоги, которые зять дарил теще; намитка — подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX — XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.
Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни — оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку . Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные — преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные — для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и булорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже — с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. 15 Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.
Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность — траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: «С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно.
Они охотнее собирают вылупившуюся камаху, нежели пузырьки, потому что из оной краска выходит чище и лучше. Они же рассказывают басенку, что вышедшая камаха на некоторый день собирается из всей страны к одному кусту, и тогда тем людям, которые в день праздника Казанской Богородицы, то есть 8 числа июля, ходят на разсвете в поле оной камахи искать, оставляется на щастiе найти такое сокровище.
Собранный червец катают в сите для очищения от земли, потом сушат на сковороде в печи или на угольях, небольшой жар испускающих. По причине трудного собирания продают червец нарочито дорого, и собирают его не больше, как сколько имнадобно для домашнего употребления, ибо они красят червецом поясы и шерстяную пряжу, которою вышивают узоры на своей одежде.
Если хотят они пряжу красить, то кладут в чрезмерно кислой квас, прибавляют еще квасцов и ставят сосуд в печь на целые сутки. Потом вынув пряжу, выжимают и сушат, а червец в горшке трут и варят в воде. Когда все красильные частицы из оного выйдут, то опускают пряжу в горшок и еще варят. Горстью червеца красят они столько пряжи, сколько потребно на 2 пояса или тесьмы, что составляет близ фунта шерсти. Краска из червеца цветом не много лучше краски из травы душицы, только что она не скоро линяет».
В конце XIX — начале XX вв. украинцы перешли на городской костюм, и многие черты национальной традиционной одежды были утрачены.
- Вышивка Полесья
- История народной вышивки на Украине
art-stitch.com.ua
Украинский костюм — Национальный костюм
Комплект из 20 открыток был выпущен издательством «Мистецтво» г. Киев в 1983 году.
Традиционная одежда каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отметятся простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко окажутся умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Народные костюмы включает в единый художественно-практический ансамбль искусство кроя, ткачества, вышивки, аппликацию, плетение, обработку кожи, металла и т.д.
Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Как саму замечательную природу Украины переносили в отделку костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков. Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от той тяжелой действительности, которая окружала людей того времени. Скажем, вышивание — это было не просто ремесло, это проявление таланта народного, мастерства, одаренности. Это был один из немногих моментов в жизни крестьянки, когда она могла почувствовать радость созидания, выразить в гамме свою веру в лучшее будущее, оптимизм.
Колорит нарядов многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент. Колорит с преимуществом красно-черно-синего отделки характерен для Центрального Поднепровья. Интересные ярко украшенные богатой вышивкой рубашки Киевской, Черкасской. Рубашки Полтавщины в основном вышитые вырезанием, мережкой, нитками белого или ceporo цвета. На Подолье и Буковине преобладала красно-черная, желтая и синяя вышивка. Затканные красным рубашки Волыни прекрасно сочетались с красно-желто-зелеными андараками и ярко расшитыми кусанами.
При всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, очень выразительно окажутся подчинения отдельных локальных видов одежды и отделки единому художественному ансамблю, характерном для украинской народной одежды.
Много рациональных художественных решений народного кроя и отделки используется в комплексах одежды, сформировавшийся на традиционной основе, на Украине. Мы имеем прекрасные образцы одежды в разных районах нашей страны, где органично переплелись традиционные формы и декор с новыми материалами.
Современные художники-модельеры постоянно обращаются к лучшим образцам народного наряда. Орнамент, колористика, вышивка, кружево, конструктивные формы народной одежды находят отражение в современном искусстве моделирования костюма, своеобразном и неповторимом в каждой стране. И это не простое отражение, повтор прошлых форм, его пропорций и цветовых сочетаний, а творческая наследственность прогрессивных традиций в наряде с учетом современного уровня развития промышленности, техники и нового, принципиально отличного от прошлого быта.
Интересно, что сейчас расширились географические границы бытования украинской традиционных дополнений к одежде. Почти по всей нашей стране включаются сегодня в ансамбль одежды узорные варежки, узороплетении сумки, украшения из дерева, бусы, браслеты, броши, пуговицы, пояса, изготовленные украинскими мастерами.
Образцы украинского народного костюма хранятся в музеях нашей страны. Над его историей и развитием работают ученые и этнографы. Это неисчерпаемый источник для модельеров, которые с успехом используют традиции украинского костюма в современной одежде.
http://russianpostcards.ru/nabor-otkrtok-sssr-2/ukrainskiy-kostyum.html
n-costume.livejournal.com