Эксперты: Як-42 — очень хороший и надежный самолет :: Общество :: РБК
Авиакатастрофа под Ярославлем, в которой погибли игроки команды «Локомотив», вызвала недоумение у экспертов в сфере авиации. При этом они в один голос говорят о надежности разбившегося Як-42.
«Самолет Як-42 — достаточно надежная машина. За последние 20 или даже 30 лет я не помню тяжелых происшествий на этом самолете», — сообщил РБК заслуженный летчик России, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов.
По его словам, пока трудно сказать, что стало причиной крушения, «но так как он упал недалеко от аэродрома, сегодня найдут черные ящики, за ночь расшифруют, завтра уже все будет известно». «Я думаю, что-то случилось с управлением самолета», — заключил эксперт.
«Это первый случай падения Як-42 на моей памяти. Самолет очень хороший, надежный», — заявил в свою очередь летчик-испытатель, Герой Российской Федерации, почетный президент авиасалона «МАКС» Магомед Толбоев. Он добавил, что сейчас надо ждать результатов расследования. «Мы же не можем сидя здесь определить причины. Всякое может быть. Могут быть технические причины, обслуживание самолета, ошибка летного состава — самолет сам по себе не падает. Взял, взлетел и упал — так не бывает», — сказал эксперт.
Отметим, что разбившийся Як-42 перед вылетом в Минск прошел оперативную форму технического обслуживания, и замечаний по его техническому состоянию не было. Самолет был выпущен в 1993г., сертификат летной годности действовал до 1 октября 2011 г. «Все двигатели в ресурсе. За время эксплуатации самолет налетал 6 тыс. 233 часа и осуществил 2,997 тыс. посадок», — сообщили РБК в Росавиации. Периодическое техническое обслуживание самолет прошел 16 августа 2011г. в Казани. Всего в России на сегодняшний день эксплуатируются 63 Як-42.
Самолет Як-42 разбился в среду, 7 сентября, под Ярославлем в 16:05 мск. На борту воздушного судна находилась хоккейная команда «Локомотив» (Ярославль), которая летела в Белоруссию для участия в запланированном на 8 сентября 2011г. матче с клубом «Динамо» (Минск). По последним данным, на борту потерпевшего крушение Як-42 находились 45 человек, из них выжили двое. По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта).
Як-42 — обзор самолета, характеристики, схема салона
Эксплуатация самолета Як-42 началась в 1980 году. Предназначался лайнер для пассажирских перевозок на ближнемагистарльных линиях.В 1988 году началось производство его усовершенствованной версии Як-42Д. Этот лайнер отличался большей дальностью полета и большим весом.
Серийное производство обеих версий продолжалось до 2002 года. В общей сложности построено 194 самолета, в том числе 64 Як-42 и 130 Як-42Д.
По состоянию на 2017 год самолеты Як-42 продолжают эксплуатироваться. Такие лайнеры есть в парках многих российских компаний. Хотя основные перевозки осуществляются зарубежными самолетами, Як-42 продолжает показывать свою надежность, удобство в эксплуатации.
Як-42
Наличие собственного трапа, находящегося в хвостовой части самолета, дает возможность, не дожидаясь подачи трап-машины, осуществлять посадку и высадку пассажиров, что довольно удобно. Так как им не нужно ждать, порой десять и даже более минут.
В числе удобств, которые предлагаются пассажирам, большие круглые иллюминаторы. В салоне имеется хорошая звукоизоляция. Конфигурация кресел 3+3.
Салон и лучшие места
Вход в салон располагается в хвостовой части самолета. В самолете имеются 6 аварийных люков. В носовой и в хвостовой частях салона находятся туалеты. Компоновка салона имеет два варианта. При первом – это бизнес-класс и эконом-класс, при втором компоновка одноклассная, есть только эконом-класс.
При одноклассной компоновке салона в первом ряду места признаются хорошими, но имеющими некоторые недостатки. В числе плюсов отсутствие кресел впереди. Это значит, что никто не будет откидывать спинку, стесняя пассажира. Положительным является увеличенное пространство для ног. Правда, вытянуть их получился далеко не у каждого. Перегородка расположена близко.
Салон Як-42
Недостаток – слишком близко находится туалет. Особенно из-за этого неудобно пассажирам на местах «В» и «Г». Они граничат с проходом. Здесь возможен контакт с передвигающимися по проходу пассажирами. Порой во время полета в проходе скапливаются очереди в туалет. У первого ряда они скапливаются чаще всего. Следует также отметить перегородку, находящуюся впереди. Смотреть на нее во время всего полета не особо приятно.
Следующие ряды, до 6-го, стандартные. Есть, конечно, у кресел, находящихся в них, свои плюсы и минусы, но они не особо значимы.
Далеко не лучшие места находятся в 6-ом ряду. Основной минус – спинки кресел не откидываются. Это сделано из-за того, что позади находится аварийный выход.
Лучшими местами являются кресла, находящиеся в 7-ом ряду. Так как перед этим рядом находится аварийный выход, большое пустое пространство позволяет вытянуться со всеми удобствами человеку любого роста. Еще один плюс – так как до кресла, находящегося впереди далеко, никто не помешает сидящему откинутой спинкой.
Минусы здесь тоже есть. Но они не относятся к комфорту. Так, здесь нельзя на пол ставить ручную кладь. Еще минус – почти полное отсутствие обзора в иллюминатор. Можно также назвать минусом и то, что в этом ряду не разрешается находиться некоторым категориям пассажиров. Это беременные женщины, престарелые, пассажиры с детьми, дети, иностранные граждане, плохо знающие русский или английский язык.
Следующие 5 рядов – это стандартные места. О каких-то серьезных плюсах и минусах говорить здесь не приходится.
У кресел 13-го ряда заблокированы спинки. Это неудобство, так как пассажиры не могут их откинуть, и вынуждены в течение всего полета находиться в одном положении. Причина – позади находится аварийный выход.
В 14-ом ряду расположены места, удобные для полета. Это и наличие большого пространства для ног, и то, что впереди сидящий пассажир не откинет спинку своего кресса и не создаст неудобства.
Места в рядах с 15-го по 18 трудно выделить, как в хорошие, так и в имеющие недостатки. Они стандартные.
В ряду 19-ом места «В» и «Г» имеют недостатки. Они находятся у прохода. Поскольку туалет расположен недалеко, здесь во время полета велика интенсивность перемещения пассажиров.
Худшими местами в салоне Як-42 признаются, находящиеся в 20-ом ряду. Спинки кресел здесь заблокированы. Позади находится перегородка. За ней расположен туалет. При этом находится он так близко, что пассажирам хорошо слышны звуки сливного бочка.
Схема пассажирских мест Як-42
Самолет Як-42, уступая зарубежным аналогам внешностью, выигрывает у них в надежности
Авиалайнер Як-42 может принять на борт 120 пассажиров. В салоне они будут иметь уровень комфорта, достаточный для нескольких часов полета. За это время лайнер перевезет их почти на 2 тысячи километров.
Отличительная особенность лайнера – он довольно быстро взлетает. Полет его проходит ровно. Быстро происходит и посадка. В носовой части салона шум от работающих двигателей почти не слышен. В хвостовой части он присутствует. Но его уровень совсем незначителен. Установлено, что шума в хвостовой части меньше, чем в салонах Боингов и Аэробусов.
Еще одна положительная особенность самолета. Ему не нужны протяженные взлетно-посадочные полосы. После приземления Як-42 останавливается очень быстро, превосходя в этом подобные зарубежные самолеты.
Характеристики самолета Як-42
Длина: 36,38 м.
Высота: 9,83 м.
Размах крыльев: 34,88 м.
Площадь крыльев: 150 кв.м.
Максимальная крейсерская скорость: 700 км,ч.
Ширина фюзеляжа: 3,6 м.
Дальность полета: 1700 км.
Дальность полета максимальная: 4000 км.
Число пассажирских мест: 104 – 120.
Экипаж: 3 ч.
Заключение
Начавшаяся перестройка, а затем и распад СССР и, как следствие, снижение пассажирского потока отрицательно сказалось на всей авиации России. Отрицательную роль сыграли и привлекательные иностранные самолеты, буквально наводнившие российские авиакомпании.
Когда в 2003 году был закрыт Саратовский авиационный завод, производство Як-42прекратилось. На 2017 год в российских авиакомпаниях работали 35 Як-42. Кроме того, 2 таких самолета совершают перелеты в Китае, 8 в Северной Корее, 4 на Кубе. Несколько Як-42 продолжают летать, находясь на лизинге в Иране и Пакистане.
aeroportpro.ru
Самолет Як-42: отзывы пассажиров
Компания «Ижавиа» — это единственный авиаперевозчик ПФО. Сегодня это динамично развивающаяся компания, которая выполняет рейсы по всей стране. Основа воздушного парка – это надежные самолеты Як-42. Отзывы пассажиров полностью совпадают с мнением механиков и конструкторов. Это лучшие на сегодняшний день лайнеры, которые способны обеспечить сообщение между любыми точками мира.
Немного о компании
На сегодняшний день «Ижавиа» является самой известной и востребованной в России. Аэропортовый комплекс авиапредприятия включает в себя сложнейшую инфраструктуру с воздушными, наземными и вспомогательными службами. Штат авиационного персонала включает в себя 62 опытных профессиональных пилота, в том числе четыре международных экипажа с четвертым уровнем подготовки по английскому языку. Служба бортпроводников состоит из 45 профессионалов, а также на компанию работает более 100 квалифицированных работников авиационно-технической базы.
Уголок неба
Можно сказать, что единственной машиной, которая в рекламе не нуждается, является Як-42. Отзывы пассажиров регулярно отмечают, что именно на этих самолетах полет проходит наиболее легко и комфортно. Однако это еще не все. Именно на Як-24 было установлено огромное количество мировых рекордов. Ведь изначально прародители этих небольших маневренных машин создавались как учебные, спортивные и военные.
Первые пассажирские модели
Вы будете удивлены, узнав, как давно появился первый прототип Як-42. Отзывы пассажиров с тех времен найти сложно, однако историю создания современного лайнера будет все равно интересно узнать. Еще в начале 1933 года появился Як для шести пассажиров, затем — его четырехместный аналог. Первый прототип, напоминающий по внешнему облику тот, который мы видим в небе сегодня, появился в 1947 году, сразу после войны. Это была совершенная, предельно простая, легкая и удобная в обслуживании конструкция с оптимальными формами. Эти особенности были перенесены на первый реактивный самолет Як-42 Отзывы пассажиров оценили комфортабельность полета очень высоко. Это принесло фирме мировое признание. Трехдвигательный реактивный лайнер с салоном на 32 пассажира и дальностью полета не менее 2200 км получил высокую оценку специалистов в разных странах.
Прогресс не стоит на месте
Еще в октябре 1966 года был выполнен первый вылет на Як-40. Им руководил заместитель главного конструктора Адлер Е. Г. Летные испытания имели фантастический успех, модель просто била все рекорды. Стало понятно, что у нее огромное будущее. Это был первый реактивный самолет, который внес на местные авиалинии комфорт и скорость. С 1966 по 1980 год было построено более 1000 экземпляров. Схема этого самолета с прямым крылом получила дальнейшее развитие и воплотилась в более совершенной машине, которую сегодня мы знаем под названием Як-42. Отзывы пассажиров «Ижавиа» позволяют судить о том, что этот лайнер, рассчитанный на 120 пассажирских мест, является одним из самых удобных.
Салон самолета
Мы немного отклонились к истории происхождения этого воздушного судна. Это полезная информация, которая будет интересна большинству будущих и настоящих пассажиров. Однако давайте заглянем внутрь и посмотрим, каким изнутри является самолет Як-42. Отзывы пассажиров подчеркивают, что именно этот лайнер они выбирают раз за разом из-за того, что сиденья в салоне расположены очень удобно. Даже при длительном перелете вы совершенно не устаете. Расстояние между сиденьями достаточно комфортное, а высота салона позволяет сидеть даже высокому человеку без всякого дискомфорта.
Салон стандартный, вытянутый, с двумя рядами сидений. Есть входные двери и аварийные выходы. Пассажирские кресла в первом салоне расположены сразу за кабиной экипажа. Обычно это места бизнес-класса, с соответствующим обслуживанием. Дальше идет второй салон. В обоих из них есть туалетная комната.
Обслуживание в полете
Мы привыкли несколько скептически относиться к сервису в отечественных отелях, турфирмах и прочих организациях, занимающихся предоставлением услуг. Однако путешествие с компанией «Ижавиа» вас приятно удивит. Те, кто летает часто и подолгу, всем другим лайнерам предпочитают именно Як-42. Отзывы пассажиров (2016 года) позволяют понять, что каждый раз вы являетесь желанным гостем на борту. Очень часто в отзывах звучат слова благодарности командиру и членам экипажа за прекрасный полет, тишину и спокойствие.
Работа стюардесс, такая незаметная, становится очень важной, когда вы находитесь в воздухе. Здесь, на борту, вы можете в полной мере насладиться вниманием и теплом. К каждому пассажиру регулярно подходит стюардесса или стюард, интересуется его состоянием, предлагает свою помощь. В любой момент вам могут принести воду или другие напитки, предложат конфеты, а также теплый плед. Плохое самочувствие – это еще одна причина позвать стюарда. На борту всегда есть обученный специалист и набор необходимых медикаментов.
Питание на борту
На первый взгляд это не такая и большая проблема. Однако если перелет предстоит долгий, то перекусить просто необходимо. А некачественное питание, плюс нагрузка, которую организм испытывает в полете, может испортить долгожданный отпуск. Особое внимание следует уделять питанию на борту людям, страдающим заболеваниями ЖКТ, детям и беременным женщинам.
А чем вас порадуют, когда вы попадаете в самолет Як-42? Отзывы оценивают питание положительно, все вкусно и питательно. Трапезы будут зависеть от длительности вашего полета. Если предстоит провести в воздухе несколько часов, то вам подадут чай с кексом. При длительных и затяжных перелетах предлагается такое меню:
- Овощной салат.
- Мясная нарезка.
- Гарнир (картофельное пюре или каши) с горошком и тушеным мясом.
- Хлеб, булочка, злаковый батончик, масло, чай или кофе.
Это полноценный обед, разнообразный и очень вкусный. Все вторые блюда подаются в соусе, потому как сухой воздух в салоне приводит к тому, что пища кажется очень сухой. Конечно, есть и те, кому поданные блюда не понравились, ведь все мы очень разные. Однако всегда есть шанс перекусить злаковым батончиком, выпить кофе с булочкой и вполне сносно дотянуть до конечного пункта, где можно посетить любой ресторан.
Впечатления о полете
Мы проанализировали огромное количество информации, в том числе и отзывы пассажиров о самолете Як-42, и пришли к выводу, что качеству осуществления перевозок можно поставить твердую пятерку. Пассажиры высоко оценивают работу пилотов, которые мягко выполняют маневры, практически неощутимо поднимают и сажают самолеты. Регулярно появляются новые слова благодарности в адрес бортпроводников. Это настоящие профессионалы своего дела, внимательные и улыбчивые, вежливые и заботливые, они готовы в любой момент оказать вам любую помощь. Несмотря на сложную работу, эти люди всегда приятно удивляют прекрасным настроением и готовностью делиться им с окружающими.
Вместо заключения
Несмотря на то что Як-42 так и не смог превзойти по популярности знаменитый Ту-154, он завоевал любовь и признание достаточно большого количества пассажиров. Сложно судить, какой из самолетов лучше, но теплые отзывы говорят о том, что услугами компании «Ижавиа» стоит пользоваться. Як-42 – это комфортабельный, удобный лайнер, который превратит любой ваш перелет в настоящую сказку. Если в ближайшее время вы собираетесь посетить другой город или страну, то заранее забронируйте билеты, чтобы ваш перелет стал самым приятным.
fb.ru
Отказ от эксплуатации Як-42 грозит социальным взрывом — Российская газета
После катастрофы Як-42 в Ярославле критика отечественных самолетов вспыхнула с новой силой.
Если раньше, после происшествий с Ту-134 и Ан-24, звучали призывы вообще запретить их полеты, то теперь появились предложения включить в этот список и Як-42. Попробуем разобраться.
Самолеты Як-42 предназначены для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности. К их созданию в ОКБ им. Яковлева приступили в 1972 году в связи с потребностью «Аэрофлота» заменить устаревшие Ил-18 и Ту-134. В 1980 г. самолет был сертифицирован по новым нормам летной годности и поступил в эксплуатацию.
Як-42 стал первым российским самолетом, прошедшим полную международную сертификацию, был допущен к полетам в Европе и летал более чем в 130 странах мира. Экспортировался в Китай и на Кубу. Все это говорит о его надежности. Як-42 работает на международных линиях даже после ужесточения норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателя. Имеет высокие показатели безопасности.
С 1980 по 2004 год построен 181 самолет (94 — Як-42, 87 — Як-42Д). В отечественной гражданской авиации он стал своеобразным мостом к новому поколению пассажирских самолетов — экономичных и комфортабельных. Если бы не катаклизмы начала 90-х, его серийный выпуск и совершенствование продолжались бы еще долго. Даже сегодня он остается экономически рентабельным, несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с современными аналогами «Боинг-737» и «Эрбас-А319».
Создавая Як-42, конструкторы предусмотрели решения, позволяющие использовать самолет на плохо оборудованных аэродромах, коих в России немало. Машина имеет собственный трап и гораздо менее требовательна к обслуживанию по сравнению с «Боингами» и «Эрбасами».
«Потенциальный срок жизни (ресурс) для Як-42-35 лет или 40 000 летных часов, — поясняют в ОКБ им. Яковлева. — Капремонт предусматривается после 20 000 часов налета (11 000 полетов) или 21 года службы и через следующие 15 000 часов налета (9000 полетов) или 18 лет службы. Каждому самолету назначается начальный ресурс, который должен реализоваться при строгом контроле за состоянием летательного аппарата и его агрегатов, ресурс которых значительно меньше.
Как показывает статистика, такой подход способствовал поддержанию технической готовности всего парка Як-42 на достаточно высоком уровне за 30 лет эксплуатации. Кроме трагедии в 1982 г., остальные 6 катастроф (без учета последней) не были связаны с отказами техники».
В Ярославле разбился Як-42 с бортовым номером 42434, принадлежавший ракетной корпорации им. Хруничева. Именно этот самолет, имеющий единый салон на 72 пассажира, в последние годы часто летал на Байконур. Туда доставляли руководство космического центра им. Хруничева и иностранных гостей. Нареканий к нему не было. В последнее время его сдавали в аренду столичной авиакомпании «Як-Сервис», которая специализируется на VIP-перевозках. Обслуживался он в казанской компании «Тулпар», считающейся одной из лучших по техобслуживанию самолетов этого типа. В последний раз самолет проходил техобслуживание с 1 по 16 августа 2011 г. На нем заменили правый боковой двигатель, у которого заканчивался ресурс. Претензий к состоянию самолета у специалистов не возникло. Его назначенный начальный ресурс составлял
15 000 летных часов (10 000 полетов). В авиационной практике такие самолеты называют «свежими», им еще далеко до капремонта.
Свидетельство летной годности в пределах назначенного ресурса на него истекало 1 октября, а потом, после проверки летной годности самолета, его должны были выдать на новый срок.
«В авиации нет понятия «старый самолет». Есть соответствие воздушного судна сертификационным требованиям, то есть может ли самолет обеспечить безопасность полетов, — говорит советник главы Росавиации Сергей Извольский. — Всего Як-42 было произведено более 180, и только 7 катастроф произошло. Это достаточно низкий показатель. Значит, самолет надежный. В частности, разбившийся самолет был произведен в 1993 году, у него было 2997 посадок, общая наработка 6391 час, на самом деле у него был еще достаточно большой эксплуатационный ресурс».
Нет понятия «старый самолет». Есть — соответствие сетификационным требованиям
Потому представители совершенно разных ведомств говорят, что «с самолетом случилось что-то неординарное».
Сегодня в адрес российских самолетов все чаще звучат обвинения в том, что они — старье. Но взглянем на Боинги и Эрбасы, которые закупают наши авиакомпании. Не секрет, что большинство из них сильно подержанные и нередко постарше российских аналогов. Берут, потому что дешевле. Достаточно вспомнить хотя бы Боинг-737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», купленный у китайцев, которые нещадно его эксплуатировали 15 лет и разбившийся в 2008 г. в Перми.
В прошлом году в интервью одной из газет командир Ил-96 Владимир Сальников (39 лет в авиации, налет свыше 20 000 часов) рассказывал: «У нас находится масса людей, готовых лоббировать чужие интересы. Откаты захлестнули страну, в том числе авиацию. «Эрбас» в контракте на продажу самолетов прямо указывает: посредник получает 10% от суммы сделки. «Боинг», не стесняясь, обнародует данные о том, что в 2009 году потратил $72 млн на подкуп чиновников СНГ, продвигая свою технику. Причем в основном утиль. В районе Лас-Вегаса, в пустыне, у них есть два аэродрома, где стоят старые самолеты. А в США четкое правило: после того как самолет налетал 60 000 часов, он может возить только груз и почту. Если он для этого не востребован, его консервируют и оставляют на стоянке. Затем туда приезжают покупатели, в том числе из России. Для них машины подновляют и говорят: у себя на них вы можете летать, но над нашей территорией — ни в коем случае».
«Американцы благодарны российским властям за то, что те обеспечили 14 тысяч рабочих мест в инновационной сфере США, коей является самолетостроение, подписав документ о покупке 40 Боингов. Но что скажут люди, которые у нас потеряют в той же инновационной сфере России 14 тысяч рабочих мест?» — говорил в интервью «Радио «Свобода» бывший замминистра гражданской авиации РФ, заслуженный пилот РФ Олег Смирнов.
Специалисты уверяют: от возраста у самолета не снижается безопасность. Есть ресурс по времени, посадкам и налетам у самолета и у всех его составляющих вплоть до заклепки. Через положенное число налетов детали изымают. Таким образом, даже 30-летний самолет может быть молодым, так как его внутренности менялись 20-30 раз. Это миф о связи возраста самолетов с числом авиапроисшествий.
По словам Олега Смирнова, в США средний возраст самолетов — 17 лет, в Европе — 10, в Китае — 7. При этом на 1 млн часов налета в США происходит 0,5 авиакатастроф, в Европе -1,09 катастроф, в Китае — 2,6 катастроф. Таким образом, с более молодыми самолетами, эксплуатируемыми китайскими авиакомпаниями, происходит больше происшествий, чем с более старыми лайнерами, летающими в США и Европе.
В этой ситуации призывы запретить эксплуатацию Як-42 звучат по меньшей мере странно. «Во-первых, ресурс многих этих самолетов еще позволяет их эксплуатировать. Во-вторых, они составляют основу парка небольших авиакомпаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов в отдаленных регионах. И запрет на эксплуатацию Як-42 будет означать, что десятки тысяч российских граждан окажутся отрезанными от Большой земли, а это уже чревато социальным взрывом. В-третьих, такие меры вряд ли выдержат испытания законодательством, потому что волевой запрет на эксплуатацию судов без должных на то оснований приведет к валу судебных исков от эксплуатантов такой техники. В-четвертых, сегодня заменить эти самолеты по большому счету нечем.
Да, самолетов нового поколения, способных заменить Ту-134, Як-42 или Ту-154, в России пока выпускается немного. Но ведь еще два года назад они не выпускались совсем. Между тем сегодня в расписании ряда наших авиакомпаний появились новые лайнеры отечественного производства. 12 сентября в небо поднялся третий «Сухой Суперджет» для «Аэрофлота». В тот же день совершил первый рейс с пассажирами Ан-148 авиакомпании «Полет». Развивается программа МС-21…
Так, может, не стоит требовать огульного списания машин предыдущего поколения, а синхронизировать их постепенный вывод из эксплуатации с запланированным ростом производства новых российских самолетов? Сегодня эмоциональное состояние общества неблагоприятно для авиации. В этой ситуации можно долго искать виновных, но истинные причины трагедии должна определить комиссия после расшифровки «черных ящиков», которые уже в лаборатории МАК в Москве.
rg.ru
Катастрофа Як-42 вызывает недоумение экспертов
18:03 / 08.09.11
Катастрофа Як-42 вызвала недоумение у экспертов в сфере авиации. Пассажирский самолет Як-42 предназначен для использования на авиалиниях средней протяженности и на сегодняшний день является одной из самых актуальных и перспективных машин в российской авиации. Как же это могло случиться?
Как известно, в среду, 7 сентября, под Ярославлем близ аэропорта Туношна разбился самолет Як-42, принадлежащий компании «Як-Сервис». На его борту находилась ярославская хоккейная команда «Локомотив». В результате крушения погибли 43 человека, только двое выжили. При крушении борт развалился на две части: носовая часть рухнула в Волгу, хвостовая часть осталась на берегу. Возможно, пилоты попытались посадить терпящий бедствие самолет на воду.
Причины и версии
По одной из версий Як-42 разбился из-за столкновения с антенной маяка, находящейся за пределами взлетно-посадочной полосы. По неизвестным пока причинам воздушное судно не смогло набрать безопасную высоту при взлете и столкнулось с антенной. В результате самолет упал на землю.
Специалисты считают, что воздушное судно потерпело крушение из-за отказа одного из трех двигателей: «технические характеристики Як-42 позволяют удерживать его на двух двигателях в воздухе во время полета и даже произвести посадку, но взлететь на двух двигателях он не способен». Некачественное топливо могло стать причиной сбоя в работе двигателя рухнувшего самолета.
Очевидцы катастрофы — рыбаки — не видели, как самолет ударился о землю, им помешали деревья и дачные дома. Они услышали лишь громкий звук, похожий на столкновение автомобилей, затем еще удар, после чего увидели, как взлетающий самолет стал крениться на правую сторону. На место крушения выехали саперы и сотрудники ФСБ. Следствие не исключает теракта.
В Росавиации тем временем подчеркнули, что самолет Як-42 перед вылетом в Ярославль прошел оперативную форму технического обслуживания, замечаний по техническому состоянию не было.
Эксперты в шоке
Эксперты в один голос говорят о надежности разбившегося Як-42. «Самолет Як-42 — достаточно надежная машина. За последние 20 или даже 30 лет я не помню тяжелых происшествий на этом самолете», — сообщил РБК заслуженный летчик России, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов. По его словам, пока трудно сказать, что стало причиной крушения, но поскольку самолет упал недалеко от аэропорта, то черные ящики быстро найдут, за ночь расшифруют и уже в четверг все станет известно. «Я думаю, что-то случилось с управлением самолета», — заключил эксперт.
По мнению летчика-испытателя, Героя Российской Федерации, почётного президента авиасалона «Макс» Магомеда Толбоева, Як-42 является отличным, надёжным самолётом. «Это первый случай падения Як-42 на моей памяти. Сейчас надо ждать результатов расследования. Мы же не можем, сидя здесь, определить причины. Всякое может быть. Могут быть технические причины, обслуживание самолета, ошибка летного состава — самолет сам по себе не падает. Взял, взлетел и упал — так не бывает», — сказал эксперт.
По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта). По решению руководства Следственного комитета РФ уголовное дело передано для дальнейшего расследования в Главное следственное управление СК России. На место происшествия выехала бригада следователей ГСУ, а также опытные криминалисты и специалисты центрального аппарата, имеющие опыт расследования авиакатастроф.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) также приступает к расследованию катастрофы. В МАК сформирована комиссия, которую возглавил Леонид Каширский.
Тот самый Як-42
Что же представляет собой Як-42? Это среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х гг. для замены технически устаревшего Ту-134. Самолет выпускался Смоленским авиационным заводом (1977-1981гг.), а чуть позже, в 1978 г., был налажен выпуск на Саратовском авиационном заводе. Всего с 1980 г. было выпущено 183 самолета (два из них — для прочностных испытаний): 11 — на Смоленском авиазаводе и 172 — на Саратовском. (Как сообщало раньше «Оружие России», Саратовский авиационный завод в 2010 г. был ликвидирован) .
Як-42 стал первым российским самолетом, прошедшим полную международную сертификацию и допущенным к полетам без ограничений во всех европейских государствах. Самолет с успехом эксплуатируется на международных линиях в более чем 130 странах мира даже после ужесточения норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателя.
После первых же полетов летчиками-испытателями были отмечены отличные пилотажные качества, устойчивость и легкость управления самолетом. Приборы самолетовождения обеспечивают безопасность полетов ночью и в сложных метеоусловиях. В отличие от тяжелого Ил-86, Як-42 не нуждается в новых взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках, что позволяет использовать его практически на любых аэродромах. Известно, что Як-42 имеет самые высокие показатели безопасности полетов.
На сегодняшний день износ российского авиапарка среди Як-42 составляет примерно 50%, что гораздо лучше, чем у ряда других российских самолетов, выпущенных в СССР.
Опровержение
Как говорится в сообщении комиссии по транспорту Европейского союза от 19 апреля 2011 г., потерпевший крушение Як-42 был внесен в список недостаточно безопасных самолётов. Однако, Министерство транспорта РФ опровергло это заявление. Как сообщил замглавы Минтранса Валерий Окулов, запрет был наложен на самолет с бортовым номером 42343, а упавший лайнер имел номер 42344.
Кроме того, чиновник опроверг информацию о том, что самолету Як-42 не хватило места на взлетной полосе. Заместитель министра транспорта сказал, что в момент взлета лайнера с ярославскими хоккеистами на борту аэропорт Туношна не был перегружен.
Выводы
Ситуация более чем загадочная. Остается только ждать результатов расследования. Известно, что авиакомпания «Як-Сервис» — это сравнительно небольшая авиакомпания. Компания занимается VIP-перевозками на отечественных самолетах Як-40 и Як-42. Всего их было 9 штук, причем один из них не летал, а находился на хранении. Разбившийся самолет был самым новым лайнером «Як-Сервиса». Здесь сразу вспоминается политика государства по отстранению от полётов малых авиакомпаний. И приходит на ум, что действия Правительства вполне логичны. Хотя по заявлению экспертов, количество лайнеров, находящихся в распоряжении компании, не влияет на качество и безопасность полётов. Все решает то, как точно и правильно эти самолеты эксплуатируются.
www.arms-expo.ru
Схема салона и лучшие места Як-42: особенности самолета
Предназначенный для перелетов малой и средней дальности, Як-42 был разработан в Советском Союзе в 1970-х годах в КБ Яковлева, чтобы заменить устаревшие Ил-18 и Ту-134. Самолет имеет три турбовентиляторных двигателя, расположенных в хвостовой части фюзеляжа и форкиле. Способен взлетать и садиться на слабо подготовленных аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами, имеет высокую топливную эффективность, обладает надежностью двигателей и систем обслуживания.Общие сведения о самолете Як-42
Летные испытания были проведены в 1975 г., а в 1977 г. Як-42 впервые был представлен на выставке во Франции. С 1980 г. самолет поступил в распоряжение «Аэрофлота».
За два года эксплуатации на отечественных Як-42 было перевезено полтора миллиона человек, самолет использовался на большом количестве маршрутов как внутри страны, так и на международных направлениях.
Модель с повышенной дальностью полета Як-42 Д (см. фото) поступила в серийное производство в 1988 г.
Судьба самолета, несмотря на его эффективность, не сложилась. Перестройка и распад Союза, уменьшение пассажироперевозок, разнообразие привлекательных иностранных моделей сыграли не в пользу отечественного маленького Як-42. После закрытия Саратовского авиационного завода в 2003 г. серийное производство самолета было прекращено.
На 2018 г. в эксплуатации у российских авиаперевозчиков находятся 35 Як-42. Еще 2 – в Китае, 8 — в Северной Корее и 4 — на Кубе. Несколько самолетов находятся в лизинге в Пакистане и Иране.
Летно-технические характеристики
- Тип самолета: узкофюзеляжный, среднемагистральный
- Длина: 36,38 м
- Высота: 9,83 м
- Размах крыльев: 34,88 м
- Диаметр фюзеляжа: 3,80 м
- Ширина салона: 3,60 м
- Крейсерская скорость: 700 км/ч
- Дальность полета: 2 900 км
- Высота полета: 9 100 м
- Разбег: 1800 м
- Двигатели: Прогресс Д-36
- Экипаж: 2 пилота и 1 бортмеханик
- Пассажировместимость: от 39 до 120 человек
Схема салона Як-42 на один класс обслуживания
Находящиеся в эксплуатации в настоящее время Як-42 и Як-42 Д имеют два типа компоновки салона: на один и два класса. Ознакомимся с конфигурацией салона одного класса на 120 пассажиров и определим лучшие и худшие места (см. схему).
Вход в самолет расположен в хвостовой части, кроме него имеются 6 аварийных выходов.
В начале и в конце салона расположены два туалета (см. схему салона).
1 ряд – увеличенное пространство для ног. Комфортные места с небольшим недостатком из-за близости туалета.
За 6 рядом находится перегородка, а сразу за ней – два аварийных выхода. Спинки сидений шестого ряда отклоняются на небольшой угол.
Перед 7 рядом большое пространство для свободного доступа к запасным дверям. Под сидения нельзя ставить багаж. Места рядом с запасными выходами не предоставляются:
- детям до 12 лет;
- инвалидам;
- пассажирам, перевозящим животных;
- иностранным гражданам, не владеющим русским или английским языком.
Лучшие места
Для комфортного перелета очень важно сидеть расслабившись. Это можно сделать, вытянув ноги и откинув спинку кресла. Лучшие места в Як-42:
- 1, 7 и 14 – полностью
Худшие места
Худшими можно назвать места в хвостовой части самолета, места рядом с санузлами и те, у которых не раскладывается спинка. В Як-42 это:
- 6, 13 и 20 – полностью
У этих мест спинки кресел не откидываются.
19 C, D – места в проходе рядом с санузлами
Места 20 последнего ряда самые некомфортные. У них фиксированные спинки, за ними расположены туалеты и они находятся в хвосте самолета. Здесь также сильно слышен шум двигателей.
Схема салона Як-42 на два класса обслуживания
В Як-42 существует компоновка на 100 пассажиров в салоне на два класса. Бизнес-класс занимает пространство первых шести рядов (см. схему). Всего 16 мест.
В остальном, конфигурация и выбор лучших мест такие же как в салоне Як-42 на 120 пассажиров. (Начиная с 7 ряда схемы совпадают)
По отзывам пассажиров, Як-42 в целом нравится путешественникам. Уступая внешне иностранным лайнерам, наш отечественный «Яшка» не уступает им в надежности, мощности и устойчивости. Этот небольшой самолет быстро взлетает, летит очень ровно, быстро садится. Шум в носовой части совсем небольшой, а в хвосте не больше, чем в Аэробусах и Боингах, а по некоторым отзывам даже меньше. Когда идешь по салону, не качает и не трясет. Ему не нужна длинная посадочная полоса и он быстро останавливается после приземления.
Во времена СССР было разработано много отличных самолетов и при возможности развития отечественного авиастроения и вложения средств, Як-42 при дальнейшем усовершенствовании смог бы занять почетное место в ряду современных коммерческих лайнеров.
Ищите дешевые билеты на самолет, не выходя из дома:
Оцените авиакомпанию:
Загрузка…fly-inform.ru
схема и практическая аэродинамика, технические характеристики (ТТХ), расположение мест в салоне
Созданному в КБ Яковлева самолету Як-42 принадлежит ряд мировых рекордов в классе подобных машин. Это достижение удивительно тем, что бюро не специализировалось на создании пассажирских самолетов.
В ходе одного из рекордных полетов машина без посадки преодолела расстояние от Москвы до Хабаровска. Распространению и развитию лайнера сначала помешали проблемы конструкционного характера, а затем – банкротство единственного завода-изготовителя.
Содержание статьи
История создания
Разработка среднемагистрального лайнера Як-42 стартовала в начале 70-х годов прошлого столетия. Машина предназначалась для замены устаревавших самолетов Ил-18 (с поршневыми двигателями) и Ту-134.
Для нового самолета изначально принималась концепция с тремя турбореактивными двигателями, расположенными в хвостовой части. Два агрегата разместили в пилонах, а третий устанавливался в фюзеляже и оснащался выведенным в форкиль воздухозаборником.
По этой причине была использована Т-образная схема оперения, горизонтальные управляющие поверхности были расположены в верхней части киля.
Несколько прототипов, построенных в середине 70-х годов, отличались различной стреловидностью крыльев и наличием дополнительных узлов (например, парашюта для вывода из штопора).
По результатам испытаний одобрение получил третий по счету прототип, оснащенный стреловидным хвостовым оперением и усиленными основными стойками шасси со спаренными колесами. В таком виде самолет Як-42 был показан общественности в ходе авиасалона в Ле Бурже в 1977 году.
В серию самолет попал в этом же году, но официальный ввод в эксплуатацию и выставление лайнера на пассажирские рейсы состоялся только в конце 1980 года.
Через два года произошла катастрофа самолета Як-42 борт 11040104 из-за дефекта конструкции системы управления горизонтального оперения.
На время расследования причины катастрофы и разработку нового узла производство остановилось.
Модернизированные самолеты стали строиться только в 1984 году, а уже через четыре года началось производство улучшенной версии Як-42Д, которая допускала больший взлетный вес и обеспечивала большую дальность полета.
Последние самолеты были собраны в 2003 году. Всего было изготовлено 183 экземпляра Як-42 и 42Д (основное производство машин было налажено на Саратовском авиационном заводе).
Конструкция
При разработке Як-42 конструкторы КБ Яковлева попытались совместить возможность эксплуатации с неподготовленных взлетных полос, топливную экономичность и способность к поддержанию высоких крейсерских скоростей.
Для снижения веса планера самолета были применены монолитные каналы воздухозаборников, изготовленные из композитных материалов. Плоскость крыла выполнялась монолитной и не имела линий разъема, утяжелявших конструкцию.
На самолете Як-42 используется шасси с носовым расположением поворотной передней стойки, которая выпускается по потоку воздуха. Главные стойки выпускаются в левую и правую стороны в направлении, перпендикулярном потоку.
Приводы механизмов выпуска и уборки шасси, поворота передней стойки гидравлические. Для подачи жидкости установлены основная и аварийная системы.
К магистралям систем подключены тормоза колес, оборудованные дисковыми механизмами.
При работающей гидросистеме от нее питается бустер руля направления. В случае отказа руль управляется вручную. Элероны и рули высоты управляются от усилия рук пилотов.
Рабочее давление в гидросистемах достигает 170 атм. н создается двумя насосами, установленными на распределительных коробках боковых двигателей. В случае отказа основных насосов система питается от двух электрических станций – переменного тока (от бортовой сети самолета Як-42) и постоянного (от аккумуляторных батарей).
Кроме шасси, гидравликой приводятся предкрылки, закрылки, щитки интерцепторов на поверхности крыла и стабилизатора.
В управлении стабилизатором возможно использование аварийной и основной системы, каждая из которых приводит отдельный узел винтового привода.
В нормальном режиме отклонение стабилизатора самолета Як-42 выполняется от основной системы вращением винта червячного механизма.
При аварийных ситуациях стабилизатор управляется поворотом гайки.
Первичная электрическая система Як-42 имеет три фазы и рабочее напряжение 112/208 вольт (при частоте 400 Гц). При помощи трансформаторов и выпрямителей напряжение преобразуется в переменный ток 36 вольт (400 Гц) и постоянный 27 вольт.
В качестве источников тока используются три генератора мощностью по 30 кВт (установлены на ТРД). Имеется также, стояночный генератор мощностью 40 кВт и две аккумуляторные батареи. При отказе главных генераторов возможно питание всех потребителей самолета от батарей через преобразователи напряжения.
Запас топлива на самолете Як-42 расположен в трех баках, установленных в центроплане и по бокам фюзеляжа. Баки имеют одинаковую емкость и вмещают по 6170 кг топлива. При запасе 870 кг включается сигнализация резервного остатка, а при 320 кг – сигнализация остатка ухода на второй круг.
Каждый бак питает свой двигатель при помощи двух насосов. Для снабжения топливом вспомогательной установки используется бак в центроплане и отдельный насос. В случае поломки этого насоса возможно питание установки от насосов среднего двигателя.
В аварийном режиме баки объединяются при помощи кранов, которые автоматически открываются при срабатывании сигнализации резерва ухода на второй круг.
В качестве силовых установок использованы трехвальные турбореактивные двигатели Д-36, разработанные в КБ «Прогресс» (Запорожье). Двигатель имеет вес 1124 кг и способен развить на чрезвычайном режиме тягу 6500 кгс.
При этом режиме самолет Як-42 способен выполнить взлет на двух моторах. На крейсерском режиме на высоте 8000 м тяга находится в пределах 1600 кгс.
В стандартном пассажирском салоне установлены два ряда трехместных кресел. Первый ряд мест в самолете имеет увеличенное пространство для ног пассажиров. Для входа и выхода используется дверь и сдвижной трап, расположенный в хвостовой части фюзеляжа.
Привод механизмов трапа на Як-42 выполнен от аварийной гидравлической системы. В случае возникновения аварийных ситуаций пассажиры могут покинуть Як-42 через шесть аварийных выходов, расположенных по бортам. В начале и конце салона расположены санузлы.
В салоне имеется перегородка, установленная между 6 и 7 рядами кресел.
Рядом с ней расположены аварийные выходы. Из-за этого пассажирские места 7 ряда всегда пустуют.
Второй ряд аварийных окон имеется между 13 и 14 рядами. Для обеспечения беспрепятственного выхода спинки кресел тринадцатого ряда заблокированы.
Существуют варианты самолета Як-42 с салоном на 100 пассажиров с разделением на бизнес-класс и эконом-класс.
Места бизнес-класса расположены в промежутке до перегородки. Всего имеется восемь двухместных кресел для пассажиров этого класса. Остальная часть повторяет стандартную схему салона.
Технические характеристики в сравнении с конкурентами
Як-42 | Ту-134А | Ил-18 | |
---|---|---|---|
Вес порожнего, кг | 28960 | 27960 | 35000 |
Допустимый взлетный вес, кг | 53500 | 43000 | 64000 |
Длина, мм | 36380 | 37100 | 35900 |
Высота, мм | 9830 | 9020 | 10170 |
Размах, мм | 34880 | 29000 | 37420 |
Диаметр фюзеляжа, мм | 3600 | 2900 | 3500 |
Площадь крыла, кв. м | 150,0 | 127,3 | 140,0 |
Скорость крейсерского режима, км/ч | 810 | 900 | 625 |
Дальность полета максимальная, км | 2300 | 1900 | 6500 |
Потолок, м | 9600 | 11900 | 10000 |
Пассажировместимость, чел | 120 | 76 | 120 |
Особенности эксплуатации
Лайнеры Як-42 поставляемые на экспорт имели двухместную кабину, что стало новинкой для самолетостроения СССР. Подобный результат удалось достичь путем многократной проверки на стендах всевозможных комбинаций приборных досок и пультов и подбора удобных сочетаний автоматических и ручных приводов.
При разработке конструкторы постарались обеспечить минимальный объем работ по наземному обслуживанию и регламентным ремонтам, что должно было сократить простои самолета.
Для загрузки багажа и грузов могли применяться как стандартные контейнеры, так и обычная погрузка.
С целью упрощения эксплуатации с летных полей 3-го класса на Як-42 применили автономный трап.
Интересные факты
Конструкция двигателей Як-42 не имеет реверса тяги, но из-за низкой посадочной скорости торможение выполняется штатными механизмами колес и механизацией на крыле.
Как минимум шести самолетам присвоены собственные имена.
След в истории
В конце 80-х годов начались работы по созданию модернизированного Як-42А, основанного на модели 42Д. Новый самолет предполагалось укомплектовать удлинённым фюзеляжем и экономичными двигателями «Прогресс» Д-36.
Первый прототип был построен в конце 1992 года и получил обозначение Як-142. Планировалось создание семейства машин с пассажирскими салонами, рассчитанными на перевозку от 39 до 120 человек.
Серийное производство развернуто не было из-за банкротства Саратовского авиационного завода. Построен единичный серийный самолет, который эксплуатируется авиакомпанией «Лукойл».
В 1993 году разрабатывался проект самолета Як-242, оснащенного двумя двигателями ПС-90А12 и использующего элементы планера Як-42.
По своим техническим характеристикам он должен был занять промежуточное положение между ближнемагистральными и среднемагистральными машинами. Проект реализован не был.
На сегодняшний день самолеты Як-42 и 42Д продолжают эксплуатироваться на внутренних линиях. При этом эксплуатация части машин приостановлена в соответствии с результатами расследования аварии борта RA-42434.
Из-за банкротства Саратовского авиазавода (основного изготовителя машин) сопровождение находящейся в эксплуатации техники прекращено. Из-за этого дальнейшие перспективы Як-42 туманны, скорее всего, самолеты будут сняты с эксплуатации и списаны в ближайшее время. На 20 марта 2015 года в летном состоянии оставалось только 38 машин, а на август 2017 года – только 35.
Видео
warbook.club