Каковы знаки власти халифа – Каковы знаки власти халифа? Что говорят они и придворный церемониал о положении халифа в мусульманском обществе?

Содержание

Возникновение и распространение ислама. Наместники пророка



1. Под солнцем Аравии

Покажите на карте (с. 41) районы расселения арабских племён к VII в. Опишите географические условия этого региона. Каким занятиям населения они способствовали?

Арабские племена расселились на территории Аравийского полуострова. Это был регион с жарким сухим климатом и наличием редких оазисов. Такой климат способствовал кочевому образу жизни, разведению верблюдов, в оазисах развивалось торговля и строились города.

2. Последний пророк

1. Почему уход Мухаммада из Мекки стал для его последователей началом новой эры?

Потому именно после этого переселения Мухаммад победил Мекку, жители которой выгнали его вероотступники, чем доказал существованием Аллаха и продолжил распространение ислама.

2. Почему Мухаммад сразу же очистил Каабу от древних изображений богов?

Чтобы арабские племена не поклонялись разным богам, а объединились, благодаря одной религии.

3. Предавшие себя Богу

В чём значение Корана для мусульман? Каковы главные обязанности мусульман?

Коран является священной книгой мусульман, как Библия у христиан или евреев. В Коране описаны основные обязанности мусульман:

вера в Аллаха,

праведный образ жизни (не воровать, не лгать, не поддаваться пагубным страстям и др.),

соблюдение шариата – мусульманского права: — признавать истинным главное положение ислама: «Нет (иного) бога, кроме (Единого) Бога, Мухаммад – его пророк»; — совершать ежедневно пять обязательных молитв; — соблюдать тридцатидневный пост в месяц рамазан; отдавать пятую часть своего дохода на милостыню и благие дела; — совершить хотя бы раз в жизни хадж – паломничество в Мекку (если позволяют доходы и обстоятельства).

4. Наместники пророка

1. На карте (с. 41) найдите территорию Арабского халифата в VII в., важнейшие города.

Важнейшие города: Мекка, Медина, Багдад, Дамаск и т.д.

2. В чём вы видите причину раскола среди мусульман?

Я думаю, что основной причиной раскола была борьба за власть халифа, которая была безграничной и включала светскую, духовную и военную сферы.

В результате этой борьбы был убит халиф Али – последний «праведный халиф», зять и друг Мухаммада. Гибель Али глубоко потрясла его сторонников. Внутри мусульманской общины они создали шииты, то есть отдельную партию. Шииты считают, что особая святость Али и его власть переходят по наследству к его потомкам.

Остальные мусульмане именуют себя суннитами. Они признают святость сунны и не верят в какую-то особую, священную роль Али, видя в нём лишь выдающегося человека. Разногласия между суннитами и шиитами не раз перерастали в кровавые столкновения.

Вопросы в конце параграфа

1. Что вы узнали об основателе ислама – Мухаммаде?

Мухаммад (ок. 570 – 632) начал свои проповеди в Мекке. После долгих размышлений и молитв в горных пещерах поблизости от Мекки Мухаммад стал призывать сограждан отказаться от поклонения языческим божествам и уверовать в Единого Бога.

Однако жители Мекки отвергли пророка, сочтя его отступником от древней веры отцов. В 622 г. Мухаммаду пришлось уйти из Мекки в соседний город Ясриб. Позже последователи Мухаммада стали вести собственное летосчисление от его переселения (по-арабски — «хиджры») в Ясриб и создали свой календарь. В отличие от европейского календаря, мусульманский календарь – лунный. В соответствии с ним 2016 г. по европейскому летосчислению приходится на 1437 и 1438 гг. хиджры.

Очень скоро Мухаммад становится правителем Ясриба, который позже переименовали в Медину, что по-арабски означает «Город Пророка», или просто «Город». Мухаммад победил в войне правителей Мекки, и для многих это оказалось лучшим доказательством истинности его учения. Мекка открыла ворота Мухаммаду. Вступив в неё, он первым делом велел выбросить из Каабы изображения всех богов, которые там были собраны. Вскоре вся Аравия объединилась вокруг Мухаммада.

2. Почему Мухаммад и его последователи терпимо относились к иудеям и христианам?

Я думаю, причиной было то, что, согласно исламу, до появления проповедей Мухаммада об Аллахе, Бог дважды посылал на землю своих пророков, которыми были Моисей и Иисус, но люди не смогли их правильно понять. Кроме того, основные заповеди Корана не отличаютcя от Библии и основаны на одних и тех моральный принципах – не убивать, не воровать, не обманывать и т.д.

3. Почему распространение ислама привело к объединению Аравии?

Потому что общая вера в единого бога Аллаха сблизила все племена помогла им объединится и не давала причин для междуусобных войн.

Вопросы к дополнительному материалу

На примере арабского предания о Каабе докажите, что ислам, христианство и иудаизм имеют общие черты.

Согласно исламским преданиям, Каабу возвел патриарх Авраам, который был частью иудейской и христианской религий. Кроме того, в исламе имя первого человека было Адам, что совпадает и с иудаизмом, и с христианством. Таким образом, ислам во многом скопировал идеи более древних религий.

1. Сколько веков разделяет время Мухаммада и того халифа, двор которого описывается в документе?

Время Мухаммада – 7 век, время написания сочинения – 11 век, значит их разделяют 4 века.

2. Каковы знаки власти халифа? Что говорят они и придворный церемониал о положении халифа в мусульманском обществе?

Халиф жил во дворце, в котором ему прислуживало большое количество слуг и охраняло большое количество воинов. Сам халиф во время приема восседал на троне в специальном зале для приемов, сиденье трона было обито шёлковой материей, шитой золотом, все вокруг было усыпано драгоценными камнями.

Все это говорит о главенствующем положении халифа в арабском обществе, так как халиф считался посланников Бога.

3. Почему халифа до поры до времени скрывает занавес и почему халиф прикрывает руку рукавом, когда её целуют?

Занавес был необходим, чтобы ни один воин не взглянул на халифа раньше, чем он. Халиф прикрывал руку рукавом, чтобы никто не касался ее ртом или губами.

4. Какие слова в этом документе указывают на то, что его автор – арабский историк?

О том, что автор арабский историк говорит то, как он поклоняется Богу (Аллаху) и восхваляет его.

resheba.com

Trojden | Возникновение и распространение ислама: Бойцов М. А.

1. Под солнцем Аравии. Западная часть Римской империи уже распалась на королевства во главе с германскими вождями, когда и над восточной её частью, Византией, нависла угроза. Она возникла к югу от её границ — в далёкой и жаркой Аравии.

Аравийский полуостров, часть Сирии и Междуречья к VII в. населяли племена арабов. Среди них было немало воинственных бедуинов — кочевников пустыни. Они разводили верблюдов, овец, лошадей, но порой промышляли набегами на оседлых соседей и грабежом купеческих караванов.

Однако множество арабов жило по краю аравийской пустыни — в оазисах на побережье Красного моря. Там выросли шумные торговые города, ведь на территории Аравии проходило важное ответвление Великого шёлкового пути, ведущее в Индию; пересекались пути караванов, перевозивших благовония и ткани из Южной Аравии; золото, слоновую кость и рабов из Африки; шёлк из Китая; жемчуг с побережья Персидского залива. Арабские купцы богатели, перепродавая товары в Византию, Иран, Эфиопию.

Большинство арабов были язычниками, но уже немало насчитывалось и таких, которые приняли иудаизм или христианство.

Одним из главных городов Аравии считалась священная Мекка. Здесь находилась самая почитаемая святыня арабов — Кааба — древний храм кубической формы, в котором тогда поклонялись разным богам (см. на с. 39).

Покажите на карте (с. 41) районы расселения арабских племён к VII в. Опишите географические условия этого региона. Каким занятиям населения они способствовали?

2. Последний пророк. Именно в Мекке начал свою проповедь единобожия Мухаммад (ок. 570—632), называвший себя «последним пророком». После долгих размышлений и молитв в горных пещерах поблизости от Мекки Мухаммад стал призывать сограждан отказаться от поклонения языческим божествам и уверовать в Единого Бога.

Пророк Мухаммад молится перед Каабой. Миниатюра. XVI в.

Мухаммада нередко изображали с лицом, скрытым завесой, и с языками пламени над головой. Что художники хотели этим выразить?

Однако жители Мекки отвергли пророка, сочтя его отступником от древней веры отцов. В 622 г. Мухаммаду пришлось уйти из Мекки в соседний город Ясриб. Позже последователи Мухаммада стали вести собственное летосчисление от его переселения (по-арабски — «хйджры») в Ясриб и создали свой календарь. В отличие от европейского календаря, мусульманский календарь — лунный. В соответствии с ним 2016 г. по европейскому летосчислению приходится на 1437 и 1438 гг. хиджры.

Очень скоро Мухаммад становится правителем Ясриба, который позже переименовали в Медину, что по-арабски означает «Город Пророка», или просто «Город». Мухаммад победил в войне правителей Мекки, и для многих это оказалось лучшим доказательством истинности его учения. Мекка открыла ворота Мухаммаду. Вступив в неё, он первым делом велел выбросить из Каабы изображения всех богов, которые там были собраны. Вскоре вся Аравия объединилась вокруг Мухаммада.

1. Почему уход Мухаммада из Мекки стал для его последователей началом новой эры?

2. Почему Мухаммад сразу же очистил Каабу от древних изображений богов?

3. Предавшие себя Богу. Откровения, которые получал от Бога (по-арабски — «Аллаха») Мухаммад, а его последователи с его слов запоминали или записывали, были после смерти пророка собраны в священную книгу Коран (точнее — Кур’ан, в переводе с арабского — «чтение, книга»). Коран призывает язычников обратиться в истинную веру и повествует о тех пророках, которые ещё до Мухаммада проповедовали Единого Бога — от Адама до Иисуса Христа и апостолов.

Религия, основанная Мухаммадом, называется ислам, что в переводе с арабского означает «предание себя Богу». «Предать себя Богу» — значит уверовать в него и полностью подчиниться его наставлениям и воле. Однокоренное с «исламом» слово мусульманин означает «предавший себя Богу».

Страница из Корана. XI в.

В Коране и в сунне, то есть предании, состоящем из установлений пророка Мухаммада, выражены основы мусульманского учения.

Бог — это творец мира и людей.

Он свят и справедлив. Люди и народы живут, исполняя предначертания Бога. В конце времён людей ждёт Страшный Суд, на котором мёртвые восстанут из праха. Добродетельные попадут в рай, а грешники — в ад. Чтобы не оказаться в аду, человек должен верить в Единого Бога и вести праведный образ жизни — не убивать, не воровать, не лгать, сострадать бедным, не поддаваться пагубным страстям и т.д.

В Коране и сунне содержатся также и основы шариата — мусульманского права. Правоверный мусульманин обязан соблюдать пять основных правил: признавать истинным главное положение ислама: «Нет (иного) бога, кроме (Единого) Бога, Мухаммад — его пророк»; совершать ежедневно пять обязательных молитв; соблюдать тридцатидневный пост в месяц рамазан; отдавать пятую часть своего дохода на милостыню и благие дела; совершить хотя бы раз в жизни хадж — паломничество в Мекку (если позволяют доходы и обстоятельства).

Здания, где молятся мусульмане, именуются мечетями (от арабского масджид — «место поклонения»). О наступлении времени очередной молитвы громко возглашает муэдзин, часто с вершины особой башни у мечети —минарета.

Перед молитвой мусульманин совершает ритуальное омовение. В мечети молящийся встаёт лицом к михрабу — украшенной нише в стене, указывающей направление к Каабе. Во время молитвы мусульманин читает славословия Богу, перемежая их земными поклонами. Руководит молитвой имам (предводитель), которого также называют мулла (господин).

Имя Бога. Украшение минарета мечети ал Хакима в Каире. Резьба по камню. 1003 г.

С какой целью мусульманские мастера покрывали стены мечети такими надписями?

В исламе нет особых священников и церковной организации. Имамом (муллой) становятся самые благочестивые, сведущие в ритуале и молитвах люди. По пятницам (дни отдыха и молитвы для мусульман) имам читает проповедь с минбара — особого возвышения в мечети.

В чём значение Корана для мусульман? Каковы главные обязаности мусульман?

4. Наместники пророка. После смерти Мухаммада собрание самых уважаемых мусульман избрало одного из его ближайших соратников халифом (наместником пророка). Первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие один за другим, — вошли в историю как «праведные халифы». Так возникло исламское государство — Арабский халифат, во главе которого стоял халиф, объединявший в своих руках всю духовную, светскую и военную власть (см. на с. 40).

Большая мечеть в городе Кайруане (Тунис). X в.

Мусульмане считают, что любая мечеть повторяет в основных чертах дом пророка Мухаммада в Медине. Как и дом, мечеть состоит из двух главных частей — открытого двора и затенённого, закрытого помещения, в котором указано направление на Мекку (михраб) и предусмотрено место, с которого проповедует духовный наставник. Объясните назначение разных частей мечети.

Купол над михрабом в мечети города Кордовы (Испания). Х в.

Внутри мечети покрыты коврами, стены украшены растительным узором и священными надписями. Изображать Бога мусульманским художникам запрещено, так же как верующим — поклоняться любым изображениям живых существ.

В 661 г. недруги убили Али — последнего «праведного халифа», зятя и друга Мухаммада. Гибель Али глубоко потрясла его сторонников. Внутри мусульманской общины они создали ши’а, то есть отдельную партию. Шииты считают, что особая святость Али и его власть переходят по наследству к его потомкам.

Остальные мусульмане именуют себя суннитами. Они признают святость сунны и не верят в какую-то особую, священную роль Али, видя в нём лишь выдающегося человека. Разногласия между суннитами и шиитами не раз перерастали в кровавые столкновения.

1. На карте (с. 41) найдите территорию Арабского халифата в VII в., важнейшие города.

2. В чём вы видите причину раскола среди мусульман?

1. Что вы узнали об основателе ислама—Мухаммаде?

2. Почему Мухаммад и его последователи терпимо относились к иудеям и христианам?

3. Почему распространение ислама привело к объединению Аравии?

КААБА

Согласно преданию, Каабу возвёл как храм Единому Богу патриарх Авраам, когда гостил у своего сына Измаила. Однако позже арабы якобы отступили от исходного единобожия Авраама и заполнили Каабу множеством идолов всяческих богов и божков. От них-то и пришлось Мухаммаду очищать древний храм.

Кааба (по-арабски — «куб») действительно имеет форму куба высотой с пятиэтажный дом. Кааба стоит посреди внутреннего двора главной мечети мусульманского мира — ал-Харам (Священной).

С тех пор как Мухаммад очистил Каабу от идолов, она стоит пустая. Но в ней по-прежнему хранится древняя святыня арабов-язычников, а позже и всех мусульман — Чёрный камень, который, как считается, был подарен Богом первому человеку — Адаму. Внутри Каабу освещают множество светильников.

На примере арабского предания о Каабе докажите, что ислам, христианство и иудаизм имеют общие черты.

УСТАНОВЛЕНИЯ И ОБЫЧАИ ДВОРА ХАЛИФОВ Из сочинения арабского историка Хилала ас-Саби (XI в.)

О дворце халифа

Во дворце было 20 тыс. дворцовых рабов и 10 тыс. слуг, чернокожих и белых. <…> Одна смена караула, предназначенного охранять резиденцию, состояла из 5 тыс. отборных пеших воинов, 400 караульных и 800 слуг внутренних покоев.

Дворцовый этикет

Когда эмир, везир или другое почётное лицо являлись к халифу, они не целовали землю (перед ним) по древнему обычаю, но, войдя и увидев халифа, говорили: «Мир тебе, эмир верующих!» <…> Часто, когда эмир или везир подходил к халифу, тот протягивал для целования руку, покрытую рукавом… <…> А прикрывал он руку рукавом, чтобы не касались её ртом или губами… <…>

Приём у халифа

(Халиф), да будет милосерден к нему Бог, восседал на троне… в зале для приёмов на сиденье, обитом чёрной шёлковой материей, шитой золотом, а вокруг него стояло около ста человек свиты в красивых нарядах, разноцветных кафтанах с поясами и мечами на перевязях, усыпанных драгоценными камнями, и с палицами и боевыми топориками в руках.

По обе стороны трона стояли старые слуги… из славян… с опахалами в руках. Перед халифом — список… (Корана)… <…> На плечах — плащ Пророка, в руках — посох. Он сидел перепоясанный мечом Посланника Бога, в чёрном одеянии… <…> Между центральными колоннами был повешен парчовый занавес… чтобы создать преграду, так чтобы ни один воин не взглянул на халифа раньше, чем он.

1. Сколько веков разделяет время Мухаммада и того халифа, двор которого описывается в документе?

2. Каковы знаки власти халифа? Что говорят они и придворный церемониал о положении халифа в мусульманском обществе?

3. Почему халифа до поры до времени скрывает занавес и почему халиф прикрывает руку рукавом, когда её целуют?

4. Какие слова в этом документе указывают на то, что его автор — арабский историк?



trojden.com

список, история и интересные факты

Несмотря на то что ислам – это одна из самых молодых религий на планете, она имеет очень интересную историю, наполненную яркими событиями и фактами. Многие специалисты считают, что некогда мощный и влиятельный Арабский халифат обязан своим появлением успешной деятельности Пророка, сумевшего объединить в единой вере большое количество разрозненных ранее племен. Лучшим периодом этого теократического государства можно считать десятилетия, когда во главе стояли праведные халифы. Все они были ближайшими соратниками и последователями Мухаммада, находившимися с ним в кровном родстве. Данный период становления и развития халифата историки считают наиболее интересным, часто его даже называют «золотой эпохой». Сегодня мы подробно расскажем обо всех четырех праведных халифах и их самых значимых достижениях во главе мусульманской общины.

Понятие «халифат»: краткая характеристика

В начале седьмого века Пророк создал небольшую общину единоверцев, раскинувшуюся на территории Западной Аравии. Называлось это протогосударство умма. Изначально никто и не представлял, что благодаря военным походам и завоеваниям мусульман оно заметно расширит свои границы и станет одним из самых мощных объединений на протяжении нескольких столетий.

Слова «халифат» и «халиф» в переводе с арабского означают примерно одно и то же – «наследник». Все правители исламского государства считались преемниками самого Пророка и были очень почитаемы среди рядовых мусульман.

Среди историков период существования Арабского халифата принято называть «золотым веком ислама», а первые тридцать лет после смерти Мухаммада являлись эпохой праведных халифов, о которых мы и расскажем сегодня читателям. Ведь именно эти люди сделали очень многое, чтобы укрепить позиции ислама и мусульманского государства.

Праведные халифы: имена и даты правления

Первые халифы приняли ислам еще при жизни Пророка. Они были хорошо осведомлены обо всех нюансах жизни в общине, ведь всегда помогали Мухаммаду в вопросах управления уммой и принимали непосредственное участие в военных походах.

Четыре праведных халифа были настолько уважаемы в народе при жизни и после смерти, что позже для них был придуман специальный титул, дословно обозначающий «идущие праведным путем». Эта фраза в полной степени отражает отношение мусульман к своим первым правителям. Дальнейшие халифы данного титула не были удостоены, так как приходили к власти не всегда честным путем и не являлись близкими родственниками Пророка.

По годам правления список халифов выглядит следующим образом:

  • Абу Бакр ас-Сиддик (632-634).
  • Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (634-644).
  • Усман ибн Аффан (644-656).
  • Али ибн Абу Талиб (656-661).

За время своего правления халифатом каждый из перечисленных выше мусульман сделал все возможное для процветания государства. Поэтому о них хочется рассказать подробнее.

Первый праведный халиф: путь к вершинам власти

Абу Бакр ас-Сиддик являлся одним из первых, кто всей душой поверил Пророку и пошел за ним. До встречи с Мухаммадом он жил в Мекке и был довольно богат. Его основной деятельностью была торговля, которой он продолжил заниматься после принятия ислама.

Еще в Мекке он начал активную деятельность по развитию мусульманской общины. Праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик тратил на это огромные суммы денег и занимался выкупом рабов. Примечательно, что каждый из невольников получал свободу, но в обмен должен был стать правоверным. Думаем, не стоит говорить, что эта сделка была очень выгодной для рабов. Поэтому количество мусульман в Мекке быстро росло.

После того как Пророк принял решение переехать в Медину, будущий халиф поехал вслед за ним и даже сопровождал Мухаммада, когда тот прятался в пещере от подосланных убийц.

В дальнейшем Пророк женился на дочери Абу Бакр ас-Сиддика, что сделало их кровными родственниками. После этого он не единожды отправлялся с Мухаммадом в военные походы, совершал пятничный намаз и руководил паломниками.

В шестьсот тридцать втором году Пророк скончался, не оставив наследников и не назначив нового преемника, и мусульманская община встала перед выбором нового лидера.

Годы правления Абу Бакра

Сподвижники Мухаммада никак не могли договориться по поводу кандидатуры халифа и только после того, как они вспомнили многочисленные заслуги Абу Бакра перед мусульманской общиной, выбор был сделан.

Стоит отметить, что праведный халиф был очень добрым и абсолютно не тщеславным человеком, поэтому к управлению он привлек и других последователей Пророка, распределив между ними круг обязанностей.

Абу Бакр ас-Сиддик получил власть в очень непростое время. После кончины Мухаммада от ислама отвернулись многие люди и племена, которые посчитали, что теперь они могут вернуться к своей прежней жизни. Они разорвали свои договорные обязательства перед халифатом и прекратили выплату налогов.

В течение двенадцати лет Абу Бакр предпринимал действия для сохранения и расширения границ халифата. При нем была сформирована регулярная армия, которая сумела продвинуться до границ Ирана. При этом халиф всегда сам напутствовал своих солдат, запрещая им убивать женщин, младенцев и стариков, а также издеваться над врагами.

В тридцать четвертом году седьмого века армия халифата приступила к завоеванию Сирии, однако правитель государства в это время находился при смерти. Чтобы не допустить конфликтов в халифате, он сам выбрал преемника среди своих ближайших соратников.

Второй халиф

Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук правил мусульманской страной на протяжении десяти лет. Изначально он был очень скептически настроен против ислама, но однажды ему довелось прочитать суру, и он заинтересовался личностью Пророка. После встречи с ним он проникся верой и готов был последовать за Мухаммадом в любую точку мира.

Современники второго праведного халифа писали, что он отличался невероятной храбростью, честностью и бескорыстием. Также он был очень скромным и благочестивым. Через его руки в качестве главного советника Пророка проходили очень большие суммы денег, однако он никогда не поддавался искушению, чтобы обогатиться.

Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук часто принимал участие в военных битвах и даже выдал свою любимую дочь за Мухаммада. Поэтому не удивительно, что на смертном одре первый халиф назвал своим преемником именно Умара.

Достижения Умара ибн аль-Хаттаба

Второй праведный халиф сделал очень многое для развития административной системы мусульманского государства. Он создал список лиц, которые получали ежегодное пособие от государства. В данный реестр входили сподвижники Пророка, воины и члены их семей.

Также Умар заложил основы налоговой системы. Интересно, что она касалась не только денежных выплат, но и регламентировала отношения между разными гражданами халифата. К примеру, христиане не имели права строить свои жилища выше мусульманских домов, иметь оружие и публично показывать свои символы веры. Естественно, что правоверные платили налоги в меньшем размере, чем завоеванные народы.

К заслугам второго халифа можно отнести введение новой системы исчисления, юридической системы и строительство на завоеванных территориях военных лагерей, чтобы не допустить восстаний.

Большое внимание Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук уделял строительству. Ему удалось на законодательном уровне закрепить правила градостроения. За основу был взят пример Византии, и большинство городов того времени отличались стройными и широкими улицами с красивыми домами.

За десять лет своего правления халиф заложил основы национального и религиозного единства. К своим врагам он был беспощаден, но одновременно запомнился справедливым и деятельным правителем. Многие историки считают, что именно в этот период времени ислам заявил о себе как о сильном и полностью сформировавшимся религиозном течении.

Третий правитель халифата

Еще при жизни Умар создал совет из шести своих ближайших сподвижников. Именно они должны были выбрать нового правителя государства, который продолжил бы победоносное шествие ислама.

Им стал Усман ибн Аффан, пробывший у власти около двенадцати лет. Третий праведный халиф был не столь деятельным, как его предшественник, однако он относился к очень древнему и знатному роду.

Семья Усмана приняла ислам еще до того, как Пророк переселился в Медину. Но отношения между аристократическим родом и Мухаммадом были довольно напряженными. Несмотря на это, Усман ибн Аффан бы женат на дочери Пророка, а после ее смерти получил предложение взять в жены другую его дочь.

Многие считают, что многочисленные связи Усмана позволили распространить и укрепить ислам еще при жизни Мухаммада. Будущий халиф знал множество знатных семей и благодаря его активной деятельности ислам приняло большое количество людей.

Это укрепило положение тогда еще немногочисленной общины и дало мощный толчок к созданию религиозного государства.

Период правления халифа Усмана

Если описывать эти годы кратко, то можно сказать, что третий халиф отступил от принципов, которых придерживались его предшественники. Он превыше всего ставил родственные узы, тем самым откинув халифат во времена протогосударства.

Родня и приближенные Усмана имели склонность к стяжательству и стремились обогатиться за счет других жителей халифата. Естественно, что это привело к усилению материального неравенства и волнениям.

Удивительно, но в этот непростой период границы халифата продолжали расширяться. Этому способствовали военные завоевания, однако держать покоренные народы в повиновении халифу было крайне тяжело.

В итоге это привело к восстанию, в результате которого халиф был убит. После его смерти в государстве начался кровопролитный период междоусобиц.

Четвертый халиф

Праведный халиф Али ибн Абу Талиб, ставший четвертым правителем «золотой эпохи», относился к очень необычным людям. Из всей плеяды халифов он был единственным кровным родственником Мухаммада. Он являлся его двоюродным братом и вторым человеком, принявшим ислам.

Так сложилось, что Али и Пророк воспитывались вместе. Поэтому неудивительно, что халиф женился на дочери Мухаммада. В дальнейшем от их союза родилось двое мальчиков, к которым Пророк был очень привязан. Он подолгу беседовал с внуками и был частым гостем в семье дочери.

Али часто принимал участие в военных походах и отличался просто легендарной храбростью. Однако вплоть до своего избрания халифом он не занимал важных государственных постов.

Али ибн Абу Талиб как халиф: оценка историков

Личность Али представляется специалистам крайне противоречивой. С одной стороны, он не обладал организаторскими способностями, талантами политика и гибким умом. Именно при нем наметились предпосылки к распаду халифата, а мусульмане разделился на шиитов и суннитов. Однако никто не может отрицать его фанатичной преданности делу Мухаммада и верности выбранному пути. К тому же безвременная смерть возвела его в ранг мученика. Ему приписывают множество подвигов и деяний, достойных святого.

Исходя из всего вышесказанного, историки делают вывод, что Али оказался истинным мусульманином, но так и не смог сдержать сепаратистский настрой в халифате.

fb.ru

это кто? История возникновения халифата

Значение слова «халиф» можно перевести как «преемник» или «заместитель». Этот титул давали только избранным мусульманам, чья вера и преданность Аллаху не знали границ.

Халиф – это лидер мусульман, избираемый для того, чтобы руководить мирской и духовной жизнью страны. Но правление его не было безграничным, так как он должен был подчиняться законам, написанным в шариате. За отступление от истины правителя ждало не только презрение со стороны мусульман, но и в некоторых случаях это могла быть и смерть. Но обо всем по порядку.

Появление первого халифа

Для того чтобы понять, что такое халиф, следует обратить свой взор к истокам мусульманского мира.

Все началось с пророка Мухаммеда, который сумел объединить враждующие племена под единым знаменем веры. За это его стали почитать, словно святого, чья сила и знания были дарованы самим Аллахом. Но, как и любого смертного, Мухаммеда ожидала смерть. После гибели пророка нужно было найти нового лидера, дабы его труды не пропали даром.

Так, в 632 году путь Мухаммеда продолжил его верный ученик – Абу Бакр. Вот только его власть продержалась всего два года, так как в 634 г. он скоропостижно умер в связи с неизлечимой болезнью.

Но все же семя было посажено. И с тех пор халиф – это титул, дающийся человеку, которого считают наместником пророка на земле. Его слова и деяния должны служить во благо всем мусульманским народам и тем самым прославлять Аллаха.

История развития халифата

Сразу после смерти Абу титул лидера мусульман перешел к Умару ибн аль-Хаттабу. Первым делом он начал военные походы, целью которых стало покорение земель неверных. И у него это очень хорошо получилось, так как он сумел разбить византийскую и персидскую армии, чьи силы в те времена были непоколебимыми. Также Умар сумел взять Иерусалим. Но все же смерть безжалостна и не побоялась забрать столь сильного воина. Его жизнь оборвалась в 644 году.

Что такое халиф, плохо понимал третий лидер мусульман, по крайней мере так думают многие историки. Усман ибн-Аффан не отличался сильным духом, в отличие от его предшественников. В ряды своих приближенных он набирал родственников и друзей, что вызвало сомнение касательно его мудрости и праведности у других мусульман. И хотя он и захватил такую великую страну, как Согдиан, недовольные мусульмане все же устроили переворот и закололи его.

Четвертым халифом стал Али ибн Абу Талиб. Он был родственником пророка Мухаммеда, а точнее его двоюродным братом. Именно он стал тем «яблоком раздора», что окончательно разделило мусульманский мир на суннитов и шиитов. За время его правления страну постоянно донимали гражданские войны и битвы за трон, поэтому неудивительно, что умер он от отравленного клинка. После этого вражда за трон халифа продолжалась постоянно.

В истории первых четырех халифов называют праведными, так как они стояли у истоков ислама. Именно благодаря их деяниям мусульманская вера смогла разойтись так широко по миру, собрав воедино миллионы верующих.

Разница между суннитами и шиитами

Во всех течениях мусульманской веры халиф – это свидетель пророка Мухаммеда на Земле. Но проблема в том, что сунниты и шииты по-разному смотрят на то, кто может стать им.

Так, согласно традициям суннитов, лидером общины может стать любой мусульманин, чья кандидатура подходит под требования шариата (свод законов в Исламе). Большинство халифов в истории были суннитами, так как именно эта ветвь мусульманства насчитывает наибольшее количество приверженцев.

Шииты имеют свое мнение на этот счет, а точнее — властью халифа можно наделять лишь прямых родственников Мухаммеда. Именно поэтому из всех праведных халифов они признают только Али ибн Абу Талиба. За всю историю халифата немногие правители со стороны шиитов восседали на троне.

Халиф: определение претендентов на титул

Дабы стать правителем, нужно было соответствовать строгим правилам шариата. Согласно ему, халиф – это человек, на которого ложится обязанность охранять границы мусульманского мира, следить за качеством жизни своих подданных, пресекать преступления и прославлять ислам пред другими верами.

Так, согласно суннитским законам, халиф должен соответствовать следующим критериям.

  1. Это может быть только мужчина.
  2. Кандидат должен быть праведным мусульманином и знать все законы шариата.
  3. Иметь здравый рассудок и не иметь врожденных болезней.
  4. Обладать чувством справедливости и не бояться опасностей.

Что касается расы, то преимущество было у курайшитов, но и представители других арабских племен могли стать халифами. Более того, если среди кандидатов не было арабов, то титулом могли наградить и белого человека, лишь бы он искренне верил в Аллаха.

fb.ru

Почему праведными халифами в исламе считаются только первые четыре?

Лучшими среди мусульман после Пророка Мухаммада считаются четыре праведных халифа: Абу Бакр бин Абу Кухафа (632–634), Умар бин аль-Хаттаб (634–644), Усман бин Аффан (644–656) и Али бин Абу Талиб (656–661) . К праведному халифату относится и семимесячный период правления аль-Хасана бин Али, который отказался от власти в пользу наместника Шама — Муавии бин Абу Суфьяна.

В арабском языке слово халифа означает «преемник», «наместник». Эти правители совмещали светскую и духовную власть и неотступно руководствовались Шариатом Пророка, благодаря чему заслужили титул рашидун, означающий «праведный», «идущий верным путём». Мусульманские историки считают тридцатилетний период их правления самым ярким этапом в истории ислама, когда власть и закон были поставлены на службу всему народу.

Праведные халифы имели мало общего с царями или императорами. Они вели скромный образ жизни, не имели личной охраны, общались с простыми людьми на улицах и в мечетях. Каждый желающий мог обратиться к ним за помощью или советом, и двери их домов были открыты для всех мусульман, в особенности для тех, кто приезжал из провинций.

Предвидя, что его ближайшие преемники будут править мудро и справедливо, Пророк Мухаммад завещал верующим руководствоваться его Сунной и следовать путём праведных халифов. В одном из хадисов, переданных Ахмадом и ат-Тирмизи, говорится: «Халифат в моей общине продлится тридцать лет, после чего начнётся царствование». Опираясь на это предание, учёные относят к праведным халифам и аль-Хасана бин Али, так как семимесячный период его правления дополняет продолжительность праведного халифата до тридцати лет.

По мнению большинства учёных, праведные халифы превосходили друг друга в той же последовательности, в которой они избирались правителями. Первым и лучшим среди них был Абу Бакр, потом — Умар бин аль-Хаттаб, потом — Усман бин Аффан, а потом — Али бин Абу Талиб. За свою верность и непоколебимую убеждённость в правоте Мухаммада Абу Бакр получил прозвище ас-Сыддик («правдивый», «подтверждающий правдивость»). За решимость и умение принимать правильные решения, отличая истину от лжи, Умар получил прозвище аль-Фарук («различающий»). Усман был поочерёдно женат на двух дочерях Пророка, за что получил прозвище Зу-н-нурейн («обладающий двумя светочами»). Али бин Абу Талиб был тем, кого, по свидетельству Пророка, любили Аллах и Его Посланник, и мусульмане называли его аль-Муртада («заслуживший довольство»). О достоинствах каждого из них говорится во многих теологических трактатах, авторы которых нередко ссылаются на хадисы самого Пророка.

Праведные халифы внесли огромный вклад в становление и развитие мусульманского государства. Были созданы административные институты, сделаны основные шаги по сохранению духовного наследия Пророка. В период правления Абу Бакра Коран был собран в единый свод, а в годы правления Усмана бин Аффана размножен в семи экземплярах. Умару бин аль-Хаттабу принадлежат заслуги создания судебной системы, введения нового летоисчисления, организации военных гарнизонов, расширения градостроительства и введения государственных реестров (диванов), в которых фиксировались имена военнослужащих и нуждающихся. По приказу Али бин Абу Талиба была осуществлена первая реформа арабской грамматики.

Источник: http://e-minbar.com/islamovedenie/book-01/chapter-10/pravednye-halify

thequestion.ru

Мир ислама. Омеяйды и Аббасиды. Распад халифата



1. Арабские завоевания.

1. Сравните размеры Арабского халифата и Византийской империи при Юстиниане I. Какие земли перешли из власти императоров под власть халифов?

Размеры Арабского халифата значительно больше размеров Византийской империи при Юстиниане. От императоров к власти халифов перешли территория современной Испании (Пиренейский полуостров), Северная Африка, Египет, Сирия, Палестина.

2. Чем объясняются различия в отношении властей к разным религиозным группам?

Мусульмане боролись с язычниками, как с неверными, но с большой терпимостью относились к сторонникам религий, признающих Единого Бога, — иудаизма и христианства. Мухаммад говорил, что проповедуемое им учение не противоречит истинным иудаизму и христианству, но подтверждает их. Христиане и иудеи должны были платить подати, но мусульмане их не преследовали и насильно в ислам не обращали.

2. Омеяйды и Аббасиды.

Предположите, почему халифы из династии Аббасидов предоставили высокие должности людям из покорённых народов?

Я считаю, что таким образом халифы из династии Аббасидов хотели получить поддержку со стороны местного населения и предотвратить выступлений против власти халифа.

3. Распад халифата.

Каковы причины распада Арабского халифата? Можно ли было его предотвратить, если бы Аббасиды продолжали политику Омейядов?

Я считаю, что причиной распада Арабского халифата был его большой размер и слишком большое разнообразие входящих в него народов. Нет, сдержать процесс развала арабского халифата нельзя было ни силой, как при Омейядов, ни уступками, как при Аббасидах. Это был естественный процесс.

4. Культура мусульманского мира.

1. Объясните причины расцвета научных знаний в Арабском халифате.

Причиной расцвета научных знаний в Арабском халифате стало то, что арабы завоевали многие древние народы, которые уже создали высокие культуры. Мусульмане переняли из научных знаний византийцев и иранцев. Раньше всего они заинтересовались медициной и астрономией. Но вскоре дошла очередь и до других наук, например философии.

В IX в. в Багдаде возник «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»), в котором делались переводы на арабский язык лучших греческих, иранских, сирийских и еврейских книг. Греческая философия сильно повлияла на мусульманское богословие, а римское право воздействовало на мусульманское право – шариат.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте рассказ об одном из памятников мусульманской культуры.

Аль-Масджид ан-Набави – мечеть в Медине, являющаяся второй святыней в исламе после Заповедной мечети в Мекке.

Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Купол Пророка) расположена могила Мухаммада. Точная дата возведения купола неизвестна, но его описание можно найти в манускриптах начала XII века. Первые два мусульманских халифа Абу Бакр и Умар также похоронены в мечети.

После Хиджры Мухаммад поселился в Ясрибе (названном позже Мединой) в доме, на месте которого позже начал возведение мечети, сам принимал участие в работах. Принцип планировки этого здания был принят для других мечетей во всем мире. В сооружении были заложены основные элементы композиции колонной мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала, ориентированного первоначально к Иерусалиму, а позднее – к Мекке, признанной главным священным городом мусульман. Мечеть также служила помещением для проведения культурных и общественных мероприятий, судом и религиозной школой.

5. Арабы меняют мир.

Как вы можете объяснить выражение «мир ислама»?

Мир ислама – это земли, на которых распространился ислам и была сформирована своя особенная культура и традиции. Весь Ближний Восток, Иран и Средняя Азия превратились в оплот ислама.

Вопросы в конце параграфа:

1. Каковы причины арабских завоеваний?

Причиной арабских завоеваний было желание захватить новые территории для расселения и распространения ислама. Этому способствовало понятие джихада – борьбы с собой и с язычниками в процессе распространения ислама. В своих завоеваниях арабы были уверены, что несут истинную веру.

2. Почему арабов считают наследниками античной культуры? Что они сами привнесли в мировую культуру?

Потому что завоеватели-арабы подчинили себе земли многих древних народов, давно уже создавших высокие культуры. Арабы стали строить новые города. Очень быстро арабы восприняли многие черты ближневосточного образа жизни – одежду, кухню, любовь к мытью в банях и страсть к музыке, танцам, состязаниям поэтов.

Особенно много мусульмане переняли из научных знаний византийцев и иранцев. Раньше всего они заинтересовались медициной и астрономией. Но вскоре дошла очередь и до других наук, например философии.

В IX в. в Багдаде возник «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»), в котором делались переводы на арабский язык лучших греческих, иранских, сирийских и еврейских книг. Греческая философия сильно повлияла на мусульманское богословие, а римское право воздействовало на мусульманское право – шариат.

В халифате появились выдающиеся философы, астрономы, медики, математики, географы. В медресе – мусульманских высших школах, занимались сотни учеников. Знания арабских учёных о природе намного превосходили познания европейцев того времени. Многие христиане из Европы учились у арабских мудрецов.

Мусульмане ценили не только знания, но и красоту. Они строили прекрасные мечети, медресе и дворцы. Бани и дома знати украшались мозаиками с военными и охотничьими сценами, страницы книг – миниатюрами.

Выдающихся успехов мусульмане достигли в каллиграфии – искусстве письма. Ведь они считали, что пытаться изображать самого Бога – кощунство, зато начертать слово Бога – дело благочестивое. Арабы и иранцы выработали множество красивых почерков. Священными надписями украшали храмы, посуду, ткани, оружие – едва ли не всё, что окружало людей.

Вопросы к дополнительному материалу

1. Покажите на примере судьбы Авиценны, от каких обстоятельств могла решающим образом зависеть судьба восточного учёного.

Судьба восточного ученого зависела напрямую от случая. Авиценне повезло – он помог эмиру, а тот его допустил к библиотеке.

2. Предположите, каким образом труды греческих и римских учёных смогли оказаться доступны бухарцу Авиценне.

Во время арабских завоеваний многие труды античных ученых были вывезены из территорий, ранее принадлежащих Римской империи, попали в восточные библиотеки и стали доступны восточным ученым.

resheba.com

Халиф – это… Значение слова и мужского имени :: SYL.ru

В восточных сказках и мультфильмах часто встречается существительное «халиф». Понятно, конечно, что это титул. Но как доступно объяснить ребенку, кто такие халифы, каковы их обязанности и можно ли встретить их сегодня? На помощь придет эта статья.

Этимология слова «халиф»

Для того чтобы понять, кто такой халиф, стоит обратиться к этимологическому словарю. Корни слова халиф – арабские. خليفة (khalīfah) можно перевести как «наследник» или «преемник».

Значение слова «халиф» в толковом словаре

Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал, что толковый словарь – это большой мир, расположенный в алфавитном порядке. Есть ли в этом мире существительное «халиф»?

В словаре, составленном Татьяной Федоровной Ефремовой, есть два значения этого слова:

  1. Халиф – это титул. Государь, носивший его, совмещал светскую власть с духовной и считался преемником Мухаммеда.
  2. Халифом именовали султанов (сначала египетских, а затем турецких), которые были духовными главами всех мусульман.

Определение слова «халиф» в словаре, составленном Дмитрием Николаевичем Ушаковым, немного отличается: здесь халиф – это верховный мусульманский глава, который совмещал духовную власть со светской в арабских государствах вплоть до 13 века. Энциклопедический словарь уточняет – в Турции титул халиф сохранялся до 1924 года. Самое полное определение слова «халиф» можно найти в словаре, выпущенном Фридрихом Брокгаузом и Ильей Ефроном. В этом издании указано, что халифами называли как преемников Мохаммеда (в духовной и политической власти), так и викариев шейхов в различных мусульманских сектах и дервишеских орденах. Кроме того, халифами могли именовать даже помощников директоров чиновнических бюро.

Интересный факт

Самые первые халифы, появившиеся в 632 году, на протяжении почти трех десятилетий считались преемниками пророка Мухаммеда. А в 661 году, при династии халифов Омейяды, их стали считать наместниками Аллаха. В десятом же веке халифы перевоплотились в мусульманских первосвященников.

Династии халифов

Большинство халифов можно отнести к суннитской ветви ислама. Основная идея суннитов заключалась в том, что пророк Мухаммед был призван по божественному повелению. А потому не мог завещать или передавать свое служение преемникам. То есть его продолжатели могли унаследовать лишь земную власть.

Завоевательную политику Праведного халифата (государства, созданного в 632 году, после смерти пророка Мухаммеда) продолжили Омейяды. Эта династия была основана в 661 году. Правили Омейяды до середины восьмого века. В 750 году эту династию свергли Аббасиды, практически все представители были уничтожены. В живых остался лишь внук халифа Хишама Абд ар-Рахмана.

Аббасидский халифат существовал с 750 по 1258 год. В его состав входили территории, на которых в наше время расположены арабские страны Азии и часть Средней Азии, Северная Африка, Иран и Египет. На протяжении двух столетий государство Аббасидов активно развивалось, однако постепенно пришла в упадок. Причиной тому стала феодальная раздробленность, рост политического влияния гвардии, в составе которой были тюркские рабы-гулямы.

Нельзя не сказать и о Фатимидском халифате. Он откололся от Аббасидского после восстания в провинции Ифрикия. В период своего расцвета он занимал территории Египта, Сирии, Магриба и Палестины. С 996 года во время правления халифа аль-Хакима начался упадок халифской власти. Фатимидский халифат был свержен Саладином. Этот военачальник был призван для организации обороны против крестоносцев в1169 году.

Последним халифатом стал Османский. Его упразднили после падения Османской империи в 1924 году. Турецкое государство, основанное Мустафой Ататюрком, уже было светским.

Халифы сегодня

Возрождение института халифата сегодня вполне возможно. Об этом заявляют представители целого ряда исламских организаций и движений. Самый вероятный претендент на титул халифа – потомок последнего османского халифа.

Кстати, есть и непризнанный халиф. Это глава ИГИЛ (запрещенной в России организации) Абу Бакр аль-Багдади. Он был объявлен в ходе гражданской войны в Ираке, после создания халифата на территории Сирии и Ирака.

Халиф на час: значение фразеологизма

«Халиф на час» — это крылатое выражение, которое произошло от одноименного названия волшебной сказки из сборника «1000 и одна ночь». По сюжету этой истории житель Багдада Абу-Гассан приглашает к себе незнакомца, даже не догадываясь о том, что перед ним халиф Гарун-аль-Рашид, к слову сказать – любитель разгуливать по Багдаду под видом приезжего купца. Юноша делится с новым приятелем заветной мечтой – хотя бы на короткий срок занять место правителя. Желание развлечься тут же просыпается у халифа. Он добавляет в вино Абу-Гассана снотворный порошок и дает приказ перенести его во дворец. Весь следующий день Абу-Гассан считает, что он – настоящий халиф. Свою роль в этом сыграла и свита настоящего правителя. Вечером же юноша вновь получает бокал вина со снотворным и просыпается уже дома.

То есть смысл фразеологизма «халиф на час» заключается в том, что человек, которого так называют, получил власть на короткое время. Еще одно значение – человек, который случайно стал кем-то, кто занимается несвойственным ему делом, чаще всего престижным.

Имя Халиф

Однако, халиф – это не только титул, но и мужское имя! Чаще всего детей этим именем называют арабы и татары. Человек, способный на подвиги и жертвы, ведущий жизнь подвижника, – так можно охарактеризовать человека, носящего это имя. Впрочем, Халиф это делает не ради высоких целей, а просто потому, что может себе позволить. Еще одна важная черта Халифа – способность отказаться от своего счастья во имя счастья другого человека, возможно даже бросить к чьим-то ногам весь мир. Это значит, что рядом с обладателем этого имени должен быть человек, играющий роль «объекта приложения», иначе жизнь Халифа просто потеряет смысл. Кстати, значение имени Халиф – «наследник».

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *