Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты
Корабли были 4-х орудийны. Советские проекты.
Поскольку линкор «Андрей Первозванный» участвовал в Моонзудской операции (пролив сделали поглубже), и там и погиб (осчастливив торговцев металлом — «Слава» то поменьше), то последствия продолжают накапливаться. Одни приказы отдаются чуть раньше, другие чуть позже, погибают одни, но выживают другие….
В годы Гражданской войны из молодого советского флота выбыло сразу 4 линкора типа «Севастополь».
Первой жертвой стал сам линкор «Севастополь» потопленный 18 августа. При атаке британских катеров, линкор получил два торпедных попадания, не будь экипаж разбалован революционными вольностями, то «Севастополь» при организованной борьбе за живучесть остался бы на плаву. Но, за исключение редких попыток отдельных смельчаков (тех безумцев в ком сохранились еще остатки службы) они смогли задержать поступление воды, экипаж быстро оставил корабль.
Вторым «выбывшим» стал линкор «Полтава» — 24 ноября на нем произошел сильный пожар.
Двум другим линкорам повезло больше — выбыть то они выбыли, но не надолго.
Хотя линкор «Гангут» и был торпедирован, но экипаж остановил поступление воды, и линкор продолжил выполнять боевую задачу. А линкор «Петропавловск» в следствии навигационной ошибки (или по предательству офицеров — есть и такая версия) зацепил днище, но фактически отделался одним испугом. Вот только в условиях больших потерь советского флота, незначительная авария превратилась в различных донесениях, превратилась в серьезную пробоину, из-за которой линкор только чудом не пошел ко дну.
Тем не менее, советский линейный флот показал свою силу вступив в схватку (27 октября около форта Краснофлотский) с британскими кораблями вооруженными 381-мм орудиями (напомним, что это калибр британских сверхлинкоров, в то время как русские линкоры имели 305-мм орудия), и обратил их в бегство. После этого британские надводные корабли предпочли оказывать белогвардейским войска исключительно моральную поддержку — при этом британские самолеты по-прежнему оказывали давление на советские силы.
Хотя страхи, что молодая советская республика совсем осталась без линейных сил были напрасны — и это не считая находившихся в строю линкоров-броненосцев «Слава» и «Павел-1». Два линкора (линейных крейсера) типа «Измаил» были практически готовы, причем головной «Измаил» (в этой АИ корабли подобного типа заложены на год раньше — авт.) уже прошел испытания, а «Бородино» как раз должен был их начать проходить. Два других линкора — «Кинбурн» и «Наварин» находились в высокой степени готовности.
Насчет броненосцев все было ясно — убрать и точка! А вот линейные корабли надо было достроить.
Вот только как достроить?
С достройкой и комплектованием были большие проблемы, скромно именуемые трудностями…. Промышленность Российской империи и так была не особенно сильной, а тут еще две войны (Империалистическая и Гражданская), убыль специалистов (погибли, эмигрировали). Прибавить к этому голод, разруху в стране, дипломатическую изоляцию — которая могла привести к повторному вторжению, и поэтому нужна была сухопутная армия, в общем дело было не до флота.
С другой стороны, флот показал свою силу (путь в некоторых местах она была приукрашена — но так везде), да и морских кадров в СССР оказалось больше. Ведь флот в Империалистическую войну действовал активнее, благо что корабли позволяли («Ефстафий» и «Андрей» с 8-ю орудиями + «Потемкин» и «Слава» = двухсоставной линкор), а раз корабли плавали больше, то и экипаж на них рос, кто и по карьерной лестнице. И вот теперь, революционные моряки, агитировали за то, что бы красную революцию нести морем — раз Польша хочет быть барьером, мы барьер то обойдем! Отметим, что у красного флота были не плохие шансы на морское владычество, ведь он имел (на бумаге! причем в различных графах — «есть», «надо достроить», «уведенные») не плохие силы.
4 линкора типа «Севастополь»
4 линкора типа «Измаил»
1 линкор типа «Николай-1»
2 линкора типа «Имп.Мария»
2 сверхлинкора типа «Петр Великий».
3 броненосца «Слава» и Павел»
1 крейсер типа «Рюрик»
Флот достойный что бы занять третье место в мире — на ряду с японским, обогнав Францию и Италию.
Вот только не на гладкой бумаге, было несколько по иному. Уведенные в Бизерту корабли (в том числе 1 линкор типа «Имп. Мария») было решено не возвращать — испортились они там. Затем, поскольку стране нужны были деньги — хотя бы на поддержание других кораблей, списали броненосцы «Слава», «Павел-1» и крейсера «Рюрик», «Олег» (не был торпедирован). Пошло сокращение и линейных сил — в первую очередь сверхлинкоров «Петр Великий». Собственно готовность самих линкоров, даже если «из двух полугодовых делать один готовый» выражалась в однозначном проценте (т.е. не достигала 10%). Выбирая между поддержанием имеющихся, достройкой и фактически новым строительством, большевики выбрали синицу в руках.
Линкоры тип «Измаил» было решено достраивать (собственно достроить осталось только два корабля)
Линкоры тип «Севастополь» — оставить только «Петропавловск» и «Гангут».
«Севастополь» и «Полтава» — на запчасти.
Линкор «Советская Воля» (Николай-1) было решено достроить, использовав в качестве источника запчастей поврежденную «Императрицу Марию» (а позднее и поднятые механизмы с «Екатерины Великой»). При этом сам корпус «Марии» пока оставить.
***
Кстати, по идее корабли надо переименовать, например так («Первый удар»):
«Третий Интернационал» – бывший «Измаил»
«Советский Союз» (МСБМ) – бывший «Кинбурн»
«Знамя Октября» (МСБМ) – бывший «Бородино»
«Диктатура Пролетариата» (МСЧМ) – бывший «Наварин»
«Фрунзе» (МСБМ) – бывший «Полтава»
«Советская Воля» (МСЧМ) – бывший «Император Николай I»
«Марат» (МСБМ) – бывший «Петропавловск»
«Октябрьская Революция» (МСБМ) – бывший «Гангут»
«Парижская Коммуна» (МСЧМ) – бывший «Севастополь»
но душа не лежит их переименовывать, тем более что все равно с 1943 года переименовывать обратно.
***
В РИ. *Первые советские кораблестроительные программы, принятые в 1926, 1929 и 1933 гг., формировались под влиянием теории малой морской войны, что вполне отвечало экономическим и судостроительным возможностям Страны Советов. Достраивались заложенные еще до революции корабли, проходили модернизацию имевшиеся в составе РККФ линкоры. Однако новое строительство предполагалось ограничить лидерами, эскадренными миноносцами, подводными лодками и прочими типами легких кораблей, которые во взаимодействии с авиацией сухопутного базирования должны были громить вражеские флоты, вторгшиеся в прибрежные воды СССР. Предполагалось, что легкие силы, способные за счет своей высокой скорости быстро сосредоточиться в нужном месте и в нужное время, смогут во взаимодействии с авиацией и сухопутной артиллерией нанести комбинированный удар, т.е. одновременно атаковать эскадру тяжелых кораблей неприятеля разнородными силами и тем самым добиться успеха* (Топ-вар. Крейсера типа «Чапаев». Часть 1 История проектирования).
Такая программа формировалась не только из экономических возможностей страны, но и исходя из способностей и имеющихся сил. Что у вас есть? — эсминцы, катера, авиация, вот ими и обходитесь. Хотите доктрину крейсерского и/или линейного удара? А крейсера и линкоры для этого удара у вас есть? Нет? А что есть? — эсминцы, катера, авиация. Тогда причем здесь крейсерская доктрина? Вот будут крейсера и линкоры, тогда и посмотрим, а сейчас обходитесь малыми силами.
Да в 30-х годах, доктрина постепенно стала эволюционировать (вместе с развитием страны). Были заложены крейсера (тип «Киров»), и комбинированный удар учитывал и поддержку крейсеров (проложат путь эсминцам). Самые смелые уже рассчитывали на поддержку новых линкоров. Прошло еще не много времени, и одновременно с ростом экономики и политического веса страны, «флот защиты берега» (миноносный) стал превращаться в «флот океана» / «океанский флот» (сбалансированный/полноценный).
Теперь же ситуация несколько иная. Конечно, молодой советский ВМФ трезво смотрит на вещи, и понимает что 6 линкоров может то и годятся для линейного удара, но и только. Никаких морских сражений линейных сил — противник банально превосходит нас числом. К этому добавьте морскую школу (империалистического государства и советского государства), опыт, развитую промышленность (противник введет в строй свои поврежденные корабли куда раньше чем мы), и поймете что доктрину «линейного сражения» следует рассматривать как преждевременную. Но с другой стороны линейные корабли есть, и не сильно уступают вероятному противнику в ТТХ. А значит, нашу доктрину можно расширить — все тот же комбинированный удар, но легкие силы идут при поддержке линкоров. Сами же линкоры должны вести бой не в открытом море, а вблизи своих берегов. Другими словами, уже в 1926 году, СССР может позволить себе доктрину 1936 года (естественно с поправкой на оборону).
Что это обозначает на практике?
В РИ *была сделана ставка на «не имеющие аналогов в мире» корабли: первенцами судостроительных программ стали СКР типа «Ураган» с множеством технологических новинок, такими, как новые, не применявшиеся ранее высокооборотные турбины, лидеры проекта 1 с великолепными тактико-техническими характеристиками… А каков итог? Головной СКР «Ураган», кораблик менее 500 тонн водоизмещения строился с августа 1927 года по август 1930 г, и был условно принят флотом в декабре 1930 г — с момента закладки прошел 41 месяц! За 15 лет до описываемых событий на создание линкора «Императрица Мария», гиганта весом 23 413 т, от момента начала постройки и до вступления в строй понадобилось только 38 месяцев. Лидер эсминцев «Ленинград» заложили 5 ноября 1932 г., формально он вступил в состав КБФ 5 декабря 1936 г (49 мес.) но фактически достраивался на плаву до июля 1938 года! В это время как раз начинали сдаточные испытания первые эсминцы типа 7, заложенные в 1935 году…*(Топ-вар. Крейсера типа «Чапаев». Часть 1 История проектирования)
В АИ, у советских инженеров и конструкторов меньше проблем с обороной берега. Если в РИ советские эсминцы должны были гарантированно превосходить противника по ТТХ (в виду того что нас превосходят численно), то теперь задача не стоит так остро (эсминцы и ТК могут действовать совместно с линейным кораблем). Поэтому вместо ставки на новейшее, уникальное, не имеющее аналогов, опытное, сырое (это всем вместе!), ставка на более простое и надежное.
Тем не менее, простое и надежное не появляется вдруг, рабочие и инженеры разом не приобрели опыт работы (хотя бегали не по 3-м линкорам, а уже по 6 линкорам), головокружение от успехов по-прежнему есть (если с простым механизмом все получилось, давайте вот это поставим), не забудем и что финансы не так велики…. В общем проблемы у советского флота с постройкой и доводкой кораблей — под самую крышу (что является позитивной, по сравнению с вышекрышечными проблемами в РИ). На практике, стройки постройки и доводки легких силы сократится хотя бы в полтора-два раза, «Ураган» принят будет декабре 1928 г, «Ленинград» окончательно в январе 1937 г. Да и «Светланы» («Украина», «Крым», «Кавказ») раньше вступят в строй.
В 1926 году, новая программа флота стартовала. Докладчик В.П.Римский-Корсаков указал на устаревание линкоров («Петропавловск» и «Гангут»), и пути коренной модернизации — которая заключалась в превращении линкоров в линейные крейсера. Для этого необходимо было убрать центральную башню и поставить новые котлы (на жидком топливе), переработать носовую часть. По мелочи — модернизация артиллерии (увеличить углы), установка зенитных систем, дальномеры, связь, вентиляция, гидросамолеты…
Два варианта модернизации, быстрый и защищенный, против быстрого и сильного.
Основной вариант (быстрый и защищенный) — убираем центральную башню, и вместо нее ставим машины и (трубу заодно).
За счет такой модернизации (так же улучшим носовую часть и добавим полубак), увеличивается скорость. Пространство вокруг заполняется 2-4 гидросамолетами, и зенитными установками (100-130-мм). Поскольку СССР требуется корабль поддержки миноносцев, а не океанский рейдер, то можно освободившийся вес пустить на дополнительное бронирование. При атаке какого-нибудь империалистического конвоя около наших берегов, прикрываемого крейсерами (легкими и тяжелыми) советский ЛКР даст ощутимое преимущество советским эсминцам. В общем, некий аналог «Тяжелые крейсера проекта 69 или «линкор комбинированного удара» в мире «русского Буонапарте» коллеги Андрея.
или такой
Быстрый и сильный. Вспомнил, что башни у меня с круговым вращением (могут совершать оборот на 360 градусов), и место для машин есть — если ограничить углы вращения башен. Да и сами «АИ-Севастополи» имеют дальность больше чем «РИ-Севастополь». Конечно в этом случае дальность плавания не увеличилась (а может еще и сократилась) — но ведь действуем около своих берегов, и большая дальность не нужна. С другой стороны бронирование особенно не усилишь, зато огневая мощь по-прежнему 12 305-мм орудий — достаточно что бы быстро разогнать вражеские крейсера (да и всякие «Шарнохорсты» , «Аляски» будут настороже). Зато меньше можно поставить зенитных пушек. Поэтому, еще два варианта:
Усиливаем переднюю трубу:
Усиливаем вторую трубу:
Линкоры типа «Измаил».
Здесь можно поработать над носовой частью, усилить ПВО, включить в штат гидроавиацию.
Линкор «Воля».
Чуть поменяем носовую часть, так же усиление ПВО, включаем в штат гидроавиацию.
Авианосец «Мария».
Долго думал где будет первый советский авианосец, на Балтике («Полтава») или на Черном море («Имп.Мария»). При этом пришлось резать осетра, который был за два авианосца.
Худо-бедно, СССР к середине 30-х годов становится морской державой — 5 линкоров, 2 линейных крейсера, 1 авианосец, 3 крейсера. А это по идее не должно остаться без изменений на международной арене. Например, почему имея такой флот не помочь Испании?
(цитата из книги «Принуждение к войне. Победа будет за нами!»)
*Везти в Испанию войска и оружие можно было только по морю. Значит, с Балтики или Мурманска транспортировать сюда, в Сантандер или Бильбао, на север Испании, или через Черное море, Босфор и Средиземное море в Барселону или Валенсию. Северный фронт у республиканцев, как известно, приказал долго жить уже в октябре 1937 года, остался только южный маршрут. При этом что на север, что в Барселону можно было прорываться только отдельными кораблями-блокадопрорывателями, да и те регулярно перехватывали и топили франкисты с итальянцами. Причем топились и захватывались все без разбору, в том числе и советские суда. Потому получилось так, что основной поток оружия в итоге шел через Францию – привезли туда морем, там сгрузили, а оттуда уже посуху – в Испанию. Только французы, несмотря на то, что правили у них тогда разные левые, были еще и членами «Комитета по невмешательству в испанские дела». А значит, захотят пропустить оружие – пропустят, не захотят – не пропустят. Или пропустят с задержкой. Или, к примеру, снимут с самолетов бомбодержатели, пулеметы и прицелы и пропустят их в таком, разоруженном, виде. Короче, сделают так, как им левая нога прикажет. Отчасти из-за этой отдающей проституцией позиции всяких там Леонов Блюмов и прочих деятелей из тамошнего «Народного фронта» Испанская республика и дала дуба, предварительно помучавшись. А ты представь – каково было в те времена везти морем из СССР, скажем, пару полнокровных стрелковых дивизий.
– Представил, ну и что?
– А очень сомнительно, чтобы в СССР в тот момент сумели наскрести столько транспортов, чтобы привезти такое количество войск разом. Даже в 1941-1942-м в тот же Севастополь с Кавказа больше пехотной бригады за раз не возили, да и то с великими проблемами. Один раз, во время второго штурма Севастополя, привезли в четыре приема стрелковую дивизию с танковым батальоном Т-26, да и то Черноморский флот чуть не надорвался. И потом, одно дело Севастополь, от которого до Новороссийска по прямой километров 400, а совсем другое – Барселона или Бильбао, до которых минимум в десять раз дальше. И опять-таки мимо «нейтральных» англичан и враждебных итальянцев. То есть получается, что транспортов тогда не было. И опять же, для того, чтобы прикрывать конвои, нужны боевые корабли, а где их было взять?
– Как где? Уж тут-то мне мозги не пудри! Ведь был же у нас тогда какой-никакой флот!
– Вот именно, что какой-никакой. Что можно было тогда реально послать в дальний поход? На Черном море один линкор, на Балтике – два, и все в середине 1930-х в перманентной модернизации. (сократил — СЕЖ.) Новые эсминцы типа 7 и лидеры начали худо-бедно плавать только к 1938 году, с ужасающим количеством брака и недоделок. Крейсер «Киров», как известно, довели до ума только в конце 1939-го, он еле-еле на финскую войну успел, а его систершипы вошли в строй еще позже. Тогда остается что – три старых крейсера с Черного моря или эсминцы – «Новики»? Так и тех, и других было мало, к тому же у тех же испанцев крейсера и эсминцы были не хуже. Да и не научились советские военные моряки плавать далеко в открытом море в те-то времена. Если помнишь, боевые службы в Средиземном море и других морях-океанах начались только с середины 1960-х, а точнее, после «шестидневной войны» с евреями в 1967-м. Да и ничто был тогда наш флот против тех же итальянцев. Кстати, и у франкистов тогда помимо прочего было два вполне ничего себе тяжелых крейсера – «Канарис» с «Балеаресом». Так что тут мы были практически бессильны. И наши вожди это, похоже, отчетливо понимали, поскольку, кроме четырех торпедных катеров Г-5 да советников, (от которых из-за отсутствия практических навыков особой пользы не было, даже, к примеру, в качестве командиров подводных лодок) ничем в морском плане республике не помогли….*
Но, теперь ситуация несколько иная, советский флот по численности превосходит флот Италии, поэтому…. А что поэтому? Советская эскадра из Балтики и Черного моря конвоирует транспорты где есть танки, артиллерия, солдаты (коих еще и на линкорах разметили), пребывает к берегам Испании, шугает итальянцев, немцев, и франкийцев (может даже с потоплением кое-кого). А дальше — уже СССР устанавливает блокаду для франкистов, республиканские войска переходят в решительное наступление. А там год-два, и Советская / Красная Испания (не долго Морокко быть не Красным).
Вот только Сталин предпочитал не делать резких шагов, а посылка линейного флота к берегам Испании, умеренным шагом является с большой натяжкой.
Да и столь активное вмешательство со стороны СССР, будет поддержано разве что Японией. И то из расчета, что в Европе начнется война, а там можно будет урвать кусочек от СССР…. или от европейских колоний. А то что война возможна, причем против СССР — ведь СССР дает прекрасный повод вешать всех собак на него. «Русские творят ужас в Испании», «Коммунизм идет насильственным путем», «Большевики несет мир штыками» и подобное. В такой ситуации, рядом с итальянскими и немецкими кораблями, быстро окажутся корабли Франции и Великобритании. И это (потопление всего советского флота) покажется еще и маленькой проблемой. Стартует новая программа «крестового похода против большевизма», пока «полчища большевиков не поработили Европу», и европейская коалиция (при поддержке Японии) начинает войну с СССР.
Войну можно и избежать — СССР оставляет Испанию по требованию международных сил, но осадочек то останется.
Поэтому, программа-минимум.
Советский флот выходит из Балтики, но «Измаилы» проводят учения в Немецком море, и возвращаются обратно. Гитлер взбешен походом советского флота, и учитывая новые кредиты, бросает деньги на флот. В результате крейсера «Лютцев» и » будут достроены.
ЛКР «Петропавловск» и «Гангут» отконвоируют несколько транспортов, за одно проведут эксперимент по перевозке солдат на линейном корабле. Вот только около Испании, советские линейные крейсера не задерживаются, а отправляются на Дальний Восток. Где очень быстро выяснится, что демонстрация флага — это хорошо, вот только с инфраструктурой для этого самого флага не очень. С другой стороны и держать линейные крейсера на Балтике (где и так четыре «Измаила») не с руки. Да и все походы в Испанию, показывают что Балтика запирает советские линейные корабли — и надо думать над созданием океанской базы.
В дальнейшем возможны еще визиты крупных кораблей со стороны СССР, но не надолго. Вот только даже эти челночные визиты, это снижение активности фашистских флотов, т.е. больше кораблей (не только советских) дойдет до Испанской республики. Франкисты могут совершить опрометчивые действия, истолковав 1-2 советских линкора как разведку перед крупным десантом, а значит надо быстрее громить республиканцев. Все эти маленькие изменения, приводят к тому, что гражданская война в Испании затягивается, и окончательно будет завершена в сентябре 1939 года.
Между тем, СССР набив руку на восстановлении достройке крейсеров и линкоров, перестройке / достройке линкора в авианосец, на строительстве сторожевиков, эсминцев, решил попробовать силы в создании крупных кораблей — крейсеров и линкоров.
Крейсера тип «Киров» были заложен в 1934 году, и
Если проект 26 будет трехбашенным,
то советские крейсера будут уже не легкими, а тяжелыми (и в артиллерийском поединке будут способны одолеть «Хиппер» или «Могами»). С другой стороны если требуется поддержка эсминцев, атака конвоев — и тут тяжелый крейсер представляется избыточным. Но, если СССР имеет линейный флот к этому времени уже отодвигает доктрину поддержки крейсеров эсминцами, то оригиналый «Киров» уже и не требуется! Требуется, в качестве полноценного крейсера, что-то близкое к типу «Свердлов»/»Чапаев». Поэтому на «Кирове» и может стоять 12 (3*4) 180-мм орудий.
Если проект 26 будет двухбашенным, то как раз для поддержки эсминцев и внезапных атак — ведь от крейсерской поддержки отказываться еще рано (да и линейные крейсера не каждый раз пошлешь). Но две башни на крейсере уменьшает боевую остойчивость крейсера — разом потерять 50% артиллерии, с другой стороны при 2-х башенном варианте можно:
1) увеличить количество 100-мм орудий 10 штук. Получится такой корабль прикрытия (противоминный/противоздушный) — и против эсминцев (которых одиночный 152-мм снаряд не свалит, а вот 180-мм уже хорошечно) и против авиации.
2) установить мощные противоминные, а точнее универсальные, 130-мм орудия (5-6 штук).Такой корабль прикрытия, больше противоминный.
А после крейсеров, СССР вплотную подошел к тому, что нужен линейный флот. 26 июня 1936 года СНК СССР принял постановление о строительстве «Большого морского и океанского флота». Данная программа естественно не избежала существенных корректировок — причем в сторону уменьшения. Первоначальный план на 16 линкоров был сокращен до 10 единиц. Подумав еще не много, отказались и от «больших» и «малых» линкоров (тип «А» и тип «Б»), сделав ставку на единый тип большого линкора. А то что линкор должен быть большим (больше 35 т.т.), стало ясно после первых расчетов как защиты от 406-мм снарядов, так и при 406-мм артиллерии.
Проект линкора UP,41.
12 406-мм орудий, 16 (4*4) 152-мм орудий, и 12 (24 ствола) зенитных установок.
Проект, более ЦКБС-1,
был имел спаренные противоминные орудия — 12 (2*6), и 12 100-мм зенитных установок. Таким образом, противоминное и противоздушное вооружение, было сокращено почти в два раза.
Проект линкора КБ-4,
так же как и проект ЦКБС-1, имели 12 152-мм орудий и 12 100-мм. Но здесь конструктора попытались создать счетверенную зенитную установку (100-мм) в кормовой части.
В 1938 году, американская делегация представила советской делегации проект линкора-авианосца.
Все эти проекты были отвергнуты.
alternathistory.com
Советские линкоры проекта К-1000 — Альтернативная История
Эти корабли вполне заслуживают места в бесконечном списке неосуществленных проектов СССР хотя бы по той причине, что советскими проектами они НИКОГДА НЕ БЫЛИ. Создателями этих проектов были исключительно люди за океаном в 1945-1965 годах.
Линкор проекта К-1000 «Советская Белоруссия». Современный эскиз на базе РЕАЛЬНО существовавшего наброска в «Джейн»
Первые слухи о проекте К-1000 появились в конце 1940-ых, в самом начале Холодной Войны. В США и Великобритании неплохо знали о проектировании в ССР до войны линкоров проекта 23 «Советский Союз». Видимо, там же были осведомлены о том, что СССР и после войны продолжал проектирование линкоров. Возможно, на эту мысль навели данные о начале постройки линейных крейсеров проекта 82. Вряд ли такие громады можно было спрятать от внимательных глаз иностранной разведки — но вполне можно было скрыть их реальные характеристики.
Очевидно, под воздейсвием этого, такое вполне солидное издание как «Джейн» и начало теоретизировать по вопросу возможных советских линкоров.
Первые проекты «якобы советских линкоров» зародилсь, впрочем, в США в 1947-1948 годах. некоторые издания, близкие к правительству, утверждали о постройке в СССР «гигантских линкоров или линкоров-авианосцев, водоизмещением в 55000 тонн». Вооружение указывалось в 2×3 406-миллиметровых орудия или даже… 2×3 457-миллиметровых мортир!
Трудно казать, с какой целью были созданы эти проекты но возможно флот, опасаясь за свое положение в перспективе атомной бомбы и слабости советского флота, хотел доказать общественному мнению США, что рано сворачивать финансирование военно-морских программ.
Проект К-1000 относился уже к 1950-ым годам, и был проработан намного лучше. Есть предположение, что он уже — по крайней мере частично — разрабатывался в СССР, чтобы ввести в заблуждение западные разведки. Впрочем, его чисто заокеанское происхождение тоже не исключается, т.к. в 1950-ых американский флот как раз начал утверждать свои позиции.
Согласно проекту, К-1000 представлял собой 55000-75000 тонный линкор, несущий смешанное ракетно-артиллерийское вооружение. Его основу составляли 2×3 406-миллиметровых орудия. Линкор был вооружен также 2-мя спаренными ПУ ракет (судя по решетчатым пусковым, крылатых) в двух куполообразных башнях.
Судя по данным , К-1000 «тяжелая флотская единица Советская Белоруссия» вступил в строй 10 ноября 1953 года.
Всего к постройке предполагалось 7 линкоров
«Советская Белоруссия»
«Страна Советов»
«Красная Бессарабия»
«Советская Конституция»
«Красная Сибирь»
«Советская Россия»
«Советский Союз»
alternathistory.com
Советские космические корабли — WiKi
Советский космический корабль «Союз»Эра советских космических кораблей началась 12 апреля 1961 года в связи с первым в истории Земли полетом лётчика-космонавта майора Юрия Гагарина в космос.
Устройство
Большинство советских космических кораблей состояло из сферической кабины экипажа (он же спускаемый аппарат) и цилиндрического агрегатного отсека (с двигателями и топливными баками), к которому позже начали крепиться солнечные батареи размахом до 10 метров[1]. Общая длина корабля была в пределах 7 метров[2], а масса — 5 тонн. Связь с внешним миром осуществлялась с помощью антенн, люка и иллюминаторов. Корабли были белого цвета. На них был изображен флаг СССР, а также красными буквами кириллицы написано название страны (СССР) и корабля. При изготовлении кораблей использовались сплавы алюминия[3], усиленный мощной системой термоизоляции, поскольку при вхождении в плотные слои атмосферы корабль в результате аэродинамического сопротивления может разогреться до 8 тыс. градусов С[4].
Экипаж
Экипаж советских космических кораблей мог достигать трех человек (командир, бортинженер и космонавт-исследователь)[5]. Для космонавтов была разработана специальная система питания. Они могли в космосе проводить исследования, поддерживать физическую форму, отправлять естественные надобности и отдыхать. На советских космических кораблях работали также и международные команды космонавтов, в которые помимо граждан СССР входили граждане Чехословакии (Ремек), Польши (Гермашевский), ГДР (Йен), Болгарии (Иванов), Венгрии (Фаркаш), Вьетнама (Фам Туан), Кубы (Тамайо Мендес), Монголии (Жугдэрдэмидийн Гуррагча), Румынии (Прунариу), Франции (Кретьен), Индии (Шарма), Сирии (Фарис), Афганистана (Моманд), Великобритании (Шармен), Австрии (Фибёк) и Японии (Акияма).
Названия
Полетные характеристики
Катастрофы
Примечания
Ссылки
ru-wiki.org
Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.
Уважаемые коллеги. Во избежание путаницы с часто меняющимися названиями заводов, я использовал их первоначальные (дореволюционные) названия.
Для незнакомых с их историей, привожу список переименований:
Путиловская верфь – Северная верфь – Завод №190 — Завод имени Жданова – Северная верфь.
Наваль – Завод имени Марти — Завод №198 – Черноморский завод.
Руссуд – Завод №200 – Завод имени 61 коммунара.
Сторожевые корабли АИ СССР 30-х гг.
23 октября 1944 года, сторожевыми кораблями Балтийского флота «Полезный» и «Пронзительный», патрулировавшие границу территориальных вод Швеции, были обнаружены два шведских эскадренных миноносца производящих бомбометание по подводной лодке (как выяснилось впоследствии – Щ-306, только что потопившей германский сухогруз «Цвикау»). Не раздумывая, советские эскаэры, находящиеся в двух милях от шведской границы, начали демонстративную атаку, развернув в сторону нарушителей нейтралитета свои орудия и торпедные аппараты. Намерения советских сторожевиков выглядели очень убедительно и шведские корабли, не выдержав, прекратили преследование подлодки и, развив полный ход, ушли.
Пр. 2
Проектирование первых советских сторожевых кораблей велось с большими трудностями, что было вызвано длительным перерывом в работе у старых «спецов», неизбежно ведущим к падению их квалификации, так и нехваткой кадров, которую приходилось возмещать привлечением молодых, имеющих безупречное рабоче-крестьянское происхождение, специалистов. Другой причиной, осложняющей проектирование, была почти полная деградация организации военного производства на судостроительных заводах и частичная утилизация «ненужного» оборудования, а, следовательно, неспособность предприятий строить современные, достаточно сложные, корабли.Исходя из вышеизложенного, перед конструкторами была поставлена задача спроектировать достаточно простой небольшой корабль, способный решать задачи обороны водного района во взаимодействии со старыми эсминцами типа «Новик» , нехватку которых он и должен был восполнить.
Главным конструктором проекта был назначен молодой инженер В.А. Никитин, всего лишь за год до этого окончивший Ленинградский политехнический институт, что было явной организационной ошибкой, объясняющей выявленные впоследствии огрехи в проектировании.
Заложенные в конце 1926 на Путиловской верфи и начале 1927 года на Николаевском заводе «Наваль» шесть сторожевых кораблей имели проектное нормальное водоизмещение 400 т и скорость 29 узлов, при мощности ТЗА 7500 л.с. Увы, начатые в конце 1928 года испытания выявили недобор мощности (менее 7000 л.с.) и значительный перегруз, усугубленный принятым в проекте минимальным запасом топлива для нормального водоизмещения – всего 10 т., при полном его запасе в 150 т. Недобор мощности был объяснен большим отбором пара на вспомогательные механизмы. В проекте так же не был учтен вес ряда необходимых для корабля грузов, что в основном и вызвало сверхпроектную перегрузку.
По итогам произведенного расследования В.А. Никитин был арестован и провел около года в тюрьме НКВД, после же освобождения назначен заместителем к новому руководителю проекта В. Л. Бжезинскому.
Несмотря на все это, явно неудачные корабли, находящиеся в высокой степени готовности, пришлось достраивать и в 1930-1931 года все они были приняты в состав Военно-Морских сил СССР.
По итогам испытаний их нормальное водоизмещение было определено в 470 т, а скорость в 26 узлов. Вооружение состояло из 2 102-мм орудий длиной в 60 калибров и трехтрубного 450-мм торпедного аппарата. Впоследствии оно было усилено 3-4 45-мм орудиями и двумя 12,7-мм пулеметами.
1. Смерч 1926-1928-1930 Пут. в. БФ
2. Ураган 1926-1928-1930 Пут. в. БФ
3. Вихрь 1926-1929-1931 Пут. в. БФ
4. Гроза 1926-1929-1931 Пут. в. БФ
5. Шторм 1927-1929-1931 Наваль ЧФ
6. Шквал 1927-1929-1931 Наваль ЧФ
Пр. 4
Конфликт на КВЖД 1929 года, потребовал срочного усиления Морских сил Дальнего Востока. Так как проект нового сторожевого корабля (проект №18) еще не был закончен, было принято решение построить 4 корабля по проекту 2, заказав их Путиловской верфи и заводу «Наваль» разборными, с доставкой секций корпуса и комплектующих во Владивосток для сборки. Выполненный в течении нескольких месяцев проект, которому был присвоен номер 4, практически не отличался от предыдущего, за исключением того, что его проектная скорость была снижена до 26 узлов.
Однако в 1931 году было принято решение отправить на Тихий океан в разобранном виде только корабли построенные Путиловской верфью, а навалевские достроить в Николаеве и отправить на Дальний Восток своим ходом. Несмотря на то, что корабли перед походом пришлось разгрузить, сняв вооружение, решение впоследствии было признано оправданным. «Гром» и «Молния» пришли во Владивосток уже в начале осени 1933 года, а собранные там «Тайфун» и «Циклон» были переданы флоту лишь в декабре 1935 и летом 1936 года.
1. Тайфун 1930-1933-1935 Пут. в./Влад. ТОФ
2. Циклон 1930-1933-1936 Пут. в./Влад. ТОФ
3. Гром 1930-1931-1933 Наваль ТОФ
4. Молния 1930-1932-1933 Наваль ТОФ
Пр. 18
Назначенному новым начальником ЦКБС при Путиловской верфи В. Л. Бжезинскому в короткий срок удалось улучшить организацию разработки проектов новых кораблей. Хотя разработанный под его руководством сторожевой корабль проекта №18 являлся глубокой модернизацией проекта 2, на нем удалось ликвидировать большинство недостатков предшествующего проекта. Размерения новых СКР были увеличены на два метра по длине и на 0,7 метра по ширине, что благоприятно сказалось на улучшении остойчивости. Нормальное водоизмещение теперь составляло 625 т (515 стандартное и 730 – полное). Вооружение осталось прежним, но мощность ТЗА увеличилась до 12000 л.с., что позволило СКР превысить проектную скорость, показав на испытаниях скорость 31-31,5 узел.
Первые четыре СКР, отправленные с Черного моря на Дальний Восток, совершали переход со снятым вооружением, но продемонстрированные ими улучшенные мореходные качества позволили отправить два следующих в полной боевой готовности, что как утверждал командир одного из них «благоприятно воздействовало на настроение команды и улучшило отношение местных властей во время заходов в иностранные порты». Три сторожевых корабля Ленинградской постройки были в 1935 году через Беломоро-Балтийский канал переведены на север, где вошли в состав Североморской флотилии.
1. Метель 1932-1933-1934 Пут. в. БФ
2. Вьюга 1933-1933-1934 Пут. в. БФ
3. Бурун 1933-1933-1934 Наваль ТОФ
4. Зарница 1933-1934-1934 Наваль ТОФ
5. Буря 1933-1933-1934 Пут. в. СФ
6. Пурга 1933-1934-1934 Пут. в. СФ
7. Снег 1933-1934-1935 Пут. в. БФ
8. Туча 1933-1934-1934 Пут. в. СФ
9. Деятельный 1933-1934-1935 Наваль ТОФ
10. Дельный 1934-1935-1935 Наваль ТОФ
Пр. 30
Торпедное вооружение СКР проекта 18 уже не удовлетворяло военных, и после начала их постройки ЦКБС начало проектирование нового сторожевого корабля проекта вооруженного двумя трехтрубными 533-мм торпедными аппаратами. Осуществить это в пределах заданного нормального водоизмещения (не больше 900 т) можно было лишь с переходом на линейную схему расположения МКО, на что руководство флота в конце концов согласилось.
Так как стапеля крупных судостроительных заводов были заняты постройкой лидеров, большую часть СКР нового проекта предстояло построить сравнительно небольшим заводам: Средне-Невскому и Севастопольскому морскому заводу. Из них лишь первый имел опыт некоторый постройки кораблей такого класса, построив (а точнее собрав) в годы Первой Мировой войны восемь эсминцев типа «Новик». Севморзавод, однако, не имел и такого опыта, что в итоге привело к затягиванию сроков постройки и передачи части заказов другим заводам.
СКР нового проекта имели проектное стандартное водоизмещение 839 т (полное – 992 т), скорость 33 узла, при мощности ТЗА 20000 л.с. Артиллерийское вооружение состояло из двух 102-мм орудий длинной в 60 калибров в щитовых установках, четырех 45-мм орудий и двух 12,7-мм пулеметов. Во второй половине 30-х гг. такое вооружение уже выглядело недостаточным, что вызывало критические замечания в адрес проекта.
Начиная со сторожевого корабля «Подвижный» на СКР строящиеся для Балтийского флота начали устанавливать третье 102-мм орудие, размещенное в кормовой части взамен снятого трального оборудования. Рассматривался вариант модернизации «тридцаток» с установкой на них двухорудийных артустановок, но внезапно грянула беда.
Ушедшие в апреле 1937 года из Севастополя на Дальний Восток СКР «Доблестный», «Дерзкий» и «Достойный» выйдя в Средиземное море направились не к Суэцкому каналу, а на запад и прибыли в Картахену, где были официально переданы Испанскому правительству. Сменив названия на «Valoroso», «Descarado» и «Digno», они приняли участие в боевых действиях в составе Республиканского флота.
В мае 1937 года миноносец «Valoroso» был торпедирован неизвестной подводной лодкой (предположительно итальянской) и, после затопления обоих турбинных отделений, затонул. Это событие, равно как и подрыв на мине английского эсминца «Хантер», вызвало гнев Сталина. На происходящем в начале августа 1937 года заседании вновь организованного Комитета Обороны, один из специалистов неосторожно высказался, что эшелонированное расположение МКО необходимо только для тяжелых кораблей, на малых же достаточно иметь только линейное, так как при решении боевых задач они представляют собой расходный материал. Это вызвало резкую отповедь Сталина: «Как, наши лидеры и сторожевики – расходный материал?». В итоге проекты кораблей с линейным расположением МКО были объявлены вредительскими, а Бжезинский и ряд сотрудников ЦКБС были арестованы и расстреляны.
К счастью руководству флота и Наркомата Судостроительной промышленности удалось отстоять достройку уже заложенных СКР и лидеров, на прекращении которой настаивал Сталин.
СКР «Дерзкий» и «Достойный» в начале 1939 года вновь подняли советские флаги и вернулись в Севастополь, где прошли ремонт, по завершению которого вновь отправились на Дальний Восток.
До начала Второй Мировой войны на Тихий океан перешли 11 СКР этого типа, построенных в Севастополе и Николаеве. Двенадцатым стал ленинградский «Приветливый», в 1940 году проведенный на ТОФ Северным Морским путем.
1. Прыткий 1934-1935-1936 Ср. Нев. БФ
2. Прозорливый 1934-1936-1936 Ср. Нев. БФ
3. Пронзительный 1934-1936-1937 Ср. Нев. БФ
4. Доблестный 1934-1936-1937 Сев. з. ТОФ.
5. Дерзкий 1934-3619-1937 Сев. з. ТОФ
6. Отважный 1934-1935-1936 Пут. в. СФ
7. Отличный 1934-1935-1936 Пут. в. СФ
8. Образцовый 1934-1935-1936 Пут. в. СФ
9. Даровитый 1934-1935-1936 Наваль ТОФ
10. Достойный 1934-1935-1937 Наваль ТОФ
11. Передовой 1935-1936-1936 Ср. Нев. БФ
12. Полезный 1935-1936-1937 Ср. Нев. БФ
13. Опасный 3196-1936-1937 Пут. в. СФ
14. Оживленный 1936-1936-1938 Пут. в. СФ
15. Дальновидный 1936-1937-1938 Сев. з. ТОФ
16. Дивный 1936-1937-1938 Сев. з. ТОФ
17. Подвижный 1936-1937-1938 Ср. Нев. БФ
18. Плодотворный 1936-1937-1938 Ср. Нев. БФ
19. Пламенный 1936-1937-1939 Ср. Нев. БФ
20. Повелительный 1936-1937-1939 Ср. Нев. БФ
21. Ожесточенный 1936-1937-1938 Пут. в. СФ
22. Дееспособный 1937-1938-1938 Сев. з. ТОФ
23. Действенный 1937-1938-1939 Сев. з. ТОФ
24. Действующий 1937-1938-1938 Руссуд ТОФ
25. Подтянутый 1937-1938-1938 Пут. в. БФ
26. Деловитый 1937-1938-1939 Сев. з. ТОФ
27. Дерзновенный 1937-1938-1939 Сев. з. ТОФ
28. Приветливый 1937-1938-1939 Пут. в. ТОФ
До начала Великой Отечественной войны Балтийский флот потерял сторожевые корабли «Метель» и «Прозорливый», героически погибшие во время атаки на финский броненосец «Вяйнемяйнен» в 1939 году.
alternathistory.com