Китайское ушу – Ушу |  Боевые искусства Китая  | Краткая история возникновения основных видов единоборств  |  Читать онлайн, без регистрации

Содержание

Ушу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Представители школы кунг-фу в ОАЭ (Хан и Тони Сюэ)

Ушу́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь: Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.

Ушу (武术)[1] — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») — «военный, боевой» и 术 shu («шу») — «техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи

ru.wikipedia.org

Ушу в Китае: монахи, воины и философы | ChinaLogist.ru

Боевые искусства Китая — неотъемлемая часть национальной культуры. Это нечто большее, чем просто практические навыки ведения боя. Китайские единоборства являются уникальным социокультурным явлением, выполняющим множество функций: это и искусство ведения боя, и физическое оздоровление, духовное и социальное воспитание, психофизический тренинг и даже ритуальный вид спорта.

К примеру, в шаолиньском ушу наивысшим мастерством считается овладение четырьмя искусствами: боевым (по-китайски «у«), духовным («фо«), медициной («и«), а также гражданскими дисциплинами: поэзией, историей, каллиграфией («вэнь«).

«Ушу» дословно переводится как «воинское искусство«. Сам термин уже существует в Китае несколько столетий и изначально означал боевые навыки, которые не только приобретаются с тренировками, но и даются Небом (высшей силой). Ведь иероглиф “шу” означает именно “священное искусство”.

«Ушу» дословно переводится как «воинское искусство».

Примечательно, что в современном мире представление об ушу складывалось скорее на Западе, нежели на Востоке. Сотни китайских иммигрантов, заселявших страны Европы и Америки с конца XIX века, открывали там свои школы боевых искусств. Зачастую их познания были весьма посредственными, однако преподавание ушу, как «тайного знания«, сопровождающееся легендами о «секретных болевых точках», «тайной внутренней энергии», «смертельных ударах» (звучит подозрительно знакомо, не правда ли?), позволяло преподавателям зарабатывать немалые деньги на своих уроках.

В 1960-70-х годах начался настоящий бум китайских боевых искусств на Западе. При этом об ушу как таковом никто не знал, в лучшем случае его называли «китайским боксом» или даже «китайским каратэ«. Последнее звучит как минимум несуразно, поскольку Китай является колыбелью всех восточных боевых искусств: японское каратэ и айкидо, корейское тхэквондо, индонезайское пенчак-силат, тайское муай-тай и другие — все они так или иначе уходят корнями в китайское ушу. Другое популярное на Западе название ушу — это кунфу (или еще пишут «кунгфу», «кунг-фу», правильное же написание этого термина «гунфу«, что означает «высшее мастерство», но к этому мы еще вернемся позднее).

Представление о «китайском боксе» также складывалось из мифических легенд о тайном искусстве управления внутренней энергией и секретных приемах, используя которые якобы даже не особо физически развитый человек может побить целую группу противников. Важную роль, безусловно, сыграли гонконгские боевики и образ Брюса Ли (равно как и Джеки Чана, Чака Норриса), с его ядерной смесью ушу, рукопашки, английского бокса и безудержной харизмы. Этот микс единоборств, не встречающийся больше нигде, кроме как в кино, западная публика принимала (и даже принимает по сей день) за истинное ушу!

Вообще, в наши дни ушу можно встретить в нескольких ипостасях:

Спортивное («государственное») ушу. Вы наверняка когда-нибудь видели соревнования, на которых участники в ярких китайских одеждах выполняют комплексы движений с добавлением акробатических элементов, с оружием и без. Оценки в таких соревнованиях выставляются комиссией судей за сложность движений, чёткость их выполнения, театральность исполнения и т.п.  Таким образом, их можно сравнить с выступлениям по спортивной гимнастике с лентой или мячом.

Оздоровительная гимнастика, также известная как «тайцзи«, которой в Китае люди разных возрастов занимаются повсеместно. Возможно, вы встречали видео-ролики или даже видели своими глазами, как сотни китайцев утром в каком-нибудь парке делают особую гимнастику. Многие полагают, что когда-то ранее эти движения имели реальное практическое применение в бою, но о временем трансформировались в необычные упражнения, сравни комплексам йоги, позволяющие сохранять гибкость суставов и хорошее самочувствие.

Полумистическое древнее учение, овеянное романтикой приключений и таинством даосских практик. Нам кажется, что боевые искусства Востока стали совсем открытым в наш век информации, это произошло благодаря многочисленным публикациям с подробными рисунками комплексов и рецептами снадобий силы, учебным фильмам и секретным записям, массовым семинарам и даже вебинарам.

Ушу в современном кинематографе. Зародившаяся в Гонконге мода на поединки а-ля кунфу, сегодня представлена целой кастой актеров: от Брюса Ли и Джеки Чана до Джета Ли и Мишель Йео. В наше время сложно представить современный боевик без изящных поединков в восточном стиле (стоит вспомнить хотя бы «Матрицу»), сцен поединков с привлечением азиатских постановщиков.

Всё это наиболее известные массовой публике формы существования китайских боевых искусств. Между тем, спешу вас немного разочаровать. Ведь все это вышеперечисленное — не более чем суррогат, яркая пустышка для зарабатывания денег и отвлечения внимания от истинного ушу.

Тем не менее, даже в наши времена меркантилизма (когда все продается и покупается), материализма (предпочтение осязаемому, практическому,) и непрерывного ускорения темпа жизни истинное ушу, или традиционное ушу продолжает существовать в закрытых школах.

Во-первых, нужно понимать, что в Китае ушу представлено огромным количеством разных стилей. Они разделяются на «внешние» и «внутренние» школы. Говоря простым языком, школы, в которых внимание уделяется боевым (физическим) либо духовным (энергетическим) практикам. Наиболее известным примером внешней школы является Шаолиньцюань («кулак Шаолиня«), Ицюань («кулак Разума«), примеры внутренних стилей: Тайцзицюань («кулак Великого Предела«), Синъицюань («кулак формы и намерения«), Багуачжан («ладонь восьми триграмм«).

Это истинное знание, возможно, и доступно современному человеку, но он просто не желает заглянуть чуть глубже, так как обучение традиционному ушу предполагает посвящение многих лет (а возможно, и многих жизненных циклов!) полному изменению образа мышления, стиля жизни. Оно требует полной самоотдачи, совершенствования энергетического и физического состояния тела, и конечно, непрерывного духовного (психического) развития. Всё это должно происходить под контролем истинного Учителя, и обязательно с соблюдением вековой традиции передачи знаний от одного поколения к другому.

Философия ушу не существует сама по себе, а тесно связана с религиями Китая.

Во-вторых, эта философия ушу не существует сама по себе, а наоборот тесно переплетается с религиями, учениями и философией Китая, в особенности с китайским чань-буддизмом (в Японии известен, как дзен-буддизм) и даосизмом. Важно понимать, что практикующий ушу ставит своей целью не совершенное владение приемами боя! Всю свою жизнь он должен стремиться к постижению Дао (базовое понятие в даосизме, обычно переводится как «Путь»): к гармонии с миром, к гармонии с самим собой, к просветлению…

Таким образом, на сегодняшний день ушу так тесно переплелось с китайской культурой и менталитетом, что становится крайне сложно определить его границы. Можно сказать, что ушу — это цельная система, огромный культурный пласт, со своими законами и правилами, с поэзией и изобразительным искусством, литературой и театром, школами, ветвями развития, и конечно, ритуалами.

Именно благодаря своей многогранности и глубине, в Китае ушу еще называют словом «гунфу«, т.е. «совершенное мастерство«. Изначально этот термин применялся с любому виду деятельности и означал, что человек достиг наивысшего умения, например, в поэзии или в кулинарии. В традиционной философии гунфу означало совершенствование человека с помощью особых практик, самодисциплины, медитаций. Позже, когда стало ясно, что через ушу можно придти к совершенству и просветлению, слово гунфу стало применяться и к боевым искусствам.

В XX веке слово «гунфу» пришло на Запад в его южном звучании “кунфу”, да так и прижилось по отношению к новому, «окультуренному» Западом виду боевого искусства. Реальная глубина боевых искусств упросилась до несложных оздоровительных комплексов или, что еще хуже, просто рекламного хода. Эта тенденция к упрощению не является чистой западной «коррозией», увы, она присущая самому Китаю.

Боевое искусство, которое яркой непрерывной нитью прослеживается в китайской истории, начиная с древности и до наших дней, которым занимается три четверти населения Поднебесной, которому поклонялись почти все лидеры Китая, от императоров до руководителей современной КНР, в XX веке было сильно видоизменено и упрощено.

Во время Второй мировой войны последователи ушу повергались гонениям с стороны японских оккупанов. Затем, после Культурной революции, ушу перешло на полулегальное положение. И только в последние два десятилетия XX века интерес китайского общества к нему возродился с новой силой.

В 1949 году была проведена государственная реформа ушу, которая оставила от этого древнего знания лишь внешнюю оболочку, лишив духовной основы.

На сегодняшний день ушу преподается в большинстве школ КНР, проводятся массовые соревнования по спортивному ушу, то есть ушу становится массовым видом спорта. Именно поэтому спортивное ушу еще называют «государственным».

Так что же такое «ушу» (или «кунфу»)?

Могу сказать лишь то, что сейчас уже невозможно дать единого определения этим понятиям. Испытав на себе влияние глобализации, интернационализации, западной культуры и политики нового Китая, ушу приобрело огромное количество видов и форм. Наверное, так происходит с многими национальными достояниями разных стран и народов. Нам остается лишь надеяться, что где-нибудь в горах или в небольших деревушках будут жить настоящие Учители и Ученики, которые не дадут прерваться цепи преемственности этого великого знания человечества.

Список литературы:

Синъин Ш., Чертовских, Е. Школа шаолиньского кунгфу. Феникс: Ростов-на-Дону, 2006. — 640 с.

Маслов А.А. Тайный код китайского кунфу. Феникс: Ростов-на-Дону, 2006. — 400 с.

chinalogist.ru

Китайская гимнастика ушу для начинающих

Один известный древнекитайский врач во II веке н.э., практиковавший с лечением и упражнения, утверждал: « Когда дверная ручка постоянно в движении – она не ржавеет. Когда человек много двигается, он не гниет».

Общие сведения

О существовании ушу человечество узнало от китайцев, именно они подарили эту удивительную гимнастику людям. Она предназначена не только для укрепления тела, но и духа и ума. “Через совершенство тела – к совершенству духа” – принцип мастеров ушу. Противопоказаний для занятий ею практически нет. Ни пол, ни возраст, ни вес, ни отсутствие начальной физической подготовки – не помеха.

А вот получение пользы от ушу большое: она развивает гибкость, ловкость, выносливость, правильно координирует движения, делая их сильными, концентрируя максимально внимание и быстроту реакции.

В итоге, это просто не что иное, как ЗОЖ. Кстати, основные показатели здорового человека на Востоке не похожи на европейские стандарты. Здесь не котируется мощный рослый атлет с рельефными мышцами.

В Азии – это вполне упитанный невысокий человек, с небольшим животиком из-за брюшного дыхания, а не чревоугодия; но у него гладкая кожа, великолепный блеск волос, он спокоен, с ясным взглядом и улыбкой. Гибок, легок, подвижен, пластичен, блестяще управляет своим телом и волей. Медленный темп исполнения упражнений ушу – не мешает сжигать жиры, потому что энергии, тем не менее, затрачивается много.

Особенности ушу

Начинать заниматься гимнастикой надо всегда сначала медленным темпом, с малым числом повторов, и только очень постепенно их увеличивать. Заниматься надо натощак, или, в крайнем случае, через 2-3 часа после обеда. Прислушиваться к своим ощущениям, выбирая для себя комфортные.

Сначала надо применять самые простые динамические упражнения для развития гибкости, хорошей растяжки, и освоение основных базовых стоек. Ушу изначально было боевым искусством для взрослых, слово ушу состоит из двух иероглифов: «у» — военное, а «шу» — искусство.

Это была целая система и философия по развитию способностей при экстремальных ситуациях, она в максимально короткие сроки восстанавливала организм с раскрыванием его возможных резервов и возможностей, совершенствуя человека.

У каждой семьи были свои секреты этого искусства, передававшиеся по секрету в поколения. Сегодня ушу – не боевая подготовка, это гимнастика ушу, которой могут заниматься все желающие. Свое особое новое развитие она получила особенно после образования КНР в 1949г.

Существует множество стилей и школ этой гимнастики, для разных возрастов – более 130 направлений, а Шаолиньское направление – более 400 разновидностей, комплексов гимнастики тоже не меньше. Гимнастика ушу для здоровья: для начинающих и продвинутых всегда имеется одна основа занятий – выработка выносливости и овладение дыхательной гимнастикой.

Цель – добиться хорошей гибкости суставов и тела (на Востоке есть поговорка – кто сохранит гибкость, тот отдалит старость), повышение мышечного тонуса и здоровья суставов.

При этом улучшается состояние ССС, органов дыхания, организм избавляется от усталости и стрессов. Плавность движений исключает растяжение и повреждение мышц и скелета. Также следует знать, что ни одно упражнение не имеет отношения к боевым движениям. По сути ушу – то же, что и кунг-фу, но последнее направление, по представлениям европейцев – это боевое искусство (вспомните Брюса Ли).

Правила выполнения ушу

Проводить уроки желательно в утреннее время, очистив кишечник. Одежда не должна стеснять движений и быть из натуральных тканей. Лицо должно смотреть на север; помещение хорошо проветренным и в нем должно быть достаточно места.

Длительность комплекса – не меньше часа. Минимальное число повторений уроков комплекса — надо 2 раза в неделю. Таким образом, гимнастику можно использовать как утреннюю зарядку.

Первые ступени

Любая система всегда имеет свой базовый комплекс для наработки гибкости в поясничном отделе, ТБС и плечевого пояса. Затем нужно уметь выполнять разные основные стойки.

Стойки ушу – не стояние в 1 позе, не статика, а определенная цепочка движений и шагов. В первое время занятий руки расположены на поясе, локти назад, кулаки сжаты. Начало занятий всегда знаменуется разогревающей разминкой.

Основные стойки

Бинбу – стоять прямо, ноги соединены. Вес равномерно на обе конечности.

Мабу – стопы друг другу параллельны расставлены в стороны. С небольшим разведением коленей медленно присесть с прямой спиной так, чтобы бедра были параллельны полу.

Гунбу – одно колено согнуть и сделать при этом глубокий выпад (шаг) вперед. При этом носки и пятки ступней расположены на одной линии.

Сюйбу – расставить широко ноги, перенести вес на одну ногу, слегка присев на нее. Замереть так на несколько минут, начиная с 1-2 минут и увеличивая до 10.

После овладения основными стойками с легкостью их выполнения, начинается комплекс движений. Они также не статичны, а представляют собой плавные переходы из одной фиксированной позы в другую. Упражнения повторяются 10-20 раз, движения резкие, но комфортные.

Дыхание – только носовое. Вам надо будет научиться дышать диафрагмой (животом), а не легкими, они в дыхании не принимают участия и остаются неподвижны.

Для новичков

Гимнастика ушу для начинающих состоит из нескольких простых упражнений.

  1. Стоять прямо, ноги на ширине плеч. Затем вытянуть одну руку вперед, вторую — отвести назад. Начинайте спокойно вращать руками сначала вперед, потом назад, причем задействованы одновременно 2 руки. Число повторов — 20 -30 раз с каждой стороны.
  2. Стойка та же, руки согнуты в локтях. Пытайтесь делать маятниковые движения, как при беге. Выполните около 50 раз.
  3. Стойте прямо, затем следует поднять левую ногу, согнуть в колене и носке. Поднять вверх одну руку, открыв ладонь. Другая рука – отведена назад. Ее пальцы кверху и собраны в щепотку. Это статическое упражнение – держать позу надо около 2 минут. Потом повтор с другой рукой и ногой.
  4. Стоять прямо, ноги расставить шире, чтобы было не меньше метра. Затем медленно плавно присесть, держа ягодицы на уровне с коленями. Дышать животом. Также в этой неподвижной позе надо держаться сначала минуту, затем постепенно довести до 7-10 минут.
  5. Встать прямо, одна нога прямая и отведена назад. А другая – поднята и согнута под углом 90 градусов. Руки на поясе. Взгляд вперед, брюшное дыхание. Замереть на несколько минут в позе. Время статики наращивать постепенно.
  6. Встать в основную стойку, ноги на ширине плеч. Взяться руками за опору и наклониться, прогнувшись. Постепенно амплитуду увеличивать и в плечевых суставах прогибаться.
  7. Ноги держать прямо, одна нога на опоре. Постепенно наращивая размах наклонов, пытаться достать носка на опоре, спина при этом прямая. На каждую ногу по 10 повторов.
  8. Встать к опоре правым боком, правую ногу поднять на опору. Делать наклоны с прямой спиной. В итоге вы должны достигать головой подъема ноги и плечом – колена. 10 раз с каждой ногой.
  9. На опоре прямая нога, стоять спиной к опоре. Наклоны назад до максимально возможного. По 10 раз с каждой стороны.
  10. Опереться руками на опору. Прогибаясь назад, делать махи ногами назад. По 10 раз.

Если заниматься систематически, без пропусков, вы станете чувствовать себя с каждым занятием все лучше и поможете сами себя оздоровить. Мышцы с удовольствием будут работать, появится “мышечная радость”. Также гимнастику можно проводить для тонизирования и снятия усталости.

Комплексов упражнений существует множество и их всегда можно найти в интернете, по мере роста уровня вашей подготовленности.

Некоторые занимающиеся под разными предлогами (чересчур занят на работе и нет времени проводить до конца все повторы) пытаются сократить число повторений. Это всего лишь самообман. Не занюхали корочку после принятия на грудь – не ждите результатов.

Итог будет заметно ниже. Поэтому не экономьте время на своем здоровье. Выполняйте упражнения тщательно. Бодрая музыка при желании не возбраняется, но без слов, чтобы мозг не отвлекался.

Иначе мысленно вместо расслабления вы будете анализировать очередные современные шедевры. Есть много комплексов и для детей. Курс у них более упрощен в связи с недоразвитостью моторики и координации движений.

Дыхательное упражнение

Кроме упражнений физических, гимнастика ушу требует правильного дыхания. Надо научиться правильно дышать во время выполнения комплекса. По мнению ученых мужей считается, что глубокое дыхание урежает частоту и удлиняет жизнь.

Это положение подтверждается и у животных: грызуны, колики, белки – очень часто дышат и срок жизни у них гораздо короче, чем, например, у черепахи. Показатель здоровой жизненной энергии по ушу – в длительности задержки дыхания. Поэтому несколько раз в день научитесь простому дыхательному упражнению.

Увеличится сила и нормализуются нервные процессы. Частое дыхание – это сгорание (окисление) организма в массе кислорода. Оздоравливающее дыхание возможно проводить в любом месте и времени. Это медленное, но контролируемое дыхание.

Особенность состоит в том, что вы частично блокируете голосовую щель для притормаживания движения воздуха, создавая сопротивление. Из-за напряжения мышц гортани на вдохе слышится свистящий звук «ссс», на выдохе – шипящий – «ххх». Быстро вдохнуть животом, а выдох максимально замедлите и растяните.

Время целого дыхательного акта (вдох-выдох) постепенно удлинять, причем, исключительно выдохом. Но без утомления в виде цефалгии и тяжести в голове, шума в ушах и покраснении лица. Сначала упражнение будет занимать 1-2 минуты, но каждую неделю (очень постепенно) добавляйте по паре минут еще.

Китайская гимнастика. Урок № 1 Станислав Рогачёв. Телеканал

Ушу для здоровья. Зарядка. Гимнастика Му Юйчунь

Утренняя зарядка из базовых упражнений ушу

Мастер Му Юйчунь упражнения для здоровья

Ян Цзюньмин. Тайцзицюань. Ушу. Формы дыхания (Tai Chi Chuan. Forms of Breathing. Yang Jwing Ming).

У-ШУ Шаолинь Гимнастика методический материал

Китайская оздоровительная гимнастика

Ушу, китайская гимнастика для здоровья в городском парке Гуанчжоу

Обучение Ушу. Школа Ушу для Начинающих (Wushu)

Боевая гимнастика. Ушу. Комбинации базовых упражнений. Часть 1

0027 Китайская народная зарядка Ушу в Bryant Park

Оздоровительная гимнастика УШУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

zozhmania.ru

МНОГООБРАЗИЕ СТИЛЕЙ КИТАЙСКОГО УШУ

В Китае существовали два Шаолиньских монастыря. Наиболее известен Северный Шаолинь в провинции Хэнань, который функционирует до сих пор и является родиной шаолиньцюань. Но существовал и Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь, который был основан на четыре столетия позже своего северного брата и закончил свое существование в конце прошлого века после очередного пожара. 

Китайская традиция называет Южный Шаолинь центром всех южных стилей ушу, но сегодня понятие «южный кулак» (наньцюань) объединяет пять стилей провинции Гуандун, а по существу южное ушу в Китае отличается не меньшем разнообразием, чем северное.

Многие гуандунские и фуцзяньские стили сложились под влиянием северного ушу, появившись на юге Китая вместе с переселенцами. По существу, это просто ассимилированные северные школы ушу. Многие северные стили, получившие распространение на юге, назывались по фамилиям основавших их кланов и обозначались термином «учение» (цзяо).

Гуандун является центром «пяти великих южных стилей ушу». К ним относятся хунцзяцюань, моцзяцюань, фоцзяцюань и цайцзяцюань; все они были основаны в XVIII- начале XIX века. Как правило, какое-нибудь отдельно взятое таолу принималось за канон школы, тщательно изучалось, досконально перерабатывалось и в конце концов превращалось в самостоятельный стиль. Все гуандуские стили отличались резким, жестким выбросом силы, характерными сочетаниями коротких и длинных ударов руками, многочисленными подскоками, низкими стойками, ударами ноги в живот и пах.

В XIX в результате объединения трех гуандунских стилей мастером Чэнь Хэном образовался еще один – цайлифоцюань (на южно-китайском диалекте – чойлифут). Чэнь Хэну удалось не только механически соединить движения и объединить их общей практикой боя и тренировки, но и создать духовную основу стиля, структуру передачи традиции, позволявшую бойцу самостоятельно создавать новые приемы непосредственно в процессе поединка, оставаясь внутренне свободным.

Чэнь Хэн начал заниматься ушу у своего отца стилем фоцзяцюань, распространенным среди народных буддийских сект. Немалый упор в обучении фоцзяцюань делался на овладение специальными упражнениями, способствующими циркуляции ци в организме. Этот стиль включал в себя много ударов ногами и прыжков, что не было характерно для большинства южных стилей. Впоследствии важнейшей составной частью в цайлифоцюань вошел принцип пронзающего удара – короткого, резкого удара с подскоком.

В ходе странствий по югу Китая Чэнь Хэн встретился с Ли Юшанем, прозванным за крепость своего тела Алмазным Ли. В течение шести лет совместных тренировок Чэнь Хэну была передана техника школы лицзяцюань, что было необычно для южных стилей, передававшихся исключительно по семейной линии. Из лицзяцюань в цайлифоцюань пришли мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, большинство ударов ладонями.

Благодаря Алмазному Ли Чэнь Хэн познакомился с монахом Цай Фу и перенял от него технику цайцзяцюань, отличавшуюся длинными ударами предплечьями и низкими, растянутыми стойками. Таким образом, Чэнь Хэн не просто овладел тремя стилями, но и по каждому их них считался преемником школы. Созданный им цайлифоцюань стал не механическим объединением многочисленных приемов, а цельным, самостоятельным стилем, значительно превосходившим по эффективности своих предшественников. Цайлифюцюань в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары, включает в себя подсечки, зацепы, удары ногами, что не характерно для южных стилей в целом. Составной частью в цайлифюцюань входят звериные комплексы, требующие концентрации на образе животного, воспроизведения его внутреннего состояния.

Одним из наиболее популярных стилей южного ушу за пределами Китая является юнчуньцюань (на южно-китайском диалекте – винчунь). В качестве его легендарной создательницы называется Ван Юнчунь (Вечная Весна). Она переработала известные ей приемы и методы боя таким образом, чтобы стиль был приемлемым для женщин – были убраны почти все удары ногами и выработан особый тип нанесения ударов рукой, при котором не требуется большой физической силы. Правда, истоки этой техники следует искать в Южном Шаолине.

В XV веке при настоятеле Чжишане некоторые элементарные методики монашеского ушу преподавались простому народу, и комплекс оздоровительных упражнений также назывался юнчунь. Этот стиль рассматривали не как боевой, а как традиционный тип народного ритуала, совмещенного с методами оздоровления.

Его основными последователями стали женщины и пожилые люди.

Во второй половине ХХ века в Гонконге мастер Ип Мэнь преподавал сильно трансформированный стиль виньчунь, но именно этот вариант стал широко известен на Западе, в первую очередь, в США, так как у Ин Мэня учился Брюс Ли.

Среди стилей эмэйского направления ушу выделяются так называемые «восемь листьев», основанные на соединении дыхательных упражнений с даосскими и буддийскими методами психотренинга, народных боевых искусств с воинскими приемами дворцовой элиты. Одним из первых эмэйских стилей стал холунцюань («стиль огненного дракона»), систематизированный в XVII веке.

Некоторые эмэйские стили связываются с именами выдающихся полководцев древности, которые не имеют ни малейшего отношения к их созданию. Так, чжаомэнь связывают с основателем династии Сун Чжао Куанъинем (Х век), а юэмэнь – с полководцем Юэ Фэем (XII век). Возможно, какие-то техники, к созданию которых имели отношения эти легендарные люди в трансформированном виде дошли к XIX веку до Эмэйских гор, а поиск древних корней любого искусства весьма характерен для китайской традиции.

Присутствие иероглифа «мэнь» в названиях большинства эмэйских стилей указывает на то, что первоначально все они были узкими, семейными направлениями ушу, не предназначенными для широкого преподавания. Может быть поэтому, количество сведений о них так ограничено.

Отдельное направление китайского ушу представляют так называемые подражательные стили, ныне объединенные общим названием сянсинцюань («кулак образа и формы»). В китайской традиции подражание животным требовало не только повторения внешней формы их движений, но и вхождения в их внутреннее состояние. Бойцу не обязательно было полностью походить на какое-нибудь животное, достаточно было изобразить несколько его характерных признаков.

Такой подход давал возможность имитировать нескольких животных сразу, не добиваясь абсолютного сходства с ними. На первом этапе обучения следовало имитировать внешний облик животного, что называлось «овладеть формой»; на втором этапе происходило совмещение внешней формы и внутреннего образа.

Многие подражательные стили ушу вышли из древних ритуальных танцев животных. Стиль обезьяны подчеркивает ее хитрость и изворотливость, стиль журавля – его мягкость и плавность, в стиле змеи в основу положены гибкие, перетекающие движения, «жалящие» удары кончиками пальцев, резкие скручивания тела.

Стиль орла изначально носил исключительно прикладной характер.

Собранные вместе и согнутые во вторых фалангах пальцы («когти орла») могли наносить резкие рвущие удары, бить снизу в горло.

В Китае можно встретить более десятка стилей богомола, но эти разные, технически непохожие школы сходятся к одному легендарному истоку – бывшему монаху Шаолиньского монастыря Ван Лану, жившему в конце XVII века. Для стиля богомола характерна особая позиция кистей рук – так называемый «крючок богомола», при котором рука согнута в запястье, большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные подогнуты к центру ладони. Такая позиция позволяла выполнять мощные удары наотмашь и зацепы за руки противника. Все комплексы выполняются с явно выраженной аритмией: боец подолгу застывает на месте в низкой, растянутой стойке, немного покачиваясь на ногах, как богомол, готовящийся к решительной атаке. Все многочисленные стили богомола подразделяются на три направления – «жесткий богомол», «мягкий богомол» и «комплексный богомол».

На подражании тигру основаны два стиля – хусинцюань (стиль формы тигра) и хуцюань (стиль тигра). Первый достаточно точно копирует не только манеру боя, но и повадки тигра – резкие броски вперед, могучие рвущие удары лапами. Во втором больше подражают яростной силе, исходящей от тигра, и тренируют особый тип выброса силы, когда боец в быстром прыжке приближается к сопернику и наносит короткий удар с помощью жесткого усилия.

Древние танцы послужили истоком для создания не только «животных» стилей, но и стилей, имитирующих то или иное состояние человека. Наиболее известны из них стиль пьяницы (цзуйцюань) и стиль сумасшедшего (фэнкуанцюань). Легендарными основателями цзуйцюань считаются поэт Ли Бо и герой классического романа «Речные заводи» Лу Чжишэнь. Стиль базируется на великолепном владении собственным телом, к которому прибавляется пластичность внутреннего состояния. Боец реально перевоплощается в пьяного, не теряя при этом ясности сознания. Современный цзуйцюань стал более игровым, акробатическим, приобрел показательные черты.

Читайте также:
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УШУ Основные принципы практических техник циньна

moniteur.ru

что это такое? Какие есть стили ушу? Полезна ли ребенку гимнастика ушу?

В современном мире, когда постепенно повышается интерес к восточным единоборствам, особое внимание надо уделить ушу. Возникло это искусство достаточно давно. Однако и по сей день способно заинтересовать многих. Ушу – что это такое? Именно об этом и пойдет речь в обзоре.

Что скрывает под собой восточная гимнастика?

Под данным единоборством следует понимать боевые искусства, которые существуют в Китае. Название включает в себя два иероглифа – «у» и «шу». В переводе означает военное искусство. Два таких стиля, как ушу и кунг-фу, похожи друг с другом. Но именно второй термин в России обычно означает вид боевых искусств. Ушу – что это такое? На территории России это гимнастические упражнения, которые выступают основой для физических и духовных совершенствований.

С древних времен искусство ушу представляло собой комплекс знаний, с помощью которых человек сможет выжить практически в любых условиях. Такая практика помогает развивать возможности в быстром принятии решений, а также в немедленных действиях. Следует отметить один простой факт, пытаясь ответить на вопрос о том, ушу – что это такое. Данное искусство необходимо не только для развития боевых способностей. Методики, которые включает в себя ушу, помогает раскрыть скрытые возможности организма. С помощью такой восточной практики вы сможете восстанавливать потраченные ресурсы за достаточно короткий период времени, добиваться оздоровления, самосовершенствоваться и т.д.

Ушу – что это такое? Это комплекс упражнений, который включается в себя как физическую, так и дыхательную практики. Медитативные и духовные тренинги в данном восточном искусстве не присутствуют. Ушу необходимо для того, чтобы человек смог приобрести высокую гибкость, развить свои мышцы и суставы, увеличить выносливость и оздоровить организм.

Преимущества, которыми обладает восточное искусство

Гимнастика ушу обладает большим количеством достоинств. Следует их выделить.

  1. Для безупречного выполнения комплекса упражнений надо обладать хорошей гибкостью. Исходя из этого, необходимо отметить, что во время выполнения тренингов человек будет развивать не только мышцы, но и сухожилия, а также суставы.
  2. С помощью гимнастики можно развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Этому также способствует необходимость выполнения упражнений, которые направлены на развитие гибкости и расслабление мышц.
  3. Гимнастика ушу способна положительно повлиять на опорно-двигательный аппарат и на формирование осанки.
  4. В связи с тем, что упражнения в восточном искусстве требуют плавности и ритмичности, спортсмен сможет избавиться от эмоционального и мышечного напряжения.

Вне зависимости того, что ушу формировалось в первую очередь как боевое искусство, такую гимнастику нельзя назвать имитацией движений, производимых в бою. Все они делаются плавно, мягко. Это необходимо для того, чтобы можно было предотвратить растяжение связок и сухожилий.

Некоторые советы, которые надо учесть

Любой мастер ушу расскажет о нескольких рекомендациях. Они достаточно важные, поэтому их надо учитывать. Советы следующие:

  1. Занятия следует проводить либо утром, либо вечером. Предварительно потребуется очистить свой кишечник.
  2. Не надо выполнять упражнения на полный желудок. Однако и голодным быть нельзя.
  3. Надевать надо только ту одежду, которая не будет сковывать движений. Ткани должны быть натуральными.
  4. Как гласит древнекитайская традиция, выполнять гимнастику необходимо, стоя по направлению на север.
  5. Любая гимнастика, в том числе и боевое ушу, базируется на принципе постепенности. Надо соблюдать умеренность в нагрузках.
  6. Занятия должны быть регулярными, более двух раз в неделю.

С чем придется столкнуться, занимаясь такой гимнастикой?

Вне зависимости от уровня мастерства человека, занимающегося гимнастикой, каждая отдельная тренировка должна начинаться с базовых движений. С их помощью можно будет развить гибкость плечевого пояса, поясничного отдела, тазобедренного сустава.

После того как вы выполните разминочные упражнения, ушу подразумевает выполнение таких комплексов, как стойки и удары. Под стойками надо понимать не статичные позиции, а действия, специальные шаги, которые друг от друга будут отличаться формами и длиной.

Любая школа ушу в начальный период в практике стоек начинающим будет рекомендовать определенное положение рук. Оно следующее: кисти необходимо прижать к поясу и сжать в кулаках. Локти потребуется отвести назад.

Какие виды стоек наиболее часто используются?

Следует перечислить те стойки, которые являются основными.

  1. Бинбу. Встаньте, совместив ноги друг с другом и выпрямив спину. Вес должен быть распределен равномерно.
  2. Мабу. Важная стойка в боевой гимнастике. С помощью нее можно не только отрабатывать технические действия, но и проводить тренинги дыхания, развивать силу мышц ног, увеличивать выносливость. Расставьте ноги на ширине плеч, направив стопы вперед и параллельно друг другу. Присядьте, согнув ноги в коленях. Бедра при этом должны находиться практически параллельно полу. Держите спину прямо, живот втяните, колени разверните наружу.
  3. С помощью стойки Гунбу можно развить маневренность, которая поможет нанести мощный удар. Одна стопа должна выполнять длинный шаг. Другую ногу надо согнуть в колене. У той конечности, которая вынесена вперед, носок должен находиться на одной линии с пяткой согнутой ноги.
  4. Сюйбу. Эту стойку необходимо применять при ударах, совершаемых ногой, при отходе с блоком и при разрыве дистанции. Надо расставить стопы в сторону. Присядьте на одну ногу, согнув ее. Именно на нее должен быть перенесен вес тела.

Когда все стойки выучены, необходимо начать осваивать технику движений не только вперед, но и назад. Обучающийся должен уметь быстро менять стойки. При этом надо учитывать, что тело, руки и ноги следует держать в правильном положении.

Какие стили восточного искусства наиболее популярны на современном этапе?

Имеется просто огромное количество самых разных стилей ушу. Практически каждый мастер в этом восточном искусстве был вправе сформировать что-либо свое. На современном этапе особой популярностью пользуются спортивное и традиционное ушу. В чем их отличия друг от друга? Спортивная гимнастика в первую очередь направлена на подготовку к соревнованиям. В этой сфере единоборств все точно так же, как и в спорте. Однако главным отличием от традиционной гимнастики является отсутствие внутреннего аспекта.

Надо определиться со своими целями

Рассматривая эти стили ушу в целях поиска наиболее оптимального для себя направления развития, надо определиться с теми задачами, которые вы перед собой поставили. Если вам по душе выигрывать призы, участвовать в турнирах, тренировать свою форму и не задумываться о внутренних учениях, то для вас оптимальным выбором станет спортивное ушу. Если вы хотите ознакомиться с такими практиками, как цигун и медитации, то следует обратить свое внимание на традиционное ушу.

Надо основательно подойти к выбору определенной школы

Подходить к выбору школы для себя требуется основательно. На сегодняшний день можно столкнуться с огромным количеством мошенников, которые выдают себя за мастеров, не являясь таковыми. Поэтому не поленитесь, выйдите в интернет и узнайте все о той школе, которая вас интересует. Важно также узнать информацию о том, кто будет учить вас этой гимнастике.

Заключение

В данном обзоре мы постарались рассмотреть основные нюансы, которые помогут разобраться на начальных этапах в том, что такое ушу. И если вас заинтересовала эта информация, то попробуйте найти подходящую для себя школу и начните постигать в тайны этого древнего восточного искусства. Удачи вам на вашем пути самосовершенствования!

fb.ru

Ушу как часть культурной традиции Китая

УШУ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ КИТАЯ


Интервью мастера Сунь Сюя каналу»Просвещение»

Сегодня у нас в гостях мастер Сунь Сюй — мастер синъицюань, тайцзицюань, люхэцюань, даосских практик, туйшоу, судья международной категории по ушу и саньда, историк и исследователь традиционного ушу, один из самых авторитетных специалистов по традиционному ушу в современном Китае, — который любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

Мастер Сунь, как Вы думаете, могут ли представители не-китайской культуры – русские, европейцы, американцы, – адекватно воспринять и полноценно освоить ушу, которое является частью совершенно чужой для них культуры – китайской?

Я думаю так: что касается китайской традиционной культуры, то представители любой другой культуры вполне способны понять ее, если она передана адекватно и точно. Поскольку ушу является частью общей китайской культурной традиции, его тоже способны воспринять не только китайцы. Культура традиционных боевых искусств  является важнейшей частью общей духовной традиции Китая, которая так или иначе проявляется во всех областях жизни, учебы, работы и другие областях жизни современного общества.

В китайской культуре можно выделить две составляющие. Первая – это коренная, исконная культура. Вторая – внешняя, привнесенная. Вместе они составляют то, что мы называем китайской культурой. Первая идет из глубины веков и рождена именно на нашей земле и именно нашим народом. Что из себя представляет эта исконная культура? История Китая насчитывает 5-6 тысяч лет, за это время произошло очень многое. 2,5 тысячи лет  назад Китай был раздроблен на множество маленьких государств, постоянно воюющих между собой. Народ, на которого легли все тяготы бесконечных войн и смены правителей, бедствовал, и постепенно начал задумываться – в чем причина тяжелой жизни, междоусобиц и войн? В этот период появляется такой великий  мыслитель, как Лаоцзы – основатель даосизма. Вся его жизнь была полна бед и лишений. Он учит о том, что не надо слишком много переживать о том, что было раньше, и бояться того, что может случиться позже. Учение Лаоцзы говорит о том, как жить здесь и сейчас, в чем состоят основные принципы жизни и как им правильно следовать. Его учение говорит, что следование естественности избавляет человека от страданий. Природные явления – жара, холод, буря, засуха – являются причиной человеческих страданий, если человек не следует естественному ходу вещей, поэтому учение Лаоцзы – это учение о следовании естеству.

Вторым великим мыслителей Китая является Конфуций. Его учение мы сейчас называем конфуцианством. Конфуций является истинным учеником Лаоцзы, тому есть исторические свидетельства. Конфуций воспринял суть учения Лаоцзы и развил его дальше. Его учение говорит о том, как следует вести себя конкретному человеку в обществе, как должны строиться общественные взаимоотношения, как должны быть выстроены  обряды и ритуалы в соответствии с общественной иерархией, учит нравственному поведению. Конфуций учит, что каждый человек должен очень точно знать, в каких ситуациях как именно следует себя вести, каково его место в иерархии общественных отношений. Например, каждый человек должен знать, что папа и мама – выше, чем он, и он должен их уважать и почитать. И он также должен знать, что его дети – ниже, чем он, и он должен их учить и воспитывать. В этом и состоит суть учения Конфуция. Мы, китайцы, следуем этому учению уж более 2500 лет. В современно западном мире тоже известно и имя Конфуция, и его учение. Во Франции, Германии, Польше, США, Росси и других странах сейчас действуют отделения Международного института Конфуция. Они изучают учение Конфуция, ценность его учения для современного мира.  Лаоцзы и Конфуций являются истинными представителями китайской культуры в общемировой культуре.

Еще одно направление китайской культуры – традиционная китайская медицина. Это учение об энергетических каналах организма, учение об энергии «ци». Это то, что мы называем учением о «пестовании жизненности». И еще один пласт нашей традиционной культуры – учение Сунь Цзы о военной стратегии и тактике. Все это – наша исконная, насчитывающая 2,5 тысячи лет, культура. Это – первая составляющая.

Вторая составляющая – культура, привнесенная извне. Применительно к Китаю таковой является буддийская культура. Все мы знаем, что учение буддизма возникло в Индии, где он и сейчас широко распространен. В Китай буддизм пришел 2 тысячи двести лет назад из Индии. Чему учит буддизм? Как буддизм объясняет причину человеческих страданий?  Буддизм говорит, что если в прошлой жизни вы совершили множество неподобающих поступков, думали только о себе, и не совершали хороших поступков, то вследствие своих поступков в прошлой жизни в этой жизни вы будете терпеть страдания. Поэтому в этой жизни вы должны совершать добрые дела и не творить зла. После вашей смерти ваша судьба в следующем рождении будет определяться вашей предыдущей жизнью и вашей нынешней жизнью. Между вашей прошлой, настоящей и будущей жизнью есть прямая связь. Поэтому в буддизме простой народ надеется на то, что следующая жизнь будет лучше нынешней. Вот эти две составляющие и образуют традиционную китайскую культуру.

Что такое ушу в китайской культуре? Какова роль ушу в общей культурной традиции Китая? В чем ценность ушу для мировой культуры?

Что такое ушу в китайской культуре? Это понятие в китайском языке состоит из двух частей. Под «у» (дословно – боевое или военное) мы понимаем гунфу, то есть внутреннее мастерство, под «шу» (дословно — искусство) – способы его достижения. У других народов тоже есть военное искусство, но проявляется оно иначе. Например, японское дзюдо, карате, корейское таэквондо, тайский бокс и так далее – все они, с китайской точки зрения, относятся к ушу.

Но это только с одной стороны. Китайское ушу имеет свои уникальные особенности. Например, в нем внутренне и внешнее гармонично сочетаются. Оно развивает не только внешнюю, физическую, сторону, но и внутреннюю, то есть учит не только движениям и приемам, но и внутреннему совершенствованию. Ушу воздействует и на внутренние органы, и на сознание. Вот это среди боевых искусств других стран – большая редкость. Я могу назвать только один аналог – индийскую йогу. Она тоже упражняет и внешнее, и внутреннее.

Ушу, как часть культурной традиции, плотно вплетено в общекультурный контекст. Например, стили ушу принято делить на «внешние» и «внутренние». Почему? Все, что относится к нашей исконной, собственно китайской культуре, мы называем своей «внутренней» культурой. Культуру, привнесенную извне, мы называем «внешней» культурой. Многие люди ошибочно считают, что во «внешних» стилях практикуется «внешнее», т.е. тренируется физическое тело, а во «внутренних» — «внутреннее», т.е. энергетическая составляющая организма. Это совершенно неверно. На самом деле «внутренними» стили ушу называются потому, что они связаны с исконной, «внутренней» культурной традицией – даосизмом и конфуцианством., а «внешние» стили связаны с «внешней», привнесенной в китайскую культуру традицией – буддизмом. Сейчас в Китае делается упор на развитие именно традиционных видов боевых искусств. То ушу, которое является традиционным для нашей страны, то есть ушу, связанное с даосизмом – это тайцзицюань, синъицюань и багуачжан. Они, как мы уже говорили, являются тремя стилями «внутренней семьи». Они основаны на даосских практиках «пестования жизненности», поэтому занятия любым из этих стилей весьма благоприятно сказываются на здоровье.

Мы сегодня много говорили о китайской традиционной культуре и о китайском традиционном ушу. Я очень рад, что вы затронули эту тему. Во время проведения олимпиады в Китае ушу не было включено в ряды олимпийских видов спорта. Это очень досадно, но почему это произошло? Потому, что  ушу, представленное олимпийскому комитету, представляло собой спортивный вариант, а олимпийскими видами могут быть только виды спорта, традиционные для какой-либо культуры. Сейчас в Китае делается упор на развитие именно традиционных видов боевых искусств. То ушу, которое является традиционным для нашей страны, то есть ушу, связанное с даосизмом – это тайцзицюань, синъицюань и багуачжан. Они, как мы уже говорили, являются тремя стилями «внутренней семьи». Они основаны на даосских практиках «пестования жизненности», поэтому занятия любым из этих стилей весьма благоприятно сказываются на здоровье. Например, занятия таким стилем, как синъицюань, во-первых, естественным образом  тренируют организм, причем не только тело, но и сознание. Во-вторых, синъицюань способствует оздоровлению организма. Проблемы с желудком, сердцем, легкими – все это можно исправить занятиями, причем при этом не требуется принимать какие-либо лекарства, для оздоровления задействуются собственные силы организма. В-третьих, это, конечно, его практическое, боевое применение. Владение этим стилем научит вас, как не позволить другому человеку нанести вред вашему здоровью. Четвертое, и, на мой взгляд, самое важное: он продлевает жизнь, дает долголетие. Если взять по десять самых выдающихся мастеров четырех самых известных стилей – тайцзицюань, синъицюань, багуачжан, шаолиньцюань – то именно мастера синъицюань окажутся долгожителями, среди них средняя продолжительность жизни – около ста лет. Второе место занимает багуажчан, 95 лет, третье место – тайцзицюань,  а последнее – шаолиньцюань, который, как мы уже говорили, является «пришедшим извне», «стилем внешней семьи». Его движения требуют применения большой физической силы, поэтому молодым людям можно и полезно заниматься этим стилем, а людям старше сорока лет – нет. Именно поэтому во всем мире сейчас растет интерес к изучению синъицюань. С каждым годом все больше людей из Америки, Канады, Японии, Франции, Германии, России приезжают в Китай именно ради изучения синъицюань.

 

ligaxin.ru

Упражнения Ушу для начинающих. Китайские боевые искуства

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

упражнения ушу в Шаолине

Про многообразие школ и стилей ушу ходят разные толки, но уж в чём никто не сомневается, так это в том, что занятие ушу – это благо. Часто можно услышать, что на боксе, кикбоксе обязательно отобьют голову, в борьбе сломают руки-ноги да ещё и уши вприбавок , если повезёт. А китайские боевые искусства развивают гармонично физически и духовно, только будь терпелив и усерден. И ни тебе отбитой головы, ни тебе поломанных ушей… Красивый взгляд на ушу. И даже можно сказать, что правдивый, если говорить о так называемых «гимнастических» направлениях ушу, где адепт, зачастую прекрасно умея крутить замысловатые фишки в воздухе и на земле (типа брейкданса) реально не знает, чем крыть, когда быстро и сильно бьют сериями, умело чередуя конечности или напористо борются. В этом нет ничегошеньки удивительного. Просто ребята делали лишь то, что подготовило их к хорошим, качественным, зрелищным выступлениям на публике. Не надо после этого называть ушу голимой гимнастикой или броски из тайцзицюань — голимым джиу-джитсу. Истина, как всегда, посередине и гласит, что чтобы научиться яростно и умело драться с помощью техники ушу требуется основным видом тренинга сделать спарринги и наработку техники, которая будет работать в бою. Скажу по секрету, всё, что есть в старых комплексах любой школы ушу, которых ещё не коснулся вездесущий спорт, это всё целиком и полностью рабочие техники китайских боевых искусств. Спорт, имеется ввиду, соревнования по таолу (комплексам формальных упражнений), которые усложняются за счёт всё новых гимнастических элементов и всё дальше от боевого искусства. Ну, в некоторые комплексы вплетены элементы цигун (работа с внутренней энергией). Хотя, откровенно говоря, толковое выполнение таких комплексов и само по себе является динамическим цигуном. А вообще техники ушу всех стилей имеют между собой, несмотря на свои отличия, множество общих моментов. Люди-то везде одинаковые.

Для примера посмотрите РЕАЛЬНОГО мастера ушу, который умеет бить и двигаться, как он делает тао.

Ушу упражнения стиля Багуа

Индивидуальные тренировки. Только рабочие красивые своей рациональностью реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

Хотя про этого спортсмена язык не поворачивается сказать что-нибудь плохое…

Ушу упражнения стиля Чень Тайцзи

А вот это очень красивое выступление Дарьи Тарасовой чемпионки мира по ушу в разделе таолу. Для меня, как для прикладника, в первую очередь, в комплексе видно большое количество откровенно «пустых» движений, рассчитанных на красоту движения и широкую амплитуду. Такой спорт тоже нужен несомненно, но не нужно забывать, что это ещё не всё ушу.

Кстати, вы можете и самостоятельно изучать комлексы-таолу ушу или отдельные упражнения из них, как по книгам, так и по видеофильмам, которых сейчас более, чем достаточно. Главное сразу определиться с тем, чего вы хотите от изучаемого комплекса или серии упражнений, выбрать школу, по которой будете работать, и браться за тренировки. Многие замечательные мастера ушу России начинали именно так. И ещё есть такая интересная вещь. На личном примере убедился, что когда ученик готов –учитель находится сам.

Ну, хватит общих фраз. Сам люблю конкретику. Поэтому, если вы начинающий в ушу и хотите примерить на себя шкуру неофита китайского боевого искусства, то вот вам комплекс, выполняя который в течении двух-трех месяцев вы сможете вработаться в пластику движений ушу и, возможно, для вас начнут иметь боевой смысл те замысловатые движения, которые так утрированно широко (для тупого западного зрителя) делают азиаты (особенно китайцы). Комлекс больше всё-таки боевой нежели гимнастический, хотя эти способы выполнения можно варьировать и иногда это делать вовсе не возбранятется. Единственное, чего не следует делать в тао – это то, предназначения чего вы напрочь не понимаете. Включайте логику, работайте с партнером, все вопросы отпадут со временем сами.

Предлагаю в качестве упражнения ушу для начинающих шаолиньский комплекс «Пушечные удары». Книгу, в которой подробно описан комплекс можно скачать тут безо всяких регистраций, смс и прочей шелухи. Почему этот комплекс? Он не слишком прост, чтобы быть откровенной ерундой и неприменимым в большинстве ситуаций самообороны, как многие начальные комплексы каратэ и тхэквондо. Тем не менее и не чересчур сложен, чтобы при вдумчивом освоении его не мог освоить нормальный сообразительный человек без специальной физической подготовки. И эта подготовка у него появится в процессе освоения комплекса. Сам комплекс построен, в основном на ударной технике. Но опытный боец в рисунке формы увидит и множество захватов, встречные удары, броски, т.е не только пресловутые удары и блоки. Хотя для новичка вполне простительно все действия делить именно на эти две понятных категории. Как правильно и грамотно учить комплексы любых боевых искусств читайте в следующих статьях. Вот видео шаолиньского комплекса «Пушечный кулак», на мой взгляд, наилучшее исполнение из того, что довелось увидеть в сети.

А теперь про спортивную составляющую ушу, которая всё же значительно лучше готовит к реальному бою. Это ушу-саньда. Саньда, конечно, не очень похоже на традиционные китайские боевые искусства, в нем всё же очень много правил, не позволяющих использовать большой пласт традиционной техники. Поэтому спортсмены, сражающиеся в боксёрских перчатках под знаменем ушу-саньда, всё же вынуждены хорошо боксировать, чтоб выживать на помосте. Техника ног также претерпела изменения, вобрав понемногу элементы муай-тай, кикбоксинга и тхэквондо. Однако и традиционная китайская работа ног иногда встречается в поединках ушу-саньда. Ах, совсем забыл, его недавно переименовали в ушу-саньшоу. Сами понимаете всё то же, но только в профиль. Видео, представленное ниже демонстрирует, как готовится к боям по ушу-саньшоу двукратный чемпион мира среди профи.

Пожалуй, здорово напоминает хороший, добротный кикбоксинг или евротай, его манера работы. Хорошее владение ударами ног не раз помогало ему стать первым среди равных. Вот видео с удачными фрагментами его боев в соревнованиях по ушу-саньшоу и по рукопашному бою. А вообще талантливых бойцов немало и каждый блещет чем-то своим, неповторимым.

Выходит, чтобы хорошо драться, всё же нужен бокс? Нет, совсем не так. Просто любая школа ушу при таком же уровне отработки базовых вещей, как в боксе и прокачке мышц и связок под эти же техники будет не менее эффективна, чем те же муай-тай и бокс. Короче, упражнения ушу для начинающих должны включать побольше парной наработки с различными партнерами. И глядишь, через года 3-4 получится неплохой ушуист, не уступающий в ударке ни боксёрам, ни каратистам, а за счёт пластики, присущей только китайским боевым искусствам, ещё и более непредсказуемый.

budmuzhchinoi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *