Грузовой автомобиль — это… Что такое Грузовой автомобиль?
Грузовой автомобиль (разг. грузовик) — автомобиль, предназначенный для перевозки грузов.
Развозные грузовики
Развозной автомобиль-фургон МультистопРазвозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Большая часть выпускаемых в мире лёгких грузовиков и фургонов относится к классу N1, то есть их полная масса не должна превышать 3,5 т (в США — до 4,54 т), а грузоподъёмность, составляет до 1,5—1,8 т. Часто грузовики такого типа оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними. Кстати, именно на базе таких фургонов выполнено большинство современных моделей автобусов особо малого класса (M1 и М2), называемых также микроавтобусами.
Американская разновидность развозных фургонов (преимущественно почтовых) со сдвижными дверями водительской кабины и увеличенной высотой кузова, приспособленных для быстрого входа-выхода экспедитора называется мультистоп.
Другим распространённым подвидом развозных грузовиков являются пикапы (от англ. pick-up — подбирать), представляющие собой либо модификацию легкового автомобиля с открытой однобортовой грузовой платформой вместо задней части кузова (ныне распространены преимущественно в Европе), либо специально разработанную модель с шасси рамного типа (Северная и Южная Америки и страны Азии) и кабиной различной вместимости: от одинарной 2-3-местной до сдвоенной 5-6-местной. В последней четверти XX века именно пикапы, ранее популярные преимущественно среди фермеров стали бестселлерами североамериканского автомобильного рынка (ежегодные продажи только одной модели Ford F-серии превышают 1 млн в год) и в силу прожорливости своих многоцилиндровых (V8 и V10) бензиновых двигателей (дизели на грузовых автомобилях 1—3 классов грузоподъемности в США мало распространены) спровоцировали повышение нефтяных цен в 2000-е годы. В то же время подавляющую часть европейских и азиатских развозных грузовиков оснащают экономичными дизельными двигателями. В России развозные грузовики, фургоны и пикапы производят предприятия ГАЗ (семейства Соболь и Газель), УАЗ, «ИжАвто» и «ВАЗинтерСервис».
Грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные
Автобетоносмеситель на шасси MANПервый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики) предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке) могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более) и типом двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, многотопливный, гибридный), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой). Грузоподъёмность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20—25 т. Базовым типом кузова, традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, то есть предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д. либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.
К наиболее распространённым типам специализированных грузовых автомобилей относятся самосвалы, оснащаемые усиленным металлическим кузовом для перевозки навалочных грузов, разгружаемых методом опрокидывания, для чего предусматривается специальная, как правило, гидравлическая система. По параметрам осевой нагрузки и наружным габаритам самосвалы делятся на дорожные (сельскохозяйственные, строительные и универсальные) и внедорожные (карьерные).
Сельскохозяйственные самосвалы, как правило, оснащают кузовом с трёхсторонней разгрузкой, с бортами с дополнительными надставками, что, например, удобно при перевозке сена и прочих грузов с низкой удельной массой. Строительные самосвалы оснащают кузовами с одно- или двухсторонней разгрузкой, а универсальные, часто краном-манипулятором для самопогрузки. Грузоподъёмность двухосных дорожных самосвалов находится в диапазоне 1,5—12 тонн, а многоосных — достигает 40—45 тонн.
Внедорожные карьерные самосвалы — самые большие из существующих типов автомобилей, предназначены для вывоза породы и строительных материалов из мест открытой разработки полезных ископаемых. Их грузоподъёмность может достигать 400 т, а мощность двигателя — 3000 л.с., но более распространены карьерные самосвалы грузоподъёмностью в 20-50 т и 100—200 тонн. По дорогам общего пользования карьерным гигантам запрещено передвигаться из-за массо-габаритных ограничений и даже к месту работы их доставляют в разобранном виде.
Тягачи
Тягач с полуприцепом Автопоезд, АвстралияМагистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, то есть работы вместе с одним или более прицепом и(или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи, оснащённые вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 т, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии, она увеличена до 60 т. В Австралии на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжёлые автопоезда полной массой до 105 т, т. н. Road Train, число прицепов у которых доходит до четырёх-пяти.
Американские тягачи, как правило, выполнены по классической капотной компоновке, а европейские из-за ограничения длины автопоезда — с компоновкой «кабина над двигателем». В настоящее время все магистральные тягачи оснащают исключительно дизельными и турбодизельными двигателями, хотя ещё в 50-60-х годах XX века проводились эксперименты по применению на тягачах газотурбинных установок (ГТД). Во всём мире для буксировки прицепов-тяжеловозов и перевозки сверхтяжёлых грузов используют т. н. балластные тягачи с укороченным кузовом, заполненным специальным балластом для увеличения сцепного веса. Мощность их двигателей может достигать 800—1200 л.с., а полная масса такого автопоезда-супертяжеловоза превышать 2000 тонн.
Марки зарубежных грузовых автомобилей
Марки грузовых автомобилей производства России и СНГ
См. также
Ссылки
Грузовой автомобиль
Грузовой автомобиль — как следует из названия, это автомобиль предназначенный для перевозки грузов.
Развозные грузовики
Развозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Большая часть выпускаемых в мире лёгких грузовиков и фургонов относится к классу N1, т. е. их полная масса не должна превышать 3,5 т (в США — до 4,54 т), а грузоподъемность, составляет до 1,5-1,8 т. Часто грузовики такого типа оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними. Кстати, именно на базе таких фургонов выполнено большинство современных моделей автобусов особо малого класса (M1 и М2), называемых также микроавтобусами.
Американская разновидность развозных фургонов (преимущественно почтовых) со сдвижными дверями водительской кабины и увеличенной высотой кузова, приспособленных для быстрого входа-выхода экспедитора называется мультистоп.
Другим распространённым подвидом развозных грузовиков являются пикапы (от англ. pick-up — подбирать), представляющие собой либо модификацию легкового автомобиля с открытой однобортовой грузовой платформой вместо задней части кузова (ныне распространены преимущественно в Европе), либо специально разработанную модель с шасси рамного типа (Северная и Южная Америки и страны Азии) и кабиной различной вместимости: от одинарной 2-3-местной до сдвоенной 5-6-местной. В последней четверти ХХ века именно пикапы, ранее популярные преимущественно среди фермеров стали бестселлерами североамериканского автомобильного рынка (ежегодные продажи только одной модели Ford F-серии превышают 1 млн. в год) и в силу прожорливости своих многоцилиндровых (V8 и V10) бензиновых двигателей (дизели на грузовых автомобилях 1-3-классов грузоподъемности в США мало распространены) спровоцировали повышение нефтяных цен в 2000-е годы. В тоже время подавляющую часть европейских и азиатских развозных грузовиков оснащают экономичными дизельными двигателями. В России развозные грузовики, фургоны и пикапы производят предприятия ГАЗ (семейства Соболь и Газель), УАЗ, «ИжАвто» и «ВАЗинтерСервис».
Грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные
Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики) предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке) могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более) и типом двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, многотопливный, гибридный), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т.н. сочленённой). Грузоподъемность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20-25 т. Базовым типом кузова, традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, т. е. предназначенным для транспортировки каких-либо определенных видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д. либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.
К наиболее распространённым типам специализированных грузовых автомобилей относятся самосвалы, оснащаемые усиленным металлическим кузовом для перевозки навалочных грузов, разгружаемых методом опрокидывания, для чего предусматривается специальная, как правило, гидравлическая система. По параметрам осевой нагрузки и наружным габаритам самосвалы делятся на дорожные (сельскохозяйственные, строительные и универсальные) и внедорожные (карьерные).
Сельскохозяйственные самосвалы, как правило, оснащают кузовом с трёхсторонней разгрузкой, с бортами с дополнительными надставками, что, например, удобно при перевозке сена и прочих грузов с низкой удельной массой. Строительные самосвалы оснащают кузовами с одно- или двухсторонней разгрузкой, а универсальные, часто краном-манипулятором для самопогрузки. Грузоподъёмность двухосных дорожных самосвалов находится в диапазоне 1,5-12 т, а многоосных — достигает 40-45 т.
Внедорожные карьерные самосвалы — самые большие из существующих типов автомобилей, предназначены для вывоза породы и строительных материалов из мест открытой разработки полезных ископаемых. Их грузоподъёмность может достигать 400 т, а мощность двигателя — 3000 л.с., но более распространены карьерные самосвалы грузоподъёмностью в 20-50 т и 100-200 т. По дорогам общего пользования карьерным гигантам запрещено передвигаться из-за массо-габаритных ограничений и даже к месту работы их доставляют в разобранном виде.
Тягачи
Магистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, т. е. работы вместе с одним или более прицепом и(или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи оснащенные вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 т, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии она увеличена до 60 т. В Австралии) на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжелые автопоезда полной массой до 105 т, т.н. Road Train число прицепов у которых доходит до четырех-пяти.
Американские тягачи, как правило, выполнены по классической капотной компоновке, а европейские из-за ограничения длины автопоезда с компоновкой «кабина над двигателем». В настоящее время все магистральные тягачи оснащают исключительно дизельными и турбодизельными двигателями, хотя еще в 50-60-х годах ХХ века проводились эксперименты по применению на тягачах газотурбинных установок (ГТД). Во всем мире для буксировки прицепов-тяжеловозов и перевозки негабаритных сверхтяжелых грузов используют т.н. балластные тягачи с укороченным кузовом заполненным специальным балластом для увеличения сцепного веса. Мощность их двигателей может достигать 800-1200 л.с., а полная масса такого автопоезда-супертяжеловоза превышать 2000 т.
Марки зарубежных грузовых автомобилей
- Astra
- BMC
- Bremach
- Cadillac
- Chevrolet
- Citroen
- Daewoo-Avia
- DAF
- Dodge
- Dongfeng
- ERF
- FAW
- Fiat
- Foden
- Ford
- Freightliner
- GMC
- Hummer
- Hyundai
- International
- Isuzu
- Iveco
- JAC
- Jeep
- Kenworth
- Kia
- Land Rover
- LDV
- Mack
- MAN
- Mazda
- Mercedes-Benz
- Mitsubishi
- Nissan
- Opel
- Peugeot
- Peterbilt
- Piaggio
- Proton
- Renault
- Renault Trucks
- Scania
- Seddon Atkinson
- SISU
- Sterling
- Tata
- Tatra
- Terberg
- Toyota
- Vauxhall
- Volkswagen
- Volvo
- Western Star
Марки грузовых автомобилей производства России и СНГ
Ссылки
mediaknowledge.ru
Камаз | Российская автомобилестроительная компания КАМАЗ является крупнейшим в России и странах СНГ производителем грузовой автомобильной техники, тракторов, дизельных двигателей, комплектующих. Завод расположен на территории Татарстана в городе Набережные Челны. | |
МАЗ | “МАЗ” – белорусский производитель большегрузных автомобилей, прицепов, а также троллейбусной и автобусной техники. Компания выпускает такую продукцию, как седельные тягачи, самосвалы, низкорамные автомобили средней грузоподъемности, лесовозы, автомобили повышенной проходимости, сортиментовозы, универсальные автомобили-шасси, предполагающие установку всевозможного оборудования. | |
БелАЗ | БелАЗ – единственный на территории СНГ и один из крупнейших в мире производителей карьерной автомобильной техники. В мире насчитывается всего около десяти производителей подобного уровня. Предприятие ведет производство карьерных самосвалов грузоподъемностью 30 – 360 тонн, техники для подземных работ, машин для обеспечения производственного цикла в карьерах, погрузчиков, бульдозеров и аэродромных тягачей. | |
ГАЗ | “ГАЗ” – российский автомобилестроительный завод, выпускающий легковые, легкие грузовые автомобили и микроавтобусы. Завод был основан в 1932 году. Его первоначально название – “Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова”. Предприятие расположено в Нижнем Новгороде. | |
ЗИЛ | Полное название российской автомобилестроительной компании ЗиЛ (Завод имени Лихачева) – ОАМО “Завод имени И.А. Лихачева”. | |
УралАЗ | УралАЗ – это один из крупнейших производителей грузовых автомобилей на территории России. Полное название предприятия – ОАО “Автомобильный завод Урал”. Расположен в городе Миасс. | |
Краз | Компания КрАЗ – это украинский производитель грузовой автомобильной техники и автомобилей специального назначения. Компания основана на производственной базе Кременчугского автомобильного завода. На данный момент КрАЗ представляет собой промышленное крыло финансово-производственного холдинга “Финансы и Кредит”. | |
УАЗ | Ульяновский автомобильный завод располагается в Ульяновске. Завод основан в июле 1941 года. На данный момент предприятие входит в состав автомобильного холдинга Sollers. Завод специализируется на выпуске внедорожников, микроавтобусов и легких грузовиков, также осуществляется мелкосерийная сборка пикапов. | |
DAF | Компания «Даф» (DAF Trucks) (Нидерланды) со штаб-квартирой в Эйндховене, специализируется на производстве тяжёлых грузовиков. С 1996 года она является частью корпорации Paccar (США), которая оказывает ей сильную финансовую поддержку. | |
Dongfeng | Один из лидеров китайского автопрома – фирма по производству автомобилей Dongfeng Motor Corporation, была образована в 1969 году. Компания специализируется, главным образом, на выпуске коммерческого транспорта, легковых машин, запчастей и оборудования для автомобилей. | |
ERF | До сих пор автомобили марки ERF не были хорошо известны в нашей стране, поскольку выпускались и использовались только в Великобритании. В 2000 году завод ERF вошёл в состав корпорации MAN, автомобили которой под брендом ERF стали наполнять английский рынок. С этого момента известность марки ERF вышла за пределы Великобритании. | |
FAW | Самая старая китайская фирма производящая автомобили – FAW. Это государственная компания, первый завод которой был построен при участии СССР в г. Чачунь в 1953 году. | |
Ford | Самый известный и крупный американский концерн, выпускающий автомобили – «Форд» (Ford Motor Co., Truck Operations) на одном из своих подразделений производит грузовые автомобили. | |
FOTON | Компания Foton Motors, которая находится в районе Чайнгпинг в Пекине была образована 28 августа 1996 года. В настоящее время в фирме трудятся двадцать восемь тысяч сотрудников, в том числе 2582 сотрудников персонала.Foton Motors располагает техническим центром научных исследований в Пекине и рядом учреждений в Японии, Германии и Тайване. | |
Freightliner | Американская компания Freightliner Trucks, занимающаяся производством тягачей и грузовиков была образована в 1942 году. Freightliner Trucks входит в состав корпорации Daimler AG. Девизом этой торговой марки являются слова «Run smart!». | |
Howo | Sinotruk Howo специализируется на производстве тяжёлых автомобилей, таких, как седельные тягачи Howo, грузовики, спецтехника. На заводах корпорации делают автомобильные двигатели, мосты, коробки передач, стальные кольца, трансмиссии, автозапчасти, элементы внутренней отделки. | |
Hyundai | Правительство Южной Кореи в 1972 году дало четырем компаниям право заниматься производством автомобилей. Компания Hyundai стала одной из них. Компания владеет рядом автозаводов в Индии, Китае, Северной Америке, Турции, Южной Корее (крупнейший автосборочный завод в мире, расположенный в Ульсане, в том числе). | |
International | Navistar International (Навистар Интернэшнл) — американская компания, занимающаяся производством грузовиков. В Чикаго расположена штаб-квартира компании, а в Брюсселе – европейского отделения. Компания выпускает грузовики семи серий и многочисленные их модификации. | |
Isuzu | Японская компания «Исудзу» (Isuzu Motors Ltd.) занимается производством по изготовлению тяжелых и средних грузовиков. В Токио находится её штаб-квартира. Марка Isuzu впервые появилась в 1934 году, выпуская технику на основе грузовиков, выпущенных компанией Kyodo Kokusan, а спустя пятнадцать лет Isuzu уже стала самостоятельной компанией и больше половины всех грузовиков, сделанных в Японии, произведено ею. | |
Iveco | Итальянская компания «Ивеко» (IVECO S.p.A.), производит автобусы и грузовики всех типов и классов, и является в Европе одной из крупнейших компаний. Штаб-квартира располагается Турине. | |
Kenworth | Американская компания «Кенворт» (Kenworth Truck Company) занимается производством грузовиков. В Керкленде (штат Вашингтон) находится штаб-квартира. | |
LDV | Британская компания LDV Group, приизводит коммерческие легкие развозные автомобили принадлежащие семейству Maxus. Владеет фирмой Eco Concept, китайская компания (ранее была собственностью Групы ГАЗ). Располагается штаб-квартира в Бирмингеме. В названии компании аббревиатура расшифровывается следующим образом — Leyland-DAF Vans. | |
MAN | Немецкая компания «Ман» (MAN) занимается выпуском грузовых автомобилей. В Мюнхине находится штаб-квартира компании. | |
Mercedes-Benz | Cтруктурное подразделение «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz AG) по выпуску грузовиков немецкого одноименного концерна, который специализируется на выпуске легковых высококлассных автомобилей. | |
Multicar | Multicar занимается выпуском многоцелевых легких грузовичков высокого качества, которые удовлетворяют строгим требованиям клиентов . В Советском Союзе модели Multicar были когда-то хорошо известны. Несколько тысяч универсальных юрких машин Multicar-25 и Multicar-20, обладающих различными надстройками, работало в стране. | |
Peterbilt | Американская компания «Петербилт» (Peterbilt) занимается выпуском грузовых автомобилей. В штате Калифорния в Ньюарке находится штаб-квартира компании. | |
Renault Trucks | Французская компания Renault Trucks производит тяжелый класс грузовиков. | |
Scania | Шведская компания «Скания» (Scania), занимается производством тяжелых грузовиков. Является частью компании «Сааб». Недалеко от Стокгольма в небольшом городке Седертелье расположена её штаб-квартира. | |
SISU | Финская компания Sisu Auto занимается выпуском грузовых автомобилей. В переводе с финского Sisu означает несгибаемость, выносливость, упорство. | |
Tata | Tata Motors является подразделением Tata Group, основанной Д. Бейкером и Джамшети Тата. В 1945 году компания была основана как производитель локомотивов, о позже, после того как с Daimler-Benz AG объединила усилия в 1954, свою деятельность расширила в направлении сектора коммерческого транспорта. | |
Tatra | Структурное подразделение Татра (Tatra) занимается производством грузовых автомобилей чешской одноименной компании. В городе Копршивнице находится штаб-квартира. | |
Toyota | Крупнейшая автомобилестроительная японская корпорация Toyota имеет в бизнесе ряд дополнительных направлений . В городе Тоета, что находится в японской префектуре Айти, расположена штаб-квартира компании. В Fortune Global 500 компания занимает 10 место. | |
Volkswagen | Структурное подразделение «Фольксваген» (Volkswagen AG) занимается производством грузовых автомобилей немецкого одноименного концерна, самого крупного поставщика легковых автомобилей. Штаб-квартира компании расположена в Вольфсбурге, а в Ганновере находится непосредственно сам завод грузовиков. | |
Volvo | Автомобилестроительная шведская компания Волво Трэкс Корпорэйшн (Volvo Trucks Corporation) является в сфере производства тяжелых грузовиков одним из мировых лидеров. «Volvo» в переводе с латыни означает «я качусь» или « я кручусь». Компанией владеет «Volvo Group» — второй по величине в мире производитель грузовых автомобилей. | |
Mack | Американская компания «Мак» (Mack Trucks Inc) занимается выпуском грузовых автомобилей. Находится штаб-квартира в штате Пенсильвания в Аллентауне. Фирмой владеет «Рено». | |
Nissan | Структурное подразделение Нисcан по производству грузовиков японской одноименной автомобильной компании. Находится штаб-квартира в Токио. | |
КамАЗ-4308 | ||
КамАЗ-43114 | ||
КамАЗ-43118 | ||
КамАЗ-4326 |
selltruck.ru
Грузовой автомобиль — Gpedia, Your Encyclopedia
Грузовой автомобиль (разг. грузовик) — автомобиль, предназначенный для перевозки грузов в кузове или на грузовой платформе. Для обобщённого обозначения машин, созданных на базе грузового автомобиля, используется термин грузовая техника.
Развозные грузовики
Развозной автомобиль-фургонРазвозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Большая часть выпускаемых в мире лёгких грузовиков и фургонов относится к классу N1, то есть их полная масса не должна превышать 3,5 т (в США — до 4,54 т), а грузоподъёмность достигает 1,5—1,8 т. Часто грузовики такого типа оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними. Кстати, именно на базе таких фургонов выполнено большинство современных моделей автобусов особо малого класса (M1 и М2), называемых также микроавтобусами. Американская разновидность развозных фургонов (преимущественно почтовых) со сдвижными дверями водительской кабины и увеличенной высотой кузова, приспособленных для быстрого входа-выхода экспедитора, называется мультистоп.
Другим распространённым подвидом развозных грузовиков являются пикапы (от англ. pick-up — подбирать), представляющие собой либо модификацию легкового автомобиля с открытой однобортовой грузовой платформой вместо задней части кузова (ныне распространены преимущественно в Европе), либо специально разработанную модель с шасси рамного типа (Северная и Южная Америки и страны Азии) и кабиной различной вместимости: от одинарной 2- 3-местной до сдвоенной 5- 6-местной. В последней четверти XX века именно пикапы, ранее популярные преимущественно среди фермеров, стали бестселлерами североамериканского автомобильного рынка (ежегодные продажи только одной модели Ford F-серии превышают 1 млн в год) и в силу прожорливости своих многоцилиндровых (V8 и V10) бензиновых двигателей (дизели на грузовых автомобилях 1—3 классов грузоподъемности в США мало распространены) спровоцировали повышение нефтяных цен в 2000-е годы. В то же время подавляющую часть европейских и азиатских развозных грузовиков оснащают экономичными дизельными двигателями. В России развозные грузовики, фургоны и пикапы производят предприятия ГАЗ (семейства Соболь и Газель), УАЗ, «ИжАвто» и «ВАЗинтерСервис».
Развозные грузовики часто оснащают штатными и навесными гидролифтами.
Грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные
Один из первых в мире грузовиков с ДВС Daimler-Lastwagen, 1896 Первый в мире малотоннажный дизельный грузовик Mercedes-Benz LO2000 Lastwagen 1932 г.Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики), предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке), могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более), коробкой передач (механической или автоматической), типом двигателя (бензиновым, дизельным, газовым, многотопливным, гибридным), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа, предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой). Грузоподъёмность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20—25 т. Базовым типом кузова традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, то есть предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д., либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.
Строительный самосвал Карьерный самосвал Liebherr Четырёхосный военный грузовик ЗИЛ-135К наиболее распространённым типам специализированных грузовых автомобилей относятся самосвалы, оснащаемые усиленным металлическим кузовом для перевозки навалочных грузов, разгружаемых методом опрокидывания, для чего предусматривается специальная, как правило, гидравлическая система. По параметрам осевой нагрузки и наружным габаритам самосвалы делятся на дорожные (сельскохозяйственные, строительные и универсальные) и внедорожные (карьерные).
Сельскохозяйственные самосвалы, как правило, оснащают кузовом с трёхсторонней разгрузкой, с бортами с дополнительными надставками, что, например, удобно при перевозке сена и прочих грузов с низкой удельной массой. Строительные самосвалы оснащают кузовами с одно- или двухсторонней разгрузкой, а универсальные — часто краном-манипулятором для самопогрузки. Грузоподъёмность двухосных дорожных самосвалов находится в диапазоне 1,5—12 тонн, а многоосных — достигает 40—45 тонн.
Внедорожные карьерные самосвалы — самые большие из существующих типов автомобилей, предназначены для вывоза породы и строительных материалов из мест открытой разработки полезных ископаемых. Их грузоподъёмность может достигать 503,5 т, а мощность двигателя — 4660 л. с., но более распространены карьерные самосвалы грузоподъёмностью в 20-50 т и 100—200 тонн. По дорогам общего пользования карьерным гигантам запрещено передвигаться из-за массо-габаритных ограничений и даже к месту работы их доставляют в разобранном виде.
Тягачи
Тягач с полуприцепом Автопоезд, АвстралияМагистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, то есть работы вместе с одним или более прицепом и (или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи, оснащённые вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 тоннами, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии, она увеличена до 60 тонн. В Австралии на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжёлые автопоезда полной массой до 105 тонн, так называемые Road Train, число прицепов у которых доходит до четырёх-пяти.
Американские тягачи, как правило, выполнены по классической капотной компоновке, а европейские из-за ограничения длины автопоезда — с компоновкой «кабина над двигателем». В настоящее время все магистральные тягачи оснащают исключительно дизельными и турбодизельными двигателями, хотя ещё в 1950-60-х годах проводились эксперименты по применению на тягачах газотурбинных установок (ГТД). Во всём мире для буксировки прицепов-тяжеловозов и перевозки сверхтяжёлых грузов используют так называемые балластные тягачи с укороченным кузовом, заполненным специальным балластом для увеличения сцепного веса. Мощность их двигателей может достигать 800—1200 л. с., а полная масса такого автопоезда-супертяжеловоза — превышать 2000 тонн.
Марки грузовых автомобилей
Производимые за пределами России и СНГ
Производимые в России и СНГ
По фактическому положению на начало 2018 года в России и странах СНГ производились следующие марки грузовых автомобилей:
- Автотор (Калининград) — SKD-сборка грузовиков марок Kia (прекращена), SKD (с 2011 года) и CKD (с ноября 2017 года) сборка марки Hyundai, TATA-Daewoo (SKD-сборка в 2015 году ограничилась единичными экземплярами), совместное с Ford Otosan производство Ford Trucks.
- БАЗ (Брянский автомобильный завод)/ другое название БЗКТ (Брянский завод колёсных тягачей) — с 1966 года (в 1993—1996 гг. ограниченный выпуск 1,5-тонного LCV модели БАЗ-3778)
- БелАЗ (Белорусский автомобильный завод) — с 1958 г.
- ВИС (ВазИнтерСервис, группа Сок, АВТОВАЗ) — с 1994 г. (с 2014 г. в составе АВТОВАЗ)
- Вольво (Вольво Восток) (Зеленоград) — с 2003 г., (Калуга) — с 2010 г.
- ГАЗ (Горьковский автомобильный завод, Группа ГАЗ) — с 1932 г.
- Мицубиси Фусо (ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС, ранее Мицубиси Фусо РУС — с 2011 г. (CKD-сборка Mitsubishi Fuso Canter)
- ИВЕКО-УралАЗ (совместно с Iveco) — с 1992 г.
- ИСУЗУ ИСУЗУ РУС, ранее «СОЛЛЕРС-ИСУЗУ» — с 2006 г.
- КАМАЗ (Камский автомобильный завод) (Набережные Челны) — с 1976 г.
- КрАЗ (Кременчугский автомобильный завод) — с 1959 г.
- МАЗ (Минский автомобильный завод) — с 1947 г.
- МАЗ-МАН (совместно с MAN AG) — с 1998 г.
- MAH (МАН РУС) — с 2014 г.
- Мерседес-Бенц ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС, ранее МБТВ (совместно с Daimler AG) (Набережные Челны) — с 2010 г.
- МЗКТ (Минский завод колёсных тягачей) — с 1991 г. (в 1954—1991 гг. — подразделение МАЗа)
- НефАЗ (Нефтекамский автомобильный завод) (Группа «КАМАЗ») — с 1977 г.
- Рено (Renault Trucks) (Калуга) — с 2009 г.
- САЗ (Саранский завод автосамосвалов) (Группа ГАЗ) — с 1960 г.
- Скания (Скания РУС), ранее Скания-Питер (Шушары) — с 2010 г.
- Тонар (Машиностроительный завод «Тонар») (Ликино-Дулёво) — с 2011 г. (как производитель автоприцепов — с 1990 г.)
- УАЗ (Ульяновский автомобильный завод, принадлежит ОАО «Северсталь-авто») — с 1942 г.
- Урал (АЗ «Урал» (Миасс), (Группа ГАЗ) — с 1944 г.
Производимые ранее
Следующие марки грузовых автомобилей производились ранее в России и странах СНГ, но их выпуск был прекращен:
См. также
- выставки
Ссылки
www.gpedia.com
Грузовые автомобили марки Krupp – Основные средства
О немецком гиганте тяжелого машиностроения компании Krupp знают многие. С начала основания в 1811 г. в городе Эссен на заводах фирмы выпускали паровые котлы, пароходы, паровозы, а также рельсы и колеса для вагонов и локомотивов. Именно их стилизованный символ – три пересекающихся колеса – стал эмблемой концерна. Однако больше известна не гражданская продукция концерна, а пушки Круппа. Их и другие виды тяжелого вооружения массово изготавливал немецкий промышленный гигант в периоды обеих мировых войн. Машиностроители Krupp также выпускали и грузовые автомобили.
В 1905 г. компания Friedrich Krupp AG приобрела лицензию на производство 5-тонного грузового автомобиля с паровым котлом у фирмы Motorfahrzeugfabrik Deutschland GmbH, которой руководил инженер-конструктор Питер Штольц. Так с изготовления первых паровых автомашин на судоверфи Germaniawerft в г. Киле в 1906 г., то есть 100 лет назад началась история автомобильного подразделения компании Krupp. Первые грузовики оснащали паровым силовым агрегатом в двух модификациях: мощностью от 20 до 25 л. с. и второй – от 30 до 35 л.с. Парогенератор работал от сжигания жидкого топлива (керосин) или твердого (уголь). Снаряженная масса грузовика составляла 3,8 т, полезная нагрузка – от 3 до 5 т. Средняя скорость движения такого «тяжеловоза» была в пределах 8 км/ ч, максимальная – 14 км/ч. Наибольший пробег «автодорожного паровоза» с одной заправки составлял всего 100 км.
С этими машинами фирма участвовала в тендере на поставку грузовиков для немецкой армии, но безуспешно. Зато позже появилась самоходная артсистема: орудие Friedrich Krupp AG установили на полноприводное колесное шасси Daimler. Производство машин с паровым двигателем Stoltz продолжалось вплоть до Первой мировой, а во время войны завод выпускал только самоходки Krupp-Daimler. В 1919 г. заводские конструкторы разработали новый современный автомобиль грузоподъемностью 4,5 т с 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем мощностью 45 л.с. Грузовик с цепной передачей хорошо продавался под различные коммунальные нужды. Годом позже в Эссене было организовано автомобильное отделение Fried. Krupp AG, Essen, Kraftwagenfabrik, сокращенно – Krawa, и уже с 1921 г. предприятие освоило выпуск трехколесных подметально-уборочных машин, созданных по патентам инженера Густава Хойзера. На этом же шасси позднее производили пожарные машины, пользовавшиеся спросом у заводских пожарных команд.
Линию обычных грузовиков Krupp выпускали с 1924 г., и первой моделью стал 1,5-тонный автомобиль с 50-сильным мотором Krawa, коробкой передач, карданным валом и пневмошинами. К интересным особенностям этой конструкции можно отнести возможность переключения 4-го цилиндра двигателя в режим воздушного компрессора, используемого для накачки больших по размеру колес. Кроме этой модели также выпускался вариант грузовика грузоподъемностью 2 т, а на шасси обеих моделей производили автофургоны и 25-местные автобусы.
С 1925 г. в производство поступает 5-тонный автомобиль с 6-цилиндровым двигателем мощностью 90 л.с. В нем инженеры заменили цепной привод системой карданов с червячным редуктором, а также применили гидропривод тормозов всех колес. Позднее на этом шасси выпускали многоместный автобус. В тот же период конструкторы разработали 8-тонный трехосный грузовик, но он в серию не пошел.
Кроме сборки собственных машин конструкторы-мотористы фирмы Krupp с 1927-го по 1928 г. спроектировали двухтактные 2-, 3- и 4-цилиндровые дизельные двигатели мощностью 45, 65 и 100 л.с. соответственно. Их испытывали на разных грузовых автомобилях, а в итоге было решено закупать двигатели аналогичной конструкции у фирмы Junkers Motorenbau GmbH из г. Дессау. Двигатели этого предприятия были компактней, мощней и весили меньше, но их недостатком оставался небольшой ресурс. На автомобили Krupp с двигателями Junkers устанавливали дополнительную эмблему этого моторостроителя на фронтальной части радиатора.
В 1929-м компания расширила производство, приобретя автомобильную фирму Deutsche Last-Automobil-Fabrik (DAAG). В том же году была завершена разработка карбюраторного двигателя мощностью 60 л.с., который потом устанавливали на 2- и 2,5-тонные грузовики. Позднее по заказам рейхсвера фирма выпускала полноприводную модель L3H63, укомплектованную 6-цилиндровым 100-сильным двигателем.
В 1931 г. на Берлинской автомобильной выставке (IAMA) фирма Krupp продемонстрировала необычный 6-цилиндровый гибридный двигатель мощностью 110 л.с. Агрегат спроектирован на основе патентов общества Gesellschaft fуr Kohlentechnik из Дортмунда и мог работать на дешевых газойлевых фракциях нефти. Принцип работы заключался в следующем: рабочая смесь распылялась в оригинальном карбюраторе, а затем подавалась в камеру сгорания, сделанную из огнеупорного материала, где происходил процесс доводки ее до газообразного состояния, а затем воспламенения от обычной свечи зажигания. Перед пуском такой гибридный двигатель должен был предварительно прогреться. Хотя этот оригинальный двигатель мог работать кроме тяжелых фракций нефти еще на дизтопливе и на бензине, топлива он расходовал больше, чем дизель аналогичной мощности. Этот гибридный силовой агрегат применяли на 5-тонной модели L5N62 и 3-тонной L3M42.
Самый мощный из грузовиков фирмы периода перед Второй мировой – трехосная 8-тонная модель L8N63 в капотной версии и с бескапотной компоновкой, оснащенная 165-сильным двухблочным двигателем объемом 12,7 л. Этот автомобиль мог развивать скорость 65 км/ч.
Под руководством инженера Адольфа Рота (1892–1966) немецкая фирма в 1930-е гг. развивала направление предкамерных оппозитных дизелей с воздушным охлаждением. Результатом работы стал запуск в серийное производство агрегатов мощностью 45 и 60 л.с. в 1935 г. В этот же период выпускались двигатели с водяным охлаждением, развивавшие 70, 95 и 150 л.с., а также карбюраторные двигатели.
В 1937 г. на заводе Krupp для нужд вермахта собрали партию из 700 грузовиков, оснащенных 80-сильными дизелями MAN. В 1940 г., когда уже вовсю шли военные действия, моторостроительное производство фирмы выпустило V-образный 8-цилиндровый двухтактный дизель с водяным охлаждением мощностью 200 л.с. Последней автомобильной новинкой, появившейся в начале Второй мировой войны, стал 3-тонный грузовик LD3HG2 с предкамерным 4-цилиндровым дизелем мощностью 80 л.с. Предприятие в Эссене вообще прекратило сборку гражданских машин с 1939 г. Из автомобильной продукции лишь полноприводную модель L2h243 фирма выпускала до 1941 г. Все предприятия компании Krupp в войну выпускали только вооружение.
В 1944-м уцелевшее от бомбардировок оборудование перевезли в помещение неработающей пивоварни EKU в г. Бамберг (Бавария), где марка Krawa была перерегистрирована в фирму Sуdwerke Motoren- und Lastkraftwagenbau GmbH (Южный Завод). Таким хитрым маневром руководство избежало послевоенного демонтажа оборудования с конфискацией. К слову, подобные действия промышленников были широко распространены в последний период национал-социализма в Германии.
После войны автомобильное производство работало неритмично, в основном на заводе изготавливали запасные части и занимались ремонтом старой техники. В 1946 г. американские оккупационные власти дали разрешение на изготовление 4,5-тонных грузовиков с газогенераторным двигателем. Конструкции автомобилей с дизелем были запрещены. Позже разрешено было собирать грузовики с карбюраторными двигателями. В таких машинах расход топлива достигал 40 л на 100 км пути, по причине чего инженерам фирмы пришлось вернуться к разработкам 1931 г. Новый газогенераторный 75-сильный двигатель объемом 7,8 л с двумя карбюраторами мог работать на древесном газе, что в условиях экономической депрессии и острого недостатка жидкого топлива было весьма актуально. Максимальная скорость такого автомобиля достигала 62 км/ч, кабина была деревянной, а эмблемой являлись буквы «SW» (SуdWerke) в треугольнике.
В трудных условиях послевоенного времени мотористы фирмы создали 3-цилиндровый дизель объемом 3,1 л и мощностью 70 л.с., а позже – 4-цилиндровый в 100 л.с. Когда выяснилось, что запрета от контрольного совета на агрегаты мощностью более 100 л. с. не последует, инженеры просто-напросто состыковали и доработали два 2- и 3-цилиндровых блока. В результате получился двухблочный двигатель объемом 8,7 л и мощностью 190 л.с. при 1700 мин-1. Верхняя часть блока цилиндров и головка охлаждались водой, нижняя часть корпуса – воздухом.
В 1950 г. Южный Завод на Парижской автомобильной выставке представил свою новейшую разработку – грузовик Titan. Автомобиль снаряженной массой 8 т и грузоподъемностью 11 т, декорированный алюминиевыми планками, был выполнен в американском стиле и предназначался для междугородных перевозок. Его комплектовали двигателем мощностью 190 л.с. Кабина была вместительной и комфортной для того периода. В конструкции использовался ручной регулятор тормозной мощности, а шумный старый двигатель впоследствии заменили более совершенным мощностью 210 л.с. Выпуск модели начали в 1951-м, одновременно с ней производили грузовик Cyklop, который был копией Titanа, но грузоподъемностью 13 т. В период с 1951-го по 1954 г. Cyklop являлся самым мощным тяжеловозом в Германии.
В том же 1951-м начался процесс обратного перемещения производственного оборудования из Бамберга в Эссен, а знак фирмы – «три круга» вернулся на капоты автомобилей Krupp. Кроме Titanа и Cyklopа в производственной программе компании 1950-х гг. была целая гамма дорожных моделей Widder, Eich, Buffel, Mustang и Drache. При всем разнообразии названий вариантов кабин было лишь две – капотная и бескапотная (позже – полукапотная), на выбор предлагались 3- или 4-цилиндровые двухтактные дизельные двигатели. В конструкции применялись синхронизированные коробки передач ZF, пневмоподвески и гидроусилители рулевого управления.
С выпуском карьерного самосвала Gigant грузоподъемностью 25 т в 1954 г. фирма закрепилась в новой рыночной нише. В 1956-м появился 30-тонный гигант с уникальным в мировой автоистории двигателем-спайкой из 4- и 3-цилиндровых дизелей общей мощностью 270 л.с.
В конце 1950-х гг. все отчетливей стало проявляться техническое отставание грузовиков Krupp от конкурентов. Главной причиной являлся бесперспективный двухтактный дизельный двигатель. По сравнению с обычным четырехтактным ДВС он расходовал много топлива, был менее долговечным и более шумным, стоил больше, да и снаряженная масса была выше. Менеджеры Krawa, стремясь не уступить в ожесточенной конкурентной борьбе, приобрели лицензию у американской фирмы Cummins Diesel Engine, Ltd. на весьма современный V-образный 6-цилиндровый силовой агрегат. Тем самым было выиграно время на собственные проектно-конструкторские работы.
Мощность двигателя Cummins составляла 200 л. c. при 2600 мин-1, но по сравнению со старыми объемными тихоходными двухтактными дизелями диапазон крутящего момента у «американца» был незначительным. Для ликвидации этого недостатка конструкторы начали применять в автомобилях с лицензионными двигателями 6-ступенчатые коробки передач с делителем. С 1963 г. производство новых лицензионных двигателей начали серийно, и каждая головка блока цилиндров маркировалась надписью «Krupp-Cummins». После внедрения американских агрегатов в 1965 г. двухтактные дизели Krupp вообще сняли с производства, а конструкторы фирмы планировали разработку собственного 12-цилиндрового ДВС.
В середине 1960-х наметился серьезный спад на европейском рынке коммерческого транспорта, и после нескольких лет бесприбыльной работы главные машиностроители Krupp решили продать свой непрофильный автомобильный бизнес – Krawa. Еще в 1965 г. было продано автобусное отделение, процесс продолжился в 1968-м, когда Daimler-Benz AG приобрел предприятие по выпуску грузовиков в Эссене, а позже фирма Faun-Werke купила лицензию на карьерные самосвалы. Так прекратила существование компания Krawa, которая в лучшие годы производила от 1500 до 1800 грузовиков и автобусов в год.
Сейчас остался только один вид колесного транспорта с эмблемой Krupp – это многоосные автокраны, изготовление которых началось еще в 1959 г. и сегодня успешно продолжается.
os1.ru
Грузовой автомобиль — википедия фото
Развозной автомобиль-фургонРазвозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Большая часть выпускаемых в мире лёгких грузовиков и фургонов относится к классу N1, то есть их полная масса не должна превышать 3,5 т (в США — до 4,54 т), а грузоподъёмность достигает 1,5—1,8 т. Часто грузовики такого типа оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними. Кстати, именно на базе таких фургонов выполнено большинство современных моделей автобусов особо малого класса (M1 и М2), называемых также микроавтобусами. Американская разновидность развозных фургонов (преимущественно почтовых) со сдвижными дверями водительской кабины и увеличенной высотой кузова, приспособленных для быстрого входа-выхода экспедитора, называется мультистоп.
Другим распространённым подвидом развозных грузовиков являются пикапы (от англ. pick-up — подбирать), представляющие собой либо модификацию легкового автомобиля с открытой однобортовой грузовой платформой вместо задней части кузова (ныне распространены преимущественно в Европе), либо специально разработанную модель с шасси рамного типа (Северная и Южная Америки и страны Азии) и кабиной различной вместимости: от одинарной 2- 3-местной до сдвоенной 5- 6-местной. В последней четверти XX века именно пикапы, ранее популярные преимущественно среди фермеров, стали бестселлерами североамериканского автомобильного рынка (ежегодные продажи только одной модели Ford F-серии превышают 1 млн в год) и в силу прожорливости своих многоцилиндровых (V8 и V10) бензиновых двигателей (дизели на грузовых автомобилях 1—3 классов грузоподъемности в США мало распространены) спровоцировали повышение нефтяных цен в 2000-е годы. В то же время подавляющую часть европейских и азиатских развозных грузовиков оснащают экономичными дизельными двигателями. В России развозные грузовики, фургоны и пикапы производят предприятия ГАЗ (семейства Соболь и Газель), УАЗ, «ИжАвто» и «ВАЗинтерСервис».
Развозные грузовики часто оснащают штатными и навесными гидролифтами.
Один из первых в мире грузовиков с ДВС Daimler-Lastwagen, 1896 Первый в мире малотоннажный дизельный грузовик Mercedes-Benz LO2000 Lastwagen 1932 г.Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики), предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке), могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более), коробкой передач (механической или автоматической), типом двигателя (бензиновым, дизельным, газовым, многотопливным, гибридным), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа, предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой). Грузоподъёмность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20—25 т. Базовым типом кузова традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, то есть предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д., либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.
Строительный самосвал Четырёхосный военный грузовик ЗИЛ-135К наиболее распространённым типам специализированных грузовых автомобилей относятся самосвалы, оснащаемые усиленным металлическим кузовом для перевозки навалочных грузов, разгружаемых методом опрокидывания, для чего предусматривается специальная, как правило, гидравлическая система. По параметрам осевой нагрузки и наружным габаритам самосвалы делятся на дорожные (сельскохозяйственные, строительные и универсальные) и внедорожные (карьерные).
Сельскохозяйственные самосвалы, как правило, оснащают кузовом с трёхсторонней разгрузкой, с бортами с дополнительными надставками, что, например, удобно при перевозке сена и прочих грузов с низкой удельной массой. Строительные самосвалы оснащают кузовами с одно- или двухсторонней разгрузкой, а универсальные — часто краном-манипулятором для самопогрузки. Грузоподъёмность двухосных дорожных самосвалов находится в диапазоне 1,5—12 тонн, а многоосных — достигает 40—45 тонн.
Внедорожные карьерные самосвалы — самые большие из существующих типов автомобилей, предназначены для вывоза породы и строительных материалов из мест открытой разработки полезных ископаемых. Их грузоподъёмность может достигать 503,5 т, а мощность двигателя — 4660 л. с., но более распространены карьерные самосвалы грузоподъёмностью в 20-50 т и 100—200 тонн. По дорогам общего пользования карьерным гигантам запрещено передвигаться из-за массо-габаритных ограничений и даже к месту работы их доставляют в разобранном виде.
Тягач с полуприцепом Автопоезд, АвстралияМагистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, то есть работы вместе с одним или более прицепом и (или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи, оснащённые вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 тоннами, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии, она увеличена до 60 тонн. В Австралии на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжёлые автопоезда полной массой до 105 тонн, так называемые Road Train, число прицепов у которых доходит до четырёх-пяти.
Американские тягачи, как правило, выполнены по классической капотной компоновке, а европейские из-за ограничения длины автопоезда — с компоновкой «кабина над двигателем». В настоящее время все магистральные тягачи оснащают исключительно дизельными и турбодизельными двигателями, хотя ещё в 1950-60-х годах проводились эксперименты по применению на тягачах газотурбинных установок (ГТД). Во всём мире для буксировки прицепов-тяжеловозов и перевозки сверхтяжёлых грузов используют так называемые балластные тягачи с укороченным кузовом, заполненным специальным балластом для увеличения сцепного веса. Мощность их двигателей может достигать 800—1200 л. с., а полная масса такого автопоезда-супертяжеловоза — превышать 2000 тонн.
org-wikipediya.ru
Грузовой автомобиль — это… Что такое Грузовой автомобиль?
Грузовой автомобиль (разг. грузовик) — автомобиль, предназначенный для перевозки грузов.
Развозные грузовики
Развозной автомобиль-фургон МультистопРазвозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Большая часть выпускаемых в мире лёгких грузовиков и фургонов относится к классу N1, то есть их полная масса не должна превышать 3,5 т (в США — до 4,54 т), а грузоподъёмность, составляет до 1,5—1,8 т. Часто грузовики такого типа оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними. Кстати, именно на базе таких фургонов выполнено большинство современных моделей автобусов особо малого класса (M1 и М2), называемых также микроавтобусами.
Американская разновидность развозных фургонов (преимущественно почтовых) со сдвижными дверями водительской кабины и увеличенной высотой кузова, приспособленных для быстрого входа-выхода экспедитора называется мультистоп.
Другим распространённым подвидом развозных грузовиков являются пикапы (от англ. pick-up — подбирать), представляющие собой либо модификацию легкового автомобиля с открытой однобортовой грузовой платформой вместо задней части кузова (ныне распространены преимущественно в Европе), либо специально разработанную модель с шасси рамного типа (Северная и Южная Америки и страны Азии) и кабиной различной вместимости: от одинарной 2-3-местной до сдвоенной 5-6-местной. В последней четверти XX века именно пикапы, ранее популярные преимущественно среди фермеров стали бестселлерами североамериканского автомобильного рынка (ежегодные продажи только одной модели Ford F-серии превышают 1 млн в год) и в силу прожорливости своих многоцилиндровых (V8 и V10) бензиновых двигателей (дизели на грузовых автомобилях 1—3 классов грузоподъемности в США мало распространены) спровоцировали повышение нефтяных цен в 2000-е годы. В то же время подавляющую часть европейских и азиатских развозных грузовиков оснащают экономичными дизельными двигателями. В России развозные грузовики, фургоны и пикапы производят предприятия ГАЗ (семейства Соболь и Газель), УАЗ, «ИжАвто» и «ВАЗинтерСервис».
Грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные
Автобетоносмеситель на шасси MANПервый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики) предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке) могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более) и типом двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, многотопливный, гибридный), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой). Грузоподъёмность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20—25 т. Базовым типом кузова, традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, то есть предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д. либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.
Строительный самосвал Карьерный самосвал LiebherrК наиболее распространённым типам специализированных грузовых автомобилей относятся самосвалы, оснащаемые усиленным металлическим кузовом для перевозки навалочных грузов, разгружаемых методом опрокидывания, для чего предусматривается специальная, как правило, гидравлическая система. По параметрам осевой нагрузки и наружным габаритам самосвалы делятся на дорожные (сельскохозяйственные, строительные и универсальные) и внедорожные (карьерные).
Сельскохозяйственные самосвалы, как правило, оснащают кузовом с трёхсторонней разгрузкой, с бортами с дополнительными надставками, что, например, удобно при перевозке сена и прочих грузов с низкой удельной массой. Строительные самосвалы оснащают кузовами с одно- или двухсторонней разгрузкой, а универсальные, часто краном-манипулятором для самопогрузки. Грузоподъёмность двухосных дорожных самосвалов находится в диапазоне 1,5—12 тонн, а многоосных — достигает 40—45 тонн.
Внедорожные карьерные самосвалы — самые большие из существующих типов автомобилей, предназначены для вывоза породы и строительных материалов из мест открытой разработки полезных ископаемых. Их грузоподъёмность может достигать 400 т, а мощность двигателя — 3000 л.с., но более распространены карьерные самосвалы грузоподъёмностью в 20-50 т и 100—200 тонн. По дорогам общего пользования карьерным гигантам запрещено передвигаться из-за массо-габаритных ограничений и даже к месту работы их доставляют в разобранном виде.
Тягачи
Тягач с полуприцепом Автопоезд, АвстралияМагистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, то есть работы вместе с одним или более прицепом и(или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи, оснащённые вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 т, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии, она увеличена до 60 т. В Австралии на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжёлые автопоезда полной массой до 105 т, т. н. Road Train, число прицепов у которых доходит до четырёх-пяти.
Американские тягачи, как правило, выполнены по классической капотной компоновке, а европейские из-за ограничения длины автопоезда — с компоновкой «кабина над двигателем». В настоящее время все магистральные тягачи оснащают исключительно дизельными и турбодизельными двигателями, хотя ещё в 50-60-х годах XX века проводились эксперименты по применению на тягачах газотурбинных установок (ГТД). Во всём мире для буксировки прицепов-тяжеловозов и перевозки сверхтяжёлых грузов используют т. н. балластные тягачи с укороченным кузовом, заполненным специальным балластом для увеличения сцепного веса. Мощность их двигателей может достигать 800—1200 л.с., а полная масса такого автопоезда-супертяжеловоза превышать 2000 тонн.
Марки зарубежных грузовых автомобилей
Марки грузовых автомобилей производства России и СНГ
См. также
Ссылки
brokgauz.academic.ru