Катапульта ка 52 – Ка-52 Аллигатор,всепогодный,с катапультами,супер-пупер. А погибли оба пилота. Как такое может быть ?!

убийственная красота » Военное обозрение

Что можно сказать еще об этом вертолете? Действительно, словосочетание «убийственно красив» подходит лучше всего. Да, красив, и встреча с ним хоть немного неподготовленным может окончиться печальными строками в сводке потерь.


Технические характеристики.

Экипаж: 2 человека, пилот и оператор вооружения, но управлять машиной могут оба. Что весьма ценно в случае выхода из строя пилота.

Максимальная взлётная масса: 10 800 кг.

Силовая установка: 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО «Климов»».
Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме).
на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.
на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.

Лётные характеристики:

Максимальная скорость: 300 км/ч
Крейсерская скорость: 260 км/ч

Практическая дальность: 460 км

Перегоночная дальность: 1110 км
Статический потолок: 4000 м
Динамический потолок: 5500 м

Вооружение

Стрелково-пушечное:
1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
Точки подвески: 6
Боевая нагрузка: 2800 кг

Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР Штурм-ВУ (дальность действия 6 км, с полуавтоматической многоканальной лазерной системой наведения)

ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах).

Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)

Ка-52 оснащен той же системой спасения экипажа, что и его предшественник, Ка-50.

Система спасения экипажа основана на ракетно-парашютной системе К-37-800 производства НПП «Звезда». При получении команды на катапультирование, происходит отстрел лопастей несущих винтов и отстрел верхней части фонаря кабины. После чего приводится в действие реактивная система, которая за фал вытягивает спинки кресел с пристёгнутыми пилотом и оператором. После выключения реактивного двигателя привязные ремни автоматически перерезаются, и спинка кресла отделяется от пилота, вытягивая парашют. Данная система обеспечивает спасение экипажа в диапазоне скоростей от 0 до 400 км/ч и высот от 0 до 4000 метров.

Экипаж, конечно, может покинуть вертолет и без катапультирования.

Но система спасения, наверное, наиболее ценное нововведение из всего, чем оснащен вертолет.

Еще хотелось бы сказать несколько слов о пушке.

В отличие от коллег отечественного производства, Ка-52 оснащён несъёмной одноствольной автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм.

Решение использовать не стандартную авиационную пушку ГШ-301, а более тяжёлую пушку, изначально разработанную В. П. Грязевым для БМП-2, было продиктовано стремлением обеспечить максимальную надёжность стрельбы, в условиях сильной запылённости и плохого охлаждения на низких скоростях и высотах.

Питание пушки ленточное, селективное. Пилот имеет возможность выбора бронебойных или осколочно-фугасных снарядов, а также темпа стрельбы (550 или 350 выстрелов в минуту).

Максимальный боекомплект пушки, в двух патронных ящиках, составляет 460 патронов. Очереди идут с автоматической отсечкой по 20 или 10 выстрелов.

Пушка размещена в районе центра масс вертолёта, что обеспечивает точность наведения на цель, недоступную многим коллегам. При нацеливании с помощью комплекса «Шквал-В» пушка способна отклоняться на −2°…+9° по горизонтали и +3°…-37° по вертикали. При помощи пушки возможно поражение целей на дистанции в четыре километра, то есть без входа в зону ближней ПВО противника.

То, что у пушки Ка-52 отсутствует возможность широкого угла наведения, с лихвой компенсируется высокой маневренностью вертолета.

На внутренние пилоны крыла могут подвешиваться контейнеры УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л калибром 23 мм и общим боезапасом 500 патронов.

Наблюдая боевое применение Ка-52 на полигоне, можем отметить одну вещь: очень сложная для съемки машина. Что отстрел ракет, что стрельба из пушки велась с таких расстояний, до которых было очень сложно «дотянуться» оптикой.

Если электронные системы позволяют работать с таких расстояний (а они позволяют, результаты о том свидетельствовали), то можно только порадоваться.

Максимальная достигнутая скорость на вертолёте Ка-50 составила 390 км/ч, однако максимальная скорость серийных машин ограничена на отметке 315 км/ч. Крейсерская скорость полёта составляет 260 км/ч. Вертолёт способен передвигаться боком со скоростью 80 км/ч и назад со скоростью 90 км/ч. Используя топливо внутренних баков, вертолёт преодолевает расстояние в 520 км. В перегоночном полёте, с использованием четырёх подвесных топливных баков, Ка-50 покрывает расстояние в 1160 км. Статический потолок полёта ограничен отметкой в 4000 м, а динамический — в 5500 м.

Очень впечатляет пилотаж в исполнении подполковника Бакина из группы «Беркуты». Учитывая, что на всеобщее обозрение выставляются наверняка не все возможности машины, даже того, что было увидено, хватает для удивления и некоего щенячьего восторга от того, на что способен Ка-52 в умелых руках.

Как Бакин это делает — сложно сказать, но как это выглядит…

Есть ли у Ка-52 реальные конкуренты? Ну, гипотетически, да. Мы не будем сравнивать жестко, дедушку АН-64 «Апача» все-таки надо отправить на покой. Да и с производства он снят.

Есть мысль попробовать сравнить «Аллигатора» с более-менее новыми машинами. Тут на ум приходят всего три из лагеря потенциальных:


Англо-итальянец Agusta A129 Mangusta, который относительно не стар, но все же, как нам кажется, будет изрядно послабее.
Американец Bell AH-1Z Viper, который если судить по цифрам ТТХ и ЛТХ — очень серьезная машина.
И еще один европеец, Eurocopter Tiger.

Все, как говорится, имеют потенциальную возможность встречи.

Интересно было бы услышать мнение читателей на эту тему. «Гадюка», «Тигр» и «Мангуст» там, «Аллигатор» у нас. Кто кого?

Использованы материалы:
http://www.russianhelicopters.aero/ru/helicopters/military/ka-52.html

topwar.ru

российский боевой ударный вертолёт, характеристики (ТТХ), применение, максимальная скорость

Новые условия на поле боя выдвигают новые требования к боевой технике. Особенно это касается авиации непосредственной поддержки сухопутных частей на поле боя. С изобретением вертолетов ситуация с воздушной поддержкой улучшается. Первые вертолеты передавали сведения, затем доставляли подкрепления и припасы. Следующим шагом стало вооружение вертолетов и их специализация.

Пионером в этой области стали американцы, разработавшие «Апач». Советские и российские конструкторы не могли сдать позиции, поэтому в 1990-е на свет появились друг за другом Ка-50 и Ка-52, специальные ударные вертолеты, способные на равных поспорить с иностранными машинами.

Содержание статьи

История создания

Долгое время единственным ударным вертолетом вооруженных сил СССР был легендарный Ми-24. Прозванная в войсках «крокодилом», эта винтокрылая машина с честью прошла все войны и конфликты, где участвовали советские и российские воины, и продолжает участвовать до сих пор. Но уже в 1980-е к этому вертолёту появились вопросы.

Разработанное конструкторами Миля десантное отделение использовалось нечасто, но давало дополнительные габариты и лишние килограммы. Новости из-за океана о специализированном ударном вертолете поставили вопрос о новой машине ребром.

Разработку поручили КБ Миля и Камова. Первые пошли по проторенной дорожке усовершенствуя уже стоящие на вооружении машины.

Получившийся аппарат, глубокая переработка «крокодила», была не совсем подходящим вариантом. Камовский вариант предусматривал совершенно новую, уникальную машину.

Несмотря на множество нововведений, поставленная на вооружение «Черная акула», или Ка-50, имела и ряд недостатков. Одним из главных был один пилот. Сложно было управлять машиной, наводить вооружение, уклонятся от атак и использовать все возможности аппарата.

В середине 1990-х годов было объявлено о создании новой ударной машины, а в 2008 году, после всех испытаний, она попала на вооружение.

Особенности конструкции вертолета

Модель сделана по излюбленной камовцами соосной схеме. Это дало большую эффективность использования двигателя, а также большую маневренность и подвижность. Уменьшается вес машины. Сама конструкция, а так же большая часть узлов и деталей копирует Ка-50. Это касается силовой установки, шасси, подвесок, фюзеляжа и много еще.

Есть и существенные отличия. Обтекаемые формы Аллигатора улучшили аэродинамику машины. Это же повлияло на укрытие от радаров, теперь заметить вертолет намного сложнее.

Появилось место для второго пилота, для него же машину набили новой, подчас уникальной электроникой.

Она позволяет одинаково эффективно использовать машину, как днем, так и ночью. Вертолетчики сидят рядом, все системы продублированы на случай ранения одного из них или выхода из строя систем.

Это же делает вертолет идеальным тренажером для подготовки пилотов в условиях, приближенным к боевым. Широкое распространение получили жидкокристаллические экраны. Внедрена новая система спасения пилотов, модернизированная система катапультирования по самолетному принципу, с предварительным отстрелом лопастей винтов.

Нестандартным, по отношению к большей части остальной вертолетной технике мира, выглядит и второй винт. С точки зрения возможностей это сделало вертолет сильнее, но измененные габариты увеличили высоту вертолета. Соосная система, так же, дороже, нежели традиционная с рулевым винтом. Плюсом можно назвать необычайную маневренность машины.

Достаточным примером может служить возможность делать «мертвую петлю», маневр, на который не способен ни один вертолет с классической схемой расположения винтов.

Машина имеет бронирование узлов и соединений.

Кабина пилотов так же обеспечивает надежную защиту вертолетчикам. Силовую установку представляет двигатель ВК-2500, обладающей мощностью в 2400 л/с. Установлены специальные агрегаты, рассеивающие выхлопы от машины. Это позволяет уменьшить заметность в инфракрасном диапазоне. Сильно увеличен потолок высоты машины.

Поскольку основные боевые действия в тот период велись на Кавказе, с учетом опыта Афганистана, к машине предъявлялись жесткие требования по части действий в гористой местности. Задачи, поставленные перед камовцами, получили решение. Высокогорье с разряженным воздухом больше не проблема для аппарата.

Электроника рассчитана, прежде всего, на штурмовку позиций, уничтожение живой силы и бронированной техники врага. Возможна и борьба с аналогичной техникой противника. Первоначально, еще во времена «Черной акулы» предполагалось введение новой тактики для ударных вертолетных групп.

В непосредственной близости от противника использовать небольшие маневренные вертолеты-разведчики.

Они передавали бы данные на до зубов вооруженные машины, которые открывали бы огонь с относительно безопасного расстояния.

Для эффективного ведения огня на машине стоит комплекс «Самшит-Э». Он включает в себя не только тепловизор, но и пеленгатор и целеуказатель на основе лазерного луча. РЛС представлена «Арбалетом-52», ищущим наземные цели и дающим корректировку на малых высотах. Он же осуществляет противоракетную оборону.

Из электроники также установлены системы активной защиты и радиоэлектронной борьбы.

Вооружение машины состоит из следующих компонентов:

  • 30-мм пушка, подвижного типа;
  • ряд управляемых и неуправляемых ракет, в зависимости от каждой конкретной боевой задачи;
  • бомбы, причем нагрузка может достигать 2000 килограмм.

Все в совокупности дает прекрасно вооруженную машину ,способную решать практически любые задачи на поле боя, от поддержки пехоты в обороне, до штурмовки хорошо укрепленных позиций противника.

У машины имеется и большой потенциал для модернизации.

При размещении заказов на «Мистрали» (десантные корабли-вертолётоносцы), было принято решение о создании специально для этих кораблей палубных вертолетов на основе Ка-52. Конструкторы выполнили свою задачу, получившийся аппарат отвечал всем требованиям как флота ,так и армии. Одна беда, «Мистралей» они так и не дождались.

Это не помешало пустить в небольшую серию ударные вертолеты флотского типа, используемые теперь для охраны флагманских кораблей, патрулирования и разведки.

Ка-52 в эксплуатации

Поставленные на вооружение вертолеты несут службу в полках, расбросанных по всей стране. Отзывы у пилотов о машинах положительные, отмечается высокая эффективность, относительная простота управления и возможность обучения пополнения.

К сожалению, за время эксплуатации было потеряно две машины.

Причины падений аппаратов в технических неисправностях. Впрочем, на такой крупный парк машин, всего их восемьдесят одна, две аварии небольшой показатель.

Использовались Ка-52 и в войнах. Боевое крещение Аллигатор получил в Южной Осетии во время августовской войны. Особенно проявить себя ему не пришлось, причина в специфике этого конфликта. Боевые действия длились недолго, а грузинская армия не проявляла особого рвения в боях.

Другим крупным вооруженным конфликтом стала Сирия. Небо над авиабазой Хмейним патрулируется, в том числе, этими машинами.

По данным на начало 2018 года, не было потеряно или серьезно повреждено ни одной рассматриваемой машины. Косвенно можно назвать причину в «грозности» Ка-52. Могучее вооружение при солидной броне, а так же «навороченная» электроника делает Аллигатора сложной целью, не по зубам многих террористов или иных противников российских военных.

По этим, и некоторым другим признакам, можно сказать о популярности данного вертолета.

Ка-52, разработка особого в среде вертолетчиков КБ, впитала в себя все мысли и идеи по последнему слову техники. Линейка камовских ударных вертолетов, от «Черной Акулы» до «Аллигатора», не останавливается. История Ка-52 далека от своего завершения, будут и модификации, будут и новые модели на его основе. В этом нет сомнения.

Видео

warbook.club

Вертолет Ка-52 способен противостоять наступлению целой армии » Военное обозрение


На юге России на дежурство заступили вертолеты Ка-52. Уникальная боевая машина способна выполнять задачи в любых погодных условиях и поражать цели на расстоянии до 10 километров. По словам специалистов, всего дюжина таких вертолетов способна противостоять наступлению целой армии.

Новейший вертолет российских Военно-воздушных сил осваивается в небе над Краснодарским краем — на боевое дежурство заступили двенадцать вертолетов Ка-52.

Это уникальная боевая машина. Она способна выполнять фигуры высшего пилотажа любой сложности, зависать на одном месте на длительное время, выполнять стрельбы ракетами, двигаясь не только вперед, а вправо или влево.

Вертолет можно рассмотреть вблизи, но в кабину заглядывать нельзя, там засекреченная аппаратура. Снаружи стоит 30-миллиметровая пушка, такие же устанавливают на БТР и машинах десанта последнего поколения. Здесь же подвески для ракет и главное — система дальнего обнаружения цели.

— Геостабилизированная оптико-электронная станция.

— Именно с ее помощью можно обнаружить цели на большом расстоянии?

— Да, там стоит тепловизионная камера, лазерный дальномер.

Танк или бункер Ка-52 уничтожит на расстоянии до восьми километров, когда противник его еще не видит. Дмитрий Рысьев, выполнявший боевые задачи на Северном Кавказе и в Южной Осетии, характеристиками новой техники впечатлен. В кабине работают два пилота: один отвечает за вооружение, другой управляет машиной. И сидят рядом, бок о бок.

«Можно общаться даже жестами. Не обязательно говорить, много слов не надо. И обзор — сами видите — кабина очень просторная. Такой обзор помогает при посадке на площадку ограниченных размеров», — заметил преимущества Дмитрий Рысьев, командир звена вертолета Ка-52.


Это единственный в мире «ударный» вертолет, построенный по специальной системе — у него нет дополнительного винта на хвосте, но зато основных — сразу два. Это позволило добиться небывалых возможностей

«Полет не зависит от направления ветра. Такая схема помогает более эффективно использовать вертолет в горной местности, в условиях высоких температур, повышенной влажности. Это его стихия», — уверен Евгений Суходольский, командир вертолетной эскадрильи Ка-52.

В военно-воздушных силах на юге России в марте 2013 года проходит самое масштабное за последние десятилетия перевооружение. В Краснодарском крае под Кореновском расширяют авиабазу — она станет в несколько раз крупнее, будет задействована новейшая техника. В авиационном полку уже освоили Ми-28 «Ночной охотник» и теперь получили целую эскадрилью Ка-52, которых еще называют «Аллигаторами».

— Вопросы по выполнению полетного задания?


— Вопросов нет.

— Если вопросов нет, счастливого полета. Разойдись.

Этот вертолет компактный и невероятно маневренный. К тому же в России только Ка-52 оснащен системой катапультирования. Бой способен вести даже ночью. Уже через десять минут после получения приказа все соединение готово вылететь на боевое задание. Одна атака такой группы может остановить наступление целой армии.

topwar.ru

Ка-52 «Аллигатор», разведывательно-ударный вертолет

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерно-лучевым каналом управления (ЛЛКУ), блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака (ПТУР)» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2. В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Ка-52 (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).

Модификации

  • Ка-52 «Аллигатор» — базовая версия
  • Ка-52К — проектируемая модификация вертолета Ка-52 «Аллигатор» для корабельного базирования. Будет отличаться наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой.

www.arms-expo.ru

на что способен ударный Ка-52

Его называют «универсальным солдатом передовой». Этот ударный вертолет по праву считается самой современной винтокрылой машиной российской армии. Спектр его применения – от нанесения ракетных ударов и действия в качестве воздушного штурмовика до ведения разведки. Помимо того, что машина принимает на борт внушительный арсенал вооружения, она еще и необычайно маневренна, может совершать в небе самые замысловатые виражи, подвластные этому виду техники. Не случайно по классификации НАТО Ка-52 получил имя Hocum B: в переводе с английского — «обман», «фокус», «финт».

О том, что умеет наш вертолет, прозванный в России «Аллигатором», как ведет себя в воздухе и на земле и на какие сюрпризы способен, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Вопреки законам физики

Ни один другой вертолет не обучен летать на значительных скоростях «боком» — то есть бортом вперед по курсу движения. А его задний ход вообще достигает скорости 100 км/ч. Ка-52 может двигаться в любом удобном для него направлении, в любом темпе. Фирменный «почерк» этого вертолета — работа на предельно малых высотах. В реальном бою подобные маневренные возможности дают «Аллигатору» преимущества, определяющие победу.

Вообще, в отечественной винтокрылой авиации уже были свои «хищные животные». Первый советский вертолет огневой поддержки Ми-24 за свой характерный внешний вид еще в Афганистане был прозван «Крокодилом». Затем была «Черная акула» — одноместный ударный вертолет Ка-50. И вот появился «Аллигатор» — машина семейства «Камов» 52-й модели.

Сегодня эти машины из экспериментальных моделей превратились в полноценные боевые средства армейской авиации Вооруженных Сил. Одно из соединений, где несут службу «Аллигаторы», дислоцируется в Восточном военном округе, на территории Хабаровского края. Обеспечение боевой работы на этой авиабазе армейской авиации, как и везде, начинается с выполнения четкого алгоритма подготовки к полетам. Как подчеркивает начальник технического звена старший лейтенант Олег Жигулев, всего для приведения вертолета к готовности к вылету уходит не более 40 минут. Что важно — осмотр, проверка, обслуживание проводятся на открытой стоянке. Ка-52 не притязателен к условиям хранения, может спокойно дневать и ночевать на свежем воздухе, не требователен к погоде и температуре окружающей среды.

Без предела возможностей

По словам командира упомянутой авиабазы армейской авиации ВВО полковника Дмитрия Землякова, «Ка-52 — очень легкая в управлении машина, доступная для любого начинающего летчика». В некотором смысле, говорит офицер, она даже проще, чем такая неприхотливая рабочая «лошадка», как Ми-8. «Аллигатор» не боится ветра, хорошо ведет себя на небольших скоростях, способен летать даже в штормовую погоду», — отмечает Дмитрий Земляков.

Высокую маневренность этим машинам обеспечивают два двигателя, каждый мощностью по 2400 лошадиных сил. Обе силовые установки способны действовать самостоятельно, обеспечивая вертолету режим нахождения в небе. Ка-52 может подниматься в воздух даже при порывах ветра до 25 метров в секунду. Обычно при такой погоде всякие полеты вообще запрещены, а гражданские аэропорты и вовсе закрываются для приема-выпуска воздушных судов. Для «Аллигатора» же эти экстремальные погодные условия – не помеха.

Мощные двигатели обеспечивают Ка-52 и еще один рекордный показатель – скорость набора высоты. Она у этой машины составляет 16 метров в секунду, тогда как широко разрекламированный штатовский Apache поднимается вверх за секунду лишь на 12 метров. Кроме того, российский вертолет способен заходить на цель, что называется, в лобовую: защиту от встречного огня ему обеспечивает бронирование основных элементов. Защищено броней даже сидение пилота. Кроме того, особой живучестью отличаются сами узлы и агрегаты. Известен случай, когда при выполнении задач в Сирии один из «Аллигаторов» получил пробоину лопасти. Так пилот даже не заметил этого повреждения: вертолет продолжил полет, как ни в чем не бывало! Дело в том, что делают лопасти у Ка-52 не из алюминия, а из полимерных композитных материалов. За защиту от зенитных ракет отвечает комплекс радиоэлектронного подавления, который делает средства ПЗРК противника бессильными.

Зубастый «Аллигатор»

На борт Ка-52 берет почти три тонны боеприпасов. И это тоже рекорд: подобный боезапас не может поднять в небо ни один другой ударный вертолет в мире. На вооружении российской машины состоят ракеты «Игла» класса «воздух-воздух», «Атака» (управляемая ракета ближнего боя, применяемая по наземным целям), а также комплекс управляемых противотанковых ракет «Вихрь», способных пробить даже 900-миллиметровую броню.

В арсенале «Аллигатора» имеется и набор неуправляемых авиационных ракет. В их числе – боеприпасы типа С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия. В один пусковой блок заряжается сразу два десятка таких ракет. Залпом всего лишь из двух выстрелов можно «накрыть» площадь размером с футбольное поле.

Важно и то, что применение вооружения на Ка-52 никак не сказывается не его пилотировании. По словам Дмитрия Землякова, чувствуется лишь небольшая отдача, не влияющая на управление вертолетом. Более того — стрелять из штатного вооружения можно даже при выполнении фигур высшего пилотажа. В целом, по словам командира 573-й авиабазы, который одним из первых строевых офицеров освоил Ка-52, это машина «совершенно другого качества, — умная, современная, компьютеризированная». Компьютер обеспечивает даже автоматический заход на посадку, правда, только до так называемой высоты зависания (15 метров). При этом «Аллигатор» может здесь «закрепиться», например, взяв на прицел нужную цель.

Во всех стихиях

Путевку в небо «Аллигаторы» получают в Приморском крае, на аэродроме ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина». Первыми машины здесь оценивают военные представители. Один из них — Ильшат Габдуллин — отвечает за то, чтобы перед постановкой в строй каждый вертолет проходил максимально жесткий тест-драйв. Пилоты проверяют ходовые возможности вертолетов, закладывая во время испытательных вылетов просто-таки экстремальные виражи. К слову, секрет уверенной и безопасной работы Ка-52 на предельно малых высотах кроется еще и в том, что заданную высоту четко контролирует бортовая электроника.

Вообще, на заводе «Прогресс» внедрены высочайшие стандарты качества. Скажем, при изготовлении корпусов толщина материала контролируется с точностью до 1,6 микрона. Для сравнения: толщина человеческого волоса — 50 микрон. То есть в заводском производственном процессе отслеживаются параметры в десятки раз пристрастнее.

На заводе на Ка-52 монтируется и электронное оборудование, ставится вооружение, средства связи и наведения. Некоторые узлы по-своему оригинальны. Скажем, шасси на Ка-52, помимо основной задачи, выполняют функции спасательного средства: при ударе о землю в случае нештатной ситуации они смягчают (демпфируют) удар. Важное уточнение — российский «Аллигатор» является еще и единственным вертолетом в мире, оснащенным системой катапультирования для каждого из двух членов экипажа. Аварийное покидание машины спланировано безупречно: после срабатывания системы происходит отстрел лопастей, чтобы летчики смогли беспрепятственно оставить вертолет и приземлиться на парашютах. К счастью, подобный порядок действий еще ни разу не испытывался в реальных происшествиях: только во время испытания, на манекенах. Тем не менее при выполнении боевых заданий каждый летчик обязан иметь при себе аварийный носимый запас. В него входят спасательная радиостанция, медицинская аптечка, сигнальные огни.

По данным Минобороны России, до 2020 года на заводе «прогресс» заказано 146 вертолетов Ка-52. Как признал посетивший предприятие летом этого года заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов, «контракт выполняется в срок, нареканий к производству нет».

— Сирийская кампания показала, что это один из самых востребованных и лучших боевых вертолетов, — подчеркнул Юрий Борисов. — Вертолет имеет и серьезный модернизационный потенциал. Мы работаем его над оснащением новыми авиационными средствами поражения повышенной дальности.

Интересно, что, по информации замминистра обороны, ведется работа и в отношении выпуска корабельного варианта Ка-52К, причем опытно-конструкторские работы в этом направлении уже находятся в стадии завершения. «Аллигаторы» с литерой «К» — «корабельный» — уже в этом году могут поступить на комплектование авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Автор: Дмитрий Сергеев

tvzvezda.ru

Ка-52 «Аллигатор» … — В ДВИЖЕНИИ …

Ещё один красивый «хищник», с которым удалось познакомиться в 344 ЦБП и ПЛС — ударный вертолёт Ка-52 …

Первое, что бросилось в глаза — то, с какой грацией многотонная машина «танцевала» над полосой, поворачиваясь то одним, то другим боком, вращаясь и наклоняясь в разные стороны словно в ритме медленного вальса и конечно звук от работы двигателей и вращения соосных винтов … шли обычные будничные тренировки экипажей …

( Всё кликабельно до 1400, нажимаем 😉
1.

Разработка двухместной версии базового одноместного Ка-50 началась в 1994 г. под руководством генерального конструктора КБ Камова С.В. Михеева, который уже 40 лет является главным конструктором, возглавляя КБ Камова. В декабре 2010 г. руководство российской армейской авиации сообщило о долгожданном принятии на вооружение боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор», а первые поставки в строевую часть состоялись в мае 2011 г …
2.

Начальная партия из 12 Ка-52 была заказана ещё в 2009 г., и в декабре 2010 г. Первые четыре вертолета были приняты заказчиком и переданы в 344-й Центр боевого применения и боевой подготовки в Торжке. Эти вертолеты использовались для подготовки инструкторов, которые должны обучать летчиков строевых частей. Другой задачей Центра является разработка новых тактических приемов для «Аллигатора». Оставшиеся восемь вертолетов из этой партии были переданы в 2011 г. в первую строевую эскадрилью, перевооружившуюся на новый тип и приписанную к 575-ой авиабазе в Черниговке на Дальнем Востоке. К октябрю 2011 г. эскадрилья насчитывала 12 вертолетов. В производстве находятся новые вертолеты из партии в 36 вертолетов, четыре из них были произведены в 2011 г. Последние вертолеты из этой партии планируется передать заказчику к концу этого года …
3.

При проектировании Ка-52 изначальная задача заключалась в достижении максимальной унификации с Ка-50. В итоге ее уровень достиг 85%, а первые партии серийных Ка-52 были построены с использованием задела Ка-50 по фюзеляжам и комплектующим …
4.

Ка-52 является единственным боевым вертолетом в мире, в котором применено размещение членов экипажа «бок о бок». Это сделано в результате обобщения практики летчиков-испытателей торжковского ЦБПиПЛС, имеющих огромный налет и опыт боевого применения Ми-8 («бок о бок») и Ми-24 («тандемное расположение»).
Изогнутое боковое остекленение пилотской кабины Ка-52 выдерживает попадания пуль калибра 12,7-мм, дополнительная защита обеспечивается за счет накладных боковых броневых плит. Дополнительная защита обеспечивается размещением пилотов бок о бок, тем самым они закрывают друг друга от осколков снарядов и ракет, летящих сбоку. Этот звучащий жестоко принцип является детищем генерального конструктора С. Михеева. Такой подход повышает вероятность того, что хотя бы один член экипажа выживет при подрыве вражеского боеприпаса сбоку вертолета. При традиционном расположении пилотов риск для них значительно выше.
По словам Михеева, носовая часть вертолета защищена от снарядов калибра до 20 мм, и он утверждает, что масса брони в наборе Ка-52 меньше, чем на имеющем такую же защиту вертолете тандемной схемы. Дополнительная защита прикрывает наиболее уязвимые части вертолета: к примеру, лопасти винта выдерживают попадания 20-мм снарядов. Другие меры безопасности включают в себя испытанные катапультируемые кресла пилотов К-37-800 (также установленные на одноместном Ка-50), которые обеспечивают одновременное покидание вертолета обоими летчиками. При вынужденной посадке шансы экипажа на выживание повышаются за счет комбинации из жесткого энергопоглощающего шасси и ударопрочных кресел …
5.

На Ка-52 установлен интегрированный бортовой комплекс электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52». В распоряжении пилотов находятся пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота, который используется для пилотирования вертолета и наведения оружия по курсу. РЛС «Арбалет-52» Х-диапазона (длина волны — 8 мм) разработана компанией «Фазотрон-НИИР» и применяется для полетов ночью и в плохих метеоусловиях, обеспечивает обнаружение препятствий и позволяет осуществлять полет на сверхмалых высотках и в режиме картографирования местности и выявления целей. РЛС обладает возможностью индикации движущихся целей и может применяться на минимальных высотах от 10 до 50 метров …
6.

По словам Михеева, по сравнению с Ка-50 на Ка-52 может применяться намного более обширный арсенал. Для этого на вертолете имеется четыре основных точки подвески, а когда надо подвесить сдвоенные пусковые установки «Стрелец» с ракетами «воздух-воздух» Игла-В, они монтируются на дополнительной паре точек подвески рядом с законцовками крыла. Системы «воздух-земля» включают доступную и проверенную ПТУР «9М120-1 Атака» и «Вихрь-1». Неуправляемое оружие в арсенале Ка-52 представлено 80-мм и 122-мм НУРС, которые запускаются из 20 и 5 ракетных блоков. 80-мм НУРС С-8 показали себя очень точным оружием при использовании с Ка-50/52 благодаря сочетанию устойчивой платформы и высокоточному прицельному комплексу. Вертолет также может применять бомбы массой 250 кг и 500 кг, контейнеру КМГУ-2, и подвесной пушечный контейнер УПК-23-250. Кроме того на вертолете установлена 30-мм пушка 2А42 на пушечной установке НППУ-80 с ограниченной подвижностью (боекомплект 460 снарядов). Комплекс оснащен гидравлическим приводом, который позволяет отклонять пушку на 3,5° вверх и 37° вниз …
7.

Гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-451 производства УОМЗ установлена в носовой части вертолета и оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. В окончательном варианте на Ка-52 слева от ГОЭС-451 установлен меньший по размеру «шарик» системы ТОЭС-520, которая имеет ТВ-камеру и тепловизор, применяемые для ночных полетов. Освещение кабины позволяет применять очки ночного видения, пилоты Ка-52 обеспечиваются очками ночного видения 3 поколения ГЭО-ОНВ-1-01К, разработанными компанией «Геофизика-НВ» …
8.

Максимальная производственная мощность «Прогресса» составляет 24 вертолета в год (в 2011 г. было выпущено 12 вертолетов, в 2013 гг. выпуск должен возрасти до 15 единиц). По состоянию на середину лета прошлого года на базу уже поставлено 8 машин для подготовки и переучивания летчиков строевой авиации …
9.

На мой вопрос о взаимодействии с, как мне казалось ранее, конкурирующими Ми-28, представители центра с улыбкой ответили — что этот вопрос задают практически все, кто бывает у них в гостях, и они в очередной раз отвечают, что конкуренции никакой нет — это разные машины, с разными задачими, и они отлично работаю вместе дополняя друг друга. Поэтому и в строевые части будут поставлять оба типа вертолетов, согласно условиям их боевого применения …
10.

Будем надеяться на то, что в ближайшее время наши строевые части, как и запланировано, будут полностью укомплектованы этими прекрасными машинами, в освоении которых огромную роль играют летчики 344 Центра в Торжке …

Выражаю благодарность пресс-службе Министерства обороны, а так-же всему составу 344-у ЦБП и ПЛС за возможность съёмок на территории центра.

p.s. При написании поста исспользованы материалы известный авиационного обозревателя — Александра Младенова.


tankasan.livejournal.com

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»

Всепогодная машина круглосуточного применения, созданная на базе одноместного вертолета Ка-50 («Черная акула»).

Вертолеты Ка-52 разрабатывались в 1990-е годы и изначально предполагались на роль разведывательно-ударных и командирских машин вертолетных подразделений, оснащенных Ка-50. Ка-52 должны были обеспечивать целеуказание, наведение и управление. Степень унификации обоих машин доходила до 65 процентов. Второй член экипажа (оператор) по сути выполнял роль командира вертолетной группы.

Однако машина в данный момент заказывается и серийно производится как универсальный тяжелый вертолет-штурмовик с развитым комплексом информационных средств.


Ка-52 борт № 22, авиабаза Черниговка, 2013 год. Фото: Пресс-служба ТОФ

Вертолет выполнен по фирменной схеме ОКБ Камова — соосной. Силовая установка — два турбовальных двигателя ТВ3−113ВМА мощностью по 2260 л. с., с 2016 года в серию планируется новый двигатель ВК-2500 со взлетной мощностью 2500 л. с. Вооружение размещается на шести узлах подвески под крыльями, пушка встроена в фюзеляж. Вертолет оборудован системой катапультирования экипажа с предварительным отстрелом лопастей винта.

Максимальная взлетная масса вертолета около 11 тонн, скорость полета в горизонтальном полете 300 км/ч, в пологом пикировании до 350 км/ч (это максимально допустимая скорость). Крейсерская скорость 260 км/ч. Статический потолок до 4000 метров. Перегоночная дальность с подвесными баками до 1200 км, практическая (боевая) до 520 км.

Стрелково-пушечное вооружение — 30-мм автоматическая пушка 2А42 (аналогичная штатной пушке БМП-2) с боезапасом 500 выстрелов. Пушка подвижна в двух плоскостях, имеет селективное питание (способна применять разные боеприпасы по выбору оператора) и переменный темп стрельбы.


Сборка Ка-52 в ААК «Прогресс». г. Арсеньев, 2012 год. Фото: Smit_Smitty

Управляемое ракетное вооружение включает ПТУР 9К113У «Штурм-ВУ» (на Ка-50 и прототипах — «Вихрь») с ракетами семейства «Атака». Используются 9М120−1 с тандемной кумулятивной БЧ (против бронетехники) и 9М120Ф-1 (фугасная с объемно-детонирующей смесью). Также против воздушных целей могут применяться ракеты «Игла-В».

Неуправляемой вооружение включает НАР типов С-13 и С-8, свободно падающие бомбы и бомбовые кассеты в калибрах 100−500 кг, зажигательные баки. Также могут применяться пушечные контейнеры.

В 2009 и 2011 годах ВВС России заказало заводу «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край) 36 и 143 вертолета Ка-52 соответственно. На январь 2015 года первый контракт выполнен, ведется реализация второго. В войсках и в Центре боевой подготовки армейской авиации сейчас находится уже свыше 70 машин.


Вертолет Ка-52. Фото: Rulexip

Одно время активно разрабатывалась палубная версия Ка-52К (по некоторым сведениям, она будет называться «Катран»). Вертолет будет оснащен складываемым лопастями винтов и консолями крыльев, а также дополнительной антикоррозийной защитой. В августе 2011 года обычный Ка-52 совершил опытную посадку на вертолетную площадку БПК «Вице-адмирал Кулаков» в Североморске. Сборка вертолетов типа Ка-52К начата в 2013 году.

Заключен контракт на поставку 32 таких вертолетов авиации флота, предполагалось, что они будут базироваться на вертолетоносцах типа «Мистраль», однако отказ Франции передавать корабли России осложнил судьбу этих машин.

defendingrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *