Маз двигатель 7310 – Ураган, пожарный, технические характеристики, история создания, модификация, цена

Содержание

МАЗ-7310 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2018; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2018; проверки требуют 14 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
МАЗ-7310
Общие данные
Годы произодства 1962 — настоящее время
Сборка Минский завод колёсных тягачей
Класс грузовой
Дизайн
Тип кузова 4-местная кабина перед моторным отсеком
Двигатель
Д12А-525А
Марка Д12А-525А
Объём 38 800 см3
Максимальная мощность 525 л. с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент 2206 Н·м, при 1400 об/мин
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Ресурс 55 тыс. км.
Рекомендованное топливо дизельное
Трансмиссия
3-ступенчатая ГМП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина 8960 мм
Ширина 2885 мм
Высота 2880 мм (

ru.wikipedia.org

Тягач МАЗ 543-7310: описание

После налаживания выпуска в 1960 году тягача МАЗ-537 в конструкторском бюро спец-производства с применением его ряда узлов и агрегатов была разработана конструкция и c 1962 года освоено производство нового тяжелого четырехосного колесного самоходного шасси со всеми ведущими мостами — МАЗ-543. Шасси предназначалось для транспортирования оборудования по всем видам дорог и местности в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40o до +50oС. Двигатель — Д12А-525А (аналогичный устанавливаемому на МАЗ-537), четырёхтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива, с V-образным расположением цилиндров и развалом блоков 60o, с сухим картером, с механическим всережимным регулятором частоты вращения.

У МАЗ-543 четыре ведущих моста с односкатными колесами, оснащенными широкопрофильными шинами с протектором высокой проходимости. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Подвеска всех колес — независимая торсионная. Колеса первой и второй осей — управляемые. На шасси предусмотрены две двухместные (сиденья расположены друг за другом) двух-дверные кабины закрытого типа с системой принудительной вентиляции с повышенным давлением. Кабины изготовлены из полиэфирной смолы, армированной стеклопластиком. Оснащены отопителем, вентиляторами (предусмотрен обдув переднего стекла), переговорными устройствами для внутренней связи и радиостанцией для внешней.

Впервые МАЗ-543 широкая публика увидела 7 ноября 1965 года на параде в Москве. Тогда по Красной площади прошла батарея 9К72 «Эльбрус» (более известные на Западе как SS-1с Scud B), удивив иностранных военных атташе и журналистов. На шасси высокой проходимости размещалась ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет.

Шасси МАЗ-543 выпускалось в следующих основных модификациях:

-МАЗ-543П — базовое шасси грузоподъемностью 19600 кг.. Послужило основой для создания пусковых установок 9П117 ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 9К72 и 9П120 ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 9К76 «Темп-С».

-В 1967 году появляется шасси МАЗ-543А с увеличенной до 22000 кг. грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за счет перекомпоновки моторного отделения. На базе МАЗ-543А создан ряд специальных машин, в том числе 9К58 «Смерч», аэродромный пожарный автомобиль АА-60 (1973 год), опытный аварийно-спасательный автомобиль АА-70(543)-172, специальный кран КС-5571 (середина 70-х).

В начале 70-х годов появляется вариант шасси с существенно перекомпонованной передней частью — ряд узлов дополнительного моторного отсека был размещен на месте демонтированной правой кабины. Благодаря этому монтажная площадь за кабиной экипажа еще более увеличилась, соответственно выросла и грузоподъемность. МАЗ-543М служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия. В их числе: пусковые установки , антенные посты и кабины управления ракетной системы С-300; пусковые установки 9А52-2, РСЗО, 9К58, Смерч и транспортно-заряжающие автомобили; 4К51, Рубеж, 3К60, «Бал», машины А222 берег, крылатых ракет РК-55, транспортные машины противоракет 53Т6 «Амур», ракетные системы Тополь. На этой же базе построены подвижные командные пункты и автомобили сопровождения зенитно-ракетной бригады «Байкал», значительное число машин подвижного тылового обеспечения, таких как мобильные модули обеспечения боевого дежурства (МОБД) и другие.

В 1974 году на ВДНХ экспонировался прототип грузовика МАЗ-7310 с бортовой платформой. С 1976 года осваивается серийный выпуск бортового автомобиля МАЗ-7310 и шасси МАЗ-73101. От МАЗ-543А они в основном отличались отсутствием специального оборудования. МАЗ-7310 мог эксплуатироваться с двухосным МАЗ-8385, при этом длина автопоезда достигала 205,5 метров. Хотя МАЗ-7310 распространения в автохозяйствах не нашел, он широко использовался в труднопроходимых условиях освоения нефтяных богатств Сибири и в качестве баластных тягачей на военных аэродромах. На шасси МАЗ-73101 выпускались самосвал МАЗ 7510, аэродромный пожарный автомобиль АА-60 (7310) — 160.01 (1978 год) и специальный кран КС-5573 (1981 год).

После доработки конструкции в январе 1983 года грузоподъёмность машины была увеличена на 1 тонну при неизменном собственном весе. Соответственно бортовой автомобиль получил обозначение МАЗ-7313, а шасси — МАЗ-73131. В частности, на последнем базируются буровые станки, подъемные краны КС-5576 и КС-6571, аэродромные пожарные автомобили АА-60 (7313)-160.01 и АА-60 (7313)-220. Существует также укороченный вариант шасси — МАЗ-73132.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

Гражданские версии советских ракетовозов — Колеса.ру

Автор: Евгений Кочнев Фотографии без ссылок на источники — из архива автора

За десятки лет существования тяжелых армейских автомобилей-шасси серии МАЗ-543 создалось впечатление, что все входившие в нее машины были строго засекречены и выполняли лишь архиважные военные задачи по защите Страны Советов, связанные с несением и применением самых мощных баллистических межконтинентальных ракетных систем. На самом деле всё было не так.

Эти автомобили являлись секретными только в процессе их разработки и внедрения в производство, а гриф секретности был наложен только на смонтированные на них виды вооружения и спецтехники. В результате с началом выпуска армейских четырехосок у них сразу же появились гражданские версии, способные выполнять свои функции в вооруженных силах страны и в народном хозяйстве.

Толчком к реализации этого процесса стало правительственное постановление от января 1966 года, обязывавшее Минский автозавод ежемесячно отправлять 5–10% своей военной продукции на мирные нужды.

Грузовик МАЗ-543П двойного назначения в качестве военной учебной машины (из архива Л. Шугурова)

МАЗ-543П (1966–1974 гг.)

Во исполнение указания высшей инстанции в том же году завод представил многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П с полезной нагрузкой 19,6 т, выполненный на военном шасси МАЗ-543. Его главными внешними отличиями от боевых машин были низкобортная цельнометаллическая грузовая платформа с деревянными решетчатыми надставками, отсутствие специального армейского оснащения и светомаскировочных приспособлений.

Автомобиль МАЗ-543П с низкобортным кузовом в гражданском строительстве (из архива Л. Суславичуса)

За первый год собрали 80 автомобилей МАЗ-543П, и до окончания выпуска на свет появилось в общей сложности свыше двух тысяч машин. Первоначально их планировали использовать на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса СССР в отдаленных регионах страны со слабо развитой дорожной сетью, но постепенно диапазон их применения расширился на промышленность, строительство и лесозаготовку.

В 1970-е годы на шасси МАЗ-543П был построен и испытан опытный образец тягача с экспериментальным газотурбинным двигателем мощностью 1 100 л. с. Ярославского моторного завода.

Испытания автомобиля МАЗ-543П с газотурбинным двигателем (из архива Л. Шугурова)

Семейство МАЗ-7310 (1973–1991 гг.)

Активизация работ по гражданским версиям военных автомобилей состоялась в начале 1970-х и была напрямую связана с реализацией перспективного проекта более мощного армейского семейства «Оплот» (речь о нем впереди). Идея объединения разработок и внедрения сразу двух унифицированных видов машин, военных и гражданских, могла бы существенно сократить расходы и время на дорогостоящие изыскания и позволяла одновременно испытывать разные типы автомобилей с различными агрегатами и узлами.

Гражданский 20-тонный автомобиль МАЗ-7310 с высокобортным кузовом (из архива НИИЦ АТ)

В реальности добиться высоких результатов в этом деле не удалось: новые народнохозяйственные версии по-прежнему базировались на агрегатах машин 543-й серии и с семейством «Оплот» не имели ничего общего. В результате новые автомобили для гражданских отраслей экономики представляли собой лишь легкие модификации известных армейских грузовиков без экранированного электрооборудования, светомаскировочных устройств, средств связи и других военных атрибутов. Все они имели собственную маркировку и двойное назначение, но так и не прижились ни в народном хозяйстве, ни в Советской армии.

Базовый бортовой автомобиль МАЗ-7310 двойного назначения (из архива Л. Шугурова)

Первым в 1973 году появился автомобиль-тягач МАЗ-7310, приспособленный для буксировки тяжелых прицепов. Его базой являлось армейское шасси МАЗ-543 с 525-сильным дизелем и гидромеханической трансмиссией. Главной внешней отличительной особенностью машины была высокобортная цельнометаллическая грузовая платформа. С каждой стороны у нее имелось по два металлических борта, откидывавшихся раздельно или вместе со средней стойкой и снабженных решетчатыми надставками, вместе с которыми их полная высота достигала двух метров. Незаметной со стороны новинкой были также широкопрофильные 14-слойные шины. Вариантом бортовой машины стало 22-тонное шасси МАЗ-73101 с усиленной задней подвеской.

Военизированный вариант МАЗ-7310 на приемочных испытаниях в 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

В 1974–1975 годах автомобиль МАЗ-7310 в сцепе с двухосным прицепом МАЗ-8950 прошел государственные приемочные испытания в 21 НИИИ. На вооружение его не принимали, но в Советской армии в небольших количествах эти машины использовали на второстепенных тыловых перевозках, для установки простых надстроек и как учебные средства. Традиционно все они были зеленого цвета, но на «гражданке» их выделяла нелепая и сразу же бросавшаяся в глаза яркая желто-оранжевая окраска.

В 1974-м эту гамму пополнили еще две гражданские машины: опытный образец 19-тонного строительного самосвала МАЗ-7510 и усиленное шасси МАЗ-7910 с узлами задней подвески от серии «Оплот». Последний вариант служил для перевозки длинномерных труб, металлопроката, спиленной древесины (сортиментов) и оставался в производстве в течение 12 лет.

Пробный образец самосвала МАЗ-7510 с задней разгрузкой (из архива Л. Шугурова)

Многоцелевое шасси МАЗ-7910 для перевозки длинномерных грузов (из архива Л. Шугурова)

В экспериментальных целях на двух шасси МАЗ-7910 был смонтирован опытный боевой лазерный комплекс «Дрейф», состоявший из технологической машины с квантовым генератором и пусковой установки с системой телескопного наведения лазерного луча. Сведений о его дальнейшей судьбе нет.

Перевозка неделимого груза на 300-тонном прицепе ЧМЗАП-8389 с тягачом и толкачом МАЗ-7310 (из архива НАМИ)

Тягачи МАЗ-7310 при буксировке многоосного прицепа с тяжелым крупногабаритным грузом

В народном хозяйстве автомобили семейства МАЗ-7310 и их производные планировалось использовать прежде всего для доставки крупных неделимых грузов и буксировки прицепов массой до 25 т в отдаленных регионах СССР с суровым климатом. Силами транспортных предприятий на них монтировали дополнительные топливные баки вместимостью до 1 220 л, обеспечивавшие рекордно высокий запас хода — до 1,5 тыс. км, позволявший преодолевать длинные расстояния при полном отсутствии заправочных станций и ремонтных мастерских.

Модернизированный грузовой автомобиль МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

В 1986 году серию МАЗ-7310 заменили модернизированные 21-тонный грузовик МАЗ-7313 и шасси МАЗ-73131 с полезной нагрузкой около 23 т. Они тоже базировались на агрегатах МАЗ-543, но в них более широко стали применять усиленные узлы лонжеронной рамы и ходовой части от армейской гаммы «Оплот».

Зимние испытания многоцелевого грузовика МАЗ-7313 (фото В/О «Автоэкспорт»)

Автомобиль-тягач МАЗ-7313 двойного назначения в Советской армии (фото автора)

Завершали эту программу опытный короткобазный аэродромный тягач МАЗ-73132 с укороченной цельнометаллической грузовой платформой и 23-тонный лесовоз-сортиментовоз МАЗ-73136 с двухосным прицепом. В целом же все основные эксплуатационные параметры серии 7310/7313 не отличались от базовых военных версий.

Автомобиль-сортиментовоз МАЗ-73136 с прицепом для перевозки спиленной древесины

На гражданской службе, где за высокую мощность и хорошую проходимость эти автомобили в шоферской среде получили прозвище «Ураган», они оказались слишком непривычными для советских водителей, сложными, дорогими и распространения на «гражданке» не получили. Мелкосерийная сборка ряда версий продолжалась до 1991 года.

Автокраны на шасси семейства МАЗ-7310

На гражданских шасси МАЗ-73101 и МАЗ-73131 Одесский завод имени Январского восстания и его наследник ОАО «Краян» монтировали оборудование тяжелых многоцелевых гидравлических автокранов двойного назначения. В армии они уже не находили должного применения и использовались в основном в народном хозяйстве на общих грузоподъемных работах и в строительстве.

Многоцелевой 25-тонный кран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 (из архива СКБ-1 МАЗ)

Памятное фото на автокране КС-5573, служившем на космодроме в Плесецке

С 1981 года в производстве находился 25-тонный автокран КС-5573 на шасси МАЗ-73101 – прямой наследник войсковой модели КС-5571. Его создали для эксплуатации на нефтедобывающих предприятиях Западной Сибири, но в единичных образцах он служил в крупных северных воинских формированиях ВВС и ВМФ СССР. На нем также монтировали автономный силовой агрегат в 50 л. с. и двухсекционную стрелу длиной 14 м.

Модернизированный 25-тонный автокран КС-5574 на шасси МАЗ-73131

В 1990-е годы его развитием стал вариант КС-5574 на шасси МАЗ-73131 с трехсекционной стрелой, раздвигавшейся в длину на 32 м, а новым наследником модели 5571 по общей конструкции и комплектации стал многоцелевой 40-тонный гидрокран КС-6571 с 18-метровой стрелой и собственным силовым агрегатом для привода рабочего оборудования.

Тяжелый автокран КС-6571 из состава пожарной аварийно-спасательной части

Пожарные машины в семействе МАЗ-7310/7313

Наиболее известным предназначением машин этого семейства стали тяжелые аэродромные пожарные автомобили высокой проходимости для оперативного проведения аварийно-спасательных операций и тушения возгораний летательных аппаратов непосредственно на взлетно-посадочных дорожках крупных аэродромов ВВС СССР и на прилегающих территориях.

Аэродромная пожарная машина АА-60 (7310)-160.01 на шасси МАЗ-7310 (фото автора)

Статьи / Военная техника

Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543

Стандартизованные кузова-фургоны В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные…

8207 0 0

Первая попытка создать собственные многоосные пожарные машины двойного назначения состоялась в 1975 году, когда на шасси МАЗ-7310 появился аэродромный автомобиль АА-60 (7310)-160.01. Это была массивная красная машина полной массой 43 т, развивавшая на бетонных покрытиях военных и гражданских аэродромов невероятную для тех пор скорость 60 км/ч, позволявшую в относительно короткое время доставлять противопожарные средства к аварийному самолету.

В те времена главным средством тушения огня оставалась обычная вода, которую перевозили в цистерне вместимостью 12 тыс. литров, а для повышения эффективности к ней подмешивали специальные вещества для образования большого объема пены, препятствовавшей процессу горения. Для выброса воды и пены на горящий объект служили мощный лафетный ствол и специальные насадки под бампером для распределения их по поверхности возгорания. Для привода водяного насоса машину оборудовали дополнительным 180-сильным мотором.

Мощные аэродромные пожарные автомобили пенного тушения АА-60 (7310)-160.01 (фото автора)

В середине 1980-х противопожарное оснащение стали переставлять на шасси МАЗ-7313, что привело к созданию модернизированного варианта АА-60 (7313)-160.01, в целом не отличавшегося от предшественника.

Пожарная машина АА-60 (7313)-160.01 без лафетного ствола на полигоне МВД (фото автора)

Машина АА-60 (7313)-160.01 пенного тушения на одном из военных аэродромов (фото И. Жукова)

В 1979 году на базе МАЗ-7310 построили новый пожарный автомобиль АА-70 (7310)-220 с цистерной на 9,5 тыс. литров воды для традиционной борьбы с огнем обычной водой и пеной. «Изюминкой» этой машины стало применение нового способа тушения пожаров огнегасящим порошком, который под давлением воздуха выбрасывался через второй лафетный ствол малого диаметра.

Мощные аэродромные пожарные автомобили комбинированного тушения АА-70 (7310)-220 (фото автора)

Позднее это оборудование монтировали на модернизированном варианте АА-70 (7313)-220. В этой серии впервые появилась версия со штатным лафетным стволом между кабинами и двумя брандспойтами на подъемной шестиметровой мачте, служившими для борьбы с огнем на высоте или на больших территориях.

Аэродромный автомобиль АА-70 (7313)-220 с подъемной мачтой на шасси МАЗ-7313

По сравнению с зарубежными аналогами тяжелые советские пожарные машины не соответствовали жестким международным требованиям по скорости и динамике передвижения по территории аэропортов, однако все они впервые позволили вплотную подойти к более высокому уровню развития нашей пожарной автотехники.

В этой статье мы несколько раз упоминали малоизвестное семейство минских армейских автомобилей «Оплот». По ряду причин ему не суждено было заменить устаревшее к тому времени 543-е поколение, но тем не менее об этих перспективных военных машинах рассказать стоит. Им будет посвящена следующая статья, которая, по традиции, тоже выйдет в четверг.

www.kolesa.ru

МАЗ 7310 — четырехосный транспортировщик ракетных баллистических комплексов

Крупногабаритный четырехосный полноприводный автомобиль МАЗ-543 (МАЗ-7310 после изменения ГОСТа) выпускался единичными опытными экземплярами с 1958 года. В серийное производство машина пошла в 1962 году.

Немного истории

25 июня 1954 года по инициативе маршала Г. К. Жукова в Совете Министров СССР было принято решение о создании на Минском автозаводе конструкторских бюро по разработке многоосной внедорожной колесной машины для Минобороны. В короткие сроки на МАЗе было создано СКБ-1 и цех обеспечения опытного производства. Первыми разработками стали восьмиколесные балластные и седельные тягачи, которые после нескольких лет производства были переданы на Курганский завод колесной техники.

Военные функции

Главным предназначением автомобиля МАЗ-7310 была транспортировка ракетных комплексов, после того как выяснилось, что тягач на колесном ходу справляется с задачей лучше, чем гусеничный транспортер. Минский завод был почти полностью переведен на производство ракетного шасси.

Специфика применения машины потребовала разделить цельную кабину на две боковые. Между ними образовалось пространство в которое укладывалась носовая часть баллистической ракеты. Рама также была вогнутой формы в средней части. Швеллерные поперечины имели полуэллиптическую конфигурацию, рассчитанную на погрузку баллистических ракет. Иногда для транспортировки особо крупных ракет использовалась сцепка из двух МАЗов, поскольку один автомобиль не мог осилить многотонный груз.

Технические возможности

Два МАЗа в одной упряжке справлялись с задачей. Помогало сдвоенное рулевое управление. У пары автомобилей было целых восемь колес, которые могли поворачиваться в нужном направлении и тем самым обеспечивали необходимую маневренность автопоезда. Эти же машины работали на стройках, на нефтедобывающих предприятиях, в промышленности. Мощный МАЗ-7310 использовали для транспортировки тяжелых, длинномерных и неделимых грузов.

Постепенно население перестало удивляться, завидев гигантскую машину с четырьмя парами огромных колес. В начале семидесятых годов все чаще стали появляться заметки об огромных военных тягачах. МАЗ-7310, фотографии которого печатали в газетах и журналах, уже не представлял никакой тайны для широких масс. Самоходные установки и ракетные комплексы на этих шасси в открытую показали на военном параде на Красной площади в 1965 году. Затем МАЗ-7310 стал регулярно участвовать во всех демонстрациях, устраиваемых по линии Министерства обороны СССР.

Применение

Кроме использования автомобиля в военных целях, МАЗ-7310 нашел применение в народном хозяйстве. На базе шасси было создано множество различных модификаций: самосвалы, бортовые грузовики, трубовозы, тягачи, пожарные и снегоуборочные машины. Всюду, где требовалась передвижная техника с высоким КПД, задействовали МАЗ-7310.

Машина была внушительных размеров и могла использоваться только на просторных территориях, таких как аэропорты или морские причалы для крупных сухогрузов. В 1973 году на заводе по производству пожарных машин в Прилуках был налажен выпуск АА-60 для аэродромов. Это был настоящий прорыв, так как прежние модификации, созданные на базе ЗИЛ-157, «Урал-375», ЗИЛ-131 с задачей не справлялись по причине недостаточного запаса воды и пенного реагента. А пожарник на базе автомобиля МАЗ-7310 брал в танки 10 тонн средств пожаротушения, 12000 литров водного раствора и 900 литров эффективного пенного вещества.

В зимнее время пожарная версия быстро расчищала снег на взлетно-посадочной полосе, используя мощную пушку, которая выстреливала снежную струю на расстояние до 40 метров. Поскольку МАЗ-7310 — модель универсальная, машину использовали и как пожарную, и как снегоуборочную. При необходимости автомобиль также мог вытянуть пассажирский самолет на стартовую позицию.

Силовая установка

На машине МАЗ-7310 устанавливался дизельный двигатель Д-12-525, созданный на базе танкового В-2. Шестицилиндровая конфигурация с V-образным расположением как нельзя лучше подходила для работы по колесной схеме 8 х 8. Тяга мотора была около 525 л. с. при вращении 2000 обортов в минуту, что соответствовало техническим требованиям в полной мере. Благодаря мощному мотору автомобиль стали называть МАЗ-7310 «Ураган». Трансмиссия была полуавтоматического типа, гидромеханическая, четырехскоростная.

Весовые и габаритные параметры

Технические характеристики машины:

  • полная масса — 43200 кг;
  • вместимость бензобака — 2 х 160 литров;
  • расход горючего — 98 литров на 100 километров;
  • длина автомобиля — 14300 мм;
  • высота — 3300 мм;
  • ширина — 3180 мм;
  • колея — 2375 мм;
  • база колесная — 2200 х 3300 х 2200 мм;
  • дорожный просвет — 400 мм.

Модернизация

В 1977 году машина прошла рестайлинг, в результате чего появилась еще одна, более совершенная версия АА-70. Эта «пожарка» могла тушить возгорание при помощи порошка. Автомобиль нес третий добавочный бак, рассчитанный на загрузку трех тонн реагента. Емкость водяного танка при этом сократили до 9,5 тонн. Пожарная машина, созданная на базе тягача МАЗ-7310, стала самым эффективным передвижным средством пожаротушения на всей территории СССР. Министерство обороны закупало АА-70 в больших количествах. Все военные аэродромы были укомплектованы пожарными машинами Минского автозавода. В гражданскую авиацию техника поступала по остаточному принципу — лимиты, не выбранные Министерством обороны, перенаправлялись «Аэрофлоту».

Примерно так же сверхмощные восьмиколесные МАЗы попадали из воинских частей на «гражданку». Машины списывались в соответствии с окончанием срока службы, установленного для военной автомобильной техники, и направлялись в лесные хозяйства. МАЗ-7310 был незаменимым помощником на лесозаготовках.

fb.ru

МАЗ-7310 Википедия

МАЗ-7310
Общие данные
Годы произодства 1962 — настоящее время
Сборка Минский завод колёсных тягачей
Класс грузовой
Дизайн
Тип кузова 4-местная кабина перед моторным отсеком
Двигатель
Д12А-525А
Марка Д12А-525А
Объём 38 800 см3
Максимальная мощность 525 л. с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент 2206 Н·м, при 1400 об/мин
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Ресурс 55 тыс. км.
Рекомендованное топливо дизельное
Трансмиссия
3-ступенчатая ГМП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина 8960 мм
Ширина 2885 мм
Высота 2880 мм (по кабине) / 3100 мм (по поворотной фаре)
Клиренс 500 мм
Колёсная база 1700+2650+1700 мм
Колея задняя 2200 мм
Колея передняя 2200 мм
Масса 21,6 т
Динамические
Максимальная скорость 55 км/ч
Другое
Грузоподъёмность нагрузка на седло 25 т, масса буксируемого полуприцепа 65 т
Расход топлива 125 л на 100 км
Объём бака 2×420 л
 МАЗ-7310 на Викискладе
Колёсный редуктор без водила с сателлитами Установка дизеля между кабинами

МАЗ-543/МАЗ-7310 — советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.

Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.

Модификации[ | ]

  • МАЗ-543П — базовое шасси грузоподъёмностью 19600 кг. Основа для пусковых установок 9П117 (ракетного комплекса 9К72) и

ru-wiki.ru

МАЗ 7310 Википедия

МАЗ-7310
Общие данные
Годы произодства 1962 — настоящее время
Сборка Минский завод колёсных тягачей
Класс грузовой
Дизайн
Тип кузова 4-местная кабина перед моторным отсеком
Двигатель
Д12А-525А
Марка Д12А-525А
Объём 38 800 см3
Максимальная мощность 525 л. с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент 2206 Н·м, при 1400 об/мин
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Ресурс 55 тыс. км.
Рекомендованное топливо дизельное
Трансмиссия
3-ступенчатая ГМП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина 8960 мм
Ширина 2885 мм
Высота 2880 мм (по кабине) / 3100 мм (по поворотной фаре)
Клиренс 500 мм
Колёсная база 1700+2650+1700 мм
Колея задняя 2200 мм
Колея передняя 2200 мм
Масса 21,6 т
Динамические
Максимальная скорость 55 км/ч
Другое
Грузоподъёмность нагрузка на седло 25 т, масса буксируемого полуприцепа 65 т
Расход топлива 125 л на 100 км
Объём бака 2×420 л
 МАЗ-7310 на Викискладе
Колёсный редуктор без водила с сателлитами Установка дизеля между кабинами

МАЗ-543/МАЗ-7310 — советский полноприводный четырёхосный (8 × 8) тяжёлый колёсный грузовой автомобиль Минского автомобильного завода. В серийном производстве с 1962 года. Первый опытный экземпляр машины выпущен в 1958 году.

Впервые представлен широкой публике 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда по Красной площади прошла батарея ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» (по классификации НАТО — SS-1с Scud B). На шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчёт.

Модификации[ | ]

  • МАЗ-543П — базовое шасси грузоподъёмностью 19600 кг. Основа для пусковых установок 9П117 (ракетного комплекса 9К72) и

ru-wiki.ru

двигатель, кабина, шасси, грузоподъемность, топливные баки, трансмиссия и размеры

Тягач МАЗ-543, который до сих пор используется в армиях России и СНГ, часто можно увидеть на военных парадах, посвящённых дню Победы. Ещё во времена СССР МАЗ-543 практически каждый год появлялись на парадах, неся на своей базе очередное смертоносное оружие.

Появление нового советского военного автомобиля МАЗ-543

После того, как на Минском автомобильном заводе было освоено производство МАЗов 537 серии, из Ярославля в Минск была направлена группа инженеров, задачей которых стала разработка нового военного автомобиля, используя для этого базу и наработки, которые использовались при создании МАЗ-537.

Автомобиль МАЗ-543 начали разрабатывать уже в конце 1950-х годов. Для этого специальное конструкторское бюро №1, под руководством Шапошникова использовало все свои накопленные с 1954 года знания. С помощью инженеров из Ярославля уже к 1960-му году был готов проект шасси МАЗ-543. Советское правительство весьма оперативно отреагировало на эту новость и 17 декабря 1960 года издало постановление, которое обязало развернуть производство шасси МАЗ-543 в кратчайшие сроки.

Через 2 года первые 6 образцов шасси МАЗ-543 были готовы. Два из них сразу отправили в Волгоград, где на заводе «Баррикады» на шасси МАЗ-543 были установлены опытные пусковые ракетные установки и баллистические ракеты Р-17, с жидкостным реактивным двигателем.

Первые готовые ракетоносцы были отправлены на полигон в Капустном Яру в 1964 году, где и были проведены первые конструкторские испытания. В процессе проведения испытаний шасси МАЗ-543 показало себя с хорошей стороны, так как СКБ-1 имело опыт по разработке подобных машин с 1954 года.

Неожиданное решение по выбору компоновки кабины МАЗ-543

Новый ракетный комплекс, получивший название «Темп-с», имел очень длинную ракету (12 380 мм), поэтому длины шасси явно не хватало. Было принято решение сделать специальную выемку посередине кабины, но реализовать это не удалось. Так как оставалось только удлинять раму, главный конструктор Шапошников принял весьма смелое и неординарное решение – разделить большую кабину на две изолированных, между которыми размещалась головная часть ракеты.

Подобное разделение кабины ещё ни разу не применялось на подобной технике, но такой способ оказался единственным правильным решением. В дальнейшем, большинство предшественников МАЗ-543 имели кабины такого типа. Ещё одним оригинальным решением явилось использование нового материала для создания кабин МАЗ-543. Они были сделаны не из металла, а из полиэфирной смолы, которая была армирована стеклотканью.

Хотя сразу же нашлось множество скептиков, утверждавших, что недопустимо использовать для кабины материал, напоминающий пластик, проведённые испытания кабины доказали обратное. Во время проведения испытаний под ударной нагрузкой развалился испытательный стенд, а сама кабина уцелела.

Специально для кабины были разработаны навесные бронепластины. Так как МАЗ-543 должен был в обязательном порядке вписываться в железнодорожный формат, кабины получили по 2 места каждая, причём места располагались не в ряд, а друг за другом.

Технические характеристики МАЗ-543

При проектировании МАЗ-543 было применено немало оригинальных конструкторских решений:

  • Оригинальная рама состояла из 2-х гнутых лонжеронов повышенной упругости. Для её производства использовались технологии сварки и клёпки;
  • Для того, чтобы обеспечить необходимую плавность хода, была выбрана независимая подвеска рычажно-торсионного типа;
  • Весьма оригинальной была и трансмиссия. Четырёхступенчатая гидромеханическая КПП позволяла переключать передачи без разрыва мощности;
  • Проходимость машине обеспечивали 8 ведущих колёс, каждое из которых имело систему автоматической подкачки. За счёт регулировки давления в шинах, можно было добиться высоких показателей проходимости даже на самых сложных участках бездорожья;
  • Танковый двигатель Д-12А-525 обеспечивал автомобиль необходимым запасом мощности. Объём этого 12-цилиндрового 525 сильного движка составлял 38 880 литров;
  • Автомобиль имел 2 топливных бака ёмкостью по 250 литров каждый. Имелся также дополнительный бак из алюминия на 180 литров. Расход топлива мог составлять от 80 до 120 литров на 100 км;
  • Грузоподъёмность шасси составила 19,1 тонн, причем собственный вес автомобиля был около 20 тонн, в зависимости от модификации.

Габариты шасси МАЗ-543 были продиктованы размерами ракеты и пусковой установки, поэтому они были заранее обозначены в техническом задании:

  • Длина МАЗ-543 была 11 265 мм;
  • Высота – 2 900 мм;
  • Ширина – 3 050 мм.

Благодаря раздельным кабинам, на шасси МАЗ-543 удалось без проблем поместить пусковую установку «Темп-С».

Базовая модель МАЗ-543

Самым первым представителем семейства автомобилей МАЗ-543 было базовое шасси, обладающее грузоподъёмностью в 19,1 тонн, которое так и называлось-МАЗ-543. Первые шасси под этим индексом были собраны в количестве 6 экземпляров в 1962 году. Всего за всю историю производства было выпущено 1 631 экземпляров.

Некоторое количество шасси МАЗ-543 были отправлены в армию ГДР. Там их оснастили тентованными цельнометаллическими кузовами, которые можно было использовать как для перевозки грузов, так и для транспортировки личного состава. Дополнительно МАЗы оснастили мощными прицепными устройствами, что превратило их в мощные балластные тягачи. Те автомобили, которые не использовались в качестве тягачей, были переоборудованы в мобильные мастерские или ремонтно-эвакуационные машины.

МАЗ-543 изначально создавался в целях размещения на его шасси тактических ракетных комплексов. Первым комплексом, который был размещён на шасси МАЗ-543, стал «ТЕМП». После этого, на шасси МАЗ-543 стали монтировать новую пусковую установку 9П117.

Ещё на базе МАЗ-543 монтировались следующие комплексы и системы:

  • Береговой ракетный комплекс «Рубеж»;
  • Пункты боевого управления;
  • Специальный войсковой автокран 9Т35;
  • Станции связи;
  • Дизельные автономные электростанции.

Встречалось и другое специфическое оборудование, смонтированное на базе МАЗ-543.

Особенности МАЗ-543А

В 1963 году была выпущена опытная модификация шасси МАЗ-543А. Данная модель предназначалась для монтажа СПУ ОТРК «Темп-С». Модификацию МАЗ-543А начали выпускать в 1966 году, а серийный выпуск наладили только в 1968 году.

Специально для размещения нового ракетного комплекса база новой модели была немного увеличена. Хотя на первый взгляд никаких отличий не видно, на самом деле конструкторы немного увеличили передний свес авто, передвинув кабины вперёд. Благодаря увеличению переднего свеса на 93 мм, получилось удлинить полезную часть рамы до 7 метров.

Новые модификации МАЗ-543А в первую очередь предназначались для установки на их базы пусковой установки «Темп-С» и системы залпового огня «Смерч». Примечательно, что хотя пусковые установки «Темп-С» давно сняты с вооружения Сухопутных войск России, системы залпового огня «Смерч» до сих пор находятся на вооружении российской армии.

Модификация МАЗ-543А выпускалась до середины 2000-х годов. Всего за эти годы было выпущено около 2 600 шасси. В дальнейшем на шасси МАЗ-543А устанавливалось следующее оборудование:

  • Автокраны различной грузоподъёмности;
  • Командные пункты;
  • Комплексы связи;
  • Электростанции;
  • Различные мастерские.

Кроме вышеперечисленного, на базе МАЗ-543А устанавливалось и другое специфическое военное оборудование.

Различные опытные образцы и мелкосерийные машины, выпущенные на базе МАЗ-543

Так как в начале 70-х годов появились модернизированные пусковые установки, отличающиеся увеличенными габаритами, стал вопрос о разработке новых модификаций шасси МАЗ-543. Первой опытной разработкой стал МАЗ-543Б, собранный в количестве 2-х экземпляров. Они послужили шасси для установки модернизированной пусковой установки 9П117М.

Так как новые пусковые установки требовали более длинного шасси, вскоре появилась модификация МАЗ-543В, на основе которой в будущем был спроецирован МАЗ-543М. Модификация МАЗ-543М отличалась наличием всего одной кабины, которая была значительно сдвинута вперёд. Подобное шасси позволило размещать на своей базе более габаритные установки или оборудование.

Для различных транспортных операций как в армии, так и в народном хозяйстве, была разработана мелкосерийная модификация МАЗ-543П. Данная машина была двойного назначения. Её использовали как для буксировки прицепов и артиллерийских орудий, так и в качестве учебных машин.

Существовали также практически неизвестные модификации, которые были выпущены в единичных экземплярах в качестве опытных моделей. К ним относится модификация МАЗ-543Д, имеющая многотопливный дизельный двигатель, который мог работать как на дизельном топливе, так и на бензине. К сожалению, из-за сложности производства, данный двигатель так и не вошёл в серийное производство.

Также интересен прототип МАЗ-543Т, так называемый «Тропик». Данная модификация была специально предназначена для эксплуатации в горных и пустынных местностях.

Особенности МАЗ-543М

В 1976 году появилась новая, самая популярная модификация МАЗ-543. Прототип модели, которая была названа МАЗ-543М, проходил испытания в течение 2-х лет. Данный автомобиль был принят на вооружение сразу же после своего дебюта. Данная модификация стала самой удачной в семействе МАЗ-543. Её рама была самой длинной в классе, а грузоподъёмность автомобиля была повышена до 22,2 тонн. Самое интересное в этой модели было то, что все узлы и агрегаты были абсолютно идентичны узлам других моделей семейства МАЗ-543.

Самые мощные советские пусковые системы, зенитные пусковые системы и различные артиллерийские комплексы устанавливались именно на шасси МАЗ-543М. Также на это шасси устанавливались различные специальные надстройки. За всё время выпуска модификации МАЗ-543М было выпущено более 4 500 единиц автомобилей.

Большой интерес представляет перечень специфических средств обеспечения, установленных на шасси МАЗ-543М:

  • Передвижные общежития, предназначенные для проживания 24 человек. В данных комплексах имеются системы вентиляции, микроклимата, водоснабжения, связи, микроклимата и отопления;
  • Передвижные столовые для боевых расчётов.

Данные автомобили использовались в отдалённых районах СССР, где не было населённых пунктов и мест для проживания.

После распада Советского Союза серийное производство автомобилей МАЗ-543 всех трёх модификаций было практически прекращено. Их производили строго на заказ небольшими партиями вплоть до середины 2000-х годов.

В 1986 году лицензия на сборку МАЗ-543 была продана китайской компании Wanshan, которая выпускает их до сих пор.

Пожарные автомобили МАЗ-543 «Ураган»

Пожарные автомобили МАЗ-543 «Ураган» были разработаны специально для несения службы на советских аэродромах. Многие автомобили этой серии до сих пор эксплуатируются на аэродромах СНГ. Пожарные МАЗ-543 имеют резервуар для воды на 12 000 литров. Также имеется цистерна для образования пены на 900 литров. Подобные характеристики делают данные автомобили незаменимыми помощниками в случае возникновения внезапного пожара на аэродроме. Единственным минусом является высокий расход топлива, который достигает 100 литров на 100 км пробега.

В настоящее время автомобили семейства МАЗ-543 постепенно заменяются новыми автомобилями МЗКТ-7930, хотя этот процесс идёт очень медленно. Сотни МАЗ-543 продолжают нести боевое дежурство в армиях России и СНГ.

warways.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *