Ударный экраноплан «ЛУНЬ» (проект 903)
Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники
Создание гигантских экранопланов завершилось постройкой ударного аппарата проекта 903 «Лунь», ставшего кульминацией деятельности ЦКБ по СПК.
Разработка аппарата, как и предыдущих машин, проходила под руководством Р.Е.Алексеева, но завершилась при В.В.Соколове. В основу «Луня» положили достаточно хорошо отработанную на самоходных моделях и аппарате КМ схему, но с восемью двигателями НК-87 тягой по 13 000 кгс с поворотными соплами, расположенными на пилонах в носовой части корпуса. Всё топливо размещалось в кессон-баках многолонжеронного крыла умеренным удлинением 3,26.
Корпус «Луня» был разделён на десять водонепроницаемых отсеков и имел три палубы. Под днищем корпуса расположили гидролыжное устройство, предназначавшееся исключительно для посадки — его амортизаторы снижали ударные нагрузки. Вооружённый шестью противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» (изделие 3М80), располагавшимися в трёх спаренных установках КТ-215, экраноплан летящий на сверхмалой высоте с крейсерской скоростью 350-400 км/ч, мог нанести ощутимый урон корабельным, в том числе и авианосным соединениям вероятного противника, и беспрепятственно скрыться.
Разработка ПКР «Москит» началась в 1973 году в МКБ «Радуга» (г Дубна) под руководством И.С.Селезнёва. Особенностью ракеты является прямоточный воздушно-реактивный маршевый двигатель (ПВРД) 3Д83, в камере сгорания которого размещён ракетный ускоритель, выбрасываемый из неё после израсходования топлива. Поскольку комплекс «Москит» предназначался для оснащения кораблей, то им в начале 1980-х годов в первую очередь вооружили эсминцы проекта 956 типа «Современный». Экраноплан же занимает промежуточную нишу между водоизмещающими судами и самолётами, поэтому для него разработали свой вариант ракеты с пусковой установкой. Впоследствии, когда страна находилась в глубоком финансовом кризисе, был предложен самолётный вариант «Москита», но заказчика он так и не нашёл. В конце 1980-х завершились испытания ракеты 3М80Е с модифицированным маршевым двигателем, работавшим на более калорийном топливе, что позволило увеличить дальность полёта изделия.
Отработка ракетного вооружения началась с бросковых испытаний габаритно-массовых макетов ПКР «Москит» с наземных пусковых установок на полигоне ВМФ Песчаная балка под Феодосией в октябре 1984 года. Кроме ракетного вооружения предусмотрели две (кормовая и передняя) артиллерийские установки УКУ-9К-502-11 с двумя двухствольными пушками ГШ-23, унифицированными с теми, которые устанавливались на самолёт Ил-76.
Казалось, машине принадлежит будущее, но случилось непредвиденное. События, произошедшие в Советском Союзе на рубеже 1980-1990-х годов и начавшаяся «конверсия» производства вынудили конструкторов перейти на мирную продукцию. Что касается «Луня», то его списали не только по экономическим соображениям, но и из-за неопределённости заказчика в вопросах его боевого применения. В 1990-1991 годах на «Луне» провели натурные исследования, подтвердившие большие возможности экраноплана при ведении поисково-спасательных работ. Вслед за этим подготовили технический проект и приступили к переделке находившейся в постройке второй боевой машины в «Спасатель».
Согласно официальным сообщениям, гражданский вариант «Луня» — «Спасатель» может транспортировать от 150 до 500 человек. Проектом на его борту предусматривался госпиталь с операционной и реанимационным помещением. Семь членов экипажа (без медицинского персонала) разместили в носовой кабине, а штурмана и команду спасателей — в кормовой, на вершине киля, откуда открывается прекрасный, почти круговой обзор. Но «Спасатель» так и не «встал на крыло» из-за отсутствия финансирования. Других же путей конверсирования ударного аппарата для решения мирных задач нет, поскольку конструкция «Луня» не допускает его переделку в транспортный вариант
Мы гордимся тем, что Россия является единственной страной, создавшей столь тяжёлые экранопланы, однако им уготована печальная участь, поскольку для них не нашлось места в системе вооружений. Не заинтересовались ими и американцы: видимо, они в состоянии решать аналогичные задачи другими средствами. Не могут существующие аппараты соперничать и с самолётами, предназначенными для гражданских целей. Дело в том, что созданные аппараты имели довольно низкую весовую отдачу, в частности, из-за переразмеренного горизонтального оперения, дополнительных стартовых двигателей. Строили их не на авиационном,а на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде.
Построенный специально для экранопланов сборочный цех на заводе «Море» в Феодосии (Крым) так и не выпустил ни одной машины. Оставляют желать лучшего и крейсерские значения аэродинамического качества, что снижает экономическую эффективность экранопланов, хотя, например, в Заполярье и Арктике их эксплуатация была бы очень выгодна. К сожалению, «Лунь» появился с опозданием, поскольку к тому времени у командования ВМФ изменились взгляды на применение подобных аппаратов. Ставку сделали на транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок».
Лётно-технические характеристики экраноплана проекта 903 «Лунь»
- Размах крыла — 44,00 м
- Длина — 73,80 м
- Высота — 19,20 м
- Площадь крыла— 550,00 м2
- Масса: пустого самолёта — 243000 кг максимальная взлётная — 380000 кг
- Тип двигателей — НК-87 Тяга — 8 x 13000 кгс
- Максимальная скорость — 500 км/ч
- Практическая дальность — 2000 км
- Высота полёта на экране — 1-5 м
- Мореходность — 5-6 баллов
Экипаж — 10 чел.- Вооружение: 6 ПУ ПКР 3М-80 Москит
Источник
Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники
grandhistory.ru
ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике
РАКЕТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ»
ROCKET EKRANOPLAN PROJECT 903 «LUN»
30.07.2015
Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.
«Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как «Лунь» — носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде», — сказал собеседник агентства.
По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.
Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна «Моринформсистема — Агат» Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.
По его словам, сейчас «идет этап перезагрузки советского периода…, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование».
РИА Новости
ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ
РАКЕТНЫЙ ЭКРАНОПЛАН ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ»
Первый в мире экраноплан-ракетоносец «Лунь» проекта 903 был спроектирован и построен командой Р. Алексеева. Разработка экраноплана велась с начала 1970-х на основе конструктивной схемы экраноплана «КМ». Аппарат заложили на опытном заводе «Волга» в 1983-м и спустили на воду 16 июля 1986 года.
Огромный ракетоносец весом в 243 тонны, который способен поднять в воздух половину своего груза, развивая при этом скорость 500 км в час, и находиться на расстоянии 5 м над уровнем поверхности.
Главным конструктором был В.Кирилловых. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет П-100 (3М80) «Москит».
Предназначался для нанесения удара по надводным кораблям противника в условиях слабого противодействия со стороны средств его воздушного нападения.
Корпус «Луня» был разделён на десять водонепроницаемых отсеков и имел три палубы. Под днищем корпуса расположили гидролыжное устройство, предназначавшееся исключительно для посадки — его амортизаторы снижали ударные нагрузки. Вооружённый шестью противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» (изделие 3М80), располагавшимися в трёх спаренных установках КТ-215, экраноплан летящий на сверхмалой высоте с крейсерской скоростью 350-400 км/ч, мог нанести ощутимый урон корабельным, в том числе и авианосным соединениям вероятного противника, и беспрепятственно скрыться.
Отработка ракетного вооружения началась с бросковых испытаний габаритно-массовых макетов ПКР «Москит» с наземных пусковых установок на полигоне ВМФ Песчаная балка под Феодосией в октябре 1984 года. Кроме ракетного вооружения предусмотрели две (кормовая и передняя) артиллерийские установки УКУ-9К-502-11 с двумя двухствольными пушками ГШ-23, унифицированными с теми, которые устанавливались на самолёт Ил-76.
После испытаний в 1987 году была доказана эффективность использования этого экраноплана, на борту которого находилось 6 противокораблевых ракет. Огромный по размерам, но незаметный радарам «Лунь» (проект 903), должен был стать великой разработкой советских инженеров и обеспечить безоговорочное преимущество вооруженных сил СССР.
Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 1990-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95 % степени готовности судна.
Первый «Лунь» входил в Каспийскую флотилию с базированием в Каспийске. Фактически эксплуатация корабля прекратилась в 1991 г.
Сейчас ракетоносец «Лунь» находится в Дагестанской республике и совершенно не эксплуатируется. Некогда перспективный ракетоносец ждет своей смерти в городе Каспийск, что на Каспийском море. По некоторым данным, в скорое время он будет утилизирован.
22 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а единственный оставшийся в составе ВМФ потомок «Каспийского монстра» — экраноплан Лунь — будет утилизирован в ближайшие месяцы.
Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны: «В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.»
МОДИФИКАЦИИ:
• Проект 903 «Лунь» — экраноплан – ракетоносец, базовая модификация.
• проект 9037 «Спасатель» – поисково-спасательный (переделанный 2-й экраноплан пр. 903, не достроен), водоизмещение полное – 400 т, скорость полета – 280 уз, дальность полета – 2160 миль, экипаж – 7 чел.
• проект 9031 – сторожевой корабль-экраноплан (проект), МАГЭ – морской арктический геологоразведочный экраноплан (проект).
• «Лунь-Э» — экспортный вариант экраноплана «Спасатель». В перечне образцов продукции военного назначения, разрешенных распоряжением Президента РФ от 29 июня 2011 г. N 435-рп для экспонирования и демонстрации в действии на Международном военно-морском салоне «МВМС-2011″ заявлена модель «Ракетный экраноплан проекта 903Э («Лунь Э»)».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разработчик – ЦКБ по СПК (г. Горький).
Изготовитель – завод «Волга» (г. Горький).
Водоизмещение:
стандартное – 240 (243-286) т,
полное – 370 (380-390) т.
максимальная взлётная — 380 т
Размах крыла — 44,00 м
Длина — 73,5 — 73,80 м
Высота — 19,20 м
осадка (в водоизмещающем режиме) – 2,5 м
Площадь крыла— 550,00 м2
Энергетическая установка – 8 турбореактивных двигателей НК-87М, тягой по 13000 кгс (суммарная тяга – 104000 кгс).
Скорость полного хода – 270 (300) уз (500 км/ч).
Дальность полета – 1100 миль (270 уз), 1700 миль (… уз).
Высота полета – 1-5 м.
Мореходность – до 5 баллов.
Автономность – 5 сут.
Экипаж – 9 (10-15) человек (6 офицеров).
ВООРУЖЕНИЕ:
Противокорабельные ракеты: 3х2 ПУ КТ-215, боекомплект – 6 ПКР П-100 «Москит» (изделие 3М80).
Оборонительное: 1х2 23-мм артустановка ПИ-23 (Ил-К8).
РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
Радиолокационные станции (РЛС):
• Общего обнаружения «Получас»
• Навигационная РЛС – «Дон-2».
Комплекс РЭБ – «Хиппер».
Комплекс связи – «Редан-2».
Источники: http://igor113.livejournal.com/, http://ru.wikipedia.org/, russianarms.ru, Ю.В. Апальков «Корабли ВМФ СССР. Том 2. Ударные корабли. Часть II — малые ракетные корабли и катера.», http://www.dogswar.ru/ и др.
МОДЕЛЬ ЭКРАНОПЛАНА ПРОЕКТА 903 «ЛУНЬ» НА МВМС-2013
МОДЕЛЬ ЭКРАНОПЛАНА «СПАСАТЕЛЬ» ПРОЕКТА 903 НА МВМС-2011
МОДЕЛЬ ЭКРАНОПЛАНА «СПАСАТЕЛЬ» ПРОЕКТА 903 НА МВМС-2009
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПО СУДАМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ ИМЕНИ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА
bastion-karpenko.ru
Лунь (экраноплан) — Википедия. Что такое Лунь (экраноплан)
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»[4] (заводской номер С-31[1], по кодификации НАТО: Utka[5]) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся[1].
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты[6].
История проекта и его реализации
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году[3].
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии[2]. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным[1][8]. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады[2].
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был[1].
Конструкция
Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Оборонительное артиллерийское вооружение проекта 903 составляли носовая (размещалась в стойке носовых ПУ ПКР «Москит») и кормовая артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23. Данные установки являлись унифицированными, и кроме того устанавливались на самолётах Ил-76 и Ту-95МС[3].
Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Достоинства и недостатки
Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других.
Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию[1]:
Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым. |
С другой стороны[9]:
… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. |
Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости[10].
Экраноплан «Спасатель»
Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.
Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца
Экраноплан «Лунь» (Каспийск, 2010).Хорошо видны пусковые установки ПКР «Москит», а также кормовая и носовая кабины воздушных стрелков (с орудийных установок УКУ-9К-502-II демонтированы 23-мм пушки ГШ-23).
21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны[11][2]:
В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий. |
Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах[12], желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета[13]. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец[14]. В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой[15][16][17]. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной[18].
Тактико-технические характеристики
- Размах крыла — 44,00 м;
- Длина — 73,80 м;
- Высота — 19,20 м;
- Площадь крыла — 550,00 м2;
- Масса:
- пустого самолёта — 243 000 кг,
- максимальная взлётная — 380 000 кг;
- Тип двигателей — НК-87;
- Тяга — 8 × 13 000 кгс;
- Максимальная скорость — 500 км/ч;
- Практическая дальность — 2000 км;
- Высота полёта на экране — 1…5 м;
- Мореходность — 5…6 баллов;
- Экипаж — 10 чел.;
- Вооружение:
Сравнение с аналогами
ЭМ типа «Замволт» | ЭМ типа 45 | ЭМ типа 956 | «Лунь» | КМ | Ту-160 | Ту-95[19] | B-52 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||||
Максимальная боевая нагрузка, т | н/д | ~600[К 1] | ~1500[К 1] | 137 | 304 | 45 | 29,4 | 22,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 55,6 | 53,7 | 61,9 | 500 | 500 | 2230 | 882 | 957 |
Максимальная дальность[К 2], км | н/д | 13 000 | 8300 | 2000 | 1500 | 13 950[20] | 15 000 | 16 090[21] |
Суммарная масса крылатых ракет[К 3], кг | н/д | 21 600 | 31 440 | 24 900 | н/д | 26 400 | 12 000 | 17 400 |
Совокупная тяга двигателей, кгс | 7 956 000 | 4 050 000 | 7 500 000 | 104 000 | 130 000 | 100 000 | 48 000 | 61 680 |
Экипаж, чел. | 148 | 190 (235) | 296 (358) | 10 | н/д | 4 | 9 | 5 |
- ↑ 1 2 Максимальная боевая нагрузка судов требует уточнения. Сейчас это разность между стандартным и полным водоизмещением.
- ↑ Практическая дальность в таблице, по отношению экранопланам, представлена не очень выгодно, однако современные истребители, такие как Су-33, Су-57, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000—4500 км на высоте. Таким образом максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полёте над поверхностью даже больше чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. Информация о возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, в открытых источниках отсутствует. Вероятно такие опыты по дозаправке никогда не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
- ↑ Суммарная масса крылатых ракет рассчитана на основе массы ракет и их количества.
Интересные факты
- Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек[25]. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone[26].
- Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей[6].
- Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных аппаратов (ЛА), когда-либо произведённых[5] — наряду с такими ЛА как советские экраноплан-прототип КМ и транспортный самолёт Ан-225 «Мрия».
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Апальков, 2004, с. 28.
- ↑ 1 2 3 4 5 Минобороны окончательно отказалось от экранопланов
- ↑ 1 2 3 4 Качур, 2007.
- ↑ «Лунь» — это шифр проекта 903, а не название единственного созданного ракетного экраноплана. Однако для удобства и краткости в статье ракетный корабль-экраноплан будет называться как «Лунь».
- ↑ 1 2 Lun Ekranoplan
- ↑ 1 2 Секретное оружие СССР пытаются вернуть к жизни
- ↑ В журнале «Наука и техника» и в книгах «Крылатые суда отечества» и «Гидросамолеты и электропланы России» годом начала испытаний является 1985. В статье журнала «Техника и вооружение» 16 июля 1986 года обозначено первым спуском на воду.
- ↑ Потенциальный спрос высок
- ↑ Горшков С. Г. Морская мощь государства. — М.: Воениздат, 1972.
- ↑ § Сравнение с аналогами.
- ↑ В России возрождают идею «каспийских монстров» — гигантских экранопланов, пугавших НАТО
- ↑ Убийцу авианосцев — под «болгарку»?
- ↑ Экраноплан «Лунь» вернут нижегородцам
- ↑ Сохраним ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь»
- ↑ Возвращение в Нижний ракетоносца «Лунь» стоит слишком дорого
- ↑ Зачем Нижнему Новгороду тратить миллионы на недостроенный экраноплан для Парка Победы?
- ↑ У «Луня» шансов мало
- ↑ Экраноплану подыскивают место
- ↑ Летно-технические характеристики Ту-95
- ↑ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА Ту-160.
- ↑ Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 68. — 272 с. — ISBN 5-89327-004-5.
- ↑ Экраноплан лунь проект 903 Ростислава Алексеева. Первый в мире экраноплан-ракетоносец
- ↑ Bond, James Bond
Литература
- Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России : 1910—1999. — М. : РУСАВИА, 2000. — С. 206—207. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-900078-05-1.
- Апальков В. А. Ч. 2 : Малые ракетные корабли и катера // Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея-Принт, 2004. — Т. 2 : Ударные корабли. — С. 25—28. — 122 с. — ISBN 5-8172-0087-2.
- Яблонский П. П. Крылатые суда отечества. — М. : [б. и.], 1997. — С. 44—49. — 98 с. : ил. — (Экранопланы мира). — ISBN 5-093-85941.
- Павел Качур. Ч. IV : Корабли, летящие над волнами. — В: Конструктор крылатых кораблей : К 90-летию Р. Е. Алексеева // Техника и вооружение : журн. — М., 2007. — № 5 (май).
- Ярослав Ефименко. Экранопланы / Ярослав Ефименко ; Андрей Скулин // Наука и техника : журн. — М., 2009. — № 7—8.
Ссылки
wiki.sc
пр.903 Лунь | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)
Малый ракетный корабль (МРК), экраноплан. Разработан ЦКБ по судам на подводных крыльях (СПК) главного конструктора Р.Е.Алексеева (ныне — ЦКБ по СПК им Р.Е.Алексеева). Главный конструктор — В.Н.Кирилловых. Разработка ракетного корабля начата в первой половине 1970-х годов на базе технических решений, отработанных на экраноплане КМ. Строительство экранопланов начато закладкой корабля С-31 в 1983 г. на заводе «Волга» (г.Чкаловск, Нижегородской области). Всего планировалось построить серию в 8 кораблей. С-31 спущен на воду 16.07.1986 г. и в 1986 г. совершил первый полет на Каспийском море. Принят ВМФ в опутную эксплуатацию в декабре 1989 г. Входил в Каспийскую флотилию с базированием в Каспийске. Фактически эксплуатация корабля прекратилась в 1991 г. По неподтвержденным данным списан из состава ВМФ в 2003 г., но по состоянию на 2011 г. находится в г.Каспийск (по состоянию на 20 мая 2008 г. подтверждается космической съемкой).
Экипаж:
— 9 чел (в т.ч. 6 офицеров)
— 7 чел (пр.09037)
Двигатели — 8 х ТРД НК-87М мощностью по 13000 кг
ТТХ экраноплана:
пр.903 | пр.09037 | |
Длина | 73.8 м | |
Размах крыла | 44 м | |
Высота | 19.2 м | |
Осадка | 2.5 м | |
Площадь крыла | 550 кв.м | |
Масса взлетная максимальная | 380 т | 400 т |
Маасса пустого | 240 т | |
Дальность действия | 1700 миль | 2160 миль |
Дальность действия при скорости | 1100 миль (500 км/ч) | |
Скорость крейсерская | 500 км/ч (270 узлов) | |
Высота полета на экране | 1-5 м | |
Автономность | 5 суток |
Вооружение: 3 х 2 х ПУ КТ-216 с ПКР 3М80 «Москит».
Артиллерийская установка с 2 х 23 мм пушками ПИ-23.
Оборудование:
РЛС «Получас»;
Навигационная РЛС «Дон-2»
РЛС РЭБ «Хиппер»
Комплекс связи «Редан-2»
Модификации:
пр.903 — малый ракетный корабль — базовая модификация.
пр.09031 — патрульный экраноплан, проектировался, не строился.
пр.09037 «Спасатель» — спасательный экраноплан на базе пр.903. В процессе постройки по этому проекту после 1991 г. начата перестройка экраноплана С-33, заложенного по пр.903. На борту кроме спасательных средств размещался госпиталь на 150 мест. Максимальное количество пострадавших, которое корабль мог принять на борт — 500 чел. Строительство прекращено при готовности 95%.
Недостроенный экраноплан «Спасатель» на заводе «Волга» (Komissarov S. Russia’s Ekranoplans. England, Midland, 2002 г.).
Статус: СССР / Россия:
— 1989 г. декабрь — экраноплан С-31 принят ВМФ СССР.
— 1991 г. — по неподтвержденным данным опытная эксплуатация экраноплана по сути прекращена.
— 2003 г. — по неподтвержденным данным экраноплан исключен из состава ВМФ России.
Экраноплан С-31 пр.903 «Лунь» на штатной стоянке в Каспийске, 20 мая 2008 г. (http://maps.google.com).
— 2008 г. — согласно заявлению представителя Министерства обороны России в ноябре 2011 г. — экраноплан С-31 «Лунь» был выведен из состава ВМФ России 3 года назад.
— 2011 г. — находится на стоянке в г.Каспийске и планируется его разделка на металл.
— 2012 г. апрель — в СМИ появилась информация о возможности сохранения экраноплана в качестве музея в Нижнем Новгороде.
Реестр МРК-экранопланов пр.903:
Наименование | Проект | Зав.№ | Закладка | Спуск на воду | В строй | Списание | Примечание |
С-31 «Лунь» | пр.903 | 31 | 1983 г. | 16.07.1986 г. | декабрь 1989 г. | 2003 г. | Базировался — Каспийская флотилия, г.Каспийск |
С-33 «Спасатель» | пр.903 / 09037 | 33 | 1988 г. | — | — | — | Заложен по пр.903, изменен на пр.09037 после 1991 г. Строительство прекращено при готовности 95%. |
Источники:
Википедия — свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2011 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info, 2010 г.
militaryrussia.ru
Проект 903: «Лунь» / Хабр
Когда-нибудь мое любопытство меня в могилу сведет. Пока же оно приводит к новым постам на Хабре. На картинке изображен единственный в своем роде боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь», аналогов которому нет нигде в мире. Представляет он собой нечто среднее между кораблем и самолетом; чем-то похож на суда на воздушной подушке, но превосходит их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль (вообще любой!), сейчас гниет в доке на Каспийском море.
История
Разработка «Луня» началась в 1969-м году в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) имени Р.Е. Алексеева. ЦКБ находится в Нижнем Новгороде; там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов данного типа, а для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружали уникальный производственный комплекс, в сборочном цехе которого одновременно могли размещаться шесть строящихся экранопланов класса «Лунь». Главным конструктором был В. Кирилловых. В 1987 году экраноплан совершил первый опытный полёт на Каспийском море. В 1990-м передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР
Конструкция
Как я уже сказал, «Лунь» представлял собой нечто среднее между самолетом и кораблем.
На момент создания «Луня» было всего 2 школы строения экранопланов — советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности (угол назад, то есть получается как бы буква V). Схема Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.
Прототипом конструкции «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр» (который благополучно затонул в 80-м). В отличие от самолета, «Лунь» шасси не имеет, поэтому самостоятельно забираться на берег не может. Для постоянной дислокации ему и нужен сухой плавучий док.
Экипаж составлял 11 человек: 7 офицеров и 4 мичмана. Автономность – 5 суток
Основные характеристики:
Размах крыла: 44 м
Длина: 73.8 м
Высота: 19.2 м
Площадь крыла: 550 м2
Масса пустого экраноплана: 243 т
Максимальная взлетная масса: 380 т
Принцип работы
Передвижение луня основано на экранном эффекте. По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуется она не путём нагнетания воздуха специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью крыла (как у обычных самолётов), но и дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью. Создать его возможно только на очень небольших высотах (10 метров максимум).
После опускания закрылок двигатели нагнетают воздух под крыло, экраноплан поднимается из воды. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке. Поэтому чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление «Лунем» требует специфических навыков.
Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов. Он мог взлетать при волнах в 3 метра и садиться в 3,5.
Двигатели
Уж в чем нам не откажешь, так это в них. Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87 тягой 13300 кгс каждый. Это нереально много!
Такие движки применялись на ИЛ-86, но для «Луня» разработали специальную морскую модификацию.
Характеристики двигателей:
Тип: 8 х ТРД НК-87
Тяга: 8 х 13000 кгс
Максимальная скорость: ок 500 км/ч
Практическая дальность: 2000 км
Высота полета на экране: 1-5 м
Вооружение
Вооружение — шесть пусковых контейнеров с противокорабельными ракетами (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я. Березняка.
Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем при удачном попадании была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы, заодно оснастили и «Лунь». В принципе основным его назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». Показательно, что военные специалисты США его окрестили «Убийца авианосцев».
Место стрелка:
Интерес со стороны США
В оперативно-тактическом плане «Лунь» имеет просто уйму преимуществ. Он имеет более высокую экономичность и более высокую грузоподъёмность по сравнению с самолётами. По скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам он превосходит суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях. Он был малозаметен для корабельных радаров и самое главное был очень живучим.
Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании работ (а фактически отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва».
Конечно, ничего бы у них не получилось, если бы мы им не помогли сами. А именно – развалили Советский Союз. У молодой России и без «Луня» проблем хватало, так что члены комиссии обратились напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства Обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Чтобы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, была создана фирма с нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку все интересующее.
Исходя из этого можно считать, что вещей неизвестных нашему возможному противнику (по крайней мере в гонке вооружений) в этой парадоксальной технике уже нет.
Спасатель
С распадом СССР денег содержать «Лунь» не было. Однако в 1990-1991 годах с его участием на Каспийском море были проведены учения по спасению людей в море. Эти учения красноречиво показали, что по совокупности решаемых задач и удобству применения корабельных спасательных средств экранопланы являются отличными морскими спасателями. Действительно, надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а авиация не всегда способна оказать действенную помощь, т.к. не может выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. Даже современные гидросамолеты и вертолеты имеют по сравнению с экранопланами существенно меньшую грузоподъемность, дальность или мореходность, а именно эти качества, прежде всего, необходимы спасателю.
Если с 1-м «Лунем» ничего сделать уже было нельзя, то второй корабль этого типа, который в тот момент был в сборочном цехе и тоже закладывался как ракетоносец, можно было реконструировать. Для 2-го «Луня» был разработан проект поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». «Спасатель» имеет взлетную массу 400 т, крейсерскую скорость 360 км/ч и дальность полета 3000 км. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту еще и госпиталь, способный принять 150 пострадавших и оказать им помощь. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. К сожалению, работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 95-процентной степени готовности «Спасателя».
Эпилог
Где сейчас находится «Спасатель», я не знаю.
«Лунь» гниет в Дагестане, в доке на Каспийском море
Обидно до слез.
P.S.
В разных источниках некоторая информация разнится. Писал наиболее часто встречающуюся.
Больше половины фоток и два абзаца текста я стащил у жж-юзера igor113. Да и вообще написать этот пост подтолкнул меня фактически он. За что огромное ему спасибо!
UPD На Хабре появился замечательный пост про прототип «Луня» — экраноплан «Каспийский монстр»
habr.com
Ударный экраноплан «ЛУНЬ» (проект 903)
Существенным отличием новой машины стало не только ракетное вооружение, но и расположение всей силовой установки в носовой части. Последнее, видимо, связано с размещением противокорабельных ракет «Москит» на корпусе лодки. В случае размещения газотурбинных двигателей на кормовой части аппарата, при пуске ракет возможно попадание продуктов сгорания в их воздухозаборники и как следствие, возникновение помпажных явлений в них. На «Луне» предусмотрели две РЛС — для целеуказания ракетам и навигации. Аппарат заложили на опытном заводе «Волга» в 1983-м и спустили на воду 16 июля 1986 года. В ходе испытаний на Каспии в 1989 году после одиночного пуска «Москита», закончившегося аварией, состоялся успешный залп двумя ракетами по мишени (БТЩ проекта 43бис). В том же году завершились государственные испытания аппарата, и он с 1990 по 1991 год прошёл опытную эксплуатацию.
Казалось, машине принадлежит будущее, но случилось непредвиденное. События, произошедшие в Советском Союзе на рубеже 1980-1990-х годов и начавшаяся «конверсия» производства вынудили конструкторов перейти на мирную продукцию. Что касается «Луня», то его списали не только по экономическим соображениям, но и из-за неопределённости заказчика в вопросах его боевого применения. В 1990-1991 годах на «Луне» провели натурные исследования, подтвердившие большие возможности экраноплана при ведении поисково-спасательных работ. Вслед за этим подготовили технический проект и приступили к переделке находившейся в постройке второй боевой машины в «Спасатель». Согласно официальным сообщениям, гражданский вариант «Луня» — «Спасатель» может транспортировать от 150 до 500 человек. Проектом на его борту предусматривался госпиталь с операционной и реанимационным помещением. Семь членов экипажа (без медицинского персонала) разместили в носовой кабине, а штурмана и команду спасателей — в кормовой, на вершине киля, откуда открывается прекрасный, почти круговой обзор. Но «Спасатель» так и не «встал на крыло» из-за отсутствия финансирования. Других же путей конверсирования ударного аппарата для решения мирных задач нет, поскольку конструкция «Луня» не допускает его переделку в транспортный вариант
Мы гордимся тем, что Россия является единственной страной, создавшей столь тяжёлые экранопланы, однако им уготована печальная участь, поскольку для них не нашлось места в системе вооружений. Не заинтересовались ими и американцы: видимо, они в состоянии решать аналогичные задачи другими средствами. Не могут существующие аппараты соперничать и с самолётами, предназначенными для гражданских целей. Дело в том, что созданные аппараты имели довольно низкую весовую отдачу, в частности, из-за переразмеренного горизонтального оперения, дополнительных стартовых двигателей. Строили их не на авиационном,а на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Построенный специально для экранопланов сборочный цех на заводе «Море» в Феодосии (Крым) так и не выпустил ни одной машины. Оставляют желать лучшего и крейсерские значения аэродинамического качества, что снижает экономическую эффективность экранопланов, хотя, например, в Заполярье и Арктике их эксплуатация была бы очень выгодна. К сожалению, «Лунь» появился с опозданием, поскольку к тому времени у командования ВМФ изменились взгляды на применение подобных аппаратов. Ставку сделали на транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок».
Лётно-технические характеристики экраноплана проекта 903 «Лунь»
- Размах крыла — 44,00 м
- Длина — 73,80 м
- Высота — 19,20 м
- Площадь крыла— 550,00 м2
- Масса:
- пустого самолёта — 243000 кг
- максимальная взлётная — 380000 кг
- Тип двигателей — НК-87
- Тяга — 8 x 13000 кгс
- Максимальная скорость — 500 км/ч
- Практическая дальность — 2000 км
- Высота полёта на экране — 1-5 м
- Мореходность — 5-6 баллов
- Экипаж — 10 чел.
- Вооружение: 6 ПУ ПКР 3М-80 Москит
источник: www.dogswar.ru
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2aeslib.ru
Ударный экраноплан «ЛУНЬ» (проект 903)
Создание гигантских экранопланов завершилось постройкой ударного аппарата проекта 903 «Лунь», ставшего кульминацией деятельности ЦКБ по СПК. Разработка аппарата, как и предыдущих машин, проходила под руководством Р.Е.Алексеева, но завершилась при В.В.Соколове. В основу «Луня» положили достаточно хорошо отработанную на самоходных моделях и аппарате КМ схему, но с восемью двигателями НК-87 тягой по 13 000 кгс с поворотными соплами, расположенными на пилонах в носовой части корпуса. Всё топливо размещалось в кессон-баках многолонжеронного крыла умеренным удлинением 3,26.
Корпус «Луня» был разделён на десять водонепроницаемых отсеков и имел три палубы. Под днищем корпуса расположили гидролыжное устройство, предназначавшееся исключительно для посадки — его амортизаторы снижали ударные нагрузки. Вооружённый шестью противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» (изделие 3М80), располагавшимися в трёх спаренных установках КТ-215, экраноплан летящий на сверхмалой высоте с крейсерской скоростью 350-400 км/ч, мог нанести ощутимый урон корабельным, в том числе и авианосным соединениям вероятного противника, и беспрепятственно скрыться.
Разработка ПКР «Москит» началась в 1973 году в МКБ «Радуга» (г Дубна) под руководством И.С.Селезнёва. Особенностью ракеты является прямоточный воздушно-реактивный маршевый двигатель (ПВРД) 3Д83, в камере сгорания которого размещён ракетный ускоритель, выбрасываемый из неё после израсходования топлива. Поскольку комплекс «Москит» предназначался для оснащения кораблей, то им в начале 1980-х годов в первую очередь вооружили эсминцы проекта 956 типа «Современный». Экраноплан же занимает промежуточную нишу между водоизмещающими судами и самолётами, поэтому для него разработали свой вариант ракеты с пусковой установкой. Впоследствии, когда страна находилась в глубоком финансовом кризисе, был предложен самолётный вариант «Москита», но заказчика он так и не нашёл. В конце 1980-х завершились испытания ракеты 3М80Е с модифицированным маршевым двигателем, работавшим на более калорийном топливе, что позволило увеличить дальность полёта изделия.
Отработка ракетного вооружения началась с бросковых испытаний габаритно-массовых макетов ПКР «Москит» с наземных пусковых установок на полигоне ВМФ Песчаная балка под Феодосией в октябре 1984 года. Кроме ракетного вооружения предусмотрели две (кормовая и передняя) артиллерийские установки УКУ-9К-502-11 с двумя двухствольными пушками ГШ-23, унифицированными с теми, которые устанавливались на самолёт Ил-76.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2aeslib.ru