Машина легковая зил – «ЗИЛ-4104». Автомобиль представительского класса, выпускавшийся заводом им. Лихачёва

«ЗИЛ-4104». Автомобиль представительского класса, выпускавшийся заводом им. Лихачёва

«ЗИЛ-4104», автомобиль с кузовом типа «лимузин» представительского класса, производился на заводе имени Лихачева в период с 1978 по 1983 год. Первоначальное название машины было «ЗИЛ-115».

С 1983 до 1985 года включительно выпускалась модель «ЗИЛ-41045», а позже, начиная с 1986 и до 2002 года — «ЗИЛ-41047». Существенных различий с базовой моделью не было, если не считать мелких деталей внешнего оформления кузова. Все технические параметры оставались без изменений. Смена названия носила, скорее, символический характер, так как нужно было выполнять плановое задание по усовершенствованию выпускаемых автомобилей.

«ЗИЛ-4104»: технические характеристики

Машина собиралась в кузове типа «лимузин», установленном на мощной раме с лонжеронами замкнутого контура. Передние крылья были съемными, задние приваривались. Семиместный салон с тремя рядами сидений разделялся специальной звуконепроницаемой стеклянной перегородкой, и таким образом внутреннее пространство автомобиля делилось на две совершенно автономных части.

Второй ряд сидений откидывался с помощью бесшумных шарниров и укладывался вплотную к разделительной перегородке. Таким образом освобождалось значительное пространство в заднем секторе, которое использовалось для более свободного общения пассажиров, ехавших на заднем сиденье.

Поскольку «ЗИЛ» — автомобиль представительского класса, в салоне устанавливались всевозможные устройства медийного и развлекательного характера. Среди оснащения салона был стереофонический радиоприемник всеволнового диапазона, дополняемый магнитофонной приставкой. Звучание обеспечивали шесть динамиков, вмонтированных по периметру внутреннего пространства.

Все стекла в машине были утолщенные — типа «триплекс», небьющиеся, с тонировкой. Окна в дверях поднимались и опускались с помощью электропривода, оснащенного датчиком экстренной остановки Stop-Drive.

Все детали кузова подгонялись вручную, после сборки вся конструкция красилась в 9-10 слоев с промежуточной полировкой очередного слоя. Когда автомобиль был покрашен, салон заполнялся комплектующими изделиями: пол застилался коврами, сиденья обтягивались качественным велюром, дверные панели также покрывались аналогичным материалом, но другого тона. Внутреннее убранство машины получалось настолько изящным и элегантным, что появилось определение — «стиль модели 4104 ЗИЛ». Автомобиль стал примером для подражания.

Силовая установка

На модель «ЗИЛ-4104» устанавливался бензиновый мотор повышенной мощности. За ходовыми и скоростными параметрами следили тщательно, всячески поддерживая высокое реноме машины.

Двигатель автомобиля «ЗИЛ-4104» характеристики имеет следующие:

  • тип — бензиновый;
  • объем — 7 695 куб/см;
  • мощность — 315 л.с.;
  • крутящий момент — 608 Нм;
  • расположение цилиндров V-образное;
  • число цилиндров — 8;
  • диаметр цилиндра — 108 мм;
  • степень сжатия — 9,3;
  • ход поршня — 105 мм;
  • питание — карбюратор К-259;
  • охлаждение водяное;
  • топливо — бензин АИ-95 «Экстра»;
  • расход горючего — 22 литра на 100 километров в смешанном режиме.

Трансмиссия

На автомобиль устанавливалась автоматическая трансмиссия гидротрансформаторного типа с планетарной трехступенчатой коробкой передач. Рычажный селектор расположен между передними сиденьями, вся система блокируется механическим стопором, по сути, это эффективный ручной тормоз. Разблокировка происходит автоматически при трогании с места.

Ходовая часть

Передняя подвеска машины независимая, без шкворней, на двойных поперечных рычагах, со штангой поперечной устойчивости. В качестве амортизирующего устройства, снижающего раскачивание, использовался торсион 28-миллиметрового сечения, расположенный вдоль рамного швеллера.

Задняя подвеска зависимая, на длинных (1550 мм) полуэллиптических рессорах с прокладками между листами. На всех колесах устанавливались телескопические масляные амортизаторы.

Тормозная система

Автомобиль «ЗИЛ-4104» оснащался дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колесах. Передние диски диаметром 292 мм, толщиной 33 мм, задние — в поперечнике 316 мм, толщина — 32 мм.

Гидравлический привод, разделенный на два независимых контура, действовал на все колеса одновременно. При отказе одной ветки отсутствие тормозов не ощущалось, функция автоматически компенсировалась запасной линией. Систему обеспечивал главный вакуумный усилитель и два автономных гидровакуумных. Стояночный тормоз барабанного типа был встроен в ступицы дисков задних колес.

Модификации

На базе «ЗИЛ-4104» было создано несколько модификаций различного предназначения:

  • Модель 41041, автомобиль сопровождения, с укороченной колесной базой. Уменьшение длины и веса машины существенно улучшило ее маневренность и придало высокие динамические свойства.
  • «ЗИЛ-41042» — санитарная версия для перевозки высших чинов в медицинские учреждения. Автомобиль был только черного цвета и обслуживался бригадой из трех квалифицированных врачей. В салоне не было никакого реанимационного оборудования, только носилки, расположенные в середине.
  • Модификация 41043 — автомобиль спецсвязи, выпускался на базе 41042, универсала. На крыше находилась вращающаяся параболическая антенна правительственной связи, а кузов был экранирован, во избежание электронных помех.
  • «ЗИЛ-41044» — парадный фаэтон для транспортировки министра обороны и командующего парадом на Красной площади. Всего было выпущено три автомобиля, один из которых находился в резерве.
  • Модификация 41045 — все осталось неизменным, но с кузова убрали блестящие молдинги, хромированные накладки с колесных арок, другие элементы, украшающие автомобиль. Это было вызвано сменой генсека КППС в 1983 году.

Советские автомобили

Автопром СССР 1955-1975 годов держался на трех действующих заводах: Горьковский (ГАЗ), Завод имени Лихачева (ЗИЛ), Завод имени Сталина (ЗИС), выпускающих грузовой автотранспорт и легковые автомобили представительского класса. В целом «лимузины» советского производства были вполне конкурентоспособными и надежными.

Представительский класс автомобилей — список:

  • «ЗИС-110» – первый советский автомобиль представительского класса, выпуск начался в 1945 году.
  • «ЗИЛ -111» – производство было налажено в 1958 г. на заводе имени Лихачева, относится к категории представительских машин.
  • «ГАЗ-12» ЗИМ – первый представительский автомобиль завода в Нижнем Новгороде, собирался вручную с 1948 года.
  • «ГАЗ-13» Чайка – «лимузин» Горьковского автозавода, выпуск налажен в 1959 году.
  • «ГАЗ-14» Чайка – производился вручную с 1977 года, является одним из лучших репрезентативных автомобилей советского автопрома.

Макеты

В настоящее время для коллекционеров выпускаются модели советских автомобилей представительского класса в полном ассортименте, в масштабе 1:43, который является наиболее распространенным в макетном производстве.

fb.ru

Лимузины ЗИЛ: производство продолжается — Mail Авто

В этом году Завод имени Лихачева отмечает своё 100-летие, чему «Авто Mail.Ru» посвятил цикл исторических материалов. Правда, в тени «большого» юбилея совершенно померкла другая памятная дата: в 1936 году предприятие, которое тогда именовалось Заводом имени Сталина, начало выпуск легковых моделей — лимузинов ЗИС-101.

Вся линейка ныне выпускаемых моделей: седан 41041, лимузин 41047 и кабриолет 410441. Кстати, продукция «МСЦ6 АМОЗИЛ» не может нести марку и логотип «ЗИЛ» — это собственность правительства Москвы

Притом, если сборка грузовиков на сегодняшний момент свернута окончательно и бесповоротно, то производство легковых машин живет! Точнее, выживает: дорогущие «членовозы» силами полусотни человек собираются по индивидуальным заказам из сохранившихся запчастей. Впрочем, давайте по порядку. И порядок этот начинается…

1967

…с 1967 года, когда появилось принципиально новое поколение советских лимузинов — ЗИЛ-114. К концу семидесятых из этой машины сотворят модель 4104, а десятилетие спустя «сорок один ноль четыре» обновится и получит индекс 41047. Для дальнейшего повествования важно отметить: у 41047 была короткобазная версия — седан 41041.

Со сменой поколений (на фото — модель 4102) легковой ЗИЛ должен был сохранить прежний силовой агрегат, но избавиться от рамы и сбросить полтонны массы за счёт обильного применения пластика

До конца восьмидесятых ЗИЛ ежегодно выпускал примерно по 25 легковых автомобилей (в штате при этом числились 600 сотрудников) и, конечно, готовил новые модели. Действительно новые! Например, 4102: похожий на Rolls-Royce Silver Spirit и с несущим кузовом. Но началась перестройка, провозгласившая борьбу и с госрасходами, и с привилегиями.

1988

Сотрудники Механосборочного цеха №6 (МСЦ-6), где делали «членовозы», годом начала своего собственного кризиса считают 1988-й. Именно тогда по указанию «сверху» работы над моделью 4102 постановили прекратить, а выпуск седанов 41041 — не начинать (до распада СССР сделали только 3 короткобазных машины).

С 1997 по 2000 год по «лужковскому контракту» сделали только 20 седанов, так что этот белоснежный 41041 2015 года выпуска имеет порядковый номер 26. Это второй легковой ЗИЛ белого цвета после 111-го Валентины Терешковой

В начале девяностых производство упало до штучных объемов: в год удавалось делать от одной до десяти машин… Чиновники, и олигархи голосовали рублем и долларом за иномарки, а «легковые зиловцы» искали способы выжить… Например, пытались наладить выпуск 2-тонных грузовичков из микроавтобусов «Юность».

1997

Впрочем, на заводе продолжали верить, что власти вспомнят про них. Так, в 1997 году появилась иллюзия, будто объявленная Борисом Немцовым кампания под лозунгом «Пересадим чиновников на “Волги”» обернется крупным госконтрактом. В столице нечто подобное провозгласил Юрий Лужков: для московского правительства заказали 50 седанов.

Бывший зиловец Даниил Минаев уверяет: в 90-х желающих купить легковой ЗИЛ было хоть отбавляй, но существующие машины оказались непригодны для частников — например, карбюраторный мотор не запускался уже при 0ºС

На волне оптимизма ЗИЛ попытался разработать полностью новое поколение машин. Из двух тонн (!) пластилина молодые дизайнеры Саакян и Титов создали полноразмерный 7-метровый макет лимузина, однако после очередной смены собственников завода проект заморозили, а результат полуторагодовой работы художников и макетчиков уничтожили.

2004

В начале 2000-х заводчане по собственной инициативе решили кардинально обновить лимузин 41047: тогда впервые громко заговорили, что российский президент должен ездить на российской машине, и Завод имени Лихачева при поддержке частной фирмы «Депо-ЗИЛ» затеял амбициозный проект «Монолит».

У «Монолита» — увеличенная на 200 мм колесная база, новые кузовные панели и распашные задние двери. Двигатель — впрысковый ЗИЛ (340 л.с.), коробка передач — Allison

5 миллионов евро, 7 лет работы… Один за другим искоренив врожденные недостатки исходной модели (это, скорее, тема отдельного повествования), создатели ЗИЛ-4112Р «Монолит» совершенно забыли об одном важном нюансе: «Автомобиль №1» должен быть бронированным… Разумеется, в администрации президента проект завернули.

2009

Фактическим годом «клинической смерти» МСЦ-6 следует считать 2009-й: в цеху годом ранее собрали последний 41047, новых заказов не предвиделось, а главная надежда — выиграть тендер на обновление парка кабриолетов, на которых по Красной площади во время Парада Победы передвигаются командующий и принимающий, — рухнула.

auto.mail.ru

технические характеристики, фото :: SYL.ru

Аббревиатура завода ЗИЛ (ЗИС) ассоциируется у большинства с грузовыми автомобилями или холодильниками, которые он также выпускал в больших количествах. Но еще одной сферой деятельности завода был выпуск представительских автомобилей для руководства СССР.

Представительский седан

В 1985 году в производственной программе завода появился новый лимузин ЗИЛ-41047. Появление новой машины практически совпало со сменой руководства страны – главой СССР стал М. Горбачёв. Машина базировалась на узлах своего предшественника модели 41045 и отличалась элементами отделки передней части, светотехникой и отсутствием форточек в передних дверях. Новое руководство страны положительно восприняло новую модель и использовало лимузин в течение некоторого времени.

Но ближе к концу 1986 года у М. Горбачёва возникло желание получить менее громоздкий представительский автомобиль. Спустя год это желание оформилось в техническое задание и поступило на ЗИЛ. Заказчиком машины стал кремлёвский ГОН. К этому времени конструкторы легкового подразделения ЗИЛ несколько лет вели работы над проектом нового лимузина, полностью отличавшегося от выпускаемых машин.

Проект обрел окончательные черты и предусматривал две версии машины – семиместный лимузин ЗИЛ-4101 с удлиненной базой и короткий пятиместный седан ЗИЛ-4102. Теоретически кузова машин могли иметь жесткий или мягкий верх.

Новые решения в конструкции кузова

Машина ЗИЛ-4102 с кузовом седан вполне соответствовала пожеланиям генерального секретаря. Но сроки для постройки первого образца были очень сжатыми – на все работы отводилось не более 6 месяцев. Из-за сжатых сроков отработка дизайнерских и конструктивных решений велась на полноразмерном макете седана.

В итоге конструкторский коллектив во главе с Е. Д. Гусевым сумел создать автомобиль с совершенно нехарактерными для продукции ЗИЛ решениями. Для облегчения конструкции кузов ЗИЛ-4102 выполнили по несущей схеме. В конструкции ряда кузовных деталей применили композитные материалы, что позволило повысить жесткость кузова и дополнительно снизило вес. В итоге снаряженная масса машины составила 3,25 тонны. С учетом габаритных размеров машины показатель веса очень неплохой.

Дополнительную прочность кузову придавали вклеенные в проемы лобовое и заднее стекла. Для соединения некоторых частей кузова использовались клеевые соединения. Описание ЗИЛ-4102 будет не полным без упоминания о высоком качестве звукоизоляции кузова. Двигатель и трансмиссия были закрыты специальным кожухом, уменьшавшим шумность и препятствовавшим попаданию пыли на узлы и агрегаты. Наружные панели кузова, склонные к вибрации, обклеивались звукозащитными материалами и снабжались усилителями конструкции.

Комфорт для водителя и пассажиров

В салоне имелось два ряда сидений. Сиденья имели обивку из велюра высокого качества. Кузов не имел перегородки между отделением водителя и задним рядом сидений.

Впервые в СССР машину оснастили бортовым компьютером с функцией голосовых оповещений. Систему разработали на одном из предприятий Западной Германии по заказу ЗИЛ.

Задний ряд состоял из двух индивидуальных сидений и подлокотника. Теоретически при сложенном подлокотнике там мог разместиться третий пассажир. Два кресла заднего ряда имели индивидуальные регулировки с электроприводами. На потолке в задней части кузова имелся пульт управления микроклиматом и освещением. На полу имелись откидные подставки для ног пассажиров. Интерьер салона ЗИЛ-4102 на фото ниже.

Подвеска и тормоза

Впервые для легковых автомобилей ЗИЛ внедрили независимую подвеску всех колес. В качестве амортизирующих элементов использовались пружины с функцией гашения «клевков» при разгоне и торможении. При разработке подвесок использовался опыт ведущих автомобилестроительных концернов мира. Узлы подвесок собирались на отдельных подрамниках. Рулевой механизм с редуктором типа «винт и зубчатый сектор» оснащался гидроусилителем.

Заднюю подвеску оснастили косыми продольными рычагами и стабилизатором. Передняя подвеска не имела в конструкции шкворней и также оснащалась стабилизатором.

Тяжелый и динамичный автомобиль нуждался в производительной тормозной системе. Все тормозные механизмы на ЗИЛ-4102 дисковые. Из-за выросшего диаметра тормозных дисков машина получила новые 17-дюймовые колеса. В прежних 16-дюймовых колесах новые тормозные механизмы попросту не помещались. В гидравлическом приводе тормозов было три усилителя – один вакуумный и два гидровакуумных.

Силовой агрегат и приводы

Силовой агрегат был намного более традиционной для машин ЗИЛ схемы. Для обеспечения заданных технических характеристик ЗИЛ-4102 оснастили мощным 315-сильным восьмицилиндровым мотором модели ЗИЛ-4104. Благодаря объему цилиндров около 8 литров он обладал достаточно высоким крутящим моментом (до 62 кгс/м). Для подачи топлива использовался четырехкамерный карбюратор К 259. Двигатель практически без изменений перешел с предыдущей модели. Основным отличием от мотора лимузина стала бесконтактная система зажигания.

Коробка передач — классический трехскоростной гидроавтомат модели 4105-01 — была идентична коробке ЗИЛ-41047. Благодаря мощному мотору динамические и технические характеристики ЗИЛ-4102 (фото ниже представляет общий вид силового агрегата) значительно повысились. В итоге они оказались выше, чем у лимузина предыдущего поколения.

Технические характеристики ЗИЛ-4102:

  • Максимальная скорость машины достигала 200 км/час.
  • Динамика разгона – 10,5 секунды до 100 км/час.
  • Расход топлива – в среднем 18 литров/100 км.

Поскольку автомобиль имел независимую заднюю подвеску, то для привода колес использовали ШРУС. Редуктор привода задних колес жестко крепился на подрамнике.

Первые и последние образцы

Первые два ходовых образца автомобиля собрали силами цеха №6 в мае 1988, уложившись в предписанные сроки. Одна из машин имела классический чёрный цвет, вторая была окрашена в металлик золотистого цвета. Некоторые элементы машины были заимствованными. Примером могут быть головные фары от прототипа «Вольво 850» (в тот момент заводы «Вольво» и ЗИЛ вели активную совместную работу). Во внешнем оформлении автомобилей использовалось намного меньше хрома, чем в предыдущем ЗИЛ-41047. Проведенные ходовые испытания прототипов прошли в целом успешно, показав жизнеспособность автомобиля.

Однако машины не совсем удовлетворили основного заказчика – М. Горбачёва. В традиционной для себя манере он не дал четкой оценки проекту, поэтому завод продолжил работы над проектом. Среди работников завода за машинами закрепились прозвища «Мишка» и «Райка».

Судьба прототипов

Доработки и испытания машин продолжались в лабораториях и на полигонах завода до 1991 года. В новых экономических условиях завод ЗИЛ лишился основного заказчика, а найти новых было нереально.

В итоге проект ЗИЛ-4102 закрыли, прототип черного цвета утилизировали, а золотистый сохранялся в музее ЗИЛ. В настоящее время он находится в одной из частных коллекций. От черного автомобиля сохранился ряд деталей, в том числе отпиленная передняя часть кузова в сборе с фарами, решеткой радиатора и бампером.

www.syl.ru

Самые редкие и необычные автомобили ЗИС и ЗИЛ

В 1938-м молодые инженеры Владимир Кременецкий, Николай Пульманов и Анатолий Пухалин, которым наскучила заводская рутина, задумали построить невиданный в СССР спортивный автомобиль на базе представительского ЗИС-101. К созданию машины с передовым для 1938 года обликом в стиле «шик-модерн» привлекли художника (термина дизайнер тогда еще не было) Валентина Росткова .

Сами создатели говорили, что ЗИС-Спорт 1938 года является машиной класса «шик-модерн»

Машину ваяли вечерами после работы. Инженеры увеличили объем и мощность серийного двигателя, доведя последнюю до 141 л.с. (самый могучий серийный вариант ЗИС-101 развивал 116 л.с.), в подвеске применили стабилизаторы поперечной устойчивости. О спорткаре узнал директор завода И. А. Лихачев, который принял затею и даже внес автомобиль в список подарков завода Родине к 20-й годовщине комсомола.

С этого момента постройка машины стала общезаводским делом. По расчетам ЗИС-Спорт должен был достичь 180 км/ч — огромная для СССР тех лет скорость. На испытаниях на Минском шоссе В. Петров разогнался, правда, всего до 162,4 км/ч. Но и этот результат для советских автомобилей 1930-х был внушительным. Лихачев добился, что зеленый спортивный ЗИС выставили в фойе Дома Союзов на XVII партконференции, для чего за одну ночь разобрали и собрали уличную стену. Увы, представить себе такой автомобиль в СССР даже в мелкой серии было немыслимо. Единственный экземпляр «шик-модерна» затерялся, видимо, во время эвакуации завода страшной осенью 1941-го.

Хочешь мира — готовься к войне

После Второй мировой завод не оставил военную тему и проектировал необычные модели. Скажем, санитарки на базе больших городских автобусов. Опытные образцы таких машин создали не только на основе ЗИС-155, но даже ЗИЛ-158, стандартный вариант которого потом долго и в больших количествах делал Ликинский завод.

Прототип санитарного автомобиля на базе городского автобуса ЗИЛ-158

В 1952-м Завод имени Сталина взялся за большую военную амфибию ДАЗ-485, превратившуюся в ЗИС-485. Машина была создана В. А. Грачевым на основе узлов ЗИС-151 и БТР-152. Выпуск наладили на Днепропетровском автозаводе, который вскоре перепрофилировали, а производство перевели в Москву.

Амфибия ЗИС-485 конструкции В.А. Грачева

ЗИС-485 стал первым советским автомобилем с системой регулирования давления в шинах. В 1957-м, модернизируя амфибию, внешнюю линию подкачки заменили внутренней, изменили также мосты и шины. Такую версию под именем ЗИЛ-485А в декабре 1959-го передали для производства Брянскому автозаводу.

270 «лошадей» и 270 км/ч

Но при всей загруженности завода спортивная тема на волне послевоенного подъема возродилась! Уже в 1951-м В. Родионов и художник В. Ростков (тот самый, что рисовал предвоенный ЗИС-Спорт) создали ЗИС-112. Длиннющий (база — 3760 мм) двухдверный автомобиль с одной фарой посредине (за что и получил прозвище «Циклоп») сделали по американским мотивам. Сначала на машине стоял серийный 140-сильный мотор. Заводской гонщик Б. Курбатов достиг на ЗИС-112 188 км/ч. Позднее неповоротливую машину по инициативе Курбатова укоротили, доведя базу до 3160 мм, поставили форсированный до 182 л.с. экспериментальный мотор ЗИС-112Э.

ЗИС-112 по прозвищу «Циклоп» в первозданном виде, 1951 г.

В течение полутора десятилетий в спортивной лаборатории завода понемногу строили гоночные автомобили. В 1956-м создали два ЗИЛ-112/2, кузова которых представляли собой трубчатый каркас с обшивкой из стеклоткани, пропитанной клеем. На машинах стоял форсированный рядный 8-цилиндровый 170-сильный мотор. Один из этих автомобилей имел оригинальный дизайн. А второй во многом повторял стилистику лимузина — прототипа «Москва» — предшественника ЗИЛ-111, поэтому выглядел эдаким гран-туризмо в американском стиле. Обе машины выставляли на первенстве СССР.

ЗИЛ-112/3 с передком в стиле прототипа «Москва»

Первый послевоенный «Циклоп» дожил, как минимум, до 1961 г. С уникальным кузовом начала 1950-х тогда безжалостно расстались, а на основе машины построили открытый вариант с условным названием ЗИЛ-112/6. Автомобиль с 200-сильным 7-литровым V8 выставляли на гонки в Каунасе вместе с ЗИЛ-112/4.

В 1961-м из «Циклопа» сделали ЗИЛ-112/6 (слева). Справа — ЗИЛ-112/4

А вершиной спортивных моделей московского завода стали два ЗИЛ-112С, тоже появившиеся в 1961-м. На машины, напоминающие внешне Ferrari, ставили 6- и 7-литровые моторы, а также двигатель от «Чайки» ГАЗ-13. Самый мощный вариант развивал 270 л.с. и позволял достичь астрономических для нашего автопрома 270 км/ч.

Самый совершенный спортивный автомобиль московского завода — ЗИЛ-112С

Коробка передач оставалась все той же — трехступенчатой от ЗИС-110, передняя подвеска — волговская. Зато зиловцы создали оригинальные передние дисковые тормоза, ведь советских в те годы просто не было. В 1967-м спорт лабораторию ЗИЛ закрыли, чтобы не отвлекать инженеров от куда более важного дела — разработки правительственных «членовозов».

«Мул» грузовика и лимузина

Кстати, цех легковых автомобилей породил еще одну необычную конструкцию. Низенькие машины на легковых колесах с явно широкой для них кабиной встречались иногда на улицах, вызывая любопытство и удивление прохожих. Машины звались ЗИЛ-113Г, но товарными они никогда не были, а представляли собой легковое шасси с легковым же двигателем, но с кабиной грузовика и бортовой платформой с тентом. Первый такой автомобиль построили еще в 1959-м с кабиной ЗИЛ-157, позднее использовали кабину ЗИЛ-131. Во-первых, эти машины служили носителями агрегатов легковых лимузинов без дорогущего кузова. Во-вторых, их использовали в качестве «хозяек» — автомобилей, перевозящих необходимый в дальних пробегах и командировках скарб. На шоссе такой грузовик способен был развить до 170 км/ч, а значит — практически не отставал от подопытных «членовозов». Интересно, что уже в 1990-х такой автомобиль всерьез рассматривали в качестве объекта для серийного производства…

ЗИЛ-113Г — кустарный грузовик заводских испытателей

Но сначала вспомним люксовый микроавтобус «Юность», производство которого под индексами ЗИЛ-118, ЗИЛ-119 и ЗИЛ-3207 вели с 1961 по 1994 гг. Среди поздних модификаций одна из наиболее интересных — санитарный ЗИЛ-Э118КВ с высокой крышей. Пара таких машин (одна 1978 г., вторая — 1984) работали на Городской станции скорой помощи в Москве, а также засветились в нескольких фильмах.

Первый вариант санитарного ЗИЛ-Э118КВ, 1978 г.

А в начале 1990-х при выборе конструкции малотоннажника на базе люксового микроавтобуса сделали пикап ЗИЛ-3302 и заложили бортовой однотонный грузовик с мотором Perkins. Этот образец так и не достроили. Так вот, в качестве альтернативы такому пикапу рассматривали и ЗИЛ-113Г. Для серийного производства выбрали, однако, более практичный, грузоподъемный и дешевый вариант с кабиной ЗИЛ-4331, в производство которой вложили уже огромные средства. Так получился ЗИЛ-5301 «Бычок».

Опытный образец ЗИЛ-3302

Эту модель в 1990-х предлагали во множестве модификаций, подавляющее большинство которых были, по сути, лишь опытными образцами. В 1996-м в цехе малых серий под руководством Ю. Туманова создали ЗИЛ-5302ЮГ. Машина с колесной формулой 6х2 имела третью подъемную ось. На базе этого прототипа сделали более простой ЗИЛ-5302АЛ с подкатной осью. Модель грузоподъемностью 6100 кг с 1999-го выпускали в качестве эвакуатора, но в очень небольших количествах.

ЗИЛ-5302 «Бычок» колесной формулой 6×2

Чуть раньше сделали еще один необычный «Бычок» — ЗИЛ-3313ГО. Он представлял собой отдельный санитарный модуль на шасси грузовика. С тремя лежачими больными могли ехать пять-семь медиков. Машину, созданную совместно ЗиЛом и АООТ НПО «Экран», планировали оснащать двигателями ММЗ и Caterpiller.

Опытный реанимобиль ЗИЛ-3313ГО

Но ни эта «скорая помощь», ни прочие попытки изменить судьбу завода, уже не помогли…

auto.mail.ru

ЗИЛ-111
Выпускался — 1959 — 1067 гг.
Объём двигателя — 6
Класс — большой
Тип кузова — лимузин

ЗИЛ-111 — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовами «длиннобазный седан», «лимузин» и «фаэтон», малыми сериями собиравшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1959 по 1967 год.
К середине 50-х годов первый автомобиль в государстве — ЗИС-110 — безнадежно устаревает. К тому же после смерти Сталина намечаются значительные перемены в жизни страны, которые не могли не зат….. читать дальше…..

ЗИЛ-114
Выпускался — 1967 — 1976 гг.
Объём двигателя — 7
Класс — большой
Тип кузова — лимузин

ЗИЛ-114 — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом лимузин. Обслуживал государственные учреждения, посольства, отличается совершенством конструкции, высокими эксплуатационными качествами, солидной внешностью. Этот автомобиль имел строгие и гармоничные формы. Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной.
Конструкция ЗИЛ-1….. читать дальше…..

ЗИЛ-4104
Выпускался — 1978 — 1983 гг.
Объём двигателя — 7.7
Класс — большой
Тип кузова — лимузин

ЗИЛ-117 — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом лимузин, выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение, которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104.

В 1983—1985 годах выпускался автомобиль ЗИЛ-41045, а в 1986—2002 — ЗИЛ-41047. Они имели лишь некоторые внешни….. читать дальше…..

ЗИЛ-117
Выпускался — 1971 — 1978 гг.
Объём двигателя — 7.7
Класс — большой
Тип кузова — седан

ЗИЛ-117 — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан.
ЗИЛ-117 был создан в 1971 году на базе правительственного лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же строгие и гармоничные формы. Несмотря на сокращение длины и колёсной базы, силуэт машины остался стремительным и элегантным, вполне соответствуя официозному имиджу легковых ….. читать дальше…..

ЗИЛ-41047
Выпускался — 1985 — 2000 гг.
Объём двигателя — 7.7
Класс — большой
Тип кузова — лимузин

ЗИЛ-41047 — советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом лимузин. Серийно выпускался на Заводе им. Лихачёва в 1985 — 2002 годах.

В 1985 году было начато производство ЗИЛ-41047, пришедшего на смену модели ЗИЛ-41045. Сдвоенные фары стали прямоугольными, была увеличена решётка радиатора, заменены задние фонари. Исчезли поворотные форточки на передних дверях. Автомобили предназ….. читать дальше…..

sovauto.su

ЗИЛ-41047

 

Венец творения


В 1985 году ПОСТ генерального секретаря ЦК КПСС, а фактически главы государства, занял сравнительно молодой (по советским меркам) Михаил Горбачев. Провозглашенная им политика перестройки вдохновила специалистов Завода им. Лихачева (ЗИЛ) на рестайлинг выпускавшегося в то время правительственного лимузина ЗИЛ-41045.
Необходимость в очередном обновлении была обусловлена скорее политическими соображениями, нежели техническими: шасси и двигатель создавались с внушительным конструктивным «запасом», позволявшим еще добрый десяток лет не вносить в узлы и детали никаких изменений. Дело в том, что Горбачев, в отличие от своих предшественников, много ездил по стране и часто бывал с официальными визитами за рубежом. Естественно, что автомобиль молодого, динамичного, решительно настроенного лидера просто обязан был нести большую «смысловую нагрузку», чем церемониально-протокольные средства передвижения прежних советских руководителей.

В СССР новый автомобиль главы государства, провозгласившего перестройку и обновление во всех сферах жизни общества, должен был символизировать уверенность, быстрое движение вперед, необратимость перемен, а за рубежом попросту «производить впечатление».
В «эпоху перемен» ЗИЛ вошел с обновленной моделью правительственного лимузина: в 1986 году появился первый ЗИЛ-41047. Изменения коснулись главным образом внешнего оформления. Более выразительной стала облицовка радиатора, круглые фары уступили место квадратным производства фирмы Bosch, поворотники вернулись на углы передних крыльев, а задние фонари заполнили собой все
пространство задка. С передних боковых стекол исчезли форточки, а зеркала заднего вида получили новый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна.
Этих косметических изменений оказалось вполне достаточно, чтобы добиться впечатления относительной новизны. Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля. Двигатель ЗИЛ-4104 V-образный,восьмицилиндровый, с двумя распредвалами в головках блока оснастили бесконтактной электронной системой зажигания. В 1988 году гидромеханическая передача (ГМП), унаследованная «сорок седьмым» от своего предшественника ЗИЛ-41045, подверглась модернизации: была изменена конструкция муфты свободного хода и нескольких прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. Обновленному агрегату присвоили индекс «4105-01». ЗИЛ-41047 получил 16-дюймовые колеса и еще более широкую (245 мм) «резину ». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при «разгерметизированном» колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля. Такая шина способна выдержать до семи пулевых попаданий.

Один из первых экземпляров автомобиля ЗИЛ-41047

 


На момент начала производства ЗИЛ-41047 был самым длинным (не считая специально удлиненных стретчей) и самым тяжелым серийным легковым автомобилем в мире.
41047 раз отмерь…
Едва ли выпускавшиеся ЗИЛом правительственные лимузины когда-нибудь номинировались на Государственный Знак Качества СССР» нельзя было допустить даже мысли о возможных производственных дефектах или конструктивных недостатках. Безупречное качество одно из обязательных условий «госзаказа», и достигалось оно скрупулезной ручной сборкой, многочисленными испытаниями отдельных узлов и каждого экземпляра автомобиля в целом.
Эти машины производились штучно, по стапельной технологии: не автомобиль двигался по конвейеру от одного специалиста к другому, а ответственные за ту или иную операцию по мере необходимости сами подходили к автомобилю. Цикл изготовления длился около 5,5 месяцев. В год выпускали не более 15-20 автомобилей. Все кузовные панели выколачивали вручную на дубовых шаблонах. Затем их устанавливали на автомобиль, подгоняли по месту, рихтовали и выравнивали с помощью оловянного сплава. Широко использовался ручной труд, индивидуальная подгонка деталей. Поскольку ориентировались на конкретного «заказчика», автомобили отличались комплектацией, размещением отдельных узлов и материалами отделки. Для окраски применялась нитроэмаль с нанесением в 9-15 слоев, с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Последний слой наносился и полировался уже после обкаточных испытаний, в ходе которых каждый автомобиль мог накрутить до двух тысяч километров.

 

Под обстрелом


Советские бронированные лимузины ведут свою родословную с ЗИС-115 созданной специально для Сталина модификации ЗИС-110. Вернуться к теме бронированных автомобилей заставило неудавшееся покушение на Брежнева в январе 1969 года.

Защищенные, «тяжелые» (так их называют разработчики) машины, собственная масса которых превышала пять тонн, было решено создавать по проверенной технологии: в основе конструкции лежала так называемая бронекапсула несущий объем сложной конфигурации. Все остальное строилось вокруг этой бронекапсулы. И хотя «тяжелые» машины внешне были практически неотличимы от обычных лимузинов, в конструктивном плане это была совершенно новая модель, что нашло отражение в собственном индексе — ЗИЛ-4105. С 1982 по 1987 год на одном из курганских заводов было сварено более двух десятков бронекапсул, используемых в дальнейшем на лимузинах всех поколений. Первые два автомобиля в течение 1983-1985 годов служили только для испытательных обстрелов и подрывов.
В 1984 году на шасси лимузина второго поколения ЗИЛ-41045 был построен первый «эксплуатационный броневик» ЗИЛ-41051, в течение следующих двух лет еще девять таких машин. Все они поступили на службу в Гараж особого назначения (ГОН).
В 1987 году, с появлением третьего поколения «115-го» семейства, на шасси ЗИЛ-41047 начали строить бронелимузины ЗИЛ-41052. За шестнадцать лет былосоздано 14 таких машин, причем для шести из них использовались бронекапсулы выработавших ресурс ЗИЛ-41051.
В начале 90-х годов был проведен своеобразный эксперимент, имевший скорее политическую подоплеку, нежели техническую. Три построенных на ЗИЛе базовых лимузина «41047» были отправлены в Германию, где их по традиционной технологии (то есть путем оснащения готового кузова элементами защиты) забронировала немецкая фирма Trasco Bremen. Работы были выполнены в течение 1993-1994 годов.
Один из готовых лимузинов испытывали (расстреливали) на полигоне в Германии, два других, получившие индекс «41047ТБ», поступили в распоряжение Гаража особого назначения. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что подвеска и тормоза не справляются с возросшей массой автомобиля, и эти машины вновь отправили на ЗИЛ для устранения недостатков конструкции. После доводки этим двум экземплярам присвоили индекс «41053».

Испытания ЗИЛ-4105 показали, что броня толщиной 8,5 мм уверенно дерЖит пулю с термоупрочненным сердечником, выпущенную из автомата ARM (калибр 7,62 мм), и стальную пулю из снайперской винтовки Драгунова. Защиту не смогли пробить и гранаты, взорванные под бензобаком и на крыше. Боковые стекла автомобиля выдергивали одиночный выстрел бронебойно-зажигательной пулей Б-32. По степени защиты ЗИЛ-4105 не только соответствовал классам 5-6А по отечественному ГОСТу, но и превосходил все существовавшие в те годы зарубежные аналоги.

«Тяжелые» бронированные версии ЗИЛ-41052 внешне практически невозможно отличить от «легких» ЗИЛ-41047

 

Царские покои

При создании автомобиля представительского класса особое внимание традиционно уделялось оборудованию и отделке салона. По сравнению с предшественниками интерьер салона ЗИЛ-41047 практически не изменился. В семиместном лимузине с тремя рядами сидений средний ряд образовывали страпонтены, убирающиеся в перегородку между передними сиденьями и «VIP-салоном» задней половины пассажирского отсека. Как и прежде, для удобства посадки водителя регулируемая рулевая колонка откидывалась вверх, а два «представительских» места заднего дивана имели электроприводы автономной регулировки угла наклона спинки и положения каждого из сидений. Передние сиденья обивались натуральной кожей, задние импортным велюром или плюшем. В отделке дверей, оконных рамок, приборной панели и других элементов салона использовались вставки из капы орехового дерева (реже красного дерева). Микроклимат обеспечивали две климатические установки, каждая из которых отвечала за свой отсек водительский или пассажирский. Поддерживать заданный температурный режим помогали и трехслойные детермальные стекла: поначалу использовали стекла бельгийского производства, позже отечественные. В салоне устанавливались плафоны индивидуального освещения: один потолочный и два угловых. Кроме того, в нижнюю плоскость дверных подлокотников встраивались специальные лампы, которые зажигались при открывании дверей, освещая пороги и «пядь земли» у входа. На верхней плоскости подлокотников задних дверей располагались блоки кнопок управления электроприводами стеклоподъемников окон и перегородки. Задние двери изнутри могли открыть и пассажиры заднего дивана, и «персонал» с «плацкарта» страпонтенов. Для этого ручки дверных замков располагались в обоих концах подлокотника. В нише правого подлокотника заднего сиденья под крышкой скрывался пульт дистанционного управления аудиосистемой, в нише левого пульт управления кондиционером. Расположенные над подлокотниками углубления в стенках кузова вмещали абонентские аппараты спецсвязи. Управление всеми стеклоподъемниками, а также центральным замком, блокировавшим все двери, осуществлялось и с водительского места. На центральной консоли расположились блоки управления сигнальной установкой,громкоговорителем и кондиционером, а также штатная аудиосистема. Между передними сиденьями находился бокс для аппарата спецсвязи. Установленные в глубоких круглых «колодцах» с козырьками тахометр и спидометр были прикрыты стеклами конусовидной формы, что исключало появление солнечных бликов. Стоит упомянуть и о пневмоприводе центральной блокировки замков, а также об электроприводах регулировки наружных зеркал заднего вида и управления выдвижной антенной.

В отставке
В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, его президент Михаил Сергеевич Горбачев стал «политическим пенсионером», а президент России Борис Николаевич Ельцин в качестве казенного средства передвижения предпочитал автомобили марки Mercedes.
Отношения спеццеха №6 ЗИЛа с авторынком так и не сложились. Несмотря на снятие всех ограничении на реализацию элитной продукции, зиловским маркетологам не удалось нащупать сферу сбыта, которая могла обеспечить заказами хотя бы мелкосерийное производство. Машины такого класса и по такой цене представляли интерес лишь для коллекционеров, которым вполне хватило списанных экземпляров,
совершенно законно выставленных на продажу Гаражом особого назначения.

 

 

 

 

 

 

Форма и содержание

Убранство салона ЗИЛ-41047 отличается особой «монументальностью»:
отделка выполнена из натуральной кожи, а вставки — из дорогих пород
дерева

Пульт управления звуковыми сигналами и рупорным громкоговорителем

На ранних версиях ЗИЛ-41047 в панель приборов встраивалась
радиомагнитола с кассетной приставкой, располагавшейся отдельно,
чуть ниже основного блока

Блок контрольных ламп находился над панелью приборов у нижней
кромки ветрового стекла

 

Каждая фара имела свой стеклоочиститель

Задние фонари с указателями поворотов, заходящими на боковину
кузова, были только на ЗИЛ-41047 и его модификациях

Пульт управления спецсвязи с выходом на городские и международные
линии

На передних крыльях лимузина предусматривались специальные
отверстия для установки флагштоков, которые использовались
на официальных выездах и церемониях

Водительский блок управления всеми электрическими стеклоподъемниками
боковых окон (внизу) и головными фарами (вверху)

Заправочная горловина бензобака скрывалась под задней номерной
табличкой

Несмотря на солидные размеры, машина не выглядела тяжеловесной

Пассажирский салон часто оформляли с учетом пожеланий будущего
«владельца», поэтому отделка могла варьироваться как по цвету, так
и по материалам

Задний диван был рассчитан на двоих пассажиров (для удобства
опускался широкий разделяющий подлокотник), хотя при
необходимости мог свободно вместить и троих

 

Высокие и широкие двери открывались на угол, достаточный
для свободной посадки в салон

Неубиваемая и пуленепробиваемая покрышка «Гранит»

Гидровакуумный усилитель тормозов с двумя независимыми контурами,
каждый из которых работал на все колеса. Это гарантировало
надежность тормозной системы

Под капотом ЗИЛа расположился V-образный восьмицилиндровый
бензиновый двигатель с блоком цилиндров, отлитым из алюминиевого
сплава

 

Паспортные данные

 

 

Схема автомобиля ЗИЛ-41047

 

Техническая характеристика ЗИЛ-41047

Число мест:

7

Максимальная скорость

190 км/час

Разгон с места до 100 км/ч

13 с

Раасход топлива при скорости 80 км/ч

22 л/100км

Электрооборудование

12 V

Аккумуляторная батарея

6СТ-60ЭМ 2 штуки

Генератор

4807. 3701

Реле-регулятор

1807. 3702
бесконтактное

Стартер

3307.3708

Прерыватель-распределитель

Р-116

Свечи зажигания

Э780

Размер шин

245/70R16

Масса автомобиля:

3335кг

3860 кг

на переднюю ось

1793 кг

на заднюю ось

2067 кг

Дорожные просветы:

под передней осью 

170 мм

под задней осью

195 мм

Наименьший радиус поворота:

по колее переднего наружного колеса8,25м

Подвеска передняя:

независимая, рычажная, бесшкворневая, торсионная,
амортизаторы гидравлические, телескопические

Подвеска задняя:

на двух продольных несимметричных полуэллиптических рессорах
с реактивными штангами, амортизаторы гидравлические,
телескопические, двустороннего действия

Рулевой механизм:

поршневого типа со встроенным гидравлическим усилителем.
Рабочая пара винт с гайкой на циркулирующих шариках
и зубчатый сектор. Передаточные отношения:
рулевого механизма 17,5:1, общее 20,8:1                             

Тормоза:

рабочий — дисковый с автоматической регулировкой зазора;
привод гидравлический с двумя независимыми контурами,
каждый из которых действует на все колеса. Система снабжена
одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями

стояночный — колодочный, на задние колеса

Коробка передач:

гидравлический трансформатор, работающий совместно
с трехступенчатой планетарной коробкой передач;
коэффициент трансформации — 2,0

Передаточные числа:

I 2,02; II — 1,42; III 1,0; задний ход 1,42

Двигатель

ЗИЛ-4104, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
восьмицилиндровый, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра108мм
Ход поршня105мм
Литраж двигателя7695 см3
Степень сжатия9,3
Порядок работы цилиндров двигателя1-5-4-2-6-3-7-8
Карбюратор: К-259, четырехкамерный
Максимальная мощность: 315 л. с. при 4400-4600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 62,0 кгс.м при 2500-2700 об/мин

С1986 по 2003 год, когда производство представительских машин и их модификаций на ЗИЛе
практически прекратилось, было построено около двухсот ЗИЛ-41047 и его специальных версий
Помимо широко известных модификаций существовали, например, автомобили спецсвязи,
внешне не отличимые от обычных лимузинов: ЗИЛ-4107 с оборудованием «Диск» и ЗИЛ-41071
с оборудованием «Депеша».

www.metaljournal.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *