34-я горная бригада. Боевая техника
Для действий в горах тяжелая бронетехника не подходит, поэтому бригада вооружена легкими гусеничными машинами на базе МТ-ЛБ.Мотострелковые роты укомплектованы двумя типами машин: пулеметно-пушечным МТ-ЛБМ 6МБ и пулеметным МТ-ЛБ ВМК.
МТ-ЛБМ 6МБ, модернизированный ОАО «Муромтепловоз»
1.
2.
3.
Дизельный двигатель ЯМЗ-238ВМ мощностью 240 л.с. расположен в центральной части машины
4.
В башне 6МБ установлена автоматическая пушка 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТ калибра 7.62 мм
5.
6.
Справа и слева от пушки 2А72 установлена система постановки дымовой завесы 902В «Туча»
7.
8.
Гильзовыбрасыватель
9.
Прицел наводчика с откинутым защитным щитком
10.
Вид сверху на башню
11.
12.
Под прикрытием защитной крышки из короба внутри башни к пушке подается лента со снарядами
13.
14.
Справа от пушки в бронемодуле находится пулемет ПКТ(во время нахождения в парке техники он снимается)
15.
16.
17.
18.
Командирский люк, вид спереди. Находится слева в головной части машины
19.
20.
21.
22.
Вид с места командира на место механика-водителя
23.
Место механика-водителя изнутри
24.
Управление движением машины осуществляется рычагами
25.
26.
Немного фотографий снаружи
Запаска 🙂
27.
28.
29.
Для конспирологов, решивших, что гудрон на гусеницах свидетельствует о том, что на машинах никто не ездит: в бригаде, как и остальных частях ВС, имеется рота учебно-боевой техники, которая и является рабочей лошадкой для отработки вождения и стрельб. Основная часть машин выходит из парка только для участия в крупных учениях и отрабатывая подъем по тревоге. Таким образом сберегается ресурс техники.
В корме машины расположено десантное отделение. Попасть в него можно либо через люки в крыше, либо через кормовые двери.
Дверь слева
30.
Справа
31.
В ящике на двери — ключи
32.
Десант в машине располагается вдоль бортов, спиной к ним
33.
Левая часть десанта
34.
Правая
35.
Сиденье наводчика подпружиненное, чтоб удобнее было забираться
36.
Поскольку стабилизатора и электроприводов вооружения нет, то при стрельбе наводчик нажимает вот эту педаль, стопоря башню, что позволяет избежать разброса снарядов
37.
А этот рычаг служит для переключения типа снарядов при стрельбе из пушки 2А72. Боекомплект пушки — 300 снарядов(150 осколочно-фугасно-зажигательных и осколочно-трассирующих в одной ленте, и 150 бронебойно-зажигательных в другой)
38.
На маховике вращения башни расположены кнопки электроспуска пушки и пулемета
39.
Рычаг ручного спуска. От себя — пушка, на себя — пулемет
40.
Блок пуска дымовых гранат, дневной и ночной прицелы
41.
Рычаг с черным набалдашником — для приведения пулемета ПКТ в готовность к стрельбе
42.
Также внутри машины по правому борту находится ящик с аккумуляторами
43.
По левому борту — отопительно-ветиляционная установка
44.
Это МТ-ЛБ ВМК, на которых основным вооружением является 12.7 мм пулемет 6П49 «Корд»
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
В десантном отделении, за счет отсутствия башни, достаточно много места
53.
Сзади на стенке висит спасательный жилет для экипажа, который пригодится в экстренных случаях при переправе через реку или озеро
54.
55.
56.
У экипажей МТ-ЛБМ 6МБ спасательные жилеты еще старого образца
57.
58.
Командно-штабная машина на базе МТ-ЛБу
59.
60.
61.
62.
63.
Самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика» на позициях во время занятий по боевой подготовке
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
Поскольку на занятиях солдаты по многу раз отрабатывают различные нормативы, покидая и занимая свои штатные места, а на улице +1, то машина грязная
71.
72.
73.
Орудийный прицел — панорама
74.
Механик-водитель
75.
Одна из машин управления огнем батареи
76.
Действия расчета «Гвоздики»
Как и во многих других воинских частях, в 34-й бригаде практически весь парк автотехники заменен на автомобили КАМАЗ, в т.ч. бронированные.
КАМАЗ-5350, согласно заявлениям производителя, обеспечивает защиту находящихся внутри пассажиров от средств поражения по классу защиты «5», великолепно подходит для транспортировки личного состава. Автомобиль оборудован комплектом дополнительной защиты (КДЗ). КДЗ обеспечивает защиту личного состава и внутреннего оборудования, расположенного в кабине, а также АКБ, топливных баков и агрегатов и узлов силового агрегата от фугасного воздействия и осколков ручных гранат типа Ф-1 и РГО, в том числе при наземном подрыве под днищем автомобиля в районе расположения кабины и его основных узлов.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
Сделал несколько фотографий одной из машин внутри кабины
86.
87.
Люк в крыше
88.
89.
Руководство по эксплуатации, идущее в комплекте с машиной. Обратите внимание на год производства — 2010
90.
В кузове
91.
Вся новая техника в случае поломки ремонтируется представителями завода-изготовителя.
Еще небольшая подборка различных бронемашин бригады:
Инженерная машина разграждения ИМР-2М2
92.
93.
БТР-80
94.
Одна из КШМ
95.
Землеройная машина ПЗМ-2
96.
Вид на парк техники с вертолета
97.
Боксы
98.
К сожалению, деньги на строительство перестали выделяться в 2008 году и некоторые технологические здания парка так и не были завершены
99.
Вьючно-транспортный взвод
Учебно-материальная база, занятия спортом, горная подготовка
twower.livejournal.com
Дополнительное вооружение бронетехники нештатными средствами Ч.1
Любой вид воорружения и техники создавался не абы как, а имея четкое понятие по его дальнейшему использованию.
Так наши БТР-60 и БТР-80, БМП-1 и БМП-2 создавались для ведения общевойскового боя на Европейском театре военных действий. Ключевой момент — именно общевойсковые боевые действия на равнниной местности и обусловили комплекс их вооружения.
Справедливости ради необходимо заметить, что основной задачей, которая ставилась перед проектировщиками БТР, было создание в первую очередь транспортного средства, быстрого, манёвренного, надёжного. Изначально БТР не рассчитывался на защиту личного состава от огня артиллерии и кумулятивных гранат, чему не могут противостоять даже большинство современных танков. Броня БТР рассчитана на защиту лишь от стрелкового оружия. В условиях боевого применения при столкновении с активной противотанковой обороной противника БТР должны были быть выведены из под огня до момента подавления опасных огневых средств. Участие БТР в непосредственном боестолкновении с противником, имеющим средства поражения бронированных целей, не является его основной задачей. Его задача — перевозка личного состава. В исключительном случае, в целях защиты от внезапного нападения, экипаж (наводчик-оператор) БТР мог оборонять себя и личный состав огнем КПВТ и ПКТ у советских машин или Браунинг М2 на американских.
Задачей же БМП явлалясь поддержка атакующей пехоты в одном боевом порядке с танками. Следовательно и вооружение подбиралось для этой концепции — противник предполагался определенно спереди, но никак не сверху, сбоку или сзади.
Так же главное условие советской и американской легкой бронетехники — авиатранспортабельность и плавучесть, что в свою очередь заставляло подбирать компромис между броневой защищенностью и массой.
Но война имеет свою логику. И там где должен быть противник с линией окопов, танками и артилерией, его не оказывается. Противник теперь прячеться в кустах и зеленке на фоне гор, а боевые действия превращаются в противопартизанские. А вот к ним наши БТРы и БМП оказались неготовы. Впрочем, не только наши.
Чтобы как-то исправить ситуацию, солдаты и офицеры «усиливают боевую мощь» сами.
Сразу оговорюсь, в обзор у меня попадёт исключительно бронетехника. Кустарное вооружение грузовиков, пикапов, багии и другой небоевой техники я оставляю за скобками, как ввиду огромного количества их видов, так и ввиду того, что всё оно аналогично указанному в этих обзорных статьях. Всяческие шушпанцеры так же идут мимо.
Структура изложения проста. Если есть штатные серийные аналоги, ставшие основой для «модернизации» — вначале пойдет речь о них. Потом краткое изложение «тюнинга», с попыткой группирования по технике и конфликту, если будет конечно такая возможность. В конце каждого способа будет упомянуто, как конкретно он повлиял на бронетехнику в отдельно взятом регионе в общем.
И так, пройдемся для начала по Пулемётно-Пушечно-Гранатомётным модификациям.
1. Первый, один из самых простых способов усиления огневой мощи — установка на технику обычных станковых или крупнокалиберных пулемётов, в зависимости от наличия образцов.
Метод приминения был так же незатейлив — противника либо накрывали из далека, вне зоны поражения его оружия, либо огненным смерчем заставляли вжаться в каменистую землю.
БТР-40 с дополнительным пулемётом в задней полусфере. Израиль.
БТР-152 с дополнительным пулемётом в задней полусфере. Израиль.
БТР-152 с двумя дополнительными пулемётами. Израиль.
Египетский БТР Валид с двумя дополнительными пулемётами.
БТР-50, с установленными, помимо штатного СГМБ или ПКМБ, еще тремя дополнительным ипулемётами в разных полусферах. Израиль.
Американцы так же не далеко ушли со своим БТР М113. Изначально предполагалось, что он будет только доставлять пехоту до поля боя, и уже спешенная пехота будет вести активные боевые действия. Из всего вооружения на нём изначально стоял 12,7 мм пулемёт Браунинга М2 на открытом вертлюге. Однако очень скоро боевые действия во Вьетнаме показали, что при таком подходе личный состав гибнет в разы быстрее.
Поэтому солдаты практически сразу стали навешивать дополнительные пулемёты и облеплять их защитой.
Так здесь на М113 заметен второй пулемёт.
Тут уже видна защита основного пулемёта.
В последвии такой вариант с одним крупнокалиберным пулемётом по центру и двумя пулемётами винтовочного калибра по бортам машины, защищенными бронещитками — стал вполне штатным и получил индекс ACAV — бронированной штурмовой машины, первым шагом к созданию БМП М2 «Бредли».
В советской армии процес шел несколько иначе.
Здесь тренога с 12,7 мм Тип-54 (китайский клон ДШК) просто приварена к БМП-1. Афганистан.
Здесь ДШК установлен на Боевой Машине Разминирования. Афганистан.
Тут ДШК поставлен на БРДМ со снятой боевой башенкой. Украина.
БТР-152 с 12,7-мм чехословацкой зенитной установкой из четырёх TK vz 53, клонов ДШКМ. Египет.
12,7 мм китайский пулемёт W85 «интегрированный» с БМП-1. Сирия.
12,7 мм НСВ «Утес» на универсальный станке 6У6 на МТЛБ. Украина.
12,7 мм пулемёт Браунинга М2 на БМП-1. Греция
БТР-152 с 12,7 мм американской зенитной установкой М-45, представляющую собой четыре пулемёта Браунинг М2. Израиль.
14,5-мм КПВТ на БМП-1. Афганистан.
КПВТ на Т-62. Афганистан.
КПВ на подбитом БТР-Д. Афганистан.
БРЭМ-1 с КПВТ. Сирия/Ирак.
Спарка из КПВТ на МТЛБ. Украина.
Спареный КПВ на БМП-1. Армения.
ЗПУ на южноафриканском броневике Ратель. Ливия.
ЗПУ-2 (пулемёты Владимирова) на БРДМ. Ирак.
ЗПУ-2 (пулемёты Владимирова) на БТР-152. Египет.
Счетверенный Владимиров (ЗПУ-4) на М113. Ливан.
Установка боевой части от БРДМ-2 с 14,5 пулемётов Владимирова на МТЛБ. Украина.
ъ
Квинтисенцией этого «движения» стала установка парных Крупнокалиберных Пулеметов Владимирова прямо в башне БТРа. Северная Корея.
В башне МТ-76
2. Второй вариант так же прост. Это установка на технику автоматического гранатамёта, например АГС-17 «Пламя».
Тяжелый гранатомёт (31 кг — АГС-17 и 55 кг — Мк.19 не считая запаса боеприпасов) был не очень любим пехотой в трудных горных или пустынных условиях, например Афганистана, зато поставленный на технику — серьезно повышал огневую мощь отделения или взвода. К тому же он позвалял открывать огонь в заднюю полусферу, куда не могло «дотянуться» штатное вооружение БТРов и БМП. Так же сюда добавлялось то, что некоторая бронетехника , например БТР-Д или М113, была по сути вообще не вооружена (два курсовых ПКМ на БТР-Д не в счет).
Установка этого оружия резко меняли боевые возможности техники. Если пулемёты и штатные пушки могли достать противника только при прямой видимости и по настильной траектории, то с автоматическим гранатомётом отлично доставали неприятеля в складках местности, на обратном скате возвышености и через препятствие.
Устанавливали АГС просто — приваривали его станок-триногу к броне, и устанавливали на него сам гранатомёт. Однако, в связи с тем, что делали это не централизовано и не используя положенные инструкции, то крепили станок по разному, иногда ошибочно приваривая его к башне. Последнее доставляло определенные трудности, так как прицельная стрельба в таком случае была возможна только при нужном положении башни. Для американского гранатомёта Мк.19 была возможность установки штатной турели — Mk.64 cradle mount, однако при её отсутвии так же приваривали обычную треногу.
Плюс жесткого станка в том, что «прыгучий» АГС начинал выдавать приличную кучность.
Минус — если сварка была не качественной, то от отдачи гранатамёт мог слететь с бронетехники вместе с бойцом.
Так АГС-17 установлен на БТР-Д. Афганистан.
БТР-80 с установленным АГС-17
Чечня.
БТР-70 с АГС-17. Афганистан.
АГС-17 на башне БМП. Афганистан.
АГС-17 на БМД. Чечня.
Мк.19 на М113. Израиль.
Вот пример использования двух вышеуказанных способов. Тут на БТР-Д уже целых два автоматических гранатомета АГС-17 «Пламя», и пара пулеметов ПКМ в задней полусфере. Афганистан.
Суть этого творчества в том, чтобы при попадании колоны в засаду давить окружающее пространство огнём, не давая поднять противнику голову.
Ну а в современной российской армии на «беззащитный» БТР-Д, на котором из оружия было всего два ПКМ, дополнительно стали штатно устанавливать 12,7-мм пулемёт Корд и 40-мм автоматический гранатомёт АГС-30.
В результате во время Второй Чеченской Компании на бронетехнику крепления для АГСов стали устанавливать «Штатно» в полковых и дивизионных мастерских. А на новых видах бронетехники вертлюг для АГСа идет в штатном комплекте уже с самого начала.
Так примером может служить бронеавтомобиль Тигр
Или израильский танк Меркава
3. Иногда штатное вооружение в башнях заменяли на более мощное.
Напрмер этот БТР-60 времен Осетино-Ингушского конфликта явно красуется с 30-мм пушкой 2А42. Россия.
Прошу обратить внимание на нечто РСЗОобразное на его корпусе. Это пристпособленные противоградовые ракеты «Алазань» Чуть ниже мы поговорим об этом более подробнее.
БТР-60 с 23-мм пушкой 2А14. Армения.
У этого бразильсткого БТР ЕЕ-11 штатный 12,7 мм М-2 заменён на 14,5 мм Пулемёт Владимирова. Курдистан.
Стандартный пулемёт ПКТ на МТЛБ заменен на 12,7-мм ДШК. Украина.
А здесь ПКТ на МТЛБ заменен на 12.7 НСВТ. Македония.
4. Более серьезный вариант «Модернизации» — монтаж на технике скорострельных зенитных установок, «малокалиберных» и не очень.
Установка подобного вооружения сразу же превращало технику в «царицу полей», позволяя поражать противника в любой точке до горизонта, при этом надежно оставаясь в не зоны досягаемости. Последнее позволяло использовать слабобронированные образцы, такие как МТЛБ и БТР-Д.
Но самое главное — для горных условий скорострельные орудия высоких углов возвышения оказались остро необходимы. Стандартное вооружение башен бронетранспортеров и БМП просто не могла открыть огонь по высоко расположившемуся противнику, что вело к неоправданным потерям. И что в свою очередь вело к поиску решения.
Толчком для идея явно послужила Чешская самоходная 30-мм зенитная установка Praga PLDvK VZ. 53/59 «Jesterka», разработанная еще в конце 50-х годов ХХ века и хорошо известная советским, кубинским и югославским офицерам.
Одной из самых простых вариаций была установка съемной артчасти с оригинальной Праги.
Так артчасть 30-мм зенитной установки Praga PLDvK VZ. 53/59 поставлена на БТР-50. Ирак.
Американский колесно-гусенечный бронетранспортёр М3 с израильской 20-мм зенитной пушкой производства 1964 года, сделанной на базе Испано-Суизы HS-404. Израиль.
Американский колесно-гусенечный бронетранспортёр М3 с 20-мм франко-американо-израильской зенитной установкой TCM-20. Израиль.
БТР-40 с 20-мм зенитной установкой TCM-20. Израиль.
БТР-152 с 20-мм зенитной установкой TCM-20. Израиль.
М-113 с 20-мм Oerlikon GAD BO-1. Аргентина.
Но самая популярная модель — 23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23-2, которая стала монтироваться практически на всё, что можно. Например на МТЛБ.
Ирак.
Украина.
Приднестровье.
Чечня.
ЗУ-23-2 на БТР-Д
ЗУ-23-2 на БТР-152. Ливан.
ЗУ-23-2 на БМП-2. Афганистан.
ЗУ-23-2 на БТР М113. Ирак.
ЗУ-23-2 на БТР М113. Ливан.
ЗУ-23-2 на БТР-50. Ирак.
В итоге, военное командование оценило «иновацию», и теперь в российской армии «Зушки» устанавливаются на бронетехнику вполне штатно.
Так же штатно они устанавливаются на бронетехнику других государств. Например на греческие БМП-1, вместо башни.
Или на Кубинском БТР-60.
Мало кто знает, но кубинцы очень активно воевали в Африке более 20 лет. Ангола, Эфиопия и т.д. Так что опыт у них серьезный.
Югославская BOV-3 со строенными 20-мм пушками Hispano-Suiza HSS-804
Другая, более мощная спарка — 37-мм автоматические пушки Тип 65 (китайский клон ЗУ 61-К (обр. 1939 г.)) на БМП-1. Афганистан.
37-мм автоматические пушки 61-К (обр. 1939 г.) на БТР-60. Куба.
Апофеозом установки зенитных орудий можно считать монтаж ЗСУ С-60 на МТЛБ.
Заряжание пушки производится из 4-х снарядных касет. Опытный расчет может в прицельной стрельбе отстрелять 10-15 таких касет. При стрельбе на подавление — более 20 касет в минуту. А с учетом наличия осколочных снарядов — пехоте противника может очень сильно не поздоровиться.
МТЛБ с установленной автоматической 57-мм зенитной пушкой С-60. Армения.
В результате всего вышеперечисленного в российской армии появилось целый класс бронемашин на базе МТЛБ.
МТЛБМ 6МА с башней от БТР-80, включающую КПВТ и ПКТ.
МТ-ЛБМ 6МБ с установленной 30-мм пушкой 2А72, спареной с пулеметом ПКТ (Башенная установка от БТР-80А).
Боевая машина огневой поддержки и сопровождения «Торос» для комплектования арктических бригад с 30-мм скорострельной пушкой 2А42.
В Украинской армии так же учли мировой боевой опыт.
МТ-ЛБМШ с боевым модулем ШКВАЛ — 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты «Барьер», 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 и шесть 81-мм дымовых гранатомётов.
4. Отдельной строкой идёт установка на бронетехнику авиационного пушечного вооружения. Как с подбитых авиамашин, так и «найденного».
БТР-Д с ЯкБ-12.7 снятого с Ми-24. Афганистан.
БМП-1 с установленным вверх ногами стандартным авиационным пушечным контейнером УПК-23-250 (возможно 500). Внутри — 23мм двуствольная пушка ГШ-23Л и 250 или 500 снарядов к ней. Афганистан.
Одноствольная 30-мм пушка ГШ-301, от истребителя МиГ-29 на БМП-1. Армения.
Конец первой части.
alex-leshy.livejournal.com
МТ-ЛБ | |
---|---|
МТ-ЛБ | |
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
История | |
Производитель | |
Годы эксплуатации | с 1964 |
Количество выпущенных, шт. | более 9600[1] |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6399—6509 |
Ширина, мм | 2820—2865 |
Высота, мм | 1835—1890 |
База, мм | 3700 |
Колея, мм | |
Клиренс, мм | 395—415 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Прицелы | ПП-61Б |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя |
ru-wiki.ru
Бессмертная «мотолыга» » Военное обозрение
«Многоцелевой тягач легко бронированный», армейский вездеход-труженик принят на вооружение Советской армии в 1966 году. Конструкция получилась настолько удачной, что МТЛБ остается в строю до сих пор и, по всей видимости, еще долго будет служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и других государств.
Простая, надежная, универсальная машина в войсках зовется «мотолыгой». Довольно часто приходится читать и слышать, что МТЛБ давно устарела и ей требуется замена, что в корне неверно. Заменить ее невозможно, это «машина всех времен и народов».
Некоторые эксперты преемником МТЛБ называют БТР-3Ф. С моей точки зрения, абсолютно бездарное предложение. МТЛБ выпущено около 100 тысяч единиц, между тем БТР-3Ф создан на базе БМП-3, которой с 1979 года изготовлено всего-то около двух тысяч. Если сравнивать цену машин, разница будет в разы. Достаточно напомнить о тираже «мотолыги», количестве модификаций и всевозможных моделей. Тягач – рекордсмен в своем классе, и это бесспорно. Однако признаем: у МТЛБ слабоваты бронирование и вооружение – машина не предназначалась для поля боя. В принципе это устранимо, поскольку конструкторы тягача заложили массу возможностей для модернизации. К примеру, вполне осуществимо разнесенное легкосъемное бронирование, которое можно разместить на машине или хранить отдельно. При переброске к месту боевого применения МТЛБ в зависимости от условий будет комплектоваться различной защитой, включая динамическую. Все зависит от того, на каком ТВД, в каких рельефе и климате предстоит действовать, что за противник и чем вооружены его подразделения.
Проведем анализ характеристик МТЛБ по основным показателям: огневая мощь, защищенность, подвижность, командная управляемость. Рассмотрим как имеющиеся на вооружении образцы, проходящие через стадии испытаний, так и варианты машин, которые реально разработать на основе старой доброй «мотолыги».
Показательный «Штурм»
Поскольку тягач создавался для транспортировки артиллерийских орудий, расчетов и боезапаса, то у МТЛБ огневой мощи, собственно говоря, нет – штатный пулемет предназначен для самообороны. Однако возможна установка любого вооружения, начиная с крупнокалиберных пулеметов, ПТРК, ЗРК и заканчивая артиллерийскими комплексами калибра 120 миллиметров. Стоит отметить, что для этого существует четыре основных варианта: в башне, вынесенное в необитаемом модуле либо легкосъемное, буксируемое.
Станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард»
Рассмотрим данные возможности применительно к организационно-штатной структуре мотострелкового батальона. В пехоте широкий выбор оружия – начиная с калибра 12,7 миллиметра и заканчивая 40 миллиметрами. Кроме того, вполне возможна установка башни с вооружением от БМП-1. Хотя на современном этапе она считается устаревшей, их очень много в арсеналах ВС РФ и армий других стран. Целесообразен и вариант с оснащением МТЛБ башней БМД-2 с 30-мм автоматической пушкой. Как вынесенное вооружение приемлемы 23- и 30-мм пушки. «Мотолыги» с таким «обвесом» давно прошли испытания и состоят на вооружении многих иностранных армий.
Кроме того, необходимо оценить установку на МТЛБ и МТЛБУ башни с вооружением от БМП-2, тем более что массогабаритные показатели позволяют провести такое переоснащение. Например, в Болгарии на шасси МТЛБУ «посадили» двухместную башню с 23- и 30-мм пушками. Не стоит забывать и о БМП-3. В Российской армии этих машин сравнительно мало, но в зарубежных ВС их насчитывается более 700. Если для стандартной «мотолыги» башня БМП чрезмерно тяжела, то для установки на МТЛБУ вполне подойдет. В итоге реновированный тягач становится действительно многоцелевым.
Станция засечки ядерных взрывов
Широк выбор оружия для противотанковых подразделений: по большому счету на МТЛБ возможно установить любой ПТРК как отечественного производства, так и иностранного, например комплекс 9П148 на базе БРДМ-2. Довольно долго на вооружении ВС РФ находится ПТРК «Штурм-С» в модульном исполнении и оснащенный ПТУР со сверхзвуковой скоростью полета. Машина хорошо себя зарекомендовала. Это яркий пример размещения ПТРК на шасси МТЛБ.
Для экспорта в страны с ограниченным бюджетом можно укомплектовать тягач с 107-мм безоткатным орудием Б-11 в качестве легкосъемного, при этом повысится его мобильность. А чтобы установка получила высокие огневые возможности, имеет смысл приспособить 100-мм противотанковые ракеты «Басня» и аналогичные для запуска из БЗО Б-11. В этом случае в боекомплекте могут появиться не только кумулятивные и осколочные выстрелы, но и управляемые ракеты. Огневые возможности машины приблизятся к потенциалу БМП-3.
Думается, есть необходимость проработать вариант установки на шасси «мотолыги» башни САУ 2С25 «Спрут» с целью получения разновидности легкого плавающего танка.
«Цветы» в ассортименте
На вооружении ВС РФ да и многих иностранных армий долгое время находится САУ 2С1 «Гвоздика». Она прекрасно себе зарекомендовала и еще будет востребована, но сегодня – время ее частичной модернизации. Назрела установка современного радиоэлектронного оборудования. Данная машина – яркий пример размещения тяжелого вооружения на базе МТЛБУ.
Пожарная машина на базе шасси МТЛБ
Не так давно на вооружение принята САУ 2С24 «Хоста», которая входит в состав минометных батарей мотострелковых бригад. В Российской армии имеются 100-мм противотанковая пушка МТ-12 и гаубица Д-30, они буксируются тягачом, но есть возможность данные орудия сделать самоходными, установив их на корпус «мотолыги» в кормовой части, по типу советской 2С5 «Гиацинт». Как известно, иностранные конструкторы прорабатывали варианты установки артиллерийского вооружения на МТЛБУ.
Стоит вспомнить и реактивные системы залпового огня, в ВС РФ они установлены исключительно на колесные шасси. Однако колесный ход ограничивает проходимость. Соответственно имеет смысл установить РСЗО и на гусеничные шасси, например БМ-14-16 на МТЛБ, а платформой для «Градов» отлично послужит МТЛБУ.
На вооружении артиллерийских подразделений и частей состоит довольно большое количество буксируемых орудий. Испытанный временем тягач вполне способен транспортировать любое из них, вплоть до современных 120-мм пушек «Нона-Б».
В артиллерийских подразделениях, на вооружении которых имеются САУ 2С9 «Нона», есть машина управления 1В119 «Реостат» на шасси БТР-Д. В принципе этот комплекс можно посадить и на другую гусеничную машину, в частности на МТЛБ. Да и подвижный разведывательный пункт ПРП-4 логичнее размещать на «мотолыге».
Машина разминирования, ВС Польши. Фото из архива автора
Из радиолокационных средств в артиллерийских частях имеется на вооружении станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10. Это воистину ярчайший пример размещения вооружения на базе МТЛБ. СНАР-10 по своей массе и габаритам приблизительно равна башне БМП-2, это лишний раз показывает: на тягаче можно разместить любое оружие мотострелковых, танковых, артиллерийских частей Сухопутных войск.
Самым сложным и до конца не решенным остается вопрос обеспечения ракетами и боеприпасами частей и подразделений в бою. В основном боезапас подвозят автомобилями, у которых, как известно, есть ограничения по проходимости, и они крайне уязвимы. Соответственно целесообразно в артиллерийских подразделениях иметь некоторое количество бронированных транспортно-заряжающих машин на базе МТЛБ или МТЛБУ.
Вместо ГАЗа и «Урала»
В армии Казахстана стоит на вооружении 120-мм миномет «Айбат», размещенный на МТЛБ. Однако это не самое удачное решение, поскольку есть ограничение в количестве возимого боеприпаса. Такой миномет логичнее было установить на базе МТЛБУ.
Идем дальше: размещение 82-мм миномета 2Б9 «Василек» на шасси ГАЗ-66 – неудачный проект. Вес и габариты установки довольно большие, погрузка и выгрузка занимают время. Быстрая буксировка невозможна, так как миномет склонен к опрокидыванию. Более целесообразно разместить «Васильки» на базе МТЛБ, такую установку впервые опробовали и активно применяли в Афганистане, где она себя полностью оправдала.
В Сухопутных войсках широко и повсеместно используется 120-мм миномет 2Б11 «Сани», базовым носителем избран все тот же ГАЗ-66. Машина явно перегружена. Только с переходом в некоторых воинских частях на шасси «Урал» положение улучшилось, появилась возможность возить увеличенный боекомплект. Но проблемы с проходимостью и защищенностью остались. Да и на развертывание требуется гораздо больше времени по сравнению с самоходными установками. Так что «Сани» гораздо эффективнее возить на «мотолыге», по типу 240-мм миномета «Тюльпан», так как есть возможность быстрого развертывания при помощи гидравлических приводов.
И «Зоопарк» в придачу
Уникальным средством противовоздушной обороны стала ЗСУ «Шилка» – 20 лет ей не было равных в классе. Сегодня это оружие считается устаревшим, но «Шилок» в войсках еще много да и на вооружении армий других стран хватает. Компактную установку, отлично зарекомендовавшую на полях боев, вполне возможно поставлять на экспорт, размещая на базе МТБУ.
На смену ЗСУ-23-4 «Шилка» пришел комплекс «Тунгуска» на шасси Мытищинского завода, но в мотострелковых частях целесообразнее поставлять этот ЗПРК в комплекте с МТЛБУ.
Сегодня обрел широкую популярность боевой модуль «Байкал» с 57-мм пушкой, уже создана действующая установка на базе БМП-3. Такой же вариант возможен и на МТЛБУ.
На этом же шасси хорошо устанавливается различное обеспечивающее оборудование, в том числе и РЛС: автоматизированный радиолокационный комплекс АРК-1 «Зоопарк» 1Л219, ППРУ «Овод», командный пункт 9С737 «Ранжир», малогабаритная РЛС 1Л 122-2Е, РЛС комплекса «Барнаул-Т» 9С935.
На «мотолыгах» приживутся и средства РЭБ, инженерное вооружение и техника, РХБЗ. Гусеничные «лошадки» пригодны для нужд медицинских подразделений и инженерных войск.
topwar.ru
Модернизация МТ-ЛБ | Военное оружие и армии Мира
После распада СССР все заводы-изготовители машин семейства МТ-ЛБ оказались за пределами России — на Украине, в Польше и Болгарии.
Закупок МТ-ЛБ, следовательно, с 1990 года не производили. Не удивительно, что вскоре возникла идея проведения в промышленных масштабах капитального ремонта машин параллельно с модернизацией с целью повышения ТТХ МТ-ЛБ, для приведения их в соответствие с современными требованиями.
СДЕЛАНО В МУРОМЕ
В России за данную проблему взялось предприятие ОАО «Муромтепловоз», специализировавшееся как раз на капитальном ремонте боевых машин этого типа. Конструкторы завода имели для этого все необходимые условия. Во время выполнения работ по капитальному ремонту сложились достаточно тесные творческие связи между конструкторами предприятия и научными организациями Минобороны и промышленности.
Главной целью работ по модернизации МТ-ЛБ на «Муромтепловозе» было повышение их огневой мощи для более успешного использования их в качестве бронетранспортера. Для этого машины оснащали новой башенной пулеметной или пулеметно-пушечной установкой. Помимо этого, в ходе капремонта их ресурс восстанавливался на 80 %.
ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ
В кратчайшие сроки на предприятии были созданы две основные модификации машины МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.
В варианте МТ-ЛБМ 6МА на транспортер была смонтирована башня от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. С этой башней МТ-ЛБ превратился в полноценный бронетранспортер на гусеничном ходу. Вариант МТ-ЛБМ 6МБ оснащается башней от БТР-80А с установленной 30-мм пушкой 2А72, которая спарена с пулеметом ПКТ. Такой комплект вооружения позволяет эффективно бороться с легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника.
Данные модификации достаточно широко используют в войсках. Они успели побывать в «горячих точках», состоят на вооружении частей морской пехоты.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТ
На этом работы по модернизации МТ-ЛБ не закончились. В частности, вскоре появился МТ-ЛБМ 6М1 A3 — вариант для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач охраны воинских колонн и объектов, разведки, борьбы с малоразмерными целями, живой силой и современными и перспективными танками противника, в том числе и обладающими динамической защитой. В этом варианте машина по сути представляет собой самоходный ПТРК, оснащенный башней с четырьмя ПУ ПТУР «Корнет».
Если на модификациях 6МА и 6МБ вооружение наводится вручную, то на данной машине башня имеет электроприводы, обеспечивающие большую скорость наведения. Помимо «Корнета» на вооружении машины имеется пулемет ПКТ, установленный в башне, и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя». При этом угол возвышения ствола пулемета составляет +50°, что позволяет вести огонь в особых условиях (бои в городе, горах, лесу и т. д.).
На данной версии установлен более мощный двигатель ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л. с, а также применяется новая трансмиссия с гидрообъемной передачей (ГОП). Отдельно стоит отметить, что вместо рычагов управления на машине установлен штурвал, что вместе с новой трансмиссией и более мощным двигателем снижает утомляемость водителя при управлении машиной. Модификация МТ-ЛБМ 6МА4 выполняет схожие с предыдущей машиной задачи, за исключением борьбы с бронированной техникой. Для выполнения основных задач машина вооружена 23-мм автоматической пушкой КПВБ, спаренной с 7,62-мм пулеметом ПКТ или ПКТМ, а также 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. Приводы наведения вооружения ручные.
Модернизация по варианту МТ-ЛБМ 6М1Б2 по сути превращает тягач в полноценную БМП. Она оснащается мощным стабилизированным в двух плоскостях вооружением и обладает отличной подвижностью. На машине устанавливают 30-мм автоматическую пушку 2А42, спаренную с 7,62-мм пулеметом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17. В состав комплекса вооружений помимо дневного прицела включен и ночной. Угол стрельбы по вертикали достигает +70°. Все вооружение на данной модели вынесено за пределы башни, поэтому при стрельбе не возникает загазованности в отсеках машины. Еще одна версия, МТ-ЛБМ 6М1БЗ, получила более мощное вооружение — стабилизированную в двух плоскостях двухствольную автоматическую пушку ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «Корд» и автоматический гранатомет АГ-17.
Следующий вариант модернизации 6МБ4 обладает еще более сильным вооружением за счет установки спаренной 30-мм автоматической пушки ГШ-ЗОВ. Такие машины в состоянии бороться не только с колесной и легкобронированной техникой, но и с низколетящими воздушными целями. Для повышения эффективности этой борьбы версия 6МБ5 получила на вооружение два ПЗРК «Игла». На базе этого варианта был выполнен и полноценный ЗРАК — зенитный ракетно-артиллерийский комплекс. Эта машина оснащена небольшой РЛС обнаружения целей, ЦЭВМ и оптико-электронной станцией сопровождения целей. Достаточно мощное вооружение данной модификации в совокупности с применением тепловизора позволяет успешно бороться и с живой силой, и с легкобронированными целями противника.
УКРАИНСКИЕ ВАРИАНТЫ
Украина смогла сохранить производство бронемашин МТ-ЛБ и даже провести несколько модернизаций. Примечательно, что основной задачей конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению тоже было повышение боевых качеств транспортера. Украинцы пошли по пути развития транспортных возможностей и фактически сделали несколько новых боевых машин пехоты на базе многоцелевого тягача. При этом украинские инженеры пришли к выводу о необходимости повышения не только огневой мощи, но и уровня защиты. Модернизированный таким образом транспортер уже мог стать полноценной боевой машиной наподобие бронетранспортеров или БМП.
Первым вариантом такого обновления стал проект МТ-ЛБР6. С машины сняли оригинальную пулеметную башенку и поставили на ее место полноценный пушечно-пулеметный боевой модуль. В башне с одним рабочим местом наводчика установили 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и спаренный пулемет КТ-7,62 (ПКТ украинского производства). Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по бокам от самого орудия. В лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами. Непосредственно перед ними предусмотрены шесть дымовых гранатометов «Туча». Уровень защищенности МТ-ЛБР6 был повышен при помощи дополнительного разнесенного бронирования, устанавливаемого поверх собственного корпуса машины, и кевларового подбоя. Кроме того, ходовая часть закрыта противокумулятивными экранами. Обновление многоцелевого транспортера привело к заметному увеличению массы, что было компенсировано новым двигателем мощностью около 310 л. с. По имеющимся данным, на Харьковском тракторном заводе было собрано и переоборудовано из имеющихся некоторое количество таких машин. Похожим образом была создана модификация МТ-ЛБР7, однако от предыдущей машины она отличается составом вооружения.
Вместо оригинальной орудийной башни на ней предложили монтировать боевой модуль «Штурм». Специально разработанный для унификации бронетехники модуль вооружен пушкой ЗТМ-1, пулеметом КТ-7,62, автоматическим гранатометом АГС-17, дымовыми гранатометами и пусковыми установками противотанковых ракет «Конкурс-М». Все вооружение стабилизировано. Уровень защиты соответствует предыдущей модификации, поскольку МТ-ЛБР7 также может оснащаться дополнительным бронированием. Последней на данный момент украинской модификацией машины МТ-ЛБ стал бронетранспортер МТ-ЛБМШ. В соответствии с этим проектом базовая машина получила новый 360-сильный двигатель и боевой модуль «Шквал».
Вооружение этого модуля похоже на «Штурм» — автоматические пушка и гранатомет, а также пулемет и дымовые гранатометы. Однако вместо противотанковых ракет «Конкурс-М» на машине МТ-ЛБМШ используется комплекс «Барьер».
7084warfor.me
Многоцелевой, легкий, бронированный… « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»
МТ-ЛБ… Эта аббревиатура прочно закрепилась в лексиконе наших военных. Появление МТ-ЛБ – многоцелевых легких бронированных транспортеров – было вызвано велением времени. И действительно: танкисты на поле боя передвигались на своих грозных машинах, мотострелки – на БТР и БМП, артиллеристы крупнокалиберной самоходной артиллерии были защищены броней САУ. А что оставалось делать тем, у кого на вооружении находились несамоходные пушки? Ездить на грузовиках? Можно было. Но… Не всякий грузовик потянет, например, 100-мм противотанковую пушку или 122-мм гаубицу, особенно на слабонесущем грунте. И потом: как защитить расчет орудия? Ехать ему в кузове машины, как говорится, с ветерком, конечно, комфортно. Но это – в тылу. А на передовой? Когда кругом свистят пули и осколки снарядов? Сам собой напрашивался вывод: нужна броня. И она появилась: в 1964 году увидел свет многоцелевой транспортер легкий бронированный МТ-ЛБ. Создали его конструкторы Харьковского тракторного завода под руководством А.Ф. Белоусова. В 1966 году началось серийное производство МТ-ЛБ.
«Рабочая лошадка» для армии
То, как эти машины появились в армии, было совсем необычно. Раньше вся перспективная техника создавалась сначала для нужд укрепления обороноспособности страны, а уж потом ее приспосабливали для использования в народном хозяйстве. С МТ-ЛБ все получилось с точностью до наоборот. Когда было принято решение снять с вооружения устаревшие гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П, производившиеся с 1949 года, заменить их сразу оказалось нечем. Необходимо было быстро создать новую, более совершенную машину. Конструкторы решили сэкономить время и деньги, взяв за основу будущего армейского тягача легкий транспортер МТ-Л, успешно эксплуатировавшийся в народном хозяйстве. Собственно, особой доработки и не требовалось: нужно было только «облачить» МТ-Л в бронированный корпус и внести кое-какие чисто специфические коррективы в конструкцию.
Машина сразу пришлась военным ко двору. Она снимала множество проблем. Теперь любые артсистемы весом до шести с половиной тонн были обеспечены своей тягой, а расчеты надежно защищены: сварной водонепроницаемый корпус тягача, изготовленный из катаных броневых листов, отражал как пули стрелкового оружия, так и осколки мин и снарядов. Более того, новый транспортер перевозил практически весь спектр военно-технического имущества, начиная от боеприпасов и заканчивая, грубо говоря, дровами для полевой кухни. Для бронемашины были разработаны специальные прицепы, что повышало функциональность МТ-ЛБ.
Многоцелевой тягач имеет три отделения: управления, силовое и грузовое. Отделение управления располагается в передней части. В нем находятся сиденья двух членов экипажа: слева – механика-водителя, справа – командира. Командир помимо своих основных выполняет обязанности пулеметчика: 7-62-мм пулемет ПКТ вмонтирован во вращающуюся коническую бронированную башенку прямо над его головой. Попадают в машину командир и механик-водитель через люки в верхней части корпуса МТ-ЛБ.
Обзор командиру и механику-водителю обеспечивают лобовые стекла, которые в боевой обстановке закрываются стальными крышками. В этом случае у членов экипажа имеется по три призменных смотровых прибора ТНПО-170-А. Командир для наблюдения за местностью пользуется к тому же специальным прицелом. Для езды ночью на МТ-ЛБ можно устанавливать прибор ночного видения с инфракрасной подсветкой.
Силовое отделение находится сразу за механиком-водителем и состоит из мощного дизельного двигателя с системами обслуживания, помещенного в специальный шумопоглощающий кожух. Поначалу на МТ-ЛБ устанавливался 8-цилиндровый 4-тактный V-образный дизель жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В, имевший весьма приличные характеристики. Его мощность составляла 192 кВт (260 л.с.), а показатель удельной мощности равнялся 19 кВт/т, что по тем (да и по нынешним) временам было весьма неплохо. В настоящее время МТ-ЛБ также комплектуются ярославскими двигателями, только более современными – ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ВЗ и другими модификациями.
Двигатель занимает не все место за экипажем. Прямо за командиром имеется проход в грузовое отделение. Вдоль прохода установлены топливные баки, которые используются в качестве сидений для десанта. В грузовом отделении также есть сиденья. Когда предстоит перевозка грузов, они складываются. Чтобы десант во время боестолкновения мог помочь командиру огнем, в бортах тягача имеются амбразуры для стрельбы из стрелкового оружия. Посадка в МТ-ЛБ и высадка из нее бойцов осуществляется через кормовые двери и люки в крыше корпуса. Тягач рассчитан на размещение внутри до одиннадцати десантников.
Ходовая часть машины состоит из 12 опорных катков (по шесть с каждого борта), двух направляющих и двух ведущих колес. Ведущие колеса, расположенные спереди, имеют съемные зубчатые венцы, что позволяет быстро заменить их в случае необходимости. Подвеска МТ-ЛБ – торсионная. Коробка передач – шестискоростная. Управляется тягач с помощью двух рычагов. Кстати, об управлении. Тягач имеет уникальное свойство: он может развернуться практически на месте. Это создает ему большие преимущества на труднопроходимой местности, например в лесу или в горах.
Легкобронированный тягач обладает завидными скоростными качествами, передвигаясь со скоростью до 60 км/ч по шоссе. Он способен преодолевать 2,5-метровые рвы и вертикальные стенки высотой 80 сантиметров.
МТ-ЛБ – плавающая машина. Перед преодолением водной преграды на ней спереди поднимается волноотражающий щиток, удлиняется воздухозаборная труба, а сзади в рабочее состояние устанавливаются гидродинамические решетки. Движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц. Вода, попадающая внутрь машины, откачивается высокопроизводительной – до 450 литров в минуту – помпой. Тягач может продолжать дальнейшее движение даже при значительной потере плавучести. Он способен преодолевать водные преграды, имея на борту до двух тонн полезных грузов.
Как и все отечественные боевые бронированные машины, многоцелевой тягач оборудован отопителем и фильтровентиляционной установкой.
Одним из немногих недостатков машины явилась слабая броневая защита. Толщина брони составляет всего десять миллиметров. От шальных осколков и попаданий обычных пуль легкого стрелкового оружия она, как отмечалось выше, спасает. Но вот от прицельной стрельбы бронебойными патронами, особенно крупнокалиберными, защиты уже нет. Конструкторам пришлось делать сложный выбор: либо скорость, маневренность, проходимость, либо тяжелая бронезащита. Предпочтение, причем совершенно сознательно, было отдано первым качествам – ведь МТ-ЛБ все же тягач, хоть и военный, а не бронетранспортер. Забегая вперед, скажем, что со временем были предприняты определенные усилия для увеличения защитных свойств этой прекрасной боевой машины.
Основные тактико-технические характеристики МТ-ЛБ
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 8 |
Масса машины, т | 9,7 |
Масса буксируемого прицепа, т | 6,5 |
Грузоподъемность, т | 2,5 |
Длина, мм | 6.454 |
Ширина, мм | 2.850 |
Высота, мм | 1.865 |
Клиренс, мм | 395 |
Двигатель: |
|
– тип, марка | дизельный, ЯМЗ-238В |
– мощность, кВт (л.с.) | 192(260) |
Скорость движения, км/ч: |
|
– максимальная | 60 |
– максимальная с прицепом | 45 |
– средняя с грузом и прицепом | До 35 |
– на плаву | 5 |
Максимальный угол, град.: |
|
– подъема | 35 |
– крена | 25 |
Запас хода по топливу, км | 500 |
Вооружение | 7,62-мм пулемет ПКТ |
Боекомплект | 2.500 патронов |
На фото: МТ-ЛБ занимает позицию на одном из горных перевалов в Дагестане, август 1999 г. | ||
Бронированный долгожитель
Итак, на вооружение армии был принят МТ-ЛБ – многоцелевой транспортер легкий бронированный, уже при жизни ставший не только армейской «рабочей лошадкой», любимой за простоту и надежность в эксплуатации, но и поистине легендой Советской, а затем и Российской армии. Почему легендой? Судите сами.
Наверное, в том далеком 1964 году, когда в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода под руководством Анатолия Белоусова на базе «гражданского» легкого транспортера МТ-Л был создан знаменитый МТ-ЛБ, специалистам и в голову не могло прийти, какая долгая жизнь уготована этой бронемашине. Никто, вероятно, и помыслить не мог, что она полвека будет находиться в боевом строю, что завод выпустит ее огромной серией – свыше двух десятков тысяч экземпляров – и что на базе МТ-ЛБ – внимание! – будет создано около 90 модификаций! Такого, пожалуй, история танкостроения не знала!
Об основных тактико-технических характеристиках базовой машины уже было сказано выше. Надо сказать, что они не сильно изменились со временем. Конечно, совершенствовались агрегаты и узлы, на МТ-ЛБ устанавливались новые, более «продвинутые» дизельные двигатели, но в основном эти изменения были «косметическими», поскольку сама по себе база бронированного тягача оказалась близкой к идеальной, позволившей устанавливать на ней самые разнообразные комплексы вооружений и использовать машину для самых широких армейских нужд.
Уже в самом начале «жизненного пути» у МТ-ЛБ появилась модификация МТ-ЛБВ, главное отличие которой от базовой машины состояло в ширине гусеничных траков. Вместо стандартных 350 мм, ширина гусеницы составила целых 565 мм. Модифицированный тягач легко преодолевал болотистую местность, был незаменим в северных районах или при действиях в условиях значительного снежного покрова. И это неудивительно – его удельное давление на грунт вместо 0,48 кгс/ кв. см стало равняться 0,28 кгс/кв. см, что было меньше удельного давления человека на грунт!
Шасси МТ-ЛБ было использовано при создании около двадцати образцов различной боевой и вспомогательной техники.
Одним из них стал самоходный зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10». В ходе эксплуатации этот комплекс неоднократно подвергался модернизации, один из последних вариантов – «Стрела-10М3» – был принят на вооружение в 1989 году. ЗРК мог вести успешную борьбу с самолетами на высотах от 25 до 3.500 м, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с и до 310 м/с – вдогон, вертолетами со скоростями полета до 100 м/с, крылатыми ракетами со скоростями полета до 200-250 м/с, беспилотными летательными аппаратами со скоростями от 20 до 300 м/с на высотах от 10 до 2.500 м. Боевая часть массой 5 кг оснащалась стержневыми поражающими элементами.
В настоящее время в России проведена глубокая модернизация ЗРК «Стрела-10», вылившаяся в новый комплекс малой дальности «Лучник».
Базу МТ-ЛБ успешно «примерил на себя» и самоходный противотанковый ракетный комплекс «Штурм-С». Сначала это был полуавтоматический комплекс второго поколения, ракеты которого управлялись по радиолучу. ПТРК поражал бронированные цели и другие защищенные объекты противника в диапазоне от 400 метров до 5 километров, имел скорострельность 3-4 выстрела в минуту. Боекомплект из 12 выстрелов располагался в механизированной боеукладке барабанного типа. Перезаряжание пусковой установки производилось автоматически. Масса ракеты в транспортно-пусковом контейнере составляла 46,6 кг. Комплекс обслуживался расчетом из двух человек. Со временем на вооружение ПТРК «Штурм-С» стали поступать более совершенные ракеты «Штурм» и «Атака».
По отзывам специалистов, неплохи были станции разведки и засечки позиций стреляющей артиллерии СНАР-10 «Леопард». Антенна РЛС станции обнаруживала летящий снаряд на дальностях до 20 километров, бортовой компьютер по двум точкам траектории рассчитывал место, с которого был произведен выстрел, и передавал данные своей артиллерии, которая и уничтожала вскрытую позицию противника.
Были незаменимы в войсках и машины технической помощи МТП-ЛБ с краном-стрелой грузоподъемностью в полторы тонны, различным ремонтным оборудованием, мощной лебедкой с тяговым усилием почти в 7 тонн, газосваркой.
Отлично зарекомендовали себя в войсках созданные на базе МТ-ЛБ 122-мм самоходные гаубицы «Гвоздика», машины авианаведения «Трель», дорожно-землеройные машины «Восторг», санитарно-эвакуационные машины с медицинским оборудованием для оказания первой помощи раненым, разведывательные химические машины «Кашалот». Последние, кстати, прошли проверку на прочность в условиях почти боевых – им пришлось принимать самое активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С 1967 года стал выпускаться модернизированный вариант МТ-ЛБ – МТ-ЛБУ, не имевший пулеметной башенки. У этой модификации машины была несколько увеличена длина и высота корпуса, появилось по одному дополнительному опорному катку с каждой стороны. На машине был установлен 300-сильный двигатель, и она стала прародительницей целого семейства специальных машин, насчитывавшего около 70 наименований. Из заводских ворот выходили всевозможные командно-штабные машины и машины управления огнем артиллерии и средствами ПВО, спецмашины для войск радиоэлектронной борьбы, войск связи. Для химических войск было создано несколько модификаций, в том числе комплекс наземной дистанционной химической разведки КДХР-1Н, обеспечивающий дистанционный контроль приземного слоя атмосферы на площади до 75 квадратных километров. Востребованной в войсках оказалась транспортная машина переднего края ТМПК «Мул». Появились машины с установленными на них зенитными установками ЗСУ-23-2, 82-мм минометом «Василек» и т.д.
Многие из становившихся в армейский строй бронемашин имели названия различных животных. И логически «закольцевал» этот «зоосад» разведывательный комплекс «Зоопарк-1» – автоматизированная система обнаружения позиций артиллерии, минометов, реактивных систем залпового огня, стартовых позиций тактических ракет, определения их координат и обеспечения прицельной стрельбы своих огневых средств на дальностях до 45 километров. Технические возможности этого комплекса весьма высоки: его радар с фазированной антенной решеткой способен в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника обнаруживать до 70 вражеских позиций в минуту, одновременно сопровождать до 12 целей и выдавать их координаты на командные пункты наших средств уничтожения еще до того, как выпущенные противником снаряды или ракеты поразят определенные им цели. Комплекс «Зоопарк-1» имеет высокую степень автоматизации: его обслуживают всего три человека…
Все бы хорошо, но в 90-х годах прошлого столетия огромный парк МТ-ЛБ Российской армии чуть было не приказал долго жить: основной завод, производивший их, оказался за границей. Оставалось три пути: либо платить огромные деньги за запчасти и ремонт техники братьям-украинцам (единственный оставшийся в России завод по ремонту МТ-ЛБ в городе Белогорске Амурской области не мог справиться с большими объемами работ), либо вообще отказаться от использования МТ-ЛБ, либо организовывать собственное производство многоцелевых транспортеров. Мы пошли по третьему пути. На заводе «Муромтепловоз» сначала стали делать капитальный ремонт тягачей, производить для них запчасти, а потом, по мере накопления опыта, наладили глубокую модернизацию МТ-ЛБ и их модификаций, в основе которой лежало стремление повышения огневой мощи машин. Этого требовала сама жизнь: как-никак за долгие годы службы техника и в особенности вооружение устарели морально.
Необходимо отметить, что после проведения капитального ремонта на «Муромтепловозе» ресурс МТ-ЛБ восстанавливался более чем на 80 процентов. Это объяснялось тем, что на заводе обеспечили стопроцентную замену всех резинотехнических и пластмассовых изделий, имевшихся в машине, всей электропроводки и осветительной арматуры, установили жесткий объективный инструментальный контроль деталей, проходящих дефектацию.
Вскоре в Муроме наладили производство самых современных бронемашин, оснащенных различными комплексами вооружения. Первой ласточкой стал МТ-ЛБВМК с новой башней, в которой устанавливался 12,7-мм пулемет «Корд». Затем появился вариант 6МА, в башне которого, взятой «взаймы» у БТР-80А, начали устанавливать 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Вслед за вариантом 6МА появился вариант МТ-ЛБ 6МБ, вооруженный 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.
На этом муромчане не остановились и вскоре выдали на-гора вариант 6МБ3, вооружение которого составляли 23-мм автоматическая пушка ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «Корд», 30-мм автоматический гранатомет АГС-30.
Но и это не было пределом. В настоящее время на «Муромтепловозе» идет напряженная работа по установке на модернизированный МТ-ЛБ различных вариантов комплексов вооружений, включающих пусковые установки современных ПТУР, двухствольные 30-мм автоматические пушки ГШ-30В, ПЗРК «Игла» и т.д.
Изменилась и сама машина: в последних модификациях установлены современный двигатель, новая трансмиссия, механику-водителю теперь не приходится дергать за рычаги – вместо них появился, на манер БМП, элегантный штурвал, оружие в башне стабилизировано в двух плоскостях, управление им осуществляется посредством электроприводов, появились новые прицелы, улучшенная оптика, установки пуска дымовых гранат, другая современная аппаратура.
Одним словом, из оружейного тягача, средства доставки боеприпасов и другого имущества, современный модернизированный МТ-ЛБ превратился в настоящую боевую машину, способную сказать свое веское слово в бою и на равных сражаться с противником.
К сказанному выше остается добавить, что многоцелевые тягачи по лицензии производились в Болгарии и Польше. Причем тамошние конструкторы в свое время тоже воспользовались уникальными возможностями МТ-ЛБ, создав на их базе большое количество модификаций: боевых машин пехоты с различным вооружением, самоходных минометов, противотанковых средств, САУ, командно-штабных, разведывательных, ремонтно-эвакуационных, медицинских и других специальных машин, зенитных самоходных установок, машин технической помощи, инженерной разведки, дистанционного минирования и т.д. О высокой надежности и функциональности наших тягачей говорит и тот факт, что в настоящее время они стоят на вооружении почти трех десятков стран, в том числе государств-членов НАТО.
Основные тактико-технические характеристики модернизированных МТ-ЛБ
Экипаж, чел. | 2 |
Масса, т | 12 |
Двигатель: тип, марка мощность, кВт (л.с.) | дизельный, ЯМЗ-238ВМ (ЯМЗ-238ВЗ) 176 (240) / 228 (310) |
Скорость движения, км/ч: |
|
– максимальная по шоссе | 60 |
– максимальная на плаву | 5 |
Максимальный угол, град.: |
|
– подъема | 35 |
– крена | 25 |
Запас хода по топливу, км | 500 |
Варианты вооружения: | |
комплектация 6МА | 14,5-мм пулемет КПВТ (или 23-мм пушка КПВБ), 7,62-мм пулемет ПКТ |
комплектация 6МБ | 30-мм пушка 2А72 (2А42), 7,62-мм пулемет ПКТ |
комплектация 6МБ3 | 23-мм автоматическая пушка ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «Корд», 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 |
комплектация 6МБ4 | 30-мм автоматическая двухствольная пушка ГШ-30В, 12,7-мм пулемет «Корд», 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 |
См. также: «НЕЗАСЛУЖЕННО ЗАБЫТЫЙ «ТРУДЯГА» ВТОРОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ»
Поделиться в социальных сетях:
otvaga2004.ru
МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6
Модернизированные МТ-ЛБМ
(МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6 и пр.)
В конце 50-х годов в КБ Харьковского тракторного завода была начата разработка артиллерийского тягача «объект 6». В 1964 году многоцелевой транспортёр — лёгкий бронированный или МТ-ЛБ был принят на вооружение. МТ-ЛБ предназначался в первую очередь как тягач для буксировки 100мм пушек БС-3 и МТ-12 «Рапира». Машины также использовались для перевозки до 2-х тонн груза и буксировки прицепа массой до 6,5 тонн, а также как санитарный транспорт. Для северных и заболоченных районов был создан МТ-ЛБв-снегоболотоходный вариант с расширенными с 350 до 570 мм гусеницами и гидродинамическими и грязевыми щитками. Часто, особенно в северных и дальневосточных районах, МТ-ЛБ и МТ-ЛБв использовались в мотострелковых дивизиях вместо БТРов. На таких машинах вместо поворотной башенки ТКБ-01 устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным пулемётом НСВТ. В войсках машина пользовалась заслуженным уважением и любовью.
На базе МТ-ЛБ было создано множество машин: 9А34 и 9А35 Стрела-10, 9М144 Штурм-С, СНАР-10, МТП-ЛБ, 1В13, 1В14, 1В15, 1В16, РХМ «Кашалот», 9С80 «Овод-М-СВ», 9С80-1 «Сборка», 9С737 «Ранжир», 1Л219 «Зоопарк», КДХР-1Н «Даль» и самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика».
МТ-ЛБ хорошо показал себя в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Наверное, единственный недостаток этих машин — это слабое вооружение, хотя для артиллерийского тягача этого вооружения вполне хватало. В 2000 году этот недостаток был устранён: на ОАО «Муромтепловоз», предприятии, проводившем капремонт МТ-ЛБ, были выпущены 2 новые машины. Точнее 2 варианта модернизации МТ-ЛБ — МТ-ЛБ6МА и МТ-ЛБ6МБ. В первом варианте устанавливается боевое отделении БПУ-1 от БТР-80 , а во втором – башня, разработанная по теме «Буйность» от БТР-80А. Башня, разработанная ОАО ГАЗ предполагает установку широкой номенклатуры вооружения. Наборы для модернизации состоят из башенной установки, нового верхнего листа, заглушки на место старой башни и люков. В последствии были разработаны варианты с усиленным вооружением 6М1Б3 и 6М1Б5.
1- Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного
Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ)
2 — Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и
спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла».
3 – Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)
4 — Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)
Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры сменного вооружения обеспечена конструкцией башни.
Фото детализация МТ-ЛБМ 6М1Б5 предоставленная автором сайта fotoarmor.narod.ru Корневым С.Г.
Этот вариант модернизации МТ-ЛБ предусматривает установку на машину комплекса вооружения, включающего в себя двуствольную 30-мм автоматическую пушку ГШ-30К и двух ПЗРК «Игла».
Приводы башни и блока оружия на обоих вариантах (6М1Б3, 6М1Б5) – электрические, с высокими скоростями наведения.
Нажмите для просмотра
Тактико-технические характеристики модернизированного тягача МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6
Кроме того, создатель МТ-ЛБ КП “Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” предлагает свою модернизацию МТЛБ с целью обеспечения эффективной огневой мощи посредством установки модуля вооружения, включающего 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет, 2 прицела, а также систему постановки дымовой/аэрозольной завесы.
Защищенность машины усилена путем создания разнесенного бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения. Для повышения подвижности машины и компенсации ее возросшей массы устанавливается более мощный дизельный двигатель, развивающий 310 л .с.
Другие украинские варианты модернизации предусматривают установку башенки с дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом НСВТ. Боекомплект пулемета составляет 1050 патронов. Башенка устанавливается вместо штатной башенки МТ-ЛБ с 7,62-мм пулеметом.
Нажмите для просмотра
Тактико-технические характеристики модернизированного тягача МТ-ЛБ
Подробнее о вариантах модернзации ЛБТ вы можете узнать на сайте КП “Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” — http://morozov.com.ua/
Источники: Виктор СЕРГЕЕВ, «МТ-ЛБ еще послужит»
www.btvt.narod.ru