Как выглядит катана – Меч катана 刀 | Школа боевых искусств в Москве. Искусство владения мечом. Японский меч, катана, иай, нагината, шест бо, кодати, яри, копье

Содержание

Катана фото и описание легендарного японского меча

Что такое катана

Катана это длинное однолезвийное рубяще-режущее оружие. Имеет слабо изогнутое одностороннее лезвие, длинную или короткую рукоять, может быть слегка развита спереди, это позволяет охватывать ее двумя ладонями. Форма клинка разрешает наносить режущие и колющие удары. Длинна лезвия составляет 60 сантиметров, рукоять могла быть разной. Весит до одного килограмма.

История появления катаны

Такой меч появился в пятнадцатом веке и просуществовал до конца двадцатого в качестве оружия самураев. «Предком» его была длинная японская сабля тати. Их главной разницей был способ ношения. Тати привязывалась специальной повязкой на поясе, а катана засовывалась за него. Первая носилась в паре с танто, вторая — с вакидзаси.

Изготавливалась из двух видов металлов. Вязкого для центральной части и твердого для лезвия. Перед ковкой, компоненты тщательно чистились. Рукоятка обтягивалась кожей и обвивалась шелковой тканью. Такой способ изготовления не позволял рукам скользить по ней. Рукояти из дерева или слоновой кости, описанные различными узорами, можно увидеть на показных и декоративных саблях.

Футляр для ношения изготавливался из древесины и покрывался лаком. Металлические, так же, имели место быть, серийное изготовление их началось в ХХ веке, но, все же, и в них присутствовала подкладка из дерева.

Меч являлся частью одежды самурая и носился на левой стороне тела в ножнах, лезвием вверх. Но после семнадцатого века, не было особой необходимости каждый раз брать его с собой. К тому же, лезвие могло коррозировать. Поэтому придумали способ сохранения целостности меча. За поясом носили монтаж, который включал в себя ножны. Сам меч хранился дома в футляре из дерева, который не был покрыт лаком, что давало возможность ему дышать, нее накапливалась влага. Поэтому на лезвии не появлялась коррозия. В ХIХ такой способ изготовления футляров для меча широко распространился. В ХХ веке, после запрета ношения мечей, их стали замаскировывать. Ножны стали изготавливать в виде трости или посоха.

Искусство владения мечем

Использование заключалось в качестве режущего оружия, и реже колющего. Обхватывалась двумя или одной руками. Первые школы, обучающие юных самураев, были сформированы еще в пятнадцатом веке. Техники японских мечей отличаются от европейских, тем что ось меча во время нападения идет к врагу не под прямым углом, а вдоль, тем самым разрезая противника. Для такого построения боя очень подходит именно изогнутое лезвие.

Несмотря на, большие перемены в истории развития государства, касающиеся ношения меча, все же сохранились и до наших дней школы искусства самураев. Самыми известными считаются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Уход за саблей

Осуществление чистки меча происходит поэтапно и разными инструментами.

С помощью полировальных камней убирают зазубрины.

Рисовая бумага, что не содержит кислоты, отлично убирает остатки масла, которым мажут меч. Перед применением ее сильно трут, чтобы она стала мягкой, дабы не нанести царапинок на лезвие. Если под рукой нет рисовой бумаги, можно воспользоваться и обычной салфеткой. Чистящие и полирующие свойства имеет известь. При ее использовании так же не остается царапин.

Следующим этапом является покрытие маслом. Следует образовывать тонкую пленку, иначе к лезвию будут приставать частицы дерева и пыли, что неизбежно, повлечет за собой образование повреждений. Смазывание проводят раз в три месяца.

Чтобы произвести глубокую очистку, меч разбирается на части, при помощи заостренным с одной стороны куском дерева или металла.

 

darkbook.ru

Что такое КАТАНА — простой ответ что это значит. Происхождение

Катана – это одна из разновидностей японских мечей, со слегка изогнутым лезвием и длиной более шестидесяти сантиметров.

 

Катана – это японский меч, но не каждый японский меч – катана.

 

В большинстве случаев, люди используют термин «катана», для обозначения любого японского меча, что является в корне неверным изречением. Все дело в том, что в японской культуре существует множество разновидностей мечей, отличающихся как по виду, так и по назначению. Соответственно все они имеют собственные названия. Примеры: вакизаши, танто, тахи, ниньято, кодачи или чокуто.

 

Катана – это двуручный меч, с чрезвычайно острым лезвием. Он тесно связан с эпохой феодального периода (15 век), и культурой самураев. Свою популярность данный меч приобрел по целому ряду причин. Основным его преимуществом стала скорость применения в битве. Из-за своей конфигурации и способа ношения, воин мог мгновенно достать его, при этом нанести удар по противнику, выставив лезвие меча вверх. По сути, появление катаны, породило развитие множества сложных стилей и техник борьбы с использованием данного оружия. С учетом сути японской культуры и присущей им ритуальности, боевое искусство битвы с использованием катаны, превратилось в красивейшее действие, подобное танцу.

 

Интересным фактом, является то, что катана, или если быть точным, то ее модификация, использовалась в японской армии, вплоть до конца Второй мировой войны.

 

Изготовление катаны – это искусство.

 

Изготовление меча катаны — невероятное искусство, окутанное мифологией и тайнами. Настоящие традиционный катаны, являются очень редкими и ценными предметами. Даже те, которые выкованы во время Второй мировой войны, стоят очень дорого. На данный момент, в Японии все еще существует небольшое количество оружейных мастеров, которые изготавливают катаны традиционным способом. Само собой, что такие мечи очень высоко ценятся, и их стоимость может доходить до десятков тысяч долларов.

 

chto-takoe.net

КАТАНА. Составные части катаны. Оружие и военная техника. Добавила Leru Leru — VilingStore.net

Далеко не все перечисленные и изображенные на иллюстрации составные части использовались во всех случаях. Не на всех тсубах присутствуют кодзука хитсу-ана и когай хитсу-ана, не на всех мечах есть бо-хи, ёкотэ и хоримоно и так далее.

Тати косираэ — меч в оправе для тати. Букэ-дзукури косираэ — вообще букэ-дзукури — это оправа для катаны . На иллюстрации букэ-дзукури разложено на три части: ножны, меч и отдельно клинок .


Тати косираэ

Кабуто-ганэ — яблоко. Наличие кабуто-ганэ — единственное отличие между тати и катаной на иллюстрации. Аси — крепления для подвешивания ножен.

Сайя-ито — оплетка ножен, аналогичная традиционной оплетке рукояти.

Семеганэ — крючок для подвешивания меча на стену.

Сайядзири — окованный металлом кончик ножен.

Сайя — собственно ножны.

Тсуба

Накаго-ана — основное отверстие, в котором закрепляется меч.

Мими — область рядом с границей тсубы.

Фукурин — кольцеобразное ребро тсубы, внешняя граница.

Когай хитсу-ана — отверстие для когая, одновременно расчески и ковырялки в ушах, иногда и палочек для еды заодно.

Секиганэ — подгонка тсубы, небольшие кусочки мягкого металла.

Уденуки-ана — два отверстия, небольшое и еще меньше, расположенные в этой части тсубы, не являются декоративными. Сквозь эти отверстия пропускается кожаный ремешок, с помощью которого меч привязывается к руке.

Сеппа-дай — название области, на которую ложится сеппа.

Мей — клеймо изготовителя.

Кодзука хитсу-ана — отверстие для кодзуки, маленького бытового ножа .

Сукаси — декоративные отверстия. Если сукаси очень много, то тсубу можно назвать сукаси-тсуба.

Букэ-дзукури косираэ

Коигути — часть ножен, подгоняемая под хабаки, удерживающая меч в ножнах.

Куригата — выпуклость со сквозным отверстием для крепления шнура.

Сито-домэ — металлические кольцеобразные украшения/укрепления по бокам куригаты.

Кодзири — укрепленный кончик ножен.

Катана

Касира — небольшое яблоко с отверстием для крепления шнура.

Касира-ганэ — отверстие для крепления шнура.

Макидомэ — выпуклый узел.

Тсука — рукоять меча.

Тсука-ито — шнур, оплетающий рукоять. Тсукамаки — название процесса оплетки.

Мекуги — клинышек, удерживающий клинок в рукояти. Может быть не один, особенно на крупных мечах.

Менуки — декоративный элемент рукояти. Основная функция менуки — локальное увеличение толщины рукояти, приводящее к улучшению хвата.

Фути — кольцо, упрочняющее рукоять.

Тсуба — небольшая гарда, традиционная для японских мечей.

Сэппа — шайба между тсубой и хабаки.

Хабаки — «воротничок», удерживающий меч в ножнах. Считается неотъемлемой частью клинка, снимается только при необходимости реставрации. Клинок без хабаки — это недоделанное изделие, а клинок с хабаки — это уже меч, которому не хватает сущих мелочей.

Хоримоно — декоративная гравировка. Мастера никогда не использовали данную область меча для размещения своего клейма. Гравировкой может быть орнамент, рисунок или какой-то девиз, благо кандзи и обе азбуки выглядят достаточно красиво.

Омотэ — внешняя боковая сторона меча, не прилегающая к телу при традиционном ношении оружия слева за поясом. Считается парадной.

Ура — внутренняя боковая сторона меча, прилегающая к телу.

Мунэ — спина клинка, задняя часть без заточки.

Ха — лезвие, режущая кромка меча.

Хи / бо-хи — дол, облегчающий меч.

Хамон / якиба — закаленная область меча, прилегающая к режущей кромке. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон.

Синоги — ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию.

Синоги-дзи — плоскость меча между синоги и мунэ.

Хирадзи — часть меча между синоги и хамоном.

Хира — область между синоги и лезвием, включающая хамон и хирадзи.

Ёкотэ — линия, отделяющая киссаки от остальной части клинка. После нее меняется геометрия клинка.

Киссаки — кончик клинка, понятие включает в себя как саму точку острия, так и прилегающую область.

Боси — закаленная область киссаки.

Фукура — изгиб клинка в киссаки, между ёкотэ и острием.

Тосин (клинок)

Накаго-дзири — конец хвостовика.

Хитоэ — спина хвостовика, переходящая в мунэ.

Накаго — собственно хвостовик.

Мекуги-ана — отверстие для мекуги.

Мей — клеймо изготовителя. Вообще накаго используется для хранения информации о клинке. Здесь могут отметиться как кузнец так и все полировщики, имевшие дело с мечом. Разумеется, когда речь идет о полировке антикварных мечей, современные полировщики не отваживаются оставлять автограф.

Ясури-мей — своеобразное альтернативное клеймо изготовителя, следы от грубого напильника, заменяющие полировку. Существует несколько узоров, по сути — направлений движения напильника. Благодаря ясури-мей хвостовик не скользит в рукояти.

Ха-мати — лезвийный пропил.

Мунэ-мати — спинной пропил. На спинном и лезвийном пропиле удерживается хабаки, не слетая по клинку в направлении киссаки.

Фумбари — наиболее широкая и толстая область меча, характерная не для всех эпох и мастеров.

Катахаба — название для измерения толщины клинка в самом толстом месте, которое обычно находится где-то в районе фумбари.

Нагаса — длина клинка от мунэ-мати до кончика киссаки.

Сори — кривизна клинка.

Тсуба-мото — треть клинка, прилегающая к тсубе.

Тю-о — средняя треть клинка.

Моно-ути — дальняя треть клинка.

vilingstore.net

Катана Википедия

Составные части катаны в полном монтаже

Ката́на (яп. 刀) — длинный японский меч (дайто:). В современном японском слово «катана» также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары.

Длина клинка — от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), общая длина с рукоятью условно ≈ 85-105 см (обычно 90-100 см). Если длина клинка меньше 2 сяку, то это короткий меч вакидзаси, а если больше 2,5 сяку, то окатана (большая катана) или тати, но помимо размера, тати традиционно имеет больший изгиб и другую отделку с креплением (Аси) к доспехам.

История развития[ | ]

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, яп. 大小. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (яп. 脇差, яп. 小刀 сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Для обт

ru-wiki.ru

Персональный сайт — Катана — схема и название частей

    Катана

 

    Катана  — двуручный изогнутый японский меч длиной 95—120 см (сам клинок около 70 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку). Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трёх см, толщина спинки — 5 мм, само лезвие затачивалось до остроты бритвы. Рукоять обтягивают кожей ската или другим материалом, с тем, чтобы она не скользила в руках. Вес катаны около трёх (плюс-минус) кг.

    Хамон — линия закалки лезвия у катаны, различается несколько десятков типов хамонов, обычно выглядит как волны на режущей кромке.

Катана — схема и названия частей

 

Лезвие

 

                      1) Нагадза                 2) Сори
                      3)Накаго                   4)Моноути

 

      1. Кисаки        2. Фукуса   3. Боси                4. Ко-синоги
      5. Ёкоте          6. А             7. Яки-а               8. Амон
      9. Дзи-ада      10.Ада        11.Синоги           12.Синоги-дзи
                             13.Муне      14.Ниои или Ниэ

 

         15.А-маси          16.Абаки                  17.Мэкуги-ана

         18.Мэи               19.Ясури-мэ             20.Накаго-дзири

                                     21.Мунэ-маси

Рукоятка

 

                                 1.Сэпа                      6.Самэ

                                 2.Фуси                     7.Касира 
                                 3.Мэкуги                 8.Абаки
                                 4.Мэнуки                9.Цуба
                                 5.Цука-ито             10.Цука

 
Ножны

 

            1.Кодзири                 2.Сая                           3.Сагео
            4.Ситотоме               5.Куриката                  6.Ицу
                                               7.Кои-гуси

    

 
    Основные части

    А (или Ха) — режущая кромка

    Абаки — крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)

    Касира — головка рукояти

    Кои-гуси — вход в ножны

    Моноути — бьющая поверхность

    Мунэ — тупой конец клинка

    Мэкуги — бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка

    Накаго — основание лезвия

    Сагэо — веревка

    Сая — ножны

    Цуба — гарда

    Цука — рукоятка

    Синоги — ребро клинка

    Второстепенные части

    Ада — схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)

    А маси (или Ха маси) — край

    А Амон — линия закалки

    Боси — линия закалки на острие

    Екоте — разделяющая линия острия

    Дзи-ада — лезвие

    Ицу — канавка для Кодзука (нож)

    Когай — (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)

    Кисаки — острие

    Кодзири — оконечность ножен

    Ко-синоги — ребро клинка на острие

    Куриката — петля для Сагэо

    Мунэ маси — край Мунэ

    Мэи — надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)

    Мэкуги-ана — отверстие для штыря

    Мэнуки — орнамент рукоятки

    Нагадза — длина клинка

    Накаго-дзири — оконечность Накаго

    Ниои или Ниэ — частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие — Ниои)

    Самэ — кожа огромного ската, покрывающая рукоятку

    Ситотомэ — отверстие для Куриката

    Сори — прогиб

    Сэпа — шайбы

    Фуси — муфта рукоятки

    Цука-ито — шнурок, окружающий рукоятку

    Синоги-дзи — плоская часть клинка

    Яки-а (или Яки-ха) — закаленная часть клинка

    Ясури-мэ — насечка напильника на Накаго

в начало

kendo-eka.narod.ru

Меч катана: самое совершенное холодное оружие

Катану — меч японских самураев — коллекционеры считают самым совершенным холодным оружием в мире. Катана — не просто меч, это овеществленная философия, застывшее в металле отражение мира, своеобразное зеркало.

Изготавливались катаны из особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Прутки металла на восемь лет закапывали в болото — агрессивная среда была необходима для удаления слабых мест (их попросту выедала ржавчина), и только после такой обработки металл отправлялся к кузнецу.

Процесс изготовления клинка катаны часто сравнивают с процессом изготовления слоеного теста: сначала прутки расплющивались молотом в тонкую фольгу, затем складывалась многослойная стопка и вновь расплющивалась в тончайший слой, потом процедура повторялась. Именно так и получались многочисленные слои лезвия катаны, которые сейчас восхищают экспертов. Закалку клинка производили в жидкой глине.

Именно после закалки появлялась волнистая или прямая линия, идущая вдоль клинка — линия закалки или линия «хамон», которая отличает настоящую катану от подделки. Линия «хамон» буквально разделяет металл: по одну сторону находится твердая сталь, по другую — мягкое железо. Величина, структура и форма твердой, стальной части клинка (эта часть называется «якиба») и определяет боевые свойства катаны.

После того, как клинок был готов, начинался процесс шлифовки. Он мог быть очень и очень длительным, ведь сначала клинок шлифовался на девяти шлифовальных кругах различной зернистости (от грубой до тонкой), а затем мастер и вовсе обрабатывал лезвие подушечками пальцев, используя в качестве абразива растертый в пыль древесный уголь. Известный мастер, закончив работу с клинком, ставил на хвостовике свою подпись. Такой клинок необычайно ценился, его передавали по наследству, ему посвящался отдельный пункт в завещании владельца. Нередки были случаи, когда катана стоила больше, чем все имущество самурая, и счастлив был тот наследник, которому доставался именно меч. Настоящий самурай предпочитал умереть от голода (что, впрочем, было крайней редкостью), чем расстаться со своей катаной — ведь катану, справедливо считают, душой самурая. Катаны с подписанным клинком представляют сейчас в глазах коллекционеров огромную ценность, но уже больше художественного и раритетного плана.

После того, как мастер-кузнец подписывал клинок, его работа заканчивалась. Но клинок — это еще не вся катана. Меч представляет собой своеобразный конструктор, собираемый из нескольких частей. Причем каждую часть изготавливал свой мастер, и эти части могли заменяться. К примеру, при наследовании катаны, наследник чаще всего оставлял только клинок, а вся фурнитура заменялась. Мотивировались такие замены тем, что катана — душа самурая, и, следовательно, меч должен отражать душу своего нынешнего владельца. В результате одна катана могла «переодеваться» многократно.

Одной из частей катаны является цуба — плоская гарда (у европейских мечей гарда чашевидная). В цубе обычно имеется несколько отверстий: центральное большое отверстие для клинка, а в двух меньших, расположенных по бокам от центрального, отверстиях при необходимости закрепляли кодзуки (маленькие ножнички, предназначенные и для добивания врагов, и для резки пищи) и когаи (специальная шпилька с родовым гербом, которую самурай оставлял в теле убитого на поединке соперника — вместо визитной карточки).

Цубы бывают изумительной красоты. Их изготавливали из специального сплава — «сякудо» (медь, серебро, олово и золото), применяли технику глубокой таушировки — в разогретую цубу вбивалась золотая или серебряная проволока (та, которую требовал дизайн изделия), затем полученный узор шливовался. Теперь на цубах можно увидеть золотых орлов, склоняющихся над добычей, фигурки мудрецов и самураев, фантастической красоты пейзажи, журавлей, с распростертыми крыльями, цветущие хризантемы (цветок, почитаемый на Востоке) и трепетные цветы сакуры.

Цубы чаще всего становятся предметом коллекционирования. Цены на них поразительно различны: цуба может стоить $300-400, а может и несколько десятков тысяч долларов.

Также одним из излюбленных предметов коллекционирования являются менуки — небольшие металлические детали, которые закладывались под оплетку шнура рукояти. Менуки — это крошечные фигурки, своеобразные талисманы владельца.

Коллекционируют также фуки и кашира — металлические навершия и кольца рукояти катаны.

Комплект оружия (катана и вакидзаши — малый меч), изготовленный в паре, ценится выше, чем просто одна катана (конечно, речь не идет об уникальных, старинных катанах, эти вообще вне всяческой конкуренции, и цены на них доходят до 1 миллиона долларов). Вакидзаши — это было оружие для ритуального самоубийства сеппуку. Настоящий самурай имел и катану, и сеппуку. Теперь коллекционеры шутят, что два меча нужны были для того, чтобы один использовать как зеркало, а второй — как лезвие для бритья.

Настоящие катаны обладают рядом уникальных характеристик. К примеру, количество слоев металла доходит до 50000, а в некоторых старинных мечах и до 200000. Катана — оружие самозатачивающееся. Такое свойство мечу придает уникальное упорядоченное движение молекул клинка. Так что если повесить затупившуюся катану на стену, то через некоторое время можно снять уже меч совершенно бритвенной остроты.

Искусство изготовления холодного оружия в Японии уходит корнями в Древний Китай, но японцы многократно превзошли и своих учителей, и мастеров холодного оружия других народов. Конструкция катаны, которая практически не изменялась с XIV века, принимается за основу и при изготовлении многих современных моделей боевого холодного оружия.

София ВАРГАН


Статьи по теме

www.luxemag.ru

История катаны — оружия самураев. Традиции и практика использования катан, отличия и особенности: altritter.ru

Технология производства

В 710 г. нашей эры чело¬век-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впер¬вые применил в бою меч с изогнутым лезвием, который был выкован из нескольких разнородных железных пласти¬нок. Этот меч отличался «сабельным профилем» и с XII по середину XIX просуществовал в такой форме почти без изменений.
С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца, катаны утратили свое привилегированное положение.
Сегодня любое японское оружие, в т.ч. катана, классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название. К основным типам относятся: нодатидвуручный меч с длиной клинка более 84 см; татипридворная саб¬ля самурая с клинком как у катаны, но более пышным декоративным убранством; тинсакатана — придворная сабля длиной до 61 см; вакидзаси — являлась парой к катане или тати, длиной до 51 см; танто — боевой нож, который часто но¬сили вместо вакидзаси, с клинком в 28-40 см, и кайкен — женский нож с прямым клинком 8-16 см.
Катана существенно отличается от любых других мечей, изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты, не говоря уже о европейских мечах. Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.
В фильме «Убить Билла», режиссер Квентин Тарантино допустил серьезную погрешность во времени и способе изготовления катаны. По японской традиции, оружейник, сковавший клинок, никогда не стал бы заниматься изготовлением фурнитуры — для этого у него был целый штат производственников. На самом деле, катана представляет собой целый конструктор как результат труда многих человек, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов фурнитуры для своего меча. Клинок передавался по наследству из века в век, и в зависимости от разных обстоятельств облик катаны менялся. Например, на войне нужно было придать мечу аскетичный облик, а на свидание с дамой самурай мог явиться с богато украшенной катаной Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое основное в любой катане – это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Прутки закапывали в болото на 8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу. Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющивалась – в результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла. Немаловажен факт, что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул – достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие. Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля. Последний этап в производстве – это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска – якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись. По окончании ковки и за¬калки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа счита¬лась законченной.
Обычно мастер создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт. Процесс изготов¬ления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказы¬вал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч «по спецзаказу».

«Оружие души»

Для японцев катана была не просто оружием — она отражала дух японской нации и являлась символом сословий, вершивших историю в течение веков. И хотя меч не самое древнее оружие Японии, он занимает в истории и менталитете страны особое место. Самые первые японские мечи были очень похожи на своего китайского собрата – прямого меч «цзянь», и мало походили на катану. Именно такие мечи активно использовались первыми сословиями самураев в раннем средневековье, и уже тогда меч практически считался «оружием души» военной касты. Отношение самураев к мечу и этика «кэн-дзюзу» составляли неотъемлемую часть кодекса «бушидо», определявшего весь уклад жизни самурая. Наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, меч входил в число священных символов императорской власти. Меч также был отличительным признаком общественного положения воина, символом чистоты, и – что характерно только для Японии — лучшим драгоценным подарком.
Катану преподносили знатным людям, меч вносили в храмы по поводу особых торжеств, дарили послам иных государств в знак уважения. При этом правила ношения меча строго регламентировались этике¬том.
После появления катаны, именно этот меч стал считаться символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Признаки достоинства у самураев были свои. Например, одним из них считалось наличие большого ассортимента мечей – 10 и более, — различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей. Все мечи предназначались для ношения в разных ситуациях: на придворных праздниках, охоте, на войне. Скажем, если самурай желал выразить свое миролюбие, он вешал катану на правый бок, т.к. извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку означала, что ее хозяин «готов к войне».
Приходя в гости, самурай передавал свою катану слуге, который кланялся и водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если самурай пришел в гости к давнему другу, то он снимал даже короткий клинок вакидзаши, вешая его под правую руку рукоятью к себе. Обернутая к собеседнику рукоять могла трактоваться как оскорбление, ибо такой жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве оппонента. Если же собеседник случайно касался меча своего гостя, это воспринималось последним как угроза его чести, и могло даже привести друзей к поединку. Если же хозяин дома искренне восхищался красотой клинка и просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую ткань, то это, напротив, считалось большой честью для его владельца.
С точки зрения японских масте¬ров кузнечного дела, меч по-настоящему чего-то стоил, если в него была вложена душа кузнеца. В историю вошел один очень интересный поединок, в коем соперничали величайшие оружейники XIV века Муромасой и Масамуне. Кузнецы вонзили свои катаны в дно небольшого ручья, повернув лезвия мечей против течения. В то время была осень, и все листья, попавшие на лезвие меча Муромасы, рассекались пополам, а листья, что приближались к клинку Масамуне, огибали его, не касаясь. Муромаса в этом поединке признал себя побежденным, т.к. японская «мифология меча» гласит, что меч есть не оружие агрессии, но оружие мира, и его истинное назначение — предотвращать и прекращать войны.

Применение катаны

В феодальной Японии тренировка применения катаны выглядела более чем жестоко – только что созданными катанами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие меч оказывает на кости и ткани. Меч катана по своей форме имел слегка изогнутое лезвие, что позволяло клинку дольше оставаться в разрезе, тем самым, глубже проникая в рану. Многие боевые приемы самураев специально задумывались так, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча проникать в тело на 5–10 см. Это позволяло гораздо легче и быстрее сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования.

Схватка на катанах продолжалась несколько секунд, и, дабы не скучать, самураи стремились овладеть разнообразной тактикой. У них водились более хитрые приемы, нежели очевидное «ударить первым», позволявшие сопернику сделать первый выстрел, и тогда атака становилась для него смертельной. Во всем этом лежит задумка – обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах. Движением глаз и тела самурай представлял врагу определенную картину, в рамках которой тот атаковал, и в ответ действовал неожиданно. Самураи старой школы не размахивали своими мечами, сохраняя холодное спокойствие до решающего мгновенья. Они знали, что «если слишком высоко поднимать меч, будет трудно обмануть противника».

Автор: Анна Жила

Мечи истории

Катана M/328 R

altritter.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *