Кто такие сунниты, шииты и алавиты
Сунниты — самое широкое течение в исламеСунниты, шииты, алавиты, ваххабиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. Исламский мир — кто есть кто. Давайте разберёмся в чём разница. Вот некоторые течения в исламском мире.
Сунниты — самое широкое течение в исламе
Сунниты — самое широкое течение в исламеЧто обозначает название Сунниты
По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.
Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.
Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.
Когда возникло течение: после смерти халифа Усмана в 656 году.
Сколько приверженцев: около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.
Основные районы проживания Суннитов по всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).
Идеи и обычаи: Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.
Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи). Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али. В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).
Шииты: что обозначает название
Шийа – приверженцы, последователиШийа – «приверженцы», «последователи».
Когда возникло: После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.
Сколько приверженцев: по разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.
Основные районы проживания Шиитов: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.
Идеи и обычаи Шиитов: признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.
Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.
Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).
Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.
Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.
Святые места Шиитов: Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).
Суфисты. Что обозначает название
Суфисты Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.Когда возникло: VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).
Сколько приверженцев: Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.
Основные районы проживания: Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.
Идеи и обычаи: Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).
Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.
Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.
Асария — суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты
Что обозначает название: Асар означает «след», «предание», «цитата».
Когда возникло: IX век.
Идеи: Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.
Салафиты — именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами
СалафитыЧто обозначает название: Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.
Когда возникло: Складывается в IX-XIV веках.
Сколько приверженцев: По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.
Основные районы проживания: Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.
Идеи: Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.
Известные представители: Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».
Ваххабиты
Что обозначает название Ваххабиты: Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.
Когда возникло: В XVIII веке. Сколько приверженцев: В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.
Основные районы проживания: Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия. Идеи Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.
Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)
Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)Что обозначает название Алавиты: Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.
Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).
Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.
Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.
Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).
По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.
Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.
Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.
Известные алавиты Башар Асад, президент Сирии.
Источник: russian7.ru
svobos.ru
Кто такие шииты? | ЧТО ОЗНАЧАЕТ
Это шииты или сунниты?
Шииты — представители одного из двух направлений ислама; чтут только коран, отвергают устные предания (сунны), не признают первых трех халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и их наследников в качестве преемников пророка Мухаммеда. Шииты считают, что его преемником должен был стать Али ибн Абу Талиб, зять Мухаммеда, женатый на дочери Мухаммеда Фатиме, а затем верховенство мусульманской общиной следовало передавать потомкам Али.Шииты и сунниты
Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в своём доме в Медине. Тут же стал вопрос о преемнике. Пока семья усопшего горевала и готовилась к похоронам, в одном из кварталов Медины собралась группа сподвижников Мухаммеда и выбрали его заместителем Абу Бакра, бывшего тестем пророка. 23 августа 634 года Абу Бакр тоже умер, но предварительно рекомендовал своим преемником Умара (или Абу Хафса Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия), тот правил мусульманской общиной до 644 года и, умирая, назвал Усмана (Абу Амр Усмана ибн Аффана аль-Умави аль-Кураши) следующим халифом. Между тем, в 632 году, возвращаясь из своего последнего паломничества в Мекку, пророк Мухаммед в местечке Гадир Хумм, находящееся между Меккой и Мединой, заявил, что Али — его наследник и брат и те, кто принял его, Мухаммеда, в качестве пророка, должен признать пророком и Али. Так что шиты следуют за своим Пророком.
Отличие шиитов от суннитов
Мусульмане-шииты считают преемником пророка Мухаммеда его двоюродного брата и зятя, мужа его дочери Фатимы Али. Мусульмане-сунниты присягнули трем первым халифам Абу Бакру, Усману и Умару и считают их законными преемниками Пророка.
Святой Али
«Когда любимый зять пророка Мухаммеда, святой Али, вставал на намаз (молитву), его не могло отвлечь и светопреставление. В одном из сражений, Али был поражён стрелой, которая вошла ему в ногу до кости. Врач сказал ему: «Тебе надо дать дурманящее, снотворное лекарство, только тогда можно вынуть железный наконечник стрелы из лодыжки. Иначе эту боль невозможно перенести». Али ответил: «Какая нужда в снотворном? Подождите, пока я приступлю к намазу». Согласно уговору, врач рассёк ногу у Али и вынул наконечник стрелы. Перевязал рану. Закончив намаз, Али спросил у врача: «Ну, ты извлёк стрелу ?» — «Да извлёк». Али заметил: «А я и не почувствовал».
Страны, где шиитов большинство
- Иран
- Азербайджан
- Ирак
- Бахрейн
В Ливане шиитов около 35%, в Афганистане — примерно 19%, в Кувейте — 30%
ИГИЛ — это сунниты
Сражение при Карбале
Оно произошло 12 октября 680 года в 100 км. от Багдада близ города Карбала. Участвовали приверженцы внука святого Али Хусейна ибн Али и армия халифа Язида I (второго исламского халифа из династии Омейядов). У Хусейна было мало воинов и потому он бой проиграл, причем в нем погибли многие члены его семьи. Шииты и в наше время отмечают этот день, скорбят по имаму Хусейну и остальным погибшим членам семьи Пророка, делают надрезы себе на теле в качестве готовности пожертвовать собой ради шиитского ислама.
Битва при Карбале считается началом кровавого конфликта между суннитами и шиитами, продолжающегося по сию пору
Что такое ИГИЛ?
Что значит Аллах Акбар?
Что такое джихад?
chtooznachaet.ru
Как различить суннитов и шиитов?
Противоречия
Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.
Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.
По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.
Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.
Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.
Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.
Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.
В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.
Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.
russian7.ru
Кто такие шииты и сунниты — в чем разница между сунитами и шиитами — 22 ответа
сунниты и шииты разница
В разделе Другое на вопрос в чем разница между сунитами и шиитами заданный автором Ѐасул Гайсанов лучший ответ это Сунниты (араб. ахль ас-сунна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.
Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне (поступкам и высказываниям) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.
Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи) ; принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому) ; признание законности правления первых четырех («праведных» ) халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али) .
Суннизм как определенное течение оформился в XI веке в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, но до сих пор этот термин имеет гораздо менее четкое содержание, чем термин «шиизм» .
В настоящее время религиозные и исторические суннитско-шиитские противоречия служат питательной средой для межобщинных конфликтов в странах совместного проживания суннитов и шиитов, провоцируемых фанатичными элементами с одной или обеих сторон.
Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами» : маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.
Шииты (араб. ‎‎шиа — приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка» , считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка («шиа» ) сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка» , имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммад назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Приверженцы шиизма в подавляющем большинстве — ираноязычные народы, либо народы, входившие в сферу влияния средневековой Персии. Даже арабы-шииты, хотя и говорят по-арабски, в основной своей массе антропологически отличаются от прочих арабов.
Для шиитов роль имама значительно выше, чем для суннитов. Они воспринимают имама как непогрешимого толкователя воли Аллаха. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, считающихся во время сокрытия имама его заместителями. Этим обьясняется скажем, восторженное почитание аятоллы Хомейни в шиитском Иране.
Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией, и у суннитов совсем другое мироощущение чем у шиитов. Шииты — меньшинство, часто гонимые. Они составляют примерно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто подвергались гонениям со стороны суннитов, поэтому для них характерен культ мучеников.
Источник: Википедия
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: в чем разница между сунитами и шиитами
Ответ от Calamity[гуру]
Разночтение некоторых сур корана
Ответ от самосознание[мастер]
обрашайся к муфтию
Ответ от Невролог[гуру]
Разные общины ислама.
После смерти пророка Мухаммеда, в среде его последователей возникло разногласие по поводу того, кто должен стать его преемником. Те, кто склонялся к идее избрания преемника через согласие, полученное в Халифате, стали называться суннитами.
Меньшинство же предпочитало видеть преемником пророка Мухаммеда избранного по семейному родству с пророком. Они выбрали своим имамом двоюродного брата пророка — Али. Это меньшинство стало известно под названием Шиит Али, то есть группой сторонников имама Али.
В 680 году в Кербале в Ираке был убит суннитами сын имама Али – Хуссейн, и это еще больше обострило противоречия между суннитами и шиитами. Разногласия между шиитским и суннитским Исламом отражаются на всех аспектах Исламского закона. В странах со значительным и влиятельным мусульманским населением эти различия влияют на государственные законы, особенно касающиеся семьи и общества.
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Исламские течения на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Исламские течения
Обособление на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Обособление
Обрабатывающая промышленность на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Обрабатывающая промышленность
Сунниты на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Сунниты
Шииты на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шииты
Ответить на вопрос:
22oa.ru
КТО ТАКИЕ СУННИТЫ, ШИИТЫ И АЛАВИТЫ
Сунниты, шииты, алавиты, ваххабиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. Исламский мир — кто есть кто. Давайте разберёмся в чём разница. Вот некоторые течения в исламском мире.
СУННИТЫ — САМОЕ ШИРОКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ИСЛАМЕ
Сунниты — самое широкое течение в исламе
Что обозначает название Сунниты
По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.
Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.
Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.
Когда возникло течение: после смерти халифа Усмана в 656 году.
Сколько приверженцев: около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.
Основные районы проживания Суннитов по всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).
Идеи и обычаи: Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.
Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи). Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али. В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).
ШИИТЫ: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ
Шийа – приверженцы, последователи
Шийа – «приверженцы», «последователи».
Когда возникло: После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.
Сколько приверженцев: по разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.
Основные районы проживания Шиитов: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.
Идеи и обычаи Шиитов: признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.
Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.
Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).
Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.
Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.
Святые места Шиитов: Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).
СУФИСТЫ. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ
Суфисты
Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.
Когда возникло: VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).
Сколько приверженцев: Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.
Основные районы проживания: Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.
Идеи и обычаи: Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).
Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.
Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.
АСАРИЯ — СУННИТСКАЯ ШКОЛА ВЕРОУБЕЖДЕНИЯ, БОЛЬШИНСТВО ПРИВЕРЖЕНЦЕВ – САЛАФИТЫ
Что обозначает название: Асар означает «след», «предание», «цитата».
Когда возникло: IX век.
Идеи: Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.
САЛАФИТЫ — ИМЕННО ОНИ ЧАЩЕ ВСЕГО АССОЦИИРУЮТСЯ С ИСЛАМСКИМИ ФУНДАМЕНТАЛИСТАМИ
Салафиты
Что обозначает название: Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.
Когда возникло: Складывается в IX-XIV веках.
Сколько приверженцев: По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.
Основные районы проживания: Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.
Идеи: Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.
Известные представители: Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».
ВАХХАБИТЫ
Что обозначает название Ваххабиты: Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.
Когда возникло: В XVIII веке. Сколько приверженцев: В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.
Основные районы проживания: Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия. Идеи Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.
АЛАВИТЫ (НУСАЙРИТЫ) И АЛЕВИТЫ (КЫЗЫЛБАШИ)
Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)
Что обозначает название Алавиты: Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.
Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).
Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.
Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.
Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).
По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.
Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.
Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.
Известные алавиты Башар Асад, президент Сирии.
Источник: russian7.ru
maxpark.com
Кто такие суниты и шииты?
В настоящее время большинство мусульман — сунниты. В бывшем СССР они проживают в Кыргызстане, Чечне, и на территории Азербайджана, где составляют 40% от всего мусульманского населения.
Ислам или мусульманство является одной из мировых религий, в которой существует несколько течений. Наиболее многочисленные группы мусульман – это шииты и сунниты. В чем разница между ними?
Сунниты в своих действиях руководствуются «Сунной», которая дополняет священную книгу мусульман – Коран, поэтому последователи этого течения следуют всем поступкам главного мусульманского пророка, Муххамеда, на примере его высказываний и жизни, которые были зафиксированы его сподвижниками. Все предписания выполняются буквально, без отклонений.
Приверженцами суннизма считаются те, кто верен 6 сводам хадисов и признает юридические институты мазхабов и праведность правления халифов Абу Бакра, Али, Усмана и Умара. Сунна – это руководство по соблюдению норм государственного права, включающего в себя имущественные отношения, уголовные и семейные, а также она определяет действия праведного мусульманина в бытовых вопросах.
Шииты позволяют самым достойным своим членам объяснять поступки пророка, растолковывая их относительно текущего момента. Они считают, что управлять мусульманской общиной достойны не выбранные халифы, а избранные самим пророком имамы, и признают из всех праведных халифов только Али, или, как его имя звучит полностью — Али ибн Абу Талиба.
Раскол среди мусульман произошел еще в 7 веке до н. эры. Разногласие возникло по вопросу, кто должен возглавить государство, о характере верховной власти. Сунниты признали, что власть может передаваться самому уважаемому члену племени, к которому принадлежал сам пророк Муххамед. Шииты же посчитали единственно возможным передать управление только тому, кто принадлежал к прямой ветви семьи пророка Али ибн Абу Талиба. Мусульмане, принадлежащие к шиитам. считают, что пророк Мухаммед сам объявил Али своим преемником по возвращении из последнего хаджа.
Подобное противостояние в наше время не только приводит к разногласиям в вопросах управления государством и в выполнении законов, которые касаются семьи, общественных отношений и бытовых проблем, но вызывают насилие, как среди приверженцев религиозных течений, так и со стороны власти. Искусственно регулируя соотношения между сторонниками и применяя репрессии, власть сохраняет противостояние.
Шииты проживают в Ираке, Ливане, Иране, и на территории бывшего СССР в Азербайджане, хотя в последней из перечисленных стран проживают и сунниты. Соотношение их приблизительно 60 на 40. В остальных мусульманских странах, включая Кыргызстан, проживают сунниты. На вопрос чеченцы сунниты или шииты, можно твердо ответить, что большинство чеченцев относятся к последователям Сунны. Но в последнее время на территории этой республики становится популярным такое течение, как суфизм. По своим основам оно более склоняется к шиизму.
Большинство мусульман – это сунниты. Кто они, однозначно ответить невозможно. К ним относятся и обычные мусульмане, живущие по шариату и не разделяющие радикальных взглядов на ислам, жители мегаполис. А также члены террористических организаций, к которым относится «Аль-Каида».
В настоящее время отношения между группировками суннитов и шиитов складываются неоднозначно. С одной стороны они стараются сблизиться, признавая право на существование разницы в религиозных воззрениях, а с другой продолжается борьба за лидирующее место в мусульманском мире.
В настоящее время сунниты и шииты продолжают борьбу за власть в мусульманских государствах. Примером этого является кризис власти в Бахрейне в 2011 году, где королевская семья является последователями Сунны, а 75% населения — шииты.
magictheory.ru
Кто такие шииты в исламе, ислам суннитского толка
Кто такие сунниты и шииты
Течения в шиизме: шииты-имамиты, зейдиты, исмаилиты, алавиты.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Иудеи разделились на 71 течение, из коих одно попадет в рай, а 70 — в ад. Христиане разделились на 72 течения, из коих 71 попадет в ад, а одно — в рай. Мои последователи разделятся на 73 течения, из коих одно попадет в рай, а 72 — в ад.
Ибн Мадже. (Хадис передан со слов Ауфа ибн Малика)
В шиизме выделяются 5 основных направлений: это кайсаниты, зейдиты, имамиты, исмаилиты и «крайние» (гулат, или алавиты). Из них к «умеренному» крылу принадлежат имамиты-джафариты и зейдиты. Их учение во многом сходится с основными положениями ортодоксального Ислама.
Умеренные 1
Зейдиты. Зейд — один из сыновей имама после Али и только, течение зародилось в 8 веке. Особенности —
1. халифская власть не обязательно должна переходить от отца к сыну, главное, чтобы из рода Алидов, получается, выборное лицо, хоть и из узкого числа лиц, хотя у других четко автоматом по наследству.
2.Зейд был почтенным, но без сокровенных знаний, обычный человек, здесь солидарность с суннитами. Для Зейдитов имам — защитник шиитов, но не непогрешим, это политфигура, а не религиозная.
3.Обычно шииты проклинают всех, но зейдиты, — только Усмана (Абу Бакра и Умара уважают).
4. Временный брак шииты признают, это популярно, пережиток доисламских традиций: за определенную цену «покупается» на время женщина, обход правила 4х жен. НО зейдиты как институт не признают этого, ибо скрытая форма проституции.
5.Избегают догмата предопределения и предпочитают свободную волю человека.
В первые века существования ислама именно зейдиты популярны были и активны, — в Йемене, Иране, и тд,. Сейчас только в Йемене, но и там не более 40%. Они далеки от Ирана, уже по религии у них не может быть союза, они ближе всего к суннитам. и если там резня происходит, то только по клану, роду, племени. Религиозная доктрина зейдитов настолько приближена к ортодоксальному суннитскому Исламу, что их часто не причисляют к шиитам, а называют его малым масхабом при 4-х основных богословских школах ортодоксии. Ими были основано государство Идрисидов (8-10 вв), на территории совр. Марокко. Это государство было позднее присоединено к Кордовскому халифату. Они также приходили к власти в Табаристане (Иран) 9 в, и на севере Йемена.
Умеренные 2
Имамиты — самая многочисленная ветвь, в основном в Иране.
1. Двунадесятники, признают 12 имамов из рода Али. Причем шиит-имамит должен их признавать не по личным качествам, а из-за связи кровной.
2. В первые века не были активны, но внесли вклад в разработку шиитской доктрины, Аббасиды {750-1256} отмежевались от шиитов и смогли прийти к власти.
3. Компромиссная формула — Али лучший из людей. Почему родилась такая политика. Шиизм был знаменем, под которым случались все крестьянские восстания на востоке.
Кто такие шииты?
у шиитов есть предание, что каждый из 12 имамов мученически умер, но на самом деле — максимум трое. Но прессинг на шиитских имамов был по факту, в конце 9 века 12й последний шиитский имам 6-9 лет чудесно исчезает, поэтому — «сокрытый имам», вроде как полез в подземные сооружения. Аллах так позаботился о нем, обезопасив, но он с нами, незримо управляет делами.
Аллах мб лишил людей имамов за грехи, потом 60 лет Малого сокрытия, когда были заместители сокрытого имама, потом их тоже не стало, последний даже не стал назначать преемника, пошли шиитские восстания на востоке. Большое сокрытие — по сей день. Предполагается, что закончится с возвращением Махди.
6. Махди — Это не канонизированная фигура, как миссия у иудеев. У суннитов — полумифическая фигура, это будет новый Иисус, есть представление о нем как о человеке. Появится среди безграмотных низов. У шиитов Махди — это 12й сокрытый имам, он появится и уничтожит всех тиранов, наступит рай для благочестивых. Шииты сильно верили. С пафосом.
7. Сейчас шиизм имамитский в Афганистане (15% хазарейцев,) Иране, Сауд Арави на востоке (15%), это лезгины, таты в Дагестане, в Бахрейне (80-90%), Ливане (40%). Сунниты их признают, так как они не радикалы. Имамы имамитов не были аскетами. Специфика в подходе. Шиитские хадисы, сильные и слабые. Подтверждающие притязания Али на власть. Появились позднее суннитских.
Радикалы 1
Шиизм.
1. Верят, что у имама есть божественная манифестация, т.е. проявление, бог в лице каждого из Алидов проявился, т.е. они святые. У суннитов такого нет, так как выходит, вы делите суть Аллаха. А он неделим.
2. Еще. Шииты вынуждены пользоваться Кораном, но суннитским. Тогда — Говорят, что есть 115 сура про Али, они с пророком -2 светила, ставят на уровень Мухаммада. Толкуют Коран своевольно, аллегорично. Например, про Мусу: Корова — это Аиша, и Муса сказал, убейте Корову-Аишу, ведь она выступала против Али.
3. Есть представление, что были закрытые врата иджтихада, (Иджтиха́д — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом, религиозное творчество на основе Корана.) То есть все протрактовано и тема закрыта. А Шииты считают, что имеют право дальше трактовать.
4. Шииты не едят приготовленное не-шиитами (ну почти кошери. Но в 21 веке не оч актуально).
5. считают, что войну можно вести и против суннитов тоже! Еще есть духовенство как четкая корпорация со своей строгой вертикалью, когда занятие той или иной ступеньки на этой лестнице требует особых качеств, Аятолла например.
Радикалы 2. Крайние шииты
Исмаилиты.
В 8 веке после смерти 6го имама шиитов Джафара ас-Садика большинство приняло новым имамом его младшего сына Мусу аль- Казима, но часть из них признала имамом его умершего сына Исмаила (его именем названа эта секта), а после него его сына,позже- исмаилиты стали объявлять сокрытыми имамами всех его потомков. Связь сокрытых имамов, находящихся в неких сакральных сферах с общиной осуществляли т.н. уполномоченные, которые якобы получали приказы сокрытого имама.
(Воспользовавшись слабостью поздних Аббасидских халифов, исмаилиты пришли к власти в Ифрикии (Тунис). Затем они завоевали весь север Африки и Сицилию, а в 969 они установили контроль над Египтом и перенесли в Каир свою столицу. Затем они подчинили себе Йемен, Хиджаз и Сирию. Образовавшееся обширное государство — Фатимидский халифат. Власть в этом государстве носила мистический характер, как и во всех шиитских государствах. Однако после прихода к власти их правители превратились в тиранов и потеряли доверие народа. Приход Фатимидов к власти окончательно развеял все иллюзии народа относительно благодати небесной, которую обещали шииты в случае прихода их к власти. Началось активное сопротивление этим узурпаторам. Фатимидское государство исмаилитов, как и деятельность всех шиитских и хариджитских группировок, принесло много бед мусульманам в политическом аспекте. В результате их правления они так ослабили и раскололи мусульманский мир, что Европа ударила по мусульманам. Этого они ожидали давно. В 1091 году Фатимиды сдали Сицилию норманнам, в 1099 — Иерусалим и др. города Палестины крестоносцам. Из-за них мусульманская Испания, потеряв исторические связи с Северной Африкой, к которой она обращалась в случае опасности, стала жертвой Реконкисты. К 1085 году ход событий привел Европу к тому, что боязнь перед арабами несколько ослабла, а решимость бросить им военный вызов возросла. Шиитские же правители, действуя против Аббасидов и всех ортодоксальных мусульман, заключали договора с европейскими державами о совместных действиях против Аббасидов. Кстати, подобные действия шиитские правители совершали и в более поздней истории. Например, когда шиитская джафаритская династия Сефевидов пришла к власти в Иране XVI в., они развязали войну с Османией. Причем сефевидские джафариты (кызылбаши) совершили это вероломство в сложнейших для мусульман полит.условиях. Дело в том, что Христианские правители Европы благословленные римскими папами вынашивали планы второго после крестовых походов вторжения в мусульманские страны. В 1492 в Испании было уничтожено последнее мусульманское государство — эмират Насридов. После этого началось преследование мусульман Испании. Их насильственным образом обращали в Христианство, но большинство мусульман оставалось верными Исламу и исповедывало веру тайно. Их называли морисками. В связи с этим они жестоко преследовались инквизицией. Им было запрещено давать арабские имена своим детям, арабские книги сжигались, десятки тысяч морисков приняли мученическую смерть за веру на кострах инквизиции. Наконец в 1609-1610 гг они были выселены из Испании в северную Африку.)
Исмаилиты заметны были в средние века. Доктрина интересная. Заимствовали много из неоплатонизма, философское течение в Византии, и индуизма, синкретический синтез Ислама с идеями античной и ближневосточных философий. В частности ими признается материальное воплощение Бога на земле. По этим пунктам они являются «вышедшими» из Ислама. Считают, что у Аллаха есть ипостась, мировой разум, он породил 7 пророков, и Исмаил — 7й. Цель человека — достичь гармонии со всем миром, иначе в круге постоянно будешь крутиться, духовное совершенство, как в буддизме. Смогли создать в Египте халифат, — Фатимиды. Есть в Иране, на Памире, в Индии. Меньшинством всегда были, сейчас почти не осталось. Их смело можно назвать 1й в мире хорошо законспирированной масонской ложей. Позднее эти принципы заимствовали у исмаилитов крестоносцы, в среде которых образовались первые масонские ложи.
Подрывной деятельностью у исмаилитов занимались проповедники — даи. Они вели дауат — пропаганду исмаилизма. Согласно их убеждениям во главе дауата стоял «сокрытый» имам, который якобы передавал свои «божественные» повеления даи. Даи имели помощников — накибов. Они внедрялись в гущу мусульман и завязывали с последователями ортодоксального суннитского Ислама провокационные споры. Над этой сложнейшей иерархией стоял Баб (врата). Баба не знали даже высшие представители пропаганды. Его знал только «сокрытый» имам и он общался с последователями только через специальных доверенных лиц. Подобно масонам члены ступеней иерархии не знали друг друга. Благодаря этой системе исмаилиты стали настоящей раковой опухолью на теле исламского мира.
Алавиты, или гулаты. И сейчас есть. Сирия (10%) — 12 млн. Астральные культы, вера в переселение, элементы христианства. Считают, что некогда души людей были звездами. Читают Евангелие, занимаются астрологией, и посвящены в сокрытое знание, и сейчас скрыто, в общину можно попасть лишь по рождению. Правящее меньшинство в Сирии как раз! (Асады).
…Ни одна из шиитских группировок, в разное время приходивших к власти в различных странах так и не сумела продемонстрировать преимущества шиитской модели. Их правители, пришедшие к власти в результате анти-омеядской, а затем анти-аббасидской деятельности, превращались в тиранов и были совершенно непопулярны среди народа. В результате многочисленных смут и в периоды их правления мусульманский мир ослабевал и терял позиции перед своими внешними врагами.
Кто такие сунниты и шииты
lezgidin.ru