Как называются доспехи у рыцарей – Доспехи воина в комплексе — это… Что такое Доспехи воина в комплексе?

как называются все чясти доспехов рыцаря

Доспехи — это специальная одежда, предназначенная для защиты носителя чаще всего от холодного оружия.

В Европе вплоть до XVII в. в войнах использовалось, за редким исключением, только холодное оружие, именно оно вызывало до 90% всех потерь в сражениях, и исход битвы решался в рукопашной схватке. Поэтому доспехи были эффективным и целесообразным видом защитного снаряжения. Впоследствии из-за повышения роли ручного огнестрельного оружия и артиллерии, доспехи были в основном упразднены.

Первые рыцари надевали боевое облачение самостоятельно: натягивали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на спине или на боках и плечах. Облачаться в появившуюся позже пластинчатую броню рыцарю приходилось с помощью оруженосца. Это занимало несколько минут. Доспехи надевали поверх специального боевого камзола. В XV в. некоторые детали пришнуровывались к камзолу, но уже век спустя их соединяли друг с другом ремнями или застёжками.
~~~~~
Вот оруженосец облачает рыцаря в доспехи немецкого готического стиля XV в.

1. Боевой камзол.
К стеганому камзолу пришиты вощенные шнурки для крепления частей доспеха. Кольчужные вставки служат дополнительной защитой.

2. Башмак, наколенник, наголенник и набедренник.
К латному башмаку и наголеннику, прикрывающим ноги до колена, пристегивались наколенник и набедренник.

3. Кольчужный набрюшник.
Он привязывался к поясу и прикрывал нижнюю часть туловища. Такая кольчуга не мешала нагибаться и садиться.

4. Наспинник.
Его надевали снизу вверх. Его отогнутый край отражал удары, направленные на поясницу и бедра. К передним полам наспинника был приклепан ремень с пряжкой.

5. Нагрудник.
Вместе нагрудник и наспинник образовывали кирасу. Их скрепляли ремнем и связывали на плечах.

6. Наплечник, налокотник, наручи и подмышечный щиток.
Наручи и налокотник связывались шнурками через парные отверстия в пластинах. Наплечник и подмышечный щиток прикрывали плечо и подмышку.

7. Пальцевые пластины. Меч и кинжал.
Пластины, прикрывающие пальцы, крепились к кожаной перчатке. Ремни на перевязи меча позволяли держать ножны под нужным углом. Рондельный кинжал висел на правом боку.

8. Подбородник.
Он защищал нижнюю часть лица в комплекте с саладом — типично немецким шлемом.

9. Шпоры и шлем.
К ногам пристегивались шпоры, на голову надевался шлем с подкладкой, смягчающей удары. Шейный ремень прочно удерживал шлем на голове.

10. Во всеоружии.
В руках стальная булава-шестопер — действенное оружие против пластинчатой брони. Вооруженный с головы до ног рыцарь готов сесть на своего боевого коня.


~~~~~
По теме: История Доспехов. Боевые Доспехи. Рыцарь и его Доспехи.

Удачи Вам!

otvet.mail.ru

как называются все чясти доспехов рыцаря

Доспехи — это специальная одежда, предназначенная для защиты носителя чаще всего от холодного оружия.

В Европе вплоть до XVII в. в войнах использовалось, за редким исключением, только холодное оружие, именно оно вызывало до 90% всех потерь в сражениях, и исход битвы решался в рукопашной схватке. Поэтому доспехи были эффективным и целесообразным видом защитного снаряжения. Впоследствии из-за повышения роли ручного огнестрельного оружия и артиллерии, доспехи были в основном упразднены.

Первые рыцари надевали боевое облачение самостоятельно: натягивали кольчугу через голову и застгивали доспехи на спине или на боках и плечах. Облачаться в появившуюся позже пластинчатую броню рыцарю приходилось с помощью оруженосца. Это занимало несколько минут. Доспехи надевали поверх специального боевого камзола. В XV в. некоторые детали пришнуровывались к камзолу, но уже век спустя их соединяли друг с другом ремнями или застжками.

Вот оруженосец облачает рыцаря в доспехи немецкого готического стиля XV в.

1. Боевой камзол.
К стеганому камзолу пришиты вощенные шнурки для крепления частей доспеха. Кольчужные вставки служат дополнительной защитой.

2. Башмак, наколенник, наголенник и набедренник.
К латному башмаку и наголеннику, прикрывающим ноги до колена, пристегивались наколенник и набедренник.

3. Кольчужный набрюшник.
Он привязывался к поясу и прикрывал нижнюю часть туловища. Такая кольчуга не мешала нагибаться и садиться.

4. Наспинник.
Его надевали снизу вверх. Его отогнутый край отражал удары, направленные на поясницу и бедра. К передним полам наспинника был приклепан ремень с пряжкой.

5. Нагрудник.
Вместе нагрудник и наспинник образовывали кирасу. Их скрепляли ремнем и связывали на плечах.

6. Наплечник, налокотник, наручи и подмышечный щиток.
Наручи и налокотник связывались шнурками через парные отверстия в пластинах. Наплечник и подмышечный щиток прикрывали плечо и подмышку.

7. Пальцевые пластины. Меч и кинжал.
Пластины, прикрывающие пальцы, крепились к кожаной перчатке. Ремни на перевязи меча позволяли держать ножны под нужным углом. Рондельный кинжал висел на правом боку.

8. Подбородник.
Он защищал нижнюю часть лица в комплекте с саладом — типично немецким шлемом.

9. Шпоры и шлем.
К ногам пристегивались шпоры, на голову надевался шлем с подкладкой, смягчающей удары. Шейный ремень прочно удерживал шлем на голове.

10. Во всеоружии.
В руках стальная булава-шестопер — действенное оружие против пластинчатой брони. Вооруженный с головы до ног рыцарь готов сесть на своего боевого коня.

По теме: История Доспехов. Боевые Доспехи. Рыцарь и его Доспехи.

Удачи Вам!

info-4all.ru

Доспехи и вооружение рыцаря

Рыцарь в полном вооружении на коне

В XI—XII вв. рыцари защищали себя кольчугами или чешуйчатыми панцирями. В XIII-XIV вв. они обзавелись бригантинами — пластинчатыми доспехами, наклёпанными под суконную основу, а также поножами и наручами, набедренниками и наколенниками, наплечниками и налокотниками. Прямо на рубаху рыцарь надевал гобиссон — нечто вроде простёганной фуфайки из тафты или кожи, а на гобиссон — кольчугу, которую со временем заменили латы — доспех из крупных металлических пластин.

Поверх кольчуги или лат рыцари носили богато расшитые безрукавки — сюрко — с гербом владельца. На рыцарских шлемах красовались плюмажи (украшения из разноцветных перьев). К шлему прикреплялись

забрало и ожерелье. Металлическое ожерелье, защищавшее шею, соединяло нагрудник со шлемом. Забрало могло быть решётчатым или из отдельных пластинок и опускалось только во время боя.

Сплошной сочленённый рыцарский доспех XV в. весил 25 кг, если же под него надевалась кольчуга, то общий вес защитного снаряжения мог достигать 32 кг. Турнирные доспехи были ещё тяжелее. Рыцарские щиты изготавливались из дерева, металла, кожи и украшались гербами владельцев. У каждого рыцаря имелся рог: с его помощью можно было вызвать подмогу, если рыцарь оказывался перед лицом превосходящих сил противника. Особенно в рыцарской среде ценился олифант — рог, сделанный из слонового бивня. Дорогие олифанты украшались серебряной оправой и медальонами с изображениями зверей, птиц, сцен охоты или рыцарских турниров.

Немецкие рыцарские мечи XIV–XVI вв.

Неотъемлемой принадлежностью рыцаря был меч — наступательное оружие с обоюдоострым прямым клинком, предназначенным для нанесения рубящих и колющих ударов. Известны мечи XII — XIII вв. длиной до 120 см и весом около 2 кг. В XIV в. появился так называемый

боршверт — «меч-протыкатель». Это оружие было специально предназначено для нанесения колющих ударов в стыки между смежными пластинами доспехов. В XV в. в Западной Европе распространились огромные двуручные мечи в рост человека. Столетие спустя мечи утрачивают своё ведущее значение и постепенно уступают место шпагам и палашам.

В рукопашном бою рыцари также использовали кинжалы. Копья в XII в. стали длинными (до 5 м) и тяжёлыми, поэтому всадник брал копьё, снабжённое упорным диском из дерева или металла, «наперевес» и не ударял им, а таранил своего противника. В качестве вспомогательного оружия рыцари применяли булаву, секиру и боевой молот, а также такие «неблагородные» виды оружия, как

кистень и боевой цеп.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Доспехи и снаряжение английских рыцарей 1200-1300 гг.

Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец.
Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.
Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.
К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.

Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца.

Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.
Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец.
Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей.
В большинстве случаев все кольца кольчуги были
склепаны, иногда чередовались ряды
склепанных и сваренных колец.

Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами.

Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник.
Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой.
Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку.
В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.
Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.

Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.
Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.
Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались
нечасто вплоть до конца столетия.
К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса.
Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.
Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки.
Под шоссы поддевались льняные кальсоны.

Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.

Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы.
В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам.
Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам.
Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок.
Очень редко встречались налокотники.
Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.

Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон.
Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов.
Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани.
По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей.
Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.
Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубаха
была слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.
Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости.
Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением.

В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.

На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь.
Есть и другое объяснение.
В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник.
Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными.
Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался.

С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.

Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.
Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов.
Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно.

Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце.
На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными.
Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя.
На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.
Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.
В середине XIII века появился новый род доспехов — пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков.
Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.

Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины или
какие-либо другие противники христианских рыцарей.
Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи.
Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.
Встречались несколько основных разновидностей шлема.
Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема.
Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими.
К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало.
В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.
Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.
Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.

Источник: «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус.
К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном.
К 1300 году появляются шлемы с забралом.
В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним.
В последнем случае на голову надевали амортизатор.
Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторы
XIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества.
Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками.
Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.
У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия.
На голове шлем удерживался подбородочным ремнем.
В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.
Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах.
Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.

Источник:
1. Энциклопедия «Военная форма ХХ века»
2. «Английские рыцари 1300-1400 гг.» (Новый Солдат № 11)

uniforma-army.ru

Рыцарские доспехи

Доспехи рыцарей делятся на две составляющие части. Первая часть – это с IX до середины XIII века, на тот момент главным доспехом являлась кольчуга. Вторая часть начинается со второй половины XIII века и заканчивается в конце XV, тогда отдавалось предпочтение латам.

 

В то время когда были изобретены луки и арбалеты, кольчуга стала терять свою актуальность. Луки и арбалеты были очень мощными оружиями, которые были способны пробить сетки из металлических колец стали. При борьбе с таким видом оружия использовались сплошные металлические листы. Но пришло время, когда отказались и от лат, оно пришло тогда, когда появилось огнестрельное оружие. Главой выступал военный конгресс, оружейники лишь подстраивались под них.

Теперь пару слов о предназначении кольчуги и о том, как она носилась. С самого начал она защищала только грудь и спину. Позже к ней были добавлены длинные рукава и рукавицы. Теперь тело практически полностью было закрыто. Самое ценное – это голова, он была закрыта шлемом, но лицо оставалось незащищенным. Через некоторое время был изобретен шлем, который закрывал лицо, но прежде чем его одеть, на голову одевался толстый тканевой чепец. После этого надевался наголовник для кольчуги. Только после этого шлем попадал на голову рыцаря. 
Естественно голове было очень жарко, ведь внутри шлем был покрыт замшевой тканью. Хоть в нем и было много отверстий для вентиляции, но они очень мало помогали и поэтому бойцы старались сразу же после битвы снять защиту.

Щиты изготавливались каплевидной формы. На эспаулерах – наплечных щетках, были изображены гербы, позже эспаулеры были заменены эполетами. Эспаулеры делались из кожи, ничего в этом странного нету, так как они выполняли только декоративную функцию. Также изготавливались нашлемные украшения, которые делались из дерева или из кожи. В большинстве случаев их делали в форме рогов, фигур людей или животных.

В комплект оружия у рыцаря входило копье, меч и кинжал. Для того, чтобы меч можно было ухватить двумя руками, его рукоятку делали длинной, но в некоторых случаях вместо меча использовали фальшион – это клинок, который во многом схож с мачете.

Самые первые доспехи для лошадей появились уже в конце XII века. С самого начала они были стегаными, позже их заменили кольчужными попонами. На морду животного надевали маску, которая была сделана из кожи и покрыта краской.

На кольчужную защиту стали накладывать пластины из кожи уже в XIII веке. Она изготавливалась из нескольких слоев кожи и добавлялась только на руки и ноги. Теперь кратко о сюрко. Он был одним из важнейших элементов одежды, который надевали на доспехи, он был сделан в форме кафтана из ткани. Украшались гербом и эмблемами.

Данный вид одежды являлся обязательным. По католическим обрядом считалось, что если поверх доспехов ничего не было, то это выглядело как ничем не покрытое голое тело. Именно поэтому в таком виде появляться на людях считалось неприличным. Для этого доспехи покрывали различными тканями, кроме того белая ткань отражала солнечные лучи и за счет этого сталь рыцарских доспехов нагревалась меньше в жаркие дни.

 

О рыцарях в латах. Было уже выше сказано о том, что в XIII начали изготавливаться большие луки и арбалеты. Высота лука составляла 1,8 метра, а дальность полета – примерно 400 метров. Если лук сравнивать с арбалетом, то второй не был такой мощный, дальность его полета составляла всего 120 метров, но они оба легко пробивали кольчугу и поэтому от этой защиты пришлось отказаться.

Также и изменилась форма меча. До этого он имел рубящую форму, а позже стал иметь колющую форму. Это помогало поразить противника прямым ударом и пробить его защиту. На шлем начали ставить забрало, которое защищало лицо и не давала попасть стрелам в полость головы, они просто проскальзывали по металлу. Такие шлемы назывались бундхугелями или просто в народе «собачьими мордами».

В начале XV века кольчуга потеряла свою актуальность, на ее место пришли латы и доспехи рыцарей стали иметь совсем другое качество. Металл начали украшать позолотой и чернью. Если данные украшения отсутствовали, то металл просто называли «белым». Стали совершенствоваться шлемы. 
Оригинальным считался шлем бикок, забрало у него открывалось как дверка, а не поднималось. Самым прочным и дорогим шлемом был армэ. Был придуман итальянскими мастерами. Его вес составлял 5 кг, тяжелый, но очень безопасный.

Существовали школы, в которых мастера соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи не имели общих черт с английскими, немецкими и испанскими доспехами. 
Совершенствовалось всё и из-за этого поднималась и цена. Латы становились дороже и дороже практически с каждым днем. Поэтому стали модными доспешные гарнитуры. При заказе полного комплекта была возможность оплатить только его половину, а не целую стоимость. Среднее количество деталей у такого комплекта примерно 200. Его масса около 40 кг. Когда человек, который был одет в эту экипировку падал, то он сам редко мог вставать без чьей-либо помощи.

Но человек привыкает ко всему. Рыцари стали с удобством носить тяжелые латы. Поносив их некоторое время, они уже не чувствовали той тяжести, которая была при первом одевании. После того, как появились латы, начали исчезать щиты. Настоящий воин, который был хорошо обучен и был одет в железные пластины не нуждался в щите. Щит потерял свою потребность, потому что латы и так выполняли защитную функцию.

Через некоторое время доспехи уже считались для многих роскошью и был счастлив тот рыцарь, который имел их, ведь на них была очень приличная цена. Прежде всего это случилось из-за появления огнестрельного оружия, пуля которого пробивала рыцарскую защиту.

С самого начала стреляли из фитильного оружия каменными пулями, а через некоторое время и свинцовыми. Эти пули могли не полностью пробивать доспехи, но оставлять в них огромную вмятину, из-за которой амуниция становилась непригодной для сражений. Именно поэтому в конце XVI рыцари в латах были большой редкостью. А уже в начале следующего века они и вовсе исчезли. От лат остались лишь отдельные частицы. Это нагрудники из металла (или кирасы) и шлемы. В европейских армиях главными ударными силами были мушкетеры и аркебузиры. Меч потерял свою актуальность, а на его место пришла шпага. А вместо копья пришел пистолет. В истории начался тот период, где рыцарям не было места.

http://istorii-x.ru/artifacts-unusual-finds/364-rytsarskie-dospehi.html

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

tainyvselennoi.ru

типы, описания. Рыцарские доспехи :: SYL.ru

В эпоху Средневековья неизменным и важнейшим атрибутом рыцарских доспехов являлся шлем. Помимо своего основного назначения ─ защищать голову хозяина, он служил ещё для устрашения противников, а в отдельных случаях являлся знаком отличия во время турниров и сражений, где в общей «массовке» трудно было разобрать, кто есть кто. По этой причине оружейники старались наделить каждое своё изделие присущими лишь ему чертами, и нередко в их мастерских появлялись настоящие произведения искусства.

Шлемы жителей Древнего Мира

Древнейшие прообразы будущих рыцарских шлемов, датируемые III тысячелетием до н. э., обнаружили при раскопках Ура ─ крупнейшего города шумерской цивилизации. Их появление в ту эпоху стало возможным благодаря достаточно высокому уровню технологий обработки металла.

Однако шлемы, выполненные из золота и меди, были чрезвычайно дорогими и недоступными для большинства воинов. Поэтому основная масса ратников пользовалась особыми головными уборами из кожи и льна, усиленными медными пластинами лишь в наиболее уязвимых местах.

Родиной железных шлемов, появившихся в VIII ─ VII веке до н.э., явились два государства Древнего Мира ─ Ассирия и Урарту. Там впервые оружейники стали отказываться от бронзы и отдавали предпочтение более дешёвому и прочному материалу ─ железу. В мастерских делали стальные шлемы сфероконической формы, однако, полностью вытеснить своих бронзовых предшественников они смогли только в I тысячелетии н. э.

Доспехи как символ эпохи

Историками отмечается весьма парадоксальный факт: расцвет производства рыцарских доспехов, и в частности шлемов, приходится на период Позднего Средневековья, то есть XIV ─ XV век, когда само рыцарство уже потеряло своё значение как главной боевой силы.

Таким образом, многочисленные доспехи, представленные в различных музеях мира и подчас являющие собой подлинные шедевры оружейного искусства, в большинстве своём являются лишь декоративными атрибутами эпохи и показателями высокого социального статуса их владельцев.

Появление в Европе стальных шлемов

Началом широкого распространения в Европе защитной экипировки, выполненной из железа, считается Раннее Средневековье, наступившее, как это принято считать, после падения в 476 году Западной Римской империи. Боевые шлемы, создававшиеся в ранний период этой эпохи, отличала характерная особенность ─ в их основе лежал каркас из толстых стальных полос, поверх которого крепились металлические сегменты. Подобная конструкция обеспечивала им надёжность и упрощала процесс изготовления, но и значительно увеличивала вес изделия.

Только в VI веке европейские оружейники отказались от каркасной конструкции и перешли на изготовление нового вида шлемов, склёпанных или спаянных из нескольких сегментов. Нередко мастера дополняли их наносниками ─ узкими, вертикально расположенными металлическими полосами, предохранявшими лицо воина. Эту новинку впервые стали использовать скандинавы и англосаксы, и лишь в течение последующих двух столетий она получила распространение среди остальных европейских народов.

Появление новых моделей шлемов

В XII веке вошли в употребление рыцарские шлемы с цилиндрической тульей, вскоре трансформировавшиеся в новый самостоятельный вид, получивший за свою характерную форму название «топфхелм», что в переводе с немецкого означает «горшковый шлем». Сохранились они вплоть до XIV века.

Приблизительно в тот же период появился ещё одни своеобразный тип шлемов ─ шапели, представлявшие собой металлические колпаки с полями, форма которых часто варьировалась в зависимости от вкуса мастера и желания заказчика.

Поскольку главным достоинством шапелей была их относительная дешевизна, то использовались они в основном пехотой и небогатыми конными рыцарями. Кстати, в XV ─ XVI веке одну из разновидностей этого вида шлемов использовали конкистадоры ─ испанские и португальские завоеватели Нового Света.

Дальнейшие разработки оружейников

Наибольшее же распространение имели так называемые цервельеры ─ железные полусферические шлемы, плотно облегавшие голову и напоминавшие современную каску. Каких-либо внешних защитных элементов они были лишены, за исключением наносников, но при этом имели важное преимущество: с их внутренней стороны крепились прокладки, сделанные из толстого амортизирующего материала и покрытые тканью. Они смягчали удары, полученные воином в голову.

Цервельеры продержались на вооружении крупнейших европейских армий вплоть до начала XIV века, после чего их вытеснили купольные или полусферические шлемы бацинеты, снабжённые кольчужной бармицей, и имевшие множество разновидностей. Известно, что изначально они, как и цервельеры, были предназначены для того, чтобы надевать их под более крупные шлемы топфхелмы, о которых речь шла выше, но со временем получили самостоятельное применение.

До наших дней сохранились многие подлинные шлемы этого вида, снабжённые забралами различных конструкций. Отдельные же их образцы оснащены лишь наносниками или вообще имеют конструкцию, не предусматривавшую защиту лица. Общим же элементом всегда оставалось кольчужное обрамление, предохранявшее шею и плечи воина.

Рыцари, воспетые поэтами

О рыцарских доспехах и их трансформации на протяжении веков современные исследователи получают информацию не только на основании тех экземпляров, что составляют коллекции крупнейших музеев мира, но также из литературных памятников Средневековья, среди которых особое место занимают французские поэмы.

Их авторы уделяли большое внимание описанию не только подвигов героев, но также и их доспехов, украшение которых имело подчас как декоративный, так и геральдический характер. Например, на рыцарских шлемах часто красовались не только плюмажи из перьев, но и довольно сложные конструкции в виде рогов и гребней фантастических животных, а также элементы родовых гербов их обладателей.

Появление шлемов, оснащённых забралом

Важным этапом в истории защитного вооружения стало появление в первой четверти XIII века шлемов, полностью защищавших голову и снабжённых лишь узкими прорезями для глаз. Эффективность такой конструкции подтолкнула оружейников на её дальнейшую разработку, и примерно через столетие вошли в употребление рыцарские шлемы, снабжённые забралом ─ подвижной частью, предназначенной для защиты лица воина. В середине XIV столетия они стали неотъемлемой частью любого боевого доспеха.

При изучении шлемов разных эпох бросается в глаза характерное отличие, присущее западноевропейским образцам. Отмечается, что для Азии во все века были характерны открытые конструкции, обеспечивающие воинам широкую обзорность, то же можно сказать и о шлемах Древнего Рима. В Европе же, напротив, рыцари предпочитали надёжную глухую защиту головы и лица даже в тех случаях, когда она создавала определённые неудобства.

«Собачий капюшон»

Оружейники стремились совместить в своих изделиях надёжность с комфортом. Примером тому может служить появившийся в XIV веке и прочно утвердившийся вид шлемов, носивший характерное название «хундсгугель», что в переводе с немецкого означает «собачий капюшон».

Его особенностью было наличие вытянутого вперёд конусообразного забрала, по форме действительно напоминавшего морду собаки. Такая конструкция преследовала две цели. Во-первых, она делала голову воина более защищенной от стрел и копий противника, соскальзывавших рикошетом по наклонной поверхности, а во-вторых, давала возможность на увеличенной поверхности забрала сделать большее количество вентиляционных отверстий, и тем самым облегчить дыхание.

Модели шлемов Позднего Средневековья

В XV веке, несмотря на то, что значение тяжёлой конницы в сражениях значительно снизилось, конструкция доспехов продолжала совершенствоваться, так как повсюду в Европе сохранялся обычай проводить рыцарские турниры. В это время наиболее интересной новинкой стал шлем с забралом, получивший название «армет».

В отличие от бытовавших в ту пору конусообразных конструкций, этот шлем имел шаровую форму и подбородник, раскрывавшийся на две половины, скреплённые во время боя штифтом. Кроме этого, он был снабжён вторым забралом, сдвигавшимся на затылок и специальными приспособлениями, надёжно защищавшими горло и ключицы.

Весьма интересен и ещё один рыцарский шлем, получивший распространение в эпоху Позднего Средневековья. Он носит название «салад» и является отдалённым родственником описанных выше бацинетов. Характерной особенностью этих конструкций был назатыльник ─ вытянутая назад часть шлема, не только защищавшая воина от ударов с тыла, но и не позволявшая стащить его с коня специальными предназначенными для этой цели крючьями. Салады делались как с забралами, так и без них. В первом случае они предназначались для конных воинов, во втором ─ для пехоты.

Боевые и турнирные шлемы

Шлемы средневековья, как и всё защитное вооружение, в зависимости от своего предназначения развивались двумя различными путями. Для турниров выковывались более тяжёлые и прочные образцы, обеспечивавшие большую безопасность, но не позволявшие долго в них находиться. В частности, широко применявшаяся турнирная модель «жабья голова», являвшаяся одной из самых надёжных за всю историю рыцарства, но лишённая должной вентиляции, была рассчитана лишь на кратковременное использование, не превышавшее 5 минут. По истечении этого срока запас воздуха в ней иссякал, и воин начинал задыхаться.

Боевое же вооружение, включавшее в себя весь комплект доспехов, делалось таким образом, чтобы позволить владельцу находиться в нём длительное время. Исходя из этого, при его изготовлении оружейники старались придать всем деталям наименьший вес. Это требование в полной мере относилось и к шлемам. Без ущерба для надёжности они должны были быть предельно лёгкими, хорошо вентилируемыми и обеспечивающими хорошую обзорность.

www.syl.ru

Рыцарские доспехи

Доспехи рыцарей делятся на две составляющие части. Первая часть – это с IX до середины XIII века, на тот момент главным доспехом являлась кольчуга. Вторая часть начинается со второй половины XIII века и заканчивается в конце XV, тогда отдавалось предпочтение латам.

 

В то время когда были изобретены луки и арбалеты, кольчуга стала терять свою актуальность. Луки и арбалеты были очень мощными оружиями, которые были способны пробить сетки из металлических колец стали. При борьбе с таким видом оружия использовались сплошные металлические листы. Но пришло время, когда отказались и от лат, оно пришло тогда, когда появилось огнестрельное оружие. Главой выступал военный конгресс, оружейники лишь подстраивались под них.

Теперь пару слов о предназначении кольчуги и о том, как она носилась. С самого начал она защищала только грудь и спину. Позже к ней были добавлены длинные рукава и рукавицы. Теперь тело практически полностью было закрыто. Самое ценное – это голова, он была закрыта шлемом, но лицо оставалось незащищенным. Через некоторое время был изобретен шлем, который закрывал лицо, но прежде чем его одеть, на голову одевался толстый тканевой чепец. После этого надевался наголовник для кольчуги. Только после этого шлем попадал на голову рыцаря.
Естественно голове было очень жарко, ведь внутри шлем был покрыт замшевой тканью. Хоть в нем и было много отверстий для вентиляции, но они очень мало помогали и поэтому бойцы старались сразу же после битвы снять защиту.

Щиты изготавливались каплевидной формы. На эспаулерах – наплечных щетках, были изображены гербы, позже эспаулеры были заменены эполетами. Эспаулеры делались из кожи, ничего в этом странного нету, так как они выполняли только декоративную функцию. Также изготавливались нашлемные украшения, которые делались из дерева или из кожи. В большинстве случаев их делали в форме рогов, фигур людей или животных.

В комплект оружия у рыцаря входило копье, меч и кинжал. Для того, чтобы меч можно было ухватить двумя руками, его рукоятку делали длинной, но в некоторых случаях вместо меча использовали фальшион – это клинок, который во многом схож с мачете.

Самые первые доспехи для лошадей появились уже в конце XII века. С самого начала они были стегаными, позже их заменили кольчужными попонами. На морду животного надевали маску, которая была сделана из кожи и покрыта краской.

На кольчужную защиту стали накладывать пластины из кожи уже в XIII веке. Она изготавливалась из нескольких слоев кожи и добавлялась только на руки и ноги. Теперь кратко о сюрко. Он был одним из важнейших элементов одежды, который надевали на доспехи, он был сделан в форме кафтана из ткани. Украшались гербом и эмблемами.

Данный вид одежды являлся обязательным. По католическим обрядом считалось, что если поверх доспехов ничего не было, то это выглядело как ничем не покрытое голое тело. Именно поэтому в таком виде появляться на людях считалось неприличным. Для этого доспехи покрывали различными тканями, кроме того белая ткань отражала солнечные лучи и за счет этого сталь рыцарских доспехов нагревалась меньше в жаркие дни.


О рыцарях в латах. Было уже выше сказано о том, что в XIII начали изготавливаться большие луки и арбалеты. Высота лука составляла 1,8 метра, а дальность полета – примерно 400 метров. Если лук сравнивать с арбалетом, то второй не был такой мощный, дальность его полета составляла всего 120 метров, но они оба легко пробивали кольчугу и поэтому от этой защиты пришлось отказаться.

Также и изменилась форма меча. До этого он имел рубящую форму, а позже стал иметь колющую форму. Это помогало поразить противника прямым ударом и пробить его защиту. На шлем начали ставить забрало, которое защищало лицо и не давала попасть стрелам в полость головы, они просто проскальзывали по металлу. Такие шлемы назывались бундхугелями или просто в народе «собачьими мордами».

В начале XV века кольчуга потеряла свою актуальность, на ее место пришли латы и доспехи рыцарей стали иметь совсем другое качество. Металл начали украшать позолотой и чернью. Если данные украшения отсутствовали, то металл просто называли «белым». Стали совершенствоваться шлемы.
Оригинальным считался шлем бикок, забрало у него открывалось как дверка, а не поднималось. Самым прочным и дорогим шлемом был армэ. Был придуман итальянскими мастерами. Его вес составлял 5 кг, тяжелый, но очень безопасный.

Существовали школы, в которых мастера соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи не имели общих черт с английскими, немецкими и испанскими доспехами.
Совершенствовалось всё и из-за этого поднималась и цена. Латы становились дороже и дороже практически с каждым днем. Поэтому стали модными доспешные гарнитуры. При заказе полного комплекта была возможность оплатить только его половину, а не целую стоимость. Среднее количество деталей у такого комплекта примерно 200. Его масса около 40 кг. Когда человек, который был одет в эту экипировку падал, то он сам редко мог вставать без чьей-либо помощи.

Но человек привыкает ко всему. Рыцари стали с удобством носить тяжелые латы. Поносив их некоторое время, они уже не чувствовали той тяжести, которая была при первом одевании. После того, как появились латы, начали исчезать щиты. Настоящий воин, который был хорошо обучен и был одет в железные пластины не нуждался в щите. Щит потерял свою потребность, потому что латы и так выполняли защитную функцию.

Через некоторое время доспехи уже считались для многих роскошью и был счастлив тот рыцарь, который имел их, ведь на них была очень приличная цена. Прежде всего это случилось из-за появления огнестрельного оружия, пуля которого пробивала рыцарскую защиту.

С самого начала стреляли из фитильного оружия каменными пулями, а через некоторое время и свинцовыми. Эти пули могли не полностью пробивать доспехи, но оставлять в них огромную вмятину, из-за которой амуниция становилась непригодной для сражений. Именно поэтому в конце XVI рыцари в латах были большой редкостью. А уже в начале следующего века они и вовсе исчезли. От лат остались лишь отдельные частицы. Это нагрудники из металла (или кирасы) и шлемы. В европейских армиях главными ударными силами были мушкетеры и аркебузиры. Меч потерял свою актуальность, а на его место пришла шпага. А вместо копья пришел пистолет. В истории начался тот период, где рыцарям не было места.

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *