Эскадренные миноносцы проекта 23560 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2018; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поискуЭскадренный миноносец проекта 23560 Лидер | |
---|---|
Макет эсминца на выставке «Армия 2015» | |
Проект | |
Страна | |
Операторы |
чем удивит самый мощный корабль российского флота
Эсминцы «Лидер» будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны, став «опорными точками в Мировом океане». Каждый из них будет нести двести пусковых установок крылатых ракет «Калибр» или «Циркон», а в перспективе электромагнитные пушки и боевые лазеры. Строительство кораблей этого проекта прописано в концепции развития Военно-Морского Флота до 2030 года.
«Лидер» существует пока только в виде макета. Корабль водоизмещением в 17 тыс. тонн и длиной в 200 метров был показан в рамках выставки-форума «Армия-2017». Это не первая презентация перспективного эсминца. Однако она важна тем, что впервые объявлено о том, что его облик и боевой потенциал наконец-таки приобрели законченный вид. По замыслу конструкторов и военных эсминец станет универсальной боевой единицей. Он заменит сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1144 типа «Орлан». Корабль сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными эсминцами типа «Arleigh Burke».
По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность семейства эсминцев типа «Лидер» будет скована только физическими возможностями экипажей.
При этом, как отмечают специалисты, мощность атомной энергетической установки «Лидера» будет сопоставимой с аналогичной на самом современном американском эсминце «Zumwalt». Большая энерговооруженность реактора позволит, как и в случае с американцем, в перспективе установить на корабле оружие, работающее на новых физических принципах. Например, лазерные или электромагнитные пушки.
По своим размерам «Лидер» будет немногим меньше «Орлана». Зато его арсенал в два раза превзойдет корабли 1144 проекта. Даже после модернизации крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» они будут существенно уступать по боевым возможностям «Лидеру». Проект эсминца предусматривает, что на его борту будет установлено двести ракет большой дальности «Калибр», противокорабельных сверхзвуковых «Оникс». В перспективе с появлением гиперзвукового оружия их заменят ракетами «Циркон».
«Лидер» станет первым кораблем, на котором будет установлена морская версия зенитной ракетной системы С-500 «Прометей». Известно, что этот комплекс будет универсальным и сможет бороться не только с крылатыми, баллистическими ракетами, самолетами и вертолетами противника, но и поражать цели в космосе. Например, атакующие гиперзвуковые летательные аппараты, спутники и космические платформы.
Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли будут установлены 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двухпалубных вертолетов типа Ка-27/Ка-32 или Ка-52 «Катран».
Планы ВМФ пересматривают строительство серии из 8 кораблей типа «Лидер». Их появление должно быть увязано со строительством первого атомного авианосца «Шторм» и больших десантных вертолетоносцев типа «Лавина»/«Прибой». Это корабли дальней морской зоны, которым необходимо надежное охранение. При этом эсминец сможет действовать самостоятельно. Арсенала его ударных средств достаточно для выполнения одиночных миссий.
Утверждение эскизного проекта «Лидера» – важный этап в создании корабля. Документ говорит о том, что промышленность и командование Военно-Морского Флота окончательно определились с обликом корабля. Открытым остается только вопрос цены и сроков начала строительства. Любая перспективная высокотехнологичная разработка стоит немалых средств. Тем более что по своим характеристикам «Лидер» соберет самые современные из них.
tvzvezda.ru
Перспективный Эсминец Типа Лидер, Новейший Атомный Эскадренный Миноносец, Боевой Корабль ВМФ РФ
В отечественном флоте на сегодняшний день наблюдается устойчивое противоборство двух разных концепций развития флота. Одна группа военных моряков из числа тактиков и стратегов ориентируется на создание для флота универсальных кораблей малого и среднего водоизмещения. По составу вооружения и своим тактико-техническим характеристикам такие корабли могут выполнять огромный объем работы, начиная с проведения ударных операций, заканчивая выполнением поисковых и патрульных операций. Основным аргументом сторонников этой концепции является невысокая стоимость строительства подобных кораблей и реальная возможность освоить серийное производство. Российскому ВМФ сегодня очень нужны современные суда, причем в больших количествах.
Лидер
Подошел период, когда богатое наследие Советского ВМФ реально отработало свой ресурс и требуется полноценная замена корабельного состава. Другая группа военно-морских стратегов тяготеет к созданию в России мощного океанского флота, оснащенного крупными боевыми кораблями. В данном случае сказывается сохранившаяся с советского периода тяга военно-морского руководства к гигантомании. Основной аргумент сторонников этой концепции банально прост и опирается больше на идеологические мотивы. Большая страна — значит надо иметь большой флот, оснащенными крупными боевыми судами. Проект эсминца 23560 — яркое тому подтверждение. История рождения проекта и последующие события наглядно показали, насколько готова отечественная кораблестроительная и оборонная отрасль к реализации столь масштабных планов. Проектируемый корабль должен стать ответом отечественного флота на появление в строю западных флотов аналогичных судов, американского эсминца «Замволт» и британского эскадренного миноносца «Даринг».
Зумвалт
Новый корабль является своеобразным тестом для российской оборонки на пригодность. Тактико-технические характеристики, заложенные в проект, являются на сегодняшний день самыми передовыми для военных судов. По силам ли отечественной промышленности освоить строительство новых перспективных судов для флота в необходимых количествах, или эскадренный миноносец типа «Лидер» станет очередным левиафаном в российском военном флоте?
Рождение проекта 23560 «Лидер» — откуда растут ноги
Российское Высшее военно-морское руководство поставило перед российскими конструкторами амбициозную задачу, создать крупный боевой корабль, в конструкции которого будут воплощены все передовые концепции и самые современные технологии. Новый эсминец должен быть меньше отечественных тяжелых крейсеров типа «Киров», но превосходить по размерам американский эсминец «Замволт».
На судне планируется использовать атомную энергетическую установку, что в разы увеличивает дальность действия и эксплуатационный ресурс. На американском корабле установлена энергетическая установка обычного типа. По технической оснащенности, энерговооруженности и боевому оснащению российский корабль должен стать мощнее своего американского визави. Уже оценивая предварительные тактико-технические характеристики, заложенные в проект, можно смело говорить о том, что на лицо типичные элементы очередной гонки вооружений. Проект 23560 – это очередная попытка догнать и перегнать технически западные военные флоты. Насколько это удачная идея, сейчас судить сложно, но есть причины, ввиду которых строительство судна такого класса для российского флота остается открытым.
Схема эсминца проекта 23560
Следует отметить, что столь крупные военные суда на российских верфях в современных условиях еще не строились.
Имеется опыт модернизации крупных кораблей советской постройки, который и стараются использовать для разработки и строительства нового эсминца. Перспективный корабль может удивить даже специалиста, посвященного в тонкости и детали развития современных военных флотов. В конструкции корабля заложен целый ряд передовых технических новинок. Отдельного разговора заслуживает обеспечение корабля радиолокационным и навигационным оборудованием. Технология «стелс» является доминантой во всем проекте. Вдобавок ко всему, российский эсминец типа «Лидер» должен быть вооружен самым совершенными и мощными видами вооружения, превосходя по боевым возможностям все отечественные суда.
Многоцелевой эсминец разрабатывался для действий в дальней морской зоне. В функции корабля входила борьба с наземными кораблями всех классов, обеспечение противолодочной и противовоздушной обороны соединения кораблей, огневая поддержка десантных операций. Оценивая функциональность корабля, его технические характеристики и боевые возможности, возникает резонный вопрос — почему эсминец. По водоизмещению и размерам проектируемый корабль больше напоминает крейсер. Все перечисленные функции ранее возлагались на крейсера.
Небольшое отступление. Почему именно эсминец
Создавая новый перспективный эсминец, российские конструкторы пошли по проторенному пути, успешному в других странах. Здесь вероятно сработал «эффект малого флота», который уже на протяжении 50 лет реализует Япония. После поражения во Второй Мировой войне Япония утратила весь свой линейный и крейсерский флот. В процессе возрождения флота была принята на вооружение концепция строительства военных судов малого водоизмещения. Основным боевым судном японских ВМС самообороны считался корабль класса эсминец. Со временем японские конструкторы и моряки развили концепцию эсминца, превратив его в совершенно другой корабль. Сегодня в японском флоте имеются эсминцы-авианосцы и эсминцы-десантные суда. Водоизмещение этих боевых единиц далеко перешагнуло порог, который был установлен для кораблей этого класса. В настоящее время эсминцы имеют водоизмещение в 10-15 тыс. тонн.
Японский эсминец авианосец
Таким образом, японские военные решили обойти ограничения в военном бюджете. Гораздо легче получить ассигнования на строительство эсминца, чем обеспечить финансирование строящегося крейсера, тем более авианосца. Неважно, что в процессе строительства, скромный эскадронный миноносец превращается в боевой корабль сравнимый по боевой мощи и размерам с линкором. Подобная практика принесла свои плоды и за короткое время Япония сумела обзавестись целой эскадрой крупных кораблей разного класса, которые с большой натяжкой можно назвать эсминцами.
Схожим путем решили пойти в США, где решили строить новейшие корабли подобным образом. Заложив в проекте военного бюджета строительство новейшего эсминца, американцы на выходе получили боевое судно, сравнимое по размерам и боевой мощи с крейсером. Англичане та же сумели построить новые корабль типа 45, который считается эсминцем, на самом деле вполне сравним с полноценным крейсером.
Даринг
В отечественном флоте не стали изобретать велосипед и сделали ставку на создание проекта перспективного военного корабля. Эсминец проект 23560 — это совершенно иной тип боевого судна, который ранее строился на отечественных верфях. По мощности вооружения и боевому оснащению этот корабль сравним с отечественным атомными тяжелыми крейсерами типа «Киров». Проектная стоимость в данном случае значительно меньше, что позволяет строить такие корабли большой серией.
Судьба эсминцев проекта 23560 типа «Лидер»
Из всего того громадного объема информации о проекте, которая на сегодняшний день циркулирует в прессе, в интернете и по телевидению, можно почерпнуть только некоторые детали. Планируется, что новейший российский корабль будет полностью изготовлен с учетом технологии «стелс». Это касается использования композитных материалов в сооружении основных надстроек в придании корпусу судна оптимальных обводов. Для эсминца проекта 23560 будет характерна высокая степень автоматизации всех основных технологических и боевых процессов. Атомная силовая установка и большие размеры судна обеспечат ему неограниченную мореходность и дальность плавания. Новейший корабль должен развивать скорость хода до 30 узлов. В дополнение к ударному и оборонительному вооружению на корабле планируется установить ангары и взлетные площадки для базирования и приема двух вертолетов.
При таких технических характеристиках и параметрах неизбежно увеличивается водоизмещение корабля, которое в соответствии с проектными данными может составить порядка 9 тыс. тонн.
Первоначально состояние с новейшим кораблем выглядело следующим образом. Еще в высоких кабинетах Главного Штаба ВМФ шли прения о том, каким должен стать эсминец нового поколения, а в недрах Северного ПКБ уже шли предварительные работы по разработке проекта. Идея с постройкой такого корабля для отечественного флота появилась еще в 2009 году, и только в 2013 году был утвержден эскизный проект нового судна.
Эскиз
Причина такой затяжки заключалась в том, что не было единого мнения, ни у военных моряков, ни у конструкторов в отношении типа силовой установки для новой боевой единицы. Боролись две концепции: отдать предпочтение атомной энергетической установке или все же сконцентрировать усилия на постройку судов с обычным, газотурбинным двигателем. Соответственно выбор в пользу того или иного варианта неизбежно приводил к изменению основных параметров судна. С атомной силовой установкой водоизмещение корабля значительно увеличивалось. Речь шла о 12-14 тыс. тоннах. С обычным двигателем корабль мог теоретически вписаться в проектные параметры, около 9 тыс. тонн.
Здесь следует отметить, что время расставило все на свои места. Пока решали какими двигателями будет оснащен новый эсминец, военно-политическая и экономическая ситуация в мире изменилась. Отказ Украины от поставки газотурбинных агрегатов для строительства российских кораблей привел к тому, что было решено ориентировать проект эсминца типа «Лидер» под атомную ЭУ. Проект планировалось подготовить с учетом новых требований в 2018 году, однако в эти сроки удалось только начать полноценные проектные работы.
Несмотря на это, уже в 2018 году на Международном салоне, где были представлены образцы военно-морских вооружений, Россия представила модель корабля проекта 23560Э, перспективный эсминец в экспортном варианте. На этом салоне были только озвучены тактико-технические данные, которыми должен будет обладать новый корабль. Что касается внешнего облика, то выяснилось, что представленная на выставке модель корабля только условно напоминает о новой разработке российского оборонпрома.
Эсминец проекта 23560Э
В экспортном варианте перспективный корабль должен нести 64 пусковые установки для противокорабельных ракет «Брамос», «Калибр-НК» или «Циркон». За противовоздушную оборону на корабле отвечали 56 пусковых установок морской версии ЗРК С-400 или более современная модификация С-500 «Прометей». Далее огневая мощь корабля усиливалась установкой пусковых контейнеров для зенитно-ракетного комплекса «Редут».
По боевой мощи российский проект превосходил все существующие на сегодняшний день военные суда. Ударный комплекс в сочетании с мощнейшей системой противовоздушной обороны делал такой корабль самым грозным противников на море. Как положено кораблю этого класса – эсминец типа «Лидер» был оснащен и торпедным вооружением. Традиционно на корабле решили оставить артиллерию, которая представлена автоматической 130 мм пушкой в башенном расположении.
Загадки проекта 23560 и реальное положение дел
Для того, чтобы представить весь масштаб затеваемого строительства, следует разобраться с одним нюансом.
Почему корабль, который должен был стать эсминцем, сумел еще на стадии проекта превратиться в корабль, соизмеримый с ракетным крейсером? Задачи, которые должен решать такой корабль, выглядят чрезмерными для одного корабля. В данном случае сравнима ситуация, которая возникла в Японии с постройкой линкоров «Ямато» и «Мусаси», самых крупных военных судов этого класса. Попытка сосредоточить на одном-двух военных кораблях колоссальную огневую мощь, может обернуться для флота катастрофой.
Аналогично выглядят попытки российских военных моряков создать один-два крупных военных корабля, способного собрать у себя на борту огневую мощь целого флота. Будет ли это оправдано с тактической и с оперативной точки зрения — покажет время. Пока еще ситуация находится в зародышевом состоянии и суммы контрактов, которыми может обернуться строительство эсминцев типа «Лидер», выглядят заоблачными.
militaryarms.ru
Эсминцы «Лидер» вернут России статус крупной военно-морской державы
После распада Советского Союза российский Военно-морской флот страдал от серьезных ограничений, которые этот геополитический процесс наложил на процесс обновления и замены надводных военных кораблей. Долгое время ВМФ РФ полагался на модернизацию старых эсминцев и развитие ударных подлодок. Новые системы вооружений, такие как крылатые ракеты «Калибр», и наработки в области подводных стелс-технологий стали важной составляющей военно-морской мощи России.
В целях восстановления флота российские военные запустили ряд программ, нацеленных на создание новых эсминцев и даже авианосцев. Создание нового эсминца станет ключом к созданию более крупных кораблей в будущем. Ожидается, что ВМФ РФ получит не менее 12 эсминцев проекта 23560 «Лидер». Несмотря на относительно скромное водоизмещение в 10 000 тонн, по многим характеристикам новинка превзойдет существующие аналоги, пишет Military Watch.
Начало эксплуатации «Лидеров» намечено на 2025 год. Технологии, которые будут использовать новые эсминцы, сделают их одними из самых передовых боевых кораблей в мире. Как и тяжелые советские крейсеры проекта 1144 «Орлан», новые корабли получат ядерную энергетическую установку. Также ожидается, что они получат современную систему ПВО (к примеру, морской вариант ЗРС С-500), которая позволит «Лидерам» не только защищаться от ракетных атак, но и охотиться за спутниками и самолетами противника. Ближняя зона противовоздушной обороны будет представлена пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут» и морским вариантом ЗРПК «Панцирь-М». Такая комплексная система противовоздушной обороны имеет решающее значение в деле защиты корабля от современных угроз и является ключом к успешному применению авианосных ударных групп, в которые войдут перспективные российские эсминцы и авианосцы.
Макет эсминца на выставке «Армия-2015». Фото: Artem Tkachenko / wikimedia.org
По данным из открытых источников, «Лидеры» смогут нести до 200 ракет, в число которых войдут противокорабельные и противолодочные ракеты, а также крылатые ракеты дальнего радиуса действия. Это сделает их самыми тяжеловооруженными кораблями в мире. Ближайшие конкуренты — перспективные китайские эсминцы проекта 055 — несут 128 ракет. Ожидается, что около 65 процентов ракетных ячеек отведут под противовоздушную оборону. Способность держать вражескую авиацию на расстоянии особенно важна, так как ВМС США обладают мощной авиацией. Также будут использоваться ракеты «Калибр» и гиперзвуковые «Цирконы». Есть также вероятность, что «Лидер» получит на вооружение морской вариант комплекса «Кинжал» (никаких официальных комментариев на эту тему нет — прим. «РГ»).
Программа создания новых эсминцев представляется весьма перспективной даже в том случае, если в целях экономии и упрощения производства новые корабли оснастят обычными силовыми установками. «Лидеры» смогут заменить эсминцы проекта 956, ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант» и большие противолодочные корабли проекта 1155. Россия, как и США и Китай, намерена полагаться на многоцелевые надводные корабли, вооружение и оснащение которых можно будет менять в зависимости от стоящих перед ними задач. Создание эсминцев проекта «Лидер» вернет России статус крупной военно-морской державы, что станет закономерным продолжением возрождения Вооруженных сил РФ после многолетнего упадка.
rg.ru
на что будет способен российский эсминец нового поколения — РТ на русском
Перспективный российский эсминец «Лидер» может стать «самым вооружённым» кораблём в мире, сообщает американский портал Military Watch. Будущий эскадренный миноносец должен получить новейшие комплексы ПВО и гиперзвуковые ракеты, способные преодолевать любую систему ПРО. Как полагает издание, по своим возможностям «Лидер» превзойдёт всех зарубежных конкурентов. По мнению экспертов, ввод в эксплуатацию подобных кораблей заметно усилит ВМФ России. Предполагается, что реализация проекта начнётся после 2020 года. RT выяснял, чем уникален российский эсминец.
Военно-Морской флот РФ заметно увеличит свою боевую мощь после поступления на вооружение эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер» (в западной терминологии — «Шквал»), говорится в публикации американского портала Military Watch. Издание утверждает, что российские эсминцы станут «самыми серьёзно вооружёнными» кораблями в мире.
«Корабли «Шквал» планируется ввести в эксплуатацию в 2020-х годах. Технологии, которые будут реализованы в этом проекте, вполне могут сделать эти эсминцы одними из самых боеспособных кораблей в своём классе», — отмечают авторы материала.
Сообщается, что с большой вероятностью «Лидер» получит современное ударное вооружение — комплексы «Калибр» и гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон». Также арсенал «Лидера» могут пополнить модифицированные ракеты, которые используются в новейшем авиационном комплексе «Кинжал».
- Зенитный ракетно-пушечный комплекс морского базирования «Панцирь-МЕ»
- © Ростех
От атаки авиации и ракет противника корабль будут защищать морские версии новейших зенитных комплексов С-500, С-350, «Панцирь» и система «Полимент-Редут», которая разрабатывается ЦКБ «Алмаз» специально для кораблей нового поколения.
Главная особенность «Лидера» — около 200 вертикальных пусковых установок «для различных типов вооружений, включая противокорабельные, подводные и противовоздушные».
Как полагает Military Watch, разработка проекта 23560 отражает стремление военного руководства РФ частично восстановить потерянную после распада СССР мощь ВМФ и обновить флот, выполняющий задачи в дальней (океанской) морской зоне.
Сочетание универсальности и мощи
«Лидер» — первый проект эскадренного миноносца в новейшей истории России. Эсминцы призваны прийти на смену крупным кораблям первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т), которые были построены в советские годы.
В перспективе «Лидер» должен заменить атомные крейсера проекта 1144 («Адмирал Нахимов», «Пётр Великий») и проекта 1164 («Москва», ««Маршал Устинов», «Варяг»), миноносцы проекта 956 («Быстрый», «Настойчивый», «Адмирал Ушаков») и противолодочные корабли проекта 1155.
Также по теме
«Рост возможностей флота»: какие новейшие корабли будут представлены на параде в честь Дня ВМФЭкипажи российских кораблей и подводных лодок готовятся к параду в честь Дня ВМФ, который состоится 29 июля в нескольких городах…
Эсминец проекта 23560 создан в АО «Северное проектно-конструкторского бюро» (СПКБ, Санкт-Петербург). Водоизмещение корабля составит свыше 10 тыс. т (в СМИ можно встретить данные о 15 тыс. т и 18 тыс. т), длина — около 200 м, ширина — 20 м.
«Лидер» будет оснащён атомной силовой установкой, которая позволит увеличить автономность нахождения в море до 90 суток. Максимальная скорость корабля составит 30 узлов.
Помимо грозных ракетных комплексов, в арсенал эсминца войдут 130-миллиметровые артиллерийские установки А-192 и торпедные аппараты СМ-588. На палубе и в ангаре «Лидера» смогут разместиться несколько вертолётов Ка-27 или Ка-32.
«Корабли проекта 23560 позволят ВМФ выполнять широчайший спектр задач в дальней морской зоне, то есть за тысячи миль от пунктов базирования. Прежде всего, речь идёт о боевом дежурстве на океанских просторах и о сопровождении авианосцев», — пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
По его мнению, «Лидер» станет многоцелевым кораблём, способным выполнять различные миссии ВМФ, включая демонстрацию силы. Как считает эксперт, опыт ВМС США и западных государств свидетельствует о высокой эффективности эскадренных миноносцев в классе кораблей первого ранга.
- Ракетный крейсер первого ранга «Москва» на параде в честь Дня ВМФ. Севастополь, 2017 год
- © Василий Батанов / РИА Новости
«Крейсера потихоньку уходят в прошлое, а фрегаты по своим возможностям всё же не дотягивают до эсминцев, которых выгодно отличает универсальность в сочетании с более серьёзной боевой мощью», — добавил Корнев.
«Усилят возможности ВМФ»
20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.
Также по теме
Крупнейший в составе флота: какие задачи способен решать российский десантный корабль нового поколения «Иван Грен»Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав…
В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.
«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики отнюдь не случайна. Тем не менее я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.
На текущий момент специалисты СПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.
Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.
- Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
- © Пресс-служба Северного флота / РИА Новости
Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х годов. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).
«Если решение о строительстве «Прибоев» и «Шторма» действительно принято, то без «Лидера» ВМФ точно не обойтись. Потребность в новых эсминцах слишком велика. Однако и без авианосцев эти корабли однозначно усилят противолодочные, разведывательные и ударные возможности ВМФ», — заключил Корнев.
russian.rt.com
Перспективный эсминец / НИР Лидер / пр.23560
ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) Перспективный эсминец / НИР-ОКР «Лидер» |
Проект перспективного эсминца океанской зоны. Разработка проекта ведется Северным ПКБ (г.Санкт-Петербург, с 2012 г. как минимум, источник). Проработки вариантов перспективных эсминцев велись Северным ПКБ фактически с конца 1980-х годов под разными номерами проектов и под меняющиеся с годами тактико-технические требования. Вероятно, научное сопровождение проекта осуществляет ЦНИИ им.Крылова (г.Санкт-Петербург).
19.06.2009 г. ИТАР-ТАСС сообщает, что до конца 2009 г. планируется провести конкурс на выбор разработчика проекта перспективного эсминца для ВМФ России, а уже 26 июня того же года Главком ВМФ России В.Высоцкий заяляет, что уже в 2012 г. начнется строительство эсминцев нового проекта. 1 февраля 2012 г. Главком ВМФ В.Высоцкий заявляет, что в 2012 г. будет определен технический облик эсминца такого класса. 25 июня 2012 г. глава ОСК Роман Троценко заявляет СМИ, что проектирование перспективного эсминца уже ведется Северным ПКБ (г.Санкт-Петербург), и, что корабль будет оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны. Согласно годовому отчету Северного ПКБ за 2012 г. в течение года работы по ОКР «Лидер» составили 5% товарного выпуска компании.
26 февраля 2013 г. РИА «Новости» опубликовало информацию о том, что для разработки аванпроекта по созданию нового эсминца объявлен конкурс на проведение НИР «Лидер», финансирование которой включено в Гособоронзаказ на 2013 год. Срок окончания НИР — конец 2013 г. В конкурсе на создание аванпроекта корабля наверняка будет участвовать Северное ПКБ, остальные участники конкурса неизвестны. После подведения итогов конкурса аванпроектов, в 2014 г. планируется проведение ОКР, а строительство головного корабля пока планируют начать в 2016 г. (источник). 11.09.2013 г. и 26.12.2013 г. Главком ВМФ России Виктор Чирков при посещении Северного ПКБ знакомился с ходом работ по проектированию эсминца.
В начале 2015 г. продолжается разработка эскизного проекта эсминца (источник). 20.02.2015 г. Главком ВМФ заявил, что идут проектно-конструкторские работы по эсминцу с атомной ЭУ. В июне 2015 г. модель перспективного эсминца под названием пр.23560Э была продемонстрирована на выставке «Армия-2015».
Наш прогноз (28.09.2013 г.): с большой вероятностью закладка корабля состоится по плану — в 2016 г., но реальное строительство начнется в 2017-2018 г.г. или даже после 2020 г. — это обусловлено текущими тенденциями по фининсированию крупных проектов в строительстве ВМФ, а так же неготовностью многих компонентов оборудования и систем вооружения будущего корабля.
22.06.2015г. Главком ВМФ Виктор Чирков заявил СМИ, что строительство эсминцев «Лидер» может начаться в 2019 г.
Модель перспективного эсминца пр.23560Э на выставке «Армия-2015», Москва, 17.06.2015 г. (фото — flateric).
Модель одного из вариантов проекта эсминца пр.21956 Северного ПКБ разработки 2008 г. МВМС-2009, г.Санкт-Петербург, июль 2009 г. (фото — А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).
Строительство корабля. Согласно заявлению Главкома ВМФ России В.Высоцкого от 23.06.2009 г. строительство эсминца океанской зоны для ВМФ России начнется в 2012 г. Но 25 июня 2012 г. глава ОСК Роман Троценко заявил СМИ, что серия из 6 кораблей планируется к постройке начиная с 2016 г. на «Северной верфи» и «Балтийском заводе». По информации СМИ от 26.02.2013 г. строительство корабля будет вестись ССЗ «Северная верфь (источник).
20 ноября 2013 г. заместитель начальника НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ по научной работе, профессор Военно-морской академии (ВУНЦ ВМФ) Андрей Землянов заявил СМИ, что строительство корабля может начаться в 2013-2015 г.г. 16 сентября 2014 г. заметитель председателя ВПК заявил СМИ, что эсминец будет создан к 2018 г.
21 октябя 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что строительство кораблей проекта не входит в программу судостроения до 2020 г. Передача Флоту головного корабля проекта может состояться в 2023-2025 г.г., а всего может быть построена серия из 12 кораблей.
Конструкция корабля будет иметь классическую для Северного ПКБ компоновку и будет выполнена с учетом радиолокационной заметности.
Предположительный вид одного из вариантов проекта перспективного эсминца для ВМФ России — НИР «Лидер» (http://militaryrussia.ru, версия от 26.07.2014 г., кликабельно).
Модель перспективного эсминца пр.23560Э на выставке «Армия-2015», Москва, 17.06.2015 г. (фото — flateric).
Атомная ЭУ | Газотурбинная ЭУ | |
2009 г. | В 2009 г. в пресс-релизе ЗАО «Турборус» сообщалось о целесообразности использования на корабле нового проекта газотурбинной установки суммарной мощностью 55 000 л.с. | |
2013 г. | 11.09.2013 г. СМИ сообщают, что в работе два варианта эсминца — с атомной и с обычной ГЭУ. С большой вероятностью корабль будет оснащен ядерной ЭУ. | |
21.10.2014 г. | Информация источника для СМИ — пока рассматривается оба варианта проекта — с атомной и газотурбинной установками. | |
2015 г. | 20.02.2015 г. Главком ВМФ заявил, что идут проектно-конструкторские работы по эминцу с атомной ЭУ. | Представленные на выставке «Армия-2015» материалы по пр.23560Э |
Корабль будет иметь возможность частичного электродвижения согласно требованиям Главного командования ВМФ (источник).
ТТХ корабля:
Длина — 200 м (пр.23560Э, выставка «Армия-2015»)
Ширина — 20 м (пр.23560Э, выставка «Армия-2015»)
Осадка — 6 м (пр.23560Э, выставка «Армия-2015»)
Водоизмещение:
— от 10000 т до 15000 т (источник)
— 17500 т (пр.23560Э, выставка «Армия-2015»)
Скорость полного хода — ок.30 уз (в т.ч. пр.23560Э, выставка «Армия-2015»)
Автономность — ок.90 сут (пр.23560Э, выставка «Армия-2015»)
Вооружение:
Предположительная информация | пр.23560Э, выставка «Армия-2015» | |
ПКР | 2-4 х 8 х Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) 3К14 «Калибр» — установка вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса «Калибр-НК» (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км в т.ч. с ПКР «Оникс» 3М55 / П-160 | 60 ракет ПКР или КРМБ в пусковых установках вертикального пуска |
ЗРК дальней зоны | 2 х пусковые установки вертикального пуска ЗРС С-500 «Прометей» с высокопотенциальной РЛС ФАР на поворотном основании (предположительно) | 128 ЗУР в пусковых установках вертикального пуска |
ЗРК ближней зоны | 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса «Редут-Полимент», боекомплект — от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС «Полимент» с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР). Темп стрельбы — 1 ЗУР/сек | см.выше |
Артиллерия | 1 х 130-мм универсальная артиллерийская установка создаваемая по ОКР «Картаун» | 1 х 130-мм универсальная артиллерийская установка |
ЗРАК / АК | 2 боевых модуля ЗРАК «Панцирь-М» или 6 модулей ЗРАК «Палаш» | |
Противолодочное вооружение | 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса «Пакет-НК» | 16 противолодочных ракет в пусковых установках вертикального пуска |
Постановка помех | 2 х ПУ КТ-308-05 8 х ПУ КТ-216 / комплекс ПК-10 или аналоги | |
Вертолет | посадочная площадка и ангар для 1-2 вертолетов типа Ка-27 | 2 вертолета типа Ка-27 |
Прочее | Согласно требованиям Главного командования ВМФ корабль будет обладать расширенными возможностями по применению многофункциональной палубной авиации (источник). |
Модель перспективного эсминца пр.23560Э на выставке «Армия-2015», Москва, 17.06.2015 г. (фото — flateric).
Оборудование:
Предположительная информация | пусковых установках вертикального пуска | |
БИУС | Класса «Сигма» | |
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и управления ЗРК | Класса «Полимент» или совершеннее, 2 ФАР / 4 антенные решетки | многофункциональная РЛС |
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей | Класса 5П27 «Фурке» (производство НПО «Правдинский радиозавод») или более совершенная | |
РЛС целеуказания ПКР | ||
Навигационные РЛС | ||
РЛС системы управления огнем артиллерийской установки | 5П-10 «Пума» с лазерным дальномером разработки и производства НИИ «Полюс» | |
Прочие средства наблюдения | Оптико-электронная система освещения обстановки | |
Навигационная инерциальная система | ||
ГАК | Класса «Заря-3» | Интегрированная система подводного наблюдения |
Буксируемая ГАС | Да | |
Электронное противодействие | Комплекс РЭБ «Просвет-М» (2 х ПУ КТ-308, 8 х ПУ КТ-216) как минимум | Интегрированная система РЭБ |
Станция обнаружения лазерного излучения | ||
Комплекс связи | Комплекс спутниковой связи «Центавр-НМ» | Интегрированный комплекс связи |
Обще-эксплуатационная система управления | ||
Прочее |
Предположительно эскиз одного из вариантов компоновки перспективного эсминца для ВМФ России — НИР «Лидер». На самом деле это скорее всего изображение будущего фрегата пр.22350М. Кадр видеоролика с сайта концерна «Моринформсистема-Агат», http://www.concern-agat.ru/).
Мачты с оборудованием на модели перспективного эсминца пр.23560Э на выставке «Армия-2015», Москва, 17.06.2015 г. (фото — flateric).
Модель перспективного эсминца пр.23560Э на выставке «Армия-2015», Москва, 17.06.2015 г. (фото — flateric).
Модификации:
11.09.2013 г. СМИ сообщают, что в работе два варианта эсминца — с атомной и с обычной ГЭУ. С большой вероятностью корабль будет оснащен ядерной ЭУ.
Статус: Россия
— 2013 г. — проведение НИР «Лидер» по созданию аванпроекта корабля (источник).
— 2014 г. — начало ОКР по проекту эсминца (источник).
— 2014 г. 21 октября — в СМИ прошла информация о том, что строительство серии эсминцев «Лидер» не предусматривается программой судостроения до 2020 г. и поэтому передача Флоту головного корабля произойдет не ранее 2023-2025 г.г. Всего, якобы, планируется строительство 6 кораблей для Северного флота и 6 кораблей для Тихоокеанского флота. Отмечается, что пока рассматривается два проекта корабля — с газотурбинной и с автомной энергетическими установками.
— 2015 г. июнь — модель перспективного эсминца пр.23560Э показана вместе с описанием на выставке «Армия-2015» в Москве.
Изображение перспективного эсминца пр.23560Э с плаката на выставке «Армия-2015», Москва, 17.06.2015 г. (фото — flateric).
— 2016 г. — планируемое (согласно СМИ) по состоянию на 2012-2013 г.г. начало строительства головного корабля проекта.
Реестр перспективных эсминцев (данные на 20.02.2015 г.):
№ | Название | Проект | Зав.№ | Завод | Закладка | Спуск на воду | В строй | Примечание |
01 | «Северная верфь» или/и «Балтийский завод» — предприятия ОСК | план — 2012 г. (2009 г.) план — 2016 г. (25.06.2012 г., подтвержден СМИ 26.02.2013 г.) план — 2013-2015 г.г. (20.11.2013 г., источник) план — 2017 г. (20.02.2015 г., источник) | план — 2017 г. (16.09.2014 г., источник) | план — 2018 г. (16.09.2014 г., источник) план — 2023-2025 г. (21.10.2014г., источник) | Северный флот согласно планам 2014 г. (источник) | |||
02 | «Северная верфь» или/и «Балтийский завод» — предприятия ОСК | Северный флот согласно планам 2014 г. (источник) | ||||||
03 | «Северная верфь» или/и «Балтийский завод» — предприятия ОСК | Северный флот согласно планам 2014 г. (источник) | ||||||
04 | «Северная верфь» или/и «Балтийский завод» — предприятия ОСК | Северный флот согласно планам 2014 г. (источник) | ||||||
05 | «Северная верфь» или/и «Балтийский завод» — предприятия ОСК | Северный флот согласно планам 2014 г. (источник) | ||||||
06 | «Северная верфь» или/и «Балтийский завод» — предприятия ОСК | Северный флот согласно планам 2014 г. (источник) | ||||||
07 | Тихоокеанский флот согласно планам 2014 г. (источник) | |||||||
08 | Тихоокеанский флот согласно планам 2014 г. (источник) | |||||||
09 | Тихоокеанский флот согласно планам 2014 г. (источник) | |||||||
10 | Тихоокеанский флот согласно планам 2014 г. (источник) | |||||||
11 | Тихоокеанский флот согласно планам 2014 г. (источник) | |||||||
12 | Тихоокеанский флот согласно планам 2014 г. (источник) |
Источники:
В 2012 году будет определен технический облик перспективного эсминца океанской зоны. Сайт http://flot.com, 2012 г.
Головной эсминец для ВМФ РФ могут начать строить в 2016 году. Сайт http://ria.ru, 2013 г.
Форум нашего сайта, 2013 г. (http://militaryrussia.ru/forum/).
militaryrussia.ru
Атомный эсминец «Лидер»: как Россия получит превосходство в Мировом океане
Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»
Военно-морской флот России все же получит новые надводные корабли дальней океанской зоны. В российском Минобороны прошел согласование эскизный проект эскадренного миноносца «Лидер» Северного проектно-конструкторского бюро (город Санкт-Петербург). Техническое проектирование корабля нового поколения включено в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Начало строительства запланировано на 2025 год, однако резка металла для восьми эсминцев начнется уже в 2018 году.
Гиперзвуковые ракеты и роботы. Россия поборется за превосходство в мореПроект «Лидер» предусматривает строительство уникальных кораблей с учетом всех современных технологий и тенденций в области систем вооружения, средств связи, навигации и радиоэлектронного противодействия. Эсминец водоизмещением 15—18 тысяч тонн будет иметь ядерную энергетическую установку и, вероятно, в ближайшие десятилетия станет ключевым элементом системы обеспечения военно-морской мощи России в Мировом океане.
«Конкуренция обострилась»: российскому флоту обеспечат второе место в миреЭсминцы — это многоцелевые боевые корабли, предназначенные для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и летательными аппаратами противника. Современные тенденции таковы, что эсминцы становятся, по сути, ракетными крейсерами. Ставка делается на усиление боевых возможностей и огневой мощи, применение боевых информационно-управляющих систем нового поколения, введение в конструкцию элементов «невидимости», увеличение мореходности и повышение мощности. Автономность плавания при наличии ядерной энергетической установки не имеет ограничений. «Лидер» будет строиться уже по технологии снижения электромагнитной заметности за счет особой конструкции корпуса и благодаря применению специальных материалов.Макет эсминца «Лидер» на выставке «Армия 2015»
Лучшие черты
Задачи перспективного эсминца — защита морских и океанских коммуникаций, уничтожение важных береговых объектов крылатыми ракетами большой дальности, огневая поддержка десантных и противодесантных операций. При этом «Лидер» сможет действовать самостоятельно и в составе ударных групп, в том числе авианосных.
В «Лидере» впервые воплощена концепция эсминца действительно нового поколения, и ключевая роль принадлежит Крыловскому государственному научному центру, где десятилетиями создается соответствующий научно-технический задел.
Претензии стран по акваториям России угрожают нацбезопасности государстваСоветник генерального директора центра, доктор технических наук Валерий Половинкин отметил, что новый корабль совместит в себе качества сразу нескольких проектов: «Лидер» станет универсальным кораблем, способным заменить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России — собственно эсминцы, большие противолодочные корабли и ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан». Эсминец будет меньше кораблей 1144-го проекта, но лучше вооружен и оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны. Эти корабли с неограниченной автономностью плавания станут опорными точками в океане. Основным предназначением их станет борьба с наземными целями для поддержки десанта и с надводными силами противника, а также исключительно мощная противовоздушная и противолодочная оборона. В целом, корабль будет обеспечивать боевую устойчивость ВМФ России в области противовоздушной и противоракетной обороны во всех зонах Мирового океана».По вооружению «Лидер» превзойдет ракетные крейсера ХХ века, и станет во всех отношениях станет прорывным кораблем, обладающим к тому же 7-бальной мореходностью и комфортными условиями для экипажа.
По своим параметрам (многофункциональность, использование самого широкого спектра вооружений) эсминец превзойдет и американский тип Arleigh Burke class destroyers. Вероятно, «Лидер» позаимствует многие удачные черты отечественного проекта 1144 (атомный ракетный крейсер «Орлан»), включая эшелонированную ПВО и мощные противокорабельные ракетные комплексы — основное оружие.
Российское оружие перейдет на гиперзвук раньше: паника в ПентагонеПредположительно, корабль получит до четырех пусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» (всего около 200 ракет различного назначения). Зенитное ракетное вооружение дальней зоны представит корабельный вариант комплекса С-500 «Прометей».
Облик корабля и его вооружение могут измениться в ходе выполнения технического проекта, однако уже известны основные характеристики: длина 200 метров, ширина 23 метра, осадка 6,6 метров, скорость полного хода 32 узла, экипаж — до 300 человек, срок службы — не менее 50 лет.
Аналоги и перспективы
Принципиально новый корабль не может появиться на пустом месте. Он обязательно возьмет все лучшее от предшественников. В нашем случае это тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан», которые не имеют зарубежных «однокласников». Это закономерно, в американском флоте крейсеры предназначены в основном для сопровождения многоцелевых авианосцев. Отечественные атомные надводные «монстры» создавались как самостоятельные единицы с высокой боевой устойчивостью. Вероятно, «Лидер» будет следовать той же традиции.
Военнослужащий на палубе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан»
Наследник «Ульяновска». Каким будет новый российский авианесущий крейсерОсновное оружие крейсеров проекта 1144 — сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) третьего поколения П-700 «Гранит».При стартовой массе 7 тонн эти ракеты развивают скорость до 2,5 Махов, и доставляют на расстояние более 550 километров обычную боевую часть массой 750 кг (в ядерном оснащении — заряд-моноблок мощностью до 500 килотонн). Главное оружие «Лидера» — тоже ПКР.
Основа ПВО крейсера проекта 1144 — зенитный ракетный комплекс С-300Ф с боекомплектом из 96 зенитных ракет. На «Петре Великом» дополнительно установлен уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» (поражает цели на расстоянии до 120 км, включая ПКР противника на высотах до 10 метров). Для «Лидера» в качестве основного комплекса ПВО и ПРО выбрали корабельный вариант С-500 «Прометей» с боекомплектом в 128 ракет. И здесь наблюдается преемственность.
Второй эшелон ПВО проекта 1144 — ЗРК «Кинжал», который поражает твердотопливными, одноступенчатыми, телеуправляемыми ракетами (128 единиц) воздушные цели, прорвавшиеся сквозь первую линию обороны. Дальность обнаружения целей в автономном режиме (без участия личного состава) — 45 километров. И новому эсминцу без второго эшелона не обойтись.
«Петр Великий» и «Дмитрий Донской» рубят новое окно в ЕвропуТретий рубеж ПВО — от 8000 до 50 метров — защищает комплекс ближней обороны «Кортик», который обеспечивает в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Боезапас — 192 ракеты и 36 тысяч снарядов. Ближнюю зону «Лидера» будут прикрывать два модуля корабельной версии ЗРПК «Панцирь».
Возможно, новый эсминец получит от «Орлана» и достаточно современный противолодочный комплекс «Водопад», ракето-торпеды которого сжатым воздухом выстреливаются стандартными торпедными аппаратами. Под водой запускается ракетный двигатель, ракето-торпеда взлетает и доставляет боевую часть к цели по воздуху — на расстояние до 60 километров от корабля-носителя. Можно много интересного рассказать о системе бронирования и водонепроницаемых переборках проекта 1144 «Орлан». Возможно, эсминец «Лидер» станет еще более защищенным.
Атомный крейсер «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан» в Кронштадте
Безусловно, по-настоящему эффективный и универсальный атомный эсминец океанской зоны окажется дорогим, но даже небольшая серия таких кораблей позволит России наравне с передовыми странами последовательно отстаивать национальные интересы и осваивать ресурсы в самых удаленных районах Мирового океана.
ria.ru