Модель зил 131 – Военная модель ЗИЛ — 131: устройство, сфера применения и последующие модификации

ЗиЛ 131 1/35 ICM — DRIVE2

Сразу решил не делать модель в предлагаемой (зеленой) окраске. Моделей военной техники на полках и так предостаточно (правда, в коробках, в основном), а вот шанс сделать что-то яркое в традиционном 35-ом масштабе выпадает нечасто.

Как я ни старался, но найти подтверждения существования желтых боровых 131-ых мне не удалось. Огромное количество специальных машин аэродромных служб, машин с КУНГ-ом (в основном, техпомощь), кабины 131-го на шасси 130-го, но именно 131-го бортового мне так и не удалось найти. Я даже задавал вопрос о возможном существовании такой машины у человека, который недавно сам красил аэродромный 131-ый в желтый цевет, хотя ясного ответа пока так и не получил. Впрочем, глядя на то, что сейчас перекрашивают грузовики хоть в розовый, я успокоил себя предположением, что из миллиона выпущенных машин вполне могла попасться бортовая, выкрашенная в желтый. Скажем, при аэродроме, покрашенная заодно со спецмашинами : )

Из доработок только самодельные решетки фар. Ну и не удержался намотать на бампер «трос».

Могу уверенно заявить, что желтый, пожалуй, является моим любимым цветом в моделизме : ) На нем прекрасно смотрится ржавчина, его легко тонировать и рядом с ним отлично выглядит любой другой цвет.

Нравится 150 Поделиться: Подписаться на автора

www.drive2.ru

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131 – грузовик производства Московского автомобильного завода имени Лихачева. Данная модель для предприятия считалась основной и пришла на замену популярному в тот период ЗИЛ-157. Особенно востребован автомобиль был в Советской Армии. Машина имела полноприводную переднемоторную компоновку и колесную формулу шесть на шесть. Подобная конструкция позволяла автомобилю передвигаться в районах, где другая техника проехать не могла.

Производство ЗИЛ-131 продолжалось с 1966-го по 1986-ой года, после чего был выпущен улучшенный вариант (ЗИЛ-131Н), получивший более широкую линейку двигателей.

Модель несколько раз подвергалась различным преобразованиям. Однако изменения были незначительными. В 1994-ом году завод Лихачева прекратил производство автомобиля. Однако выпуск грузовика продолжился на Уральском моторном заводе. Здесь ЗИЛ-131Н сняли с конвейера лишь в 2002-ом году, заменив на более совершенный ЗИЛ-433420. Также на Уральском автомоторном заводе началось производство модели АМУР-521320, ставшей полным аналогом ЗИЛ-131Н. Выпуск данной модификации продолжается и в настоящее время.

Видео


Завод имени Лихачева выпускал множество модификаций модели. Среди них:

  1.  ЗИЛ-131 – базовая модификация, производство которой продолжалось с 1967-го по 1986-ой года;
  2.  ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, перекочевавшим от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971-ом году;
  3.  ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986-х годах;
  4.  ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов;
  5.  ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992-ом году. Ее производство продолжалось 2 года;
  6.  ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987-ом году;
  7.  ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  8.  ЗИЛ-131НВ – седельный тягач с улучшенной платформой;
  9.  ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  10.  ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  11.  ЗИЛ -131С и ЗИЛ -131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманками, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  12.  ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  13.  ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  14.  ЗИЛ-131-137Б – автопоезд.

Технические характеристики

Снаряженная масса ЗИЛ-131 составляет 6135 кг с лебедкой, 6375 – без лебедки. Полная масса с лебедкой – 10425 кг, без нее – 10185 кг. Модель имеет грузоподъемность по грунту 3500 кг. Нагрузка на переднюю ось составляет 2750 кг, на тележку- 3385 кг.

Динамические характеристики модели:

  •  максимальная скорость – 85 км/час;
  •  максимальная скорость в составе автопоезда – 75 км/час;
  •  тормозной путь на скорости 50 км/час – 29 м;
  •  выбег с 50 км/час – 450 м;
  •  максимальный преодолеваемый подъем – 60%;
  •  максимальный преодолеваемый подъем в составе автопоезда – 36%.
  •  минимальный радиус разворота автомобиля составляет 10,8 м, а глубина преодолеваемого брода – 0,9 м.

Габариты модели:

  •  длина – 7040 мм;
  •  ширина –2500 мм;
  •  высота – 2480 мм;
  •  колесная база – 3350 (+1250) мм.

Передняя и задняя колеи автомобиля составляют 1820 мм, дорожный просвет – 330 мм.

Расход Топлива ЗИЛ – 131

Контрольный расход топлива ЗИЛ-131 на скорости 60 км/час составляет:
– 46,7 л – для автопоезда;
– 35 л – для автомобиля.

Модель комплектуется двумя топливными баками по 170 л, что обеспечивает запас хода в 600-630 км.

Двигатель

ЗИЛ-131 комплектуется широкой линейкой силовых агрегатов. Однако наибольшее распространение получили версии с бензиновым двигателем модели «ЗИЛ-5081». Данный 8-цилиндровый 4-тактный V-образный карбюраторный агрегат оборудуется подогревателем «П-16Б», обеспечивающим нормальную работу в зимнее время. Двигатель имеет жидкостное охлаждение и небольшую массу.

Характеристики силовой установки:

  •  рабочий объем – 5,97 л;
  •  номинальная мощность – 150 л.с.;
  •  максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  •  частота вращения – 3200 об/мин;
  •  диаметр цилиндра – 100 мм;
  •  степень сжатия – 6,5.

Для движения по запыленной местности двигатель комплектуется специальным пеномасляным фильтром с 3-ступенчатой системой очистки воздуха. Надежный топливный насос большой производительности позволяет бесперебойно функционировать при высокой температуре.

Фото

gruzovo.com

Обзор модели ЗИЛ 131

История

В 1964 году завод ЗИЛ кардинально обновляет выпуск автомобильной продукции. Сначала появилась двухосная модель ЗИЛ 130, а затем ее трёхосная модель ЗИЛ 131. Это полноприводный грузовой автомобиль, предназначенный для военных целей. Унификация двух моделей не производилась. ЗИЛ 131 получил угловатые крылья кабины и упрощенную решетку радиатора. Выпускался с 1967 по 1990 год.

Важным дополнение в конструкции стал гидроусилитель руля, а тормоза стали производится с пневмоприводом. Для удобства езды по труднопроходимой местности, имеется электропневматический привод, который подключает передний мост прямо из кабины водителя. Для этого на приборной панели имеется тумблер. Пневмопривод автоматически включается за счёт выключателя в раздаточной коробке, при переключении на пониженную передачу. Также в кабине имеются широкие люки, предназначаемые для наблюдения во всех направлениях.

Технические характеристики

Силовой агрегат был также поменян. В армейской версии устанавливался карбюраторный V8 с мощностью до 150 л.с., что на 50% мощнее предшественника, которым оснащался ЗИЛ 130. Для большей производительности на двигатель устанавливалась БСЗ с электро коммутатором (с возможностью подключения генератора переменных импульсов до 30 часов) и достаточно производительный генератор переменного тока.

Тяговой мощности было в избытке, и конструкторы приступили к разработке активного полуприцепа на жидкой связи (по средствам масленых магистралей высокого давления, соединявших насос на тягаче и гидромоторы осей прицепа). За все время было произведено около десяти тысяч данных моделей прицепов и тягачей. Основное предназначение – это транспортировка походных хлебозаводов, минных тралов и ракет.

ЗИЛ 131 можно назвать одним из главных грузовиков стран Варшавского договора. В те годы большинство 131-х можно было увидеть на аэродромах. Они использовались как заправщики и пожарные машины, а также для перевозки кондиционеров и установок проверки гидросистем.

Габариты

  • Длина 7400 мм;
  • Ширина 2503 мм;
  • Высота 2485 мм;
  • База 3500 мм;
  • Клиренс 330 мм;
  • Грузоподъемность до 5000 кг;
  • Масса авто 5000 кг;
  • Дорожный просвет 335 мм;
  • Мощность двигателя 150 л.с.;
  • Максимальная скорость 80 км/ч;
  • Объем бака 175 л.

Трансмиссия и кузов

Трансмиссия пятиступенчатая механическая. В КПП применены новые замки второй и четвертой передач, за счет которых не происходит самопроизвольное выключение. Это особенно важно на крутых спусках, при торможении двигателем.

Кузов выполнен в виде платформы из дерева с накрывающимся тентом. Задний борт откидывающийся, а по боковым сторонам имеются скамейки для транспортировки шестнадцати человек. За счет установки дополнительной скамейки в центре кузова число пассажиров увеличивалось до двадцати четырех.

В 1986 производилась модернизация модели ЗИЛ 131. На автомобиль устанавливались как переделанные бензиновые двигатели, так и дизельные варианты силовых агрегатов. Грузовик также имел возможность установки лебедки, а некоторые модели специально подготавливались к холодному климату. Всего к концу производства было выпущено 999000 экземпляров.

carrrsmag.com

Автомобиль ЗиЛ-131 | Модельный блог

Одним из самых распространенных грузовиков Советской Армии, наряду с машинами «Урал», стал автомобиль ЗиЛ-131. Большое число машин этого типа и по сей день стоит на вооружении Российской Армии.

В 1964г. завод имени Лихачева кардинально обновил свою производственную программу. Это затронуло и внешнее и внутренне содержание московских грузовиков московского автозавода. К двухосному народнохозяйственному ЗИЛ-130, спустя 3 года, добавился трехосный армейский автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-131, который пришел на смену автомобилю ЗиЛ-157. Попытки наружней унификации гражданского и армейского вариантов военные решительно отвергли. Изначально для армии был предложена машина с кабиной от ЗиЛ-130. Но ремонт передних крыльев, дутой формы, и фигурной решетки радиатора, в полевых условиях, занимал слишком много времени. Поэтому, военная версия получила упрощенные обводы кабины и передка. На машине появился гидроусилитель руля, переднее стекло сало панорамным и стало возможным подключать передний мост дистанционно из кабины. Новый восьмицилиндровый V-образный двигатель стал вполовину мощнее ЗиЛ-157. У машины появилась избыточная тяговооруженность, которая пригодилась при разработке и дальнейшем использовании активного полуприцепа. Обладая хорошей проходимостью, ЗиЛ-131 мог буксировать тяжелое вооружение даже по глубокому снегу. Широкие люки на крыше кабины предназначались для управления движением и наблюдением за воздухом. На базе автомобиля, кроме грузовика, было создано большое количество специальных машин. Для него были разработаны кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-131 использовался в качестве базы для седельных тягачей, топливозаправщиков, командных пунктов, ремонтных мастерских, радиостанций, аппаратных машин радиолокационных станций и многого другого оборудования. Широко данная машина использовалась и в авиации. На ее базе было создано большое количество специализированной техники. Это аэродромные кондиционеры бортовой аппаратуры, установки проверки гидросистем, масло и воздухозаправщики. Также большое количество этих машин использовалось и в народном хозяйстве. ЗиЛ-131 использовался в качестве базы и для пожарных автомобилей. Машина отличалась хорошей проходимостью, легкостью в управлении, устойчивостью при движении и хорошей маневренностью. В процессе производства она постоянно дорабатывалась.

Технические характеристики автомобиля ЗиЛ-131.

Года выпуска 1967-1990
Длина: 7040 мм
Ширина: 2500 мм
Высота: 2480 мм
Клиренс: 330 мм
Грузоподъемность: 3500 кг
Колесная формула: 6х6
Мощность двигателя: 150 л.с.
Максимальная скорость: 80 км/ч
Расход топлива на 100 км и скорости 60 км/ч: 35 л
Запас хода: 850 км
Количество экземпляров: 998 429 шт.
Преодолеваемый брод: до 1.4 м

Сегодня представляю фото автомобиля ЗиЛ-131 из Технического музея АвтоВАЗ города Тольятти, они сделаны 25 июня 2014 года. Здесь машина используется в качестве базы для авторазливочной станции. Она предназначена для дезактивации, дегазации и дезинфекции боевой техники, вооружения, транспорта и местности жидкими растворами. Так же позволяет транспортировать, временно хранить и перекачивать дегазирующие вещества и растворы. Авторазливочная станция смонтирована на автомобильном шасси и состоит из цистерны, трубопроводов, насосов с механическим и ручным приводом. В комплект станции входит съемное оборудование, состоящее из насадок со щетками, резинотканевых рукавов, удлинителей, разбрызгивающих насадок и раздаточных коллекторов.

По мнению коллег, на фото показана авторазливочная станция АРС-12, хотя она использовалась на базе ЗиЛ-157. Определить, строевая это машина или самоделка работников музея пока не представилось возможным. Штатно на шасси ЗиЛ-131 должна устанавливаться станция АРС-14.

Ни одним из производителей сборных моделей авторазливочные станции не выпускаются ни в одном из масштабов. Так что, если кто пожелает иметь в коллекцию эту модель, придется ее делать самостоятельно, благо, база производится масштабах и 1:35, и в 1:72.

hobby-models.ru

ЗиЛ-131 Википедия

ЗИЛ-131
Общие данные
Годы производства 1966—2002
Сборка ЗИЛ (Москва, СССР)
ЗИЛ (Москва, Россия)
АМУР (Новоуральск, Россия)
Дизайн
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Двигатель
ЗИЛ-131
Производитель ЗИЛ
Марка ЗИЛ-131
Тип Бензиновый
Объём 5969 см3
Максимальная мощность 150 л. с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент 402 Н·м, при 2000 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Расход топлива при смешанном цикле 49,5
Диаметр цилиндра 100 мм
Ход поршня 95 мм
Степень сжатия 6,5
Система питания карбюратор
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм OHV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо А-76
Трансмиссия
механическая 5-ступ.
Производитель ЗИЛ
Модель 130
Тип механическая
Число ступеней 5
Передаточные отношения
1 передача 7,44
2 передача 4,10
3 передача 2,29
4 передача 1,47
5 передача 1,00
Задняя передача 7,09
Переключение напольный рычаг
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.
Характеристики
Массово-габаритные
Длина 7040 мм
Ширина 2500 мм
Высота 2480 (с тентом 2970) мм
Клиренс 330 мм
Колёсная база 3350+1250 мм
Колея задняя 1820 мм
Колея передняя 1820 мм
На рынке
Похожие модели КрАЗ-255Б, Урал-375Д, Урал-4320
Другое
Грузоподъёмность 5000 кг
Объём бака 2×170 л
 ЗИЛ-131 на Викискладе

ЗИЛ-131 — советский и российский грузовой автомобиль повышенной проходимости Московского автозавода имени Лихачёва, основная модель. Являлся заменой грузовика ЗИЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии.

Технические характеристики

  • Снаряжённая масса:
    • без лебёдки — 6135 кг
    • с лебёдкой — 6375 кг
  • Полная масса:
    • без лебёдки — 10 185 кг
    • с лебёдкой — 10 425 кг
  • Грузоподъёмность:
    • по грунту — 3500 кг
  • Допустимая масса прицепа:
    • по дорогам с твёрдым покрытием — 6500 кг
    • по грунту — 4000 кг
  • Запас хода — 630 км
  • Радиус разворота — 10,8 м
  • Тормозной путь со скорости 50 км/ч — 29 м

Кузов — деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги. В отличие от ЗИЛ-157, на ЗИЛ-131 установлен V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 150 л. с., унифицированный с двигателем автомобиля ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления, был применён электропневматический привод включения переднего моста. Передний мост можно включить тумблером на панели приборов, а при включении рычагом понижающей передачи в раздаточной коробке от установленного в механизме выключателя принудительно включался пневмопривод включения переднего моста. В КПП на 2-й и 4-й передаче имеются замки, предотвращающие самопроизвольное выключение передачи, например при торможении двигателем на спуске. Была применена бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором, более мощный автомобильный генератор переменного тока. На случай выхода из строя электронного коммутатора имеется аварийный генератор импульсов, позволяющий двигаться своим ходом до 30 часов без существенной потери динамики.

История и модификации

В 1960-м году предлагался вариант с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2). Модернизированный бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 отличался увеличенной степенью сжатия, позволяющей эксплуатировать автомобиль на более высокооктановом топливе А-76 и АИ-93, винтовыми впускными каналами в ГБЦ.

Для ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):

  • Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗИЛ-131НА.
  • Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137-137Б (10 × 10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗИЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗИЛ-375.
  • Для холодного климата ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС, ЗИЛ-131НВС.

Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и масса других[1]. Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг.

Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. п.) выпускается до сих пор. Основное отличие ЗИЛ-131Н от других ЗИЛов, это возможность установки на нём бурильно-крановой установки (БКМ-313), с глубиной бурения 3 м. Также имеется ЗИЛ-131НА с установкой БКМ-313, у которого глубина бурения 5 м.

  • Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗИЛ-131

  • Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(131)М9-АР-01 на шасси ЗИЛ-131 производства «Пожтехника-Поморье», Архангельск

  • 500-км марш украинской армии на ЗИЛ-131

  • ЗИЛ-131. Вооружённые силы России

  • ЗИЛ-131. Вооружённые силы России

  • Вид на двигатель слева

  • Вид на двигатель справа

  • Манометр и кран регулирования давления воздуха в шинах, спидометр

Серийные пожарные автомобили на базе ЗИЛ-131

  • АЦ-40 (131), модель 137
  • АЦ-40/3 (131С), модель 153
  • АЦ-2,4-40 (131) 007-ИР
  • АЦ-2,5-40 (131Н)-6ВР
  • АЦ-3,0-40 (131)М9-АР-01
  • АЦ4-10 (131)
  • АР-2(131), модель 133
  • АЛП-40 (131), модель 223
  • АЛ-30 (131), модель ПМ-506
  • ПНС-110 (131), модель 131
  • АА-40 (131), модель 139
  • АГВТ-100 (131), модель 141

В сувенирной индустрии

  • Масштабные модели автомобилей ЗИЛ-131 и его модификации (с тентом, цистерна, пожарная) в масштабе 1:43 выпускаются на казанском заводе «Элекон». Кроме того, китайской фирмой «Технопарк» выпускается ЗИЛ-131 в исполнениях «бортовой», «самосвал» и «автокран». Украинская фирма ICM изготавливает сборные модели ЗИЛ-131 в масштабе 1:72, а с 2014 года и в масштабе 1/35.
  • В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предоставил модель бортового грузовика ЗИЛ-131 цвета хаки. Также этот производитель выпустил экспортный вариант бортового грузовика бежевого цвета.
  • В конце 2014 года производитель Автоистория выпустил модель ЗИЛ-131 в пяти различных вариантах

Примечания

  1. Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — ISBN 5-7030-0226-5.

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *