Жан Бар (линкор, 1911) — Википедия
«Жан Бар» (фр. Jean Bart) — французский линейный корабль. Принадлежал к первой серии французских дредноутов — типу «Курбэ». Назван в честь французского моряка Жана Бара — самого известного из дюнкеркских корсаров. Корабль построен незадолго перед Первой мировой войной в рамках кораблестроительной программы 1910 года. Во время войны действовал на Средиземноморском театре. 16 августа 1914 года принял участие в потоплении австро-венгерского крейсера «Зента». В последние месяцы 1914 года обстреливал побережье, оказывая поддержку армии Черногории. 21 декабря 1914 года «Жан Бар» был торпедирован австро-венгерской субмариной U-12. Несмотря на полученные серьёзные повреждения, сумел своим ходом уйти на Мальту, где встал на ремонт, занявший три с половиной месяца. После завершения ремонта действовал на Адриатике, осуществляя прикрытие лёгких сил Отрантского барража.
После окончания войны вместе с однотипным дредноутом «Франс» отправлен на Чёрное море для участия в интервенции на юге России. В 1919 году в Севастополе команда «Жана Бара» подняла мятеж, требуя возвращения во Францию. В 1920 году корабль вернулся в отечественные воды. В течение 1920-х годов линкор дважды частично модернизировали. В 1930-х от модернизации корабля отказались ввиду его неудовлетворительного состояния. «Жан Бар» был переименован в «Осеан» (фр. Océan), в 1936 году разоружен и превращён в блокшив, после чего использовался в Тулоне в качестве стационарного учебного корабля. В 1942 году корабль был захвачен немцами, которые затем использовали его для испытаний кумулятивных боеголовок. В 1944 году корабль был потоплен авиацией союзников, в 1945 году поднят и пущен на слом.
«Жан Бар» был построен арсеналом Бреста. Киль будущего линейного корабля был заложен 15 октября 1910 года. 22 сентября 1911 года «Жан Бар» спустили на воду. Строительство корабля было завершено 19 ноября 1913 года, после чего он прошёл испытания. В июле 1914 года «Жан Бар» сопровождал однотипный линкор «Франс» во время официального визита в Санкт-Петербург. На борту «Франс» находилась французская делегация во главе с президентом Франции Раймоном Пуанкаре. Линкоры спешно вернулись во Францию из-за начавшейся мировой войны, не встретив по пути германские корабли.
Повреждения, причинённые австрийской торпедой |
Вскоре после начала войны командующий морскими силами Антанты на Средиземном море решил нанести внезапный удар по австро-венгерскому флоту, блокировавшему побережье Черногории. Англо-французская эскадра, в состав которой вошёл «Жан Бар», 16 августа 1914 года потопила австро-венгерский крейсер «Зента». Оставшуюся часть 1914 года «Жан Бар» оказывал артиллерийскую поддержку черногорским войскам, действовавшим на побережье. 21 декабря вблизи острова Сазани линкор был торпедирован австро-венгерской подводной лодкой U-12. Торпеда поразила корпус в районе винного погреба, располагавшегося перед носовым артиллерийским погребом. Несмотря на повреждение, «Жан Бар» сумел своим ходом уйти на Мальту, где встал на ремонт, занявший три с половиной месяца. Успешная атака австрийцев побудила союзников передислоцировать линейные корабли на Мальту и в Бизерту.
В 1916 году Франция оккупировала остров Корфу, принадлежавший нейтральной Греции. 26 апреля линкоры перешли на рейд Аргостоли (остров Кефалиния). 15 июля «Жан Бар» посетил остров Корфу. В середине сентября линкор ушёл в Сиди-Абдаллу (фр. Sidi-Abdallah) для прохождения мелкого ремонта, после чего вернулся на Корфу.
Весной 1917 года линкор вновь уходит в Сиди-Абдаллу, посетив Мессину (18−19 мая). С 20 мая по 11 июля — на ремонте в арсенале Сиди-Абдалла, после чего вернулся на Корфу с заходом в Мессину (12−13 июля).
с 10 июля по 20 августа 1918 года «Жан Бар» на ремонте в Тулоне. 1 сентября линкор прибыл на Корфу. 6 января 1919 года покинул Корфу, 8−9 января стоял у острова Мудрос, 10 января прибыл в Константинополь, где присоединился ко 2-й эскадре линкоров. С 11 по 21 февраля находился в Севастополе, после чего вернулся в турецкую столицу. 20 и 22 марта стоял на рейде Одессы, откуда был вызван на помощь терпевшему бедствие «Мирабо». 29 апреля французские корабли вышли из Севастополя с «Мирабо» на буксире. 20 мая «Жан Бар» зашёл в Константинополь, а 25 мая уже был в Тулоне и вошёл там в состав 1-й дивизии 1-й эскадры линейных кораблей. 1 июля линкор вывели в резерв.
В 1920−1922 годах «Жан Бар» занимался в основном боевой подготовкой в Средиземном море. 20 июля 1922 года линкор прибыл в Константинополь для прикрытия эвакуации французских войск из Турции, власть в которой захватил Мустафа Кемаль. До 7 сентября корабль действовал в Мраморном море, после чего ушёл в Смирну. 22 сентября вновь в Константинополе, где пробыл месяц, после чего ушёл на базу в Тулон.
В 1923 году занимался боевой подготовкой, участвовал в манёврах флота. 12 октября перешёл на ремонт в арсенал Тулона, работы, однако, начались только 10 декабря. В ремонте до 29 января 1925 года. После ремонта вновь вошёл в состав 3-й дивизии линейных кораблей.
В 1925—1928 годах линкор занимался боевой подготовкой. Так, с 30 мая по 4 августа 1928 года в составе первой эскадры «Жан Бар» принял участие в манёврах флота в Атлантике и Ла-Манше. 15 августа корабль вывели в резерв и начали подготовку к ремонту и модернизации. Работы на корабле были завершены 28 сентября 1931 года. С 1 октября — флагманский корабль командира 2-й дивизии линкоров контр-адмирала Эрве. До 13 февраля 1932 года модернизированный линкор проходил испытания. С 8 по 15 августа 1933 года в ремонте после столкновения с эсминцем «Ле Фортю». После 1 ноября 1934 года — учебный корабль школы рулевых-сигнальщиков. С 15 августа 1935 года — плавучая казарма. В море больше не выходил[1]. В том же году на «Жан Бар» перевели школу корабельных электриков. 1 октября 1936 года на бывшем линкоре начала работу школа радиоспециалистов флота.
В январе 1937 года корабль переименовали в «Осеан» («Океан»[1]). Название «Жан Бар» было присвоено строившемуся линкору. В дальнейшем бывший линкор использовали как плавучую казарму. 27 ноября 1942 года «Осеан» вместе с другими французскими кораблями был затоплен в Тулоне для недопущения захвата немцами. Позднее поднят немецкими специалистами, использовался как корабль-цель. В 1944 году потоплен во время авианалёта союзников. В том же году поднят и до 14 декабря 1945 года продан на слом[1].
Модернизации[править | править код]
Незадолго до окончания войны «Жан Бар» вооружили тремя 75-мм зенитными орудиями, представлявшими собой модификацию знаменитой французской 75-мм полевой пушки образца 1897 года.
С 12 октября 1923 года по 29 января 1925 года «Жан Бар» прошёл капитальный ремонт и модернизацию[2]. Бронирование верхнего пояса в носовой оконечности уменьшили до 155 миллиметров[2], что облегчило носовую оконечность и улучшило мореходность − линкор стал лучше всходить на волну. В ходе работ с корпусом также усовершенствовали казематы противоминной артиллерии. Одно из пяти котельных отделений было переведено на нефтяное отопление: там были установлены четыре котла системы Дю Тампля. Передняя пара дымовых труб была объединена в одну более широкую и высокую. Стоявшую за носовыми трубами грот-мачту срезали, а вместо неё в кормовой части надстроек мостика установили треногую мачту с командно-дальномерным постом, оснащённым дальномером с базой 4,57, и стеньгой. Угол возвышения орудий главного калибра увеличили с 12° до 23°, увеличив тем самым дальность огня до 23,6 км
С 13 августа по 4 октября 1926 года «Жан Бар» прошёл в Тулоне очередную модернизацию. Высота грот-мачты была увеличена на 9 метров для лучшего размещения радиоантенн. На корабль установили ультразвуковую гидроакустическую аппаратуру.
В период с 21 ноября 1927 года по 16 января 1928 года в Тулоне, где была проведена модернизация дальномеров.
7 августа 1929 года линкор встал в Тулоне на второе обширное переоборудование, завершившееся 28 сентября 1931 года. В ходе работ была модернизирована энергетическая установка, усилено зенитное вооружение, улучшена система управления огнём.
На русском языке[править | править код]
- Александров Ю. И. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг.. — СПб.: Издатель Р. Р. Муниров, 2007. — 84 с. — ISBN 978-598830-025-0.
Иностранные издания[править | править код]
- Dumas, Robert. The French Dreadnoughts: The 23,500 ton Courbet Class // Warship IX / John Roberts. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. — P. 154–164, 223–231. — ISBN 0-87021-984-7.
- Dumas, Robert; Guiglini, Jean. Les cuirassés français de 23,500 tonnes. — Grenoble, France, 1980.
- Gardiner, Robert; Chesneau, Roger. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922–1946. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1980. — ISBN 0-87021-913-8.
- Gardiner, Robert; Gray, Randal. Conway’s All the World’s Fighting Ships: 1906–1922. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1985. — ISBN 0-87021-907-3.
- Jordan, John; Dumas, Robert. French Battleships 1922–1956. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2009. — ISBN 978-1-59114-416-8.
- Whitley, M. J. Battleships of World War II. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. — ISBN 1-55750-184-X.
ru.wikiyy.com
Жан Бар (линкор, 1940) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии«Жан Бар» (фр. Jean Bart) — линейный корабль типа «Ришелье» французского флота. Назван в честь Жана Бара — французского военного моряка и капера, самого известного из дюнкеркских корсаров.
«Жан Бар» был вторым кораблём типа «Ришелье». Как и «Ришелье», он изначально строился для противодействия итальянскому флоту. Линкор был заложен в декабре 1936 года на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере и спущен на воду 6 марта 1940 года.
Линкор «Жан-Бар»После нападения Германии на Францию готовый приблизительно на 75 % «Жан Бар» в июне 1940 года отбыл в Касабланку (Марокко). К тому моменту на нём была установлена только одна из двух башен главного калибра. Другая, с установленными двумя вместо планировавшихся четырёх орудий, была погружена на транспортный корабль, который был потоплен немецкой подводной лодкой. Также отсутствовали орудия 152-мм/55, заменённые зенитной артиллерией.
8 ноября 1942 года французский флот в Касабланке в ходе Мароккано-алжирской операции был атакован американскими кораблями и самолётам с авианосца «Рэйнджер». «Жан Бар» вступил в бой с линкором «Массачусетс» и получил множество попаданий от бомб и снарядов калибра 406-мм. 10 ноября, пытаясь помешать высадке союзников, линкор открыл огонь по крейсеру «Аyгуста». Тот не ожидал нападения, поскольку его командир получил рапорт о том, что орудия линкора выведены из строя. Экстренно поднятые с «Рэйнджера» самолёты атаковали «Жан Бар» и добились попадания в него двух 454-кг бомб, в результате чего тот получил пробоину и лёг на грунт. Вечером того же дня корабль сдался войскам «Свободной Франции».
Предполагалось, что «Жан Бар» будет поднят и его строительство будет завершено в США, однако позже эти планы не удалось осуществить из-за большого количества недостающих деталей. Линкор пролежал на грунте у Касабланки ещё 2 года.
После окончания Второй мировой войны линкор был поднят и после краткого ремонта в 1945 году отправлен во Францию. В 1949 году его строительство было завершено. В том же году он официально вошёл в строй, однако окончательно достроен и снаряжён был только к 1955 году.
В 1956 году участвовал в Суэцком кризисе, однако не использовался, как изначально планировалось, для бомбардировки египетских городов, поскольку командование хотело избежать неизбежных в таком случае высоких потерь среди гражданского населения.
В 1957 году линкор был переведён в состав резервных сил, в 1961 году был выведен из строя флота и в 1970 разобран на верфи в Специи.[источник не указан 1502 дня]
«Жан Бар» в 1968 в гавани Тулона
«Жан Бар» в 1968
- ↑ Приведены проектные данные
- Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
- Dumas R. Les cuirasses Richelieu. Nantes, Marine editons, 2001.
ru.wikiyy.com
Жан Бар (линкор, 1911) Википедия
«Жан Бар» (фр. Jean Bart) — французский линейный корабль. Принадлежал к первой серии французских дредноутов — типу «Курбэ». Назван в честь французского моряка Жана Бара — самого известного из дюнкеркских корсаров. Корабль построен незадолго перед Первой мировой войной в рамках кораблестроительной программы 1910 года. Во время войны действовал на Средиземноморском театре. 16 августа 1914 года принял участие в потоплении австро-венгерского крейсера «Зента». В последние месяцы 1914 года обстреливал побережье, оказывая поддержку армии Черногории. 21 декабря 1914 года «Жан Бар» был торпедирован австро-венгерской субмариной U-12. Несмотря на полученные серьёзные повреждения, сумел своим ходом уйти на Мальту, где встал на ремонт, занявший три с половиной месяца. После завершения ремонта действовал на Адриатике, осуществляя прикрытие лёгких сил Отрантского барража.
После окончания войны вместе с однотипным дредноутом «Франс» отправлен на Чёрное море для участия в интервенции на юге России. В 1919 году в Севастополе команда «Жана Бара» подняла мятеж, требуя возвращения во Францию. В 1920 году корабль вернулся в отечественные воды. В течение 1920-х годов линкор дважды частично модернизировали. В 1930-х от модернизации корабля отказались ввиду его неудовлетворительного состояния. «Жан Бар» был переименован в «Осеан» (фр. Océan), в 1936 году разоружен и превращён в блокшив, после чего использовался в Тулоне в качестве стационарного учебного корабля. В 1942 году корабль был захвачен немцами, которые затем использовали его для испытаний кумулятивных боеголовок. В 1944 году корабль был потоплен авиацией союзников, в 1945 году поднят и пущен на слом.
Служба
«Жан Бар» был построен арсеналом Бреста. Киль будущего линейного корабля был заложен 15 октября 1910 года. 22 сентября 1911 года «Жан Бар» спустили на воду. Строительство корабля было завершено 19 ноября 1913 года, после чего он прошёл испытания. В июле 1914 года «Жан Бар» сопровождал однотипный линкор «Франс» во время официального визита в Санкт-Петербург. На борту «Франс» находилась французская делегация во главе с президентом Франции Раймоном Пуанкаре. Линкоры спешно вернулись во Францию из-за начавшейся мировой войны, не встретив по пути германские корабли.
Повреждения, причинённые австрийской торпедой |
Вскоре после начала войны командующий морскими силами Антанты на Средиземном море решил нанести внезапный удар по австро-венгерскому флоту, блокировавшему побережье Черногории. Англо-французская эскадра, в состав которой вошёл «Жан Бар», 16 августа 1914 года потопила австро-венгерский крейсер «Зента». Оставшуюся часть 1914 года «Жан Бар» оказывал артиллерийскую поддержку черногорским войскам, действовавшим на побережье. 21 декабря вблизи острова Сазани линкор был торпедирован австро-венгерской подводной лодкой U-12. Торпеда поразила корпус в районе винного погреба, располагавшегося перед носовым артиллерийским погребом. Несмотря на повреждение, «Жан Бар» сумел своим ходом уйти на Мальту, где встал на ремонт, занявший три с половиной месяца. Успешная атака австрийцев побудила союзников передислоцировать линейные корабли на Мальту и в Бизерту.
В 1916 году Франция оккупировала остров Корфу, принадлежавший нейтральной Греции. 26 апреля линкоры перешли на рейд Аргостоли (остров Кефалиния). 15 июля «Жан Бар» посетил остров Корфу. В середине сентября линкор ушёл в Сиди-Абдаллу (фр. Sidi-Abdallah) для прохождения мелкого ремонта, после чего вернулся на Корфу.
Весной 1917 года линкор вновь уходит в Сиди-Абдаллу, посетив Мессину (18−19 мая). С 20 мая по 11 июля — на ремонте в арсенале Сиди-Абдалла, после чего вернулся на Корфу с заходом в Мессину (12−13 июля).
с 10 июля по 20 августа 1918 года «Жан Бар» на ремонте в Тулоне. 1 сентября линкор прибыл на Корфу. 6 января 1919 года покинул Корфу, 8−9 января стоял у острова Мудрос, 10 января прибыл в Константинополь, где присоединился ко 2-й эскадре линкоров. С 11 по 21 февраля находился в Севастополе, после чего вернулся в турецкую столицу. 20 и 22 марта стоял на рейде Одессы, откуда был вызван на помощь терпевшему бедствие «Мирабо». 29 апреля французские корабли вышли из Севастополя с «Мирабо» на буксире. 20 мая «Жан Бар» зашёл в Константинополь, а 25 мая уже был в Тулоне и вошёл там в состав 1-й дивизии 1-й эскадры линейных кораблей. 1 июля линкор вывели в резерв.
В 1920−1922 годах «Жан Бар» занимался в основном боевой подготовкой в Средиземном море. 20 июля 1922 года линкор прибыл в Константинополь для прикрытия эвакуации французских войск из Турции, власть в которой захватил Мустафа Кемаль. До 7 сентября корабль действовал в Мраморном море, после чего ушёл в Смирну. 22 сентября вновь в Константинополе, где пробыл месяц, после чего ушёл на базу в Тулон.
В 1923 году занимался боевой подготовкой, участвовал в манёврах флота. 12 октября перешёл на ремонт в арсенал Тулона, работы, однако, начались только 10 декабря. В ремонте до 29 января 1925 года. После ремонта вновь вошёл в состав 3-й дивизии линейных кораблей.
В 1925—1928 годах линкор занимался боевой подготовкой. Так, с 30 мая по 4 августа 1928 года в составе первой эскадры «Жан Бар» принял участие в манёврах флота в Атлантике и Ла-Манше. 15 августа корабль вывели в резерв и начали подготовку к ремонту и модернизации. Работы на корабле были завершены 28 сентября 1931 года. С 1 октября — флагманский корабль командира 2-й дивизии линкоров контр-адмирала Эрве. До 13 февраля 1932 года модернизированный линкор проходил испытания. С 8 по 15 августа 1933 года в ремонте после столкновения с эсминцем «Ле Фортю». После 1 ноября 1934 года — учебный корабль школы рулевых-сигнальщиков. С 15 августа 1935 года — плавучая казарма. В море больше не выходил[1]. В том же году на «Жан Бар» перевели школу корабельных электриков. 1 октября 1936 года на бывшем линкоре начала работу школа радиоспециалистов флота.
В январе 1937 года корабль переименовали в «Осеан» («Океан»[1]). Название «Жан Бар» было присвоено строившемуся линкору. В дальнейшем бывший линкор использовали как плавучую казарму. 27 ноября 1942 года «Осеан» вместе с другими французскими кораблями был затоплен в Тулоне для недопущения захвата немцами. Позднее поднят немецкими специалистами, использовался как корабль-цель. В 1944 году потоплен во время авианалёта союзников. В том же году поднят и до 14 декабря 1945 года продан на слом[1].
Модернизации
Незадолго до окончания войны «Жан Бар» вооружили тремя 75-мм зенитными орудиями, представлявшими собой модификацию знаменитой французской 75-мм полевой пушки образца 1897 года.
С 12 октября 1923 года по 29 января 1925 года «Жан Бар» прошёл капитальный ремонт и модернизацию[2]. Бронирование верхнего пояса в носовой оконечности уменьшили до 155 миллиметров[2], что облегчило носовую оконечность и улучшило мореходность − линкор стал лучше всходить на волну. В ходе работ с корпусом также усовершенствовали казематы противоминной артиллерии. Одно из пяти котельных отделений было переведено на нефтяное отопление: там были установлены четыре котла системы Дю Тампля. Передняя пара дымовых труб была объединена в одну более широкую и высокую. Стоявшую за носовыми трубами грот-мачту срезали, а вместо неё в кормовой части надстроек мостика установили треногую мачту с командно-дальномерным постом, оснащённым дальномером с базой 4,57, и стеньгой. Угол возвышения орудий главного калибра увеличили с 12° до 23°, увеличив тем самым дальность огня до 23,6 км[2]. С линкора были сняты две 75-миллиметровые пушки образца 1897 года и четыре 47-миллиметровые пушки. Вместо них установили 75-миллиметровые зенитные орудия образца 1918 года (фр. Mle 1918), а также двадцать четыре 8-миллиметровых пулемёта. Новые зенитные орудия были размещены в нос от бортовых башен главного калибра, по два орудия на борт.
С 13 августа по 4 октября 1926 года «Жан Бар» прошёл в Тулоне очередную модернизацию. Высота грот-мачты была увеличена на 9 метров для лучшего размещения радиоантенн. На корабль установили ультразвуковую гидроакустическую аппаратуру.
В период с 21 ноября 1927 года по 16 января 1928 года в Тулоне, где была проведена модернизация дальномеров.
7 августа 1929 года линкор встал в Тулоне на второе обширное переоборудование, завершившееся 28 сентября 1931 года. В ходе работ была модернизирована энергетическая установка, усилено зенитное вооружение, улучшена система управления огнём.
Примечания
Литература
На русском языке
- Александров Ю. И. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг.. — СПб.: Издатель Р. Р. Муниров, 2007. — 84 с. — ISBN 978-598830-025-0.
Иностранные издания
- Dumas, Robert. The French Dreadnoughts: The 23,500 ton Courbet Class // Warship IX / John Roberts. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. — P. 154–164, 223–231. — ISBN 0-87021-984-7.
- Dumas, Robert; Guiglini, Jean. Les cuirassés français de 23,500 tonnes. — Grenoble, France, 1980.
- Gardiner, Robert; Chesneau, Roger. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922–1946. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1980. — ISBN 0-87021-913-8.
- Gardiner, Robert; Gray, Randal. Conway’s All the World’s Fighting Ships: 1906–1922. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1985. — ISBN 0-87021-907-3.
- Jordan, John; Dumas, Robert. French Battleships 1922–1956. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2009. — ISBN 978-1-59114-416-8.
- Whitley, M. J. Battleships of World War II. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. — ISBN 1-55750-184-X.
wikiredia.ru
Линейный корабль «Жан Бар» | |
---|---|
Jean Bart | |
«Жан Бар» в Касабланке | |
Служба | |
Франция Франция | |
Назван в честь | Жан Бар |
Класс и тип судна | Линейный корабль типа «Ришелье» |
Организация | ВМС Франции |
Изготовитель | Верфь «Шантье де л’Атлантик», Сен-Назер |
Строительство начато | декабрь 1936 года |
Спущен на воду | 6 марта 1940 года |
Введён в эксплуатацию | 16 января 1949 года |
Выведен из состава флота | 1961 год |
Статус | Разобран в 1970 году |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 35 000 тонн[1] |
Длина | 248 м |
Ширина | 35 м |
Осадка | 9,6 м |
Бронирование | Главный пояс — 345 мм; главная палуба — 170 мм; нижняя палуба — 41 мм; башни ГК 429 мм (лоб) рубка — 340 мм |
Двигатели | 4 ТЗА Parsons |
Мощность | 150 000 л. с. (110 МВт) |
Скорость хода | 32 узла (59 км/ч) |
Экипаж | личный состав — 911 человек (неполный) 1280 человек (во время Суэцкого кризиса) |
Вооружение | |
Артиллерия | 2 × 4 — 380-мм/45 (в 1941—1945 — 1), 3 × 3 — 152-мм/55 |
Зенитная артиллерия | 12 × 2 — 100-мм/45, 14 × 2 — 57-мм/60 |
Изображения на Викискладе | |
ru-wiki.ru
Жан Бар (линкор, 1940) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Жан Бар» (фр. Jean Bart) — линейный корабль типа «Ришелье» французского флота. Назван в честь Жана Бара — французского военного моряка и капера, самого известного из дюнкеркских корсаров.
Служба
«Жан Бар» был вторым кораблём типа «Ришелье». Как и «Ришелье», он изначально строился для противодействия итальянскому флоту. Линкор был заложен в декабре 1936 года на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере и спущен на воду 6 марта 1940 года.
После нападения Германии на Францию готовый приблизительно на 75 % «Жан Бар» в июне 1940 года отбыл в Касабланку (Марокко). К тому моменту на нём была установлена только одна из двух башен главного калибра. Другая, с установленными двумя вместо планировавшихся четырёх орудий, была погружена на транспортный корабль, который был потоплен немецкой подводной лодкой. Также отсутствовали орудия 152-мм/55, заменённые зенитной артиллерией.
8 ноября 1942 года французский флот в Касабланке в ходе Мароккано-алжирской операции был атакован американскими кораблями и самолётам с авианосца «Рэйнджер». «Жан Бар» вступил в бой с линкором «Массачусетс» и получил множество попаданий от бомб и снарядов калибра 406-мм. 10 ноября, пытаясь помешать высадке союзников, линкор открыл огонь по крейсеру «Аyгуста». Тот не ожидал нападения, поскольку его командир получил рапорт о том, что орудия линкора выведены из строя. Экстренно поднятые с «Рэйнджера» самолёты атаковали «Жан Бар» и добились попадания в него двух 454-кг бомб, в результате чего тот получил пробоину и лёг на грунт. Вечером того же дня корабль сдался войскам «Свободной Франции».
Предполагалось, что «Жан Бар» будет поднят и его строительство будет завершено в США, однако позже эти планы не удалось осуществить из-за большого количества недостающих деталей. Линкор пролежал на грунте у Касабланки ещё 2 года.
После окончания Второй мировой войны линкор был поднят и после краткого ремонта в 1945 году отправлен во Францию. В 1949 году его строительство было завершено. В том же году он официально вошёл в строй, однако окончательно достроен и снаряжён был только к 1955 году.
В 1956 году участвовал в Суэцком кризисе, однако не использовался, как изначально планировалось, для бомбардировки египетских городов, поскольку командование хотело избежать неизбежных в таком случае высоких потерь среди гражданского населения.
В 1957 году линкор был переведён в состав резервных сил, в 1961 году был выведен из строя флота и в 1970 разобран на верфи в Специи.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1505 дней]
Галерея
Toulon 1968 07.jpg
«Жан Бар» в 1968 в гавани Тулона
Toulon 1968 03.jpg
«Жан Бар» в 1968
Напишите отзыв о статье «Жан Бар (линкор, 1940)»
Примечания
- ↑ Приведены проектные данные
Литература
- Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
- Dumas R. Les cuirasses Richelieu. Nantes, Marine editons, 2001.
Ссылки
- [www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Richelieu/index.htm «Ришелье» и «Жан Бар»]
- [base13.glasnet.ru/text/rich/c.htm Линейные корабли типа «Ришелье». «Бриз» 2001, № 1]
Отрывок, характеризующий Жан Бар (линкор, 1940)
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.
На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
– Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
wiki-org.ru
Жан Бар (линкор, 1940) — WiKi
«Жан Бар» был вторым кораблём типа «Ришелье». Как и «Ришелье», он изначально строился для противодействия итальянскому флоту. Линкор был заложен в декабре 1936 года на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере и спущен на воду 6 марта 1940 года.
Линкор «Жан-Бар»После нападения Германии на Францию готовый приблизительно на 75 % «Жан Бар» в июне 1940 года отбыл в Касабланку (Марокко). К тому моменту на нём была установлена только одна из двух башен главного калибра. Другая, с установленными двумя вместо планировавшихся четырёх орудий, была погружена на транспортный корабль, который был потоплен немецкой подводной лодкой. Также отсутствовали орудия 152-мм/55, заменённые зенитной артиллерией.
8 ноября 1942 года французский флот в Касабланке в ходе Мароккано-алжирской операции был атакован американскими кораблями и самолётам с авианосца «Рэйнджер». «Жан Бар» вступил в бой с линкором «Массачусетс» и получил множество попаданий от бомб и снарядов калибра 406-мм. 10 ноября, пытаясь помешать высадке союзников, линкор открыл огонь по крейсеру «Аyгуста». Тот не ожидал нападения, поскольку его командир получил рапорт о том, что орудия линкора выведены из строя. Экстренно поднятые с «Рэйнджера» самолёты атаковали «Жан Бар» и добились попадания в него двух 454-кг бомб, в результате чего тот получил пробоину и лёг на грунт. Вечером того же дня корабль сдался войскам «Свободной Франции».
Предполагалось, что «Жан Бар» будет поднят и его строительство будет завершено в США, однако позже эти планы не удалось осуществить из-за большого количества недостающих деталей. Линкор пролежал на грунте у Касабланки ещё 2 года.
После окончания Второй мировой войны линкор был поднят и после краткого ремонта в 1945 году отправлен во Францию. В 1949 году его строительство было завершено. В том же году он официально вошёл в строй, однако окончательно достроен и снаряжён был только к 1955 году.
В 1956 году участвовал в Суэцком кризисе, однако не использовался, как изначально планировалось, для бомбардировки египетских городов, поскольку командование хотело избежать неизбежных в таком случае высоких потерь среди гражданского населения.
В 1957 году линкор был переведён в состав резервных сил, в 1961 году был выведен из строя флота и в 1970 разобран на верфи в Специи.[источник не указан 1500 дней]
ru-wiki.org
Жан Бар (линкор, 1940) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Жан Бар» (фр. Jean Bart) — линейный корабль типа «Ришелье» французского флота. Назван в честь Жана Бара — французского военного моряка и капера, самого известного из дюнкеркских корсаров.
Служба
«Жан Бар» был вторым кораблём типа «Ришелье». Как и «Ришелье», он изначально строился для противодействия итальянскому флоту. Линкор был заложен в декабре 1936 года на верфи Chantiers de l’Atlantique в Сен-Назере и спущен на воду 6 марта 1940 года.
Линкор «Жан-Бар»После нападения Германии на Францию готовый приблизительно на 75 % «Жан Бар» в июне 1940 года отбыл в Касабланку (Марокко). К тому моменту на нём была установлена только одна из двух башен главного калибра. Другая, с установленными двумя вместо планировавшихся четырёх орудий, была погружена на транспортный корабль, который был потоплен немецкой подводной лодкой. Также отсутствовали орудия 152-мм/55, заменённые зенитной артиллерией.
8 ноября 1942 года французский флот в Касабланке в ходе Мароккано-алжирской операции был атакован американскими кораблями и самолётам с авианосца «Рэйнджер». «Жан Бар» вступил в бой с линкором «Массачусетс» и получил множество попаданий от бомб и снарядов калибра 406-мм. 10 ноября, пытаясь помешать высадке союзников, линкор открыл огонь по крейсеру «Аyгуста». Тот не ожидал нападения, поскольку его командир получил рапорт о том, что орудия линкора выведены из строя. Экстренно поднятые с «Рэйнджера» самолёты атаковали «Жан Бар» и добились попадания в него двух 454-кг бомб, в результате чего тот получил пробоину и лёг на грунт. Вечером того же дня корабль сдался войскам «Свободной Франции».
Предполагалось, что «Жан Бар» будет поднят и его строительство будет завершено в США, однако позже эти планы не удалось осуществить из-за большого количества недостающих деталей. Линкор пролежал на грунте у Касабланки ещё 2 года.
После окончания Второй мировой войны линкор был поднят и после краткого ремонта в 1945 году отправлен во Францию. В 1949 году его строительство было завершено. В том же году он официально вошёл в строй, однако окончательно достроен и снаряжён был только к 1955 году.
В 1956 году участвовал в Суэцком кризисе, однако не использовался, как изначально планировалось, для бомбардировки египетских городов, поскольку командование хотело избежать неизбежных в таком случае высоких потерь среди гражданского населения.
В 1957 году линкор был переведён в состав резервных сил, в 1961 году был выведен из строя флота и в 1970 разобран на верфи в Специи.[источник не указан 1465 дней]
Видео по теме
Галерея
«Жан Бар» в 1968 в гавани Тулона
«Жан Бар» в 1968
Примечания
- ↑ Приведены проектные данные
Литература
- Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
- Dumas R. Les cuirasses Richelieu. Nantes, Marine editons, 2001.
Ссылки
wiki2.red