Спортивное самбо как средство тактической подготовки будущих сотрудников полиции
В статье рассматривается практическая деятельность сотрудников полиции направленная против правонарушителей с целью пресечения их противоправных действий, требующая высокого уровня физической подготовленности, а именно возможности успешного и эффективного применения боевых приёмов борьбы в экстремальных ситуациях, связанных не только с угрозой лишением здоровья, но и самой жизни.
Актуальность
Современный этап реформирования правоохранительных органов Российской Федерации предъявляет новые требования к офицерским кадрам, организации, содержанию и методике их профессиональной подготовки. Повседневная деятельность сотрудников ОВД должна отличаться целеустремленностью, организованностью, высоким мастерством, способностью творчески решать поставленные задачи [5].
В практической деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели. Известно, что служебная деятельность сотрудников полиции предъявляет повышенные требования к их общей и специальной физической подготовке, и прежде всего правильным и эффективным действиям в ситуациях по пресечению правонарушений и преступлений.
Цель исследования
Повысить уровень тактико-технической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России для успешного выполнения оперативно-служебных задач.
Методы исследования
Анализ научно-методической литературы, теоретический анализ, опрос, наблюдение.
Результаты исследования
Анализ результатов оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников полиции и гражданского населения, свидетельствует о том, что в ряде случаев боеготовность личного состава органов внутренних дел не всегда отвечает предъявляемым требованиям.
Так же анализ практической деятельности органов внутренних дел свидетельствует о том, что в ряде случаев сотрудники полиции еще недостаточно подготовлены для эффективных действий против правонарушителей с целью пресечения их противоправных действий. Кроме этого отмечены факты, которые говорят о том, что сотрудники ещё не всегда умело тактически и психологически действуют в экстремальных ситуациях, нерешительно применяют боевые приемы борьбы и табельное оружие. В то же время важность и ответственность задач, которые призваны решать сотрудники правоохранительных органов, обуславливает необходимость совершенствования системы физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. [3]
В связи с этим на первый план выходит, значимость и необходимость постоянного совершенствования учебного процесса курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и внедрения в него наиболее эффективных технологий, в частности научно-обоснованных элементов системы специальной физической подготовки, важное значение в которой занимает тактико-техническая оснащённость и прежде всего тактическая подготовленность сотрудников полиции для выполнения оперативно-служебных задач.
От сюда следует, что на занятиях по физической подготовке должны формироваться и отрабатываться двигательные качества и навыки, необходимые сотрудникам ОВД как в повседневной деятельности, так и в экстремальных ситуациях, а также практические навыки личной безопасности и применения боевых приемов борьбы в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с активно сопротивляющимися правонарушителями, удачное решение выше сказанных задач возможно только при условии наличия у сотрудники полиции тактической подготовленности. [4]
Вся сложность обучения тактике заключается в том, что требуется создавать условия, близкие к реальной служебно-боевой обстановке, в которой правонарушители сопротивляются, применяя любые действия, оружие и предметы, угрожая сотрудникам не только лишением здоровья, но и самой жизни. Требуются безопасные методы и способы, моделирующие действия по преодолению сопротивления ассистента, поскольку преодоление сопротивления и является сущностью тактических действий.
Наиболее наглядное представление о специфике технических и тактических действий курсанты получают в процессе изучения дисциплины «Физическая подготовка» при освоении боевых приемов борьбы (БПБ), которые по своей сути являются органическим сплавом прикладных и соревновательных действий боевых и спортивных единоборств. Освоение данных действий в учебном процессе базируется прежде всего на основе системы борьбы самбо. Это объясняется тем, что данная система интегрирует в себе огромное богатство многовекового опыта в сфере боевых искусств и национальных видов борьбы. [2]
Анализ спортивной литературы позволяет утверждать, что необходимость в применении тактики возникает при появлении сбивающих факторов, главным из которых в единоборствах является сопротивление противника [1]. Поэтому практическое освоение тактики может производиться только в условиях полного сопротивления, а наиболее безопасными единоборствами являются виды спортивной борьбы, включая самбо и дзюдо. Указанные виды борьбы рекомендованы к освоению курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, на практике единицы из преподавателей в качестве средства изучения и совершенствования тактики БПБ используют разновидности спортивной борьбы. По-прежнему главным критерием профессиональных знаний, умений и навыков физической подготовки, помимо показателей контрольных нормативов физических способностей, остаётся уровень владения демонстрационной техникой боевых приемов борьбы. Специалисты продолжают отмечать низкий уровень тактической подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России. При этом имеется целый ряд исследований, подтверждающих, что сотрудники ОВД, имеющие спортивные разряды по видам единоборств, имеют существенно более высокие показатели при задержании правонарушителей и при работе в других экстремальных ситуациях служебно-боевой деятельности
Заключение
Проведенные исследования показали, что в настоящее время у курсантов формируются умения и навыки выполнения технических действий, поскольку БПБ изучаются без сопротивления ассистента. Изучение тактических действий при решении поставленных задач сводится к выполнению изученных БПБ в условиях максимально дозированного сопротивления ассистента, чтобы исключить травмы. В то же время необходимость в применении тактики возникает при возникновении сбивающих факторов, главным из которых в единоборствах является сопротивление противника.
Действительно, практические навыки применения БПБ в условиях полного сопротивления сторон исключаются, ввиду травмоопасности последних. Однако поединки по спортивным единоборствам, включая самбо, в условиях учебно-тренировочных занятий и соревнований, являются наиболее эффективным средством приобретения не только навыков техники выполнения изучаемых приемов борьбы, но и навыков тактических действий при их применении при полном сопротивлении сторон, воспитания стрессоустойчивости, смелости и формирования надёжности тактико-технической подготовленности будущих сотрудников полиции.
novainfo.ru
ПРИЁМЫ САМБО
В 1970 году, когда я учился в пятом классе, мы переехали в новую квартиру в новостройке на окраине Москвы. Никаких стадионов или спортивных секций во всей округе не было. Банды пацанов бродили по окрестным лесам, стройкам и брошенным деревушкам, хулиганили и дрались в кровь. И вдруг в подвале одного из домов объявился детский спортивный клуб самбо. Он так и назывался «Самбо-70». Пошли записываться с одной только целью — разучить хитрые приёмчики, чтобы лучше драться. Тренеры были молодые задорные ребята, только что из армии. Главным был чемпион СССР по самбо и дзюдо Давид Львович Рудман. На первой тренировке построил он нас, мальцов, по росту и спросил: «А ну-ка скажите, какой первый приём самбо?» Мы кричим: «Подножка, подсечка, бросок через бедро…» Тренер нас перебил, хитро улыбнулся и говорит: «Нет ребята, запомните, что первый и самый главный приём самбо — это бег. Потому что, если будете драться, нужна выносливость, и только бег её развивает. А если драться не собираетесь, то опять же бег самое лучшее средство самообороны. Бегите быстрее и дальше, и громко зовите на помощь. Поэтому всегда тренировки начинайте с пробежки». После этого мы побежали в парк. Побегали с четверть часа. Снова Рудман нас построил. Спрашивает: «А какой второй прием самбо?« Мы снова кричим: «Подножка, подсечка, бросок через бедро…» «Нет, — говорит тренер, — ошибаетесь. Второй приём самбо — умение падать, но так, чтобы не расшибаться, снова на ноги вставать и бороться до конца». И стал он нас учить падать: и набок, и вперед, и на спину, и с кувырком, и подскоком, и даже показал, как по лестнице грамотно скатываться. Потом снова построил: «Ну а третий прием самбо знаете?» На этот раз мы сразу признались, что не знаем, а Давид Львович объяснил, что третий приём самбо — это техника: захваты, выведение противника из равновесия, подножки, подсечки, броски и болевые приёмы.
Прошло много времени, борцом-самбистом я так и не стал, однако приёмы, усвоенные в клубе «Самбо-70» использую в повседневной врачебной деятельности. Напомню, что первый приём самбо — это бег, который в свете борьбы с болезнями нужно интерпретировать расширительно, а именно как необходимость убежать от действия вредных факторов и обстоятельств, отрицательно влияющих на здоровье. Ведь для того чтобы оказать раненому помощь, нужно прежде всего вынести его из-под огня, а если человек тонет — вытащить из воды. И только потом возможно эффективное лечение. Вредные факторы в зависимости от ситуации могут быть разными. В древней китайской рукописи «Хуан-ди нэй цзин» («Трактат Желтого императора»), говорится о шести причинах болезней, которых нужно всячески остерегаться: сквозняк, холод, жара, сырость, сухость, огонь. В наше время Всемирной организацией здоровья их выделено более двухсот. Среди них выделяют физические, химические, биологические, социальные, психологические, генетические. Особое значение в наше время придаётся факторам риска болезней сердечно-сосудистой системы, таким как переедание и связанное с ним ожирение, постоянное нервное напряжение и неумение отдыхать, курение и злоупотребление алкоголем, гиподинамия и малая физическая активность. Кстати, в борьбе с гиподинамией бег и ходьба самые лучшие средства.
Второй приём самбо — умение падать и вставать после падения на ноги. В медицине он применяется повсеместно, в том смысле, что нельзя поддаваться болезни, какой бы грозной она ни казалась. Установка на активность имеет огромное значение для выздоровления, и задача врача по возможности помочь пациенту полностью восстановиться.
Все остальные средства медицины: высокоэффективные лекарства, филигранные оперативные вмешательства, новейшие физиотерапевтические процедуры — тоже очень важны для борьбы за здоровье. Они соответствуют техническим приёмам самбо: подножкам, подсечкам, броскам и болевым приёмам.
Андрей БЕССРЕБРЕНИКОВ
petrovka-38.com
Приемы борьбы лежа в физической подготовке сотрудников МВД России
Муслимов Руслан Абдуллаевич,преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюмень[email protected]Аннотация. В статье представлены результаты исследования эффективности внедрения приемов борьбы лежа в учебнотренировочный процесс обучения боевым приемам борьбы слушателей ТИПК МВД России.Ключевые слова: физическая подготовка полицейских, борьба лежа, болевые приемы лежа, самбо, обучение приемам борьбы лежа.
Одним из важных направлений кадровой политики МВД России является профессиональнаяподготовка сотрудников полиции.Важная роль в системе профессионального подготовкисотрудника правоохранительных органов отводится физической подготовке. Именно она способствует повышению сопротивляемости организма слушателей к воздействию неблагоприятных факторов учебнобоевой деятельности, обеспечивая необходимую энергетическую базу для поддержания работоспособности, как в процессе учебы, так и в последующем периоде службы в ОВД. Очень велико значение физической подготовки для психологическойзакалки слушателей. Уверенность в своих физических силах, высокий уровень владения двигательными навыками укрепляют психологическую готовность сотрудника правоохранительных органов к выполнению своих служебных обязанностей.
Значимымпоказателемпрофессиональной готовности сотрудников ОВД к выполнению своих профессиональных обязанностей является умение выполнять боевые приемы борьбы в критической ситуации несения службы[1]. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков применения боевых приемов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.В содержание этихзанятий включаются изучение боевых стоек, ударов и защиты от ударов, болевых приемов, бросков, удушающихприемов, освобождений от захватов и обхватов, пресечений действий с огнестрельным оружием, надеваний наручников, связываний, проведения личного досмотра, оказания помощи и взаимопомощи, действий с использованием специальных средств и автомата, а также тренировка в их выполнении.Сотрудники органов внутренних дел изучают броски, болевые и удушающие приемы в дисциплине «Физическая подготовка», в отдельной теме. Сотрудники должны владеть данными приемами для защиты от различных захватов и обхватов, удержаний;защиты от ударов вооруженного и невооруженного противника; при угрозе оружием.Среди множества изучаемыхтехникв настоящее время большой популярностью у слушателей пользуютсяприемы, использующиесяпри силовом контакте с правонарушителем в борьбележа.Действительно, значимость навыков борьбы лежа сложно переоценить. Нередки случаи противоборства сотрудника и правонарушителя в положении, когда сотрудник сбит с ног, стоит на четвереньках или лежит на земле. Владея приемами борьбы лежа, сотрудник имеет возможность, захватив противника болевым приемом,ограничить его подвижность и задержать. Обучения приемам борьбы лежа является необходимым компонентом подготовки сотрудников МВД России. Сформированные навыки грамотного, юридически обоснованного использования болевых приемов лежа с последующим задержанием правонарушителя способствуют эффективному выполнению сотрудниками органов внутренних делсвоих служебных обязанностей и требований присяги[2].Однако анализ учебнометодической литературы, посвященной вопросам физической подготовки сотрудников ОВД,выявил недостаточную разработанность данного направления. В частности, нет логического обоснования отбора приемов в соответствии с профессиональноприкладной направленностью физической подготовки сотрудников. Очевидно, например, что отличием «прикладного» варианта болевого приемам лежа от спортивного является необходимость завершения приема с переходом на загиб руки за спину и задержания правонарушителя.В настоящее время в нашей стране ведется деятельность по совершенствованию системы профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебновоспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать, в частности, совершенствованию физической подготовленности слушателей образовательных учреждений МВД России.Преподавателями ТИПК МВД России ведется исследовательская работа по выявлению, поискуэффективных средств и методов,направленных на формирование надежных навыков борьбы лежаи использованию их в первоначальной физической подготовке сотрудников МВД России.Вэтой связи заслуживает вниманиявозможность активногоиспользования в учебной программе приемов борьбы лежа из технического арсенала борьбы самбо. Именно в этой борьбе длявыполнения болевыхприемовлежа применяетсяразнообразная техника. В самбо, в отличие от дзюдо, разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц как на руках, так и на ногах противника. Броски в самбо можно проводить с помощью рук, ног и туловища. Болевые приемы на ноги, впервые в самбо ввелродоначальник советского дзюдо и один из основателей самбо ОщепковВасилий Сергеевич[3]. Владение болевыми приемами на ноги значительно расширяло арсенал приемов борьбы лежа.
Борьба лежа –это борьба в положении, когда один или оба самбиста касаются ковра какой либо частью тела кроме ступней ног.К техникеболевых приемов лежа относятболевые приемы на руки и болевые на ноги. Болевые приемы на руки включают в себя технику: рычаг локтя, узелруки, обратный узел, ущемление бицепса, рычаг плеча. Болевые приемы на ноги включают в себя технику: ущемление ахиллова сухожилия, рычаг колена, ущемление икроножной мышцы, рычаг бедра, узел ноги.При борьбе лежа разрешается проводить броски, перевороты, заваливания, удержания и болевые приемы[4].Владение техникой борьбы лежа значительно обогащает арсенал боевых приемов борьбы сотрудников органов внутренних дел.В этой связи необходимо отметить, что задачами обучения приемам борьбы лежаявляются:1. Овладение навыками приемов.2. Развитие профессионально значимых физических качеств и поддержание их на необходимом уровне.3. Развитие профессионально значимых личностных качеств.В результате изучения болевых приемов лежа сотрудник должен знать:–основные нормативные правовые акты, регламентирующие правомерность применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств;–порядок и основныеошибки выполнения бросков, болевых и удушающих приемовлежа,должен уметь:–анализировать нормативные правовые акты, относящиеся к правомерности применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств;–самостоятельно анализировать технику выполнения приемов, выявлять ошибки и исправлять их.должен владеть:–навыками бросков, болевых и удушающих приемовлежа;–навыками физических упражнений.Броски, болевые и удушающие приемы не раз освещались в различных учебных и методических работах.Однако, автором впервые исследуются:принципыи техника использования приемов борьбы лежа в приемах: освобождения от захватов и обхватов;защиты от атаки на сотрудника, лежащего на спине, стоящего на четвереньках. Длязадержания правонарушителя, лежащего на животе и оказывающего пассивное неповиновение, используется техникаего переворота на спину с переходом на загиб руки за спину.В исследовании проанализированыосновы методики обучения приемам, а также методические рекомендации по их самостоятельному изучению и совершенствованию.Автором были исследованы: нормативноправовые документы, учебныепрограммы, учебнометодические пособия, средства, условия и методыобучения по разделу «Боевые приемы борьбы» в процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России.С целью обучения слушателей ТИПК МВД России приемам борьбы лежа был разработан комплекс из10 приемов из арсенала самбо. При разработке комплекса приемов были учтены наиболее типичные ситуации единоборствасотрудника с правонарушителем, встречающиеся в практике его служебной деятельности. Уточнение возможных ситуаций, наиболее часто встречающихся в практике единоборств в состоянии самообороны,позволило отобрать наиболее актуальные приемы борьбы лежа: уход от удержания сбоку; защита от атаки на сотрудника, лежащего на спине; защита от атаки на сотрудника, стоящего на четвереньках. Для проверки эффективности использования комплекса приемов борьбы лежа было проведено исследование изменения в технике владения навыками боевых приемов борьбы слушателей институтаза период первоначального обучения. В исследовании участвовали слушатели двух учебных групп: группа полицейских ОВО (экспериментальная группа –ЭГ) и группа полицейскихППС(контрольная группа –КГ). Исследование проводилосьв периодс 08.10.2013 г. по 20.02.2014 г. Слушатели обеих учебных групп занимались по учебным программам, предназначенным для данных категорий обучения. В учебной программе по физической подготовке сотрудников полиции подразделений патрульнопостовой службы территориальных органов МВД России (КГ)обучение технике борьбы лежа по теме «Броски, удержания» не предусмотрено. Следовательно, данные приемы слушатели неизучали. В учебной программе по физической подготовке сотрудников полиции подразделений вневедомственной охраны(ЭГ)тематическим планом предусмотрено изучение темы «Броски, удержание. Болевые и удушающие приемы». Слушатели данной группыизучали болевые приемы лежа, в том числе в ситуациях освобождения от захватов лежа и защиты от ударов по лежащему сотруднику.Назанятиях по физической подготовке использовался методстрого регламентированного упражнения. При изучении приемов борьбы лежа строго деятельностьслушателей организовываласьс точным дозированием физической нагрузки, четким нормированием интервалов отдыха, строго заданным порядком выполнения упражнений. Методы строго регламентированного упражнения использовались в качестве методовобучениядвигательным действиям приемов борьбы лежа и методов развитияфизических качеств.Для изучения приемов борьбы лежа преподаватель использовалцелостный и расчлененноконструктивный методы. При использовании целостного метода техника двигательного действия приема борьбы лежа разучиваласьс самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. При использовании расчлененноконструктивногометода слушатели поочередно разучивали отдельные фазы приема. Фазы приема в дальнейшем объединялись и прием выполнялся в целом. Этот метод использовался преподавателем для изучения приема со сложной структурой. В дальнейшем, для совершенствования уже изученных приемов борьбы лежа преподаватель активно использовал соревновательный метод.Целью тренировочных занятий по данной теме было формирование надежного двигательного навыка выполнения приемов борьбы лежа. Как известно, становление навыка, его упрочнение, совершенствование –довольно длительный процесс и во многом зависитот количества повторений двигательного действия, вариативности его исполнения.Становление навыка условно проходит через три стадии: выработки; стабилизации; автоматизации. На стадии выработки происходит определение двигательного состава приема с учетом стиля, способа движений, индивидуальных особенностей сотрудника; ощущение движения и его сенсорная коррекция; уход коррекций, которые определились из поля контроля сознания. На стадии периода стабилизации происходит автоматизация движений; соединение новых коррекций между собой; окончательная шлифовка навыка и подгонка его до стандарта. На стадии автоматизации навык совершенствуется в условиях использования помех, сбивающих факторов, осложняющих стандартное выполнение приема.Процесс формирования навыка имеет определенные законы: изменения скорости; неравномерности развития навыка; закон «плато» в развитии навыка; переноса навыка; отсутствия предела в развитии навыка и закон угасания навыка. Навык быстрее развиваетсяпри первых повторениях, в дальнейшем скорость все более замедляется. Улучшение навыков чередуется с временными ухудшениями. Не редко наблюдаются длительные задержки в развитии навыка (закон «плато»). В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. При положительном переносе ранее сформированный навык способствует становлению нового навыка. Это происходит при наличии структурного сходства в главных фазах этих двигательных действий. При отрицательном переносе уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. В данном случае, наоборот, наблюдается сходство в подготовительных фазах движений и отсутствие его в основном звене. Совершенствование приемов практически продолжается на протяжении всего времени занятий. При отсутствии повторений навык постепенно угасает, но никогда не исчезает полностью.После прохождения программы обучения со слушателями обеих групп было проведено тестирование уровня владения навыками боевых приемов борьбы. В данном тестировании слушателидолжны были продемонстрировать свои навыкибоевых приемов борьбыв ситуациях борьбы лежа. Вкаждой группе для тестирования было задействовано по 16 слушателей, такжебыла сформирована экспертная комиссия из числа преподавателей кафедры. Суть тестирования заключалась в необходимости практического решения одного задания, размещенного на отдельном билете. Всего было разработано 16 билетов. По условию тестирования слушатель, находясь в положении лежа или на четвереньках должен освободиться от захвата, защититься от ударов и задержать ассистента одним из ранее изученных приемов.В группе полицейских ОВО (ЭГ) 14слушателейвыполнили задания тестана«удовлетворительно»(87,5%), 2 слушателя–«неудовлетворительно». Из слушателей группы полицейских ППСиз 16 человек 3 слушателя выполнили задание на «удовлетворительно» (18,7%), 13 слушателей –«неудовлетворительно». В результате тестирования более высокиерезультаты были выявлены у слушателейгруппыполицейских ОВО (ЭГ).Таким образом, анализ результатовтестированияпоказалэффективностьиспользования техники борьбы лежа для обучения боевым приемам борьбы слушателей образовательных организаций МВД России.
Ссылки на источники1. Лупырь В.Г., Литвин Д.В. Междисциплинарная интеграция в служебнобоевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 1. С. 6568.2. Троян Е.И., Катаргин С.В. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической
e-koncept.ru
МВД самбо Лучшее видео смотреть онлайн
5 г. назад
Ошибка на 14-04 и чуть ранее тот-же прием (и следующий тоже) — ногу необходимо внутреннюю вставлять под колено…
4 нед. назад
Повторенье-мать ученья! Это наш девиз) Подписывайтесь на нашу группу в ВК, там много интересного и полезног…
5 г. назад
Александр Шаров стал чемпионом МВД РОССИИ по самбо, проведя в финале болевой прием на ногу. Болевые на ногу…
2 г. назад
Чемпионат внутренних войск Республики Беларусь по Самозащите Финал 74 кг.
5 г. назад
Показательное выступление спецназа МВД на детском турнире по САМБО памяти А.Рогожина. Приемы САМБО, рукопа…
1 г. назад
Чемпионат по самбо прошел в рамках спартакиады Министерства внутренних дел. В соревнованиях приняли участ…
5 г. назад
http://rgvktv.ru Телеканал РГВК Дагестан 154 спортсмена, представители тридцати восьми команд определили сильнейши…
2 г. назад
В фильме демонстрируется техника подразделений специального назначения МО, МВД, ФСБ, которая включает…
7 г. назад
В Ярославль вернулась команда УМВД России по Ярославской области, которая заняла 1 место на чемпионате…
6 г. назад
Сегодня в ТРК Актау прошел республиканский чемпионат МВД и ФСО «Динамо» по борьбе самбо среди сотрудников…
luchshee-video.ru