Украинский народный костюм – самая красочная славянская одежда
У каждого народа традиционные наряды представлены самобытными костюмами, которые наглядно демонстрируют особенности данной культуры. Костюмы народов, которые характеризуются спокойным темпераментом, во все времена отличались спокойными однотонными цветами и строгим покроем. Украинский же костюм имеет яркие расцветки и неповторимое исполнение.
Сегодня традиционная верхняя одежда украинцев и платья в украинской стилистике весьма популярны среди многих модельеров. Так, например, самым популярным элементом одежды являются вышитые сорочки. Если раньше дизайнеры просто украшали свои модели вышивкой, придавая украшенным тканям свой особый колорит, то сейчас популярны рубахи, юбки и верхняя одежда из домотканого белого либо грубого сукна.
История появления украинского традиционного костюма
Украинская традиционная одежда появилась очень давно. Как русский и белорусский народный костюм, истоки у них одни – древняя славянская одежда. После того, как славяне перестали одеваться в шкуры животных, их одежда стала приобретать те черты, которые можно даже сейчас узнать в национальных костюмах славянских народов. Изначально, стиль в одежде был практически одинаков, но со временем появились свои особенности, зависящие от особенностей местности.
Некоторые считают, что украинская одежда одинакова во всех регионах и состоит из следующих элементов:
- Женская юбка, популярная у украинок;
- Вышиванка с орнаментами;
- Мужские широкие шаровары.
На самом деле, традиционная одежда украинцев удивительно многолика, и зависит от климата, этнических и прочих особенностей конкретного региона. Например, у жителей Полесья, Карпат, Приднестровья существуют значительные различия в элементах традиционной одежды. Это связано с близким соседством родственных славянских народов, чья культура повлияла и на одежду украинцев. Наиболее распространённые вышивки – это не просто узоры, каждый завиток имеет своё значение.
Отличительные особенности украинской одежды
Особенности традиционной одежды украинцев в следующем:
- Простота и плавность линий;
- Богатство вышивки и различных украшений. Часто используется вышивка гладью или крестом, а её цвет может быть красным, красно-чёрным или чёрным. Бывает, что вышивка выполняется белыми нитками, но чаще всего вещи ярко расшиваются;
- Сочетания контрастных цветов;
- Настоящие традиционные вещи делаются только из натуральных материалов;
- Традиционная обувь и множество самобытных аксессуаров гармонично дополняют образ;
- Все узоры и орнаменты несут глубокую смысловую нагрузку, чаще всего это обережная вышивка, значение которой затеряно в веках.
Как любая древняя славянская одежда, украинский народный костюм наполнен символизмом. От одежды других славянских народов он отличается яркостью, нарядностью и праздничностью. Несмотря на обилие контрастов в цветовой гамме, одежда выглядит достаточно гармонично.
Мужской костюм настоящего украинца
Традиционная одежда украинских мужчин всегда выделялась своей красочностью и необычностью на фоне одежды других славянских народов. Мужской костюм удобен и комфортен, вместе с тем, он вызывающий. Главное отличие мужской одежды от той же русской или белорусской – это широкие шаровары, имеющие штанины в форме мешка. Такие штаны носили степные воины, так как они очень удобны при верховой езде. В некоторых старинных (как правило, польских) документах штаны украинцев именуются словом «гачи».
Так как в древности большинство украинцев были воинами, их шаровары делались из ярких цветастых тканей. Как правило, использовался синий или красный цвет материи. Штанины были настолько широкими, что были похожи на мешки, и красиво раздувались на ветру. Рабочие варианты изготавливали из простого холста или сукна, а штаны для войны или праздников могли быть изготовлены из дорогого шёлка, добытого в ратных походах.
Именно по широким штанинам можно было узнать легендарных украинских казаков-сечевиков. Настоящий запорожец должен был носить штаны красного цвета. Если нужной ткани под рукой не было, то приходилось шить этот элемент одежды из любой доступной по цвету ткани. Тем не менее после первого же удачного боя казак старался одеться, как положено.
Не мешали шаровары и во время традиционного танца гопака. Некоторые историки считают, что традиционный украинский танец гопак построен на элементах рукопашного казачьего боя, который включал в себя неожиданные прыжки и акробатические удары ногами, которым бы позавидовали японские ниндзя. Шаровары были так широки, что не мешали выполнять даже такие сложные движения.
А вот в Западной Украине шаровары были непопулярны. Местные жители, которых называли гуцулами, носили брюки с зауженными штанинами. Зато местная одежда отличалась огромным количеством вышивок, украшений и прочего декора. Жители данной области одевались в свои красочные костюмы не только в конце 19, но и до начала второй половины 20 века.
Вместе с тем, главным элементом украинского мужского костюма (как и любой традиционной одежды славянских народов) является вышитая рубаха. Она по своему крою очень напоминает русскую косоворотку, только разрез выполнен по центру. Воротник, который завязывался специальной тесёмкой, украшался красочной вышивкой. В отличие от русских, украинцы всегда заправляли рубаху в штаны.
Рубаха и шаровары обязательно подвязывались широким поясом, который тогда называли кушаком. Пояс играл роль культового обережного предмета, который должен был быть вышит рукой жены, матери или невесты. В качестве верхней одежды украинские мужчины носили свитки, жупаны и кожухи.
Что касается мужских головных уборов, то они имели разнообразную форму и шились как из меха, так и из тканей. Наиболее популярными считаются следующие модели:
- Малахай;
- Кучма;
- Кабардинка и прочие модели.
Кроме того, казаки носили головные уборы, которые захватывали в военных походах. Наиболее удачные модели копировались и производились местными ремесленниками.
Украинский женский костюм
Как и у любого народа, одежда украинских женщин была значительно более разнообразной и красочной, в отличие от мужской. Основой любого славянского женского костюма была сорочка, которая могла быть как повседневной, так и праздничной. Простые рубахи шились из полотна и имели широкие рукава, не стесняющие движений. Традиционно сорочка для работы делалась из двух половинок. Верхняя часть шилась из качественной ткани, а нижняя — из более грубой. Так же как и мужские рубахи, женские сорочки богато украшались традиционной вышивкой.
Праздничный вариант женской рубахи назывался «додильней». Эта вещь шилась всегда из одного куска белого полотна. Она была украшена не только на горловине, но и по подолу и на манжетах. Одежда незамужних девушек была более яркой, чем у замужних женщин. Кроме того, наряд молодых девушек включал в себя множество разноцветных лент.
Молодые девушки носили длинные рубахи, и подпоясывались цветными поясами или широкими лентами. В качестве верхней одежды использовались жупаны, свитки и кожушки. Замужние женщины носили юбки, прикрывающие нижнюю часть тела, которые можно разделить на следующие категории:
- Рабочая юбка, которая называлась дерга. Это самая простая и недорогая традиционная юбка. Надевалась в повседневной жизни для работы. Именно по этой причине шилась из тёмной недорогой ткани, однако имела минимальные украшения в виде пышных складок сзади. Для пошива этой юбки нужно было около трёх метров ткани;
- Запаска – повседневная юбка, в которой тоже ходили в обычной жизни. В отличие от дерги, эту юбку не надевали для выполнения тяжёлых работ по хозяйству. Эта одежда шилась из двух кусков материи. Держалась на бёдрах юбка за счёт тесёмок, которые находились по бокам;
- Плахта – самая красивая и торжественная украинская юбка. Надевалась только на праздники или торжественные случаи. Шилась из дорогой ткани. Существовали специальные модели для зимы — шерстяная плахта. Такая юбка богато украшалась узорами и орнаментами. Каждая вещь была настоящим произведением искусства и выполнялась в единственном экземпляре.
В разных областях Украины женская одежда имела свои особенности. Особенно ярко видно различие в одежде западных украинцев.
Традиционная обувь и головные уборы украинцев
Традиционная украинская обувь, особенно у простых украинцев, отличалась от обуви русских славян. Вместо лаптей, украинцы носили кожаные ботинки, хотя во времена Киевской Руси многие славяне использовали лапти.
Так же как и на Руси, самым желанным приобретением для украинской женщины были красные сапоги с высокими голенищами. Но их цена была слишком велика, поэтому носить их могли только представители богатых и знатных родов. Именно «красные черевички» фигурировали в бессмертном произведении Гоголя. Простые люди ходили в обычных «морщунах» — это простейшая обувь, сделанная из кожи, которая регулировалась по размеру на ноге системой кожаных тесёмок. Вся украинская обувь подобного типа имеет много общего с моделями, распространёнными по всей средневековой Европе.
Про мужские головные уборы мы уже упоминали, а вот женские предназначались только для замужних украинок. Девушки открыто демонстрировали свою красоту, украшая цветами или лентами волосы. Своеобразным головным убором, символизирующим молодость и красоту, можно считать и традиционные славянские девичьи венки.
Аксессуары женского костюма
Самым знаменитым женским украшением были ожерелья. Они бывали разных типов и имели свои названия:
- Корали – несколько ниток бус, связанных в одно ожерелье. Изготавливались из красных кораллов. В более поздние времена их стали делать из красного стекла;
- Гривна – древнее золотое ожерелье, популярное среди высшей знати ещё в Киевской Руси;
- Писаные пацёрки – ожерелья из стекла, расписанного вручную. Привозились из Венеции и стоили очень дорого;
- Баламуты – ожерелья из натурального жемчуга;
- Дукач – ожерелья из золотых дукатов и прочие модели.
Большой популярностью пользовались бисерные украшения, причём они носились как женщинами, так и мужчинами. Бисерные украшения изредка встречались в одном цвете, но чаще всего были контрастными.
Украинские женщины обязательно носили серьги, которые были весьма разнообразных форм, но самыми популярными являлись полумесяцы или бублики.
Символическое значение украинской вышиванки
Традиционная вышиванка – это типично славянский элемент одежды. Данная рубаха несёт в себе сакральный смысл. Славяне, независимо от места их проживания, считали, что символы и узоры, которые вышиты на рубашке, способны защитить своего владельца от нечистой силы. Эти поверья уходят своими корнями в языческое прошлое славянских народов.
В настоящее время, когда украинские традиции возрождаются, вышиванки считаются одним из источников силы и энергии. Главное, чтобы мастер понимал значение орнаментов и древних символов, которые он вышивает на воротнике и рукавах рубахи. Выбирая этот элемент одежды, нужно помнить, что мужская и женская вышивка значительно отличаются.
Для мужских рубах характерны строгие узоры геометрической формы. Цветовое сочетание данных орнаментов тоже должно соответствовать значению. Правильно подобранная вышивка символизирует мужественность, силу и смелость.
Женские узоры на вышиванках более тонкие и филигранные. Они часто имеют обрамления в природных мотивах. Как правило, женские узоры символизируют любовь, целомудрие, красоту и молодость.
В настоящее время украинские тенденции в моде невероятно популярны. Одежда в украинском стиле гарантирует своему владельцу уникальность и заметность на любом мероприятии.
comp-pro.ru
современный взгляд – Ярмарка Мастеров
Известные украинки стали участниками благотворительного фотопроекта «Щирі», надев на себя старинные украинскиие костюмы.
В студии Дмитрия Перетрутова были воссозданы ретро-образы XIX-начала ХХ столетия из разных регионов страны.
36-я украинская неделя моды. Впервые на подиуме сошлись прошлое и настоящее: костюмы, модные сто лет назад, вместе с современными, выполненными в старинных техниках и по старинным технологиям (совместный проект «Витоки» от Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» и молодого дизайнера Яны Червинской)
Конечно, это лишь малая часть. Традиция жива, она развивается, хранит память прошлых поколений и переосмысливается новыми.
www.livemaster.ru
«Окна». Украинская национальная одежда кон.XIX- нач.XX, выставка в «Мыстецьком арсенале»
Выставка проходит в Киеве, до 1 марта.
Полтавская область, Зеньковский район
Полтавская область, Зеньковский район
Полтавская обл., Глобинский район
Полтавская обл., Гадячский р-н
Полтавская обл., Глобинский р-н
Полтавская обл.
Полтавская обл., Семеновский р-н
Ивано-Франковская обл., Гуцульщина, Верховина
Ивано-Франковская обл, Городенковский р-н, Покутье
Черниговская область, Прилукский, Ичнянский и Носовский р-ны
Черниговская обл., Прилукский р-н
Черниговская, Ичнянский
Черниговская, Носовский
Полтавская обл., Лубенский р-н
Полтавская, Лубенский
Полтавская, Зеньковский р-н
Полтавская, Лубенский р-н
Полтавская, Гадячский р-н
Полтавская, Гадячский р-н
Закарпатье
Закарпатье
Киевская обл., Броварской р-н
Закарпатье, Виноградовский р-н, с..Черна (одежды волохов)
Киевская обл.
Киевская обл., Переяслав-Хмельницкий р-н
Полтавская обл., Хорольский р-н
Полтавская обл., Лохвицкий р-н
Полтавская, Лохвицкий р-н
Полтавская, Лубенский р-н
Полтавская обл., Козельщинский р-н
Черниговская обл.
Черниговская, Борзнянский р-н
Черниговская, Бобровицкий р-н
Черниговская обл.
Черниговская обл., Нежинский р-н
Черниговская обл.
Ивано-Франковская обл. (Покутье), Снятынский р-н, с.Потычек
Галиция (Галичина)
Полтавская обл., Миргородский р-н
Полтавская обл., Миргородский р-н
Полтавская, Гадячский р-н
Полтавская обл., Миргородский р-н
Полтавская, Великобагачанский р-н
Полтавская, Великобагачанский р-н
\
Полтавская обл, Котелевский р-н
Западное Подолье, Тернопольская обл., Борщевский р-н
Тернопольская обл.
Тернопольсая обл.
Западное Подолье, Тернопольская обл., Борщевский р-н
Черновицкая обл. (Буковина), Кицманский р-н
Черкасская обл., Чигиринский р-н
Черкасская обл. Корсунь-Шевченковский р-н (от моей дачи недалеко)
Черкасская обл, Золотоношский р-н
Черкасская обл., Чернобаевский р-н
Черкасская обл., Чернобаевский р-н
Черкасская обл., Драбовский р-н
Черкасская обл., Чернобаевский р-н
Стены в выставочных залах украшены фотографиями окон в сельских домах, в натуральную величину. Окна — из разных сел и областей Украины. Вот это, например, — из села Галагановка Черкасской области.
Так же можно рассмотреть фотографии украинских семей (кон. 19 века — нач. 20) в национальных костюмах.
Многие гости выставки были одеты «в стиле» мероприятия.
…А одна странная девушка каталась по залам на «скутере». Взрослая уже довольно.
Мне очень понравилось — обожаю ручной работы вышивки и кружева, и вообще всякую старинную одежду..
Вход — 40 грн. Людей было довольно много, так что и вы приходите, если будете в Киеве.
Еще одна этнографическая выставка проходит в ТРЦ «Большевик», отчет ЗДЕСЬ.
bellezza-storia.livejournal.com
Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский
433 Автор статьи:Время чтения: 3 мин.
Украинский наряд ассоциируется с венками, рубахами, вышивкой, яркими лентами и, конечно, шароварами. В этом есть доля правды. Костюм объединяет всю красоту души славян, яркие и сочные краски, восточные мотивы, элегантность европейцев.
История
История традиционного костюма начинается уже в далёкой древности, когда славяне не были объединены под Киевской Русью. Культура страны очень насыщенная, это воплощается в знаменитых певцах, актёрах и костюмах. В дизайне всегда присутствуют яркие, насыщенные цвета, это говорит о силе духа. Все детали и орнаменты создавались под влиянием других культур. Костюмы различных районов отличаются цветовой гаммой, вышивкой и кроем. Это показывает отличительные черты этноса.
Женский — комплектация, описание
Основой костюма женщин и мужчин являлась рубаха — вышиванка. Женская отличалась от мужской своей длиной и шилась из нескольких материалов. Низ был скроен из более плотной ткани. Рубаха может быть с воротником и без, подол всегда украшается орнаментом. Рукава также были красиво вышиты, а края могут быть свободными или стянуты манжетами. До свадьбы девушки носили плахи — подпоясанные длинные рубахи с клетчатой вышивкой. Дерга была не такой нарядной, её надевали для работы, цвет у неё чёрный. Головные уборы для девушек есть нескольких видов, это кибалка — шапка с обручем, на который наматывали косы, чепчик или чепец— тонкая шапочка со шнурком, венок, состоящий из цветов, различные красочные ленты и платки.
Мужской — комплектация, описание
В основе костюма мужчины — вышитая рубаха. Украинцы не носят рубаху на выпуск, они всегда заправляют её. Крой достаточно простой, мало чем отличается от русского. Разрез находится по центру. Рубахи на плечах украшаются нашивками, напоминающими погоны. Штаны представляют собой шаровары, которые сверху загибаются внутрь и завязываются ремнём на поясе. Штаны очень широкие, с мотней, которая пришивалась посередине, в таких штанах ходили казаки.
Верхняя одежда разнообразна и делится на 4 типа, которые отличаются кроем на спине. Плащи — это широкий халат, в котором есть капюшон и рукава. Шушпан является рабочей одеждой, шьётся из прочных твёрдых материалов. Кобеняк всегда одевался поверх шубы, это накидка, похожая на мешок с прорезью для глаз. Пояс был важной частью костюма, они были длинные и широкие, поясом можно обернуться несколько раз. Головными уборами для юношей являются кучма — шапка из шкуры барана, малахай — шапка на зиму с наушниками и кабардинка — меховая шапка.
Особенности цвета, орнаментов
К особенностям можно отнести простоту, разнообразие декоративных элементов и орнамента, яркий и сочный колорит, стройный силуэт. Простые и довольно лаконичные элементы добавляют роскоши и изыска, совмещаются русские и белорусские культуры. Зимние наряды очень практичные, удобные и красивые. Каждый цвет является символом: чёрный означает землю-кормилицу, красный — это цвет любви, белый символизирует чистоту, синий означает свободу и душевное спокойствие, зелёный — весна и молодость, жёлтый очень часто означает разлуку.
В качестве ткани выбираются натуральные материалы, например, лён, он очень лёгкий и комфортный. Хлопок и шерсть также очень практичные. В различных регионах используют свой крой. Женские наряды в основном всегда имеют прямой силуэт, рубахи бывают со вставками, на кокетке, и похожие на тунику. Вышивка является очень ценной, так как она создаётся вручную, в основном на воротнике. В дополнении к костюму идут головные уборы в виде цилиндра или конуса. Девушки в качестве украшения делали венки из искусственных или натуральных цветов.
Современная интерпретация
Сохранив основные тенденции народного костюма, современные модельеры предлагают новые образы, невероятно роскошные и самобытные. Яркие цвета и характерные украшения эффектно сплетают традиции и современные тенденции.
Понравилась статья? Поделитесь ей
А какая Ваша оценка данному материалу?
Загрузка…Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!
Подпишитесь на нас во Вконткте и в Одноклассниках
tkaner.com
Национальный украинский костюм
Любая национальная одежда отражает культуру, историю и традиции своего народа. В полной мере мы это можем отнести и к украинскому народному костюму. Национальная украинская одежда сохранила многие черты украинской культуры в разные периоды истории. Ее особенности и орнаменты дают возможность изучать культуру украинского народа, тесно связанную с его историей.
Украинский костюм был известен еще в Киевской Руси, это убедительно подтверждают исторические исследования. Уже в те времена разные регионы имели свои значительные отличия в особенностях одежды. Больше всего замечалось различие орнаментов вышивок и формы украшений. Такое заметное различие украинских костюмов разных регионов сохранялось до конца девятнадцатого века, а позже это различие стало не таким явным.
Красотой украинок в национальных одеждах восхищались знаменитые художники, писатели, поэты. Они отражали красочные самобытные украинские костюмы в своих произведениях, отмечая необычайный вкус украинцев в одежде и украшениях. Это касается не только женской одежды, которая, бесспорно, очень красочна и нарядна, но и мужского костюма, тоже богато вышитого и украшенного национальной символикой.
Как и у всех славянских народов, у украинцев мужская одежда состояла, в основном, из шерстяных штанов и льняной или конопляной рубашки. В теплое время года рубашка могла быть и верхней одеждой. Основной особенностью украинской рубашки считается недлинный разрез впереди по середине, так называемая пазушка, вышитая традиционным орнаментом. Орнаменты соответствовали региону проживания украинца, но чаще это были красно-черные узоры. Украинские мужчины не носили рубашку поверх штанов, как это делали мужчины некоторых других народов, они заправляли рубашку в штаны.
Воротник вышитой рубашки мог иметь широкий лежачий воротник или узкий воротник-стойку, а застежкой могли служить красивые тесемки в тон вышивки или обычные пуговицы.
Традиционные украинские штаны шились свободными, широкими, а между штанин еще и вшивалась мотня из прямоугольных кусков ткани, которая давала еще большую свободу движениям. Такой покрой был удобен для всадников и пеших воинов. Верхний край штанов крепился на талии с помощью шнурка или ремня. Для пошива таких штанов использовали сукно – шерстяную ткань, пропитанную воском.
В закарпатском регионе носили не очень широкие штаны с отворотами внизу штанин. Отвороты украшали орнаментами, вышитыми зелеными и желтыми нитями. Такие яркие орнаменты красиво выглядели на красной или белой ткани.
Женская украинская одежда более яркая, красочная и разнообразная, чем мужская. Значительное разнообразие в женский украинский костюм вносят и региональные отличия. Каждому региону присущи свои особенности покроя одежды, цветовой гаммы, узоров и техники вышивок, свои украшения и декор. Женский костюм Центральной Украины принято считать классическим. Костюм Полесья сохранил многие элементы, присущие старинной украинской одежде. На Подолье женская украинская одежда включает мотивы и орнаменты, заимствованные от соседних молдавских костюмов. Влияние польского костюма чувствуется в нарядах украинок северо-западной части Украины. В женской одежде южной Украины заметны традиционные черты большинства регионов.
Некоторые элементы женской украинской одежды имеют, конечно, небольшую схожесть с подобными элементами соседних народов, но в целом костюм украинок отличается от одежды всех других народов своей неповторимой этничностью, оригинальными чертами, присущими только украинскому национальному костюму.
Женские сорочки-вышиванки были украшением и основной частью костюма. Они были длиннее мужских, шились из двух видов тканей. Верхняя часть сорочки была из тонкой красивой ткани, а нижняя часть из более грубой и плотной. Оригинальной украинской одеждой можно назвать плахту, которую надевали поверх вышиванки. Она представляла собой подобие юбки, сшитой из домотканого крашеного шерстяного полотна. Плахта была довольно объемна, потому что на ее пошив требовалось около четырех метров полотна, которое раскраивали и сшивали определенным образом. Готовую плахту вышивали неброскими узорами. Надевали ее, наматывая вокруг талии, а сверху повязывали поясом. На плахту спереди надевался красиво вышитый фартук, который назывался «запаска».
Так же были и другие составляющее женского костюма, например, юбка-андарак, из домотканого полушерстяного или шерстяного полотна красного цвета с красивыми заложенными сзади складками, украшенными широкой полосой вытканных или вышитых орнаментов. Юбка андарак распространёнными были преимущественно на территории Черниговской области, а на территории Полесья андараком называли юбку из полосатого домотканого полотна.
Не менее интересным элементом женского костюма была Юпка, или кохта, куртка, это была разновидность плечевых видов одежды с рукавами, которая шилась преимущественно из фабричных тканей и своим кроем повторяла форму безрукавок распространённых на той или иной территории.
Наиболее известным видом женских безрукавок была-Керсетка, которая имела свои особенности, разнообразные вариации длины и декора в зависимости от региональной принадлежности.
Также довольно много региональных вариаций существовало у меховых безрукавок, характерных для населения Прикарпатья и Карпат. А вот суконная безрукавка Лейбик, или катанка, бруслик, горсетка была популярна на большей територии западной Украины.
Украинский национальный женский костюм всегда славился обилием оригинальных украшений. Самое распространенное украшение – бусы или ожерелья. Чем зажиточнее семья, тем больше и дороже ожерелья, которые носят женщины.
В праздники женщины надевали свои самые нарядные одежды, из лучших тканей, богато и красочно вышитые. Молодые девушки надевали венок из ярких красивых цветов и лент, поверх прекрасных вышиванок надевали много бус разных цветов и размеров.
Украинский народ не забывает свои традиции. По-прежнему в праздники, а также в повседневной жизни украинцы с удовольствием носят разнообразные вышиванки, как женские, так и мужские. Женщины надевают украинские национальные украшения. В праздники улицы расцветают от ярких веночков на молодых девушках. Интерес к своей истории, своим традициям и национальной одежде украшает современную украинскую молодежь.
etnoxata.com.ua
Украинский женский летний костюм Киевской губернии
Четвёртый номер журнала «Куклы в народных костюмах» посвящен летнему костюму Киевской губернии.
У всех народов во все времена было принято дополнять свою одежду украшениями. В Киевской губернии особенно популярны украшения были у девушек и женщин. Они изготавливали их сами, заказывали мастерам-ювелирам, или покупали у приезжих торговцев.
Шею и область декольте всегда прикрывали несколькими рядами монисто. Оно состояло из так называемых дукачей — серебряных, а иногда даже из золотых монет с припаянным ушком, нанизанных на шнурок, а также из металлических крестиков и цепочек. Носили и бусы из настоящих привозных кораллов, которые в отличие от стеклянных имитаций назывались «добре намисто» . Наиболее распространенными были «резаные» кораллы в форме цилиндриков или чаще маленьких бочонков. Кроме кораллов были популярны монисто из натурального янтаря, который добывался в окрестностях Киева. Его шлифовали, и он приобретал форму больших плоских бусин. В первой половине XIX столетия на шеях киевлянок начали появляться недорогие стеклянные литые монисто разных цветов фабричного производства.
Большой любовью жительниц Киевской губернии пользовались серьги в виде небольших дутых колечек из серебра и золота, а также ушные украшения лунообразной формы с небольшими орнаментами, которые называхись калачиками.
Если бусы, серьги и кольца играли декоративную роль, то головной убор в большей мере исполнял роль оберега. Особенно это касалось венков, надеваемых девушками на праздники. Каждый венок состоял из двенадцати видов цветов: тысячелистника, барвинка, бессмертника, соцветий вишни, яблони и калины, розы, мальвы, пиона и мака. Иногда в венок вплетали плети хмеля, символизировавшего ум и хитрость, а самые юные красавицы украшали себя венками с ромашками, означавшими молодость, доброту и нежность. К венку в строго установленном порядке привязывали ленты. Центральная лента была коричневого цвета — символизирующего землю. По бокам от нее вплетались бледно-желтые — знак солнца, следом за ними зеленые хенты — молодость и красота. Далее шли небесные символы — ленточки синего цвета, охранявшие силу и здоровье, затем ярко-желтая «хлебная» лента. А завершали все фиолетовая и малиновая полоски ткани, означавшие мудрость и достаток в доме.
Длина лент была также четко определена. Они должны были быть на несколько сантиметров ниже девичьей косы и полностью закрывать волосы.
В середине XIX века девушки Киевском губернии часто носили венки из цветов. Они были символом девственности.
Андарак — юбка из ткани домашнего изготовления, преимущественно красного цвета, отделанная в подоле вышитым или тканым разноцветным орнаментом.
Керсетка — безрукавная одежда, застегивающаяся на крючки или пуговицы и расширяющаяся от талии книзу короткими складками, Вначале керсетки шили из домотканого материала белого или темно-коричневого цветов. Их носили и женщины, и мужчины. С распространением во второй половине XIX века мануфактурной ткани конструкция немного изменилась, увеличилось число вусов (клиньев), спинка стала кроиться отрезной по талии, а на месте шва нашивали декоративную поперечную планочку. Керсетки начали оформлять вышивкой, аппликацией из шелка, бархата с длинным ворсом в виде зубцов и широких полос. Керсетки из мануфактурной ткани стали исключительно женской одеждой.
Плахта — старинная женская поясная одежда, которая надевалась сверху вышитой по низу рубахи. Шилась из двух длинных полотнищ шерстяной клетчатой ткани, вытканной из разноцветной пряжи. Прежде чем надеть на себя плахту, ее перегибали пополам поперек шва и только потом оборачивали ею нижнюю часть тела. Шов всегда должен был находиться сзади или по бокам, если плахта была, как в данном случае, из двух полотнищ. Несшитые коицы — «крылья» плахты при движении женщины расходились, и из-под них была видна часть другой половины плахты.
Чтобы эта часть виднелась не наизнанку, а на лицевую сторону, каждое полотнище ткали до половины орнаментом налицо, а с половины, наоборот, — наизнанку. Плахта подпоясывалась поясом или крайкой. Передние концы плахты расходились и накрывались передником, называемым запаской.
Плахта, как поясная одежда, известна с глубокой древности. В своей орнаментации она имеет много общего с южнорусской поневой. В середине XIX века поясная одежда в форме прямоугольного куска ткани трансформируется в юбку, которую называли в уездах, расположенных на территории Полесья, андараком, а в селениях, расположенных ближе к Киевскому уезду, — летником.
Сборчатая украинская юбка шилась в шесть полотнищ из цветного или однотонного, как в данном случае, сатина. Сшитая ткань собиралась в густые сборки и вшивалась в середину собранного вдвое пояса. Носили при плахте, летнике, а также при юбке, если подол не подворачивался спереди под пояс.
Праздничные сапоги, особенно для девушек и молодых женщин, шили из красного сафьяна. Такие сапоги шили иногда на правую и левую колодку, задники украшали орнаментом, подошва была с высокими каблуками и медными подковами. Цветные сапожки — «сапьянцы», когда носок обуви шился из черной кожи, называхи «чернобривцами». В Киевской губернии голенища сапог имели только один боковой шов снаружи.
Другой вариант куклы в летнем костюме Киевской губернии:В подготовке статьи использованы фотографии с форума nacekomie.ru
mir-kostuma.com
|
|
|
|
|
|
|
xn--80apfevho.xn--p1ai