Корабль проекта 22350 – ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

Содержание

Новые фрегаты проекта 22350 ВМФ РФ


Осенью 2011 года ВМФ Российской Федерации получит первый фрегат проекта 22350. Головной корабль серии «Адмирал флота Советского Союза Горшков» уже спущен на воду и в течение этого года, пройдет серию испытаний, после чего будет включен в состав военно-морского флота. Новые фрегаты данного типа, войдут в состав четырех флотов Российской Федерации и станут основными надводными кораблями океанской зоны. В настоящее время идет строительство второго серийного корабля «Адмирал флота Касатонов». Всего потребность российского флота в таких фрегатах оценивается в 20 кораблей.


Тендер на постройку фрегатов проекта 22350 планировали объявить еще в 2002 году. В 2003 году была разработана проектно-техническая документация корабля, но фрегат не попал в гособоронзаказ, поэтому тендер состоялся лишь в 2005 году. Предприятием, выигравшим тендер, стало судостроительное предприятие ОАО «

Северная верфь», город Санкт-Петербург.


Закладка головного фрегата проекта 22350, получившего имя выдающегося адмирала состоялась 1 февраля 2006 года, а спуск на воду был произведен 29 октября 2010 года. Он стал первым крупным боевым кораблем, заложенным на российских верфях за последние 15 лет. Всего в течение 15-20 лет планируется передать ВМФ РФ 20 фрегатов этой серии. Стоимость головного фрегата составляет 420 миллионов долларов, с учетом установки на корабль новейших видов вооружений.

 

конструкция фрегата проекта 22350


Фрегат проекта 22350 является типичным кораблем длиннополубачной конструкции со сплошной надстройкой, которая выполнена с использованием композитных материалов на основе углеродных волокон и поливинилхлорида (данные материалы снижают уровень вторичного радиолокационного поля корабля за счет поглощения и рассевания радиоволн). Благодаря своей оригинальной архитектуре и применению композитных материалов уменьшена эффективная поверхность рассеивания корабля, что делает его менее заметным радиолокационными средствами.


На протяжении большей части корпуса от носовых отсеков с боезапасом до машинного отделения и кормового подзора фрегат имеет двойное дно. На корабле будут установлены успокоители качки, которые позволят применять вооружение и технику без каких-либо ограничений при волнении на море до 5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет фрегата будет храниться в вертикальных пусковых установках. Полное водоизмещение корабля составит 4500 тонн.

 

энергетическая установка фрегата проекта 22350


В качестве главной энергетической установки фрегата выступает дизель-газотурбинная установка мощностью 65000 л.с. ГЭУ включает в себя два дизельных двигателя типа 10Д49 мощностью по 5200 л.с. и два газотурбинных двигателя типа М90ФР мощностью по 27500 л.с.. Максимальная скорость хода фрегата составляет 29 узлов.

 

вооружение фрегата


Фрегат проекта 22350 получит комплекс, включающий управляемые противокорабельные и зенитные ракеты, артиллерийскую установку и радиотехнические виды вооружения. В носовой части корпуса фрегата будут расположены два универсальных стрельбовых корабельных комплекса типа 3С14У1 (два стандартных модуля по восемь ячеек в каждом), которые предназначены для хранения и пуска 16 противокорабельных ракет типа «Оникс» 3М55, либо противокорабельных и противолодочных ракет типа «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2).


Противолодочное вооружение фрегата представлено двумя побортно размещенными комплексами «Медведка-2». Боекомплект — 4 ракеты на каждый комплекс.


Артиллерийское вооружения фрегата включает: артиллерийскую установку А-192 калибра 130 мм с дальностью стрельбы 22 км, при скорострельности 30 выстрелов в минуту. Данная установка имеет широкие углы обстрела 170/80°. Номенклатура имеющегося боезапаса позволит поражать наземные, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления огнем «

Пума» 5П-10 способна обрабатывать обстреливаемые цели в многоканальном режиме. Недалеко от вертолетного ангара планируется размещение двух боевых модулей типа ЗРАК «Палаш» по одному на каждый борт.
Состав зенитного вооружения фрегата будет представлен комплексом ЗРК «Полимент-Редут», размещенный в носовой части корабля в различных вариантах (восьмиячеечный модуль на 8 ракет дальностью 120 км или на 32 зенитных ракеты дальностью 40 км, или 128 ракет ближней самообороны). Дополнительно на каждом фрегате предусмотрено базирование в ангаре одного вертолета типа Ка-27 или Ка-32.


Технические характеристики фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»:


Водоизмещение — 4500 тонн;
Длина — 130 м;
Дальность плавания — 4000 миль;
Энергетическая установка — дизель-газотурбинная установка мощностью 65000 л.с.;
Скорость хода — 29 узлов;

korabley.net

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ПРОЕКТА 22350М

FRIGATE PROJECT 22350M

06.04.2017

Перспективный российский фрегат проекта 22350М станет тяжелее на тысячу тонн. Новый боевой корабль — это развитие серии фрегатов проекта 22350 «Адмирал Горшков». Хотя еще ни одного 22350М не заложено, но в кораблестроительных кругах проект уже получил неофициальное название «Супер-Горшков». Его водоизмещение будет на 1,1 тыс. т больше, чем у «родителя».

Как рассказали «Известиям» в Главном штабе Военно-морского флота, согласование с кораблестроителями проекта фрегата 22350М продолжается. Но уже понятно, что его водоизмещение (количество вытесненной кораблем воды) составит 6,5 тыс. т, что на 1,1 тыс. т больше по сравнению с обычным «Горшковым». Дополнительный объем нужен для установки современного оборудования и усиления боевых возможностей.
О появлении модернизированных фрегатов 22350М сообщил в декабре 2014 года адмирал Виктор Чирков, бывший тогда главкомом ВМФ России. По его словам, флот рассчитывает получить не менее 15 «Горшковых» и «Супер-Горшковых», которые станут основой арктической группировки.
Пока схемы и модели модернизированных фрегатов не представлены. Единственное изображение «Супер-Горшкова» было опубликовано разработчиком корабельного радиоэлектронного оборудования, систем связи и управления — концерном «Моринформсистема-Агат». На нем видно, что на надстройках фрегата появилось несколько новых радиолокационных антенн. В том числе достаточно габаритная и тяжелая антенна трехкоординатной радиолокационной станции (выдает координаты цели по оси X, Y и Z).
izvestia.ru

17.05.2017

Контр-адмирал Владимир Тряпичников начальник Управления кораблестроения отметил, что до 2025 года ВМФ планирует получить от «Северной верфи» 4 фрегата типа «Адмирал Горшков», после чего планируется осуществить модернизацию фрегатов этого проекта. Численность модернизированных фрегатов этого типа будет определена позднее.Они, так же, как и их предшественники будут оснащены высокоточным оружием.
Из данного сообщения можно делать осторожные предположения, что строительство перспективных фрегатов пр. 22350М (или пр. 22350С) откладывается на вторую половину следующего десятилетия. Что косвенно подтверждает информацию о том, что опытно-конструкторские работы по ряду перспективных систем идут с большими задержками и сложностями. Речь не только о ЗРС, газовых турбинах, дизельных двигателях и редукторах, но и о многофункциональной интегрированной радиолокационной системе (МФИ РЛС). Кроме того, если необходимость увязки ТТХ перспективных кораблей океанской и дальней морской зоны — эсминцев, фрегатов, десантных кораблей для того, чтобы эффективно использовать их в соединениях — отрядах, группах, эскадрах. В частность речь о перспективных эсминцах пр. 23560 ОКР «Лидер»- принципиальное решение о сроках (или переносе сроков) строительства (и ТТХ), которых будет принято в рамках новой Государственной программы вооружения.

http://nortwolf-sam.livejournal.com

03.06.2017

В интервью ТАСС на полях Петербургского экономического форума ОСК Алексей Рахманов отметил, что фрегаты проекта 22350 действительно будет претерпевать серьезные изменения. Он будет больше, чем текущий проект 22350. Это будет более мощный корабль с точки зрения объема вооружения и его эффективности.

«Вооружение однозначно будет увеличено. Что касается водоизмещения, то с точки зрения размещения большего объема вооружения нам придется вносить изменения и в размеры этого фрегата, который, вероятно, станет больше. Но он, безусловно, не подрастет до уровня эсминцев. Это будет все равно «фрегатовское» водоизмещение», — добавил Алексей Рахманов.
ВТС «БАСТИОН»

02.07.2017

Модернизированные фрегаты проекта 22350 получат более мощное вооружение и смогут выполнять функции эскадренных миноносцев. Об этом сообщил ТАСС вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению — гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев на Международном военно-морском салоне, который проходит в Петербурге.
«Этот корабль получит более мощное вооружение и большее водоизмещение, он будет выполнять функции уже совершенно другие, чем фрегаты, — функции эсминца», — рассказал он.

Фрегаты обычно отличаются от эсминцев меньшим водоизмещением и, соответственно, более слабым вооружением. И хотя задачи этих двух классов на современном флоте во многом идентичны, за счет усиленного вооружения и расширенного радиоэлектронного оборудования эсминцы имеют больше возможностей по ведению самостоятельных боевых действий. Также эсминцы могут выступать лидерами корабельных ударных групп.
ТАСС

8-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2017

06.07.2017

Модернизированные фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков» получат более мощное вооружение и будут действовать как эсминцы, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на navyrecognition.com (5 июля).
Такое заявление на выставке МВМС-2017 (Санкт-Петербург, Россия) сделал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), генеральный директор «Северной верфи» Игорь Пономарев. Фрегаты отличаются от эсминцев меньшим водоизмещением и, следовательно, менее мощным составом вооружения. Хотя эти классы кораблей не слишком отличаются, эсминцы имеют расширенные возможности по радиоэлектронному оборудованию и могут координировать действия корабельной группы.

Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что фрегаты пр. 22350 («многоцелевые фрегаты дальней морской зоны») станут основными надводными кораблями российского флота. Главком ВМФ адмирал Владимир Королев сообщил, что к 2020 году флот должен получить четыре корабля этого типа. Глава ОСК Алексей Рахманов отмечал, что переработанный проект будет иметь большее водоизмещение и такие работы ведутся.
Военный Паритет

8-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2017

13.12.2017

Военно-морской флот России в своем развитии делает ставку на фрегаты проекта 22350М, которые в будущем станут основными российскими военными кораблями дальней морской и океанской зон, заявил во вторник в ходе заседания Главного командования и Адмиралтейского координационного совета общественных организаций ветеранов главком ВМФ РФ адмирал Владимир Королев.
Головной корабль данного проекта «Адмирал Горшков» в настоящее время проходит госиспытания.
«В рамках государственной программы вооружения в состав Военно-морского флота продолжится поступление новых и модернизированных кораблей дальней морской и океанской зон. Наиболее массовым кораблем в данном сегменте станет модернизированный фрегат проекта 22350М, оснащенный высокоточным оружием», — сказал Королев.
Адмирал также отметил, что на сегодняшний день главным командованием ВМФ запланировано более 10 опытно-конструкторских работ, направленных на создание перспективных кораблей.
РИА Новости

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ СОСТОЯЛОСЬ СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ ВМФ И АДМИРАЛТЕЙСКОГО КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ФЛОТА

29.07.2018

Первый модернизированный фрегат проекта 22350М флот рассчитывает получить в 2026 году. Об этом журналистам сообщил заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.
«Первый модернизированный корабль мы планируем получить в 2026 году», — сказал он.
По словам Бурсука, Северное ПКБ уже приступило к созданию проекта 22350М. «Серия кораблей, абсолютно аналогичных фрегату «Адмирал Горшков», составит [всего] четыре единицы. В дальнейшем мы планируем гораздо большее количество модернизированных кораблей. Разработчик — Северное ПКБ — приступает к этой работе уже в этом году», — сказал он.
ТАСС


СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ПРОЕКТА 22350М


Перспективный российский фрегат проекта 22350М станет тяжелее на тысячу тонн. Новый боевой корабль — это развитие серии фрегатов проекта 22350 «Адмирал Горшков».
Сторожевой корабль проекта 22350М — значительно модернизированный вариант фрегата — изменения радиоэлектронного оборудования, новые системы вооружения (морской вариант ЗРК С-500 и т.п.).
Водоизмещение корабля составит 6,5 тыс. т, что на 1,1 тыс. т больше по сравнению с обычным «Горшковым». Дополнительный объем нужен для установки современного оборудования и усиления боевых возможностей.
Всего ВМФ в ближайшее время должен получить свыше 15 сторожевых кораблей дальней морской зоны проекта 22350 и 22350М, которые составят основу корабельных группировок в арктической зоне, Атлантике и на Средиземном море.

Источники: ВТС «БАСТИОН», izvestia.ru и др.

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО

bastion-karpenko.ru

Фрегаты проекта 22350 Википедия

Фрегаты проекта 22350
Проект
Страна
  • Россия Россия
Изготовители
  • «Северная верфь»
Операторы
  • ВМФ России
Годы постройки с 2006
Годы в эксплуатации с 28 июля 2018 года
Запланировано 15 (план)
8 (заказано)
Строится 3
В строю 1
Основные характеристики
Водоизмещение 5400 т (полное)
4500 т (стандартное)
Длина 135 м (наибольшая)
Ширина 16 м
Осадка 4,5 м
Двигатели ГЭУ типа CODAG:
2 × ДГТА М55Р:
• дизель 10Д49 (маршевый)
• ГТД М90ФР (форсажный)
Мощность 2 × 5200 л. с. (маршевые)
2 × 27 500 л. с. (форсажные)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 29 узлов
Дальность плавания 4500 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180—210 человек
Вооружение
Радиоэлектронное вооружение ГАК «Заря-3» и буксируемая ГАС «Виньетка-М»
Тактическое ударное вооружение 2 × 8 УВП 3С14 для ракет РК П-800 «Оникс» и «Калибр-НК»
Артиллерия 1 × 1 × 130-мм АУ А-192М
Зенитная артиллерия 2 × 6 × 30-мм ЗРАК «Палаш»
Ракетное вооружение ПКР ЗМ55 и 3М54 (до 16)
4 × 8 УВП ЗРК «Редут»
(32(9М96)-128(9М100) ЗУР в любых комбинациях)
Противолодочное вооружение ПЛР 91Р2 (до 16)
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 ПУ (ТА) комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК»
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27 в палубном ангаре
 Изображения на Викискладе

ru-wiki.ru

Фрегаты проекта 22350 — Википедия

Фрегаты проекта 22350
Проект
Страна
  • Россия Россия
Изготовители
  • «Северная верфь»
Операторы
  • ВМФ России
Годы постройкис 2006
Годы в эксплуатациис 2017 (план)
Запланировано15 (план)
8 (заказано)
Построено2
Строится2
Основные характеристики
Водоизмещение5 400 т (полное)
4 500 т (стандартное)
Длина135 м (наибольшая)
Ширина16 м
Осадка4,5 м
ДвигателиГЭУ типа CODAG:
2 × ДГТА М55Р:
• дизель 10Д49 (маршевый)
• ГТД М90ФР (форсажный)
Мощность2 × 5 200 л. с. (маршевые)
2 × 27 500 л. с. (форсажные)
Движитель2 × ВФШ
Скорость хода29 узлов
Дальность плавания4 000 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания30 суток
Экипаж180—210 человек
Вооружение
Радиоэлектронное вооружениеГАК «Заря-3» (по неподтверждённым данным на головной СКР зав. № 921 установлен ГАК «Звезда») и буксируемая ГАС «Виньетка-М»
Тактическое ударное вооружение2 × 8 УВП 3С14 для ракет РК П-800 «Оникс» и «Калибр-НК»
Артиллерия1 × 1 × 130-мм АУ А-192М
Зенитная артиллерия2 × 6 × 30-мм ЗРАК «Палаш»
Ракетное вооружениеПКР ЗМ55 и 3М54 (до 16)
4 × 8 УВП ЗРК

encyclopaedia.bid

ВМФ РФ обсуждает новый проект фрегатов 22350М с увеличенным водоизмещением

Как сообщает интернет-газета «Известия», дальнейшее развитие фрегатов типа «Адмирал Горшков» – новый проект 22350М предусматривает увеличение водоизмещения на 1,1 тыс. тонн.

В Главном штабе Военно-морского флота в настоящее время обсуждается облик новых фрегатов с кораблестроителями. По имеющейся информации, его водоизмещение (количество вытесненной кораблем воды) составит 6,5 тыс. т, что на 1,1 тыс. т больше в сравнении с базовой версией. Дополнительный объем предполагается придать в целях установки современного оборудования и усиления боевых возможностей.


Проект модернизированных фрегатов 22350М был анонсирован в декабре 2014 года адмиралом Виктором Чирковым, занимавшим тогда пост главкомом ВМФ РФ. Судя по его заявлениям, флот рассчитывал приобрести не менее 15 фрегатов базовой и модифицированной версий, которые станут основой арктической группировки.

На данный момент единственное возможное изображение проекта было опубликовано разработчиком корабельного радиоэлектронного оборудования, систем связи и управления — концерном «Моринформсистема-Агат». На надстройках фрегата запечатлены несколько новых радиолокационных антенн, включая достаточно габаритную и тяжелую антенну трехкоординатной радиолокационной станции.

Скорее всего, на корабле появятся современные радиолокаторы дальнего обнаружения воздушных целей, а также дополнительные установки вертикального пуска для ракет. По сравнению с ближайшими конкурентами — франко-итальянским FREMM, испанским F110 и австралийским AWD — российскому «Горшкову» явно не хватало водоизмещения, чтобы разместить всё необходимое вооружение и оборудование. Поэтому решение увеличить его в проекте 22350М вполне обоснованно. По своим боевым возможностям «Супер-Горшков» будет иметь серьезное преимущество перед конкурентами.


— пояснил научный редактор журнала «Экспорт вооружения» Михаил Барабанов.

«Адмирал Горшков»

Строительство фрегатов проекта 22350 началось в 2005 году. Головной корабль серии «Адмирал Горшков» был заложен на «Северной верфи» в феврале 2006 года. Сроки его сдачи неоднократно сдвигались, в том числе по причине неготовности 130-мм артиллерийской установки А-192М. Корабль обладает водоизмещением 5,3 тыс. т и длиной 135 м, развивает скорость до 29 узлов и может автономно находиться в море до 30 суток. Противовоздушную оборону обеспечивают дальнобойный зенитно-ракетный комплекс «Редут» и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш». Атаку по надводным и наземным целям ведут 130-мм А-192М, сверхзвуковые ракеты «Яхонт» и крылатые «Калибр». В настоящее время «Адмирал Горшков» проходит испытания.

topwar.ru

Фрегаты проекта 22350 — Вики

Фрегаты проекта 22350
Проект
Страна
  • Россия Россия
Изготовители
  • «Северная верфь»
Операторы
  • ВМФ России
Годы постройки с 2006
Годы в эксплуатации с 28 июля 2018 года
Запланировано 15 (план)
8 (заказано)
Строится 3
В строю 1
Основные характеристики
Водоизмещение 5400 т (полное)
4500 т (стандартное)
Длина 135 м (наибольшая)
Ширина 16 м
Осадка 4,5 м
Двигатели ГЭУ типа CODAG:
2 × ДГТА М55Р:
• дизель 10Д49 (маршевый)
• ГТД М90ФР (форсажный)
Мощность 2 × 5200 л. с. (маршевые)
2 × 27 500 л. с. (форсажные)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 29 узлов
Дальность плавания 4500 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180—210 человек
Вооружение
Радиоэлектронное вооружение ГАК «Заря-3» и буксируемая ГАС «Виньетка-М»
Тактическое ударное вооружение 2 × 8 УВП 3С14 для ракет РК П-800 «Оникс» и «Калибр-НК»
Артиллерия 1 × 1 × 130-мм АУ А-192М
Зенитная артиллерия 2 × 6 × 30-мм ЗРАК «Палаш»
Ракетное вооружение ПКР ЗМ55 и 3М54 (до 16)
4 × 8 УВП ЗРК «Редут»
(32(9М96)-128(9М100) ЗУР в любых комбинациях)
Противолодочное вооружение ПЛР 91Р2 (до 16)
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 ПУ (ТА) комплекса ПЛО и ПТЗ «Пакет-НК»
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27 в палубном

ru.wikiredia.com

Фрегаты проекта 22350 | Военное оружие и армии Мира

Эти сравнительно небольшие корабли призваны стать основными «рабочими лошадками» нового российского флота, чтобы отстаивать интересы державы не только в Балтийском и Черном морях, но и на широких океанских просторах.

На долгие годы,последовавшие за 1991-м, кораблестроительная промышленность России погрузилась в глубокий анабиоз. С огромным трудом достраивались (иногда по десять с лишним лет) корабли, заложенные еще при СССР. В первом десятилетии XXI века некоторый жизненный импульс придали солидные экспортные заказы из Индии и Китая. С большим трудом и очень медленно началась постройка атомных ПЛ нового поколения. А вот новые надводные корабли долгое время не строили и даже не проектировали.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ

Такое положение сложилось не только в результате тяжелого экономического положения страны и ВМФ в частности, но и по вполне объективным причинам, не связанным с деньгами. России досталось огромное число кораблей, и на протяжении многих лет оно продолжало оставаться избыточным по корабельному составу; страна просто не могла себе позволить содержать столь многочисленный флот. Другим не менее существенным фактором стала некоторая неопределенность в военно-политической доктрине России: холодная война завершилась, а к чему готовиться в обозримом будущем, каким угрозам и в каких ситуациях придется противостоять, оставалось совершенно неясным. К середине нулевых годов стало понятно, что сначала в поддержку, а затем и на смену эсминцам и БПК, разработанным еще в 1970-1980-х годах, должны прийти новые надводные корабли, способные выполнять широкий спектр задач, но меньшего водоизмещения и более дешевые как в постройке, так и в эксплуатации.

РАЗРАБОТКА И ПОСТРОЙКА

После долгого анализа потребностей ВМФ, возможностей промышленности и бюджетных реалий в 2002 году флот разработал тактико-технические требования к новым кораблям ближней и дальней океанской зоны. Если ранее, в советские времена, корабли такого размера и назначения традиционно именовались СКР (сторожевой корабль), то теперь, в соответствии с курсом на «интеграцию России в международное сообщество», новый проект классифицировали как фрегат. Эскизный проект подготовило Северное проектно-конструкторское бюро, и в 2003 году он получил одобрение моряков. Однако конкурс на постройку состоялся только в 2005 году. Из трех участников — «Северная верфь», завод «Янтарь» и Севмашпредприятие — победителем стал первый.

1 февраля 2006 года на «Северной верфи» заложили первый фрегат нового типа, названный «Адмирал Горшков». Стоит вспомнить, что предыдущий корабль, названный в честь этого выдающегося руководителя и строителя советского флота, был авианесущим крейсером и имел вдесятеро большее водоизмещение. В тот момент предполагалось, что уже в 2009 году корабль войдет в строй, но спуск на воду состоялся лишь 29 октября 2010-го, а затем темпы строительства еще замедлились. В 2008 году Сергей Иванов, курировавший ВПК, заявил, что соблюдение сроков постройки и сдачи боевых кораблей является приоритетной задачей. Однако даже в эти, беспроблемные для бюджета, годы срок вступления в строй переносился раз за разом — сначала на 2011, потом на 2012, 2013, 2014-й… В результате постройка небольшого корабля растянулась практически на девять лет. Уместно напомнить сроки постройки сравнимых по водоизмещению британских фрегатов типа 23. Головной «Норфолк» строился 4,5 года, а остальные в среднем по 4; более крупные датские фрегаты типа «Ивер Хюитфельд» проходили путь от закладки до сдачи даже за два года.

БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ

В настоящий момент «Адмирал Горшков» готовится к прохождению заводских, а затем и государственных испытаний. 7 ноября 2014 года состоялся его первый выход в море. Предполагается, что фрегаты этого типа станут основными кораблями надводного флота России в обозримом будущем и войдут в состав всех четырех флотов. В соответствии с этой концепцией запланирована постройка крупной (до 20 единиц) серии кораблей, имеющих общую основу, но различных в деталях применительно к ТВД и задачам, которые предстоит решать. На сегодняшний день «Северная верфь» помимо «Горшкова» ведет строительство еще трех фрегатов — «Адмирал Касатонов» (заложен 26 ноября 2009), «Адмирал Головко» (заложен 1 февраля 2012) и «Адмирал Исаков» (заложен 14 ноября 2013) — и имеет подписанный заказ на постройку еще двух. Вступление в строй первых двух планируется в 2015-2016 годах, но в результате политических и экономических событий 2014 года эти сроки могут измениться.

ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ

Обводы корпуса в сочетании с успокоителями качки новой конструкции должны обеспечивать применение оружия при волнении моря до пяти баллов. Снижение радиолокационной заметности достигнуто, как и во всем мире, путем ликвидации мелких деталей на надстройке и использования радиопоглощающих материалов. Заметная доля конструкции надстройки состоит из неметаллических панелей. Силовая установка построена по традиционной в последние десятилетия схеме CODAG, использующей сравнительно маломощные дизели для крейсерского хода и «форсажные» газотурбинные двигатели для полного. Противокорабельное вооружение расположено в стандартизованных ячейках, входящих в состав УКСК — универсального корабельного стрельбового комплекса ЗК14.

Как противокорабельные, так и зенитные ракеты используют вертикальный способ пуска. Боезапас комплекса ПВО составляет от 32 ракет большой (до 250 км) до 128 ракет малой дальности.