Северный флот России. Корабли Северного флота :: SYL.ru
Северный флот России считается самым молодым: его возраст всего около 80 лет. Но попытки его создать осуществлялись неоднократно. Еще 300 лет назад по приказу Петра I на Севере была построена судоверфь, и уже через год появились корабли для охраны купеческих кораблей. Только спустя полвека на Севере появились постоянные соединения боевых кораблей.
История создания
Именно в Архангельске появилась первая северная судоверфь. Соответствующий приказ царя Петра I вышел в 1693 году, а через год фрегат «Святой Павел» и яхта «Святой Петр», совместно с купленным кораблем «Святое пророчество», защищали купеческие караваны при переходе в Балтику.
Русские гавани и прибрежная полоса периодически подвергались грабежу шведов, поэтому в 1740 году была сформирована эскадра кораблей охраны. Они стерегли акваторию от Карского до Норвежского моря.
Много воды утекло с тех лет, менялись корабли, экипажи и времена, первая полноценная северная флотилия была образована только в 1933 году. Народный комиссар обороны того времени подписал указ о направлении кораблей Балтийского флота в Кольский залив для несения службы с постоянной точкой базирования в городе Мурманске. Командующим Северной флотилией стал флагман 1-го ранга Захар Александрович Закупнев. В состав флотилии вошли два эскадренных миноносца, два сторожевых корабля и две подводные лодки.
Для содержания флота требовалась постоянная база на Севере, и в 1933 году началось строительство в Полярном. Погодные условие не способствовали строительному процессу, но людей это не останавливало. Уже спустя два года база готова, и с эскадренного миноносца «Карл Либкнехт» был дан 21 залп в честь перехода кораблей Северного флота на постоянное место базирования.
Заслуги Северного флота
У кораблей на севере было много задач. Помимо защиты берегов и сопровождения торговых судов, было необходимо проводить исследование северных земель и вод. Правительство Советского Союза неизменно отмечало такие заслуги, как переход подводных лодок к острову Новая Земля впервые в зимнее время или переход по чрезвычайно узкому и мелкому проливу Маточкин Шар между островами Новой Земли. Два эскадренных миноносца первыми прошли по северному морскому пути, открывая водную дорогу на Дальний восток. Знание собственных вод и земель повышало возможности флотских соединений и общую обороноспособность.
Периодически проводились различные учения. Негостеприимный Север с его климатом и непредсказуемым морем не мог помешать строительству ремонтных военных баз, аэродромов для авиации, береговых сооружений обороны и рабочих поселков и городов для рабочих и военных. В 1937 году весной пришел приказ Народного комиссара о переформировании флотилии в Северный морской флот.
Благодаря всему этому появилась возможность с меньшими рисками осваивать Север, и с 1937 года на Северном полюсе стали активно действовать ученые-полярники. Флотская авиация активно им в этом помогала. Летчики учились сажать самолеты на лед, летать в условиях ограниченной видимости и низких температур, в случае экстренных ситуаций в дело вступал Северный флот, к ученым отправлялись ледоколы и подводные лодки, которые в итоге не раз спасали человеческие жизни.
В те времена не было еще атомных подводных лодок, но уже на дизельных ставили рекорды. Подводная лодка «Д-1» в 1938 году преодолела расстояние в 11 тысяч миль, на это у нее ушло 120 суток. Через два года подлодка «Щ-423» преодолела Северный морской путь и прошла из базы в Полярном во Владивосток.
Северный флот в условиях войны
Началась война с Финляндией. Северный флот принимал активное участие в боевых действиях. Был произведен захват портов Петсамо и Лиинахамари для изоляции Финляндии от помощи ее союзников.
Это были тяжелые времена для всего советского народа, ведь 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Северный флот России героически сражался и защищал рубежи своей страны. Велись постоянные схватки с кораблями и подлодками, охранялись порты и иностранные корабли с грузом. В любое время суток и в любую погоду североморцы были на страже.
Война дала сильный толчок к развитию вооружения. Стали поступать новые эсминцы, подводные лодки, крейсеры. В 1955 году в Белом море был совершен экспериментальный запуск баллистической ракеты с подводной лодки, и уже на следующий год у Северного флота появилась такая подлодка — «Б-67».
Современный флот
В наше время флот не узнать. Корабли Северного флота поражают своей мощью, скоростью и маневренностью. Еще служат старые судна, которые видели рассвет Советского Союза, но наряду с ними в строю стоят атомные, ракетные и торпедные подводные лодки, ракетные корабли, авианосцы, десантные корабли разных размеров, а также морская авиация.
Морская пехота Северного флота
Любой флот имеет в своем составе морскую пехоту для действия на берегу, захвата морских баз и штурма кораблей противника. 5 мая 1943 было положено начало морской пехоте Северного флота, когда на базе морской стрелковой бригады был создан 61-й стрелковый полк, ставший впоследствии 61-м отдельным Киркенесским Краснознаменным полком морской пехоты.
До сегодняшнего времени полк осваивал искусство прыжков с парашютом в дивизии ВДВ в г. Пскове, неоднократно участвовал в парадах в Москве, оттачивал навык высадки на берег с десантных кораблей, участвовал в стратегических учениях на море и на суше. В 1997 году 876 ОДШБ бригады морской пехоты получает приз главнокомандующего ВМФ за отличную боевую подготовку, а в декабре следующего года становится частью постоянной боевой готовности.
На учениях «Запад-99» бригада признается лучшей по тактике действий и огневой выучке, награждена призом главнокомандующего ВМФ, в учениях участвовал не только Северный флот. Мурманск тоже одарил бригаду переходящим кубком губернатора Мурманской области, признав ее «Лучшей береговой частью Северного флота».
Боевые действия в Чечне и Дагестане не миновали морских пехотинцев. В период с сентября 1999 г. по июнь 2000 г. тактическая группа принимала участие в ликвидации бандитских формирований. Девять месяцев морские пехотинцы показывали свою выучку в жарких боях, совершали высадки на высоты, устраивали засады и, помимо наград и уважения, заслужили высшие оценки командования.
В прошлом году обучение морских пехотинцев было сконцентрировано на действиях в условиях арктической зоны. Они продолжают отрабатывать прыжки с парашютом, стрелять из артиллерийского и стрелкового оружия, в общем, морская пехота Северного флота поддерживает и улучшает боевую подготовку.
Вооружение морской пехоты Северного флота
Морская пехота пользуется стандартным набором вооружения и техники для такого рода войск. Есть достаточный парк плавающих БТР-80 и тягачей МТЛБ, самоходные минометы «Гвоздика» и «Нона» и даже танки Т-80. Из переносного и стрелкового оружия вооружены минометами, ПТУР, ПЗРК, автоматами АК-74 и его модификациями, разными типами пулеметов, снайперскими винтовками, гранатами, гранатометами, а также общевойсковыми средствами связи и средствами радиоэлектронной борьбы.
Стратегическое значение
Северный флот России имеет огромное значение для страны. Боевые корабли являются гарантом безопасности Севера. Североморцы защищают экономические и политические интересы своего государства, обеспечивают безопасность судоходства и торговли, защищают гражданские корабли от пиратов. Поддерживание Северного флота и ядерного потенциала в готовности способствует сдерживанию претензий потенциальных противников.
www.syl.ru
Флот без кораблей. ВМФ России на грани коллапса
…мой друг Серёга, командир противолодочного вертолёта КА-25 Северного флота корабельного базирования, совершал очередной тренировочный полёт над ледовым полем. Он неоднократно жаловался своей любимой жене, что при полётах над ледовыми полями штатные светофильтры шлемов пилотов ВМФ недостаточно защищают зрение от сверхяркоотражающей поверхности льда. Любимая жена предприняла невероятные усилия, но ко дню рождения Серёга получил поляризационные светозащитные очки французского производства, которыми пользовались пилоты Канадских Арктических Авиалиний (Air North). Вот летит он в этих очках над сплошным ледовым полем и визуально обнаруживает контрастную (относительно всего остального белого поля) окружность очень большого диаметра. Вроде бы не понять, что за оптическое явление. Остекление кабины поляризует свет, светофильтр шлема вносит свою лепту в поляризацию, плюс импортные светозащитные очки. Но вдруг почти в центре гигантской окружности взламывается лёд и показывается рубка нашей атомной подводной лодки! …При движении ПЛ в подводном положении заданная глубина погружения удерживается горизонтальными рулями, которыми управляет боцман или авторулевой. Точность удержания заданной глубины хода в пределах ±5 метров. То есть гигантская масса металла (от 6000 до 33800 тонн) совершает вертикальные колебания по глубине, а вместе с массой колеблется и её гравитационное поле. Часть гравитационного поля корпуса подводного корабля, с регистрируемой измерительными приборами напряжённостью, выходит на поверхность воды, на границу двух сред – воды и воздуха. Помним и о волнении на поверхности. Вот эта часть гравитационного поля, на каком-то одинаковом уровне своей напряжённости вступает в резонансное взаимодействие с приповерхностными слоями морской воды и воздуха. Взаимодействие производит ориентирование солевых доменов в верхних слоях воды и воздуха (как известно у поверхности воды в воздухе высокая концентрация солёных водяных капель), что ведёт к суммированию (своеобразной модуляции) напряжённости их электрических полей. Отсюда кольцевая или эллиптическая форма фигур на экранах РЛС. А уже взаимодействие суммированных электрических полей с электромагнитным полем от антенн радиолокационных станций (поглощение или отражение) ведёт к появлению кольцевых или эллиптических эффектов на экранах радиолокационных станций. У оппонентов возникает вопрос: почему кольцевой эффект не обнаруживается вокруг крупных надводных судов или кораблей? Они ведь тоже обладают гравитационным полем? Ответ в том, что объём зоны взаимодействия гравитационного поля надводного корабля с напряжённостью для искомого резонансного взаимодействия с солёной водой пространственно слишком тонок из-за углов пересечения векторов напряжённости полей близких к 90°. И в этих объёмах не возникает условий для резонансного взаимодействия с электромагнитным полем поисковых РЛС, тем более, если они любого иного частотного диапазона. Для надводных кораблей и судов эффект может наблюдаться кратковременно при их потоплении (гибели). Таким образом, совершенно случайно частотный диапазон радиолокационных станций загоризонтного целеуказания системы “Море” был выбран так, что именно на этих частотах обнаружилось взаимодействие суммарного электрического поля поверхностных солевых доменов морской воды, модулируемых мерцающим гравитационным полем крупных подводных объектов, с электромагнитным полем поисковых РЛС. Частным случаем проявления кольцевого эффекта можно считать изменение поляризации солнечного света, отражённого от ледового покрова, что и наблюдал мой друг Серёга во время одного из своих полётов надо льдами через поляризационные пилотские очки. Лёд при всей его твёрдости имеет в своём составе незамерзающие круто солёные вкрапления, на которые и воздействует гравитационное поле подводной лодки, находящейся подо льдом. |
Сложив всё вышесказанное, приходится признать: возможность засечь подводную лодку с помощью средств радиолокационного и оптико-электронного наблюдения за поверхностью воды или льда – это реальность. И эта реальность, к сожалению, полностью отрицается современной отечественной военно-морской стратегией.
Мы делаем ставку на подводные лодки, игнорируя тот факт, что противолодочные самолёты вероятного противника «видят» их и под водой, и, возможно, подо льдом. Не на всех режимах, конечно, и не всегда, да и район поиска надо как-то выбрать, но сам факт существования такой возможности должен был заставить командование ВМФ в корне пересмотреть свои подходы к военному строительству, в частности, к обеспечению боевых служб ПЛ, их поддержке надводными кораблями и авиацией, включая корабельную.
На практике же всё было и остаётся абсолютно не так. Факт того, что наши подводные лодки крайне уязвимы перед базовой противолодочной авиацией противника в ходе военного строительстве в целом не учитывается. Факты того, что лодки противника превосходит наши ПЛ в скрытности, дальности обнаружения и тактико-технических характеристиках торпедного оружия – тоже. Так ради чего огромные государственные средства тратятся на подплав? Ради того, чтобы потом его быстро утопили, с потерей тысяч моряков и гигантских средств?
Ситуация становится просто жутковатой в приложении её к морской компоненте СЯС. Именно подлодки с баллистическими ракетами являются самым скрытным компонентом наших ядерных сил и единственными носителями ядерного оружия, которые в теории можно спрятать от противника. На практике, получается, что почти нельзя…
Некоторое время назад американцы, хранящие поистине могильное молчание по поводу своих достижений в противолодочном поиске, начали всё же рассекречивать материалы, касающиеся этой тематики.
Так, сейчас в сети доступен доклад «A RADAR METHOD FOR THE DETECTION OF SUBMERGED SUBMARINES» («Радиолокационный метод обнаружения погружённых подводных лодок», выпущенный Исследовательской лабораторией ВМС США в далёком 1975 году. Хоть зона *.mil и закрыта от русскоязычных пользователей, простой анонимайзер позволяет скачать полный текст на английском. Из доклада видно, что впервые американцы обнаружили феномен остаточного следа на поверхности, заметного в радиолокационном диапазоне, ещё во времена Второй мировой войны. И только к 1975 году пришли к консенсусу о том, что эффект есть, и может быть использован. А ещё через тринадцать лет был тот самый разведывательный вылет «Ориона»…В теории, опять же, морская авиация и надводные корабли должны были бы сработать как щит для ударных подлодок, дав им возможность развернуться в относительной безопасности как от вражеских самолётов, так и от вражеских подлодок, но увы, с надводными кораблями и морской авиацией у нас ситуация ещё хуже, чем с подводными лодками, и помочь лодкам они никак не могут.
Начнём с авиации
С морской авиацией у СССР было противоречивое положение. ВМФ СССР имел первоклассную ударную авиацию берегового базирования – Морскую ракетоносную авиацию, вооружённую самолётами Ту-16, Ту-22 и Ту-22М разных модификаций, способных нести противокорабельные крылатые ракеты – как сверхзвуковые, так и дозвуковые. Чуть позже к ним добавились ракетоносные Ту-95К-22 – «длинная рука» ВМФ, способные наносить удары по надводным кораблям над любой точкой Мирового океана. Их дальность и качества БРЭО делали их поистине глобальным оружием (хотя и не лишённым недостатков). Разведывательная авиация тоже была на высочайшем уровне.
А вот в части противолодочной авиации у СССР был провал – прицельно-поисковые системы самолётов не обеспечивали надёжный поиск иностранных подлодок, хотя обнаружений авиация давала всё же немало. Упомянутая выше тема «Окно» могла изменить ситуацию, но увы, её практические результаты были получены непосредственно перед развалом СССР, и после него новые способы поиска получили самое минимальное развитие. Палубная же авиация ВМФ СССР в каком-то смысле просто «не успела» вырасти. Береговая штурмовая авиация была неплоха, а вот истребительная авиация ВМФ испытывала нехватку современных самолётов.
Но даже эти противоречивые достижения в морской авиации были полностью утрачены после развала СССР. Сократился в разы состав противолодочной авиации, причём, что самое неприятное, за все постсоветские годы толком ничего не было сделано по созданию нового самолёта на замену старичкам Бе-12, Ту-142М и Ил-38. Модернизация Ил-38 в вариант 38Н с комплексом «Новелла» — это полумера, с весьма ограниченной эффективностью, да и темпы модернизации самолётов просто удручают.
Фактически не будет преувеличением сказать, что у нас попросту нет противолодочной авиации. И это в условиях, когда совокупная численность современных подлодок у США и их союзников переваливает далеко за сотню. Положение никто и не думает исправлять: ни командование ВМФ, ни структуры Министерства обороны не проявляют серьёзной заинтересованности в решении проблемы.
Но от противолодочной авиации хотя бы сохранились остатки, которые можно модернизировать. А вот МРА была ликвидирована полностью. В 2010 году все остававшиеся в ВМФ самолёты Ту-22М были изъяты из ВМФ и переданы в ВВС. Теперь у флота просто нет инструмента для нанесения внезапных массированных ударов по военно-морским соединениям противника, нет сил, которыми в условиях «большой» войны можно сманеврировать между ТВД, усиливая поочерёдно наши разрозненные флоты. И, конечно, нет никаких гарантий, что ВКС будет озадачиваться вопросами помощи флоту – целей у ВКС в большой войне хватит и без флотских проблем.
Если передаче бомбардировщиков в ВВС есть оправдание, в конце концов, эти машины давно не производятся и действительно стали «на вес золота», их реально мало осталось, то фактическое уничтожение флотом своей собственной истребительной авиации иначе как преступлением не назвать. Ещё пять лет назад ВМФ имел крупные силы истребителей, причём, в отличие от советских времён, вполне современных машин. МиГ-31 и Су-27, отремонтированные и в хорошем состоянии. Чем всё закончилось? Тем, что командование флотов просто-напросто угробило вверенные им авиачасти, не выделяя даже керосин на боевую подготовку. Достаточно сказать, что истребительные части ВМФ на Камчатке в 2015 году имели налёт не более 30 часов в год на человека – почти как в 90-х годах. И это когда уже шла война в Сирии. Офицеры штабов ВМФ открыто, не стесняясь, говорили, что без лётчиков и их проблем им было бы легче и проще служить. Итог закономерен – с 2017 года у флота забирают истребительную авиацию, и медленно, но верно переводят её «под крыло» вновь создаваемых армий ВВС и ПВО. Сначала через это прошёл Северный флот, а в 2018 году – Тихоокеанский. Это, безусловно, спасло авиационные соединения для будущего, вот только отладить нужный уровень взаимодействия между надводными кораблями и авиацией теперь не получится. Впрочем, этим и раньше никто не занимался.
А ведь американские истребители с баз в Японии повисали «на хвосте» у Ил-38 над Охотским морем при каждом вылете на поиск ПЛ (в тех случаях, когда иностранные ПЛ в Охотском море были)! Как можно было в таких условиях угробить вверенные авиачасти? Но ВМФ это сделал.
Относительно неплохо выглядят дела в морских штурмовых авиаполках. Полки летают, тренируются, получают на вооружение новые Су-30СМ. Вот только потенциал этой платформы никто даже и не пытается реализовать. Если в ВВС Индии Су-30 уже пускают тяжелые сверхзвуковые ПКР «Брамос», то в России никто не пытается вооружить морские Су-30СМ аналогичными по параметрам «Ониксами», хотя это решение позволило бы резко нарастить ударные возможности полков, и дать им возможность атаковать современные боевые корабли, не входя в их зону ПВО. Но это, видимо, никому не надо, такие работы не ведутся, равно как и нет никаких признаков того, что флот усилит штурмовые авиаполки самолётами-заправщиками или ДРЛО. Главным оружием штурмовых полков является ракета Х-35 – очень хорошая ракета, но при прорыве современной эшелонированной корабельной ПВО её дальности не хватит, придётся подставлять под вражеские зенитные ракеты и сами самолёты тоже.
Новая гиперзвуковая ракета «Кинжал» тоже зримо не заинтересовала военно-морских товарищей.
По факту от морской авиации времён СССР остались одни ошмётки, и не надо думать, что ВКС, которые вынужденно берут на себя всё больше «морских» задач, станут тут палочкой-выручалочкой. Не станут, потому, что им и над землёй работы хватит, и потому, что лётчик морской авиации — это человек, обладающий крайне специфической подготовкой и навыками, которые пилоту-универсалу из ВКС развивать просто некогда.
Наивно думать, что в таких условиях дела с тем, что прежде всего ассоциируется с флотом (с надводными кораблями), идут лучше. Не идут.
В настоящий момент в строю ВМФ тридцать один корабль ближней и дальней морской, а также океанской зон (за вычетом неходовых кораблей, которые в море уже не выйдут, но ещё не выведены из боевого состава). Кроме пяти корветов проекта 20380 и четырёх фрегатов (три 11356 и один 22350), все они были заложены ещё при СССР. Из этого количества десять кораблей сейчас на ремонте, включая единственный авианосец.
Фактически в настоящее время Северный флот может вывести в море пять надводных кораблей 1-го и 2-го ранга, включая два крейсера, Черноморский – пять СКР и фрегатов, Тихоокеанский – шесть, включая один крейсер, Балтфлот – один СКР проекта 11540 и четыре корвета проекта 20380.
Для сравнения: у Японии тридцать семь боевых кораблей УРО в строю и три вертолётоносца ПЛО, у Франции – двадцать три корабля УРО и полноценный атомный авианосец.
Есть у нас, конечно, ещё некоторое количество (менее тридцати на весь ВМФ) малых противолодочных кораблей, малых ракетных кораблей, ракетных катеров и вспомогательных кораблей и судов. Но они или не могут действовать в дальней морской зоне без больших кораблей, либо необходимы для организации обороны прибрежных вод, либо и то, и другое. Ту же группировку ВС РФ в Сирии ими уже особо не защитить, вблизи Хоккайдо или Шпицбергена не повоевать. Те же новые МРК проекта 21631, отметившиеся пусками «Калибров» имеют очень ограниченную мореходность, и не имеют ни ПВО, ни средств ПЛО, или хотя бы противоторпедной защиты.
При этом все остальные большие корабли натурально «застряли» на ремонтах, которые продолжаются годами, и у которых всё время увеличиваются сроки. Последняя новость из серии – затопление плавдока ПД-50, в котором стоял авианосец «Адмирал Кузнецов», с навалом авианосца на стенку дока, и до конца не озвученными последствиями. Насколько это задержит выход из ремонта «Кузнецова» и осложнит ремонты прочих кораблей и подлодок, можно только гадать.
При этом интенсивная эксплуатация ещё находящихся на ходу кораблей совершенно однозначно приведёт к почти полной выработке многими из них ресурса примерно к 2020-му году, до того, как из ремонта начнут выходить стоящие там сейчас боевые корабли. Фактически флот может уполовинить свой и без того скромный боевой состав, а судоремонт уже сейчас не справляется с имеющимися объёмами работ, после того, как этот объём вырастет процентов на шестьдесят, он не справится тем более. Особенно учитывая то, что некоторые корабли уже натурально доведены «до ручки», и объём работ с ними обещается просто огромный.
Но самое ужасное то, что ВМФ не может обновлять корабельный состав. Под гром фанфар и блеск главных морских парадов от внимания публики ушёл один «скромный» факт: Россия не может строить боевые корабли нужных ей классов. Почти никакие.
Рассмотрим по порядку
В сегменте малых ракетных кораблей (проектов 21631 «Буян-М»и 22800 «Каракурт») флот столкнулся с невозможностью получить нужные двигатели. «Буян-М» был спроектирован под немецкие MTU, но они стали недоступными из-за санкций. Начиная с корабля «Вышний Волочек», на корабль ставятся китайские дизели, однако они не обладают нужным для военного применения техническими характеристиками, что ставит точку в истории серии этих кораблей. Впрочем, после того, как США выйдут из договора о ликвидации ракет малой и средней дальности, смысла в этих кораблях всё равно не будет.
«Каракурты», которые замышлялись как более скоростные и мореходные аналоги «Буяна-М» с более мощным вооружением и отечественными дизелями, остались без двигателей в принципе. ПАО «Звезда», которое должно было поставить для этих кораблей высокооборотистые дизели М507 оказалось просто напросто неспособным их произвести. Такими темпами, которыми завод делает двигатели сейчас, серия «Каракуртов» будет строиться десяток лет, как минимум. Этот кризис повлёк за собой даже такие предложения, как сдача флоту кораблей с бывшими в употреблении двигателями, прошедшими капитальный ремонт. Надо признать, что основания для такого жёсткого решения вполне есть.
Все остальные более крупные корабли также попали в «ловушку» ПАО «Звезда» ибо её дочернее предприятие, «Звезда-редуктор», является единственным в России производителем редукторов для корабельных силовых установок. И проблемы там те же самые, что и на дизельном производстве. Впрочем, уже изученные, и запущенные в серию редуктора завод с горем пополам может делать, пусть долго и помалу. А вот с новыми конструкциями – беда. А между тем именно они требуются для того, чтобы Россия могла бы строить корабли дальней морской зоны – хотя бы фрегаты.
Заметим, что ранее редукторы для крупных кораблей поставляло украинское предприятие «Зоря-Машпроект», но после «евромайдана» и Крыма эти поставки стали невозможны. Невозможны стали и поставки корабельных газовых турбин, но их производство в России смогли освоить, а вот редукторов нет, и завод их производящий, чувствует себя плохо.
В итоге строительство военных кораблей в России в разумные сроки сейчас просто невозможно.
На все эти неприятные факты накладывается неспособность Министерства обороны и командования ВМФ определиться как с доктриной боевого применения, так и с типажом имеющихся и потребных к строительству кораблей.
Про то, что гигантские деньги вваливаются в неспособный защитить себя подплав, уже упоминалось, но это только часть проблемы.
Флот лишён противоминных сил полностью. Современных тральщиков нет, безэкипажных средств, необитаемых противоминных аппаратов и другой потребной для борьбы с минами техники почти нет. То, что строится, зависит от продукции «Звезды» с одной стороны или не отвечает современным требованиям с другой. Минирование акваторий вблизи военно-морских баз приведёт к тому, что корабли и подлодки окажутся там просто-напросто заперты, «расчистить» им выход сегодня нечем. Только отправлять на мины боевой корабль или многоцелевую ПЛ, чтобы «пробить» коридор человеческими жизнями. Ну что же, англичане на Фолклендах готовились так делать, мы ведь не хуже их, правда?
Так же точно нет противолодочных сил, способных отогнать вражеские подлодки от наших баз. Нет ни корветов ПЛО в достаточном количестве, ни системы оповещения о подводной обстановке приемлемого качества.
Только в этом году на флот начали поступать современные управляемые торпеды (это можно было сделать много лет назад), но у экипажей ПЛ ещё не хватает опыта их применения и статистика стрельб весьма мала.
Не проводится работ по модернизации противолодочных вертолётов, хотя есть хорошие наработки по опускаемым гидроакустическим станциям, но им, что называется «не дают ход».
Про морскую авиацию уже упоминалось.
И в этих условиях ВМФ не находит ничего лучше, как гоняться за химерами.
Зачем-то построена серия небоеспособных и непригодных для ведения боевых действий «патрульных» кораблей проекта 22160. Их позиционируют как антипиратские, но корабль такого водоизмещения не может работать в Индийском океане – есть риск, что из-за волнения на море он не сможет принимать обратно на борт свои лодки и вертолёты с морскими пехотинцами.
Вооружением для ведения противолодочной борьбы или способностью воевать с надводными кораблями противника эти корабли не обладают.
Зачем их тогда строили? Для чего расходовали деньги?
Ещё одним мегараспилом является корабль проекта 20386. О нём уже написано, да и потенциальных технических рисков в проекте специалисты уже нашли огромное количество. Некоторые потенциальные недостатки этого корабля окажутся, видимо, неустранимыми. При этом «Звезда» и этот корабль обделила редуктором. Редуктор 6РП, предусмотренный конструкцией, до сих пор не существует в металле, и неизвестно когда будет, сейчас судостроители осторожно говорят о том, что ГЭУ для корабля возможно будет готова в 2020-м году… а, возможно, и нет.Так или иначе, ни сдачи корабля флоту в 2022-м году, ни закладки второго корпуса в 2018-м уже точно не будет.
Всё это, правда, не помешало разработчикам проекта и подсистем освоить огромный бюджет, выделенный на разработку и строительство этого «вундерваффе».
Развитие единственной серии кораблей, которые Россия худо-бедно могла строить, — корветов 20380, остановлено волевым решением кого-то в ВМФ. И это несмотря на то, что модернизационный потенциал кораблей далеко не раскрыт, а альтернатив пока просто нет. Новые корабли этого проекта не закладываются, новые, более приспособленные к противолодочной борьбе или обладающие более эффективной ПВО модификации не разрабатываются. Могут возразить, что и к этим кораблям редукторов приходится ждать годами, но их, по крайней мере, можно дождаться!
Ну а более крупные корабли Россия или вообще не может строить, или может очень дорого и медленно, например, фрегаты проекта 22350. Очень мощные для своего класса и очень дорогие корабли, с серьёзной боевой мощью. Впрочем, эта серия кораблей тоже больше строиться не будет, всё ограничится четырьмя экземплярами.
О таких вещах, как межкорабельная унификация, и говорить не стоит, наверное, такое чувство, что у нас не знают о том, что это такое вообще.
Равно как и о том, в разработке морского подводного оружия, средств гидроакустического противодействия, гидроакустических комплексов и многого другого, реальная работа и производство уже давно заменены хитроумными схемами, позволяющими осваивать бюджеты, не выдавая в ответ ничего, никаких прототипов, образцов и т. д., — только отчёты о проделанных опытно-конструкторских работах, фальсифицированные протоколы испытаний и бесконечные перезапуски этого процесса. Прибыль без производства в чистом виде.
Стоит иметь в виду, что на этот раз всё вышеперечисленное накладывается на рост военной опасности для РФ, на наличие у нас изолированного ТВД, доступ к которому по суше отсутствует (Сирия), на то, что все наши серьёзные противники сегодня – страны с сильными ВМС, на санкции, не позволяющие закупать оружие и комплектующие за рубежом, на грядущий демографический кризис 2025-2030-х годов, когда армии, флоту и ВКС придётся конкурировать за мобилизационный ресурс и людей, на то, что добиваться роста боевых возможностей флота придётся без роста расходов на него…
Это фактически идеальный шторм, система, ушедшая в сингулярность, в «разнос». Все кризисные явления в пиковой форме и одновременно. Коллапс флота, полный обвал всего того, что в нём ещё держится.
Вот что ждёт ВМФ в самое ближайшее время.
Переживёт ли это флот? Не факт. Но самое страшное будет, если именно в этот момент придётся использовать ВМФ в боевых действиях. Цусима покажется небольшим речным круизом на фоне того, что может случиться в самые ближайшие годы. Причём, чтобы «огрести», нам совсем не обязательно будет сваливаться в конфликт с США: разбить настолько неустойчивую систему, как ВМФ РФ после 2020-го года, сможет практически любая более-менее развитая в военно-морском отношении страна.
Кто виноват в том, что всё это стало возможным?
Это, безусловно, Министерство обороны, включая департамент обеспечения гособоронзаказа, командующие ВМФ, личный состав Главкомата ВМФ, ответственный за кораблестроение, министры обороны — все за примерно последние 12-13 лет.
Кто-то недоработал, кто-то закрыл глаза на недоработки одних и прямой саботаж других, кто-то этот саботаж осуществил. И в итоге мы имеем то, что имеем. Однозначно виновна Военно-промышленная комиссия, по крайней мере, все те, кто в её составе отвечают за судостроение.
Виновна и ФСБ, потому что не уследила за складыванием поистине мафиозных кланов в ОПК, и за тем, что деятельность некоторых товарищей в «околофлоте» (не будем показывать пальцем), «отдаёт» иностранными спецслужбами.
Что делать?
Во-первых, заменить людей, виновных в этих провалах, на других. Это принципиально важно. Все, кто стоял за доведением флота «до ручки», должны отправиться искать другое место работы. Во-вторых, жёстко, с объявлением целей и назначением сроков, взяться за устранение всех вышеперечисленных проблем, не только в промышленности, но и в самом ВМФ. Начиная от ответа на вопрос «Зачем нам флот в принципе?» и заканчивая отработкой взаимодействия между авиацией и надводными кораблями. От восстановления компетенций в судостроении до наведения порядка в финансировании ОКР флотской тематики. От увеличения частоты торпедных стрельб до придания морской авиации должного статуса внутри структуры флота. С проведением исследовательских учений, необходимых для определения облика и состава флота будущего. С оздоровлением финансирования в части распределения средств между подводным, надводным флотом и авиацией.
С необходимыми изменениями нормативной базы и зачистками тех, кто не захочет или не сможет работать «на результат».
Как можно быстрее — потому что времени уже не осталось. Его вообще нет, и совсем скоро это станет очевидно.
Наверное, на этот раз не получится обойтись без «ручного управления» со стороны президента и министра обороны, сам этот кризис не «рассосётся».
Иначе нам останется только ждать очередную Цусиму и дождаться её.
Причём совсем скоро.
russiancouncil.ru
Тип | Наименование | Изготовитель | Даты закладки/ спуска на воду/ ввода в строй | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Атомный тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (АТРПКСН) / Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (АРПКСН) — 8 | |||||
Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» По классификации НАТО — «Typhoon» | TK-208 «Дмитрий Донской» | Севмаш | 17.06.1976/ 23.09.1980/ 12.12.1981 (после модернизации 26.06.2002) | В составе флота. | Прошёл капитальный ремонт и модернизацию на «Севмаше» по проекту 941УМ в 1990—2002 годах. С декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ (МБР) «Булава». |
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» | К-51 «Верхотурье» бвший «Имени XXV съезда КПСС» | Севмаш | 23.02.1984/ 07.03.1985/ 29.12.1985 (после модернизации 12.1999) | В строю. | В 1993—1999 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». |
К-84 «Екатеринбург» | Севмаш | 17.02.1985/ 17.03.1986/ 30.12.1986 (после модернизации 07.2003) | В строю. | Повреждена при пожаре. С 2011 года в ремонте. Возвращена в строй в IV квартале 2014 года | |
К-114 «Тула» | Севмаш | 22.02.1986/ 22.01.1987/ 30.10.1987 (после модернизации 01.2006) | В строю. | В 2000—2006 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». 14 марта 2017 года пресс-служба ВМФ России официально сообщила, что подлодка войдет в строй в конце 2017 года [33]. | |
К-117 «Брянск» | Севмаш | 1986/ 08.02.1988/ 30.09.1988 (после модернизации 11.02.2008) | В ремонте на предприятии «Звёздочка» с 18.01.2018 года. | В 2002—2008 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». | |
К-18 «Карелия» | Севмаш | 02.1987/ 1988/ 1989 | В строю. | В 2004—2009 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». | |
К-407 «Новомосковск» | Севмаш | 14.07.1987/ 28.02.1990/ 27.11.1990 | В строю. | С 2002—2003 гг. проходил ремонт в ЦС «Звёздочка». С 2008 по 2012 гг. находился там же на ремонте и модернизации с перевооружением на МБР «Синева» | |
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» | К-535 «Юрий Долгорукий» | Севмаш | 02.11.1996/ 12.03.2008/ 10.01.2013 | В составе флота. | |
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами — 1 | |||||
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 885 «Ясень» По классификации НАТО — «Yasen» | К-560 «Северодвинск» | Севмаш | 21.12.1993/ 15.06.2010/ 30.12.2013 | В составе флота. | 17.6.2014 введена в строй[34][35]. |
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами — 3 | |||||
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» По классификации НАТО — «Oscar-II» | К-119 «Воронеж» | Севмаш | 25.02.1986/ 16.12.1988/ 29.12.1989 | В строю. | Пройдёт модернизацию. (Расширение ударных возможностей проекта за счёт перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр») [36] |
К-410 «Смоленск» | Севмаш | 09.12.1986/ 20.01.1990/ 22.12.1990 | В строю. | На 01.01.2018 находится в строю[37]. В будущем пройдёт модернизацию. (Расширение ударных возможностей проекта за счёт перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр»)[36] | |
К-266 «Орёл» бывший «Северодвинск» | Севмаш | 19.01.1989/ 22.05.1992/ 30.12.1992 | На 01.07.2017 находится в строю[38][39][40][41]. | В 2013-2017 годах прошёл ремонт с модернизацией. Заменена одна из линий вала. Получил новые информационную, навигационную и систему связи, гидроакустическое оборудование, первым получил новые противокорабельные сверхзвуковые ракеты: 72 П-800 «Оникс» вместо 24 П-700 «Гранит» | |
Атомная многоцелевая подводная лодка — 14 | |||||
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» По классификации НАТО — «Akula-I», «Akula-II», «Improved Akula» | К-317 «Пантера» | Севмаш | 06.11.1986/ 21.05.1990/ 27.12.1990 | В строю. | В 2006—2008 гг. прошла капитальный ремонт с модернизацией. |
К-461 «Волк» | Севмаш | 14.11.1987/ 11.06.1991/ 29.12.1991 | В ремонте. | С 14.8.2014 до 2017 года проходит средний ремонт и глубокую модернизацию[43]. | |
К-328 «Леопард» | Севмаш | 26.10.1988/ 28.06.1992/ 30.12.1992 | На среднем ремонте и модернизации до 2015 года. | Директивой ГШ ВМФ от 21.05.1991 г кораблю был передан орден Красного Знамени № 544341 с К-181, а 29.04.1991 г. унаследовал от К-181 Краснознамённый Военно-морской флаг. В ремонте с конца июня 2011 года[44][45] до 2015 года[46]. | |
К-154 «Тигр» | Севмаш | 10.09.1989/ 26.06.1993/ 29.12.1993 | В строю. | По классификации НАТО — «Improved Akula class» выделяющийся повышенной акустической скрытностью. | |
К-157 «Вепрь» | Севмаш | 13.07.1990/ 10.12.1994/ 25.11.1995 | На судоремонтном заводе. Идёт ремонт. | По классификации НАТО — «Akula-II» (в некоторых отечественных источниках проходит как «проект 971М») с изменённой конструкцией прочного корпуса и новым оборудованием. Вернётся в строй до 2020 г. | |
К-335 «Гепард» | Севмаш | 23.09.1991/ 17.09.1999/ 05.12.2001 | В строю. | По классификации НАТО — «Akula-III» с изменённой конструкцией корпуса и новым оборудованием. 04.12.1997 г унаследовала Гвардейский флаг от ПЛ К-22. Ремонт закончен 28.11.2015 [1] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 945 «Барракуда» По классификации НАТО — «Sierra-I» | Б-239 «Карп»[47] | Красное Сормово | 20.07.1979/ 29.07.1983/ 29.09.1984 | C 1998 — отстой[48]. По данным на 16.05.2014 из реактора уже начали выгружать топливо. По сообщению от 07.07.2014 начали готовить к выгрузке отработанного ядерного топлива[49]. Вернётся в строй в 2017 году[50]. | с 03.06.1992 — Б-239, с 06.04.1993 — Б-239 Карп С 1994 года находится на судоремонтном заводе ЦС «Звёздочка» в ожидании восстановления. Ремонт и модернизация начнётся летом 2013 года. Заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ» [51] |
Б-276 «Кострома» бывшая К-276 «Краб» | Красное Сормово | 21.04.1984/ 26.06.1986/ 27.10.1987 | В строю. | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ».[51] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 945А «Кондор» | Б-534 «Нижний Новгород» бывшая К-534 «Зубатка» | Красное Сормово | 05.02.1986/ 08.07.1989/ 26.12.1990 | В строю. | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ»[51] |
Б-336 «Псков» бывшая К-336 «Окунь» | Красное Сормово | 28.07.1989/ 28.07.1992/ 17.12.1993 | В строю[52] | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ» [51] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 671РТМК «Щука» По классификации НАТО — «Victor-III» | |||||
Б-388 «Петрозаводск» бывшая К-388 «Снежногорск», «Сосновый Бор» | Адмиралтейские верфи | 08.05.1987/ 03.06.1988/ 30.11.1988 | В утилизации. | ||
Б-138 «Обнинск» (ранее К-138) | Адмиралтейские верфи | 07.12.1988/ 05.08.1989/ 30.12.1990 | В строю. | По состоянию на 2017 год завершила все испытания после проведенной модернизации и находится в строю[53]. | |
Б-414 «Даниил Московский» (ранее К-414) | Адмиралтейские верфи | 01.12.1989/ 31.08.1990/ 30.12.1990 | В строю. | ||
Б-448 «Тамбов» (ранее К-448) | Адмиралтейские верфи | 31.01.1991/ 17.10.1991/ 24.09.1992 | На долгосрочном ремонте на одном из судоремонтных заводов. | Вернётся в строй до 2020 г. | |
Атомная глубоководная станция — 7 ? | |||||
Атомная глубоководная станция проекта 09786 (модернизация проекта 667БДР «Кальмар») | КС-129 «Оренбург» (ранее К-129) | Севмаш | 09.04.1979/ 15.04.1981/ 05.11.1981 (после модернизации — 2006 г.) | В строю. | В 1994—2006 гг. прошёл капитальный ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» в носитель сверхмалых подводных лодок по проекту 09786. |
Атомная глубоководная станция (модернизация проекта 667БДРМ «Дельфин») | БС-64 «Подмосковье» (ранее К-64) | Севмаш | 1985/ 1999 | В строю Атомная подлодка «Подмосковье» передана в состав ВМФ России. | Выведена из эллинга для прохождения заводских испытаний 11.08.2015[54] |
Атомная глубоководная станция проекта 1910 «Кашалот» По классификации НАТО — «Uniform» | АС-16 (1989) | ||||
АС-19 (1995) | |||||
Атомная глубоководная станция проекта 1851 «Палтус» По классификации НАТО — «X-Ray» | АС-23 (1987) | В ремонте. | |||
АС-21 (1992) | |||||
АС-35 (1995) | |||||
Дизельная торпедная подводная лодка — 8 | |||||
Большая океанская подводная лодка проекта 877 «Палтус» По классификации НАТО — «Kilo» | Б-401 «Новосибирск» | Красное Сормово | 06.10.1982/ 15.03.1984/ 30.09.1984 | В резерве. | Подготовка к утилизации. |
Б-402 «Вологда» | Красное Сормово | 24.08.1983/ 23.09.1984/ 30.12.1984 | В резерве (?). | Подготовка к утилизации. | |
Б-808 «Ярославль» | Красное Сормово | 29.09.1986/ 30.07.1988/ 27.12.1988 | В строю. | ||
Б-800 «Калуга» бывшая «Вологодский комсомолец» | Красное Сормово | 05.03.1987/ 07.05.1989/ 30.09.1989 | В строю. | Фактически ремонт и модернизация (включает в себя усовершенствование комплекса вооружения, средств связи, навигации и акустики) начались в 2009. Осенью 2012 года закончен ремонт и модернизация[55] | |
Б-459 «Владикавказ» | Красное Сормово | 25.02.1988/ 29.04.1990/ 30.09.1990 | В строю. | Ремонт и модернизация завершены в 2015 году[56]. | |
Б-471 «Магнитогорск» | Красное Сормово | 26.10.1988/ 22.09.1990/ 30.12.1990 | В строю. | ||
Б-177 «Липецк» | Красное Сормово | 03.11.1989/ 27.07.1991/ 30.12.1991 | В строю. | ||
Дизельная торпедная подводная лодка проекта 677 «Лада» По классификации НАТО — «Lada» | |||||
Б-585 «Санкт-Петербург» | Адмиралтейские верфи | 27.12.1997/ 28.10.2004/ 22.04.2010 | В опытной эксплуатации. | Опытная эксплуатация, как ожидается, завершится в конце 2014 года, после чего лодку примет на вооружение ВМФ[57][58]. | |
Экспериментальная подводная лодка — 1 | |||||
Экспериментальная подводная лодка проекта 20120 | Б-90 «Саров» | Севмаш | 1989/ 14.12.2007/ 07.08.2008 | В строю. | ВМФ России намерен до конца 2012 года провести испытания подлодки Б-90 «Саров» с первым российским экспериментальным двигателем на водородном топливе. В перспективе такими силовыми установками могут быть оснащены подводные лодки проектов 677 «Лада» и «Амур-1500»[59] |
wikiredia.ru
Тип | Наименование | Изготовитель | Даты закладки/ спуска на воду/ ввода в строй | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Атомный тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (АТРПКСН) / Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (АРПКСН) — 8 | |||||
Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» По классификации НАТО — «Typhoon» | TK-208 «Дмитрий Донской» | Севмаш | 17.06.1976/ 23.09.1980/ 12.12.1981 (после модернизации 26.06.2002) | В составе флота. | Прошёл капитальный ремонт и модернизацию на «Севмаше» по проекту 941УМ в 1990—2002 годах. С декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ (МБР) «Булава». |
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» По классификации НАТО — «Delta-IV» | К-51 «Верхотурье» бвший «Имени XXV съезда КПСС» | Севмаш | 23.02.1984/ 07.03.1985/ 29.12.1985 (после модернизации 12.1999) | В строю. | В 1993—1999 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». |
К-84 «Екатеринбург» | Севмаш | 17.02.1985/ 17.03.1986/ 30.12.1986 (после модернизации 07.2003) | В строю. | Повреждена при пожаре. С 2011 года в ремонте. Возвращена в строй в IV квартале 2014 года | |
К-114 «Тула» | Севмаш | 22.02.1986/ 22.01.1987/ 30.10.1987 (после модернизации 01.2006) | В строю. | В 2000—2006 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». 14 марта 2017 года пресс-служба ВМФ России официально сообщила, что подлодка войдет в строй в конце 2017 года[33]. | |
К-117 «Брянск» | Севмаш | 1986/ 08.02.1988/ 30.09.1988 (после модернизации 11.02.2008) | В ремонте на предприятии «Звёздочка» с 18.01.2018 года. | В 2002—2008 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». | |
К-18 «Карелия» | Севмаш | 02.1987/ 1988/ 1989 | В строю. | В 2004—2009 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». | |
К-407 «Новомосковск» | Севмаш | 14.07.1987/ 28.02.1990/ 27.11.1990 | В строю. | С 2002—2003 гг. проходил ремонт в ЦС «Звёздочка». С 2008 по 2012 гг. находился там же на ремонте и модернизации с перевооружением на МБР «Синева» | |
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» По классификации НАТО — «Borei» | К-535 «Юрий Долгорукий» | Севмаш | 02.11.1996/ 12.03.2008/ 10.01.2013 | В составе флота. | |
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами — 1 | |||||
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 885 «Ясень» По классификации НАТО — «Yasen» | К-560 «Северодвинск» | Севмаш | 21.12.1993/ 15.06.2010/ 30.12.2013 | В составе флота. | 17.6.2014 введена в строй[34][35]. |
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами — 3 | |||||
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» По классификации НАТО — «Oscar-II» | К-119 «Воронеж» | Севмаш | 25.02.1986/ 16.12.1988/ 29.12.1989 | В строю. | Пройдёт модернизацию. (Расширение ударных возможностей проекта за счёт перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр»)[36] |
К-410 «Смоленск» | Севмаш | 09.12.1986/ 20.01.1990/ 22.12.1990 | В строю. | На 01.01.2018 находится в строю[37]. В будущем пройдёт модернизацию. (Расширение ударных возможностей проекта за счёт перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр»)[36] | |
К-266 «Орёл» бывший «Северодвинск» | Севмаш | 19.01.1989/ 22.05.1992/ 30.12.1992 | На 01.07.2017 находится в строю[38][39][40][41]. | В 2013-2017 годах прошёл ремонт с модернизацией. Заменена одна из линий вала. Получил новые информационную, навигационную и систему связи, гидроакустическое оборудование, первым получил новые противокорабельные сверхзвуковые ракеты: 72 П-800 «Оникс» вместо 24 П-700 «Гранит»[36][42] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка — 14 | |||||
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» По классификации НАТО — «Akula-I», «Akula-II», «Improved Akula» | К-317 «Пантера» | Севмаш | 06.11.1986/ 21.05.1990/ 27.12.1990 | В строю. | В 2006—2008 гг. прошла капитальный ремонт с модернизацией. |
К-461 «Волк» | Севмаш | 14.11.1987/ 11.06.1991/ 29.12.1991 | В ремонте. | С 14.8.2014 до 2017 года проходит средний ремонт и глубокую модернизацию[43]. | |
К-328 «Леопард» | Севмаш | 26.10.1988/ 28.06.1992/ 30.12.1992 | На среднем ремонте и модернизации до 2015 года. | Директивой ГШ ВМФ от 21.05.1991 г кораблю был передан орден Красного Знамени № 544341 с К-181, а 29.04.1991 г. унаследовал от К-181 Краснознамённый Военно-морской флаг. В ремонте с конца июня 2011 года[44][45] до 2015 года[46]. | |
К-154 «Тигр» | Севмаш | 10.09.1989/ 26.06.1993/ 29.12.1993 | В строю. | По классификации НАТО — «Improved Akula class» выделяющийся повышенной акустической скрытностью. | |
К-157 «Вепрь» | Севмаш | 13.07.1990/ 10.12.1994/ 25.11.1995 | На судоремонтном заводе. Идёт ремонт. | По классификации НАТО — «Akula-II» (в некоторых отечественных источниках проходит как «проект 971М») с изменённой конструкцией прочного корпуса и новым оборудованием. Вернётся в строй до 2020 г. | |
К-335 «Гепард» | Севмаш | 23.09.1991/ 17.09.1999/ 05.12.2001 | В строю. | По классификации НАТО — «Akula-III» с изменённой конструкцией корпуса и новым оборудованием. 04.12.1997 г унаследовала Гвардейский флаг от ПЛ К-22. Ремонт закончен 28.11.2015 [1] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 945 «Барракуда» По классификации НАТО — «Sierra-I» | Б-239 «Карп»[47] | Красное Сормово | 20.07.1979/ 29.07.1983/ 29.09.1984 | C 1998 — отстой[48]. По данным на 16.05.2014 из реактора уже начали выгружать топливо. По сообщению от 07.07.2014 начали готовить к выгрузке отработанного ядерного топлива[49]. Вернётся в строй в 2017 году[50]. | с 03.06.1992 — Б-239, с 06.04.1993 — Б-239 Карп С 1994 года находится на судоремонтном заводе ЦС «Звёздочка» в ожидании восстановления. Ремонт и модернизация начнётся летом 2013 года. Заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ»[51] |
Б-276 «Кострома» бывшая К-276 «Краб» | Красное Сормово | 21.04.1984/ 26.06.1986/ 27.10.1987 | В строю. | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ».[51] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 945А «Кондор» По классификации НАТО — «Sierra-II» | Б-534 «Нижний Новгород» бывшая К-534 «Зубатка» | Красное Сормово | 05.02.1986/ 08.07.1989/ 26.12.1990 | В строю. | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ»[51] |
Б-336 «Псков» бывшая К-336 «Окунь» | Красное Сормово | 28.07.1989/ 28.07.1992/ 17.12.1993 | В строю[52] | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ»[51] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 671РТМК «Щука» По классификации НАТО — «Victor-III» | |||||
Б-388 «Петрозаводск» бывшая К-388 «Снежногорск», «Сосновый Бор» | Адмиралтейские верфи | 08.05.1987/ 03.06.1988/ 30.11.1988 | В утилизации. | ||
Б-138 «Обнинск» (ранее К-138) | Адмиралтейские верфи | 07.12.1988/ 05.08.1989/ 30.12.1990 | В строю. | По состоянию на 2017 год завершила все испытания после проведенной модернизации и находится в строю[53]. | |
Б-414 «Даниил Московский» (ранее К-414) | Адмиралтейские верфи | 01.12.1989/ 31.08.1990/ 30.12.1990 | В строю. | ||
Б-448 «Тамбов» (ранее К-448) | Адмиралтейские верфи | 31.01.1991/ 17.10.1991/ 24.09.1992 | На долгосрочном ремонте на одном из судоремонтных заводов. | Вернётся в строй до 2020 г. | |
Атомная глубоководная станция — 7 ? | |||||
Атомная глубоководная станция проекта 09786 (модернизация проекта 667БДР «Кальмар») | КС-129 «Оренбург» (ранее К-129) | Севмаш | 09.04.1979/ 15.04.1981/ 05.11.1981 (после модернизации — 2006 г.) | В строю. | В 1994—2006 гг. прошёл капитальный ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» в носитель сверхмалых подводных лодок по проекту 09786. |
Атомная глубоководная станция (модернизация проекта 667БДРМ «Дельфин») | БС-64 «Подмосковье» (ранее К-64) | Севмаш | 1985/ 1999 | В строю Атомная подлодка «Подмосковье» передана в состав ВМФ России. | Выведена из эллинга для прохождения заводских испытаний 11.08.2015[54] |
Атомная глубоководная станция проекта 1910 «Кашалот» По классификации НАТО — «Uniform» | АС-16 (1989) | ||||
АС-19 (1995) | |||||
Атомная глубоководная станция проекта 1851 «Палтус» По классификации НАТО — «X-Ray» | АС-23 (1987) | В ремонте. | |||
АС-21 (1992) | |||||
АС-35 (1995) | |||||
Дизельная торпедная подводная лодка — 8 | |||||
Большая океанская подводная лодка проекта 877 «Палтус» По классификации НАТО — «Kilo» | Б-401 «Новосибирск» | Красное Сормово | 06.10.1982/ 15.03.1984/ 30.09.1984 | В резерве. | Подготовка к утилизации. |
Б-402 «Вологда» | Красное Сормово | 24.08.1983/ 23.09.1984/ 30.12.1984 | В резерве (?). | Подготовка к утилизации. | |
Б-808 «Ярославль» | Красное Сормово | 29.09.1986/ 30.07.1988/ 27.12.1988 | В строю. | ||
Б-800 «Калуга» бывшая «Вологодский комсомолец» | Красное Сормово | 05.03.1987/ 07.05.1989/ 30.09.1989 | В строю. | Фактически ремонт и модернизация (включает в себя усовершенствование комплекса вооружения, средств связи, навигации и акустики) начались в 2009. Осенью 2012 года закончен ремонт и модернизация[55] | |
Б-459 «Владикавказ» | Красное Сормово | 25.02.1988/ 29.04.1990/ 30.09.1990 | В строю. | Ремонт и модернизация завершены в 2015 году[56]. | |
Б-471 «Магнитогорск» | Красное Сормово | 26.10.1988/ 22.09.1990/ 30.12.1990 | В строю. | ||
Б-177 «Липецк» | Красное Сормово | 03.11.1989/ 27.07.1991/ 30.12.1991 | В строю. | ||
Дизельная торпедная подводная лодка проекта 677 «Лада» По классификации НАТО — «Lada» | |||||
Б-585 «Санкт-Петербург» | Адмиралтейские верфи | 27.12.1997/ 28.10.2004/ 22.04.2010 | В опытной эксплуатации. | Опытная эксплуатация, как ожидается, завершится в конце 2014 года, после чего лодку примет на вооружение ВМФ[57][58]. | |
Экспериментальная подводная лодка — 1 | |||||
Экспериментальная подводная лодка проекта 20120 | Б-90 «Саров» | Севмаш | 1989/ 14.12.2007/ 07.08.2008 | В строю. | ВМФ России намерен до конца 2012 года провести испытания подлодки Б-90 «Саров» с первым российским экспериментальным двигателем на водородном топливе. В перспективе такими силовыми установками могут быть оснащены подводные лодки проектов 677 «Лада» и «Амур-1500»[59] |
ru-wiki.org
Военные корабли Северного флота ВМФ России Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Северный флот (значения).Северный флот ВМФ ВС России | |
---|---|
Годы существования | 1 июня 1933 года |
Страна | Россия |
Подчинение | Объединённое стратегическое командование «Северный флот» |
Входит в | Военно-морской флот РФ |
Тип | флот |
Функция | защита национальных интересов России на арктическом направлении и в других районах Мирового океана в установленных границах ответственности |
Дислокация | г. Североморск |
Участие в | Вторая мировая война; Холодная война; Военная операция России в Сирии |
Знаки отличия | |
Командиры | |
Действующий командир | адмирал Николай Евменов |
Известные командиры | Захар Закупнев Константин Душенов Валентин Дрозд Арсений Головко Владимир Касатонов Семён Лобов Владимир Чернавин Иван Капитанец Феликс Громов Вячеслав Попов Геннадий Сучков Владимир Высоцкий Владимир Королёв |
Краснознамённый Се́верный флот (СФ, КСФ) — оперативно-стратегическое командование Вооружённых Сил России[1], самый «молодой» из всех военных флотов России.
Образован 1 июня 1933 года как Северная военная флотилия. 11 мая 1937 года флотилия преобразована в Северный флот. Штаб и органы управления КCФ были в составе действующих армии и флота в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года[2]. Основное место базирования — ЗАТО Североморск. Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. С 2013 года Северный флот — межвидовое стратегическое объединение, по сути являющиеся военным округом России[3]. Командующий —
ru-wiki.ru
Северный флот ВМФ России
На заполярных полигонах, расположенных на севере Мурманской области проходят ротные тактические учения подразделений береговых войск Северного флота (СФ) с проведением боевых стрельб. В учениях принимают участие более 1000 военнослужащих, задействовано около 200 единиц боевых машин, артиллерийских орудий, грузовой и специальной техники.
Экипажи танков Т-72, расчеты артиллерийских орудий, самоходных гаубиц «Акация», «Гвоздика», «Нона», «Мста-С», зенитных артиллерийских комплексов «Шилка», зенитных ракетных комплексов «Стрела», реактивных систем залпового огня «Град», комплексов противотанковых управляемых ракет «Фагот», а также личный состав разведывательных, десантно-штурмовых и мотострелковых подразделений береговых войск Северного флота совершенствуют навыки ведения боя в условиях Кольского Заполярья.
В ходе активной фазы учения расчеты реактивных систем «Град», самоходных гаубиц «Гвоздика» и «Акация» выполнят огневые задачи по подавлению и уничтожению боевой техники и живой силы условного противника. К проведению боевой стрельбы будут привлечены все артиллерийские подразделения береговых войск СФ. Личный состав артиллерийских подразделений закрепит навыки выбора, оборудования и маскировки огневых позиций, разведки целей и определения расстояний до них, подготовки данных для стрельбы, ведения огня по появляющимся и движущимся целям, корректирования огня и оперативного выхода из-под ударов условного противника.
Главные цели учения – совершенствование полевой выучки личного состава, практических навыков командиров управлении подразделениями в различных видах боя, в том числе при ведении обороны морского побережья, уничтожения морского десанта условного противника во взаимодействии с разведывательными, танковыми и артиллерийскими подразделениями.
Итоги тактического учения будут подведены после выполнения военнослужащими береговых войск СФ контрольных упражнений.
pressa-sf.livejournal.com
Тип | Наименование | Изготовитель | Даты закладки/ спуска на воду/ ввода в строй | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Атомный тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (АТРПКСН) / Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (АРПКСН) — 8 | |||||
Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» По классификации НАТО — «Typhoon» | TK-208 «Дмитрий Донской» | Севмаш | 17.06.1976/ 23.09.1980/ 12.12.1981 (после модернизации 26.06.2002) | В составе флота. | Прошёл капитальный ремонт и модернизацию на «Севмаше» по проекту 941УМ в 1990—2002 годах. С декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ (МБР) «Булава». |
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» По классификации НАТО — «Delta-IV» | К-51 «Верхотурье» бвший «Имени XXV съезда КПСС» | Севмаш | 23.02.1984/ 07.03.1985/ 29.12.1985 (после модернизации 12.1999) | В строю. | В 1993—1999 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». |
К-84 «Екатеринбург» | Севмаш | 17.02.1985/ 17.03.1986/ 30.12.1986 (после модернизации 07.2003) | В строю. | Повреждена при пожаре. С 2011 года в ремонте. Возвращена в строй в IV квартале 2014 года | |
К-114 «Тула» | Севмаш | 22.02.1986/ 22.01.1987/ 30.10.1987 (после модернизации 01.2006) | В строю. | В 2000—2006 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». 14 марта 2017 года пресс-служба ВМФ России официально сообщила, что подлодка войдет в строй в конце 2017 года[33]. | |
К-117 «Брянск» | Севмаш | 1986/ 08.02.1988/ 30.09.1988 (после модернизации 11.02.2008) | В ремонте на предприятии «Звёздочка» с 18.01.2018 года. | В 2002—2008 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». | |
К-18 «Карелия» | Севмаш | 02.1987/ 1988/ 1989 | В строю. | В 2004—2009 гг. прошёл ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» с перевооружением на МБР «Синева». | |
К-407 «Новомосковск» | Севмаш | 14.07.1987/ 28.02.1990/ 27.11.1990 | В строю. | С 2002—2003 гг. проходил ремонт в ЦС «Звёздочка». С 2008 по 2012 гг. находился там же на ремонте и модернизации с перевооружением на МБР «Синева» | |
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» По классификации НАТО — «Borei» | К-535 «Юрий Долгорукий» | Севмаш | 02.11.1996/ 12.03.2008/ 10.01.2013 | В составе флота. | |
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами — 1 | |||||
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 885 «Ясень» По классификации НАТО — «Yasen» | К-560 «Северодвинск» | Севмаш | 21.12.1993/ 15.06.2010/ 30.12.2013 | В составе флота. | 17.6.2014 введена в строй[34][35]. |
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами — 3 | |||||
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» По классификации НАТО — «Oscar-II» | К-119 «Воронеж» | Севмаш | 25.02.1986/ 16.12.1988/ 29.12.1989 | В строю. | Пройдёт модернизацию. (Расширение ударных возможностей проекта за счёт перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр»)[36] |
К-410 «Смоленск» | Севмаш | 09.12.1986/ 20.01.1990/ 22.12.1990 | В строю. | На 01.01.2018 находится в строю[37]. В будущем пройдёт модернизацию. (Расширение ударных возможностей проекта за счёт перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр»)[36] | |
К-266 «Орёл» бывший «Северодвинск» | Севмаш | 19.01.1989/ 22.05.1992/ 30.12.1992 | На 01.07.2017 находится в строю[38][39][40][41]. | В 2013-2017 годах прошёл ремонт с модернизацией. Заменена одна из линий вала. Получил новые информационную, навигационную и систему связи, гидроакустическое оборудование, первым получил новые противокорабельные сверхзвуковые ракеты: 72 П-800 «Оникс» вместо 24 П-700 «Гранит»[36][42] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка — 14 | |||||
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 971 «Щука-Б» По классификации НАТО — «Akula-I», «Akula-II», «Improved Akula» | К-317 «Пантера» | Севмаш | 06.11.1986/ 21.05.1990/ 27.12.1990 | В строю. | В 2006—2008 гг. прошла капитальный ремонт с модернизацией. |
К-461 «Волк» | Севмаш | 14.11.1987/ 11.06.1991/ 29.12.1991 | В ремонте. | С 14.8.2014 до 2017 года проходит средний ремонт и глубокую модернизацию[43]. | |
К-328 «Леопард» | Севмаш | 26.10.1988/ 28.06.1992/ 30.12.1992 | На среднем ремонте и модернизации до 2015 года. | Директивой ГШ ВМФ от 21.05.1991 г кораблю был передан орден Красного Знамени № 544341 с К-181, а 29.04.1991 г. унаследовал от К-181 Краснознамённый Военно-морской флаг. В ремонте с конца июня 2011 года[44][45] до 2015 года[46]. | |
К-154 «Тигр» | Севмаш | 10.09.1989/ 26.06.1993/ 29.12.1993 | В строю. | По классификации НАТО — «Improved Akula class» выделяющийся повышенной акустической скрытностью. | |
К-157 «Вепрь» | Севмаш | 13.07.1990/ 10.12.1994/ 25.11.1995 | На судоремонтном заводе. Идёт ремонт. | По классификации НАТО — «Akula-II» (в некоторых отечественных источниках проходит как «проект 971М») с изменённой конструкцией прочного корпуса и новым оборудованием. Вернётся в строй до 2020 г. | |
К-335 «Гепард» | Севмаш | 23.09.1991/ 17.09.1999/ 05.12.2001 | В строю. | По классификации НАТО — «Akula-III» с изменённой конструкцией корпуса и новым оборудованием. 04.12.1997 г унаследовала Гвардейский флаг от ПЛ К-22. Ремонт закончен 28.11.2015 [1] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 945 «Барракуда» По классификации НАТО — «Sierra-I» | Б-239 «Карп»[47] | Красное Сормово | 20.07.1979/ 29.07.1983/ 29.09.1984 | C 1998 — отстой[48]. По данным на 16.05.2014 из реактора уже начали выгружать топливо. По сообщению от 07.07.2014 начали готовить к выгрузке отработанного ядерного топлива[49]. Вернётся в строй в 2017 году[50]. | с 03.06.1992 — Б-239, с 06.04.1993 — Б-239 Карп С 1994 года находится на судоремонтном заводе ЦС «Звёздочка» в ожидании восстановления. Ремонт и модернизация начнётся летом 2013 года. Заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ»[51] |
Б-276 «Кострома» бывшая К-276 «Краб» | Красное Сормово | 21.04.1984/ 26.06.1986/ 27.10.1987 | В строю. | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ».[51] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 945А «Кондор» По классификации НАТО — «Sierra-II» | Б-534 «Нижний Новгород» бывшая К-534 «Зубатка» | Красное Сормово | 05.02.1986/ 08.07.1989/ 26.12.1990 | В строю. | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ»[51] |
Б-336 «Псков» бывшая К-336 «Окунь» | Красное Сормово | 28.07.1989/ 28.07.1992/ 17.12.1993 | В строю[52] | В ходе модернизации заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах. А также получит новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр-ПЛ»[51] | |
Атомная многоцелевая подводная лодка проекта 671РТМК «Щука» По классификации НАТО — «Victor-III» | |||||
Б-388 «Петрозаводск» бывшая К-388 «Снежногорск», «Сосновый Бор» | Адмиралтейские верфи | 08.05.1987/ 03.06.1988/ 30.11.1988 | В утилизации. | ||
Б-138 «Обнинск» (ранее К-138) | Адмиралтейские верфи | 07.12.1988/ 05.08.1989/ 30.12.1990 | В строю. | По состоянию на 2017 год завершила все испытания после проведенной модернизации и находится в строю[53]. | |
Б-414 «Даниил Московский» (ранее К-414) | Адмиралтейские верфи | 01.12.1989/ 31.08.1990/ 30.12.1990 | В строю. | ||
Б-448 «Тамбов» (ранее К-448) | Адмиралтейские верфи | 31.01.1991/ 17.10.1991/ 24.09.1992 | На долгосрочном ремонте на одном из судоремонтных заводов. | Вернётся в строй до 2020 г. | |
Атомная глубоководная станция — 7 ? | |||||
Атомная глубоководная станция проекта 09786 (модернизация проекта 667БДР «Кальмар») | КС-129 «Оренбург» (ранее К-129) | Севмаш | 09.04.1979/ 15.04.1981/ 05.11.1981 (после модернизации — 2006 г.) | В строю. | В 1994—2006 гг. прошёл капитальный ремонт и модернизацию в ЦС «Звёздочка» в носитель сверхмалых подводных лодок по проекту 09786. |
Атомная глубоководная станция (модернизация проекта 667БДРМ «Дельфин») | БС-64 «Подмосковье» (ранее К-64) | Севмаш | 1985/ 1999 | В строю Атомная подлодка «Подмосковье» передана в состав ВМФ России. | Выведена из эллинга для прохождения заводских испытаний 11.08.2015[54] |
Атомная глубоководная станция проекта 1910 «Кашалот» По классификации НАТО — «Uniform» | АС-16 (1989) | ||||
АС-19 (1995) | |||||
Атомная глубоководная станция проекта 1851 «Палтус» По классификации НАТО — «X-Ray» | АС-23 (1987) | В ремонте. | |||
АС-21 (1992) | |||||
АС-35 (1995) | |||||
Дизельная торпедная подводная лодка — 8 | |||||
Большая океанская подводная лодка проекта 877 «Палтус» По классификации НАТО — «Kilo» | Б-401 «Новосибирск» | Красное Сормово | 06.10.1982/ 15.03.1984/ 30.09.1984 | В резерве. | Подготовка к утилизации. |
Б-402 «Вологда» | Красное Сормово | 24.08.1983/ 23.09.1984/ 30.12.1984 | В резерве (?). | Подготовка к утилизации. | |
Б-808 «Ярославль» | Красное Сормово | 29.09.1986/ 30.07.1988/ 27.12.1988 | В строю. | ||
Б-800 «Калуга» бывшая «Вологодский комсомолец» | Красное Сормово | 05.03.1987/ 07.05.1989/ 30.09.1989 | В строю. | Фактически ремонт и модернизация (включает в себя усовершенствование комплекса вооружения, средств связи, навигации и акустики) начались в 2009. Осенью 2012 года закончен ремонт и модернизация[55] | |
Б-459 «Владикавказ» | Красное Сормово | 25.02.1988/ 29.04.1990/ 30.09.1990 | В строю. | Ремонт и модернизация завершены в 2015 году[56]. | |
Б-471 «Магнитогорск» | Красное Сормово | 26.10.1988/ 22.09.1990/ 30.12.1990 | В строю. | ||
Б-177 «Липецк» | Красное Сормово | 03.11.1989/ 27.07.1991/ 30.12.1991 | В строю. | ||
Дизельная торпедная подводная лодка проекта 677 «Лада» По классификации НАТО — «Lada» | |||||
Б-585 «Санкт-Петербург» | Адмиралтейские верфи | 27.12.1997/ 28.10.2004/ 22.04.2010 | В опытной эксплуатации. | Опытная эксплуатация, как ожидается, завершится в конце 2014 года, после чего лодку примет на вооружение ВМФ[57][58]. | |
Экспериментальная подводная лодка — 1 | |||||
Экспериментальная подводная лодка проекта 20120 | Б-90 «Саров» | Севмаш | 1989/ 14.12.2007/ 07.08.2008 | В строю. | ВМФ России намерен до конца 2012 года провести испытания подлодки Б-90 «Саров» с первым российским экспериментальным двигателем на водородном топливе. В перспективе такими силовыми установками могут быть оснащены подводные лодки проектов 677 «Лада» и «Амур-1500»[59] |
ru.wikibedia.ru