Т-64 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуТ-64 | |
---|---|
Опытный танк объект 003 на базе объекта 432 в парке победы в Саратове | |
Т-64 | |
Классификация | Средний танк |
Боевая масса, т | 36 |
Экипаж, чел. | 3 |
История | |
Разработчик | КБ-60М |
Производитель | З-д им. Малышева |
Годы разработки | с 1960 по 1967 |
Годы производства | с 1963 по 1969[1] |
Годы эксплуатации | с 1964 |
Количество выпущенных, шт. | 1198 |
Основные операторы | СССР |
Танки Самолеты | Т-64 — советский основной боевой танк. Создан в начале 1960-х, серийно выпускался с 1963 года, принят на вооружение Советской армии в 1967 году под маркой «средний танк Т-64». Предшественником серийного основного танка Т-64, открывшим второе послевоенное поколение, стал средний танк «Объект 430». Работа над ним началась в конце 50-х годов, а в 1957 году появился первый экспериментальный образец. В его конструкции использовалась улучшенная традиционная компоновочная схема башенного танка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и раздельным размещением экипажа. Устанавливалась 100-мм нарезная пушка Д-54ТС с боекомплектом из 50 унитарных выстрелов. Применялись монолитная сильно дифференцированная броневая защита, новый двухтактный дизель 5ТД, механическая планетарная трансмиссия. Лобовые детали корпуса и башни не поражались 100-мм бронебойным снарядом с дальности 1000 метров. Танк Т-64 имел очень небольшой забронированный объем (менее 10 м3), что достигалось плотной компоновкой и применением трансмиссии в виде двух малогабаритных пятискоростных бортовых коробок передач (БКП), включающих собственно коробку и бортовой редуктор. В 1964 году была разработана модель, испытания и доработка которой продолжались до принятия на вооружение в 1967 году. Танк, получивший название Т-64, вооружался 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68, боекомплект которой состоял из 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой. В состав СУО входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. Впервые в мировой практике для серийных машин с традиционной компоновкой и пушкой большого калибра был создан автомат заряжания, в котором размещалось 30 выстрелов. Также впервые в конструкции корпуса и башни использовалась комбинированная броня. В моторно-трансмиссионном отделении чрезвычайно малых размеров располагались двухтактный многотопливный дизель 5ТДФ мощностью 700 л. с. и трансмиссия. Последняя состояла из двух семискоростных планетарных БКП с фрикционными элементами, работающими в масле, имела гидросервоуправление. Ходовая часть с соосными торсионными валами, опорными и поддерживающими катками с внутренней амортизацией, телескопическими амортизаторами и гусеницей с резино-металлическими шарнирами параллельного типа обеспечивала хорошие характеристики подвижности. На танке Т-64 использовались электрогидравлические приводы наведения пушки, механизм удержания (противовращения) командирской башенки, откидные противокумулятивные экраны, ОПВТ, позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины, и некоторые другие оригинальные технические решения. В 1969 году начался выпуск модернизированного танка, получившего в 1973 году наименование Т-64А. Первоначально он отличался от Т-64 установкой 125-мм гладкоствольной пушки 2А26, которая вызвала изменения в конструкции автомата заряжания, прицела-дальномера и стабилизатора. В дальнейшем были введены зенитный пулемет НСВТ с дистанционным управлением от командира, башня с повышенным уровнем защиты, автоматическая система коллективной защиты от оружия массового поражения, оборудование для самоокапывания, крепление для монтажа минного трала КМТ-6, встроенная система, позволяющая преодолевать брод глубиной до 1,8 м без специальной подготовки и выхода экипажа из танка, а также система, обеспечивающая работу двигателя в условиях высокогорья. Начиная со второй половины 70-х годов в процессе серийного производства постоянно осуществлялась модернизация танка. В 1976 году был установлен комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. Модификация танка получила индекс Т-64Б. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал называться Т-64БВ. В 1987 году производство этих боевых машин было прекращено. Экипаж танка Т-64БВ состоит из трех человек: командир танка и наводчик размещены в башне (первый справа, второй слева от пушки), механик-водитель располагается в носовой части корпуса по продольной оси машины. Сокращение экипажа достигнуто за счет применения автомата заряжания. Наряду с плотной компоновкой это обеспечило малый забронированный объем (менее 11 м3) и низкий силуэт машины. В носовой части корпуса по бокам от механика-водителя расположены топливные баки, правый является баком-стеллажом — в нем и рядом с ним размещено семь выстрелов к пушке. Водитель занимает свое место через люк в крыше корпуса, но при этом пушка должна быть повернута на небольшой угол. За сиденьем механика-водителя в днище танка имеется люк запасного выхода. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. В нем размещены рабочие места командира и наводчика, пушка и спаренный с ней пулемет, автомат заряжания, система управления огнем, средства связи и другое оборудование. Механизированная боеукладка на 28 выстрелов в виде конвейера с лотками расположена по периметру боевого отделения. В каждом лотке снаряд размещен горизонтально головной частью к оси вращения, метательный заряд в частично сгорающей гильзе — вертикально,металлическим поддоном (несгорающая часть гильзы) вверх. Обитаемая часть отделена от конвейера специальной кабиной,вращающейся вместе с башней. Для перехода механика-водителя в боевое отделение необходимо снять с каркаса механизированной укладки два лотка. В обитаемых отделениях на внутренней поверхности башни, крыше корпуса, люков, кабины механизированной боеукладки и других местах закреплен поглощающий материал системы защиты от проникающей радиации в виде подбоя. Боевое отделение изолировано от моторно-трансмиссионного герметичной перегородкой, в которой имеются вытяжной вентилятор и клапан охлаждения стартера-генератора. В правой задней части корпуса у моторной перегородки размещены ФВУ и подогреватель двигателя. Остальной промежуток между перегородкой и механизированной боеукладкой занят двумя топливными баками. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) занимает объем 2,6 м3 в кормовой части корпуса. Характерной особенностью является использование двухтактного дизеля с горизонтально расположенными цилиндрами, встречно движущимися поршнями и двумя коленчатыми валами, что обусловило конструкцию трансмиссии в виде двух агрегатов — бортовых коробок передач. Малая высота двигателя позволила разместить над ним кожух эжектора с водяным и масляным радиаторами и бункером с инерционной решеткой первичной очистки воздуха для питания двигателя. В МТО размещены также масляные системы двигателя и трансмиссии. На над-гусеничных полках расположены наружные топливные баки. Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная танковая пушка-пусковая установка 2А46-2, с теплозащитным кожухом и эжекционной продувкой ствола. Она используется для ведения огня осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными и кумулятивными артиллерийскими снарядами, а также управляемыми ракетами. Боекомплект состоит из 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Автоматическое заряжание осуществляется из механизированной боеукладки путем выведения снаряда и заряда в плоскость заряжания, их подъема электрогидравлическим подъемником на линию досылания и перемещения в зарядную камору одним ходом досылателя. После выстрела поддон улавливается специальным механизмом и перекладывается в освободившийся лоток. В случае отказа автомата возможно ручное заряжание, но скорострельность при этом будет значительно ниже. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с ленточным питанием и темпом стрельбы 700-800 выстрелов в минуту. Его боекомплект составляет 1250 патронов. Зенитная пулеметная установка с пулеметом НСВТ калибра 12,7-мм и дистанционным управлением обеспечивает стрельбу по воздушным целям на дальность 1500 метров, а по наземным-2000 метров. Боекомплект пулемета состоит из 300 патронов. Для наблюдения за полем боя у командира танка наряду с 1-кратными призменными приборами установлен комбинированный (дневной/ночной) перископический бинокулярный прибор ТКН-ЗВ с 5-кратным увеличением дневной и 4,2-кратным увеличением ночной прибор, работающий с осветителем инфракрасного излучения. Для стрельбы из зенитной пулеметной установки используется оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой, имеющий поле зрения 50°. У наводчика имеются оптический квантовый монокулярный перископический прицел-дальномер со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях с увеличением, плавно изменяющимся в пределах 3,9-9 крат, 1-кратный призменный прибор и ночной прицел ТПН149-23, работающий с осветителем Л-4А. Система управления огнем 1АЗЗ дает возможность ведения эффективного огня из пушки и спаренного пулемета с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям. В ее состав входят прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор вооружения 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и другие элементы. В прицеле-дальномере зеркала визуального канала с высокой точностью стабилизированы в двух плоскостях. При движении танка по пересеченной местности стабилизатор поля зрения сохраняет неизменным положение зеркал, обеспечивая тем самым их неподвижность (стабилизацию линии визирования и ее стабилизированное наведение). Танковый баллистический вычислитель обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения пушки в зависимости от дальности, измеренной прицел-дальномером или введенной вручную, изменения дальности, обусловленного собственным движением танка, крена цапф, скорости бокового ветра, скорости относительного перемещения цели, отклонений условий стрельбы от нормальных при стрельбе из пушки различными типами снарядов. Кроме того, при стрельбе управляемой ракетой в нем вырабатываются углы возвышения и упреждения пушки, а также временной интервал в зависимости от измеренной дальности. Электрогидравлический стабилизатор вооружения обеспечивает относительное сохранение пушкой и спаренным пулеметом заданного положения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приведение пушки к углу заряжания на время автоматизированного цикла заряжания и по его окончании — в заданное положение. Кроме того, стабилизатором вооружения осуществляется гидростопорение пушки при отскоке от верхнего или нижнего упоров со скоростями, превышающими 7-8,5° в секунду, и в момент приведения к углу заряжания. В блоке разрешения выстрелов происходит замыкание цепей стрельбы пушки и спаренного пулемета в моменты времени, когда рассогласование между практическим и заданным положением пушки не превышает определенной величины, а также производится необходимая коммутация сигналов. На танке используется комплекс управляемого вооружения 9К112-1, основными элементами которого является управляемая ракета 9М112 и станция наведения,установленная в боевом отделении танка (за спиной наводчика). Комплекс обеспечивает стрельбу управляемой ракетой на дальность до 4 километров с места и с ходу с вероятностью попадания в цель типа танк, равной 80 %. Конструкция ракеты отвечает специфическим особенностям ее применения в танковом комплексе вооружения. Она состоит из головной и хвостовой частей, выполненных в размерах снаряда и заряда обычных баллистических боеприпасов и может размещаться в любом лотке механизированной боеукладки автомата заряжания. В головной части ракеты размещены кумулятивный заряд и пороховой маршевый двигатель, в хвостовой — аппаратурный отсек и метательное устройство. Стыковка частей осуществляется в лотке механизма заряжания при их досылании в ствол. Для управления ракетой на траектории применяется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицельную марку на цели, а система наведения автоматически ведет ракету к ней. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы по бортовому источнику модулированного света. Команды управления передаются по узконаправленному радиолучу. В зависимости от внешних условий стрельбы наводчик выбирает один из трех режимов управления полетом ракеты. При стрельбе на пыльных грунтах возникающее после выстрела пыледымовое облако может явиться причиной потери видимости цели. Для уменьшения влияния пыли пушке придается небольшой угол возвышения над прицельной линией. После выстрела ракета «захватывается» аппаратурой управления, подающей команду на возвращение к линии прицеливания. Сделав «горку», ракета опускается на прицельную линию. Этот режим является основным. Дополнительный режим управления дает возможность ведения стрельбы в том случае, когда имеется опасность образования пылевого следа вдоль трассы полета. В этом режиме после «горки» ракета не опускается на прицельную линию, а летит с превышением. Лишь непосредственно перед целью она опускается на линию. При стрельбе в этом режиме наводчик должен предварительно измерить дальность до цели. Третий режим стрельбы управляемой ракетой — аварийный. Он применяется при стрельбе на малую (менее 1000 м) дальность. Необходимость в этом может возникнуть при неожиданном появлении цели, когда пушка уже заряжена ракетой. В этом случае стволу пушки автоматически придается небольшой угол возвышения, а ракета опускается на прицельную линию через 80-100 метров полета. В конце 60-х годов по уровню защиты как от обычных средств, так и от оружия массового поражения танк Т-64А превосходил все другие модели в мире. Лобовые детали корпуса и башни, выполненные из комбинированной брони, не пробивались снарядами самой массовой 105-мм танковой пушки с дистанции свыше 500 метров, кратности ослабления проникающих излучений ядерного взрыва и радиоактивно зараженной местности были в 2-3 раза выше, чем у танка Т-55. Корпус танка Т-64БВ сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68°. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имеются продольные и поперечные выштамповки. Башня литая, с приваренной крышей и донным листом. Передняя часть башни (скуловые участки) выполнена комбинированной, что обеспечивает высокую стойкость к воздействию кинетических и кумулятивных снарядов. Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни, главным образом от кумулятивных боеприпасов, достигнуто за счет применения навесной динамической защиты. Комплект состоит из 179 металлических контейнеров, внутри каждого из которых под углом друг к другу расположены два плоских элемента, содержащие взрывчатое вещество. На башне установлено- 80, на корпусе — 99 контейнеров. Для маскировки используется камуфлирующая окраска, термодымовая аппаратура и система 902Б «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат, размещенных на башне. В танке имеется автоматическое противопожарное оборудование, он оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания минного трала. В МТО установлен многотопливный 5-цилиндровый однорядный, с горизонтальным расположением цилиндров и встречнодвижущимися поршнями, двухтактный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения с прямоточной продувкой, непосредственным смесеобразованием и двусторонним отбором мощности. Оси коленчатых валов располагаются поперек машины. Мощность двигателя 700 л. с. Он крепится в трех точках (два бугеля и шаровая опора). Установка не требует центровки. Пуск двигателя осуществляется стартер-генератором, воздушным пусковым устройством или комбинированным способом. Предусмотрены также пуск двигателя от внешнего источника тока и, как исключение, с буксира. При низких температурах воздуха используется подогреватель, включенный в систему охлаждения, автономный факельный подогрев всасываемого воздуха и дозированный впрыск масла в цилиндры. Трансмиссия танка механическая, состоит из двух агрегатов (бортовых коробок передач), в каждом из которых конструктивно объединены планетарная коробка передач и бортовой редуктор. Коробка передач содержит 4 планетарных ряда и 6 фрикционных элементов управления. Первый и второй планетарные ряды выполнены присоединенными (компактная структура), все фрикционные элементы работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Для управления трансмиссией используется система гидросервоуправления. Гидравлическая часть ее скомплексирована с масляной системой трансмиссии. Остановочный тормоз имеет механический привод управления. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами. Торсионы установлены соосно. На шести из двенадцати узлов подвески — первых, вторых, шестых с каждого борта, установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия. У всех узлов подвески, кроме вторых, имеются жесткие упоры — ограничители хода катков. Опорные катки имеют внутреннюю амортизацию: между стальным ободом и алюминиевыми дисками, закрепленными на стальной ступице, привулканизированы и запрессованы резиновые амортизаторы. Восемь поддерживающих катков также имеют внутреннюю амортизацию. Ажурная гусеница состоит из 78-79 траков с резинометаллическими шарнирами параллельного типа. Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-64БВ
Танк оснащен оборудованием преодоления водных преград вброд (глубина до 1,8 м) и под водой по дну водоема глубиной до пяти метров, практически неограниченной ширины. ОПВТ обвес обеспечивает возможность ведения боевых действий немедленно после преодоления преграды. В связи с использованием двухтактного двигателя оборудование для подводного вождения включает до полнительно выпускную трубу. Модификации основного боевого танка Т-64
Танки в основном выведены из боевых частей на армейские склады вооружений, где поддерживаются в боеспособном состоянии на случай масштабных боевых действий. Источники:
|
wikiwar.ru
Танк Т-64
Т-64 — советский основной боевой танк. Создан в начале 1960-х, серийно выпускался с 1963 года, принят на вооружение Советской армии в 1967 году под маркой «средний танк Т-64».
Предшественником серийного основного танка Т-64, открывшим второе послевоенное поколение, стал средний танк «Объект 430». Работа над ним началась в конце 50-х годов, а в 1957 году появился первый экспериментальный образец. В его конструкции использовалась улучшенная традиционная компоновочная схема башенного танка с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и раздельным размещением экипажа. Устанавливалась 100-мм нарезная пушка Д-54ТС с боекомплектом из 50 унитарных выстрелов. Применялись монолитная сильно дифференцированная броневая защита, новый двухтактный дизель 5ТД, механическая планетарная трансмиссия. Лобовые детали корпуса и башни не поражались 100-мм бронебойным снарядом с дальности 1000 метров.
Танк Т-64 имел очень небольшой забронированный объем (менее 10 м3), что достигалось плотной компоновкой и применением трансмиссии в виде двух малогабаритных пятискоростных бортовых коробок передач (БКП), включающих собственно коробку и бортовой редуктор. В 1964 году была разработана модель, испытания и доработка которой продолжались до принятия на вооружение в 1967 году. Танк, получивший название Т-64, вооружался 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68, боекомплект которой состоял из 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой. В состав СУО входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. Впервые в мировой практике для серийных машин с традиционной компоновкой и пушкой большого калибра был создан автомат заряжания, в котором размещалось 30 выстрелов. Также впервые в конструкции корпуса и башни использовалась комбинированная броня.
В моторно-трансмиссионном отделении чрезвычайно малых размеров располагались двухтактный многотопливный дизель 5ТДФ мощностью 700 л. с. и трансмиссия. Последняя состояла из двух семискоростных планетарных БКП с фрикционными элементами, работающими в масле, имела гидросервоуправление. Ходовая часть с соосными торсионными валами, опорными и поддерживающими катками с внутренней амортизацией, телескопическими амортизаторами и гусеницей с резино-металлическими шарнирами параллельного типа обеспечивала хорошие характеристики подвижности. На танке Т-64 использовались электрогидравлические приводы наведения пушки, механизм удержания (противовращения) командирской башенки, откидные противокумулятивные экраны, ОПВТ, позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины, и некоторые другие оригинальные технические решения. В 1969 году начался выпуск модернизированного танка, получившего в 1973 году наименование Т-64А.
Первоначально он отличался от Т-64 установкой 125-мм гладкоствольной пушки 2А26, которая вызвала изменения в конструкции автомата заряжания, прицела-дальномера и стабилизатора. В дальнейшем были введены зенитный пулемет НСВТ с дистанционным управлением от командира, башня с повышенным уровнем защиты, автоматическая система коллективной защиты от оружия массового поражения, оборудование для самоокапывания, крепление для монтажа минного трала КМТ-6, встроенная система, позволяющая преодолевать брод глубиной до 1,8 м без специальной подготовки и выхода экипажа из танка, а также система, обеспечивающая работу двигателя в условиях высокогорья. Начиная со второй половины 70-х годов в процессе серийного производства постоянно осуществлялась модернизация танка. В 1976 году был установлен комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. Модификация танка получила индекс Т-64Б. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал называться Т-64БВ. В 1987 году производство этих боевых машин было прекращено.
Экипаж танка Т-64БВ состоит из трех человек: командир танка и наводчик размещены в башне (первый справа, второй слева от пушки), механик-водитель располагается в носовой части корпуса по продольной оси машины. Сокращение экипажа достигнуто за счет применения автомата заряжания. Наряду с плотной компоновкой это обеспечило малый забронированный объем (менее 11 м3) и низкий силуэт машины. В носовой части корпуса по бокам от механика-водителя расположены топливные баки, правый является баком-стеллажом — в нем и рядом с ним размещено семь выстрелов к пушке.
Водитель занимает свое место через люк в крыше корпуса, но при этом пушка должна быть повернута на небольшой угол. За сиденьем механика-водителя в днище танка имеется люк запасного выхода. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. В нем размещены рабочие места командира и наводчика, пушка и спаренный с ней пулемет, автомат заряжания, система управления огнем, средства связи и другое оборудование. Механизированная боеукладка на 28 выстрелов в виде конвейера с лотками расположена по периметру боевого отделения. В каждом лотке снаряд размещен горизонтально головной частью к оси вращения, метательный заряд в частично сгорающей гильзе — вертикально,металлическим поддоном (несгорающая часть гильзы) вверх. Обитаемая часть отделена от конвейера специальной кабиной,вращающейся вместе с башней.
Для перехода механика-водителя в боевое отделение необходимо снять с каркаса механизированной укладки два лотка. В обитаемых отделениях на внутренней поверхности башни, крыше корпуса, люков, кабины механизированной боеукладки и других местах закреплен поглощающий материал системы защиты от проникающей радиации в виде подбоя. Боевое отделение изолировано от моторно-трансмиссионного герметичной перегородкой, в которой имеются вытяжной вентилятор и клапан охлаждения стартера-генератора. В правой задней части корпуса у моторной перегородки размещены ФВУ и подогреватель двигателя. Остальной промежуток между перегородкой и механизированной боеукладкой занят двумя топливными баками. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) занимает объем 2,6 м3 в кормовой части корпуса.
Характерной особенностью является использование двухтактного дизеля с горизонтально расположенными цилиндрами, встречно движущимися поршнями и двумя коленчатыми валами, что обусловило конструкцию трансмиссии в виде двух агрегатов — бортовых коробок передач. Малая высота двигателя позволила разместить над ним кожух эжектора с водяным и масляным радиаторами и бункером с инерционной решеткой первичной очистки воздуха для питания двигателя. В МТО размещены также масляные системы двигателя и трансмиссии. На над-гусеничных полках расположены наружные топливные баки. Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная танковая пушка-пусковая установка 2А46-2, с теплозащитным кожухом и эжекционной продувкой ствола. Она используется для ведения огня осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными и кумулятивными артиллерийскими снарядами, а также управляемыми ракетами.
Боекомплект состоит из 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Автоматическое заряжание осуществляется из механизированной боеукладки путем выведения снаряда и заряда в плоскость заряжания, их подъема электрогидравлическим подъемником на линию досылания и перемещения в зарядную камору одним ходом досылателя. После выстрела поддон улавливается специальным механизмом и перекладывается в освободившийся лоток. В случае отказа автомата возможно ручное заряжание, но скорострельность при этом будет значительно ниже. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с ленточным питанием и темпом стрельбы 700-800 выстрелов в минуту. Его боекомплект составляет 1250 патронов. Зенитная пулеметная установка с пулеметом НСВТ калибра 12,7-мм и дистанционным управлением обеспечивает стрельбу по воздушным целям на дальность 1500 метров, а по наземным-2000 метров. Боекомплект пулемета состоит из 300 патронов. Для наблюдения за полем боя у командира танка наряду с 1-кратными призменными приборами установлен комбинированный (дневной/ночной) перископический бинокулярный прибор ТКН-ЗВ с 5-кратным увеличением дневной и 4,2-кратным увеличением ночной прибор, работающий с осветителем инфракрасного излучения.
Для стрельбы из зенитной пулеметной установки используется оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой, имеющий поле зрения 50°. У наводчика имеются оптический квантовый монокулярный перископический прицел-дальномер со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях с увеличением, плавно изменяющимся в пределах 3,9-9 крат, 1-кратный призменный прибор и ночной прицел ТПН149-23, работающий с осветителем Л-4А. Система управления огнем 1АЗЗ дает возможность ведения эффективного огня из пушки и спаренного пулемета с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям. В ее состав входят прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор вооружения 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и другие элементы. В прицеле-дальномере зеркала визуального канала с высокой точностью стабилизированы в двух плоскостях. При движении танка по пересеченной местности стабилизатор поля зрения сохраняет неизменным положение зеркал, обеспечивая тем самым их неподвижность (стабилизацию линии визирования и ее стабилизированное наведение). Танковый баллистический вычислитель обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения пушки в зависимости от дальности, измеренной прицел-дальномером или введенной вручную, изменения дальности, обусловленного собственным движением танка, крена цапф, скорости бокового ветра, скорости относительного перемещения цели, отклонений условий стрельбы от нормальных при стрельбе из пушки различными типами снарядов.
Кроме того, при стрельбе управляемой ракетой в нем вырабатываются углы возвышения и упреждения пушки, а также временной интервал в зависимости от измеренной дальности. Электрогидравлический стабилизатор вооружения обеспечивает относительное сохранение пушкой и спаренным пулеметом заданного положения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приведение пушки к углу заряжания на время автоматизированного цикла заряжания и по его окончании — в заданное положение. Кроме того, стабилизатором вооружения осуществляется гидростопорение пушки при отскоке от верхнего или нижнего упоров со скоростями, превышающими 7-8,5° в секунду, и в момент приведения к углу заряжания.
В блоке разрешения выстрелов происходит замыкание цепей стрельбы пушки и спаренного пулемета в моменты времени, когда рассогласование между практическим и заданным положением пушки не превышает определенной величины, а также производится необходимая коммутация сигналов. На танке используется комплекс управляемого вооружения 9К112-1, основными элементами которого является управляемая ракета 9М112 и станция наведения,установленная в боевом отделении танка (за спиной наводчика). Комплекс обеспечивает стрельбу управляемой ракетой на дальность до 4 километров с места и с ходу с вероятностью попадания в цель типа танк, равной 80 %. Конструкция ракеты отвечает специфическим особенностям ее применения в танковом комплексе вооружения. Она состоит из головной и хвостовой частей, выполненных в размерах снаряда и заряда обычных баллистических боеприпасов и может размещаться в любом лотке механизированной боеукладки автомата заряжания. В головной части ракеты размещены кумулятивный заряд и пороховой маршевый двигатель, в хвостовой — аппаратурный отсек и метательное устройство.
Стыковка частей осуществляется в лотке механизма заряжания при их досылании в ствол. Для управления ракетой на траектории применяется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицельную марку на цели, а система наведения автоматически ведет ракету к ней. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы по бортовому источнику модулированного света. Команды управления передаются по узконаправленному радиолучу. В зависимости от внешних условий стрельбы наводчик выбирает один из трех режимов управления полетом ракеты. При стрельбе на пыльных грунтах возникающее после выстрела пыледымовое облако может явиться причиной потери видимости цели. Для уменьшения влияния пыли пушке придается небольшой угол возвышения над прицельной линией. После выстрела ракета «захватывается» аппаратурой управления, подающей команду на возвращение к линии прицеливания. Сделав «горку», ракета опускается на прицельную линию. Этот режим является основным. Дополнительный режим управления дает возможность ведения стрельбы в том случае, когда имеется опасность образования пылевого следа вдоль трассы полета. В этом режиме после «горки» ракета не опускается на прицельную линию, а летит с превышением. Лишь непосредственно перед целью она опускается на линию. При стрельбе в этом режиме наводчик должен предварительно измерить дальность до цели. Третий режим стрельбы управляемой ракетой — аварийный. Он применяется при стрельбе на малую (менее 1000 м) дальность.
Необходимость в этом может возникнуть при неожиданном появлении цели, когда пушка уже заряжена ракетой. В этом случае стволу пушки автоматически придается небольшой угол возвышения, а ракета опускается на прицельную линию через 80-100 метров полета. В конце 60-х годов по уровню защиты как от обычных средств, так и от оружия массового поражения танк Т-64А превосходил все другие модели в мире. Лобовые детали корпуса и башни, выполненные из комбинированной брони, не пробивались снарядами самой массовой 105-мм танковой пушки с дистанции свыше 500 метров, кратности ослабления проникающих излучений ядерного взрыва и радиоактивно зараженной местности были в 2-3 раза выше, чем у танка Т-55. Корпус танка Т-64БВ сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68°. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имеются продольные и поперечные выштамповки.
Башня литая, с приваренной крышей и донным листом. Передняя часть башни (скуловые участки) выполнена комбинированной, что обеспечивает высокую стойкость к воздействию кинетических и кумулятивных снарядов. Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни, главным образом от кумулятивных боеприпасов, достигнуто за счет применения навесной динамической защиты. Комплект состоит из 179 металлических контейнеров, внутри каждого из которых под углом друг к другу расположены два плоских элемента, содержащие взрывчатое вещество. На башне установлено- 80, на корпусе — 99 контейнеров. Для маскировки используется камуфлирующая окраска, термодымовая аппаратура и система 902Б «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат, размещенных на башне. В танке имеется автоматическое противопожарное оборудование, он оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания минного трала. В МТО установлен многотопливный 5-цилиндровый однорядный, с горизонтальным расположением цилиндров и встречнодвижущимися поршнями, двухтактный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения с прямоточной продувкой, непосредственным смесеобразованием и двусторонним отбором мощности. Оси коленчатых валов располагаются поперек машины. Мощность двигателя 700 л. с. Он крепится в трех точках (два бугеля и шаровая опора). Установка не требует центровки. Пуск двигателя осуществляется стартер-генератором, воздушным пусковым устройством или комбинированным способом.
Предусмотрены также пуск двигателя от внешнего источника тока и, как исключение, с буксира. При низких температурах воздуха используется подогреватель, включенный в систему охлаждения, автономный факельный подогрев всасываемого воздуха и дозированный впрыск масла в цилиндры. Трансмиссия танка механическая, состоит из двух агрегатов (бортовых коробок передач), в каждом из которых конструктивно объединены планетарная коробка передач и бортовой редуктор. Коробка передач содержит 4 планетарных ряда и 6 фрикционных элементов управления. Первый и второй планетарные ряды выполнены присоединенными (компактная структура), все фрикционные элементы работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Для управления трансмиссией используется система гидросервоуправления. Гидравлическая часть ее скомплексирована с масляной системой трансмиссии. Остановочный тормоз имеет механический привод управления. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами. Торсионы установлены соосно. На шести из двенадцати узлов подвески — первых, вторых, шестых с каждого борта, установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия. У всех узлов подвески, кроме вторых, имеются жесткие упоры — ограничители хода катков. Опорные катки имеют внутреннюю амортизацию: между стальным ободом и алюминиевыми дисками, закрепленными на стальной ступице, привулканизированы и запрессованы резиновые амортизаторы. Восемь поддерживающих катков также имеют внутреннюю амортизацию. Ажурная гусеница состоит из 78-79 траков с резинометаллическими шарнирами параллельного типа.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка Т-64БВ
Боевая масса, т |
42,4 |
Экипаж, чел |
3 |
Габаритные размеры, мм: |
|
длина с пушкой вперед |
9225 |
ширина |
3290 |
высота |
2170 |
клиренс |
500 |
Броня, мм |
комплект навесной динамической защиты из 179 контейнеров (80 на башне, 99 на корпусе) |
лоб корпуса |
100-200 |
борт корпуса |
60-80 |
корма |
30-40 |
лоб башни |
около 450 |
борт башни |
90-120 |
Вооружение: |
|
125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46; один 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет НСВТ; 8 дымовых гранатометов | |
Боекомплект: |
|
36 выстрелов, 1250 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм | |
Двигатель | 5ТДФ, многотопливный, дизельный, 5-цилиндровый, однорядный, двухтактный, турбопоршневой, жидкостного охлаждения, мощность 700 л. с. |
Удельное давление на грунт, кг/см |
0,86 |
Скорость по шоссе, км/ч |
60 |
Запас хода по шоссе, км |
500 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м |
0,80 |
ширина рва, м |
2,70 |
глубина брода, м |
1,80 (с подготовкой 5 м) |
Танк оснащен оборудованием преодоления водных преград вброд (глубина до 1,8 м) и под водой по дну водоема глубиной до пяти метров, практически неограниченной ширины. ОПВТ обвес обеспечивает возможность ведения боевых действий немедленно после преодоления преграды. В связи с использованием двухтактного двигателя оборудование для подводного вождения включает до полнительно выпускную трубу.
В качестве средств связи использует ся телефонная симплексная радиостанцию Р-173. Имеется танковое переговорное устройство на четыре абонента.
Модификации основного боевого танка Т-64
- Танк Т-64 (1967 г.) — исходный базовый образец. Был выпущен в ограниченном количестве, в дальнейшем за счет модернизации доведен до уровня Т-64А
- Танк Т-64А (1969 г.) — результат глубокой модернизации модели Т-64. Основные отличия: 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнем, измененная конструкция автомата заряжания, зенитный пулемет с дистанционным управлением, теплозащит ный кожух ствола пушки, усиленное бронирование башни, новая система ППО оборудование для самоокапывания, обо рудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливность двигателя, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.
- Танк Т-64АК (1973 г.) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ диапазона, оснащенной съемной антенной, навигацион ной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторные батарей).
- Танк Т-64Б (1976 г.) — модернизированный вариант танка Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнем система защиты от напалма, системе пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усиленное бронирование корпуса и башни, быстроразъемное соединение трубы ствола пушки с казенником, увеличение динамического хода опорных катков.
- Танк Т-64БК (1976 г.) — командирский танк.
- Танк Т-64Б1 (1976 г ) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станции наведения, управляемых ракет и др.).
- Танк Т-64БМ (1983 г.) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощность 1000 л. с.
- Танк Т-64БВ (1985 г.) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой.
Танки в основном выведены из боевых частей на армейские склады вооружений, где поддерживаются в боеспособном состоянии на случай масштабных боевых действий.
Источники:
- Танк Т-64А «То и ИЭ»
- Танки Т-64Б и Т-64Б1. ТО и ИЭ;
- ХКБМ «Изделия, разработанные ХКБМ. Танки и Бронетранспортеры»;
- Г. Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
- Техинформ «Техника и вооружение»;
- Рязанцев Н.К. » Моторы и судьбы»;
- Кристофер Ф. Фосс. «Справочники Джейн. Танки и боевые машины»;
- Основной боевой танк Т-64 (Бронеколлекция 2012-03).
< Назад | Вперед > |
---|
pro-tank.ru
Т-64БМ «Булат» (танк) — последняя модернизация Т-64
История советского танкостроения знает немало случаев, когда машины, выпущенные несколько десятков лет назад, до сих пор продолжают оставаться вполне актуальными на современном поле боя. Не без модернизации, конечно же. Один из таких примеров — «Булат». Танк этот выпускается Харьковским заводом и представляет собой модернизацию старой машины Т-64А.
Предшественник
Нужно заметить, что этот танк в свое время являлся одной из наиболее перспективных разработок советской промышленности. История его создания берет начало с 60-х годов, в КБ города Харькова. С середины все тех же 60-х годов его отправляют на конвейер, где новую машину начинают массово выпускать наряду с танками Т-64, Т-62, и Т-55. Официальное принятие на вооружение произошло только в 1969 году, причем в первую очередь им комплектовались элитные танковые дивизии, расположенные на западных окраинах страны.
История Т-64А
Справедливости ради стоит сказать, что первоначально идея появления подобной машины возникла у конструкторов еще в далеком 1946 году. На эту мысль их натолкнули начавшиеся работы по созданию принципиально иного дизельного двигателя (с которыми в СССР всегда была беда). Вскоре знаменитое в узких кругах КБ №75 завершило его создание. Практически сразу начались работы над самим танком, который долгое время носил кодовое наименование «Объект 430».
Постсоветская история
«Шестьдесятчетверка» начала выпускаться на заводе имени Малышева с 1963 года (Харьковский танковый завод). Выпуск продолжался четверть века, причем за это время с конвейера успели спустить около 5,5 тысяч этих машин, которые были передовыми для своего времени.
Сразу после развала СССР Харьковский танковый завод был быстро прибран к рукам независимой Украиной (вместе со всей техникой, уже оплаченной). Неудивительно, что «иностранный» Т-64 быстро перестал интересовать Министерство Обороны, а потому оставшиеся на территории России танки быстро «переквалифицировали» в учебные машины, на которых курсанты отрабатывали самые немыслимые упражнения, попросту расходуя их ресурс.
Сравнительно недавно (в 2011 году) было издано официальное предписание отправить все оставшиеся танки на переплавку. Если говорить о делах нынешних, то эта маленькая деталь сослужила добрую службу: нынешние украинские власти не могут обвинять Россию в поставках этих танков на Донбасс. Официально их у нас нет.
Так как вся база проекта была на руках специалистов с Украины, они все же решили до конца не разваливать предприятие. Было принято решение о начале модернизации старой техники с установкой сравнительно нового вооружения, приборов наблюдения и прочего. Под маркой Т-64Е машина в настоящее время активно (хоть и малыми партиями) поставляется в государства наподобие Южного Судана и Сомали, у которых попросту нет денег на нормальную, современную бронетехнику.
Так откуда появился тот самый «Булат»? Танк является дальнейшим развитием этой старой линейки.
Модернизация Т-64Е
Вскоре стало ясно, что и отечественным войскам Украины срочно нужны нормальные танки. Ситуация была патовая: вроде бы Харьков являлся жемчужиной всего танкостроения СССР, вот только все приличные машины были давно проданы, а от «законсервированных» Т-80 и Т-72 порой оставались только корпуса. Словом, нужны были новые, «украинские» танки.
Конечно, большие надежды возлагались на полумифический (для самих украинцев) «Оплот», вот только в ВСУ этих танков до сих пор не больше десятка, а их стоимость такова, что рассчитывать на дальнейшее насыщение «самостийных» войск этой техникой бессмысленно. Зато эти машины радуют владельцев нефтяных бюджетов в ОАЭ, где о них отзываются очень положительно.
Выход был найден сравнительно быстро. На складах оставалась куча никому не нужных Т-64. Оставалось только «привинтить» к ним новый двигатель 5ТДФЕ, мощность которого составляет весьма приличные 900 л. с. Как ни странно, но все работы украинцами проводились в режиме секретности, новый танк никому не удавалось увидеть. Только пару лет назад его стали активно рекламировать в прессе, он успел «засветиться» даже на престижной оружейной выставке в ОАЭ.
В принципе, впервые танк показали широкой публике уже в 1999 году, вот только (по активным слухам) это был макет в весьма печальной стадии готовности, машины не дождалась и украинская армия. Танковые войска этого государства в ту пору формировались исключительно из остатков запасов Т-72 и Т-80У.
Что изменилось в танке?
Нужно заметить, что результаты работы и в самом деле видны даже невооруженным взглядом. Танк более не выглядит реликтом времен Второй Мировой, он стал похож на современную боевую машину. По корпусу танка равномерно распределена динамическая защита, лобовая часть выглядит мощно и надежно. Давайте рассмотрим основные нововведения:
- Борта машины закрыты блоками защиты «Нож-2». Для лучшего охвата поверхности они делаются как квадратными, так и прямоугольными.
- Два типа «динамики» — «Нож-2» и «Контакт-1» — рационально распределены по поверхности брони, собраны по простой и дешевой «решеточной» схеме. Основным достоинством такого способа монтажа является крайне малый вес броневой защиты машины.
- Конструктивная составляющая башни также в корне изменена, что особенно видно в боковой проекции. Украинская сторона не распространяется об этом моменте, но специалисты предполагают, что в башне размещен дополнительный отсек для боеприпаса.
Так чем же еще характеризуется танк, на базе которого был создан «Булат»? Танк, как мы уже и говорили, оснащен намного более совершенными приборами наблюдения. Так, впервые в танках этого класса появился панорамный прицел с тепловизором, что сильно увеличивает шансы на выживание танка в бою.
Так как место для его установки выбрано действительно удачное, можно с уверенностью говорить, что модернизация была проведена продуманно. В общем-то, все украинские танки отличаются неплохой задумкой, вот только реализация проектов нередко страдает. Обычно это связано с низким качеством используемой броневой стали и отсутствием опытных специалистов старой советской школы.
Основное вооружение танка
Основным вооружением является танковая пушка калибра 125 мм. Кроме того, на машину монтируется сразу два боевых модуля: они состоят из авиационной автоматической пушки ГШ-23 (калибром 30 мм), пулемёта НСВТ калибром 12,7 мм, а также автоматического станкового гранатомета АГ-17.
Эти модули чрезвычайно эффективны в городских условиях, в которых обычные советские танки традиционно несут большие потери от противотанкового оружия. Кроме того, они чрезвычайно эффективны в деле противодействия легкой бронетехнике врага, позволяя попусту не расходовать основной боеприпас.
В общем и целом, работа действительно была проведена впечатляющая. Но это – еще не «Булат». Танк, который носит это имя, является дальнейшим развитием и переработкой описанной только что модификации старой машины. Итак, мы наконец-то приступим к описанию непосредственного «героя» нашей статьи.
Так что такое «Булат»?
Итак, новый украинский танк представляет собой «глубокое переосмысление» машин Т-64А и Т-64Б (и других модификаций). Цель модернизации была в том, чтобы вплотную приблизить новую машину к уровню Т-80УД, Т-84У. Как мы уже писали выше, «первое явление» произошло в 1999 году.
Вся модернизация сводилась к углубленной работе по трем направлениям:
- Значительное увеличение подвижности (новая силовая установка).
- Усиление защиты, в том числе и от более-менее современных противотанковых комплексов.
- Повышение огневой мощи и боевого могущества за счет установки новых комплексов вооружения.
Силовая установка
Логично, что для повышения подвижности в моторное отделение устанавливается совершенно новый дизельный двигатель. Как и в случае с предшественником, на эту роль был выбран мотор 5ТДФМ, мощность которого составляет 850 лошадиных сил. В принципе, это дальнейшее развитие довольно старого дизеля 5ТДФ, над которым поработали инженеры.
Чтобы в старое моторное отделение уместить новый 5ТДФМ, потребовалось не только полностью заменить старый и неэффективный воздухоочиститель, но и переработать выпускную систему, которая также не отвечает никаким современным требованиям. Чтобы украинский танк «Булат» (еще раз напоминаем, созданный на базе старого Т-64) не портил дороги также чудовищно, как и его предшественник, в Харькове разработали специальные накладки на гусеницы, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
Во всяком случае, асфальтовое шоссе после движения колонны машин, которые оборудованы такими устройствами, не превратится в танковый полигон. Преимущество такой схемы еще и в том, что каких-то дополнительных доработок самой гусеницы производить не требуется. Асфальтоходные башмаки и крепежи завод (вроде бы) поставляет отдельно, по требованию заказчика.
Вообще, украинские танки «Булат» и «Оплот» на всем протяжении своей эксплуатации активно сопровождаются производителем, что вызывает определенное уважение.
Защита от противотанковых средств
Повышение уровня защиты достигается за счет установки новых комплексов динамической защиты на башню, борта и корму танка. Производитель сообщает, что смог на порядок улучшить стойкость брони к действию кумулятивных боеприпасов (КУМ), а также подкалиберных бронебойных снарядов (БПС). При этом основной упор делается на то, что масса танка возросла совсем незначительно.
Комплект защиты состоит из двух отдельных модулей: накладной пассивной брони и встроенной системы динамической защиты. Внешняя динамическая защита представлена лобовым модулем и экранами, которые крепятся по всему периметру корпуса танка. На крышу башни и в некоторые труднодоступные места монтируют модульные секции, которые можно быстро поменять в случае выхода их из строя. Элементы встроенной динамической защиты усиливают стойкость техники к противотанковым средствам еще сильнее.
Общая масса полного комплекта динамической защиты (вместе с крепежом) составляет порядка 3,5 тонн. Один только экипаж танка, причем собственными силами, сможет выполнить монтаж приблизительно за 5,5-6 часов. Встроенная динамическая защита, которая уже установлена на танк производителем, не нуждается в каком-то дополнительном уходе в процессе эксплуатации. Таким образом, система защиты от харьковских производителей хороша тем, что для ее монтажа и эксплуатации не нужны сложные инструменты и высококвалифицированные специалисты.
Но и это еще не все. Отчего, как правило, погибает экипаж танка при его поражении противотанковыми средствами, которые (вероятнее всего) использует пехота противника? От пожара и высокой температуры. Чтобы защитить людей и повысить их шансы на выживание, украинские танкостроители предусмотрели автоматическую систему пожаротушения, время срабатывания которой (после некоторых инженерных доработок) было сокращено до 150 мсек.
Результаты модернизации
Так что такое танк Т-64 «Булат»? Как заявляют сами украинские производители (не страдающие избытком скромности), он «практически идентичен российскому танку Т-90» и «сравним по характеристикам с новейшим «Оплотом»».
Да, машина имеет неплохие перспективы в области дальнейшей модернизации, особенно в области усовершенствования силовой установки путем монтажа двигателя 6ТД-1 или 6ТД-2. Можно в значительной степени улучшить прицельные приспособления, поставить принципиально иную СУО, средства навигации и связи. Кроме того, ресурс машины после модернизации приближен к 11 тысячам километров (как для нового танка).
Если же отбросить в сторону пафос, то все не столь радужно. Да, по своим характеристикам модернизированный Т-64 действительно может сравниться с Т-72 ранних серий. Вот только как он может «превосходить» принципиально иной Т-90 и новые модификации Т-72, не совсем понятно.
В принципе, у него действительно есть положительные качества. Так, при изготовлении катков и прочих деталей ходовой части танка Т-72 используется более тонны сплавов цветных металлов, в то время как для Т-64 нужно не более 200 килограммов. Соответственно, этот факт резко удешевляет стоимость боевой машины, но вот надежность «ходовки» страдает.
Единственное, в чем Т-64 действительно лучше, так это ремонтопригодностью ходовой части. Да и то, к последней у специалистов немало вопросов (еще раз вспомним о сплавах цветных металлов). Дело в том, что в ГДР (куда шло большинство этих танков) у техников были многочисленные претензии по части износа гусениц и венцов. У Т-64 очень часто слетали гусеницы, причем нередко это сопровождалось тяжелыми травмами и увечьями для людей, которые были поблизости от танка.
И уж совсем «необычно» смотрятся заявления украинцев о том, что их «лучший современный танк» чуть ли не превосходит английский «Челленджер» и немецкий «Леопард-2» — что выглядит особенно нелепо в свете того, что английская машина была объективно признана лучшим танком во время операции НАТО в Ираке. Было бы лишним говорить, что «Булат» успел повоевать только на Донбассе, причем в сети уже полно фотографий подбитых и сожженных украинских машин. Чем же он так хорош?
Видимо, своей дешевизной: стоимость модернизации одного старого Т-64 (по данным двух-трехлетней давности) составляет порядка 400 тысяч долларов, в то время как для производства одного «Оплота» нужно минимум 1,5 миллиона.
Разбор недостатков
В сети на сегодняшний день такое количество «песнопений», которые посвящены «новому» танку, что хотелось бы устроить минутку объективности, поговорив о его недостатках.
Во-первых, вес и мощность двигателя. «Булат» весит 45 тонн при мощности двигателя 850 л/с. «Устаревший и неэффективный российский танк Т-72» имеет массу в 44,5 тонны и двигатель, чья мощность составляет 1000 л/с. О какой такой «высочайшей подвижности» (рекламные буклеты Харьковского завода) здесь вообще может идти речь? На Т-72 в случае необходимости можно повесить еще пару тонн брони, в то время как для Т-64 для этой цели придется менять движок.
И вот тут-то и «зарыта собака». Еще в «лохматых» 70-х годах были попытки дальнейшего развития Т-64 путем установки на него двигателя на 1000 л/с. Проблема была в том, что ходовая старой машины не выдерживала таких испытаний, начиная буквально рассыпаться на ходу. Из-за этого к 1987 году руководство СССР уже окончательно отказалось от дальнейшего развития Т-64.
Пушка. Танк «Булат», характеристика которого нами рассматривается, комплектуется моделью КБА3 (обычная 2А46М-1). Производитель заявляет, что она «намного лучше орудий Т-72 и Т-90». Интересно, чем же лучше? На российских танках установлена пушка 2А24М-4/М-5, которая дает на 17% меньше рассеивания при стрельбе на ходу и обеспечивает улучшение на 15-20% точности стрельбы (как раз-таки в сравнении со старой 2А46М-1). Парадокс, не иначе.
Что же касается реальной дальности стрельбы, то с этим все еще интереснее. Если судить по официальным, советским еще данным, то пушка «украинца» обеспечивает реальную дальность поражения цели в 1,5 км (что для тех времен было нормой). У «тагильцев» же эта величина равняется 2,3-2,5 км. И где здесь «улучшения»? Снова непонятно.
Что же касается пассивной и динамической брони, то здесь история вообще туманная. Ни одного (!) полноценного Государственного испытания «Булат» со всем этим «обвесом» не проходил. Все данные – исключительно из официальных харьковских источников. Наверняка все теми же доводами руководствуются и международные заказчики: их интересует Т-72, Т-80, Т-90 и тот же «Оплот», но почему-то им совершенно неинтересен «Булат».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод. Харьковская модификация, безусловно, улучшает качественные характеристики старого Т-64, но в супероружие она его точно не превращает. Модернизация достаточно добротная, отвечает нуждам современной украинской армии, которая не избалована нормальным финансированием. Но все же чудес не бывает: машина из 60-х годов, пусть даже с новым двигателем и динамической защитой, современным танкам не ровня.
fb.ru
Модификации основного танка Т-64
В 1987 году выпуск танков Т-64 прекращен. На сегодняшний день танки Т-64 различных модификаций состоят на вооружении танковых и механизированных частей армий России, Белоруссии и Украины.
Т-64 (Объект 432) (1967 г.) — исходный базовый образец. Был выпущен в ограниченном количестве, в дальнейшем за счет модернизации доведен до уровня Т-64А.
Т-64А (Объект 434) (1969 г.) — результат глубокой модернизации модели Т-64. Основные отличия: 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнем, измененная конструкция автомата заряжания, зенитный пулемет с дистанционным управлением, теплозащитный кожух ствола пушки, усиленное бронирование башни, новая система ППО, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливность двигателя, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.
Т-64АК (Объект 446) (1973 г.) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ диапазона, оснащенной съемной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).
Т-64Б (Объект 447А) (1976 г.) — модернизированный вариант танка Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра», система управления огнем 1А33, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усиленное бронирование корпуса и башни, быстроразъемное соединение трубы ствола пушки с казенником, увеличение динамического хода опорных катков.
Т-64БК (1976 г.) — командирский танк. Т-64Б1 (Объект 437А) (1976 г.) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).
Т-64Б1К (Объект 446Б) (1976 г.) — командирский вариант танка
Т-64Б1. Т-64БМ (1983 г.) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — шестицилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 735 кВт.
Т-64Б1М (1983 г.) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — шестицилиндровы многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 735 кВт. Без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).
Т-64АМ (1983 г.) — вариант танка Т-64А с двигателем 6ТД — шестицилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 735 кВт. Без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).
Т-64АКМ (1984 г.) — командирский вариант танка Т-64АМ. Т-64БВ (Объект 447АВ) (1985 г.) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой.
Т-64БВК — вариант танка Т-64БК с навесной динамической защитой.
Т-64У (объект 447АМ1) — вариант танка типа Т-64Б (Т-64БВ) и Т-64Б-1 (Т-64БВ-1) со встроенной динамической защитой, комплексом управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» и системой управления огнём 1А45 «Иртыш», аналогичной устанавливаемой на танках Т-80УД (объект 478Б) и T-84 (объект 478ДУ2) и механизма заряжания 6ЭЦ43. В состав СУО 1А45 входят прицельные комплексы 1А42, ТО1-КО1 (осветитель Л-4 на танке Т-64У не устанавливается), ПНК-4. В прицельный комплекс ПНК-4 входит прицел командира танка ТКН-4С «Агат» с электроблоком, зенитный прицел ПЗУ-7, привод наведения ЗПУ 1ЭЦ29, позволяющие командиру танка брать на себя управление вооружением танка.
Т-64 БМ2 (объект 447АМ2) вариант танка типа Т-64Б (Т-64БВ) и Т-64Б-1 (Т-64БВ-1) со встроенной динамической защитой комплексом управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», прицельным комплексом 1А42 и ТО1-КО1, а так же механизмом заряжания 6ЭЦ43.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК Т-64 И ЕГО МОДИФИКАЦИЙ
Модификация | Т-64 | Т-64А | Т-64Б | Т-64БВ | БМ БУЛАТ |
Годы выпуска | 1963-1967 | 1964-1980 | 1976-1987 | 1984-1987 | 1999-200… |
Вес, т | 40,6 | 42,5 | |||
Экипаж, чел. | |||||
Габаритные размеры, мм: | |||||
— длина | |||||
— ширина | |||||
— высота | |||||
Вооружение: | |||||
— пушка, мм | 2А42 115 мм | 2А46-1 125 мм 2А-26 до 1974 | 2А46М-1 или 2А46-2 125 мм | 2А46М-1 или 2А46-2 125 мм | КБА3 или 2А46М-1 125 мм |
— пулемет, мм | 7,62 | 7,62 | 7,62 | 7,62 | 7,62 |
— зенитный пулемет, мм | 20…450 | 12,7 | 12,7 | 12,7 | 12,7 |
Мощность двигателя, л.с. | 5ТД | 5ТДФ | 5ТДФ | 5ТДФ | 5ТДФМ 850 (1000 — 6ТД-1) |
Скорость максимальная, км/ч | 60,5 | 60,5 | 60,5 | 60,5 | |
Запас хода, км | |||||
Удельная мощность, л.с./т | 18,4 | 17,2 | 16,5 | 18,9 |
Похожие статьи:
poznayka.org
Т-64Б — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуТ-64Б | |
---|---|
Т-64Б в музее в Кубинке. 2017 год | |
Т-64Б | |
Классификация | основной танк |
Боевая масса, т | 39 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 3 |
История | |
Разработчик | ХЗТМ |
Производитель | СССР СССР |
Годы производства | 1976 — 1985 |
Основные операторы |
ru.wikipedia.org
64 — вызов танкам NATO
Советские танки Т-34 (признанный лучшим средним танком Второй мировой войны) и KB (бывший сильнейшим в мире вплоть до 1942 г.) явились эпохальными бронированными боевыми машинами, указавшими дальнейший путь развития послевоенному танкостроению. Немецкий генерал-полковник Гейнц Гудериан в своих книгах о танковых операциях во Второй мировой войне достойно оценил выдающиеся ТТХ «тридцатьчетверки»: «В октябре 1941 года … я охарактеризовал преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение».
Не менее значимыми вехами на пути создания советской бронетанковой техники стали: средний Т-54 -«глава» первого послевоенного поколения и Т-64 — «первый танк второго поколения». Иностранные военные специалисты отмечали: «Танк Т-64 бросил вызов танкам НАТО 1960 -1970-х годов и мог бы задавать тон на поле боя. Этот танк стал сюрпризом, подобно Т-34 во Второй мировой войне… Благодаря его появлению вырос потенциал Советской Армии. Эта машина влияет на него и сегодня».
К началу 1960-х гг. военное командование Советской Армии пришло к выводу о несоответствии танков первого послевоенного поколения новым требованиям ведения боевых действий. Перед Харьковским конструкторским бюро № 60 при заводе № 75, руководимым А. Морозовым, была поставлена задача создать принципиально новый средний танк, с мощным вооружением, но высоким уровнем защиты и динамическими характеристиками.
В 1960 г. в КБ создали экспериментальный образец «объект 430» классической компоновочной схемы с расположением двигательного отсека в корме. Сварной корпус из катаной брони имел борта с надгусеничны-ми нишами, передний лобовой лист толщиной до 120 мм — трёхгранный с большими углами наклона, днище -противоминное корытообразное.
Сферическая башня его — литая с приваренной крышей с двумя башенками: слева — командирской и справа — заряжающего. Обе имели вращающиеся верхние части с люками. На одной башенке устанавливались приборы командира танка, на другой -турель зенитного пулемёта. Толщина лобовой части башни — более 260 мм, бортовых — до 200 мм.
Силовую установку танка снабдили 5-цилиндровым турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТД мощностью 600 л.е., имевшим горизонтальное оппозитное расположение цилиндров. Это позволило уменьшить высоту двигателя до почти 600 мм, что наряду с поперечным его расположением обеспечило относительно небольшую высоту корпуса самой машины. Системы обслуживания размещались над двигателем, образуя второй ярус отделения.
В трансмиссии танка поставили две планетарные коробки передач с двусторонним отбором мощности от двигателя. В ходовой части с каждого борта установили по шесть опорных катков уменьшенного диаметра, стальных, с колпаками, изготовленными из лёгких сплавов, и по три поддерживающих ролика. Торсионная подвеска — с индивидуальными внутренними торсиона-ми, расположенными внутри корпуса. Первый и шестой узлы подвески имели гидравлические амортизаторы.
Танк вооружили 100-мм нарезной танковой пушкой Д-54ТС с эжекцион-ным устройством, стабилизированной в двух плоскостях системой «Метель» и снабжённой механизмом выброса стреляных гильз. Начальная скорость её снаряда составляла 1015 м/с; он пробивал на дальности 2000 м броневой лист толщиной около 160 мм. Вспомогательное вооружение — два пулемёта калибра 7,62 мм — спаренный и курсовой и ещё зенитный 14,5-мм пулемёт КПВТ. Для повышения точности стрельбы установили дневной прицел-дальномер ТПД-43 и ночной нестабилизированный прицел ТПН-1 с инфракрасной подсветкой.
На танке имелись система коллективной защиты ПАЗ с противорадиационным подбоем и нагнетателем, автоматическая система ППО, ОПВТ, многоразовая система ТДА. Экипаж танка состоял из четырёх человек, трое из них находились в башне. Было произведено всего пять машин «объекта 430». Две из них — для заводских испытаний, три другие — для полигонных приёмочных.
17 февраля 1961 г. НТК ГБТУ МО выдал КБ № 60 новые тактико-технические требования по совершенствованию «объекта 430». Они предусматривали повышение огневой мощи танка за счёт установки на него 115-мм пушки с механизмом заряжания; улучшения противоатомной и противокуму-лятивной защиты машины, повышения её манёвренных качеств; указывалось также, что боевая масса не должна была превышать 34 т, а численность экипажа — трёх человек.
К 1963 г. на базе «объекта 430» был создан образец, получивший индекс «объект 432», воплотивший эти требования. Уже в октябре того же года с конвейера завода им. Малышева в Харькове сошли первые серийные образцы. К сентябрю 1964 г. было изготовлено 54 единицы, к декабрю 1965-го-218.
Предъявленные на войсковые испытания машины успешно их прошли, и 2 января 1967 г. приказом министра обороны СССР танк Т-64 («объект 432») был принят на вооружение.
Танк Т-64 имел наклонный прямой лобовой лист, прямую крышу корпуса. Башня — литая с многослойным бронированием толщиной до 600 мм. Двигатель — турбопоршневой 5ТДФ с эжекционной системой охлаждения, форсированный до 700 л.с. В трансмиссии установили две семи-ступенчатые планетарные коробки передач, что позволило на 750 кг облегчить её конструкцию. В ходовой части использовали опорные катки из алюминиевого сплава и новую гусеницу.
Пушка танка — 115-мм гладкоствольная Д-68 (2А-21) с автоматическим гидроэлектромеханическим механизмом заряжания. Спаренный с ней пулемёт — 7,62-мм ПКТ. Для стабилизации применили двухплоскостную систему 2Э-18 «Сирень» с электрогидравлическим стабилизатором.
Для наведения пушки поставили дневной прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной ТПН-1-432 с осветителем Л-2АГ.Вскоре на вооружение приняли модификацию Т-64 — танк Т-64А («объект 434») с более мощной 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 (2А-46). И в дальнейшем, во время серийного выпуска — в период 1964 — 1987 гг., машина постоянно усовершенствовалась, претерпев около 30 модификаций.
Т-64 послужил основой для создания советских танков второго послевоенного поколения.
МОДИФИКАЦИИ ТАНКА Т-64
Т-64 («объект 432», 1967 г.) — исходный базовый образец.
Т-64А («объект 434», 1969 г.) -125-мм пушка Д-81, усиленное бронирование, новая система управления огнём, изменённый автомат заряжания, зенитный пулемёт с дистанционным управлением, теплозащитный кожух ствола пушки, многотопливный двигатель, новая система ППО, навесное инженерное оборудование, система высокогорья, дорожная сигнализация. Танк был укомплектован комплексом дымовых завес 902А «Туча», радиостанцией Р-123М и переговорным устройством Р-124.
Т-64АК («объект 446», 1973 г.) -командирский танк с радиосвязью до 350 км. У него имелись: дополнительная рация, навигационная аппаратура, бензоэлектрическое зарядное устройство АБ-1 П/30, артиллерийская буссоль.
Т-64 Б («объект 447А», 1976 г.) — модификация Т-64А. Отличия: комплекс управляемого ракетного вооружения «Кобра», новая СУО 1АЗЗ с прицельным комплексом 1А34, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», усиленное бронирование корпуса и башни, сплошные боковые экраны, увеличение динамического хода опорных катков.
Т-64БК (1976 г) — командирский танк Т-64Б с дополнительной радиостанцией и навигационной аппаратурой.
Т-64Б1 («объект 437А», 1976 г.) -модификация Т-64Б без КУРВ «Кобра».
Т-64БМ (1983 г.) модификация Т-64Б с шестицилиндровым двухтактным турбопоршневым многотопливным дизельным двигателем 6ТД.
Т-64БВ («объект 447АВ», 1985 г.) -модификация Т-64Б с комплексом навесной динамической защиты.
Т-64 с газотурбинным двигателем
19 апреля 1968 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании газотурбинных силовых установок для объектов бронетанковой техники» СКБ-2 при ленинградском Кировском заводе поручалось создать на базе танка Т-64 новой машины с газотурбинной силовой установкой. Разработать сам двигатель должно было также ленинградское авиадвигательное НПО им. Климова. Необходимо было сконструировать новый тип танковой установки — газовую турбину, до этого применявшуюся в авиа- и судостроении.
Газотурбинный двигатель (ГТД) сулил неоспоримые преимущества перед дизелем — при том же объёме получать гораздо большую мощность. Это позволило бы танку достичь более высоких скоростей, существенно поднять манёвренность на поле боя, улучшить управление самой машиной.
Опыт применения ГТД советские танкостроители уже имели, особенно на Кировском заводе. В 1948 г. здесь в СКБ турбинного производства под руководством главного конструктора А. Старостенко был выполнен проект тяжёлого танка с таким двигателем, но он остался на бумаге. Когда в 1955 г. Кировскому заводу поручили создание нового тяжёлого танка с двигателем 1000 л.е., массой до 55 т и с 130-мм пушкой, работы стали вести в двух направлениях: разрабатывались варианты и с дизелем («объект 277»), и с ГТД («объект 278»). Два опытных образца ГТД конструировали под руководством Г. Оглоблина.
В 1957 г. на ЛКЗ были изготовлены две опытные газотурбинные установки ГТД-1 для «объекта 278», создававшегося на базе танков ИС-7 и Т-10. Они должны были обеспечить образцу массой 53,5 т скорость свыше 57 км/ч. Но вскоре все работы, касавшиеся тяжёлых танков, в нашей стране по прямому распоряжению правительства прекратили «Объект 278» достроить не смогли. Всё же поиски в этом направлении на заводе продолжались. В 1960-х гг., например, испытывался «объект 288» на базе танка Т-64 с двумя вертолётными газотурбинными двигателями ГТД-350 мощностью 350 л.с каждый.
В 1963 г. в харьковском КБ № 60 А. Морозова разработали опытный вариант танка Т-64Т с газотурбинным двигателем ГТД-ЗТЛ мощностью 700 л.с. В 1964 г. на «Уралвагонза-воде» в Нижнем Тагиле под руководством Л. Карцева был создан «объект 167Т» на базе Т-62 также с ГТД-ЗТ мощностью 800 л.с.
В 1969 г. первый танк ленинградского Кировского завода с газотурбинным двигателем согласно требованиям постановления правительства от 19 апреля 1968 был изготовлен. Этот образец известен как «объект 219» на базе Т-64 с ГТД-1000 мощностью 1000 л.е., разработанный на НПО им. Климова. Однако установка мощного двигателя, увеличившаяся масса машины, возросшие требования к динамическим характеристикам заставили внести существенные изменения в конструкцию машины, особенно в её ходовую часть. Пришлось конструировать новые амортизаторы и торсионы, направляющие и ведущие колёса, катки, даже гусеницы с обрезиненны-ми дорожками. Башне придали новую форму, оптимизировав её конфигурацию. Но сохранили вооружение, автомат заряжания, боеприпасы, приборы наведения и наблюдения и т.д. Словом, машина, «сохраняя базовые конструкционные и компоновочные особенности предшественников, в полной мере могла считаться новой».
Основные данные танков семейства Т-64
Тип танка |
«Объект 430» |
Т-64А |
Боевая масса, т |
35.48 |
38 |
Экипаж, чел. |
4 |
3 |
Длима, мм |
8785″ |
9225:’ |
Ширина, мм |
3120 |
3415 |
Высога, мм |
2160 |
2170 |
Клиренс, мм |
435 |
450 |
Колея, мм |
2570 |
|
Бронирование: мм |
противоснарядное комбинированное |
прот ивоснарядное комбинированное |
Вооружение |
нарезная 100-мм пушка Д-54ТС, 50 выстрелов; |
нарезная 125-мм пушка Д-81. 50 выстрелов; |
|
7,62-мм пулемёт СГМТ, 3000 патронов; |
7,62-мм пулемёт СГМТ. 3000 патронов; |
|
14,5-мм пулемёт КПВТ, 300 патронов |
14,5-мм пулемёт КПВТ. 300 патронов |
Двигатель |
дизель 5ТД |
дизель 5ТДФ |
Мощность, л.с. |
580 |
700 |
Максимальная скорость, км/ч |
55 |
65 |
Запас хода, км |
450 600 |
500 |
Преодолеваемые препятствия, м: |
|
|
высота стенки |
— |
0,8 |
ширина рва |
— |
2.85 |
— глубина брода |
— |
1.4″ |
— угол подъёма, град |
|
30 |
Примечание: 1 — с пушкой вперёд, длина корпуса — 6540 мм; 2- с пушкой вперёд, длина корпуса — 6048 мм: 3-е ОПВТ -5м
В. БОРЗЕНКО
«Моделист-конструктор» № 5’2012
techno-story.ru